Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о пешеходном туристском путешествии турклуба МИТХТ по Алтаю (Южно- и Северо-Чуйские хребты) по маршруту: пос. Бельтир - р. Талдура - пер. Химик (рад.) (1Б-2А) - пер. Перемётный (1Б-2А) - р. Атбажи - Карагемская поляна - р. Прав. Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б) - Шавлинские Озёра - пер. Н.Шавлинский (1Б) - р. Маашей - пос. Чибит, совершенном с 5 по 20 августа 2003 года

Автор -
Александр Камков


1. Справочные сведения
1. Проводящая организация: Турклуб МИТХТ.
2. Вид туризма: пешеходный
Категория сложности похода: третья
Протяженность активной части похода, км: 197
Продолжительность общая: 16 дней
Количество ходовых дней: 15
Сроки проведения: 5-20 августа 2003 г.
3. Район, подрайон, массив похода: Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты, Алтай.
4. Подробная нитка маршрута: пос. Бельтир - р. Талдура - ледник Талдуринский (рад.) - пер. Химик (рад.) (1Б-2А, 3600 м) - пер. Перемётный (1Б-2А, 3400 м) - р. Атбажи - Карагемская поляна - р. Правый Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220 м) - Шавлинские Озёра - пер. Н. Шавлинский (1Б, 3300 м) - р. Маашей - пос. Чибит.

2. Содержание отчёта
1. Общая характеристика района и маршрута
Нет нужды описывать Алтай. Это единственный район в России, где можно пройти маршруты по всем видам туризма (пешеходные, горные, водные, лыжные) любой категории сложности - от 1 до 6.
Маршрут линейный, проходил по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам с организаций промежуточного лагеря на Карагемской поляне.
Маршрут можно разделить на 5 участков:
1 участок: от места высадки (слияние рек Джело и Талдура) вверх по Талдуре до Талдуринского ледника.
2 участок: горный - перевалы Химик и Перемётный.
3 участок: переход от Ю-Чуйского хребта через Карагемскую Поляну на С-Чуйский.
4 участок: горный по С-Чуйскому хребту - перевалы Абыл-Оюк и Н.Шавлинский.
5 участок: выход в населёнку.

2. Варианты подъезда и отъезда
Въездные ворота Алтая - город Бийск. Туда из Москвы можно добраться в вагоне беспересадочного сообщения, либо из Новосибирска местным поездом или автотранспортом. Далее фирма "БийскАлтайТур" (ivan@mail.biysk.ru или bialtur@mail.biysk) предоставляет автотранспорт для доставки в любое доступное для автомобиля повышенной проходимости (ГАЗ-66) место на территории Горного Алтая. Есть на Алтае и регулярное автобусное сообщение, но автобусы ходят редко и свободные места не всегда имеются.
В это время по Алтаю путешествовали 2 группы турклуба МИТХТ. От станции Бийск на автобусе ПАЗ группы доставили до пос. Чибит. Время в пути - от 7 до 9 часов. Там у нижнего моста точка пересадки. Нас пересадили на ГАЗ-66, который доставил до слияния рек Джело и Талдура. Здесь наша группа высалилась, а вторая вместе с нашей заброской была доставлена до Карагемской поляны.
Заканчивали маршрут в Чибите. Автобус ходит из Акташа через Чибит раз в сутки утром. В Чибите есть группа людей, занимающаяся частным извозом. Информацию можно получить в местном магазине. За 600 р. с человека на двух автомобилях ("Жигули" и УАЗ) нас доставили в Бийск. Время в пути - около 7 час (с 12 ночи до 7 утра). Из Бийска ходят рейсовые автобусы до Новосибирска, но свободные места были только на 14 часов. Воспользовались частным изводом и в районе 14 часов были в Новосибирске, а в 16 уже ехали на поезде Улан-Батор - Москва.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
На границе между Южно-Чуйским и Северо-Чуйским хребтами, в месте впадения р. Иолдоайры в р. Карагем есть уникальное место под названием Карагемская Поляна. Это действительно поляна больших размеров, на которой построены столовая человек так на 10 и баня. На поляне много места, где можно поставить палатки. В столовой можно поесть вполне приличную и очень дешевую еду, и пополнить запас продуктов. К поляне подходит грунтовая дорога от Бельтира, проходимая даже для а/м типа УАЗ. 1-2 раза в неделю из Бельтира приходит ГАЗ-66. Машина доставляет продукты, группы туристов, и забирает назад всех желающих уехать.
Второй запасной вариант - выход от Шавлинских озёр через перевал Ештык-Коль. Перевал н/к, хорошая тропа.

4. График движения
День Дата Участки маршрута Км Характеристика участка
1.  05.08 пос. Чибит – р. Джело – - автомобильная заброска
- организация заброски -
2.  6.08 - р. Талдура - 8 хорошая тропа
3.  7.08 - выход под лед. Талдуринский - 16 тропа, осыпи
4.  8.08 - рад. выход под пер. Некрасова (1Б) – 7 осыпи, ледник
5.  9.08 - пер. Химик (1Б-2А, рад) - 7 осыпи, ледник
6.  10.08 - пер. Перемётный (1Б-2А) – р. Атбажи - 10 осыпи, ледник
7.  11.08 - р. Иолдоайры - 11 тропа, осыпи
8.  12.08 - р. Карагем - 9 тропа, переправы
9.  13.08 - спасательные работы - 55 тропа, переправы
10.  14.08 - спасательные работы - - тропа, переправы
11.  15.08 - р. Абыл–Оюк (Прав. Карагем) - 10 тропа, осыпи
12.  16.08 - пер Абыл-Оюк (1Б) - верхнее озеро - 7 осыпи, ледник
13.  17.08 - Шавлинские Озёра - 8 тропа, осыпи
14.  18.08 - пер. Н. Шавлинский (1Б) - 6 осыпи, ледник
15.  19.08 - р. Машей - 18 осыпи, тропа
16.  20.08 - р. Чуя – пос. Чибит. 18 тропа, дорога

Итого активными способами передвижения: 15 дней, 197 км.

5. Техническое описание прохождения маршрута

6-7.08. 1-2 день, слияние р. Джело и Талдура - исток р. Талдура
Автомашина довезла нас до слияния рек Джело и Талдура. Стояли на левом берегу Джело, метрах в 200-х от впадения в Талдуру. Здесь хорошее место. Утром по малой воде уложили брёвна для переправы и переправились. На правом берегу также хорошие места для стоянки. Полдня ждали возвращения двух участников, поехавших сопровождать заброску.
Во второй половине дня двинулись вверх вдоль Талдуры. По правому берегу идёт приличная грунтовая дорога, проходимая для а\м типа "Урал". Так что при большом желании заброситься можно в самые верховья Талдуры.
Дорога проходит мимо двух кошей и заканчивается напротив ущелья перевала Некрасова. Первоначально предполагалось радиально выйти отсюда на перевал Некрасова. Однако этот год был снежный, и из-за высокой воды возникли проблемы с переправой. Было решено выйти на перевал со стороны ледника Талдуринский.
Встали базовым лагерем на ручье, вытекающем от перевала Перемётный, метрах в 150 от места впадения ручья в Талдуру. Здесь, пожалуй, единственно хорошее место.

8.08. 3 день, радиальный выход под пер. Некрасова
От места стоянки до Талдуринского ледника около 500 м по осыпям. Талдура мощным потоком вытекает из-под ледника. Выход под перевал Некрасова по замысловатой траектории. Сначала пересекаем ледник до морены, переходим через морену, далее снова по леднику до подъёма на верхнюю ступень (Фото 1). Затем вдоль границы ледника и скал до взлёта на перевал. Здесь ледник выполаживается.
Перевальный взлёт - узкий кулуар, метров 150 (Фото 2). Однако в нашем случае резко ухудшилась погода - пошёл снег, облачность стала опускаться. Пришлось повернуть назад.

9.08. 4 день, радиальный выход на пер. Химик (1Б-2А, 3600 м)
Перевал Химик теоретически соединяет ледники Талдуринский и ущелье перевала Перемётный. Однако в таком, классическом варианте, перевал практически не ходят. Перевал используют для сокращения пути от ледника Тулдуринский (или перевала Талдуринский) в ущелье р. Атбажи. На Химик выходят по гребню хребта с перевала Талдуринский. В целях акклиматизации мы собирались пройти его в обратном направлении, со стороны пер. Перемётный.
От базового лагеря вверх по мелкой и средней осыпям вдоль ручья. После подъёма на ригель нужно придерживаться левого (правого по ходу) борта ущелья. Подход к леднику по грядам и осыпям. Ледник занимает довольно большую площадь. Подъём в левой (по ходу) части. Здесь ровный некрутой (максимум 25 град в точке перегиба) подъём по чистому льду (Фото 3). Но протяжённый - 400 м. Подъём по классической схеме - на жумарах с навешиванием перил на ледобурах. Хорошо подготовленная группа может подниматься в связках с одновременной страховкой.
Выход на ледник Перемётный. В средней части он пологий, закрытый, но трещины просматриваются. Обходя трещины, идём к перевалу. Подъём в левой (по ходу) части большого цирка, в обход бергшрунда. Движение в связках. Снега много, но он очень плотный, кошки держат идеально.
Перевал - очень широкая седловина (Фото 4), тура нет, ибо, как уже говорилось, на него выходят траверсом гребня, спускаясь с невысокой вершины. Возврат назад тем же путём, по своим следам.
По классификатору пер. Химик проходит как 2А. Но в нашем случае из-за большого количества снега он упростился, так что, скорее, это 1Б-2А.

10.08. 6 день, р. Талдура - пер. Перемётный (1Б-2А, 3400 м) - р. Атбажи
Пер. Перемётный соединяет реки Талдура и Атбажи. Название получил, видимо, из-за перемётного ледника - ледник полностью перекрывает перевал и падает в обе стороны. При выходе на Химик мы попутно провели разведку Перемётного. Картинка сильно изменилась против описанной в прежние годы: ледник отступил, и классический путь по границе ледника и осыпи в северной части стал весьма проблематичным - там теперь смесь мелких камней и льда. Камни плохо держатся на льду, в кошках из-за этих же камней там не разбежишься. Добавьте высокую камнеопасность - образовавшиеся кулуары на границе ледника и скал собирают всё, что падает сверху.
Поэтому решено было поднимать не самым коротким, но значительно более безопасным путём - тем же, что шли на Химик. После выхода на пологую часть ледника поворот направо к преревалу Перемётный. Ледник в этой части с обилием трещин, но открытый. Трещины обходятся по замысловатой траектории. Сам перевал - это часть ледника. Тур на скалах, ближе к точке спуска на Атбажи. Снята записка группы ТК МИТХТ от 8 августа 2003 г.
На спуске - та же проблема, что и на подъёме: по осыпи идти весьма проблематично. Спуск по льду, метрах в 10 - 15 от границы. Здесь лёд практически без камней. На ледобурах закрепили перила и "Дюльфером". Двух верёвок по 50 м хватило до безопасной части. Крутизна склона - от почти горизонтального в верхней части до 30 градусов и один участок окло 2,5 м практически отвесный - спуск в бергшрунд (Фото 5, Фото 6).
Дальше ледник выполаживается до практически горизонтального. Трещины обходятся. Стоянка у небольшого озера примерно в километре от ледника - есть хорошее место.
По классификатору Перемётный - 1Б. Но, как уже сообщалось, он существенно изменился. Сейчас он скорее 1Б-2А.

11-12.08. 7-8 дни, р. Атбажи - р. Иолдоайры - р. Карагем
Далее вниз вдоль реки по осыпям и грядам. Километра через 3 на правом берегу появляется слабая тропа. Далее тропа постепенно улучшается и, обходя каньон в устье Атбажи, выходит на Иолдоайры. Здесь есть место для стоянки. Переправа на правый берег по бревну, подъём на крутой берег на террасу. Здесь проходит хорошая грунтовая дорога до Карагемской Поляны.
На поляне сняли заброску, перекусили в чайхане (Фото 7). Далее вдоль Карагема по краю поляны по тропе до слияния Левого и Правого Карагемов. Есть некоторая путаница в названиях: в этом месте сливаются три речки. Средняя на некоторых туристских картах обозначена как Абыл-Оюк , а на топографических - как правый Карагем.
Здесь очень хорошоее место для стоянки - много ровных площадок и дров, удобные подходы к воде. Рекомендуем для днёвок как альтернативное место Карагемской Поляне - если хотите уединится, ибо на поляне, как правило, много народа.

13-14.08. 9-10 дни, спасательные работы
Вечером по рации пришло сообщение о несчастном случае на реке Карагем. В группе из Таганрога погиб человек. Погибший находился в 20 км ниже по течению. На Поляну прибыл участковый с двумя проводниками. Нашей группе было предложено принять участие в доставке тела погибшего с места гибели на Карагемскую поляну, куда доходит автотранспорт.
За двое суток группой было пройдено 55 км, однако погибшего доставить до поляны так и не удалось. Похоронили недалеко от места гибели.

15-16.08. 11-12 дни, р. Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220 м) - верхнее озеро
По брёвнам и камням переправились через Левый Карагем и далее вверх по хорошей тропе. На ночёвку встали метрах в 500-х от языка ледника. На следующий день вышли на ледник. Ледник пологий, крутизна макс. градусов 15. Много трещин, закрыты снегом. В нижней части шли без связок, далее, по мере увеличения снега, связались. Трещин, хоть и много, но они достаточно хорошо различимы. Можно пройти прямо через ледник на виднеющийся перевал - правый, более высокий кулуар (Фото 8.). Левый, по разным источникам, проходит как Ложный или Крутой - спуск с него по скальным сбросам оценивается как 2А-2Б. В нашем случае из-за обилия снега лучше было обойти по правому краю ледника, где поменьше снега и трещины хорошо просматриваются. Далее по границе ледника и склона к перевалу. Ещё лучше частично выйти на склон - немного набрать высоты. Рантклюфт здесь разорванный, есть много проходов.
Перевальный взлёт - узкий кулуар, крутизна 30 - 40 град. В нижней части - смесь мелкой осыпи, льда и снега, в верхней только осыпь и снег, субстанция едет под ногами, короче, просто ишачка.
Перевал - небольшая седловина, тур в центре. Снята записка группы из Бийска от 16.08.03.
Спуск - по широкому кулуару с большим количеством снега (1…1,5 м) (Фото 9.). Предыдущие группы натоптали большое количество ступеней. Спуск прямо вниз по этим ступеням. Выход на осыпь несколько осложнён этим снегом, но крутизна склона здесь не более 25 град.
Далее вниз по мелкой и средней осыпи по широкому склону до ледника. На леднике у большого камня пообедали. Дальше по пологому открытому леднику до конечной морены и по промаркированной тропе до небольшого озера, расположенного где-то не доходя километр до Верхне-Шавлинского. Здесь хорошее место для стоянки, на противоположном берегу, рекомендуем, ибо на Шавлинском всегда много народу и берега попросту загажены.

17-18.08. 13-14 дни, Шавлинские озёра - пер. Н. Шавлинский (1Б, 3300 м)
От места стоянки по тропе доходим до крутого спуска к Верхне-Шавлинскрму озеру. Спуск крутой, метров 100-150 по вертикали и выход к озеру. Нет нужды описывать Шавлинские озёра (Фото 10) - одно из красивейших мест Алтая, но, к сожалению, уже сильно загаженное. На правом берегу впадающей речки хорошие места для стоянок, но там, как правило, всегда много народа. Есть места на левом берегу, там народа поменьше, надо не поленится переправиться.
Далее по правому берегу небольшой участок тропы и следом нагромождение каменных глыб размером 1…3 м. Участок небольшой, метров 150-200, но противный - приходится просачиваться в узкие проходы между глыбами.
Речка, соединяющая Верхнее и Нижнее озёра вначале вообще исчезает под камнями. Но здесь хорошая тропа. На Нижнем озере пообедали, искупались. В середине озера впадает речка, вытекающая от Н. Шавлинского перевала. Подъём по тропе по правому (орографически) берегу ручья. Подъём крутой. Здесь очень много натоптано разных троп, которые могут завести куда-нибудь в кусты. Ищите основную тропу - она есть.
Далее выход на борт ущелья. Здесь небольшое озеро, последнее хорошее место для стоянки. Тропа кончается, но дальнейший путь промаркирован турами. Придерживайтесь их, ибо дальше хаос из осыпей и поперечных гряд. Где-то на середине пути по ущелью встали на стоянку. Много ровных площадок, но проблемы с водой - журчит где-то глубоко под камнями. Пришлось бегать на край ущелья к остатку снежника.
На следующий день продолжили путь по маркёрам через каменный хаос. У самого ледника есть хорошие места для стоянок. Выход на ледник пологий, да и ледник сам ровный и плоский, открытый, практически без трещин.
Перевал - широкий ледовый склон (Фото 11), метров 200 высотой. Классический путь подъёма - после прохождения морены на перегибе (бергшрунд забит камнями) - выход на осыпь и по ней на гребень выше перевала. Но в нашем случае было много снега - ледовый склон оказался покрыт смёрзшимся снегом. Кошки с выбиванием ступеней держали идеально. Подъём в 2-5 м от границы ледника почти до верха и далее траверсом на гребень метрах 10 от перевала. По гребню выход на перевал.
Перевал - узкая седловина, тур на скале с краю. Снята записка группы из Барнаула от 16.08.2003. Спуск по мелкой осыпи, метров 200, существенно проще подъёма. Выход на открытый пологий ледник, практически без трещин. Далее по осыпи до хоса из осыпных гряд в левой части цирка. Путь также промаркирован турами. На границе осыпей и "зелёнки" есть большой карман с хорошими местами для стоянки. Здесь и заночевали.

15-16.08. 19-20 дни, р. Маашей - р. Чуя - пос. Чибит
От места стоянки по каменному хаосу вниз. Местами попадаются маркера. Выход к началу ледника Маашей. Ледник очень узкий и длинный, удивляет своей белизной. Проход по старой моренной гряде вдоль ручья (есть тропа), затем спуск вниз к реке. Вначале идём без троп сквозь заросли и по речной гальке. От левого притока появляется тропа. И далее по тропе (Фото 12) мимо озера Маашей. Озеро гораздо менее живописно, чем Шавлинское. За озером уже хорошая тайга.
У реки Каракабак и далее на расстоянии около 2 км. хорошие места для стоянки. Потом их не будет - ущелье сожмётся, река уйдёт в каньон и появится грунтовая дорога, проходимая для ГАЗ-66. Дорога довольно круто спускается в Чуе. Здесь хороший автомобильный мост.
За мостом дорога пойдёт налево вдоль Чуи в Чибит (около 18 км), а направо пойдёт тропа к Чуйскому тракту (около 5 км). Мы повернули налево и к середине дня были в Чибите. Маршрут окончен.

6. Дополнительная информация
Про мосты на Чуе. В данном районе, то есть вблизи Чибита их 4. Два автомобильных - один ниже Чибита, там, где происходит перегрузка групп, второй - в устье р. Маашей. Ещё есть хороший пешеходный мост в месте выхода тропы с плато Ештык-Коль (кратчайший путь на Шавлинские озёра). И был подвесной мост рядом с Чибитом. Но там разломали настил, остались только тросы. Ходит слух, что с некоторыми проблемами по этим тросам можно переправится, но сами мы не пробовали и за достоверность информации не ручаемся.
Про район. Кам всем известно, в октябре 2003 г в этом районе Алтая произошло очень сильное землетрясение. Скорее всего это привело к существенному изменению структуры всех перевалов, да самого района. Так что, возможно, информация, приведённая в отчёте, потеряла всякий смысл.

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Фото 1. Талдуринский ледник


Фото 2. Перевал Некрасова


Фото 3. Подъём на ледник перевалов Химик и Перемётный


Фото 4. Перевал Химик


Фото 5. Спуск в бергшрунд


Фото 6. Перевал Перемётный


Фото 7. Карагемская
поляна


Фото 8. Перевал Абыл-Оюк


Фото 9. Спуск с пер.
Абыл-Оюк


Фото 10. Шавлинское озеро


Фото 11. Перевал Н. Шавлинский


Фото 12. Река Маашей



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100