Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Кольский полуостров, 2002 год

Отчет об учебно-тренировочных пешеходных туристских путешествиях школы туристской подготовки базового уровня отделений 1 и 5 турклуба МИТХТ второй и третьей категорий сложности в районе Кольского полуострова по маршруту: Ст. Апатиты - п. Пунча - р. Киткуай - пер. Чивруайв-Ладв (н/к) - р. Чивруай - оз. Сейдозеро - р. Тюльбнюнуай - пер. Геологов (н/к) - р. Сура - р. Чуда - р. Кальйок - пер. Суолуайв (н/к) - р.Майвальтайок - г. Вост. Партомчорр - р. Каскаснюниок - пер. Сев. Рисчор (н/к) - р. Рисйок - пер. Южн. Рисчор (н/к) - оз. Академическое - р. Тульйок - пер. Безымянный (1Б) - р. Вудъяврйок - пер. Кукисвумчорр (н/к) - р. Кунийок - р. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1А) - р. Мал.Белая - р. Ферсмана - пер. Ферсмана (1Б) - р. Меридиональный - пер. Юмъекорр (н/к) - расщелина Аку-Аку - р. Гольцовка - ст.Имандра, совершенном с 5 по 16 августа 2002 года.

Подготовили:
- описание - Александр Камков (Москва)
- фотографии - Сергей Генкин (Москва)

1. Справочные сведения

1. Проводящая организация: Всероссийская спортивная школа пешеходной туристской подготовки базового уровня при Турклубе МИТХТ (г. Москва ) и ТСССР.

2. для отделения №1:
Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Пешеходный Вторая 206 11 11 5 - 15 августа 2002 года.


для отделения №5:
Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Пешеходный Третья 218 12 12 5 - 16 августа 2002 года.


3. Район, подрайон, массив похода: Кольский полуостров, Ловозёрские и Хибинские тундры.

4. Подробная нитка маршрута отделения №1: Ст. Апатиты - п. Пунча - р. Киткуай - пер. Чивруайв-Ладв (н/к) - р. Чивруай - оз. Сейдозеро - р. Тюльбнюнуай - пер. Геологов (н/к) - р. Сура - р. Чуда - р. Кальйок - пер. Суолуайв (н/к) - р.Майвальтайок - г. Вост. Партомчорр - р. Каскаснюниок - пер. Сев. Рисчор (н/к) - р. Рисйок - пер. Южн. Рисчор (н/к) - оз. Академическое - р. Тульйок - пер. Безымянный (1Б) - р. Вудъяврйок - пер. Кукисвумчорр (н/к) - р. Кунийок - р. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1А) - р. Мал.Белая - ст.Хибины.
Отделение №5 после перевала Вост. Петрелиуса прошло так: р. Мал.Белая - р. Ферсмана - пер. Ферсмана (1Б) - р. Меридиональный - пер. Юмъекорр (н/к) - расщелина Аку-Аку - р. Гольцовка - ст.Имандра.

5. Определяющие препятствия маршрута:
Основные препятствия на маршруте - это перевалы среднегорья. Все они носят осыпной характер. Отделение 1 прошло 8 перевалов, из них н/к - 6, 1А - 1, 1Б - 1. Отделение 5 кроме этого прошло определяющий для 3 категории перевал Ферсмана, скально-осыпной, для прохождения которого необходима крючьевая страховка.

2. Содержание отчёта

1. Общая характеристика района и маршрута
Нет необходимости описывать Кольский полуостров - он давно уже стал одним из наиболее посещаемых районов России. Наши маршруты были линейными с небольшим кольцом в районе Рисчоров, проходили по наиболее интересной и технически сложной части Ловозёрских и Хибинских тундр. Их можно разделить на 6 характерных участков:
1. Ловозёрские тундры: от посёлка Пунча через пер. Чивруай на оз. Сейдозеро и через пер. Геологов до автодороги. На участке два простых перевала и красивое озеро.
2. Переход из Ловозёрья в Хибины. Практически везде путь проходил по грунтовым дорогам. Есть относительно сложная переправа через р. Чуда.
3. Участок Хибин до перевала Безымянный. На участке некатегорированные перевалы, простые переправы, траверс хребтов и склонов.
4. Участок до перевала Фесмана. Здесь два категорированных перевала (1Б и 1А), которые проходятся без применения специальной горной техники.
5. Перевал Ферсмана - определяющий для маршрута 3 к.с.
6. Окончание маршрутов - выход на станции железной дороги.

2. Варианты подъезда и отъезда
"Въездные ворота" Кольского полуострова - станция Апатиты (Мурманская обл.) Здесь останавливаются все поезда, проходящие на Мурманск.
Посёлок Пунча давно оставлен жителями, поэтому добраться до него можно только на специально арендованной машине. Машину можно заказать на сайтах www.sibrin.ru, www.m51.hotbox.ru у владельца небольшой базы в п. Ловозеро Александра Сибрина (д.т. 7-37-16, р.т. 69-236).
Время в пути до Пунчи - 3 ч. 50 мин., из них около часа едем по хорошей дороге до пос. Октябрьский (с ним есть также регулярное автобусное сообщение), а затем по очень плохой дороге до Пунчи. Машина - КАМАЗ "вахтовка" повышенной проходимости, её сильно болтает. Если в группе есть кто-то, плохо переносящий "болтанку" - то могут возникнуть проблемы. Примите меры. В 11 ч. 30 мин. высаживаемся за пределами поселка Пунча за железнодорожной линией. Железная дорога действующая, иногда по ней проходят грузовые составы из 3-5 вагонов, пассажирского сообщения, разумеется, нет.
Заканчивались маршруты на станциях Имандра и Хибины. Станции в плачевном состоянии - нет не только билетных касс и залов ожидания, даже нет никакого расписания движения поездов. Вся информация - от иногда встречающихся железнодорожников, примерно следующего характера: ближайший поезд будет во столько - то, и всё.
В районе 16 часов есть рабочий поезд - электричка ("в районе" означает, что может опоздать часа на 2, а то и вовсе не придти -"отменили!"), на которой можно добраться до Аппатит. Далее на любом поезде на поезде Мурманск - Москва, летом их аж 4. Билеты в это время (конец августа) - свободно.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Как уже сообщалось, маршрут линейный. Однако Кольский полуостров - достаточно населенный район с развитой инфраструктурой. Практически из любой точки маршрута в течение суток можно дойти до населённого пункта.

Графики движения
Отделения №1:
День Дата Участки маршрута Км/час Характеристика участка
1. 05.08 пос. Пунча – р. Киткуай - 5/1-15 грунт. дорога, тропа
2. 06.08 - пер. Чивруай-Ладв (н/к) - р.Чивруай - 17.07.15 тропа, пер. н/к, осыпной
3. 07.08 - оз. Сейдозеро - р. Эльморайок - 13.06.15 тропа, простые переправы
4. 08.авг - пер. Геологов - Окунёвские озёра - 21.07.45 траверс хребта, дорога
5. 09.08 - р. Сура – оз. Умбозеро - р. Кальйок - 17.05.50 дорога, переправа до 1,2 м
6. 10.08 - пер. Суолуайв (н/к) - р. Майвальтайок - 10.05.00 пер. н/к, осыпной, траверс хребта
7. 11.08 - р.Каскаснюниок – кольц. выход пер. Сев.Рисчор (н/к) - пер.Южн.Рисчор (н/к) 22.08.50 перевалы н/к, осыпные
8. 12.08 - оз. Академическое - р.Тульйок – 11.03.40 дорога, траверс хребта
9. 13.08 - пер. Безымянный (1Б) – пер. Кукисвумчорр (н/к) - р. Петрелиуса - 20.05.50 пер. 1Б, осыпной, дорога
10. 14.08 - пер. Вост. Петрелиуса (1А) - р.Мал.Белая – р.Ферсмана - 16.04.35 дорога, пер. 1А, осыпной, тропа
11. 15.08 - ст. Хибины 8/3-00 дорога

Итого активными способами передвижения: 11 дней, 206 км

Отделения разошлись 14 августа в устье р.Ферсмана. Отделение №5 прошло так:
11. 15.08 - пер. Ферсмана (1Б) – р.Меридиональный - 7/5-50 пер. 1Б, скально-осыпной, крючьевая страховка
12. 16.08 - пер. Юмъекор (н/к) – расщелина Аку-Аку – р. Гольцовка – ст. Имандра. 16.04.35 тропа, дорога

Итого активными способами передвижения: 12 дней, 218 км

4. Техническое описание прохождения маршрута

5 августа, день 1, п.Пунча - р.Киткуай
От места высадки - на развилке 3-х дорог сразу за железнодорожным переездом выходим в 13 ч. 20 мин. по грунтовой дороге (азимут 55°). Температура 12°С, слабый ветер, облачность 10. Через 30 мин. переходим вброд р. Киткуай (глубина до 20 см.) и далее вверх вдоль реки по правому берегу.
В 14 ч. 50 мин. останавливаемся на ночлег на границе зоны леса. Комаров нет, дрова есть, до воды около 100 метров, площадка маленькая - 4 палатки разместились с большим трудом.
6 августа, день 2, р. Киткуай - пер. Чивруай-Ладв - р. Чивруай.
В 9 ч. 40 мин. выходим в направлении пер. Чивруай по грунтовой дороге. Температура 8°С, облачность 9. Дорога постепенно переходит в неприметную тропу, которая окончательно теряется в районе о. Киткъявр. (На берегу есть остатки дров и пр. мусор, когда-то стояла буровая).
Огибаем озеро с запада. Можно обойти и с востока - так несколько длиннее, но проще, меньше увалов.
Подъем на перевал Чивруай-Ладв (н/к, 837 м.) начинаем в 11 ч. 5 мин. Подъём возможен как в западной, так и в центральной части цирка. Путь хорошо просматривается, по средней осыпи. Средняя крутизна склона градусов 20-25. Заканчиваем подъем в 12 ч. 5 мин. (7°С, облачность 8, слабый ветер).
Перевала как такового нет - это участок плато шириной метров 300 (ф.1). Не найдя тур, сооружаем свой.
Спуск начинаем в 12 ч. 20 мин. При движении на С-В выходим на правый борт ущелья реки Чивруай. Спуск к реке, по средней осыпи, метров 200, крутизна градусов 20-25. И далее вдоль реки по хорошей тропе.
Становимся на стоянку в 17 ч. 50 мин. не доходя до оз. Сейдозеро 1,5 км. (12°С, облачность 10, ветер). Много дров, есть хорошие места для стоянки.

7 августа, день 3, р. Чивруай - оз. Сейдозеро - р. Эльморайок
Выходим в 9 ч. 05 мин. (7°С, облачность 7, ветер).
В 9 ч. 21 мин. начинаем переправу на левый берег р. Чивруай. Переправа по бревну, с перильной страховкой. В общей сложности переправа заняла 30 мин.
Далее движение по азимуту точно на север по лесу средней проходимости. В 10 ч. 10 мин. выходим на берег о. Сейдозеро (ф.2).
Движемся по южному берегу о. Сейдозеро по хорошей тропе (азимут 280°). Периодически встречаются шалаши рыбаков (браконьеров). Переходим реки Сейдуай (11 ч. 10 мин.), Уэлькуай (13 ч. 15 мин.) и Мурнуай (15 ч. 50 мин.) по мостам (несколько параллельных бревен). В этой части попадаются заболоченные участки.
Р. Эльморайк в месте впадения в Сейдозеро шириной метров 15 и глубиной 1,5-2 м. Переправа невозможна. Движемся вверх по правому берегу по ухудшающейся тропе. Километра через полтора река разливается, образую протоки. Здесь переправа на левый берег вброд и по камням. Глубина брода до 0,3 м.
Далее вверх по хорошей тропе. В 17 ч. 15 мин. становимся на стоянку в километре от устья р. Тулбнюнуайв. (7°С, облачность 6, ветер). Здесь большие удобные площадки среди зарослей берёзки. Мало дров, удобные подходы к воде. Хорошие места есть также на самой стрелке Тулбнюнуайв и Эльморайк. Эльморайк здесь - маленький ручей среди камней.

8 августа, день 4, р.Эльморайок - пер. Геологов - Окуневские озера
С места стоянки выходим в 9 ч. 10 мин. по хорошей уходящей вверх тропе вдоль правого берега р. Тулбнюнуайв (9°С, облачность 10). Тропа переходит с берега на берег, постоянно исчезая. Местами встречаются крутые и скользкие прижимы, которые надо обходить значительно выше по подвижному мелкоосыпному склону.
Километра через полтора ущелье перегораживает ригель. Выход наверх на правый борт по разрушенным скалам.
Исток р. Тулбнюнуайв представляет характерную чашу с крупнокаменистыми склонами крутизной ок. 20° и высотой до 150 м. На противоположном конце чаши лежит огромный снежник .
Из-за высокой облачности идти приходится по азимуту на северо-восток. Огибая триангуляционный пункт справа выходим на широкую каменистую вездеходную дорогу. По ней выходим к краю плато. Отсюда открывается великолепный вид на перевал Геологов (н/к, 998,4 м.).
Перевал Геологов - участок плато шириной метров 100, с обеих сторон ограничен почти отвесными обрывами высотой метров 100-150. По нему проходит вездеходная дорога. По дороге доходим до середины перемычки с туром. Общее время прохождения перевала 1 ч. 35 мин.
Хорошо заметная вездеходная дорога с вешками уходит дальше в сторону (восточнее) г. Аллуайв (1051 м.). После г. Аллуайв дорога серпантином уходит в пос. Ревда, поэтому сходим с дороги, и спускаемся траверсом по травянистому склону (крутизной 15°) г. Аллуайв.
Двигаясь по азимуту на северо-запад через 20 мин. выходим на шоссе Вахтовый поселок - Ревда.
Несколько раз в час по шоссе проходят легковые машины. Выйдя на шоссе, сворачиваем вправо и десять минут идем до поворота в сторону склада взрывчатых материалов. У поворота на склад стоит деревянный щит "Берегите леса своей родины".
Далее идем по асфальтовой дороге к складу, переходим железную дорогу. Через час, не доходя 50 метров до склада, сворачиваем по грунтовой дороге влево. Склад, очевидно, охраняем. Вокруг валяется множество деревянных ящиков. Пройдя 500 метров, останавливаемся на ночлег. Для стоянки выбрали красивый берег одного из Окуневских озер слева от дороги. Дрова есть, много грибов и ягод (17°С, облачность 5, ветра нет).

9 августа, день 5, Окуневские озера - р. Сура - о. Умбозеро - р. Кальйок
От места стоянки вышли в 9 ч. 00 мин. по хорошей грунтовой дороге в сторону оз. Умбозеро (12°С, облачность 10, ветра нет). На первой развилке идем налево, далее всегда на право. Через 1 ч. 20 мин. выходим к мосту через р. Сура. Мост широкий, бревенчатый, в некоторых местах не хватает бревен. Для машин он не преодолим (реку также можно перейти вброд).
Через 2 ч. 20 мин. выходим на берег оз. Умбозеро. Дальше 30 мин. движемся по глубоко вдающейся песчаной косе к броду через р. Чуда. Воды в этом году в озере оказалось мало, поэтому переправа особой сложностей не представляла. Брод: ширина - 20 м, глубина 1,2 м, течение очень слабое (ф.3). При переправе рюкзаки необходимо нести на руках.
Вдоль берега озера на юг идет хорошая грунтовая дорога. Такая же дорога начинается отсюда в сторону долины р. Кальйок. Через 40 мин. после озера доходим до брода через реку (глубина брода - 40 см.). Дальше в течение часа движемся вдоль реки. Встаем на ночлег, на границе зоны леса на правом берегу р. Кальйок. В 300 метрах ниже по течению есть небольшое озеро. Дрова есть, много ягод и грибов (15°С, облачность 10, ветра нет).

10 августа, день 6, р. Кальок - пер. Суолуайв - р. Майвальтайок
От места стоянки на лесистом берегу р. Кальйок выходим на вчерашнюю дорогу. Здесь же рядом с дорогой, вверх по склону уходит тропа. Идем по ней. Через 5 мин. тропа сворачивает к реке, поэтому сходим с нее и траверсом поднимаемся по склону к перевалу Суолуайв (н/к, 560 м.).
Через 2 ч. подходим к перевалу. Здесь распространённая ошибка: водораздел находится как бы на северо-западной части склона, далее на юго-восток идёт очень узкое ущелье, щель с почти отвесными бортами высотой 10-30 м и нагромождением камней на дне. Со стороны подъёма этого не видно и в большинстве случаев группы выходят дальше входа в ущелье и оказываются на краю обрыва. Приходится возвращаться назад ко входу в ущелье.
Есть два тура: один на водоразделе, у входа в ущелье, другой где-то в центре щели. Щель метров 400 (ф.4). На выходе из щели открывается красивая панорама Хибинских гор. Выходим на правый борт ущелья. Метров через 300 почти у самой воды установлен памятник погибшим здесь в феврале 1983г. туристам из МИТХТ (ф.5).
Дале вниз на юго-запад траверсом склона. Склон некрутой, 10-15 градусов, мелкая осыпь, ягельник. Ближе к Майвльтайоку появляются заросли берёзки, но проходы есть везде. Два правых притока свободно переходятся по камням.
На карте неверно указана граница зоны леса на Майвальтойоке - лес узкой полосой вдоль реки доходит аж до последнего, четвёртого левого притока. Здесь и встали на стоянку. Место очень хорошее - ровные площадки, дрова, удобные подходы к воде, правда много комаров.

11 августа, день 7, р. Майвальтайок - р. Касканюнйок - кольцевой выход: пер. Сев. Рисчорр - р. Рисйок - пер. Юж. Рисчорр
Выходим в 9 ч. 50 мин. (7°С, облачность 7, слабый ветер). Переправляемся на правый берег Касканюнйока. Переправа вброд и по камням, простая. Далее подъём на склон г. Вост. Партомчор. Склон некрутой, 10-15 градусов, мелкая осыпь, ягельник. И далее траверсом хребта (пологий, широкий) на юго-запад к верховьям Каскаснюнйока.
Спуск с хребта несколько круче подъёма, местами до 25 град. Внизу еще и заросли берёзки. Вдоль реки хорошая тропа. Переправа по камням на правый берег чуть выше устья правого притока, стекающего с перевалов Рисчорр.
Проходим метров 200 по тропе вдоль ручья. Здесь на левом берегу есть места для стоянки. В 12 ч. 00 мин. оставляем вещи в лагере и движемся далее по тропе в сторону перевала Сев. Рисчорр (н/к, 896 м.). Через весь перевал идет приметная пешеходная тропа. Перевал представляет собой довольно широкую седловину, покрытую снежником. В центре перевала стоит тур. Прохождение перевала заняло 30 мин.
Спустившись, попадаем на хорошую дорогу, ведущую к разрушенному домику и далее к Кировску. Мы идем по ответвлению дороги к пер. Юж. Рисчорр (н/к, 896 м.). Через 45 мин. выходим к подножью перевального взлета.
Подъем на пер. Юж. Рисчор осуществляется по каменисто-осыпному склону крутизной до 30°. Длинна перевального взлета ок. 500 м. Перевал представляет собой классическую широкую седловину с туром и памятниками наверху.
Спуск с перевала занял ок. 20 мин. Попадаем на правый исток р. Сев. Касканюньок, далее траверсом небольшого хребта-водораздела двух истоков на место стоянки.

12 августа, день 8, р. Касканюньок - оз. Академическое - Р. Тульйок
Выходим в 10 ч. 00 мин. по тропе по левому берегу ручья. Метров через 300 переправляемся на правый и по некрутому склону выходим на плато. Далее по плато по азимуту в сторону озера Академического.
Озеро имеет довольно мрачный вид - с запада отвесные скалы, свинцовая вода и очень сильный ветер. Возможно, в хорошую погоду, впечатления были бы иными.
Продолжаем движение по плато на юг. Около 2 км проходим по хорошей грунтовой дороге. Дорога поворачивает на восток в сторону перевала Куропачий. Сходим с дороги, продолжаем движение по плато до спуска в ущелье р. Тульйок. Спуск крутой, до 30 град. Спускаемся к устью первого левого притока. Из-за плохих погодных условий, откладываем подъем на пер. Безымянный, и становимся на ночлег в 14 ч. 15 мин. Есть дрова, много грибов и ягод.

13 августа, день 9, р. Тульйок - пер. Безымянный - пер. Кукисвумчор - руч. Петрелиуса
Выходим по хорошей тропе в направлении перевала Безымянный (1Б, 980 м.) (10°С, облачность 2, ветра нет) в 9 ч. 37 мин.
При подъеме на перевал тропа теряется. Склон - мелкая и средняя осыпь, крутизной до 30°. Категорию 1Б перевал получил из-за большого снежника, который полностью перекрывал ущелье. Но этот год был очень сухой, снежник сильно уменьшился в размерах. С правой (по ходу) стороны есть проход между снежником и скалами по средней осыпи. Проходим там до верхней, пологой части снежника и пересекаем его (ф.6). Далее по средней и крупной осыпи на перевал.
Сам перевал представляет собой нагромождение разрушенных скальных пород. Тур в центре. Спуск по средней и мелкой осыпи.
Перевал проходится без применения специального снаряжения. Самостраховки альпенштоком на осыпях и снежнике вполне достаточно.
В ущелье притока Вудъяврйок активно велись геологоразведочные работы. Много всякого мусора, остатки буровых, дорога до Кировска. Мы прошли по ней до выхода из ущелья и свернули вправо, траверсом склона срезали угол и вышли на дорогу Кировск - база КСС.
Далее по дороге через пер. Кукисвумчор (н/к, 480 м.). Подъём и спуск с перевала очень пологие.
На границе зоны леса дорога переходит на правый берег Кунийока. Не доходя до переправы, сворачиваем на левый отворот дороги, надеясь по нему, как показано по карте, обогнуть г. Поачвумчорр. Однако дорога метров через 500 подошла к месту, где когда-то была буровая и пропала. Далее около километра шли по азимуту по довольно густому лесу, пока не вышли на искомую дорогу, идущую к р. Петрелиуса. На стоянку становимся на р.Петрелиуса, как только дорога подошла близко к воде.

14 августа, день 10, р.Петрелиуса - пер. Вост.Петрелиуса - р.Малая Белая - р.Ферсмана
От места стоянки на ручье Петрелиуса идем вверх по дороге к перевальному цирку (2°С, облачность 0, ветра нет). Дорога идет по правому берегу ручья. Подходим к перевалу в 12 ч. 30 мин.
Перевальный склон представляет собой осыпь средней величины крутизной 15 - 20°. Перевал В. Петрелиуса (1А , 883м.) - широкая седловина, тур в центре. На перевал поднялись за 40 мин.
Юго-восточный склон перевала наверху состоит из небольших разрушенных скальных выходов, спуск между которыми не сложен, но относительно камнеопасен. Поэтому верхний участок протяжённостью около 30 по кулуару проходили по 2 человека. Далее следует сыпучий и камнеопасный склон крутизной до 35°, который легко обходится слева. Здесь необходимо двигаться так, чтобы постепенно уклоняться влево под "бараньи лбы". Заканчиваем спуск в 12 ч. 30 мин.
Далее идем по хорошей тропе к истокам реки Малая Белая. Через 30 мин. слева начинается река. Тропа переходит в дорогу. И далее идём по дороге до устья ручья Ферсмана. На стоянку встали на р.Ферсмана метрах в 300 от устья. Есть хорошие спуски к воде, много дров.

15 августа, день 11, руч. Ферсмана - пер. Ферсмана - р. Меридиональный (Гольцовка)
В этом месте наши пути разошлись: отделение 1 фактически маршрут закончило - оставалось пройти 8 км. по хорошей дороге до ст.Хибины, куда оно и отправилось.
Отделение 5 двинулось вверх по тропе вдоль р. Ферсмана.(12°С, облачность 10, ветра нет). Через 1,5 км. достигаем слияния ручья и левого притока. Тропа забирает вверх по притоку и исчезает. Переправляемся через приток (это небольшой ручей) и далее по осыпи в сторону перевала. А вообще-то нужно было в месте слияния ручьёв пройти участок метров 200 по речным валунам без тропы но вдоль р. Ферсмана. За этим участком вновь появляется хорошая тропа.
На перевал начинаем подъем в 12ч. 00 мин. Перевальный взлёт представляет собой довольно широкий склон крутизной 20-30 градусов. Подниматься лучше по восточной части склона. В нижней части подъём происходит по средней слежавшейся осыпи, в верхней части появляются скальные плиты. В сухую погоду участок свободно проходится с самостраховкой альпенштоком.
Перевал - широкая седловина . В западной части есть ровные площадки, на которых вполне можно разместить две-три палатки.
Спуск лучше начинать в восточной части седловины. Сначала идёт участок длинной около 50 м и крутизной 15-20 град. по мелкой осыпи прямо вниз. Далее крутизна склона резко возрастает практически до отвеса. Здесь следует поворот налево и далее наклонный участок порядка 100м. Проход между скалами, хорошо виден. В средней части участка есть полка, откуда просматривается спуск до низа. На скальных крючьях можно закрепить верёвку и "Дюльфером" спуститься с перевала. Однако это далеко не самый лучший вариант прохождения.
Лучше пройти наклонный участок до конца. Далее до низа остается последний участок - две скальные полки высотой 2- 3м каждая и крутизной до 80 град. Есть место для скальных крючьев и площадка для удобного начала спуска "Дюльфером" (ф.7, ф.8).
Далее идем по крупному куруму. Через 20 мин. выходим к основному течению р. Меридиональный, вдоль которого по обоим берегам идут хорошие тропы. Через 8 км. стали попадаться хорошие места для стоянок. Там и заночевали.

16 августа, день 12, р. Меридиональный - пер. Юмъекорр - ущ. Аку-Аку - ст. Имандра
От места стоянки, в 10 ч. 00 мин. срезая угол, идем в сторону перевала Юмъекорр. Тропы нет, но лес легкопроходимый и перевал виден. На подходе к нему начинается хорошая тропа, ведущая на сам перевал.
Поднимаемся по хорошей тропе, средняя крутизна склона 15-20°, осыпной склон. На перевале есть тур. Преодоление перевала заняло 40 мин.
На спуске берет начало ручей, идем вдоль него в сторону озера Имандра. Расщелина Аку-Аку появляется справа через 3 км от перевала. Расщелина - дествительно узкая щель весьма экзотического вида. Через все ущелье тянется хорошая тропа. Заканчивается расщелина красивым озером. Здесь есть площадки для стоянки. К сожалению, место, когда-то бывшее удивительно красивым, сильно затоптано и замусорено.
От озера сворачиваем налево, выходим из ущелья и по тропе спускаемся на грунтовую дорогу, проходящую вдоль р. Гольцовка (Индичайок). И далее по дороге доходим до ст. Имандра (через р. Гольцовая переправляемся по канатному мосту).
Отделением 5 маршрут окончен.

7. Дополнительные сведения о походе. Применение радиостанций при прохождении одного и того же маршрута двумя группами
Как уже сообщалось, два отделения шли одним маршрутом. Общая численность двух групп составила 15 человек. Понятно, что движение группы такого размера создаёт массу неудобств. Поэтому каждое отделение шло самостоятельно, а согласно требованиям кадровой комиссии для обеспечения безопасности и прочих бюрократических требований мы все должны были быть вместе.
Выход был найден в использовании радиостанций СВ-диапазона. В каждом отделении было по 3 портативные рации типа "Dragon-101" производства Южной Кореи или "Беркут" Российского изготовления. Сеансы связи проводились 3 раза в сутки: утром, перед выходом, днём, во время привала на обед, и вечером. При прохождении сложных участков сеансы связи проводились каждые два часа. Возможно и непрерывное поддержание связи, работа в движении, но это не очень удобно.
Практика показала высокую эффективность такого варианта. Рации обеспечивали надёжную связь на расстоянии до 3 км при использовании штатных спиральных антенн. При использовании телескопических антенн и антенны типа "наклонный луч" дальность увеличивалась до 8 км. Каждый день группы знали местоположение друг друга. То отделение, которое на данном участке шло первым, передавало информацию второму, выполняя функцию разведки. В случае возникновения нештатной ситуации помощь пришла бы незамедлительно.
Рекомендуем к использованию.

Паспорт перевала

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Хибинские тундры массив Юдычвумчорр Ферсмана 980 не знаю

1. Местонахождение на хребте: Перевал Ферсмана находится в центральной части массива Юдычвумчорр, ориентирован в направлении север-юг. Представляет собой ярко выраженную, "классическую" седловину.
2. Что соединяет и связывает: Перевал Ферсмана соединяет р. Меридиональный с р.Пальчосвуйок (Ферсмана), правым притоком р. М.Белая.
3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: Перевал назван в честь академика А.Е.Ферсмана, геохимика, исследователя Хибин. Кем и когда назван перевал неизвестно, информация теряется в глубине веков.
4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Информация о первопрохождении перевала также затерялась где-то в прошлом тысячелетии.
5. Печатный или рукописный источник сведения: Перевал неоднократно описан в отчётах и туристской литературе.
6. Количественные характеристики:
Подъем:
Номер участка Время подъема Кру-
тизна участ-
ка
Протяжен-ность участка Время движения
со страховкой
Коли-
чество пунктов стра-
ховки
Рельеф
попере-
менной
само-
страховка альпен-
штоком
1 15 m 20-25 граду-
сов
120 м - 15 m - осыпь
2 15 m 25-20 граду-
сов
120 м - 15 m - скальные плиты
Всего: 30 m 240 м - 30 m -


Спуск:
Номер участка Время подъема Кру-
тизна участ-
ка
Протяжен-ность участка Время движения
со страховкой
Коли-
чество пунктов стра-
ховки
Рельеф
попере-
менной
само-
страховка альпен-
штоком
1 5 m 15-20 50 м - 5 m - живая осыпь
2 10 m 20-30 100 м - 10 m - скальные плиты
3 35 m 80 15 м 35 m - 1 скальные плиты
Всего: 50 m 170 м 35 m 15 m 1

* Суммарное время спуска не учитывает время на разведку пути спуска и навеску верёвок.
7. Частота прохождения (ориентировочно): в популярные месяцы (июль - август, также февраль-март) прохождение перевала осуществляется регулярно.
8. Преимущественное направление прохождения: равнозначно.
9. Условия, при которых изменяется категория трудности: При прохождении перевала с юга на север сложность его существенно не изменяется в зависимости от сезона; зимой при движении с севера на юг скалы покрываются натёчным льдом, что, скорее, влияет на порядок организации страховки, нежели на категорию сложности перевала.
10. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна, время прохождения участков:
Описание даётся при прохождении перевала с юга на север, то есть со стороны М. Белой на Меридиональный. Перевал асимметричен: подъём с юга существенно проще спуска на север.
Перевальный взлёт представляет собой довольно широкий склон крутизной 20-30 градусов. Подниматься лучше по восточной части склона. В нижней части подъём происходит по средней слежавшейся осыпи, в верхней части появляются скальные плиты. В сухую погоду участок свободно проходится с самостраховкой альпенштоком.
Перевал - широкая седловина. В западной части есть ровные площадки, на которых вполне можно разместить 2-3 палатки.
Спуск лучше начинать в восточной части седловины. Сначала идёт участок длинной около 50 м и крутизной 15-20 град. по мелкой осыпи прямо вниз. Далее крутизна склона резко возрастает до 80 град. Здесь следует поворот налево и далее наклонный участок порядка 100м. Проход между скалами, хорошо виден. В средней части участка есть полка, откуда просматривается спуск до низа. На скальных крючьях можно закрепить верёвку и "Дюльфером" спуститься с перевала. Однако это далеко не самый лучший вариант прохождения.
Лучше пройти наклонный участок до конца. Далее до низа остается последний участок - две скальные полки высотой 2- 3м каждая и крутизной до 80 град. Есть место для скальных крючьев и площадка для удобного начала спуска "Дюльфером".
11. Требования к организации движения и страховки: Движение на подъеме и на первых двух участках спуска проводится плотной группой с самостраховкой альпенштоком. Спуск на третьем участке - стандартный спуск "Дюльфером" с соответсвующими методами страховки. Верёвки закрепляются на скальных крючьях.
12. Возможные опасности и меры безопасности: Прохождение перевала резко усложнится при сырой погоде. Придётся навешивать перила на подъёме и на всех участках спуска, либо переждать непогоду. Третий участок спуска камнеопасен. Меры безопасности - стандартные.
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Не менее одной основной и одной вспомогательной верёвки на группу, 3-4 скальных крюка, стандартный набор для организации спуска "Дюльфером", каски на каждого участника.
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега: До перевала - все хорошие места в зоне леса сосредоточены у устья р. Ферсмана. Есть места почти под перевальным взлётом и на самом перевале. После перевала - у ближайшего озера (видно с перевала), далее в зарослях берёзы километрах в 3 от перевала, либо много ниже на Меридиональном в зоне леса.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: Перевал Ферсмана весьма популярен и часто является целью путешествия многих плохо подготовленных групп. В связи с этим информация об аварийности на перевале обширна и многообразна. В основном, причины аварий кроются в переоценке собственных сил, недооценке сложности перевала, неумении правильно оценить переменчивую Хибинскую погоду и так далее.
16. Автор описания: Камков А.А.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Александр Сибрин, 05.06.2006
Следует изменить адреса сайтов указанные в начале текса (раздел "Варианты подъезда и отъезда
") касательно организации заброски на www.51.NM.ru и www.TEAM51.ru , телефоны нужно писать с кодом 8 (81555) 7-37-16 (Апатиты).

Указанные в отчёте сайты больше не обнавляются.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100