( г. Уссурийск )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
Год путешествия: 2004

Автор: Юрий Журавель (Уссурийск)
Карта путешествия

Поездка по Приморскому краю

В этот раз нас было четверо. Нас могло бы быть и больше, но дела заставили наших возможных попутчиков остаться на своих рабочих местах и с восторгом слушать наши рассказы. Благо, что мы все занимаемся фотографией: кто - как профессионал, а кто - как любитель. Наша поездка запланировалась почти спонтанно. В разговорах друг с другом, вдруг, возник образ поездки.

Назначили срок отъезда и время пребывания на маршруте. Оговорили цель поездки – фотографирование всего-всего. Мусор на природе – это отдельная тема разговора. Мусор, показывающий принадлежность отдыхающих к цивилизации – как-то банки, бутылки, ящики и контейнеры и прочая “необходимость” валяется во многих, даже очень труднодоступных местах.

Странно, но человек обычно стремится туда, куда “не ступала нога человека”, только вот после него… Хорошо было бы, если бы каждый давал возможность следующему ощутить бывшую первозданность, в смысле "неступаемость ноги" :))) Для этого-то почти ничего и не надо – только сжигать мусор после своего пребывания.

Лишь на некоторых стоянках мы замечали проявления человечности – оставленные наколотые дрова, чистота, переплавленные пластиковые бутылки и пережжённые металлические банки. При этом надобно заметить, всё это произведено не на основном костровище, а отдельно, в стороночке.

Поездка по Приморскому краю

Итак мы подготовились к поездке и поехали двумя машинами. Одной машиной был Паджерик 2,5 литра, дизель, автоматическая трансмиссия и Королла 1,3 литра, бензин, универсал, механическая трансмиссия. Мы не ставили перед собою задач сверхпроходимости, как это делают ребята “Шатуны”, мы ставили перед собою цель проехать туда, куда возможно, а остальное “добрать” пешком.
Наши субъективные оценки автомобилей вы сможете прочитать в разделе "Наши Тест-драйвы

".
Автомобильная резина - действительно важный момент. Наша резина была приобретена в Уссурийском филиале Востокшинторга. Огромное спасибо Ким Александру – директору Уссурийского филиала, который понял наши требования и сумел подобрать нужную нам резину.
Королла стала обладательницей 165R13 LT DUNLOP STUDLESS GRASPIC HS-V, отлично показавшей себя в дороге. Паджерик оснащён комплектом резины Ярославского завода “Медведь”. Резина просто отличная для таких поездок. Обладая жёсткостью, легко выходит из колеи, отлично ведёт себя на острых камнях и гравии, правда на асфальте здорово шумит и не даёт развивать скорость более 90-100 км в час, так как не поддаётся балансированию. Карма у неё такой :))))
Но пройдя более 2000 километров по асфальту, гравийке, лесным дорогам, камням – протектор её уменьшился на не более чем на 1-2 миллиметра.
На боковых поверхностях нет ни одного пореза, и это, в принципе, странно, так как при форсировании горных рек вброд они должны были появиться.

Саму поездку мы не стали планировать жёстко, оставив самим себе возможность определяться по ходу нашего передвижения. Единственное, чего мы хотели, так это объехать наш край по кольцу, обязательно побывав в следующих “контрольных точках”:

- посёлок Рощино;
- ключ Еламовский;
- город Находка;
- залив Восток

при этом на “всё-про-всё” мы отвели себе 10–11 суток. Выезд назначили на 20 сентября – понедельник. Это что-то, когда едешь в неизвестность, когда ничего, кроме карты, которой совершенно нет веры, нет. Хотя мы твёрдо знали, что всё будет хорошо :)))))
В этом есть некоторая доля мистики, но так оно было и есть – нам всю дорогу “ВЕЗЛО”.

Мы выехали из города Уссурийск около 8 часов 30 минут утра. Погода была сказочная.

Голубое небо, солнце и облака, высокие, кучевые облака. По-осеннему тепло, но не жарко – как раз в самую точку – ехать одно удовольствие. Мы проезжаем мимо посёлков и городов, в которых огромная куча интересного, но время нас поджимает, и мы мчимся к первой “контрольной точке” нашего путешествия – посёлку Рощино.

Поездка по Приморскому краю

Небольшая остановка для переписи нашего коллектива даёт нам первую фотографию – грибы, кесаревы грибы в придорожной полосе.

И вот наконец первая большая остановка – река Иман.
Здесь просто великолепного цвета небо, такого неба в Уссурийске нет.
В Уссурийске оно белёсое, даже тогда, когда кажется голубым, а там оно синее, такое глубокое синее, осеннее небо и река...
Немного перекусили, и в путь. Проехано уже около 230 километров – до Рощино осталось ещё 192 километра. А мы ещё не определились, где будем ночевать.

Ну, как тут не остановиться, обалдеть – какой вид на реку Иман со специально оборудованной смотровой площадки. Есть тут и деревце влюблённых, но вокруг было слишком грязно… фотографировать мы не стали.

Поездка по Приморскому краю

Еще немного дороги - и Дальнереченск. Заправляемся до полных баков, берём бортовой запас в канистрах, и снова в путь. Вокруг красота и огромное, синее небо. Добрались до посёлка Богуславец, дополнили баки с топливом - и в Рощино.
Рощино – просто обалденный посёлок, красота, ЧИСТОТА и... женщины на велосипедах.
Здесь у нас небольшая остановка, семья нашего друга с огромным радушием встречает нас, незнакомых им людей. Нет слов, как нам было приятно, но непривычно...
Предлагают переночевать, и на следующий день поутру…
Мы отказываемся и спрашиваем дорогу к нашей следующей цели – реке Валинку. Они не знают, но тут же быстро без показухи находят знающего человека, который с радостью (удивительные люди) бежит и копирует имеющиеся у него карты и охотно поясняет маршрут. Это непривычно, но разве не так и должно быть?

Карты отсняты, маршрут пояснен, и снова предложение о ночлеге. Спасибо вам за заботу, милые люди.

Поездка по Приморскому краю

И вот мы в пути, и нас сопровождают, надо же! Нам специально показывают дорогу, нас ведут километров 30 по пыльной дороге и, попрощавшись, уезжают. А мы продолжаем движение к нашей следующей цели. С собой в поездку Алексей взял 2 рации небольшого радиуса действия. Жаль, что они не заряжались от бортовой сети автомобилей. С ними очень удобно. По дороге на Валинку нам не раз помогали рации. Пыль стоит “столбом” - даже от впереди идущей Короллы – ничего не видно, а по этой дороге кроме легковых машин ходят КамАЗы с лесом – и создают не “столбы”, а просто “океаны” неоседающей пыли.
Юрий на Королле, выбирая момент, обгоняет КамАЗ и по рации сообщает мне возможность обгона. Мой Паджерик и так не отличается быстрым стартом, а тут ещё и нагрузка… помощь от наличия раций переоценить нельзя.
Ура! Мы, наконец, нашли поворот на село Глубинное. Дорога не сильно ухудшилась, хотя местами, да ладно… Хуже то, что скоро (часа через два) начнёт темнеть, а место для ночлега ещё не выбрано.

Поездка по Приморскому краю

Подъезжаем к мосту через реку. Смотрим по карте – река вроде бы называется Дальняя. Река чистая, глубокая, но мест для ночёвки (съездов) нет. Едем дальше. А вот и поворот в сторону реки. Останавливаемся, размышляем… решаем остановиться только в том случае, если дорожка приведёт нас к воде.

Едем по лесной дороге. Реки, горной реки нет, но есть вода. Вода спокойна, чиста. Течение есть, но незначительное. Принимаем решение ночевать здесь.
А как можно не заночевать в окружении такой красоты?

Первая ночь. Долго-долго освобождаем машины от вещей, организуем спальные места в автомобилях.
В воду забрасываем вентерь – на авось. Достаю спирт и рассказываю как его надо “сажать”, как разбавлять… Сообщаю, что главное в разбавленном спирте – это ВОДА, как в чае и пиве.
Провожу показное занятие :)))) по разбавлению спирта водой. Раствор получился жёстким. Первые разговоры перед костром, первая попытка моих друзей сыграть на варгане (Якутский кованный хомус).
Зубы надобно беречь :))) Для тех, кто не пробовал, а может быть и не слышал, говорю варган (хомус, комуз…) – это нечто!!!
И вдруг в ночной тиши, как ответ на наш варган – вой волков. Достаю ружьё, заряжаю картечью, скорее для внутреннего успокоения, чем для защиты. Воют волки красиво, на разные голоса и в разной тональности. Немного послушав, ложимся спать.
Утро. Народ не хочет вставать – устали. Слишком много эмоций, слишком велико количество ЧИСТОГО воздуха… Ничего – я настырный, разбудил всех, попили чаю, собрались.

Поездка по Приморскому краю

Достали вентерь, а в нём два сомика??? Общий вес грамм 600. Обалдеть, ЗДЕСЬ, в такой реке - и сомы...
Взяли сомиков с собой, и в путь. Эта часть пути для нас была наиболее "интересной" – огромное количество поворотов в разные стороны. Ехали скорее не по карте, которая не совсем, мягко скажем, совпадала с данностью, ехали по интуиции. Я не знаю, как это работало, но это работало :)))) Мы останавливались, выходили из машин, совещались или просто переговаривались по рации и ехали в НУЖНОМ направлении!!!

После начала нашего движения 21 сентября через 3-5 километров встречаем реку Тигринка. Это настоящая горная река!!! Утро, туман, тишина и шум реки. И мы.

Поездка по Приморскому краю

Едем дальше, вдоль Тигринки, подъезжаем к мосту через Тигринку. Переезжаем через мост и… выскакиваем с фотоаппаратами. Красота!

Глаз человеческий устроен более совершенно, чем объектив фотоаппарата…, но мы старались.

Пока мы снимали – вышло солнышко и река, и то же самое место выглядело уже по-другому. От такой красоты сработало стандартное “человеческое” – лучше бы здесь заночевали… Смешно :)))) Ведь тогда бы не заночевали ТАМ! Там было тихо, там слышался варган и вытьё волков. Здесь - только шум реки, что тоже само по себе неплохо :))))

Поездка по Приморскому краю

Мы снова едем дальше, на встречу с рекой Валинку. Дороги нормальные, изредка хорошие, а в основном примерно такие. Это я шучу, но не сильно :))))
По дороге красоты столько, что перестаёшь её замечать.
Странно устроен человек... сравнивает, сравнивает и сравнивает. А как сравнить две похожие красоты? :)))) Вот и "перестаёт замечать".
Едем медленно, в среднем километров 30-40 в час… дорога. Сама дорога, накатанная лесовозами, в принципе, не плоха, но для Короллы - просто ужас. Юрий устаёт дёргать рычаг переключения передач, но ехать надо.
По пути нам встречаются лесорубы – простые, прекрасные люди. Они со смехом смотрят на Короллу, когда узнают наш маршрут и дают нам советы, а мы… МЫ ЗНАЕМ, что всё будет хорошо :))))

Поездка по Приморскому краю

Всего от посёлка Рощино до реки Валинку - около 150 километров. Это несколько бродов, парочка-троечка мест со свежими следами трелёвщиков, три перевала, два из которых имеют высоту в 800 метров над уровнем моря. Наиболее “интересен”, но и интересен перевал Моховой.

Снимать нечего - очень узкая дорога с резкими, закрытыми поворотами. Навстречу нам попалось штук 5-6 лесовозов – кое-как разъезжались.

Водители лесовозов - профессионалы. У меня просто дух захватывало, когда я видел, как наклоняется телега с лесом, кажется, что вот-вот оторвётся от автомобиля… Это надо видеть.

Поездка по Приморскому краю

Усталость накатывала совместно с тем, что мы уже стали подумывать о ночлеге, так и не добравшись до реки, а это не входило в наши планы.

Решили сделать микропривал для подумать.

На привале решили ехать до реки. И снова в дорогу.

Подъезжаем к небольшой речке.

Поездка по Приморскому краю

Останавливаемся. Ищем место для ночлега и Алексей поднявшись на сопку сообщает нам о том, что вот же она, ВАЛИНКУ!!! Мы видим её, но как к ней подобраться? Едем дальше.

Через некоторое время мы проезжаем поворот направо… Направо - это в сторону реки, но на одном из привалов лесорубы нам сказали: - “от посёлка Северный - налево”. А посёлка мы ещё не видели. Едем дальше. Выезжаем на реку Валинку, но перед нами - шлагбаум, а за ним - посёлок.

Мы не собираемся мешать людям своим появлением, и я иду узнать, куда нам ехать дальше. Нам сказали – езжайте налево, и после брода вы выйдете на реку.

Поездка по Приморскому краю

Мы в приподнятом настроении едем, доезжаем до брода и… брод слишком глубок, слишком сильно течение. Всё, “приехали”… ключ Снежный. Стали готовиться к ночлегу. Тот, кто был здесь до нас, “показал” нам, как правильно готовить дрова и складывать их в некий “колодец”. Такой способ позволяет дровам находится в практически сухом состоянии даже во время дождя, а после него быстро сохнуть. И, что самое важное нигде нет ни мусоринки – всё чисто!!!

Наша ночёвка будет проходить на берегу ключа Снежный. Занялись подготовкой к ночлегу, напилили дров (не тратить же чужие, если у нас есть время и силы), накололи, уложили в “колодец”. Разбавил спирт – такого мягкого напитка нам больше за всё время нашего путешествия пить не удалось. Вода - просто прелесть! Ай да ключик... Уха из сомиков с прошлой стоянки получилась приличной.

Через некоторое время, виляя хвостом, к нам пришла лайка, на взгляд - довольно упитанная. Ксюха сразу стала её жалеть – мол отбилась от хозяина, потерялась. Бедный один в тайге :)))) Пытался убедить в неправильности хода её мыслей – куда там :))) Ну, да ладно, оставайся собака, ешь с нами.

Ночью 22 сентября было холодно - где-то минус 6-8 градусов. Вода в кружках и в котелке замёрзла. Алексей забыл взять с собой куртку – замёрз, бедолага. Встали поздновато – около 9 часов. С утра на стекле Короллы был иней, прямо как зимой.

И снова - в дорогу. Мы почти уверены, что сегодня будем на Валинку. Снова дорога становится в радость. С утра, как обычно, густой туман, но мы выше его – высота 700 метров. Собака всю дорогу бежит за нами. Подъезжаем к посёлку, “сдаём” собаку. Хозяин называет её побирушкой и рассказывает: “Как только кто-то приезжает, он мгновенно бежит туда, там ест, спит и… возвращается домой”. Кроме того, он рассказал нам, как нам найти реку Валинку. Оказалось, что нам надо было вчера свернуть направо в том самом месте, где мы хотели. Опять сравнения :))) Там, на Снежном ключе было здорово, а какой там получился спиртовой напиток :))) – просто песня. И вот мы на Валинку!!! Место просто прекрасное, но несколько загаженное в прямом и переносном смысле.

Поездка по Приморскому краю

Как смогли, навели порядок. Затем занялись заготовкой дров, а Алексей принялся рыбачить, в смысле искать червяков. Дрова были заготовлены, червяков не найдено, и мы приступили к поискам короедов. Короеды были найдены в достаточном количестве, и рыбалка началась.

Количество пойманной рыбы строго соответствовало нашим непосредственным потребностям – только для изготовки ухи и копчения. Дальнейшая рыбная ловля была “запрещена”. 22 сентября мы отдыхали целый день.

Удивились поставленному казаками кресту, установленному на реке Валинку в честь 350-летия открытия русскими казаками Онуфрия Степанова реки Уссури. Ну, да ладно.

Красота, конечно, здесь неописуемая. Тишина и покой. Ночь снова была с воем волков.

Уезжать не хочется… Сидим очень долго, слушаем волков и тишину… и смотрим.

Поездка по Приморскому краю

23 сентября - снова в дорогу. Мы возвращаемся в посёлок Рощино для того, чтобы зарядить наши батарейки, позвонить родным. Обратная дорога была очень даже радостной и, как обычно, более быстрой. Снова и снова красота просто “наваливалась” на нас и радовала новыми ощущениями.

Я даже не представлял себе такого роскошного мха на деревьях, а может это и не мох, но красиво. Огромные деревья стоят, опутанные его нитями…

И вдруг Ксюха обнаруживает красную смородину, небольшой кустик стоит с ягодами – полная неожиданность, ведь мы намного севернее, чем Уссурийск. Осенние картины просто поражают нас вспышками цвета, той обалденной красотой, которая не даёт нам спокойно смотреть на дорогу.

Поездка по Приморскому краю

Мы ведь уже ехали по этой дороге, тем не менее, новые открытия ждут нас повсюду. Совсем другое дело ехать спокойным и умиротворённым. Всё воспринимается с радостью и не способно вызвать никакой отрицательной эмоции. Что бы ни случилось :)))

И снова река Иман. Погода отличная, просто грех не сделать панорамы. Вид на реку с моста около посёлка Рощино.

Нас снова радушно встречают родители нашего друга, снова и снова делается попытка оставить нас у себя, накормить и спать уложить…

Но мы непреклонны. Сдаём батарейки, аккумуляторы на зарядку и уезжаем на ночёвку к Голубым озёрам.

Поездка по Приморскому краю

Некоторое время уходит на их поиски, и мы вознаграждены!!! Эти озёра не природного происхождения, это выработки золотодобытчиков.

Огромные ниши заполнились грунтовыми водами и образовали целую систему озёр. Большинство озёр стоят, наполненные взвесью глины и выглядят, как крепкий какао с молоком, а Голубые… так они именно голубые!

Чистые и очень глубокие. Люди нам сказали, что глубина озера, в котором мы купались, превышает 30 метров!!! Берега густо поросли молодым лесом. Красивые места. Ловля рыбы не дала каких-либо результатов. Гальяна много.

Утро, как обычно, туманное. 24 сентября – сегодня начинаем самый трудный, как нам кажется, переезд поперёк всего края. Интересное состояние – нам стали в радость дальние переезды. Снова в Рощино, забираем заряженные батарейки, уточняем маршрут - и в путь. К сожалению, для заезда в посёлок Дальний Кут и на реку Арму у нас не остаётся времени.

Поездка по Приморскому краю

Ничего, вот придёт весна… В дорогу. Оказывается, дорога на посёлок Терней, указанная на карте, отсутствует… Мы снова пролетаем… в смысле проезжаем мимо Кемы.
Ксюха в полном расстройстве. Как она хотела показать нам места своих соревнований по сплаву...
Жаль Ксюху, но куда мы денемся… а, может, мы и на сплав по реке Кема сходим? А, товарищи??? Прекрасная, но пыльная лесовозная дорога. Во многих городах края дороги похуже будут :))))
Нет, действительно, дорога достаточно хорошая. Но из-за пыли все деревья стоят серые. Всего нам предстоит пройти по этой дороге 235 километров. Как-то странно, но проходим мы дорогу достаточно быстро и выезжаем на развилку дорог Пластун-Терней. Останавливаемся на перекур и…

Поездка по Приморскому краю

Юрий ловит огромный камень под “брюхо” Короллы – усталость даёт о себе знать. Поворачиваем на Пластун.
Заправляемся в посёлке и едем искать выходы к морю, для устройства ночёвки. Один выезд – не то, другой выезд… Едем дальше. О! Отличный поворот налево (в сторону моря) и вверх-вверх, думаем, сейчас перевалим через сопку… Ан нет...

Дорога приобретает такую крутизну, что Королла отказывается грести своим передним приводом верх, шлифует, а тут ещё и камни больших размеров стали встречаться…

Поездка по Приморскому краю

Есть маленькая площадка прямо над обрывом к морю – вот это и будет нашим местом для ночного отдыха! А какая красота была утром, нет слов…
А под огромным камнем рядышком с Короллой притаился прекрасный подосиновик. Прекрасная ночь, насыщенная звуками бегающих и хрюкающих внизу кабанов. Их копки были совсем недалеко от нас. В лесу полно желудей – хороший год для кабанов.

Утром 25 сентября - снова в путь. Сейчас наша следующая цель - река Ванчин. Вперёд-вперёд! Едем по дороге вдоль моря, выездов к морю не встречаем.

Заезжаем в посёлок Каменка, и мы на море – залив Опричника. Интересное место. Здесь интересные камни – они почти круглые, не все, но круглых очень много. Залив выглядит красиво.

Поездка по Приморскому краю

Едем дальше, нам сегодня надо как можно больше пройти. Впереди около 320 километров.

Дорога сворачивает налево в сторону моря – поворачиваем, и мы попадаем на ту сторону залива Опричника. Здесь прекрасное место для отдыха.

Впереди - два перевала. Высота не очень большая. Подъезжаем к город Дальнегорск. Оказывается, что Дальнегорск – просто прекрасный город. Я был в восторге от чистоты города. Делаем остановку.
Ксюха заходит к родителям своей подружки, и мы узнаём, что проскочили мимо поворота на маяк. Очень жаль, но возвращаться нет времени. Но заметочку мы себе сделали.

Поездка по Приморскому краю

Перевал Высокогорский - высота 680 метров, о нём нам говорили многие – действительно, захватывающее зрелище. Далее наш путь - к посёлку Ольга, по дороге к нему нас ожидает ещё один перевал – перевал Берёзовый, высота около 500 метров. Вид с рекой Арзамазовка. Время начинает поджимать, и мы ускоряем своё движение. Планируем устроиться на ночёвку около посёлка Ольга на море.

Останавливаемся на реке Арзамазовка набрать с собой пресной воды. Бегло проверяем наличие в реке рыбы – ничего нет, или не попалась, или ловить не умеем :))).

Ксюха находит ящерицу и мгновенно становится объектом съёмки.
Около посёлка Ольга мы не нашли ни одного толкового места для нашей ночёвки и поехали дальше. Не доезжая села Ветка, мы свернули с дороги и остановились на реке Арзамазовка. Речка в месте нашей остановки узкая, но очень глубокая, местами более 2 метров.

Попробовали ловить рыбу – снова ничего дельного, только гольяны стайками ходят… ну их.

Поездка по Приморскому краю

Юрий удивил копчёным мясом собственного приготовления, а Ксюха вместо привычного картофеля подала к мясу варёную свеклу. Пусть будет так. Всё было очень вкусно!
Ночью река, по словам Алексея, "кипела". Оказывается, река Арзамазовка - одна из нерестовых рек и по ней в момент нашего ночлега шла кета.
Рыбнадзор не давал нам никакого покоя. Мы были на виду – помните тот анекдот про мужика, который искал ключи там, где светлее – под фонарём, а не там, где потерял. Помните? Так вот рыбнадзор вёл себя так же :))))
"Доставал" нас всю ночь и под конец, утром приехал по речке, видимо, самый главный и задал вопрос на засыпку :))) "Вы откуда?" Мы ответили. Он переспросил: "Из Уссурийска??? А почему рыбу не ловите???" Странно, но весело :)))) Да пусть его.

Утро 26 сентября.
Снова туман на сопках – осень. Ну, уж сегодня мы обязательно попадём на реку Ванчин.
Ехать-то всего ничего, каких-то 120 километров. По пути ещё один перевал. И вот, наконец, река Ванчин.

Мы приеха-а-али!!! Вышли из автомобилей и поняли - брода на Короле не преодолеть. Хотя была идейка привязать её к Паджерику - и вперёд, но разум взял верх :))))) Мы решили остановиться здесь на ночёвку.

Поездка по Приморскому краюПоездка по Приморскому краю

Нашли подходящее место и… пришли в полный восторг - такого количества белых грибов, собранных за 15 минут, я ещё ни разу не видел. Проверили наличие рыбы – с полчаса погонял мушку и короеда – ничего. Решили вечерком прогуляться по реке в сапогах. Это не только красиво, но и как-то завораживает. Я вообще люблю воду, а тут всё, что мне нравится, присутствует здесь и сразу :))) Сегодня Ксюха радовала нас грибным супом. Обалдеть! Ночь прошла спокойно, только шум воды и тишина. Сегодня к нам сразу пришла собака, очень худая, за что получила мгновенно банку тушёнки от Ксюхи и ещё много-много всякого разного :))) Ночью при освещении фонариком мы увидели глаза – было и жутко и красиво, потом поняли, что это “наша” собака.

Поездка по Приморскому краю

Утром мы прогулялись вверх и были не просто вознаграждены, а вознаграждены в особо крупных размерах :))) И именно в тайге, окружающей реку Ванчин, мы увидели такое количество таёжных даров, которое даёт повод сказать – здесь можно не выживать, а жить! 27 сентября, а здесь… всё таких размеров и в таком количестве, что просто диву даёшься!

Снова в дорогу. Как-то даже стало привычно :)))) подумаешь, проехать ещё 150 километров до Еламовского ключа. И вот мы на базе любезного дяди Миши. Вечереет. Спрашиваем, сможем ли мы дойти до водопадов? Дядя Миша отвечает, что сегодня этого делать нет смысла. Завтра с утра будет в самый раз. Там идти-то всего ничего, часа полтора. Остаёмся. Тем более, здесь так хорошо. У дяди Миши запасены дрова, есть всё, одним словом. Сбегали за водой на ключик, и там познакомились с такими же, как и мы бродягами :))) Семья решила попутешествовать. Мы рады и завтра пойдём вместе на водопады, а сегодня - отдых. Тишина, ни ветерка. Жареные грибы с домашней лапшой - это что-то!

Обретя состояние умиротворённости, стали снова учиться играть на варгане. Уже получается намного лучше :))) Всем нравится, все пробуют. Единственное, что мешает, так это попытки выпендриться. Не было бы этого – игра бы была на порядок лучше! Но тем не менее – класс!

Утро 28 сентября, лёгкий завтрак - и в сопки.

Ориентируемся на 1,5 часа пути. Хотя и понимаем, что мы не просто ходим – мы снимаем, поэтому спешим, не торопясь :))))

Поездка по Приморскому краю

Путь к водопадам не сложен, но и не прост.

Туда ведёт тропинка, которую, в принципе, видно и, кроме того, деревья, стоящие на развилках тропинки, помечены оранжевой меткой. Нужна постоянная внимательность, так как мы сами имеем опыт “невнимательности”, поведшей нас по пути, слабо

но как люди последовательные :)))) мы пошли тем “маршрутом” почти до конца, то есть до места, когда возможность передвигаться была напрочь прекращена. Я и Юрий падали на скользких камнях и… недалеко было и до беды. Именно поэтому я и пишу, что путь к водопадам не сложен, но и не прост! Внимательность и понимание того, что вас может ожидать дадут вам необходимую осторожность. Итак, мы отправились в путь за фотографиями водопадов, но, дойдя до начала ключа, мы начали практически непрерывно снимать…

Поездка по Приморскому краю

Фотографии, которые мы выкладываем на сайте, составляют не более четвёртой части общего количества фотографий и наше полное время в пути (вместе со съёмками и сбивкой с тропы) составило 3 часа 25 минут до первого водопада. Если кто-то из вас, дорогие наши читатели, отправится охотиться за фотографиями сам или прибегнет к нашей помощи, то он поймёт нас в полной мере. Тот малый ручеёк ключа, который нам встретился в начале нашего подъёма, не мог сказать о том, что где-то там есть настоящие водопады. Смотрите сами.

Сегодня нам хочется сказать спасибо салону “Компьютерная графика”, г. Уссурийск и лично её основателю Александру Геннадьевичу за предоставление нам в пользование роскошного штатива, который и позволил нам сделать фотографии, которые без штатива сделать было невозможно. Штатив оказался на самом деле прекрасным для его использования, то есть в меру тяжёл и достаточно удобен для его переноски даже в таких условиях. Далее путь становился более тяжёлым, но и более интересным.

И вот мы сбились с тропы… это было тяжёлым испытанием для Ксюхи, но теперь мы и она знает – она сможет почти всё :))) Наша внимательность могла бы не допустить такого “поворота” событий, но, тем не менее, возможность сбиться с тропы совсем – исключать нельзя. И, наконец, мы добрались до первого водопада – это впечатление забыть нельзя. Это действительно водопад!!! Шум падающей воды и влажность воздуха, насыщенного мелкими капельками воды, состояние свежести и плюс окружающая красота – это просто сказка! Мы, как смогли, постарались передать свои ощущения, мы очень старались, но… Постарайтесь это почувствовать, постарайтесь услышать шум воды, одновременно щебетание птиц и тишину осеннего леса, шуршащие листья под ногами, бегающих совсем рядом бурундучков… Поехали в следующий раз с нами или поезжайте сами – не пожалеете!

После этого первого водопада нам предстоял более крутой подъём, но это было уже не важно, важно было увидеть второй водопад, и мы его увидели.

Второй водопад приблизительно в два раза меньше первого водопада, а сложность подъёма к нему не даёт большинству туристов его видеть, хотя разница всего-то 300 метров :))) Но это не 300 метров даже по лесной тропинке. Во время нашего спуска был небольшой камнепадик, который, к счастью, никого из нас не задел. Вернувшись к домику дяди Миши, мы встретились с нашими новыми знакомыми и решили, не теряя времени, ехать в бухту Преображения. Мы поблагодарили дядю Мишу и, легко собравшись, “рванули” в бухту. По нашим меркам, ехать там всего ничего - каких-то 60 километров.

Правда, случилась небольшая неувязочка :))) мы ошиблись и свернули не туда, хотя дорога по карте “говорила” нам обратное. Наткнувшись на военный объект, мы возвратились назад и увеличили наш пробег до 100 километров, благополучно добрались до бухты. Времени было уже много – начало смеркаться, поэтому мы не смогли добраться до того места, о котором нам говорили. То место, которое мы выбрали, стало “нашим местом”, ведь не человек красит место, а место красит человека :))))

Поездка по Приморскому краю

Место, как и миллионы других мест – просто обалденное :)))

Надо просто “видеть” красоту :)

Утром 29 сентября мы отправились к конечной точке нашего путешествия – заливу Восток. До него оставалось только 274 километра. Немного перекусив, мы отправились в дорогу. Сначала мы думали проехать по “нижней” дороге – через село Скалистое на Золотую Долину, но местные, в том числе и дядя Миша, сказали нам, что вероятнее всего этой дорогой мы не сможем проехать, и мы вынуждены были отправиться через посёлок Лазо, то есть немного в обратную сторону. Но зато мы будем проезжать через Лазовский перевал, что само по себе тоже прекрасно. Лазовский перевал для фотографа не смог представить сколь-нибудь интересное зрелище, но… это был Лазовский перевал с высотой около 850 метров, достаточно крутой и закрытый.

Поездка по Приморскому краю

Далее было село Монакино, оказывается у нас в Приморье таких села два, как впрочем и Михайловка и Сергеевка, и Николаевки… странно… Но пишу я не об этом, а о приколах. Говорят, что табличку иногда меняют, но вскоре всё становится на “свои” места – на табличке будет надпись “Макакино”.

В город Партизанск мы заезжать не стали, как не стали узнавать про речку с названием Водопадная.

Есть на ней водопады или нет мы, узнаем на следующий год – в нашей следующей, весенней поездке по краю. Небольшая панорамка даёт представление и об этих местах. Залив Восток явился той завершающей точкой, которую надо было придумать, если бы её не было :))) По приезду на залив мы немного отдохнули и Алексей – знаток этих мест - повёл нас в поход, предупредив, что в некоторых местах придётся пользоваться верёвочными переходами-поддержками, так как без них преодоление будет затруднительным или полностью невозможным. Ксюха после водопадов :))) идти отказалась (как в воду глядела), а мы, вооружившись фотоаппаратами, двинулись в путь.

Поездка по Приморскому краю

В одном месте нам действительно пришлось воспользоваться верёвкой, так как на осыпном грунте склона удержаться без верёвки не представлялось возможным. Затем мы вышли на каменистый, вернее сказать - “валунистый” берег, и шли к местам отдыха птиц вдоль линии воды. Птиц на местах не было :), и мы просто шли дальше, так как возврат туда, оттуда мы пришли, был уже невозможен (до веревки снизу не дотянуться).

Через некоторое время нашего передвижения по валунам, Алексей сообщил нам о том, что кто-то обрезал верёвку и спуск будет очень-очень сложным. Так оно и было :)))) ровный скат каменной плиты, с одной стороны которого - другой вертикальный скат каменной плиты, за который, в принципе, можно держаться, и обрыв с другой стороны. Ну, что можно сказать – кое-как, но мы преодолели препятствие. Интересно было бы узнать, кто и для чего обрезал верёвку.

Успешно выбравшись, мы возвращались к месту стоянки. Даже устав, не обратить внимание на такое – я не смог.

Вечер – последний вечер нашего путешествия - был великолепен, как и другие, но этот был последним :))) Юрий захотел накормить нас деликатесом, и мы вместе изготовили его – картофель, фаршированный мясом, майонезом, помидорами, луком, перцем… для дальнейшего копчения или, вернее, использования коптилки как духового шкафа. До-о-олго-о-о мы ждали… съев из уважения к творчеству Юрия по одному экземпляру “еды”, мы решили её доготовить… не дождались :)))) и… кто хотел воспользовался предоставленной возможностью съесть Доширак :))) Утро 30 сентября – возвращение. В 12-30 мы были в Уссурийске. Первое путешествие закончилось так же хорошо, как и начиналось :)))) Мы снова дома, нас ждали, за нас беспокоились. Всё прекрасно.

Поездка по Приморскому краю

А мы движемся к следующей поездке – мы поедем к тиграм в село Гайворон.