Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Прогулка к Южно-Сахалинскому грязевому вулкану

Автор: Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Грязевой вулкан. Геологическое образование, постоянно или периодически извергающее грязевые массы и газы, часто с водой и нефтью. (Советский Энциклопедический Словарь).

Грязевой вулкан. Грязевая сопка, плосковыпуклые холмы, реже горы до 500 м высотой с воронкообразными кратерами, из которых периодически или нерегулярно извергаются газы, выбрасывающие воду и глинистую массу. (Географический справочник, www.rgo.ru).

Согласно географическому справочнику, грязевые вулканы обычно приурочены либо к нефегазоносным месторождениям, либо к районам "обычных" вулканов. Самые типичные и крупные грязевые вулканы в России сосредоточены в двух регионах: на Таманском полуострове и на Сахалине. За рубежом грязевые вулканы есть в Азербайджане, Испании, Италии, Новой Зеландии, Центральной Америке. В нефтегазоносных районах грязевые вулканы выделяют метан, меньше углекислый газ, иногда окись углерода и азот. В их водах содержатся бром, йод, бор, что позволяет использовать грязь в лечебных целях.

На Сахалине имеется три района действующих грязевых вулканов.

1) Несколько грязевых вулканов вблизи посёлков Пугачёво и Восточный в 140 км к северу от Южно-Сахалинска.

2) Дагинский грязевой вулкан в районе залива Даги на севере Сахалина, в 30 км к северу от города Ноглики.

3) Южно-Сахалинский грязевой вулкан в 18 км к северо-западу от областного центра.

Последний наиболее доступен жителям Южно-Сахалинска и гостям для посещения и осмотра. От Южно-Сахалинска к грязевому вулкану можно добраться пешком по одному из двух имеющихся путей. Первый путь - по грунтовой дороге от посёлка Ключи (9 км). Второй - по бывшей железной дороге Южно-Сахалинск - Холмск от действующей станции Новодеревенская (9 км). Помимо вулкана, интересно осмотреть остатки железной дороги – насыпи, тоннели, рельсы, снегозащитную галерею. В хорошую погоду со склонов сопок открываются виды на окрестные долины и возвышенности, поросшие густым лесом. В лесу и на обочинах дорог растут типичные представители флоры южного Сахалина, которые наверняка привлекут внимание любопытных гостей с материка. Вдоль дороги, ведущей к вулкану от посёлка Ключи, в сентябре появляются съедобные грибы и ягоды, в том числе черника сахалинская и клоповка - она же красника, она же вакциниум замечательный. Ягода костяника (дёрен канадский), хоть и невкусная, радует глаз красными бусинками на полянах.

Здесь маршрут описывается в направлении Новодеревенская - вулкан - Ключи, для бесснежного времени года. Можно пройти в обратном направлении или вернуться той же дорогой. Неутомимый путешественник волен проложить маршрут иначе, например, по железной дороге на запад выйти к бывшей станции Перевал и далее в жилой посёлок Пятиречье. Возможно также совершить путешествие на лыжах или велосипеде.

Строительство железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск (Тоёхара – Маока) продолжалось с 1925 по 1928 год. Трудились тысячи корейских рабочих, фактически рабов, под руководством японских инженеров. Строители жили в жутких условиях тюрем "такобэя". Ещё поныне старые сахалинские корейцы вспоминают: "Сколько шпал на железной дороге от Тоёхары до Маока, столько трупов "тако" (корейских рабочих) лежит под землей". Немногие из тех рабочих, ныне глубокие старики, сумели сохранить жизнь в страшных условиях, затем прошли ад советских тюрем и ссылок, до конца двадцатого века жили на Сахалине или в Корее. С какими чувствами они узнали о грустном конце удивительной дороги?! В 1994 году она была... брошена. Предлогом послужил сильный снежный буран, на некоторое время прервавший движение. Бураны случались и раньше; дорогу восстанавливали. Видимо, возиться с дорогостоящими в обслуживании мостами и тоннелями показалось невыгодным. Возможно, были и другие причины. Стратегическое значение дороги для экономики и социального развития Сахалина очевидно: рельсовый путь соединял крупнейший город острова с его главным портом. Тоннели сохранились. Они спят, слыша во сне тепловозные гудки и стук стальных колёс. Будет ли восстановлена дорога? Позволю себе усомниться в этом... Сейчас грузовые поезда вынуждены преодолевать триста километров по окружной ветке, состояние которой тоже оставляет желать лучшего. Пассажирское железнодорожное сообщение между столицей Сахалина и его морскими воротами прекращено.

Местность вдоль железной дороги труднопроходима. Заросли бамбука, высокотравье, густой подлесок, перепады высоты. Источники воды по пути имеются (насыпь железной дороги пересекает ручьи), однако, в сухую погоду они могут пересохнуть, а в излишне дождливую погоду вода бывает грязной. Спуститься к ручью от насыпи не всегда легко. Поэтому не будет лишним иметь с собой запас воды. Возле вулкана ручьевая вода насыщена продуктами извержений и для питья непригодна. При прохождении тоннелей понадобится фонарик. В тоннелях удобно идти по обочине возле стенки, чтобы не угодить в одну из водосборных ям.

К началу маршрута - станции Новодеревенская – можно доехать от Южно-Сахалинска на пригородном поезде, который летом ходит два раза в сутки (см. приложение). Выйдя из поезда, следует продолжать движение по линии бывшей железной дороги. Она не имеет ответвлений и всюду хорошо заметна.

Дорога сильно петляет. Сохранились светофоры и километровые столбы. От Новодеревенской до первого тоннеля рельсы сняты. По насыпи проходит свежий (2005 г.) след трактора. Искорёженные деревянные шпалы утоплены в насыпь и идти не мешают. На большей части пути до первого тоннеля можно не только пройти пешком, но и проехать на велосипеде. Деревья в окружающем лесу преимущественно лиственные.

Первый тоннель встретится через 6 км после Новодеревенской (по прямой расстояние всего 3 км, дорога петляет, иногда меняя направление на обратное). Длина тоннеля 225 метров, он прямой. От одного конца виден другой - свет в конце тоннеля. Начиная от входа в этот тоннель рельсы сохранились. По выходе из тоннеля вдоль рельсов продолжается слабая тропинка. Приходится раздвигать траву и кусты, которые с 1994 года обильно заселили то, что было отвоёвано человеком у природы за годы упорного труда.

Второй тоннель начинается через 200 метров после выхода из первого, имеет длину 170 метров и делает внутри сопки поворот. Свет в конце тоннеля от входа не виден.

За вторым тоннелем местность становится более всхолмлённой, дорога поднимается к перевалу через Мицульский хребет. С насыпи на юг открываются виды на сопки и долины. Есть точка, с которой частично виден Южно-Сахалинск. В смешанном лесу повышается доля хвойных деревьев (ель Аянская, пихта). Отдельными серебристыми крапинками на склонах выделяется ель Глена.

Насыпь выходит к снегозащитной галерее. В отличие от самой дороги и тоннелей, галерея была построена не в японский период истории Южного Сахалина, а позже - в 1965 году. Об этом сообщает надпись на фронтоне. В качестве столбов, поддерживающих крышу галереи, использованы рельсы. По ним можно изучать историю железных дорог. На многих рельсах можно расшифровать клеймо изготовителя. Среди прочитанных нами - рельсы, произведённые с 1884 по 1940 год, главным образом в США и Великобритании. Несколько японских надписей. Ни одного русского или советского рельса нет. У здешних рельсов интересные судьбы. По ним, возможно, бегали паровозы в Скалистых Горах США, затем морским путём рельсы попали в Японию (в период быстрой индустриализации японцы покупали их в Америке). Может быть, есть рельсы из числа тех, что были доставлены морем из английского Думбартона в Енисейск для строительства транссибирской железной дороги - то был первый грузовой пароход, пришедший в Россию частью северного морского пути.

Вслед за снегозащитной галереей, сделав несколько поворотов, насыпь выходит к очередному тоннелю. Проходить его не следует. Перед тоннелем, с южной стороны насыпи (слева по ходу) расположено каменное здание станции. Полное запустение. Крыша обвалилась. Человеческих следов и тропинок нет. С западной стороны здания, возле входа в тоннель, есть колодец. Он прогнил и захламлен, достать воду невозможно. Справа от железной дороги возле тоннеля ещё одно небольшое здание, тоже в полном запустении. В месте, где раньше располагалась платформа, сохранился покосившийся флагшток, на котором когда-то "гордо реял" красный флаг. Основание флагштока торчит из бетонного постамента, выполненного в форме звезды - разумеется, красного цвета. Краска сохранилась.

Со всех сторон к станции подступают заросли бамбука. Согласно информации, полученной от сахалинских краеведов, где-то здесь начинается тропинка, ведущая на север в сторону вулкана. Мы не смогли её обнаружить. Вместо этого пришлось продраться 200 метров сквозь бамбук на север, вверх по склону, до дорожки, которая проходит параллельно железной к северу от неё. Судя по следам, в 2005 году колея была обновлена трактором. По дорожке следует идти к вулкану направо, на восток. До вулкана 1 километр. Местность вдоль колеи постепенно понижается, и след трактора выводит к грязному ручью, берущему начало в вулкане. Вдоль ручья вверх по течению ведёт тропинка (разумеется, грязная), которая через 200 м обрывается на краю грязевого поля.

Грязевое поле лишено растительности. Чахлая травка пробивается только у самого края. Поле выпукло вверх и слегка приподнято над окружающей местностью. Имеет форму, близкую к кругу диаметром около 200 метров. На поле расположено несколько "дышащих" кратеров. Они сгруппированы кучно, не в центре поля, а смещены к его краю. Ярко выраженного главного кратера нет. Действующих отверстий около 15 штук. Они представляют собой бугорки, приподнятые на 20-40 см, с ямкой на вершине. Некоторые постоянно булькают, другие выпускают пузыри с интервалом в несколько секунд или минут. Серая жижа сползает от кратеров к краям грязевого поля. Это движение не заметно глазу, о масштабах его можно судить по результатам - застывшим языкам потоков, древних и сравнительно недавних. На ощупь температура извергаемой массы не отличается от температуры окружающей почвы. Жидкая грязь имеет резкий солёный вкус и слабый запах. К кратерам можно подойти вплотную и даже осторожно потрогать их. В историческое время зафиксировано два сильных извержения: в 1959 и 2002 годах вулкан извергал столбы полужидкой массы, достигавшие в высоту нескольких десятков метров. Сейчас (лето 2005) возле вулкана работают учёные, измеряющие скорость выбросов, движение потоков, состав жидкого вещества и газов. Геологи расставили вешки вдоль языков "лавы" и возле отверстий. Через определённые промежутки времени производятся наблюдения.

Вернувшись по тропинке к дороге, продолжаем путь в посёлок Ключи. Следует идти по дороге на восток, на нескольких ответвлениях выбирать наиболее наезженную дорогу. От Ключей до вулкана в сухую погоду летом можно проехать на легковом автомобиле. Дорога изобилует подъёмами и спусками, вьётся по склонам сопок, пересекает ручейки. Встречаются посадки сосны европейской - для Сахалина это дерево необычно. Через 7 км от вулкана дорога выводит в дачный посёлок. По нему ещё 2 километра до автобусной остановки, связанной регулярным сообщением с Южно-Сахалинском. Летом автобусы ходят каждый час. При прохождении маршрута в обратном направлении будет непросто из многих грунтовых дорог, проходящих через садовые участки, выбрать нужную. Многие местные жители знают о существовании вулкана, и могут показать к нему дорогу.

Приложение

Расписание пригородного поезда

Ежедневно.
Южно-Сахалинск, отпр. 8:05.
Новодеревенская, приб. 8:44, отпр. 9:00.
Южно-Сахалинск, приб. 9:29.

По субботам и воскресеньям.
Южно-Сахалинск, 17:45.
Новодеревенская, приб. 18:14, отпр. 18:30.
Южно-Сахалинск, приб. 19:09.

Кроме суббот и воскресений. Южно-Сахалинск, 16:40.
Новодеревенская, приб. 17:09, отпр. 17:28.
Южно-Сахалинск, приб. 18:07.

Координаты точек по GPS

описание широта ( N ) долгота ( E ) высота, м
станция Новодеревенская 47є04'13,3'' 142є37'49,5'' 160
восточный вход в первый тоннель 47є04'30,4'' 142є35'37,2'' 250
восточный вход во второй тоннель 47є04'28,3'' 142є35'18,8'' 250
восточный край снегозащитной галереи 47є04'34,4'' 142є35'02,5'' 265
западный край снегозащитной галереи 47є04'34,6'' 142є34'57,0'' 265
бывшая станция 47є04'25,2'' 142є34'15,2'' 300
точка на дороге, ведущей от бывшей станции к вулкану 47є04'30,9'' 142є34'17,4'' 310
пересечение дороги с ручьём, который вытекает из вулкана. До этой точки можно проехать от Ключей на автомобиле. 47є04'44,6' 142є34'47,2'' 270
Южно-Сахалинский грязевой вулкан 47є04'50,4'' 142є34'42,7'' 290
дорога от вулкана в пос. Ключи, край дачного посёлка 47є04'51,9'' 142є38'40,0'' 180
пос. Ключи, автобусная остановка 47є04'44,8'' 142є39'56,8'' 75


Костяника, дёрен канадский – невкусно, но красиво

Клоповка, красника, вакциниум замечательный – вкусная ягода, растущая на юге Сахалина

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 А.Страмилов, 05.12.2005
Красника (клоповка) растет и на Курилах. Много чего можете узнать у истинного знатока Курильских островов (Итуруп)у художника из Питера Александра Корнилова. Кто бывал в Петропавловке, тот видел гравюры в его исполнении.
 уБз, 29.06.2006
... а мы на той старой железке встретили рельсы с заводов Круппа... 1890 года :)
 Ю.Зарубин, 30.07.2006
В описании маршрута допущена некоторая неточность, которая может затруднить путь туристов на вулкан. Искать тропинку от полотна железной дороги нужно не в окрестностях станции, а намного раньше. После противолавинной галереи дорога проходит по выемке, склоны которой усилены бетонными стенами. Сразу по окончании бетонной стены, метров через пятьдесят - тропа вправо, вверх, которая выходит на лесную дорогу, опять же повернуть вправо по этой жороге и без особых проблем выходите на вулкан. Описание маршрута подробно дано на сайте В.Хмары. Не стоит идти до станции, т.к. в том районе лесная дорога, которая идет параллельно железной, уходит от полотна вправо, и пробираться до нее по зарослям бамбука нелегко. Советую путешествовать по железной дороге и на вулкан не летом, когда заросли и комары портят все впечатления, а в середине октября-начале ноября. На Сахалине "бархатный сезон", довольно тепло, хорошо определяются все тропы и дороги. Осенний лес раскрашен всеми цветами. К сожалению, придется согласиться с сомнениями автора сайта о вероятности восстановления дороги. Грабеж рельсов и оставшегося путевого хозяйства продолжается, по слухам, рельсы охотно покупает Китай по 200долл за рельс, но данные неточные, повторяюсь - слухи, но нет дыма без огня. Если на станции "Перевал-Сахалинский" у туннеля рельсы еще были в 2005г., то сейчас их нет уже даже в туннеле. Дорога уникальна, только вот мнения машинистов, которые по ней водили поезда, различные. Со слов Е.Минаева, который водил поезда еще в "паровозный период" - проезжать невентиллируемые тоннели было сущим наказанием, были случаи потери сознания у членов паровозных бригад. Бригады, которые работали на этой дороге в депо в шутку называли "копченые". Более молодое поколение - А.Кучеренко работал помощником машиниста тепловоза. "Скорость поезда - не более 30 км, высокие мосты (Чертов и Ведьмин) еще японской постройки гремели, казалось вот-вот рухнут, только красота природы и туннели "скрашивали" нудный долгий и медленный путь до Холмска. Безусловно, дорога требовала реконструкции, видимо что и было бы сделано сейчас, когда полностью реконструируется вся Сахалинская железная дорога. Но в 1994г был выбран другой путь, безусловно, снежный буран - удачный предлог. Туннели стоят, стоят брошенные.По их стенам стекает ключевая вода, звонкие капли которой гулко звучат в тишине тоннеля. Да, туннели спят и видят во сне мчащиеся тепловозы, слышат стук колес и гудки. И они плачут во сне...
 Biling, 03.10.2007
Вулкан жив! Не знаю как раньше, а сейчас геологи изучают его по гранду, пытаются найти взаимосвязь между активностью вулкана и сейсмоактивностью на юге сахалина. Правда сейчас туда все чаще приезжают туристы! Некоторые из них погружаются в грифоны по самую шею, полагая при этом что грязь там лечебная!
Есть несколько фотографий этого года оттуда, могу выслать, если есть желание!
Кстати если не ошибаюсь вулкан извергался в 2004 году, выбрасывая газоводопластитовую массу на высоту около 200 метров! Сведетелей правда не было! А вот во время первого извержения (первого из известных) был один свидетель, это сторожила той самой ЖД станции. Исходя из известных извержений можно предположить что вулкан извергается ~раз в 20 лет. Есть факты находок окаменелостей флоры, поднятых вулканом из земных недр и выброшенных при ихвержении. Их изучением на сколько мне известно, не занимались
 Пасечник, 08.07.2008
Был на грязевом вулкане 2 июля 2008 года.Советую ехать исключительно на поезде до ст. Новодеревенская и так же обратно.Большинство местных в Ключах и на дачах дают противоречивую информацию о местонахождении брошенной жд и самого вулкана.Тропы от жд станции не нашли.Видели тропу от бетонных плит после противолавинной галереи, но не пошли по ней, она достаточно заросшая.Наиболее удобный проход к вулкану по тропе, которая начинается сразу после галереи.Там сейчас повязана красная ленточка и на рельсах лежат камни.Тропа уходит вправо вниз по ручью.
 Коротченко Галина, 10.07.2008
я хотела посетить этот вулкан в августе(вообще на Сахалине буду первый раз)посоветуйте, как лучше это организовать (буду с детьми)Была на аналогичном вулкане на Азовском море. там все посещения без проблем.
 Пашенцев Павел, 28.05.2009
Посещали вулкан на днях. Описание маршрута хорошее, не заблудитесь. Тропинка от заброшенной холмской ж/д начинается после выемки, усиленной бетонными плитами (метрах в 30) - так как это описано Ю.Зарубиным - начало тропинки сейчас обозначено красной и синей ленточками. Тропинка хорошо выражена и выводит на дорогу к вулкану. Сворачивать следует в правую сторону. На дороге есть указатель. Второй указатель показывает направление непосредственно к вулкану (у ручья). Выкладываю также расписание отправления поездов на этот год. Южно-Сахалинск-Новодеревенское
Утро - 8:20
Вечер - 15:55
Новодеревенское-Южно-Сахалинск
Утро - 9:14
Вечер - 16:49
Время в пути: 30-40 мин.
Стоимость = 28 р. 80 коп. - в кассе вокзала (Южно-Сахалинск) и рублей на 15 дороже, если брать в поезде.
Стоимость билета в автобусе от пос. Ключи до Южно-Сахалинска = 20 руб.
 Bockra, 18.07.2011
Ходил по вашему маршруту 16.07.11. Все описано достаточно подробно.
Более подробно маршрут описал в своем блоге
http://blog.bockra.org/?p=703
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Поезд Сахалинской железной дороги


Насыпь бывшей железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск возле станции Новодеревенская


Рельсов нет, а светофоры остались


Восточный вход в первый тоннель


Выход из первого тоннеля на запад


Восточный вход во второй тоннель


Фрагмент снегозащитной галереи. Надпись на рельсе: "UNION 0 1887 N .I. K."


Развалины станции


Развалины станции


За первым тоннелем на дороге сохранились рельсы


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан можно потрогать


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан. Застывшие продукты извержения


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан


Южно-Сахалинский грязевой вулкан изучают геологи


В бамбуковых зарослях


В бамбуковых зарослях



Ель Глена



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100