Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




"Круиз" на барже Анадырь - Марково 2002-2005 гг.

Автор: Алексей Евстифеев (Чукотка)

Река Анадырь берет начало из горного озера на высоте 680 м над уровнем моря, и впадает в Анадырский залив. Общая длина на реки – 1150 км. Длина маршрута от Анадыря до Марково, определенный по GPS – 652 км.

Описываемое путешествие не входит в список популярных туристических маршрутов по Чукотки из-за крайне ненадежной транспортной схемы. Из Анадыря до с. Марково добираются, в основном – на рейсовом самолете АН-24, который летает раз в две недели по маршруту Анадырь-Марково-Магадан. Цена билета на него – около 4 500 руб. Марковчане стараются летать на АН-3, который летает раз в неделю, и цена билета на нем – 500 руб. Но из-за такой разницы в цене – купить их сложно, даже по записи. Кроме того, бывают спецрейсы, грузовые самолеты – в течении недели, обычно вылететь удается. Но нервов до отлета может уйти килограмм.

Марковские катера и баржи за навигацию совершают 3-5 рейсов в Анадырь, с конца июня по сентябрь -но без всякого расписания, и подгадать к их отплытию сложно. Можно прождать месяц, а можно и совсем не дождаться. Что бы попасть на борт – надо заручиться согласием начальника Марковского ЖКХ, или кого то из администрации села, и лишь потом договариваться с капитаном. Можно попробовать договориться с капитаном напрямую, однако чужих они берут неохотно.

Анадырский морпорт своими теплоходами "Анадырь" и "Онемен" завозит ГМС и уголь в поселки на реке, и поднимаются они до перевалбазы Яры (60 км от Марково). Теплоходы ходят намного быстрее, рейсов совершают больше - но попасть к ним на борт тоже сложно. Надо договариваться с дирекцией морпорта. Кроме того, по реке иногда ходят катера рыбо- лесоохраны, ГИМС, гидрографов, самоходные плашкоуты.

Путешествие по реке не подходит тем, для кого "время -деньги". До Марково катера поднимаются за 5-10 дней, это если без серьезных поломок.

Но это имеет и свою прелесть, так как за время этого очень неспешного путешествия можно хорошо понять характер могучей чукотской реки.

Путешествие 2004 года совершалось в следующем составе: Евстифеев Алексей – гидролог, (Анадырь); Фролов Дмитрий и Егоров Сергей – ученые института Иоффе (С-Петербург).

Путешествовали мы по казенной надобности – я ехал на инспекцию гидрологических постов, питерцы – для установки своих приборов для изучения подвижек земной коры.


Егоров Сергей и Евстифеев Алексей

Фролов Дмитрий

До Марково с нами плыла бригада строителей белорусов

Размещались на барже, кто как сумеет. Никаких пассажирских помещений на ней нет, она заставлена стройматериалами, оборудованием, автомашинами. Белорусы поселились в контейнере со стройматериалами, а мы – в "Уазике". Готовили – на паяльной лампе и "Шмеле".


"Спальный" контейнер белорусов

Наша "каюта"

Отплыли из Анадыря 9 сентября 2004 г. Время для путешествия было удачным, так как время комаров и мошки прошло, а заморозков еще не было.


Маршрут первого дня плавания

Отходим от Анадырского порта

Путь по Анадырскому лиману до устья Анадыря – около 70 км. Право по борту проходим вход в Канчаланский залив, по которому идет навигация до с. Канчалан. Идем по заливу Онемен, его ширина в широкой его части – около 20 км, и он редко бывает спокойным. Легкой мотолодкой в ветреную погоду плавать весьма опасно, да и более крупным судам часто приходится пережидать несколько дней в ожидании, когда утихнет ветер и волна.


Волна на Анадырском лимане

Коса Американская кошка – граница реки и лимана

К вечеру дошли до Малой Американской кошки и встали на ночевку. Границей реки считается коса Американская кошка, до которой, хотя приливы (до 1.5- 2 м) наблюдаются значительно выше, а соленая вода с ветровым нагоном доходит до перевал- базы Утесики.

До настоящих мест рыбалки было еще несколько дней пути, но возбужденные белорусы, (которых ошеломило огромное количество воды) выпросив спиннинг – начали бросать еще в лимане, на ходу. Результат, как и ожидалось- был нулевой. В летом в г.Анадыре с причала – на удочку ловится мелкий сижок и камбалка, корюшка, морской бычок, уек (мойва), иногда голец. Но настоящая, массовая рыбалка на корюшку начинается только зимой, в декабре-мае. В апреле проводится КОРФЕСТ (корюшкин фестиваль), с богатыми призами, концертами, конкурсами.

А на удочку за время первой стоянки мне удалось выловить только двух сижков и морского бычка.

Маршрут второго и третьего дня плавания

За второй день плавания дошли до с. Краснено. На проплывающих мимо пустынных берегах, кроме створных знаков – никаких следов человеческой деятельности. Из живности - только чайки и нерпы. В селе Краснено есть магазин, и продавцы с удовольствием принимают "живые" деньги, так как у местного населения зарплата идет на пластиковые карты, и рассчитываются они ими. На берегу много осколков обсидиана (вулканического стекла), но пособирать их нам не удается, так как уже стемнело, а утром отчалили рано.

Через два часа после отплытия проходим устье реки Танюрер. В 12 км выше по реке находится метеостанция Танюрер. Во время войны здесь был аэродром "подскока" авиатрассы АЛСИБ (Аляска- Сибирь). По трассе Фербенкс-Уэлькаль-Танюрер-Марково перегнали около 8 тыс. самолетов. Долетели не все…. От аэродрома остались железные полосы ВПП и памятник погибшим О трассе АЛСИБа и Танюрере написал Виктор Бурштейн в газете "Крайний север" и ли ссылка http://www.anadyr.org/20051209163513922.html




Cело Краснено Памятник погибшим АЛСИБа


 
Метеостанция Танюрер

Устье Майна

На ночевку встали в устье р. Майн, напротив перевалбазы Усть-Майн. На перевалбазе стоят емкости с ГСМ, есть сторож. По длине -Майн самый крупный приток Анадыря (475 км). Река Белая по длине меньше (396 км), но площадь водосбора и сток у нее больше. Именно Майн придает Анадырю дает мутную окраску. Выше Прорвы, где Анадырь и Майн снова соединяются – вода Анадыря становится прозрачной. В прочитанной рыболовной литературе было написано, что щуки Майна – самые крупные на Чукотке. Поэтому к рыбалке я отнесся серьезно, поменял леску и прицепил блесну покрупнее.

Но – увы. Может быть потому, что быстро стемнело, а может потому, что щука держится в протоках – но на главном русле я ничего не поймал. Берега здесь илистые и топкие, и передвигаться по берегу затруднительно, сапоги засасывает.

Когда стало совсем темно, я с питерцами отнаблюдал НЛО – странный светящийся малоподвижный объект почти над самым горизонтом. Людей в том направлении – заведомо не было, и мы забеспокоились, как бы не дошло до зелененьких человечков. Однако, применив объектив видеокамеры на максимальном увеличении – поняли, что это была луна, но только разделившаяся на две половинки. Это нас успокоило, и ужин продолжился дальше.


Маршрут четвертого дня плавания

Маршрут пятого-шестого дня плавания

Пятый – шестой день запомнились мало. Глаза уже устали от мелькания берегов, хотя местность становилась все более живописной, а погода стояла чудесная. А может сказывалось то, что бодрящие напитки кончились. Катера расцепились, скорость барж понизилась до 5-7 км/час, а на перекатах еще медленнее.

Вверх по "батюшке"-Анадырю

На шестые сутки плавания - уже ничего не хотелось, кроме как залезть в горячую ванну и расслабится на мягком диване после стопки-другой-третьей. До Марково по прямой оставалось 25 км, но по реке – больше 60. Русло Анадыря разбивается здесь на много проток, и путь становится крайне извилистым. Предстояла еще одна ночевка.


Перевал-база Яры

Стоянка около перевал-базы Яры

Яры – последний пункт, куда доходят теплоходы. Здесь крупная база ГСМ, постоянно находится сторож. На моторной лодке до Марково отсюда около 2 часов ходу, а нам - почти целый день.


Теплоход сливает горючее на Ярах

Закат солнца перед последней ночевкой нашего плавания

Последний, седьмой день пути

Выше Яров начинаются перекаты, которые в малую воду доставляют сложности даже моторным лодкам. Нашим катерам с осадкой более полуметра здесь приходится трудно, тем более, что встречное течение все более усиливается. На этом участке часто приходится "мыться", буквально по метру пробиваясь вверх. Бывает, что баржу тащат тремя катерами, но и это не всегда помогает. В таких случаях баржи оставляют у бывшей перевалбазы Крепость, и груз перевозят по частям. Нам повезло, воды еще достаточно.

На перекате

Чуть выше Крепости находится протока Прорва, которая соединяется с Майном. Течение в ней бывает и со стороны Майна, и с Анадыря – в зависимости где больше воды. Выше Прорвы вода Анадыря становится прозрачной, что очень хорошо заметно. На участке от Крепости до Прорвы, и в самой Прорве – очень много щуки. Правда "крокодилы" описанные в рыболовных книжках мне не попадались, но 3- 5 кг щук здесь хватает, чтобы наловиться всласть. Более крупные экземпляры есть, но их нужно поискать. А выше Прорвы щука постепенно исчезает, и выше Марково ее почти нет, а выше Нового Еропола исчезает совсем. Быстрая прозрачная вода не для нее. Начало попадаться много "никуи" - полуживой или уже снулой отнерестившейся кеты плывущей вниз по течению и лежащей на берегах. Белорусов это зрелище изрядно поразило.


"Никуя" - отнерестившая красная рыба (кета, горбуша, нерка)

Кроме привычных нам чаек, никуей занимаются вOроны, причем они явно сыты и только выклевывают глаза. В Марково никую используют для удобрения огородов. Запашок по осени стоит – тот еще, но картошка растет хорошо.

Наконец, мы приближаемся к конечному пункту нашего путешествия – Ягодной, где находится стоянка катеров и есть дорога до Марково (6 км).


Подходим к Ягодной

Здесь нас ожидал Акимыч (Колесников С.А) – начальник метеостанции Марково

У Акимыча нас ждал накрытый стол и...

... и как сказал Дима Фролов "Если я сейчас срочно не выпью, то упаду в обморок".

Понятно, что первая и неотложная помощь была оказана, и лечились мы обстоятельно.

Причем лечение было не только строго дозированным – но и строго по Гринвичу, что началось еще в плавании, по морскому обычаю.

На этом наше плавание по Анадырю до Марково завершилось.

Начиналось новое – в верховья Анадыря.

Алексей Евстифеев

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 kola, 06.01.2007
привет Алексей. Прочёл твой {круиз}и честно скаэать роэачарован. Я прожил длительное время на Реке знаю её на пять. 11 лет как уехал , тоска страшная. Как можно так неинтересно написать о таких обалденных местах?! пока
 2007, 15.04.2007
В 2005 году в ночь с 22 на 23 июня спускался от Ваег к Маркову. Впечатление неописуемое. Неошибусь, если предположу, что на одном из этих катеров поднимался из Маркова в Ваеги, а спускался на барже "Марково-1". Спасибо. Куча воспоминаний нахлынуло.
 Э.А., 07.07.2007
Если кому не нравится - пусть сам напишет об Анадыре и сделает фотографии и карты. Вы молодец, что хоть что-то сделали. Спасибо.
 Борис, 02.08.2007
А где продолжение про верховья Анадыря??Работал на Старом Ерополе потом Чуванском? 10 лет тех местах.
С уважением.
Борис.
 Krutikov Mihail, 11.12.2007
Спасибо за репортаж.Очень много вспомнилось, грустно.В1969-1973гг.работал в мор.порту Анадырь.Есть фото тех лет, пишу рассказы.Хотелось бы чтоб кт то откликнулся с тех лет.До 80 г.жил и работал в Магадане, сейчас в Риге.Пишите, кто заинтересуется.Михаил.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100