Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Расколбас по-узбекски или Чембы на Тянь-Шане

Источник: Клуб приключений "Чемберлены"

(статья является победителем конкурса Mountain.ru - "Вне Трасс")

 

Как начиналось

(Впечатления Ирины Лобусовой)

Главным вдохновителем и "мутенем" поездки в самом высоком и светлом смысле слова был наш бессменный "путеводитель" - Толя Казакевич. А к нему как бабочки на свет потянулись все мы (восемь иркутян и трое москвичей), изголодавшиеся по целине и приключениям.

Перелет до Ташкента был веселым и, как нам показалось, не очень долгим: 1,5 часа до Красноярска и 3,5 от Красноярска до Ташкента. Конечно, в Красе пришлось поторчать часа четыре, но и это время пролетело незаметно под пивко и байки "бывалых райдеров", а в народе просто чемберленов.

Ташкент встретил нас по-весеннему (+15 - 20 февраля!) теплым ласковым ветерком и молодой зеленой травкой (в смысле, на газонах, а не то, что вы подумали). Подождав часик микроавтобус, который любезно за наши деньги предоставила встречающая сторона, мы двинули в горы. А двигать надо было быстро, т.к. уже темнело, и дорога покрывалась наледью. Два часа пути с остановками типа: "еще пивка, а может, и водочки возьмем!" и мы на месте. Место называется Чимган. Собственно, в Узбекистане два места для катания: гора Чимган в поселке с одноименным названием и Бельдерсай с вершиной Кумбель (минут 20 езды от Чимгана на УАЗике). Но об этом с подробностями и придыханием позже.

Где жили

Частная гостиница, которую опять же любезно за наши деньги предоставила встречающая сторона, оказалась, мягко говоря, не кондиционной во всех отношениях: отсутствие тепла и света - да, легко! Но на Мамае, а здесь, пролетев несколько тысяч км, хотелось хоть немного комфорта (и пусть закидают меня снежками "бывалые" райдеры со словами "нам комфорта не надо, нам катуху давай!").

Все-таки посмотрев еще несколько таких гостиниц (т.е. домов человек на 10-15) мы поняли одно - остальные еще хуже. Да еще и хозяин гостиницы, уговаривая остаться, как бы между делом сказал, канатка на Бельдерсае принадлежит ему, и включать он будет ее специально для нас в любое время.

В голове возник так и неозвученный вопрос: а что если мы жить у вас не будем - нам ее не включат? И вообще, что значит "включать", разве она не работает весь день? (Ответы на так и незаданные вопросы пришли сами собой на следующий день). Мы решили не париться - завтра все равно на гору. Но после ужина пришло спасение - за нами приехали москвичи - бывшие иркутяне, которые уже два дня как наслаждались фрирайдом и жили в отличном коттедже да еще с сауной. Раскумаренным и уставшим, нам не хотелось менять место своей дислокации, но аргументов в пользу нового пристанища было море: практически за те же деньги ($15 с человека) проживание, завтрак, ужин-националка плюс сауна каждый день, короче all inclusive по-узбекски, да еще и гора только что приготовленного плова, томящегося в ожидании нас. Несмотря на уже сытые желудки и закрывающиеся зени, пришлось ехать на разведку - все остались в восторге и в тот же вечер мы перебазировались в новый дом.

О главном

Ну, а с утра бодренькие и впечатленные фото-рассказами москвичей, с дрожью во всем теле от предвкушения "наконец-то" - двинули на гору. Погода порадовала - ни облачка, тепло - где-то 0 -3.

Решили начать с Бельдерсая - там, как мы уже знали и трасса длиннее (около 3,4 км, перепад 700 метров), и интересней. Когда подъехали, канатка, действительно, не работала. Но все тот же хозяин нашего первого дома - канатчик - сказал, что все (ожидающих было человек 6!) ждут нас, чтобы запустить. А запускают ее при наличии минимум 10 человек! Нас было 12, и все заработало! (Неоценимый плюс - отсутствие очередей и народа на склонах!) 1000 сум (местная валюта: 1000 сум = примерно $1) с человека стоит один подъем на креселке, которая поднимает тебя почти на самый верх, а оттуда бугель - за 500 сум - на вершину горы Кумбель. Итого, за 42 рубля (сумасшедшие деньги, особенно если сравнивать с Байкальском в масштабе!) мы поднялись на вершину.

Вид, открывшийся нашим взорам, впечатлял - Тянь-Шань, блин! А некоторые из участников (вроде меня) впервые увидевшие большие горы, вообще офигели и на несколько минут впали в глубокий ступор: от восторга хотелось орать во все горло, но что-то останавливало - наверное, безмолвное величие этих многовековых, снежных вершин, и какой-то исходящий от всего этого покой и гармония. Из ступора меня вывели крики "Йохо-хо-хо!" и уносящиеся вниз по склону "бывалые" райдеры-чемберлены. Спасибо, напомнили, зачем я сюда приехала. И понеслось... и понеслись...

Только продвинутые чемберлены раскатывали целину, а "чайнички" (вроде меня опять же) сначала корячились, типа "вкатывались" по укатанной трассе, довольно крутой и жесткой... А потом после совершенно замечательного обеда на метеостанции на вершине Кумбель - решились все-таки пойти туда, где так призывно лежала и манила, как самая желанная женщина, которую немедленно хочется попробовать, та самая целина. Конечно, после наших трех чембов, совсем девственной она уже не была, но поле было большое, и поймать кайф всем места хватило!

Уставшие, но счастливые мы вернулись домой, где нас уже ждала горячая сауна с бассейном, (впрочем, как и все последующие дни), вкуснейший ужин (лагман - национальное узбекское блюдо - "пальчики оближешь", а потом были еще шурпа, еще раз плов...) и море красного вина местного, домашнего приготовления, (1.5-литровая баклашка стоит 45 руб. на наши деньги), очень приятного на вкус, которое уже после первого стаканчика "вшторивало" так, что "мама не горюй". А мы и не горевали: наперебой делились впечатлениями о первом дне катания, смотрели видео и фото, отснятые за день (спасибо Богдану - взял с собой ноутбук!) и ржали до коликов в животе от увиденного (хотя на горе многим из нас было не до смеха).

Погода следующего дня уже с утра не предвещала ничего хорошего в смысле видимости, но много отличного в смысле снега. За окном крупными хлопьями валило и, видимо, валило всю ночь, потому как приехавший за нами УАЗик не смог подъехать к дому - вместо дороги были сугробы. А облака опустились так низко, что видимость было лучше назвать "невидимостью". Но, несмотря на это, канатку, как по мановению волшебной палочки, включили тут же при нашем появлении.

Наверху было все гораздо печальнее опять же в смысле видимости, но не в смысле снега: молоко, одним словом, - фото-подтверждение прилагается! Но зато можно суперски зажечь прямо по еще "целым" трассам, потому что снега по пояс навалило! Главное, ехать на музыку, которую включили внизу бугеля, иначе можно куда угодно укатиться, а потом "тропить, не поднимая глаз".

Чем, собственно говоря, и занялись на следующий день наши трое бравеньких богатырей-чемберленов (Толя, Белый и Богдан): дури и здоровья у них навалом, потому и решили они изведать неизведанное. Здесь передаю повествование Толяну, заметив лишь одно, что Анюта - девушка Богдана - с присущей женщинам предусмотрительностью и практичностью, забрала у своего благоверного все документы, авиабилеты и деньги, с которыми Андрюха Богданов готов был уже ломиться, я извиняюсь, хоть и в манящую своими бескрайними полями целины, но страшную и довольно лавиноопасную "жопу".

Целина

(Повествование Толяна)

Еще в первый день катания, мы приметили отличный кулуар. По словам местных гидов предстоял выкат около 5-6 километров, и часик тропежки. Решив, что вся целина рядом с трассой уже укатана, с раннего обеда мы собрались наверх. Местные гиды никак нас не хотели отпускать одних, под предлогом лавин, незнания местных гор, выкатов и прочего. Оставив предложения гидов внизу, у подъемника, мы поднялись наверх и бодренько затропили по гребню. На гребне нам встречались отличные 5-ти метровые надувы, 60-ти градусные сбросы в другую сторону, и, разумеется, хорошее "молоко", в котором, как известно, рельефа не видно совсем. Через час мы были на старте, перед тем самым заветным кулуаром.

Склоны изрядно нагружены, появляется привычная дрожь в коленках перед спуском. На нас быстро надвигается серая туча. Пора ехать. Прыжок с карниза, 100 метров целины, поворот головы назад - и... как ни странно, склон не пошел! Поняв, что состояние склона вполне отличное, мы устремились вниз по 3-4-х-километровому природному пайпу, который летом является ручьем. Через пару километров нас ждал сюрприз - 4-5 метровый сброс. Особенно он впечатляет, когда едешь первым, думая, что впереди тебя небольшой метровый сбросик, а полет оказывается значительно дольше.

Выкат

(Андрей Родионов или просто Белый)

Далее последовал дерьмовый и кислый выкат, точнее, вытроп. Вытрапливать оказалось весьма долго, ждущие нас внизу товарищи уже успели употребить - это было ясно по прерывистым фразам, раздающимся по рации, на которой забыли кнопку отпустить. Тропа была тоже весьма смешная, если б мы так ходили на Мамай, то дорога туда пролегла бы через Тальцинский, Байкальск и с 5-ю ночевками. Видимо, тропить гидов учили те, кто наркотики через границу переносит и следы путает.

Встретили нас душевно - сначала спасы с матами, когда поняли, откуда мы вышли, а потом наши ребятки с криками и воплями, что молодцы, раскатались грамотно.

Итог: грамотно катанули, спасы перестали ругаться и зауважали, а бар и начальник подьемника стали звать нас "Хулиганами".

Следующие дни было еще веселее - мы воспряли духом, снега навалило. Утром самые первые рванули наверх, где пришлось откапывать вход в бар, и дверь в вагончик с мужиками-канатчиками - снега было столько, что сами они выйти не могли. Далее, проявив инициативу, мы отрыли посадочную площадку и в награду поехали раскатывать девственную целину.

Как результат, 3 небольшие лавинки прямо возле трассы, очередные нотации спасов и засыпанный по шею, но счастливый Толян, оторвавший метров 400 склона в ширину с криками "За...сь каталово!" Щас все подумают: "Вот дебилы-отморозки спускают лавины и ржут, а то, что опасно не знают", - ничего подобного. Было и такое, что, глядя в кулуар, мы, образно выражаясь, производили желтый снег и уезжали оттуда нафиг, так как мозги есть и страх - хорошее чувство, спасавшее нас не раз. А пустить лавинку небольшую и в ней катануть - милое дело, когда знаешь, что больше чем 500 метров она не сыпанет и никого не закатает.

Полезные советы

В общем, счастье не покидало нас все 7 дней, и каждый из них был просто отдельной историей, достойной отдельного отчета. Снежные поля, конечно, меньше чем на Эльбрусе, но и плюсов достаточно много. Разнообразный рельеф, достаточно низкие цены, отличная кухня, гостеприимные народ, отличная погода. Писать про каждый день катания мы не будем, а лучше просто расскажем вам, как туда съездить и что надо знать начинающему Узбеку:

Истина первая

Кто бы вы ни были, вас непрерывно разводят, даже если вы сторговались в 3 раза дешевле, значит, можно было в 6. Это мы поняли после почти 2-х дневной прогулки по Ташкенту. Если просят пять, то можно договориться за 1 тысячу сум, то есть 1 доллар с машины. Да и не забудьте перестать мыслить рублями и баксами, не пытайтесь переводить деньги на привычную валюту, иначе цены покажутся смешными и путешествие обойдется в 3 раза дороже. Мыслить тыщами, конечно, весьма приятно и торговаться тоже:- давай не 6000, давай 4000 - цифры завораживают.

Случай из жизни: таксист и мы.

- Куда, брат, надо?

- Нам в клуб "Катакомба".

- Ок. Пять тысяч и поехали (необходимо уточнять с машины или с каждого человека).

- А вы знаете, где это?

- Бэз праблэм, если чё, спросым и даэдэм (значит, не знает и кататься вам долго и цена вырастет, надо сразу оговорить, что пофиг сколько ездим до места, доедем и заплатим сколько сказали).

- Давай за 2000?

- Нэ, брат, ты чё?

- Давай за 2000?

- Брат, обижаешь.

(повторить 5 раз и вероятность уехать за 2000 вырастет с 10% до 90%)

Днем еще проще: делите конечную цену на два и вперед - кто-нибудь да согласится, точнее, почти каждый.

Вышеперечисленная стратегия годится для всего: базары, жилье, лавочки с сувенирами и т.д.

Истина вторая

Надо делать регистрацию, что стоит 5 баксов, иначе каждый мент будет требовать с вас денег. Если она есть, денег требовать не перестанут, но вы смело можете следовать с ним к любому посту и разговаривать, включив дурочку. И ни в коем случае денег не давать. На самой горнолыжной базе в Бельдерсае, или в Чимгане можно обратиться к канатчикам, они подскажут, как ее сделать. Чтобы не мотаться в Ташкент, можно найти человека, которые за дополнительные деньги все сам оформит. Стоить это будет на 10 долларов дороже.

Самое страшное - это когда люди при погонах и официальные представители аэропорта пытаются тоже срубить бабосов на вас. Единственным выходом является разговор с вышестоящим начальством о том "как нечестно поступают ваши сотрудники, без вас бабло рубят, а вы и не знали, обидно ж..." - такая байда канала почти везде, нас отпускали с миром и всегда бесплатно и с большим перегрузом в чехлах и ручной клади.

Вторая бая: "Вы что!? Мы сборная Cибири по фрирайду - студенты мы, спортсмены, блин, какие деньги - последние на машину истратили, чтоб доехать до аэропорта". Эта вещь проканывала даже в Красноярске и нас без очереди и бабла проводили по VIP выходам и входам.

Информация по ценам (Дмитрий Болгов)

Владимир Валькович: вот тут печально, минута в Россию стоит 3,5-4 (!) бакса, входящие - в этом же районе (я говорю о российских операторах, в частности МТС). По окончании поездки (звонил 3 раза по 3-5 минут) был "ошкурен" на $80. Дешевле оказалось звонить по спутниковому телефону - входящий/исходящий 30/40 рублей + нет проблем с зоной покрытия.

В целом, мой бюджет за поездку 18.02.05 - 27.02.05: билет 10300 руб. + $350

Совет 1: на обратной таможне указывать в декларации всю вывозимую валюту (включая рубли) и быть морально готовым к наезду (по любому поводу) со стороны бравых таможенников.

Совет 2: имейте в виду, что в duty free аэропорта Ташкента берут рубли и доллары (т.е. сумы не берут!).

Итог

Неделя в горах - это еще время "отходняка", помноженное минимум на два. Они снятся, о них думаешь, и туда хочется возвращаться и возвращаться. Во сне раскатываешь нераскатанное. А наяву строишь планы о новой поездке.

Стоит ли ехать в Узбекистан? Наверняка да. Хотя бы, потому что море целины и отсутствие очередей народа вам обеспечено. А еще, как вы уже, наверное, поняли из вышесказанного, подъемники не закрывают даже в самую "непогодь", а, значит, вы не потеряете ни дня катания, что тоже большой плюс. Но ехать все же лучше большой бандой (хотя бы 10 человек) по той же причине - подъемники! Для желающих обогатиться еще и культурно - есть возможность съездить на экскурсию Самарканд или Бухару, но для этого нужно пожертвовать двумя днями катания. Вы готовы на это?

Тогда вперед, как говорится, и с песней - Узбекистан ждет вас с распростертыми объятиями Тянь-Шаня и восточного колорита, а с собой захватите расколбасное настроение и доску/лыжи - кто на чем - и все туда, время есть - еще успеете!

Белый стих Алексея Макарова

Немного попробывал побаловаться с Белым стихом (всмысле не с Белым, - а с Белым стихом :-) Стихотворение про Узбекистан. (Белый стих - это форма нерифмованного стиха, традиционно применяемая в новоевропейской тонике)

Узбекистан

Старейшее из совремнных государств

Поэтами воспето ещё в средние века.

Времени река

Не пощадила грозных царств

Разрушила мечети, храмы. Из стекла

Теперь Ташкента центр возвышают стены.

И что же? Тимура непокорный дух

Сегодня сломлен. И всего за век

Человек

Способен превратиться в то, что вижу я сейчас?

Глупца и труса тоталитарной массы

Фразы тут не имеют места быть,

А только лозунги правительства

Семейной с президентом рассы.

Ташкент - город богатых, нищих и таксистов

Фальшив твой облик... За стеклом

Стоят сараи и засохшие сады -

Плоды распада бывшего в Союзе

С северным соседом государства

Царство гор

Тебя окольцевало. Реки и пруды

Пересыхают летом в зной.

Печален образ твой,

Узбекистан,

Старейшее из современных гостударств

Так хочется сказать: "Спаси тебя Аллах",

Но я христианин

И я лечу в Россию. Увидишь ты меня теперь не скоро.

Не скрою - буду по тебе скучать и не забуду никогда

Две вещи: Тянь-Шань и взгляд узбекского мальчишки лет пяти,

Который в небо запускает змея,

А рядом на базаре продаются специи и бюсты Ленина...

Фотографии

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея