Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2006

Дата: 25 января - 9 февраля 2006 г.

Экспедиция проходила в достаточно морозные дни. Рекордная температура: -57 гр.C.

Подготовка

Все самое интересное происходит либо по случайности, либо по пьянке :).

Идея поехать в Тофаларию, как всегда, пришла случайно. Все началось с обсуждения долгосрочных планов. Достаточно горячо обсуждалась идея организовать сплав по Амазонке - найти дикие племена индейцев, снять интересный фильм и побывать диких джунглях. Но постепенно обсуждение скатилось к староверам, проживающим в Прибайкальском районе и, конечно же, к Тофаларии - где встречались такие уникальные люди (Знакомые встречали поселения Тофов в Туве - не далеко от Тофаларии).

Цель определена - едем в Тофаларию. До старта осталось всего 2 месяца. Началось изучение информации о регионе, достопримечательностях и интересных местах родины малочисленного народа - Тофов. После изучения противоречивых материалов, бесед с краеведами и географами цели были несколько скорректированы. Уже на этапе подготовки было ясно - мы едем в неизвестность. Но эта неизвестность обещала быть увлекательной! Основной целью экспедиции мы поставили съемку фильма о Тофаларии, проблемах региона, уникальных пещерах и, конечно же, приключениях!

Одним из ключевых и самых сложных вопросов был транспорт. Зимой (февраль-март) в Тофаларию можно попасть по "зимнику", по р.Уда. Зимник достаточно сложный. Проходит только Урал (после 15 февраля), либо ГАЗ 66. Остальные машины обычно доходят до середины пути, не далее (тонут, застревают, ломаются и т.д. - лебедки не помогают). Подходящую машину мы нашли в г.Нижнеудинск. Водитель, который ежегодно "пробивает" зимник последние 5 лет, знает эту дорогу лучше всех.

Понятно, что участие в данной экспедиции - дело достаточно рискованное. Все участники экспедиции, снаряжение было застраховано в "Военно-страховой компании" ( www.vsk.ru). Для запасного варианта, с собой был спутниковый телефон от "Космос-связь" ( www.vspek.ru). В кризисной ситуации мы могли бы связаться с МЧС. Но это на самый-самый крайний случай, лучше рассчитывать на себя.

Последние 2 недели подготовки были особенно напряженными. Бессонные ночи, расспросы журналистов о планах экспедиции, еще раз - отчеты предшественников, поиски карт региона, окончательные сборы. И вот, 25 января 2006 мы выехали в Нижнеудинский район.

Дороги Тофаларии

6 утра, Нижнеудинск, 26 января. На улице прохладно, около -45 0C. Мы встретились с представителями сайта tofalaria.ru (они помогли нам найти машину), Михаилом Ивановичем Пугачевым (краевед, географ,посвятивший свою жизнь исследованиям Тофаларии) и, конечно же, нашим водителем - Николаем Рубаном. Успешно загрузились в 66-ой и выдвинулись.

Нам предстоит путь в поселок Алыгжер - "столицу" Тофаларии. Дорога тяжелая -300 километров бездорожья. Со слов Николая - он единственный, кому в этом году удавалось добраться до Алыгжера. Сегодня он едет в 4-ый раз. Первые три раза завозил продовольствие в поселок.

По пути заехали в теплый бокс в поселке Порог - нам нужно было украсить машину логотипами спонсоров. Здесь начинается зимник.

Первые 50 километров дороги нам показались просто отличными! Но, как только мы выехали на "зимник", проходящий по реке, все участники это отлично почувствовали.

Объезды сложных порогов по скалистым прижимам, торосы до двух метров высотой, встречается проломленный лед. Приходится преодолевать наледи - машина едет в воде, до 1 метра глубиной.

Проехав около 200 километров, встретили застрявшую и брошенную "таблетку" - от нее шел одинокий след вверх по Уде.

Езда по такому "зимнику" оказалась очень даже экстремальной. На дорогу до Алыгжера у нас ушло около 15 часов. Если выдвигаться самостоятельно, без местного гида-водителя, на дорогу уйдет в 1,5-2 раза больше.

Транспорт в Тофаларии

Вариантов передвижения по Тофаларии не так уж много. 66-ой или Урал могут передвигаться по зимнику только два с половиной месяца - с середины января по конец марта. Все остальное время популярностью пользуется авиатранспорт. Также местное население использует оленей, лошадей. Снегоходы не популярны из-за отсутствия топлива и малого количества снега. Летом, теоретически, до Алыгжера можно подняться по Уде на моторной лодке. Еще из экзотических видов транспорта можно порекомендовать гусеничную танкетку (вес около 8 тонн). В июле-августа 2004 года отмечен факт проезда в В.Гутары на внедорожниках Новосибирского off-road клуба. Но из 13 машин доехало лишь 3.

В Тофаларии дорог нет. Есть направления, распадки, перевалы и ручьи. Но есть и маршруты, по которым можно проехать на тяжелой технике:

Зимой:

- г. Нижнеудинск - пос. Алыгжер (либо Нерха). Зимник заканчивается в 6 км. после Алыгжера. Действует февраль, март.

- г. Нижнеудинск - пос. В.Гутары. Действует февраль, март.

- пос. Верхняя Гутара - пос. Алыгжер. Недействующий, но теоретически проехать можно.

Летом:

- г. Нижнеудинск - прииск Покровский.

Для аренды транспорта рекомендуем обратиться:

- Рубан Николай, опытный водитель, тел. (395 17) 75-1-01;

- Клуб "Каньон", путешественник Усков Алексей Степанович, тел. (395 17) 20-1-03;

- сайт о Тофаларии - www.tofalaria.ru

Пещеры Тофаларии

Как только команда добралась до Алыгжера, мы приступили к поискам пещеры Зимняя сказка. О ней мы слышали много интересных историй, читали отчеты, Михаил Иванович описывал пещеру сказочными словами. Утром, наслушавшись рассказов, в каких распадках водятся "зимние сказки", часть группы ушла на разведку. Вторая часть группы пошла вверх по реке, до знаменитых Удинских порогов (водная категория сложности - 6) - разведать заманчивые кулуары для безумных сноубордистов. Нагулялись и натропились вдоволь. Пещеру не нашли, но нашли несколько интересных мест, где могут быть еще не открытые пещеры. Вторая группа высмотрела "кулуар", где в принципе можно катануть. Но тропить минимум 6-8 часов.

На следующее утро разведгруппа, уже во главе с Михаилом Ивановичем Пугачевым, отправилась на поиски пещеры. Сам Михаил Иванович не стал подниматься к пещере (все же уже 74 года). Но нужный распадок указал, и через 3 часа после выхода, "база" услышала положительные новости - "Зимняя сказка" найдена! Руководитель спелео группы Дмитрий Шаламов (или просто Шалам) нашел пещеру. Еще через 10 минут по радиосвязи "база" получила заказ на ломики, топоры, ледорубы и прочую байду для пробивания хода. А еще через 20 минут заказ на спальники, палатки и прочее снаряжения для проживания в пещере…

Путь в пещеру преградила ледяная пробка. Так называемый "Кошачий лаз" оказался залит льдом. Сколько льда - не известно. Вся команда в данной пещере впервые. А некоторые члены команды вообще первый раз оказались в пещере. Первые впечатления неописуемые! Большие и круглые глаза участников уже во "входном" гроте, безумные эмоции, тонны энтузиазма для пробивания льда! Одно точно ясно, свое название пещера оправдывает!

Снаряжение доставлено, лагерь разбит, началась достаточно монотонная работа по долбежке льда. Со слов спелеологов, кто уже бывал в этой пещере - льда обычно бывает от 20 до 30 сантиметров и долбежка занимает несколько часов. Очень надеемся сегодня вечером попасть в пещеру. Благодаря компании Космос-телеком ( www.vspek.ru) вечером позвонили в Иркутск, сообщили первые новости экспедиции.

В пещере остается работать 5 человек, остальные спускаются в Алыгжер.

Работа кипит, куча наколотого льда растет. К 9 вечера пробили около 1,5 метров. Появилась надежда на то что мы продолбили лаз - мы увидели расширение скалы. Виталя (Носорог) просочился в этот лаз (конечно, не без помощи товарищей, затиснувших его туда) - но известия оказались не из приятных. Долбить еще 3-4 метра, мало того - лаз уходит ниже. Наш пол - это потолок лаза, который нужно пробить. А это означает, что ковыряться во льду придется еще в менее удобной позе. Мало того, ощущений добавляет уникальность пещеры. Обычно теплый воздух поднимается из пещеры и выходит наружу. Здесь же холодный воздух с улицы засасывался в пещеру через этот самый лаз. Если залезть в большой пылесос, на улице включить -30-40 градусов, и включить его на полную мощность - наверное можно получить аналогичные ощущения.

Час за часом, сантиметр за сантиметром. В пещере варится еда, готовится коктейль "Черный сноубордист", обустраивается лагерь. Ну а некоторые просто наблюдают за "пятыми точками" ледоколов. Все уже привыкли к пещерной жизни, тусклому свету фонарей, замкнутому пространству.

Около 3х часов ночи все отошли ко сну, с единственной мыслью - долбить еще много. Но их не покидала мысль о том, как в пещере должно быть красиво!

Утро. Солнца нет. Фонари...

Решили вызвать подмогу. С базы вышло еще 5 человек, с палатками, спальниками, продуктами, "ледокольным снаряжением".

Настрой отличный, все оптимисты. Планируем быстренько пробить остатки льда, и сегодня вечером спуститься в пещеру. А завтра уже можно пойти в пещеру Спиринская. Она должна находиться недалеко, в 100-200 метрах от "Зимней сказки".

После обеда в лаз уже помещалось полтора человека, а не один. А это значит, что работа пойдет быстрее.

Около полуночи появились первые новости - пролез один глаз и глаз увидел большой зал. Минут через 40, самый настойчивый ледокол - Носорог (не зря же он носорог) по пояс вылез в зал. Это стоило слегка обмороженного пальца. Цель очень близка - прорываемся!

Нашли самого худого участника - им оказался Дрюня. Дрюню толкнули, подпнули и он оказался в пещере! Хотели передать ледокольные инструменты, но он со свистом ушел куда-то вниз… Лететь оказалось не долго. Это была 20 метровая ледяная горка, дальше Дрюня выкатился в зал Кристальный. Судя по не очень цензурным выражениям эха - там было очень красиво. Но подняться он не может, просит веревку. Решено всем спуститься в пещеру, провести небольшую ознакомительную прогулку, а весь следующий день посвятили детальному исследованию пещеры.

Навешали веревку. Вся команда в пещере.

Первые впечатления невозможно передать словами. Такую подземную красоту видели единицы. Некоторые даже привели эти впечатление в сравнение с первым любовным опытом - "Аналогичные впечатления". Те кто был в пещере в первый раз - даже не ожидали, что в пещерах может быть такая красота под миллионами тонн скал над головой!

Особого уважения заслуживают операторы ТК "Аист", которые повелись на Чемберленскую авантюру. Экстремальность съемок проявилась в первые же дни. Штативы, стоимостью до 5 тыс.долл. летали по лядяным горкам, видоискатели отламывались об скалы, грелки камер просто выходили из строя. Съемки дались непросто.

На улице около 45 градусов мороза. Еду не успеваешь донести до рта - замерзает. Очень холодно. Температура на входе в пещеру, где собственно и разбит лагерь, упала с -10 градусов до -25.

Пещера Зимняя сказка

Зимняя сказка (альтернативные названия "Урунгайская", "Снежная королева").

Как добраться: Пещера находится в 3,5 километрах от Алыгжера; пересекая остров, Вы попадаете в долину ручья Верхний Урунгай. Справа на склонах г.Спиринская находится пещера. Через 2,5-3 километра начинается подъем, занимает около 40 минут. Вход в пещеру расположен справа, по ходу движения.

Описание: Глубина - 28 м., Длинна ходов - 787 м., площадь - 2240 м2, объем 3130 м3. На входе расположен достаточно массивный камень (высота около двух метров). Далее следует небольшой грот. Пол ровный, залит льдом. Возможно размещение 2-3 палаток. Вход в саму пещеру через "Кошачий лаз". Лаз может быть залит льдом. Ширина около 30 см, высота сантиметров 40. Долбежка занимает от нескольких часов до нескольких дней. Пещера уникальна большим обилием льда (около 70% пещеры во льду), а также поступлением холодных потоков воздуха (снаружи) в пещеру, а не наоборот. В нижней части пещеры находится небольшое озеро (протяженность около 15 метров, глубина 2-3). По непроверенным нами данными, через озеро можно попасть в следующий зал, но требуется акваланг. Температура в этой части пещеры около +4 гр. В пещере было обнаружено несколько мертвых летучих мышей. Зал "Кристальный", расположенный на входе, отличается большими и красивыми ледяными натечками а также кристаллами величиной до 10-15 см.

Прохождение пещеры не сложное, специальное снаряжение не требуется. На входе рекомендуется использование веревки - 20 м.

GPS Координаты: N 53гр, 39*10.8, E 098 гр, 10*27.1, высота над уровнем моря 1296 м. (отдельное спасибо компании Спутник-навигатор - www.navigator.irk.ru)

История открытия: Пещера была открыта в 1967 году Михаилом Ивановичем Пугачевым - одним из самых преданных исследователей Тофаларии.

Пещера Светлая

После изучения и проведения видеосъемок в пещере "Зимняя сказка" мы провели еще одну ночь в палатках. Было уже значительно холодней. В эту ночь (как мы узнали позже) зафиксирована рекордная температура -57 градусов. В пещере, по ощущениям, было около 30.

После прохождения Зимней сказки было запланировано спуститься еще в три пещеры - Спиринскую, Светлую и пещеру 8 Марта. Основываясь на кратких спелеоотчетах, предоставленных Докучаевым Андреем, мы знали, что все они находятся где-то рядом, но где?

Тяжелая борьба с ледяными массами в кошачьем лазе Зимней сказки, так изматывала наших доблестных воинов, что их то и дело тянуло на открытое пространство. Макс не был исключением, но снаружи он не терял времени. И вот в один из дней он занялся исследованием склона с тыльной стороны и, о чудо! Нашел! А "ларчик" не просто открывался, т.к. какая именно из трех пещер была им найдена, оставалось загадкой.

Основательно изучив, потайные ходы Зимней сказки, Макс повел нас по следам своих открытий.

Вход представляет собой неправильный треугольник с наклонным полом, а кто же знает что внутри? Первым пошел Шалам (все-таки как-никак человек с большим спелеостажем - сориентируется). Мы замерли в ожидании. Минут через пять нам была дана команда: "Спускайтесь!"

От самого входа по наклонной мы сползли по камушкам вниз и оказались в высоком коридоре с остроконечными сводами, высотой около 5-6 метров, но порода под ногами все также продолжала уходить вниз под углом. Шагов через 10-15 внизу увидели тупиковый колодец диаметром не более 2-х метров ( называется Темный), а поднимая глаза к верху можно увидеть, как кромешную тьму разрывает поток дневного света, который проникает через отверстие в потолке коридора, и тут стало очевидно - эта пещера Светлая!

Пещера Светлая была открыта в 1947 году местными жителями. Общая протяженность 12,6 метра. Пещера заложена в графитовых мраморах (5-20%). Находится в 140 метрах от Зимней Сказки. Двигаться чуть-чуть вверх от Алыгджера

GPS координаты: N 53гр, 39*08.2, E 098 гр, 10*33.2, высота над уровнем моря 1291 м.

Спиринская

"Закаленный народ" впечатлениями от Зимней сказки, был весьма не удовлетворен прохождением Светлой, и жажда новых спелеоощущений просто обострилась. Вся команда кинулась штурмовать склон в поисках новых подземных отверстий, на этот раз повезло Костяну Судниковичу. Он нашел Спиринскую.

Из пещеры парило, как из бани и все окружающие кустарники были покрыты богатым слоем инея. Вход напоминает воронку неправильной формы, в который помогает спуститься "хозная" лестница, сколоченная из высокоствольных сосен.

А дальше, как в сказочном царстве: вниз идет широкий и достаточно глубокий колодец (высота 27 метров) на второй этаж* (в пещерах, этажи считают в обратном порядке), а в вдоль края колодца проброшен мостик, который вел в коридоры первого этажа.

На перемычке спуска вниз и прохода на первый этаж Виталя Носорог сделал навеску, зацепив ее за торчащую каменную глыбу. Все в порядке очереди, надев снарягу, стали спускаться вниз. Для Дрюнички пришлось провести экстра-курс обучения по спуску на снаряжении - он веревкой пользовался впервые. В ходе обучения устроили, таки даже, дебаты по поводу того, что лучше использовать при спуске "восьмерку" или "решетку", но Дрюнечка, как полный чайник в этом вопросе, просто ждал когда мы договоримся. В итоге съехал на "решетке".

Благополучно закончив спуск, вся команда оказалась в зале "Обвальном". Здесь и решили сделать привал, якобы для закрепления впечатлений о спуске. Налили "Черного сноубордиста" и продолжили исследования.

Зал Обвальный довольно внушительных размеров. На потолках и стенах натечные коры и сталактиты причудливых форм и расцветок с краплениями коричневого и синего цвета.

Одна из стен напоминает "натечный иконостас", по которому скользят сотни мельчайших ручейков чистейшей воды. При идеальной тишине можно было услышать, размеренный всплеск капель, которые срываются с кончиков сталактитов и падают в крохотное озерцо, на дне которого имеются многогранные колючие кристаллы.

Все члены нашей команды попробовали извлекать звуки из сталактитов. Звучание у них настолько звонкое и многогранное, что на словах сложно передать. Просто не перестаешь удивляться чудотворным и кропотливым усилиям Природы-искусницы.

В разные стороны от зала идут небольшие ходы по 4-8 метров. Один из ходов приводит в небольшой зал с озером, но первым на пути к нему мы увидели термометр, который показывает истинную температуру в пещере (+ 3,5 градуса). Термометр здесь был оставлен в 60-х годах.

Прямо над озером, случайно обнаружили вертикальный лаз и попытались в него пролезть, путь оказался длинной более 10 метров по абсолютно вертикальному колодцу, где встать в распоре было довольно не просто, но мы в составе четырех человек (Толик, Шалам и Костян и Лена) его преодолели. На верху нас ждал тупиковый зальчик, покрытый натечными образованиями. Дальше прохода не было мы спустились по этому органному ходу и вновь вернулись в зал Обвальный.

Подъем наверх был более затяжной по времени, каждый испытал физическую нагрузку, кроме операторов телекомпании Аист. Им было оказано бережное отношение: их поднимали полиспасом. Аистенки возмущались, но покорно выдержали это "испытание". Из пещеры мы вылезли около полуночи. На улице было около 45 градусов мороза и невероятное небо, усыпанное мохнатыми звездами. Очень непривычно наблюдать такое небо, после нескольких часов нахождения в пещере.

Первый этаж мы пришли исследовать на другой день. Зрелище было не менее интересное, чем прохождение по второму этажу.

Очень удивила новогодняя елка, которая встретила нас почти у входа на первый этаж. Она наряжена гирляндами и игрушками, которые изготовлены во времена наших бабушек, и надпись на стене, датируемая 1959 годом. Какая далекая цифра и в то же время, такая не значительная в жизни развития пещеры.

Коридоры и залы с закругленными сводами, которые покрыты обильным слоем белого мондмильха (пещерная плесень), распахнули перед нами свои объятья, как только мы сошли с мостика. Далее, белоснежные залы сводятся к узкому проходу с рифлеными стенами, конечной точкой которого является каменный завал по которому гуляет пронизывающий ветер между непреступных каменных глыб.

Вот такая не менее загадочная пещера оказалась в нашем "трофейном" списке!

Краткая информация о пещере.

Была найдена 1956 году местным жителем Кудрявцевым А. во время охоты на кабаргу. Раненая кабарга, убегая от охотника, прыгнула в эту пещеру. Полностью пещера была пройдена в 1970 году Томскими спелеологами. Протяженность 537 метров, глубина 45 метров. Расстояние до Светлой - 80 м., до Зимней Сказки - 185 м.

Сложные участки расположены в следующем порядке:

1. Входной колодец 7 метров.

2. Колодец на второй этаж 27 метров.

GPS координаты: N 53гр, 39*09.9, E 098гр, 10*36.9, высота над уровнем моря 1313 м.

Поиски новых пещер Тофаларии

Попытка восхождения на ледник

Через пару дней после прохождения пещер, в 3х километрах от Алыгджера - нас привлекла грандиозная 400 метровая скальная стена. Издалека на стене был виден натечный лед - высотой около 60 метров. Ледник брал свое начало прямо на скальной стене, и мы заподозрили… пещеру, находящуюся в горном массиве, в которой еще никто не бывал. У основания скальной стены 300 метровый склон парил, на кустах присутствовал характерный иней. Это говорило об одном - в данном массиве скорее всего есть система пещер.

Разумеется, место нас сильно заинтересовала, и мы приступили к штурму стены. Только вот лед оказался жестковат. Перемороженный, натечный лед переживший температуры до -57 градусов. Плотность сравнима с плотностью стекла. На один ледобур уходит около получаса. Ситуацию усложняет еще и толщина льда - во многих местах буры начинают упираться в скальник, и все начинается сначала.

В итоге, за 3е суток битвы за каждый сантиметр мы продвинулись не более чем на 30 метров стены. С каждым метром подъема лед становился все тоньше, да и погода не радовала. Отмашка уже не спасала для согрева. Но становилось теплее, уже было -38гр.

Зима - козел! На 3-ий день мы решили отказаться от восхождения и вернуться в базовый лагерь.

GPS координаты: N53гр, 36*57.6, E 098гр, 12*45.4, высота над уровнем моря 1026 м.

Грот

На "прогулках" по окрестностям ледопада, в соседнем распадке, в достаточно труднодоступном месте (желательно использование веревки) - был обнаружен грот. В первые же минуты пребывания в гроте - мы его окрестили гротом Чемберленов - т.к. все Чембы смогли бы поместиться в нем!

Вход в грот через расщелину, высота около 40 см, ширина - 3м. Общая площадь зала около 25 кв.м., достаточно удобных сферический поток высотой около 2,5 метров. Ровный пол усыпан щебнем и листвой. Кстати, достаточно удобное место для проживания древнего человека (недалеко от пос.Алыгджер были обнаружены стоянки древнего человека, датированные каменным веком).

В этом регионе однозначно имеет смысл организовывать археологическую экспедицию. Неисследованных мест еще масса!

Координаты грота: N53гр, 37*05.8, E 098гр, 12*51.4, высота над уровнем моря 993 м.

Пещера на реке Уда

На обратной дороге, ниже порога Миллионный - на 300 метровой скальной стене также был обнаружен натечный лед. При ближайшем рассмотрении просматривается достаточно большой лаз - вполне возможно здесь находится очередная большая пещера.

Данный регион перспективен не только в плане археологии, но и в организации поисковых спелео-экспедиций.

Координаты потенциальной пещеры: N53гр, 51*29.3, E 098гр, 31*30.9, высота точки над уровнем моря 757 м.

Культура и история Тофаларии

Тофалария что это?(1) Страна, как поэтически о ней пишут или местность, территория, край? Побывав там мы осознали, что это страна, со своим укладом, бытом и ритмом жизни, своей культурой, языком. И жизнь в Тофаларии полностью связана с природой, с её ритмами, сменами времен года. Наверное, поэтому не только тофы, но и другие как кочевые, так и охотничьи народы настолько чутко переживают природу, будучи с ней единым целым, что большинство из них прирожденные художники и стихотворцы. Мы убедились в этом, посетив школу и местный музей, в которых стены были увешаны художественными работами учеников и интернат, где нас поразили два молодых человека своими стихами о природе и любимых девушках. Более всего я пришел просто в восторг от песни в стиле рэпа об осени, которую прочел один из них. Вот подумал я, что нужно петь на нашей российской сцене. А один парень, буквально за 30 минут, выдал нам стих, в честь нашего приезда:

Приехав к нам издалека,
Чтоб посмотреть на наши горные края, природу, чистые леса
И скал, пещер загадочны места.
Что манит Вас сюда?
Наверно, диво ярких красок зелена
И гор высоких достающих небеса,
Иль лес красивый, аккуратный
И белым снегом весь опрятный
И воздух здесь приятный
Все так у нас здесь хорошо,
Но выжить зверю не легко.
Так береги ты человек его!
И показать свои места
Михаил Иванович отведет всегда
И счастлив буду я, что есть в России такие дивные места.
Дана природа богом
И это Тофалария моя!

Наиболее четкое образное замечание о Тофаларии привел Б.Э. Петри: "…Высокогорная тундра с характерной полярной флорой и фауной, приютившая на самых вершинах Саян выше линии леса под вечными снегами летние места для кочевья тофов; горная тайга, с черными кедровниками, с угнетенным лесом замшелых деревьев, с каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек - их зимние и осенние кочевья…".(2)

Тофы по способу передвижения оленеводы, по форме хозяйства охотники, кочевая жизнь которых была строго регламентирована. Летом с июля по август, тофы жили на стойбищах, затем откочевывали с охотой в родовые охотничьи угодья, где в течение осени и зимы охотились, апрель, май - занимались отелом оленей, и после середины мая откочевывали на летние пастбища, где также охотились, главным образом, на марала. Родовые охотничьи угодья издавна были поделены между родами, а внутри родов - между фамилиями. Они передавались по наследству по мужской линии. Все родственники одной фамилии промышляли вместе.

История

Гипотез и предположений о происхождении тофов, основывающихся на изучении родовых названий, наречий, антропологических и этнографических данных достаточно, однако, ни что так не передаст историю народа как его язык. Первоначальным ядром предков тофов, как считает, В.И. Рассадин, изучивший их язык и наметивший основные этапы его исторического развития, явились кетоязычные роды, воспринявшие язык тюрков. Позднее примкнули самоедоязычные. Тюркский язык у тофов, видимо, сложился до XIII в., возможно, в VI - VIII вв. во времена тюркского каганата при господстве юрков-тукюэ. Затем тофы попали под влияние уйгурского каганата, государства кыргызов, монгольской империи. В XVII в. русские застали тофов данниками западно-бурятских князцов. С XVII в. тофаларский язык испытывает мощное влияние русского языка.(3)

Происхождение тофов видимо, так и останется загадкой, но подытожив можно сказать, что: "Тюркоязычные народы Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары - составляют коренное население Саяно-Алтайской историко-этнографической области. Эти народы близки по происхождению, культуре и этнической истории, их языки входят в восточно-хунскую ветвь тюркских языков…".(4) Таким образом, тофы являются частью некогда существовавшего большого народа, занимавшего огромную территорию - от верховьев Енисея до Тунки.

Численность

Один из интересных вопросов, сколько же тофов, их численность. Первые данные о регистрации датируются 1675 годом (340 человек). И, следует отметить, что численность тофов варьировалась между 350 - 500 человек. Тут большинство в недоумении спросят, почему так мало, что у них с рождаемостью не все в порядке или мужчины мало любят своих жен? Нет, думаю, что у них все "чики-пики". Природа и условия жизни - вот главный регулятор их численности. Поскольку тофы по форме хозяйства охотники, то соответственно, природа может прокормить определенное количество людей на данной площади и тофы поддерживали баланс с природой, чувствуя, как их жизнь зависит от неё. Суровые условия жизни также не позволяли иметь большие семьи. Даже в настоящее время на территории Тофаларии проживает около 700 человек, несмотря на то, что и этот уголок коснулась цивилизация. И, тем не менее, данная территория, до тех пор, пока люди здесь живут в основном, охотой обеспечит проживание только небольшого количества людей. Вероятно, что с новой волной освоения богатств Сибири, развития туризма здесь будет проживать большее количество людей.

Большинство исследователей выделяют пять родов (костей) тофов: Каш, Сарыг-каш, Чогду, Кара-Чогду, и Чептей. Хотя другая часть также отмечает и существование других родовых названий, как Ирге, Тарак, Тулай и Богоше.

Считается, что территория, на которой проживают тофалары, прежде, была более обширной, в её состав входили части земель Красноярского края, Нижнеудинского и Тулунского районов. Сокращение произошло в результате активного наступления в глубь тайги пришлого люда (охотников промысловиков, заимщиков, купцов, золотопромышленников) вынудивших переместиться родовым группам тофов в глубину горно-таежного района, к Джуглымскому и Удинскому хребтам. Это событие отразилось в легенде "Почему тофалары живут в Саянах".

• (1) При написании справки пользовались монографией Л.В. Мельниковой. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. -304с.
  • (2) Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах. Иркутск, 1927. С.3
  • (3) Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым данным// Мат. Конференции "Этногенез народов Северной Азии". Новосибирск, 1969. Вып.1. С.224-226
  • (4) Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск: Наука, 1998. С.6

Команда экспедиции "Тофалария 2006"

1. Казакевич Толя - организатор экспедиции
  11. Жорова Оля (Леля) - исполнительный директор большого холдинга

Особую благодарность выражаем

1. ОАО " Военно-страховая компания" ( www.vsk.ru) - за страховку экспедиции
  2. Компания " Спутник-навигатор" ( navigator.irk.ru)- за предоставление карты Тофаларии и GPS навигации
  3. Компании " Космос-телеком" ( www.vspek.ru) - за предоставление спутниковой связи
  4. Операторам ТК " Аист" ( www.aisttv.ru) - за успешные съемки в экстремальных условиях
  5. Дмитрию Бондик - за предоставленные карты Тофаларии
  6. Михаилу Ивановичу Пугачеву - за интересные рассказы и помощь в Тофаларии
  7. Рубану Николаю - за проффесиональное вождение по сложным дорогам Тофаларии
  8. Сами себе - за отличное настроение и боевой дух!

Отчет подготовлен Чембами-писцами: Леной Говориной, Максом Щербаком и Толей Казакевичем

Отчет подготовили: Елена Говорина, Анатолий Казакевич, Максим Щербак

Источник: Клуб приключений "Чемберлены"

Фотографии
Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений Чемберлены