Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2008

Автор: Антонина Малама

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

Посвящаю моим друзьям по клубу,
инструкторам альпинизма,
Михалычу и Андрею

"Мечтайте осторожно, мечты имеют свойство сбываться" - с некоторых пор эта фраза стала моим лозунгом. Многие мои мечты, часто кажется, помимо моей воли и без особого напряжения, уже сбылись или продолжают сбываться. Так случилось и с путешествием, о котором я хочу рассказать. На закрытии сезона 2008 мы только поговорили о том, что хорошо, мол, было бы небольшой группой совершить туристско-альпинистское путешествие в какое-нибудь интересное место, и вот мы уже вернулись из замечательного, неповторимого путешествия по живописнейшей Адыгее. Мы прошли пешком под рюкзаками довольно большое расстояние, ночуя в разных местах, еще больше ходили без рюкзаков на радиальных выходах. Сделали четыре восхождения, осмотрели новый район. Трудно начать рассказ, потому что мысли опережают слова. Кажется, что мне не хватит имеющегося набора слов и красок, чтобы передать впечатления и эмоции от поездки. В течение 10 дней в Адыгее мне часто вспоминались слова из песни "праздниками календарь уже не радует души" в связи с тем, что с возрастом и большей доступностью развлечений для души мне (думаю, что не только я, но многие мои ровесники делаемся очень привередливыми) особую прелесть представляет простое человеческое счастье: чистый горный воздух, тихое журчание прозрачных ручьев, яркое полыхание последней осенней листвы, второе цветение крокусов, крик ночной птицы, орехи под ногами, абсолютное безлюдье и отсутствие телефонной связи с миром, отсутствие троп под маршруты, отсутствие крючьев и маркировки на скалах, чистейшей синевы небо над нами на маршруте по отвесной скале, взгляд сверху на далекие прозрачные горизонты и многое другое…

Но обо всем по порядку. Начало было не очень удачным: с дороги к поезду в Минске в час пик и заканчивая трансфером до поселка Новопрохладный. Далее постепенно все улучшалось. Из поселка по лесовозной дороге наши рюкзаки на вьючной лошади за умеренную цену подвез симпатичный молодой джигит Гена.

Он оказался хорошим проводником. У места, называемого Тайвань, мы расстались. Дальше тропа оказалась непроходимой для лошади, и мы уже медленно, под рюкзаками, побрели-покарабкались по руслу реки Большой Сахрай вверх по тропе, которая местами была размыта или завалена камнями, поваленными деревьями и кустарниками (нам пришлось преодолеть брод раз 20).

По карте мы наметили местом базового лагеря самые верхние, наиболее близкие к основному массиву Тхача, стоянки под названием "Ветреный балаган". К ним мы добирались четыре дня. Первая ночевка у нас была прямо на берегу реки Сахрай, у воды. Утром мы свернули по тропе влево от реки, круто в горы, по старой лесовозной дороге, но теперь - это малоприметная под густым слоем буковых листьев тропа, правда, на всем протяжении маркированная. К вечеру мы остановились на "Верхних" стоянках. В густом тумане мы не видели обещанных гор и скалу "Колокольня". Каково же было наше изумление, когда поздно вечером небо прояснилось, засияли звезды, и мы увидели, что стоим прямо под западной стеной Тхача, под маршрутом "Открывашка"!

1 ноября левее этого маршрута мы сделали свой первопроход в подарок на день рождения члену нашей команды. А с противоположной стороны была скала "Колокольня". Гена, подвозивший наши рюкзаки, рассказал нам тогда, что после революции священник из разоренной церкви ежедневно проводил на "Колокольне" утреннюю службу. Однажды его подстрелили, приняв за золото блестевшую на нем ризу. На поляне мы обнаружили плоский камень, очень похожий на надгробный, и по вечерам из-за скалы "Колокольня" на него падали последние лучи заходящего солнца.

Дров - изобилие, тем не менее, ужин приготовили на горелке, у костра же просто грелись, коротали вечер. Развлекались тем, что приманили какую-то ночную птицу. Человеческим голосом она кричала "у-гу", а мы откликались, пока не услышали ее голос совсем близко, после чего она разочаровано или обиженно умолкла, а потом продолжала звать, опять удаляясь.

Наутро при замечательной солнечной погоде (отныне все дни погода нам благоприятствовала) мы "открылись" восхождением "Открывашка". Скалы массива горы Тхач, как в Крыму, крутыми вертикальными стенами обращены к югу, в сторону самых западных вершин ГКХ.

Мы всё старались угадать среди них Фишт. Крыша же их представляет обширное нагорье, с пожухлой теперь травой и зарослями рододендронов, с провалами пещер, и с традиционными стадами горных козлов. Завершив маршрут, мы основательно погуляли по верху массива Тхач в сторону наших следующих восхождений, затем по простому кулуару вернулись к рюкзакам и до темноты в тот же день перешли на другие ночевки: над говорливым ручьем около красивой янтарной сосны. Мое командирское распоряжение было таким: ночевать здесь. Мои ребята рвались в этот же день дойти до "Ветреного балагана", однако потом они согласились, что эта стоянка наиболее удачная. После трех последующих ночевок в балагане, где хозяйничали мыши и удручали непривлекательные следы жизнедеятельности людей, мы были счастливы вернуться под нашу сосну к ручью. Запись из дневника от 29 октября: "Пятый день. Ужасно плохо спала. В балагане с мышами. Снились глупости всякие, мыши скреблись, периодически включала фонарик, чтоб разогнать. Одна маленькая мышка забралась в пакет с едой, а нажравшись, не могла самостоятельно вылезти…".

В тот же день, что поднялись к балагану, устроили большую прогулку-разведку под Большой и Малый Тхач, на перевал между ними, детально рассмотрели маршрут предстоящего восхождения, подходы к нему, чтобы назавтра сделать восхождение. Но вместо этого рано утром вышли помочь группе Ирины в переноске тяжестей на ночевки. Сбежали мы к ним быстро, они еще не собирались выходить, измученные предыдущим подъемом. С Ириной были четыре девушки и юноша. Мы с Олегом взяли по рюкзаку и отнесли их на "Верхние" ночевки, Шурик же остался на весь день с девушками. Хоть вернулся поздно, уже в полной темноте, все-таки на следующий день мы вышли на маршрут "Башня". Это был шестой день.

Я все мечтаю воспитать себе девушек альпинисток, но замечаю, что чаще других рядом бывает Саша Лукьянов.

Он был в поездках, самых значимых для меня, он учился у меня больше, чем у других инструкторов нашего клуба - от первого своего выезда на скалы в Денеши, от первого восхождения на Кавказе на значок "Альпинист" и до сегодняшнего условного руководства 3Б. Этим восхождением мы закрываем ему 2-й разряд. На восхождении я наблюдаю, как он работает первым, как красиво ложится между промежуточными точками страховки веревка (веревка его личная, очень хорошая), как надежно и качественно он делает самостраховку и станции страховки, как старательно произносит команды по рации - ну просто как по учебнику! Больше мне нечему его учить в альпинизме, дальше место ему - в спортивной команде. И на разборе после восхождения мы просто уточнили некоторые моменты нашей работы.

На маршруте я много фотографировала. Яркое, синее, без единого облачка небо, дальний зыбкий горизонт с призрачной шапкой Эльбруса, стая больших птиц с криком носится над нашими головами. Им явно не нравится наше присутствие в их владениях - все это открывалось в просвет между вертикальными стенами нашего маршрута и притягивало внимание. Описание маршрута от февраля этого года. Возможно, с тех пор никто его и не ходил. Возможно оттого, что первопроход был зимой, мы не все места узнавали по описанию. Например, пещеры в рост человека мы не встретили, только грот, то есть дырку в скале. Не поленились специально запустить туда человека на страховке для обследования, но это оказалась не пещера. Не заметили также нависания в конце последней веревки, и решили, что соседний кулуар, рекомендуемый в описании для спуска, непригоден для этой цели и пошли в другой соседний, а потом долго понизу возвращались домой.

Следующее восхождение - "Новый год" (название такое оттого, что точки страховки идут от сосны к сосне) мы решили сделать 1 ноября. Но оказалось, что Ирина также запланировала на этот день "Новый год". Двое из нас рассмеялись тому факту, что две группы на трех маршрутах умудрились создать очередь, а третий огорчился, обиделся, надулся. Весь вечер утешался тем, что казнил милых длинноногих пауков, подталкивая их в огонь, повинных только в том, что они доверчиво сползались на приветливое тепло нашего костра. Восхождение должно было стать подарком на день рождения нашему участнику, но у нас был и другой вариант подарка, не менее ценный - первопроход. Последние полверевки до вершины предоставили пройти Шурику и велели приготовиться на вершине к ритуалу альпинистского варианта поздравления. Как это выглядело, говорить не стоит, отмечу только, что Шурик достойно выдержал поздравление. На верху мы встретились с группой Ирины, возвращавшейся со своего восхождения к спусковому кулуару.

На следующий день, 2 ноября, мы тоже прошли "Новый год" - последний маршрут в районе, на который имеется описание.

На предыдущих восхождениях, относительно простых и теплых, мы несколько расслабились, поэтому на последней веревке было холодно, и главное - не хватало снаряжения. Мы с сожалением вспоминали оставленные внизу закладки. Нехватку снаряжения пришлось компенсировать мастерством. У Олега это здорово получалось, а он только улыбался: "Ну что ты, это ж всего лишь тройка!" или "Мастерство не пропьешь". Для Олега, КМСа по альпинизму, инструктора, этот выезд был пробным после нескольких лет перерыва . Как он сам говорил, ему хотелось в спокойной обстановке проверить свои силы на скалах. Потом он признал, что поездка оказалась замечательной. Вот и хорошо, может в нашем клубе станет на одного квалифицированного альпиниста больше. На этом восхождении мы позволили себе вольность - отлучились с маршрута на пару часов чтобы осмотреть пещеру. В описании она не значится, возможно, первопроходцы ее и не заметили, Ирина - тоже. Но у нас на начало маршрута был свой вариант, нам не понравились сильно разрушенные скалы (очень затруднена страховка), поэтому мы отклонились вправо, заметили и посетили пещеру.

Этим восхождением завершалась наша программа путешествия по Адыгее. Давно уже мне не было так грустно покидать горы… Как не хотелось расставаться и с янтарной сосной, и со скалой "Колокольня" (мне все хочется назвать ее "Монахом", как в Цее), и со своими товарищами!

Еще день отдыха и - вниз. Дальше самая неинтересная и трудная часть путешествия: от скал до поезда. Всю дорогу, вверх на которую мы потратили три дня, назад прошли за один день. В рюкзаках, правда, полегчали килограммы съеденой пищи, но почему-то они все равно оставались чертовски тяжелыми. Больше суток по дороге в поезде назад и еще два дня дома мне болели ноги и спина. В дороге было еще несколько замечательных моментов. Например, мы собирали орехи и груши, загадывали желание на экзотический фрукт айва, ночевали в пустующем доме с привидениями. С удовольствием мы попарились в бане вениками из эвкалипта, а потом обедали в кафе в Армавире, спали в поезде на чистых простынях… Ах, да, был еще эпизод с фейерверком у прощального костра, который можно расценить как попытку взорвать ненужного уже инструктора. Однако инструктор выбрался живым из-под слоя пепла и отделался легким конфузом и четырьмя дырками в пуховке.

Что сказать в заключении?

Как хорошо, что есть на свете горы! Очень жалко, что такое замечательное путешествие оказалось таким коротким. Большое спасибо моим друзьям по путешествию в Адыгею.

А еще - отдельно огромное спасибо Ирине Морозовой за приглашение на Тхач (если бы не она, я даже не знала бы о существовании этого массива, а мы бы поехали в Крым), за то, что помнит о своих друзьях, хоть мы далеко не единственные у нее, за интересные мероприятия, инициатором и организатором которых она является, за то, что расширяет горизонты для заинтересованных, и помогает колеблющимся поверить в себя и в свои силы и возможности. До новых встреч!

2008 г.

Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею Путешествие в Адыгею