Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS
Фотографии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

В поисках чуда. Путешествие в Сербию, Черногорию, Боснию

Дата: 14-29 мая 2005 г.

Автор: Константинов Т.

Источник: travelreports.ru

Предыстория

Паша Косенко предложил мне написать о поездке для этого сайта - с удовольствием выполняю его просьбу.

Идея поездки родилась с год назад, после просмотра фильма "Жизнь как чудо" (можно я буду дальше писать Фильм с большой буквы?), вошедшего в пятерку любимых. Должен заметить, что в кино я разборчив и смотрю далеко не все...

В который раз я смотрю этот Фильм... и каждый раз восхищаюсь им! Его простотой и добротой. Впервые, пожалуй, я встретился с даром ВОТ ТАК описать войну. Любовь на войне. Сказку о войне.

Да, мы понимаем, что это сказка. Мы понимаем, что на самом деле все было не совсем так. Но разве нам не хочется верить этой сказке?

Я посмотрел четыре фильма Кустурицы. Во всех них он удивительным образом сумел показать страшные, в общем-то вещи ТАК, что это остается главным, но на втором плане! Это либо война ("Подполье", "Жизнь это чудо"), либо ее часть - смерть ("Время цыган", "Черная кошка, белый кот"). Но любовь и смех все равно оказываются живучее, "добро неизбежно побеждает зло", хотя я остерегусь назвать фильмы "хеппиэндовыми".

И мы верим. Даже через этот обман! Кто-то больше, кто-то меньше, но я уверен, что КАЖДЫЙ человек, кто его посмотрел, стал на чуточку добрее после этого Фильма.

Впрочем есть те, кто не воспринимает этот фильм. Я нисколько не осуждаю их - у всех есть право на "нравится - не нравится". Просто я пишу не для них... точнее, они не поймут, почему я поехал именно туда.

Туда

В Москве заранее был куплен авиабилет Москва - Белград - Москва, перелет югославской компанией "Jat Airways", регулярный рейс, по цене что-то типа 250 долларов (вылет из Шереметьево-2 в 14-20, там в 15 с чем-то. Разница во времени - 2 часа относительно московского). Поскольку билет брался через турагентство, то через них же был приобретен "ваучер", в случае Сербии являющийся заменителем визы (на срок пребывания до 30 дней). Данный ваучер являлся одновременно бронью гостиницы на одну ночь, обошелся, если не ошибаюсь, в 40 евро.

Аэрофлотовский билет стоил дороже, но с учетом отвратности кормления и в общем-то неудобного времени рейса, может, есть смысл летать "Аэрофлотом"?

Правда, об "Аэрофлоте" лично у меня сложилось другое мнение: ни в какой авиакомпании, кроме "Аэрофлота" и "Сибирских Авиалиний", короче, большинства русскоговорящих рейсов, стюардессы не возбуждаются на расчехленный объектив, обращенный не только не в их сторону, но даже не в сторону салона вообще - иными словами, в окно! Не разрешают снимать собственную пантомиму в начале полета. Еще они безумно красятся и не улыбаются, заранее испортив эйфорию полета одним своим видом... Зато чувства собственного достоинства, гордости за отчизну и проявления совкового осознания права "НЕ ПУЩАТЬ" - хоть отбавляй! Воды (не водки!) за полчаса до посадки не допросишься - "щас сойдете и купите себе хоть цистерну"!

Щас, ага... сойду...

Белград

Рейс был заранее перенесен относительно первоначальной даты вылета, и в результате я попал в Белград в 19 часов по тамошнему времени. В аэропорту взял заранее забронированную машину (о ценах - в конце) и, ориентируясь по любезно предоставленной прокатной фирмой карте Белграда (и отдельно выпрошенной туристическо-автомобильной карте Сербии и Черногории), через полчаса был в отеле.

Вечерне-ночной Белград удивил обилием народа на улицах, в основном молодежи. По улице Князя Михайлова (пешеходная зона типа московского Арбата) расположены с десяток (!) книжных магазинов, причем время их работы (в воскресенье!) заканчивалось не раньше 21 (!) часа. В итоге вечер прошел в посещении этих магазинов.

Прочь из города (ф. 1-7)

Человек я по натуре диковатый :) и в городе (любом) всегда чувствовал себя неуютно. Посему, вооружившись предоставленными картами, почерпнутыми из книжных магазинов туристическими и справочными данными, а также письмом от заочного сербского знакомого, поменяв в банке 300 долларов и купив на всякий случай SIM-карту тамошнего сотового оператора Mobtel (код 063, можно просто попросить "дайте карту 063" - вас поймут), я выехал из города на юго-восток по скоростной платной дороге на город Ниш, но свернул через пару десятков километров (г. Popovic) в сторону городка Topola (40 км), далее Rudnik (40), Gornij Milanovac (10), Cacak (15), Kraljevo(33) к первой намеченной достопримечательности - средневековому замку "Maglic" (еще около 20 км). Общая направленность - на юг. Безусловно, по дороге попадались различные проявления культурного достояния, вызывавшие кратковременные остановки, и... в итоге этот путь занял бОльшую часть светового дня.

Вдоволь налазившись по развалинам замка и пообедав в расположенной рядом "харчевне", решил добраться до монастыря Studenica, неподалеку от населенного пункта Usce, в котором, судя по карте, был расположен мотель. После необыкновенно вкусного рыбного ужина с плиты хозяина заведения, совершил обзорный "облаз" прилежащих окрестностей, в основном ограничившись съемкой монастыря под пение соловья, стрекот южных кузнечиков и журчание протекавшего где-то неподалеку ручья.

(хочу отметить, что кадры сделаны при фактически полной темноте, выдержка 30 секунд. Засветка от фонарей, расположенных в примерно 50 метрах и давно зашедшего солнца. Звезды в ДАННОМ размере файла не очень видны)

Уже укладываясь спать, выставил на балкончик фотоаппарат - небо поражало обилием звезд. Получилась трехчасовая серия кадров, из которой потом, уже в Москве, "склеил" впечатляющий "мультик", на котором отчетливо видно движение звезд вокруг Полярной звезды.

Обратно на север

После завтрака - сложилось так, что в этот и большинство последующих дней завтрак, прилагающийся к стоимости номера, включал в себя омлет (на выбор - с сыром или "шУмкой", по-нашему - с ветчиной) и чашку кофе (капучино, эспрессо или турецкий), осмотрев монастырь уже при дневном свете, я решил продолжить движение в сторону главной цели путешествия - горы Златибор, расположенной на северо-западе Сербии. Фактически это основной курорт страны, с соответствующим оживлением, ценами, наличием иностранцев и отсутствием истинной национальной культуры. Ну, это примерно как Москва и Питер не являются отражением России, так и по Златибору нельзя формировать мнение о стране.

Итак, из Студеницы я продолжил путь по дороге от Usce, указанное на карте асфальтовое покрытие внезапно и безосновательно кончилось (буквально посреди леса) и дальнейший путь на протяжении примерно 30 километров протекал по горно-лесной дороге, проложенной по берегу ущелья. Несмотря на кажущуюся незначительность дороги, состояние вполне приличное (по сравнению с нашими лесными дорогами). Вероятно, сказывается каменистость почвы и неподверженность размытию дождями.

Пару раз ошибившись с поворотами (указателей НЕТ, людей тоже, ориентировался в буквальном смысле по Солнцу, как и в большинстве случаев в этой поездке) добрался-таки до местечка Ivanjica, от которого путь лег четко на север - обратно к Cacak у через Guca. Итого примерно 50 км.

В Чачаке особых достопримечательностей не обнаружил, следующий пункт - на запад, г. Pozega (Пожега, 35 км). Дорога идет по потрясающей красоты ущелью, по обеим сторонам которого расположились с десяток монастырей. На этой дороге встречаются указатели (белые буквы на коричневом фоне - так принято обозначать достопримечательности), но указывают они далеко не на все монастыри. Более того, не ко всем есть подъезды, еще в меньшую часть можно войти - монастыри действующие, монахи могут и не пустить - туристов ("стрАнцев" по-сербски) встречают неохотно. Что оказалось нехарактерным для остальных монастырей. Может, просто мне не повезло в этом ущелье?

Двигаюсь дальше на запад, "район центр" Uzice (Ужице, 24 км). Монастыри и отдельно разбросанные церквушки попадаются, но в значительно меньшем количестве. Обидевшись :-) на них, проезжал мимо. Архитектурно - ничего особенного. Примелькалось, видимо.

Город Ужице - миновал в объезд. Пообедав в придорожном кафе, двигаюсь на Партизанские Воды - старое название Златибора. Златибор - это гора. Прием не одна, а целый комплекс. Диаметром километров так в 25 - 30 неправильной "круглообразной " :) формы. Есть определенное место - Партизанские Воды, в просторечии упоминаемое как Златибор - все понимают. Именно в них и сосредоточен курортный комплекс: десятка три различных отелей, домиков-апартаментов, хостелов и т.п.

Златибор (ф. 8-10)

Цены самые высокие за всю поездку. Как уже говорилось, тОлпы народу, в основном местные (по крайней мере, язык сербский), но попадаются и немцы, и французы, и машины с евро-номерами: Словения, Швейцария, Австрия. Последних очень хотелось спросить, что они забыли в этих горах при наличии заведомо лучших своих. Увы, контакта не получилось.

Ночевка в 7-ми (кажется) этажном отеле, вечерняя прогулка на близлежащую вершину (оказалась горнолыжной трассой) с мемориалом на вершине, посвященным Второй Мировой. Территория последующей Югославии была под мечом фашизма, но не немецкого, с которым обычно ассоциируют это явление, а итальянского. На протяжении всей поездки попадалось большое количество памятников и мемориалов в память о боях именно с итальянскими захватчиками.

Мокра Гора (ф. 11-18)

А теперь мы приближаемся к тому самому месту, ради которого я, собственно, и решился на эту поездку. То место, где происходит действие Фильма, красота природы и эмоциональная составляющая которого еще при просмотре пленила меня.

С горным районом Златибор граничит другой район - горы Тара. В месте соприкосновения находится местечко Мокра Гора (с одноименной, собственно, горой) - именно здесь проводились основные съемки Фильма, на одной из станций узкоколейной железной дороги, некогда соединявшей столицы Сербии (Белград) и Боснии (Сараево).

Строительство железной дороги было начато австрийцами в 1921 году, а закончено в 1924 (информация почерпнута из справочной литературы, но в разных источниках сведения противоречивы). В целом же история такова: данная железная дорога была политически и экономически важнейшим объектом во взаимоотношениях Боснии и Сербии. В 1974 году дорога прекратила свое функционирование и была разобрана, пока в 1999 году группа энтузиастов не принялась за восстановление наиболее живописной ее части с целью организации туристского центра в Мокра Горе. Называется она "Шагранска Осмица "Sargan Eight" (по смысловой нагрузке это что то типа "Московский Метрополитен "имени Ленина", который, кстати, изначально был вовсе не Ленина, а Кагановича - об этом мало кто знает, т.к. линия партии требовала забыть этот факт... но, не будем отвлекаться...). По этим словам она без труда ищется в интернете.

Вкратце лишь упомяну, что в данный момент восстановлена и функционирует в качестве музея лишь малая часть дороги, но, возможно, самая живописная. Фактически это около 20-ти тоннелей, соединенных узкоколейкой с десятком станций-остановок, часть которых, несомненно, исторически была станциями, часть под сомнением - возможно, устроена уже при восстановлении ради живописнейших видов. Чуть забегая вперед замечу, что под Сараево мною был обнаружен 120-й тоннель - они пронумерованы, в то время как на Мокра Горе действующая часть заканчивается 52-м тоннелем, а непосредственно на границе Сербии и Боснии находится 53-й (о нем тоже чуть позже).

А вот в 121-м тоннеле ныне проходит автомобильная дорога (один из вариантов пути Сараево - Белград), несмотря на идущий практически параллельно, но засыпанный бывший автомобильный. Судя по всему, более широкий из них, автомобильный, был засыпан относительно недавно и явно искусственно. Может, после последней войны?

Но я как-то убежал вперед, постараюсь вернуться в тот день.

Поезда, точнее поезд - он один, из трех или четырех, по необходимости, вагончиков, и дизельного тепловоза, ходят по расписанию - ежедневно в 10:30, 14:00 и далее по необходимости (реально ходили до 19 часов) со станции "Мокра Гора" до станции "Шарган". ТУДА транзитом, а обратно по тому же пути, но со всеми остановками. Остановок примерно пять, все кроме одной условны - выйти из поезда, сфотографироваться и залезть обратно, но на одной, являющейся "Управой" дороги-музея - Jatare - поезд стоит 20 минут, т.к. там есть ресторан. Кроме того, это единственная станция, к которой можно подъехать на автомобиле снизу. Работа ресторана - с 11 до 21 официально, реально - от первого "обратного" поезда до темноты.

В моем случае темнело около 20 часов. Теоретически можно арендовать поезд - по информации из интернета, это можно сделать за 40 000 динар (приблизительно 20 000 рублей), можно то же самое сделать с настоящим паровозом вместо дизеля - 100 000 динар. Аренда поезда на ночь (с дизелем) - 60 000 динар. Фактически не знаю, не проверял :) , но вдруг кому пригодится подобная информация? Для них указываю телефон Управы Дороги - 064 810-64-29 и 031 513-564.

Отвлечемся, наконец, от финансовых и прочих справочных подробностей и насладимся красотой Дороги. Как я уже сказал, в один конец поезд идет без остановки, это занимает около получаса. На конечной станции поезд стоит минут 5-7 - пока дизель перецепляется на другой конец состава, за это время можно насладиться видом своеобразного депо - тут находится технический центр Дороги. При мне ремонтировали два паровозика (именно паровозика, они маленькие), в щелку можно было увидеть, что "депо" набито еще какой-то ... "транспортной составляющей, представляющей исторический интерес" :)

Но время бежит, кондуктор, он же стрелочник, свистит, дизель дудит... - и состав двигается обратно. Кстати, хочу заметить - располагаться непосредственно в вагонах, на мой взгляд, не имеет смысла: душно, скамейки неудобные, при мне были толпы детей... Я в обе стороны выбрал площадку вагона: ТУДА последнего, ОБРАТНО первого, сразу за локомотивом. Кому не отвратителен запах дизеля (кстати, он пахнет не так, как дизельные автомобили, а имеет более сладкий, если можно так выразится, запах) рекомендую именно такое расположение. Можно на лице ощутить капли с потолка тоннеля, почувствовать этот непередаваемый запах шпал, увидеть "свет в конце тоннеля"... в общем, романтики хватает.

Поезд идет медленнее, позволяя насладиться потрясающими видами на соседние горы, ущелья и долину. Внизу виден реставрируемый кусок дороги - видимо, будет открыта еще одна "ветка", ведущая к небольшой группке ресторанов и некой выставочной площадке, на которой представлены несколько каких-то железнодорожных машин и сопутствующее оборудование. Потом я прошелся туда пешком, заодно искупавшись в горной речке.

Остановка Жатаре. 20 минут. Народ бежит в ресторан за мороженым и пепси, я иду вверх к искусственному (как оказалось) водопаду, к беседке.

Голубичи

По пути поезда ТУДА я обнаружил то, ради чего я приехал в эту страну, ради чего проделал весь этот путь... То, что стояло перед моими глазами ровно год, с того самого дня, последнего с любимым человеком там, в холодном и сыром Петербурге... где и когда я увидел с ней этот Фильм впервые. Это дом, где жил главный герой Фильма - станция Голубичи.

Сердце готово выпрыгнуть из груди, но я спокоен - я нашел! Я мечтал и я добился. Я оказался в том месте, куда мечтал попасть с ней с того самого дня. Пусть я попал сюда один - наверное, именно... нет, только теперь, в этот самый миг я простил ей это.

И вдруг... в тот же момент я внезапно понял, что иногда ответ на вопрос, который мучил тебя годами, вдруг становится настолько очевиден и прост, что это озарение воспринимается как личная обида: жизнь, которая была для тебя всем; цели, в которые ты так верил; идеалы, которые превозносил; стремленья, ради которых продирался через тернии, - становятся вдруг пусты и никчемны! За одну секунду вся жизнь становится фарсом, который разыграла перед тобой игрунья судьба. Рана, нанесенная самолюбию - невыносима. Обида столь горька, что горло сдавливают спазмы, а сам становишься раздавленным и опустошенным, словно всю душу выпили до дна через длинную тонкую иглу, воткнутую в самое сердце. И просто тебе навечно суждено быть скованным цепями обстоятельств и в кандалах этой неопределенности обреченно нести крест узника замка "If"...

И невдомек тебе, что цепи давно уж проржавели и не надо быть героем, чтобы разорвать их, скинуть оковы и выйти за высокие стены обиды и жалости к себе навстречу рассвету...

Может, в ее теперешней жизни тоже есть какая-то мечта? Пусть она будет достойной того, чтобы сбыться...

А поезд стоит минуту, от силы - две, но я знаю - я вернусь сюда.

Часть вторая

И я действительно вернулся через два часа. Взяв машину, оставленную на начальной станции "Мокра Гора", без труда нашел путь наверх, к станции "Жатаре". Пообедав, по шпалам отправился еще раз в Голубичи. Точнее, один из тоннелей на пути туда можно было обойти вокруг, по холму, чем я и воспользовался, насладившись видами. А на самой станции и в окрестностях прошел остаток дня.

По дороге обратно на станцию беглый ночной осмотр "Кустурично Этно" - некая претензия на деревню-музей. Была выстроена (и продолжает строиться) по инициативе Эмира Кустурицы, режиссера Фильма. На дверях табличка "под охраной Юнеско" - что не могло не удивить в сочетании с масштабно ведущейся стройкой. Если верить все той же табличке, то в "деревне" расположены мастер-классы.

Не могу не отметить отношение служителей-охранников сего заведения - часов 10 вечера, все как бы закрыто, они явно хотят спать, но терпеливо выжидают, пока я отсниму серию кадров. Поди у нас сунься в полночь в какой-нибудь музей-усадьбу или дом-музей с просьбой "я у вас тут часок пофотографирую"... - в худшем случае услышишь много нового о сексуальных предпочтениях данного служителя в отношении фотоаппарата и твоих родственников по материнской линии, в лучшем - просто наткнешься на запертую дверь...

Ночевка - в отеле на станции Мокра Гора.

Снова на юг... через север (ф. 25-34)

Наутро следующими пунктами назначения оказались некий монастырь под пограничным с Боснией пунктом Bajina Basta. Монастырь оказался так себе... к тому же погода испортилась и шел откровенный ливень. Решил съездить в другой монастырь неподалеку (ха! это мне так показалось по карте). Вернулся чуть назад, свернул по направлению к местечку Mitrovac - если верить карте или напутствию сербского приятеля - сейчас уже не вспомню, неподалеку от него должно было находиться что-то неописуемой красы.

На высоте около 2 000 метров видимость была метров 20, не больше. Теперь добавим к этому температуру +8 градусов (при 15-ти внизу, в долине), откровенно раздражающий туман, который скорее всего был уже облаком, севшим на вершину... и кончившийся асфальт. Это была уже территория заповедника "Тара", с невообразимой паутиной лесных дорог без указателей, что при отсутствующем в поле зрения солнце было не очень удобно. Но я ведь хотел приключений - я их получил.

Я не знаю, заехал-таки в Боснию или нет... но был рядом, это факт. Искомой достопримечательности я так и не нашел, зато по пути сделал несколько туманных кадров и обнаружил красивое озеро. В итоге, покружив часа четыре в поисках "уже не помню чего" по туманному лесу - хотя виды порой были потрясающие! - я решил все-таки выбираться к местечку Перучац, расположенному на обещанном в описаниях каком-то необыкновенном по красоте берегу Дрины.

Вид действительно был потрясающий. Для полноты картины сильно мешал дождь и облака, но когда дорога спустилась ниже их уровня, перед глазами открылось примерно следующее: почти отвесная стена, уходящая в облака. Я с нее, как оказалось, спускался - дорога уже асфальтовая, но узкая. Как она умещается на таком склоне - загадка. Где-то посредине видимой высоты этой стены находился я, а вдалеке внизу текла река, перегороженная плотиной. На том же берегу реки до горизонта виднелись относительно пологие холмы, на которых явно угадывалось местами проступающее солнце. Это была Босния.

Мысленно вспомнив поговорку "хорошо там, где нас нет", я продолжил спуск, проехал плотину, оставив ее справа, и проехал около пяти километров по берегу действительно красивой запруженной реки, с действительно необыкновенными по красоте горами и холмами на ТОЙ стороне. Через каждые 10-15 метров по ЭТОМУ берегу стоят или плавают рыбацкие домики, иногда фургоны-прицепы, поставленные на прикол. Запомнилось обилие мусора в воде и на берегу.

Хотелось есть, и путь мой дальше лежал в сторону Bajina Basta, но на этот раз уже по берегу Дрины. Река, как и вся вода в этой стране, поражала своей синевой, я бы даже сказал голубизной, которая сильно выделяется на фоне зелено-серого пасмурного пейзажа, но практически не получается на цифровой фотографии :) После плотины река совсем узкая - метров 20 в ширину, и я несколько раз останавливался, чтобы рассмотреть полуразрушенные дома на той, боснийской стороне реки. Вот так впервые Босния встретила меня - обилием домов (городскому жителю будет понятнее понятие "коттедж") из белого камня (или кирпича), под оранжевой черепичной крышей... но с пустыми глазницами окон и дырами от снарядов. Леденящее душу зрелище. Но постепенно привыкаешь.

Итак, доехав до Бажиной Басты, взглянув на часы, карты и настроение, я решил двигаться на юг. Мимо Златибора дальше, по направлению к Черногории. Ночевка планировалась в Златиборе, но то ли цены показались слишком высокими за предлагаемый номер, то ли что-то еще... - в итоге я уже в темноте продолжил путь на юг. Забегая вперед, замечу, что эту, центральную часть Сербии я так и не посмотрел при свете. И ТУДА и ОБРАТНО путь проходил в темноте. Однако, судя по описаниям, я потерял немного - горный серпантин при отсутствии достопримечательностей.

Около 2 часов ночи на дороге образовалась пробка примерно на час - разбирали завал. Явление, как я понял, довольно частое, никто не нервничает, не пытается пролезть, не гудит... - спокойно дают работать специальной технике. Вообще, культура вождения разительно отличается от нашей - пешеходов пропускают ВСЕГДА и без мата, справа не обгоняет НИКТО, скоростной режим большей частью соблюдается. По слухам, "гаишники" взяток не берут. Кстати, могут оштрафовать за не пристегнутый ремень. Опять же по слухам. Но 90% ездит пристегнутыми даже по городу. За весь срок видел только одну аварию - мотоцикл угодил под легковушку. Да и то в пятницу вечером. Да и то в Белграде. А так - никто не подрезает, не хамит... Вот отчего у них так, а?

Черногория (ф. 35-37)

Граница чисто условна: выезд из Сербии - будка с шлагбаумом. Посмотрели паспорт - "счастливого пути!". Впрочем, я и не рассчитывал услышать от них что-то более вразумительное в два часа ночи. Вскоре после этого показался мотель, в котором и переночевал (местечко Grab).

Наутро двинулся дальше. Пограничный въезд в Черногорию. Колонна фур, но мне махнули в объезд. Те же формальности - и граница преодолена. Еще 70 км - город Можковац. Перед ним - снова пробка из-за горного обвала. Уже днем, соответственно, машин много. Снова никто не обгоняет, не лезет - спокойно стоим около часа, благо светит яркое солнце.

В Можковце сворачиваю с трассы на местечко Зяблик - около 50 км. Самое, пожалуй, красивое ущелье за всю поездку, с водопадами и высокими берегами. Зяблик - горнолыжный курорт Черногории, расположен на краю большого заповедника, состоящего из нескольких высокогорных озер, пещер и чего-то еще. Очень много многоэтажных и не очень отелей, сдающихся комнат, апартаментов. Лыжная часть уже отдыхает, ибо сезон закончился, но народу все равно немало. Цены не узнавал, т.к. стремился попасть к "фантастичному озеру", как мне написал в письме приятель.

Озеро действительно фантастично, несмотря на 6 градусов тепла (высота около 2400) и откровенно лежащий снег в лесу. На берегу озера ресторан, около него табличка с указанием троп к достопримечательностям - пара озер и пещера. До пещеры указано 1 км пути, до следующего ближайшего озера - 5.30 часов. Меня впечатлило указание расстояния в часах, но такого времени и желания у меня не возникло, несмотря на красоту имеющегося озера, а к пещере пошел... да не дошел. Тропа помечена маркерами на деревьях, под ногами снег выше щиколотки. Я же в городских ботинках с гладкой подошвой и брюках. После примерно полукилометра энтузиазм угас окончательно, и я повернул обратно к озеру.

На обратном пути к Можковцу заехал в заранее намеченный отель. Трехэтажное здание, первый этаж буфет, второй - ресторан, третий - номера. Гостей не было, так что это был, можно сказать, домашний прием - хозяйка средних лет, говорящая на смеси сербского, немецкого, французского языков (я почти ничего не понимал) приготовила какое-то совершенно необыкновенное по вкусноте мясо, суп, салат. В переводе на человеческие деньги получилось что-то типа 25 евро - сумасшедшие цены по тем меркам. При том, что номер стоил 12.

К морю (ф. 38-41)

Наутро шел дождь. Позавтракав не менее вкусным, но уже надоевшим омлетом с кофе и салатом (за всю поездку было невозможно заказать на завтрак что-то иное! - видимо, так принято), узнав погоду на побережье и решив в этот день добраться, наконец, до солнца и нормальной температуры воздуха, я взял путь на Можковец, далее направо, в сторону Подгорицы (бывший Титоград, столица Черногории, хотя древней столицей был город Цетинье). Не став в ней задерживаться, хотя немного поплутав и выехав в конце концов по Солнцу - как всегда правильно, решил проехать все побережье. Да не просто так, а посетив Скадарское озеро, славящееся богатством пернатой фауны. Фауну особо не заметил, но зато проехал по берегу до границы... с Албанией. Все это условно, но ситуация такова: горная асфальтовая дорога отходит от озера вверх и, петляя, выходит на вершину горы, в одну сторону с которой видно озеро, с другой - море вдалеке. Если верить карте, то по этой дороге проходит граница с Албанией, чем я не мог не воспользоваться, посетив эту страну... извините, по нужде. В процессе, так сказать, обнаружил странное сооружение, напоминающее землянку... из камней. Видимо, бывший наблюдательный пограничный пост.

Еще на том же повороте дороги стоит мачта сотовой связи - хороший ориентир для тех, кто захочет повторить мой подвиг. Мачта видна ОЧЕНЬ издалека.

Еще 20 километров - и я в прибрежном городке Ульчин. Типичный курортный по архитектуре город, из достопримечательностей - старая крепость, в настоящее время приютившая на своей территории не один десяток ресторанов и отелей. Есть небольшая бухта, в ней городской пляж (песок). Язык в основном не сербский, а (видимо) албанский.

Километров через 10 по направлению к Будве был обнаружен мотель, в котором меня любезно приютили. От жадности заказал себе много еды, не учтя размер порций. Впервые за многие годы обожрался. Без последствий :) После ужина дополз до моря, но потрогать не удалось - пляжа нет как такового. Зато наутро словоохотливый хозяин поведал, что вон на том мысу строится дом дочери Ельцина. Прошелся туда - действительно строится, только не дом, а дворец с немалой территорией песчаного пляжа. В гараже стоят "порш" и "мерс" с какими-то странным номерами, оба купе...

Побережье (ф. 42-53)

30 градусов жары. После вчерашнего перепада с 6 до 26 градусов и более чем обильного ужина состояние, мягко говоря, расслабленное. Тем не менее, двигаюсь в городок Бар. Примечателен старым городом. Музей. Реально довольно большая территория развалин, которые я не мог не облазить. На это ушла бОльшая часть светового дня.

На дальнейшем пути видел издали (посетить не хватило времени, о чем сильно жалею) город на острове - "Петровац на мору". Выглядит как крепость.

Под вечер доехал до Будвы. Испугавшись толп народа, проехал дальше. В 5 км от города обнаружил шикарнейший пляж, пожалуй, единственный действительно песчаный пляж в большой и спокойной бухте. Без особой надежды постучавшись в закрытые двери домиков-апартаментов, нашел женщину. Она лежала и загорала. Судя по цвету, загорала давно. Воспользовался, так сказать женщиной, с творческой точки зрения. Заодно сделал несколько кадров лунной дорожки.

Впервые за поездку потрогал море. Оно оказалось гораздо более соленым, чем Черное и Средиземное, но по температуре весьма пригодным для купания.

Всерьез озаботился ночлегом, но не придумал ничего лучше, чем отъехать по какой-то дороге в гору и остановиться в кустах. Единственная ночевка в машине. Перед сном походил, пофоткал. Возникла проблема электричества - питание всей аппаратуры было на исходе, а впереди ведь еще минимум полдня до отеля.

Наутро не смог не вернуться на пляж, где разлагался часов до 11-ти. Навалявшись и накупавшись, воспользовался женщиной еще раз, и пошел добывать еду. Добыл ее только в Которе, заодно с электричеством.

Достопримечательностью является Старый город, находящийся под защитой Юнеско. Город реально функционирует по своему прямому назначению, но архитектура совершенно не похожа на ранее встречавшуюся. Узкие улицы, на которых с трудом расходятся два человека, трех-четырех этажные дома, сохнущее белье поперек улицы... мамаша, с тарелкой чего-то бегающая за ребенком, в то время как тот катается на велосипеде. Никто не шарахается от объектива, но и не обращают особого внимания.

Какой-то леший навел меня на подъем к старой крепости, на которой развевается флаг. На глазок пониматься туда минут 15. Сейчас, думаю, сбегаю... Сбегал. Путь вверх занял полтора часа, учитывая высокую степень голодности и более чем 30-градусную жару - это было подвигом. Отупев от совокупности этих факторов окончательно, не смог как следует проникнуться открывшимися красотами на город и которскую бухту. Но до флага дошел, выпив по дороге около 2 литров воды. На фига надо было... Наверное, на принцип. Как этот пусть совершают толпы туристов в сезон в еще бОльшую жару, осталось загадкой.

Продолжаю объезд бухты. Приятно порадовало местечко Пераст. Средневековая в нашем понимании архитектура крошечного города, расположенного в самой глубине бухты в свете вечернего солнца - это нечто. На единственной улице, идущей прямо по кромке воды, ни души, на двух островах, расположенных в километре от берега - по монастырю. Красота да и только!

Дальше по берегу идет портовая жизнь, посему фактически не въезжая в город Херцег Нови (о чем потом пожалел, послушав рассказы бывших там) сворачиваю в горы и.... последний раз сделав выбор Босния или Хорватия (до Дубровника 30 км) еду в Боснию. Логика рассуждений была следующая - в Хорватию я всегда успею, а имеющегося сейчас времени все равно не хватит на доскональное изучение. А вот с Боснией политическая обстановка куда хуже, и попаду ли я туда еще когда-нибудь - неизвестно. Но именно на этом этапе я совершил единственную за всю поездку ошибку, о которой, надо сказать, не сильно жалел, но которую надо иметь в виду моим последователям. О ней - чуть позже.

Босния (ф. 54-58)

Пересечение границы в пункте "Ситнице" - опять же чистая формальность. Будка посреди гор. Посмотрели паспорт, шлепнули в него штамп, документы на машину... пожелали счастливого пути.

Пейзаж меняется буквально за пару километров. Спустившись с прибрежного хребта, я попал в громадную долину (село Граб), до горизонта окруженную высокими холмами. Разрывались от стрекота южные кузнечики, где-то пел соловей... Вечерело, поэтому я остановился, чтобы переодеться из шорт и футболки во что-то более теплое, но долго еще не смог тронуться с места, настолько заворожил меня пейзаж. Редкие крестьяне, мотыгами (!) ковырявшие землю, - должен заметить, что жизнь в Боснии куда беднее окружающих ее стран, соответственно, о сельскохозяйственной технике нет и речи, - только дополняли и без того прекрасную вечернюю картину. Именно здесь еще раз почувствовал, что если бы не попадавшиеся дома с пустыми глазницами, то можно было бы подумать, что я попал в рай.

Но путь мой лежал дальше по шикарной автостраде, построенной (как и все дороги побережья) американцами (возможно, в качестве компенсации за бомбежки - моя догадка) до селения Билеца, расположенного, как обещалось, на берегу одноименного озера. Тем не менее, я ошибся дорогой (указателей, как водится, нет) и уехал в на 30 км на запад Боснии, куда мне по идее было совсем не надо. С одной стороны темнело, с другой - я не пожалел об этой ошибке. Дорога шла по все той же долине, окруженной горами. На верхушках холмов еще было закатное солнце... это не описать словами. И фотографией полноценно тоже не передать.

Когда я понял, что ошибся дорогой (все по тому же Солнцу), вернулся в последний город и спросил дорогу. Мне показали, и дальше без особого труда найдя озеро Билеца (около 30 км) и отель, поужинав, я моментально уснул.

Запомнилось, что среди разнообразия языков, на которых приходилось объясняться в поездке, в этом месте был предложен французский, причем и хозяйкой, и ее сыном. Но я "в Парижах не бывал", поэтому в ход пошла смесь сербского, русского и английского. Тем не менее, ужин был на славу - помня Черногорию, я сначала заказал одну порцию свинины, но затем и вторую. Деньги там у них свои, т.н. конвертируемые марки. Курс: две марки на евро. Расплачивался еврами, сдачу получал марками.

Та же хозяйка отеля предложила некий туристический атлас Боснии, который я радостно приобрел хотя бы потому, что в нем была карта. До сих пор я двигался по стране в буквальном смысле "по краю карты Сербии", любезно подаренной прокатной фирмой, но исключающей возможность ориентирования по Боснии. Теперь же жизнь существенно облегчилась, и, наметив себе пару мест, я двинулся в сторону Сараево.

Чтобы описать красоты боснийской природы, у меня не хватит ни слов, ни диапазона красок матрицы цифровика. Но могу заметить одно - горы не такие как в Сербии, ландшафт тоже. Здесь он кажется более... плавным, что ли... Если в Сербии горы - это горы, то здесь это скорее высокие холмы, поросшие лесом. Живописность и некий притягивающий трагизм придавали разрушенные дома. Их много. Такое ощущение, что больше чем целых.

На много часов задержал разрушенный отель. Указатели на дороге еще целы.... Расположен он в неком мемориальном месте, посвященном Второй Мировой. Так и стоят рядом - памятники двум войнам. Но если та война была отечественной и освободительной, то эта - гражданской. А когда брат идет на брата - это в сто раз хуже.

Сараево (ф. 59-61)

В Сараево я добрался уже в темноте. Расположенный в нескольких долинах сразу, в это время дня город показался мне огромным. Но было поздно, и вставал вопрос ночлега. В 15 км от города находились некие пещеры, куда я и хотел попасть на следующий день. Тыкнул пальцем в карту одной молодой паре, отловленной на смотровой площадке, те сами (!) предложили проводить до отеля, расположенного неподалеку от пещер. И действительно - сели в свою машину и проводили.

У нас вы можете себе это представить где-нибудь на Ленгорах:

- Слышь, мужик, как в Одинцово проехать?

- Поехали, покажу

Бред, правда?

К сожалению, наутро пещеры были обнаружены закрытыми. Более того, виднелись следы каких-то строительных работ по их окультуриванию. Вздохнув, я поехал обратно в Сараево, т.к. виды, бегло обнаруженные вечером, меня более чем впечатлили.

И не зря. Центральная часть города находится легко. Сам центр пешеходный, с обилием минаретов, каких-то восточных дворцеподобных сооружений и.... торговцев сувенирами. Их там ТОЛПЫ!

Есть и православные и католические соборы, но мало. Уже потом я узнал, что Сараево делится на две части - православную и мусульманскую. В которой из них я был - так и не понял. Но было красиво. Много снимал толпу - впечатляли восточные наряды женщин, харАктерность мужчин... Иными словами вспомнил работу и ушел в репортаж.

С трудом я уезжал из этого города. По нему можно гулять часами, особенно европейцу (не мусульманину), как по живому музею, в котором практически нет здания без следов недавней войны.

Возвращение

Дорога из Сараево на Белград идет вдоль все той же бывшей железной дороги, с которой мы с вами познакомились в Сербии. Как я уже говорил, когда-то она соединяла эти две столицы. Ее следы часто попадаются - тот самый 121-й тоннель, о котором я писал - идущий вдоль засыпанного автомобильного; найденный 120-й, по которому можно пройти пешком... По мере приближения к Вышеграду дорога снова стала идти по ущелью, демонстрируя непередаваемые красоты и многочисленные тоннели. Сам Вышеград примечателен разве что средневековым мостом, а так ничего особенного.

Порадовал теток в магазине - мне нужно было истратить все имеющиеся боснийские деньги... накупил сока и фруктов.

Граница в пункте Котроман. Время около полуночи, но на нейтральной полосе, после боснийского поста и перед сербским, слева от дороги виден легендарный 53-й тоннель - с фигурой рабочего на боснийском конце и чем-то другим примечательным на другом. Сначала я проскочил его и успел пожалеть об этом... но богам было угодно, чтобы я все-таки вернулся к нему...

...На сербской таможне меня не пропустили. Несмотря на белградские номера.

Как я потом понял, именно эту ошибку я совершил, выехав в Боснию - у меня не было обратного права на въезд в Сербию, т. к. ваучер, по которому я прилетел в Белград, был на одну ночь, и я потерял его "визовую" силу, как только выехал из государства "Сербия и Черногория".

В общем, таможенник, который, слава богу, общался по-английски, все доходчиво мне объяснил, посоветовал обратиться в сербское посольство в Сараево для получения визы, благо у меня был день в запасе до срока возврата машины в Белграде. Денег он как-то совсем не захотел, да я и не особо настаивал - все-таки проблемы такого рода мне не нужны, а о честности и порядочности тамошних служб (от полиции до таможни) я был наслышан еще в Москве - взяток там не берут. А счастье было так близко - рядом с пограничным пунктом проходят рельсы той самой дороги, а буквально вон за тем поворотом уже Мокра Гора.

Так или иначе, но я был развернут обратно в сторону Боснии с напутствием про посольство и, теперь уже осознанно, насколько позволяла кромешная тьма и организованная подсветка скульптуры, осмотрел статую рабочего на 53-м тоннеле и двинулся... думаете, в Сараево? ЩАС!

Пытливая русская душа взяла верх, и возвращение на 100 с лишним километров, в Сараево совсем не входило в мои планы. Кроме того, я хотел переночевать на станции в Мокра Горе, а посему, снова проехав Вышеград, я свернул налево, в сторону другого пограничного пункта - Увац. Но! Задача осложнялась тем, что тот, не пустивший меня в Мокра Гору, таможенник звонил начальству по моему поводу, и я об этом знал. Соответственно, не стал испытывать судьбу и пытаться прорваться в Сербию через то же начальство, а поехал в город Плевля, который был... как вы уже догадались, на территории Черногории!

Проехав 60 км лесной дороги (напомню, была ночь, туман, шел дождь) я попал в якобы нейтральную полосу - т.е. если верить будкам с пограничниками, Босния уже кончилась, а Черногория еще не началась. С некоторым страхом протягивал я паспорт под Плевлей черногорцам, рассуждая: 3 часа ночи, мотеля тут нет, если меня сейчас не пустят и действительно придется возвращаться в Сараево, то надо будет ехать опять те же 60 километров, борясь со сном - за рулем-то я уже около 20 часов...

Но боги смилостивились, и меня беспрепятственно пропустили в Черногорию, откуда - столь же безоговорочно - обратно в Сербию, т.к. сербские таможенники уже не могли заподозрить, что я был в Боснии (не считая незакрытого боснийского штампа в паспорте - почему-то на двух выездных постах из Боснии мне не проштамповали его о том, что я покинул сие государство).

В итоге около 5 утра, с рассветом, я был... где бы вы думали? - в Мокра Горе! Упрямство русской души победило! Проехав 370 километров вместо 2-х, я все-таки доехал до того отеля на станции где собирался переночевать и... упал на кровать. Часов до 10 утра.

Следующий день прошел в пешей прогулке (машину я уже видеть не мог после почти суток за рулем) по окрестностям Мокра Горы, теперь уже с дневным посещением деревни Кустурицы (кстати, вход туда оказался платным и не дешевым, равно как и купленное там мороженое), покупкой там футболок с надписью "Живот же чудо", что соответствует названию Фильма "Жизнь это чудо".

Должен обратить ваше внимание - в российском прокате фильм прошел под названием "Жизнь КАК чудо", что категорически неправильно и по сути меняет смысл! По-сербски он называется "Jivot je(!) chudo", по-английски "Life is(!) a miracle" и только "наши" перевели его "Жизнь КАК(!) чудо". Хотя по реплике в фильме уже идет правильный перевод.

Но фильм от этого не выиграл и не проиграл, посему не буду занудствовать и продолжу свое повествование.

На станции Жатаре, куда я пришел ужинать, а заодно и повидать еще раз дом в Голубичах, почти случайно обратился к мужику-стрелочнику (в прямом смысле :) с вопросом о возможности попадания внутрь дома, т.к. изначально он закрыт и в первый раз мне только сквозь окно удалось разглядеть интерьер. На смеси жестов, русского и сербского мне посчастливилось донести до него суть моего интереса и, к моему удивлению, мужик попросил подождать, сбегал куда-то и... вернулся с ключом, призывно им помахивая. Сердце забилось чаще... но мужик повторил приглашение и мы пошли.

Опять же вспоминаем историю в Сараево и переносим ситуацию в Россию:

- Слышь, чел, а пойдем ты мне откроешь вон тот домишко, что за пару километров отсюда. Я в курсе, что твой рабочий день закончен, что вообще-то туда людей не пускают и он закрыт на ключ, да и дорога туда лежит нам по шпалам...

Я думаю, адрес отправки из уст нашего соотечественника в подобной ситуации был бы указан четко и кратко...

Но... через полчаса я был на пороге этого дома. Внутри от фильма не осталось ничего, что, впрочем, вполне объяснимо. Тем не менее, здание не пустовало, а скорее походило на недоукомплектованный музей: старые фотографии на стенах, герб железной дороги, кресло-качалка с повешенным пледом, старый радиоприемник, электрическая плита, старый кухонный шкаф...

Пожалуй, для человека, поверившего в "Жизнь это чудо", Дом в реальности принесет лишь разочарование, поэтому я не буду показывать вам эти фотографии... Или, наоборот, подстегнет к тому, чтобы среди будничной, нашей якобы серой жизни найти это самое чудо!

Со мной, наверное, произошло второе. За то время, что ехал к этому дому, я потерял любимого человека. Дом знал это. Потому что когда я, уходя, обернулся в последний раз на Дом, над ним висела радуга...

Снова Белград (ф.63-66)

А вечером следующего дня я был в Белграде. Отдал машину и пошел прощаться с этой страной. У меня оставалось еще полтора дня. Все это время я ходил пешком, несмотря на 35-градусную жару. Видел много людей, от которых я отвык за 2 недели; вновь почувствовал запах большого города с его пробками, продавцами мороженого и местными красавицами.

Кстати, еще одно любопытное, чисто мужское наблюдение: куда смотрит мужик, увидев женщину? Кто-то скажет "на ноги", "на лицо" и т.п., но никто не станет отрицать, что обращает внимание на грудь. Не миновала и меня сия участь, так вот: несмотря на жару, вечерние прогулки и вполне раскованное в хорошем понимании этого слова поведение, за ВСЮ поездку мне попалось не больше десятка девушек, пренебрегающих... эээ... верхней частью нижнего белья. Не сочтите меня маньяком, но взгляд как-то сам падал. Равно как и не заметил НИ ОДНОГО также любимого у нас случая - когда из под джинсов или шорт со стороны спины откровенно выступает нижнее белье.

Правда, должен признать, что в этом году и в Москве стало меньше случаев подобной безвкусицы и пошлятины. Но наши девушки продолжают "колоть" своей свободолюбивой грудью даже в тех случаях, когда им это... мягко скажем, не совсем идет.

В случае же сербских красавиц - должен признать, действительно красавиц, не говоря уже о черногорских, подобное поведение просто невозможно. А видел я их в разных ситуациях - и на вечерних прогулках с любимыми, и в ресторанах, и просто на улице.

Осталось четкое впечатление, что Белград - это город молодежи. Она везде - в парках, на улице, просто на газонах. Запомнились две группки детей-музыкантов - на пешеходной улице Князя Михайлова. Одна пара играла на баяне и синтезаторе - меня поразило лицо баяниста! Вглядитесь!

И неподалеку от них теперь уже трио - две скрипки и аккордеон. Музыка такая... - я нигде такой не слышал! А дети - старшему хорошо если 10 есть! Играли потрясающе! Какие-то национальные импровизации...

Это свободный город, свободная страна, очень близкая... нет, скорее все-таки очень понятная нам по духу, но в которой на газонах невозможно представить себе надпись "По газонам не ходить!"; где на лавочках девочки спокойно сидят "верхом" на мальчиках и никто не подходит и не говорит им о том, что это неприлично; где пешеходов пропускают и в общественном транспорте не надо просить молодых уступить место старшим; где тебя проводят, если ты не знаешь пути, и откроют дверь, если почувствуют что тебе нужно войти; где, может быть, после недавней гражданской войны стало еще очевиднее, что жизнь это чудо!

Я не знаю, удалось ли мне рассказать о поездке, о странах, о людях, но одно я понял для себя точно: если рай существует, он где-то там, на Балканах.

Ну и напоследок некоторые сугубо практические данные, которые могут вам понадобиться, если вы поедете в эти страны:

Язык - сербский похож по звучанию на русский примерно так же, как украинский, ненамного сложнее. Если вам говорят отчетливо, то общий смысл фразы вы поймете. Обратную связь можно осуществлять на русском (поймут смысл в 70% случаев), английский (скорее в крупных городах или на курортах), немецкий, как выяснилось, иногда - французский.

Виза - на данный момент не нужна ни в одну из стран на срок пребывания до 30 дней, достаточно ваучера с бронью гостиницы хотя бы на один день. Но как показал мой опыт, если вы собираетесь покидать пределы одной из стран и планируете возвращаться в нее, то лучше визу все-таки иметь. Что, впрочем, можно (теоретически) сделать на месте.

Деньги - Сербия - динары (но возьмут и евро), курс приблизительно 1 динара - наших 50 копеек. Евро - 80 динар. Доллар - 63 динары. В Черногории ТОЛЬКО евро. В Боснии "конвертируемые марки" и евро. Курс две марки - один евро. Берут охотно и то и другое.

Прокат машин - очень дорого относительно Европы и даже соседней Хорватии. В Белграде - от 50 евро в день эконом-класс (для сравнения в той же фирме, но в Берлине - 30 евро бизнес-класс), в Черногории видел бумажку в отеле - эконом от 100 евро в день, по Боснии подобной информации нет. Мне удалось взять около 40 евро в день эконом. В итоге за 12 дней аренды я заплатил около 600 долларов (без бензина), проехав почти 3 тысячи километров.

Бензин - в Сербии по всей стране цена одинакова, 66.20 динар за литр. В Черногории от 0.97 до 0.99 евро (!) литр. В Боснии сейчас уже цен не помню, но получалось немного дешевле чем в Сербии.

Дороги - в основном прекрасного по нашим понятиям качества, мне не повезло только в последний день на западе от Белграда - напоминает состояние московских дорог в наихудший перестроечный период. В остальном - их "гаишники" прятаться не умеют абсолютно, после московской школы их вычисление не составит труда. Всегда в надлежащей машине. Взяток не берут, не надо и пытаться. Хотя по чужим отчетам слышал, что в Черногории были случаи "улаживания проблемы на месте".

Гостиницы, отели, мотели - цена ночевки на одного человека колебалась от 10 до 25 евро. Самое дорогое что попадалось - 35 евро. Другая проблема в том, что одноместного номера может не оказаться, тогда придется платить за двухместный. Варианта два - либо платить, либо найти спутника(цу). Есть третий - попытаться уговорить, но это не спортивно :)

Ориентирование - напомню еще раз, что указатели (названия улиц, направления дорог, километраж вдоль дороги) это из области фантастики. Если не страдаете топографическим кретинизмом - ориентируйтесь по Солнцу, если страдаете - не стесняйтесь спрашивать, глядишь и проводят.

Питание - на завтрак всегда и везде вы можете заказать омлет. Он бывает с "каймак"-ом - это сыр, с "шумкой"- это ветчина, наверное, какой-то еще. Салаты - "шопска"- помидоры с огурцами и зеленью с тертым сыром, "српска" - то же, но без сыра. Помидоры называют "парадайз" (популярен чисто помидорный салат). Очень вкусный хлеб - обычно подают теплым, по вкусу похож на лаваш.

Телефон - я брал сербского оператора Mobtel, в просторечии называется "063". Симка стоит 1200 динар, туда входит примерно 20 минут разговоров (со слов продавщицы) Работал везде где было покрытие. Должен благодарно заметить, что было оно почти везде :) Теоретически в этой сети заявлен GPRS, но практически не обнаружен (правда, местным не пользовался, а с московским МТСом может не быть GPRS-роуминга). В целом - ноутбук брать туда не надо - все равно будет некогда в него смотреть.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея