Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Индия
Год путешествия: 2000

Автор: Владимир Кенцель

Источник: strannik.de

Когда я приехал в Индию первый раз, сразу же, сойдя с трапа самолета в Дели, я почувствовал какую-то особую радость и подъем - меня не смущала жара, пыль, помойки, нищие и попрошайки, я наслаждался атмосферой Дели, лицами счастливых людей, надписями на деванагари. У меня не было конкретных планов - мне хотелось побывать везде - в горах, в ашрамах, в храмовых центрах.

Однако, после ряда раздумий, я решил что начало знакомства с Индией должно быть в верховьях Ганга - с того самого места откуда священная река несет свою благодатную для всей Индии. Я обзавелся картами и наметил маршрут.

Сначала - автобусом до Ришикеша, а потом - потом видно будет!

Какие-то ушлые крутилы из туристского бюро в Дели мне сразу подсунули по умопомрачительной цене туристский люкс-автобус "высшего разряда", который на поверку оказался пыльным жестким автобусом для индийских паломников. Вначале я хотел протестовать - но подумав решил ехать так - обещало быть интересно.

Автобус ехал очень очень долго, также всю ночь, и то и дело останавливался на всевозможных памятниках. Пассажиры, в основном плохо одетые крестьяне, собранные агенством со всех окрестностях и выложившие вероятно за это путешествие, улучшающее их карму, последние гроши - выходили кучкой вслед за гидом, который гнусавым голосом объяснял что-то на местном наречии - тут пройти, тут поклониться, тут прикоснуться, тут омыть руки... Я тоже не понимая в чем дело слепо следовал за экскурсией, не чувствуя при этом ни капли религиозного вдохновения и не понимая сущности такой формальной церемонии - пока мне единственный говоривший по-английски гид не сказал, что я могу не ходить. Это меня порадовало - во всяком случае я мог теперь держать под присмотром свой рюкзак чтобы его не украли!

Наконец в какой-то момент автобус остановился в Ришикеше, я вышел совершенно не представляя куда дальше идти. Я уселся около автобусной остановки, закрыл глаза и попытался немного отдохнуть, призвав на помощь местных духов. Духи появились неизвестно откуда очень скоро.

Мягкий индиец ненавязчиво спросил меня, ищу ли я ночлег или ресторан или сувенирный магазин. Не встретив отклика с моей стороны, он посмотрел на меня и спросил, интересуюсь ли я йогой или аюрведой. Завязался разговор. Он обещал рассказать мне про аюрведу, практически за ничтожную плату, и провел меня через мост, где располагались многочисленные ашрамы, полные ищущих просветления европейцев. Вечерами он приходил ко мне потом несколько дней и я с интересом слушал его рассказы.

Про Ришикеш не буду особо рассказывать - там много ашрамов от самых простых до изощренных и дорогих, много туристов - самых разных - есть серьезные, есть увлеченные, есть богатые и развращенные, но там очень интересно и моно найти себе много друзей с широкими духовными интересами.

Побыв в Ришикеше некоторое время, я двинулся дальше к цели своей поездки - верховьям Ганга. Был месяц март, и перевалы были занесены снегом, маршруты автобусов были укорочены, пришлось пешком преодолевать большие расстояния. Но это меня не смутило.

Поговорив с населением в одном из поселком, я понял что в верховьях Ганги - пограничная зона и полно военных. Оптимальным решением было взять себе гида от туристского бюро с официальной путевкой, что избавило бы меня от проблем полицейского контроля. Поняв, что это серьезно, я заплатил соответствующую сумму денег, и отправился дальше с гидом.

Идти было не очень легко. К счастью, воспользовавшись советом людей внизу, я купил себе могучие пластмассовые ботинки для хождения по льду, они же защищали меня от снега. Дорога была широкой но основательно занесенной снегом, и мне приходилось иногда пробираться по колено. Мой гид шел передо мной, указывая мне дорогу и прокладывая следы. Он никуда не торопился, как это принято в Индии, делал частые привалы и задерживался в каждой деревне, так как он был сам родом из этой долины. В деревнях нас радушно угощали чаем.

В какой-то момент я понял что гид стал меня основательно раздражать. Может быть оттого что в его присутствии я очень много думал о деньгах и подсчитывал все время рупии - он излучал вокруг себя "ауру" постоянной денежной суеты, и я подумал - неужели я ехал так далеко в Гималаи чтобы забить себе голову постоянными денежными расчетами? Гид меня также серьезно тормозил и мы теряли много времени на его беседы в деревнях, которые я не понимал. В какой-то момент я стал сам идти впереди, а гид еле успевал за мной и иногда сильно уставал, пытаясь меня нагнать.

Постепенно ощущение пограничной зоны становилось все болеее явным, попадалось все больше воинских частей. Один раз, когда мы стояли в деревне и пили чай с военными, гид предложил мне план подъема, в котором мы шли страшно медленно, подолго задерживаясь в каждой деревне. Я был почти в отчаянии - мне было жалко бессмысленного времени, и я демонстративно порвал его "план" и бросил в огонь. Вдруг обстановка в чайной как-то "посерьезнела". Военные задали пару суровых вопросов, и через несколько минут бледный гид попросил меня побыстрее пойти, и мы отправились. Потом я сожалел о том, что так жестко себя повел, вилимо подставив под удар репутацию своего спутника.

Как-то раз я просил даже своего гида идти назад и протягивал ему деньги за весь поход - но он категорически отказывался и все время норовил сопровождать меня до самого конца. Я не понимал что если он вернется назад один без своего "господина" , он может больше никогда не найти работы и потерять доверие друзей и односельчан.

Через несколько дней мы пришли в Гангатри - последний населенный пункт перед подъемом к верзовьям Ганга. Там были только храмы, ашрамы и общежития йогов, и я буквально наслаждался общением со святыми людьми. По их правилам они не могут никого оставить недовольным или раздраженным, что отрицательно скажется на их карме, и пару раз я по неопытности попадал в ситуацию непонимания.

Однажды, подружившись с одним саддху, я увидел, что все его имущество состоит из одного одеяла и небольшого запаса сушеных продуктов. Он, заикаясь и извиняясь, попросил у меня небольшую сумму денег на утепление своей одежды в холода, но так случилось, что у меня остались с собой только дорожные чеки, и я не мог ему ничего дать. При плохом понимании английского, я не смог ему доходчиво объяснить ситуации, и ему показалось что я чем-то обижен или недоволен его поведением. В конце концов садху прищел в такое смущение, что хотел мне подарить последние свои "богатства" - пару сушеных абрикосов - лишь бы привести меня в спокойное состояние.

Встречались также очень образованные саддху, бывшие инженеры или программисты, которые по неведомым причинам бросали работу и уходили в горы. Они хорошо говорили по-английски и много рассказывали.

Однажды я захотел приготовить чай одному брамину, пока возникла пауза, но он в очень вежливой форме, но настойчиво отказался. Его обеты не позволяли ему прикасаться к еде, приготовленной неприкасаемыми (к которым относились все иностранцы).

В деревне стоял большой храм Ханумана, вокруг которого жили сотни обезьян. Очень необычно было видеть обезьян, бегающих вокруг храма и валяющихся в снегу.

Наконец наступил день подъема. Я хотел попросить своего проводника вообще остаться - но он не сглашался ни в какую. Тогд я объяснил чему чтобы он не приближался ко мне ближе чем на 100 шагов, и он верно следовал за мной на "разрешенном" удалении.

Мы сделали последний привал, попив чай в маленькой деревеньке перед решающим подъемом, и пошли вверх. Мой гид от меня отстал, и мне удалось у верховьев Ганга спокойно посидеть достаточное время в медитации, насладиться видом Гималаев, искупаться в ледяной воде. И когда я уже собирался спускаться, я увидел своего гида, который наблюдал за мной из-за небольшого бугорка на "разрешенном" удалении.

Вид у него был счастливый.

Оказывается, брамины на последней стоянке, сказали ему : "Будь внимательней и следи за этим иностранцем. Неизвестно еще, какие у него намерения. Может быть он принес с собой ядовитый порошок, который собирается высыпать в Гангу, и отравить таким образом - ВСЮ ИНДИЮ!"

Эта мысль не давала моему гиду покоя, он из последих сил старался успеть за мной и проследить, и вот теперь он бесконечно счастлив - он выполнил свою миссию и спас Индию!

Назад мы как летели. Я - оттого что посетил верховья Ганга. А мой гид - оттого что совершил великий подвиг. Теперь его боги - Кришна, Шива, Ганеша - были довольны, и он мурлыкал под нос радостную мантру...