Здравствуйте. Сегодня у меня в гостях человек, который уехал на несколько лет
в США, работал там дальнобойщиком и объездил много мест (общий километраж составляет
около 400000 км), стал почти настоящим американцем, а потом вдруг вернулся в Россию
и кардинально поменял сферу деятельности. Сейчас это успешный российский веб-мастер
и оптимизатор. Встречайте - Михаил Шакин aka Globator.
Привет, Михаил. Расскажи немного о себе: где живешь, что заканчивал, сколько
тебе лет, женат, есть дети?
Привет, Алексей! Живу в Сибири, мне 33 года. По одному образованию я учитель
географии и биологии, по другому - маркетолог. Женат, детей пока не завел.
Давно хотел спросить - Шакин это твоя фамилия или ник в Интернете?
Шакин - это моя фамилия. Ник в Интернете - Глобатор. Как-то в 5 классе на уроке
биологии изучали водоросль Volvox Globator (ее проходят сразу после инфузории
туфельки). Мне так понравилось слово Globator, что я запомнил его, и спустя годы
детский восторг воплотился в моем нике в интернете :)
Михаил, ты несколько лет провел в США. Почему ты решил поехать именно в
эту страну, а не в Таиланд или Гоа, к примеру? Там много русских "зажигают",
например, небезызвестный персонаж блогосферы Московский Полубомж. Мог бы составить
ему хорошую компанию. :)
Да как-то само получилось. Решил поучаствовать в конкурсе "Вожатые лагерей
США", в итоге оказался в летнем лагере в штате Нью Йорк на почетной должности
посудомойщика. И был очень рад - подальше от начальства, поближе к кухне. К тому
же быть вожатым там не фонтан - лагерь был для умственно и физически неполноценных
людей.
Как долго ты прожил в США? Тоска по Родине не мучила? Не тянуло водить хороводы
вокруг березки? :)
В Америке мне так понравилось, что я рванул туда и на следующий год (в первый
раз поработал лето и вернулся). И решил остаться. Тосковать было некогда - надо
было вкалывать. Работал первое время на двух работах.
А вообще, ты считаешь себя общительным человеком? Любишь живое общение с
людьми или тебе спокойнее потихоньку "кодить" и заниматься SEO наедине
с компьютером, попивая крепкий кофеёк?
Мне гораздо комфортнее работать в Интернете под легкую итальянскую музыку,
чем проводить время в компании. Настоящие маньяки должны быть замкнутыми! :) Иначе
они не смогут по-настоящему на чем-то зациклиться ;)
Ты упоминал, что долгое время работал в США дальнобойщиком. Мне эта тема
очень близка, так как сам люблю самостоятельные путешествия, особенно автостопом.
Почему выбрал именно эту работу и сколько километров "намотал" на своем
"стальном корабле дорог" по заморским странам?
Профессию дальнобойщика выбрал по воле случая. Сам не верил, что стал "адским
водителем". Я не технарь, и тяги к грузовикам никогда не испытывал, к тому
же водить легковушку толком не умел - водительский опыт был всего несколько месяцев.
Как-то друг в один из моментов, когда я искал работу, познакомил со своим знакомым
дальнобойщиком.
Приехали к нему в гости, дальнобойщик вкратце рассказал о работе и дальней
дороге, и повел нас к своему припаркованному недалеко Freightliner Century. Это
был настоящий громадный дальнобойный трак! Знакомый посадил нас в кабину и прокатил
немного. Все! Этого было достаточно, чтобы я захотел стать дальнобойщиком и водить
такой же трак.
Знакомый подсказал недорогую автошколу в Майами, где можно получить права на
трак. Меня там учили латиносы, которые не разговаривали по-английски. То есть
обучался я вождению на испанском, причем по-испански я знал слов 20 :)
Все сдал, и начал работать в компании, где работал знакомый дальнобойщик на
таком же траке, как у него, только цвет другой.
В итоге побывал в 45 штатах США, Мексике и Канаде. Намотал в общей сложности
400 тысяч километров, это примерно 10 витков вокруг Земли по экватору.
Какие места из твоих поездок больше всего запомнились и почему именно они?
Фотографии делал своих путешествий или некогда было наслаждаться прекрасными видами
- работа "съедала" тебя всего без остатка?
Обожаю Дикий Запад, особенно такие штаты, как Юта, Аризона, Вашингтон, Колорадо,
Невада, Орегон. Люблю Флориду и Техас (техасские копы самые добрые к дальнобойщикам).
Не люблю Вирджинию, Калифорнию и Огайо - там самые злые копы. В Калифории еще
ограничение скорости для траков - 55 миль в час, ползешь, как сонная муха.
К сожалению, тогда у меня не было цифровой камеры, я бы нафоткал терабайты
фотографий. Снимал на пленочный фотоаппарат, надо будет отсканировать фотки.
Красотами любоваться я успевал, даже иногда опаздывал с доставкой грузов, чтобы
полазить по каньонам и горам. Как-никак, я - географ :)
Какой обычный распорядок рабочего дня американского дальнобойщика? Соблюдают
ли они определенный временной график передвижения или едут по трассе, пока есть
силы и желание? Российские дальнобойщики, например, передвигаются именно в таком
режиме по дорогам нашей страны - едут, пока уже в сон не будет клонить, что небезопасно
для других участников дорожного движения.
Каждый дальнобойщик - одиночка сам выбирает подходящий ему график. Я вставал
в 9 утра и ложился в 2 ночи. Путем экспериментов я выяснил, что такой график мне
наиболее подходит. Остальное время - за рулем, если есть груз (а есть он 90% времени),
либо бодрствование (общение с диспетчерами, парковка, разгрузка-погрузка).
По законам в США водители не могут ехать дольше 10 часов в сутки. Русские легко
обходят это правило - ведут два дневника водителя, за себя и за "того парня,
который внезапно заболел и вылез миль 50 назад в поисках доктора" :) Поэтому
с двумя дневниками можно рулить хоть 24 часа в сутки (за счет суммы 10+10 и времени
на перекуры и остановки, которые тоже отмечаются в дневниках).
Я рулил до тех пор, пока глаза не закроются - в этом полное сходство с нашими
дальнобойщиками. Старался избегать сонливости, но расстояния приходилось преодолевать
огромные, и сонливость была моим самым первым врагом.
Михаил, действительно ли американцы такие законопослушные или среди них
тоже есть "раздолбаи" и "пофигисты"?
Да всякие есть. Один раз я обогнал трак, там за рулем сидел негр и смотрел
большой телевизор, который был поставлен на пассажирское сиденье. Причем большую
часть времени он смотрел не на дорогу…
Удалось ли тебе органично вписаться в американское общество или ты чувствовал
некий дискомфорт, находясь в США? Почему?
Сначала было непривычно, конечно. Там другая планета. Я специально переехал
жить в такой городок, в котором не было русских, чтобы лучше узнать американскую
культуру. Через пару лет я чувствовал себя коренным флоридцем :) Ходил на дни
рождения к америкосам, на тусовки, барбекю. Научился сленгу, манере одеваться
и вести себя, как американцы. Мне это очень нравилось, это как вжиться в новую
роль. Романтика!
Правда ли, как нам все время вещает с экрана телевизора твой тезка Михаил
Задорнов, они там все тупыыыыеее или это очередной миф об Америке?
Я бы не стал говорить так категорично, что какая-то нация тупая. В любой стране
много тупых. Попав в Америку, никогда не скажешь, что ее построили тупые. Задорнову
выгодно для своего пиара развивать эту тему - определенная восторженная аудитория
ему обеспечена.
Я слышал от знакомых, что в США нормально заниматься "стукачеством"
с малых лет, что их к этому приучают. В России это считается, мягко говоря, неприемлемым.
Так ли это? Ты сам лично сталкивался с таким явлением по отношению к себе?
Там другая планета и свои законы. Есть "стукачество", особенно на
работе, но к этому привыкаешь и просто думаешь, перед тем, как что-либо сказать.
Для самодисциплины хорошо.
Михаил, как опытного автостопщика, меня так и подмывает задать тебе следующий
вопрос: в США еще есть hitch-hikers (автостопщики) или они уже выродились как
класс, обуржуинились и ездят только на своих авто? Ведь именно США является родиной
hitch-hiking (автостопа).
Честно сказать - за полтора года работы дальнобойщиком один раз видел какого-то
бомжа, голосующего на въезде в хайвей. И то, наверное, что он был не в себе. Голосуя
на хайвее, очень легко привлечь внимание копов (это противозаконно) - а с ними
никто связываться не хочет.
Тебе лично hitch-hickers (автостопщики) встречались на трассах? Подвозил?
:)
Ну вот тот бомж и попадался только. Сейчас хичхайкерство ушло в прошлое - в
Америке все на машинах. В целом автомобили раза в полтора дешевле, чем у нас.
Как вообще обстановка на дорогах США - водители обладают определенной культурой
вождения или ездят так же беспредельно, как российские автолюбители? Говорю это
не понаслышке - сам не раз был свидетелем бескультурья на дорогах нашей необъятной
страны.
В целом американцы - хорошие водители. В больших городах много лихачей, оно
везде так. Бескультурья как такового там на дорогах нет.
Я всегда мечтал прокатиться на американской фуре. Убедился, что машина действительно
очень удобная с точки зрения комфорта для водителя. Пространная кабина, эргономичные
водительское и пассажирское кресла, мягкий ход и много другого хорошего в таком
грузовом автомобиле. Ты ночевал в основном в кабине фуры или в придорожных мотелях?
В США действительно такая система водительского отдыха и ночевок развита и доступна
по деньгам (в мотелях)?
Из-за того, что американские траки в основном капотной компоновки, то кабина
получается огромная - два кровати одна над другой, холодильник, микроволновка,
раздельный климат-контроль, аудиосистема, телевизор, dvd, то большинство водителей
ночуют в своих грузовиках. Американцы хоть и могут себе позволить ночевать в мотелях,
но экономить деньги они умеют. (ред. нельзя сказать, что в России это доступно
для обычного водителя - большинство дальнобойщиков предпочитают ночевать в кабинах
своих фур)
Михаил, что было еще полезного в кабине твоего "стального корабля",
облегчающее твое житье-бытье в дороге? Еду сам предпочитал себе готовить или питался
в придорожных кафешках? Душ с туалетом были встроены в кабину твоей фуры?
Есть удлиненные кабины, в которых есть душевые кабины, кухня и туалет. У меня
была обычная. Вопрос с душем решался просто - когда заправляешь 200 галлонов дизеля
(1 галлон - 3,8 литра), то тебе дают талон на бесплатный душ. На большинстве трак-стопов
есть отличные душевые, все чисто и аккуратно. Плюс есть несколько крупных сетей
трак-стопов - Flying J, например, которые есть по всей Америке.
Как произошла резкая смена твоей деятельности - от американского дальнобойщика
до успешного российского веб-мастера и оптимизатора?
Прошло 6 лет, много других работ, поэтому резкого перехода не было. Я бы себя
назвал не успешным, а скорее счастливым оптимизатором - мне продвижение в удовольствие.
Сколько веб-проектов ты ведешь и развиваешь? Это так называемые СДЛ (сайты
для людей) или ты больше склоняешься к black SEO (черная оптимизация)?
Черное SEO - это не мое. Мне нравится комплексное белое продвижение и развитие
нормальных сайтов. Сейчас у меня 3 основных сайта, блог, сайт по Фотошопу http://globator.net/
и форум любителей Фотошопа http://planetaphotoshop.ru/ . Есть еще несколько мелких,
которые я завел для экспериментов.
Михаил, а все-таки, тебя не тянет иногда на трассу, где вольный ветер и
необъятные просторы, новые места и необычные впечатления? Проскальзывают мыслишки
о возврате к деятельности капитана "стального корабля дорог" или ты
точно определился с делом своей жизни? Сайты, SEO и иже с ними…
Работа дальнобойщика - самая интересная работа из всех, которые у меня были.
Но одновременно это была самая тяжелая работа. Реалии жизни таковы, что через
2-3 года многие дальнобойщики зарабатывают себе хронические болезни, нервные расстройства
и т.д. Один факт - страховые компании в Америке не страхуют две категории - шахтеров
и дальнобойщиков. Можно получить страховку на здоровье, только если работаешь
в крупной компании. Я благодарен судьбе, что она дала мне поработать дальнобойщиком
полтора года, и с этим связано много воспоминаний. Но я понимаю, что нужно развиваться
дальше. Хотя когда вижу американские траки, то всегда смотрю им вслед…
P.S. Напоследок в тему интервью одна из любимейших моих песен у группы "Ария"
с Кипеловым.