Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Тайвань: путешествие на остров бессмертных

Автор: Владимир Сазонов

Источник: strannik.de

Сюй Ши Фу, урожденец Ци, представил императору доклад, в котором говорилось, что посреди моря есть три священные горы, носящие названия Пэнлай, Фанчжан и Иньчоу, и населенные небожителями. Он просил разрешить ему, очистив себя постом и взяв с собой мальчиков и девочек, отправиться на поиски этих гор. Император послал С.й Ши Фу собрать несколько тысяч мальчиков и девочек, и затем отправил их всех в море на поиски небожителей...

Сюй Ши Фу и другие маги, ездившие в море в поисках снадобья, дарующего бессмертие, за несколько лет ничего не добыли, а израсходовали много., поэтому, боясь наказания, они стали лгать, говоря "Снадобье из Пэнлая достать можно, но нам постоянно препятствуют большие акулы, и мы не в состоянии достичь островов. Просим отправить с нами искусных стрелков, которые при появлении рыб будут стрелять в них из спаренных луков-самострелов."

В это время император увидел во сне, как он сражается с духом моря, который имел облик человека. Он спросил ученого - толкователя снов. Тот ответил : "Духа вод увидеть нельзя, его охраняют рыбы-гиганты и водяной дракон. Если Вы, государь, сейчас совершите моления и принесете жертвы со всей возможной почтительностью, то этот злой дух может исчезнуть..."

Тогда император повелел отходящих в море взять с собой снасти для поимки огромных рыб, а сам, вооружившись спаренным луком-самострелом, стал ожидать появления таких рыб, чтобы застрелить их.... Когда он подъехал к Чжифу, то увидел огромных рыб и выстрелом из лука убил одну из них. После этого император отправился вдоль моря на запад.

Достигнув Пинъюаньцзиня, император заболел. Он не выносил разговоров о смерти...

(Сыма Цянь. Исторические Записки. Перевод Р.В.Вяткина)

Историческая справка

Чудесный остров долго оставался в безвестности, и лишь в 15 веке его освоили китайские рыбаки из провинции Фуцзянь. На остров медленно потекли переселенцы, которые как-то уживались с аборигенами. В 1624 остров захватили голандцы с юга, а через два года испанцы с севера. К 1641 году голанцы вытеснили испанцев. Но прошло еще 20 лет, и в 1661 манчжуры, завершив завоевание материкового Китая, собрали большой отряд и выгнали голанцев с острова. Впервые Тайвань по-настоящему стал китайской территорией. Вплоть до 1887 Тайвань считался уездом провинции Фуцзянь, пока не получил статус отдельной провинции. С 1895 остров заняли японцы, и в течении 50 лет он считался частью Я|понии.

После поражения Японии в войне остров был передан Китаю, и генералиссимус Чан Кайши посадил там жестокого губернатора, генерала Чень И. Генерал зверски подавил антигоминьдановское восстание и 28 февраля 1947 года были убиты несколько десятков тысяч жителей, эти кровавыесобытия долго оставались табу а истории Тайваня.

В 1949 Чан Кайши, спасаясь от коммунистов, бежал на Тайвань. За ним последовало около полутора миллионов китайских беженцев и 600-тысячная армия (все население острова составляло тогда 6 миллионов) К защите Тайваня американцы подключили 7-й Флот.

Чан Кайши правил до 1975 года пока не умер в возрасте 87 лет, а потом до 1988 правил его сын, Чан Чингго, до своей смерти. Раньше сын Чан Кайши жил и учился в Советском Союзе, и был даже одним из секретарей райкома комсомола в Свердловске, но потом резко бежал. У Чан Кайши и у его сына был особый страх перед Советским Союзом и КГБ, и практически до конца восьмидесятых годов Тайвань был абсолютно закрыт для советских людей. Ни под каким видом проникнуть в Тайвань было невозможно.

Пока наконец новое уже в очень перестроечное время Тайвань не открыли, и жидкий поток советских бизнесменов и новых русских поехал туда за шмотками, не подозревая о том, что на этом острове можно найти небожителей и добыть эликсир бессмертия...

Тайвань - "незаконнорожденная" страна, и тайваньцы меньше всего хвастаются своей "национальной самобытностью". Дело в том что формально Тайвань до сих пор называется провинцией Китайской республики, и там до сих пор сидит "китайское правительство" в дополнении к "провинциальному правительству". По этой причине Тайвань не признается коммунистическим Китаем, а под давлением Китая - ООН и международными организациями. Очень мало стран мира признает Тайвань (потому что такое признание означает автоматически непризнание материкового Китая), а вместо посольств визы выдаются в "обществах тайваньской культуры" или подобных неофициальных организациях. Хотя тайваньцы занимают ведущее в мире положение по изготовлению компьютеров, а тайваньские бизнесмены контроллируют огромный регион, их страны почти никто не признает, и выход из политического кризиса не просматривается - поговаривают даже о присоединении Тайваня к Китаю по схеме Гонконга...

Какой он, Тайвань?

Португальцы, первые из европейцев "открывшие" остров в 1517 году, назвали его Формоза - прекрасный остров. Этот остров длиной 400 км и шириной до 150 км весь покрыт огромными горами. Самая высокая Нефритовая гора (Юйшань) высотой 4000 еще выше чем японская Фудзияма. Только с западного берега имеются достаточно широкая полоса побережья, пригодная для обитания. Практически все побережье с севера (Тайбэй) до юга (Каосин) представляет собой один непрерывный город с высокими однотипными домами, бесконечными магазинами, украшенными разноцветными сверкающими иероглифами. В этом конгломерате проживает практически все население страны - 21 миллион человек. Горы поднимаются резко и круто. Заросшие густыми лесами и лианами, горы труднопроходимы, и редкие дороги их пересекают. Из-за чрезмерной перенаселенности и очень "промышленной" ориентации Тайвань давно потерял привлекательность для туристов, и редкие японские группы ездят туда "оттягиваться" на выходные.

Некогда китайское захолустье, потом - японская колония, Тайвань вдруг оказался чуть ли не единственнам местом на планете, где сохранилась подлинная китайская культура, разоренная на материке после коммунистического террора и культурной революции с хунвейбинами. Даосские храмы, буддийские монастыри продолжают действовать, как прежде, и, спрятавшись в храмах от рёва бесконечных мотоциклов, попадаешь в средневековый Китай, каким он был сотни лет назад...

Большинство жителей Тайваня не имеют машин - это стало бессмысленным. Бесконечные пробки и невозможность припарковаться делают машину ненужной роскошью. По широким и прямым улицам несутся стаи диких мотоциклов (а точнее тайваньских мотороллеров). Тайваньский мотороллер - существо тихое, но, собираясь в стаи по несколько сотен, они производят уже непрекращающийся грохот. Тайваньцы неазартны - они вежливо пропускают друг друга, внимательны к пешеходам. Вдоль каждой улицы паркуются в два ряда бесконечные мотоциклы, и нередко продраться становится невозможным.

Приятная черта тайваньцев - отсутствие "рвачества" в любой форме. Начинается это с того что курс обмена валюты в аэропорту оказывается точно таким же, что и в городе, и даже таксисты следуют тарифам и везут точно по счетчику. Привыкши к этому я перестал торговаться на базаре - просто брал то что мне нужно и протягивал деньги, ожидая сдачи, будучи уверенным, что меня вряд ли серьезно обсчитают.

Магазины в Тайване расположены кварталами - квартал книжных магазинов, квартал аптек, квартал компьютерных лавок... За пределами кварталов магазинов данной специализации почти не встречается - если, например, надо купить лекарство, то надо ехать в квартал аптек, а там уже будет много десятков аптек во всех домах подряд. При расчете в магазине обычно делают небольшую скидку - уже после того, как оплата произведена, тем самым приятно удивляя покупателя. Торговаться почти бессмысленно - можно "выторговать" ту же самую скидку, что продавец даст просто так.

Тайбэй - город тяжелый, но маленькие города не оставляют такого удручающего впечатления. На окраине Тайбея я обнаружил автобанную развязку, в которой прямо между полосами располагались много маленьких храмов. Посмотрев на это я подумал, что не только гостиница Россия в Москве, затемняющая десяток церквушек в Зарядье, демонстрирует цивилизованное варварство - бывают случаи и покруче !

Язык в Тайване официально - мандаринский китайский, но на нем практически не говорят. Большинство населения говорит на фуцзянском диалекте, который отличается также и от кантонского ! Перед отъездом я решил "подготовиться" - взял фонетический курс китайского языка и заучил обиходные фразы.

Более глупой идеи вряд ли кому-нибудь иогло прийти в голову !

Когда я летел в самолете, я познакомился с серьезным интеллигентным китайцем, работником музея. Он посмотрел, чем я занимаюсь, и попросил меня произнести по-китайский стандартные фразы типа "Здравствуйте", "Спасибо" и "До-Свиданья". Послушав меня, он веждиво покивал головой и сказал "Ну, хорошо, хорошо..."

Потом в самолете меня несколько передернуло, когда объявления по самолету делались на английском и на двух китайских языках, а все китайские фильмы дублировались иероглифическими титрами. В Тайване я ощутил языковый кошмар полностью - за всю почти двухнедельную поездку я встретил только четырех китайцев, с которыми можно было содержательно разговаривать на английском языке, несколько раз (преимущественно в храмах) мне удалось по-серьезному побеседовать на японском, и - все! На китайском языке меня практически не понимали, хотя с помощью жестов и повторов мне удавалось договориться в простейших ситуациях. Единственно чему я смог научиться - правильно спрашивать, "где дорога на главный вокзал".. Хорого, что старики, поннившие еще время японского владычества, говорили по-японски !

Зато мне было легко читать информацию, и знание иероглифов меня спасало. Когда я ехал в поезде Тайнань - Тайбэй, ко мне повернулся мальчик лет пятнацати и, ни слова не говоря, показал мне журнал с объяснениями систем диетического питания. Я просмотрел указанное место и подчеркнул несколько иероглифов. Мальчик указал мне на следующие фразы в статье, потом я взял блокнот, и несколько часов мы "беседовали", рисуя иероглифы в блокноте и указывая на иероглифы в журнале. В таком способе общения не было ничего удивительного. Расставаяст, мы обменялись адресами и так и не сказали друг другу ни слова !

Один раз я пошел на "ночной рынок" в Тайбее. Несколько лавок представляли "змеиное питание". Лектор поставил кобру на стол и объяснял систему рефлексов - как змея реагирует на черный цвет, на белый цвет, на тепло, на холод. Было ясно, что змея полностью управляема и с ней можно делать голыми руками что угодно. Лектор предлагал любому из публики повторить опыты, но никто не осмелился. Потом лектор стал показывать, как разделывают змею для еды, какие части и как готовят. Я стал смотреть цены в столовых и сел за столик. Мальчик принес мне меню, в котором предлагался змеиный суп, змеиный яд, змеиная кровь, змеиная желчь - несколько десятков наименований. Эффективность подтверждалась исследованиями "Института змеиного питания", визитную карточку которого мне выдали. Около каждого "блюда" стояли медицинские рекомендации и объяснения действия. Я заказал змеиный суп и "коктель" из змеиной желчи и змеиной крови. Суп был слабым бульоном, а мясо с обилием костей напоминало куриное. Потом мне принесли несколько маленьких стаканчиков - один со спиртом, их надо было смешать и залпом выпить. Меня прошибло потом и я чувствовал прилив сил.

Традиционно змеиное мясо считается стимулятором сексуальной энергии, поэтому около змеиных столовых раньше располагались бордели - чтобы сразу можно было попробовать на себе эффекты змеиного питания !

Недалеко от ночного рынка в Тайюее - огромный храм Дракона, около которого сидят массажисты и массажистки. Прямо на улице перед храмом мне сделали массаж, перебрав все мышцы и сухожилия цепкими пальцами. У Храма грохочет высоченный искуственный водопад, и брызги разбрасываются на несколько метров .

Конфуцианские храмы

Практически в каждом серьезном городе обязательно находится Храм Конфуция. Это самое лучшее место, где можно отдохнуть от городского шума, бесконечных мотоциклов и пыли. Обычно Храм Конфуция состоит из нескольких ажурных павильонов, соединенных галлереями, утопающих в цветах и экзотических растениях. При храме как правило - лотосовый пруд с драконами. Повсюду - резные фигуры, животные, птицы. Внутри открытых или прозрачных павильонов находятся жертвенники с именами выдающихся ученых - от Конфуция до Чжу Си. Для поклонения выставлены статуи и камни с изречениями ученых. Церемонии в Храме Конфуция случаются редко - обычно только раз в год, в сентябре в День Рождения мудреца. Люди ходят в Храм Конфуция часто - отдохнуть, помедитировать, насладиться цветами и посмотреть на лебедей, плавающих в пруду. Около Храма Конфуция часто занимаются группы и одиночки различными практиками - цигун, тайцзицюань, конфу. Неподалеку от Храма Конфуция обычно детская площадка с аттракционами, где родители могут оставить детей.

Буддийские храмы и монастыри

Буддизм на Тайване очень интересен. У подножья гор расположено огромное количество буддийских монастырей. Мне не довелось сколько-нибудь серьезно познакомиться с бытом буддийских монастырей, так как основное внимание в этой поездке я уделял даосизму. В отличии от даосских храмов, в буддийских монастырях - идеальная тишина и прекрасные условия для медитации. Община, собираясь, участвует во многочисленных трогательных ритуалах, и поет буддийские гимны. В некоторых путеводителях по Тайваню пишется, что буддизм - наиболее серьезное учение, представленное в стране. Даосизм же совсем не интересен и выродился до уровня фокусников, гадателей-шарлатанов и базарных комедиантов...

Даосские храмы

Деятельность храмов

Даосские храмы ведут обширную деятельность среди населения, и в той или иной форме охвачивается огромное количество прихожан. Так, при храмах существуют больницы, дома для престарелых, хоры, кружки для молодежи, не говоря уже о группах дыхательной гимнастики Цигун, различных видов борьбы и взаимодействия, типа Конфу или Тайцзицюань. Наиболее примечательная деятельность храма - подготовка и использование медиумов.

Община

Различные общины - территориальные или по предприятиям - оказываются прикрепленными к храмам, и ведут активную внутреннюю деятельность, которая контролируется и направляется храмом. Регулярно общины организают шумные шествия с представлениями. Целью предстваления является помимо всего прочего - "доклад" перед храмом о своей духовной деятельности, обновление богов с алтаря общины, принесение бумажных денег в жертву духам. Как это происходит, я расскажу особо.

"Ребятки"

"Ребятки" - так называются медиумы, которых готовят в храме. Обычно медиумов отбирают среди юношей, и они проходят специальное обучение. Обучение начинается с шестнадцати лет. Юношей учат концентрации, вхождению в мистический транс, объясняют им устройство мира и космогонию, практикуют их в боевых искуствах (конфу) и дыхательной гимнастики. Такие группы существуют при деревенских храмах и их ведут "босоногие мастера" или иначе "мастера с красными повязками на голове".

После нескольких месяцев они могут уже входить в транс и выполнять специальные задачи. "Ребяток" иногда перед входом в транс одевают в резиновые слюнявчики, как бы показывая, что они становятся совсем как новорожденные. Верхняя часть тела ребяток обычно голая. Опытные медиумы уже имеют многолетнюю практику погружения в транс и им дают сложные поручения. В чем же задача медиумов ? Часто - очень прикладная. Им нужно пройти в мир духов и встретится с умершими, обычно родственниками прихожан, и понять, в чем их проблемы и почему они навлекают несчастье, как их умилостивить и что они требуют. Или им нужно вступить в контакт с более высшими духами и спросить у них предсказания или попросить у них содействия. Во время праздников "ребяткам" отводится ведущая роль - они несут паланкин с богами, танцуют вокруг него и показывают свое искусство - входят в транс по-одному или совместно, демонстрируют боевые приемы или бьют себя саблями, показывая свою неуязвимость в трансе.

Особенно впечатляет массовое вхождение в транс, показывающее "боевой дух" ребяток.

Девушки тоже проходят обучение при храме - они осваивают массах, травы, целительство и "любовную магию".

Я видел многократно, как медиумы входят в транс, становясь у стола и делая кинжалом несколько ритуальных движений (после чего кинжал у них заботливо отбирается). Вдоль стола выстраиваются другие участники процесии, рядом стоит мастер или помощник, который внимательно записывает все, что говорит медиум. Потом, выходя из транса, медиум корчится и извивается, иногда кричит и дрожит, и буквально падает замертво, покрытый потом. Тут его подхватывает доктор, делая ему массаж определенных точек, несколько помощников обтирают его полотенцем от пота и одевают на него свежую майку, и буквально через пару минут медиум уже окончательно приходит в себя - у него исчезает "безумное" выражение лица, он превращается в обыкновенного задиристого парня, который ничем не выделяется среди сверстников. Нечленораздельные речи медиума потом тщательно расшифровываются.

Впрочем, часто медиумы входят в транс и по-другому, иногда просто отойдя в сторону под наблюдением нескольких друзей, иногда - самостоятельно, выходя потом к жертвеннику и "глаголя пророки".

Фактически весь ритуал входа в транс управляется "помощником" - мастером, который все время рядом. Медиум - всего лишь ученик или марионетка, управляемая мастером, и его видения, изречения, рецепты обретаются под управлением мастера, "инструментом" которого он является.

Босоногие мастера

Наибольшую видимую работу в храме несут "босоногие мастера" или "маги" - фаньши (в отличии от даосов - "даосы"). Босоногие мастера не носят обувь, их внешний вид бывает иногда весьма экзотический. Маги уже сами не так часто входят в "загробный мир" и беседуют с духами - они знают этот мир достаточно хорошо, чтобы давать "ребяткам" задания. В обязанность магов входит прием посетителей и выполнение магических ритуалов, а также воспитывание "ребяток" .

В одном из храмов я видел, как маги принимали посетителей, произнося при этом заклинания и звоня в колокольчики, и резко ударяя плетью. На праздниках маги показывают свое искусство в полную силу - танцуют, показательно впадают в транс, избивая себя железными цепями и острыми крючьями. Мастера совершенно неуязвимы, и их "самоистязание" приводит общину в состояние повышенного боевого духа. Босоногие мастера берут на себя многие функции контакта храма и общины, и нередко являются представителями общины при храме.

Магами становятся наиболее талантливые "ребятки". Они должны проходить долгие церемонии посвящения. При этом они должны установить контакты со всеми местными богами и духами, получить содействия наиболее влиятельных богов, что должно подтверждаться в мистических снах. Инициацию мастеров проводят другие мастера. При этом кандидат в маги должен пройти многие испытания и продемонстрировать чудеса выносливости и неуязвимости - например, ходить по горящим углям или по остриям ножей. Потом, когда испытания пройдены, бросается жребий. Если жребий положительный, он доказывает благосклонность богов к кандидату. Плохой результат жребия - и все придется начинать сначала !

Маги привязаны к конкретному храму и к конкретной общине. Это настоящие воины, способные творить чудеса, договариваться с богами и духами, бороться за спасение людей, болеющих или страдающих по вине духов и бесов. Маги повсюду, во всех мирах, верой и правдой защищают интересы своей общины и ее членов.

Даосы

Ученые даосы уже не занимаются совсем ежедневной магией путешествий в загробный мир. Их функция более тонкая. Практически даос - это тот человек который "держит на себе" весь храм. В ведении даосов - храм со всеми алтарями как единое целое, воспринимаемый настоятелем как свое тело. Регулярно даос обходит все алтари, осматривает каждого бога, каждого духа, и вдыхает в них жизнь за счет своей личной энергии. Без даосов выставленные в храме боги превращаются в бессмысленные куклы. Говоря с посетителями, даос уже не путается его ошарашить, как маг. Он вникает в проблемы посетителя, определяет к каким духам ему следует обращаться, находит соответствующие молитвенные формулы и выписывает "талисман" - огромный каллиграфический знак, напоминающий увеличенный иероглиф с большим количеством графических элементов, который призван помочь посетителю в его проблемах.

Даосы наделены от рождения сверхъестественными свойствами, которые передаются им генетически. В семьях хранятся как семейные реликвии книги или рукописи литургического свойства (являющиеся уникальными и не совпадающими с каноническими книгами). Обладание такими реликвиями позволяет даосам занять официальную позицию в небесной иерархии - они являются своего рода чиновниками в мире богов и духов.

Даосы живут семьями и обладают "бессметрными костями" - то есть тело даосов от рождения наделено особыми свойствами. Мастера и великие мастера вырастают в даосских семьях. Между собой даосы говорят на "секретном" языке - особом диалекте китайского с обилием "профессиональных" слов и ассоциаций, непонятных построрнним.

Целью многочисленных делегаций в храм является как правило "освящение" духов с домашних алтарей. Боги приходят как бы на доклад в храм, и после соответствующей церемонии возвращаются владельцам.

При настоятеле храма имеется огромная "канцелярия", где аккуратно записывают в книги (или в компьютер) посетителей храма, их просьбы и их пожертвования. Воистину, координация всей деятельности храма - огромная психическая нагрузка.

Образование, которое имеет даос, воистину необъятное. Он знает наизусть десятки книг и ритуалов, сведущ во многих науках, медицине, астрологии, геомантии.

Настоятель храма обычно обладает большой свободой для творческой деятельности. Даосские храмы не похожи один на другой, и не подчиняются так жестко "центру", как например православные церкви епископам и архиепископам.

Внешний вид даосского мастера бывает обманчивым. Нередко они выглядят подчеркнуто просто и не выделяются, разве что когда одевают мантию и подбирают "хохолок" на макушке для совершения обрядя. Их иногда даже можно спутать с рабочими, пришедшими делать мелкий ремонт.

Великие мастера

Небольшое количество даосов становятся великими мастерами. Им выписывается "свидетельство о бессмертии" другими великими мастерами. Это свидетельство показывает также, что даос обладает достаточным контролем над собой и контактом с высшими силами, и способен решать проблемы своей жизни и смерти как он пожелает. У даосов имеется также и патриарх. Конечно, патриарх и великие мастера оказывают большое влияние на деятельность храмов, но это влияние более духовное, чем административное. Фактически даосизм - свободная ассоциация независимых храмов, а не жесткая иерархия во главе с патриархом.

Боги

В храме может быть несколько помещений и несколько алтарей. Обычно храм имеет много входов и выходов со всех сторон (восемь дверей) и часто проглядывается насквозь. Многие храмы открыты круглосуточно. Иногда перед алтарями в храмах тихо играет музыка.

Боги представляют собой мастерски сделанные куклы в изысканных одеждах. Около кукол обязательно висят таблички с их именами и историей данного божества. На стенах выгравированы списки наиболее щедрых спонсоров, помогших возвести храм. Небольшие алтари имеются практически в каждой квартире, конторе или магазине.

Перед храмовым алтарем - столы для приношений, перед ними - колонны с драконами и обязательно огромный треножник - сосуд для сжигания благовоний. Во дворе храма стоят изукрашенные резьбой огромные печи для сжигания бумажных денег, которые приносят в жертву духам.

Иногда на алтаре имеется немысилимое множество духов - вплоть до совсем маленьких, которые как соты налеплены один на другой, каждый со своей свечкой. Во многих храмах - алтарь Юпитера (звезда годов) и дух текущего года. Так, в храме Мадоу я видел Юпитера в сопровождении 60 духов всего 60-годичного цикла. При этом только дух данного года стоял рядом с Юпитером, остальные ждали своей очереди на удалении.

Часто в даосских храмах стоят будды и боддисатвы, а также Конфуций и конфуцианские ученые. Такэе и в буддийских храмых выставляют даосских богов. Религии достаточно терпимы и демонстрируют терпимость через алтари.

Как организована несчисленная иерархия даосских бюгов ? Верховным божеством является Нефритовый Император (Юйхуан Шанди). Но он находится слишком высоко и редко принимает доклад по мелким вопросам - для этого имеются боги низких категорий. В каждой местности обязательно имеется Бог Земли, соответствующий данной местности. В каждом доме - бог домашнего очага. Поклонятся следует только тем духам, которые как-то связаны с своей семьей, или которые были рекомендованы даосом. Остальных богов просто игнорируют. Все сознают, что боги в храме - не что иное как куклы, но они нужны для установления контакта с высшими силами.

Итак, Нефритовый Император стоит во главе иерархии, далее следует ряд чиновников разных рангов - от высших до низших. Ранги принимаются в какой-то мере по "рейтинговой" системе. Те боги, обращения к которым особо результативны, медленно продвигаются к высшим рангам. Те же, которые нерадивы и не исполняют просьб - "задвигаются", теряя значимость. Известны случаи, когда за провинности богов наказывали. Так, когда один из богов высокого ранга не откликнулся на просьбу о дожде от всех горожан и обильные жертвоприношения, он был снят с алтаря и публично высечен. Боги, как и все чиновники, могут быть тоже лентяями.

Кукла в храме - на самом деле только символ, своего рода информационный канал. Канал куда ? К определенной сверхъестественной силе.

К духам причисляются многочисленные природные силы, духи, живущие внутри человека (внутренних органов, костей, пальцев - их много тысяч или даже миллионов, и они соответствуют нервной системе человека). Почитаются также предки. Наибольшие проблемы создают "бесы" - духи умерших внезапной и неестественной смертью. Семьям с такими "бесами" приходится их уговаривать, принося сложные жертвоприношения и вызывая медиумов.

Если конфуцианские святые - это ученые, христианские святые - мученники, мусульманские святые - влюбленные в Аллаха подвижники, буддийские святые - великие медитаторы, то даосские святые (боги или духи) - это те, кто овладел сверхъестественными силами, и показывают путь к ним.

Два примера даосских богов

Мацу, особо почитаемая на Тайване святая, имеющая ранг "Великая Матушка Поднебесной" - была когда-то, более тысячи лет назад, девушкой из рыбацкой семьи, которая сторонилась парней и проводила все время в молитвах и медитациях. Однажды ее отец и братья ушли в море, и поднялась буря. Мать увидела, что Мацу словно окаменела, и подумала, что она умерла - и стала ее теребить, и вывела таким образом из медитации. Ее отец вспоминает, что их лодка перевернулась, и вдруг Мацу пришла по волнам и стала их спасать. Ей удалось вытащить отца, как вдруг (когда ее стали теребить) она исчезла, и братья утонули. Вскоре Мацу умерла так и не выйда замуж, ей построили храм, и так бы была она безвестной святой, если бы не выяснилось, что молитвы, обращенные к ней, обладают особой чудодейственной силой. За много сотен лет она постепенно повыгалась в ранге пока не дошла до высшего статуса "Великая Матушка Поднебесной".

Гуань Юй, генерал времен троецарствия, был честным и доблестным рыцарем. Но святость он обрел не по этому. Его враг заманил Гуань Юя обманом в западню и убил. Потом на празднестве Гуань Юй вселился в тело его убийцы и долго говорил, а потом, когда покинул тело обратно, вынудил своего губителя к самоубийству. Это произвело такое впечатление, что Гуань Юй был причислен к святым. За многие годы его ранг повысился до одного из наиболее значимых богов.

Праздники и делегации

Наиболее шумные события происходят обычно в удаленных храмах- у которых больше территория и много места для автостоянки. Очень популярен храм в городке Мадоу недалеко от Тайнань. Особенно много событий происходит около храма в рыболовецком поселке Наньтукен. Этот поселок используется также для соледобычи. Из-за просоленности почвы растительность там не пропастает, и храм владеет огромной территорией, превращенной в зону отдыха. Около больших храмов обязательно - детские площадки со всевозможными аттракционами, а также миниатюрные модели горного леса с отшельниками и монашескими скитами и горными потоками...

Приход делегации слышен издалека. Делегация приезжает на колонне грузовиков по шрссе, где-нибудь в полукилометре от храма выгружается и торжественно направляется к храмовым воротом, создавая невероятный шум. Делегации отличаются длуг от друга формой одежды - в самом простом случае пилотками с козырьками одного цвета, в других случаях - изысканные шелковые халаты и древние платья. Каждая делегация пытается перещеголять другую - одни идут с могучим громкоговорителем через который громыхает записанная на пленку музыка, другие - со своим оркестром, состоящим кажется только из ударных инструментов, третьи - с хлопушками и петардами, взрывающимися прямо среди публики с невообразимым грохотом, а иногда вообще подобно пулеметным очередям - при этом всех на несколько минут окутывает густой белый дым.

Делегации несут на паланкинах своих богов, вокруг паланкинов - ребятки во главе с босоногими мастерами. Паланкин не несут плавно, а раскачивают то взад, то вперед, и мягко подбрасывают, так что буль там реальные боги - им бы было не так уж удобно !

Перед паланкином несколько человек демонстрируют свое искусство - одни в конфу, другие - в танцах, третьи - во вхождении в транс. Мастера бьют себя плеткой по спине (а то и мечем или истыканной гвоздями дубиной) до крови. Впрочем, сзади за каждым внимательно следит доктор и в паузы протирает раны ваткой, смоченной в специальном растворе. Иногда посторонние тоже хотят выйти танцевать вместе с мастерами из делегации - но их не пропускают распорядители, иногда доходит до потасовки.

Я наблюдал во время церемониального танца с бросанием жребия как один посторонний, одетый в красивый черный халат с надписью "Я-Будда" пытался влезть в круг, и как его сначала веждиво, а потом назойливо оттаскивали "распорядители" из делекации. Не своим - не положено ! Потом вошедший в транс медиум стал бросать жребий, а все, затаив дыхание, следить. Неудача ! По толпе прошла волна холода. Еще раз жребий. И опять неудача...

Медленно делегация приближается к основному храму. Паланкины оставляются перед входом, и боги вынимаются из своих повозок. Их проносят сначала над треножником для сжигания благовоний, а потом - в глубину храма на церемонию. После длительной церемонии освящения богов забирают обратно.

За это время медиумы готовятся к выходу в транс. Если в храм пришло одновременно несколько делегаий, иногда сразу три-четыре медиума устраиваются у своих столов. Один раз я навел на медиума фотоаппарат, и вдруг распорядитель попросил всех немного расступиться, чтобы мне было легче форографировать. Войдя в транс, медиум указал на меня пальцем и что-то долго нечленораздельно вещал. Потом он резко вышел из-за стола и направился к треножнику, встал около него и стал что-то бурно и сбивчиво пропагандировать, подняв к верху большой палец. Но его уже никто не слушал, и пламенные речи утопали в общем грохоте.

Потом пришла делегация школьников в исторических костюмов небесных фей и небожителей, и показали короткий спектакль. Прозрачные покрывала, драконы, паланкины - невозможно было представить что все это происходит в стране, лидирующей в мире по производству компьютеров !

Сзади делегацию сопровождал целый грузовик с желтыми бумажными деньгами, предназначенными для сжигания в печке в дар духам. Повидимому, со всего предприятия собирали эти жертвенные деньги и записывали просьбы каждого, так что набрался целый грузовик !

Обычный "жертвенный набор" состоит из продуктов, цветов и благовоний, которые складывают на столах перед входом в храм. Можно прямо в автомате на территории храма купить банку кока-колы и принести в жертву духам - и многие так и делают!

За воротами храма обычно базарчик на котором продают всевозможные продукты. Там же сидят уличные гадатели, специалисты по ицзину, хиромантии, физиогномике, которые предсказывают судьбу и дают жизненные советы...

Маленькие храмы

Маленькие храмы разбросаны повсюду. Алтарь с куклами и пространство перед входом в храм составляют "священныю территорию" и содержатся в идеальной чистоте, то и дело кисточками стирают пыль и протирают чистой тряпочкой. За пределами "священной территории" уже "личная зона" служителей храма. Иногда она напоминает мастерскую по ремонту мотоциклов. Так, если храм совсем маленький, то можно и не заметить самого храма и подумать, что именно здесь и есть мастерская по ремонту мотоциклов. Чаще справа и слева от алтаря находятся унылые казенные конторки с телефонами, телефаксами и компьютерами, выглядящие очень обшарпано и официально - в контрасте с изысканностью самого храма и алтаря. Иногда же, в совсем маленьких храмах, сбоку стоит старенький диван, на котором сидит даос и, например, смотрит телевизор.

Проблема в храмах - узнать собственно даоса, настоятеля храма. Они могут выглядеть очень невыразительно, и их вполне можно спутать с рабочими. Так, один раз я долго беседовал по-японски с настоятелем маленького храма в Тайбее, которого я принял поначалу за маляра в заляпанном халате. Помню, как в одном из храмов группа "работяг" курила, играла в домино (мацзян) и смотрела одновременно по телевизору футбол - как вдруг пришли несколько посетителей. Один такой "работяга" вдруг притушил сигарету, нехотя поднялся, и через пару минут появился в даосской мантии и с даосским "чубом" на голове, и монотонным голосом стал читать какие-то заклинания, пропуская группу женщин.

Сами храмы должны конечно (теоретически) вписываться в природу, строиться в соответствии с наукой Фэньшуй. Но при катастрофической перенаселенности Тайваня самое большое, на что могут претендовать храмы - на небольшой садик вокруг. В Тайбее я видел несколько маленьких храмов, заполнявших рукава автобанной развязки. А еще один маленький храм стоял на крыше пятиэтажного дома !

В глубине острова

В Тайване я совершил поездку на гору Алишань, с которой открывался вид на самою высокую гору Юйшань (Нефритовую Гору). Еще японцы построили железную дорогу, резко поднимающуюся вверх по жутко крутым склонам. Подъем проходит через многочисленные природные зоны с густой экзотической растительностью - пальмы, лианы, бамбуковые рощи, цветы. Сверху на горе - храмовый комплекс и смотровая площадка, где десятки людей встречают восход Солнца.

У подножия гор располагаются многочисленные буддийские монастыри...

В целом туристская индустрия в Тайване почти не развита, а европейцы или американцы с целью туризма в Тайвань практически никогда не едут - поэтому мое появление воспринималось местными жителями с большим любопытством. В глубине самой передовой компьютерной страны можно найти экзотические места, где европейцы бывают даже реже, чем в Гималаях или на Тибете, погрузиться в средневековый Китай и увидеть в чистом виде даосские ритуалы с медиумами и вызовом духов, как это было тысячелетия назад !

1996 г.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея