Виды туризма

22 января 2013
( г. Днепропетровск )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Украина
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 785 0

Дата: октябрь 2009 г.

Автор: Александр Зее (Днепропетровск)

  • Сколько мне пройти дорог
  • Знает только мир огромный
  • Я в тепле родного дома
  • Долго усидеть не смог

Эти строки Константина Никольского как нельзя лучше характеризуют фанатов туризма. Сидеть в тепле родного дома работающему человеку приходиться больше, чем хотелось бы. Но пару раз в году наступает такое прекрасное время года, как отпуск и мы, наконец, "расправляем крылья", чуя носом запах снегов на вершинах гор и пьянящие запахи леса. Свежий ветер вновь начинает дуть в лицо…

Маршрут уже давно разработан, рюкзак заранее сложен и припасы готовы. Мы ждем только пятницы…последней рабочей пятницы перед походом. Вот и ты, моя дорогая!

В течение многих лет мы ходили, преимущественно, в пешие походы. Это позволяет забрести в самые безлюдные уголки и повидать виды, до которых не доберешься ничем, кроме "11-го маршрута".

Но время идет, привнося перемены и в давно устоявшиеся традиции. Мы взрослеем, обрастая не только семьями и бытовыми делами, но и амуницией, которой не было в студенчестве. Хорошая экипировка расширяет наши возможности, и вот, мы можем уже не только ходить пешком.

В прошлом году один из участников этого похода купил автомобиль, Ford Focus. И тогда же, на "курултае" у костра было решено, что в следующий поход мы поедем на машине. По всей Украине, насколько хватит времени отпуска. Просто так… потому что никто из нас в серьезном автопоходе еще не был, и в некоторых местах там, куда собирались поехать, тоже никто не был.

Маршрут был разработан автором этих строк за несколько месяцев до поездки. Просчитаны все расстояния, прикинута цена на ДТ, достопримечательности, которые хотелось бы увидеть. Согласованы все дела и отпуска. Долгожданная пятница наступила.

Пару слов о команде, которая презрев намечающееся осеннее ненастье, поехала по Украине.

Александр Зее (Днепропетровск) - автор этих строк, большую часть года - офисный "трудяга", а меньшую - вело - пеше-автотурист. За плечами меньше, чем хотелось бы, но все же: пеший Кавказ, пеший Байкал, Карпаты (регулярно), Крым (регулярно), одиночки по Полесью (регулярно). Нескромно, но скажу - организатор всего этого дела.

Дмитрий Матузко (Запорожье), он же Учитель и просто Kreator (поклонник одноименной trash metall группы) - представитель наилучшей и наивыгодной профессии - фрилансер, компьютерный и не только, гений, уникальная личность, сочетающая в себе острый ум, деловую хватку и поразительный панковский пофигизм, презрение к комфорту и любовь к "расслабону" и "розп..дяйству". Именно он взял в поход "нужнейшие" вещи: ноутбук, модем, внешний CD-ROM, инвертор…чем практически не пользовался, и (спасибо ему) - гитару.

Григорий Студенко (Дружковка, Донецкая обл), он же Граф - аристократ и творческая личность, владелец железного "коня" и наш основной водитель (я был запасным). Наилучше среди нас экипирован и отличается графскими манерами даже в походе (регулярно брился там, где мы отпустили моджахедские бороды), а также отличными водительскими и певческими способностями.

Все трое не первый раз в походе, но в такой многодневный автопробег отправлялись впервые.

А поскольку все наши походы строятся на принципах максимальной автономии от всего и всех, то машину загрузили основательно: 2 палатки, теплые спальники (октябрь таки), 3 котелка, запас воды 50 л, газовый баллон на 5 л.(очень помог), всяких припасов, чтоб не было мало, коллекция марочных зеленых змиев, одежда на холод ….в общем, не за спиной нести.

Выезд решено было производить из Днепра, забрав меня с амуницией, и Kreatora. которого ждали с автобуса.

16.10.09. Пятница, утро. Грише надо проехать около 300 км от своей Дружковки до меня. Без малейшей задней мысли, помня о своих к нему поездках на "классике" и дальности расстояния, я делал свои бытовые дела, ожидая Гришу не раньше 11.30.

Однако в 10.00, мои спокойные дела прервал звонок от Гриши: "Где там твой дом?". И выйдя за ворота, я увидел Графа собственной персоной, подъезжающего к воротам.

Немой вопрос: "как?". Оказалось, что выехал он в 7.10 и в 10.05 уже был у меня. Что значит породистый конь! На своей ВАЗовской классике я доезжал до Дружковки за 5,5 часов, Грише хватило 3-х.

Встретились, как будто не полгода, а пару недель не виделись.

Объявился по мобилке Учитель. Как обычно, именно в этот день ему надо было сдавать срочно неотложный отчет в налоговую, который никак нельзя просто послать или перенести, и именно в это утро, с рання, набралась очередь из таких же страждущих сдачи, и Учитель оказался далеко не первым.

Sms, полная матов, прояснила ситуацию - раньше 12.30 Учителя в Днепре не жди.

У нас было время. Не спеша приехали на автовокзал, встретили Учителя, загрузились и, собственно с этого времени поход по Украине и начался.

Первой точкой нашей ночевки были окресности города Знаменка, Кировоградской области.

Под Знаменкой находится уникальный массив широколиственного леса, оставшийся там с незапамятных геологических эпох. За темноту, царящую под густыми кронами, массив был назван Чернолесьем.

Это место я знаю давно и стараюсь каждый год приезжать туда…нельзя было пропустить и этот раз. Тем более, что нам было совершенно по пути и в самом лесу уже была назначена встреча с Тарасом - нашим другом из Кременчуга. Тарас, ярый походник, тоже не мог пропустить нагоди встретиться с друзьями и приехал автобусом в Чернолесье.

250 км пролетели быстро. При подъезде к Чернолесью поразила свинцовая чернота туч над лесом.

"Мало не покажеться", подумалось всем…….но для попсни уже не было никакого шанса.

Пошел давно нависший над нами дождь. Не мелкий моросящий, а скорее, конкретный.

Возле леса встретили Тараса, обутого в ботинки, экзотично обмотанные полиэтиленовыми кульками.

По еще не до конца раскисшей дороге заехали в лес, не слишком далеко, но и вне пределов видимости с дороги. Можно было по лесной дороге ехать и дальше, но низкосидящий Форд + непрекращающийся дождь не сильно способствовали углублению в дебри.

Посему встали на поляне, навесили большой тент (полезная штука, когда шпарит дождь), под тентом поставили палатки, развели костер (с морокой, но все таки…). Ответственный за шампура элементарно забыл шампура. Что не помешало нам поджарить мясо на прутьях…как наши далекие предки.

Нет необходимости описывать посиделки у костра. Старые друзья встретились и нам было, о чем поговорить. Под треск костра, под шум дождя, под очередной тост.

У каждого из вас тоже есть такие моменты.

17.10.09. Утро встретило нас еще не дождем, но предчувствием скорого наступления оного.

В этот день мы не спешили. Не столь часто мы собираемся так вместе, чтоб быстро разлететься в разные стороны. Решено было посидеть пообщаться, до автобуса на Кременчуг.

После 14.00 отвезли Тараса на автовокзал. Набрали воды в канистры (в привокзальном туалете с под крана).

Выехали на трассу и потопили на Кировоград.

Шо тут сказать….. Графов конь - король трасс! Это была просто песня: нажимаешь на газ, двигатель мигом набирает обороты, машина выстреливает вперед и, сигару куря, обходит всех, кого можно обойти вообще…..

Звучит в колонках "Черный кофе", Дуют всякие разные климат-контроли, обдувы стекол. Просторный салон, удобные сиденья, даже для моего немаленького роста. Куча индикаторов на панели…бортовой компьютер разве что нос не подтирает тебе во время движения. Просторный багажник. Низкая посадка специально для трасс…машина устойчива, ее не качает и топить 140 км/ч на ней столь же просто, как тебе на мопеде 20. Свет фар - может освещать даже далекие Галактики. Ну все для Вас….разве что стакан робот ко рту не подносит. Конь для Графа….не для поездок на дачу пересічного громадянина.

Не успел доиграть один диск - из пространства выполз Кировоград. Нам он был не нужен, мы поехали по объездной, благо все на картах указано и я ездил уже по этой дороге. Так что города мы даже не видели.

Трасса - слеза. По такой только летать. Что мы и делали, пока часы не показали приближение темного времени суток. Недалеко от Умани развиднелось небо, выглянуло Солнце.

Однако конь-конем, трасса-трассой, а выехали мы на Умань таки около 14.40. К Умани мы подъехали уже под вечер - еще светло, но ненадолго. Можно бы еще и проехать часок, теоретически…. Практически же не хотелось ехать до темноты и где-то там, в незнакомых местах, искать при свете фар место для съезда с трассы, удобное для ночевки, не видное с дороги. В темноте шансы найти такое место резко уменьшаются (как показал последующий опыт). Поскольку мы планировали ночевать в палатках, то нам нужно было отъехать достаточно далеко от трассы и населенных пунктов, остановиться на ночевку в месте, проезжем для машины, закрытом и безлюдном одновременно. Все эти поиски занимают иногда до часа….поэтому решено было ночевать, не доезжая до Умани, в лесу.

На карте перед Уманью есть сельцо Собківка. Там показаны леса и ведет какая-то дорога.

Свернули в леса по дороге. Покрутились, выехали к какой-то очистной станции с прудами-отстойниками (по карте - просто пруды на реке). Развернулись, съехали на полевую дорогу и поехали вдоль леса и кукурузного поля искать место стоянки. Которое невдовзі и нашлось…просто машина съехала от проселка в лес и в самом лесу на поляне мы встали. Место глухое и никого не ожидалось.

Учитель мощно нарубал дров и разжег костер, повесили котелок с супом и макаронами, открыли абхазское "Лыхны", расчехлили гитару….жизнь потекла привольно и широко.

Это была классная ночевка…..Хотя бы тем, что без дождя. Было слышно фуры на трассе "Киев-Одесса", но нам это не заважало….мы надежно спрятаны в лесу и нас ниоткуда не видно. На время никто не смотрел…мы просто подкидывали дров в костер и попивали ароматный чай под неспешный разговор… Где-то ночью я ушел в палатку, Гриша с Kreatorom долго еще обсуждали мировые проблемы.

18.10. Утро встретило нас Солнцем. И холодом. Проснувшись в 8 (я всегда просыпаюсь в это время, когда не спешу на работу и не слишком поздно ложусь), я выполз, дрожащими руками развел костер (слава, слава сухому горючему - лучшему другу мандрівників). Горячий чай, жар костра……..Жизнь вернулась в холоднокровного Дракулу. Вылез Гриша, начали делать картошку с тушенкой. Когда уже дело шло полным ходом, проснулось и изволило зарычать Чудовище из палатки. День для Чудовища начался тем, что даже не вылезши из палатки, он проглотил стакан Каберне и после этого начал приходить к жизни (стакан был не последним в это утро).

Утром оказалось, что место не настолько глухое и безлюдное, как казалось нам вчера. Поскольку в разгаре был сезон грибов, то в пределах видимости стали появляться грибники. Что и немудрено, учитывая близость к городу и более-менее нормальный подъезд для машины.

Мы - джентльмены не скоростные. Пока там сготовилось, пока поели, пока собрались…как обычно, выехали около 12.00. И понеслась дорога дальше. От Умани до Немирова - 113 км. Пролетели, как пуля. А от Немирова мы уже повернули вглубь провинциальной Украины, вдаль от государственных трасс….

По карте там везде показаны дороги с твердым покрытием, и вообще, ехать по городкам и селам гораздо живописнее и приятнее для глаза и души, чем просто лететь по автомагистрали, пожирая километры.

Не за тем мы поехали, чтобы намотать как можно больше, а за состоянием души, ради которого (признайтесь себе!) все мы ходим и ездим в походы.

Проехали городок Шпиків. Типично провинциальный украинский городок….в таких городках время течет куда медленнее, чем в наших гребаных промышленных мегаполисах. Эдакий симбиоз города и села… частный сектор, как в селе и течение жизни, как в селе, но газ, водопровод и асфальт, как в городе…даже присутствуют супермаркеты, кафе и прочая городская суета. Много таких городков в дебрях Украины……

Приехали в Шаргород. Тут уже прочувстовалось чувство голода. Останавливаться где-то в поле, доставать газовый баллон и суетиться с приготовлением еды - лучше уж вообще не есть, чем так суетиться!

Посему повернули в город и в р-не автовокзала пошли в кафе. Дешево, по днепропетровским меркам, и вкусно, обильно закусили.

За Шаргородом, который сам по себе является полуселом, начинается большое село Слобода Шаргородська. В колодце, стоящем возле дороги, набрали воды и были угощены яблоками и сливами от местной жительницы. Просто так…потому что остановились перед ее домом.

И снова понеслась дорога….в сторону Новой Ушицы.

Дороги в этих глубинках вполне приличные. Местами - не фонтан, но в общем и целом приемлемы даже для низкосидящего Форда. И вообще, Подол очень живописен. Дороги петляют по Подольской возвышенности, вокруг села и леса…красиво, пес побери! Дорога петляет вверх-вниз, местами едешь по вполне горному серпантину. С удовольствием еще раз проедусь по Подолу……

Однако, Солнце неумолимо клонилось к Западу. Проехали городок Нову Ушицю.

Куда-то надо было уже сворачивать и становиться на ночевку. По карте протекала река Ушиця. Хотелось встать на реке….. Но река Ушиця текла где-то глубоко внизу, приемлемого съезда к реке не наблюдалось ни на карте, ни на местности.

Чисто по внутреннему голосу повернули в сторону села Велика Кужелева. Отъехали от трассы по проселку. За заброшенным коровником был луг и сосновый лес. От села было далеко, от реки тоже. Но ведь у нас

50 л. воды - нам не горит та река!

Я пошел в разведку. Уж очень хотелось встать на реке, взбодриться купанием в холодной воде, низменно помыть машину. Прошелся в одну сторону - крутые спуски, кочки, окраины огородов - место не сильно проезжее и привлекательное. С таким клиренсом мы до реки не доедем, сядем на очередной кочке.

Прошелся в другую сторону, по лугу в сторону леса.

На опушке леса за этим лугом мы и встали. Было все: место для стоянки, место для палатки, место для привязки тента. Было достаточно дров. Было 50 л. воды и куча всякой могучей провизии. После прошедших дождей все лежащие на земле дрова были мокры. Пришлось вспомнить, что мы произошли от обезьяны! Влез на дерево и оттуда, переходя по ветвям с сосны на сосну, пилил толстые сухие ветви. Развели костер, сварили суп, нарезали сала, огурцов, вскрыли рыбу.

Открыли портвейн. Расчехлили гитару.

Как по мне, это была наилучшая ночевка в этом походе. Чисто по моим ощущениям. Пылал костер. Отлично (как всегда) разливался по жилам красный крымский портвейн. Песни под гитару лились привольно, от души. Мы сидели долго…..душа требовала продолжения сего внезапно возникшего праздника. Забегая вперед, скажу, что когда буду в следующий раз проезжать этими дорогами, то заночуем на том же месте - настолько там было классно……. По Кастанеде, этот луг можно назвать "местом силы"…….Ночь 18.10 плавно перетекла в

19.10…..Утро встретило нас обычными серыми тучами. Выехали под каплями дождя, но еще без дождя.

Следущий пункт нашего внимания был Каменец-Подольский.

Пока доехали, снова начался дождец. Мелкий, редкий, слава Аллаху, что не ливень.

Город Каменец - Подольский делится на новый и старый город. Новый город - обычные серые коробки, ничего достойного, как новостройки Львова. Старый город - колоритен….. Мощеная дорога, старые здания, церкви, костелы, памятники. Отдельно на холме стоит Каменец-Подольская крепость.

Рассказывать о мощи и величии этой крепости - это все равно, что рассказывать о великолепном букете крымского вина и силе музыки Manowara…. Вино надо пить, музыку надо слушать, крепость надо видеть. Фотографии - передают лишь подобие всего этого величия, ….как ложка вина - подобие всего букета.

Ее поддерживают в нормальном состоянии для туристов. Она - достойна того, чтобы посетить ее еще, обойти вокруг нее (у нас не было времени), зайти в нее. Наши далекие предки умели строить грандиозные, мощные и красивые сооружения. Потомки тех предков живут в безликих, слабых, обшарпанных бетонных коробках, борясь с корпорациями за свою рахитичную зарплату…….

В общем, снова начался дождь. Время показывало, что если хотим сегодня очутиться уже в Карпатах, то надо ехать дальше.

Выехали за город и погнали дальше, на Черновцы.. Хотин объехали по объездной - на жаль, не было времени на посещение знаменитой Хотинской крепости и шел вечный наш спутник - дождь.

Черновцы первоначально планировалось объехать. Но по незнакомой трассе пропустили нужный разворот и таки въехали в город. Деваться уж некуда было. Подошел к таксисту. Таки надо было проехать по городу немного да раз несколько повернуть. Сразу скажу, что в незнакомом городе мы свернули не туда, заехали на пес знает какую улицу и под уже неслабым дождем встали напротив пес знает какого магазина. В магазине оказалась очень приветливая продавщица. Именно она нам объяснила, куда крутить, нарисовала схему и по этой схеме мы без труда повернули на Сторожинецкий поворот.

Итак, под уже откровенно проливным дождем мы направились на Сторожинець.

Теоретически по первоначальным расчетам, в этот день мы должны были ночевать на перевале Шурдин уже в самих Буковинских Карпатах, на том самом месте, где мы с Kreatorom ночевали в апреле на Пасху в пешеходном походе.

Но вот уже вечер…темно. Откровенно идет дождь. Даже одно из этих обстоятельств уже отменяет ночевку на Шурдине. А тут их два одновременно.

Ночевать пес знает где, в темноте искать место для ночевки, проезжее машиной, тупо готовить на газе и лязгать зубами от сырости, под обложным дождем - не вижу здесь никакой походной романтики и крутизны. Это просто трахание мозгов сам себе и с ущербом для здоровья.

Было принято единственно разумное решение - искать гостиницу в городке Берегомет и ночевать там. Гостиница там есть, вполне приличная и номер за 150 грн/сутки. Шо тут рассуждать! Номер был снят, машина поставлена во двор, вещи занесены для просушки, открыта бутылка портвейна для обогрева изнутри.

Гриша предался любимому занятию - приведению себя в графский вид. У нас ведь был душ с горячей водой! С превеликим удовольствием все приняли горячий душ. После него и пары рюмок портвейна мы с Гришей пошли в кафе, позаботиться о бренном.

После горячего душа, переодевания в чистое, состояние было на высоте. Заказали в кафе поесть, я взял с гостиницы портвейн, Граф заказал водочки. Учитель накануне в машине несколько траванулся пивом "Рогань" и от похода в кафе отказался, попутно прокляв торговую марку "Рогань" и зарекшись ее пить.

Ну а мы душевнейше посидели с Графом в кафе, совсем недорого, попивая культурно благородные напитки.

Любопытный казус: задолбавшись слушать тупой шансон из колонок, я подошел к бармену и попросил поставить какие-нибудь рок баллады. ……Никто из присутствующих у стойки не знал, что такое рок-баллады вообще.

Попросили назвать группу. "Rainbow, Nazareth…….". Никто никогда не слыхал о таких.

Желание сменить музыкальный фон пропало…шансон так шансон.

Тут можно много и умно порассуждать о безвкусии вкусов и пропиарить свой, "правильный и хороший" "изысканный" вкус. Но никто никому не судья и осуждать не вправе…..даже среди нас троих полного единства в этом плане не наблюдается. Однако не знать, что такое рок-баллады….с таким явлением я встретился впервые. Впрочем, сей забавный момент не мог омрачить наш вечер.

В распрекрасном состоянии духа мы вернулись в гостиницу. Дождя уже не было. Необычно чистый Kreator лежал на кровати и шелкал ноутбуком. Пришел работник гостиницы и любезно принес нам калорифер, мотивируя тем, что "зараз опалення відключили на профілактіку, щоб вам не було холодно".

За что был угощен стаканчиком нашего портвейна…может он за этим и приходил?..........

Залезши в спальник, я отошел к Морфею…….

20.10…..Проснулся в 8. И еще не вылезая из спальника, увидев серость утра и услышав шум за окном, понял, что идет дождь. Неумолимый, как козаки на ляхов.

Пока утренний душ, пока чай. Повставало воинство, весьма посвежевшее от многодневной немытости.

Пошли в кафе, да никто не работал до 11.00. Зашли в ресторан, единственный, который работал с 10.00.

Все очень прилично и вполне недорого. Kreator побежал в интернет -клуб, влезть в рынок и узнать биржевые новости. Опосля путь наш лежал на Путилу, замечательный райцентр среди Карпат……..

Проехали небольшое сельцо Долишній Шепіт и въехали на гравийку серпантина, ведущего на перевал Шурдин.

Подъем на Шурдин проходил в сюрреале. Эта гравийка, непрекращающийся дождь по лобовому стеклу, виды Карпат в тумане, смереки по бокам, дорога, которую мы в апреле проходили пешком, беседка, в которой мы тогда тоже останавливались и пили чай. Снег на склонах гор, не тающий под дождем. Спуск с Шурдина, остановка перед деревней Руськой, на том самом лугу, где мы лежали тогда, разморенные переходом и Солнцем. А сейчас не было никакого Солнца, лил, не переставая, дождь и лежать на лугу решительно не хотелось.

Погранкордон, тот же самый, что и в апреле, проверка документов и беглый осмотр машины.

Надо сказать, что участок дороги от села Руське до села Селятин проходит местами прямо вдоль Государственной границы с Румынией. Кордон проходит по реке Сучава и когда едешь по дороге, то по левую руку видны наши и румынские пограничные столбы. До Румынии вполне можно докинуть камень.

В апреле, когда мы шли этой же дорогой пешим походом, нас "заколебали" наши доблестные погранцы.

Шесть раз попадался нам навстречу наряд, неизменно проверявший документы…что то сверяли по телефону с начальством и иногда не могли понять, откуда мы, собстно (у двоих из нас место рождения - Казахстан, и эта запись в УКРАИНСКОМ гражданском паспорте вызвала вопросы у пары встреченных нами нарядов). Впрочем, вели себя корректно и до обыска вещей и напряжных разборок дело не дошло.

О самой границе у меня были несколько другие представления. Я думал раньше, что там все в колючей проволоке, бетонные столбы, еж не пролезет. В реале проволока была, и даже с кабелями сигнализации, но все такое неказистое, деревянные столбы……пересечь границу просто элементарно. Правда о том, что там все напичкано датчиками и незамеченным ты не пройдешь, не все знают. Местами ручьи прорыли подкопы под колючей проволокой, можно запросто пролезть человеку. Но не советую никому таких приключений - незамеченным не уйдешь, а румыны быстро тебя сцапают и будешь потом под арестом в чужой стране сидеть, пока за тебя не выплатят штраф. Адреналин лучше получать менее дорогой ценой.

Дорога вдоль румынской границы…как и тогда. Для меня это было дежавю……под аккомпанемент дождя.

До речи, мы ж остановились у того места, где ночевали тогда в апреле на Шурдине. Сходили на место ночевки. Там все снегом покрыто, въехать туда можно только на УАЗе…Гришиному коню там верная Гримпенская трясина. Приятно все таки, побывать в тех местах, где уже когда-то был и где тебе было хорошо…….

Вот и Селятин. Знакомые все места….. И пошли мы на Путилу.

Дорога от Долишнього Шепіта до Путилы представляет собой такую же гравийку, как на перевале. Ее мы проезжали медленно и нудно. Перед въездом в село Плоське нас встретил еще один погранкордон…проверка документов и такой же беглый осмотр снаружи. Погранцов было двое и за плечами одного висел гранатомет. Я так понял, это для особо крутых перцев, которые не захотят остановиться по требованию на кордоне ….граната поможет остановить любую тачку.

Ну а мы законопослушные громадяни..остановились по требованию, разве что руки не подняли.

Короче говоря, потеряв много времени на тихоходную подраздолбанную гравийку, мы въехали в Путилу.

Позволю сказать пару слов об отрезке пути Селятин - Путила. Он хреновый. По нем можно ехать, но он - хреновый. Другой дороги там нет и приходиться ехать по этой….медленно, с объездом ям и философским спокойствием. Может джипу там и ничего, а мы потратили много времени на этот непродолжительный участок.

В апреле мы были в Путиле и открыли для себя отличное кафе, у автовокзала. Чисто случайно, искали, где перекусить. А там - обилие вкусной, свежесготовленной домашней еды, в приличных для мужчин порциях, очень демократичные цены и вкуснейший, неразбодяженный красный "Чизай" из бочки (стакан 200 гр - 4 грн, для сравнения в кафе в Днепре 100 гр - 6 грн, наливают до краев: "пийте, хлопці").

Посещение кафе было неотвратимо….. А в кафе - та же вкусная еда, "Чизай" из бочки (правда белый, но не менее классный). В общем, все плавно переросло в нормальный обед. Мы с Учителем восприняли по 3 стакана. Пьется, как компот, а потом медленно и верно обволакивает мозг. Не хуже апрельского красного.

По плану сегодняшнего дня мы должны были доехать до подножия Говерлы или хотя бы к ее окресностям.

Но снова вмешался никем не учтенный фактор дороги. Дорога от Путилы до Вижницы, где был мост через Черемош, оказалась в жестком ремонте. Мы ехали медленно, с кучей объездов. О существовании еще моста через Черемош в р-не Усть-Путилы я просто не знал.

Пока суть да дело, стемнело. Въехали в Вижницу, запутались по темноте в этих поворотах и поехали неправильно, на с. Багна. Потом развернулись, вернулись в Вижницу и подъехали к посту ГАИ, элементарно спросить дорогу. ГАИшники подофигели, что мы сами идем к ним, но дорогу рассказали достаточно четко, попутно учуяв мой разящий перегар после Чизая и справившись: "Хлопці. кто з вас водій?".

В общем, уже поздним вечером, мы въехали в городок Верховину. Погода была соответствующая: сырая, дождливая, Гриша подустал от борьбы с "укатанной гравийкой", я был блаженно немного пьян, Учитель был, как обычно, блаженно пьян и спал на заднем сиденье. Ехать в ночи до Говерлы и падать там неизвестно где - абсолютно никому не хотелось. Недолго думая, мы свернули в первую же гостиницу и пошли узнать насчет номеров.

Номера были. Отличный номер на троих в комнате в бревенчатом доме, обшитый чисто деревом с деревянной мебелью. 200 грн/сут. Искать что-то другое Грише уже не хотелось. Посему поселились в номер.

Принесли чайник. Приняли душ. Сели в плетеные кресла вокруг деревянного столика и, как подобает джентльменам, разлили по чашам благородный Чизай, мудро закупленный Учителем впрок.

Так можно жить…..! Вести многоумные беседы, сидя в теплой комнате и попивая ароматное вино в плетеных креслах - очень даже хорошо!

В тепле, в добре, приняв вина, под философские беседы Учителя с Гришей, я незаметно отошел к Морфею.

21.10… Утро встретило меня достаточно неплохо. Дождь не шел, и это уже было хорошо. Философское воинство мужественно дрыхло. Заварил чаю. Потом вышел на балкон, заварил чаю еще и посидел на деревянном балконе на деревянном стуле, попивая чай с видом на горы. Осмотрел обстановку тверезим взглядом. Пару слов об обстановке.

Те, кто делал эту комнату, постарались на славу. Сам дом из бревен (грешен, не знаю, что за дерево, но наверное, смерека). Торцы бревен даже не зашкурены, что выглядит достаточно красиво. Стены и потолок обшиты деревянной рейкой. Никаких обоев. Окно и дверь на балкон - пластиковые, но с расцветкой под дерево. Само дерево светлое и цвет его не гнетет. Мебель вся (кровати, шкаф) - из дерева, сделаны мощно, нигде ничего не шатается и не скрипит, даже лаком не покрыто, а просто зашкурено. Шкаф - мощный деревянный и красивый. Кресла - резные ножки и плетеное все остальное, как на мой взгляд, плетение это для аккуратного обращения, пьяные падения и плюхание зада оно не выдержит. Деревянный балкон, деревянные столы, перила на лестнице из толстых ветвей.

Короче говоря, меня возбудила такая обстановка комнаты. Это как раз то, что я хотел бы иметь в своем доме…вместо обоев и безликого пластика и мебели с ДСП. Какое дерьмо все таки мы покупаем в магазинах под видом "мебели"……

Однако вот уже и чаев выпито немало с видом на горы, и мебель вся осмотрена и по двору погуляно.

А философы все спят да спят.

Где-то в 9 проснулся Гриша. Потом с рычанием Годзилла.

Пока чаи, пока душ и утренние сборы….. Выехали, как обычно, после 11.30.

Дорога от Верховины до поворота на Говерлу представляет собой сказку. Там уже высоко. В горах и по обочинам откровенно лежит снег. Дорога петляет среди мощных смерек и по бокам открываются прямо потрясающие виды. Уже холодно. Гриша, который вообще первый раз в жизни был в Карпатах, был восхищен этой дорогой среди гор и требовал все снимать на фото. Не каждый день нам приходиться проезжать по таким сказочным местам…………………..

Вот и поворот на турбазу Заросляк, к подножию Говерлы. Деревянный КПП при въезде в Карпатский национальный парк. МЧС на КПП популярно нам обяснил, что на саму Говерлу он нам идти не советует, ибо она затянута тучами (таки да), да и вообще, там все в снегу и трактор прочистил дорогу для УАЗов, а на нашем коне мы до подножия Говерлы даже не доедем. Но мы полны оптимизма, особенно Учитель, который просто таки в дупе видел все эти облака, туманы и снега (это с его-то рахитичными летними кроссовками?). Даже не представляю, как бы он героически лез в снегу по колено в этих решетообразных Nike. …….. Даже и хорошо, что мы не добрались до подножия.

Но я увлекся. Итак, мы поехали в сторону подножия, заплатив по 15 грн с носа. Нас предупредили, что сегодня же ждут нас обратно и никаких мансов. Но мы так и рассчитывали.

МЧС оказался прав. Машину неоднократно толкали, а перед одним подъемом мы задержались надолго.

Только представь: машина, по брюхо в снегу, шлифует передними колесами с летней трассовой резиной мокрый снег и лед, не в силах подняться более, чем на пару см.

В ход пошла и лопата, и антибуксовочные приспособления, купленные в дорогом магазине и сломавшиеся при первом же использовании (пластмасса, ерш твою медь)………

Больше часа мы упорно, как бараны, трудились над продвижением машины вперед.

50 м подъема, ценой кучи усилий, рева двигателя и износа сцепления, были преодолены. Для того, чтобы проехать еще 300 м и убедиться в бесперспективности дальнейшего подъема - не в коня дорога….

И мы поехали вниз. Нашли удобное место у дороги, где встали. Поставил баллон, котелок на газе. Решили помыть машину - воды вокруг дохрена, на то они и Карпаты.

Параллельно с чаем и мытьем, пился коньяк. А поскольку ночевать планировали сразу за пределами национального парка, то пил и водитель наравне со всеми.

Отойти в сторону от дороги не пару метров - уже можно угодить в снег почти по колено. На равнинах пасмурно - но тепло, а здесь было откровенно холодно и явно ночью минусовая температура. Но это - ночью, а пока светло, не сильно холодно, мы бодры и деятельны.

Коньяка было мало - 250 гр на троих. И вот, на чистой машине, с подвыпившими всеми нами, мы выехали к КПП. Где Учитель сразу задал жизненно важный вопрос: где можно купить марочный коньяк "Закарпатский"?

Коньяк купили прямо напротив КПП, в магазине, из-под полы (им там запрещено продавать крепкие напитки открыто). Полные желания продолжить знакомство с сим благородным змием, мы поехали искать ночевку. Ночевка нашлась недалече от КПП, среди смерек и снегов. Заехали, Гриша решил чуть развернуться и необачно заехал предними колесами в типа твердую почву.

Дальнейшее значительно изменило наши планы. Тяжелая машина элементарно завязла и бессильно вращала колесами в податливой грязи.

С машиной мы сношались часа полтора. И антипробуксовочные приспособления, и ветки, и толстые сучья и подкопы лопатой и толкание и домкрат - все было перепробовано. Воняла горячая резина, явно не благоденствовало сцепление. Аж пока не было разрублено топором вдоль полутрухлявое бревно и не подложено под колеса.

Именно по этому бревну она и выехала. Грязная спереди, грязные и мокрые мы. Гриша отогнал ее рядом на гравийку. Kreator развел с трудом костер (слава сухому горючему), ибо дрова были все сырые, а смерека далеко не так горит, как сосна. Пока он воевал с костром, нас выручил всегорящий Нафтогаз. На нем вскипел весьма нужный чай…..потом, ввиду непрекращающейся борьбы с сырыми дровами, еще и котелок картошки. И лишь тогда соизволил разгореться костер, мы сели навколо и откупорили "Закарпатский".

Коньяк был хорош……И очень своевременен. Посидели, поговорили. Сильно боевого настроя не получилось - вся энергия ушла на борьбу с пробуксовкой. Даже заспорили (в который раз) с Kreatorom о методах походов вообще. Как в той песне "Машины времени": "Вагонные споры - последнее дело, когда больше нечего пить……". Учитель утверждал, что первичен дух и намерение похода, я же утверждал, что первична хорошая снаряга, безопасность в походе и учет погодных факторов. Но про это - в конце рассказа напишу.

Ночь. Холодно. Светят яркие звезды. Могучие смереки смотрят в небо. Везде снег и выбрать ровное место для палатки оказалось не столь просто. Однако борьба и коньяк свалят любого из нас. В эту ночь я влез в спальник одетым, единственный раз за весь поход (новый, купленный перед походом, спальник, оказался могуч и холодостоек).

22.10

Утро встретило морозом. Вода в котелке и канистрах замерзла. Пока изволили почивать Учитель, мы с Гришей доели вчерашнюю картошку и сало. Kreatoru осталось только кофе. Впрочем, решено было перекусить в Яремче, где мы все равно планировали остановиться на базаре.

Набрали воды в канистры в реке. И погнали.

Вообще, дорога от Верховины до Яремчи напоминает собой путешествие по Европе, какой мы видим ее по телеку. Архитектура домов, панорама гор и селений, петляющая горная дорога - как будто мы едем по какой-нибудь Австрии…..сильный контраст с нашими окружающими центральноукраинскими краевидами. Все такое непривычное глазу….

Особенно поразили меня зеркала, стоящие на некоторых перекрестках и показывающие обзор на непросматриваемых перекрестках. Боже, я даже рот раскрыл от удивления - настоящая Европа!

Там они - нормальный атрибут дороги, но в Украине…..не ожидал! Когда увижу такие зеркала в Днепропетровске, и не разбитые - тогда поверю, что мы - европейская держава..

Несколько слов о Западной Украине.

То, что Западная Украина отличается от Восточной, это и так понятно. Я бываю там регулярно и много лет, поэтому для меня что наш Восток, что Запад - одинаково привычные и родные. Для человека, впервые попавшего туда, может показаться, что он попал в другую страну. Хотя бы тем, что там говорят по украински, несколько с другим акцентом, чем у нас. Архитектура городов и сел ближе к европейской, не столь безликая и серая, как наши коробки домов. На улицах откровенно чище, хоть и далеко не идеально. Но так, как наш промышленный гигант Днепропетровск - не заср.н ни один западноукраинский город! Много деревьев, парки, скверы. Периодически попадаются различного рода плакаты патриотического толка по теме ОУН-УПА…ненавязчиво….. но у нас днем с огнем не сыщещь и отдаленно подобного.

Историю надо знать и помнить, какой бы она ни была.

Много церквей, церквушек, костелов, часовен, часовенок. В каждом селе вдоль трассы обязательно стоит

1-2 часовенки, куда можно зайти, помолиться. И стоят ухоженные, с иконами и свечками внутри и не заперты на замок, просто прикрыта дверь - заходи, путник, побудь минуту пред Божьим образом и подумай о Вечном. Сказать, что люди чем то лучше или хуже наших - не сказать, обычные люди, разве что не по русски говорят. Но чувствуется, что народ здесь более набожен и по выходным в церковь ходят не только бабушки, которым скоро к Богу, а и работающий люд. В селах по над дорогой стоят криниці - подходи, путник, пей воду, есть и ведро, чем набрать и кружка, чем попить.

Не могу не отметить, что цены в кафе на порядок ниже днепропетровских, так, что мы иногда предпочитали не возиться с готовкой сами, а заехать в кафе перекусить.

И не могу не отметить, что Природа богаче зелеными красками, лесами, высокими травами, красивыми краєвидами, чистым воздухом…что значит более влажный климат!

Но вернемся в Яремчу.

В Яремче встали напротив базара народных промыслов. И пошли парни с Востока перебирать изделия умельцев с Запада. Я скромно купил носки из овечьей шерсти. На большее не рассчитывал.

Гриша набрал на 500 грн носков, меховых жилеток, всяких деревянных посудин. Учитель тоже было вытащил пресс, но решил не шиковать, а приехать сюда с дамой и одеть ее уже на месте…разумное решение и бабло это потом, как показывают хроники, пригодилось в другом деле.

Потом был шинок с вкуснейше пахнущим глинтвейном, который дегустировал один Kreator, ибо мы были за рулем. Базар да шинок заняли кучу времени……..мы ведь никогда не отличались торопливостью.

Уже в разгар дня сели за руль и, собственно, начался долгий перегон в Полесье.

Надвірна, Богородчани, Лисець……По отличной трассе мы постепенно выезжали с Карпат.

Ивано-Франковск без вариантов объезжали по объездной. Нам хватило мыканий в Черновцах, с его узкими улочками……знакомство с архитектурой незнакомых городов совершеннно не входило в планы водительского состава. Дабы не пилять часть пути по городу, свернули на село Павлівка.

Пару слов о картах. Не удержусь, чтобы не выразить благодарность составителям серии карт масштаба 1:200000. Большинство из отмеченных на карте дорог соответствуют действительности. Все достаточно подробно и путешествовать по таким картам можно. Но на местности оказывается всегда больше дорог, чем на карте (это относиться к сельским дорогам с твердым покрытием) и масштабы взаимного расположения дорожных развязок не всегда соответствуют действительности. Именно из-за этого мы с легонца промахнулись при повороте на с. Іванківці - по карте все правильно, в реале нужный нам поворот был на километр дальше. Для таких случаев есть язык, который и до Киева доведет…….

Миновав Ивано-Франковск, свернули на трассу и погнали на Галич. Столицу Галицко-Волынского княжества миновали почти стороной - надо было сегодня встать на ночевку уже в Полесье……

Там я сел за руль и мы поехали в Рогатин. Рогатин запомнился тем, что это был единственный в моей жизни город, который я проехал на 1-2 передачах. Узкая дорога, ремонт сей узкой дороги, брусчатка вместо асфальта (а считается трассой государственного значения), невозможность обогнать никого (всю дорогу плелись за МАЗом, дыша его выхлопами). Я реально подофигел от такого проезда. Выезд из Рогатина, поворот на Бережани, попытки обгона впереди идущих МАЗов. Вообще, вся трасса от Рогатина до Тернополя представляет собой узкое двухполосное шоссе (асфальт нормальный), с многократными изгибами, подъемами и обгон в этих условиях - вещь достаточно затрудненная. Попробуй споймать нормальный участок дороги с достаточным просмотром вперед, да еще чтоб не было встречных! А хрена тебе! Ползи за фурой, долго и нудно и не моги ее обойти! Считаю, что шоссе государственного значения должны на всем своем протяжении иметь по 2 полосы в каждую сторону…если делать для людей. Но поскольку для людей у нас делаються в основном очередные выборы, а не дороги, то не буду дальше развивать эту тему.

Перед Тернополем уже окончательно стемнело. За руль сел Гриша, а мы с Kreatorom предались дегустации коньяка.

Город Тернополь по карте должен быть объезжаться по объездной. Реально так и было…..только эта объездная проходила по городу с достаточно интенсивным городским движением. Несколько напряжных моментов - и мы повернули на относительно спокойный участок - поворот на Ровно и Луцк. Нет, ну его в дупу, это "файне місто Тернопіль" с его неровной дорогой и городской объездной……объездная должна реально обминать города, а не проходить сквозь них!

Ввиду темноты, дегустации и нежелания блукать где-то по второстепенным дорогам, было решено не срезать путь, а поехать по главной трассе, в сторону Ровно, до Кременца. Чуть дольше, но без блуканий…..

Дальнейшее было просто ночной гонкой. Машина летела по темной трассе, проехали Кременец, повернули на Шумськ. В Шумське грозно зарычал желудок, было решено остановиться поесть.

Вот что классно в таких городках - это цены в кафе! Борщ по 2.80 грн, много, вкусно, быстро - ну где ты такое найдешь тут, в вонючих наших мегаполисах? Жизнь сразу восстановилась после сытного ужина, решив попутно и вопрос вечернего приготовления еды у костра - готовить уже не надо было…..

Из Шумська повернули на Острог, потом на Гощу. С Гощи пошла уже знакомая с детства трасса на Коловерть. Ее здорово поремонтировали турки, поставили светоотражающие знаки, светоотражающую разметку, вылизали до блеска. Только топить!

Уже в 23-м часу мы проехали бывший райцентр Межиріч, куда каждый день за 8 км ходила в теплое время года моя мама в школу-десятилетку, въехали в село Щекічин, повернули на село Коловерть.

Коловерть - родное село моей мамы, село моего детства. Туда меня возили каждый год на школьные каникулы и с ним у меня связаны самые яркие детские (и не только детские) воспоминания.

Именно там у меня проснулась и закрепилась любовь к лесу, к путешествию по лесным дебрям. Каждый год я приезжаю в Коловерть, набраться сил и впечатлений. Не мог миновать его и в этот раз.

Гравийка на Коловерть подразбилась за прошедший год. Местами неслабые лужи, перед одной из них, помня приколы Карпат, мы вышли из машины и Гриша осторожно проехал ее по краю.

Слава Богу, поворот к лесу оказался вполне проезжим для Форда. В свете фар доехали до леса, загнали машину на опушку, под прикрытие высоких трав…тут и закончился сегодняшний перегон. Проехали около 500 км. Искать дрова, разводить костер и что-то готовить уже не хотелось. Да и не надо было.

Вскипятили на газе чай, открыли Каберне, нарезали сыр. И под светом ярких звезд, на подушке из густых трав, предались философским беседам, которые только и уместны в такое время и в таком месте.

Легкое отступление. Kreator был в Полесье первый раз. Для нас с Гришей это было дежавю. Ровно год назад, на этом же месте, мы сидели с Гришей вдвоем, жгли костер и пили за то, чтобы через год приехать в Полесье на "коне". Прошел год…и вот мы сидим тут же, и рядом стоит породистый конь…………..

Таки мечты сбываются…. Вернее, Намерения реализуються. Так просто, обыденно, как само собой разумеющееся, без каких-либо восторгов.

Конечно, мы об этом вспомнили и за это выпили. От момента задумки до момента реализации прошел ровно год…….. После этого еще скажите, что Богу не угоден Гриша………………………………………..

Спалось на мягких травах великолепно (как и вообще в походах, когда сыт, не холодно и не промок).

23.10……

В 7.30 я розплющив очи. В 8.15 уже вышел и пошел в Коловерть.

Посетил могилы деда и бабушки. Посетил оставшихся родичей, пообщались часок. Прошел по знакомым с детства местам. Везде запустение, бывшие коровники разобраны и заросли травой.

И вспомнились мне картины из детства: залитая Солнцем улица, стада коров, идущие на пастбище и обратно, заполненные коровники, овчарни, свинарники, конюшни. Телеги и трактора, постоянно снующие по главной улице села на бригаду и на МТС. Постоянно работающие двигатели веялок на колхозном зернохранилище. Жнива, когда десятки комбайнов, тракторов, машин, выходят в поля и потоком проходят сквозь село. Мой дед, ежедневно ходящий на работу - он обслуживал паровой котел, где готовили еду свиням. Везде видны ухоженные хаты, у всех возделаны огороды и в каждом подворье есть домашняя живность, у многих - кони. Женщины, регулярно выходящие на прополку необъятных полей, где росло все, что могло расти на этой земле. Косьба, сметение стогов, перевозка высохшего сена "на гору". Наем пары коней и осенняя вспашка плугом соего участка: быстро, надежно и без траханины с лопатами.

Молоко, масло, сметана, мясо, сало, картошка и все овощи-фрукты, никогда не переводящиеся на столе.

Такой я помню Коловерть.

Что же увидел я теперь? Запустение. Нет тех коровников и уже невозможно найти место, где стоял дедов паровой котел. Давно разобрали те двигатели. Нет комбайнов и тракторов. Нет стад на выпасах….так, одиночные коровы щиплют траву недалече от своих подворий.. Необъятные поля заросли травой. Молодежь большей частью выезжает, старики не могут уже прилично поддерживать дома. Народ занят жизнеобеспечением своих семей…все трезвые работоспособные мужики ездят по Польшам, Чехиям и Россиям, трудясь на панов точно так же, как их далекие предки времен Богдана Хмельницкого.

Скажите мне: лучше ли стала жизнь простого крестьянина, после распада СССР и обретения столь долго жданой незалежності? Все ли так плохо было в Союзе, что понадобилось сломать систему колхозов, где люди зарабатывали хоть какие-то деньги, и не предоставить взамен ничего достойного, кроме дутой свободы с голой задницей? Такая большая выгода суверенной державе, что крестьяне содержат коров и свиней для себя, а для обеспечения городов государство закупает мясо в той же Польше и России, где же и пашут наши украинские мужики? Ну ка, кто разумно, внятно и аргументированно объяснит, чем же жизнь села в "незалежній" стала лучше по сравнению с жизнью в Союзе?

Разве что обилием дешевого китайского одноразового д..ма везде, где раньше лежали надежно сделанные изделия советских заводов, да доступностью гламура, порно, алко, нарко, братано- и прочих атрибутов современной жизни, не нужных для жизни вообще! Лично ты хотел ТАКОЙ свободы?

Питаю искренние сомнения. Но хватит о политике… ее место не в мозгах, а в прямой кишке.

Вернулся в лес в 11-м часу. Воинство уже повставало и развело костер…..надо сказать, за вчерашними высокофилософскими рассуждениями как-то недосуг было сразу поставить чайник на костер.

Решили не заморачиваться с едой, а привычно позавтракать в кафе в Сосновке.

Именно в этом лесу, который я помню еще маленькими сосенками, была выкопана черника для Тараса,

коя, надеюсь, приживется на его даче в Кривушах, под Кременчугом.

И поехали мы в Сосновку. В центре есть достойное кафе, где тарелка борща стоит 1,80 грн - ну ка посчитай, что ты купишь за эти деньги здесь? Лично я отменно позавтракал на 15 грн.

Kreator допил бутылку "Тамянки", начатую с утра для поддержания здоровья.

А потом - начался дождь. Как обычно. И под дождем мы поехали по Полесью.

Чисто по плану, мы должны были заехать в с. Чабель, которое так понравилось Грише в прошлом году в нашем пешем походе (во глубине Полесских руд). Все было классно в прошлом году: ни единого дождя, Солнце, приятная золотая осень. А сейчас шел неслабый дождь, дорога - гравийка, была подраздолбана и грязна. Вылезать из машины не хотелось…да и незачем было - вокруг серая, унылая, мрачная и дождливая осень.

Чабель просто проехали мимо. 24 км по раздолбанной гравийке (по карте - это асфальт) тянулись долго и нудно.

А виды по обочине дорог просто завораживали. Леса во всем великолепии золотой осени, болота, сосны. Якби не дощ! Як від пидісрав нам задоволення від спілкування з Природою!

В селе Ясногорка встали и под дождем пошли набирать в колодце воду. Колодец, деревянная длинная ручка с ведром, кружка для путников. Интересно, через сколько часов у нас, на индустриальном Востоке, украли бы и ведро и кружку и саму крышку колодца? Все таки мы гораздо менее европейцы, чем они………….

В Ясногорке начался асфальт и уже по нему мы выехали на долгожданное Варшавское шоссе (трасса от Киева через Сарны, Ковель, Любомль далее, на Люблин и Варшаву).

В прошлом году мы пересекали его. Нас тогда поразило качество этой дороги, новизна асфальта и разметки, отсутствие ям. И сейчас, под дождем, мы погнали по этой трассе, насколько позволяли погодные условия.

Недолго длилась наша гонка. Перед Олевском оказалось, что траса местами пребывает в состоянии ремонта и такого, что хрен проедешь. Тарас, помниться, желал нам, чтоб мы попали в Олевск. Так вот, мы в него попали. Объезд куска трассы проходил через него.

Дождливый город не впечатлил. Смотришь из окна машины и видишь серые дома сквозь плену дождя.

Хотя сам по себе колоритный городок. Я был в нем в 1999 году, в первую мою Полесскую одиночку.

Запомнился город тем, что я нигде и никогда ранее и позднее не встречал такого вкусного, душистого, аппетитного хлеба! Умеют печь хлеб в городке Олевске……..

На окраине города заправились на WOG, традиционно выпили кофейку с автомата, и погнали дальше.

Трасса перекрывалась неоднократно. Свернули за впереди идущей машиеой в какой-то проселок, долго петляли по селу, но выехали на трассу. Местами шоссе было однополосным…в общем, нам повезло проехать по ремонтирующейся трассе. Преимущества мощного двигателя и трассовой подвески были реализованы далеко не в полной мере.

Проехали Коростень, поворот на Малин. А дождь меж тем, не унимался и не просто капал, а лился. Перспектива ночевки в лесу, под этим мракобесием, без костра, с мокрыми наутро палатками и возможностью завязнуть для машины в грязях - не вдохновляла.

Посему было принято уже не популярное, но вынужденное решение искать гостиницу в ближайшем городке Бородянке.

Гостиницу нашли. Даже почти пошли поселяться, хоть гостиница сия - просто бывшая общага и против Берегомета и Верховины - притон для бродяг. Но идущий за окном дождь на пару с поздним временем - не оставлял нам сколь-нибудь приемлемого выбора.

Но случились события, кои резким образом изменили течение этого вечера. Некая Газель, вынырнувшая, наверное, из преисподней, подрезала наш Форд и нанесла ему хоть и небольшие, но неприятные "обновления". После тесного знакомства с местными водилами и накала кучи эмоций, решение заночевать в Бородянке мгновенно испарилось. Все порешали без ГАИ, к взаимной выгоде, но неприятный осадок остался. Kreator жестко заявил, что отсюда надо убираться, и был абсолютно прав. Оставив о Бородянке впечатление, как татары от Козельска, мы помчали прочь, в ночь, за город, в леса, вон из этого так некстати ставшего на пути Козельска.

Тут, как по мановению, прекратился дождь. Стало тепло. Заметили дорогу, ведущую в лес, обычный проселок. При разведке оказался проезжим. И по нем мы заехали в лес. Отъехали с полкилометра, свернули, поставили машину среди сосен. Было навалом дров и они уже успели подсохнуть.

Учитель развел костер. Достали макароны, тушенку, сало, еще бутылку коньяка впридачу к недопитой.

Налили всем по первой. И пошла борьба с зеленым змием! Именно в тот вечер нам было больше всего надо…….. Пили до победы. Играли на гитаре, долго сидели у костра. Гриша позвонил Яне и выболтал все свои деньги, потом мои. Я ушел в палатку где-то в р-не 2-х ночи. Сколько там сидели Гриша и Kreator - я уже не слышал.

24.10……Пробуждение было в рекордные 9.00. Рекордные, потому что я крайне редко сплю так допоздна.

Но тут поздно легли накануне, да еще и змий………Kreatora в палатке я не увидел.

Вылез из палатки. Возле погасшего костра, поперек коврика, спальником почти в пепел, в окружении пустых бутылок, не лежал, а изволил валяться Великий Учитель. Рядом стояли чудом снятые кроссовки и просто на земле лежала дорогая канадская гитара. Как потом оказалось, Учитель до самой победы боролся с зеленым змием, и таки его победил, но изнемог в борьбе и не нашел в себе сил найти палатку. Дождя не было, посему Учителя ничто не потревожило.

На удивление, все проснулись достаточно быстро. Видать действительно был качественный змий!

Только у Учителя было легкое бо-бо, которое, впрочем, быстро прошло после чая.

С утра начали по лесу ездить машины. Народ ехал по грибы и останавливался так, что ей Богу, некуда было пойти пос..ть! Нам никто впрочем, не мешал.

После завтрака пошли рихтовать коня. При свете дня осмотрели полученные "обновления".

Обновилась одна пластмасса. Боже, да там все было на пластмассе! Хваленая красивая мощная иномарка оказалась внутри собранной из пластмассы. Я даже офигел от такой откровенной экономии на качестве: такая дорогая машина, и внутрях какой-то пластик! Замок капота тоже был из пластика, что меня вообще поразило!

Привязав брутально "обновления" на веревочках, мы обрели возможность нормально ехать далее.

Что мы и сделали. Сегодня по плану у нас было доехать до Кривушей и заночевать на даче Тараса в окресностях Кременчуга.

Перед выездом решался вопрос: как объехать Киев, с севера или юга?

С севера длинее объезд, но прямая дорога и не надо сто раз поворачивать. С юга короче, но поворачивать надо сто раз. О езде через Киев не могло быть и речи….хватило с нас Тернополя…….

Решено было ехать по первоначальному плану, через север: Вышгород, Десна, Остер, Козелец. Морочиться с лавированием по полусельским трассам с неизвестным наличием указателей - не хотелось.

Проехали Гостомель. Выехали на шоссе, ведущее к Киеву.

Надо сказать, что там дороги - просто отличные. Столица, ерш твою медь……В цивилизованной стране такие дороги должны быть в любой провинции………но ни слова о политике!

И интенсивность движения там была уже предкиевская. Посему с удовольствием повернули на Вышгород, котрый я проезжал второй раз в жизни. Сразу за Вышгородом (приятный городок на берегу Киевского водохранилища и весь в лесах), мы проехали по дамбе ГЭС. И потопили на Десну.

Городок Десна оказался танковым военным городком. КПП, бетонка (хорошая трасса кончилась сразу перед Десной), заборы военных городков. Везде дух армии, на пьедестале стоит Т-34. Заехали в кафе.

В кафе кормят вкусно, но так долго, что я стал сожалеть о заезде вообще. Там мы просто провели час.

Учитель купил несколько поллитр антибодунного лекарства, которое там оказалось и свежим и холодным и пенным. Пошло замечательно. Были взяты еще фляги в путь, для поддержания уровня жидкости в организме.

Около 17.00 мы таки выехали с Десны.

Потом была трасса "Чернигов-Бровары", по которой мы проехали 43 км (достойная трасса).

Стемнело. Куча предкиевских дорожных развязок введет в заблуждение и более опытного, чем Граф, водителя. Но - все обозначено указателями и заблудиться еще надо уметь…..

Мы объехали Борисполь, свернули на дорогу к Переяславской трассе и вот он - долгожданный указатель "Золотоноша". Это трасса на Переяславль-Хмельницкий, Золотоношу, Черкассы и Кременчуг.

Там мы остановились и достали из багажника пиво, предусмотрительно спрятанное туда от вездесущей руки Учителя - непримиримого борца с зеленым змием.

К борьбе подключился тевтонский орден. И вот представь себе картину: поздний вечер, темень осенняя, Гриша уставший ведет машину по незнакомой трассе, а в салоне машины двое борцов интенсивно борются с коварным змием, не прекращая изрекать в пространство многоумные словопрения. Думаю, Гриша прозрел...

В темноте, да по незнакомой трассе, да в состоянии борьбы, да увидя краем ока жилеты продавцов полосатых палочек, мы проскочили поворот в объезд Переяслав-Хмельницкого. Мозг автоматически подал команду языку и язык ляпнул: "прямо".

Сам по себе проезд через этот город не представляет ничего военного. Едь себе по главной, никуда не сворачивай да соблюдай городской режим езды. Проехали без проблем, ничего в темноте не увидели, ничего нам не помешало. Выехав на трассу, продолжили путь.

Золотоноша, Градижск, поворот на Светловодскую дамбу - все прошло как то буднично, под замечательный концерт Manowar 2007 (заслушанный нами до дыр). Приятно, пес возьми, иметь качественную магнитолу в машине! Вот и поворот на Власовку…..

Вообще, я не раз заезжал в Кривуши с той стороны во время моих многочисленных мандр. Но то всегда было засветло. Сейчас мы тоже поехали правильно, но червь сомнения начал грызть разум.

Остановились на заправке. Разбудили тетю-оператора, единственную живую душу в этом краю. Оказалось, едем правильно, только дальше надо свернуть где-то там в темноте.

Первым поворот на дачу заметил Гриша. Свернули в него и поехали. Оттуда я уже дорогу знал (хоть мы первоначально и промахнулись). В итоге, в р-не 22.30 мы подъехали к даче Manowara, где были бурно встречены Тарасом, ожидавшим нашего приезда часа на три раньше. Растопленная печь, картошка с мясом по домашнему, полный стол, жаждущий рассказов друг……

Так закончился этот день и, собственно, этот поход.

Так мы проехали по Украине - движением руки по карте.

Сказать, что поход удался - это просто сказать языком казенную фразу. Он не просто удался - это была дорожная сказка, даже со злым бабаем в городе Козельске. Весь этот поход я жил полноценной жизнью, так, как всегда хотел и хочу. Проехать за неделю 3000 км, 10 областей, климатические пояса, попасть почти в другую страну, подняться в горы и перемахнуть в леса, петь под гитару сегодня здесь, а завтра там………это непередаваемо словами…….. И не буду передавать. Каждый из нас сам испытывает это чувство….ради которого мы, собственно, и ходим в походы……

А лучше я поделюсь некоторыми наблюдениями, вынесенными из этого, и предыдущих наших походов.

Так вот, включаясь в извечный спор философов о том, что первично: материя или сознание, осмелюсь утверждать, что по моему нынешнему убеждению, для похода первичнее хорошая амуниция………

Много мы ходили в студенчестве да и после него, в откровенно негодящейся одежде, с древними абалаковскими рюкзаками, негодящейся обувью, пофигистически относясь к всему этому…..ибо не имели денег на покупку качественных вещей. Вспоминаю Кавказ, и в каких городских туфельках я туда полез…и как мы лезли по тому обледенелому склону, в тучах к домику на Аишхо-2, цепляясь рахитичными ножами в склоны гор, а Вадик вообще просто руками…...

Прошли, растопили печь, обогрелись. Подумали: "так можно ходить". Мы даже не осознавали тогда, как нам круто повезло, что мы не навернулись туда по склону, не отморозили ног и в домике были дрова и топор!

А моя ночевка в лесу в Кочережках при -12?С, без спальника, без коврика, с простым одеялом, на подстилке из соснового лапника и погасшей глубокой ночью нодьей. Это было…..утром я с трудом разогнул онемевшие члены…………Болезни, которые потом преследуют тебя до конца жизни, зарабатываются в том числе и таким образом.

Много чего еще можно перечислять. Вывод из всего этого один: хочешь ходить в походы - приобрети качественную экипировку! На холодный и теплый сезоны - свою. Это недешево стоит, но это того стоит.

Нет денег на подходящую экипировку - не ходи в экстремальные походы…ходи в Крым по Ишачке по теплому времени.

Ведь никому в голову не придет лезть на скалы, не имея, веревки, крючьев, страховки, карабинов?

Почему же мы столь легко позволяем себе идти на наивысшую точку Украины, по колено в снегу, в легких решетообразных кроссовках? Можете чморить меня перестраховщиком и боягузом, присевшим на комфорт…но я реально видел последствия отморожения……..

Поэтому я искренне рад, что мы не добрались до Говерлы!

Это мое убеждение, не смею навязывать его Вам, джентльмены, но вы и сами разумные люди.

И еще одно наблюдение вынесли мы с Гришей, когда боролись с завязшей в грязи машиной: не придумано людьми ничего лучше для сохранения сухости ног, чем резиновые сапоги!

У меня были простые ботинки Aktive, за 240 грн, удобные, но промокаемые. У Гриши были дорогие ботинки с Gore tex, водонепроницаемой мембраной внутри ботинок и кожаным верхом, за 250 $.

И те и те благополучно намокли в той грязи, несмотря на наличие и отсутствие мембран.

Может быть и есть в продаже еще более дорогие Gore tex, которые реально держат воду, как резиновые сапоги, да только за их стоимость лучше одеться полностью и купить те сапоги, чем одну пару ботинок.

И все равно - Гришины дорогие кожаные ботинки точно также впитали воду и сушились у костра, как мои……..нет, не буду я себе покупать таких ботинок. Следующим моим приобретением будут нормальные удобные утепленные резиновые сапоги…как раз для демисезонья…

Разумеется, без наличия духа и намерения, ведущего нас в очередной поход, любая суперкачественная экипировка просто бесполезна……..как винтовка без патронов - просто дубина………..

По поводу передвижения…..Весь наш поход был рассчитан на передвижение в пространстве ежедневно расстояний, от 300 до 500 км.

Вроде все логично расписано, учтено…… В реале получилось несколько иначе.

В реале я не учел, да и не мог учесть то, что некоторые дороги - с плохим покрытием, несмотря на показанное на карте. Путь от Селятина до Путилы, который мы в апреле пешком обошли горами, по указанной на карте дороге - асфальт. На местности - гравийка с ямами, по типу перевала Шурдин. Мы долго ползли по ней.

Дорога от Путилы до Вижницы - вся в жестоком ремонте, много объездов - мы так же долго ползли по ней.

Полесская дорога Балашовка - Ясногорка - такая же. Все это нехило отнимает время.

Далее - трассы. Западенские трассы - узкие, двухполосные, местность извилистая и холмистая. Обогнать кого-нибудь на ней - гораздо дольше, чем на наших прямых шоссе. Так и ползешь за фурой …..хотя по расчету ты должен уже проехать следующий населенный пункт.

И еще такой манс……Мы - на отдыхе. Не на работе, не на соревновании, не на сдаче разряда по туризму.

Спешки, рвания дупы, лихорадочных сборов и постоянной беготни за тем, чтоб больше успеть за день - лично мне хватает в обыденной жизни с большой лихвой. Заниматься этим же в походе - продолжение той же работы. Поход должен быть в удовольствие, в первую очередь, и лишь во вторую - с целью что-то объехать, обойти, посетить, взойти, увидеть. Если для посещения, объезда, восхождения надо всю неделю подрываться в 6.00 и бежать весь день, как будто ты на марафоне - лично я лучше воздержусь от столь обширной программы. Посему мы никуда не спешили, выезжали в 12 и не отказывали себе в обедах в кафе - это просто удобно. Поэтому и по 500 км в день не получалось.

Разумеется, можно спать и до 11, готовить завтрак и собираться до 14, а в 18 уже вставать на очередную ночевку. С таким графиком нечего пытаться объехать всю Украину за 10 имеющихся в твоем распоряжении дней. Посему, в любом расслабоне должен быть разумный компромисс, если у тебя реально мало времени. То, как мы выезжали, я считаю нерациональным, можно было вполне чуть быстрее шевелиться и выезжать на час раньше.

Посему практически проверена нами цифра "до 300 км/день". Это так, если хочешь ехать без напрягов и не топить по ночи. Независимо от того, Жигуль у тебя или Форд. Преимущества Форда проявляются на трассах, на дорогах глубинки Украины все равны…….

Можно проехать и 1000 км/сутки, упасть из-за руля от усталости, если вдруг это будет нужно и наиболее целесообразно. Не спорю, иногда надо напрячься, когда "надо!". Но это единичный случай и не может использоваться постоянно.

Форд - отличная машина! Король трасс! Низкая посадка, высокая устойчивость, удобство сидения. Я уже писал о нем свои восторги. Но для автотуризма, каким я представляю себе автотуризм, эта тачка просто не подходит. Она низкая, и неоднократно цепляла днищем за камни и ямы….

Если водителю не жалко днища - то на здоровье, она отлично пролезет и по грунтовке. Но нормальному хозяину своего коня жалко, он лучше не поедет в ямы и грунтовки..а без ям и грунтовок только по асфальту кататься, не съезжая…а зачем такой поход по асфальтам нужен вообще…….

Для автотуризма - минимум Нива. Лучше Шевроле-Нива. Наилучшее из знаемого мною - Mitsubishi L 200.

Желаю Грише поменять своего коня на более внедорожный.

Добавлю также, что расход солярки в 6л/100 км - это гораздо лучше, чем Жигулевские бензиновые 9л/100 км (при полностью груженой машине). Мы потратили 900 гривен на топливо за 3000 км и это уже значительно дешевле, чем проехать тем же маршрутом на любом виде общественного транспорта.

Да здравствуют экономные машины!

Очень полезной вещью оказался Гришин тент. В Чернолесье - мы сидели под тентом и проливным дождем, и могли относительно нормально проводить вечер. Палатки с тентом тоже прошли испытания дождем, одобряю такую конструкцию. Теплый спальник с t? комфорта до -8? - отличная вещь! Есть разница - спать полностью одетым в тонком спальнике или в трусах, как кот, в теплом…

Если над Землей шпарит дождь, ночевка в лесу превращается в залезание в палатку и готовку на газе с фонарем, если дрова реально сырые и костра не родят, хоть сожги все сухое горючее - то я ничего против не имею ночевки в гостинице. Да, попс. Да, стоит денег. Да, никакой романтики. Еще меньше романтики лязгать зубами под дождеми и зарастать коростой в сырой одежде. Дождь способен не только подпортить, но и отменить сам поход, чего не сделают на снег, ни ветер, ни умеренный мороз.

По поводу зеленого змия - чисто по приколу пару строк. Все мы являемся с ним друзьями и борцами.

Мы брали различные напитки в поход и все перепробовали. Так вот, джентльмены, сухие вина и холодное пиво замечательно идут в теплое время года. Это их сезон. Летом совсем не хочется пить что-то крепленое.

Но октябрь - это уже не теплый месяц. Лично мне не сильно пошло Каберне, при всей любви к нему.

Зато изумительно пошел красный крымский портвейн! Непогано пошел также коньяк. Сделать глинтвейн мы просто не успели из-за обилия дождей. Так что - да здравствуют качественные змии, и - не мешать их!

Таковы, любезный мой читатель, были мои впечатления и наблюдения от этого похода. Отрывочные, неполные, чисто индивидуальные. Если б я описывал каждый час нашего времяпровождения - мне пришлось бы написать "Войну и мир". Посему - пусть будет, как есть.

Главный же вывод из всего увиденного и пережитого таков: автотуризму в нашей жизни - быть! Еще ведь ждет трасса Ош - Хорог……. Это классно - ехать на машине и просыпаться каждое утро в новом, интересном месте! И иметь в багажнике запас всего, что не утащишь на спине.

Автотуризм - не вместо пеших походов. Он - как дополнение к ним. Наилучшие уголки Природы находяться там, куда не в силах добраться никакой автомобиль…только вседорожный "11-й маршрут" медленно, но верно, занесет нас и на вершины гор, и в дебри лесов и туда, где мы хотим побывать.

Пока силен в каждом из нас тот дух, который крымский спелеолог Роберт назвал: "дух бродяжничества".

  • Небо вновь меня зовет
  • Взглядом чистым и бездонным
  • Стать бродягою бездомным
  • Что в пути всегда поет
Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине Рассказ об автопутешествии по Украине
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию