Тип материала: Дневник Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2009

Дата: 2009 г.

Автор: Светлана Азева

День первый (6 августа, четверг)
Н.Новгород - Новочебоксарск

Выехали из Нижнего в четверг вечером. Ночевали у мамы в Новочебоксарске, рано утром в дорогу.

День второй (7 августа, пятница)
г.Новочебоксарск (Чувашия) - Татарстан - Башкортостан - Челябинская область (г. Сатка - оз. Зюраткуль)

Выехали около 7-00. Чувашию и Татарстан пролетели лихо, мама за штурмана - места-то родные! - показывала нужные направления и повороты, параллельно рассказывала, сколько интересных мест они здесь в свое время облазили с папой.

В Башкортостане погода начала портиться. Настроение некоторых путешественников тоже…На выезде из Уфы встряли в громадную пробку - конечно, пятница же! - стояли долго и нудно, "незарульные" пили кедровку, бегали из машины в машину за шоколадками, смотрели на DVD каякинг и мультики…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Челябинская область - погода все хуже, накрапывает дождик. Обсуждаем, как жить в палатках в такую погоду…

Дорога узкая, машин полно, дождь…Несколько раз стоим на мостах - ремонтные работы, машины пускают по очереди то в одну, то в другую сторону. Вот козлы! Темнеет…

Вечером проезжаем поворот на Абзаково (гор поблизости, сколько ни смотрели, обнаружено не было). По дороге - сплошные ларьки с сувенирами и принадлежностями для рыбалки. Начинаем вспоминать, сколько взяли резиновых сапог - их количество оказывается намного меньше количества народа. Больше всех повезло мне и Сане - у нас сапоги есть, поэтому нам веселее всех. Остальные тоже не унывают - говорят, в дождь нормально и в сланцах, лишь бы холодно не было. Кстати, холодает…

Члены второго экипажа заметно приуныли, резиновых сапог у них нет, теплой одежды совсем мало…

Время к 12. Дождя нет, но дорога сырая. Мечтаем: приедем на Зюраткуль, там песочек, воды под ногами нет, травы мокрой нет, все вытоптано и сухо, дрова купим, костерчик разожжем….Только бы найти этот самый Зюраткуль в такой темнотищще)))

Как вариант решили палатку бабушке с Антохой не ставить, ночевать всем в машине.

Проехали Сатку, ищем поворот…Хоть бы указатель поставили, блин! Едем куда-то в темень, очень хочется спать...

Ура! "Национальный парк "Зюраткуль"! На сегодня мы почти дома! Останавливаемся у шлагбаума, покупаем билеты на сутки: 40 руб. с машины, 40 руб. за взрослого, 20 за ребенка. Спрашиваем, где лучше встать с палатками, мужик неопределенно машет рукой куда-то в темноту…Едем искать озеро.

Еще минут 15 по грунтовке и опознаем у дороги "Огразм рыбака" - платный рыболовный пруд. Вроде направление верное, но нашего, большого, озера так и не видно. Опять едем, кругом сыро, по дороге, вдоль и поперек, текут ручьи…Перспектива ставить палатку абсолютно не греет - решаем искать какой-нибудь гостевой домик, ну а на худой конец ночевать в машинах. Дети мирно посапывают, не подозревая о наших душевных метаниях…

В голове у всех настойчиво крутиться одна и та же мысль: если будет такая погода - что мы вообще будем тут делать?! Пытаемся заглушить сомнения кедровкой…

Выехали на какую-то цивилизацию - ларек, домики, магазин, турбаза, закрытые деревянные ворота с вывеской "Экопарк". Потыкавшись во все немногочисленные открытые в 2 часа ночи двери, понимаем, что ночевать придется в машинах. Озеро где-то рядом, но дороги размыты напрочь…

В результате встаем на единственном найденном месте, куда можно приткнуть машины и хоть как-то ходить. Место для стоянки - есть деревянный стол, 2 лавки и деревянный навес, под ногами грязная жижа, вокруг мокрый лес…Темно…

Разгружаем на лавки вещи, кидаем на стол закусон. Стоя на лавках, выпиваем на прибытие, закусываем, опять разгружаем, опять выпиваем, разгружаем, снова выпиваем, пытаемся оборудовать машину для ночевки и запихнуть обратно все начинающие намокать вещи…

Уфф…Спим.

День третий (8 августа, суббота)
Оз. Зюраткуль. - г. Златоуст

"Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!"

М.Горький. "Песня о Соколе"

Раннее утро. Открываем глаза - бл@@@...Погода…Та же, что и вчера, пасмурно, сыро и, чувствуется, совсем не жарко…КАК НЕ ХОЧЕТСЯ ВЫЛЕЗАТЬ ИЗ МАШИНЫ!

Позднее утро.

Мы с мамой и Саней: уже расходились- разогрелись, понапяливали на себя все возможное теплое. Мы с Саней натянули сапоги, на бабушку надели мои ботинки, Сашке на ручки вместо перчаток пушистые полосатые носочки…

Нашли озеро! Эх, в солнечную погоду тут, наверяка, просто супер! А сейчас все такое мрачное, неприветливое, но, все равно, какое-то глобальное - виды потрясающие. Гор за туманом практически не видно. А нам надо! У нас с мамой запланирован поход на палеовулкан, где 70 минералов разных надо искать - а тут такое! А где этот вулкан - мягко говоря, непонятно.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Общались с местным населением - все встреченные гуляют вокруг озера, мерзнут, ждут погоды. Про погоду говорят разное…Врут, скорее всего…

Позавтракали пачкой сухих китайских макарон. Саша довольна, на шее бабушкин шарф в четыре слоя, хлопает ручками в носочках))) Девочка-красавица))) Предвидя выражение лиц проснувшихся членов экипажа, в лагерь возвращаться не хочется.

Гуляем дальше. По дамбе вдоль озера, потом вниз - по грунтовке, набрели на вывеску "Экологическая тропа". У ворот несколько стендов с предупреждениями о встречающихся тут медведях…Чтобы отпугивать медведей, лучше разговаривать громко, петь или стучать камнями… Ну, шуметь - это мы запросто! За воротами выложенная дощечками тропа уходит куда-то в лес. Конечно, пошли!

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Гуляем по дощечкам, фоткаемся, собираем "несъедобные, но все равно давай возьмем и подарим папе" грибы, ищем ягоды, но ягод нет, с тропы далеко не сойдешь - вокруг сыро и болота…Наконец, Саня начинает ныть "устала, на ручки-на ручки-на ручки" - возвращаемся. У выхода находим какие-то синие камни, конечно, как истинные любители минералогии, набиваем ими карманы, те, что в карманы уже не убираются - начинаем разбивать на куски, смотреть, что там внутри…Камни какие-то непонятные, решаем, что это, скорее всего, какие-то шлаки, но из карманов все равно не выкидываем)))

В это же время: Леха спит, Антоха сидит в машине, второй экипаж из машины тоже носа не кажет, вроде читают…

"Ну вы че все, ну гулять же приехали, ну, там озеро, горы, клево, ну…"

Наконец в лагере шевеление.

Галя и Ленка - сегодня самая бодрая часть второго экипажа, вылезают, тоже идут обозревать окрестности, Галя КУПАЕТСЯ !!! в ледяном озере.

Вылезают Тоха, Тонька, Ванька, засовываем им в кроссовки полиэтиленовые мешки, чтоб хоть как-то спасти от луж - и отпускаем в грязь всех детей. Дети довольны, им вообще, слава Богу, пока еще хорошо в любую погоду…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Тем временем в лагере неспокойно…Светку с Илюхой такая погода не прет, и они всерьез подумывают об отступлении. Говорят, надо валить на Ахтубу, там тепло. Но мы-то смотрели погоду перед выездом, и знаем, что погода там ничуть не лучше - ну, разве что, теплее, но также пасмурно и дождливо. Мнения разделились, расставаться не хочется, но, видно, придется. Пока решили не окончательно, но продукты все же делим на 2 машины.

Умница - Светка начинает готовить обед, но наша с мамой душа рвется куда-то вдаль, и, пока кипит вода, мы оставляем Саньку на погрустневшего Леху и опять убегаем…

Продолжаем шариться по окрестностям, находим место, где продаются сувениры, покупаем в мамину коллекцию пару каменных птичек. Довольны, доходим до входа в "Экопарк". В нем зоопарк, еще что-то там интересное. А еще я читала, что на его территории питомник ездовых собак. (Втайне надеюсь, что Лехино сердце при виде умильных пушистых щеночков сибирского хаски дрогнет и мы приедем домой с собакой))) Узнаем цену за вход (сейчас уже не помню точно, около 70 руб. и взрослый и детский) решаем одни не ходить, подождать всех.

Возвращаемся в лагерь, помогаем Светке с обедом. Обедаем. Посуду моем в на берегу в лодках, полных воды. "Илюх, у тебя чистая лодка осталась - кастрюльку сполоснуть?"

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

На сытый желудок договариваться проще. Общий вердикт таков - снимаем квартиру в Златоусте, завтра едем оттуда все смотреть, мерзнем и мокнем, вечером греемся-сушимся-выпиваем. Если погода налаживается - съезжаем на природу. Если нет - семейство Цедринских на Ахтубу, а мы тут, бороться с обстоятельствами. Собираем вещи.

А погода-то разгуливается! Уже даже горы видно…

Уговариваем остальных перед выездом показать детям "Царство славного Салтана" - деревянный сказочный городок на берегу. Очередные насмешки про шило в заднице терпим - привыкли! - нам опять ОЧЕНЬ надо… Ура, уговорили, едем.

В деревянном городке очень сказочно, и, как оказалось, в этой сказке можно даже пожить. Домики, правда, совсем без удобств, просто стены и лежаки, но зато - прям в сказке))) Остановило нас только то, что если здесь жить и каждый день на машине выезжать на экскурсии - надо каждый день платить за въезд на территорию заповедника. Да и возвращаться, надо сказать, сюда каждый день не близко.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

В Златоусте поселились в нормальной двушке, правда, наличие части детей и собаки афишировать не стали)))

В планах на завтра опять не сошлись((( Нас тянет под дождь, в Ахматовскую копь, ползать по грязи…Светку с Илюхой - на Ахтубу, в тепло и солнце…

Помылись! Поели нормальной еды! Спали на ровных кроватях, которые ночью не сдуваются! Вот оно какое, счастье!

День четвертый (9 августа, воскресенье)
г. Златоуст и окрестности

Прощаемся. Чувствуем себя виноватыми. Но мы все такие разные - и дороги у нас иногда разные…Мы же не насовсем? Мы правда будем скучать, Цедрики!

Дождь…

В Златоусте нам "жизненно необходимо": посмотреть на знаменитое златоустовское оружие (может быть, даже прикупить себе какой-нибудь ножичек), увидеть златоустовскую гравюру, сходить в краеведческий (а еще лучше, минералогический - если есть) музей и выведать там про все окрестные карьеры и копи с минералами. Ну и так, город посмотреть.

А пошли мы на выставку роботов))) То есть это Антоха пошел, а мы его ждали. Пока ездили по городу, увидели вывеску, ребенок так громко вздыхал - конечно, поехали смотреть. В вестибюле неожиданно обнаружилась выставка батика - нафоткала себе картинок, есть, к чему стремится. Хотя маки, например, у меня даже лучше получаются)))

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Оружие и гравюры оказались для нас недоступны по причине воскресенья. Отложили их на завтра и поехали на разведку в краеведческий музей.

А там - минералы! Весь первый этаж - одни минералы! Мы с мамой прилипли к витринам - и не отлепить нас никакими силами! Наверное, редко у них на первом этаже кто так надолго задерживается))))

А на втором - хотели оружие - получите: выставка Оружейного завода "Булат". Вот это красотища! Клинки, сабли, ножички - авторская работа, с инкрустацией драгоценными камнями…Раззавидовались, решили прикупить завтра Лехе ножичек.

Пока ходили по музею, все искали, у кого бы про камушки спросить. Пока искали, слышим, кто-то про Ахматовскую копь разговаривает - ага, наши люди! (Ахматовская копь, западный склон Назямских гор, Кусинский район. Известна многообразием минералов. Связана с именем горного инженера П. Е. Ахматова, открывшего ее в 1811 г. Проезд и проход туда строго воспрещен!) Парень с девушкой со смотрительницей музейной болтают, спрашивают, как проехать. Подошли, познакомились - оказалось, тоже интересуются, ехать планировали, но погода напугала.

Да, погода, конечно дрянь…Но только вслушайтесь: "На протяжении 160 лет Ахматовская копь служила источником красивейших штуфов с гранатом, эпидотом, буклаидитом - черно-зеленым эпидотом, багратионититом (разновидность ортита), везувианом, открытым здесь же перовскитом. В Ахматовской минеральной копи встречены лучшие на Южном Урале диопсиды." - эти волшебные, ласкающие слух слова не выходили у нас из головы все время подготовки к поездке.

Конечно, мы тут же поехали искать Ахматовскую копь. И как вы думаете, кого мы встретили по дорогое? Точно, этих самых парня с девушкой из музея)))) Догнали их на дороге: "Вы ТУДА?" "Туда". "А дорогу знаете?". "А надо валить вон за тем автобусом, они туда едут". Вот везуха!

Остановились за автобусом. "Экскурсанты", опасливо оглядываясь по сторонам, перебежали через дорогу и бодрым шагом устремились куда-то в леса. Леха поехал прятать машину, я схватила спящую Саньку и мы побежали за остальными…

Первым, что бросилось нам в глаза, был стенд с запрещающей надписью. На это наш провожатый бодро объяснил, что если нас застукают какие-нибудь проверяющие, надо быстро выбросить все камни и делать вид, что просто идешь мимо и ни про какую копь ничего не знаешь)))

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Чуть дальше в лес - и вот оно, заветное место! Дальше - час ползанья по камням, во время которого сосредоточенную тишину то и дело нарушали радостные выкрики ползающих: "А вот у меня гранатик!", "А вот какой зелененький!", "А вот какой большуууущий!".

Когда наши карманы были до отказа забиты камнями, а целлофановые мешки рвались под тяжестью зелененьких, красненьких , блестященьких и не очень булыжников, провожатый вдруг коротко скомандовал "Едут.Уходим быстро" - и все ломанулись к автобусу. Камни не выбросил никто…

На пути обратно пропороли колесо. Пока Леха ставил запаску, мы с мамой опять полезли в гору. Опять насобирали камней. Теперь они у нас в машине везде: в багажнике в мешках, в бардачке россыпью, под ковриком поштучно…

А пока нам колесо клеили, мы на столике у ларька геологическим молотком кололи собранные камни, доставали гранатики. Масса удовольствия))))

Вечер провели в малотрезвых разговорах о том, какие все-таки люди разные, отчего кого-то прет носиться по горам и лесам, а кого-то не прет))) Потом Леха уснул, а мы с мамой и Антохой до двух ночи мыли камни, сушили, подписывали и рассовывали их по пакетикам. Все таки, наверное, это мы долбанутые!

День пятый (10 августа, понедельник)
г. Златоуст и окрестности

Ранним утром видели в окне солнце. Потом оно исчезло.

Дождь…

С утра захотелось сувениров. Начали с магазина гравюр. Красиииииво. Но дорого.

Вчера, пока ездили по городу, видели рекламу оружейного завода. Сегодня поехали по намеченному адресу. Подъехали - а там на территории завода камнерезная мастерская, и рядом, у забора, куча каменных обрезков. Все, нас с мамой полчаса не беспокоить - ковыряемся в камнях. Там такая яшма! Каждая отполированная плиточка - картина, да и только! Взяли много, Леха ругался))))

Провели нас на завод, там демонстрационный зал, там же можно купить любой понравившийся экспонат. Вот где у нас глаза разбежались! Особенно понравились из дамасской стали - очень красивые.

Конечно, без ножичка не ушли! Леха доволен - всем хорошо - можно опять ехать за камнями)))

Мраморный карьер у деревни Медведка . Да не, не за мрамором))) Надо нам было вот что:

"Перовскит. Группа черных кристаллов ромбододекаэдрического габитуса с гранями куба до 2см с октаэдрами магнетита на скарновой породе с клинохлором. Размер образца 16 см. Мраморный карьер у деревни Медведевка, 10 км к северу от города Златоуст". Эти долбаные кубики ("квадрантики", как их называл Антоха) мы искали несколько долгих часов в разных местах карьера. И главное - нашли ведь…Но оказалось, что выковорить из огромного валуна кусочек с этим кубиком ну ооочень сложно. Даже практически невозможно, учитывая то, что геологический молоток был оставлен в машине. Ходили-ходили, долбили-долбили…Выковорили, конечно, парочку, но вовсе не таких музейных образцов, какие были у нас на картинке.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Зато Антоха с Сашкой вдоволь накатались с гор мраморного песка! Потом этот белый песок мы еще долго вытряхивали из детской обуви, одежды, сидений…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Дальше был Таганай. Вообще, Таганай - это 3 горных хребта - Большой, Средний и Малый Таганай. А еще Таганай - это национальный парк, куда на машинах не пускают. Пешком - пожалуйста, множество маршрутов, хочешь - на один день иди, хочешь - бери рюкзак, палатку и на неделю. Слазить в горы хотелось. Но мешала погода и напрочь отказывающаяся ходить по такой погоде Сашка.

Ну, хоть на самую маленькую горку…

Мы доехали до ворот с надписью "Национальный парк", пошли искать дороги, ну, или хотя бы кого-то, кто знает, куда какая дорога ведет.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Оказалось, тут есть даже музей, который, правда, уже не работает. Встретили душевную тетечку, которая рассказала, куда можно сходить в условиях дождя и дефицита времени, а еще продала нам бандану с картой Таганая (на что Саня сказала, что "карты на головах не бывают").

Из двух предложенных тетечкой маршрутов выбираем Черную скалу, с которой в хорошую погоду должно было бы быть видно весь Таганай как на ладони. Садимся в машину, едем до указанного места. Задаем джи-пи-эс координаты вершины с купленной карты парка - и вперед и вверх!

В один прекрасный момент тропа расходится надвое. "Туда!" - уверенно командует Леха, глядя в комп. Идем бодро. Поем. Вокруг болото. Сверху дождь. Гор впереди не видно. По ощущениям, идем вниз. Ничего, скоро подъем! Наконец-то полезем на настоящую гору! Не, не полезем… "Все, Аленка (это мы джи-пи-эс так обзываем) говорит, мы на месте" - мрачно говорит Леха. Огляделись - болото вокруг…Может, координаты неточные? Решили пройти еще, потом еще немного….а потом тропа внезапно кончилась))))

Пошли обратно до места, где тропы раздваивались. Вторая попытка оказалась более удачной. Есть подъем! Идем!

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

В мокрых придорожных кустах вижу грибы, не могу пройти мимо, лезу, собираю, тащимся вверх с грибами в руках))) Скользко…Антоха с бабушкой впереди, они грибов не собирают, у них цель - они лезут ВВЕРХ! Потом Антошка возвращается - "Мы уже были наверху! Там здорово!" Наконец, поднимаемся и мы. Вокруг все в тумане, но очень красиво!

У нашего с мамой подъема на Черную скалу цель, как всегда, корыстная - мы знаем, что вершины гор Таганай состоят в основном из таганаита (он же авантюрин) - его-то нам и надо. Похоже нашли то, что искали, колем куски, радостные, рассовываем по карманам, опять колем, еще рассовываем… "Пошли уже назад, а то вы тут все горы поразбираете" - возвращает нас к реальности насквозь промокший Леха. Находим пустую бутылку, вырезаем из нее корзинку под грибы, пускаемся в обратный путь.

Едем домой, сохнем, жарим грибы. Вкуснотища!

Сегодня последний день ночуем в квартире - завтра переезжаем дальше, в Миасс.

День шестой (12 августа, вторник)
Миасс. Озеро Тургояк

С утра практически солнечно! Ураааа!

Едем в Миасс. Очень хотим увидеть озеро Тургояк, "младшего брата Байкала". Чем дальше отъезжаем от Златоуста, тем лучше становится погода. Солнце все ярче, небо все чище, настроение все лучше…

Вот и озеро, большущее, красивущее, окруженное синими горами!

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Погода непонятная, то выглядывает солнышко, то опять набегают тучки, но в квартире ночевать больше не хочется, решаем, что квартиру в Миассе мы снимать не будем, ночуем на природе.

Пока искали место для стоянки, объехали кругом практически все озеро. С местами полная засада, кругом либо турбазы, либо огорожено заборами.

Было одно хорошее место, но машину надо было оставлять на стоянке, и тащить на себе все вещи. Был там такой заманчивый веревочный городок…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Но мы поехали дальше - и не прогадали. Место нашли платное, но очень чистое, оборудованное столиками и местами для костра, с отличным пляжем.

Время еще детское - едем смотреть Миасс, покупать продукты, разведывать местные достопримечательности.

Миасский пруд. По нашим разведданным прямо в грунте Миасского пруда можно обнаружить хризопразы. Местные рыбаки полчаса удивленно наблюдали, как мы копались в прибрежном песке. Да нет там никаких хризопразов!

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Определившись с направлением завтрашней поездки (назавтра запланирован Миасский краеведческий музей и Ильменский заповедник), возвращаемся на место стоянки. По дороге заезжаем в магазин, попробовать разливного местного пивка, Леха выходит с бутылкой чего-то подозрительно зеленого - зеленое пиво оказывается Нижегородским.)))

Ставим палатку, начинаем обживать территорию. Вид на зеро с нашего пляжа такой обалденный, что меня все время тянет на берег - помыть посуду или что-нибудь постирать.

День седьмой (13 августа, среда)
Ильменский заповедник

Подъем! Спать некогда, нас уже ждет Ильменский заповедник - "минералогический рай", "эталонный минералогический объект", "Мекка минералогов всего мира". Внутрь заповедника, судя по описаниям в Интернете, прорваться вряд ли получится, но на входе есть минералогический музей. На покупку коллекционных минералов немного денег давно отложено, несмотря на режим строгой экономии.))) Едем.

Для начала заезжаем в Краеведческий музей Миасса - вдруг там чего интересного подскажут…Музей через 15 минут закрывается на обед, но мы клятвенно обещаем "мы быстренько" и бежим внутрь. Осмотренная на бегу экспозиция музея не впечатляет, зато в одном из залов опять наткнулись на выставку батика. В зале никого, кроме одной одиноко сидящей в углу тетеньки. В ответ на громогласные Антошины рассуждения о том, что я наверняка нарисовала бы лучше, из угла вдруг раздался голос: "А вы что, тоже рисуете?". Оказалось, тетенька - автор работ))). Подтянулась мама, втроем с удовольствием обсудили процесс рисования.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Пока смотрели картины, в зале крутился мужик с камерой, оказалось, с какого-то местного телеканала. Попросился поснимать с интересом разглядывающую картинки Саню, разрешили.

Ну все, больше тут ловить нечего, скорее в Ильмены! Сегодня Леха нас все время подгоняет, так как запланировал на вечер понырять, а еще затопить нам походную баню…

Вот и Ильменский заповедник. Скорее, скорее, вот уже прямо на улице продают всякие каменные бусики-сережки, ну и, конечно, образцы минералов. Наши с мамой глаза горят, мы рвемся вперед, постоянно забываем где-то Саню. Леха Саню все равно постоянно подбирает, поэтому без зазрений совести ему ее оставляем - и несемся в музей.

Музей большой. Ходим по нему долго. Сначала быстро, перебегая от витрины к витрине, пытаясь все записывать: "смотри-смотри, а этот, у меня черненький - это оказывается астрофиллит!", "ой, а гнейсы разве такие бывают?", "а такой мы вроде собирали", "о, у нас такой есть!"…Потом медленнее: "блин, да сколько же их, этих зеленых!", "да их в жизни не отличишь, они какие-то одинаковые!", "если край не шлифануть - вообще не поймешь, что это он!"…Потом совсем уныло, и записывать бросили: "че, тут еще один этаж есть?", "я всю жизнь думала, что клинохлор во какой, а он во какой - другой"…Потом мы поняли, что мы вообще ничего в минералах не понимаем, у меня с расстройства заболела голова, а у мамы закололо сердце…

Уфф, вышли на воздух! Полегчало)))

По описаниям в Интернете помним еще одно злачное место - прямо за музеем должна быть камнерезная мастерская. Заворачиваем за угол, идем искать.

В результате находим здание, в котором раньше располагался музей, а вокруг, по кустам - камушки, камушки, камушки, разные образцы, с нарисованными номерочками! Я - в кусты, мама - в кусты, Тоха - в кусты…Собираем, собираем, собираем…Карманов катастрофически не хватает, подбираем какие-то полотняные мешки, тут же набиваем целиком и их тоже… Леха с Сашей потихонечку оттаскивают мешки в укромное место в лесочек - вообще-то Ильменский заповедник закрытая территория, тут ходить нельзя, а уж с мешками минералов…Из здания выходят какие-то мужики, обзывают нам черными копателями. А нам все равно, мы безумно счастливы!

Выходим из заповедника, пытаясь спрятать под куртками тяжелущщие мешки…

Уезжаем из Ильмен с чувством выполненного долга…Всю обратную дорогу рассматриваем камушки, Леха над нами ржет.

Приезжаем на место стоянки, Леха разжигает костер в походной бане, оставляет Антоху поддерживать огонь и заныривает в озеро. Мы встречаем его на берегу с водкой и закуской, погода классная, наслаждаемся видами озера. Леха периодически выныривает, приносит нам со дна камушки и водоросли, рассказывает, какая там плавает рыба, выпивает и снова заныривает…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Ныряет Леха долго. Мы успеваем сготовить и несколько раз разогреть ужин, налить - выпить, снова налить - выпить…Антоха периодически бегает проверять костер в бане…

Наконец Леха выныривает насовсем и идет проверять баню. Оказывается, Антоха недоглядел, костер совсем не горит, в бане холодища… "Ну еще часа два - и точно пойдем мыться". Два часа! На улице совсем не жарко, помыться, конечно, хочется, но не в бане на улице, а где-нибудь в тепле, и желательно прямо сейчас, а то очень спать охота…

Но походная баня - это ж так интересно! Конечно, мы будем ждать два часа! Шарахаемся с фонариком по берегу от бани до машины и обратно, собираем шишки и щепочки, ждем…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Ура! Ложимся спать практически чистыми!

День восьмой (13 августа, четверг)
Семибратка

Утром погода отличная. Неторопясь завтракаем, решаем, что сегодня смотрим.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Нас опять тянет в горы. Придумываем ехать в Миасс, искать какое-нибудь турагентство и там выведывать самый интересный маршрут на сегодня.

Девушка из турагентства соблазняет нас разными походами, поездками и сплавами, а мы все время пытаемся перевести разговор на копи, карьеры и минералы…Наконец мы понимаем, что разговор пора заканчивать, вежливо обещаем подумать над ее предложениями и возвращаемся в машину искать на карте описанные девушкой места.

Хотим ехать на Галуху, но выясняется, что там, где начинается дорога на Галуху, заканчивается наша карта. Решаем ехать на любую другую гору, которая на карте есть. Выбор падает на Семибратку, это в районе Златоуста.

Приехали, долго шли по лесным тропинкам, искали горы…Ну хоть бы один мааааленький указатель…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Семибратка - это семь горных хребтов, стоящих один за другим. Мы покорили три первых. Пофоткались наверху. Леха учил Саньку лазить по горам, Саньке понравилось, спускалась сама, как большая. Внизу ловили ящериц и лягушек.

На обратном пути Саня закатила истерику, идти не хотела, испытывала наше терпение. Первым не выдержал Леха - ему и пришлось тащить ее на руках до машины. Саша довольна собой.

Вечером Леха нырял (ему-то в гидрашке тепло!), а мы завидовали. Наконец не выдержали и тоже полезли в воду. Вода ледяная…Весь вечер гордились свои героическим поступком!

День девятый (14 августа, пятница)
Озера разные. Ленинский прииск

Утром, наконец, совсем разогрело - полезли купаться уже не из героизма, а просто для удовольствия.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Ну, купаться - так купаться с размахом! Решаем ехать смотреть все окрестные озера, а вечером возвращаться на Зюраткуль на ночевку - надеемся, что уж во второй раз с погодой точно повезет.

Видели Кисегач, Еловое, Чебаркуль, но искупаться удалось только в Кисегаче - ближе к обеду облака начали предательски затягивать небо, поднялся ветер, купаться расхотелось напрочь. Помня о дефиците дров на Зюраткуле, по дороге до верха набиваем багажник березовыми полешками. На улице подозрительно холодает, мерзнем в одних футболках, так как вся одежда в багажнике под дровами…

Выдвигаемся в сторону ночевки. Леха сосредоточен на дороге, мы с мамой уткнулись в карту, думаем, как бы ненавязчиво предложить ему завернуть еще на пару копей…У нас на примете - Ленинский прииск, там в 19 в. добывали золото, а теперь (почему-то снова так хочется верить Интернету!) "буквально под ногами валяются хорошие образцы горного хрусталя и лиственита". Вообще-то, не факт, что Ленинский прииск - это около города Ленинск, может это просто в честь Ленина - но Леха неожиданно легко соглашается махнуть лишние 40 км. Какой он у нас все-таки…самый лучший!)))

Доезжаем до села Архангельское, начинаем расспрашивать про прииск местных жителей. Местные жители оказываются на редкость гостеприимными - мы получаем проводника, пакет яблок в придачу и выслушиваем массу советов о том, в какой одежде лучше идти…(говорят, там водятся змеи и клещи - с трудом извлекаем из-под дров в багажнике резиновые сапоги, джинсы, рубашки с рукавом, тут же, на дороге, переодеваемся)…Жаль только, что дороги, на самом деле, не знает никто…

По дороге выясняем, что проводник наш родом из Чебоксар))).

Долго идем по лесным оврагам, практически наугад - и вот, наконец, заброшенные копи. Лиственит действительно здесь есть - узнали, зелененький, и правда валяется прямо под ногами - в рюкзак его))).

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Тем временем Леха с проводником обследуют трещины, проемы и пещеры…

А горный хрусталь первым нашел Антошка! Ну, мы-то, правда, потом тоже понемногу набрали - по рюкзачку камушков всего-то)))

Обратно шли довольные, сгибаясь под тяжестью камней…Гостеприимные местные встретили нас также радостно, напоили самогонкой, накормили конфетами и кабачками. Оставляли ночевать - но нас ждал Зюраткуль…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

На выезде из Архангельского заехали еще на действующий золотой прииск,немного покопались в песке, золота не нашли.

На Зюраткуль приехали, когда было уже темно. Встать на ночевку решили рядом с "Царством Салтана". Пятница - народу тьма, под каждым кустом палатки, машины, костры, народ…С трудом нашли место, встали. Спать!

В планах на завтра - палеовулкан! Охранник на въезде сказал, завтра в 9 утра туда пойдет экскурсия. Это по-нашему в семь. Значит, вставать надо в 5-30. Жуть…На местное время мы, похоже, так и не перейдем…

День десятый (15 августа, суббота)
Зюраткуль. По болотам

Проснулись в ранищу, очень хотелось попасть на экскурсию. Быстро позавтракали, собрались, домчались до дамбы. Ну и где? В районе входа на экотропу начали собираться какие-то подозрительные люди, мужики с бейджиками, а женщины с белыми бантами. В ответ на наш вопрос про палеовулкан они только загадочно улыбались. Сектанты какие-то. Видимо, охранник вчера эту экскурсию имел в виду. Удачно, что нам с ними не по пути.

Что ж, придется идти самим. Ну и ладно.

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Шли мы долго… Антоха стучал камнями - пугал медведей))) Тропа была сырая, под ногами грязь и лужи, часто такие, что приходилось огибать их по лесу. Саня ехала у папы на шее - ее даже отпускать в такую гачу на стали, это ж ровно до первой лужи…

За несколько часов пути нас не обогнал ни один человек…Ну и ладно, зато медведей тоже не было!)))

Мы шли и все ждали, когда же тропа пойдет вверх. Но подъема все не ощущалось и луж меньше не становилось. В то, что мы к горам не приближаемся, а тупо идем вдоль озера - верить не хотелось…

Наконец впереди какой-то просвет…Какой-то заброшенный дом, а возле дома - ЛЮДИ!!!

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Побежали узнавать дорогу. Оказалось, группа ни разу не трезвых чуваков собиралась штурмовать ближайшую горную вершину. Где палеовулкан, они, конечно, не в курсе…

А дом оказался вовсе не заброшенным, там уже семь лет живет тетка-староверка с сыном. Пошли в гости. Тетка рисует картины и собирает камни. Камни нас по началу заинтересовали, но выяснилось, что она собирает любые и сортирует их просто по цветам. Подсовывала нам обычный кварц, пытаясь выдать его за опал…Мы не стали ее разубеждать, оставили сыну на конфетки немного мелочи и пошли дальше…

Шли по лесу еще около часа…Потом дорога внезапно закончилась…Дежавю)))

КАК НЕ ХОЧЕТСЯ ТАЩИТЬСЯ ОБРАТНО!!!

Ну что ж, теперь у нас есть повод вернуться на Урал - мысль о непокоренном палеовулкане не давала нам покоя всю обратную дорогу…

Как потом выяснилось, туда-обратно пропилили около 13 км…

Путешествие с геологическим уклоном по Южному Уралу

Вечером снова пошли гулять в "Царство Салтана". Дети бесились, мы пили пиво и слушали песни под гитару.

От пирса до места стоянки Саша шла на руках, чем очень веселила отдыхающих.

День одиннадцатый (16 августа, воскресенье)
Зюраткуль - Новочебоксарск - Н.Новгород

Домой!!!

P.S. Интересно, сколько нужно коробочек, чтобы рассортировать 4 мешка минералов?