( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2011

Дата: 12-16 июня 2011 г.

Маршрут путешествия: дер. Федотьево Спасского р-на - Спас-Клепики - р. Пра - д. Веретье

Автор: Сергей Лукашов (Москва)

• Материальная часть: Велосипед Cortina Fort 26 дюймов, тележка велосипедная 2-х колесная 20 дюймов, лодка SeaHawk-4.
  • Состав: 1 человек.
  • Цель: Проверить возможность путешествий подобным образом. Испытать себя с целью приобретения и сохранения навыков выживания. Попробовать отдохнуть от повседневной суеты.

12.06.11 г. Первый день

Подъем в 4.30, завтрак, и в 5.00 старт. Провожала жена, наверное, думала, что доеду до первой деревни и вернусь.

1 этап - до Рязани. Стартанул через Новики. Угадал, что рано выехал, машин было мало, праздник. Дорога разбита, скорость сначала 7, потом на спасской дороге 10 км/ч. Обочины асфальтированной нет, машины обгоняют впритык. Опасно. К 10 часам выехал на дорогу Рязань- Н. Новгород. Перекус и отдых.

2 этап - до Клепиков (70 км). Это небо и земля, обочина есть и довольно приличная. Начал движение - скорость 11 км/ч. 2 часа еду, потом отдыхаю 15-20 минут. С каждой десяткой километров все труднее. Телега тяжелая. Такой как я - единственный. Рукой показывают - удивляются. Велосипедисты приветствуют кивком. Заправок мало, ни магазинов, ни кафе, дорога идет мимо деревень. Доезжаю до Передельцев, деревню только построили из-за пожаров. Ужас, кругом одни пни выкорчеванные, лес обгорелый, земля черная и домики красивые как на картинке. Люди стоят им делать нечего. Спрашиваю, где магазин - а нету, а есть во-о-он там метров 500 обратно и поворот в другую сторону. Смотрят с жалостью, наверное, видок у меня еще тот. Оставляйте все здесь, мы покараулим. Оставил, пошел пешком, ноги еле-еле идут. Добрел, купил пожевать и попить. Вернулся обратно, техника на месте - поблагодарил. Все сильно убого и пустынно, жаль людей. Долго искал место, где бы пообедать, кругом гарь и пустошь. Пришлось упасть прямо на обочине. Время 13 часов - 8 часов кручу педали. Поел и вырубился до 14 часов, прямо на земле, даже сон приснился какой-то. Погнал дальше. Скорость уже не та, что раньше. Чувствуется усталость и задница болит. Часто останавливаюсь - пью воду. В 16 часов натыкаюсь на кафе в дер. Румянцево. Беру только воду, выпиваю 0,5 л. кваса. В 17 часов на спидометре 100 км. Все хватит на сегодня, до Клепиков по навигатору 16,6 км. Начал искать место для ночлега. Нашел уже в заповеднике Мещера. Комаров - жуть, но делать нечего. Разбил лагерь рядом сдорогой в лесу. В палатке почему-то оказались комары и красные к тому же, наверное, от голода. Попил чай в накомарнике, в перчатках и куртке. Провел в палатке дезактивацию посредством выкуривания кровососов дымом шишек. Помогло. Большая часть куда-то делась, остальных перебил руками. Может быть удастся поспать. Лежу в трусах - пока ничего. Пишу отчет. Все пока, до завтра.

13.06.11 г. День второй

Спал очень хорошо, комаров не было внутри палатки. Иногда машины шумели. Встал в начале 6-го. Умылся, позавтракал, свернул лагерь. Планировал к 9-ти приехать в Клепики, там в магазин за кормом и к реке. Ан нет. Через 5 км. педали перестали проворачиваться, как я их только не упрашивал. Попытался что-то сделать - не получилось (нужен специальный инструмент). Встал вопрос, что делать дальше? Решил идти дальше. 10 км отмахал - едет мужик на велике, меня обгоняет и молвит, что есть в Клепиках магазин велосипедный и запчастей там навалом, и работает он сегодня, когда он это молвил, над головой у него был нимб. Объяснил куда ехать. Еще 5 км пешедралом, бедные мои ноги. Действительно, есть такой магазин, "Форсаж" называется, и даже ребята мне все сделали, имея соответствующий инструмент, поменяли внутренности (картридж) и все за 500 р.Там же рядом "Барс", отоварился и поехал к реке. Было уже 13 часов. Аккуратно погрузился и отчалил. Сначала было страшно и неуклюже, но потом приноровился и пошло дело. Было несколько мест опасных, особенно, мост старый Клепиковский, на берегу мужики даже удивились, прошел без проблем. И еще один мост с запрудой и одним чистым проходом - прошел. Догреб до Взвоза - деревня такая. Было это около 19-ти. Встал на ночевку. Комаров еще больше, кстати, на реке их нет совсем, одни мошки какие-то. Разбил лагерь, нагрел воды, перед этим искупался нагишом, благо вокруг ни души. Ел гречку с грибами, пюре картофельное с гренками, колбасой и чай - наелся! Комаров в палатке мало. Вот такой был трудный второй день. Что день грядущий нам готовит.

14.06.11 г. День третий

Начался день очень хорошо, позавтракал, свернулся, погрузился и в 7.00 отчалил. Река коварная, много "динозавров" (затонувшие стволы) и "перископов" (торчащие на 15-20 см сучья и коряги). Учитывая возможность порвать корпус, приходится не расслабляться и смотреть в оба. До 14 -ти часов встретил на реке не более 10-ти человек рыбаков, по реке никто не сплавляется. Начало греметь. Легкомысленно к этому отнесся. Дождь хлестал 2 часа. Я перемещался от дерева к дереву, боясь порвать лодку. Пузыри с кулак. Река вздыбилась. На берег не выйдешь. Короче, я весь и все шмотки промокли, а в лодке оказалось потом полведра воды. Дождь кончился. Нашел подходящее место и встал лагерем. Дождь то начинался, то заканчивался, а я то развешивал, то снимал одежду с веревок. Так продолжалось до 18-ти часов. Разжег костер из сырых дров, он разгорелся только к 19-ти. Развесил вокруг шмотки, начали сохнуть. Навигатор определил точку нахождения. Результат не плохой, хотя полдня всего греб. Позвонил Лоре. МТС брал на 1 риску, Мегафон - 0. Получил новости разные, хорошие и плохие. Надо помянуть Хрустика (кота), жаль. Начинаю готовить ужин. Неприятности продолжаются. Кончился газ, а запасной баллон не подходит, хорошо костер горит, а дальше как? В 20.00 опять пошел ливень с грозой, убрал все в палатку, ел при дожде. Палатка промокает (конечно, ей уже больше 10 лет). Комары - надо бить. Какой будет следующий день?

15.06.11 г. День четвертый

Встал в начале 6-го. Дрова все мокрые, всю ночь хлестал дождь, газа нет. Вскипятил кружку чая на спирту, выпил горячего и начал собираться. В 7.30 отчалил. Погода мрачная, ну, думаю, конец пришел, и так весь мокрый. Гребу дальше - начинает проясняться. Уперся в районе Ольгино в завал, дорогу прорубил топором, зашел в воду по пояс, все удачно пока. Дальше еще один завал, большой метров 300. Все надо перетаскивать. Разгрузился, лодку сдул. По джунглям шмотки на тележке раза 4 туда и обратно. 1,5 часа времени на это убил. Но зато солнце раскочегарилось, жарко стало, развесил на своем корабле всю одежду и плыву. Людей живых видел только 2 человека до 17 часов. Глушь, ни одной деревни по реке, красота. В р-не 13.00 еще один завал, но этот маленький, метров до 100. Разгрузился, лодку не сдувал, перевез на телеге, благо местность позволяла в ширину проехать. Погрузился, одежда высохла, запаковал все и гребу дальше. Непонятно, где я, ни людей, ни знаков, навигатор показал что-то невразумительное, но спутник поймал. Около 17-ти встретил рыбака, он сказал, что впереди Деулино, ну, слава богу, назначенный рубеж на сегодня достигнут. Ищу место для стоянки. Нашел очень комфортный: стол, причал, дрова - прямо 5-ти звездночный. Развел костер, вскипятил воду, поужинал, помянул Хрустика. А, забыл сказать, как я перекусывал где-то на реке, так как позавтракал только водичкой из-за дождя, организм потребовал что-нибудь существенное. Причалил, в шортах и в майке. На берегу меня ждали комары, я, думаю, они подготовились. Я скакал и махал руками как ветряная мельница и носился как ненормальный, при этом запихивал в себя колбасу и запивал водой. На все это у меня ушло минут 5-10, еле убежал с этого места, потерял фиксаторы для весел, причем оба, и еще долго комары меня преследовали уже по реке, явно не выполнив план по сбору моей крови. Река крайне опасная, торчат коряги, бревна, мели, стволы, пару раз я натыкался, но лодка выдержала. Все время держит в напряжении. Все хватит на сегодня. Завтра планирую добраться ближе к Городному и встать лагерем, а может и до самого доплыву, но это только к вечеру. Немного болит спина, но, я думаю, пройдет к утру. Все, пока.

16.06.11 г. День пятый

Разбудили рыбаки в 5 с небольшим, они надули лодку и отчалили. Я сделал утренний моцион, хорошо позавтракал (давали французский бульон куриный с лапшой, гречку с овощами, чай с сухарями и д.р.). Отбыл в 7.10. Думал, что все будет просто. Этот день на воде продолжался до 19.00. После Деулино никого, глушь и слалом между корягами. В 13.00 устал, причалил к пляжу, искупался и поехал дальше. Вода теплая, цвет темный из-за взвеси торфяной, течение имеется от 2 до 4 км/ч, бывает и до 6 км/ч. Оказалось, что тот слалом вовсе не слалом, а разминка, начался настоящий рафтинг. Если взять на 1 км пути по количеству поворотов, то река Пра заняла бы, наверное, первое место в мире. А лодка у меня тяжелая, ветер при такой парусности меня разворачивал как делать нечего, течение на поворотах посильнее, но ничего, мы выдюжили. Потом был завал. Я как мартышка по деревьям с веревкой в зубах провел лодку через узкий проход, рискуя порвать, но, слава богу, все нормально обошлось. Всем объявил благодарность. Гребу дальше. Начались протоки, в которых можно было заблудиться легко, спасло только течение, бросал весла и куда вынесет, выносило правильно. Повстречался какой-то придурок на моторной лодке, что запрещено, пролетел мимо, сильно покачался на волнах. С 17.00 искал место для стоянки, но нашел только, только к 19-ти. Всюду заросли акации, справа и слева вода заросла кустами, берега совсем нет, птиц море, я таких никогда не видел, все чего-то поют, а может смеются. 12 часов за штурвалом, все хорош! Разбил лагерь, пришли 2 парня, один в солдатском кителе еще СА. Как дела, а чего вы один. Городное вообще не слышали как по реке проплыть, пожелали друг другу удачи. Думаю, завтра все-таки доберусь до Городного. МТС не работает, Мегафон соединил вообще без антенны. Дома все нормально, волнуются, планируют приехать в деревню на меня посмотреть. Там все встретимся. Все. Пока.

16.06.11 г. День шестой

И свалилась на него благодать земная в виде асфальта, душа с горячей водой и мягкой постелью. Встал как обычно, в 5 с небольшим. Ночью просыпался, пытался сфоткать луну и лунную дорожку, хорошо получились только комары. Налетело в палатку несколько, гонялся за ними, пока не уничтожил. Снял лагерь, после завтрака на костре, и погреб дальше. Через пару часов повстречал рыбаков, они сказали, что Веретье рядом. Меня посетил голос, сказал, хватит, пора. Доплыл до моста на Веретье и пришвартовался. Кончился речной этап. УРА!!!!!

Начался следующий. Выгрузился, сдулся, погрузился на тележку и около 11-ти тронулся. Я все проклял. Дорога - песок. Колеса не крутят и так 7 км, потом началась щебенка и можно было ехать. В р-не 13-ти выехал на асфальт, радости нет границ, позвонил Лоре. Поехал, но в другую сторону, пока не разобрался, прошел час и 4 км пути. Развернулся и опять в Веретье, сильно чертыхался и ругался на себя. Ну, а дальше простая динамика. То еду, то иду, то лежу. Думаю, как я в Спас-Клепики 100 км проехал??? Доплелся до Федотьево кое-как к 15.00 Все кончилось путешествие. Обнял Лорда. Отдыхаю до следующего путешествия.

Выводы

На велосипеде трудно на длинные расстояния с телегой и с таким весом (около 60 кг). Река прелесть - дикость, девственность природы, одиночество. Еще раз обязательно сплавлюсь, но без велика. В двоем бы - было бы легче, а так иногда, чисто выживание, но для организма полезно и тонус поднимается.