Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


А внизу цвели пальмы...

Май 2004 г.

Автор -
А.С. Жук

Этот рассказ ни в коем случае не является руководством к действию. Наоборот, он рассказывает о том, как не надо делать, объясняет, что именно не надо делать и почему. Но если читатель всё-таки захочет попробовать, то он должен очень хорошо представлять себе, чего он хочет, и чего он может ожидать. Рассказ повествует о небольшом велопоходе - переходе через Альпы в мае 2004 года, продолжавшемся всего в 4 дня или, если хотите, 3 ночёвки.

Ключевые термины

Прежде чем приступить к повествованию, объясню некоторые специфические термины. Наверняка многие байкеры могут и вовсе пропустить этот раздел, практически все термины будут понятны туристам-небайкерам, поскольку они в своей жизни наверняка сталкиваются с подобными вещами, хотя, возможно, называют их по-другому. Людям же, которым приключения и путешествия чужды, могут пропустить не только этот раздел, но и весь рассказ целиком, так как всё равно будет не интересно.

Итак.
Допинг - как правило нечто, что можно съесть или выпить. Очень часто допингом служит, например, печенье. Это очень хороший допинг, и на нём можно проехать достаточно много. Можно проехать даже на одной мысли о том, что у тебя этот допинг есть, и ты, доехав во-он до того поворота сможешь им воспользоваться. Допингом может быть остаток яблочного (или любого другого) сока в бутылочке, но обычно приходится довольствоваться водой или корочкой хлеба.

Голод. Тут не будет рассматриваться в глобальном контексте, например, как голод в Африке. Будет рассматриваться в контексте более приземлённом, для характеристики организма человека, когда наступает общая слабость, голова начинает не очень хорошо соображать, ноги отказываются крутить педали, хочется полежать или, на худой конец, постоять. При наступлении голода очень сложно или невозможно бороться с холодом. Верным средством от голода является трапеза. То есть ты останавливаешься и принимаешь пищу. Иногда принимаешь пищу даже достаточно цивилизованно, то есть даже примус разводишь. Против голода можно принять допинг. Как правило, годится тот допинг, который можно есть и который у тебя есть.

Мембранка. Это такой костюм от дождя. Как правило, это штаны и курточка. По идее, мембранка активно отводит влагу от тела, а извне от воды защищает. Скорее всего, так оно и есть. Мембранка у меня ultra light, чуть толще полиэтиленового пакета, и от холода защищать не предназначена.

Перевал - высшая точка на участке дороги. Как правило, довольно длинного участка. До перевала - подъём, после перевала - спуск. До перевала работают ноги, после перевала - руки. Будет заблуждением думать, что после перевала бывает легко. Ничего подобного. Иногда забраться на перевал легче, чем спуститься. Представьте себе, что тело постоянно наклонено вперёд, и приходится постоянно давить на тормоза. При такой езде рукам становится просто плохо, при длительном спуске руки затекают и начинают болеть. Байкеры меня поймут.

День 1й. В путь


Придорожный источник и мой велик

Тёплым майским днём, когда стрелки перевалили за 2 часа дня, я выгрузил свой велик в Chiasso, на юге Швейцарии. За этим городком, буквально в нескольких сотнях метров, начиналась Италия. Мне предстояло ехать на север, и на четвёртый день пути я рассчитывал прибыть в Zurich.

День был жарким, спидометр показывал +32, на небе не было ни облачка. Городки утопали в буйной южной зелени и цветах. Начинали цвести пальмы. Я быстро нашёл нужную мне дорогу, набрал воды в придорожном источнике и погнал на север. Дорога была 3-й велонационалкой, эта дорога пересекает Швейцарию с севера на юг, проходя через знаменитый перевал St. Gottard.

Водопадик недалеко от места 1-й ночёвки
Этот перевал в своё время штурмовал Суворов, и там даже есть памятник с надписью на 4 языках, включая русский. Но сейчас перевал был ещё закрыт, и мне предстояло штурмовать другой, более низкий Passo del Lucomagno, затем спуститься и подняться опять, на перевал Oberalp, который только-только расчистили от снега. И только тогда, пройдя высокогорья Андерматта, я мог спуститься на другую, северную сторону Альпийской гряды, и выехать к огромным озёрам кантонов Uri и Luzern, затесавшимся между горами в самом центре Швейцарии.

Но всё это увы не сегодня, а пока же мне надо подъехать к первому перевалу как можно ближе, чтобы пройти его на следующий день. В первый день особых приключений не произошло. Дорога была достаточно приятной, и к вечеру я добрался до кемпинга и поставил палатку. Вечер был тёплым, и, наварив еды и накипятив чая на примусе, я долго сидел возле палатки, наслаждаясь тишиной. Ночь тоже была тёплой и можно было спать в одной футболке.

В итоге проехано 81 км, AVS = 17.3 km/h, подъём 677 m, спуск 605 m.

День 2-й. Приключения начинаются

За ночь погода испортилась. Мало того, что ночью лил дождь, наутро всё небо и горы были затянуты низкими тучами. Немного пофотографировав, отправился в путь. Дождя не то, чтобы не было совсем, он срывался редкими каплями, и мембранку одевать не хотелось. Но дорога была красивая, и опять буйная южная растительность. Через десяток километров дождь начался сильнее, и пришлось натянуть мембранку. Потом кончился, либо я из него выехал, и мембранку снял, решив, что на провокации я больше не поддаюсь и мембранку без повода не натягиваю. Встретил двоих, таких же, как я, на гружёных великах. Едут мне навстречу, может, прошли тот же перевал, что мне предстоит сегодня пройти? Иду достаточно быстро, дорожка для велосипедистов хорошо отмечена указателями, и с основной, автомобильной дорогой, почти не пересекается. Моя дорога пошла в гору раньше, и автодорогу мне с горы хорошо видно. Судя по карте, придётся её всё-таки пересечь, и на перевал заходить по ней. Но сверху отлично видно, что машин на ней практически нет. Это радует, но немного настораживает: проходим ли перевал?


Горы затягивает тучами

После полудня стал для приёма пищи, даже примус развёл. Путь предстоит не из лёгких, и пожрать надо. Хорошо, если буду на перевале где-то в пол-пятого. Только закончил с трапезой и двинулся в путь - начался дождь. Причём довольно сильный, и пришлось натягивать мембранку. Когда я понял, что в башмаках начинает чавкать, пришлось натягивать набашмачники. Потом я понял, что это надолго. Пришлось зачехлять сумки. Тут надо заметить, что обычно профессиональные сумки, хоть и сделаны из достаточно водостойкого материала, но всё-таки промокают. Для этого они снабжены чехлами, которые натягиваются поверх сумки. Зачехление - процедура неприятная, так как нельзя быстро из сумки что-то достать или что-то туда положить. Их надо расчехлять, потом зачехлять. Почти все вещи у меня были упакованы в кульки, кроме, может быть, спальника, матраса, штанов и курточки. Но для надёжности однозначно надо зачехлять, ибо что я буду делать, если что-то промокнет? Да и тучи висят чёрные. Хорошо хоть, что пока не холодно. Спидометр показывает +17, и под мембранкой у меня только футболка и шорты. Одевать что-то ещё пока не планирую, так как футболка и так насквозь мокрая, а пока дотяну до перевала, будет мокрое всё. Сменить одежду однозначно придётся на перевале, поскольку будет холодно на спуске. А до тех пор желательно держать как можно больше сухих вещей. И вот, метр за метром тяну на перевал. Тянуть по вертикали ещё около километра, и уже метров на 500 поднялся от места ночёвки. Клинометр уверенно стоит на 10%, спидометр показывает 200-300 м/ч по вертикали.

На высоте около 1300 встретился с байкером, который ехал вниз. Тоже гружёный, тоже с палаткой. Кивнули друг-другу, махнули рукой. Парень закутан с ног до головы, да оно и понятно. Мне тоже такое предстоит. А пока же я еду вверх, и, несмотря на то, что на термометре уже +14, не холодно, только постепенно начинает давить голод. Жаль, нет допинга. Зато от ветра меня закрывает лес, но такой растительности, как внизу, уже нет. Лишь пожелтевшая прошлогодняя трава, а из деревьев только сосны и ели. На противоположном склоне лежит снег. Вскоре снег появился и на моём склоне, больше и больше. И через некоторое время только редкие проталины, лес кончился. А там, внизу, цветут пальмы.

Всё, перевал, 1914 м. Стрелка велодорожки показывает на сугроб и дальше на заснеженное поле, по которому летом, вероятно, и можно проехать велосипедом. Автодорога поднимается на 50 м выше, и проходит через тоннель. На карте тоннель не указан, вероятно это просто галерея, но заваленная снегом. Поскольку машин всё равно нет ни одной, ныряю в тёмное нутро тоннеля. Эх, скорее бы спуститься. Холодина та ещё. Леса больше нет, склон северный, и ветер северный, которого я на подъёме не чувствовал. Решаю переодеться, как только проеду самую верхнюю точку.

Тоннель оказался, действительно, галереей. Кое-где, где не было снега, были окна, и тоннель хоть как-то освещался. Плохо было другое - он не кончался. Дорога начала уже идти вниз, а выхода не было видно. Как только я пошёл вниз, сразу ощутил всю прелесть местной жизни. Холодина жуткая, надо скорее из тоннеля выезжать, я тут даже стать не могу. Наконец, он кончился, и я выскочил на свет. Стать практически негде, если не на проезжей части. Справа - стена. Нечаянно, буквально в 50 метрах от тоннеля, проскочил просвет справа, где можно было стать. Среагировать не успел. Или не успел нажать на тормоза? Что происходит? Не могу понять. Как умудрился остановиться - не знаю. По рукам как будто мурашки поползли. Велик успел прислонить к стене, пробую расстегнуть шлем. Всё, не могу. Пальцы скорчились, потеряли чувствительность абсолютно. Я абсолютно не чувствую, к чему прикасаюсь. Разогнуть или согнуть не могу.

Если ты знаешь, что у тебя эта вещь есть, но ты не помнишь, куда ты её положил, это равносильно тому, что ты эту вещь потерял

Что мне делать? Я стою на ветру и холоде, под дождём, в мокрой футболке и не могу не то, что одеться, но даже расстегнуть шлем. Да, я знаю, где у меня что лежит, мне не придётся искать ни одну вещь, но сумки зачехлены, расчехлить их такими руками я не смогу. Только рубашка и шарф лежат в рулевухе под картой, их надо достать как можно скорее и одеться, так как я стремительно теряю тепло и замерзаю. Но чтобы одеть рубашку, надо сначала снять мембранку, а чтобы снять мембранку, надо снять шлем. После долгих приседаний, маханий руками, удалось расстегнуть сумку. Пока расстёгивал, чувствую, что сейчас судорога прихватит не только руки, но и всё остальное. Опять приседания, махания, сгибания. Удалось расстегнуть мембранку. Даже глядя в зеркальце, шлем расстегнуть не могу. Стоп! Надо руки вытереть об рубашку! Сумку-то я уже открыл. Так и делаю. На очень короткое время слегка-слегка отпустило. Успел расстегнуть шлем. Ура! Быстро стягиваю мембранку, одеваю рубашку, опять натягиваю мембранку. Так, курточка и штаны в левой задней сумке. Надо срочно расчехлить. Кое-как расчехлил, стянул мембранку и мокрые шорты, натянул штаны и опять мембранку. Опять приседания, опять махания. Но морально уже легче, чувствую, что уже хоть в штанах и рубашке. В последний этап получается натянуть курточку. Всё, руки болят жутко, но чувствительность возвращается. Натягиваю перчатки, можно потихоньку ехать. Скорее бы вниз, там теплее. Смотрю на спидометр: +5. Эх, а внизу-то цветут пальмы. Пока съехал в посёлок, зуб на зуб не попадал. Почти 6 вечера. Эх, найти бы магазин. Мёда бы банку купил, может, не заболею. Ура! Вижу Denner, местный гастроном! Ставлю велик. 18:00, но свет вроде внутри горит.
- Вы ещё открыты?
Мужик машет рукой, мол, заходи, что с тобой делать.

Через несколько минут приезжаю на кемпинг. В других условиях я бы искал ночёвку только после 19 или 20 часов. Но сейчас всё, больше никуда не еду. В желудке вакуум, руки до сих пор ноют.

Душ, палатка, нажрался вермишели с консервами и мёда. Опять пошёл дождь. Всё, спать!

Проехал 75 км, AVS = 11.7 km/h, подъём 1752 м, спуск - 968 м. Высшая точка 1967 м.

День 3-й. Снежные мухи


Там, внизу, я стоял палаткой

Наутро встал поздно, в восьмом часу. Собирался достаточно медленно, погода вроде налаживалась, и я хотел, чтобы хоть немного просохла палатка. Выехал только около 11-ти.

Первую часть пути на перевал прошёл достаточно быстро. Дождя не было, а в спину дул тёплый ветер. Видимо, следом за мной шёл тёплый атмосферный фронт. Идти предстояло на Oberalp, 2046 м. Ущелье, по которому я ехал, было ущельем Рейна. Мелкие горные ручьи, сливаясь воедино, образуют великую реку, которая несёт свои воды к Северному Морю. У Рейна нет единого истока, он собирается из множества ручьёв и речушек. Самые высокие начинаются из высокогорных озёр Rein Anteriur, которые видели ещё ледниковый период. Интересные места, я об этом читал, но подъехать туда сейчас не представлялось возможным. Да даже перевала не было видно, только белые вершины, исчезающие в облаках. По дороге встретил группу байкеров, гружёных и закутанных.
- Там холодно, там снег! - кричат.
Я, в общем-то, и не ожидал там увидеть тропики. Зато вы едете против ветра, а мне ветер в спину. Ха-ха.


Где там перевал - непонятно

Но где же перевал? Впереди только снежные пики! Как, куда идёт дорога? Опять попадаются байкеры навстречу. Двое, уже немолодые, тоже с рюкзаками и палаткой, тоже закутанные. По мере подъёма начинаю одеваться и я. Особенно помня вчерашний опыт. Вот впереди появился серпантин, снега на нём нет, только на противоположном склоне. Впереди гора в какой-то дымке, как будто снег идёт... Но откуда может быть там снег, если мне в спину почти что светит солнце? И вот, когда я начал заезжать на первый виток, я понял, что там может быть не только снег. Порывом сильнейшего встречного ветра меня буквально сносит. Несмотря на то, что подъём некрутой, и стрелка клинометра уверенно лежит на 10%, ставлю самую пониженную передачу. Ветром треплет так, что буквально сносит с серпантина.


Перевал

Мелкой колючей крупой сыплет в глаза. На очередном витке, спрятавшись от ветра за каменным уступом, решаю добавить одежды. Благо, снег на курточке не тает, его просто сдувает, и курточка не намокает. Пока заехал на перевал, вымотался. Вроде и перевал небольшой, но вот метеоусловия... Сугробы по краям дороги метра по 2 высотой. Прислонил велик к снегу, сфоткал. Теперь надо натянуть мембранку и двигать вниз, тут стоять долго нельзя. Тучи и сгустки облаков на огромной скорости летят мне навстречу и со свистом перелетают через перевал. Зрелище захватывающее и немного зловещее. Видимо, встретились 2 фронта: тёплый, пока ещё очень слабый, который меня нежно подталкивал снизу, и холодный, пронизывающий, который набирает силу, хочет сорвать меня с перевала и засыпает глаза белой колючей крупой. И эти 2 фронта встретились здесь, на перевале Oberalp, 2046 м. Глянул на спидометр: +3.

Всё, вниз! Поначалу даже на спуске приходилось бороться с ветром, но потом гравитация берёт своё, и мне остаётся только рулить и бороться с порывами. Вдруг ветер стих, и резко на полную мощность засветило солнце. Облако, из которого я выехал, понеслось на перевал. Подо мной тоже облака, плотным слоем. Вокруг ничего не видно, даже гор. Только клочок дороги, по которому ты едешь и облака. Облака везде, и под тобой, тоже. Ощущение такое, что едешь по небу. Над тобой солнце, под тобой - облака. Вот облако приближается, дорога заходит внутрь, а тебе так жутко хочется остаться тут, заехать на облако и ехать по нему дальше и дальше... Но дорога ныряет вниз, и облако захлопывается за тобой. Сразу становится жутко холодно и темно, видимость падает до 10-15 м. Я даже остановился, чтобы включить задний фонать. Не видно ничего, даже край дороги расплывается. Несколько раз останавливаюсь, чтобы размять руки. Неохота повторять вчерашний опыт. Влажность такая, что кажется, тут промокнет даже мембранка. Смотрю на высотомер - медленно ползём вниз, очень медленно. Там, внизу, тепло, наверное.
Из тумана наконец-то вырисовывается Андерматт. Ехать ещё долго, ехать в Альтдорф, это километров 30-40. И по высоте терять около километра. За Андерматтом вход в тоннель. Я думал, я в него не зайду, такой был поток воздуха. Но зашёл, сразу же дёрнуло в сторону, а потом понесло вперёд и вниз. Вскоре, очень резко, выехал из облаков. Но теперь облака не подо мной, а надо мной. И с огромной скоростью, по сужающемуся ущелью, несутся вверх на Андерматт и дальше, туда, где я был, на встречу с тёплым южным фронтом. Зрелище опять захватывающее и опять немного зловещее. А ведь я там был, я был в этих тучах, которые снизу кажутся такими тёмными.


Здесь можно было поставить палатку прямо на берегу
Когда я, наконец, доехал до Альтдорфа, встречный ветер вымотал меня окончательно. К вечеру холодало, и, несмотря на то, что я был внизу, было +9. Над озером и горами висели тёмные тучи, но дождя не было. "Поселился" на кемпинге в Sisikon, очень приятное место, потрясающий вид на озеро и горы. Полазил, пофотографировал. Потом поставил палатку так, чтобы по возможности не дуло, выкупался, наготовил еды и чая. Мёд пошёл опять очень хорошо. Всё, спать.

Проехал 84 км, AVS 13.6, подъём 1132, спуск 1808. Максимальная температура, зарегистрированная спидометром, +28, минимальная +3. А сейчас +8, и хочется спать.

День 4-й. Домой!

Несмотря на то, что утро выдалось таким же холодным, как и вечер, дождя не было и не предвиделось. Я поднялся из Sisikon вверх до Riemenstalden, дабы пофотографировать и посмотреть достопримечательности. Потом спустился, и погнал домой. Я решил ехать до Luzern, так было короче, да и домой уже хотелось. Но испугался встречного ветра, а может, поленился, и поехал в Цюрих. Это было значительно длиннее. Да и в ветре я никак не выиграл. И подъёмов было больше. Ну и ладно. Зато покатался. Было по-прежнему очень холодно, всё время шёл против сильного встречного ветра. Но это мелочи. Приехал в Цюрих за 12 минут до отправления моего поезда. Очень кстати, а то бы пришлось ждать следующего целый час. Вот и всё. Когда был дома, как обычно проверил спидометр.

Проехано 79 км, AVS=13.5 км/ч, подъём 1236 м, спуск 1219 м, максимальная высота - 1042 м (это утром, когда ездил в Riemenstalden).

Вот и всё, покатушка кончилась. Что же, было неплохо, в целом. Только лишь некоторые ошибки лучше не повторять.

Baksan, karakaya@mail.ru
25 мая 2004 г.


Вот некоторые полезные ссылки.
http://www.veloland.ch - сайт велосипедизма Швейцарии. Указаны все 9 национальных велодорог с кратким описанием да и много другой полезной информации.

http://www.tcs.ch - Touring Club, сайт по туризму, в основном посвящён авто. Можно посмотреть проходимость перевалов, дорог, и получить метеосводку.

http://www.cff.ch - железные дороги Швейцарии. Расписание.

http://www.meteoswiss.ch - погода по Швейцарии.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Небольшой город в итальянской части Швейцарии и вид на горы


Первая ночевка и моя палатка


Долина реки Тичино (итальянская часть Швейцарии)


Дорога начинает идти на перевал


Я и мой велик


Дорога заходит на серпантин


Опустился ниже облаков


Мост через ущелье


Озеро и ж/д полотно недалеко от Альтдорфа


Уточки


То же самое озеро сверху



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100