Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




Отчет о велосипедном походе первой категории сложности по Центральной России

1 - 5 мая 2002 года

Руководитель: Козлов П. В. (Москва)

Маршрут: Рязань - Спас-Клепики - Касимов - Муром

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5895

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание:
1. Сведения об участниках похода;
2. Общая характеристика маршрута
3. Сведения о районе похода;
4. График движения группы;
5. Техническое описание маршрута;
6. Итоги, выводы, рекомендации
1. Сведения об участниках похода

№ пп. Фамилия, имя, отчество Год рождения

Туристический опыт

Обязанности в походе

1 Козлов Павел Вячеславович
1977
I (P); III (У)

Руководитель

2 Налимов Игорь Петрович
1935
III (Р); 1 V (Р)

Медик

3 Гуров Артем Михайлович
1980
пвд

Штурман

4 Грибов Юрий Дмитриевич
1984
пвд

Завпит, фотограф

5 Помякшев Алексей Владимирович
1988
пвд

Завхоз по снаряжению

6 Хокканен Андрей Валентинович
1988
пвд

Механик

2. Общая характеристика маршрута

Участок маршрута День пути Протяженность Характеристика Тактические цели и задачи
Рязань - Солотча 1 33 км Второстепенные асфальтовые дороги по слабопересеченной местности Физиологическая подготовка группы к многодневному походу. Осмотр достопримечательностей
Солотча - Елатьма 2-3 180 км Второстепенные и отдельные участки грунтовых дорог по слабопересеченной местности Отработка практики организации и проведения категорийных велопоходов, проверка степени усвоения знаний полученных во время лекционных занятий в школе. Осмотр природных и архитектурных достопримечательностей Рязанской области.
Елатьма - Муром 4-5 99 км Второстепенные дороги по
пересеченной местности и
грунтовые дороги с отдельными участками труднопроходимого бездорожья
Отработка практики прохождения и преодоления локальных и протяженных препятствий, практика ремонта снаряжения в полевых условиях. Тренировка навыков первой медицинской помощи пострадавшему.

3. Сведения о районе похода

Карта

Участок маршрута День пути Природные и административно-экономические особенности Исторические и архитектурные достопримечательности
Рязань - Солотча 1
Абсолютно безлесый участок. Первые лесные массивы начинаются к северу от Солотчи. Возможности пополнения запасов пищи и воды не ограничены. Плотность потока машин на основной дороге: 1 в минуту, на вспомогательных - 1 в 10 минут.
Рязань.
Историческим центром Рязани является кремль - это место прогулок и отдыха, из учреждений там только музей, находящийся в стенах бывшего монастыря. Стен самого кремля нет, только остатки земляного вала. Главный храм - Успенский собор с золотыми звездами на голубых куполах. Рядом несколько других храмов, тоже недействующих, и старинный Дворец Олега. С холма, на котором находится кремль, и с набережной слева от него - прекрасный вид. Солотча.
Одно из живописнейших мест Рязанской области - Солотча, до революции известная как "рязанская Италия". Давным-давно прямо у Солотчи протекала Ока, тогда-то и образовалась тут высокая песчаная терраса, поросшая позже густым бором. От реки осталась только тихая старица, за которой расстилаются заливные луга. Есть здесь другая речка - Солотча. По преданию, на ее берегах встретили рязанские князь с княгинею двух отшельников, Василия и Евфимия. Князь Олег решил основать на этом месте мужской монастырь и в 1390 году выстроил деревянный Рождественский собор.
Нынешний вид монатыря сложился в основном в конце XVII века, когда всвязи с назначением архимандритом Игнатия Шангина началось подлинное возрождение обители. В это время были построены две церкви в нарышкинском стиле - Предтеченская (надвратная) и Святого Духа ( с трапезной). Единственная из более ранних сохранившихся построек - Рождественский собор XVI века. Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII - XIX веках ничем особенным не знаменита. В 1960-х годах началась реставрация, а в 1993 году возрожден Рождество-Богородицкий женский монастырь.
Солотча - Спас-Клепики - Тума - Гусь-Железный -   Касимов - Которово - Елатьма 2-4
До Касимова - лесной, сильно заболоченный участок, при этом обильно представлены хвойные породы деревьев. Возможности пополнения запасов пищи и воды не ограничены. Плотность потока машин на основной дороге: 1 в 2 минуты, на вспомогательных - 1 в 20 минут.
К северу от Спас-Клепиков находится голубая жемчужина Рязанщины - Великие рязанские озера. Описать их красоту практически невозможно - здесь надо побывать. В выходные дни многие жители Рязани отправляются сюда на автомобилях, но для велосипедистов, способных проехать по узеньким лесным тропинкам все равно остается много практически диких и уединенных мест, где никакой шум не помешает наслаждаться прелестями Мещеры.
Тума интересна как место, связанное с историей железных дорого России. Здесь до сих пор сохранилась станция узкоколейной железной дороги, узкоколейные пути, на которых стоит состав из малых вагонов и дизеля. Сейчас здесь сохранилось местное узкоколейное движение до о.п. Головоново.
Гусь-Железный - небольшой городок, примечательный разве что необыкновенными видами на реку Гусь и своим громадным храмом. Ранее, село Веркуци, известное больше под названием Гуся-Баташова, при р.Гусь и искусственном озере Гусьском. В 1758г. известные заводчики Баташовы купили землю и устроили чугунно-плавильный и железный заводы: для работы на заводах устроили громадное озеро /7 вёрст длины и от 2 до 5 вёрст ширины. В 1802г. начато строительство каменного двухэтажного храма, работы были завершены окончательно только в 1868г.
Касимов.
Касимов основан суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году и первоначально назывался Городец Мещерский. Возник как опорный пункт для поселившихся среди финских племен славян. С другой стороны город возник как город - крепость для охраны границ Владимиро-Суздальского княжества. С 1376 года по 1471 года город назывался "Новый Низовой". В 1471 году был переименован и с того времени называется по имени казанского хана Касима - Касимов. Особая эпоха в истории Касимова - период с середина 15 и почти до конца 17 века. В это время существовало Касимовское ханство, упраздненное в 1681 году. В городе много памятников истории и архитектуры. Памятники архитектуры делятся на две категории: гражданские - Обелиски Петровской заставы 18 век, дом Барковых 1823 год, дом Наставиных 1813 год, торговые ряды 1830 год. Культовые - Церкви 18 век: Благовещения, Георгиевская, Троицкая, Успенская, Колокольня Успенской церкви, Никольская и Ильинская церковь 19 века, Старая татарская мечеть 1476 г., гробницы Шах-Али-хана 1555 г. и Авгана 1648 г. В целом милый и приятный старинный русский городок с размеренным темпом жизни. Приятно побродить по его улочкам, набережным и парку. С вершины мечети (вход через музей) открывается прекрасный вид на город и Оку.
Елатьма - Дмитриевы горы - Муром 4-5
Сильно пересеченный участок маршрута. Присутствуют перепады высот до 50 метров с уклоном свыше 10%, не более 1 на 10 км. Участок от Елатьмы до Окшово - грейдер, крупный щебень и грунт с участками труднопроходимого бездорожья. Движение автотранспорта на этом участке отсутствует. Леса - смешанные. Магазины на участке Елатьма - Дмитриевы горы отсутствуют.
В селе Которово - необыкновенная по красоте недавно отреставрированная церковь, выкрашенная в голубой цвет.
Елатьма - небольшой городок, протянувшийся вдоль берега Оки. Основные сохранившиеся памятники архитектуры - старинные церкви (нами были замечено 4) - сильно разрушены. В целом участок характеризуется близостью к Оке, красивыми видами на реку, чем и интересен. Муром.
Муром, известный с 862 года, находится на высоком левом берегу Оки. Постоянного автомобильного сообщения с противоположным берегом нет, летом монтируется наплавной мост. Древнее городище находилось на берегу Оки на месте нынешнего парка культуры. Находившийся на нем городской собор не сохранился.
В городе сохранилось три монастыря: Спасский мужской (Монастырь находится на высоком берегу Оки к югу от центра города. На 2 квартала южнее, чем Смоленская церковь с высокой колокольней (ориентир). Из сохранившихся муромских монастырей этот самый древний - существует 1096 года. До 1995 года в монастыре находилась воинская часть. По состоянию на лето 2001 г. почти закончено восстановления пятикупольного Спасского собора ( XVI век), восстановлена колокольня Покровской церкви. В северо­западной угловой башне работает монастырская хлебная лавка. Хлеб отменный) , Троицкий женский (Монастырь находится в квартале к северу от центральной площади Мурома. Главный собор - Троицкий, XVII века. В нем покоятся мощи св. Петра и Февронии - муромских князя и княгини, покровителей семейного счастья. Есть еще надвратная Казанская церковь с шатровой колокольней. На территории также установлена перевезенная деревянная церковь Сергия Радонежского. Сохранность построек приличная, невысокая ограда с башенками в хорошем состоянии. Монастырь возобновлен в 1991 году. ), Благовещенский мужской (Монастырь находится рядом с Троицким. Благовещенский храм ( XVI - XVII век), кажется, единственный из муромских храмов сохранил внутри хотя бы частично стенную роспись, поскольку почти не прекращал действовать. В приделе храма покоятся мощи благоверных муромских князей Константина, Михаила и Федора. Рядом с воротами небольшая церковь св. Стефана. Частично сохранилось старинное кладбище. Благовещенский храм сооружен на месте первой в городе деревянной церкви, построенной при крещении Мурома), много церквей, музеи. К востоку от центральной площади близ торговых рядов в двухэтажном домике бывшей городской управы находится центральное здание муромского историко-художественного музея. В нем на 1-м этаже касса, а на втором - экспозиция старинного искусства, в том числе западноевропейского, опирающаяся на богатства графского рода Уваровых, чье поместье было рядом с Муромом.
Соседний дом - 3-этажный купеческий особняк Зворыкиных содержит историческую экспозицию и отдел древнерусского искусства (иконы, церковная утварь).
В паре километров от центра вверх по течению Оки находится вошедшее в черту Мурома легендарное село Карачарово - родина Ильи Муромца. В селе есть действующая церковь, родник на берегу Оки, рядом остатки усадьбы Уваровых. Дорога от центра города: на юг по ул. Ленина, пересечь железную дорогу и далее по Карачаровскому шоссе.
Парк культуры Мурома на высоком месте над Окой с памятником Илье Муромцу и колесом обозрения, откуда открываются неповторимые виды. Водонапорная башня XIX века в центре города. Начало Московской улицы, сохранившее старинную застройку. Частично сохранившиеся старинные торговые ряды в центре города рядом с действующим рынком.

4. График движения группы

День пути Дата Участок маршрута Протя женно сть, км Средняя скорость, км/ч Ходовое время, (ч) Характер пути Метеоусловия
1 1.05 Рязань - Солотча
63
17
4
Основная трасса достаточно оживленная, но широкая, а двигаться можно по параллельным второстепенным асфальтовым дорогам. Качество асфальта нормальное.
Температура: +23° С. Ветер Ю, Ю-3, умеренный. Ясно. Вечером и ночью дождь.
2 2.05 Малиновка - Спас- Клепики - Гусь- Железный
97
16,5
6
Основная трасса до Спас-Клепиков достаточно оживленная, но значительно уже, чем на предыдущем участке, много крутых поворотов, при этом скорость движения автомобилей превышает 70 км/ч, второстепенных дорого, которыми можно воспользоваться нет, необходима предельная внимательность при движении в группе. Качество асфальта нормальное. На подъезде к озерам много грунтовых дорожек и троп, ведущих к уединенным берегам и пляжам, куда машины не заезжают. После Спас-Клепиков трасса не оживленная, прямая, можно воспользоваться и второстепенными грунтовыми и асфальтовыми дорогами, качество их покрытия нормальное.
Температура: +21° С. Ветер 3, умеренный. Ясно.
3 3.05 Гусь-Железный - Касимов - Елатьма
53
16
3,5
Основная трасса не оживленная, асфальт, перед Елатьмой начинается пересеченка.
Температура: +23° С. Ветер 3, умеренный. Пасмурно.
4 4.05 Елатьма - Воютино
39
8
5
Второстепенные грунтовые дороги с отдельными участками труднопроходимого бездорожья на отрезке Ласино - Окшово. К лету дорога высыхает, но в весенний период для преодоления необходима резиновая обувь. В противном случае приходится искать сложные обходы.
Температура: +18° С. Ветер переменных направлений, сильный. Пасмурно. К вечеру и ночью сильный дождь
5 5.05 Воютино - Муром
60
12
5
Второстепенные асфальтовые дороги, грейдер. Сильно пересеченная местность. Уклоны свыше 10 % с перепадами высот до 50 м, 1-2 на 10 км пути.
Температура: +19° С. Ветер восточный, умеренный. Пасммурно.

5. Техническое описание маршрута

День пути Дата Участок маршрута Протя-
жен-
ность, км
Сред-
няя ско-
рость, км/ч
Ходо-
вое время, (ч)
Характер пути Ночевки Прочее
1 1.05 Рязань - Солотча - Малиновка
63
17
4
Основная трасса достаточно оживленная, но широкая, а двигаться можно по параллельным второстепенным асфальтовым дорогам. Качество асфальта нормальное.
К югу от Малиновки. Возможность свободного выбора места ночевки есть только в районе Солотчи. Южнее нельзя - поля, севернее - начинаются болота. Найти место сложно. Костры - летом высокая пожароопасность.  
2 2.05 Малиновка - Спас-Клепики - Гусь- Железный
97
16,5
6
Основная трасса достаточно оживленная, но значительно уже, чем на предыдущем участке, много крутых поворотов, при этом скорость движения автомобилей превышает 70 км/ч , второстепенных дорого, которыми можно воспользоваться нет, необходима предельная внимательность при движении в группе. Качество асфальта нормальное. На подъезде к озерам много грунтовых дорожек и троп, ведущих к уединенным берегам и пляжам, куда машины не заезжают.
4 км к востоку от Гуся-Жел. Возможность ночевки ограничена: много полей, леса только восточнее Гуся- Железного. Костры - летом высокая пожароопасность  
3 3.05 Гусь- Железный - Касимов - Елатьма
53
16
3,5
Основная трасса не оживленная, асфальт, перед Елатьмой начинается пересеченка.
5 км к северу от Елатьмы Возможность ночевки ограничена: много полей, леса редкие и малыми массивами. Костры - летом высокая пожароопасность.  
4 4.05 Елатьма - Воютино
39
8
5
Второстепенные грунтовые дороги с отдельными участками труднопроходимого бездорожья на отрезке Ласино - Окшово. К лету дорога высыхает, но в весенний период для преодоления необходима резиновая обувь. В противном случае приходится искать сложные обходы.
Не доезжая Воютино. Возможность ночевки ограничена: много полей, леса редкие и малыми массивами. Костры - летом высокая пожароопасность.  
5 5.05 Воютино - Муром
60
12
5

Второстепенные асфальтовые дороги, грейдер. Сильно пересеченная местность. Уклоны свыше 10 % с перепадами высот до 50 м , 1-2 на 10 км пути.

Возможность ночевки крайне ограничена: близость крупного нас. пункта, леса редкие и малыми массивами. Костры - летом высокая пожароопасность.
После движения по булыжному участку у одного из участников лопнила камера, прорван корд и разбита шина. Учитывая высокий профиль протектора принято решение шину не зашивать, заклеить и туго замотать веревкой. По итогам замены камеры и ремонта шины биения колеса не наблюдалось. В дальнейшем за поход ремонт колеса не потребовался. Ремонт - 1 час.

6. Итоги, выводы, рекомендации

Маршрут представляет безусловный интерес с точки зрения проведения учебно-тренировочных походов 1 к.с. в рамках школ начальной туристической подготовки. В нем рационально сочетаются объекты историко-культурных достопримечательностей и участки, преодоление которых требует определенных навыков, получаемых слушателями школы. Достопримечательности и протяженные препятствия равномерно распределены на всем протяжении маршрута, что способствует поддержанию равномерного темпа его прохождения и не создает излишних перегрузок. Широкий диапазон климатических зон и видов растительного покров и почв дает возможность получить всесторонний опыт в вопросах приготовления пищи, выбора места для ночлега, оптимальных вариантов движения группы. Поэтому маршрут идеален для туристов-школьников. Отсутствие мест массового паломничества дачников и возможность прохождения крупных населенных пунктов в дневное время делают маршрут абсолютно безопасным.
Участники похода показали себя как знающие и умеющие применять на практике правила поведения в походе. Группа в целом проявила сплоченность и умение быстро находить решения, а также концентрировать усилия для решения возникающих в походе задач и чрезвычайных ситуаций. Рекомендации по срокам: апрель - начало мая; октябрь - ноябрь. Причина: обилие кровососущих насекомых в этих местах в летний период.
С учетом протяженного препятствия Елатьма - Окшово целесообразно иметь непромокаемую обувь. В целом для нормального прохождения маршрута необходимы минимальный набор запасных частей (не более, чем для стандартного ПВД) и ежедневный запас продовольствия объемом 1-1,5 дня. Необходимость корректировки маршрута отсутствует.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100