Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана о походе III категории сложности по маршруту: Ерментау - г. Суйкенбай - Алгабас - кош. Найзатас - Дальнее - Родниковское - Узунбулак - Топасы - Жанажол - Биржанколь - пер. Баянаул - Баянаул - Угольное - пер. Кызылтау - Кызылшилик - Теректи - Егиндыбулак - Каркаралинск - Жарлы - Мильбулак - Акжарык - г. Аксоран - Шылым - Актогай

Маршрутная книжка: № 1/5-302

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5995

Руководитель похода: Исаков Леонид

Содержание
Краткая характеристика похода
Справочные сведения об участниках
Сведения о районе похода
       - Цетрально-казахстанский мелкосопочник в целом
       - Район похода - географическая провинция
         Карагандинско-Чингизтауских сухостепных низкогорий и мелкосопочника
Смысловая идея похода, общая характеристика маршрута
Организация похода
Варианты подъезда и отъезда
Изменения маршрута и их причины
Техническое описание маршрута
Итоги, выводы и рекомендации
График движения
Картографические материалы
       - Ерментау - Дальнее - Баянаул
       - Баянаул - Угольное - Каркалинск
       - Каркалинск - Аксоран - Актагай
Техническое оснащение группы
Список индивидуального сняряжения
Список группового сняряжения
Список ремнабора
Список аптечки
Контактная информация

Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в мае 2003 г велосипедном походе III категории сложности по маршруту: Ерментау - г. Суйкенбай - Алгабас - кош. Найзатас - Дальнее - Родниковское - Узунбулак - Топасы - Жанажол - Биржанколь - пер. Баянаул - Баянаул - Угольное - пер. Кызылтау - Кызылшилик - Теректи - Егиндыбулак - Каркаралинск - Жарлы - Мильбулак - Акжарык - г. Аксоран - Шылым - Актогай

Вид туризма
Велосипедный
Категория сложности похода Третья
Протяженность маршрута 799,31 км
асфальта 179 км
грунтовых дорог и троп 620 км
Суммарный набор высоты 5911 м
Максимальная высота 1565 м
Продолжительность похода полная 11 дней
ходовых дней 9
Сроки проведения 01.05-11.05
Руководитель похода Исаков Л.В.

Справочные сведения об участниках

Руководитель, фотограф - Исаков Леонид Викторович, 1980 г.р., студент; МГТУ им. Баумана, Москва б-р. Яна Райниса. 5 вело Р
Механик - Бертов Михаил Николаевич, 1973 г.р., ООО Европейское отделение "Сибирьэнергоуглеснаб" программист, Москва б-р. Кронштадский. 5 вело У
Медик, завхоз - Денискин Максим Анатольевич, 1970 г.р., ООО "ТФК" директор, Москва ул. Сумская. 4 вело У, 5 п У, 5 л У
Штурман, летописец - Елизаров Андрей Валентинович, 1967 г.р., Институт ислледования волжского бассейна, Самара, 3 вело Р, 5 вело У

Сведения о районе похода

К северу от пустыни Бетпак-Дала и к востоку от северного Приаралья и Тургайского плато, между южной окраиной Западно-Сибирской равнины и оз. Балхаш раскинулся обширный край - Центрально-Казахстанский мелкосопочник, протянувшийся с запада на восток, от Ишима до Чара, на 1200 км, а с севера па юг на 300 - 750 км.
Скалистые сопки чередуются здесь с пологохолмистыми равнинами. расположенными па высотах 250 - 500 м. и с низкогорными массивами. К последним относятся Улутау на юго-западе (1133 м), Актау на юге (также 1133 м), Кокчетау (887 м) и Ерментау (897 м) на севере, Кызылрай (1563 м) и ряд других в центре и Чингиз-Тау (1301 м) на востоке. Мелкосопочник. являющийся остовом древних разрушенных гор, обладает хотя и не глубоким, но дробным расчленением. Во все стороны с пего стекают пересыхающие реки. Исключение составляют лишь наиболее крупные водотоки: Ишим, Нура, Селеты, Оленты и несколько других. Для мелкосопочника характерно наличие пресных и соленых сзер, иногда значительной глубины. Окрестности этих озер. окруженных гранитными скалами, на которых растут сосновые боры. очень живописны и отличаются прекрасными условиями для создания курортов.

Центрально-казахстанский мелкосопочник в целом

Центральный Казахстан представляет собой своеобразную природную страну низких островных гор и холмогорий, а также бесчисленных холмов, гряд и скалистых сопок, возвышающихся над поверхностью денудационных и частично аккумулятивных равнин. Эта мелкосопочная страна сформировалась в процессе длительного континентального развития, продолжавшегося с середины палеозоя до наших дней. Территория сложена сильно метаморфизированными докембрийскими и палеозойскими толщами, прорванными гранитными интрузиями разного возраста. Эти толщи были интенсивно дислоцированы во время каледонского и герцинского горообразований, когда и возникли древние горные сооружения. Длительное разрушение гор денудационными процессами превратило их в низкогорья и обширную почти равнину - древний пенеплен с островными горными массивами, сложенными наиболее устойчивыми к разрушению горными породами. Во многих местах сохранились мезозойская и палеогеновая мощные кварцево-каолиновые коры выветревания.
В кайнозое мезозойский пенеплен испытал неоднократные слабые эпейрогенические поднятия и опускания, обусловившие чередование эпох пенепленизации, когда формировались денудационные и аккумулятивные равнины, и эпох эрозионного расчленения приподнятых цокольных равнин, когда формировались водораздельный и приречный мелкосопочник. Амплитуды эпейрогенических движений были незначительны, о чем свидетельствуют сохранившиеся от размыва коры выветривания и малые относительные высоты речных террас. Эти движения были в ряде мест осложнены локальными глыбовыми движениями крупных структур, в связи с чем местами обособились области неотектонических поднятий и опусканий, определивших некоторые современные черты орографии и распределения гидрографической сети. Процессы пенепленизации, а отчасти неотектонические поднятия, обусловили возникновение или возрождение широких, выровненных, с низкогорными массивами и холмогорьем главных водоразделов: Балхаш-Иртышского с наибольшими абсолютными высотами до 1000 - 1559 м, Сарысу-Тенгизского - до 1134 м и Ишимо-Иртышского - до 600-1358 м. Площади междуречий с малыми амплитудами геотектонических движений заняты водораздельным мелкосопочником, возвышающимся на 10 - 100 м над прилегающими равнинами.
Различные денудационные формы мелкосопочника связаны с характером горных пород и их залеганием. Так, для гранитов характерны скалистые, зубчатые, шаровидные или матрацевидные формы выветривания, для линейно вытянутых толщ песчаников, известняков и сланцев - гребни и гряды, для вторичных кварцитов - острые вершины (по-казахски шоку). На поверхности аккумулятивных равнин широко распространены суффозионные западины и дефляционные котловины с пересыхающими озерами. Морфология речных долин, помимо геологического строения, в значительной степени связана с климатическими и ландшафтными условиями. В северной части страны, где господствует густой дерновый покров степей и поэтому мало склоновых наносов, долины в районах пересечения приподнятого мелкосопочного рельефа узкие и имеют несколько аккумулятивных террас. На юге страны, где в условиях пустынь растительность крайне разрежена и происходит интенсивное выветривание обнаженных скал с образованием большого количества наносов, долины весьма широки, с низкими и широкими аллювиальными террасами и пологими делювиально-пролювиальными склонами, переходящими в предгорные шлейфы. Области относительных неотектонических опусканий, приуроченных к Тенгизской и Джезказганской впадинам, характеризуются низкими абсолютными высотами (240-400 м).
Центрально-Казахстанский мелкосопочник богат уникальными месторождениями полезных ископаемых. Здесь находится одно из крупнейших в бывшем СССР месторождений каменных и бурых углей, крупнейшие месторождения медистых песчаников; к девон-карбоновым мульдам приурочены гематитовые и марганцевые руды. С гранитными интрузиями связаны жильные месторождения золота, железа, молибденита, вольфрамита, полиметаллов и других полезных ископаемых.
Резкая континентальность климата значительно смягчается орографическими поднятиями, задерживающими атмосферные осадки, поступающие преимущественно с атлантическими и арктическими, воздушными массами. Так, в западной, сильно расчлененной части Кокчетавского мелкосопочника выпадает больше осадков (до 400 мм), чем в его восточной, резко засушливой части (до 250 мм). Повышенное количество осадков наблюдается на всех горных поднятиях, что сказывается в проявлении высотной поясности.
В реках, стекающих с главных водоразделов, 70-90% годового стока проходит в течение полутора - двух с половиной недель весной; после этого они становятся крайне маловодными или разбиваются на цепочки длинных озер - плесов с постепенно осолоняющимися водами или совсем высыхают.
Наиболее крупной водной артерией является р. Ишим. Воды этой реки и ее боковых притоков используются для водоснабжения промышленных предприятий, населенных пунктов и для орошения. Среди мелкосопочника и низкогорных массивов располагаются постоянные пресные горные озера с родниковым питанием (Большое Чебачье, Боровое, Щучье, Имантау, Жаксы-Жангызтау и др.) Из этих озер вытекают реки с постоянным течением. Среди мелкосопочника много бессточных котловин с временными озерами, воды которых сильно минерализованы и пригодны только для водопоя скота. Основным и наиболее надежным источником водоснабжения являются подземные воды, образующие в карбоновых и мезозойских мульдах артезианские бассейны пресных вод, а также трещинные и трещинно-пластовые воды со слабой минерализацией, но малыми дебитами источников. Пластовые воды в третичных отложениях незначительны по запасам и пестры по качеству. Наиболее обильны грунтовые, преимущественно пресные воды аллювиальных отложений крупных речных долин.
Территория расположена в трех природных зонах: степной, полупустынной и пустынной. В каждой подзоне выделяются высотные пояса с растительным покровом более северных подзон. Территории степной зоны используются для земледелия, а полупустынь и пустынь - под пастбища и местами под сенокосы.

Район похода - географическая провинция Карагандинско-Чингизтауских сухостепных низкогорий и мелкосопочника

Для рельефа провинции характерны низкогорные массивы: горы Ерементау (897 м), Баянаульские (1027 м), Егиндыбулак (1359 м) и другие, располагающиеся на Ишимо-Иртышском водоразделе, приподнятом до 400 - 500 м над ур. м., а также массивы водораздельного и приречного мелкосопочников и бессточные впадины, котловины и западины. Реки Ишим, Нура и Шерубай-Нура, втекающие с юго-западных склонов водораздела Ишима и Иртыша, имеют постоянное течение и более полноводны, чем реки его северо-восточных склонов - Селеты, Оленты, Шидерты; пресных озер мало (Баянаульские озера). Для водоснабжения пригодны артезианские бассейны в карбоновых мульдах, трещинные воды в гранитах и грунтовые воды крупных речных долин. В наиболее возвышенных районах сухостепных низкогорий и мелкосопочника прослеживаются острова высотных поясов с засушливыми разнотравно-ковыльными степями на горных и южных карбонатных черноземах (горы Ерементау, Нияз, Баянаульские, Каркаралы).
Провинция имеет большое промышленное и сельскохозяйственное значение. Здесь находятся такие крупнейшие в бывшем СССР угленосные бассейны, как Карагандинский, Экибастузский, Майкубенский и др. Разрабатываются месторождения меди и золота; разведаны месторождения магнетитовых руд, бокситов, различных строительных материалов. Равнинные территории с темно-каштановыми глинистыми почвами, распространенные главным образом в западной половине провинции, используются под земледелие. Обширные мелкосопочные степи служат пастбищами, а речные долины, особенно широкие поймы и озерные котловины, представляют собой сенокосные угодья.
Поход проходил по области Ерементау-Каркаралинской горно-мелкосопочной умеренно-сухой и сухой степи с высотным поясом с темно-каштановыми, типичными каштановыми, горно-каштановыми и горно-черноземными почвами. Область включает обширный приподнятый горно-мелкосопочный водораздел верховьев Ишима, Нуры, Оленты, Шидерты и Ащису, а также низкогорья Ерементау, Нияз, Баянаульские и Каркаралы. Рельеф имеет ярусное строение. Основные площади заняты скалистым, грядово-холмистым и холмистым водораздельным мелкосопочником с абсолютными высотами до 450 - 700 м и межсопочными денудационными равнинами. Наибольшие высоты приурочены к островным горам; наименьшие - к межгорным котловинам (Карасорской, 621 м и Карагандинской, 450-500 м) и широким речным долинам (200 - 600 м).
Территория относится к раннепалеозойской складчатой зоне, состоящей из антиклинориев: Ерементау-Ниязского, Баянаульского и Тектурмасского, сложенных главным образом кембрийскими и ордовикскими породами, прорванными гранитами. Между антиклинориями располагается Карагандинская впадина - область длительного прогибания в среднем и позднем палеозое, а также в мезозое. К этой впадине приурочены крупнейшие месторождения карбоновых каменных и в меньшей степени юрских бурых углей, образующих Карагандинский угленосный бассейн. В Каркаралинском районе разведаны Кентобетогайские месторождения магнетитовых руд. Месторождения в большей части могут разрабатываться открытым способом. В районе Успенского завода добываются медные руды.
Для водоснабжения (промышленности и населения и отчасти для орошения огородов на Нуре построено крупное Самаркандское водохранилище объемом 260 млн м3. На Шерубай-Нуре создано Джартасское водохранилище (7 млн. м3), а выше его Шерубай-Нуринское водохранилище (270 млн. м3). В пределах рассматриваемой территории известны трещинные, трещинно-пластовые и трещинно-карстовые пресные воды. Наиболее водообильны напорные пластовые воды мезозойских отложений. В верхней части толщи они пресны, в нижней осолонены. Пресные грунтовые воды аллювиальных отложений залегают на глубинах от 1 до 5 м и больше. Решающее значение для водоснабжения промышленных предприятий Караганды имеют пресные воды канала Иртыш - Караганда.
В области господствуют сухие типчаково-ковыльные и петрофитные полынно-типчаково-ковыльные степи на типичных каштановых почвах. На низкогорных массивах проявляется высотная поясность. В горах Ерементау и Нияз развиты петрофитно-разнотравно-овсецовые засушливые степи на горных черноземах, осиново-березовые леса по логам, а на при легающих равнинах - типчаково-ковылковые степи на малогумусных южных карбонатных черноземах. В Баянаульских и Каркаралинских горах распространены караганово-овсецово-тырсовые и разнотравно- овсецово-красноковыльные степи на темно-каштановых почвах и горных черноземах и сосновые боры на гранитах. Территория в основном используется под пастбища. В горах и по долинам рек имеются сенокосы. На плоских равнинах, особенно в западной части области, развито земледелие. Сосновые боры на гранитах и березняки на склонах долин имеют большое водоохранное значение, но сильно истреблены.
Среднемесячные температуры июля от +19 до +22 и января от -14 до -18 градусов по Цельсию характеризуют климат в регионе как резко континентальный. В то же время здесь наблюдается смена климатических поясов от сухого (вдоль долины реки Иртыш со средними годовыми температурами от +0,6 до +5 градусов по Цельсию и среднегодовым количеством осадков 250-300 мм) до умеренно-влажного (в горном обрамлении региона, где среднегодовые температуры меняются от +1 до -4 градусов по Цельсию, а среднегодовое количество атмосферных осадков достигает 400-600 мм). Максимум атмосферных осадков выпадает в мае - июне и октябре - ноябре. Очень сложна картина распределения направлений и силы ветра в регионе. Часто отмечается перемена направления и скорости ветра даже в течение одного дня. Тем не менее, можно отметить, что зимой и осенью преобладают ветры юго-восточного, реже западного, направлений при средней скорости 4-5 м/с, а летом - северного направления при средней скорости 3-4 м/с.

Смысловая идея похода, общая характеристика маршрута

Поход проходил по территории Казахстана.
Основная идея похода заключалась в разведке не посещавшегося ранее велотуристами региона Казахского Мелкосопочника, оценке его туристических возможностей, разведке основных достопримечательностей. Так же большинство участников похода никогда не были в степи. Все задачи маршрута были выполнены полностью. Удалось посетить множество горных оазисов Казахского мелкосопочника: Ерментау, Баянаул, горы Ку, Кызылтау, Карамырза, Каркаралинск, Улькенкаракус, Кызылрай. А так же удалось вдоволь накататься по весенним степям. Абсолютно весь маршрут является первопрохождением в новом районе.
Данный поход проходился в крайне высоком, спортивном темпе. Средний километраж был 89 км/день, а средний набор высоты 657 м/день. Максимальные же значения 117 км/день и 1482 м/день. Особо стоит отметить высокий процент грунтовых дорог. Можно сказать, что асфальта на маршруте практически не было. Особо сложные участки выделить тяжело, весь поход был довольно равномерным по нагрузке. А нагрузка в походе была крайне высокой.

Организация похода

Поддерживать высокий темп позволила великолепная физическая подготовка участников. Совместные скатки начались с середины февраля и с тех пор проводились каждую неделю. Особое внимание было обращено на подбор снаряжения с целью увеличения его надежности и минимизации веса (см. список снаряжения). Так же была проведена предпоходная подготовка велосипедов, в ходе которой были заменены все детали, выработавшие более 50% ресурса.
Особой организации поход не потребовал. В погранзоны и заповедники маршрут не заходил. Единственное что потребовалось сделать, это получить регистрацию. Регистрацию мы получили за полчаса в отделении МВД Каркаралинска. При выдаче регистрации у нас посмотрели паспорта и сняли копию маршрутной книжки.

Варианты подъезда и отъезда

Вариантов подъезда и отъезда довольно много. Международные аэропорты есть в Астане, Караганде и Павлодаре. В эти города каждый день вылетает по несколько рейсов из Москвы. Вдоль северной границы Казахского мелкосопочника идет ЖД ветка Астана - Павлодар, вдоль западной границы ветка Астана - Алмаата, а вдоль южной идет тупиковая ветка к г. Балхаш. По всем этим веткам ходят местные электрички, а так же прямые поезда из Москвы. Населенные пункты Казахского мелкосопочника имеют хорошее автобусное сообщение с ближайшими крупными населенными пунктами.

Изменения маршрута и их причины

В процессе прохождения маршрута было предпринято два изменения:
1. Участок Баянаул - Коянды - Каркалинск был заменен на участок Баянаул - Егендыбулак - Каркалинск т. к. заметно интересней и позволил посетить дополнительно два горных оазиса горы Ку и горы Карамырза.
2. Участок г. Аксоран - Балхаш был заменен на участок г. Аксоран - Актогай. Т.к. уверенности в том, что от Балхаша можно за день добраться до Астаны у нас не было. Тем более этот участок из себя представляет довольно однообразную полупустыню.

Техническое описание маршрута

Дата, ч.м.г. Погода Километраж, км. Событие
01.05.03 Холодно (около +10), без осадков, ветрено, пасмурно. 0 Старт с ж-д\авто вокзала г.Ерментау.
3 Выезд за черту города. Начинается грунт, ровный, укатанный. Но мокрый. Поэтому зачастую удобней ехать по целине (Фото 1, 2). Дорога идет по широкой долине вверх.
15 Грунт кончается. Начинаем форсирование хребта Ерментау-западный , без тропы, по склону (Фото 3). Склоны средней расчлененности. На высоком уровне нередки скальные обнажения – шоку. Но в основном склоны задернованы. Горы покрыты петрофитной степью, в долинах и распадках – березовые леса, иногда ольха. В распадках ледат снежники. Растительность еще не начала цвести, кроме Adonis и Pulsatilla.
18 Переваливаем через хребет Ерментау-западный на высоте 617 м. , в точке 1.8 км. с-в г. Суйкенбай (705 м). Тропы давно нет. Едем по целине, особенно приятно спускаться с холмов без тропы (Фото 4). Вот это настоящий даунхил. Неоднократно переправляемся через бурные ручьи.
24 Спускаемся в долину между хребтами Ерментау-западный и Ерментау-восточный. Долина ровная, образована небольшой рекой (или большим ручьем), текущим с юга на север. Водоток постоянный. В данный момент, благодаря таянию снежников, река бурная. По долине движемся на юг (вверх) по слабозаметной грунтовке (Фото 5). Район совершенно безлюден. Нет поселков, и в это время года нет стоянок скота. Дорога вязкая и мокрая, видимо совсем недавно растаял снег. Местами покрышки облипают.
34 Ночлег на террасе речки. Место отличное.
02.05.03. Прохладно (+15-18), без осадков, ветрено, с прояснениями. 40.5 Село Алгабас. Выезжаем на грейдер. Дорога перед селом совсем потерялась, ехали по азимуту по степи.
50 По грейдеру выезжаем на перевал через хр.Ерментау-западный. Но нам в другую сторону , поэтому надо вернуться назад и повернуть влево, на слабый свороток.
55 Сворачиваем с грейдера на восток, на грунтовку. Грунтовка мокрая и глинистая, велосипеды едут тяжело. Иногда начинают облипать.
56 Грунтовка кончается, идем по азимуту через поле костра.
57 Выходим на укатанную грунтовку и направляемся по ней на юго-восток, на пересечение хребта Ерментау-восточный. Этот хребет более крутой, чем западный, больше скал. Высшая точка – г. Акдым (901 м), лежит южнее нашей долины. Здесь расположен природный парк «Буйрантау». О чем и сообщают стоящие вдоль дороги таблички. Высота нашего перевальчика – 635 м. С перевала вид на степь на десятки километров, хорошо видны многочисленные тучки с дождем, летящие над степью.
63 Выезжаем из гор на равнинную поверхность мелкосопочника (пенеплен). Здесь же пересекаем границу Акмолинской и Павлодарской областей.
72 Развилка на месте бывшего села Белодымовка. Едем направо. Далее дорога идет вдоль восточного склона Ерментау, через кошары. На хребте часто встречаются красивые скалки, а на нашем пути подъемы и спуски.
77 Кошара Найзатас. Обед. Далее степь кончается и начинается большой пахотный район. Здесь, на западе Павлодарской области, шла интенсивная распашка целины в 50-е годы. Вся территория пашется и сейчас – залежей нет – и последствия этого мы хорошо ощущаем на собственой шкуре. Дорога от кошары до моста через р. Оленти 15 км. идет по меже полей, и почти все это расстояние дорога лежит в барханах из мелкоземистой пыли, которую боковой ветер сдувает с полей (Фото 6). Много приходится идти пешком.
87 Развилка, нужно держаться прямо.
92 Мост через р. Оленти.
96 с. Дальнее. Имеется магазин. Закупка продуктов. Далее едем по накатанной грунтовке в направлении с. Родниковское, на в-ю-в. Выезд из с. Дальнее на с. Родниковское находится на северном конце села. Дорога идет через степь, в целом прямая, местами огибая поля. Имеются ответвления на менее накатанные грунтовки, но нужно держаться по азимуту и не съезжать с основной дороги.
124 Выезжаем на трассу Павлодар-Караганда (асфальт) севернее с. Родниковское.
126 На трассе, у поворота на село, имеется придорожный кабак. Тут мы едим.
127.5 Сворачиваем с трассы налево, на грунт. Грунт укатанный. Вокруг степь.
136 Дорога подходит к каналу Иртыш-Караганда, ниже насосной станции 8 гидроузла. Ночлег на бровке канала, удобен. Рядом вода, отвал закрывает нас от дороги.
03.05.03 Прохладно (+15-18), без осадков, сильный ветер с частой сменой направления, с прояснениями. 143 Насосная станция 8 гидроузла. Въезд на плотину закрыт шлагбаумом (автомобильная дорога есть), но для нас сторож не учинил никаких препятствий – проехали без остановки. Водохранилище еще покрыто льдинами. Дует очень сильный встречный ветер. Дорога каменистая грунтовка.
146 Спуск с плотины на восточном берегу канала. Район, непосредственно прилегающий с востока к каналу, занят наполовину степями, наполовину полями.
156 Развилка. Более накатанная грунтовка идет вправо, однако она ведет на стоянки рыбаков. Нужна левая дорога. Вдоль дороги иногда встречаются курганы, с какими то камнями наверху.
176 с. Узунбулак. В целом к востоку от канала (юг Павлодарской области) область слабонаселена (Фото 7). Почти нет селений, дорог, полей нет совсем. Степь здесь, в равнинной части мелкосопочника, зональная сухая дерновинозлаковая. Доминируют Stipa lessingiana, S.capillata, Festuca valesiaca. Степь в это время года однообразна, эфемеры и эфемероиды отсутствуют. Ранняя и сухая весна способствовала повсеместным палам – степь покрыта большими черными лоскутами. Ландшафт разнообразят гряды сопок на горизонте.
204 с. Кызылтумсык. От Узунбулака до Кызылтумсыка местность пересечена мелкосопочными грядами, высоты 400-500 м., далее они кончаются и начинается просто увалистая равнина.
  Весь оставшийся день после с. Узунбулак нас помогает попутный западный ветер. Нередко едем на скорости 40 км.ч, причем ехать быстрее мешает несколько неровная каменистая грунтовка.
214 Обед. Увалистая равнина пересечена редкими пересыхающими руслами, в долине одного из них мы делаем привал. От ветра прячемся за ковриком.
230 с. Топасы. от него идет поднятая грунтовая дорога, по которой мы и направляемся. Перед с. Жанажол она становится совсем плохой, представляет собой дамбу на заливных лугах, проще спуститься и ехать по скотской тропе. Места эти представляют собой пример неправильного советского хозяйства. Желая повысить продуктивность низинных лугов, хозяйство отсыпало в долине р. Ащысу сеть дамб, задерживающих воду. В результате увеличилось испарение, подток солей из близких грунтовых вод, местность покрылась солончаками. В итоге вместо лугов умеренной продуктивности хозяйство получило малопригодные для скота солончаковые луга, местами с кусками соленой грязи вообще без растительности. Нам пробираться по такому месту тоже весьма непрятно. Кстати, все это можно было спрогнозировать просто по названию реки: «Ащысу» переводится как «соленая река», так население называет только реки, питающиеся водами из соленых пластов, то есть соленые даже в паводок.
242 с. Жанажол. Набираем воды в колодце и спрашиваем у местных дорогу.
244 Из Жанажола поднятая грунтовка выходит на север в направлении с. Булдей, через 2 км. в этой точке мы с нее сворачиваем направо, на обычный грунт. Ветер опять встречный, дорога довольно круто идет в горку.
253 Ночлег. Ночью ветер усиливается, в палатке от него чуть не ломаются дуги (Фото 8). Поломки за день: Сломана педаль и 2 спицы – Елизаров А., падение с велосипеда с легким повреждением ноги – Елизаров А.
04.05.03 Один из самых теплых дней за поход (+16-19), без осадков, сильный ветер, ясно. 260 Подъезжаем к соленым озеркам у г. Буркитти.
  Начиная от Жанажола начинается район с большим количеством песчаных грунтов (продукт разрушения гранитного Баянаульского массива). Двигаться труднее. Ветер южный-встречный.
289 с. Биржанколь. Мы у подножия Баянаульского массива. Здесь частая сеть постоянных, но коротких водотоков. Горы обеспечивают их постоянным питанием. Сейчас, в паводок, ручьи растекаются и заливают водой широкие лога. Часть из них надо преодолевать вброд пешком. В общем, километра три идем по болоту.
  В предгорьях Баянаула местность взрезана невысокими гранитными грядами, очень красивыми: матрацевидные граниты, отдельные сосны ветровой формы (Фото 9).
  Далее двигаемся вдоль северного подножия Баянаульского массива. Здесь частая сеть кошар, а значит и боковых дорог, следует придерживаться направления по азимуту.
309 Въезжаем в сам горный массив. Его разрезает асфальтовая дорога, ведущая к санаториям на его северном склоне. С южной стороны въезд на нее контролируется, а с северной, со стороны дикой степи, где въезжаем мы – нет. Чем мы пользуемся и с радостью катим по совершенно безлюдной, отличного качества, асфальтовой трассе. Местность резко контрастирует с окружающей степью. Гранитный массив живописен уже сам по себе, но он покрыт прекрасным сосновым лесом и редколесьем, каменистыми степями, тихими озерами (Фото 10). Ветра в долинах нет. Благодаря этому воздух прогревается и даже в прохладный день мы можем искупаться.
319 Перевал Баянаул – 642 м. Над ним высшая точка – г. Акбет – 1022 м. К перевалу ведет крутой асфальтовый серпантин.
325 п. Баянаул. запасаемся продуктами. На выезде их города единственная встреченная нами в походе стелла с названием населенного пункта. Название почему то написано на английском.
326 Развилка. Поворот налево на павлодарскую трассу.
333 Развилка. Поворот направо на с. Угольное. первые 17 км. дороги на Угольное – асфальт, далее грейдер.
  Начиная от Баянаула вокруг простирается грядово-увалистая равнина, с каменистыми грядами. Полей, как и везде на юге Павлодарской области, нет. Селения и фермы редки. Практически все они обозначены на топокарте 1:500 000 и даже на 1:1 000 000.
358 Ночлег на р. Еспе у подножия гор Итарка. Река сейчас полноводная, то есть на велосипеде не форсируема, надо переходить вброд. Участок плохого грейдера вечером привел к поломке 7 спиц у А. Елизарова и 2 спиц у М. Бертова.
05.05.03 Прохладно (+16-18), переменная облачность, без осадков, холодный южный ветер. 377 с. Угольное. сворачиваем на юг в сторону гор Кызылтау. Степь здесь значительно сбита скотом, доминирует только Stipa capillata. Дорога в основном песчаная.
387 Подъехали к горам Кызылтау. Здесь приходится опять вставлять спицу А. Елизарову, в чем активно помогают казахи с ближайшей кошары. Пока меняем спицу нас догоняет сильнейшая гроза.
393 Перевал через Кызылтау -771 м. Высшая точка гора Аулиетас – 1055 м. Перевал весьма непрост, крутой подъем, дорога давно наезжена (Фото 11, 12). Грунт от недавней грозы размок, колеса начинают облипать.
  Весь массив покрыт петрофитными степями. Однако, в глубоких распадках есть несколько маленьких березовых колков. После перевала мы огибаем массив Аулиетас с востока и движемся на юго-запад через широкую равнинную ложбину. Сильный холодный встречный ветер продувает насквозь и сильно тормозит движение.
415 Подъезжаем к кошаре у небольшого гранитного массивчика. Набираем воды в колодце. Изнутри колодец покрыт толстым слоем льда.
418 Переезжем через массивчик , находим в стороне от дороги осиновый колок и встаем там на ночлег прямо в лесу. Причем прямо на границе павлодарской и карагандинской областей. Не исключено, что разные члены команды ночевали в разных областях.
06.05.03 Самая неприятная погода. Холодно (+12), дождь, град, гроза. 431 с. Кызылшилик. В течение утра мы познаем все прелести езды по мокрому чернозему. Выехали в дождь, утром дорога шла по долине – то есть по суглинистому (не щебнистому) чернозему, так что это был экстремальный участок. Движемся в основном по степи, без дороги, часто пешком. Но это мало спасает – сухая трава смешивается с грязью и образует на колесах плотный холст (Фото 13). Кстати сказать, именно так – смешивая глину с травой – делают очень прочные саманные кирпичи, из которых строили дома у южноруских крестьян и сейчас строят многие казахи. Особенно трудно москвичам – непривычные они к природным свойствам чернозема, на подмосковных тренировках он не встречается.
438 От Кызылшилика уходим вверх в невысокую мелкосопочную гряду. Дорога отсюда идет с примесью гравия и песка, потому ехать легче. Перевальчик через гряду.
454 Выехали на грейдер перед с. Теректи.
457 Выезд из с. Теректи, по единственной грейдерной дороге. Здесь застает гроза с градом. Град крупный и больно сечет уши. Далее движемся по грейдеру в райцентр – Егиндыбулак. Грейдер на основе глины, сейчас дорога мокрая, ехать сложно и непрятно.
489 Въезд в Егиндыбулак. Здесь начинается асфальт. Большое село – райцентр – лежит у подножия гор Ку (1356 м). Горы интересны и очень жаль, что не можем через них проехать.
  Запасаемся провиантом. Пережидаем очередную грозу.
509 По отличному асфальту направляемся в сторону Каркаралинска. Ночлег на небольшом перевальчике через гряду. День был самый тяжелый.
07.05.03 Самая лучшая погода. Тепло (+18-20), ветер слабый, солнечно. 561 Горы Карамырза. Весь день до обеда мы быстро едем по шоссе на Каркаралинск. Отличная погода, отличная дорога, способствуют отличному настроению и надежде добраться до Балхаша.
576 Въезд в г. Каркаралинск. город сей лежит у подножия (точнее, в устье долины и окружен горами) замечательных гор Каркаралы, широко известных среди туристов, не только Казахстана. Это самый большой горно-лесной оазис Центрального Казахстана. Это почти что старейший город Казахстана (начало 19 века). Присоединялся Казахстан к Российской империи поздно, и в то время, когда уже была освоена Аляска, Казахские степи были совершенно нецивилизованными. Трудно было москвичам привыкать к сухому климату. Но слишком манили богатые рудные богатства казахских гор, и как первый русский форт здесь был заложен Каркаралинск.
588 Выезд из Каркаралинска. Мы выезжаем по дороге, ведущей в с. Жарлы (по указателю – Нуркен)через середину горного массива. Горы покрыты (высшая точка – пик Комсомольский - 1402 м.) в основном сосновым лесом на гранитах (Фото 14). В отличие от Баянаула, лес в основном густой. Значительны площади голых скал и каменистых степей (прежде всего в более низкой части), редколесий. Дорога асфальтовая отличного качества. Местность крайне живописна. Сравнительно плотно заселена.
605 Встаем на ночлег в живописном гранитном массивчике, стоящем отдельно на юго-западе Каркаралов (Фото 15). Воду берем из лужиц на скалах.
  Массив покрыт сосновым редколесьем и петрофитной растительностью. У его подножия течет ручей.
08.05.03. Тепло (+17-20), ветер слабый, солнечно. 619 с. Жарлы.
620.5 Прощаемся с асфальтом. Сворачиваем направо на грунт, идущий между горами Улькенкаракус. Дорога неплохого качества, идет точно на юг по плоской равнине, вокруг степь.
637 Дорога подходит к горам Улькенкаракус и идет вдоль их западного подножия. Горы, конечно оправдывают свое название – они черные, благодаря черным остаткам полыни с просветами глины. Пересекаем довольно частые ручьи, довольно полноводные.
642 Недалеко от кошары переходим вброд реку Коктал (Фото 16). Река с постоянным течением, сейчас глубина почти по пах, что для Центрального Казахстана немало.
649 с. Мильбулак. от него идет плохая малоезженная дорога.
651 Развилка грунтовых дорог за с. Мильбулак. Основная идет западнее на с. Енбек, нам надо по восточной, однако мы пропускаем развилку и движемся по западной.
659 Граница Карагандинской и бывшей Джезказганской областей (ныне объединены). Приходится сворачивать с дороги на целину под прямым углом на восток и искать нужную дорогу. Как обычно, на границе областей с дорогами проблема.
663 Выходим на очень плохую грунтовку, идущую в нужном нам меридиональном направлении (Фото 17). Отсюда начинается трудный отрезок пути. Дорога вскоре теряется, движемся (с большим трудом едем либо идем пешком) по азимуту, в целом на юго-восток, вверх по верховьям р. Коктал. Ориентируемся по окружающим мелкосопочным массивам.
681 Появляются в пределах видимости первые кошары другого, Актогайского района. Отсюда пошла грунтовка, все укатаннее и укатаннее (Фото 18). Мы спешим. Трудный участок вывел нас из графика.
702 с. Акжарык. Это крупный совхозный центр на р. Сыраолен. Отсюда идет грейдер на райцентр – Актогай.
709 Ночлег. Место неудобное – около дороги, но другого нет. Ставимся в темноте и очень устали.
09.05.03 Тепло (+17-19), ветер сильный восточный, солнечно. 714 Сворачиваем с грейдера на восток вглубь массива Кызылрай. На слабенькую грунтовку.
715 Прячем велосипеды в скалах и отправляемся на подъем на высшую точку массива Кызылрай и всего Казахского мелкосопочника – Аксоран (1565 м). Кызылрай – по настоящему горный, скалистый массив (Фото 19). Скалы гранитные, частично матрацевидные, растительность – петрофитные степи, можжевельниковые заросли, отдельные сосны, разреженная скальная растительность, лишайники. В долинах повсеместны кустарниковые заросли, часты березняки и осинники. Северная половина массива в основном трвянистые склоны, то есть гранит покрыт слоем мелкозема, а южная – с оголенными скалами. Видимо, есть разница в строении пород.
719 Выход на гребень Аксорана. Подъем, как позже оказалось, мы спланировали неправильно. Мы начали его не в самом близком к вершине месте, а в удаленной северной долинке. Поэтому нам пришлось сначала преодолеть небольшой отдельный массивчик, и только затем выйти на гребень Аксорана (Фото 20), причем не в самом близком к вершине месте. Проще всего было подниматься по ущелью, которое выходит к р. Каратал непосредствено севернее с. Шылым. В нем есть удобные плоские полки, покрытые степной растительностью, и некоторые намеки на тропу. Однако мы не жалеем. Массив крайне живописен. Гроты, ручьи, снежники, сосны и степь. На подъеме набрали 1612 м. Высоты.
723 Вершина (Фото 21, 22). Снимаем панораму.
729 Возврат в точку старта. Спускались по вышеописанному ущелью (Фото 23), затем по прямой преодолеваем скальный массив до нашей, более северной, долины. По пути пролезаем четыре скальных перевала (Фото 24).
730 Выходим на грейдер.
739 с. Шылым. Далее движемся по сносному грейдеру в Актогай. Благодаря попутному ветру держим не менее 30 км\ч. Вокруг – западные отроги массива Кызылрай, переходящие в равнину.
797 Мост через р. Токырау
799 Гостиница в с. Актогай (Фото 25). Нас размещают в элитных номерах , наносит дружественный визит начальник ГАИ района, а на следующий день подают автобус к подъезду.

Итоги, выводы и рекомендации

Спортивный поход по маршруту: Ерментау - г. Суйкенбай - Алгабас - кош. Найзатас - Дальнее - Родниковское - Узунбулак - Топасы - Жанажол - Биржанколь - пер. Баянаул - Баянаул - Угольное - пер. Кызылтау - Кызылшилик - Теректи - Егиндыбулак - Каркаралинск - Жарлы - Мильбулак - Акжарык - г. Аксоран - Шылым - Актогай пройден группой велотуристов МГТУ им Баумана. Замечаний к участникам похода нет. Во время похода выполнены (и значительно перевыполнены) требования, предъявляемые к походам третей категории сложности (в Приложение 2. Расчет категории сложности по баллам представлены необходимые расчеты). При протяженности маршрута в 799.31 км, поход сочетал как большой набор высоты (5911 м), так и протяженные участки грунтовых дорог и троп (620 км). При этом основной набор высоты происходил именно по грунтовым дорогам и тропам. Высокий темп движения на маршруте обусловлен отличной физической подготовкой участников и хорошей экипировкой.
Особенно стоит отметить высокий процент грунтовых дорог в походе. По асфальту было пройдено всего 179 км. Это связано с тем, что асфальтированных дорог совсем немного, зато грунтовых гораздо больше, чем оказалось на карте.
Основной целью похода была разведка нового туристического региона. Можно заключить что данный регион крайне интересен для проведения походов 2-4 к.с. Удобные подъезды, красивая природа, малая населенность района, хорошая сеть дорог любого качества все это делает данный регион практически идеальным для велотуризма. Особенно интересными для посещения являются горно-лесные оазисы, разбросанные в степи. Каждый из них абсолютно не похож на следующий и все достойны для посещения.
Наилучшим временем для посещения района являются майские праздники. В это время обычно достаточно тепло и в ручьях еще есть вода. В степи же цветут многочисленные цветы. Данный год, к сожалению, был холодный, с затяжной весной, поэтому во время нашего похода цветов в степи было немного, и дороги не везде просохли. Стоит отметить что дожди и сильный ветер в степи весной обычное дело. Сильный ветер дул абсолютно во все дни похода. Дороги же во время дождя размокают и ехать по ним становиться невозможным. Летом же в регионе Казахского мелкосопочника очень жарко и сухо. Не исключено что придется возить запасы воды на несколько дней.
В рамках похода было совершено пешее восхождение на высочайшую вершину Казахского мелкосопочника г. Аксоран (1565 м). Рельеф в окрестностях вершины имеет альпийские формы. Этот район может быть интересен и для пешеходных туристов.
Местность в регионе Казахского мелкосопочника открытая и ветреная. Соответственно на это надо обратить внимание при подготовке снаряжения к походу. Одежда должна быть непродуваемой, палатка ветроустойчивой. Обязательно надо брать с собой примус или горелку, дрова в данной местности найти тяжело.
Местное население очень доброжелательно и ненавязчиво, даже представители правоохранительных органов. Документы у нас не проверяли не разу, регистрацию сделали за полчаса. Местные жители хорошо знают русский язык, в отличие к примеру от соседних Алтая и Киргизии.

График движения

Дата /
день пути
Участок маршрута Суммарный подъем (м) Суммарный спуск (м) Ходовое время (ч:м:с) Протя- женность (км) Способ
пере-
движения/
покрытие
01/05/2002
первый
Ерментау - г.Суйкенбай - Алгабас 417 316 03:31:00 32.64 пеше,
вело /
грунт.
дороги, бездорожье
02/05/2002
второй
Алгабас – Дальнее – к. Иртыш-Караганда 435 540 07:24:00 103.86 вело /
грунт.
дороги
03/05/2002
третий
к. Иртыш-Караганда – Узунбулак - Жанажол 591 556 06:54:00 117.87 вело /
грунт.
дороги
04/05/2002
четвертый
Жанажол – Баянаул – р. Еспе 1033 1072 07:11:00 105.51 вело /
грунт.,
асфальт. дороги
05/05/2002
пятый
р. Еспе – Угольное – гр. Карагандинской области 632 291 05:28:00 60.97 вело /
грунт.
дороги
06/05/2002
шестой
гр. Карагандинской области - Егендыбулак 608 610 06:49:00 92.33 вело /
грунт.
дороги
07/05/2002
седьмой
Егендыбулак – Каркаралинск - Жарлы 467 366 05:14:00 99.99 вело /
асфальт.,
грунт.
дороги
08/05/2002
восьмой
Жарлы – Мильбулак - Акжарык 455 264 07:19:00 104.62 вело /
грунт.
дороги, бездо-
рожье
09/05/2002
девятый
Акжарык – г. Аксоран - Актогай 1273 1482 03:00:00 81.52 пеше,
вело /
грунт.
дороги, бездорожье
10/05/2002
десятый
дневка Караганда - - - - -
11/05/2002
одиннадца-
тый
дневка Астана - - - - -
Итого: 5911 5497 53 ч 799,31  

Картографические материалы

При прохождении похода мы использовали следующие карты:

1. Военные карты (5-х и 10-км)
2. Обзорную карту Казахстана масштабом 1:200000

Военные карты достаточно точны, и не содержат серьезных ошибок. Обзорной картой в основном пользовались для выяснения путей отъезда и подъезда. Дорожная сеть местных дорог на ей не обозначена, впрочем, как и многие мелкие населенные пункты. Военные карты масштабов 5 и 10 км довольно точны, обозначенные на них дороги присутствуют в действительности и точки, вычисленные по карте, совпадают с точками, вычисленными по GPS. В некоторых местах дорог не оказывалось, но после расспросов местных жителей выяснялось, что дорога там была лет 20 назад, когда и составлялась карта. Так же много из присутствующих дорог не обозначено на карте. Ниже приведен маршрут группы по карте масштабом 10 км.


Ерментау - Дальнее - Баянаул

Баянаул - Угольное - Каркаралинск

Каркаралинск - Аксоран - Актагай

Техническое оснащение группы

Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:

Участник
Рама
Материал рамы
Уровень оборудования
Исаков Леонид RAPID Титан LX-XTR
Бертов Михаил Merida Kalahari 550 Hi-Ten Alivio
Денискин Максим Marin Havh Hill Алюминий Alivio-Deore
Елизаров Андрей ХВЗ Hi-Ten Turney

Техника прошла поход весьма успешно. Серьезных поломок не было. Из мелких поломок: множество лопнувших спиц ХВЗ и несколько у остальных участников, около 5 проколов на группу за поход и отломленная площадка педали штурмана. Горные велосипеды были абсолютно надежны для такого маршрута, ХВЗ болел же обычными своими болезнями. Стоит отметить самоотверженность Елизарова Андрея, который на не слишком надежном велосипеде и сломанной педали проехал успешно весь маршрут, практически не отставая от остальных участников.

Список индивидуального сняряжения

- велотуфли
- щетка зубная
- очки - расческа
- носки простые ( 3 пары)
- паспорт
- носки шерстяные (1 пара)
- деньги
- нижнее белье - 2 комплекта
- велосипед
- чехол для велосипеда
- веломайка (короткий рукав)
- велорюкзак
- веломайка (длинный рукав)
- крепеж рюкзака (эспандеры)
- куртка теплая (полартечка)
- тряпочка для протирки вело
- куртка велосипедная
- запасные колодки (2 пары)
- перчатки велосипедные
- запасная камера
- штаны велосипедные
- фляга + держатель
- штаны для стоянки
- коврик длиной в рост
- велошлем
- спальник
- носовые платки (2-3)
- КЛМН
- спички (личный н.з.)
- индивид. аптечка

Список группового сняряжения

Наименование
Вес, кг
Шт.
палатка Camp 4,4 1
примус Primus MFS 3288 0,8 1
Стеклоткань 0,2 1
кан (5л) 0,7 компл.
маршрутные документы, карты, компас 0,7 компл.
GPS “Germin 12XL” с запасными батареями (0,35) 1
аптечка (с витаминами и солнечнозащитными кремами) (1,4) компл.
фонарь светодиодный Petzal “Ticco” по 0,1 2
фотонабор (Nikon F80) 1,0 1
Велозамки 0,2+0,3 2
ремнабор общего назначения 0,4 компл.
велоремнабор ( со смазками, зап. покрынкой, зад. втулкой и пер.) (2,6) компл.
Насосы ~по 0,2 3

Список ремнабора

- пассатижи
- ключ разводной
- отвертки (крест, шлиц)2
- комплект шестигранников
- гайки, болты, шайбы
- комплект тросиков (2 шт)
- велоаптечка (комплект)
- съемник каретки
- качественный насос (3 шт)
- выжимка цепи
- запасная покрышка
- съемник звезд
- смазка для цепи
- ключ спицевой
- смазка густая
- изолента
- запасная задняя втулка
- спицы 15 шт.

Список аптечки

Наименование Количество
Перевязочные материалы
ИПП 6 шт.
Бинт стерильный 5м х 10см 2 шт.
Бинт стерильный 5м х 7см 2 шт.
Бинт не стерильный 5м х 10см 1 шт.
Бинт эластический 1 шт.
Бинт трубчатый № 1,2,3 комплект
Салфетки кровоостанавливающие «Колтекс-Гем» 3 шт.
Салфетки «Маг – Диоксидин» 3 шт.
Пластырь бактерицидный 6 х 10 см 3 шт.
Пластырь бактерицидный 3 х 7 см 6 шт.
Пластырь бактерицидный 2 х 5 см 6 шт.
Пластырь рулонный 1 шт.
Булавки английские 2 шт.
Антисептики наружного действия
Перекись водорода 30 мл
Гидроперит 20 табл.
Фурацилин, табл. 10
Марганцовка, порош. 1 упак.
Neosporin, мазь 1 упак.
Йод, р-р спиртовой 5 % 1 фл.
Бутадион, мазь 1 упак.
Средства, применяемые при поражении глаз и ушей
Альбуцид, капли 3 тюб.
Софрадекс, капли 1 упак.
Болеутоляющие и жаропонижающие средства  
Анальгин 20 табл.
Баралгин 20 табл.
Трамал 10 капс.
Аспирин UPSA 20 табл.
Цитрамон - П 30 табл.
Сердечно-сосудистые средства
Валидол 1 упак.
Нитроглицерин 1 упак.
Противоаллергические средства
Супрастин 20 табл.
Спазмолитики  
Но-шпа 30 табл.
Лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания  
Галазолин, капли в нос 1 фл.
Каметон, аэрозоль 1 уп.
Фарингосепт 20 табл.
Либексин 20 табл.
Coldrex, порошок 3 уп.
Лекарства, применяемые при расстройствах и инфекциях желудка, кишечника
Фестал, драже 30 шт.
Левомецетин 20 таб.
Фталазол 20 табл.
Бесалол 20 табл.
Капли для обеззараживания воды и мытья «Microdin» 1 фл.*
Уголь активированный 50 табл.
Имодиум 10 капс.
Эспумизан 25 табл.
Сенаде 10 табл.
Противоинфекционные средства и антибиотики
Бисептол 480 20 табл.
Сульфадемометоксин 20 табл.
Медомицин (доксициклин) 30 капс.
Максавин 5 табл.
Стрептоцид 10 табл.
Средства от тошноты и рвоты  
Бонин 1 упак.
Цирукал 1 упак.
Разные средства
Крем от солнечных ожогов разный (фактор 20 – 45) 4 фл.*
Мазь «Звёздочка» 1 уп.
Финалгон, мазь 1 уп.
Раствор аммиака, ампулы 3 шт.
Гематоген 15 упак.*
Спирт этиловый медицинский с Золотым корнем 1000 мл.*
Витамины
Аэровит 100 табл.*
Центрум 100 табл.*
Аскорбиновая кислота с глюкозой 600 табл.*
Инструменты  
Ножницы малые 1 шт.
Пипетка 1 шт.
Перчатки полиэтиленовые 1 пара
Термометр медицинский 1 шт. (в упак.)

Контактная информация

Почта:
г. Москва, ул Крылатские Холмы, д 26, к 3, кв 283, Исакову Леониду
Электронная почта:
Исаков Леонид - leonid_isakov@mail.ru

Страничка команды в интернете
http://www.isakov.narod.ru/

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам


Комментарии и дополнения
 Н, 08.12.2006
Вы проезжали Коктал-Алматинская обл.? Если у Вас есть фотографии пришлите на маил
 Святослав, 20.04.2011
Замечательный рассказ, замечательный велопоход.Я хорошо знаю Карагандинскую обл., правда, последний раз был там лет так 40 назад в геологической экспедиции. Глядя на настоящие фотографии из отчета, пришел к выводу, что если хочется чего-нибудь постоянного, то надо ехать в Казахстан. Ничего не поменялось, мне кажется, что даже табличка с надписью АКТОГАЙ осталась с тех времен. Понятно, что дороги остались тоже прежними, вернее, накат в степи и грейдер, в лучшем случае. А вот красота тех мест ни с чем не сравнима. В Каркаралинском есть еще одно замечательное место - массив Тимерчи (Тимерши). Еще раз, спасибо за интересный отчет и фото.
 Костюхина Екатерина, 22.03.2013
воспользовались этим отчетом для проведения своего велопохода в 2011-м году, частично повторив маршрут. действительно, регион раньше велотуристами не посещался, так что отчет оказался очень полезен. большое спасибо автору!
 Костюхина Екатерина, 22.03.2013
воспользовались этим отчетом для проведения своего велопохода в 2011-м году, частично повторив маршрут. действительно, регион раньше велотуристами не посещался, так что отчет оказался очень полезен. большое спасибо автору!
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:





































































































































































































































































































































































































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100