Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о велосипедном туристском походе I к.с. по Республике Марий-Эл, совершенном группой туристов города Чебоксары в период с 1 по 6 мая 2006 года

Автор: Евгений Степанов (Чебоксары)

Содержание:
  1. Справочные сведения о туристском спортивном походе:
    1. Сведения о районе похода;
    2. Общие справочные сведения о маршруте;
    3. Подробная нитка маршрута;
    4. Определяющие препятствия маршрута;
    5. Сведения об участниках похода;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности;
    2. Варианты подъезда, отъезда, расположение заповедников и других зон ограниченного доступа, медучреждений и другие полезные сведения;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Техническое описание;
    7. Потенциально – опасные участки на маршруте;
    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте;
    9. Дополнительные сведения о походе:
      1. Географическая и климатическая характеристика района похода;
      2. Перечень специального, общественного и личного снаряжения;
      3. Характеристика средств передвижения;
    10. Стоимость проживания, питания, снаряжения;
    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
  3. Приложение №1. Обзорная карта района похода, с указанием заявленного и фактически пройденного маршрута;
  4. Приложение №2. Фототаблица;
  5. Приложение №3. Данный отчет в электронном виде на компакт-диске
1. Справочные сведения о туристском спортивном походе
1.1. Сведения о районе похода

Поход начинается в г. Чебоксары, столице Чувашской Республики, переходит в Республику Марий-Эл, где и проводится основная его часть. Частично маршрут затрагивает территорию Кировской области. Завершается поход также в г. Чебоксары.

1.2. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
вело 1 405 км 6 6 1-6.05.2006

Протяженность дорог с асфальтовым покрытием составила 300,5 км; щебеночным – 38 км; грунтовых – 47 км; песчаных – 19,5 км.

1.3. Подробная нитка маршрута

г. Чебоксары – пос. Северный – д. Юксары – оз. Кум-Яры – д. Котеново -      д. Б. Арда – д. Три Рутки – д. Рутка – д. Б. Памьялы - пос. Килемары – д. Б. Ломбенур – д. Васени - р. Б. Кундыш - д. Вотчина – пос. Санчурск –  пос. Нужъялы – р. Б. Ошла - г. Йошкар-Ола – оз. Таир - г. Чебоксары.

1.4. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия Путь прохождения (для локальных)
Протяженное 1 4 км Песчаная дорога (песок глубиной 3-5 см) от пос. Северный до д. Юксары -
Протяженное 2 12 км Песчаная лесовозная дорога (песок более 10 см) от д. Три Рутки до д. Музывален -
Протяженное 1 12 км Крупнощебеночная дорога от д. Б. Памьялы до пос. Килемары -

Для всех препятствий характер местности соответствует плоской равнине с перепадом высот не более 30 м. Коэффициент абсолютной высоты равен 1.

1.5. Сведения об участниках похода

Фамилия, имя, отчество Год рождения Адрес Туристский опыт Обязанности в группе
Степанов Евгений Вячеславович 1980 г. Чебоксары, ул. Дзержинского, 25-24 E-mail: Mdevil@list.ru Руководитель
Кубашин Олег Владимирович 1981 г. Чебоксары, ул. К. Иванова, 78-7 ПВД Механик
Смирнов Максим Владимирович 1980 г. Чебоксары, Эгерский бульвар, 14-42 ПВД Завхоз

2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности

Общая идея похода, прежде всего, заключалась в ознакомлении с относительно новым для нас видом туризма, разведке дорог Республики Марий-Эл для составления маршрутов будущих походов, а также в активном отдыхе.

2.2. Варианты подъезда, отъезда, расположение заповедников и других зон ограниченного доступа, медучреждений и другие полезные сведения

Чебоксары – столица Чувашской Республики. Поэтому проблем с подъездом к начальной точке маршрута не возникнет. В городе функционирует аэропорт, имеется железнодорожный вокзал, автовокзалы. Расписание движения междугороднего автотранспорта, железнодорожного транспорта и авиалиний можно найти на сайтах Чувашской Республики в Интернете.

Заповедников, заказников и других зон ограниченного доступа на маршруте не имеется.

Медицинские учреждения на маршруте встречаются только в крупных поселках и городах: п. Килемары, п. Санчурск, г. Йошкар-Ола. В остальных населенных пунктах имеются графики работы выездных медицинских бригад врачей, но, как правило, они осуществляют выезды не чаще, чем раз в неделю.

Связь сотовых операторов на маршруте встречается редко. Местность здесь лесная и малозаселенная, поэтому операторы сотовой связи не торопятся закрывать это пространство. Устойчивее всего работают Би-Лайн и МТС. С Мегафона удалось позвонить только от д. Б. Арда и из г. Йошкар-Ола. По трассе от Йошкар-Олы до Чебоксар Мегафон также отсутствует.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы с маршрута возможно осуществить на каждом дне пути:

- п. Северный – автотранспортом;
- д. Арда – автотранспортом;
- п. Килемары – автотранспортом;
- п. Санчурск – автотранспортом;
- г. Йошкар-Ола – автотранспортом, железнодорожным и авиа- транспортом.

2.4. Изменения маршрута и их причины

За время похода в нескольких местах было принято решение об изменении заявленного маршрута и прохождение его по запасному варианту:

  1. Участок дороги д. Б. Памьялы – д. Тогашево – п. Нежнур по словам местного егеря из д. Б. Памьялы уже более 10 лет не используется, дорога заросла и местами совсем непроезжая, т.к. там образовался бурелом. Принято решение объехать этот участок через п. Килемары по гравийной дороге и выйти на д. Б. Ломбенур.
  2. Участок дороги д. Васени – д. Коктуш – д. Б. Кибеево группа объехала по полевой грунтовой дороге через деревни Одегово и Соболево, а далее на д. Вотчина. Причина аналогичная первому случаю.
  3. После г. Йошкар-Ола съехать с трассы на дорогу без покрытия, пролегающую параллельно ей слева, не представилось возможным. Все съезды с шоссе в лес закрыты шлакбаумами, и возле них нашу группу встречали по двое лесничих в форменной одежде. Нас попросили двигаться дальше по трассе и в лес не заезжать, якобы в связи со сложной пожароопасной обстановкой.
2.5. График движения

День
пути
Нитка маршрута Километраж Покрытие Время в пути
1
1.05
г. Чебоксары – пос. Северный – дер. Юксары – оз. Б. Кум-Яры 75,67 км асфальт, песок, грунт 5 часов 2 минуты
2
2.05
оз. Б. Кум-Яры – с. Арда – д. Три Рутки - д. Музывален 63,83 км асфальт, гравий, песок 7 часов 30 минут
3
3.05
д. Музывален – п. Килемары – д. Б. Ломбенур - д. Васени – р. Б. Кундыш 49,35 км асфальт, грунт, гравий 3 часа 58 минут
4
4.05
р. Б. Кундыш – д. Вотчина – пос. Санчурск – пос. Нужъялы – р. Б. Ошла 73,48 км асфальт, грунт, гравий 4 часа 35 минут
5
5.05
р. Б. Ошла – г. Йошкар-Ола – оз. Таир 87,54 км асфальт 4 часа 7 минут
6
6.05
оз. Таир – г. Чебоксары 55,67 км асфальт, грунт 2 часа 33 минуты

2.6. Техническое описание

1 мая – 1 день – понедельник

пройдено за день: 75,67 км; время в пути: 5 часов 2 минуты; солнечно.

Точка сбора назначена на чебоксарском городском заливе в 9:00. Встречаемся с Олегом, Максим должен присоединиться через 20 минут у торгового комплекса Мега-Молл. Кроме участников похода собирается пятеро провожающих. От начальной точки выдвигаемся в 9:10. Проезжаем мимо ТК Мега-Молл. Как и было условлено, к нам присоединяется Максим – теперь все в сборе. Направляемся к выезду из города. На выходном посту ГАИ нас ждут еще двое провожающих. Заехали в ближайшее кафе за минералкой, остановка 15 минут. Едем дальше на санаторий Чувашия через ГЭС. В 11:17 на точке. Проехали 33,41 км. Решаем пообедать горячими пельменями, чтобы потом не тратить время на приготовление пищи.

В 12:35 прощаемся с друзьями и следуем по установленному маршруту уже втроем. Встречный северный ветер сильно сбивает скорость.

Возле поселка Северный сворачиваем с асфальта на песок. Время 14:03. Уточнили дорогу у двух местных женщин и это нам реально помогло. В лесу очень много развилок и легко сбиться с пути. Ехать сложно, песчаная дорога подсохла и стала рыхлой. Велосипед под грузом зарывается в песок. Приспустили колеса, теперь можно более-менее держаться в седле. 4 км едем по глубокому песку, затем покрытие дороги плавно переходит в укатанный грунт, хотя песчаные участки периодически встречаются.

В 16:40 доехали до деревни Юксары. Всего от города проехали 66,70 км. Закупаемся в местном магазине. Действующих колодцев в деревне мало, в основном пустые. Колонки сломаны. Обнаружили воду в третьем колодце, набрали для приготовления ужина на случай, если в озерах Кум-Яры грязная вода или по какой-то причине не доедем. Небольшой перекур. Деревенские дороги представляют собой сплошной глубокий песок, ехать трудно.

Из деревни Юксары выехали в 17:20. Взяли курс на озера Кум-Яры, первую ночную стоянку нашего маршрута. Дорожное покрытие – укатанный песчаный грунт. Ехать можно даже с грузом 15-20 км/ч.

В 18:06 остановились на озере Большие Кум-Яры. Отдохнули и около 18:30 взялись за приготовление пищи. Поставили палатку, распаковали вещи. Вскоре появились два первых комара, хотя больше их мы не видели. Спать легли рано, в 21:30, как только стемнело. В спальники залезли в трусах и футболках в надежде на спокойную ночь, да не тут то было. Около 2 часов ночи просыпаемся от дикого холода. Пришлось одеваться. На внутренней стороне тента палатки скопился конденсат. Спальники у всех рассчитаны на температуру комфорта +7 +8 градусов, спать приходится в одежде.

На озере много уток. Видимо это связано с тем, что охота в этом сезоне запрещена в виду опасности подхватить птичий грипп. Берег с нашей стороны затоплен, на 15-20 метров. Вода чистая, чай кипятим из озерной воды. Можно было не везти ее из деревни.

Всего за день проехали 75,67 км. Время в пути 5 часов 2 минуты. Средняя скорость – 14,99 км/ч.

2 мая – 2 день – вторник

пройдено за день: 63,83 км; время в пути: 7 часов 30 минут; солнечно.

С ночной стоянки на озере Большие Кум-Яры выехали только в 12:40. Долго спали после первого дня пути и паковали вещи. Ехать предстоит до  деревни Котеново, в которую въезжаем только к 15:00. Свернули на лесной развилке на другую дорогу, и пришлось поплутать. В итоге намотали около 10 лишних километров. Вышли на дорогу, идущую вдоль электрического кабеля (о чем свидетельствуют многочисленные желтые таблички). В некоторых местах просвечиваются сгнившие шпалы. Понимаем, что это старая узкоколейная железная дорога, обозначенная на карте. По ней едем на север и добираемся до деревни Котеново. В деревне сохранились остатки перрона, следы от нескольких железнодорожных путей. Все свидетельствует о наличии здесь в давние времена ж/д станции. В Котоново есть магазин. Закупаемся продуктами, заправляем фляги водой.

Из деревни выехали в 15:30 и направились в сторону трассы. Дорога гравийная, острые камни. Асфальт начался только на трассе. В 15:58 проезжаем с.Арда. Сели перекусить прямо возле выездного знака на обочине. На обед решили ничего не варить, так как уже выбиваемся из графика. От ночной стоянки проехали 28,29 км.

После небольшого перекуса двигаемся дальше по маршруту. В 17:58 въезжаем в Горномарийский район. Фотографируемся у знака. По трассе едем постоянно против ветра. Скорость 16-18 км/ч. Покрытие дороги асфальт – наждачка. После переезда по мосту реки Рутка, примерно через километр видим поворот на деревню Три Рутки. От поворота до деревни снова по гравийке. Дорога разбита. Много больших и острых камней, сплошные ямы. Ветер стих, ехать стало легче. В деревне у местных жителей уточнили дорогу. Они очень удивились, когда узнали откуда мы, и еще больше, когда им сказали куда мы направляемся. В деревне отдохнули не больше 5 минут. При выезде дорога 3,5 км представляет собой укатанный песок, по которому можно ехать на спущенных колесах, а затем превращается в сплошной глубокий песок. Ехать невозможно, даже на спущенных колесах. Приходится преодолевать это серъезное препятствие пешком, велосипеды с грузом ведем рядом. И так 12 километров. Уже стемнело, выглянула луна. Хорошо, что еще дорогу освещает. Дорога идет через лес. Олег с Максимом впереди, я замыкаю. При всем желании палатку поставить негде, разве что разравнять песок прямо на дороге.

Идем долго. Нас окружает лишь темнота и дикий холод (температура воздуха к 24 часам успела сильно понизиться). Выходим к нефтепроводу, который тянется из Сургута и пересекает нам дорогу. Везде таблички – «Охраняемая зона», «Стоянка запрещена». Ставим палатку прямо под знаком – здесь ровный песок. Вода давно закончилась. Пока ребята ставили палатку, я вскипятил последний литр воды (набрали в придорожном ручейке еще возле д. Три Рутки) на газовой горелке. Попили чай с казинаками. На варку воды уже не хватило, да и есть совсем не хотелось после таких нагрузок. В 12:20 уснули мертвецким сном.

Всего за день проехали (прошли) 63,83 км. Время в пути 7 часов 30 минут.

3 мая – 3 день – среда

пройдено за день: 49,35 км; время в пути: 3 часа 58 минут; солнечно.

Сегодня проснулись рано, но все хорошо выспались. Утром местность показалась совсем не страшной. Пока собирали вещи по дороге вдоль нефтепровода проехал трактор. Уточнили у тракториста наше местонахождение. Оказалось, что до заброшенной деревни Музывален мы не дошли всего 1,75 км. Собрались быстро и уже в 9:20 были в дороге.

9:45 – входим в д. Музывален. Деревня не очень большая. Жилых домов здесь всего 3-4. Останавливаться не стали, да и негде. Снова переезжаем реку Рутка. Мост здесь соорудили из больших труб, похоже оставшихся после укладки нефтепровода. Прямо с моста рыбачат трое местных мужиков. Объяснили нам, что ближайший магазин находится в дер. Рутка. Через метров 400 за мостом остановились на берегу. Ополоснулись в ледяной воде (мышцы на ногах сводит). Усталость как рукой сняло. В реке много коряг. Местные говорили, что 15 дней назад из деревни утонули муж с женой. Женщину до сих пор не нашли. После дер. Музывален вдоль дороги идет тропинка, по ней можно ехать 8-10 км/ч. Песка стало меньше. До деревни Рутка едем по тропинке.

В Рутке первым делом посетили магазин, купили квас. Он показался нам очень вкусным, ведь без воды мы со вчерашнего вечера. В дер. Кумья опустили в ящик контрольную почтовую открытку и двинулись дальше на Памьялы

В деревне Памьялы довольно приличный магазин. Здесь решили перекусить на столике возле магазина. Продавщицы очень приветливые. Пока мы ели в магазине зарядил сотовый телефон. Узнать дальнейшую дорогу все советуют у егеря, дом его в конце деревни.

Егерь расписал дорогу не в лучшем свете. По его словам это старая лесовозная дорога, которую не используют уже более 10 лет. Поэтому она заросла и местами там бурелом. Ехать можно только до поселка Майский. Единогласно решили ехать по запасному маршруту через пос. Килемары.

От Памьял до Килемар едем по гравийной дороге. Складывается впечатление, что все дороги в Марийской Республике насыпные. Едем по насыпи, а вдоль дороги местность болотистая и все время нас преследует кваканье лягушек.

До поселка Килемары доехали в 14:38. Сфотографировались у православного креста, установленного на границе поселка. Долго здесь не задерживались.

Выезжаем на дер. Б. Ломбенур по асфальту. У местного мужика узнаем дорогу до дер. Васени. Набрали воды и сфотографировались на память. Он нам объясняет, что практически все жители близлежащих деревень занимаются заготовкой леса. Только в Килемарском районе 64 зарегистрированных пилорамы.

От дер. Б. Ломбенур около 400 метров едем по асфальту а дальше нас снова встречает разбитая гравийная дорога. Едем 12-14 км/ч. С небольшими остановками добрались до дер. Васени. Нашли съезд с дороги и спустились к реке Большой Кундыш. Время 17:10. На берегу очень сильный ветер, место открытое. Перешли на 150 метров к ближайшим кустам. Здесь среди деревьев бежит речка Кугунерка, которая впадает в Б. Кундыш. Ширина Кугунерки всего 0,5 метров, речка быстрая. Позже к нам подошел рыбак. Побыл с нами недолго, рассказал о жизни в деревне. Родился и всю жизнь прожил в дер. Васени. Раньше здесь было большое хозяйство, ферма, комбайны. Теперь все брошено, мало кто здесь остался. Сфотографировались с ним на память. Уточнили состояние дороги Васени - Коктуш. Мужик сказал нам, что более 20 лет работал в местном колхозе водителем и дороги обозначенной на карте уже просто не существует. Посоветовал нам следовать на дер. Одегово по грунтовой полевой дороге и через дер. Вотчина выходить на трассу. Сварили суп, чай с лимоном. Недалеко от нас горит сухая трава на берегу. Помыли ноги, сменили грязное белье. Заканчивается третий день нашего похода. Самая сложная его часть уже пройдена.

Всего за день проехали 49,35 км. Время в пути 3 часов 58 минут. Средняя скорость – 12,39 км/ч.

4 мая – 4 день – четверг

пройдено за день: 73,48 км; время в пути:4 часа 35 минут; солнечно.

Просыпаюсь в 7:30. Пока ребята спят, разжег костер, вскипятил чай с лимоном. Общий подъем произведен в 9:00. Перекусили и собрались в дорогу. Только отъехали от стоянки, у Максима спустило колесо. Оказалось, сползла в сторону ободная лента, и камера перетерлась об обод. Ремонт занял 20 минут. В 11:30 отъехали по направлению дер. Одегово. Дорога - гравий с редкими большими камнями, которая через 2 км перешла в грунтовую полевую дорогу. Выезжаем на большое озеро. На карте оно не обозначено. Едем дальше по берегу. Дорога постоянно поворачивает налево. Оказалось объездная дорога вокруг озера. Проехали 2 км вокруг озера и вернулись на исходную точку. Выходных путей не было. Вернулись на 0,5 км и свернули на дорогу, ведущую через поле. Грунт сухой. По следам тракторных колес ехать трудновато. Местами встречаются участки грязи. Проезжаем несколько брошенных деревень: Ованур, Одегово, Соболево. В Соболево возле одного из домов увидели кур и постучали. Из окна выглянула бабка лет 80-ти. Объяснила нам как лучше добраться до дер. Вотчина. Рассказала, что раньше в Соболево было 120 жилых дворов, магазины, конный двор, колхоз, работала церковь. Сейчас осталось 4 жилых дома. Люди уехали в города. Когда узнала, откуда мы сами, рассказала, что когда ей было около 20-лет, часто на санях возили мясо на продажу в Чебоксары.

Из деревни Соболево по полевой грунтовке едем по направлению дер. Вотчина. Проезжаем 3-4 дома – это брошенная дер. Курдюм и в 13:10 заехали в первую жилую деревню Вотчина. Здесь чувствуется некоторая цивилизация. Несколько магазинов, деревенский клуб. Как ни странно он работает и там проходит репетиция какого-то концерта.  От места ночевки до Вотчины проехали 14,48 км. Закупаемся в магазине РАЙПО и прямо на выезде из деревни варим обед.

После дер. Вотчина дорога представляет собой жалкое зрелище. Полностью разбитый асфальт. Рытвины достигают 1*1 м глубина 10-20 см.  До Санчурска идем марш-броском без остановок и в 16:32 уже в поселке. От Вотчины до Санчурска 20 км. Доехали за 1 час.

В Санчурске остановились на 10 минут возле одного из магазинов. Местные жители похоже никогда и не видели горных велосипедов. Двое мужиков долго спорили в нескольких метрах от нас, потом подошли и,показывая на флягу для воды, закрепленную на раме, поинтересовались что это такое.  Думали, что это кислородный баллон, чтобы не крутить педали. А манетки переключения скоростей приняли за ручку газа. Хотя в той местности очень много велосипедистов (даже старушки встречаются), все они дорожного типа, односкоростные. Собаки к велосипедам привычные, никакого внимания не обращают.

Из поселка выехали по асфальту опять же марш-броском до пос. Нужьялы – 30 км. Ничего примечательного. Менее чем за 2 часа мы в Нужьялах, сворачиваем налево, в сторону дер. Янькайсола и спускаемся на берег реки Большая Ошла, место нашей очередной ночевки. Б. Ошла – речушка с медленным течением и сильно изрезанным руслом. Ширина реки около 6-8 метров, берега заболочены. Всю ночь было слышно кваканье лягушек. Сварили суп, поели. Долго сидели у костра, пили чай. Спать ложимся около 23 часов.

Всего за день проехали 73,48 км. Время в пути 4 часа 35 минут. Средняя скорость – 15,99 км/ч.

5 мая – 5 день – пятница

пройдено за день: 87,54 км; время в пути:4 часа 7 минут; солнечно.

Движение сегодня предстоит по оживленной трассе. С места ночевки выехали в 11:30. До столицы Республики Марий-Эл ехать 20 км. Никаких примечательных событий. Въезжаем в город. На конец-то наши мобильники находят устойчивый сигнал сотовых операторов. Отзвонились домой, что все нормально и скоро приедем. На ближайшем отделении почтовой связи отсылаем контрольную открытку. Ищем выезд из города на чебоксарское направление. В последнем магазине затарились продуктами на последнюю ночевку. Здесь же устроили небольшой перекус.

Выехали из города. На развилке уходим на чебоксарскую ветку. Ветерок теперь попутный. С его помощью держим постоянную среднюю скорость 24-27 км/ч. Теперь нам предстоит доехать до озера Таир – последней ночной стоянки нашего небольшого путешествия. С несколькими короткими остановками достигаем озера к 18 часам.

Отдыхающих на озере не видно. Все-таки завтра рабочий день. Останавливаемся. Пока я ставлю палатку, Максим с Олегом варят суп. Озеро сильно загрязнено, на берегу горы мусора. Когда озеро было закрыто для посещения, такого здесь не было. Много уток. Они не боятся, купаются прямо на открытой воде.

На нашей стоянке прослеживается слабая связь всех сотовых операторов. Для звонка не хватает, но СМСку отправить можно. Пообщались с родными. Прежде, чем лечь спать, долго сидели у костра и пили чай.

Всего за день проехали 87,54 км. Время в пути 4 часа 7 минут. Средняя скорость – 21,23 км/ч.

6 мая – 6 день – суббота

пройдено за день: 55,67 км; время в пути: 2 часа 33 минуты; солнечно.

Я проснулся около 8 часов. Общий подъем в 9:00. Пока все спали, как обычно вскипятил чаю. Сварили кашу с тушенкой. Некоторое время ушло на просушку спальников и палатки, чтобы дома не возиться со снаряжением. В 11:30 выезжаем по направлению к дому. От берега озера до основной трассы проложен асфальт – 4 км. Дальше пилим по асфальту. Ветер снова попутный. Около ГЭС сделали небольшую остановку и до города больше не отдыхали.

Последние два дня путешествия выдались менее интересными, чем все остальные, так как двигались мы уже по трассе. В целом все остались довольны походом. Побывали в глухих местах Марийской Республики и Кировской области, о которых и не слышали. Осталось море впечатлений и фотографий.

Всего за день проехали 55,67 км. Время в пути 2 часа 33 минуты. Средняя скорость – 21,81 км/ч.

2.7. Потенциально – опасные участки на маршруте

Опасных участков на протяжении всего маршрута не было выявлено.

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

В перечень исторических объектов, представляющих интерес для посещения туристов на маршруте, необходимо включить поселок Кокшайск, который находится в 8 км левее от маршрута на 6 дне пути.

Кокшайск - это селение при впадении рек Большой и Малой Кокшаги в Волгу.

В течение двухсот лет он был уездным городом, а со времен Екатерины II переведен в разряд сел (это связано с административными реформами того периода). В этой местности люди поселились с эпохи мезолита. Ныне центр старого города объявлен архитектурной заповедной зоной.

Первые раскопки проведены краеведом В.И.Кротовым в 1904 году, а систематические исследования - с 1974 года студентами Марийского Государственного университета под руководством академика В.С.Патрушева. Отдельные предметы и клады были найдены учениками краеведческой группы Кокшайской средней школы. Богатые находки послужили основой для создания музея Кокшайска.

В археологическом отделе музея представлены орудия труда, кера- мика, украшения времен мезолита, неолита, эпохи бронзы.

В Кокшайске и окрестностях открыто несколько памятников эпохи мезолита. Поселения этого времени выделяются от более поздних небольшим количеством жилищных впадин, отсутствием керамики, наличием микролитических отщепов.

В самом Кокшайске и в устьевых районах реки Большой Кокшаги обнаружено несколько поселений раннего периода эпохи бронзы. В 1974 году открыта 4-ая Кокшайская стоянка. Памятник содержит 2 слоя-волосовский и позднеприказанский. В результате раскопок обнаружено жилище в виде землянки с деревянными стенами размером 9,6х6,4м. Оно имело прямоугольные очертания с округлыми углами, в нем крытые переходы, соединяющие его с другими жилищами. Были найдены предметы быта: кремниевые скребки, глиняные сосуды, остатки медного шила, обломки троечников из кварцита. Это памятник волосовской культуры. Из местных племен первыми металлическими изделиями стали пользоваться волосовцы, на рубеже 2-3 тысячелетий до н.э. перешли к бронзе, а к началу 2-ой четверти 1 тысячелетия до н.э. население края вступило в эпоху раннего железа.

Значительное число поселений относится к эпохе развитой бронзы. Найдены памятники приказанского облика (приказанское население пришло из Прикамья). Жилище этого типа наземное, прямоугольной формы, столбы поддерживали горизонтально положенные бревна, внутри оно разделено на отдельные комнаты. Здесь обнаружены скопления фрагментов сосудов, многие содержат псевдосетчатые отпечатки. Большая часть сосудов в качестве примеси к глиняному тесту содержит дресву, кварцит, толченые раковины. Разнообразна их орнаментация. По многочисленным фрагментам керамики и орудиям труда Кокшайские жилища датируются концом 2-началом 1 тысячелетия до н.э.

Многие памятники дали смешанные комплексы приказанской керами- ки и посуды с "текстильными" отпечатками на поверхности. Если приказанское население - это предки пермских народов Приуралья, то племена с "текстильной" керамикой относятся к финно-язычной общности.

В 11-8 веках до н.э. возникает ахмыловская культура, на базе которой формируется общность волжских племен финнов, сохранившаяся до 1 тысячелетия н.э. С этого времени складывается древнемарийская культура.

Также, на третьем дне пути проезжаем пос. Килемары. Его история должна представлять определенный интерес для туристов.

Килемарский район был образован 26 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Но история района начинается раньше, в далекие времена, когда еще не было СССР. История района, по-нашему мнению, не история территориальной еденицы, а история народа, проживающего на этой земле, поэтому пока не будем говорить об истории района в годы Советской власти, а заглянем в более ранние годы. До сих пор точно не установлено, как появились народы на территории, где сейчас расположен Килемарский район, но существует несколько основных версий, о которых речь и пойдет ниже.

Передается устное предание, что во время похода Ивана Грозного на Казань войска двигались не только по правому берегу Волги, но также и по левобережью. По пути движения рати воздвигались города и посады. Видимо, часть жителей ушла с дороги войны и подалась в заволжские леса. Таковы рассказы старожилов. Если взять это предание за истину, то деревне Мари-Килемары свыше 400 лет. Как видно, первые жители являются выходцами из Килемар Шарангского района.

Деревня Русские Килемары возникает примерно 180 - 200 лет тому назад (сейчас улица Колхозная) как место постоя и кормления лошадей. Первые переселенцы в Русских Килемарах были из Вятской губернии Яранского уезда. С окончанием строительства церкви в 1913 году деревня стала именоваться селом Килемары без прибавления Русские. Так на карте появились село Килемары и деревня Марийские Килемары (сокращенно Мари-Килемары). Последний вопрос: "Откуда произошло слово Килемары?" По всей вероятности, от рода занятий первых жителей. Со слов стариков из деревни Мари-Килемары, слово "Килемары" включало два слова: "келде" - рыболовная снасть и "мары" - мари. От первых переселенцев, которые занимались рыбной ловлей, и пошло это название, которое позднее из слова Келдемары трансформировалось в Килемары. Поэтому слово "Килемары" можно перевести как "марийские рыбаки".

Вторая версия - это версия наших добрых соседей нижегородцев. По этой версии считается, что первые жители Мари-Килемар скорее всего были выходцами из д.Килемары Шарангского района Нижегородской области. Нижегородские Килемары появились в недавние времена - когда по лесам уже стали ходить монахи, миссионеры, строить кельи, жить в них. Слово "Килемары", говорят, как раз происходит от "кельи" и от "мары" - мужчина. Тут была мужская обитель. Построили ее возле реки Шклея. Богатая рыбой была река - "Шклея" - по-марийски "уклейка".

Князь Акпарс ходил вместе с Иваном Грозным на Казань, у него была жена крещенная, звали Ириной. Так вот, ее брат якобы эти Килемары и основал: он монахом там жил".

Третья версия возникновения Килемар звучит примерно так. Бежали от Ивана Грозного марийцы своим племенем с горной стороны. На месте, где сейчас стоят Килемары, вожак племени заболел. Мучался он от грыжи, и когда умер, люди не захотели идти дальше. Вожака похоронили, а сами стали обживаться на этом месте. Слово "Килемары" произошло от "киле" - грыжа и "мар" - мужик. Старые люди раньше говорили: "Пойдем в Килемар". Это потом на русский манер переиначили поселок в Килемары.

Материалы полевых исследований сотрудников МарНИИЯЛИ им. В.М.Васильева и Республиканского национального музея им.Т.Евсеева в Медведевском районе (руководитель – к.и.н. Н.С.Попов) свидетельствуют о наличии природных и исторических объектов близ деревни Люльпаны.

1. Люльпанское I мольбище. Местное название «Юмылтымо куэрля». Село Люльпаны. Священная роща расположена на краю села. Имела родовое значение, место молений жителей с. Люльпаны. Молились силам природы во время стихийных бедствий и болезней. Последние моления зафиксированы в 40-е гг. XX в. Обряды не отпускаются, культовые сооружения и воспоминания о сроках и характере обрядов не сохранились.

2. Люльпанское II мольбище. Местное название «Нурыш лекмаш ото». Священная роща расположена в 1 км по асфальтированной дороге от с. Люльпаны и в 800 м от дороги, через поле. Березовая роща овальной формы находится в поле. Имела родовое значение, предназначалась для осенних молений в «Шыже Агавайрем». Последние моления проводились в 1946?1947 гг. Сегодня обряды не отпускаются, культовые сооружения не сохранились.

В Килемарском районе сохранилось Ломбенурское мольбище – в 300 метрах к Северо-Северо-Западу от деревни Б. Ломбенур.

2.9. Дополнительные сведения о походе
2.9.1. Географическая и климатическая характеристика района похода

МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Республика Марий Эл). Площадь составляет 23,2 тыс. км2. Население 766,3 тыс. человек (1996), городское 62%. На территории республики проживают марийцы, русские, татары и др. Насчитывается 14 районов, 4 города, 19 поселков городского типа. Столицей является г. Йошкар-Ола. Поверхность - холмистая равнина. Средние температуры января -13°С, июля 19°С. Осадков выпадает около 500 мм в год. Леса занимают 46% территории. Судоходство осуществляется по Волге и Ветлуге.

Рельеф и грунты. Местность равнинная (абс. выс. 50-278 м), лесистая, местами заболоченная, слабо расчлененная неглубокими долинами рек, ручьев, оврагами и балками; встречаются холмисто-грядовые участки рельефа. Высота холмов и небольших гряд от 10 до 70 м, вершины округлые или плоские. Грунты преобладают песчаные и супесчаные, реже встречаются суглинистые грунты. На заболоченных участках грунт торфяной.

Гидрография. Реки на территории небольшие; ширина их от 10 до 50 м, глубина от 0,5 до 1,4 м, скорость течения 0,2-0,3 м/с. Грунт песчаный и песчано-илистый, местами песчано-галечниковый. Берега преимущественно низкие и пологие, с отдельными небольшими по протяженности обрывистыми участками высотой 3-4 м. Поймы рек двусторонние, шириной 0,4-1,5 км, поверхность их преимущественно ровная и сухая, лишь местами изрезанная старицами.

Режим. Замерзают реки в середине ноября. Ледовый покров прочный и ровный. Толщина льда в декабре 30-40 см, к концу зимы 50-85 см. Вскрываются реки в середине апреля; ледоход продолжается 2-5 дней. Весеннее половодье длится 35-45 дней. Подъем воды (на 1-5 м выше меженного) происходит быстро, в течении 5-7 дней; спад воды происходит постепенно. Период межени длится с июня по сентябрь.
Озера на территории небольшие (площадь менее 1 кв. км), нередко расположены среди болот. Глубина озер 1-3 м; грунт дна вязкий илистый, иногда песчано-илистый; берега низкие, часто заболоченные.
Болота занимают большие площади (10-70 кв. км, отдельные до 100 кв.км). Глубина 0,5-1,5 м (макс. до 3 м). Замерзают болота в декабре, промерзая в течение зимы на глубину до 50 см. Период оттаивания болот апрель - конец мая. Весной и осенью болота сильно обводнены с поверхности и труднопроходимы, а местами даже непроходимы для пешеходов. Летом болота подсыхают и доступны для пешеходов.

Растительность. Леса покрывают 40-60% площади, в зависимости от района. Преобладают сосновые и смешанные (березово-сосновые и березово-еловые) леса, реже лиственные (березово-осиновые). Сосновые леса растут большими массивами. Преобладающая высота деревьев в них 15-30 м, кроны сомкнуты. Подлесок из кустарника и подроста основных пород. Высота подлеска 1-4 м. Леса пересечены дорогами и просеками. Многие просеки заросли кустарником, некоторые просеки заболочены. Участки вырубок заняты густой порослью сосны, ели и березы высотой до 6 м. Вырубки пнистые, сильно засорены и труднопроходимы даже для пешехода.

Климатические условия. Зима (начало ноября - конец марта) умеренно-холодная, снежная. В первой половине сезона преобладает пасмурная погода (14-18 пасмурных дней в месяц) с частыми снегопадами; во второй половине зимы преобладает малооблачная и морозная погода. Дневные температуры воздуха в наиболее холодные месяцы (декабрь-февраль) -6-12°, ночные -12-16°. Нередки дни с морозом -25-35° (абс. мин. -49°). При юго-западных ветрах иногда бывают оттепели (2-3 дня в январе и феврале, до 6 дней в декабре). Осадки выпадают часто, преимущественно в виде снега (15-20 дней со снегопадом в месяц). Снежный покров устанавливается в середине ноября; его толщина к концу зимы достигает 50 см. Часты метели, особенно в марте (до 6 дней с метелью).

Весна (конец марта - конец мая) прохладная; по ночам до конца сезона возможны заморозки. Снежный покров сходит к концу апреля. Осадки выпадают часто (10-13 дней с осадками в месяц), в виде слабых, иногда моросящих дождей; изредка идет мокрый снег.

Лето (конец мая - конец августа) теплое. Днем температура воздуха обычно 18-22°, ночью 12-16°. В июле и августе бывают жаркие дни с температурой 30° и выше (макс. 38°). Осадки выпадают часто (13-14 дней с осадками в месяц), преимущественно в виде коротких дождей ливневого характера, нередко с грозой. Летом в лесах появляется множество комаров, мошкары и оводов, против укусов которых необходимы накомарники и химические средства защиты.

Осень (конец августа - начало ноября) прохладная, пасмурная. Температура воздуха быстро понижается, с середины сентября по ночам начинаются регулярные заморозки. Осадки (16-17 дней с осадками в месяц) выпадают преимущественно в виде затяжных моросящих дождей; в конце сентября начинаются снегопады. Дней с туманом 3-5 в месяц.
Ветры в течение года переменные с небольшим преобладанием южных и юго-западных. Преобладающая скорость ветра 2,5-4 м/с. Сильные ветры (15 м/с и более) бывают преимущественно в конце зимы.

Маршрут проходит преимущественно по малонаселенной местности. На первую половину маршрута выпадает большое количество грунтово-гравийных и песчаных дорог. К концу похода местность становится менее пересеченной, движение осуществляется по асфальту. Маршрут можно пройти и в обратном направлении. В целом качество дорог Марий-Эл оставляет желать лучшего. Можно сказать, что дороги на всем маршруте проезжаемы во время и после дождя, за исключением участков полевых грунтовых дорог, где возможно налипание глины на колеса.

2.9.2. Перечень специального, общественного и личного снаряжения

- Специальное снаряжение:
Велобэки – 2 шт.
Тент для велосипедов – 1 шт.
Велозамки – 2 шт.
Ремнабор – 1 шт.

- Групповое снаряжение:
Палатка FreeTime Fidji 2 – 1шт.
Газовая горелка с баллоном – 1 шт.
Котелки 1,7 и 2,5 л – 2 шт.
Аптечка – 1 шт.
Фонари – 2 шт.
Фотоаппарат цифровой с аккумуляторами– 1 шт.

- Личное снаряжение:
Спальник
Коврик туристический
Заплечный рюкзак
Обеденные принадлежности
Туалетные принадлежности
Дождевая накидка
Велоэкипировка

2.9.3. Характеристика средств передвижения

В качестве средств передвижения использовались горные велосипеды (MTB):

  1. Велосипед марки Атом, оборудованный передней амортизационной вилкой и задним пружинным амортизатором. Багажник алюминиевый с креплением на подседельный штырь. Установлен велокомпьютер Sigma Sport 800.
  2. Велосипед Stark Router, оборудованный передней амортизационной вилкой. Багажник металлический со
  3. Велосипед Nordway, оборудованный передней амортизационной вилкой. Багажник не установлен.
2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения

Стоимость питания мало отличается от средне российских показателей. На каждом дне пути есть возможность пополнить запасы продуктов в сельских магазинах, поэтому нет нужды везти с собой продукты питания более чем на два дня.

Основное снаряжение для похода было закуплено в магазине «Спорт Мастер» г. Чебоксары с использованием персональных скидок:

  1. Велобэки (2 шт.) по 560 рублей.
  2. Тент для велосипедов – 520 рублей.
  3. Спальные мешки (2 шт.)– 550 рублей.

Вышеуказанная палатка куплена зимой с использованием сезонных скидок в магазине «Триал-Спорт» г. Казани за 1800 рублей.

2.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут оказался интересным как в познавательном, так и в техническом отношении и может быть рекомендован для повторения либо усовершенствования (увеличения сложности и протяженности). Район путешествия выбран удачно. Дорожная сеть достаточно развитая (учитывая лесовозные и лесные дороги), но вместе с тем интенсивность движения довольно низкая, а кое-где и вообще отсутствует.

Маршрут пройден в намеченные сроки и без поломок велосипедов.

Все участники остались довольны данным походом и выразили желание продолжить заниматься велосипедным туризмом.

Физическая подготовка участников похода соответствовала
заявленному уровню сложности.

Рекомендации по прохождению маршрута:

  1. При прохождении вышеописанного протяженного препятствия второй категории трудности на участке дороги д. Три Рутки – д. Музывален, необходимо запасаться впрок питьевой водой в д. Б. Арда или на р. Рутка, т.к. на указанном участке чистой воды мы не встретили. Также необходимо планировать время прохождения данного отрезка маршрута, чтобы успеть засветло добраться до места ночлега.
  2. На каждом дне пути есть возможность пополнить запасы продуктов в сельских магазинах, поэтому нет нужды везти с собой продукты питания более чем на два дня.
  3. Лучшее время для путешествия – начало мая. Дороги уже подсохли после весеннего таяния снега, температура воздуха достигает днем 15-18 градусов, а главное еще не появились комары. Но, учитывая, что ночные температуры могут опускаться почти до 0, необходимо наличие в путешествии спальника.
  4. Для обеспечения группы сотовой связью необходимо взять с собой сим-карту компании МТС или Би-Лайн. Это сотовые операторы, которые более других перекрыли территорию Марийской Республики и их связь более устойчива. Наличие этих двух сотовых операторов наблюдается даже в удаленной от трассы д. Б. Памьялы, п. Килемары, п. Санчурск.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 RaFaeL, 10.11.2006
Интересно было почитать... Мы этим летом два раза в Марий-Эл попадали. Сначала в июле (http://www.velo.nnov.ru/?id=2800) в некатегорийке, тогда тоже хотел проехать через Три Рутки на ох. Когояр, но потом передумал и сделал радиалку на Нужьяр (и правильно сделал, так как там пески были вполне проезжие), а потом в августе в 1 к.с. (http://www.velo.nnov.ru/?id=2173), тут уже все было намного круче. Советую, кстати, маршрут.
 Алексей, 26.02.2007
Привет.интересный поход у вас был.Я к стати из Килемар.Я подробно прочитал версии происхождения поселка, потомучто я са не знаю от куда появилось название.Сейчас я нахожусь в Питере.ЛЮблю поискатьв инете что нить про родину..и вот наткнулся на ваш дневник.У вас еще намечаются планы похода в нашу республику МАрий ЭЛ???с уважением Алексей
 Albert, 18.01.2009
очень интересно. а где можно достать карту маршрута? пожалуйста...
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:
































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100