Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Велопоход 1-й категории сложности Валдай - Осташков - Поребрица - Свапуще - Демянск - Валдай - устье Понаретки - Боровичи - Кончайско-Суворовское

01.05.2004 - 08.05.2004

Руководитель: Алексей Матросов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6120

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
    1. Пройденный маршрут;
    2. Сведения об участниках похода;
    3. Общая характеристика маршрута;
    4. Схема района похода;
    5. График движения группы;
  2. Описание маршрута путешествия по дням;
  3. Материальное обеспечение похода;
    1. Питание;
    2. Снаряжение;
    3. Медицинское обеспечение;
    4. Расчёт веса на одного участника;
  4. Выводы и рекомендации по походу;
  5. Расчёт категории сложности похода

Поход проходил по Тверской и Новгородской областям. Ночлеги в палатках. Отчёт подготовили: Борис Беркгаут и Михаил Лысов. Использованы фотографии Алексея Матросова, Бориса Беркгауга и Епишиной Татьяны.

1. Справочные сведения о походе
1.1. Пройденный маршрут

Осташков - Поребрица - Городок - Коковкино - Волговерховье (радиалка) - Свапуще - Рвеницы - Молвотицы - Демянск - Истошно - Б.Уклейно - Валдай - Иверский монастырь (радиалка) - Лыкошино - устье р. Понаретка - Опеченский посад - Боровичи - Кончанско-Суворовское.

Протяженность маршрута: 404 км.

Продолжительность: 8 дней.

1.2. Сведения об участниках похода

Участник Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе
Матросов Алексей Алексеевич 1971 2Р,ЗУ Руководитель
Беркгаут Борис Вадимович 1977 н/к, пвд Фотограф, летописец
Епишина Татьяна Георгиевна 1968 н/к, пвд Медик
Лысов Михаил Владимирович 1963 н/к, пвд Механик, завснар, штурман
Лысова Зоя Евгеньевна 1970 н/к, пвд Завпит, казначей
Самойлова Любовь Вениаминовна 1963 н/к. пвд Хронометрист, метеоролог

1.3. Общая характеристика маршрута

Маршрут являлся учебно-тренировочным походом в рамках школы НТП РКВ Это определило район путешествия и точку завершения маршрута — Кончанско-Суворовское. При построении нитки маршрута руководствовались как соображениями туристской подготовки, так и желанием увидеть природные и культурные памятники Валдая.

Валдай расположен на Северо-западе Европейской части России. Маршрут пролегал по холмисто-мореной Валдайской возвышенности в лесной зоне (южная тайга, смешанные леса и подтаёжная зона). Климат района умеренно континентальный. Основные породы деревьев: ель, сосна, берёза, осина, ольха. Сохранилось большое для Европейской части России количество видов животных: медведь, лось, лисица, выдра, норка, крот, хорёк, куница, белка, зайцы, волк. Маршрут пересекал Валдайский национальный парк.

Было известно, что примерно две трети дорог имеет асфальтовое покрытие, остальные представляют собой грейдеры за исключением дорог, проходящих вдоль Верхневолжских озёр. Сведения об этих дорогах в велотуристских отчетах отсутствовали, выяснение их состояния и пригодности для велотуризма было одной из целей похода. Следует учесть, что четверо участников этого похода (Михаил, Борис, Зоя и Татьяна) были на Верхневолжских озёрах в водном походе в мае 2001 года. Поэтому, было известно, что деревни Городок и Воровское жилые. Следовательно, дорога Городок - Коковкино должна существовать. Сомнение вызывал только участок Поребрица - Городок.

1.4. Схема района похода

Схема района похода

1.5. График движения группы

День пути Дата Участок пути Протя­
жен­
ность
Ходовое время Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Примечания
30.04 Москва - Осташков поезд
1 1:05 Осташков — Хитино -Жукове - устье р. Ульинка 47.12 5:08 асфальт 28.39, грейдер 18.73
2 2.05 Поребрица - погост Увицы - брод через р. Морщиха - д. Городок 13.16 3:14 грейдер 3.51, полевая 5.81, заброшенная тракторная 1.56, песчаная 2.28 переправа через р. Морщиха (КТ - 1а), ремонт багажника (Борис)
3 3.05 Коковкино -Волговерховье (радиалка) - Свапуще -Рвеницы 43.50 (55.06) 5:48 грейдер 37.58, песчаная 5.92 брод; падение участника (Люба)
4 4.05 Васильки - Горное -Молвотицы - Пеньково -поворот на д. Борок 46.40 3:38 асфальт 36.75, грейдер 6 .1 7, песчаная 3.48 ремонт багажника (Алексей)
5 5.05 Демянск - Истошно -Б.Уклейно 61.39 6:15 асфальт 29.61, грейдер 31. 78 падение участника (Борис)
6 6.05 Валдай - Иверский м-рь (радиалка) - Шуя 55.70 (58.72) 5:15 асфальт 49.4, грейдер 2.83, грунтовая 3.47 ремонт покрышки (Михаил)
7 7.05 Едно - д. Речка - Чернозёмы - устье р. Понаретка -Опеченский Посад — М.Порог 70.85 5:52 асфальт 70.85 падение участника (Борис); ремонт камеры
8 8.05 Боровичи - Кончанско-Суворовское 66.35 4:12 асфальт 66.35
8.05 Боровичи - Окуловка вело
9.05 Окуловка - Москва электрички

Итого активными способами передвижения по маршруту: 404,47 км,
из них:
асфальт - 281,35 км;
грейдер - 100,60 км;
грунтовая - 3,47 км;
полевая - 5,81 км;
песчаная — 11,68 км;
заброшенная тракторная - 1,56 км.

2. Описание маршрута путешествия по дням

30.04.2004 (день отъезда).

Загрузка прошла успешно — удалось даже разместить велосипед Бориса в нашем вагоне (он ехал в общем вагоне). Поели и спать.

01.05.2004 (1-й день похода).

Поезд немного опаздывает. За окном уже другой пейзаж - холмы и леса, на северных склонах немного снега. Готовимся к высадке.

Высадка прошла хорошо, если не считать, что Михаил сильно ударил левое колено. Впрочем, удар пришёлся точно в центр коленной чашечки, не повредив ни мышц, ни связок.

Катилось хорошо. В Осташкове удалось сделать всё, что хотели. Даже рыбу копчёную удалось купить на перекус. Осмотрели:

  1. Знаменский женский монастырь (Вознесенский собор 1748 г. - конец XIX в., стены и башни 1760 г. - конец XIX в.)
  2. Колокольня Преображенской церкви (вторая половина ХVIIIв.) Местные жители называют её «часовней», объясняя это тем, что на ней установлены башенные часы.
  3. Троицкий собор 1697 г., колокольня середины ХVIII в. 4 Церковь Воскресения 1689 г., колокольня конца ХVII в.
  4. Комплекс Житенного монастыря ХVIII - XIX вв., в настоящий момент на его территории находится Богородицкий женский монастырь.

Выехали из города, до перекуса и некоторое время после шли по асфальту. После поворота на Жуково начался грейдер. Потом начались проблемы: структура дорожной сети сильно отличается от изображённой на картах. От деревни Ермолкино не осталось совсем ничего — на этом месте теперь только поляна правильной формы, на которой, если поискать, нашлись бы следы погребов и подполов, но следов печей уже нет. Дорогу на Ширково на местности мы не нашли. Позже, расспрашивая местных жителей, мы выяснили, что она есть — надо попробовать когда-нибудь её найти с другой стороны, от самого Ширково, добравшись туда от Пено, откуда, по словам автотуристов, есть проезжая на легковом автомобиле дорога.

Идём дальше по грейдеру. Грейдер плохой — его давно не подсыпали. В результате, только на отдельных участках он такой, каким ему и положено быть, на других же он представляет собой дорогу, покрытую 2-3 см песка, большей частью сухого. Грейдер вьется среди сосняков, вдоль обочин еще лежит снег, образуя удивительные формы, состоящие из плавных поверхностей и резких граней. Очень странное чувство — мять снег в руке при температуре воздуха +20°.

В самом начале этого грейдера обогнали группу пешеходников (спустя примерно 3 км нам встретилась часть этой же группы, пытающаяся догнать первую). Их руководитель, узнав о нашем маршруте, сообщил нам "радостную" весть: он пытался в 1997 году проехать на велосипеде вдоль Верхневолжских озёр до Коковкино, но добраться от Поребрицы до Городка ему не удалось. Посмотрим, получится ли у нас. В противном случае, будет разрушена вся идея маршрута - этот участок для нас является определяющим. Единственный вариант отхода — возвращение на шоссе Осташков — Свапуще и повторение маршрута группы Саши Дульцева, к которому в начале "приделана" совершенно нелогичная радиалка до деревни Поребрица.

Осмотр Осташкова нас сильно задержал, поэтому встали на ночёвку с отставанием от графика. Место выбрали справа от дороги на высотке, отделенной от дороги другим пригорком и поросшей соснами, которая расположена сразу за мостом через р. Ульинка. Между пригорками видны заросшие колеи старой грунтовки, теряющиеся в заболоченной пойме. Не доехали до планового места стоянки у брода через р. Морщиха примерно 8-9 км. Воду брали из озера Стерж, так как подойти к речке не удалось — долинка сильно заболочена после паводка.

02.05.2004 (2-й день похода).

Встали в 7:00. Однако нашлись и любители покопаться: дежурные и Борис. Вышли в 10:40, что поздновато — остальные были готовы к 9:45. Наверное, сказывается отсутствие отработки сборов: для дежурных этот поход - первая велосипедная многодневна, а Борис не смог отработать сборы с новым рюкзаком в пропущенных им двухдневных ПВД. На продолжении вчерашнего грейдера, куда мы выбрались по заросшим колеям старой грунтовки, роятся с низким гудением осы, к счастью, неагрессивные. Направляющим идёт Таня.

В деревне Поребрица встретили доброжелательных местных жителей, которые показали нам самый вкусный колодец и рассказали о дальнейшем пути: дороги на Коковкино нет. Она была раньше - лет 30 тому назад по ней проехал последний автомобиль, ещё лет 10 по ней ездили на тракторах, перевозя сено, и всё, кончилась дорога, 20 лет ей никто не пользовался. Однако, один из них, гуляя с ружьём, переправлялся на другую сторону р. Морщиха через бобровую плотину, которая расположена примерно в 500-800 м выше впадения реки в залив. После того, как мы сказали, что всё-таки пойдём, они объявили нас ненормальными и пожелали удачи, поинтересовавшись, хватит ли у нас продуктов, так как пробиваться придётся несколько дней. Посмотрим...

Колеи, едва заметные на склонах холмов, глубоко врезающиеся в землю там, где они пересекают весенние ручьи, привели нас к погосту Увицы. Посмотрели старую церковь (предположительно Х VIII в.), отправились на разведку - искать возможность переправиться через Морщиху.

В результате, потратив полтора часа, нашли эту старую дорогу и брод. Начало дороги, довольно неприметное, направляясь к погосту Увицы, мы проехали этот поворот - он ничем не выделялся на местности. Искать его надо следующим образом: спускаясь с последнего перед погостом холма, надо ехать правее направления на церковь примерно на 45° (там идёт тропка, по которой ездили на лошади; возможно, она станет незаметной, когда трава подрастёт), переправиться через ручей, далее, сохраняя направление, пересечь две поляны и искать начало старой тракторной дороги. Летом, когда распустятся листья на кустарниках, и подрастут многолетние травы, найти дорогу будет значительно сложнее.

Полевые дороги кончились, началась заброшенная тракторная с заболоченными участками и переправами через весенние ручьи. Ручьев было девять, через один из них наскоро положили гать. Порадовались, что дождей не было, и на дороге есть сухие места. Передвигались велопешеходным образом, так как дорога была завалена стволами упавших деревьев. Пробиваться на брод напрямик от погоста было бы гораздо труднее - упавших стволов не меньше, чем на дороге, и очень густой подлесок. Выбрались к броду, переправились (ширина ~8 м, глубина -50-70 см, скорость течения - 1,6 м/с). Вода была холодная и очень чистая. Возле брода действительно нашлись деревья, поваленные бобрами, плотины, однако, не было. После брода устроили обед, который слегка затянулся - многие сильно устали.

После переправы дорога исчезла, и мы уже почти собрались пробиваться по азимуту, когда заметили колеи, превратившиеся постепенно в полевую дорогу, выведшую нас к деревне Городок, из которой песчаная дорога ведёт в сторону Коковкино (глубина песка в среднем 7-9 см). Имели шанс не очень сильно отстать от суточного графика, но в самой деревне у Бориса сломался багажник. Фирма Trek обещала его грузоподъёмность 25 кг, но, наверное, расчёт был для гладкого асфальта, а не для российских дорог.

Михаил, Алексей и Борис остались ремонтировать багажник (его ремонт занял 1 ч 10 мин), а остальная часть группы отправилась искать место для бивака.

Встали у болотца за Городком на сухом красивом месте. Из деревни за нами увязался пёс. Очень спокойный и воспитанный. Не лез, пока мы готовили и ели еду, получив свою порцию, поел, затем всю ночь сторожил лагерь, не залезая под тенты палаток, и только рычал, отбегая в сторону, когда к лагерю приближалась какая-нибудь мелкая зверюшка.

03.05.2004 (3-й день похода).

Ночь была теплее вчерашней, и никому не было холодно. Пёс позавтракал и, посмотрев, как мы бегаем по лагерю, собирая вещи, залёг спать под ёлку недалеко от костра, чтобы на него не наступили. Спешим, так как надо выходить и нагонять график, но выходим позже 10:00.

По песчаной грунтовке, преодолев один брод (через р. Прокоп), добрались до Коковкино, где закупили кучу продуктов, так как из-за предыдущих "приключений" забрались даже в резервный день. Повезло. Мы успели купить свежий хлеб, в хлебной автолавке, которая сразу же после этого уехала, и остальные продукты в магазинчике, который сразу после этого закрылся. Пес нас покинул, присоединившись в группе рыбаков.

От Коковкино сделали радиалку до Волговерховья. Шли по грейдеру, который весь был покрыт песком (слой в среднем 2-3 см, местами до 10 см). В Волговерховье посмотрели на исток Волги, церкви и съели мороженое, купленное в местном магазинчике.

Обратная дорога омрачилась падением Любы. Она не справилась с управлением в следующей дорожной ситуации: перед ней возникло препятствие из двух велосипедистов, завязших в глубоком песке в конце спуска, она уклонилась от столкновения, но при попытке выровнять велосипед вдоль дороги, не смогла сохранить равновесие на песке. Результат не такой уж и плохой — небольшая рана на колене и синяки в разных местах (мышцы и связки почти не пострадали).

Рядом с местом падения, на ручье, устроили обед, который продолжался (вместе с лечением) 3 часа. Пообедав, поехали на Свапуще, а оттуда по такому же покрытому песком грейдеру на д. Рвеницы, за которой и заночевали в мрачноватом лесу в районе высоты 207 (на месте плановой ночёвки предыдущего дня).

Отставание на сутки, но выдаваемая группой мощность позволяет надеяться, что мы нагоним график на шоссе.

04.05.2004 (4-й день похода).

Встали, после завтрака бьш мелкий ремонт велосипедов. У Любы немного опухло колено.

После поворота на Молвотицы некоторое время двигались по грейдеру, покрытому песком. Когда выбрались на асфальт, покатилось лучше.

После последнего привала перед обедом, Алексей остановился сфотографировать группу и заметил, что рюкзак у него как-то неровно сидит, поправил... Опять плохо... Посмотрел внимательно - сломан багажник. Нашли место и встали на обед. Багажник сломался в предсказанном ещё до похода месте — там, где плющились трубки. Безумная конструкция. Узлы крепления сделаны простым способом: в конец трубки вставляется плоский вкладыш, трубка плющится, сверлится отверстие, всё, можно соединять трубки болтиками... То, что в алюминиевом сплаве при такой "технологии" образуются микротрещины уже в момент изготовления, конструкторам этого чуда техники наплевать.

Ремонт багажника затянулся до вечера (~20:00). Выехали с места обеда/ремонта и сразу стали искать место для лагеря. Мы были уже в окрестностях города Демянска, который хотели проскочить после

обеда, поэтому место нашли с трудом. За поворотом на деревню Болдыри, в районе небольшого заводика (вероятнее всего ремонтного), который расположен слева от дороги, повернули на

грунтовку направо. Встали на сухом краю заболоченного поля, прикрытого от дороги перелеском.

Оперативно поставили лагерь. Приготовили ужин и сели наблюдать лунное затмение. Дождавшись полной фазы, легли спать.

05.05.2004 (5-й день похода).

По плану должна быть днёвка, на практике - обыкновенный ходовой день. Слишком много потеряли времени на "приключения".

Докатили до Демянска, закупили продукты в магазине и пошли по шоссе в сторону Истошно. На втором километре шоссе Борис не справился с управлением и сошёл на обочину. Рефлекторно попытался вернуться на дорогу. Результат - падение. Повредил колени и пальцы. "Отремонтировав" Бориса, двинулись дальше.

Обедали у пересечения дороги с рекой Явонь (на указателе - «р. Явань»). После обеда мы немного проехали по шоссе (до Истошно) и свернули на грейдер, идущий по сильно пересечённой местности. У нас группе двое травмированных, так что ехали не быстро. Сказывалось физическое состояние людей и страхи.

Однако проехали неплохо. Сильный встречный ветер до обеда и сильная пересечёнка после не помешали сделать вполне приличный суточный результат.

Видели зайца, чинно переходившего дорогу, и перебегавшую (в другом месте) лисицу. Встали лагерем на холмике возле развилки дорог в ~2 км за деревней Бол. Уклейно. Стоит отметить, что указанного на карте участка дороги, срезающего петлю на Уклейно, не существует.

06.05.2004 (6-й день похода).

Собрались за "рекордное" время - вышли в ~12:30. Похоже, что на всех участниках сказывается отсутствие днёвки и изобилие "приключений".

Доехали до трассы Ml 0 и пообедали в столовой. Затем поехали в Иверский монастырь через понтонный мост. На самом острове дорога представляет собой разбитую грунтовку: идет ремонт дороги. Встающий из озера над краем леса монастырь очень красив. Вблизи же вызывает разочарование: реставрация сделана наспех, плохо подобранные краски (особенно для кровель) убивают гармонию архитектурного ансамбля.

По дороге к монастырю (ещё до обеда) случилось единственное приключение за весь день. На велосипеде Михаила оказалась разрушена задняя покрышка - маленький кусочек покрышки был просто вырван. Рассмотрение тормозных колодок показало, что, скорее всего, какой-то острый камешек или кусочек металла оказался зажат между тормозной колодкой и покрышкой. Поставили запасную. Время ремонта 35 мин.

Вечером остановились за поворотом к деревне Ключи, немного (—1,5 км) не доезжая до Едно, в великолепном хвойном лесу, где поверх густого мха тёк веселый ручеек, в котором оказалось очень удобно помыться.

07.05.2004 (7-й день похода).

Встали, собрались, поехали. При попытке Бориса на подъёме обогнать Зою произошло столкновение и падение Бориса. Травмы небольшие - благодаря шлему, который разрушился, приняв на себя удар в височную область. Ошибки: Борис не предупредил об обгоне и слишком близко пытался проходить рядом с Зоей.

Обед решили сделать холодным, чтобы он не затянулся. Однако быстрый обед не получился - прокол колеса при въезде на место обеда.

Несмотря на "приключения" удалось доехать до места, где из берега Мсты выбивается мощной струей прошедшая карстовыми пещерами Понаретка. Заночевали рядом со старым карьером за д. Малый Порог («Порог» - на указателе). Место не очень хорошее, но оно единственное на пути в Боровичи, если не учитывать места на берегу Меты, которые сильно засижены водниками и не безопасны из-за местных жителей. Зато ужинали под звездами.

08.05.2004 (8-й день похода).

Выехали с места ночёвки в карьере, довольно лихо докатили до Боровичей, откуда поехали без обеда до Кончанско-Суворовского по сильно пересеченной местности. Музей ко времени нашего приезда уже был закрыт. Маршрут закончен. Пообедали в тени беседки и покатили в сторону Окуловки, откуда на следующий день добрались до Москвы на электричках с двумя пересадками (Бологое и Тверь).

3. Материальное обеспечение похода
3.1. Питание

Учитывая, что весь маршрут проходил по населённой местности, запас продуктов делался не более чем на 2 дня.

3.2. Снаряжение

У всех участников похода были горные велосипеды. Следует отметить, что хорошо показали себя только багажники из алюминиевых сплавов с тремя прямыми несущими трубками. Багажники прочих конструкций либо ломались в походе, либо при приезде в Москву на них были обнаружены значительные деформации и/или трещины.

3.3. Медицинское обеспечение

Медицинская аптечка подбиралась, исходя из обычных правил комплектования аптечки для похода начальной категории сложности. Кроме этого каждый участник брал с собой небольшой комплект личной аптечки.

3.4. Расчёт веса на одного участника

В расчете на одного мужчину пришлось 20 килограммов личного и общественного снаряжения и продуктов. На одну женщину — 17 кг.

Продукты из этого веса составляли 3-4кг, личное снаряжение — 8 кг.

4. Выводы и рекомендации по походу

Был пройден поход 1-й категории сложности, в котором основные задачи — отработка туристических навыков и разведка дорог вдоль восточного берега Верхневолжских озёр были выполнены.

Может быть рекомендован для дальнейшей разведки участок Пено - Ширково - грейдер на д. Поребрица, который позволит делать логичную и интересную связку западного и восточного побережий Верхневолжских озёр с осмотром деревянной церкви XVI в., расположенной на погосте Ширково.

5. Расчёт категории сложности похода

Итого 404,47 км, в том числе:

асфальт - 281,35 км 281,35*0,7=196,95 км
грейдер - 100,60 км 100,60*0,8=80,48 км
грунтовая - 3,47 км 3,47* 1,4=4,86 км
полевая- 5,81 км 5,81*1,2=6,97 км
песчаная - 11,68 км 11,68*1,8=21,02 км
заброшенная тракторная - 1,56 км 1,56*2,4=3,74 км

Эквивалентный пробег - 314 км

Локальные препятствия:

  1. Переправа 1а. Переправа через р.Морщиха. ЭП=10 км
  2. Брод. Переправа через р.Прокоп. ЭП=0,5 км

Протяжённые препятствия:

  1. 2 к.с. Заброшенная тракторная дорога на брод через реку Морщиха 1,56 км,
    Кпк=2,4; Кпр=1,02; Кпер=0,8
    КТ=2,48* 1,02*0,8=2,02
  2. 1 к. с. Песчаная дорога Городок - Коковкино 8,2 км, Кпк=1,8; Кпр=1,08; Кпер=0,8
    КТ=1,8*1,08*0,8=1,55
  3. 1 к.с. Песчаная дорога на Васильки 3,48 км, Kпк=l,8; Кпр=1,03; Кпер=0,8
    КТ=1,8*1,03*0,8=1,48

Оценка категории сложности в баллах:

П=2,02+1,55+1,48=5,05
I =  (404,47+ 10,5)* 6* 1,2  = 124
8*300

А=1,0
СГ=0
КС=5,05*1,24*1,0+0=6,26

Оценка категории сложности похода:

Поход соответствует 1 к.с. с дополнительным прохождением протяжённого препятствия 2 к.т.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Слева направо: Т.Епишина, Л.Самойлова, А.Матросов, З.Лысова, М.Лысов, Б.Беркгаут
























































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100