Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о велосипедном спортивном туристском походе четвёртой категории сложности вдоль рек Пинега и Северная Двина Архангельской области и западу республики Коми

Руководитель: Александр Теляковский (Одинцово)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6190

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные данные;
  2. Сведения об участниках;
  3. Сведения о районе похода;
  4. Описание похода (дневник);
  5. Подсчёт категории сложности похода;
  6. Достопримечательности; аварийные выходы с маршрута при форс-мажорных обстоятельствах;
  7. Материальное обеспечение;
  8. Итоги;
  9. Список использованной литературы;
  10. Приложения

Аннотация

Отчёт написан по материалам  велопохода и знакомит с геологией, географией, природой, людьми, историей и велотуристскими возможностями края.

Поход проходил по лесовозным трактам и дорогам, иногда умирающим (когда новые уже родились, но ещё не оформились); по деревням; иногда многолюдным и - в которых еле теплится жизнь. Ещё сохранились памятники деревянного зодчества  - остатки былого великолепия русского Севера. Сюда, в леса верховьев Пинеги уходили когда-то староверы, вытесняемые из центральной России.

Мы надеемся, что описание похода и приобретённый опыт могут оказаться полезными для любознательных  велотуристов.

В составлении отчёта принимали участие все члены группы.

Фото 1. Пинега  у  Осяткино

1. Справочные данные

Фото 2. Старинные кресты

1.1. Вид туризма - велосипедный.
1.2. Группа выпущена МКК московского городского центрального клуба туристов 22.06.2005г. Шифр МКК: 177-00-6666-6555.
1.3. Количество участников - три человека.
1.4. Категория сложности - четвертая.
1.5. Поход проходил вверх по течению Сев. Двины и её правогопритока реки Пинеги.

Нитка маршрута заявленная:
Архангельск - Вождорма - Белогорск - Карпогоры - Веркола - Занюхча - Белореченский - Двинской - Котлас.
Нитка маршрута фактическая: Архангельск - Вождорма – Белогорск - Пинега - Карпогоры - Веркола – Сосновка.

Нюхча - Кучкас - Благоево - ст.Кослан.
Северный - Осяткино - Красный - Верхн.Тойма - Котлас (рис.1).

В дер. Сосновка группа разделилась Часть группы в силу обстоятельств поехала по правобережью Пинеги через Нюхчу, Кучкас, затем повернула на восток через Благоево до ст. Кослан (респ.Коми). Другая часть продолжила движение вверх по Пинеге, обходя непроезжие районы, и закончила маршрут на ст.Котлас. Таким образом маршрутом был охвачен гораздо больший район, где, вероятно, "ещё не катилось колесо велотуриста".

1.6. Поход проводился с 29.07 по

12.08.05 (ходовых дней 12)
20.08.05 (ходовых дней 18)

1.7. Протяженность маршрута (см.рис1): 709км.; из них 207км. асфальт, 52км. бездорожье, 450км. грейдер, просёлок.
Или 1009км.; из них 307км. асфальт, 92км. бездорожье, 610км. - грейдер, просёлок.

1.8. Препятствия, определяющие категорию сложности указаны в табл.1.

Таблица 1

  км Характеристика, О.Ф. Способ прохожд Дата и длит. прохожд. Категориятрудн. участка
1 р-н Милетино
известк. скалы
25 Дождь, известк. грязь, цепь и перекл. залеплены вело,пешком 2.08,  2,5часа     2
2 Кулогоры 18 Деревня на горе. Уклон 15 - 20% вело 3.08, 1,5ч. 2
3 Усть-Поча, Шеймог 20 Доломит. Горы. Уклон 12 - 20% вело-пешк  5.08, 3ч. 3
4 Веркола-Явзора 20 Жара.Сыпучая дресва. "Стир.доска" вело-пешк 7.08, 2,5ч. 3
5 Явзора-Сосновка 40 Жара. Сыпучая дресва"Стир. доска". вело-пешк. 8.08, 5ч 3
6 Холм-Усть-Поча 12 Глинист, пригорки не впит. воду. Заболоч. Глин.колеи.залит.водой пешком 3-4.08, 8часов 4
7 Р-н Кучкас. гран.Коми 40 Жара. Ровный песок. Дюны. пешком 9-10.08,8ч 4
8 Р-н Осяткино         70 Жара. Ровный песок пешком 10-13.08, 15ч 4

1.9. Погода сухая. Был лишь один дождливый день в районе Милетино.
1.10. Стоимость похода 4200руб/чел, из них1650рублей - ж.д. транспорт.

2. Сведения об участниках

Таблица 2

                    ФИО Годрождения Дом. адрестел. Обязанности в группе
1 Гаврилов Владимир Анатольевич 1963 184-63-46 штурман
2 ГавриловаЕлена Валентиновна 1961 184-63-46 завхоз
3 ТеляковскийАлександр Евгеньевич 1931 591-13-80 рук. группы

Слева направо: Теляковский А.Е., Ларин В.Б., Гаврилова Е.В., Гаврилов В.А. Прощание  в  Новодвинске

3. Сведения о районе похода

3.1. Геология, рельеф, почвы, растительность, реки, животный мир

Маршрут проходил вдоль Северной Двины и её правого притока Пинеги, протекающим по центральной части огромной территории Архангельской области (587000 кв.км.), превышающей по своим размерам Францию (551000кв.км.). Эта область - часть Онего-Двино-Мезенской равнины, слабо наклоненной к Белому и Баренцеву морям от линии перелома: Река Вычегда - г.Коноша - озеро Лаче. Реки Онега, Северная Двина, Пинега, Вашка и Мезень расчленяют равнину на ряд обособленных слабо выраженных водоразделов. Глубокая скважина, пробуренная до кристаллического фундамента в районе Усть-Пинеги, вскрыла мощную толщу осадочных пород (1150м.). Часть районов равнины лишена верхнего этажа этой толщи и тогда на поверхность выступают пласты известняков верхнего палеозоя, пески и глины юры. Особенно распространены известняки.

Фото 4. Лена никак не наиграется Фото 5. Володя никак не наестся Фото 6. Ал-др Евг. Никак не наспится

Их выходы прослеживаются от г.Карпогоры до рек Кулой и Мезень; обнажения известняков то и дело встречаются в обрывистых берегах Пинеги (ф 8 ). Древний кристаллический фундамент имел выступы и пласты известняков повторяют формы его залегания, образуя ряд холмов-гор, вытянутых в меридиональном направлении (ф 7, 9). Река Пинега, прорываясь сквозь них, делает конический изгиб в своём течении с вершиной около одноимённого посёлка Пинега. Часто известняк перекрывают пласты тяжелых красноцветных глин, делающих непроезжими дороги и окрашивающих известняки в красный цвет  (ф 8,  9). В свою очередь на глины часто налегают пласты чистых песков предположительно юрского периода. Например, водораздел Пинеги и Вашки (участок маршрута Кучкас - граница Коми) и район Осяткино - в нагромождениях песка. Следом за составом почвы меняется и растительность. Долгое время нас сопровождала молодая еловая тайга (зрелые деревья давно повырубили) с примесью березы и чернолесья, прерываемая раскинувшимися на сотни метров заболоченными пространствами с торчащим там и сям бодыльём - остовами давно засохших стволов деревьев. Там, где начинались пески, растительность скудела, еловый лес сменялся сосняком, а землю в лесу покрывали мхи - зелёный (сфагнум) и белый (ягель). Ягель гигроскопичен и вбирает в себя обильную утреннюю росу, искрящуюся на восходящем солнце - и как  же хорошо смотрятся выросшие в этом мху подосиновики! (ф10)Ближе к водоразделу - царство песка и везде: на ровных местах, в ложбинках и на дюнах густо растут молодые сосенки - самосев (ф 12). Чем же они живут, откуда берут влагу среди всеобщей суши? Догадываешься, что всё же неглубоко находится водоупор, питающий более взрослые деревья. Подтверждением тому - многочисленные речонки, стекающие в Вашку и Пышенцу (приток Пинеги), но чем же питается малышня? Кругом мертвенная тишина. Зловеще хрустит под ногами пересохший ягель. Разжигаешь теплинку - и вдруг огонь начинает расползаться вокруг. Шутки в сторону! Начинаешь быстро делать круговой ровик. Вглубь Коми и ближе к Северной Двине песок постепенно сменяется супесями, суглинками, подзолом и вновь по бокам дороги тянутся остатки елового (бракованного) леса и обширные болотины (ф11, 34, 76).Впервые мы увидели Пинегу под Белогорском. Как выразить первые впечатления? Нет в ней широты и мощи Северной Двины. Как пишет географ Элизе Реклю, "летом, в светлые ночи, когда вечерняя заря сливается с утренней, мало найдётся зрелищ более величественных, чем вид этой широкой реки (Двины), созерцаемой с плота, который тихо движется, увлекаемый безмолвным потоком; вдали, на горизонте чуть виднеется узкая полоска лесов и громадный свод красноватого неба отражается в подёрнутой мелкой рябью поверхности воды. (Э.Реклю "Земля и Люди" кн 3, том 5, стр.911). Пинега у Белогорска скромна, её краски вроде бы и просты, но есть в ней неуловимое настроение, как на картинах позднего Левитана. Желтая полоска берега с двумя привязанными лодками, полоска воды, отливающая сталью, полоса леса и серенькое небо над всем этим (ф 13, 14). Нас ещё долго будут сопровождать картины реки. Мы увидим её то широко разлившейся, с песчаными косами посредине (ф 15), то с отвесными берегами, сложенными известняком (ф 8), то - в неповторимом изгибе и обрамлении северным лесом(ф 1), но первое видение врезалось в память.

Фото 7. Холмогоры Пинежского поднятия Фото 8. Известняки в обрывах берегов Фото 9. Пинежское поднятие. Известняки Фото 10. Подосиновик в ягеле
Фото 11. Болотина   Фото 12. Дюны    Фото 13. Пинега у  Белогорска

В деревнях вдоль реки-кормилицы (а подальше от реки деревень то и нет) у каждой второй - третьей избы в сарае - лодка или моторка. Но рыбы стало очень мало. Оскудела рыбой и Северная Двина; а было время (но - прошло), когда вода у берегов Белого моря (по свидетельству Э.Реклю: "Земля и Люди" кн.З, т5, стр.919) буквально кишела рыбой, особенно треской; её было не меньше, чем в норвежских фьордах и достаточно, чтобы накормить всю Европу. По пути мы не встретили ни птицы, ни зверя; во всяком случае на глухих лесных песчаных дорогах не было следов.

3.2. Дороги, население, полезные ископаемые, промышленность

За Архангельском дорога - асфальтовое шоссе вплоть до Вождормы, где после нескольких километров ухабов и рытвин оно переходит во всё более известковый грейдер. В сухую погоду известняк укатывается лесовозами до зеркального блеска и дорога напоминает асфальт. Зато при дожде, даже небольшом, верхний слой грейдера превращается в известковый раствор различной вязкости, наглухо залепляющий тормоза, цепь и втулки велосипеда. Такое и случилось однажды у турбазы Милетино, в 20 км. от райцентра Пинега. Пришлось мыть в реке цепь и переключатель малярной кистью, предусмотрительно взятой с собой. Невозможность иногда крутить педали по грейдеру мы испытывали в походе не раз. Вот примеры:

- После переправы через Пинегу на дер. Холм катить по твёрдой мергелистой дороге было - одно удовольствие. Проделав за час 20 - 25км., мы уткнулись в "подсыпку" на дороге из тяжелой красной глины. Увы, это была не подсыпка, а та же глина, что окрашивала скалы на дороге и выходы известняков на берегах реки (ф 8, 9). Даже на пригорке, где мы остановились на ночлег, вода сочилась из-под ладони, ею были полны застарелые колеи на дороге (ф 18). Полдня мы потратили, чтобы протянуть велосипеды каких-то 8км. к долине речки Почи (ф 19).

Фото 15. Пинега  у  Пиринемы Фото 16. Пинега у Сосновки Фото 17. У  Белореченской Фото 18. "Карпогорское" шоссе перед Почей
Фото 19. Долина  р.Поча

- на тракте от Карпогор до Сосновки тоже были свои проблемы. Середина тракта, разбитая тяжелыми лесовозами и жарой, напоминала стиральную доску или волноприбойную рябь, только крупнее (ф 22). Края  же дороги были покрыты сыпучей дресвой или песком планирующими усилиями скреперов. Все наши мысли были направлены на то, чтобы по ходу движения вовремя (не увязнув) перескочить на терпимый для езды участок; скорость падала до 10км/час.

- Дальше было ещё хуже. За Нюхчей дорога совсем испортилась. Это уже не был мощный профилированный грейдер с крепкими мостами (ф20, 21), куда стекались тяжелые КАМазы с прицепами, груженые лесом с оставшихся ещё немногочисленных дальних лесосек, чтобы везти этот лес на железную дорогу в Карпогоры или своим ходом аж на Соломбальский лесокомбинат под Архангельском. Песку всё прибывало. Целые дюны его, поросшие малютками-сосенками, тянулись вдоль дороги, ставшей вскоре простой лесной (ф 23). Чаша дороги была заполнена кашеобразной мешаниной сыпучего песка. За Кучкасом мне немного повезло: на 10 - 15км. от Кучкаса прошелся скрепер. Он отодвинул массу песка с края на середину дороги, открывая иногда узенькую полоску тёмной твёрдой земли. Был ли это водоупор или нет - рассматривать мне было недосуг: я вскакивал в седло и развивал скорость на 20  - 30м., пока колёса снова не вязли. Затем дорога стала безнадежной. Пробовал обойти её по лесу, но лес был тоже в песке и загромождён сушняком. Сильно помогал мне лёгонький рюкзачишко, куда я напихал из велорюкзака 8 /10 кг  груза - легче было тащить велосипед. Так продолжалось  40 - 50км. Но вот песок стал отступать, появился зеленый подлесок. Дорога стала твёрже и стало возможным ехать. Появилась "технологическая дорога" (бетонные плиты, образующие колеи для машин на профилированном земляном полотне); это был район границы с республикой Коми. Здешние леса площадью 70 -100 кв.км. в 70-х годах прошлого века были проданы на корню под вырубку болгарам. Они подтянули ж.д. ветку  от  ст.  Микунь  Печорской  дороги,  провели  шоссе  с асфальтовым покрытием почти от границы до станции Кослан и перпендикулярные технологические дороги - усы, построили два благоустроенных города: Благоево и Усогорск. Вырубив лес, болгары ушли. В оставленные квартиры городов потянулись жители Нюхчи и Кучкаса, а прекрасные асфальтовые шоссе остались почти невостребованными и пустынными.

Фото 20-21. Дорога для лесовозов Фото 22. "Стиральная  доска" Фото 23. Сплошной песок

Примерно, такого же типа дорожки выпали на долю другой части группы: наезженные (и не очень) сухие глинистые колеи (повезло!) от Мамонихи (Сосновка) до Северного, лесная дорога с сыпучими песками через Осяткино и до Красного, технологическая дорога и грейдер до Верхней Тоймы, грейдер с кусками асфальта до Котласа на левобережье Северной Двины. Под Осяткино повстречался "Урал": это частник тянул товары в Северный и дальний куст деревень.

Рассмотрим рис.1. Он копирует общегеографическую карту, изданную в 1995году на основе топографических карт 1990года с хорошей точностью и ясно, что за весь прошедший век так и не построены общегосударственные железные и шоссейные дороги, связывающие Архангельск и глубинку с промышленными Прикамьем и Уральским регионом: не нужны что ли? Как высветил велопоход, к востоку от Северной Двины существуют лишь лесовозные дороги областного и местного значения, которые претерпели изменения лишь в худшую сторону.

Нет автодорог: от Благоева на Микунь, от Кучкаса к границе Коми, от Кучкаса до Северного, практически от Северного до Красного и от Холма до Пиринемы, от Кулогоры до Карпогор. Есть и "подвижки": построен грейдер Вождорма - Белогорск, прокладывается новая дорога Паленьга - Ясное - Карпогоры, но очень медленно. Зато "велопешеходник"  везде проползти  может.

3.3 Население, промышленность

На заре российской государственности, когда сильную Киевскую Русь уважали западные королевства и Царьград, на обширной равнине Севера, включая Югорский Камень (Уральские горы), кочевали разрозненные племена самоедов (саами, как их теперь называют). Волна этих племён спустилась по рекам на Север с Алтая, гонимая более сильным соперником. Очевидно, что здесь, на Севере обширные пастбища для оленей и богатые рыбные угодья не достались им даром. Действительно, до них кочевали здесь ещё более дикие финские племена (умевшие, однако, выплавлять железо) - так называемая  "чудь белоглазая", как обзывали их русские пришельцы, или "сысерть"  как называли их самоеды. Предания самоедов и лопарей, которых оттеснили к западу от Онежского озера, невнятно упоминают о чуди, которая провалилась сквозь землю и имеет там обширные пастбища. Скорее всего эти первичные племена были истреблены или подверглись ассимиляции. В XI - XIII веках племена самоедов с моралью, основанной на безусловной честности, столкнулись с русской экспансией. Это были шустрые дружины из Великого Новгорода, проникшие через самоедские - на пермские земли (Биармландия) и за Урал и захватившие богатейшие рыбные и пушные угодья. Экспансия шла и с юга.

Фото 24. Мезенский тракт.  Лесовоз на Соломбалу Фото 25. Веркола.  Мастер 

Владимирские люди двигались на Север вниз по рекам Югу, Сухоне, Унже, основав на Северной Двине ряд "ростовских" поселений. Русские вели себя беззастенчиво. По свидетельству той же Э. Реклю, если самоед, заходя в чум к соплеменнику, брал только необходимое (безденежная торговля), то русский - забирал всё. В грабеже и обмане местного народа с русскими соперничало другое племя, корни которого на Алтае - зыряне (или, как они себя называли "коми-морт"). Эти осели вдоль рек на скрещении торговых путей. У самоедов падала рождаемость, увеличивалась смертность. В дальнейшем их народ консолидировался в ненецком национальном округе (оленеводы, рыболовы) и на Северном Урале (немногочисленные племена охотников - ханты, манси).

В дальнейшем не прекращался поток предприимчивых русских людей, бежавших на берега Белого моря - в поморы - от кабалы крепостного права. Ещё более усилился этот поток за счёт раскольников (старообрядцев) во времена никонианских церковных реформ. Всё поморское население было раскольничьим; постепенно заселялось ими верхнее течение Пйнеги. И что же? Расцветала оживлённая торговля, край богател.

Первый удар нанесен был постройкой Санкт-Петергурга: Петр I перенес основную торговлю на берега балтийского моря. Потом была война, потом - разрушение всего уклада жизни с начала 90-х годов прошлого столетия. Основной источник жизни населения - лесное хозяйство - иссякает. Взрослых лесов осталось - с гулькин нос и они не возобновляются. Много безработных - особенно в деревнях. Дымят только трубы заводов по переработке древесины в Новодвинске, Архангельске, Соломбале.

Фото 26. Осмотр  перед  стартом.  Г.  Новодвинск Фото 27 Фото 28. Нулевой  километр 

4. Описание похода (дневник)

29.07.05 —  Жаркий вечер. Куча народа на Ярославском вокзале, негде приткнуться. Собираться на перроне (и зачехляться) надо не позже, чем за 1час 15мин. до отправления поезда, учитывая, где может оказаться начало нумерации вагонов. Ещё раз о снаряжении: чехлы нужны непрозрачные во избежание проблем с проводниками.

30.07   12км   12

В 20 часов выгрузились на станции Исакогорка (последняя станция перед Архангельском) и я с удовольствием обнялся со своим другом Лариным Валентином Борисовичем, известным велотуристом. Он живёт рядом, в Новодвинске, до которого 12км. по широкому современному шоссе. Прохладно, вчера прошел дождь и ещё не успели подсохнуть лужи. У Валентина хорошая двухкомнатная квартира и работает он на новодвинском деревообрабатывающем комбинате, но ему здесь не нравится: плохая экология.

Поговорили о маршруте; предлагается срезать пинежский выступ  реки по новой прокладываемой трассе. Начало: или Архангельск - Вождорма - Паленьга - Верхняя Паленьга, или Холмогоры – Верхняя Паленьга. Далее: паром - Светлый (вдоль жел. дороги) - бетонка на юг (12км) - бетонка налево (до Т-образного развилка) – Сылога направо - Земцов налево - Ясный налево - паром - Карпогоры. Мы не согласились: хотелось испытать все трудности существующих дорог.

Проговорили до ночи, а завтра подъём в 5.30.

31.07   95км  107 

В 6.30 выезд. Последняя проверка велосипедов,  фотографии на память, последние напутствия и рукопожатия (фЗ,26). Ночью снова прошел небольшой дождь, прохладно. Архангельск  встретил нас отличным шоссе (ф27) и праздником военно-морского флота. Надо переехать мост через Двину и у первого же квартала повернуть направо и ещё два раза направо под мост - улица приведёт Вас к нарядной набережной  Северной Двины. Тут - выставки, закусочные, корабли на рейде, митинг с выступающим адмиралом: "Мы не допустим диктовать нам чужую волю...!" и т.д. Посмотрев город и сделав необходимые закупки и фотографии (ф 28), мы отправились той же улицей под мост, но в обратную сторону на юг, в Малые Карелы. По пути отметил я, что на улицах стало больше машин.

Музей деревянного зодчества Малые Карелы находится на 41км. тракта... куда?  Оказывается - тракта на Мезень  (~ 650км.). 

С велосипедами нас не пустили. Поскольку здесь я раньше был, то остался сторожить, сделав лишь фотографию звонницы недалеко от входа (ф29). Перекусив, продолжили путь к Вождорме (108км. тракта). Новые участки асфальта сменялись старенькими и совсем разбитым шоссе. Накрапывал дождь, но к 18ч. прояснило. Остановились ночевать вдали от вороватой деревни Заручевская (крадут электропровод)

Сегодня воскресение и хлеба нигде нет.

Фото 29. Мал. Карелы.  Звонница

1.08.05 87км. 194

Ночью - холодно, приходится утепляться. День простоял солнечный с облаками и слабым юго-западным боковым и попутным ветром. Дорога - неплохой грейдер, обходящий с севера Кеницы и Луковёцкий. Возникло слева и первое, видимо, сухое обширное болото с обломанными стволами сухостоя. В Рембуево стоит небольшая морская воинская часть, снуют матросы в рабочей застиранной форме. В магазине "Провинциал" (существует, оказывается, сеть таких магазинов) запаслись хлебом и продуктами (ф 31). Не доезжая 2 - 4км. до Белогорского, увидели щит с надписью крупными буквами "Столовая" и поворот направо. Через Зкм. действительно возникла столовая ("ООО Пинежлес") по соседству с погрузочно-разгрузочной площадкой. Кормят вкусно и дёшево (50руб. с человека). Сытно поев, встали из-за стола, а нам и говорят: "Тут один на велосипеде из Архангельска предупреждал нас, что вы приедете". Молодец, Валентин! (ф 36). В Белогорском первый раз увидели Пинегу. Открывшаяся красота сравнима с поздними пейзажами Левитана (ф 14, 37). Мы едем вдоль реки по ослепительно белому известняковому грейдеру. Мимо проплывают деревни; в отличие от среднерусских они удивительно компактны - экономят угодья (ф 32, 33). Ночёвка за Горками, внизу - Пинега. Вечером в абсолютном покое слышен лишь звон комаров.

2.08 51км. 245

Выход в 9.30. С утра крапает дождь. Потом немного  прояснило, но с 12.30  -  гроза.  Дорога  раскисла; известковая  грязь, особенно в районе холмов - гор, облепила нас и велосипеды, переключатель работает плохо. 173км. тракта; вдали видны белые с красными потёками обрывы известняков правого берега Пинеги (ф 8). Остановка в Милетино. На дорогущей турбазе организованы экскурсии в карстовую пещеру (ф 41, 42).  В пещере темно, низко и холодно; при входе - наледь и сосульки, а я, как суворовский солдат, в рубашонке. Экскурсовод рассказывает, что здесь жили монахи - староверы. В период гонений часть их ушла  к Белому морю, в глухие леса  речки Неноксы (сейчас там почти всё повырубили). В пинежском заповеднике - не одна пещера, но они закрыты: здесь могут находиться оставшиеся монахи в состоянии медитации.

Фото 30 Фото 31. Пос. Рембуево .  Магазин Фото 32 Фото 33
Фото 34. Пустошь Фото 35 Фото 36. Благословенная  столовая Фото 37. Пинега  у Белогорской
Фото 38. Фото 39. Пинежское  поднятие.  Останцы  известняков Фото 40. Дорога  в горах Фото 41. Карстовая пещера
   
  Фото 42. Карстовая пещера Фото 43. Перевоз  у  Кулогоры  

4.08 Фото 34 26км. 326

Солнечная погода. За полдня преодолели 8км. глинистого участка дороги. Что это - тракт на Карпогоры  указывали единичные километровые столбы с заржавевшими, едва различимыми цифрами и - словно в насмешку -новенькие указатели качества дороги, прибитые к дереву. Затем мы спустились в долину р.Почи и переправились вброд, приподнимая велосипеды за багажник. После расспросов повернули направо, в гору по тракторному следу. Проехали умирающую деревню с указателем: "Поча", и ещё 12км. лужистой лесной дороги.

Фото 44. Неудачливый шофёр Фото 45 - 46. "Карпогорский  тракт"  к  долине  реки Почи Фото 47. Насмешка
   
  Фото 48. Брод  р.Почи  

Снова брод через речонку Труфанова; недалеко от её русла, как противотанковые надолбы  врыты брёвна для защиты линии электропередачи от льдин во время половодья. Ещё 6км. влево по дороге у леса до дер. Труфанова. Большая деревня, но работы - мало. Толпа любопытных ребятишек и одна девчонка на велосипеде.  Дешевые молоко и творог. Ночёвка в 2км. от деревни в просторном сосновнике.

5.08 67 км. 393

Ясное утро и -  уже далеко не первый жаркий солнечный день. Место ночёвки было чудесное.

Среди камней, сосен и росистых полян, поросших искрящемся на утреннем солнце ягелем, -  живописные крепкие подосиновики (ф 10).

Чинят дорогу. Тогда на ней - тяжелый песок. Погибающая деревня Конецгорье. В лесу: прямо - на Матверу ( Зкм.) налево - на Чаколу. Снова начались известково - доломитовые горы: 2 - 3 уклона под 20 - 25%; на одном из спусков я упал, наткнувшись на "живой"  камень.  Дер. Шеймогоры, как и другие здесь, возникла на горе; сохранились остатки деревянной архитектуры (желоб крыши баньки с деревянным же опорным крюком), (ф 49,  50). Наконец, подъезжаем к Пиринеме. Сразу нашелся перевозчик за 200руб. и вот мы проезжаем дер. Чешегора; сильно обмелевшая Пинега - теперь справа от нас (ф 59).Переехав железную дорогу, недалеко и заночевали на поле с высокой травой в 20км. от Карпогор. Только что проехали щит на дороге с надписью "Архангельск"; указатель повёрнут в сторону узкой песчаной лесной дороги.

6.08   66 км 459   

Жаркий день, слабый ветер. Город Карпогоры – весь под прямым углом расходящихся асфальтовых улиц; асфальт тянется 10км до - и 6км. после города. На улицах и в магазинах довольно много народа, работает спорткомплекс, строится из дерева Божий Храм.

Грейдер за городом (тракт на Кослан, республика Коми) - часто со "стиральной доской" посредине и сыпучей дресвой по краям; нечасто проезжающие машины обдают облаком пыли. Лесовозы (КАМАЗ'ы, IVECO) подтягиваются на тракт с отдалённых лесосек вплоть до Сосновки (по 10 - 12 штук в день) и переваливают свой груз на товарной станции Карпогоры;  едущий  навстречу трейлер далеко видно по клубам пыли (На мезенском тракте машины идут своим ходом в Соломбалу и их - меньше). 63км тракта - поворот на Верколу (Зкм.). Подъехали к скромному дому Ф.А. Абрамова. Поодаль могила писателя с большим почему-то католическим крестом глядит на Пинегу, жена Абрамова - хранитель музея - на богомолье. Писатель-фронтовик, борец за правду - он много сделал для односельчан, построил светлую, какую-то удивительно лёгкую школу; память о нём - жива.

Фото 49-50. Сохранились желоб и  держащий крюк из дерева Фото 51. Тракторный  след  к   дер. Поча Фото 52. Защита  от  льдин
Фото 53. Сохранившийся  орнамент Фото 54-56. Шеймогорские горы
Фото 57. Все  деревни  на  горах Фото 58. Пиринемский перевоз.  Обрывы  доломитов Фото 59. Пинега  обмелела Фото 60
Фото 61. Трайлер  далеко  видно Фото 62 Фото 63. Веркола.  Могила  Ф. Абрамова Фото 64. Веркола.  Амбар
   
  Фото 65. Веркольский  Свято-Артемиев  монастырь Фото 66. Веркола.  Дом 1898 г. постройки  
   
  Фото 67. Таких домов было целые улицы  

Мы заночевали (за 100руб. с носа) на первом этаже старинного (1898 года постройки) крестьянского дома с конём на крыше (ф  66, 67) Чистота в доме - необыкновенная. Хозяйка дома Нина Ивановна уйдёт  завтра  с  утра  пораньше  с  Гавриловыми  в  Веркольский монастырь  (через   реку), а  я   останусь  чинить  и  смазывать  велосипеды.

7.08 31км. 490

Росистое туманное утро предвещает жару.

Тепло попрощавшись с гостеприимными хозяевами,  в 14.00 мы продолжили путь. Через 13км., возжелав сфотографировать красивую гриву с соснами, я с ужасом увидел, что оставил свой "наспинный" рюкзак в Верколе. То-то мне легко было ехать! Скинув велорюкзак, налегке помчался назад и,слава Богу, нашел его в сарае-мастерской хозяина. Полтора часа потеряно! С жарой комарья, гнуса, мошек, оводов - заметно прибавилось и можно представить, что мои товарищи дошли до "белого каления" поджидая меня. Проехали мы ещё немного, остановившись ночевать на краю поля, у реки Явзора.

8.08 64км. 554

Жаркое утро, обильная роса. Искупаться бы в реке!

Но - туча комаров и мошек... и мы опаздываем!

Паршивый тряский и сыпучий грейдер сопровождает нас; скорость - не более 10 - 12км/час. Ночевка рядом с Сосновкой, у  Пинеги, недалеко - перевоз;  за  рекой  гуляющая деревня  Мамониха.

Решили разделить наши усилия. Я поеду напрямик через Нюхчу, Кучкас в республику Коми; Гавриловы продолжат путь через Мамониху на Северный, Хорнему - вдоль Пинеги. Так лучше: с одной стороны будут выдержаны сроки похода, с другой - осмотрена большая территория.

9.08 40км. 594

Жаркий день. С утра праздновали день рождения Володи (ф70 ): поздравления, подарки. Я подарил баночку ароматного варения (только оно почему-то загустело). Лена подарила бутылку неплохого китайского плодового вина, которую мы и распили. Был приготовлен походный торт и зажжены свечи. Какой молодец завхоз и - как хороши маленькие радости! Мы распрощались, Гавриловы уехали, а я остался. Дело в том, что медленно, но неуклонно спускало заднее колесо. После двукратного ощупывания покрышки в третий раз обнаружил маленький шипик, торчащий из покрышки внутрь колеса. Это был волосок от троса, который я выковырял, сменил камеру и поехал дальше. Нюхча встретила меня парадом старинных домов и остовом кирпичного коровника, заросшего бурьяном, а поворот налево, на Кучкас - кашеобразным месивом песка в ложе дороги (ф 72 ) Набрав в диковинном детском частном лагере у Пинеги полторы бутылки воды, я поехал - пошел дальше, но в Зкм. за Кучкасом (прощай,Пинега!) принуждён был остановиться на ночлег: было поздно. В природе было всё как бы мертво: мёртвый песок вокруг, мёртвый лес, воздух без единого колыхания и только полчища зверья - комаров и гнуса; особенно гнуса, который проникал везде, несмотря на репеллент. Разжег теплинку, сварил суп и тщательно потушил костёрик: не дай Бог - всё пересохло. Под утро меня разбудил лай собаки. Выскочил из тента - никого нет.

Фото 68. Дер. Городец (Поганец) Фото 69. Сосновский  перевоз Фото 70. День  рождения Фото 71. Парад  старинных  домов
Фото 72. Ехать  невозможно Фото 73. Респ. Коми (граница).  Беседка отдыха Фото 74. Конь отдыхает Фото 75. Начинаются  плиты
   
  Фото 76. Мёртвый  лес Фото 77. р. Вашка  
   

10.08 115км. 709

Утром продолжилось пешее движение. Тяжелый      песок. Вдобавок меня мучила жажда. Вода появилась  когда дорога стала лучше, можно было немного ехать и я увидел аккуратную беседку отдыха с указателями: "ручей", "мусор". Я немного отдохнул и приготовился ехать. Передо мной, прямой, как стрела, с горы на гору уходил вдаль грейдер (ф 74). Горизонт был непрозрачен, тянуло дымом. Я ехал весь день и весь вечер, два раза остановившись перекусить и вздремнуть. Грейдер сменился технологической дорогой, затем асфальтом. Проскочил краем Благоева. Обычные 4 - 5-этажные дома, построенные болгарами, здесь, в лесной глуши казались красивыми и удобными. В 22ч.30мин. прибыл на ст. Кослан. Шоссе шло мимо Усогорска; на станцию после ж.-д. переезда надо было повернуть налево (Зкм.). Дальше было компостирование билетов. В 6 часов я вылез из вагона на ст. Микунь, а в 9 часов уже отправлялся сыктывкарским поездом на Москву.

Фото 79. К  Северному. Сухая глина Фото 80. Брод Пинеги Фото 81. После  брода

Теперь о моих друзьях

9.08   47км.  601   

С утра были в гостях у лесника Акима в Сосновке до 15 часов. Его жена и сын уехали за черникой, а он сидит на телефоне из-за вероятности пожара (в Коми уже горит). Встали на ночёвку недалеко от совершенно безлюдной дороги, в буреломе. На 12км. и 17км. - лесовозные развилки - держаться левой стороны. Дорога на Северный (сухая уезженная глина, ф 79) - без населённых пунктов и проточной воды.

10.08   43км   644  

33км. до Северного (сухая глина) и 10км. до стоянки после переправы (сплошной песок, ехать нельзя).

От Северного через 1,5 - 2км. съезд направо, на переправу (ориентир на том берегу - беседка, (ф80, 81).

11.08 30км. 674

Пробег 30км. Только сыпучий песок, ехать нельзя. Пешком до Осяткино (ф 83). Познакомились с дедом,  Валентин  Кулишин.  Живет  один, дети  навещают  летом его. Напоил чаем, молоком. У него не остановились и потом  пожалели, так как запутались в колеях за Осяткиным и встали на ночлег там же. Ноги истёрты до мозолей песком.

12. 08   25км.   699  

25км. и опять только пешком. Несмотря на уверения местных жителей, что дорога будет лучше, ехать всё  равно было нельзя. Наш путь - на Красное, через 7км. брод через Ябу. Обед в сосновом бору, кругом ковёр из белого
лишайника. Уже второй день попадаются участки выжженного леса.

Много брусники по дороге. В конце брод через Илешу и ночевка рядом со стогом сена у брошенной деревни - очень красивое место на берегу этой реки. Наши велосипеды, как кони, ночуют рядом.

13.08   50км.  749  

В  ... часов двинулись на Красное, куда дошли/доехали в 14 часов. Сразу видно, что это не традиционная  северная деревня, а посёлок бывшей лесозаготовки. Хаос, дома не характерны для Севера. Местные собаки (лайки) едят всё, в том числе и сахарный песок, который они стащили у нас. Отъехали 25км. в сторону Белореченска; по дороге 6км песка, остальное - можно проехать. Встали на ночь во мху, как на перине. Ночью шел дождь.

14.08   80км.  829  

Утро хмурое. Выехали в 9 часов и тут же с треском разорвало покрышку и камеру: дотёр обод с песком  мою покрышку заднего колеса. Вовка залатал! Через 5км. пос.  Белореченский. Дом Валентины Ивановны: чай, пироги, молоко, огурцы! И путь до Двинска 70км. по плитам - класс! Попали под короткий дождь, еле успели одеть куртки. В Двинске - в 18.30; встали в лесу, у дороги. Перламутровый закат!

15.08 110 км 939

10км. до переправы у Верхней Тоймы в 10.30.

После переправы через 50км. - обед в магазине. Дорога разнообразна: то асфальт, то плохой грейдер (скорость 13 км/час).

16.08 70км. 1009

До Котласа добрались в 14 часов. Последний отрезок пути - асфальт.

Фото 82. Ночевка рядом с Усть-Илешой Фото 83. Пешком Фото 84. Оригинально и здорово Фото 85. Последний  мост  через  Пинегу
   

Таблица фактического прохождения маршрута

Таблица 3

Дни Даты Участки маршрута Дорога Погода Сп.передв. Км Примечания
1 30.07 Исакогорка - Новодвинск а кор. дождь вел 12 а - асфальт
2 31.07 Новодв. - Арх. - М.Карелы - дер.Заручевская агр кор. дождь вел 95 гр. – грейдер (1), (2) – вар. пути
3 1.08 Вождорма-белог. - Горка гр., а - вел 87 -
4 2.08 Милетино гр., изв. грязь, горы дождь вел-пеш 51 пещера
5 3.08 р.ц.Пинега - дер. Кулогоры – дер.Холм гр., изв. гр. 21км., песок. глина 5км - велвел-пеш 55 перевоз  у Кулогоры
6 4.08 Поча.Труфанова тяж. глина 8км, прос сушь вел-пеш 26 брод-Поча,Труф.
7 5.08 Шеймогоры. Пиринема прос.гр., горы сушь вел-пеш 67 перевоз-Пиринема
8 6.08 дер.Веркола сыпуч. гр. сушь вел. 66 -
9 7.08 Полуднёвка, р.Явзора сыпуч. гр. "стир. д." сушь вел-пеш 31 -
10 8.08 д.Сосновка сыпуч. гр. "стир. д." сушь вел-пеш 64 Всего 554км
11 9.08 Нюхча, Кучкас + 2км. гр. тяж. песок сушь вел-пеш 40 (1)
12 10.08 гран Коми, ст.Кослан тяж. песок 30км, а сушь пеш, вел 11 (1) Всего 155км
    Итого до ст. Кослан:     554+155 = 709 км
11 9.08 Cосн, Мамониха + 47км сух.наезж. глина сушь вел 47 (2)перев.Соснобка
12 10.08 Северн-ЗЗкм. + 10км. сух. глина.тяж. пес сушь вел.пеш 43 (2) брод Пинеги
13 11.08 Осяткино сух.тяж. песок сушь пеш 30 (2)     —
14 12.08 Усть-Илеша сух.тяж. песок сушь пеш 25 (2)броды:Яба,Илеша
15 13.08 +50км сух.тяж. песок 31км кор. дождь вел.пеш 50 (2)     —
16 14.08 Верхн.Тойма - 10км. бет. плиты             кор. дождь вел 80 (2)     —
17 15.08 Лев. берег Сев. Двины гр. а - вел 110 (2) перевоз у Сев. Двины
18 16.08 Котлас а - вел 70 (2) Всего 455км.
    Итого до Котласа:     554+455= 1009 км

Фото 87. Финиш

5. Подсчёт категории сложности похода

Согласно методике подсчёт категории трудности определяющих препятствий для равнинной местности производится по формуле: Ктр= П х Кпк х Кпер
П - количество баллов за протяженное препятствие; П = (1+ Lпр./100), где:
L - длина препятствия,
Кпк - коэффициент качества дороги,
Кпер - коэффициент степени пересеченности местности.

Категория сложности похода

К. СЛ. = (Cумма ПП) x I, где:
ПП - сумма баллов за протяженные препятствия
I - интенсивность похода.
I = ((Lф+ ЛП) х Тн) : (Тф х Lн)
Здесь Lф Тф Lн Тн - фактические и номинальные длительность и протяженность похода.
ЛП - локальные препятствия (броды и перевозы, см. табл.3)
ЛП1 (через Кучкас):
Кулогора (перевоз ч. Пинегу). Экв. путь 20км.
Пиринема(перевоз ч. Пинегу) Экв.путь 5км.
р.Поча (брод) Экв.путь 10км.
р. Труфанова (брод) Экв. путь 5км
* Всего 40км.
ЛП2(через Осяткино) *40км
р. Пинега (брод) Экв.путь 20км.
р.Илеша (брод) Экв. путь 5км.
р. Яба (брод) Экв. путь 5км.
Всего 70км.

Тогда
I1 = ((709+40) х10) : (500х12) = 1,25
и I2 = ((1009+70) х10) : (500х18) = 1,2
Подсчитаем сумму баллов за препятствия 1 - 8 (табл.1).

  1. Известк.скалы (р-н Милетино): Ктр = 1,25 х 1,2 х 1,4 = 2,1 балла, II к.тр.
  2. Кулогоры: Ктр = 1,18x1,2 х 1,4 = 1,98 балла, II к.тр.
  3. Поча.Шеймогоры: Ктр = 1,2 х 1,4 х 1,8 = 3,05 балла, III к.тр.
  4. Веркола – Явзора: Ктр = 1,2 х 2,4 х 1,0 = 2.9 балла, III к.тр.
  5. Явзора – Сосновка: Ктр = 1,4 х 2,4 х 1,0 = 3,4 балла, III к.тр.
  6. Холм – Поча: Ктр = 1,12 х 3,0 х 1,2 = 4,05 балла, IV к.тр.
  7. Кучкас - граница Коми: Ктр = 1,4 х 3,0 х 1,2 = 4.2 балла, IV к.тр.
  8. р-н Осяткино: Ктр = 1,7 х З,0 х 1,1 = 5,6балла, IV к.тр.

Сумма велопешеходной части СуммаПП = 13,43 балла.
Тогда: К.СЛ.1(через Кучкас) = (13,43 + 4,05 + 4,2) х 1,25 = 27,2, IV K.СЛ.
К.СЛ.2 (через Осяткино) = (13,43 + 4,05 + 5,6) х 1,2 = 27,6 IV K.СЛ.

Post skriptum

Известно, что максимальный кэффициент дорожного покрытия - Kпк    = 3.0  (1, стр 48, табл. З)  безнадежно  устарел. Согласно экспериментальным данным, опубликованным, в интернете, на дороге с уклоном 0 - 2% усилие трогания с места груженого (20кг) велосипеда в сухом песке возрастает в 5 раз по сравнению с асфальтом.  Пускай даже Кпк = 4,5. Тогда К.СЛ. похода и подавно IV.

Другой подход к определению К.СЛ.:
согласно (8),  стр.36 "Типы комбинированных маршрутов",  п.б) включение в данный веломаршрут пешеходных участков 6.7,8 (табл.1, 100% ОП) повышает категорийность на единицу. Да и с "пешеходной" точки зрения участки 6,7,8 - IV к, сл.(8 ), стр.42, табл.З, п.4  "сплошные участки ровных песков".

Фото 88. Мергелистый грейдер под Белогорским

6. Достопримечательности; аварийные выходы с маршрута при форс-мажорных обстоятельствах

а) Достопримечательности

Набережная Сев.Двины, краеведческий музей, нулевой километр. - пейзажи реки Пинеги на всём её протяжении; первая встреча с Пинегой: пройти между огородами на окраине Белогорской. направо вниз.

  • музей деревянного зодчества Мал. Карелы.
  • Милетино: экскурсия в карстовую пещеру.
  • дер. Вёркола. Могила Ф.А.Абрамова, музей его имени, сохранившиеся старинные избы XIX века, веркольский Свято-Артемиев монастырь
  • дер. Шеймогоры: остатки деревянного зодчества,
  • дер. Осяткино: старинные кресты.

б) Аварийные выходы с маршрута при форс-мажорных обстоятельствах.

До Карпогор на автотранспорте, на катере; далее по жел. дор. на Архангельск.

Автотранспортом на Котлас.
Автотранспортом на Кослан.

7. Материальное обеспечение

7.1 Питание

Роль правильной организации питания в походах высокой категории сложности - чрезвычайно высока. Рабочий день группы в таких походах - это день напряженного физического труда и схож с рабочим днём в деревне, например, на сенокосе. Там встают спозаранку и завтракают досыта, чтобы затем махать косой, обливаясь потом, с маленьким перекусом - отдыхом вместо обеда. Это вековая традиция.

С другой стороны основной принцип велотуризма гласит: дальше проедешь - больше увидишь. Отсюда сложившаяся организация питания у нас в группе.

Наконец, введена была смешанная система приготовления пищи: на костре и кемпинг-газе. Сразу скажу, что на трёхнедельный поход хватило 2,5 баллона газа по 450г. (горелка весит 180г). Завтрак готовится на кемпинг-газе, при дожде - в палатке (экономия времени и сил). Едим: то, что осталось от ужина (суп) и одну из калорийных каш - гречу,  рис,  пшено,  овсянку плюс тушонку из расчёта 130 г/чел. (1/3 450-граммовой банки); чай или не жидкое какао с хлебом, с маслом и пряниками.

Обед - на кемпинг-газе: по две каши "Быстров" быстрого приготовления на человека плюс чай с халвой, печением, пряниками, с хлебом с маслом.

Ужин - суп, приготовленный на костре: 1/3 банки тушонки, две пригоршни крупы (можно меньше), картошка, лук, пряности и т. п. ч ай - всего должно быть вдоволь. Конечно же в течение дня - перекусы - всё питательное. По пути не пренебрегаем столовыми. В итоге велотурист, "заправленный килокалориями", больше проезжает. Брали с собой из дома: сухари, сух. супы, каши "Быстров" (два пакета/чел)., сухую колбасу, пряности, сало, изюм, курага, орехи, чеснок, сух. молоко, витамины и т.п.

7.2   Снаряжение

Мы ехали на велосипедах марок MERIDA, SKOTT на AL рамах и сборном на Ti раме; уровень навесных деталей - от STX-RC до ALIVIO и их хорошая регулировка исключили возможность серьёзных поломок. Цепи мылись от налипшей грязи и минимально смазывались жидкой смазкой, обода колёс протирались тряпкой.

За перевозку полуразобранных велосипедов в чехлах пришлось платить, хотя действия проводников и начальника поезда неправомерны; готовится судебное разбирательство.

Температура ночью падала иногда до +2оС, так что спальники надо с собой брать. Накомарник и репеллент "Москитол" (действует 3-3.5ч) - обязательны. Кроме кемпинг-газа были у нас звенная пила, топор, разжига и каны. Спальная одежда в двойном полиэтилене и спальный мешок в полиэтилене - всегда находились в верхней части велорюкзака и были всегда сухими.

В  аптечку входили стандартный набор лекарств и перевязочных средств плюс индивидуальные лекарства. Очень нужен в походном обиходе простой лейкопластырь и крем "Спасатель" для всевозможных ссадин, трещин, порезов и т.д.

7.3  Реальные весовые характеристики

Групповое снаряжение - Зкг/чел, личное снаряжение - 9кг., продукты - 5кг/чел. Итого для мужчины - 18кг., для женщины - 15кг.

7.4  Смета расходов (руб/чел).

Расходы группы складываются из следующих статей:

1) Жел. дор. билет Москва - Архангельск 603,8 р
Жел.дор. Кослан - Москва 970,0 р
Провоз велосипеда Микунь - Москва 80,0 р
Постельные принадлежности 60,0 p
Итого 1713,8 р

2) Походные расходы 3213,0 р
Фотоматериалы, изготовление отчёта 1000,0 р
Почта 60,0 р
Итого 4273,0 р
Всего израсходовано: 6488 руб.

8. Итоги

Проехав (обследовав) на велосипеде практически всё течение Пинеги, часть Сев. Двины и западную часть Коми, можно сделать следующие выводы:

  1. Архангельская область к востоку от Сев. Двины не имеет развитой автодорожной сети; нету прямого выхода к промышленному Прикамью и Уралу, к Сыктывкару. То же относится к железной дороге. Основное богатство региона - лес и это богатство почти исчерпано; построен минимум таких дорог, которые позволяют вывозить остатки леса. Из всего пройденного пути лишь 1/4 - 1/5 часть - асфальт, остальное - грейдеры и просёлок (песок, глина). Особняком стоит район западной Коми. Для вырубки и вывозки леса болгары построили там асфальтовые магистральные и технологические дороги (усы). Широковещательных трактов Архангельск - Мезень и Архангельск - Карпогоры - Кослан - практически не существует; есть грейдеры с обширными кусками песчаных или/и заболоченных, почти не проезжих для машин дорог. Недаром бегают по имеющимся дорогам лишь "Жигули", "Уаз"ы, "ГАЗели" и ... лесовозы.
  2. Тем не менее колеи в тайге повсеместно есть и это позволяет велотуристу проникнуть куда угодно. Особенно заманчив район Коми: Благоев, Усогорск с их пустынными асфальтовыми шоссе и длинными технологическими "усами". Высадившись на конечной ст. Кослан, далее можно проникнуть: а) на Север. Вдоль реки Вашки на реку Мезень вплоть до Архангельска, б) на Восток. В район Троицко-Печорска, к Вуктылу с выходом на Печорскую жел.дорогу и на Урал. Всё это заманчиво и сулит массу новых впечатлений и знаний. По сути открыт новый район для прокладки веломаршрутов.
  3. Маршрут похода имеет три типа почв на дорогах: известняк, песок и глина (сравнительно небольшие участки). В засуху известняк "накатывается" до блеска (как асфальт); по сыпучему песку и заболоченной глине можно только шагать и тащить и лишь иногда ехать. В дождливую погоду верхний слой известкового грейдера превращается в вязкий раствор (укрепляй грязевые щитки!). Глина остаётся непроезжей глиной, а по песку можно частично ехать. Поскольку большую часть пути катили по известковому грейдеру и песку при засухе в августе считай, что нам всё-таки повезло.
  4. Установка на всемерную экономию сил и времени была очень правильной: это позволило охватить "вниманием" больший район. а) Лёгкие рамы и надёжные хорошо отрегулированные навесные детали исключили затраты времени на ремонт (были: один прокол камеры и один прорыв покрышки), б) всемерная экономия взятого с собой имущества плюс сухие продукты питания, в) использование кемпинг-газа - всё это позволило проезжать приличное количество км/день. При трудной работе очень помогал небольшой легкий заплечный рюкзачок, куда перекладывалось 8-10 кг из велорюкзака.
  5. Дороги похода давали массу впечатлений. Тут не было нудно бесконечного движения по однообразному асфальту. Наоборот: всё новые красоты реки, многочисленные броды и перевозы, старинные памятники, общение с местными, смена рельефа, почв и типа леса по дороге - всё это ярко разнообразило каждый день похода.
9. Список использованной литературы
  1. Карта 1:10км. Архангельская обл., 1995г.
  2. Путеводитель. Архангельская обл., изд. Дом "Симон- пресс", М,2000г. Пинежье, стр. 162 -170.
  3. Геология СССР, т. II, часть 1 Геологическое строение Архангельской области.
  4. Элизе Реклю. Земля и Люди (Архангельская обл., географический очерк кн.З, т5, Ст-Петербург, тов. "Общ. польза и К", 1900г.
  5. Энциклопедия туриста М, 1993
  6. Новый энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон (самоеды, старообрядцы, Никон, Пинега).
  7. Карта 1:10км. Республика Коми, 1985г.
  8. Методика категорирования веломаршрутов "Русский турист", вып.7

10. Приложения

Поход Архангельск Котлас 2005г. по р. Пинега.
Впечатления.

Прошло уже с момента окончания нашего похода почти 3 месяца, но каждый день в памяти. Особенно удивило отсутствие ночи. Казалось, что солнце вообще не уходило за горизонт: ложились и вставали при (ярком) свете. К вечеру лишь лёгкие сумерки.  Нам рассказали, что и картошка на севере вызревает лишь из-за  длинного светового  дня.  Ещё одна черта, поразившая нас – это песок. Совершенно неожиданное сочетание белого песка и голубого неба. Начался он приблизительно с третьего дня похода и его становилось всё больше и больше.

Ещё одно из сильных впечатлений – это ощущение оставленности этих земель из-за пустых домов и целых брошенных деревень, встречавшихся нам по пути, старообрядческих крестов, брошенной столетней мельницы под Хорнемой, из-за пожилых людей, которые остались – пенсионеров. В Осяткино – из-за бывшего председателя сельсовета, который вынужден со своими сыновьями работать на расчистке телефонной линии.   

Перед началом похода было страшновато перед неизвестностью, зелёным ровным пространством на карте. Действительно, мы оказались в очень безлюдных пустынных местах, но те люди, которые нам встретились,  были очень доброжелательны.  Основная черта местного населения – открытость.

К  тебе относятся как к родственнику – напоят чаем, помогут  с  выяснением дороги; не таясь расскажут о себе.  Тебе останется только всё это принять.

Обгорелые леса: страшное мёртвое зрелище. Обугленные  стволы торчащие из черной земли. И  поражают огромные размеры  этих  пепелищ. Иногда видно огонь шёл лишь верхом, по макушкам, иногда лишь стелился.  Это для таких  беломошных боров.

Белый мох – ещё одно открытие для меня. Совершенно сухой, бело-голубого цвета, коралловой структуры, раскинулся на огромных  пространствах.  На его фоне всё воспринимается удивительно красивым: стволы сосен, грибы, пни, брусника.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Александр, 25.08.2008
Ой, ребята! Вот я и нашел вас. Я ведь тоже ехал той же дорогой лишь на несколько дней позже вас и мне некоторые говорили, что проезжали де здесь недавно три велосипедиста. А на участке от Холма до Почи я даже следы велосипеда видел. Фото почти повторяют ваши. А дошел я до Нюхчи только. Дальше по пескам прошел 5 км и повернул обратно в Карпогоры, откуда уехал в Архангельск (я сам архангельский), дела поджимали. Ну ладно, может еще напишу вам и фото какое вышлю. Корю себя, но отчет так и не собрался написать. Но может еще соберусь.
 Ilya, 05.04.2009
Классно, хотелось бы узнать у более поздних походах и как температура воды, мы хотим в байдарочный поход в августе, как там погода в августе?
Отзовитесь!
 Виталий, 09.10.2009
Вы знаете не был я в Архангельске. Дальше Питербурга из Одессы не доводилось бывать. Мне 58 лет. Прочитав о вашем походе помолодел и в буквальном смысле слова зародилась у меня собраться в поход. У меня в Сосновке, а вы её проезжали и виделись с местным лесником Акимом, живёт родственник, Евгений, работает водителем. Спасибо, вам за ваш рассказ и за ваш поход. Я как буд то побывал с вами...
 Александр Северный, 21.04.2010
Отличный поход. Спасибо за подробный отчет, часть вашего маршрута будем использовать в этом году для похода на квадрах.
 Павел, 25.08.2010
Вот это настоящее путешествие!Так интересно вы весь свой путь описали, многим людям захочется такой экстремальный бросок в природу совершить
 финно-угр, 05.11.2010
Эк Вы их коми разбойников-то сотворили. Информация неверная. Затем: саамы и самоеды не одно и то же.Саамы живут в Финляндии. Самоеды - это ненцы. Далее: коми пришли на Север с Камы, примерно, р-на Удмуртии. Впрочем, когда-то вся дружная урало-алтайская семья рванула осваивать территории с Алтая.Деление по племенам произошло позже.
 Михаил, 17.03.2011
Выложите фото в Гугл, если есть возможность.Заранее спасибо.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.



  • Новости волгограда
  • Новости экономики. Каталог сайтов Волгограда и области. Новости города
  • volgasib.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100