12 января 2013
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: II

Дата: 6-23.08.2007 г.

Руководитель: Михаил Лысов

Маршрут: Онега - берег Белого моря (радиалка) - Порог - Глазаниха - Верховье - Пияла - Хаяла - Прилуки - Посад (Турчасово) -Ярнема - Савинский - Плесецк - Федово - Бережная Дуброва - Измайловская - Самково - Филипповская - Усть-Поча - Рыжково - Немята - Качикова Горка - Кривцово - Телицина - Косицина - Ведягино - Порженский погост - Морщихинская

Отчет № 6360 из библиотеки МГЦТК
Прислал Виктор Евлюхин (Москва)

Поход проходил по Архангельской области. Ночлеги в палатках. Отчёт подготовил: Михаил Лысов. Использованы материалы: Михаила Лысова, Юлии Портновой, Зои Лысовой, Татьяны Жеребцовой и Людмилы Тихоновой. Использованы фотографии Михаила и Зои Лысовых.

1. Справочные сведения о походе

1.1. Пройденный маршрут

Онега - берег Белого моря (радиалка) - Порог - Глазаниха - Верховье - Пияла - Хаяла - переправа в Прилуки - Посад (Турчасово) - переправа (лодка) на правый берег р. Онега - Ярнема - Савинский - Плесецк - Федово - переправа (паром) в Бережную Дуброву - Измайловская - Самково - Филипповская - Усть-Поча - переправа (лодка) в Рыжково - Немята - Качикова Горка - переправа (лодка) в Кривцово - Телицина - Косицина - переправа (лодка) в Ведягино - Порженский погост - Морщихинская

Протяженность маршрута 572 км

Портнова Юлия Олеговна 1982 н/к Летописец
Тихонова Людмила Михайловна 1953 2Р, 3У Медик

1.3. Общая характеристика маршрута

Идея этого похода родилась поздней осенью 2004 года, когда нам попалась на глаза книжка "Каргополье - Онега" Г.П.Гунна. Книжка издана ещё в 1972 году - бумага низкого качества, нечёткие чёрно-белые фотографии, но, просматривая описания деревянных храмов, мы никак не могли от неё оторваться. На берегах Онеги раскинулся на сотни километров настоящий музей, в котором церкви не свезены в одно место, а стоят там, где им и положено быть - в окружении суровой и прекрасной природы Русского Севера. Однако ни 2005, ни в 2006 году поехать в эти края не получилось, и только в 2007 году мы отправились по этому маршруту.

Прямого поезда из Москвы до Онеги нет, поэтому приходится ехать с пересадкой. Есть два варианта: через Вологду и через Архангельск. Мы выбрали второй вариант. Он немного дольше, но зато получается очень удачная связка поездов - есть практически целый день на осмотр достопримечательностей Архангельска и расположенного рядом музея деревянного зодчества "Малые Корелы" (28 км к югу от города).

Выбранный нами маршрут пересекает Архангельскую область с севера от устья Онеги на юг до её истока. Архангельская область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. В центральной и южной частях области рельеф представляет собой равнину с волнообразными возвышенностями, встречаются моренные гряды. В междуречье Онеги и Северной Двины развиты карстовые формы рельефа.

Климат в той части Архангельской области, где проходил наш маршрут, умеренно континентальный. Средние температуры июля повышаются с севера на юг от +8?C до +16?C. Осадков 300-500 мм в год. На побережье Белого моря часты туманы.

Наш маршрут проходил в зоне лесов (северная и средняя тайга), которые занимают около 1/2 территории области. Основные лесообразующие породы: ель, сосна, лиственница, пихта. На Онего-Двинском междуречье в результате вырубок и пожаров практически уничтожены коренные таёжные леса. Почвы преимущественно торфяно-болотные, подзолистые, подзолисто-болотные.

В Архангельской области сохранились: бурый медведь, лось, северный олень, лисица, песец. Птица: рябчик, тетерев, глухарь и др.

Отдельно следует отметить экосистему Кенозёрского национального парка. Его расположение на границе Балтийского щита и Русской платформы приводит к удивительному разнообразию ландшафтов, животного и растительного мира. С 2004 года парк был включен во Всемирную сеть биосферных заповедников.

Этот район сейчас не пользуется популярностью у велотуристов - в Интернете и в библиотеке городского турклуба мы не нашли свежих отчётов о походах, которые пересекались бы с нашим маршрутом на сложных участках, кроме Транскенозёрской тропы (юг Кенозера - Морщихинская). Все остальные отчёты относились к началу 90-х, но с тех пор прошло более десяти лет, и характеристикам дорог из них мы не могли доверять - слишком большие изменения произошли в жизни этих мест. Состояние дорог по правому берегу Онеги можно было себе представить по сообщениям на сайтах любителей автопутешествий: "ужасная гравийка", "в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями, состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют". Но проходимость дорог по левому берегу Онеги, а также в районе Кенозёрского национального парка были неизвестны.

Так сформировалась вторая цель нашего похода - разведка состояния дорог в этом районе и его пригодность для велотуризма.

1.4. Схема района похода

Отчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и Кенозёрье

1.5. График движения группы

Дата Участок пути Протя-жен-ность Ходо-вое вре-мя* Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Примечания
4.08 Москва – Архангельск       поезд
5.08 Архангельск – Онега       осмотр города и музея «Малые Корелы», поезд
6.08 Онега – берег Белого моря (радиалка) – Вонгуда 70.12 4:41 асфальт 56.76, гравийная 5.70, бетонка 1.10, просёлок 0.90, песчаная (до 3 см) 5.66 радиалка – 3.40 км, ремонт велосипеда Татьяны – замена камеры и тросика заднего тормоза (43 мин)
7.08 – Глазаниха – Верховье – Анциферовский Бор 48.26 4:08 асфальт 2.16, песчано–гравийная (до 3 см)[1] 38.90, песчаная (до 3 см) 7.20 ремонт велосипеда Татьяны – настройка заднего переключателя
8.08 – Пияла – Кувкула – р. Чемьюга 37.29 2:44 гравийная 12.01, песчано–гравийная (до 3 см) 25.28
9.08 – Хаяла – переправа на лодке – Прилуки – лесопилка (Бол. Фехтельма) – Шомокша – ручей, вытекающий из оз. Пертемское 23.91 3:19 гравийная 6.69, просёлок 4.35, песчаная (до 3 см) 4.36, тропа 7.71, болото 0.80 ЛП: болото н/к 800 м
10.08 – Пертема – Глаголево – Посад (Турчасов) – переправа на лодке 16.39 2:41 гравийная 8.23, бетонка 1.38, тропа 0.85, бездорожье 5.93 ЛП: переправа н/к
11.08 – Прошково – Ярнема 30.67 2:18 гравийная 8.23 ремонт велосипеда Михаила – замена спицы на заднем колесе ремонт велосипеда Зои – замена спицы на заднем колесе ремонт велосипеда Татьяны – замена камеры и покрышки на заднем колесе
12.08 днёвка 0 0:00   ремонт велосипеда Михаила – настройка конусов на заднем колесе ремонт велосипеда Юлии – настройка заднего тормоза, ремонт крепления багажника (сорвана резьба)
13.08 – Савинский – Шелекса – Плесецк 84.07 5:17 асфальт 43.17, гравийная 38.50, бетонка 2.40
14.08 – Фёдово – Богданово – Щелгачёво 63.02 3:49 асфальт 47.25, песчано–гравийная (до 3 см) 15.77 ремонт велосипеда Михаила – замена спицы на заднем колесе
15.08 – Кувакино – Красное – поворот на Бережную Дуброву – переправа на лодке – Бережная Дуброва – Пожаровская – Корякино – ручей Прубежный 64.34 4:40 песчано–гравийная (до 3 см) 64.34 ремонт велосипеда Михаила – ремонт цепи (9 мин) ремонт велосипеда Зои – ремонт камеры на переднем колесе (25 мин)
16.08 – Самково – Першлахта – ручей, вытекающий из оз. Шадрино 42.72 3:15 песчано–гравийная (до 3 см) 42.72
17.08 – Филипповская (радиалка) – Усть–Поча – переправа на лодке – Рыжково – Немяты – Захарово 25.37 2:32 песчано–гравийная (до 3 см) 19.21, просёлок 1.09, заброшенная тракторная 2.98, бездорожье 2.09 радиалка – 4.50 км, ремонт велорюкзака Юли – протёрся в месте контакта ног с багажником
18.08 днёвка 0 0:00
19.08 – Бухалово – Качикова Горка – переправа на лодке – Кривцово 10.54 2:54 просёлок 1.01, заброшенная тракторная 5.20, тропа 0.97, бездорожье 3.06, болото 0.30 ЛП: болото н/к 300 м
20.08 – мыс напротив Вершинино – Емельяновская – ур. Климовское 8.8 2:36 заброшенная тракторная 3.80, тропа 1.29, бездорожье 3.71 ремонт велосипеда Алексея – ремонт места крепления багажника на раме
21.08 – Тарасово – Косицино – переправа на лодке – Ведягино 10.41 2:17 просёлок 1.61, песчаная (до 3 см) 1.15, заброшенная тракторная 1.10, тропа 6.55
22.08 – оз. Худое – р. Порженка 10.8 2:10 тропа 10.80 ремонт велосипеда Михаила – втулка на заднем колесе
23.08 – Порженский Погост – Масельга – Морщихинская 22.55 3:34 гравийная 8.05, просёлок 0.95, тропа 16.55
24.08 Морщихинская – Няндома       авто
25.08 Няндома – Москва       поезд
[1] характерное для данной местности покрытие профилированных дорог, представляет собой смесь двух типов участков (в соотношении ~50/50) – участков с песчано–гравийной присыпкой (гравия 60–70%) и песчаных участков с глубиной песка до 3 см

Итого активными способами передвижения по маршруту: 572,26 км,

• к маяку на Белом море - 3,40 км
  • на Филипповскую - 4,50 км

2. Описание маршрута путешествия по дням

04.08.2007 (отъезд из Москвы)

Загрузка прошла успешно - билеты брались только на верхние полки плацкартных купе (попарно), чтобы не было проблем с размещением велосипедов и рюкзаков на багажных полках.

Эти проблемы возникли с появлением новых вагонов Тверского завода. Удивительно неудобная конструкция - багажная полка отделена от прохода перегородкой, высота доступного пространства меньше, с потолка вагона выступают элементы кондиционера и весьма непрочный датчик системы противопожарной сигнализации, который легко повредить при размещении велосипедов. Практика показывает, что в таких вагонах на багажные полки удаётся положить только два велосипеда и два велорюкзака. Велосипеды следует разбирать. Минимальный уровень разборки, позволяющий упаковать два велосипеда - снять переднее колесо, седло опустить (для больших ростовок - снять!), руль повернуть вдоль рамы, педали (обязательно!) снять.

Взятые из Москвы газеты читать не пришлось. С одним из участников нашего похода (Юлей) мы познакомились по Интернету. Общались до встречи только по электронной почте, поэтому вся дорога прошла в разговорах - знакомились, рассказывали друг другу о путешествиях…

05.08.2007 (Архангельск)

В Архангельск прибыли утром и, уже находясь в зале ожидания, обнаружили пропажу двух новых титановых багажников Алексея и Людмилы стоимостью 3500 рублей каждый. Побежали обыскивать вагон, пытались восстановить хронологию событий. После всех этих волнений выяснилось, что багажники преспокойно ехали в одном из велочехлов. Установив багажники, всё упаковали и сдали вещи с велосипедами в камеру хранения, где нам открыли отдельную комнату.

В этот день нам хотелось осмотреть музей деревянного зодчества "Малые Корелы", который расположен недалеко от Архангельска. Автовокзал находится неподалеку от железнодорожного вокзала, нужный нам автобус отходил скоро, поэтому в "Малые Корелы" мы прибыли быстро. Купили продуктов на перекус, рядом нашлась шашлычная, и мы с удовольствием позавтракали, на что ушло немало времени.

Моросил дождик, но впечатление от увиденного он нисколько не портил. Ветряные мельницы, дома, церкви, лодки, сани - всё казалось монументальным, и было жалко, что эта эпоха уже ушла. Музей стал подготовкой к тому, чтобы на маршруте увидеть творения старинных мастеров уже в естественных условиях - там, где они задуманы и созданы. Музей занимает большую территорию, разделенную на четыре части, в которые свезены постройки из разных районов Архангельской области.

Осмотреть хотелось всё, поэтому в Архангельск вернулись довольно поздно и ни в какой другой музей не попали. Долго пытались найти заведение, где можно недорого и плотно поесть. Не нашли. Зашли в магазин и на вокзале съели купленные на перекус продукты.

Пока таскали вещи на дальний конец платформы, увидели группу байкеров, ждущую того же поезда. К сожалению, пообщаться с ними не удалось - между нашими вагонами в составе был почтово-багажный вагон, через который прохода не было.

06.08.2007 (1-й день похода)

Высадились в Онеге в 6:25. Состав поезда был сборный, вагоны на промежуточных станциях отцеплялись и шли уже своим путем. В результате в Онегу из двенадцати вагонов добралось только два. Погода хорошая, солнечно. Привели в порядок велосипеды, повесили на них велорюкзаки. В это время Таня решила прокатиться по перрону, и мы услышали резкий хлопок - вырвало покрышку из обода. Внимательно осмотрели обод и саму покрышку. Ничего не обнаружили и собрали колесо с этой же покрышкой. Остальные велосипеды доехали без каких-либо повреждений.

Перед выездом на основной маршрут мы решили сделать внеплановую радиалку - посмотреть Белое море. Побережье в районе Онеги представляет собой 2-4-километровую приливную зону, берега подболочены. Некоторое время мы безуспешно искали подъезд к морю сами - большинство местных жителей не знают близкого к городу выхода на берег моря. Наконец удалось найти местных, увлекающихся рыбалкой, которые и подсказали нам путь. Дорога начинается от асфальтированной улицы, идущей на восток от начала портовой зоны. Если ехать по ней, то почти в самом её конце виден грейдер, уходящий налево. Грейдер немного петляет, но сохраняет генеральное направление на север, иногда отклоняясь к востоку. Через ~3 км грейдер переходит в бетонку, а затем, у самого "маяка", в грунтовку подсыпанную щепой и опилками. "Маяк" (сигнальный огонь, расположенный на высокой вышке) окружён подболоченной осокой, но пробраться к его основанию можно. С вышки открывается суровый вид: впереди - море, позади - тайга. Оттуда были хорошо видны прибрежные заросли осоки, няша (часть приливной зоны, покрытая во время отлива липкой грязью) и виднеющийся на горизонте Кий-остров. Мы, будучи без сапог, к кромке воды не пошли (решился на это только Алексей), а вернулись на дорогу.

В этот момент у Тани опять сорвалась покрышка, а камера вылезла абсолютно бесформенным пузырем, непохожим на просто равномерно раздутую давлением камеру. Посмотрели маркировку. Это оказалась камера печально известной нам китайской фирмы Sheng Sing Tube. К сожалению, фирмы типа Author стали упаковывать продукцию этого производителя в свои коробочки. Разбираясь с велосипедом Тани, обнаружили, что начал рваться тросик заднего тормоза. Замена камеры и тросика заняла 43 минуты. К этому моменту из своего "грязевого" приключения вернулся Алексей, и мы двинулись уже по маршруту.

Асфальт в самом городе разбитый. На выезде из него зашли в магазин, чтобы купить продукты для перекуса - никакого приемлемого кафе или столовой нам в городе обнаружить не удалось. Сразу за знаком границы населённого пункта на берегу р. Онега нашли удобное место для еды и купания, хотя и несколько замусоренное предыдущими отдыхающими. Несмотря на грязноватую воду, вид на реку красивый.

После выезда из города асфальт заметно улучшился, хотя и оставался разбитым. Погода отличная, почти безветренная. Рельеф поначалу почти плоский, затем - небольшие холмики. Дорогу окружает сплошной хвойный лес, просветы появляются только при приближении к реке и в населенных пунктах. Трафика почти нет, изредка проезжают лесовозы. Ориентирование, начиная с этого участка и до Хаялы (места нашей переправы на другой берег Онеги), никакой сложности не представляет - нужно просто двигаться по главной дороге.

Вскоре открылся красивый вид на противоположный берег Онеги - небольшая деревня и церковь с множеством главок. Это - село Подпорожье и Владимирская церковь (1757 г.). Мы читали о ней, но, к сожалению, не нашли подходящих переправ через Онегу, чтобы можно было сделать радиалку, не нарушая сильно нашего маршрута. Полюбовались и попытались сфотографировать, вышло не очень хорошо - далековато, а телеобъектива у нас с собой не было.

В д. Вонгуда снова посетили магазин. Около 18 часов, не найдя ручья, остановились у маленького болотца, чтобы отдохнуть и перекусить. Через какое-то время асфальт резко кончился (раньше, чем рассчитывали) и начался песчаный грейдер, который местами уже подсох (глубина песка до 3-4 см).

Вечерело. Из-за внеплановой радиалки и смены покрытия до планируемого места ночёвки мы не доехали ~15 км, хотя накрутили больше, чем рассчитывали в первый день. Но ручьев здесь хватало, поэтому возле одного из них стали искать место под ночёвку. Место нашлось относительно недалеко от дороги. Пришлось спускаться по крутому склону. Однако оно было скрытным - нас загораживала от дороги небольшая грядка. Трудно было выбрать ровные места под две палатки, для их установки пришлось расчищать место от валежника и рубить сухие сучья. Вскоре место стало уютным и обжитым. Вода в ручье чистая, но бурого цвета, так как стекает с торфяных болот. Как потом оказалось при ближайшем рассмотрении и в самой Онеге такая же бурая вода. Наконец-то удалось отмыться после поездов в ручье - холодно, кусается гнус, но всё равно здорово.

07.08.2007 (2-й день похода)

Дежурные встали в 6 утра. После завтрака прослушали "лекцию" руководителя на тему "Умывание и мошка. Что лучше: грязное личико или распухшая рожа?" и продолжили движение в сторону Глазанихи. В самой деревне и перед ней (от железнодорожного переезда) есть кусочек асфальта, на котором даже нанесена разметка. В 12:10 остановились перед магазином. Пока закупались, Миша успел настроить Тане задний переключатель.

Стартовали только в 13:00. Долго радоваться асфальту не пришлось: сразу за деревней он закончился, и продолжился грейдер. На этом участке его можно описать как песчано-гравийный - он присыпан смесью песка (основная составляющая) с мелким гравием. Это, хотя и небольшое, изменение улучшило нашу жизнь. Катить стало легче. В некоторых местах присыпку сдуло-раскидало, и под ней открылось старое покрытие: супесь со щебнем, а местами и деревянные гати. В низинах, как обычно на таких дорогах, образовались песчаные подушки. Это вызывало необходимость спускаться с повышенной осторожностью, не разгоняясь.

Остановились передохнуть у поворота на Мудьюгу. Проходящая мимо босая бабушка с рюкзаком сказала, что до Верховья 2 км. В Верховье подъехали в 14:20. Деревня полузаброшена. До самой церкви добирались в обход, так как местность сильно подболочена. Храм частично разрушен, сохранился лишь небольшой фрагмент интерьера. Церковь была определена как Тихвинская. Вторую, упоминающуюся в краеведческой литературе, более старую церковь и колокольню мы не нашли, хотя обнаружили место, где они, скорее всего, стояли.

После осмотра продолжили движение. Через ~9 км встретился ещё один поворот на Мудьюгу, не обозначенный ни на одной из имеющихся у нас карт. На обед встали недалеко от деревни Сырья, воду брали из проточной дренажной канавы. Расположились мы вне прямой видимости от дороги, но недалеко от неё. Вскоре на дороге послышались пьяные голоса и брань, угрозы в сторону тех, кто развёл костёр. К нам подошел, шатаясь, пьяный местный. Поняв, что мы не дети и в случае чего за себя постоим, он отправил своих спутников подальше, а сам остался "общаться". Пьян местный был почти до невменяемости. С трудом удалось избежать конфликта. Интерес к нам он потерял, когда понял, что выпивки у нас совсем нет, к тому же мы не вступали в споры и активное общение, чтобы ему стало скучно. Контакт не очень опасный, но противный.

Стартовали в 18:10. Проехали целую серию деревень с названием Бор: Большой, Павловский, Сельский, Анциферовский. В Анциферовском Бору нам попался первый на нашем пути деревянный мост. В ~20:00 свернули на грунтовую дорожку, уходящую влево после поворота на Наволок. Там быстро нашли место для ночёвки: справа расположена вырубка, а слева мшистый смешанный лес с преобладанием елей, ручеёк, болотце со сфагнумом. Гнуса здесь меньше, чем на вчерашней стоянке. В лесу много сыроежек, есть черника, морошка. Воду мы брали из большой чистой лужи, устланной сфагнумом, помылись в соседней такой же луже. Ночи достаточно теплые - около 10?С, а днем было больше 20?С. Спать легли уже в первом часу ночи.

08.08.2007 (3-й день похода)

Подъём в 6:45. Продолжили в 10:25 движение по грейдеру. По мере удаления от города Онега подсыпка была всё более старая, на некоторых участках проступала основа - смесь крупного щебня и камней размером до 20 см, основа местами была в многочисленных выбоинах. На отдельных участках встречалась сильная "гребёнка". В д. Вазенцы мы не поехали - деревня стояла в стороне от дороги, выглядела сильно запущенной, а церкви мы в ней не заметили.

Вскоре проехали по аварийному деревянному мосту и свернули в Пиялу. Село стоит на самом берегу Онеги. Осмотрели Вознесенскую шатровую церковь (1651 г.) и колокольню (1700 г.). Рядом есть семейное захоронение прошлых веков.

Вернулись на маршрут в 12:05. Солнце сильно палит, с удовольствием искупались в р. Нижнее Рочево под деревянным мостом. Через полчаса подъехали к Ковкуле. Довольно-таки оживлённая деревенька. Есть магазин, который мы и посетили. Много собак, в основном лайки всех мастей.

Пообедали на берегу речки Чешьюга и отправились дальше. Решили сделать ходовой день покороче и заночевать, не доезжая Хаялы, так как посчитали, что, если бы мы добрались до Хаялы сегодня, то поиски лодки для переправы в Прилуки, переправа и осмотр церкви в Прилуках заняли бы слишком много времени. У нас просто не осталось бы светлого времени для поиска удобного и безопасного места ночёвки.

Решили встать как можно ближе к Хаяле, но, не раскрывая своего присутствия местным жителям. Встали приблизительно в 3 км от Клещево на берегу ручья, текущего из болота. Место суше, чем предыдущие стоянки. Пока не стемнело, искупались под мостом, где вода текла быстрее. Немного достает мокрец. Улеглись спать в 23:20.

09.08.2007 (4-й день похода)

Подъём ранний - в 5:30. Уже заметны признаки осени: птиц почти не слышно. Собрались к 9:15. За 20 минут добрались до поворота на Хаялу, где нам предстояло переправиться на другой берег в Прилуки. Деревня состоит из трёх домов, жилых или используемых как дачи, но местных жителей видно не было. Единственными признаками жизни в деревне были одиноко стоящий автомобиль, карточный таксофон и разваливающаяся автобусная остановка. На автобусной остановке написано "Прилуки", хотя это село находится на том берегу. Это вселяло надежду, что здесь мы переправимся.

Спустились к реке; почва глинистая, очень скользко. По берегу разбросаны камни: то ли грязная галька, то ли раковины. Оказалось, что это прессованная глина всевозможных форм и размеров, которая вымывается из берега Онеги во время паводка. На противоположном берегу заметили трактор, который сразу же уехал. Больше никого не видно. Леша, Зоя и Людмила отправились чуть подальше, чтобы привлечь внимание криками. Один раз они очень мощно крикнули все разом, дальше - поодиночке. В 10:20 трактор вернулся и завязался диалог через реку с водителем. У него была лодка, и он переправил нас в Прилуки. Переправа обошлась в 200 рублей на всех и заняла 35 минут.

Николай (наш перевозчик) рассказал, что церковь в Прилуках, которую мы ищем, сгорела еще в 1977 г. от удара молнии; в деревне почти никто не работает, колхоз давно развалился, сообщение с остальным миром только по воде, так как дорог на этой стороне больше нет. Прежде, чем продолжить путь, решили искупаться. Вода весьма холодная, долго не выдержишь, зато можно хоть чуть-чуть поплавать. Пока мы купались, к воде подъехал мужик на волокуше(!), чтобы отвезти груз, переправленный с другого берега. Так мы впервые познакомились с ещё одной традицией этих мест - перевозить груз летом не на телеге, а на санях-волокушах.

В 12:30 отправились от берега в сторону деревни. Оказалось, что Прилуки расположены за старицей Онеги, и туда ведут полусгнившие мостки. Прилуки - довольно большое село, состоящее в основном из больших домов старой постройки, подобных тем, которые мы видели в "Малых Корелах". В таких домах под одной крышей находятся жилище и хозяйственные помещения. Старые дома в этих местах встречаются часто, их наличие отличает старые поселения от возникших недавно. Нашли магазин, где торгует жена Николая, купили еды и домашнего молока (литр стоил всего 10 рублей). Продукты в магазин подвозят по дороге на том берегу, переправляют на лодке, а от берега до магазина - лошадью на волокушах - удивительное зрелище.

Расспросив местных жителей о текущем состоянии дорог, отправились в сторону Посада (Турчасова). Дороги на этом участке сильно изменились. До заброшенной деревни Погостище дорога еще прослеживается, хотя по ней на автомобилях уже не ездят, так как старый мост разрушен (видны остатки свай и пара сгнивших брёвен), а новый, чуть выше по течению реки Шомокша, пришёл в негодное состояние - въезд на него со стороны Прилук разрушен. Через провал переброшены две доски, по которым может пройти человек, а при большом желании по ним можно провести велосипед или мопед.

После моста поехали по узкой и ухабистой пешеходной тропе через поле с травой выше человеческого роста, но нигде не пришлось идти пешком, кроме разрушенной переправы из брёвен и досок через весенний приток Шомокши. Наконец выбрались на скошенное поле и попытались найти место для обеда. Сначала наткнулись на местных жителей (мужа и жену), заготовлявших сено. Они посетовали на то, что все предыдущие месяцы лили дожди, и только сейчас установилась хорошая погода. Устроились мы чуть поодаль на обрывистом берегу Онеги. На противоположной стороне живописно раскинулась деревня. Воду брали из реки, костёр развели из сухого лозняка.

Выехали с места обеда в 18:10 и быстро добрались до лесопункта (на карте обозначенного как д. Бол. Фехтельма). Покрытие дороги в этом месте можно охарактеризовать так: непрофилированная грунтовка с щепочно-опилочным покрытием, глубина опилок больше 10 см. Идущая к причалу узкоколейка не разобрана и мы даже видели местных жителей перемещающихся по ней на мотодрезине.

По словам местного жителя, проезжавшего мимо на мопеде, выходить от лесопункта на дорогу, идущую вдоль Онеги, не стоит. Дорога на этом участке идёт через болото, а так как сейчас её никто не поддерживает, то она пришла в полностью негодное состояние и пройти по ней невозможно. Однако от посёлка Шомокша идёт через болото тропа, выводящая на тропу, идущую по берегу Онеги. Но и сами эти тропы сейчас практически не используются, гать через болото не ремонтируется, а тропа на берегу заросла. Решили ехать через пос. Шомокша.

От лесопункта до посёлка идёт песчаная дорога, улучшенная камнями размером 15-30 см. Тропа к берегу Онеги начинается сразу за переездом через узкоколейку около гаражей сельхозтехники в начале поселка Шомокша. Тропка уходит влево по деревянной мостовой. Доски подгнившие и частично разрушенные. Там, где мостовая кончается, нужно пройти между домами в сторону леса. Там начинается едва заметная тропа, которая вскоре становится разрушенной гатью, ведущей через болото. Часть досок сгнила, часть - притоплена и не очень видна. Иногда проваливались по колено, Зоя и Таня упали, не удержав свои велосипеды. Длина тропы около 800 м.

В 19:45 снова вышли к р. Онега. Тут на нас налетела какая-то мошкара, к счастью - не очень кусачая. Немного передохнув, двинулись дальше. Тропа вначале была сухая, но сильно заросшая высокой травой и многолетними травянистыми растениями. Встретившаяся женщина в болотных сапогах и с удочкой, очень нам удивилась, сказала, что до Посада очень далеко и тяжело идти. Вскоре сухая тропка сменилась заболоченной (вода ржавая, местами с запахом гниющих растений). В основном, тропа проходит ближе к берегу Онеги, чем проходила старая грунтовка, которая сейчас зарастает, заболочена и абсолютно непригодна для передвижения. Пробившись через это, вышли в 20:55 к ручью, который вытекает из болота в ~1,5 км от деревни Пертема. В этом месте тропа вышла на заросшее высоким разнотравьем довольно сухое поле.

На берегу этого ручья мы и заночевали. Палатки ставили на утоптанную траву, костёр жгли из лозняка. Слегка помылись в ручье. Зоя прополоскала ходовую обувь в надежде, что дальше тропа будет сухая. Поторопилась… Легли спать в 00:30.

10.08.2007 (5-й день похода)

Дежурные встали в 6:30. Припекает солнышко, сушим одежду и обувь. Велосипеды при дневном свете выглядят просто ужасно. Медленно собираемся - ждём, пока высохнет трава (ночью был дождь). Начали движение по маршруту только в 11:15.

Переправились через ручей, на котором ночевали, по остаткам бревенчатого мостика. Перетаскиваем велосипеды по двое - часть мостика обрушилась, а оставшиеся покосившиеся брёвна - подгнившие и скользкие. На другой стороне тропа едва угадывается по характеристикам растительности, направляющему очень тяжело, Миша и Леша сменяют друг друга. Высота травы на некоторых участках превышала 2 м. Уже видна на горизонте церковь в Посаде, но попробуй, доберись до неё. Через 1,7 км пришли в деревню Пертема, в которой живут всего несколько дачников. Пожилой мужчина сказал, что дальше будет полегче. Так и есть, но передвигаемся всё равно пешком. Попадаются болотца и лужи.

По пути зашли в деревню Глаголево, где полюбовались старинными домами - иногда в этих местах встречается роспись нижней стороны нависающей над фасадом части крыши. Живущие здесь летом люди сказали, что дом с росписью принадлежал зажиточному, раскулаченному в советское время крестьянину. Сделанная минеральными красителями роспись сохранилась с тех времён. Всего в деревне Глаголево три дома, жилой из них - один.

В ещё одной заброшенной деревне (на карте деревня не отмечена) встретили женщину с мальчиком. Они живут в Посаде, а здесь у них дом, в котором они отдыхают. Спросили дорогу до Посада. Женщина сказала, что пару лет пешком не ходила - сами они сюда на лодке приплывают. Вдоль Онеги сейчас большинство местных жителей плавает по своим делам на лодке, и существовавшие раньше на левом берегу грунтовки и тропы сейчас зарастают, мосты и гати разрушаются.

Перед тем, как встали на обед, преодолели ручей, с сильно заболоченной долинкой. Обедали на берегу Онеги неподалеку от Посада - оставалось преодолеть только небольшие покосы. Посад красиво разместился на холме, издали напоминая городок с иллюстрации к русской сказке. Многоглавая церковь сильно возвышается над всеми строениями - её мы сегодня видели издалека. Двигаться совсем не хочется: все устали и очень жарко. Юля тщательно сушила кроссовки и носки, а зря - перед самым Посадом снова пришлось преодолевать глубокую лужу, в которую она и провалилась. Вышли с обеда в 17:20.

В Посаде (Турчасове) осмотрели действующую Преображенскую кубовую церковь (1786 г.) и колокольню (1793 г.). Церковь, как и в большинстве других мест, закрыта, но здесь иногда проводятся службы, и силами одного из местных жителей происходит ремонт разрушающейся кровли, реставрация не идёт, внутреннее убранство церкви разграблено. Ещё одна церковь сгорела в 60-х годах. В деревне есть магазин, дома современной постройки, основная деревенская улица покрыта бетонными плитами.

Расспросили местных жителей о продолжении дороги по этому берегу. По их словам, до Городка есть грунтовка, далее до Улитино нет даже тропы. Тропа была в 60-х годах, но сейчас мосты через реки разрушены. Уже много лет (с 90-х) никто по этой тропе не ходит, и она полностью заросла, есть участки, идущие через болота. От Улитино до Североонежска сейчас насыпали грейдер. Получив эту информацию, мы решили использовать на этом участке запасной вариант - движение через отрог Ветреного Пояса по правому берегу, чтобы сохранить резерв времени для Кенозёрья.

Пока закупали в магазине продукты, договорились о переправе. Перевозили нас на двух вёсельных лодках. Начали в 18:40, закончили в 19:15. На этот раз взяли гораздо дороже - 500 рублей за всех.

Выехали по местной дороге на грейдер. Был уже вечер, и нужно было быстро искать место для ночёвки, но около 6-8 км продолжались населённые места. В конце концов, нашли пересекающий дорогу небольшой ручей. Рядом с ним был заросший спуск к неиспользуемому сенокосу. Встали в 20:50 в лесу между дорогой и сенокосом. От места ночёвки к ручью ведёт крутой спуск. Это было одно из запомнившихся очень уютных мест ночевки в окружении берез, елей и можжевелового подлеска. Под вечер ветер усилился, а небо стало затягиваться облаками. Наконец-то, после начавшейся ещё в день нашей высадки в Онеге жары, слегка похолодало. Спать улеглись только в час ночи.

11.08.2007 (6-й день похода)

Подъём в 7:45. Во время сборов обнаружили, что у Миши и Зои сломано по спице на заднем колесе. Заменили спицы, смазали цепи, подкачали камеры. В результате стартовали только в 12:05. Утро выдалось пасмурное, холодное и ветреное. К счастью, ветер не встречный. В пути быстро согрелись.

Продолжили движение по грейдеру. После деревни Прошково грейдер сузился, покрытие значительно ухудшилось - его давно не ровняли. По дороге встречаются отдельно стоящие дома или почти нежилые деревни. Дорога идёт вдоль берега Онеги. Так продолжалось до деревни Ярнема.

Ярнема - большая деревня, есть магазин. Это (внимание!) - последний магазин на этой дороге до Савинского. В нём мы закупили продукты, в том числе замороженные куриные ножки, вафельный тортик и т.п. - завтра днёвка и день рождения Алексея. На другом берегу Онеги видно Улитино. Паромной переправы здесь сейчас нет. Пока закупали продукты, выяснилось, что на велосипеде Юли сорвана с левой стороны резьба крепления багажника. Решили заняться ремонтом на днёвке, а пока ехать осторожно.

Продолжили движение в 14:05. После Ярнемы грейдер улучшился. Его на этом участке подсыпают не песком, а супесью в смеси с гравием и мелким щебнем. Катить можно с удовольствием. Но через 1,5 км от деревни раздался резкий хлопок - у Тани опять взрывается камера на заднем колесе. Решили произвести ремонт с одновременным перекусом, чтобы сэкономить время и обойтись без обеда.

Перекусили, отремонтировались, поехали. Началась пересечёнка - Ветреный Пояс. Но сегодня был явно не наш день - не проехали и километра, как у Миши задняя втулка стала издавать странные звуки, а удары чувствовались даже через педали. Велосипед Юли при торможении стал странно тарахтеть. Решаем не испытывать судьбу и поскорее встать на ночлег, но место подобрать с учётом завтрашней днёвки.

Доехали до первого приличного ручья, пересекающего дорогу примерно в 12 км от Ярнемы. Место очень хорошее, не считая обилия гнуса. Ели, можжевельники, мягкая перина из брусничника и черничника, но ягод в этом году очень мало. Мыться приходилось в ускоренном темпе, так как вода была очень холодная, и сильно кусался гнус.

12.08.2007 (7-й день похода)

Днёвка и день рождения Алексея. В 12:00 был готов утренний кофе. Затем на завтрак испекли оладьи. С икрой, повидлом и сгущенкой они разлетелись моментально.

Ремонт велосипедов Юли и Миши. На велосипеде Юли: установка полиэтиленовой вставки в место крепления багажника, замена колодок на заднем тормозе и его настройка (рычаг ви-брейка при зажимании с диким звуком тёрся о протектор). На велосипеде Миши - настройка конусов на задней втулке, кажется, скоро ей придёт конец.

Купание в ручье, стирка. Ручей неглубокий, извилистый, дно - песок и камни, но из-за большого количества валежника в русле на камнях, стволиках и палках чёрный налёт. Алексей расчистил от упавших деревьев небольшой кусочек русла. Когда вода протекла и очистилась, получилась купальня глубиной до колена, только вода очень холодная. Мылись, поливаясь из кружки. Помылись замечательно, но сильно кусался мокрец. Стирали ниже по течению.

На ужин - куриные ноги на рожнах (двузубцах, воткнутых в землю под углом, чтобы тепло от углей равномерно грело поджариваемый кусочек), картофельное пюре, салат из помидоров и тортик. Праздничный ужин получился роскошный.

Дождей не было, утром и вечером - прохладно, днём - тепло. Из-за времени, потраченного на приготовление и поедание вкусностей, не удалось просушить все вещи. Будем досушивать утром и в дороге, закрепив на рюкзаках сверху в капроновых мешочках (чтобы не пылились). Спать легли в полночь.

13.08.2007 (8-й день похода)

Подъём в 6:30. Утро солнечное и тёплое. Стартовали в 10:55. Двигались дальше по грейдеру, проехали речку с милым названием - Лёвушка. Дорога оставалась хорошей до столбика "13-й км", вот не верь после этого приметам. Дальше, в смеси песок, а не супесь, сильные неровности, поэтому скорость заметно упала.

Обедали вблизи п. Новый в очень красивом месте - много цветов, большие можжевельники. Воду брали из довольно широкой и студеной реки Шелексы. Искупались. За время обеда удалось досушить стираные вещи - опять очень жарко. Стартовали в 16:35. Быстро доехали до Савинского, где выбрались на бетонку. Внимание! Чтобы выбраться на продолжение трассы Р1, ведущее в сторону Плесецка, на этом перекрёстке нужно повернуть налево (на север) и двигаться по главной дороге.

По бетонке отправились в Шелексу. По дороге проехали пересечение с технологической трассой, соединяющей известковый карьер с цементным заводом. На этом перекрёстке пропустили карьерный самосвал - впечатляющее зрелище. Застройка посёлка Шелекса современная, впервые после Онеги появилась сотовая связь. Заехали в магазин. От магазина за нами увязались двое ребятишек, но, выбравшись на трассу и ускорившись, мы от них оторвались.

Трасса Р1 на этом участке - асфальт вполне приличного качества. Однако с местом ночевки возникли некоторые проблемы. На этом участке нет никаких водоёмов. С трудом нашли заброшенный карьер, заполненный водой, Но были там "раскрыты" местными жителями. Решили не рисковать, поехали дальше. Другого места с водой не нашли. В результате, проехали мимо г. Мирный - дорога в него, разумеется, не заходит. Добрались до Плесецка в 21:00. Ничем не примечательный городишко - близость г. Мирный и космодрома абсолютно не сказывается. Купили готовые продукты для ужина и завтрака, а также достаточное количество молока, минеральной и сладкой воды.

Отправились дальше в 21:40. Впервые используем габаритные огни, так как уже довольно темно. За Плесецком начал накрапывать дождик, но быстро прекратился. Заночевали без костра примерно в 3 км за Плесецком. Спать легли около часа ночи.

14.08.2007 (9-й день похода)

Подъём в 7:50. Позавтракали без костра и покатили дальше по Р1. Доехали до поворота на Североонежск, с которого возобновилась основная ветка нашего маршрута. Асфальт продолжался до деревни Богданово (в настоящее время в этом районе ведутся дорожные работы).

Здесь недалеко от дороги проходит малая протока Онеги. Решили, что пора пообедать и на стыке асфальта и грейдера свернули вправо к реке. Это была наша первая вода на Плесецком участке, пригодная для приготовления пищи и чая. Мы подъехали к реке по грунтовке, идущей через дачные участки, прошли краем сенокоса и вышли на высокий крутой берег протоки. Там был спуск, которым пользовались местные жители. Спуск оборудован ступеньками, а дно расчищено. Готовили еду, повесив костровой тросик на прибрежных кустах. С удовольствием искупалась - вода тёплая, есть течение, местные мальчишки ловят рыбу. Во время обеда выяснилось, что снова лопнула спица на заднем колесе у Миши, и, пока готовился обед, он её заменил.

Начиная от этого места Р1 представляет собой грейдер. Грейдер просто отвратительный - камни, щебень и песок. Местами песчаные подушки, везде значительная "гребёнка". Самое главное, что идущие по нему гружёные лесовозы перетирают это покрытие в пыль, а трафик такой, что пыль, поднятая одной машиной, не успевает осесть перед следующей. Яркий солнечный день, но видимость приблизительно 100 м. Машины идут осторожно с включёнными фарами. Мы аккуратно едем по краю, борясь с покрытием и опасаясь "безумных" водителей. Таких в этот день не было. Все были к нам весьма предупредительны - лесовозы и дальнобойщики, заметив нас на трассе, старались объезжать нас как можно дальше, некоторые уменьшали скорость, чтобы поднимать меньше пыли, приветственно сигналили и махали руками. О количестве пыли говорит и то, что через пару часов езды по этому грейдеру мы все от неё "поседели", а окружающие дорогу дома и растительность были сильно припудрены пылью на расстоянии несколько сотен метров от дороги. Очень жарко, но чувствуется приближение осени - над нами на зимовку пролетает клин журавлей.

Место для ночлега нашли примерно через 1 км после деревни Щелгачёво на берегу Онеги. Место не очень далеко от дороги, но мы были от неё прикрыты холмиком и перелеском. Несмотря на это, даже сюда доходило немного пыли с трассы. Быстро поставив лагерь и, не начав готовить ужин, полезли купаться и мыться, в результате, приобрели свой естественный цвет. По реке постоянно ходят моторки, но до нас им нет никакого дела. Дно там каменистое, камни острые, у берега бьют родники, и вода местами ледяная. Легли спать в 23:45.

15.08.2007 (10-й день похода)

Подъём в 7:00. Старт в 9:55. Продолжили движение по грейдеру (Р1). Быстро добрались до с. Кувакино, там есть магазин. Вскоре доехали и до с. Красное, где тоже есть магазин. В Красном есть паром через Онегу, но здесь переправляться не стали, узнав у водителя лесовоза, что по тому берегу реки в сторону Бережной Дубровы ведёт только зимник.

После деревни Красное и расположенного неподалёку карьера, качество покрытия немного улучшилось, так как часть лесовозов идёт от парома, а из карьера возят грунт на строительство дороги. Однако грейдер всё равно оставался весьма пыльным.

Продолжив движение по грейдеру, доехали до указателя "Бережная Дуброва" и решили проверить - есть ли там сейчас паром, потому что информация от местных жителей была противоречива. Проехав немного по бетонным плитам к реке, обнаружили функционирующий паром, прыгающую с него в воду ватагу ребятишек и перевернувшийся УАЗик. Очень обрадовались парому. Даже если бы его не было, мы, переправившись в районе Конево, сделали бы радиалку, чтобы посмотреть местную церковь, но это заняло бы значительно больше времени. Переправлялись на пароме, не дожидаясь попутного автомобиля - заплатили паромщику 100 рублей за всю группу. Паром самой древней конструкции - работает, используя силу течения реки. Надёжная конструкция, да и горючего не требует. Закончили переправу в 13:25.

Осмотрели церковь (1678 г.) и памятный крест. Вход в церковь не закрыт, сохранилась роспись нефа. В трапезной в советское время был клуб - есть отверстия в стене, через которые кино показывали. Всё в разваливающемся состоянии, купола в серых от времени лесах - реставрация не ведётся. Но многоглавая церковь производит незабываемое впечатление даже в таком виде. Жаль было бы её потерять.

После осмотра двинулись в 13:55 по узкому однополосному грейдеру, идущему по левому берегу Онеги в сторону Кенозера. На крутом подъеме сразу за деревней Миша порвал цепь. Отремонтировался (время ремонта - 9 минут), и мы поехали дальше. Покрытие на этом грейдере примерно такое же, как на Р1, только трафик минимальный, поэтому пыли значительно меньше.

По грейдеру в 15:50 подъехали к месту заброшенной паромной переправы в районе Конево (от этого места виден действующий понтонный мост), здесь и пообедали. Других мест для обеда на этом участке практически нет - мелкие ручьи, пересекающие грейдер, сейчас пересохли, других удобных съездов к Онеге тоже нет. На выбранном месте обеда был пологий вход в реку для купания (дно каменистое и очень мелко), а остальное… Тросик натягивали между дорожными знаками (кусок дороги, ведущий к парому, сейчас не используется). В качестве дров использовали, поколов, брошенные доски. Жара, а от солнца спрятаться негде.

Пообедав, в 18:12 отправились дальше. Почти сразу же у Зои прокололась камера, заклеились (время ремонта - 25 минут) и продолжили путь по грейдеру, идущему в сторону Кенозера. Покрытие на нём такое же, но машин больше, хотя и меньше, чем на Р1. По обочинам дороги растёт огромный борщевик, даже негде остановиться для отдыха.

По дороге осмотрели церковь и действующий деревянный мост XVIII века через Кену в деревне Измайловская. На другом берегу - разрушающаяся кирпичная церковь. Закончив осмотр, продолжили свое движение к месту ночёвки на берегу ручья Прубежный. Сразу за мостом через ручей направо уходит грунтовка, ведущая на сенокос. Перед сенокосом в лесу, слева от грунтовки нашли место для палаток. Лес сырой: состоит из берёз и осин с чернолесным подлеском, есть и хвойные, но мало - видимо, их выборочно вырубили очень давно. Место мы обжили, и оно стало уютным. Вода в ручье оказалась прозрачная и очень чистая. Мылись, поливаясь из специально взятой большой кружки, стоять в воде невозможно - вода просто ледяная. По-видимому, ручей ключевой, а не болотный, как большинство ручьев в этих местах. Странно, но около ручья комаров почти нет, а в лесу - много. Спать легли в 23:45.

16.08.2007 (11-й день похода)

Всю ночь шёл дождь, который закончился только под утро. Дежурные встали в 6:30. Собирались долго - выехали в 11 часов. Днём была сильная жара. На грейдере сильная "гребёнка". Через 4,5 км доехали до деревни с указателем "Самково". Деревенька маленькая, есть магазин, но тоже маленький. Странно, по карте Самково должно быть дальше и значительно больше. Зашли в магазин, но почти ничего не купили - очень бедный ассортимент. Продолжили движение и - о чудо, через 2,3 км ещё одна деревня - тоже Самково! Здесь мы обошли несколько магазинов, купили все нужные продукты и устроили маленький перекус. Пока мы ели, мимо проехал грейдер (агрегат, который дороги ровняет), но дорога после него ровнее что-то не стала. Поехали дальше в 12:45.

Примерно через час, въехали на территорию Кенозерского национального парка. Перед ним подъём с глубоким песком, на котором сильно заносит. Двигались медленно, так как к отвратительному покрытию добавилась пересечёнка. Внимание! На территории национального парка нельзя разводить костры, кроме мест оборудованных стоянок - штраф довольно большой. Вскоре добрались до д. Першлахта (есть магазин). Встал вопрос, где будет обед. Попадающиеся по дороге оборудованные стоянки для этого не пригодны - самое главное, на них нет заготовленных дров, а пообедать без костра можно и в более чистом месте. Нашли небольшой ручей, где и обедали до 17:40.

Примерно через час стали собираться грозовые тучи. Начал накрапывать постепенно усиливающийся дождь, слышались раскаты грома. Решили срочно искать место под стоянку. В низине увидели ручеёк (вытекает из оз. Шадрино), и свернули направо на просеку. Как только нашли место, началась гроза. Пока растягивали тент, успели промокнуть. Гроза, к счастью, была кратковременная. Переждали под тентом, после дождя поставили лагерь. Решили сделать какао с бутербродами. В результате, провозились дольше обычного, но какао того стоило. Легли спать уже за полночь.

17.08.2007 (12-й день похода)

Дежурные встали в 7:00. Светит солнце, но из-за большой влажности просохнуть не удаётся. Стартовали в 11:35. Весь день было очень жарко, сильно парило.

В 12:07 доехали до Филипповской, где осмотрели деревянную ограду погоста - сейчас таких осталось только три, церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи, церковь Происхождения Честных Древ и колокольню (примерно 1700 г.). Церкви реставрируются, колокольня почти полностью собрана заново. Они очень красиво расположены на холме, откуда во все стороны открываются потрясающие виды. Одной из ценностей Кенозёрского парка считаются крупные ландшафты. И в последующие дни парк также радовал нас прекрасными видами. После осмотра в 12:55 поехали в Усть-Почу, но, спустившись с холма, остановились - фотографировали. Потом остановились и на мосту для ещё одной фотосессии.

После радиалки вернулись на основную дорогу и доехали до развилки на Почу и Усть-Почу. Здесь нам встретились местные жители на мотоцикле, которые рассказали нам, что тракторная дорога на Минино использовалась леспромхозом во времена молевого сплава. С начала 90-х она не используется и совсем заросла. Для прохода в южную часть Кенозерского парка решили использовать другой вариант: через Усть-Почу.

В Усть-Поче купили продуктов на автономную часть маршрута. Выяснили, что с мыса южнее Усть-Почи есть тракторный брод в южную часть - обычно по нему вывозится сено. Однако в этом году очень высокая вода - такая обычно бывает только весной и осенью. Глубина брода сейчас более 2 м, поэтому так мы не переправимся. В этом году местные возят сено с того берега на лодках. Мы решили воспользоваться тем же способом и переправиться через протоку на моторке, о чём и договорились за 400 рублей на группу. Переправа завершилась в 17:00. Пока переправлялись, Юля обнаружила, что её новый рюкзак ПИК-99 протёрся в месте соприкосновения с багажником. Замотали стойку лейкопластырем, им же заклеили дырку. Трясло нас на грейдерах, конечно, немилосердно, но одноразовый рюкзак - это слишком.

Состояние дорог южного берега озера жители северной части не знали. После переправы в Рыжково, мы выяснили у местного жителя, что трактор в Немяты и далее до Горбачихи ходил, только он не сказал когда. Нас обнадежило то, что у человека, с которым мы общались, во дворе стояла машина. Позднее мы выяснили, как местные пользуются здесь машинами - из Вершинино вызывается баржа, грузится машина и от Вершинино можно поехать по грейдеру, например, в Каргополь. Но сейчас мы этого ещё не знали.

В д. Рыжково есть маленькая часовня. Осмотрели, сфотографировались и двинулись дальше.

По состоянию дороги от Рыжково последний трактор здесь прошёл не позже, чем 5-6 лет назад - дорога начала зарастать и заболачиваться. Она шла сначала через поле, затем - через лес. Если по полю ещё ехали, то потом шли пешком. Сильно достает гнус - видно к дождю. Добрались по дороге, а местами по идущей вдоль неё мало хоженой тропе до Немяты. На другом берегу видно Вершинино - административный центр Северной части парка. Далее двигались вдоль берега по тропе и без неё до Захарово. В этой деревне один жилой дом.

Приближающаяся гроза вынудила нас встать недалеко от Захарово, отгородившись от него холмиком, на краю старого покоса и подболоченного перелеска. Пока шли к месту ночёвки через поле, мошка словно взбесилась, облепила со всех сторон, и всем пришлось надеть противомоскитные сетки. Над лесом была видна полоса клубящихся облаков - верный признак приближающегося атмосферного фронта.

До дождя мы успели поставить только палатки, перекидывали рюкзаки из-под полиэтилена в тамбур уже под дождём. До озера 500-700 метров, берег травянистый. Однако за водой вечером идти не пришлось - ливень был сильный, и на ужин мы набрали воды с растянутого тента. Хватило и на еду и на мытьё посуды. Перед грозой был сильный ветер, от которого нас прикрывал перелесок. Позже мы узнали, что этот фронт сорвал крыши с домов в одной из деревень на берегу Кенозера, а также повалил много деревьев. Оставленные им в лесу завалы встречались нам позже. После первых сильных зарядов дождь не прекратился, а только утих и продолжался почти всю ночь. Легли спать в 00:20.

18.08.2007 (13-й день похода)

Проснулись в 7:30. Поели, и встал вопрос, что делать дальше. Руководитель сказал, что к следующему дню фронт пройдёт и дожди прекратятся, поэтому лучше день переждать, чем вымокнуть насквозь, пробираясь через высокую траву и густые заросли. Группа, наоборот, склонялась идти. Решение группы быстро переменил начавшийся дождь. Итог: техническая днёвка - пережидаем "хвосты" атмосферного фронта, который накрыл нас вчера вечером.

Расспросы местной 81-летней жительницы дали следующее: дорог на этой стороне сейчас нет, зато есть медведи и кабаны. Тракторные дороги существовали до развала совхоза, сейчас они заросли, и ими не пользуются: трактора по ним не ездят, а люди не ходят. Люди летом перемещаются по кромке берега озера, но в это лето вода очень высокая и сообщение между деревнями происходит только на лодках. Мы решили завтра двигаться по заброшенным тракторным дорогам.

Около 11:00 пошли на озеро купаться. Под водой оказались заливные луга. Мошки, по сравнению со вчерашним днём, гораздо меньше. После купания снова спали, потом пили чай и опять спали. Дежурные приготовили ужин. Спать легли рано.

19.08.2007 (14-й день похода)

Дежурные поднялись в 6:00, группа - на полчаса позже. Солнечное утро, очень много росы. Вышли на маршрут в 9:50. Мы продолжили движение по заброшенным тракторным дорогам. В некошеных полях дорога терялась, и приходилось идти просто по бездорожью по азимуту, чтобы найти очередной кусочек заброшенной дороги, ведущий через лес. Иногда двигались вдоль старой ЛЭП - с ней частично совпадала дорога. Отдыхаем через каждые полчаса, так как сил уходило много.

Так добрались до села Бухалово, точнее, до пустующего коровника, который в 90-х был построен прямо на тракторной дороге, но практически не использовался и был заброшен. Рядом виднелось скошенное поле. На краю этого поля в 15:30 рядом с селом мы и пообедали, в качестве таганка использовали брошенную борону.

Когда брали воду в селе из озера, местные жители сообщили нам, что участок дороги вокруг юго-западной оконечности озера Долгое (одно из входящих в систему Кенозера озёр) в настоящее время вообще не проходим. Дорога (Ленинградский тракт, как называли её местные) там заросла ещё больше, два деревянных моста через речки разрушены, а вода высокая и вброд не перейти. Приняли решение переправиться через озеро Долгое от Качиковой Горки, где были лодки, в Кривцово и продолжить маршрут оттуда. Закончили обедать в 18:37.

От Бухалово до Качиковой Горки по прямой около 1 км, но надо обойти лахту - заболоченный залив. Обходя лахту по краю, в узком месте форсировали болото (300 м). В Качиковой Горке выяснили, что дороги на Тарасово через озеро Мошное сейчас не существует, а тропа давно заросла. По словам местных жителей, система тракторных дорог оказалась полностью разрушенной после образования национального парка, прекращения крупномасштабной сельскохозяйственной деятельности и лесодобычи. Сами местные даже в ближайшие деревни плавают на лодках. Приняли решение идти в обход через оконечность полуострова, разделяющего озеро Долгое и собственно Кенозеро. Выяснили, что в Кривцово есть турстоянка от национального парка, а сегодня вечером туда приезжает теплоход из Вершинино с группой туристов. Следовательно, нам баня не светит, а платить деньги за место под палатку и прослушивание пьяных воплей не хотелось.

Переправа обошлась нам в 600 рублей, хотя расстояние небольшое. Высадили нас 20:00 на берег в том месте, от которого Кривцово не видно из-за небольшого холмика, и группа, применяя соответствующие навыки, ушла не замеченной егерями. Шли вначале по кабаньим тропам. Когда искали проход через очередное болотце, мимо прошёл любопытный заяц - довольно крупный, отъевшийся к зиме. Проход нашли: на заброшенной тракторной дороге, идущей из Кривцово, есть хорошо сохранившаяся гать из брёвен. По этой дороге и продолжили движение.

В 21:15 скрытно встали на ночлег в лесу напротив острова Бухаловский на значительном удалении от берега. Остров прикрывал нас от одноимённого села на другом берегу озера, когда мы набирали воду. Ближе к ночи проплыл тот самый катер с группой туристов, оглушительно воя сиреной, но, в общем, ночь прошла спокойно. Спать легли только в час ночи.

20.08.2007 (15-й день похода)

Подъём в 7:30, старт в 11:10. Идем на север по хорошо заметной тропе, местами заболоченной. Через 2,4 км тропа ушла в очередное болото - опять убедились, что вода в этом году очень высокая. Походили вокруг, сухого прохода не нашли и решили идти напролом. Прошли болото, ещё немного по лесу и выбрались на целую систему скошенных полей, где обнаружили едва заметную колею.

То теряя, то снова находя старую дорогу, мы вышли в 13:45 на мыс напротив Вершинино. Там и пообедали. Во время обеда Юля обнаружила новые дырки на своём рюкзаке. Ремонт лейкопластырем. Вышли с обеда в 17:10.

После обеда быстро нашли начало старой дороги по берегу Кенозера. Трава была примята, нам это очень напоминало оставляемую нами колею, когда мы ведем велосипеды. Как мы узнали позднее от егеря, некоторое время назад здесь побывали велосипедисты - их переправили из Вершинино. До Емельяновской они дошли, что видно по следам, а потом начали плутать и снова вернулись к Вершинино, откуда их переправили в Ведягино.

В районе деревни Емельяновская в 17:35 у Алексея после падения велосипеда лопнуло на раме одно ушко для крепления багажника, и появились трещины на втором - ремонт (28 мин). Закончив ремонт, отправились дальше.

Характер пройденных дорог - заброшенные и заросшие тракторные, тропы, в том числе кабаньи, и просто бездорожье. В одном месте, обходя сильно заросший и подболоченный участок дороги, влезли в кочкарник с высотой кочек до 50 см - волшебное место! Временами, где было возможно пройти, шли вдоль старой ЛЭП - так проще ориентироваться и дорога частично совпадает с ней. В общем, ломились по полной программе с периодической разведкой.

Поднявшись в районе урочища Климовского на сельгу - длинный холм, оставленный ледником, обнаружили хорошо заметную дорогу, ведущую в нужном направлении. Там и встали на ночёвку в 21:03. С водой в этом месте не очень хорошо. Набирали её из лужи внизу - там тоже проходила дорога, но в худшем состоянии и подболоченная. В воде личинки насекомых. Но ничего: профильтровали через марлю, прокипятили и употребили (воду, а не личинок). Легли спать в 00:20.

21.08.2007 (16-й день похода)

Подъём дежурных в 6:30. Пока готовился завтрак, лечили Юлины боевые мозоли (результат хождения в постоянно мокрой обуви). В окрестностях лагеря видели следы присутствия медведя и лося. Выехали в 11:35, хотя особенно ехать-то не получалось: в основном шли пешком. Дорога вскоре превратилась в заболоченную тропу, та вывела в поле, а затем - в чистый сосновый лес. Здесь дорога, с трудом проходимая до того, перешла в дорожку, по которой можно ехать, что мы с радостью и сделали. Справа промелькнуло красивое маленькое озерко. Лес очень красивый, прозрачный, почти без подлеска, земля покрыта мхами, черничником и брусничником, но ягод почти нет. Дорожка вышла к берегу, с которого открывались прекрасные виды на Кенозеро и его берега. Мы пофотографировали виды, желающие окунулись.

Вернулись обратно на дорожку и свернули налево. Вскоре налево в низинку от неё отошла ещё одна дорожка, но в "низинку" нам не хотелось, мы уже знали, что бывает в "низинках", и что там нельзя ехать - ехавшие впереди проигнорировали этот поворот. Когда дорожка, по которой мы ехали, стала забирать в совсем не нужном нам направлении, мы спешились и попытались найти тропу, которая выведет нас в нужном направлении. Полазив по крутым холмам, уперлись в непроходимый овраг, вернулись на дорогу и по ней назад, до ещё одного отворота в нужном направлении. На нём мы уперлись в речку и брод, за которым дорога обрывалась. Смирившись, наконец, мы вернулись к отвороту дороги, уходившей в низинку - очень быстро мы попали на мостик, выведший нас к часовне в деревне Тарасово (нежилая).

За стремление не идти в низинку и желание покататься мы были наказаны дважды - бессмысленным тасканием велосипеда по пересечёнке в течение 1,5 часов и тем, что в Тарасово нас нагнал егерь, нашедший следы велосипедов на берегу, куда он приплыл на моторке. Пообщались с егерем, расспросили о дорогах, показали документы, оформили разрешение на пребывание в национальном парке. Он взял с нас 720 рублей: 300 (по 50 рублей с взрослого человека) за пользование стоянкой в Ведягино, куда он советовал идти вместо Горбачихи, так как там начинается "Транскенозёрская тропа" до Морщихинской, и 420 рублей за пребывание в парке в течение 3-10 дней (по 70 рублей с гражданина РФ). По его словам, за весь сезон по северной части парка прошло пять туристских групп, а, в основном, народ катают по островам на катерах и вёсельных лодках. Это не удивительно - тропы в северной части парка не прочищаются. Попрощавшись с егерем, нашли на границе окружающего Тарасово поля и леса нужную нам тракторную дорогу и, отойдя по ней, остановились в 15:30 на обед. Воду брали из большой лужи на дороге.

Завершили обед в 18:00. Первый раз за несколько дней дорога не терялась ни разу - ближе к Косицино по ней возят на чём-то сено (вероятнее всего лошадьми на санях-волокушах) и ходят коровы, но для гружёного велосипеда она непроезжая. Дорога местами подболочена.

В Косицыно нам повезло с магазином - продавщица вернулась из дома в Тырошино по своим делам и мы хорошенько закупились, так как движение по этим дорогам заняло несколько больше времени, чем мы предположили, находясь в Усть-Поче. Кстати, это был единственный встретившийся нам магазин от Усть-Почи до Морщихинской. В деревне есть маленькая часовня.

В Косицыно выяснили состояние дорог до Ведягино и до Горбачихи в сторону Морщихинской. До Тырошыно идёт проезжая дорога, между Тырошино и Горбачихой - подболоченный залив, в который впадает ручей Бездонный, мост через него разрушен и эта дорога заброшена. Дорога от Горбачихи до Ведягино заброшена и совсем заросла. Тракторная дорога от Горбачихи в сторону Морщихинской заброшена, тропа не прочищается. От Ведягино начинается "Транскенозёрская тропа" до Морщихинской, её егеря прочищают от валежника и по ней ходят туристы.

Решили проброситься до Ведягино на лодке (~4 км по воде), заплатили 900 рублей - очень не понравилось название ручья, мост через который разрушен, да и времени немного осталось до поезда. Начали переправу в 20:00, закончили - в 20:50. Ведягино - нежилое село, в двух домах бывают летние жильцы, остальные дома разваливаются.

Официальное место стоянки, оплаченное нами, оказалось плохим - нет дров и негде ставить палатки. Встали в 21:00 у дома отдыхающего на своей малой родине жителя Каргополя. Он приезжает сюда летом со своим внуком и рыбачит. Раздобыли дров, костёр устроили во дворе. Во время готовки начался сильный дождь, но он не помешал насладиться яичницей (!) и макаронами с тушёнкой. Спать легли в 1:35.

22.08.2007 (17-й день похода)

Встали в 8:00. Искупались в озере. Солнце печёт так сильно, что до выхода всё успело высохнуть. Выходим на маршрут в 12:42. За деревней расположена церковь и часовня начала XX в.

Из Ведягино отправились по "Транскенозерской тропе" (так она именуется на расставленных по территории парка стендах). Тропа оказалась хоженой, на многих участках удавалось ехать. К сожалению, дождь, шедший всю ночь, сделал некоторые участки непроезжими, да и сама тропа пробивалась в расчете на пешеходов, а не на велосипедистов - она часто пересекает глубокие колеи, имеет участки с боковым наклоном, местами подболочена, а по узким гатям довольно тяжело проводить велосипед, хотя пешеходу пройти было бы не трудно.

Местность здесь пересечённая за счёт сельг. Тропа проходит через разнообразные красивые леса и с этой точки зрения путешествовать по ней приятно. Недалеко от начала тропы в Ведягино, рядом с ней, нам встретилось святое дерево - отмеченная крестом и камнем у корней сухая сосна.

В районе озера Худого к турстоянке вышла дорога от Горбачихи. Видно, что она давно не используется и заросла. В районе стоянки несколько лет назад прошёл ветровал, и целая поляна завалена деревьями. На Худом озере растут белые лилии, берег слегка проседает под ногами и резко обрывается в воду - купаться и проверять дно никто не решился. Следует отметить, что, начиная с этого места, турстоянки обслуживаются южным (Каргопольским) управлением парка и выглядят они несравнимо лучше, чем стоянки в северной его части, есть дрова.

В 15:05 устраиваем перекус без горячего на р. Порженка. Стартуем в 16:15. На тропе встретилось несколько завалов (после шквалистого ветра 17 августа). В двух местах пришлось даже прорубать проход среди сучьев топором - там тропа шла по крутому склону, и поперек упали крупные деревья. В остальных случаях было легче обойти ветровалы по лесу.

После озера Большего и заболоченного участка с многочисленными слегка подгнившими мостками тропа улучшилась. По ней удавалось ехать со скоростью 10-14 км/ч. Но счастье длилось не долго - у Миши заклинило втулку заднего колеса и разорвало эксцентрик, куски которого так и не были найдены. К счастью у нас был запасной задний эксцентрик. В результате - ремонт (полная переборка втулки с заменой шариков, замена эксцентрика) и ранняя остановка на ночлег. Воду брали из луж на дороге. Пока ставили лагерь, шёл дождь. Спать легли в 23:30.

23.08.2007 (18-й день похода)

Дежурные проспали и поднялись только в 7:15, группа - в 8:00. Недалеко от стоянки Миша нашел редкий гриб, занесённый в Красную Книгу - ежовник коралловидный. Результат вчерашнего ремонта оказался неутешительным - повело ось в задней втулке, колесо перекошено до такой степени, что Миша остался без заднего тормоза и без нижних передач, но ехать можно.

Покатили дальше по тропе в 11:20. На стоянке на Порженском озере встретили двоих москвичей, путешествующих по русскому северу на машине. Сюда они добрались из Вершинино на лодке и пешком в сопровождении егеря и собирались вернуться обратно.

Мы поднялись к Порженскому погосту и церкви XVII в. Внутрь попасть не удалось - церковь под замком. На двери шариковой ручкой сделаны надписи, предупреждающие о ветхом состоянии здания и обвиняющие РПЦ в бездействии. Почему бы этим людям, так радеющим о древнем зодчестве, не воспользоваться бумагой и не портить внешний вид храма ещё больше?

Закончили осмотр в 13:05. По гати пересекли большое болото. В районе с. Думино встретили большую пешеходную группу с детьми, в группе, в основном, питерцы. На стоянке у Думино есть баня, но егеря что-то не видно. Мы надеемся попариться и заночевать в пос. Масельга. Путь к нему лежит между двух озер, с перешейка открываются прекрасные виды.

Тропа на этом участке проходит по очень красивым местам. По мере продвижения по ней стало попадаться все больше благоустроенных стоянок. За 1 км до Масельги началась лесная дорога, сменившаяся в Масельге грейдером вполне приличного качества.

Попасть на стоянку с баней в Масельге не удалось - баня была занята, поэтому продолжили движение до Морщихинской. Грейдер проходил по верхушке сельги, с которой открывались виды на лежащие по обе стороны от неё озёра.

Приехав в 21:00 в Морщихинскую, мы пошли в магазин, пока он не успел закрыться. В управлении южной части парка уже никого не было, но нам показали дом инспектора, где мы его и нашли. Инспектор оказался очень приятным человеком, увлечённым своим делом. Договорились о вселении в гостевые комнаты в самом управлении. В этом здании под одной крышей находилось собственно офисное помещение и по два одноместных и четырехместных номера с большой кухней. Одноместный номер стоит 400 руб., четырехместный - 200 с человека. От постельного белья мы отказались, и с нас взяли половину стоимости. Электричество, газ… Стоянки для палаток в Морщихинской сейчас нет, но есть Гостевой центр и бани. На следующий день Константин (инспектор) обещал устроить баню и организовать транспорт до Няндомы, так как в результате наших приключений мы не успевали к поезду своим ходом. Спать легли поздно, около двух часов ночи.

24.08.2007 (Морщихинская)

Хорошо попарились и отмылись в бане, окунулись в озеро. Зашли в Гостевой центр, где купили книги и сувениры. Пообедали. Велосипеды до конца отмыть не удалось. Время до вечера пролетело незаметно.

К 19:00 подали машину - УАЗик-батончик. Водитель не верил, что туда войдет всё - мы, велосипеды и рюкзаки. Вошло. На упаковку потратили полчаса и в 19:30 выехали. Дорога от Морщихинской - это разбитый грейдер, местами бетонка, затем асфальт.

По пути остановились в Гавриловской (Лядинах), чтобы посмотреть на известный комплекс - две церкви и колокольню. Оказалось, что идет реставрация, и церковь Богоявления Господня полностью разобрана. Около 22 подъехали к вокзалу, где коротали время до прибытия поезда. Погрузка прошла успешно.

25.08.2007 (возвращение в Москву)

Проблем с проводниками не было. Проводницы оказались те же, что и по дороге в Архангельск и вспомнили нас. Мы всю дорогу в основном спали.

На вокзале мы расстались: Леша, Люда и Таня поехали к себе, а Юля (она живёт в Курске) купила билет на вечерний поезд и поехала с Мишей и Зоей к ним домой - при сборах в поход она оставила там 6 кг лишних вещей, о чём на маршруте ни разу не пожалела. Вечером на метро проводили Юлю до Курского вокзала. Расставаться не хотелось, было очень грустно, но мы пообещали друг другу, что этот поход - только начало нашего знакомства.

3. Материальное обеспечение похода

3.1. Питание

Запас белковых продуктов брался с собой из Москвы:

• сырокопчёная колбаса - на весь маршрут;
  • сухое молоко - на весь маршрут;
  • тушёнка - на часть маршрута.

Кроме того, из Москвы брались пакетные супы ("Русский Продукт", серия "Суперсуп").

В местных магазинах чаще всего отсутствуют качественные мясные продукты. Сыры бывают не во всех магазинах, если есть, то залежавшиеся и по цене выше, чем в недорогих московских магазинах за тот же сорт сыра. Без хлеба мы не оставались, но удавалось его купить не в любом магазине.

С точки зрения организации питания, маршрут можно разделить на следующие участки:

1. Онега – Прилуки
  2. Прилуки - Посад (Турчасов)
  3. Посад (Турчасов) - Усть-Поча
  4. Усть-Поча – Морщихинская

Первый и третий участки располагались в населённой местности - на этих участках на маршруте магазины встречались не реже раза в день. Запас основных продуктов делался на этих участках не более чем на 2 дня. При планировании маршрута следует учесть, что:

некоторые магазины работают с 10 до17 часов (так как магазины могут менять владельцев, то советуем ориентироваться на этот интервал времени);

на третьем участке от д. Ярнема до пос. Савинский магазинов нет.

Второй участок проходился с запасом продуктов на 3 дня. Магазины есть в следующих населённых пунктах: Прилуки, Шомокша, Посад(Турчасов).

Четвёртый участок проходился в автономном режиме с запасом продуктов на 5 дней + 1 день резерва. По прохождению выяснилось, что на нём есть один магазин (в Косицино) - ассортимент небогатый, но основные продукты есть.

3.2. Снаряжение

Групповое снаряжение:

1. палатка 3-местная - 2 шт.
  2. тент групповой - 1 шт.
  3. тросик с замком - 3 шт.
  4. скатерть полиэтиленовая - 1 шт.
  5. каны - 3 шт.
  6. топор - 1 шт.
  7. ножовка - 1 шт.
  8. пила цепная - 1 шт.
  9. костровой тросик, спички, костровая рукавица - комп.
  10. половник - 1 шт.
  11. воронка для воды - 1 шт.
  12. кружка-наливайка для чая - 1 шт.
  13. большая кружка-наливайка для сырой воды - 1 шт.
  14. доска разделочная пластиковая - 1 шт.
  15. небольшой пластиковый контейнер для продуктов - 1 шт.
  16. щётка, губка и жидкость для мытья канов - комп.
  17. верёвка с прищепками - комп.
  18. набор штурмана (карты, компасы, курвиметр) - комп.
  19. фотоаппаратура
  20. ремнабор
  21. аптечка

У всех участников похода были горные велосипеды с алюминиевыми рамами. Багажники у четырёх участников были титановые ("Veloclub.ru"), у двух - алюминиевые. Велорюкзаки: у трёх участников - производства компании "AVL", у двух - "Veloclub.ru", у одного - "ПИК-99".

Титановые багажники показали себя хорошо - нет никаких повреждений и изменения геометрии, но опыт этого похода показал, что часто ронять гружёный велосипед даже с "неубиваемым" багажником не стоит - может повредиться место крепления багажника на раме.

Велорюкзаки производства "AVL" и "Veloclub.ru" хорошо выдержали этот поход, как, впрочем, и все предыдущие - они используются своими владельцами далеко не первый сезон.

Проблемы с рюкзаком производства "ПИК-99" вызвали у нас некоторое удивление. Рюкзак Юли был правильно уложен - никаких жёстких, выступающих предметов в местах соприкосновения с багажником, стойки багажника гладкие без заусенцев и выступающих частей. Однако, новый рюкзак протёрся в местах соприкосновения с багажником за один поход!

3.3. Ремнабор

Ремнабор подбирался, исходя из обычных правил комплектования для похода II-III категории сложности. Кроме этого, каждый участник брал с набор заплат с растворителем и запасные спицы соответствующего размера.

3.4. Фотоаппаратура

В поход был взят фотоаппарат Canon PowerShot S70 с CF-картой ёмкостью 2 GB и тремя аккумуляторами, а также штатив Manfrotto 785B.

Вес штатива (1,02 кг), по нашему мнению, был полностью компенсирован расширением условий, в которых мы могли производить съёмку: сумерки, ночь и т.п.

Опыт показал, что на поход такой продолжительности желательно иметь больше аккумуляторов. Для возможности снимать в формате RAW при плохих условиях съёмки необходимо иметь более ёмкую CF-карту или запасные CF-карты.

3.5. Медицинское обеспечение

Медицинская аптечка подбиралась, исходя из обычных правил комплектования аптечки для похода II-III категории сложности. Кроме этого, каждый участник брал с собой небольшой комплект личных лекарств.

3.6. Расчёт веса на одного участника

На старте на одного участника в среднем пришлось 12 кг общественного снаряжения и продуктов, из них: снаряжения - 6 кг, продуктов - 6 кг. С учётом среднего веса личного снаряжения в 8 кг, это даёт средний вес груза на одного участника - 20 кг (без учёта веса велорюкзака и запасов питьевой воды).

На протяжении всего похода вес общественного снаряжения и продуктов неоднократно менялся - менялись запасы питьевой воды (в зависимости от погоды), запас продуктов (автономные участки) и т.п.

Перераспределение груза производилось, исходя из возможностей участников.

3.7. Смета похода

в Москве 6473,00 1078,83
на маршруте 8258,00 1376,33
Докомплектация аптечки и ремнабора 1288,00 214,67
Посещение музея «Малые Корелы» 620,00 103,33 билеты для граждан РФ без льгот в выходной – 70 руб., льготные – 30 руб., в будни – дешевле, съемка вне помещений – бесплатно
Посещение Кенозёрского парка 720,00 120,00 посещение 3–10 дней для граждан РФ – 70 руб./чел., использование турстоянки – 50 руб./чел. для взрослых, для детей – половинная цена
Ночёвка в Морщихинской 600,00 100,00
Баня 480,00 80,00 цена не зависит от количества человек
ИТОГО: 65386,80 10897,80 без учета личных затрат

4. Выводы и рекомендации по походу

Упадок системы промышленного сельскохозяйственного производства привёл к полному разрушению системы тракторных дорог в районе похода. Передвижение по тому, что от них осталось, может быть рекомендовано только любителям путешествий пешком с велосипедом. С нашей точки зрения, в настоящий момент логичным является передвижение на велосипеде по следующим дорогам:

1. По Поонежью - трасса Р1 (Онега - Каргополь), грейдер от Улитино до трассы Р1, грейдер от Бережной Дубровы до дороги Конево - Вершинино;
  2. По Кенозёрью (северная часть) - дорога Конево - Вершинино (с отворотами на Почу, Усть-Почу, Филипповскую).
  3. По Кенозёрью (южная часть) - "Транскенозёрская тропа" (Ведягино - Морщихинская).

По информации, полученной в южном (Каргопольском) управлении Кенозёрского национального парка, при наличии средств будут расчищаться новые тропы в его южной части, которые также могут быть пригодны для велотуризма. При планировании маршрута в этом районе, мы рекомендовали бы, обращаться за наиболее свежей и достоверной информацией в управление, расположенное в пос. Морщихинская.

Обнаружены следующие действующие переправы через Онегу:

1. деревня Красное - паром, но в сторону Бережной Дубровы или Кенозерья дороги нет;
  2. деревня Бережная Дуброва - паром;
  3. Конево/Плёс - действующий понтонный мост, ранее действовавший паром сейчас заброшен.

Для переправы Улитино - Ярнема необходимо договариваться с местными жителями - парома в настоящий момент там нет.

Связку северной и южной частей парка рекомендуем делать по воде на участке Вершинино - Ведягино. Можно предварительно заказать катер, подходящей грузоподъёмности.

При путешествиях по территории Кенозёрского национального парка настоятельно рекомендуем использовать горелки (газовые или на жидком топливе). Следует учесть, что запас топлива необходимо иметь с собой. Это относится и к жидкому топливу, так как на территории парка официальных точек его продажи нет, а местные жители приобретают топливо у перекупщиков, договариваясь с ними заранее.

5. Расчёт категории сложности похода

3. Болото у д. Качикова Горка. Болото н/к, 300м. ЭП = 6,00 км

Эквивалентный пробег (всего) - 24,00 км

Протяжённые препятствия:

• 2 к.т. Конец асфальта за Вонгудой - ж.-д. переезд у Глазанихи, 12,86 км, песчаная дорога (глубина песка до 3 см) Кпк=1,6; Кпр=1,13; Кпер=1,0; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,6*1,13*1,0*1,0*1,0=1,81
  • 2 к.т. Глазаниха - р. Чемьюга, 64,18 км, песчано-гравийная дорога (глубина песка до 3 см) Кпк=1,3; Кпр=1,64; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,3*1,64*0,8*1,0*1,0=1,71
  • 2 к.т. Мост через р. Шомокша у с. Прилуки - лесопилка, 6,28 км, тропа Кпк=2,5; Кпр=1,06 Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,06*0,8*1,0*1,0=2,13
  • 2 к.т. Берег р. Онега у пос. Шомокша - с. Турчасово, 8,21 км, тропа + бездорожье Кпк=2,5; Кпр=1,08; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,08*0,8*1,0*1,0=2,16
  • 1 к.т. Берег р. Онега напротив пос. Турчасово - пос. Савинский, 77,40 км, гравийная дорога Кпк=1,0; Кпр=1,77; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,0*1,77*0,8*1,0*1,0=1,42
  • 1 к.т. Богданово - паром в Бережную Дуброву, 40,80 км, песчано-гравийная дорога (глубина песка до 3 см) Кпк=1,3; Кпр=1,41; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,3*1,41*0,8*1,0*1,0=1,46
  • 1 к.т. Бережная Дуброва - Самково, 43,29 км, песчано-гравийная дорога (глубина песка до 3 см) Кпк=1,3; Кпр=1,43; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,3*1,43*0,8*1,0*1,0=1,49
  • 2 к.т. Самково - Усть-Поча, 57,95 км, песчано-гравийная дорога (глубина песка до 3 см) Кпк=1,3; Кпр=1,58; Кпер=1,0; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=1,3*1,58*1,0*1,0*1,0=2,05
  • 2 к.т. Рыжково - Захарово, 5,07 км, заброшенная тракторная + бездорожье Кпк=2,5; Кпр=1,05; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,05*0,8*1,0*1,0=2,10
  • 2 к.т. Захарово - Бухалово, 7,20 км, заброшенная тракторная + бездорожье Кпк=2,5; Кпр=1,07; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,05*0,8*1,0*1,0=2,14
  • 2 к.т. Берег озера у Кривцово - Емельяновская, 7,12 км, тропа + заброшенная тракторная + бездорожье Кпк=2,5; Кпр=1,07; Кпер=0,8; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,05*0,8*1,0*1,0=2,14
  • 3 к.т. Емельяновская - Косицино, 12,51 км, тропа + заброшенная тракторная + бездорожье Кпк=2,5; Кпр=1,13; Кпер=1,0; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,13*1,0*1,0*1,0=2,81
  • 3 к.т. Ведягино - турстоянка Л-11, 27,35 км, тропа Кпк=2,5; Кпр=1,27; Кпер=1,0; Кв=1,0; СГ=1,0 КТ=2,5*1,08*0,8*1,0*1,0=3,18

П1=1,42+1,46+1,49=4,37 > 3,00 (для походов II к.с.)

П2=1,81+1,71+2,13+2,16+2,05+2,10+2,14+2,14=16,24 > 14,00 (для походов II к.с.)

П3=2,81+3,18=5,99 > 0,00 (для походов II к.с.)

П=3,00+14,00+0,00=17,00

5.3. Оценка категории сложности похода

А=1,0

КС=17,00*0,78*1,0=13,34

Поход соответствует II к.с. с элементами III к.с. (два препятствия 3 к.т.).

Отчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и КенозёрьеОтчет о велопоходе II к.с. с элементами III к.с. в Поонежье и Кенозёрье