Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Велотуризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

По тайге на велосипеде

Автор: Евгений Буймов

Про сплав написал, хочу поделиться впечатлениями еще об одном путешествии, правда не столь продолжительном всего две ночи и уже не на лодках, а на двухколёсных конях с одной человеческой силой. Началось всё с того, что ещё по весне я как-то в ДК рассказывал о велосипедных прогулках по тайге руководителю фольклорного ансамбля Лилии Александровне. Ну что я там мог рассказать? О комарах мошке и клещах. О том как, проехав в общей сложности от 40 до 70 километров по пересеченной местности, на последних километрах попадаешь под дождь. Хорошо если на последних, а то и на полпути, и в душе материшь себя за то, что вообще поперся, таща на себе велосипед под завязку забитый смесью из травы и грязи. Или о "страшно" красивой природе тайги. Почему я взял в кавычки слово "страшно"? Потому, что это действительно страшная красота. Помните русские сказки, где Иванушка попадает в дремучий лес. Так этот лес просто парк по сравнению с тайгой. Но какая то удивительная красота в ней есть. Кто прижился в тайге, тот меня понимает и уже ни когда не променяет её, ни на какие курорты.

Так вот я вообще не думал агитировать Лилю, на какие то поездки. Просто поделился своими впечатлениями. В итоге её настолько это увлекло, что она попросила взять её и мужа Славу в одну из таких поездок. Да нет проблем. Цена вопроса - велосипед, и какая то физическая подготовка. Тем более я давно хотел проехать по маршруту - Бачатский-ур.Токавая-г.Мохнатая-Салаир-Гурьевск-Бачатский. В общем, расстояние не большое, примерно 90- 110 километров, По мне одному на это надо минимум 2 дня, но одному уезжать в тайгу, на такое расстояние без поддержки - большой риск. К тому же большая часть маршрута, а это километров 70, идёт по глухой тайге и по дорогам, которые трудно назвать дорогами, точнее это просто направления. Ну, ездили когда-то лет 15 назад лесовозы, а за 15 лет берёза вырастает во взрослое дерево. Дороги позарастали, к тому же народ перестал ездить в тайгу за калбой (черемша) , кислицей (дикая красная смородина) , калиной, черёмухой и другими дарами природы. Или просто перестали выбираться с семьёй на природу. В магазинах теперь есть все, да и компьютер заменил прежние развлечения. С другой стороны, может это и хорошо. Тайга стала чище и естественнее, да и по вёснам стала меньше гореть.

Так вот. Как бы Лиля и Слава, не подозревая того, удачно вклинились в мои планы. Честно скажу, я очень сильно сомневался в реальности этого мероприятия. Во-первых: подходящих велосипедов, на тот момент, у них не было. А было просто - "ни каких не было". А во-вторых: это физическая подготовка. Я езжу по тайге с 1986 года, как купил своего нынешнего надёжного коня. При езде на велосипеде развивается определённая группа мышц. Ты можешь быть качком или бегуном, но с велосипедистом трудно соперничать в его родной стихии, тем более что езда по пересечённой местности требует определённых навыков. Это и правильная подгонка велосипеда, а к велосипеду еще и надо привыкнуть. Я своего ХВЗэшного "Туриста" как купил в 86 году, так и не меняю. Надёжная машина. Наверное, вокруг экватора уже не один круг намотал. Пробовал ездить на современных "типа горных". Во многом проигрывают - это диаметр колеса. Чем меньше диаметр, тем больше прилагается усилий на не ровной дороге. Это ширина и глубина протектора. Первое притормаживает ход по жесткой поверхности, из-за увеличения площади трения, второе способствует большему налипанию грязи на сырых участках, а такие участки, в тайге, составляют большую часть маршрута. Возможно, в горах на каменистых дорогах они и удобны, но не в тайге. Затем нужно правильно переключать передачи и вовремя определить возможную нагрузку при этом, не изменяя амплитуду кручения педалей. Это очень важная вещь. Можно без устали молотить педалями, не давая нагрузку на ноги и при этом двигаться с черепашьей скоростью, а можно выбрать более медленную амплитуду и давая постоянную нагрузку на ноги и как говориться ехать с ветерком. И как вы думаете, кто больше устанет на финише? Вы не поверите - тот, кому было легче крутить педали. И ещё одна тонкость - это правильное распределение сил. Но теоретически я это изложить не могу, поскольку для этого нужен индивидуальный подход, знание местности и опыт. Скажу одно, что в начале пути надо идти в том ритме как будто вы выехали на прогулку и вам некуда спешить, если вам действительно некуда спешить. А если вы ограничены во времени, то тут уже без личного опыта не обойдешься. Что-то я увлёкся теорией. Мои сомнения развеялись в отношении моих предполагаемых попутчиков, тогда когда я встретил их, возвращаясь с очередной велопрогулки, на окраине посёлка в спортивных костюмах и на новеньких велосипедах. Обговорили кое, какие детали по поводу одежды и снаряжения определили примерные сроки. Это получилось середина июля. В начале июля я уходил на сплав, а у ребят как раз отпуск приходился на середину июля - начало августа. Была еще одна контрольная встреча, и вот наступило "время Ч".

Сбор назначили к 9.00 в ДК, там же собрали заранее снаряжение и продукты. Выдвинулись по графику. И с первых оборотов колеса, мне стало ясно, что за 3 дня, как планировали, нашей команде этот маршрут не одолеть. Дай бог, если управимся за 4. К счастью провизии взяли с запасом. Так как в нашей команде была девушка, от привычного ритма движения пришлось отказаться, хотя мне это грозило просто уснуть на ходу. Лиля это тоже прекрасно понимала и давила педали с завидным упорством. Это упорство не покидало её во время всего нашего маленького путешествия. На пятом километре первые технические неполадки, к счастью не с техникой, оторвалась лямка от чехла палатки, которую вёз на спине Слава. С палаткой на спине он напоминал "черепашку ниньзя".

Так и пронёс он это прозвище до конца маршрута. Примерно через час ходу проехали мимо Соколовских озёр. Это два пруда на маленькой таёжной речушке Юрман. В прошлом излюбленное место отдыха жителей посёлка и близлежащих поселений. Ныне озёра обнесены забором. Непонятно какими путями районные власти отдали пруды в аренду, местному "предпринимателю". Насколько я понимаю - природные ресурсы являются, по конституции, общенародным достоянием.

Название эти пруды получили в честь председателя Гурьевского совхоза Соколова, занимавшего эту должность в 50-60-ых годах, уже прошлого столетия. В бытность здесь было совхозное рыбное хозяйство. Разводили карпа. В Советские времена Гурьевский совхоз стоял в ряду крупнейших хозяйств области. От разнообразия продукции просто разбегались глаза. Это, уже упомянутый карп, молочная продукция, мясо и мясные продукты, зерно. Широкий ассортимент овощной продукции - картофель, морковь, капуста, турнепс, лук, томаты и д.р. Тепличное хозяйство поставляло на прилавки огурцы, ранние томаты, зелень и пр. А сейчас, по-моему, кроме комбикорма, мяса и молоко больше ничего.

От Соколовских озёр крутой подъём в гору примерно с наклоном 30-35 градусов. Довольно сложное испытание для моих коллег. Так оно и есть, наверх они поднялись, толкая своих железных коней. Из опыта знаю, что толкать велосипед тяжелее, чем на нём ехать. Здесь конечно надо правильно орудовать с переключением звёздочек. И ещё раз повторюсь, держать постоянную амплитуду кручения педалей, то есть на всём пути держать один темп и на прямых и на наклонных участках, подвергая мышцы ног одной нагрузке независимо от сложности участка. Касаясь крутых затяжных подъемов, есть одно правило, которое нужно обязательно соблюдать. После трудного и затяжного подъёма, нельзя тут же спрыгивать с велосипеда и валиться наземь. Можно получить динамический удар по кровеносной системе. Этого может не выдержать сердце. Прокатитесь ещё несколько метров по лёгкому участку, пусть восстановиться пульс. На вершине сделали 15 минутный привал. По правой стороне, по ходу нашего движения, два года назад шумел шикарный сосновый бор. Вырубили. Утешает то, что всё-таки это было сделано профессионалами. Сохранён молодняк. Надеюсь, что будут произведены и дополнительные лесопосадки. После привала едем дальше на Горный. Пока дорога хорошая, отсыпная из щебня. Её строили в начале 90-ых в обход водохранилища для строящейся в то время Бачатской обогатительной фабрики. Но с развалом Советского Союза, строительство фабрики и водохранилища первоначально заморозили, и кажется, совсем забыли. Уже построили две обогатительные фабрики, по израильской технологии, не требующих таких расходов воды. А котлован несостоявшегося водохранилища порос хвойным и лиственным молодняком. О бывшей стройке напоминает только заросшая плотина да возвышающаяся, над всем этим, железобетонная сливная башня.

А как бы это водохранилище было, кстати, среди сосновых боров и холмов Салаирского Кряжа, не далеко от железнодорожной станции. Ну, просто изумительное место для санаториев, оздоровительных лагерей и турбаз. Это и дополнительные рабочие места и поступления в бюджет. Объёмы запасов воды и выгодное географическое положение удачное подспорье для развитой сельскохозяйственной зоны Беловского района. Дорога на Горный километра 3 идет с небольшим уклоном в 5-7 градусов. Уклон незначителен, и кажется, что едешь по прямой, но только какая то сила тянет тебя назад. Затем рельеф становится холмистым. За 2- 3 километра до Горного, слева по ходу движения открывается, изумительны вид. Если бы водохранилище было достроено, то ко всей этой красоте добавилась и водная гладь.

Перед Горным ещё один крутой затяжной подъём.

Наверху стало ясно, что моим попутчикам нужен привал минут на 30-40. Что мы и сделали, расположившись рядом с "хозяйством Коллекционова". Это фермерское хозяйство на территории бывшей деревни, которую постигла та же участь, что и сотни тысяч таких же деревень, после Хрущевской реформы укрупнения хозяйств. Жителей отдалённых деревень в принудительном порядке заставляли переезжать на центральные усадьбы. Закрывали школы, магазины, больницы. Отключали электроснабжение, если таково было. Многие сопротивлялись и оставались жить даже в таких условиях. Горный протянул до середины 80-ых. К слову сказать, Коллекционов родом из этих мест и по возможности снова вернулся в родную обитель.

На привале решили немного перекусит. Пока я ходил за водой на родник, Лиля со Славой готовили стол. По возвращению меня ошарашили вопросом:

- А где лежит соль?

- Как где, в моём рюкзаке с продуктами.

- Мы не нашли.

Кстати я тоже не нашел. Вот точно помню, что баночка с солью лежала в общей куче с продуктами, во время укладки рюкзака. Помню, что зазвонил телефон и, скорее всего этот звонок произошел в тот момент, когда я собирался укладывать соль. Я подошел к телефону, ответил на звонок и продолжил упаковывать рюкзак дальше, а соль осталась стоять рядом с телефонным аппаратом. С солью нам помогли фермеры. На привале прозвучал первый тост. Потребили немного, чисто символически, для стимула и настроения. Ведь до Токавой еще ехать больше пройденного на треть, в начале по полевой, а потом уже по таёжной дороге, о качестве которой я расскажу позже.

После привала едем дальше. Дорога идёт через запруду ручья Горный, справа остаётся красивый пруд. Небольшой крутой подъем, и дорога пошла по полям фермерского хозяйства, с наклоном градусов 10. Для подуставшей Лили и такой незначительный подъём уже давался с трудом. Я предложил взять её на буксир при помощи резинового жгута. Этот способ обычно применяю в велопрогулках с женой при движении в гору или когда Наталью (жену) одолевала усталость. Использовать верёвку не удобно, так как из-за жесткой связи, при движении случаются резкие рывки, а резиновый жгут, сложенный в 2-3 полосы, благодаря своей эластичности эти рывки нейтрализует. Лиля конечно из-за своей настырности некоторое время не соглашалась. И всё-таки, хоть и не крутой, но затяжной подъём потихоньку забирал её силы, а путь был не близкий ещё километров 15.

Проехав по полям, мы въехали в лес, который постепенно сменился тайгой. По лесу дорога ещё сносная, нет крутых или затяжных подъёмов. Одно неудобство, это глубоки колеи скрытые травой и практически не видны на дороге. На одной такой колее Лиля повредила себе ногу, слетев на спуске в колею колесом. Падение оказалось не удачным. В тайге надо быть очень аккуратным, ведь за десятки километров в округе нет ни каких населённых пунктов. Помощь не скоро подойдёт. Именно поэтому я не рискую уезжать от посёлка дальше, чем за 40 километров. Помощь позвать будет некому. Лилина травма хоть и была болезненна, но не помешала продолжить движение. Про хорошую дорогу пришлось забыть. Это уже было просто направление.

Сквозь полутораметровую траву, в сторону Токавой, ни так давно прошел какой то транспорт и оставил после себя колею из примятой растительности. Вот и вся дорога. И так оставшиеся 5 километров. Двигать по траве, высотой с человеческий рост, пусть даже и по примятой, очень сложно. Слава и Лили, велосипеды всё больше толкали, чем ехали на них. Это всё больше отнимало у них силы. В какой то степени осложняло движение и малый диаметр колёс. Но до Токавой мы все-таки добрались. Здесь и будет, как и предполагали наш первый ночлег.

Лагерь разбили на берегу маленькой таёжной речушки Токавушка, возле бобровой платины с не большим пляжиком на берегу. Это место я присмотрел еще в предыдущие поездки.

Обязанности распределились сами собой. Я занялся лагерем, Лиля кухней, а Слава сбором дров. Вячеслав из этого сделал такое шоу, что и по прошествии времени без слёз не вспомнишь.

После праздничного обеда по поводу первой стоянки, я повёл своих напарников на экскурсию по урочищу.

Урочищем называется участок в лесном массиве отличный от окружающей местности. Это так написано в толковом словаре Ожегова. На самом деле урочищем называют территории бывших поселений. В числе, которых оказалась и деревня Токавая, некогда одна из крупнейших в Бачатском уезде. Токавая почти ровесница старейшего села Беловского района - Старо-Бачаты. Первые поселенцы осели в этих местах в 18 веке. В основном население занималось лесоповалом. Для сельского хозяйства сперва не было площадей. Отработанные делянки раскорчевывались. Появлялись площади для сельхозкультур. Основным источником доходов был всё же лес. Велось строительство ветки Барнаул-Кузнецк и Тайга-Кузнецк. Нужны были шпалы, работы хватало. Лес возили на станцию Аламбай, что в 15 километрах от деревни. Удачное положение давало хорошие перспективы для деревообработки. В Советский период здесь была единственная семилетняя школа в округе. Ребятишки из соседних деревень (Горный, Берёзовка так же ныне уже нежилые) на базе интерната получали образование. Но с реформами сельского хозяйства, в период Хрущёвского правления, жизнь в деревне потихоньку стала угасать, и в начале 80-ых её покинул последний житель. В эпоху Горбачёвского кооперативного движения, кооператоры из Белово, на территории бывшее деревни, организовали животноводческий кооператив. Содержали бычков на откорме. Была небольшая звероферма пушных пород, голов на 50, чернобурка, песец, норка в планах хотели разводить нутрию. Содержали пасеку. На берегу речки поставили отличную баньку. Я сам лично, после армии, прожил на этой ферме 2 месяца. И потом, последующие годы, приезжал в баню или за мёдом. Часто приезжали компанией на отдых. Разбивали на поляне лагерь, недалеко от бани, так и тусовались пару дней. В тот период дорога постоянно поддерживалась кооператорами в должном виде. В начале 90-ых рэкет добрался и до этих таёжных мест. Не помогли охотничьи ружья и кавказские овчарки. В 93 кооператоры свернули свою деятельность. И больше здесь никто так основательно не оседал. Жил еще, какой-то пенсионер, поселился года за два до отъезда кооператоров. Распахивал гектаров 5 земли. Что высевал. Съехал толи в 94 толи в 95. Еще долго на его делянке стоял разобранный ЗиЛ. Но в последние года два его кто-то свёз на лом. Видать выгодно, за 30 километров, тащить груду железа из тайги. На правом берегу Чернового Бачата осталось деревенское кладбище. Но сейчас оно так заросло. Что найти его сложно. Мы так до него и не добрились. Причина - высокая трава, до 2-х метров высотой и бобры, из-за платин которых Бачат прилично разлился. Показал, где стояла баня. На этом месте сейчас остались лишь железобетонные блоки из-под фундамента. На месте пасеки и зверофермы, молодой лес.

Во время экскурсии мы сделали, для себя, удивительное открытие. Оказывается, что калба (черемша), в середине июля, после вызревания семян, вновь идёт в рост молодыми побегами, как и ранней весной. Этот момент мы просто не могли упустить. Потратив какое-то время, мы нарезали полный пакет молоденькой калбы. Экскурсия на ребят подействовала впечатляюще, особенно на Лилю. Её поразили размеры растительности - пихта в 2 обхвата и высотой с 9-этажный дом, трава в низинах до 2,5 метров высотой. Как она выразилась: - Я бы сама такую траву ела. В таких зарослях без мачеты делать нечего, это обязательный атрибут любой моей поездки. Славка был в восторге от калбы и бобровых платин. В этих местах много гадюк, поэтому заранее предупредил всех, чтобы одевали сапоги. В такой траве змею увидеть невозможно. Укус гадюки для взрослого человека хоть и не смертелен, но взывает сильное отравление и не своевременная помощь может привести к тяжелым последствиям, вплоть до паралича. Высокая голень сапога защищает от укуса. После экскурсии праздничный обед продолжился и вылился в купание в бобровой дамбе. Ночь удалась на славу. Был костер, и было весело. Угомонились к часам 3. Утро, нас встретило, головной болью и не свежим дыханием. После завтрака, водные процедуры и потихоньку начали собираться в дорогу.

У Лили нога стала болеть ещё больше. Это был тревожный сигнал. Но она упорно собиралась продолжать маршрут. Собрав лагерь, выдвинулись в путь. Перейдя через Токавушку, дорога пошла в гору через поле. И тут нас ожидало глубокое разочарование. Если до Токавой мы продирались по колее, через 1,5 метровую траву. Как бы в этой ситуации еще двигаться было можно, поскольку трава была умята по направлению движения. То здесь машина прошла как бы нам навстречу и почти 3 километра мы двигались против шерсти. Солнце нещадно палило.

У Лили всё больше болела нога. Сделали привал. Я прошел вперёд, примерно 1,5 километра, для оценки состояния дороги. Дальше её практически не было. Начал сомневаться, что наша группа сможет идти дальше. Большие проблемы могут возникнуть с Лилиной травмой. А впереди ещё 80 километров, 50 из которых по глухой тайге. Вернувшись на стоянку, я предложил, исходя из сложившейся ситуации, вернуться на место нашей ночёвки и провести еще одну ночь в тайге, а на следующий день вернуться домой. Конечно, всем хотелось продолжить маршрут, но мы хорошо понимали, какие могут возникнуть проблемы. На этом и сошлись.

Второй день прошел в спокойной обстановке, наслаждались природой. На утро снарядились в обратный путь. Дорога домой была намного проще, поскольку сейчас мы ехали преимущественно под гору и налегке. По возвращению поставили жирную точку по поводу завершения нашего маленького путешествия. Жаль, конечно, что так и не получилось осуществить свои планы, и впечатлений получили "на год с хвостиком". На следующий год обязательно, уже со своим младшим братом, пройдём этот маршрут. Он тоже фанат туризма, но больше по горам. Мы с ним часто совершаем совместные вылазки. Физическая подготовка у нас на равных. И велосипеды от ХВЗ. Запланировали на середину июня. И трава пониже и погода в этот период подходящая.

Ну, а Вячеслав с Лией, надеюсь, надолго запомнят наш трёхдневный круиз по необъятным просторам Салаирской тайги. А главное, я считаю своей заслугой, что смог показать им тайгу во всей её красе. Ведь как обычно получается в нашей жизни. Люди живут и не подозревают о красоте. Что у них под боком. И копят всю зиму деньги на курорты и круизы. Летят за тысячи километров и пукают от счастья.



  • Купить воск
  • Закажите его для изготовления питательных кремов для тела.
  • medovea.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100