Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Велотуризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS
Фотографии

Путешествие по Греции

Маршрут: Афины - Марафон - Парнис - Фивы - Кира - Дельфы - Арахова - Парнас - Гравия - Ламия - Калабака - Афины

Дата: 24.10 - 05.11.2005 г.

Руководитель: Юрий Прядко

Источник: veloclub.ru

Поход был совершен группой туристов Русского Клуба Велопутешествий с 24.10.2005 по 05.11.2005 под руководством Прядко Юрия.

Отчет организован в виде описания основных мест, которые удалось посетить, испытанных при посещении этих мест ощущений и впечатлений, фотографий, отснятых за время путешествия (выбрать фотографии, которые бы отражали увиденное и передавали настроения и впечатления, оказалось задачей непростой, учитывая, что их количество превысило 1200 штук. :) ), и разбавлен графиками подъема-спуска (по GPS).

План похода разрабатывался исходя из желания и педали покрутить, и красотами полюбоваться. Предварительно был установлен контакт с членами греческого клуба "Друзья велосипеда", благодаря которым нам удалось получить визы в Грецию, и при разработке маршрута использовались их рекомендации и знания. Определившись с крайними точками маршрута, долго думали о том, куда бы заехать по пути, и о направлении движения, пытаясь минимизировать время на возможное ожидание транспорта (в основном, думал Юра). В итоге был намеченен следующий примерный план: Афинский аэророрт - Марафон - Фивы - Кира - Дельфы - Гравия - Ламия - Трикала - Метеоры - Олимп - на велосипедах, а обратно в Афины - на поезде или на автобусе (авиабилеты были куплены со скидкой и Аэрофлот в этом случае летает только в Афины). Наши греческие друзья рекомендовали ехать в обратном направлении, например, из Салоник, т.к. в это время года в Греции часто дует достаточно сильный северный ветер, в чем мы впоследствии убедились :) Но на тот момент ветер не являлся для нас решающим фактором, и направление движения решили не менять. Добраться до Олимпа нам не удалось, более того, на велосипедах мы успели проехать примерно половину намеченного маршрута (до Ламии), после чего разъезжали на автобусах :) Самой северной точкой нашего пути стал город Калабака в Метеорах. Этому способствовали отсутствие подробных карт местности, вследствие чего приходилось достаточно много времени тратить на поиски не всегда оптимальной дороги, и неожиданно сильная гористость местности. Неожиданность возникла по причине все того же отсутствия карт с указанием высот: не то, чтобы мы полагали, что Греция - это равнина :), но что ежедневный набор высоты составит 400-900 метров, изначально было предположить сложно. Так или иначе, наш фактический маршрут начался в Афинском аэропорту, прошел через города Неа-Макри - Марафон - Фили - Пили - Фивы - Домбрена - Кира - Дельфы - Арахова - Гравия - Ламия - Трикала - Калабака и вернулся обратно в Афины. Ниже на карте отмечен маршрут по дням, разные дни отмечены разными цветами, отдельным цветом нанесен маршрут, проделанный на автобусе. Также дана картинка подъемов-спусков велосипедной части похода. В общей сложности было проделано более 400км на велосипеде и порядка 800 на автобусе.

День первый: Москва - Афины - Неа-Макри

Ранним дождливым утром 24 октября, распределив велосипеды с рюкзаками по машинам, мы отправились в Шереметьево. Забавно, что проснувшись в то утро и как обычно включив телевизор, который у него служит закрепителем пробуждения и гарантом, хоть и не стопроцентным, того, что он опять не заснет, Саша наткнулся на передачу про Грецию. :) Рассказывали, как встречают утро в Афинах, где завтракают, и как им сложно было строить свое метро, постоянно натыкаясь на археологические ценности. "Интересно, откуда они знают, что мы собрались в Грецию",- подумал он... В аэропорт все добрались сильно заранее :) До вылета оставалось еще около 3-х часов, которые скоротали за изучением терминала и попытками уменьшить перевес. В процессе изучения выяснили, что на третьем этаже Шереметьво-2 есть совкового вида столовая с соответствующим отношением персонала и качеством (хотя качество бывает и хуже), но зато смешными ценами, особенно на фоне того, что продают в центральном холле терминала в многочисленных кафешках. Столовая оказалась весьма кстати, ведь позавтракать утром, конечно, никто не успел. Затем занялись перераспределением перевеса из рюкзаков в карманы курток, штанов и другие элементы одежды. В качестве перевеса шли банки тушенки, палки колбасы, крепежи велосипедных деталей и прочее. Саша даже собирался затаить цепную пилу, но потом решил, что на таможне неправильно поймут :) К регистрационной стойке все подошли похожими на колобков (особенно Катя, лук с своими одежками просто отдыхал :) ), что выглядело несколько странно, ведь в Москве было достаточно тепло, да и летели мы все-таки в Грецию, а не в Воркуту. Тем не менее все прошло удачно, и перевес потянул тысячи на четыре. На обратном пути, набравшись опыта, а заодно наглости и удачи, мы вообще обошлись без перевеса :) Ту-154 встретил нас привычными тесными сиденьями и через 3.5 часа полета, скрасив томительное ожидание бутылочкой Martell'я, купленного в duty-free, мы подлетали к греческому побережью. В иллюминаторе открывались захватывающие виды островов, котороых у Греции бесчисленное множество: большие и маленькие, правильных геометрических форм и причудливо поднимающиеся из глубины моря. Сами греки говорят, что островная Греция - это отдельная страна, со своей природой, скалистыми берегами, обычаями и архитектурой. При виде великолепного моря, освещенного яркими лучами солнца, сразу же захотелось в нем искупаться, особенно после пасмурной предзимней Москвы. Нырнуть со скалистого берега, насладиться теплой средиземноморской водой и богатым подводным миром. Частично эта мечту удалось осуществить в этот же день, хотя в целом моря в походе было маловато...

Уже на выходе из самолета пришло ощущение, что на улице заметно потеплело. Это ощущение подтвердилось, когда покинули здание аэропорта. Сразу же стали бросаться в глаза надписи на греческом языке, к которым все достаточно долго привыкали, пытаясь их прочесть, - до конца похода мы так и не поняли принцип использования той или иной буквы в греческих словах. В аэропорту нас, как и обещала, встретила Лидия, представитель афинского велоклуба, с которой мы перед поездкой достаточно долго и продуктивно общались по вопросам особенностей велотуризма в Греции и получения визы. Получив свои велосипеды целыми и невредимыми, мы расположились в теньке (полуденное афинское солнце уже припекало основательно) у стен аэропорта и начали процесс сборки велосипедов под удивленными взглядами проезжающих мимо таксистов. За время нашего путешествия мы заметили, что велосипеды в Греции распространены не сильно. Те немногочисленные велосипедисты, которые встречались нам по пути, были в основном туристами из других стран. Впоследствии это подтвердили и наши друзья из афинского велоклуба, в котором практически отсутствует молодежь. Основным средством передвижения молодежи являются мотоциклы и мотороллеры, которые действительно встречаются в огромном количестве и часто становятся причиной мелких аварий, хотя велоклубы в Греции ведут активную работу по привлечению молодежи и развитию велотуризма в стране.

Пока собирали велосипеды, обратили внимание на то, что при достаточно плотном потоке такси, которые там, видимо, тоже очень популярны, не чувствовалось сильной загазованности, что объясняется повышенными требованиями к автомобилям и используемому бензину. Поэтому ездить по дорогам в Греции приятнее, чем по дорогам России, хотя мы все-равно старались выбирать для движения дороги со слабым движением, ведь загазованность - не единственный негативный фактор автомобильных дорог. Параллельно со сборкой общались с Лидией, которая привезла с собой велосипед и ждала, пока мы будем готовы, чтобы немного с нами прокатиться. Тогда мы и выяснили, что в Греции, оказывается, уже началась зима, хотя самые лютые морозы еще не наступили :) А вообще, самыми жесткими погодными условиями в Афинах считаются пару дней подряд с температурой воздуха в районе нуля. "Не любим мы холод", - объяснила Лидия. "А кто ж его любит", - ответили мы. :) Торжественно вручили Лидии футболку Русского Клуба Велопутешествий, в ответ не менее торжественно получили наклейки на велосипед с символикой "Друзей велосипеда". Выяснив, что наши планы не поменялись, и что последние пару дней похода мы планируем провести в Афинах, Лидия любезно предложила нам остановиться у нее дома. Узнав, что дом большой, но палатки там поставить негде, мы вежливо отказались :), тем более, что у нас уже была забронирована гостиница. Попутно еще выяснили, что из аэропорта с велосипедом не так то просто выбраться. Единственный официальный путь - на специальной электричке в сторону Афин (аэропорт находится немного за городом). Нам же хотелось поскорее к морю (а это в другую сторону), тем более, что это полностью совпадало с разработанным маршрутом. Проходящая через аэропорт национальная автомобильная дорога на велосипеде не проезжалась :) Были еще внутренние дорожки аэропорта, и Лидия решила попробовать провести нас по ним, надеясь договориться с охранниками. С охранником мы встретились всего один раз, на выезде из аэропорта, и он (точнее она), похоже, был совсем не против, чтобы мы проехали. Таким образом, несколько раз проехав под знаки Restricted Access Area, мы благополучно миновали аэропорт и оказались на дороге к Эгейскому морю. Надо сказать, Лидия ехала отнюдь не медленно, и приходилось налегать на педали, чтобы от нее не отставать. И все же приятно было снова оказаться в седле велосипеда и ощутить сзади уже слегка забытый груз велорюкзака. Первое, что бросилось в глаза за аэропортом - слишком большое, даже по российским меркам, количество мусора вдоль обочин дорог. Складывалось впечатление, что из машин постоянно кто-нибудь что-нибудь выбрасывает. В дальнейшем мусор появлялся в самых разнообразных местах... Кстати, в магазине аэропорта мы наконец-то приобрели 2,5 км карту для автомобилистов, но и в ней высоты были даны с шагом 200 - 300 м.

Лидия (на фотографии лицом к нам) проводила нас до городка Лутса (или Артемида), и мы с ней там расстались, поблагодарив ее за помощь и заверив, что дальше мы с дорогой разберемся и сами. Ей предстояло проделать еще км 30 обратно в Афины. Почему-то, на берегу моря атлетически сложенный грек выгуливал черную лошадь. Вдоль берега тянулись прибрежные кафе, по большей части уже закрытые (зима как-никак :) ).

Дальше наш маршрут лежал вдоль побережья. Для начала, отъехав подальне от грека с его лошадью, решено было искупаться в море, правда, купались только Саша и Ирина, все остальные предпочли остаться на берегу. :) Место с виду выглядело не ахти - достаточно грязновато (опять проблемы с мусором), но вода оказалась теплой, абсолютно прозрачной и необычно соленой. Эгейское море в этой части побережья достаточно мелкое, с мягким песчаным дном. Здесь же на берегу попробовали греческое пиво Mythos - Жигулевское в чистом виде. Вообще, пиво в Греции - напиток непопулярный. Кроме двух сортов местного, продают еще Heineken и Amstel, на этом все богатство выбора заканчивается, из чего мы сделали вывод, что, видимо, в Греции надо пить не пиво :)

После этой небольшой остановки мы отправились дальше к месту нашей первой ночевки. При планировании похода в качестве мест для ночевок в населенных районах предполагалось использовать кемпинги. В результате интернет-исследования выяснилось, что кемпингов в Греции много, но с наступлением "зимы" большая часть из них закрывается. Тем не менее, проехав несколько прибрежных городов и добравшись до города Неа-Макри, мы отправились на поиски обозначенного на карте кемпинга. К этому времени уже практически стемнело, потому как после расставания с Лидией приходилось некоторое время тратить на поиски дороги. Дороги в Греции практически все в идеальном состоянии, чего не скажешь о дорожных указателях, которые в основном представлены на крупных автодорогах и в населенных пунктах, а в глубинке встречаются нечасто и обычно указывают направление движения, но не начало или конец населенного пункта. Поэтому довольно часто приходилось прибегать к помощи местного населения, большая часть которого, особенно в городах, без проблем понимает английский. Впрочем, Юра достаточно быстро научился общаться с ними и на русском, точнее, он на русском, они ему в ответ на греческом, и при этом полное взаимопонимание :) Как правило, местное население исключительно доброжелательное и никогда не отказывало в помощи. Были случаи, когда непосредственно спрошенный не знал дороги, тогда он проводил опрос у прохожих или в ближайших домах, возвращался к нам и объяснял как проехать. Несколько раз обращались к полицейским, они тоже реагируют весьма адекватно, одни даже проехали с нами пол города, чтобы вывести нас на нужную дорогу. Итак, поколесив по местным пляжам, мы добрались к предположительному кемпингу на берегу моря. Предположительному потому, что даже если это был и кемпинг, то он был закрыт, не обладал абсолютно никакими опознавательными знаками и присутствия людей в нем не ощущалось. Почему же мы решили, что это был кемпинг? Просто были некоторые черты сходства - огороженная забором поляна со строением, напоминавшим душевую или туалет и, наооборот, неогороженная поляна с домиком предположительной администрации кемпинга, за которым мы и расположились :) На окнах и дверях домика висели замки, само место было отличное, с мягкой травкой, в 30 метрах от моря. Вообще, как мы выяснили за время похода, палатки в Греции на один-два дня можно разбивать где угодно, если только это явно не запрещено соответствующим знаком (один раз даже поставили палатки на горе в центре города :) ) Не то, чтобы это было официально разрешено, но местные власти закрывают на это глаза. А запрещающие знаки обычно встречаются в местах, где нормальному человеку поставить палатку и так в голову не придет, например, на территории музея с древними раскопками в Дельфах или на территории расположенных на отвесных скалах монастырей в Метеоре. Расположившись на ночевку, поужинали и разошлись по палаткам, пожелав друг другу первой греческой спокойной ночи.

Ниже дан график подъемов - спусков в наш первый день в Греции, из которого, например, можно заключить, что аэропорт в Афинах находится на высоте 80 м над уровнем моря, и что проехали мы примерно 33 км.

День второй: Неа-Макри - Марафон - Марафонское водохранилище - телеферик на Парнис

Утром, еще за час до рассвета, всех поднял Дима. На фотографии ниже еще не проснувшаяся Катя пытается понять, зачем же ее разбудили среди ночи :) Но раз уж встали, решили готовить завтрак. Поели сами, заодно накормили и представителя местных кошачьих, которые, надо сказать, ничем от русских мяукающих не отличаются :)

Пару слов о питании в походе. Как правило, готовили только завтрак и ужин, днем ограничивались перекусом, иногда обедали в местных кафе (в Греции они зовутся тавернами). Связано это было с коротким световым днем, если бы еще тратили время на приготовление обеда, ехать было бы просто некогда. Готовили либо макароны, либо рис (рис в Греции необычный - очень крупный и в вареном состоянии мало чем отличается от не очень крупных макаронов) с тушенкой и сухим мясом. Тушенку и мясо привезли с собой из Москвы, остальное покупали в местных магазинах, которые встречаются достаточно часто и, слава богу, в большинстве своем имеют нормальный режим работы, в отличие от всех остальных учреждений, которые в Греции работают до 2-3 часов дня (например, найти в городе работающий банк после 3-х дня не представляется возможным). Сложилось ощущение, что после обеда работают только фермеры, работники бензоколонок да продавцы продуктовых магазинов. Кстати, долго пытались найти в Греции гречку :) - она там отсутствует как класс, примерно та же история с грецкими орехами, хотя в одном магазине нам все же удалось их отыскать. Также не очень популярен в Греции и обычный чай - есть далеко не во всех магазинах и выбор небольшой, сами греки пьют кофе или травяные чаи.

Пока завтракали, взошло солнце, радостно заискрилось море, и, судя по безоблачному небу, начинался чудесный зимний день. Так и тянуло встать на лыжи... :) Море притягивало еще сильнее, чем накануне, уезжать никуда не хотелось, хотелось валяться на берегу, греться в лучах солнца и купаться в море. Начальник ворчал, что пора бы уже тронуться в путь, но все же разрешил желающим помокнуть. Следующие фотографии демонстрируют наше утреннее состояние: на первой - мы радуемся восходу солнца, на второй - Катя делает робкие попытки искупаться :)

Собравшись с силами, мы все-таки простились с Эгейским морем и двинулись в сторону Марафона. По дороге проезжали небольшие то ли города, то ли деревни, состоящие из аккуратных домиков с установленными на крышах солнечными батареями. Было ощущение, что лето в самом разгаре. Достаточно долго искали место марафонского сражения, пока не выехали на центральную дорогу, ведущую в Марафон и не увидели подробный план местности, представленный на фотографии ниже.

Осмотрев по пути одно из древнейших на территории Греции захоронений, добрались до поля битвы, до которого (по показаниям GPS) от места нашей ночевки было рукой подать :) Сейчас на этом месте находится музей, за вход в который берут 3 евро и состоящий из единственной достопримечательности - могильного холма павших греческих воинов, который прекрасно видно и из-за ограды. Сфотографировались на фоне памятника руководителю марафонского сражения и поехали дальше.

Повсюду встречались следы олимпиады в Афинах образца 2004 года. По дороге заглянули на олимпийский стадион, который ничем нас впечатлить не смог, перекусили виноградом и въехали в Марафон. Здесь тоже все напоминало о недавно прошедших олимпийских играх.

Решив, что 42 марафонских километра без обеда мы не осилим, отправились на поиски таверны, но ни одной работающей до выезда из города так и не встретили, поэтому, закупив еды в ближайшем супермаркете, решили доехать до Марафонского озера и там перекусить. Дорога начала понемножку подниматься в гору, но все же достаточно быстро мы оказались на месте.

По происхождению это водохранилище искусственное - перегородили плотиной речку и теперь питают все Афины водой из образовавшегося резервуара, т.к. с водой в Греции тоже не все просто - источников на нашем пути было немного, запасы воды в основном пополнялись на автозаправках или у местных жителей. Водоем и плотина получились внушительными; особенно впечатлила плотина - стоя на ней складывалось впечатление, что находишься на вершине египетской пирамиды с бесконечными, уходящими вниз каменными ступеньками. На берегу озера находится ресторан - одно из популярных мест отдыха окрестного населения. Перебрались на противоположную сторону плотины, движение по которой одностороннее и очередность регулируется светофорами, и приступили к долгожданному обеду.

К вечеру, поколесив по дальним предместьям Афин, мы уже были в небольшом городке у подножия горного массива Парнис. Вся центральная площадь городка представляла собой одно большое, но совершенно пустое, кафе на свежем воздухе. Стоило нам присесть у одного столика, как сразу же появился официант, неся на подносе стаканы с водой - у греков принято пить кофе с водой. От кофе мы отказались, а вода пришлась кстати.

В магазине нам встретилась первая русскоговорящая продавщица, у которой Юра пытался выяснить, продается ли у них рецина - такое белое греческое вино с добавлением сосновой смолы. Выяснилось, что не продается, решили обойтись красным и без смолы, домашнего производства с какого-то острова :). А Саша с Димой решили попробовать еще один местный напиток - анисовую водку Ouzo. Напиток весьма специфический - по вкусу неотличим от детского сиропа от кашля, пектусcин кажется называлось :) Поэтому, купив Ouzo в следующий раз в бутылке другого цвета, и выяснив, что содержимое от цвета бутылки никак не зависит, они окончательно перешли на более привычный напиток - Metaxa :)

Начинало темнеть, и мы начали искать место для стоянки. Тогда же от местных жителей узнали о существовании канатной дороги (на греческом - телеферик), ведущей к одной из вершин Парнисы - Монт Парнес, точнее - к расположенному там казино. К концу дня педали крутились уже слабо ( все-таки это был первый день с приличным набором высоты), а гора, на которую предстояло забраться, казалась высокой. На следующей фотографии на фоне ее вершины видна греческая церковь (одной из отличительных особенностей греческих церквей является неоновый крест :) ).

Поиски канатной дороги было решено отложить на следующий день, при этом большая часть группы склонялась к тому, что штурмовать гору нужно именно с помощью канатной дороги, а на велосипедах еще успеем. :) После процедуры поиска места для ночевки, которая обычно начиналась уже в темноте и иногда занимала минут 30, нашли более-менее ровную и не сильно просматриваемую с дороги площадку, где, опять же как обычно, на ощупь поставили палатки и приготовили ужин. Готовили мы в походе все время на примусе. Во-первых, в Греции практически везде запрещены костры, а во-вторых, т. к. стоянки редко организовывались засветло, искать дрова в темноте не очень хотелось. Ниже приведен график подъемов и спусков во второй день путешествия.

День третий: Подъемник на Парнис - г.Парнис - Фили

Утром, наконец, рассмотрели место ночевки, которое выбирали наощупь накануне вечером :)

Погода продолжала радовать - в разгар дня зимнее солнце напоминало о московском июле. Достаточно быстро добрались до канатной дороги и выяснили, что она закрыта на профилактику. Зато в административном здании были открыты другие блага цивилизации с горячей и холодной водой :) Умывшись и пополнив запасы воды, на гору поехали своим ходом. Высшая точка горы находится на высоте около 1200 метров, но нам было достаточно подняться до 1000, чтобы попасть на нужную дорогу. Учитывая, что место ночевки было на высоте 450 метров, подняться предстояло всего на 550. На следующей фотографии видно казино на вершине горы на фоне абсолютно безоблачного неба.

Подъем проходил достаточно бодро по приятной серпантинной дорожке. На пути нам повстречалась стоящая машина с прицепом, укомплектованным десятком держателей велосипедов, а позже - и несколько велосипедистов, спускающихся нам навстречу в полной гоночной экипировке; все приветливо махали руками и улыбались. Примерно через час передний край группы практически достиг высоты казино.

Еще через часик :) подтянулись и девушки. На следующей фотографии при детальном рассмотрении на изгибе дороги можно заметить поднимающуюся Катю.

Наконец все достигли вершины, и этот факт закрепили показаниями GPS'а. К самому казино решили не ехать, т.к. ничего особо интересного мы там увидеть не ожидали. Поэтому ограничились тем, что сфотографировались на фоне указателя к Монт-Парнес и отправились в находящуюся прямо за подъемом таверну восстанавливать силы.

В таверне нас поразили размеры греческих порций. После подъема все порядком проголодались, поэтому обед заказали по полной программе, евро по 15 на человека. Уже после того, как принесли первое блюдо, стало понятно, что заказывать можно было, как минимум, вдвое меньше. Даже Саше, при том, что обычно он может съесть сколько угодно, было сложно справиться с обедом. Зато мы здесь впервые попробовали весьма своеобразный местный суп патсас. Готовится он из потрохов и с непривычки практически непригоден для еды - жирная клейкая масса, да еще и порция греческих размеров :) Но, как оказалось, если в него добавить специальный соус, то получается вполне съедобное блюдо. Юра решил ограничиться парой ложек, а Дима с Катей впоследствии его еще раз заказывали в другой таверне в конце путешествия. Когда мы на прощальном вечере (он же был и вечер знакомства) сказали грекам из велоклуба, что мы ели патсас, их как-то всех разом передернуло и они с ужасом в голосе спросили: "Вы действительно это ели???" :)

На высоте было уже несколько прохладней и больше напоминало нашу раннюю осень, даже желтые листья имелись в наличии. Пообедав и осмотрев находящуюся рядом местную церковь-церквушку (в одном из путеводителей по Метеоре мы наткнулись на такой перевод с английского словосочетания "countryside church" :) ), мы отправились дальше по отличной горной грунтовке.

По дороге встретили пару туристов, которых сперва приняли за иностраннцев (ну никак они внешне не были похожи на греков), и даже пытались узнать, из какой страны они приехали. Но выяснилось, что это самые настоящие греки и направлялись они в церковь-церквушку, находящуюся где-то рядом на вершине горы. На всякий случай попытались у них выяснить, по какой дороге надо ехать, т.к. по карте было не очень понятно :)

Места были настолько красивые, что хотелось постоянно останавливаться и фотографировать, впрочем Катя, у которой большую часть времени был фотоаппарат и которую нужно поблагодарить, что поход получился детально представленным на фотографиях, была совсем не против.

На небольшом привале у сломанного указателя велодорожки, показывающего прямиком вниз с горы через кусты (очевидно, трасса для даунхилла :) ) пока Юра пытался разобраться с пересечениями дорог, Саша с Димой разрушили похожую на тур небольшую пирамидку из 4-5 камней, на что Юра заметил, что боги теперь разгневаются :). И действительно, буквально через пол часа на каменистом спуске у Саши случился первый прокол, а через пару дней испортилась погода.

Посовещавшись с картой, решили углубиться в лес, и дорожка пошла на спуск. Хвойная растительность стала сменяться лиственной, находящейся на стадии золотой осени.

По дороге встретили достаточно крупную пасеку, но на ней, к сожалению, никого не было. Видели, также, каким образом собирают сосновую смолу - почти как березовый сок у нас. Проехав еще некоторое время по грунтовке, снова выбрались на асфальт - один из немногих случаев, когда карта не обманула и действительно вывела в нужное место :) А место оказалось очень красивым, внешне походившем на раскопки, с амфитеатром и бьющим из скалы достаточно сильным источником, похожим на начало горной речки. Опрос приехавших за водой местных жителей на предмет истории этого места выявил, что ничего исторически ценного там не было, просто со всей округи сюда приезжают за питьевой водой, но само место все же необычное - по ночам там собираются люди, занимающиеся черной магией. Тут же глаз стал замечать, что место действительно ритуальное - из нагромождений камней стали выплывать столы для жертвоприношений, словом, воображение не заставило себя ждать :)

На противоположной стороне дороги, на склоне горы, расположена симпатичная церковь-церквушка, которая замечательно выглядела с растущим рядом деревом в лучах уже заходящего солнца.

Как бы там ни было, останавливаться в этом месте на ночь нам не рекомендовали, да мы и не особо хотели, тем более, что нужно было еще купить продукты на ужин. Выяснив, что до ближайшего города километров 7, и почему-то решив, что это город Пили (видимо потому, что именно в него нам нужно было попасть и из-за особенностей произношения :) ), мы отправились дальше. По пути, с небольшой возвышенности, на которой был свален мусор, вдалеке показалось Ионичекое море, но это тоже не настораживало - вот-вот должен быть нужный поворот :)

Но далее пошел спуск в город, настолько крутой и петляющий, что кое у кого к концу спуска основательно стерлись тормоза. В городе нас ждало небольшое разочарование, точнее два. Первое и основное - город оказался совсем не тот, что мы ожидали: планировали приехать в Пили, а оказались в Фили - поворот все-таки пропустили. Второе разочарование было не столь существенным - оказалось, что в городе при огромном количестве открытых в столь поздний час заведений, не было практически ни одного обычного продуктового магазина. Все было застроено исключительно тавернами и мясными лавками, которые встречались буквально в каждом доме. Еще одной особенностью города являлось то, что его населяли практически одни албанцы (во всяком случае, нам так показалось). С трудом обнаружив, наверное, единственный на весь город небольшой продуктовый магазинчик, мы пополнили запасы еды, выехали из города и, как обычно в темноте, начали поиск места для стоянки, которое Юра отметил еще при подъезде к городу. Вскоре и обнаружили его на полянке неподалеку от дороги, между оливковых деревьев. Ниже приведен график изменения высоты за третий день нашего путешествия.

День четвертый: Фили - Пили - Фивы

Следующее утро было уже достаточно прохладным. Поскольку ночевали недалеко от населенного пункта, проснулись под крики петухов, лай собак и монотонное позвякивание колокольчиков пасущихся коз. Козы в Греции встречаются повсюду, при этом они с такой легкостью взбираются на скалы, что поневоле им завидуешь. Пока сушили тенты палаток и готовили завтрак, Саша не смог удержаться, чтобы не попробовать оливки с растущего рядом дерева. Плоды оказались маслянистыми и очень горькими на вкус, т. е. без предварительной обработки есть их просто невозможно. Но в Греции они повсеместно продаются уже приготовленными различными способами, разных сортов, крупные и свежие. Для ценителей оливок это просто оливковый рай.

После завтрака отправились обратно в горы искать то место, где мы накануне пропустили поворот. Попутно фотографировали те места, которые не заметили вечером. На следующей фотографии, например, видно, как греки используют склоны гор для выращивания урожая - склон превращают в террасы, на которых, как правило, растут оливки.

Тем временем мы вернулись обратно к обители черной магии, потому что нужный нам поворот направо с небольшим уклоном вверх находился метрах в 100 от этого места. Накануне вечером его просто проскочили и покатили вниз налево :) Пополнив в источнике запасы воды, а день выдался очень жарким и вода заканчивалась быстро, отправились в город Пили. Сам город ничего интересного не представлял, поэтому его просто проехали и направились дальше в Фивы. Дорога к Фивам пролегала через равнину, расположенную между гор. Равнина состояла из разноцветных участков земли, и через нее проходил бетонный оросительный канал, на карте обозначенный как обычная дорога (что слегка сбило с толку на очередной развилке). Выглядело это очень красиво, но на фотографиях перспектива, к сожалению, несколько утратилась.

Асфальт, по которому мы сначала ехали, был свежеуложен и, потому, в идеальном состоянии. Машины проезжали очень редко. Но вскоре мы свернули с асфальта и поехали по дорожкам среди полей. В этом районе, видимо, развито хлопководство, еще попадались поля с кукурузой, но в основном земля уже была распахана.

Проехав полями через местечко Неохораки, выехали к Фивам. На въезде в город, чтобы не искать потом магазин, в небольшом супермаркете купили продукты и, наконец, нашли рецину. Фивы, как город, ничем особенно не впечатлил - узкие, достаточно крутые улицы, на окраинах много автомастерских и прочих разного рода небольших контор. Быстро добрались до музея, но после обеда он был уже закрыт. Хотели найти фонтан, в котором царь Эдип мыл руки, но никто из местных жителей нам так и не смог внятно объяснить, где он находится. Поэтому мы решили прекратить экскурсию по городу и отправились дальше. На выезде из города нам встретилась симпатичная церковь.

За городом все обочины вдоль дороги были усыпаны белым пухом, очень похожим на тополиный, но на самом деле это был хлопок, остатки которого еще виднелись на окрестных полях. Попробовали хлопок на ощупь - вата ватой. Отъехав километров 7 от города и свернув с основного шоссе на второстепенную дорогу, по которой и должен был пролегать наш маршрут, после достаточно продолжительных поисков нашли место для стоянки. Им оказалось несколько рядов оливковых деревьев на террасе на склоне холма, за перепаханным хлопковым полем слева от дороги. За ужином попробовали рецину - всем понравилось. Спать среди олив было мягко и тепло, боялись только, как бы с утра нас трактор не разбудил :) Но в Греции на следующий день отмечали национальный праздник, "День Охи", поэтому опасения были напрасными. Ниже приведен очередной график высоты.

День пятый: Фивы - Домбрена - кемпинг на г. Эликон

Утром отправились дальше, к подножию горного массива Эликон. По дороге втретили расположенный на трех холмах небольшой поселок. На двух холмах находятся жилые дома, а на третьем - кладбище (на фото третий холм не поместился :) ). Дорога приятная, машин очень мало, погода отличная. Вдоль дороги - оливковые рощи, урожай в которых, видимо, уже собрали, но довольно много плодов еще осталось, и их собирают для себя местные жители, заезжая в рощу прямо на машинах

Достаточно быстро докрутили до города Домбрена, находящегося недалеко от побережья Ионического моря, километрах в 25-ти от места ночевки. Незадолго до города нам встретилась церковь-церквушка Святой Екатерины, на фоне которой с удовольствием сфотографировалась Катя-Катюшка :)

В Домбрене отмечали праздник - народ собрался у церкви, отдыхал в открытых таверных. Мы спросили дорогу к монастырю Св.Луки, который является одной из достопримечательностей Греции. Дорогу нам показал бывший судовой механик, который проехал перед нами на своей машине до выезда из города и угостил нас конфетами по случаю праздника. Мы тоже дали попробовать ему русской карамели :) Дальше был небольшой подъемчик с почти 700-метровым набором высоты :) Причем серпантин местами был весьма крутым - приходилось переходить на первую переднюю звездочку :) В компенсацию нам была подарена отличная погода и замечательные виды сверху. В конце первого участка подъема вдали показалось Ионическое море.

Немного отдохнув, полюбовавшись красотами и подкрепившись, отправились дальше - после небольшого спуска началась вторая часть подъема, еще более крутая, хотя и менее продолжительная. К вечеру, на высоте 950 метров педали уже крутились слабо. Зато радовал глаз окружающий пейзаж в лучах заходящего солнца. Вдоль обочины дороги росли какие-то растения, от которых исходил запах натурального кофе.

Стало уже достаточно прохладно, и пора было искать место для стоянки. И тут оно само неожиданно выплыло из-за поворота - великолепная зеленая огороженная поляна с родником, столиками, беседками и детской площадкой. Как только мы ее увидели, сразу поняли, что ночевать будем здесь. На поляне еще отдыхало несколько семей с детьми. Мы попытались выяснить, нет ли среди них администрации этого оазиса, но, как выяснилось, все там были гостями, и на вопрос - можно ли остаться здесь на ночь, просто пожимали плечами. Из чего мы заключили, что можно и начали располагаться в самом дальнем конце поляны, подальше от дороги. Принесли столик со скамейками и приступили к приготовлению ужина.

Вскоре отдыхающие разъехались по домам и мы остались одни. Недостатка в воде, ввиду близости родника, в этот вечер не было, что позволило приготовить еды больше, чем обычно. Как заметила Катя, в тот вечер у Саши были веселые глаза, а после ужина он даже смотрел на звездное небо (из чего можно было заключить, что обычно к вечеру у него глаза грустные, и, наверно, голодные :) ) Еще одной особенностью этого вечера было то, что мы в первый раз приготовили ужин засветло. "Первый раз вижу, что ем", - заметил Саша :) Тишина вокруг и ясное звездное небо сделали вечер просто сказочным. Очередной график высоты прилагается.

День шестой: кемпинг на г. Эликон - монастырь Св. Луки - Десфина - кемпинг в Кире

Ночью погода кардинально переменилась - по палатке барабанил дождь, а утром мы проснулись в густом облаке.

Дождь закончился только к обеду, примерно к тому же времени нам удалось позавтракать и собраться. Приехал один из сотрудников райского уголка, у которого мы выяснили, что это действительно кемпинг, хотя в этом уже и не сомневались. Парень открыл находящийся на территории бар, где мы купили пару стопок коньяка, немного согрелись и, поблагодарив грека, тронулись в путь. Хотя дождь и закончился, в целом погода не восстановилась, и было совсем не жарко. Быстро добрались до городка Агиа Ана, на развилке снова спросили дорогу у местного жителя. На спуске в город внимание Кати привлекло местное кладбище :)

Путь наш лежал к монастырю Св.Луки, построенному в начале XI века, и являющемуся одной из основных достопримечательностей центральной Греции. Дорога к монастырю вела через оливковую долину, на спуске в которую мы сбросили более 600 метров. Монастырь был виден уже в начале спуска на фоне гор, затянутых ничего хорошего не предвещающими облаками. Несмотря на пасмурную погоду, панорама открывалась потрясающая, а когда на фоне гор появилась радуга, сложно было это не запечатлеть.

Проехав через долину и поднявшись на холм с противоположной стороны, мы оказались у монастыря Блаженного Луки, который поддерживается в отличном состоянии и выглядит потрясающе. Вообще, как мы заметили, на зданиях церквей и монастырей всегда вывешены два знамени - национальное и желтое церковное с византийским двуглавым орлом. Около часа мы бродили по внутренним дворикам монастыря, рассматривая достопримечательности. В центральном храме покоятся святые мощи (однако, не того Луки, который основал храм, а Блаженного Луки, родившегося неподалеку, кажется, веке в XVI), к ним открыт свободный доступ и монастырь посещает достаточно много верующих (а не только туристов).

Но впереди был еще достаточно долгий путь и как всегда мало времени :). Поэтому, купив монастырского меда, мы продолжили крутить педали в направлении Десфины, где надо было принять решение - либо сразу через горы ехать в Дельфы, либо спуститься к Ионическому морю в районе города Кира, сделать там полудневку и только после этого подняться в Дельфы, чтобы осмотр достопримечательностей начать с утра на следующий день. Хотя к этому времени стало очевидно, что из графика мы уже выбились, руководителем было принято решение не менять маршрут и спуститься к морю. Впоследствии об этом никто не пожалел. Итак, мы повернули к морю, которое вскоре и увидели с высоты около 500 метров.

Перед началом основного спуска, дорога еще ненадолго отвернула в сторону от моря, и там то мы почувствовали, что за северный ветер имела в виду Лидия, когда предупреждала нас в письме о возможном его появлении. Это был действительно холодный сильный ветер, который порой норовил сдуть с велосипеда, по крайней мере, траекторию движения он отклонял заметно. Ехать, конечно, было можно, но приятного в этом ветре, на самом деле, было мало. Начался достаточно крутой спуск к морю, и было жаль, что уже начлись сумерки и ухудшилась видимость - дорога шла практически по отвесной скале над морем, и в солнечную погоду впечатлений от увиденного была бы масса.

Спустившись к морю, практически сразу обнаружили кемпинг, который мы сперва приняли за закрытый и собрались уже (как обычно :) ) перелезать через забор. Юра ушел на разведку, вернулся минут через 10 и сказал, что смотритель кемпинга пустит нас внутрь через ворота :) Смотрителем оказался очень приятный мужик, прекрасно говорящий по-английски и разрешивший нам ночевку и последующую полудневку в кемпинге абсолютно бесплатно, аргументировав это тем, что мы ему очень понравились. Видимо тем, что пытались влезть в кемпинг через забор :) В кемпинге кроме нас отдыхали еще немцы, друзья смотрителя. Место было чудесное - в нескольких метрах от нас плескалось море, а в душе была даже горячая вода :) Смотритель, сказав, что пойдет проигрывать деньги в карты, ушел в город. Саша с Димой, наслаждаясь освобожденными от груза велосипедами, тоже прокатились до города - прогуляться, а заодно и еды прикупить. Поели в этот вечер опять основательно :)

Ниже приведен график (в этот день - больше сброса) высоты.

День седьмой: кемпинг в Кире - Дельфы

Утро решило последний раз порадовать нас хорошей погодой и вознаградить за то, что мы все-таки спустились к морю. Поскольку было решено делать полудневку, никуда не спешили, а некоторым даже удалось приобрести совсем домашний вид.

Первым делом, конечно, отправились к морю, благо до него было рукой подать. Сложно было удержаться, чтобы не искупаться в нем. Долго не раздумывая, первым в прозрачную морскую воду нырнул Саша. Его, как обычно, поддержала Ирина. Потом, немного позагорав на пирсе, пошел купаться Юра, за ним Дима, ну и, наконец, собралась с силами Катя. Спуск в воду был длинным и тяжелым, несколько раз окрестности сотрясали крики, но в целом погружение прошло удачно :)

Несмотря на все прелести кемпинговой жизни, к середине дня его все же пришлось покинуть, ведь впереди еще был подъем в Дельфы. Перед подъемом заехали в Киру пополнить запасы продовольствия. Проехали по набережной и бросили в море монетки, чтобы еще туда вернуться. Море ласково искрилось в лучах солнца, и, казалось, что мы снова очутились в самом разгаре лета. На этом мы с ним простились и отправились в Дельфы.

Путь в Дельфы проходил сначала через апельсиновый сад, а затем - сквозь море оливковых деревьев. После отдыха 500 метровый подъем прошел практически незаметно, и вот мы уже фотографируемся на въезде в город. На фотографиях хорошо видна равнина, на которой раскинулось оливковое море, а за ним Кира и море настоящее.

В километре перед городом нам встретился первый еще работающий кемпинг, который мы сразу взяли на заметку как потенциальное место ночевки. Сам город представляет из себя пару-тройку улиц, практически полностью состоящих из отелей, т.к.Дельфы - известный туристический объект. Немного прокатившись по городу, мы вернулись в вышеупомянутый кемпинг, т.к. все достопримечательности вечером уже, понятно, были закрыты. За ночевку в кемпинге со своими палатками взяли в сумме 30 евро (была еще возможность переночевать в трейлерах за 55 евро). Зато из кемпинга открывался замечательный вид на оливковое и Ионическое моря на закате.

Проехали в этот день мы, конечно, не много, что видно из приведенного ниже графика.

День восьмой: Дельфы - Арахова - г. Парнас

Утром снова удалось застать процесс расставания Кати с палаткой :) В кемпинге встретили двух путешествующих пешком туристок из Израиля, котрые подарили нам остатки топлива для примуса т.к. сами уже собирались домой.

Первая часть дня была посвящена осмотру достопримечательностей в Дельфах. По легенде, именно в Дельфах находится центр мира, т.к. именно в небе над городом пересеклись пути двух орлов, выпущенных Зевсом на западе и на востоке. Так называемый Дельфийский оракул (церемония общения прорицательниц - пифий с Апполоном) существовал с VIII в. до н.э. до 300-х годов н.э. и к нему обращались правители всех городов древней Греции. Начали осмотр с музея, в котором хранятся археологические ценности, найденные при раскопках.

Фотография, на которой Юра изображен с частью древней бронзовой композиции "Возничий" (дар сицилийского правителя в память о его победе в соревнованиях на колесницах аж в 478 до н.э.), уникальна в том смысле, что фотографироваться на фоне экспонатов запрещено. Т.е. сами статуи фотографировать разрешено, но только не дай бог в кадр попадет живой человек - служители сразу начинают вежливо так говорить: "No posing, please". Наверное, это связано с тем, чтобы потенциальные воры не узнали настоящие размеры "объекта" :)

Далее перешли к осмотру исторических развалин древнего города. Погода уже исчерпала свои подарки и весь день моросил временами усиливающийся дождь. Древние Дельфы располагались на склоне горы, и, постепенно продвигаясь наверх (постепенно, потому что нужно еще было обходить многочисленные группы туристов из разных стран, регулярно подвозимые на автобусах), можно осмотреть те архитектурные ценности, которые сохранились до наших дней (вернее, которые удалось восстановить). Ниже на фотографиях: здание, в котором хранились дары Афин Дельфам (в честь победы при Марафоне), далее - храм Аполлона, точнее оставшиеся от него колонны, величественно возвышающиеся к небу (где-то там пророчествовала пифия :) ), затем - развалины древнего театра, где, вероятно, ставились греческие трагедии, и, наконец, в верхней точке города, - стадион, где раз в 8 лет проходили пифийские игры, по значимости приравнивавшиеся к олимпийским, а изначально являвшиеся конкурсами поэтов и музыкантов.

Запечатлев себя на фоне всего этого великолепия, и осмотрев еще остатки святилища Афины (IV в.до н.э.) чуть дальше по дороге, мы отправились к местечку Арахова, которое находится на подступах к горам Парнаса.

На карте этот участок пути нарисован зеленым цветом, что подразумевает его необыкновенную красоту, и действительно виды вдоль дороги замечательные (как нам удалось разглядеть через все сгущающийся туман). Когда добрались до города Арахова, от дождя и тумана было уже настолько зябко, что приходилось согреваться Metax'ой. Арахова, как и Дельфы, расположена на склоне гор.

Пока ждали девушек на нужном повороте, Саша с Димой (по поручению Юры) съездили в город за хлебом (ну и заодно за Metax'ой :) ). Их удивило обилие магазинов, продающих лыжи, а также то, что все активно пытались продать сыр, хотя вроде бы они его ни у кого не просили :) Когда уже отъехали от города и сказали об этом Юре, он вспомнил, что это был очень известный своими сырами город (сказали хлеба - купили хлеб, кто ж знал про сыр :) ) А лыжи - потому что рядом известный горнолыжный центр. Тем временем уже перевалили за 1200, и туман стал совсем непробиваемым - далее 10 метров сложно было что-то разглядеть, машины тоже плелись со скоростью велосипедов :) С трудом разглядели церковь-церквушку над дорогой. А Metaxa между тем пользовалась все большим и большим спросом, хотя вскоре уже и она перестала помогать.

При этом места-то вокруг наверняка были очень красивыми, но из-за тумана практически весь Парнас прошел мимо (придется туда еще раз ехать :) ) Проехали поворот на горнолыжный центр, и в группе стал возникать вопрос - а где мы будем ночевать. Попробовали найти по указателям некий пансион, но ничего не обнаружили. Девушки настаивали на том, чтобы разбить лагерь чем быстрее, тем лучше т.к. дальше начнет темнеть, и в тумане просто ничего не будет видно. Поддавшись их уговорам (что было и правильно - как потом выяснилось, до ближайшего города было не так уж и близко) поднялись на склон над дорогой и в метрах 100 от нее разбили лагерь. Палатки ставили под дождем, который вместе с туманом уже успел всех утомить и основательно заморозить. Поэтому разводить примус и готовить ужин ни сил ни желания ни у кого не было, ограничились сухим перекусом в палатке и улеглись спать. На график набора высоты в этот день можно посмотреть ниже.

День девятый: г. Парнас - Эпталофос - Гравия - Бралос - Ламия

Утро, как и ночь, выдалось холодное. Долго не хотелось вылезать из палаток, особенно в предвкушении мокрых с прошлого вечера ботинок :) Но все же, переборов себя, покинули убежище. Опасения относительно того, что на улице нежарко, подтвердились на все сто. Скопившаяся за ночь на покрывавшем велосипеды тенте вода замерзла. Облака, иногда пробиваемые лучами восходящего солнца, проплывали где-то рядом, задевая относительно низкорослые деревья. Все это, в совокупности с температурными ощущениями, давало впечатление того, что мы очутились где-то в тундре.

Но солнце все же было не заполярное, и часа через полтора облака немного рассеялись, открыв окружающие горы, и стало довольно тепло, чему все были искренне рады. Жизнь налаживалась... :)

Позавтракав и просушившись, мы продолжили свой путь. Надо заметить, что в районе Парнаса вдоль дороги повсюду встречаются магазины спорттоваров, а на склонах ведется активное котеджное строительство. Дорога наконец пошла вниз, через Эпталофос, а мы наслаждались видами Парнаса, который скрывался от нас весь прошлый день.

Примерно через час мы уже сбросили около 900 метров и выехали на равнину, недалеко от города Гравия. Заметно потеплело, и все снова перешли на летнюю форму одежды. В Гравии привлек внимание живописный домик на фоне скалы и с забавным деревом во дворике.

После Гравии выехали на шоссе, ведущее в Ламию, и начался небольшой подъем. Проехав километра три, поняли, что уже отвыкли от крупных дорог, и движение по ним доставляет нам определенный дискомфорт. К счастью, дальше по плану нам предстояло выбраться на старую, местами разбитую, но значительно более приятную дорогу к Ламии, идущую параллельно основному шоссе. По дороге нам встретились остатки чего-то разрушенного, органично сочетающиеся со скалами и ущельем. Рядом в скале было прорублено огромное отверстие круглой формы, бесконечно далеко уходящее вглубь - так греки организуют водосток с гор.

Преодолев последний участок подъема, оказались перед спуском на равнину, в конце которой виднелся город Ламия. К городу вела абсолютно прямая и ровная 12-километровая дорога. Вообще, как было видно сверху, к Ламии от окружающих ее гор радиально сходилось несколько таких же прямых дорог. Справа, на небольшом отдалении виднелось Эгейское море, точнее один из его заливов. Где-то там, по дороге к морю находится памятник спартанцам, героически сражавшимся против персов. К памятнику мы, за неимением времени, не поехали, а, насладившись последним извилистым (несколько десятков поворотов) 600-метровым спуском, выехали на дорогу к Ламии и через час уже въезжали в город.

Здесь нас интересовал замок XIV века, построенный на месте более древнего акрополя на холме в северной части города. За ним мы хотели остановиться на ночь. Крепостную стену замка мы увидели еще засветло на подъезде к городу, и путь к ней казался простым и близким - подняться каких-то 100 метров по улочкам города - и ты у замка. Но эти самые улочки оказались не такими простыми - экстремально узкие (не понятно, как по ним умудряются ездить машины), с 20% уклоном, часто заканчивающиеся тупиками или поворачивающие в другом направлении. Блуждали мы по ним больше часа, пока, наконец, измученные и высказавшие множество лестных слов в адрес города, почти в полной темноте подъехали к замку. После непродолжительных поисков (а пространство для них было весьма ограничено) удалось найти небольшую площадку напротив крепостной стены, не сильно освещаемую огнями из замка. Площадка находилась рядом с местной пасекой и, как позже выяснилось, была частью кактусового поля, но выбирать особо не приходилось :)

Удалось даже приготовить ужин, не все его, правда, дождались - сначала капризничал примус, не захотев работать на подаренном топливе и, пока Саша с Димой его чинили, часть группы ушла в палатки, спасаясь от достаточно сильного холодного ветра, а сил вернуться уже не оказалось :) Ниже приведен график (тут уж точно) сброса высоты за этот день.

День десятый: Ламия - Трикала - Калабака

Утром подробнее осмотрели место нашей ночевки - палатки стояли, пожалуй, на единственном свободном от камней и кактусов участке земли. Это нас, впрочем, не спасло от колючек, которые мы потом долго вынимали из всевозможных мест :) Особенно много их скопилось в велосипедных покрышках. Рядом находился не замеченный нами в темноте местный стадион, на который стали собираться молодежные футбольные команды, не без интереса рассматривавшие нас проходя мимо. Пока собирали вещи, пришел пожилой мужик с мотыгой и совершенно невозмутимо стал обрабатывать кактусы. "Ох и надоели эти русские туристы",- наверное с грустью подумал мужик. :)

Маршрут на этот день не был до конца ясен. Начинался уже десятый день похода, а всего у нас их было 12, причем, как минимум, один надо было посвятить осмотру Афин. Очень хотелось добраться до Метеоры, туда, где находятся старые монастыри, построенные прямо на отвесных скалах. Но до них было около 200 километров, т.е. доехать туда своим ходом, все посмотреть и вернуться в Афины мы за оставшееся время никак не успевали. Поэтому решили ехать на поезде - через Ламию как раз проходит железная дорога, и еще накануне вечером мы заехали на вокзал и вязли там расписание движения поездов. До нужного нам города Калабаки они отправлялись, правда, не из самой Ламии, а со следующей станции, в 7-ми километрах от города. Утром для начала, раз уж мы все равно находились рядом, решили осмотреть замок. За крепостной стеной находился музей, в котором, разумеется, были выставлены находки археологов. Музей нас не очень впечатлил, а вот виды из замка на окружающий его город были гораздо симпатичнее. Как же долго предыдущим вечером мы блуждали по этим улицам...

Пока любовались видами, чинили все-таки пробитое кактусами колесо и добирались до станции, поезд, на который нас могли пустить с велесипедами, уже ушел. В принципе, поездов в нужную сторону было много. Но, как мы и боялись, далеко не все из них были готовы везти нас с велосипедами. У дежурной по станции выяснили, что следующий поезд, в который нас могли бы посадить, будет только вечером, к тому же он еще и с пересадкой, т. е. шансы добраться в Метеору таким способом были призрачны. Кстати, велосипедисты в Греции готовят специальную демонстрацию в Афинах с целью побудить правительство разрешить свободный провоз велосипедов в поездах. Поэтому было решено вернуться в город и попробовать уехать в Калабаку на автобусе. Если же и этот вариант не удастся, то поедем уже в сторону Афин. Докрутили 7 км обратно до города и занялись поисками автобусной станции. Опрос местных жителей показал, что мы уже третий круг наматываем около этой автобусной станции, но почему-то в упор ее не видим. Да это было и неудивительно, так как визуально станция не отличалась от кафе на углу двух улиц (греческие надписи не в счет :) ), а скопления автобусов, которое мы ожидали увидеть возле нее, просто не могло быть, потому что они туда подъезжали и сразу же уезжали. По сути, это была просто автобусная остановка с продающимися в соседнем кафе билетами :) Билетный кассир нам ничего обещать не стал, сказав, что автобус нас возьмет, если в багажном отделении будет свободное место для велосипедов, или можно будет попробовать разместиться в двух автобусах, которые как раз будут проходить с небольшим интервалом. Место, к счастью, нашлось (пришлось, правда, снять передние колеса), и, сделав еще одну промежуточную пересадку на другой автобус в городе Трикала (здесь автостанция уже была более привычного типа), нам к вечеру удалось добраться до Калабаки. Хочется отметить необычайную любезность водителей автобусов и работников автобусных станций, которые и нужный автобус нам показали и вещи помогли выгрузить-загрузить (отчасти и из-за узких улиц и желания не создавать препятствий движению). Дорога от Ламии до Трикалы не представляет никакого туристического интереса - большая сельскохозяйственная равнина, с изредка встречающимися небольшими населенными пунктами, которые, в отличии от курортных мест, выглядят довольно небогато и отчасти удручающе, встретился даже достаточно большой то ли лагерь беженцев, то ли цыганский табор - картонно-фанерные сараи какие-то. Сам город Трикала достаточно симпатичный, с протекающей через него небольшой речкой, но времении на подробный осмотр не было. Пока ехали в автобусе, погода успела испортиться, и в Калабаке нас ждал уже достаточно сильный дождь. Поэтому, когда дежуривший у остановки грек предложил нам остановиться на ночь в частной гостинице, мы, не особо долго раздумывая, согласились. Гостиница оказалась вполне приличной и не очень дорогой (порядка 15 евро с человека), с видом на возвышающиеся тут же скалы. Велосипеды заперли в гараже, в котором помимо наших железных коней был еще припаркован длинный Мерседес-катафалк с соответствующей атрибутикой, чему все искренне порадовались :) Договорившись с хозяйкой, что комнаты освободим на утро, а велосипеды с вещами заберем ближе к вечеру, решили погулять по городу. Первым делом отправились на автостанцию, которая здесь выглядела лучше, чем в Ламии, но все равно была далеко не очевидна, выяснить во сколько утром будет автобус к монастырям. Оказалось, что автобус ходит туда всего один раз в день в 8 утра и сразу же едет обратно, т.е. возвращаться нам предстояло пешком (на велосипедах решили не ехать, потому как не очень было понятно, где их там оставлять на время экскурсии да и сыровато было). После этого сделали последнюю робкую попытку подружиться с греческой железной дорогой - отправились на ж/д вокзал узнать, удастся ли нам следующим вечером сесть на поезд в Афины. Ответ дежурного был краток: "Сложно". Что сложно, куда сложно, и в чем собственно сложность выяснить так и не удалось, видимо действительно все было сложно :) Окончательно разочаровавшись в поездах, поняли, что прийдется снова штурмовать автобусы, но в конце концов выяснилось, что до Афин есть прямой вечерний рейс. Затем еще немного побродили по городку, явно расчитанному на обслуживание туристов (магазины, кафе и отели, но народа уже нет - не сезон), купили в магазине плюшек и вернулись в гостиницу. Там доступным русским туристам способом приготовили травяной греческий чай (хозяйке, наверное, в ту ночь снились страшные сны, хотя, возможно, она уже привыкла с катафалком-то в гараже :) ), поужинали и легли спать. Графиков высоты больше не будет, потому что расстояния на велосипеде проезжали незначительные, да и подъемов и спусков уже не было.

День одиннадцатый: Калабака - Метеора - Афины

Погода к утру практически не изменилась, разве что стало немного светлее, и мы, ожидая автобуса, смогли сфотографировать скалы, на которых находятся монастыри Метеоры (что в переводе означает "парящие в воздухе").

Пол часа на автобусе - и мы уже у самого высокого, самого большого (он же и самый древний, 1382г.) монастыря Мегало Метеоро, одного из шести ныне действующих (всего было 23). Остальные были созданы по образу и подобию первого. Проплывающие достаточно низко облака окутывали все вокруг, и приходилось ловить моменты в просвете между ними, чтобы запечатлеть древние греческие святыни. То, что монастыри прятались за густым туманом, придавало им порой мистический вид, т.к. они все время приобретали разные формы и очертания, проявляя себя все с новых сторон. А их вид на фоне безоблачного неба (в том числе и под снегом зимой) был представлен на многочисленных фотографиях в одной из галерей монастыря. Расположены монастари на вершинах отвесных скал в радиусе нескольких километров, точнее будет даже сказать, что основы их высечены из этих скал. Горная порода там достаточно мягкая, и за шесть веков стены некоторых монастырей уже покрыты трещинами. Все из них принимают посетителей только в определенные дни, хотя их не так и мало. Мы осмотрели два монастыря: первый - мужской, самый ранний, и последний - женский, в котором широко представлено рукоделие монашек. В 20 годах ХХ века в скалах были прорублены ступеньки и сделаны мостики, а до того попасть в монастыри можно было только по веревочным лестницам или с помощью веревочного подъемника, опускаемого из специальной башни. Сейчас все монастыри соеденены асфальтовой дорогой, по которой к ним возят многочисленные даже в это время года экскурсии, а рядом местные жители пытаются торговать сувенирами. Посещение монастырей в экскурсионных целях, естественно, платное (3-4 евро).

Итак, преодолев достаточно длинную каменную лестницу, мы вошли в первый монастырь. Девушки допускаются внутрь исключительно в юбках. На случай, если таковой при себе не имеется, на входе выдают дежурные, весьма забавного вида, по крайней мере, насколько можно было судить по Кате, воспользовавшейся этой услугой. Внутри монастыря во время нашего посещения звучала запись хора монахов, очень способствующая погружению в монастырскую атмосферу, которую воссоздают превращенные ныне в музеи древняя мастерская, продуктовый погреб, трапезная и кухня с закопченными стенами и потолком. Все это вырублено и достроено в одной скале с многочисленными переходами. В центре находится храм с замечательно сохранивщейся росписью на стенах, а непосредственно под ним, на нижнем ярусе - по видимому, довольно своеобразное кладбище.

Детально осмотрев первый монастырь, мы стали спускаться обратно в Калабаку, рассчитывая попутно зайти еще в какой-нибудь монастырь и полюбоваться общими видами. Внутрь еще одного, женского, монастыря нам удалось попасть в самом конце пути, два других, которые мы хотели осмотреть, оказались в тот день закрыты, а вот виды вдоль дороги открывались потрясающие. Особенно впечатляюще смотрелось, когда они неожиданно выплывали из плотного тумана, некоторое время завораживали своей красотой и опять скрывались в тумане.

Туман порой становился настолько сильным, что человека, идущего в десяти метрах, с трудом можно было различить. На одной развилке из тумана выплыло стадо коз, о появлении которых можно было догадаться лишь по доносящемуся из плотного облака звону колокольчиков. На этой же развилке на обратном пути был характерный пример с греческими дорожными указателями. Стоящие рядом знаки подсказывали дорогу до Калабаки (в нее действительно можно было попасть несколькими способами), указывая при этом в разные стороны, с разным километражем, и сама Калабака, будучи написанной по-гречески на всех указателях одинаково, латиницей была представлена в трех разных вариантах (на дальнем указателе расстояние равно 5км. :) )

Внизу у города туман рассеялся, что означало, что мы просто вышли из облака. На въезде в Калабаку зашли в магазин сувениров и икон, он же мастерская по их изготовлению. Пока ходили между рядами, по-русски обсуждая, что бы такое купить, появился менеджер-украинец, с которым очень мило побеседовали. Из сувениров Катя прикупила пару черепушек, видимо впечатлившись увиденными в Метеоре. :) Вернувшись в город, поняли, что уже прилично проголодались, и, поскольку до автобуса еще оставалось время, зашли пообедать в таверну. Встретили нас там очень душевно, предложив все те же огромные греческие порции. Хозяин таверны английского не знал, но вполне нормально удалось с ним объясниться, заставив Сашину память выдать слабые остатки знаний немецкого. Кроме нас в таверне отдыхало трое греков, которым мы конечно понравились, и они угостили нас пивом :) Предварительно выяснив у хозяина таверны, что они пьют шнапс, в качестве ответного жеста пытались угостить их этим напитком, но они отказались, аргументировав это тем, что совсем не хотели ничего взамен, просто хотели нас угостить. На следующих фотографиях можно посмотреть, как это происходило. :)

Отлично пообедав, сфотографировали на прощание частную гостиницу, в которой провели прошлую ночь (здание с табличкой ROOMS), забрали велосипеды с рюкзаками и, без особых проблем погрузив все это в автобус, отправились в Афины.

В столицу приехали ближе к часу ночи. Конечно, сразу отправились на поиски гостиницы, которую забронировали еще из Москвы. Гостиницу нашли достаточно быстро, и сама она оказалась вполне приличной, хоть и располагала всего двумя звездами. Единственное, что (как мы выяснили на следующий день у наших греческих знакомых) находилась она в районе наркоманов и проституток, недалеко от китайского квартала :) Но внешне это никак не проявлялось, разве что слегка грязновато на улицах и утром открылось множество торговых лавок. Еще одним минусом было, пожалуй то, что в гостинице не было комнаты для хранения крупных вещей, поэтому велосипеды пришлось оставлять в находящемся через дорогу паркинге и за отдельную плату. Но плюсов было явно больше, и, предвкушая предстоящий осмотр города, мы отправились спать.

День двенадцатый: Афины

Проснувшись, позавтракали в гостинице. Завтрак, который был представлен шведским столом, не был включен в стоимость гостиницы и стоил 4 евро с человека. Но зато оторвались мы там по полной программе. Пока не почувствовали, что еще один бутерброд - и мы уже чисто физически не сможем подняться со стульев, из-за стола не встали, при этом сменилось уже немало посетителей буфета :) Вообще, так получилось, что в тот день нам предстояло съесть очень много, в этом смысле, начало было положено хорошее :) Далее связались с Лидией, договорились встретиться с ней во второй половине дня и приступили к осмотру города. Первым делом, конечно, отправились к афинскому Акрополю. Гостиница наша находилась практически в центре города, и до Акрополя было достаточно близко. Тем не менее, по пути мы встретили еще несколько древних архитектурных сооружений, ведь весь центр Афин - это один большой памятник. На второй фотографии ниже, например, представлена Башня Ветров (II в.до н.э.), являющаяся частью афинской Агоры (торговой площади) и служившая ранее водяными часами.

Добравшись до Акрополя, достаточно долго искали место для парковки велосипедов, подходящего так и не нашли, поэтому просто скрепили их между собой и прислонили к дереву. Самое интересное, что за пару часов нашего отсутствия с ними абсолютно ничего не произошло, а парковку для вело- и мототехники мы заметили только при спуске с Акрополя (по нашим сведениям, кражи в Греции весьма редки, и у местных жителей плохой репутацией пользуются албанцы, а репутация русских пока не запятнана). Сам Акрополь представляет собой плоский холм с повышенной концентрацией древних архитектурных ценностей, которые постоянно реставрируются из-за своего почтенного возраста (основные храмы построены при Перикле в 447-405 гг.до н.э.) и различных неприятностей, с ними происходивших (например, в Парфеноне был пороховой склад, взорвавшийся в 1687г. в войне турок с венецианцами, а большое количество ценностей было вывезено английским послом в начале XIX века). У подножия Акрополя находится пара древних театров, один из которых (театр Герода Аттика) используется как открытая концертная площадка и в наше время.

Из Акрополя, вследствие его расположения и отсутствия в Афинах высоких современных построек, хорошо просматривается весь город. Афины - достаточно крупный город, с населением около 4 млн.человек (население всей Греции составляет около 11 млн.человек - меньше, чем в одной Москве). Раскинулся он на большой равнине между горами и морем. Кроме Акрополя, в городе есть еще несколько возвышенностей, с которых можно полюбоваться окрестностями.

Гуляя по Акрополю, мы осмотрели Парфенон и храм Эрехтейон с кариатидами - каменными красавицами вместо колонн (в храме - копии, оригиналы хранятся в подземном музее Акрополя, который мы тоже посетили и у входа в который находится статуя совы, чье изображение отчеканено на греческой монете в 1 евро). Рядом с Эрехтейоном растет олива на том месте, где, по легенде, появилось первое оливковое дерево как дар Афины народу Греции в процессе спора между ней и Посейдоном за право управлять городом.

Завершив на этом осмотр главной афинской достопримечательности, спустились вниз и осмотрели еще несколько, названия которох надо восстанавливать с помощью путеводителей :) , потому что осмотр был достаточно беглым (заканчивалось время, ведь в Греции мало что долго работает).

День близился к вечеру и мы устроились в кафешке перекусить. Место было туристическое, поэтому порции здесь уже стали поменьше :) Созвонились с Лидией и договорились встретиться через полтора часа у ближайшей станции метро. Она обещала нас познакомить с другими членами велоклуба в ходе вечерней экскурсии по городу, а после они планировали угостить нас ужином :) Пока еще оставалось время до встречи, съездили к остаткам самого большого в Греции храма Зевса и расположенной вблизи арке римского императора Адриана. На обратном пути заглянули в сувенирную лавку, где Юра присмотрел крутой велошлем. :)

На встречу с нами, кроме Лидии, приехал еще Христо - очень приятный и образованный мужик. Началась новая экскурсия по вечернему городу. Побывали в главном храме Афин, где послушали хоровое пение, видимо, еще византийского типа, которое значительно отличается от распространенного в России. Осмотрели несколько старых византийских церквей, сохранившихся в центре города. Христо прекрасно знал историю Афин, обо всем подробно рассказывал и показал несколько достопримечательностей, не включенных в распространенные путеводители, например, храм сельского типа середины XX века, который выглядел гораздо более древним. А смотрелся он так потому, что известный греческий архитектор применял при строительстве храма материалы, остававшиеся в процессе разрушения зданий старого города. В середине XX века, когда после войны началась активная миграция населения из деревень в Афины, город столкнулся с проблемой, что старые одноэтажные дома уже не могли вмещать всех жителей - приходилось их заменять на новые, более вместительные. Но чтобы сохранить историю города, этот архитектор решил создать из старых зданий что-то новое, и действительно, получилось очень даже неплохо и необычно. На самом деле, он не ограничился одним только храмом, по тому же принципу построены дорожки в близлежащем парке, скамейки, сделанные из резных мраморных подоконников старых домов, одним словом, если присмотреться, то во всем там можно найти отголоски старины. И это лишь одна из немногих историй, которые нам поведал Христо. Далее мы поднялись на холм, с которого открывался чудесный вид на ночной Акрополь и сами Афины, и Христо рассказал нам об особенностях его реставрации. Восстанавливают его исключительно из тех материалов, которые найдены здесь же при раскопках. Причем, основная проблема состоит в том, что в начале прошлого века его уже пытались реставрировать. Но тогда, не обладая достаточными знаниями, скрепляли куски мрамора металлическими конструкциями. Со временем выяснилось, что, вследствие разных тепловых коэффициентов расширения железа и мрамора, реставрация только ухудшила ситуацию - мрамор во многих местах потрескался и сейчас одна из основных задач состоит в том, чтобы удалить эти губительные соединения и заменить их на материалы, которые совместимы с мрамором, желательно на тот же мрамор, причем того же сорта. Вообще, у Христо много знакомых работает на реставрации Акрополя, и если бы дело было днем, мы бы, возможно, услышали о последних технологиях в области реставрации из уст тех, кто непосредственно принимает в этом участие.

Далее, с трудом разыскав и осмотрев находящуюся поблизости тюрьму Сократа, мы отправились на организованный греческими друзьями ужин, в таверну, находящуюся в стороне от основных туристических мест и где действительно можно было хорошо и вкусно поесть. По пути еще свернули в ничем не приметную с виду подворотню, в которой сохранилась неразрушенной часть старого города. Особенно пленила своей простотой старая церквушка. Все это сохранилось потому, что в эту церковь любил ходить очень известный греческий писатель. Как сказал Христо, примерно столь же известный в Греции, как у нас известен Толстой. К сожалению, мы не запомнили его имени. (Надо заметить, что Христо знал практически всех наших классиков, мы же, к своему стыду, из греческих не вспомнили ни одного). В тот день праздновался юбилей писателя, и достаточно много людей собралось в старом дворе и церкви.

Таверна, в которую мы приехали, действительно оказалось замечательной, похоже, что у Христо там работали знакомые, потому что обслуживали нас очень быстро и качественно. Мы попробовали почти все блюда национальной кухни. Жаль, что в течение дня мы и так уже успели неплохо поесть, поэтому не на все хватило места :) В таверне к нам присоединилась еще одна велопара и грек, приехавший в гости с одного из островов с целью приобретения опыта и последующего создания велоклуба у себя на острове. Люди они были очень душевные, и за время ужина мы обсудили немало велосипедных и просто житейских тем. Велосипедное прошлое у всех было очень богатое, и Грецию они уже много раз изъездили вдоль и поперек. Узнав ключевые точки нашего маршрута, они смогли в деталях описать весь наш путь. Мы пожаловались, что далеко не все из запланированного успели осмотреть. В ответ они обещали в следующий раз лично разработать нам маршрут и принять участие в путешествии. Также заметили, что лучшее время для посещения Греции - это сентябрь, уже не так жарко и не так много туристов - в общем, идеальные условия для поездок. Мы тоже звали их в Россию и обещали разработать интересный маршрут. Узнав, что до ближайших нормальных гор из Москвы на поезде пилить не меньше суток, они призадумались :) Но в Россию приехать все же обещали, но только летом (ну не любят они холод :) ) Обсудили еще, кто где работает, какие книги читает, где был и что видел, один словом, беседа получилась очень живая и веселая, и последний вечер в Греции состоял исключительно из самых приятных впечатлений. Напоследок ссфотографировались все вместе. На фотографии Христо справа от Юры, рядом с ним Лидия, а в руках у нас плакаты, с которыми греческие велосипедисты планируют выйти на демонстрацию с целью расширения прав и свобод велосипедистов. Затем греческие друзья проводили нас до гостиницы, где мы расстались со взаимными надеждами на дальнейшие встречи.

День тринадцатый, последний: возвращение в Москву

На следующее утро, случайно выглянув в окно из коридора гостиницы, мы увидели не очень приятную картину, встречающуюся, впрочем, и в центре Москвы. Но уже ничто не могло испортить впечатление от поездки, и, снова плотно позавтракав в гостинице, мы отправились в аэропорт.

В аэропорт можно добраться на специальном, весьма стильном, поезде, состоящем из двух вагонов с длинным переходным тамбуром и специальными местами для инвалидов и крупногабаритных вещей. Движетя поезд совершенно без тряски, быстро и бесшумно, и мы в нем были, практически, единственными пассажирами.

В аэропорту разобрали велосипеды и сдали их в багаж, при этом нас заставили сдуть камеры, чего не требовали при вылете из Москвы. Зато удалось обойтись без перевеса путем грамотной политики распределения лишнего веса и взвешивания велосипедов. Больше ничего интересного в пути не произошло. Дима взял в салон GPS, поэтому всю дорогу мы отслеживали наше текущее местоположение, высоту и скорость полета. Попутно выяснили некоторые интересные детали, например, что к моменту посадки самолет уже успевает сбросить скорость до 170 км/ч. Так закончился наш первый велопоход в Грецию, и хочется надеяться, что он был действительно только первым, и впереди еще много интересных встреч с этой замечательной страной и ее людьми.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея