Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Регионы > Украина Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Дорогами Карпат и Буковины. Отчет о велопоходе

Дата: август 2010 г.

Автор: Сергей Савельев (Киев)

Предисловие.

Билет в Воловец куплен, 2 дня до отъезда. На диване появляются первые предметы туристского снаряжения. Вначале, как обычно, крупные: рюкзак, спальник, палатка. Затем постепенно гора увеличивается всякой мелочью, без которой в путешествии не обойтись. Хотя кое-что сократилось. Упор был сделан на одноразовую пластиковую упаковку, которая в последствии сжигалась на костре. Голова пострижена под "0".

Ввиду ужасов в отчете о прохождении первого перевала, пришлось брать запасную обувь, которая в конце второго дня стала основной. За два часа до поездки вся эта гора была усердно утрамбована в два баула вело рюкзаков. Запасные кроссовки и спортивный костюм не вместились и были прикреплены к палатке в пакете на багажнике.

Квартира обезвожена, обесточена, цветы политы, ключи у консьержки. В последний момент увеличен бюджет наличности до 800 грн. Велосипед во дворе, помыт, подкручен, накачен и смазан. Вело бардачок усилен заплатками и клеем.Одна запасная камера. Из медикаментов бактерицидный пластырь и активированный уголь и крем.

Баулы цепляются на багажник. На улице + 40. Без воды до вокзала не доедешь, вначале к бювету. Там как обычно очередь, но меня пропустили. Заправился по полной, как в пустыню. Посмотрел на баулы (китайские), а они начали расходиться по швам. Закралась тревога и сомнение, что они доедут хотя бы до вокзала. А это означало возвращение! Так с мыслями о судьбе баулов и выехал на автобан Киев-Борисполь. После Южного моста потянулся за вело флягой, а ее не оказалось. При наездах на ямы в асфальте она вероятно выскочила. Поэтому ехал без воды при +40 и отсутствии ветра. Настроился философски-пусть это будет моя самая большая потеря в походе. Спускаюсь без остановки в подземный тоннель для посадки на поезд (после реконструкции 2001 года это стало возможным). И как нельзя кстати за 50 минут до отправления состав уже стоял на перроне и вагоны открыты для посадки. Дальше все по схеме. Велосипед ставится возле подпоры. Билет проводнику, с баулами и палаткой заскакиваю в вагон, нахожу свое купе. Очищаю третьи полки от матрацев. Выход из поезда, разборка велосипеда, чехол одет и с наглой мордой и повадками бывалого велосипед заносится в вагон. На боковой полке уже есть пассажир, которого я попросил помочь водрузить свой скарб на 3-ю полку. Ну не вышел я ростом, всего 171 см. Вагон оказался новым, с велюровыми сиденьями, довольно мягкими, для спины тоже такие-же самые спинки. Окна не открываются. В вагоне +45. Все по выскакивали на перрон с надеждой, что лучшие времена настанут во время движения поезда, когда включится кондиционер. Гудок, поезд тронулся по расписанию. Народ ждет холодного воздуха. Но в Украине чудеса случаются редко и все оказалось просто. Вместо кондиционера, для удешевления стоимости вагона, наши предусмотрели обычный нагнетатель воздуха.До Фастова воздух понизился только до +40. Пришлось прибегать к проверенным приемам: голый торс, мокрое полотенце на плечи,обильное употребление воды и раз в час мытье в туалете. В купе ехали вчетвером.

На моей стороне на нижней полке до самого Закарпатья не было ни кого. Опоздали. На верхней полке, по соседству, обосновался парень из Мукачево, который тоже чуть не опоздал из-за пробок. Заскочил со своими образцами мрамора и других камней Карпат за минуту до отправления. Коробок было много и они были довольно тяжелы. Парень оказался общительным. Вначале себя не контролировал от счастья, что сидит в вагоне, и через слово в разговоре проскакивал довольно красивый мат. Всю дорогу рассказывал о себе, своем бизнесе, жизни. Без напрягу. Если надоедало слушать,можно было отвернуться, он переключался на девушку, что обосновалась на нижней полке и вежливо уступила мне места для моих баулов у себя под сиденьем. Все в купе ехали почти до конца. Я выходил первым. В районе Винницы удалось первый раз заснуть. Через пару часов в поту проснулся. Бегом в туалет, мокрое полотенце, умывание и обтирание всех частей тела.

Нижняя полка подо мной свободна. Там на 6 градусов прохладнее. Договариваюсь с проводником, что переберусь туда, а если сядут, то сразу же уступлю. Сейчас проводники не знают, когда у них будут заниматься места. По всей поездке это делает компьютер.Поэтому уже в Карпатах в Лавочном на мое место был продан билет. Мужик ехал всего одну станцию 20 минут,поэтому не стал меня трогать и сел на свободное место.

Мой разговорчивый сосед проснулся и опять начались рассказы о его проблемах и расспросы. Заодно он пояснял сколько будет тоннелей и почему так долго стоим на совсем заурядной станции. Оказывается, при спуске с гор меняются локомотивы.

Передний и еще цепляется задний, как страховка, если случится ЧП с передним. Вот так медленно с двумя локомотивами спереди и сзади начинаем спуск к Воловцу. За окном уже довольно высокие горы, реки мутные, а это означало, что накануне прошел сильный дождь. И как то стало тревожно, как бы начало маршрута не было дождливым, небо было черным от туч. А это не сулило ни чего хорошего. Мой попутчик оказался очень даже не плохим парнем, да еще и с хорошим ростом. Сам снял мне велосипед и помог найти мне палатку, которую я не мог обнаружить и опять начал расстраиваться. Но слава богу палатка нашлась под моим сиденьем и я уже забыв о вероятности дождя, один из вагона, выгружаюсь на платформу в Воловце. Теперь вся энергия моего попутчика до самого Мукачева (а это 3 часа) будет перенесена на нашу девушку. Но она терпеливая и думаю выдержала его словесный понос. Поезд стоит всего 10 минут. Дальше идет опять подъем, отцепляется задний локомотив. Проводив взглядом последний вагон нашего фирменного поезда "ТИСА" (не понятно почему Тиса?), я опять внимательно пересчитал свой скарб. Вроде бы все на месте, ни чего не забыто. Вместо вело фляги успешно укрепилась 1 л. бутылка от лимонада, которую я взял в поезде и она сопровождала меня весь поход. Рюкзаки по прежнему вызывали тревогу. Но паниковать раньше времени не было резона. Все собралось, укрепилось, упаковалось. Помолился на дорожку, перекрестился сам и свое снаряжение.

Ну, а далее по дням, постараюсь каждый день, описывать более интересные моменты моего 600 км. вело тура дорогами Карпат и Буковины. Через 14 лет я снова в Карпатах!

День первый. Воловец-река Теребля. 75 км.

Окинув взором перрон я обнаружил, что на станции сошло с десяток людей, с велосипедом я один. Ну что ж, один так один. После киевской жары, воловецкая прохлада очень даже радовала и утеплять свое раскаленное тело совсем не было нужды. Хотя местные были одеты по погоде,по осеннему. Высота над уровнем моря была уже около 500 м. Первые 300 м. прошел пешком, чтобы осмотреться.

Где же ты, гуцулко Ксеню!

www.youtube.com/watch?v=YW0QOxrappY&feature=related

Поселок был довольно безликий,особых памятников истории и архитектуры в глаза не бросалось. Почему-то с 1433 года жители не удосужились что-то грандиозное соорудить для потомков. На первом перекрестке на центральной дороге, стоял патруль ГАИ. Машина "ВАЗ-САМАРА" и два местных блюстителя дорог. Один из них типа жирной свиньи облаченной в форму,которую наверняка шил по заказу. Таких объемов нет в природе. А второй, на его фоне, в два раза меньше в габаритах. С утра вышли на "охоту". Позднее я сообразил, почему они работают в паре. Жирный просто физически не сможет протиснуться за руль и это уже удел напарника. А мзду конечно собирает первый, глядя на такую свинью в форме, меньше стольника не дашь. Я умудрился нарушить правила движения у них под носом, но внимания сладкой парочки не удосужился. В дальнейшем на всем пути такая картина- "Сладкая парочка" повторялась точь в точь! Вижу уже открывшееся кафе в отеле. Хозяин радушно приглашает откушать, чем Бог послал. Тут же на трех ногах (одна в гипсе, травма в ДТП)ковыляет довольно милый пекинес. Жена Наташа уже за стойкой. Предложили откушать варениками с сыром и я заказываю кофе. Быть в Закарпатье и не выпить кофе-это грех. Кафе моментально оживает. Включается спутниковое ТВ на огромном мониторе, какой-то из музыкальных каналов. Пока я привожу себя в порядок в умывальнике, вареники уже готовые и подаются на стол. Хозяйка предложила масло или сметану к вареникам. Я согласился на сметану. Хотя сметана, как оказалось, была вологодским маслом. Вот такие там домашние молокопродукты! В кафе пополняется запас воды, уже в меньших объемах. Вода в кране из горного источника. Круто живут! За 10 минут Воловец остается за спиной впереди небольшой перевал. Начинается Межигорский район. У местных узнаю, что грибов в горах особо нет, черника уже отошла, а ежевика не созрела. Есть малина. С местными жителями лучше общаться на литературном украинском языке и не идти у них на поводу. Их язык-это особая тема. Люди о ни очень общительные и радушные. После того, как задашь им дважды вопрос на украинском, они с трудом, но тоже начинают общаться на этом языке. Спуск с перевала оказался длинным и не крутым. Чтобы окончательно остыть я раздеваюсь. И происходит чудо! Наверно я своим видом повлиял на погоду. Тучи исчезают и через 20 минут уже греет солнышко. Настроение на подъеме. Вспоминаются украинские песни про Закарпатье и т.д., Ивасюка и Мозгового. Через 26 км. первый источник минеральной воды. Типа нарзана. Происходит бартер тары с местными из Мукачево. Я меняю свои две бутылки 2,5 л. на две по 1.5 л. Вода вкуснейшая, напиться не возможно, слабо газированная. Возле источника под навесом устраивается перекус из остатков дорожных продуктов. Перекус заканчивается обильным приемом нарзана и умыванием им же. Кстати вода очень шипит глаза. Так что их лучше закрывать.

Дальше 30 минутный легкий спуск уже без тормозов по живописной долине вдоль речки. Немного остыв и ожив после 2 месячной жары, с хорошим настроением въезжаю в райцентр Межгорье. Тоже еще более безликое огромное село. Бары, кафе, магазины. Все это с интервалом в 100-200 м. Кругом пиво. Весело живем! На перекрестке возле моста через речку повторяется картина ГАИ "Сладкая парочка". Мне это уже не интересно.Но больше рисковать не захотел и проехал развязку по правилам. Жду встречного местного мужичка, чтобы уточнить дорогу на Синевир. Узнаю, что вода в реке у них еще два дня назад была +30. И это горная река! Внизу за мостом можно искупаться. На слиянии двух рек там образовался водоем в размерах напоминающий 25 метровый бассейн с 4- мя. дорожками. Местный рыболов оказался моим земляком из Киева. Название реки Рика. Глубина 1.5 м. Для купания то что нужно! Вода с левого притока +17, с правого +24. Вот так поплавав 15 минут в кристально чистой водице с разными температурами (в плавках и это был единственный раз), узнав от земляка Виктора много интересного продвинулся на 500 м. отведать минеральной водички санатория "Верховина". Высота уже 600 метров над уровнем моря. Вокруг невысокие горы, покрытые буком и елью. Благодаря огромному количеству хвойных лесов, воздух здесь чистый и высоко ионизирован и это уже ощущается. Курорт популярен уникальной водой "Соймы". Аналогов этой минеральной воды в Украине нет. Бювет сразу же у дороги. Зашел попробовать. Вода наверно для лечения отменная, но для питья не годится. Поэтому дальше в дорогу брал только нарзан. Виктор открыл мне маленький секрет, нарзан набирается в бутылки под горлышко и так без контакта с воздухом может сохраняться до 3-4-х дней. А иначе через 4 часа его уже пить не совсем приятно. Он становится мутным и с неприятным привкусом и запахом.

Свернул на развилке у векового дуба (достопримечательность Межгорья) к перевалу в сторону села Синевир. Местные сказали, что до перевала 14 км. 1 км. это по закарпатским меркам,в зависимости от местности, равно 1,2-2 км. Это я понял преодолев первый высокий перевал над с. Синевир. 14 км. оказались равны 17 км. Дорога из Межгорья в село Синевир с неплохим асфальтом через перевал (высота 960 м) огибающий гору Каменка (1578 м). Перевал покорен за 1.5 часа. Любуюсь пейзажами,первая вершина покорена,отдых, пряники с нарзаном, рюкзаки пока на прежнем уровне. Но от греха подальше спускаюсь на заднем тормозе за минут 15. Село Синевир. Поворот на первом перекрестке налево. Дорога вдоль реки Теребля. Узнал, что до озера Синевир 13 км., добавил еще 4 км. Итого 17 км. Ехать против течения, а это означает длинный пологий подъем. Время уже 17 часов. Понимаю, что на озеро не успеваю. Поэтому не спеша на передачах 2х8 еду и любуюсь пейзажами. Между селами Синевир и Синевирская Поляна, в урочище Острикы, проезжаю загадочные железобетонные бункеры. Остановка. Захожу. Жутковато,сыро и неуютно.Это линия обороны Арпада.Все начиналось в 1940-м, военнопленными начато строительство военно-оборонной системы. Она пролегла вдоль Государственной границы СССР, которая тогда тянулась через весь Карпатский хребет. Строительство мощных инженерных сооружений продолжалось до 1943 г., а названа оборонная система была в честь династии венгерских князей Арпадовичей.

Пересек раза три реку Теребля, испив студеной водички из оборудованного источника, начинаю присматривать место для первой стоянки. А на первой стоянке все должно быть шик и блеск. Как начнешь, так и закончишь! Оборудованных мест на этом отрезке множество, но все они очень близко от дороги и засорены туристами. Наконец приглянулось свободное местечко на пригорке возле моста и речки впадающей в Тереблю. Место оказалось достаточно чистым с огромным столом и скамейками. Здесь же куча готовых дров. Это удача! Через 5 минут уже стоит палатка, место забито. Соседи автомобилисты опоздали на 10 минут и довольствовались местом тут же, но за пригорком в 60 м. от меня. Как оказалось, моя стоянка- на тропе в село, хотя самой тропы и села видно не было. И это феномен Закарпатья. Вечером пару раз прошли местные и проехала группа фанатов-туристов 7 человек на велосипедах. В шлемах, наколенниках и других прибамбасах. Мне этот вид передвижения не интересен. У них принцип-не спешиваться. Вот и падают с камней, а тут уже и наколенники не помогут, гипс! Это уже не отдых!

Познакомились с автомобилистами. Они одобрили мое решение не ехать сегодня на озеро. За 30 минут управился с ужином,приготовил завтрак (мюсли). В гости пожаловала коровка, которую прогнали автомобилисты. Покормил ее остатками батона и корками арбуза от прежних постояльцев. Корова осталась довольна и чуть не скушала мою руку. Промычав и позванивая колокольчиком отправилась в село на дойку.

Коровы в Карпатах это счастливые существа. Сытые, ухоженные,все с колокольчиками. Передние ноги у них чуть-чуть короче задних. Так распорядилась природа. Кушать травку поднимаясь в горы-так намного удобнее! На всем пути всегда был слышен звон колокольчиков.

Соседи долго управлялись с палаткой и ужином. Я уже час сидел у костра, а у них еще только все началось. Пришел гонец и пригласил на ужин-знакомство. Было очень приятно, но я отказался. Бессонная ночь и жаркий вагон изрядно измотали и хотелось одного, выспаться. Что я с при великим блаженством и сделал под шум горной речки.

День второй. Река Теребля- Комсомольское 30 км.

Человеку нужно не так и много для счастливой жизни. Это немногое включает в себя и обычный нормальный здоровый сон. Два месяца пыток жарой в Киеве и 3-4 часа сна-позади. Просыпаюсь. Слышно пение птиц, а это означает восход солнца. На мобильном 5 утра. Босиком по ледяной росе на травке, разминка. Костер разжечь одной спичкой не получилось. Но через 10 минут кружка горячего бодрящего кофе стояла уже на столе (оптимальный вариант для завтрака: мюсли приготовленный с вечера и кофе). У соседей тихо, спят. Через 30 минут уже все упаковано и мой железный конь готов в путь. Но захотелось получить от природы все! Хотя и прохладно +13, бегу на купание в Тереблю. Под мостом с вечера приглянулась великолепная купальня. С криками бросаюсь "бомбочкой" в леденящую воду. Ощущение купания в кипятке! Вот это уже все!

Впереди пологий 6 километровый подъем к озеру Синевир. 7 утра, а я уже возле КПП со шлагбаумом для взимания мзды. Она разная. С меня полагалось 5 грн. Самая большая 50 грн. Но рабочий день еще не начат и таких как я с утра не много, поэтому до 8 утра можно и так без оплаты.Велосипед оставить не на кого и он едет рядом со мной. Тропа к озеру благоустроена, асфальтирована (сюда возят иностранцев, да и наши правители бывают). 30 минут крутого подъема и я у жемчужины Карпатских гор. Об этом озере сложено много легенд. Одна из них о трагической любви графской дочери Синь с простым пастухом Вир. И вода эта, не что иное, как ее слезы. И это приятно,что есть такие романтические легенды.

Хотя само озеро возникло 10 тыс. лет назад. Оно расположено на южных спусках в ущелье, образованном горами Озерная (1495 м) и Сленизир (1235 м) и отрогом водо отделяющего хребта на высоте 987 м. над уровнем моря. Площадь озера 7 га. средняя глубина - 16-17 м., максимальная - 24 м. Углубление сформировалось в результате обвала скал и перекрытия долины горного потока и имеет продолговато-округлую форму. Питается озеро поверхностными и атмосферными водами, из озера вытекает небольшой ручеек (бассейн Теребли). Вода в озере слабоминерализованная, чистая, прозрачная, имеет постоянную температуру (+11 С).

Вот и чудо Карпат, которое как-то не суждено было увидеть, хотя в этих краях я уже не новичок. Возле озера егерь и я. Кафе и рестораны еще закрыты. Тишина,покой и пение птиц. В этот момент, как то хочется больше верить в легенду о слезах графской дочки (хотя плакать ей пришлось бы миллион лет!). Кормлю рыбок батоном. Для них это вероятно основной корм. Рыбок полчища! 30 минутное созерцание закончено, быстрый спуск на тормозах и я уже возвращаюсь по знакомой дороге в село Синевир.

www.youtube.com/watch?v=r7RogJRocso

То что не увидел вчера, можно посмотреть сегодня. Соседи автомобилисты уже снялись, а мое место заняла съемочная группа с аппаратурой и кучей народа и автомобилями.Развернули мини бар. Наверно место действительно примечательное. Дорога вниз по течению и 17 км. пройдены за 30 минут. Остановка на обед в мотеле у въезда в село. Меню обширное. Попросил накрыть на воздухе с видом на Тереблю и горы. Поляки рядом уже откушали, судя по посуде на столе, Бог послал им мой 5 дневной рацион в расчете на 1 человека! Два 2 месячных щенка счастливые и беззаботные играются тут же на травке. Поляки их подкормили остатками со стола, поигрались с ними. Щенки приехали сюда из Межгорья и не плохо устроились. Замечу, что в горной части Закарпатья нет бездомных собак и кошек. Все пристроены. Зверушки все дружелюбные и не кидаются с оскаленными зубами и рычанием. И это большой контраст с Восточной Украиной.

Уже полдень и пора в путь. Еду селом Синевир, которое не прерываясь продолжается селом Колочава. В Закарпатье можно часами ехать по дороге, проехать 10-к сел и только редкие указатели и жители могут подсказать что это за село. Границ нет. В Колочаве начинаю узнавать дорогу на Комсомольское. Местные-венгры, украинского почти не знают! Наконец с 5-й попытки меня направляют в нужном направлении. Асфальта уже давно нет, дорога из гравия, для езды не очень.Но все познается в сравнении. Навстречу едут побратимы парень и девушка, вело туристы. В глаза бросается снаряжение.Необычные вело рюкзаки как спереди, так и сзади. Каким образом и на чем крепились довольно большие передние вело рюкзаки осталось загадкой. На второй день путешествия для меня уже было правилом не меньше 3-х раз уточнять направление движения. Останавливаюсь. Говорю украинским "доброго дня!". В ответ тишина.Только приветливые улыбки и кивок головой. Спрашиваю дорогу на Комсомольское. Вижу как улыбка на лицах у них исчезает, глаза начинают выкатываться из орбит. Так обычно изображают ужас! Парень спрашивает знакомое со школы:"Do you speak English?" "Немного понимаю"-в ответ, тоже английским. Ну, а дальше он уже и сам забыв свой родной язык, показывает рукой мне направление на Комсомольское и произнеся несколько раз слова "rain way" (дождливый,водный,мокрый путь-я так это понял) начал изображать руками движения, которые мне напоминали глубокие канавы. Девушка рядом почему-то с ужасом на лице вообще молчала и со злостью смотрела на своего друга. Вид у них был довольно опрятный, наверно они ехали с несколькими комплектами одежды. Какая то тревога начала маячить на горизонте. Ну "rain way!", нам не привыкать! Ездили и под дождем. А перевод на русский язык движения его рук и мимики лица стали понятны мне через час. "good-bye!", опять из школьной программы и мы разъезжаемся в разных направлениях.

Еще раз пять уточнив направление движения, многократно перейдя разувшись неглубокую речку и сделав перекус из пряников и помидор, купленных тут же в магазинчике по ценам ниже киевских (И это уже в горах где стоит всего 6 домиков!), стою у начала дороги (местные это называют дорогой!) на Комсомольское.

Моему взору предстал тоннель сверху из веток деревьев шириной 1,5-2 м., а на земле кое-где проступали булыжники. Все это уходило вверх не менее чем 45-50 градусов. Начался подъем. Сразу же вспомнились работы дедушки Ленина, которые мы так усердно изучали в ВУЗах. Одна из них "Шаг вперед, два шага назад". Так приблизительно были преодолены первые 10 метров за 15 минут. Обе руки крепко сжимают оба тормоза. Дело дрянь, нужно разработать другую стратегию передвижения этого тоннеля. Придумываю велосипед со всем снаряжением (около 35 кг.) просто переносить с передышками, сам находясь под углом к поверхности земли-буквой "зю"! Интересно было бы наблюдать все это со стороны! За 30 минут 250 метров благополучно пройдены. Можно передохнуть на небольшой лужайке. Вижу красные ягодки на низеньких кустиках. Типа черники, только красного цвета.Попробовал, сладкие. Ягод оказалось много. И я оторвался на полную, набив свои закрома. Насытившись решил двигать дальше. Слышу невдалеке разговор двух мальчишек, пасущих коров. Уточняю дорогу, иду правильно. Спрашиваю, что за красные ягоды я ел. Они толком не поняв какие я ел ягоды, сказали что это не съедобно и используется только как лекарство и то в очень маленьких количествах. Прикинув объемы съеденного, перед глазами у меня замелькали картины брошенного велосипеда и в рвоте и конвульсиях бьющееся тело одинокого туриста. Стало еще жарче и начало подташнивать. Тут уже и у меня начали глаза выходить из орбит. Подошел поближе, спрашиваю, а что же теперь со мной будет? "Нi чого доброго", прозвучало в ответ, как приговор! Что-то мне после этого совсем плохо сделалось и я даже не вспомнил о своем активированном угле и системе "двух пальцев" в рот. Начал объяснять подробнее, какие ягоды я ел. Ух! Моя жертва вело флягой оказалась не напрасной! Ягоды все же были съедобные, они их называют "кам'яницi", так как они в основном растут на каменистой поверхности. Спасенный и здоровый, остальную часть подъема преодолел уже за 20 минут. Вижу крест, значит уже на перевале Прислоп (920 м). У креста группа молодежи, пешие туристы. У них привал и дальше вверх на гору Стримба, шли пешком из Комсомольского.Уточняю дорогу вниз. Рядом за пригорком слышны еще голоса.Подхожу. Четыре мужичка с велосипедами. Без рюкзаков, так прикалываются катаясь в окрестностях. Узнав вес моего снаряжения, зауважали меня. И показали мне совершенно другой спуск на Комсомольское. В их компании оказался и местный лесник, уже довольно пьяный. Поймал браконьеров и они от него откупились натур продуктом. Лесник направлялся домой и взялся меня сопровождать. Спуск представлял собой месиво в виде двух канав из глины, деревьев и булыжников. Но это пока легче, чем подъем. Рву зверобой на чай. Он тут особенный, живой какой-то и сочный. Моего провожатого пока не видно, сказал что догонит. Наконец догоняет, разговорились и я понимаю его любезность. Ему лучше проводить таких как я, чем потом бегать и искать по горам пропавших туристов. Он как то внезапно опять исчез, а с ним исчезла дорога для танков. Дальше обычное русло горной речки без признаков проходимости. Сворачиваю на небольшую тропу вверх, с уверенностью, что скоро она пойдет вниз. Но пройдя 15 минут, что то мне подсказало что я опять иду на перевал. Спускаюсь опять вниз к месту расставания с лесником. Его по прежнему нет. Вспомнив, что он мне советовал двигаться строго по линии ЛЭП, понял, что дальше предстоит идти вдоль реки. Метров 500 это удавалось, попадались иногда подобия тропок. Затем и это исчезло. Начинаю прыгать с камня на камень. В конце концов, все это заканчивается падением велосипеда в воду и перелетом меня через своего коня и благополучным приводнением. Прыгать по камушкам теперь нужды не было. Я и река стали одним целым! Вот теперь мне и стал ясен смысл рука движений англичанина и ужас на их лицах! Вот тебе и "rain way!". Получай!

Кости целы, велосипед и рюкзаки в норме. Причин для возвращения нет, да особо и не хотелось. Сидеть в ущелье,как отец Федор на скале, тоже не прельщало. Да и только движение могло в данной ситуации согреть. Начинаю движение. Рюкзаки скачут и норовят слететь с багажника. Пришла обнадеживающая мысль: если после этого сплава по реке на велосипеде мои китайские рюкзаки не разорвутся окончательно, то в дальнейшем уже нет причин для беспокойства. С такой розовой надеждой плыву и скачу по камням дальше. Слышу голоса. Спрашиваю дорогу. Мужички показали на подобие конской тропы. Переспросить не у кого. Начинаю подъемы и спуски по колено в грязи. Два коня вежливо уступают мне дорогу. Вид мой наверно так удивил этих вежливых животных! Понимаю, что эта дорога в ни куда! Впереди полянка. На поваленном дереве лежит добротное махровое полотенце, еще влажное. Вижу следы протекторов велосипедов. Это потери англичан. Им уже было не до полотенца, ведь они реку проходили вверх! Сворачиваю на реку, тем более, что ЛЭП шла вдоль ее русла. Через минут 20 повстречался хозяин коней. Мои сомнения в правильности дороги развеялись, я шел верным путем! Два км. до Комсомольского. А по закарпатским мерам это 3. Прошлепал еще пол часа. Наконец меня догнал лесник-провожатый. Еще более пьяный. Сегодня у него охота на браконьеров явно удалась. Русло реки уже стало менее коварным и еще через минут 20 появились контуры подобия дороги. Узнаю причину долгих расспросов о дороге на Комсомольское. Это официальное его название, а историческое Немецкое-Мокрое. Так его все и называют. Расположено оно в Горганах при слиянии рек Брустурянка и Мокрянка, образующих реку Тересва, в 45 км северо-восточнее города Тячев. В радиусе 25 километров вершины Унгаряска (1707 м), Темпа (1634 м), Гропа (1494 м), Братковская (1788 м) и Черная Клева (1719 м).Основано в 1714 году ссыльными австрийскими колонистами из города Ишлу.Мой провожатый предложил поставить палатку на его сенокосных угодьях. Но без костра мне было не интересно. В стороне остался источник с минеральной водой. Но я уже нахлебался вдоволь воды в реке. Да и нужно было побыстрее избавиться от мокрой одежды и обуви. Прощаемся, я еду по селу вдоль речки Тересва. Дорога-гравий и ямы, но ехать можно. Уже смеркается. Местный дядька посоветовал остановиться за мостом на лужайке. Лужайка довольно хорошая, чистая, есть дрова и рядом речка. Селяне ложатся спать рано и будет тихо, с таким настроем я за 3 минуты ставлю палатку. Быстренько разводится костер, крошится салат и заваривается зверобой. Он оказался кстати, что-то начало знобить. Завтрак тоже готов, традиционное мюсли со сгущенкой. Купаться в речке желания не возникало. Посмотрел на свои кроссовки, для дальнейшего пути они пригодны разве что как реликвия. Без сожаления расстаюсь с ними и облачаюсь в запасные. Рюкзак становится легче, пакет на багажнике исчез. Все сделано, зверобой и хорошая доза чеснока и лука приняты. Озноб прекратился. Уже темно, село стоит в полной темноте. Спать и только спать! После 2-х часового купания в речке, спальник и палатка напоминают 5-звездный отель. Сплю. И тут как гром среди ясного неба. Банда сельских детей начинает с топотом и криками бегать возле костра и бросать туда дрова припасенные на утро. Прошу по хорошему уйти. Смех, вопли! Опять беготня и бросание дров. Одеваюсь, оглашаю окрестности матами. Помогло на 15 минут, пока они вдалеке переводили на свой немецкий язык выданные мною словосочетания. Попытка два- уснуть. Но разбойники не унялись и подкравшись начали швырять на палатку камни. Война, так война! Пришлось изобразить Буденного на коне с палкой в руке вместо сабли и с криками УРА пойти в атаку! Помогло. Они посчитали, что я им перекрою пути отступления через мост и им придется тоже не сладко, да и время уже было 23 часа, разбежались по домам. Ночная игра в войну окончена. Сон испорчен. Всю ночь во сне являлись разбойники и горящая палатка.

День третий. Комсомольское-перевал Тювшак. 90 км.

Утро после войны началось довольно рано. По палатке начали постукивать редкие капли дождя. Вот только этого мне и не хватало, застрять в этой немецкой колонии с дикими детьми! С такими мыслями, без особой бодрости и настроения я выполз из своего 5 звездного отеля, превратившегося накануне в линию обороны "Арпада". На противоположном берегу остановился автобус на Тячев, подобрав одинокую пассажирку. Небо не предвещало ни чего хорошего, черные тучи повисли на вершинах гор, да и река как-то не дружелюбно шумела. На мобильном 5 утра. Село странное какое-то,не слышно пения петухов. Ну уж если застрять, то только не в этом сером безликом селе в окружении немцев. Мой опыт подсказывал, что 1,5-2 часа без дождя мне гарантировано. Дальше происходило все довольно быстро и четко. Через 20 минут завтрак закончился горячим кофе, мой друг велосипед уже стоял готовый тронуться в путь. Место за считанные секунды приводится в первозданный вид и только порванные и мокрые кроссовки остаются нетронутыми стоять под вербой. Нужно же банде немецких детишек хоть какие-то трофеи оставить! 5-30 утра, а я уже на маршруте, прибавив уже автоматически к обещаниям хорошего асфальта через 2 км. еще 1 км. 3 км. это не так и много, машин практически нет, можно выписывать какие угодно кренделя объезжая ямы. Так и оказалось. Через 20 минут появились первые признаки асфальта, река Тересва уже становится полноводная и хорошеет на глазах. Хотя дождя не миновать, но настроение улучшается, все радует. Да, не задержись я на перевале, то можно было бы великолепно устроиться на ночлег на берегу реки подальше от цивилизации. Место для стоянки можно выбрать без особого труда. Дорога великолепная, прохладно, река уже совсем могучая, появляются подвесные мосты. В оборудованном источнике пополняю запасы воды. Туман превратился в холодный дождь. Навеса не оказалось, прячусь под клеенкой на окраине села. Пока болтал по телефону, дождь закончился, оставив на асфальте небольшие лужи. Еще пару километров и с Тересвой мы распрощались. Хорошая речка, но поплавать в ней не суждено было. Сегодня какой то православный праздник. Люди тянутся к церквам. А их множество. Служба уже началась. На одной стороне московский патриархат, выставив колонки во двор восславляет патриарха Кирилла, в через дорогу напротив храм киевского патриархата, уже из колонок меньшей мощности, возносит здравицы Филарету. Вот так и молятся. Не службу, а игры патриотов напоминает все это действо. И смешно и тревожно все это шоу наблюдать!

Незаметно остались позади 65 км. неплохой дороги. Начинаю искать село Калины, ведь границ между селами нет и больше часа я еду практически одним селом, а это почти 20 км. Вижу, что въехал в КСП им дедушки Калинина. Оказалось это и есть Калины. Дорога на перевал, не что иное, как улица села. Спешиваюсь, ехать трудно. У встречной женщины уточняю маршрут, все верно. Расстояние до Водицы 4 км., Решил что будет 6, но ошибся, оказалось 7! Снова учусь закарпаткой меры длинны. Но что же тут поделать, в каждом районе она разная. Улица постепенно становится односторонней, домики опрятные, скромные. Перевал пока ни чем не примечателен, источников нет, угроза плохой погоды миновала и солнышко начало делать свою работу. Через пару километров девушка с цветами тюльпанов, на каблуках, довольно быстро идущая вниз по гальке и булыжникам навстречу мне (как это вообще возможно?)подтвердила, что иду я верным путем и до Водицы все же 7 км. Она оказалась права.

Немного о 3-х дневных наблюдениях и 10 минутном рассказе Виктора из Межгорья. Так вот, со счастливыми коровками с колокольчиками у закарпатцев много проблем. Заготовка кормов занимает много времени и труда. Мы любуемся из окон автобусов и поезда красивыми сочетаниями цветов Карпат- темно зеленого и салатного. Темно зеленый это конечно же деревья, а салатный сено косы, а выше к вершинам их называют полонины. Кормов катастрофически не хватает. Почти все эти сено косы поделены и имеют своих негласных хозяев. Ближе к равнине, да и в самих горах все это огорожено. За изгородью скот вообще не пасется. Все это с ранней весны и до поздней осени регулярно косится. Наши городские газоны могут позавидовать карпатским сено косам. Все коротко выкошено, ни одной сухой травки не остается. Немного подсохнув травка водружается на постаменты из невысоких сухих деревьев с коротко обрубленными ветками. Все это аккуратно навешивается на эти деревья и по форме издали напоминает кусты туи или деревья невысоких крымских кипарисов. Так трава в горах даже при дожде быстро высыхает. Фруктовых деревьев в горных селениях нет. В основном яблони, напоминающие дикие. Во дворах огородов нет, а та же самая травка, которая регулярно косится. Закарпатцы любят цветы. Даже высоко в горах, долгом и гордостью каждой хозяйки дома есть наличие цветника из роз, герани, короче всего, что обильно и долго цветет. Обязательно цветы на пороге в дом. Это особенно сочетается и радует глаз в домах деревянных,с элементами национальной архитектуры. Но таких уже осталось не так и много.Все больше у вершин. А села уже красуются 2-х-4-х этажными домами-виллами, не понятного архитектурного направления с красной или синей металло черепицей со спутниковыми тарелками. Хотя цветов тоже много, но они уже и не привлекают особо внимания. Но забравшись на вершину и глядя на все это с высоты птичьего полета, вся эта разноцветность и яркие краски радуют взор.

Рекам вообще не очень повезло. Селяне постепенно их превращают в свалки для мусора от своих строек и пластика. Весь этот хлам сбрасывается на берега речек и ждет наводнений и подъема воды. Все это смывается и уносится в более крупные реки и т.д. Хотя летом река довольно чистая и в это время там купаться можно и нужно!

У карпатского жителя особая походка. Для них даже в 80 лет не стоит особого труда забраться на невысокую горку. В селах практически не встречались ожиревшие местные жители особенно пожилого возраста. Молодые уже начинают набирать в весе. Сбегать местному на горку высотой 500-700 м., это все равно что нам в гастроном через дорогу. Они даже не задумываются, какие расстояния проходят. Хотя машины и мотоциклы уже тоже сделали свое дело. Теперь все чаще слышен рев моторов в горах, кони становятся уже редкостью.

Вот так, за рассказами о карпатском житье-бытье, я не замечая того поднялся на первый довольно высокий и мокрый перевал Калинский (674 м).. Часовня ("капличка"). Обычно стоит крест. Поэтому захожу. Все открыто, убрано, чисто и уютно. Кепка снимается, шорты тоже откатил ниже колен. Ну и что, что я один! Это свидание с Богом! Тут же Евангелие, Матерь Божья, кресты. На скамеечке можно присесть. Тишина, уютно, сухо и тепло. За окошком ветер, лужи и грязь. Попросив у Всевышнего здоровья и благ на остаток пути, перекусив в стороне чем Бог послал (сухой паек и нарзан),окинув взором окрестные не очень высокие горы, начинаю спуск с перевала в село Водицы. (Местные ставят ударение на втором слоге. Если говоришь с ударением на первом, тебя просто не понимают и смотрят как на идиота!). Пытаюсь заговорить с местными девчонками, играющими у дороги в мяч, но они быстренько с перепуганными лицами, вдоль ограды пробежав мимо, скрылись в доме. Дальше с детьми я старался не общаться и уточнял свой маршрут только у взрослых мужского пола особей. Женщины тоже или не понимали языка или не знали дороги. Дорога ужасная, но дома-виллы украшают ее обочины. Тут же на пути огромный особняк, скорее отель, 4-х этажный, с огромным парком-двором и надувным бассейном.Розы, герань, петунии. Все красиво и нарядно. Но это уже не Закарпатье, а скорее Европа. В центре села гравий переходит в 400 м. идеально ровного автобановского асфальта, только гладкого как стекло. Еду, а ощущения езды нет. Вроде бы стою. Наконец уткнувшись в яму и гравий чувство движения возвратились. Узнаю направление на бывшую военную дорогу вдоль границы с Румынией-Брусиловский тракт (40 км.) к новому перевалу в сторону Кобылецкой Поляны. Опять улочка, переходящая в дорогу. Начинаю движение. Справа внизу дворики с выкошенной травкой, грецкие орехи и цветы. Внимание останавливается на усадьбе с огромным парком на холме, а внизу прекрасный фонтан высотой 3 метра, напоминающий фонтаны в старых городских парках. Прикольно, забытое богом село, перевал и фонтан во дворе. Дом, парк, фонтан и цветы очень даже не плохо смотрелись, чувствовались вкус, мера и гармония!

Подъем ни чем не отличался от первого. Только нещадно грело солнце и пришлось вешать на плечи махровую тряпку-кондиционер намоченную водой и периодически поливать водой кепку. Что-то случается с мобильным. Начинают приходить СМС. Это я попадаю в зону румынского мобильного оператора. Шлет приветствия оператор "VODAFONE" Румыния. Я вежливо отказываюсь, наш МТС исчезает вообще на сутки или пробивается на связь на вершинах перевалов. Становится понятным, что высокие горы напротив-это уже Румыния. Те же самые Карпаты, конечно по мощнее и повыше. Да и полонин там почти не замечаю. В основном лес. Наверно Чаушеско их в строгости держал, вот и леса сохранились и нет у них в горах таких регулярных стихийных бедствий. Хотя древесину они где-то брали. Ведь мебель румынская у нас была и есть, и не залеживалась.

Вот так любуясь румынскими пейзажами и борясь с жарой проскакиваю крест, а это означает Верхний Водицкий перевал (600 м). пройден. Пробую спуск на тормозах. Скорость маленькая, но ноги отдыхают. Так с черепашьей скоростью, маневрируя между булыжниками, дергаясь спускаюсь вниз к реке с водопадом. Тень, свежо, дышится легко. Две дороги. Узнаю у грибников с пустыми кошелками правильный путь. Впереди третий перевал за один день, да еще и после ночной войны. Но усталости нет. При спуске заправился в источнике водичкой, тряпка -кондиционер на месте, кепка мокрая. Вверх и только вверх! Там по плану отдых и ночлег. Включаю мобильный, по прежнему "VODAFONE". Во дворе одинокого деревянного дома у дорожки голоса закарпатского суржика. Значит граница не нарушена, я на Украине и завтра смогу откушать в колыбе и рассчитаюсь гривнами. Опять развилка, выбрал правую дорогу, она и оказалась основной, хотя и заросла травой. Это для меня загадка. Вот и стол со скамейками, привычная фамилия

лесника на табличке и сколько ему бедному нужно обойти гектаров леса, остатки очага, море дров.Я на перевале Тювшак (717 м). В лучах заходящего солнца красуется гора Кобыла, Свидовец и Чорна-гора, у ног простирается бескрайняя полонина. Тишь и благодать. Палатка заняла свое лучшее место, ужин готов. Смеркается. Идиллия продолжалась не долго. Местные вышли на вечерний променад на перевал. Два хлопца, пожаловали в гости. Украинский у них свободно. Рассказали о горах, о том что Кобылу я завтра обойду со всех сторон и подымусь почти к вершине. Глядя на эту гору-лошадь и расстояние до нее, что-то в это верилось с трудом! Хлопцы не могли понять, зачем так много воруют наши правители и для чего! Почему они не вкладывают деньги в это сокровище природы-Карпаты. Ведь имея нормальные дороги и сервис, на одном туризме озолотиться можно и Египет останется в ж-пе! Окрестности оглашаются многократным ревом моторов. Это 4 любителя экстрема на спортивных байках в шлемах решили ночью получить порцию адреналина. Включив фары, подняв переднее колесо к небу, оглашая окрестности ревом моторов они через пару минут исчезают в бездне ущелья. Попрощавшись со своими новыми знакомыми, узнаю на табличке, что спуск у меня с утра не длинный-3,5 км. Как быстро ко всему привыкаешь! Прикольно сказано-не длинный! Это уже реальное расстояние, а не закарпатское. Солнце уже зашло. Как спится на перевале, на высоте я узнаю уже завтра!

День четвертый. Перевал Тювшак -перевал Камень-Клевка 34 км.

Половина пути по Брусиловскому тракту, где еще можно соприкоснуться с редкими остатками булыжников у кромки дороги по одному из которых возможно хаживал знаменитый генерал Брусилов в первую мировую войну воюя с Антантой за Веру, Царя и Отечество, пройдены. Одинокая сорока сердито ворча оповестила, что солнце уже взошло. 10 часов сна прошли как 1 секунда. Красавица Белая Кобыла (1473 м) прячется в белых легких облачках. Утреннее солнышко уже озарило противоположную сторону горы. Вот его корона уже выглянула над вершиной и быстренько управившись с облачками открыла взору всю красоту и романтичность этой горы, которую закарпатцы не обделили легендами. В этот момент не хочется ни петь, ни кричать, ни летать, а просто смотреть и смотреть на все это Божье творение.

Но зловещая табличка у стола напомнила мне о том что впереди спуск 3,5 км., которые я без особого труда, болтая по телефону (МТС прорвался), согретый утренним солнышком в состоянии наркомана принявшего хорошую дозу, не заметно пройдя, на финише браво въехал в Кобылецкую Поляну (осн.1672 г.), прямехонько уткнувшись в мост через бурлящую речку. Карты с собой нет. Вправо или влево ехать, вот вопрос? Из кустов как в сказке является девчушка лет 12 в окружении 6 козлят, в джинсах, кроссовках- модница. Повзрослеет и не задержится она здесь надолго, подумал я и первым поздоровался на украинском. Девчонка Инга оказалась не из пугливых, украинский великолепный! Болтаем на равных, как два взрослых о том, о сем. Узнаю, что рядом находится колыба и база отдыха. Но откроется только в 11 (12 киевское время) по местному. Как оказалось, живут они по своему времени и Киев им не указ! Ну это даже и хорошо, приведу себя в порядок и искупаюсь заодно. 1 час свободного времени возле речки оказался как нельзя кстати. Бурлящая под мостом речка Шопурка оказалась с довольно быстрым течением и перекатами. Бурлила и шумела. Шопурка, одним словом! Тут же удобный спуск. Инга, не по годам понятливая и воспитанная, так же внезапно исчезла как и появилась. Можно было помыться как положено, "ню". Солнце уже хорошо пригревало и пару раз проплыв усердно гребя (стоя на месте) против течения прикрываю интимные места. Инга со своими козлятами опять явилась из неоткуда. Я бреюсь и мы болтаем дальше. Отец ее пошел в горы на пару дней за черникой, а они с мамой на хозяйстве. Ей уже пора домой, мы прощаемся как закадычные друзья.

За мостом колыба и база. Ехать не нужно. Оставляю велосипед возле местного, чинившего забор и узнав куда идти на трапезу, по крутой дорожке поднимаюсь вверх. Колыба уже открыта. Как обычно пробежался по меню, посоветовали бограч из венгерской кухни (борщ,гуляш, картофель-все в одном блюде). То что нужно! 15 минут гуляю по базе, довольно ухоженной, с мини сквером, газонами, парком. Рву яблоки, уже созревшие и ни кто не ругает. Прибегает девушка и интересуется, где накрывать. Скажи я на перевале, думаю так оно и было бы. Решили накрыть в уютной летней беседке с видом на парк и перевал на котором я только что был. И вот через 2 минуты стол беседки облачается в белоснежную скатерть, ну а дальше уже все как в лучших ресторанах с зубочистками в придачу. Спешить от такого счастья не хочется. Растягиваю удовольствие на пол часа. Заплатив за сытный обед 20 грн.,полюбовавшись базой (может стоит тут в будущем и отдохнуть)возвращаюсь к мужичку и велосипеду. В разговоре узнал, что мне можно и не ехать 4 км. по селу, а подняться тут же срезав 6 км. прямо на Брусиловский тракт к перевалу Кобыла (870 м). да еще и мимо нарзана. Хорошее дело общение! Поднимаюсь по крутой дорожке опять мимо колыбы, через 100 метров напившись от души и заправив все емкости великолепным нарзаном, как всегда умывшись им, но уже с закрытыми глазами, водрузив тряпку кондиционер на плечи стою на тракте. Дорога для подъема не плохая, строили австрийцы, на серпантинах даже ограды из гладко тесаных камней выложенных башенками, до сих пор еще до конца не разрушенных нашими варварами. Откушав вначале подъема ежевики, пользуясь для охлаждения множеством ручейков и мини водопадов бодро продвигаюсь вверх. Мобильный на одном повороте включается на МТС, сразу же на следующем на "VODAFONE". Выключаю его вовсе. Вот и крест, перевал покорен. Стою сразу же под хвостом горы-лошади. Страшно! Как бы чего не вышло! До вершины метров 600. О красотах вообще не говорю. Бегаю то на одну сторону, то на другую, нужно все увидеть, запомнить. Внизу Косовская Поляна (осн. 17 век) красуется разноцветными крышами и башнями костелов разделенная на две части речкой, перевал который я еще сегодня должен покорить, слева румынские горы, у ног полонина! В путь, со вздохом сожаления! Двигаюсь спешивший, чтобы отодвинуть момент прощания с этим сказочно прекрасным уголком.

Полонина оглашается женскими голосами. Приветствую, "як справи?", интересуюсь. "Сiно робимо" радостно слышится звонкий женский голос. И это на высоте почти 900 м.! От лошадиного зада отъехал прилично, уже бояться не стоит лошадиных шуток. Спуск чередуется ходьбой. Так и двигаюсь по серпантину. Хоть бы не упасть, подумалось, глядя на разлившуюся широким озером мутную густую лужу-канаву. Мысли материализуются. И вот я удачно одним боком лежу посреди этой желтой грязи, перелетев набок через велосипед. Велосипеду грязь не понравилась и он удачно лег на сухое место. Картина получилась веселенькая. Половина меня от колен и до головы оказались оштукатурены толстым слоем мерзкой желтой грязи. Вот в таком виде, как клоун в цирке, наполовину в грязи и явился в Косовскую Поляну. Местные смотрели на это с открытыми ртами, молча провожая взглядами. Наконец и спасение от позора. Речка. Бросаю все и туда. Через 20 минут, я уже стоял в первозданной красе, в беленькой тенниске (отстиралась без мыла), только как мокрая курица. Но не беда, пусть думают, что спасаюсь от жары. Так продефилировав 300 метров селом отыскав улочку на перевал, взбадриваемый мокрой одеждой выхожу к последнему отрезку тракта. За горой уже Рахов. Дорога переходит в асфальт. Перевал Камень-Клевка (1024 м) довольно высокий, время уже позднее и я туда доберусь но останусь голодным-это уже становится понятным. Двигаясь по неплохому асфальту, любуясь Кобылой уже с обратной стороны и румынскими Карпатами, слышу шум ручья. До темноты 30 минут. Бегу на разведку. Место для стоянки великолепное. Огромная поляна в стороне от дороге за холмом, ручей, дрова тут же. На этой стоянке был поставлен рекорд путешествия. За 40 минут все что полагалось было сделано: палатка стояла, костер, горячий ужин, чай, завтрак на утро из мюсли, умывание и при свете полной луны в 22 часа я уже лежу в спальнике на полонине сытый, в тепле и здоровенький.

День пятый. Перевал Камень-Клевка - Перевал Яблоницкий 100 км.

Утро порадовало обильной росой, а значит и день будет солнечным и теплым. Жары как то не очень хотелось. Место великолепное, но долго задерживаться нельзя, перевал еще не покорен и я уже начал отставать от графика на пару часов. На удивление, но коса еще не поработала на этой полонине. Травка высокая и бегать с утра по такому ковру, играющему на солнце капельками росы, что босиком по снегу. Кайф, одним словом!

Вот так и начинаем подъем к вершине последнего перевала на Брусиловском тракте. Дорога хорошая и есть время смотреть на пейзажи. Слева еще видны румынские Карпаты. Солнце, легкий ветерок, пение птиц! Справа плантация кустарника черники. Вся гора! Пару гектаров-это точно. Папа Инги вероятно уже побывал здесь, но после гребенок (местные собирают чернику гребенками) еще можно поживиться. Теперь отставание у меня уже 2,5 часа. Но зато закрома пополнены витаминами.

Перевал покорен, креста не видно. Вероятно не у дороги стоит. Спуск и опять остановка. Бог послал ежевики. 30 минут кушаем. Отставание 3 часа. Прощайте гора Белая Кобыла и румынские Карпаты. Дорога на спуске ужасная, но опыт уже имеется и начались скачки по булыжникам. Так и едем, да еще и созерцаем новые пейзажи тоже радующие глаз. Встречается множество красивых птичек, я таких раньше и не видывал. Так и прискакал на окраины Рахова. Река, вытекающая из водопада, уже одета в бетон и бежит под окнами и под крылечками, служащими мостами, прямо по усадьбам. Вот это да! Иметь 20-40 метров собственной горной речки с кристально чистой водой. Тут и прохлада в жару, и приятный шум воды, да и охладиться при желании тоже можно. А развив фантазию, можно и турбину поставить и электроэнергией себя обеспечить. Рахов (осн. 1447 г.)довольно милый и уютный городишко, с привлекательными строениями разных времен и народов на реке Тиса (1358 км), несущей свои воды в Дунай. Недалеко географический центр Европы. Ехать много не пришлось, местные таксисты посоветовали откушать в ресторанчике недалеко от центра. Заведение в стиле 70-х брежневских застойных времен с огромными картинами карпатских пейзажей на стенах. Такое ощущение, что художник малевал их очень сильно абстрагируясь. Пейзажи скорее напоминали марсианские. Меню обширное, цены супер демократичные. Откушав полный комплект из 3-х блюд и побаловавшись отличным кофе, увидев в работе ЭВМ 60-х -счеты на которых мне калькулировали съеденное и заплатив всего 20 грн, начинаю догонять отставание от графика. В магазинчике на окраине пополняются запасы овощей для ужина и булка серого хлеба выпеченного на дровах в Великом Бычкове, через который меня усердно уговаривали ехать местные и не лезть на эти чертовы высокие перевалы. Но им всего не понять, они живут здесь. Но хоть таким образом я познакомлюсь с этим Бычковым!

Дорога великолепная, мелькают села, справа Тиса и железка из Рахова на Ворохту. В Тисе еще не плавали. Хочется поплавать "ню". Через часик приглянулось место у дороги но вдали от глаз людских. Коза, пасущаяся, помехой не была. Получасовая стирка, мытье и купание в бурлящей горной речке. Гудок поезда напомнил, что пора в путь. Белье вешается на сушку, только так в движении и можно высушить. Украшенный со всех сторон выстиранным бельем и соревнуясь в скорости с пассажирским дизель-ком, иногда прячущимся в тоннелях, проехав 30 минут останавливаюсь у самого высокого водопада Карпат-Труфанец.

www.youtube.com/watch?v=XwSBqUDB_lY

Поток которого берет начало в субальпийском поясе на высоте 1720 м у подножья горы Близница. Длина потока - 2830 м. В лесном поясе он частично (230 м) протекает под землей. Высота водопада 36 м. Впечатляет!

Педали крутятся, после перевалов это в удовольствие. Мелькают села, железная дорога то исчезает, то появляется вновь, горы на глазах отступают, леса на них все меньше. Центр Европы уже давно позади. Прощай Тиса красавица! Начинается небольшой подъем-перевал Яблоницкий. 931 м над уровнем моря, но я наверно и так на высоте 700 м.,поэтому подъема на него и не чувствуется. Закарпатье позади и я уже в Ивано-Франковской области. Карпаты разбаловали. Запасы воды иссякли, нет и источников у дороги. Пришлось воспользоваться умывальником ресторана на перевале. Смеркается. Впереди речка, за мостом решаю свернуть на пригорок в лес, нахожу милое местечко вдалеке от дороги в папоротниках под кронами смерек. Вполне уютно. Палатка ставится на мягкий мох. Отставание от графика 2 часа. Во сне мелькают картинки увиденного за долгих пять дней пути.

www.youtube.com/watch?v=bF22MsCWQSY

Завтра будем входить в график!

День шестой. Перевал Яблоницкий-село Соколовка, Косовского района. 110 км.

Утро туманное, утро седое... (слова романса). Таким примерно оно и было в это утро. Да еще и температура не больше +6. Одев красную куртку, как светофор, потихоньку начинаю движение при видимости 30 м. Не поняв указателя (наверно не я первый, прикольные у них они!) еду по прямой. Опять железка, справа река Прут. Красота, горы уже опять высокие, но уже отличаются от закарпатских. Указатель слева на водопад Гук. Это не насторожило, ведь в описании маршрута его не было! Так любуясь отелями и Прутом проехав 7 км. и не обнаружив на пути Ворохты, засомневался. Встречные туристы в рюкзаками, сказали что я проехал свой поворот и нужно возвращаться. Теперь дорога вверх по течению, а это означает, что поработать ногами придется изрядно. Осматривая те же пейзажи, проехав указатель на водопад Гук уже с правой стороны нахожу нужный поворот на Ворохту. Вот так нагнал! Опять отставание 3 часа. Сегодня опять церковный праздник. Люди одеты в национальные вышиванки тянутся к церквам. Очень даже красиво.

Горы не очень высокие но лесистые. Где то здесь исток Черемоша. У обочин машины, народ с кошелками спешит в лес по грибы. Начинается Верховинский район. Навстречу одинокий турист с рюкзаком с противоположной стороны дороги машет мне рукой, показывая остановиться. Опаздываю, но торможу. Парень лет 22 с какой то неестественной перекошенной улыбкой. "Добридень!" выпалил я ему на украинском. В ответ кивок головы. Робко спрашивает на русском, откуда я? Отвечаю из Киева. Значит вы понимаете русский? Естественно! И тут его прорвало. А я из Донецка! Становится все понятно. Парень попал в логово националистов и бандеровцев! И боясь, что его вычислят, прикинулся глухонемым. Радости у него не было границ. Расспросы, как и где можно покушать и где остановиться на ночлег. А то у него нет палатки. Интересно, откуда и сколько он так шел пешком, и с какой горы спустился прячась от "клятых бандеровцев". Успокоив его, сказав что за гривны его и бандеровец приютит и накормит и ни кого бояться не нужно, расстаемся. И смех и слезы! Ни сказать, ни пером написать! Зомбировали на Донбассе всех что-ли! Ну да ладно, мы на отдыхе, крутим педали !

Верховина встретила прекрасным источником. Черемош уже могуч и видны катамараны идущие вниз по течению. Им легче, плыви себе! Кручу дальше. Жара уже зашкаливает. Опять нахожу место для купания "ню". Вода ледяная, холоднее намного Тисы. После второго макания меня из воды не вытянешь! Течение сумасшедшее и плыву только против него. А то унесет в низ и как потом в "ню" возвращаться по дороге.

Развилка. На Черновцы дорога влево. Ну и поехал туда. Через 7 км. уже на середине перевала переспросив у местных, стало понятно, что мы разошлись в направлениях с маршрутом и один день буду ехать по своему направлению через Косов, а не через Вижницу. Перевал Буковецкий (830 м) уже позади. Но зато у меня был еще один такой красавец! Дальше спуск, покупка белых грибов. Выторговал 10 грн. Горы, реки все красиво, да и крутить не нужно. А еще впереди вырисовывалась картина из запаха приготовленных грибов, еду и радуюсь жизни! У села Соколовки река Рыбница уже полноводная и у обрыва прекрасный пляж, делаю остановку. Поиски места подальше от дороги с дровами и водой занимают 20 минут. Зато возле огромного камня с меня высотой,стоящего вдали от горы у которого я и приютился с палаткой. Через 30 минут, на ужин Бог послал мне котелок гречки с грибами и луком! А запах! Оставив половину грибов на завтра. Думаю после долгой дороги на Черновцы (самый длинный равнинный участок) они мне будут кстати на ужин. Ну а картошка к ним будет в самый раз. Но это уже завтра!

А пока полюбуемся водопадом Гук Женецкий, который я так и не увидел!

www.youtube.com/watch?v=7WH2uufFeCs&feature=related

День седьмой. Село Соколовка - село Бояны. 120 км.

Полная луна,как то мгновенно превращается в утреннее, но припекающее солнце. Толи еще будет, а впереди самый длинный участок по равнине! Так встретило меня 6-е утро под Соколовкой. В путь, жаль расставаться с красавцем камнем, так же одиноко стоящим над обрывом над Рыбницей, как и я на маршруте. Жаль, что безмолвный, а то сколько бы он мог мне поведать!

Речка в 7 утра встретила безлюдным пляжем и великолепным 1 м. глубиной бассейном. Вода с утра +16. Красавица, играя в лучиках утреннего солнышка манила в свои объятья. Плавать в такой купели в одежде, грех. Вот так, слившись в единое целое, согревая ее своим жарким телом, наслаждаюсь каждым мгновением.

10 километров и окраины Косова приветствуют меня отличным источником, последним на моем пути. Горы уже вдалеке, впереди до самого горизонта равнина. Как тут не остановиться, не попрощаться с Карпатами, служившими гостеприимным домом мне 6 дней и баловали отличной погодой! Наверняка я оказался желанным гостем!

www.youtube.com/watch?v=jSTz0JvWXQs&feature=related

Городок Косов уютный, самобытный, не испорченный строениями типа "хрущевок". Даже со своим бомжем сидящим у дороги ранним утром. Дорога отличная. Остановки в нем не предусмотрено.

На Выжницу. Там я должен опять встать на маршрут с небольшим отставанием. Почти в каждом дворе кап-лычки. Здесь они уже побогаче и наряднее. Останавливаюсь в селе Куты у забора-фонтана и источника одновременно и с прекрасной кап-лычкой. Если уж остановка, то как не воздать Господу за 6 дней благополучия в странствиях! Кап-лычка скорее напоминает мини церковь, есть и свечи.

А фонтан произведение искусства. Как то не принято в этих краях прятать такую красоту за крепостными стенами особняков. Любому путнику они доступны и радуют взор. Появляется хозяин, как тут не похвалить его шедевр и вкус воды! Для него это наверно, как бальзам на душу. Беседуем. Украинский на Прикарпатье уже норма. Он так расчувствовался, что предложил подбросить меня до Каменска. Это было бы уже не честно. Будем крутить педали. Тогда мы наметили более интересный путь по лучшей дороге срезав 18 км. через Снятин. +30, без кондиционера ни как. И так в мокрой одежде, знакомлюсь с каждой речушкой. Аккуратные ухоженные села, но это уже не карпатские с цветами. У очередной почти горной речки 10 минутный отдых. Тут же местный мальчишка с милым псом чау-чау (чао-чао). Как то стыдясь, что у речки такое имя, сказал что зовут ее Кривулька. Услышав в ответ, что это даже очень красивое название и речка сама тоже неплохая почти горная, сразу озарился гордостью на лице. Пес Бек, не хотел слушаться хозяина, с такой шерстью ему было жарко и он норовил шлепнуться в Кривульку. Вот так, Кривулька обеспечила мне еще 10 км. вполне комфортной поездки.

Вот и мой старый знакомый Прут, вдоль которого вчера я дважды дефилировал. Полноводный,равнинный по берегам верба. Цвет воды уже не горной реки, но еще не равнинной. Остановка. Вода в пределах + 24. Течение не сильное. Переплыв пару раз 80 метровой ширины реку, одолеваю довольно крутой подъем в Снятин (осн.1158 г.). Проехав по центру этого древнего городка возле ратуши одной из наивысших в Украине (высота башни 50 м.),ленивые жители строили которую почти 40 лет и закончили аж в 1901 году. Покупая овощи на ужин, как то не придал значения тому, что продавцы называя цену с копейками, любезно отказывались от предложенных мною 50 и 30 копеек.

Меня уже приветствует Буковина. До Черновцов еще около 35 км. Рек уже почти нет. Равнина и палящее солнце. 16 часов, Черновцы. Этот исторический город я уже дважды посещал. Остановки не будет,поэтому по свежему асфальту (ждали Президента), с заасфальтированными люками (наверно, чтобы ВИП персону не трясло в лимузине), через час стою уже у Газели с арбузами за КПП ГАИ. Арбуз после такого марафона в жару-в самый раз. Брать целый, много. И удача, продавец-молдаванин на моих глазах раскалывает огромный арбуз на две части. Мне половину взвесите! Бери, не взвешивая, молдаванин протягивает мне вторую половину арбуза. А сколько я тогда должен? Бери и еж, в ответ! Вот так, присев рядом с ГАЗелью на покрышку на обочине, пожелав молдаванину всех благ, быстренько управился с арбузом. Утром решил глянуть в зеркало, на кого я уже стал похож. Что-то подавать уже начинают!

Уже 20 часов, а я кручу. Мест совсем нет. Смеркается, Хоть в поле становись. И чудо. Оазис в пустыне. Справа внизу приличное место. Деревья, кустарники и далеко от дороги. Спустившись, Бог наградил меня еще и прекрасной маленькой чистой речушкой Хукив, не ведома от куда взявшейся в степи, выкошенной лужайкой для палатки и для интерьера огромным кустом с красными гроздьями калины. Но при свете луны созерцать все это долго не пришлось, это не Карпаты, полчища комаров отправили меня предаться сну.

День восьмой. Село Бояны,Черновицкая обл.-село Жванец,Хмельницкая область. 50 км.

Утром оазис порадовал огромным кустом густо украшенным красными гроздьями калины над речкой заменив солнце. Комаров нет. Дрова уже заготовлены с вечера, а вот на что водрузить котелок-проблема, которая за 10 минут разрешилась. Кирпич и старый чайник, служившие опорами для перехода речки, временно заняли место на кострище. На завтрак готовятся белые грибы с картофелем. Прощай прекрасная стоянка, куст калины и речушка Хукив. Впереди 45 км. пути и по плану крепость, одно из 7 чудес Украины.

В зеркало как-то не глянул. Вода закончилась, в первом селе молдаване дали пополнить из колодца запасы, а заодно в дорогу собрали пару кг. великолепных сочных яблок. До Хотина провизия пополнилась помидорами, огурцами и перцем. Все же не плохо, что я не испортил свой образ странника. Принимать подаяния даже приятно! Вот так незаметно, пополнив свои запасы свежайшими овощами и фруктами Буковины,в азарте даже, промелькнули 45 км. Я уже в старинном 1000 летнем Хотине. Город тихий, спокойный, даже табличка налоговой инспекции совсем не раздражает. В центре огромный парк с собором и колодцем. Вода в колодце замечательная.

Вот и крепость. Сколько судеб и войн, крови, побед и поражений довелось увидеть этим камням! Мне же, сидя на крепостной стене, воображались картины короткой мирной и обычной повседневной жизни наших замечательных предков.

www.youtube.com/watch?v=47w2TQmnqno&feature=related

Прощаюсь с Хотином, прощаюсь с Буковиной. За Днестром уже другая область, Хмельницкая. Сегодня решено сделать полу-дневную стоянку. И переехав еще один мост через устье речки Жванчик, по совету местного автолюбителя, останавливаюсь у реки Днестр уже в Хмельницкой области. Одинокий рыболов лет 25, напоминающий одного из "сладкой парочки", только в одних трусах (понимаете на чем держащихся спереди) бегал по берегу, добывая рыбу. Да, чтобы эта свинья в трусах не уменьшалась в размерах, рыбу нужно добывать круглосуточно и ведрами. Так оно и оказалось. Мой не очень общительный знакомый ушел на обед, оставив на меня свои снасти. Я же занялся приведением себя в порядок (завтра поезд) и отметился купанием в Днестре. Поблизости не было ни кого. А голоса четко слышны. Ближайшие люди в 800 метрах на пляже на другой стороне реки. Я даже различаю отдельные слова. Первый раз с таким встречаюсь. Феномен какой то!

Мой знакомый-свинья вернулся не один, а с еще двумя рыболовами, но уже на его фоне нормальных габаритов. У каждого удочки. Удочки брошены на берегу и все они дружно начали вытаскивать из воды сети-донки, о которых я и не знал. При каждом шуме мотора проплывающих вблизи лодок они, подобно персонажам фильма "Пес Барбос и необычайный кросс", усаживались на ведра бросая сети, хватали удочки и изображали рыбаков. До динамита не дошло!

Закат встретил любуясь Хотином.

День девятый. Село Жванец-Каменец-Подольский. 16 км.

Сегодня планирую день отъезда. Впереди 16 км. Спешить до Каменца особенно нет нужды. С утра плаваю уже в Жванчике, дотронувшись рукой до скалистого противоположного берега для зачета, как в бассейне на соревнованиях. Еду по Товтрам, бывшему дну неглубокого теплого моря,которое миллионы лет назад хозяйничая на этих землях оставило нам на память уникальный барьерный риф органического происхождения.

Каменец-Подольский состоит из двух частей, старый город и новый. Я еду новым городом, описывать который нет нужды, на вокзал. Билетов на вечер уже нет, беру на ночной экспресс, в надежде что все же уеду вечерним, ведь там есть 3-и полки. День решено посвятить старому городу.

Вот так, не спеша и преодолеваю мост через каньон, который заслуживает, чтобы остановиться и полюбоваться отвесными скалами. За мостом уже старый город не испорченный новыми постройками. Все это достойно 7 часов моего свободного времени.

На протяжении длительного времени - почти 500 лет, в городе одновременно существовало 3 национальные общины: армянская, русская, и литовско-польская. Тут православные храмы соседствуют с католическими и армянскими. По старому городу хочется гулять бесконечно долго, не спеша осматривая его и попивая кофеек в уютных кафе.

Не хотелось уподобляться возбужденной мадам,которая бегала кругами вокруг Петропавловского костела и пыталась найти какую-то святую руку, к которой перед выборами преклонялась сама Юля. Кто такая Юля, ну не знаю, запамятовал?

Старая крепость. Уже отличается от хотинской. 3 часа для ее осмотра как раз достаточно.

www.youtube.com/watch?v=yymv5n7h5WQ

Прощай милый, старый город!

Часовой отдых в парке у фонтана с трансляцией "Хит FM". Уже через 30 минут знаю все новости и наслушавшись музыки ближе к вечеру занял мини комнатку в зале на вокзале солидных размеров, с которого за сутки отправляются всего два пассажирских поезда. Вечерний состав уже стоял на перроне. Ожидание 2 часов ночи как то не прельщало. Проявив смекалку,общение и расположение кассира к себе, за 30 минут до отправления желанного вечернего в плацкартном вагоне с третьей полкой наверху, стал обладателем билета с отличным местом внизу и нормальным попутчиком, да еще и за пол цены!

Сегодня уже спим под стук колес. Но сон, как то не идет и я почти час смотрю в ночное окно, вместо мелькающих полустанков вижу...

www.youtube.com/watch?v=t2a6MPWr-J0&feature=related

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея