Тип материала: Дневник Регион путешествия: Монголия
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: I

Даты путешествия: 30 апреля - 10 мая 2010 г.

Автор: Александр Абаев (Иркутск)

Наш маршрут: Наушки - Кяхта - Алтан-Булак - Сухэ-Батор - Дархан - Улан-Батор - Сухэ-Батор - Наушки.

Долгожданный вечер - 30 апреля, съезжаемся на велосипедах к вокзалу в городе Иркутске. Здесь начинается наш маршрут. Визы получены, билеты куплены, рюкзаки собраны - вперед! Разбираем и пакуем велосипеды, грузимся, небольшое ожидание, и вокзал нашего родного города остается позади. Едем, знакомимся под стук колес (фото 01).

Следующим утром поезд привозит нас в Наушки, здесь собрав велосипеды и приладив на багажники рюкзаки, 19 велосипедистов стройной колонной вытягиваются в сторону Кяхты (фото 02). 30 километров проезжаем быстро и останавливаемся у стелы при въезде в Троицкосавскъ (старинное название Кяхты). Дожидаемся отстающих, фотографируемся и въезжаем в город (фото 03, фото 04 и фото 05).

Знакомство с городом начинаем с местной позной, под окнами которой выстраиваются 19 велосипедов - смотрится эффектно. Дальше размещаемся на квартире, идем гулять, смотрим старинную архитектуру домов, церкви, беспрерывно снимаю. Все пропитано историей.

Вечером, помывшись в бане, застилаем пол двухкомнатной квартиры коврами и ложимся.

Утром ранний подъем, завтрак и переезд до перехода через границу. Все проходит быстро и без проблем. Ставим печати в паспорта, заполняем декларации и через некоторое время переступаем пределы нашей страны, и вот она - Монголия! Полоска асфальта бежит мимо поселка Алтан-Булак в сторону конечной цели маршрута, столицы Монголии - Улан-Батора. Бескрайние просторы монгольской степи оконтурены по горизонту линей чуть поросших лесом цепей гор, вдоль дороги местами рассыпаны пески, одинокие деревья, красно-белые столбики дорожной разметки и ветер. Едем первые километры (фото 06).

После 20 километров дороги на горизонте возникает Сухэ-Батор. Здесь у нас запланирован обед в местной позной. Удивляет размер порций - гораздо больше, чем у нас. Деньги мы поменяли на границе по курсу 46 тугров за один рубль. Так что теперь вкушаем местную кухню. Много мяса, все крупно порезано. После обеда и короткого отдыха отправляемся в дальнейший путь. Поднимаемся в перевал Арангатын-Даба и рассматриваем долину Еро-Гола (фото 07).

Приятный спуск и останавливаемся на ночлег, не доехав километра три до реки Еро-Гол, в придорожном кафе. Рядом проходит железнодорожная ветка, она не электрифицирована, как и большинство железных дорог Монголии, поэтому появление поезда издали ознаменуется дымовой завесой работающего дизеля (фото 08).

Утро началось со штурма перевала Хамар-Даба. На его седле у дороги стоит ступа, рядом три молитвенных барабана. Осматриваем окрестные возвышенности (фото 09).

Дальше с перерывами на отдых поднимаемся в перевал Хара-Моритын-Даба и спускаемся к живописному озеру Цаган-Нур. По карте оно обозначено соленым, но попробовать не удалось, лишь запечатляю его водную гладь на фоне окружающих безлесных пространств и снова в путь.

Местами попадается монгольские юрты (у которых можно различить спутниковые антенны и солнечные батареи), загоны, пасущиеся стада овец, коз. Бродят лошади, а возле озера встречаем первого верблюда, мирно пасущегося и выказывающего полное безразличие ко всему (фото 10).

Стела города Дархана окружена песками (фото 11). Останавливаемся около нее, и пока делаем групповые снимки, к нам подходит колоритный монгол в национальном костюме и обычной бейсболке. Молчит, лишь держит на привязи коня. Я не удержался и снял его. Хороший снимок! (фото 12).

Проезжаем сам Дархан. Очень красивый населенный пункт, есть на что взглянуть, но наше знакомство проходит только с местным супермаркетом и мы покидаем город. За городской чертой, у дороги скульптура металлурга из прутьев и листов стали (фото 13).

Отъехав километров 25 от города, встречаем придорожное кафе. Здесь и находим пристанище на ночь. Однако монголка, заведующая этим заведением, очень хитра и все время путается взять больше тугров, чем положено, но мы строго следим за ней.

Интересный факт - в степи были встречены клещи.

На ночь нам выделили небольшой домик, и пришлось ставить палатки во дворе. Вечером был замечательный ужин, попробовал местных бууз (поз) и хушуртов (чебуреков). Пели песни, слушали русскую музыку на местном магнитофоне и затемно ушли спать (фото 14).

С утра подкрепившись омлетным блюдом, отправились в путь. Проезжаем Баянгол и поднимаемся под седло перевала Нарий-Хенди-Дава. Приглядев под седлом небольшую полянку, справа от дороги, встаем там на ночлег. Устанавливаем лагерь, ломаем и собираем сухие березы на костер, варим ужин.

Вдвоем с Дмитрием поднимаемся на соседнюю вершинку. Там долго сидим, любуемся закатом, раскинувшимися пейзажами. Дима стучит в бубин. Этот звук как шепот степи, как будто все окружающие вокруг получает голос и повествует нам о былом времени. Догорает закат, потянуло свежим ветерком, пора спускаться в лагерь (фото 15).

Перевалив через перевал на следующий день, проезжаем по живописным местам, штурмуем еще перевалы. Перед Баянчандманем на полях наблюдаем минисмерч. Он проносится стороной, подняв тучу пыли.

В Баянчандмане обед, и снова дорога. Любуюсь окружающими видами. Степь выглядит неодинаково - где-то кусты травы, где-то проглядывает почва, по долинам рек заросли ив и кустарников. По склонам возвышенностей проходят стада коз и баранов.

Ночлег в юртах, на базе, у урочища Шулгийн-Энгер. Состоялось знакомство с монгольским бытом. Войлочная юрта имеет внутри простое убранство, печь для отопления, сверху покрыта плотной тканью. Ставиться на деревянный расписной каркас. В современном исполнении сделана деревянная дверь. Хоть и май на дворе, но ночью свежо. Приходится подтапливать (фото16).

Спалось на удивление хорошо и с утра с новыми силами мы въехали в столицу - Улан-Батор (фото 17).

Еще издали город поразил своими контрастами. Многоэтажная застройка переходит в юртовый пригород, который во многих местах поднимается по окружающим возвышенностям.

Перед городом отворот к погребальному комплексу. Здесь размещен храм, крематорий. Подъехали к дверям, спрашиваем охранника разрешения осмотреть комплекс и проходим за ворота. Куриться дым, у входа скульптуры культовых существ. Стараемся сильно не маячить и быстро двигаемся дальше в город.

Движение усилилось. Едем колонной. Водители довольно вежливы, некоторые приветственно сигналят (как и на трассе). Наша гостиница почти на другом конце города, проезжаем по многим главным улицам. Движение немного расслабленное, допускаются мелкие "шалости", но все реагируют на это спокойно. Простой пример: машина перестраивается из потока на встречную полосу, вся улица останавливается и ждет ее, хотя нарисована сплошная линия.

Что бросилось в глаза - высокие бордюры тротуаров. На такие и не сразу запрыгнешь на велосипеде. И пыль, пыль - везде пыль. Монголы ходят в масках из шерсти и простых медицинских.

Пока двигаемся по городу, от колонны отстал один из наших. Останавливаемся и ждем его. До гостиницы оставалось недалеко, но ехавшие сзади не досмотрели, что замыкающего нет. Начинаем поиски. Пошли по рукам карты Улан-Батора. Делимся группами, привязываемся к основным улицам и светофорам, чтоб самим не потеряться. Уезжаю на въезд в город.

Тем времен в окружающей степи подул ветер и принес на город облако пыли. Еду, на зубах все хрустит. Уже хотел повернуть обратно - все, край города, здесь мы точно были все, как слышу сбоку спокойный голос: "Саня, я здесь! У меня лопнула вилка". Спрыгиваю с байка и подхожу к Антону. Ему уже помогли местные - байк со сломанной вилкой лежит в кузове грузовика, но они не знают куда ехать. Ура, нашелся! Закидываю свой байк в грузовик, садимся вместе и едем к перекрестку, где нас ждут.

Добираемся до гостиницы байки в гараж, сами в душ. Приводим себя в порядок и идем ужинать. На первом этаже гостиницы "Чайндмань" неплохая бюджетная столовая. О монгольской кухне можно говорить много, просто скажу так - вкусно, сытно, размерно, дешево. Надо пробовать.

После ужина идем гулять по городу к центральной площади Сухэ-Батора. Центр города по-европейски красив, лишь степная пыль выдает географическую широту Монголии. Есть высотные здания в современном стекло-пласкивом исполнении, но среди них очень много зданий в национальном архитектурном стиле (фото 21 и фото 22).

Площадь Сухэ-Батора располагается у здания правительства. В центре памятник Сухэ-Батору. Слева от правительственного здания, во дворе, Музей национальной истории Монголии.

На площади встречаем наших, все гуляют.

Много монголов постарше знают русский язык, молодое ж поколение, не понимая, разводит руками, так же разводит и в случае с английским языком.

На обратном пути проходим мимо музея Choijing Lama Temple. Очень интересное место. Здесь богатая коллекция монгольских скульптур, знаменитых масок (используемых для церемоний и религиозных танцев) и живописи. Сам музей располагается в храмовом комплексе, построенном в 1908 году. Богато украшен.

Вернувшись домой вечером, взяв в соседнем супермаркете местных напитков (выбор продуктов очень хороший, особенно удивило наличие дешевых фруктовых напитков с мякотью) и вяленой конины, сажусь на подоконник. Хоть и второй этаж, но вид хорош. Город горит своими огнями, живет и дышит потоками машин. Замечательно.

Утро выдалось жарким. Завтракаем и отправляемся в путь к 40 метровому памятнику Чингисхану, который расположен в 50 километрах южнее столицы, в степи (фото 18). Именно здесь, по преданию, великий монгольский полководец нашел золотой кнут и понял свое предназначение. На этом месте возвели круглое здание, где собственно и лежит гигантская копия кнута (фото 19). На этом здании-постаменте установлен 30 метровый памятник - Чингисхан на коне. Внутри него оборудован лифт, можно подняться и осмотреть окрестности с головы коня, что мы и сделали. Красиво. Вдали, на хребтах, угадывался снежок.

Смотрит Чингис на юг, на свою родину. Вокруг памятника сооружается парк отдыха. Но пока только установлены несколько юрт, да в самом памятнике сделана сувенирная лавка и кафе. Строили памятник строители с разных уголков мира.

К обеду приехали в город. Продолжили знакомство с местным рынком и магазинами. Погуляли по главным улицам.

Вечером попрощались с нашим водителем - Батху. Завтра у нас поезд до Сухэ-Батора и сопровождение нам уже не понадобиться.

Утро дня отъезда из города напомнило о доме. До поезда еще было время и поэтому пошли докупать разные монгольские штуки. Сходили к железнодорожному вокзалу, посмотрели на коллекцию локомотивов рядом (фото 20).

К обеду освободили номер в гостинице и перебазировались на ж/д вокзал с вещами (фото 23 и фото 24).

В поезде специально выделен прицепной вагон под груз, куда с успехом мы сдали байки (фото 25).

Только поезд набрал скорость, по вагону понесли продавать сваренные куриные яйца и минишашлычки. Хорошо у них!

В пять утра мы в Сухэ-Баторе. Антон так и не нашел подходящую вилку на велосипед в магазинах Улан-Батора. Грузим его и свои кули в грузовик и отправляем в Алтан-Булак. Сами едем не торопясь следом (фото 26). Дорога уже знакома и скоро подъезжаем к границе. Немного ожидания - пропускают военных к параду (9-е же мая как-никак!) и мы въезжаем под звуки оркестра в Кяхту (фото 27).

Обедаем. После небольшой участок дороги вдоль границы до Наушков, а дальше поезд, который доставит домой (фото 28).

И по сей день, вспоминая май, закрываю глаза, слышу звук Диминого бубна, и передо мной открывается просторы этой удивительной страны с ее добрыми жителями.

Добавлено: 02.12.2010 г.

Девятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в МонголиюДевятнадцать велосипедистов и машина, или майское путешествие в Монголию