Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Монголия
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: III
0 898 0

Сроки путешествия: 28 апреля - 10 мая 2011 г.

Автор: Александр Абаев (Иркутск)

Остались позади дни тренировок, сборов, оформления документов и билетов. Впереди ждал желанный путь. 23 участника этого велопутешествия собрал под свое руководство Колмаков Александр Евгеньевич (все жители Иркутска и его окрестностей), преподаватель Иркутского государственного технического университета. Им же был разработан маршрут (через населенные пункты, названия взяты с российской карты): Наушки - Кяхта - Алтан-Булак - Сухэ-Батор - Дархан - Орхон - Барун-Бурэн - Эрдэнэт - Булган - Бурег-Хингай - Улан-Батор - Кяхта - Наушки. В дальнейшем экспромтом претерпевший изменение на участке: Булган - Улан-Батор. Здесь мы решили углубиться еще дальше на юг и посетили Хархорин (Хара-Хорин).

Наше путешествие было приурочено к празднованию победы в Великой Отечественной Войне. Официально мы были участниками акции "Георгиевская ленточка", у каждого велосипедиста на протяжении всего маршрута на руле была повязана оранжево-черная лента.

О стране

Подробную информацию о стране можно получить с соответствующих ресурсов и источников. Мы ехали в Монголию уже не первый раз, и имели представление о климате и укладе жизни местных жителей.

Здесь отмечу несколько значимых аспектов.

В Монголии нет перехода на летнее время, и они живут на час назад, когда у нас уже состоялся переход на летнее время.

В этой стране не принято торопиться, поэтому планируя обед в кафе, так называемом "цайны газар", нужно быть готовым, что времени на это может уйти до полутора часов. Монгольская кухня изобилует мясными и очень объемными блюдами, не нужно заказывать много (порой название не отражает всего объема блюда: в меню указано "гуляш" или "омлет", но помимо основного на тарелке принесут: рис, овощи, салат и др.). Очень много баранины. Мясо они рубят, а не перекручивают. Есть различные варианты: лапша (блюдо цуйвань и в супах), бузы (наши позы), хуушурты (более привычны у нас как чебуреки) различные варианты омлета, гуляша и бифштекса. Вегетарианских блюд нет (только салаты).

Хоть и построен монгольский язык на основе кириллицы (добавлены несколько букв), но понять совершенно не возможно. Лишь некоторые заимствованные слова понятны. В сельской местности только монгольский язык, в городах немного знают русский и английский. Первый имеет преимущество среди старшего поколения, помнящего годы совместного хозяйствования в содружестве с Советским Союзом.

Сами монголы, с которыми нам пришлось контактировать, отзывчивы и доброжелательны. В степи сохраняют свой коренной образ жизни - пасут домашний скот. Современные возможности дали в юрту свет от солнечной батареи и аккумулятора, спутниковую антенну и телевизор. При этом сохраняются предметы старинного убранства.

Резкоконтинентальный климат страны определяет сухость и обильное распространение степей и пустынь (в Монголии термин "гоби" используется не только как собственное название, но и как нарицательное для пустынных и степных участков).

Как показал опыт, случаются природные аномалии, и весной выпадает годовая норма осадков в виде снега (подробнее об этом ниже).

В Монголии отсутствует транспортный налог и поэтому здесь платные дороги. На въезде и выезде из каждого (крупного) населенного пункта на федеральной трассе установлены пункты приема платы за проезд (велосипед - бесплатно!). Стоимость небольшая: от 500 до 1000 тугриков.

Получение виз и дорога

В Иркутске находится Генеральное консульство Монголии, поэтому все вопросы мы решали на месте. Процедура оформления визы со дня подачи документов - 5 дней (несрочная виза, срочная 1 день, но плата 100$). Лучше оформить приглашение с монгольской стороны, так стоимость консульского сбора меньше.

Долгожданный вечер дня отъезда основной части группы, 28 апреля, принес сюрприз в виде дождя. Садились в поезд (№ 362, Иркутск - Наушки) под его тихий шепот. Отправление по расписанию в 21:50 часов по местному времени.

Велосипеды упаковали в чехлы и разместили на третьих полках, сами заняли свои места и, с чувством начатого дела в душе, разговаривали, смотрели в окно.

На утро следующего дня назначен выезд еще 4-х участников на машине, которая будет сопровождать нас на протяжении всего путешествия. Через двое суток к нам в Дархане присоединятся еще трое велосипедистов, которые по объективным причинам задерживаются в городе.

Утром погода не наладилась. На остановке в г. Улан-Удэ (в 6 часов утра) вышли на платформу, дует ветер, висят свинцовые облака, предвещая непогоду.

К 11 часам дня началось - задул шквальный ветер со снежной пылью. Его силы хватало, чтобы раскачивать наш вагон. Вот это да! А нам через 2,5 часа нужно выходить и начинать свое путешествие на велосипедах, но глядя за окно это желание само собой затухает. Ветер несет снежную пыль, ломает ветки деревьев, швыряет разный мусор. Прохожие на станциях еле держатся на ногах, что уж говорить про два колеса велосипеда?

Однако к прибытию в Наушки (в 13:20 часов) ветер стих, оставив после себя кучи наметенного снега. Выходим на нерасчищенную платформу. Кругом бело. Сложив вещи в здании вокзала, думаем что делать. Дорога в сторону Кяхты завалена снегом, там только колея, и на крутых спусках по снежной каше будет ехать сложно и опасно [фото 01].

Узнаем про вечерний поезд, отправляющийся до Улан-Батора. Есть 12 купейных мест в прицепной вагон, на всех не хватает, но что поделаешь - выкупаем их. Отбираются 4 добровольца, которые поедут своим ходом. Нашли машину, которая перевезёт их через сложный участок трассы и высадит у границы, откуда они уже на велосипедах поедут до города Сухэ-Батора. Погрузка и наши друзья едут. Мы ждем поезд, расположившись в зале ожидания вокзала.

У ветра еще остались порывы, нет-нет, да и задует.

Связались с командой, которая едет на машине. Они стояли под городом Гусиноозерском, снегом завалило дорогу, еще не расчистили. Пришлось им буксовать, пробираясь вперед.

После объявления посадки в наш вагон, начинаем грузиться. Международное купе оказалось неудобным для погрузки велосипедов (нет грузовых полок), но выход нашли - складываем их на вторые полки. Проводники от этого нервничают, но ничего сказать не могут - выхода другого нет, да и ехать нам недолго.

После загрузки расположились, кто как смог. Вскоре наш вагон подцепляют к составу, и мы трогаемся. Ехать до Сухэ-Батора чуть больше 40 минут.

Пока едем, заполняем миграционные карты и декларации. Во время проверки паспортов, выясняется, что в соседнем купе, где ехали иностранцы, у одного пассажира обнаружили симптомы гриппа. Сразу поднялась суета, вызвали врача, и это начало грозить карантином для всего вагона. Но проводники скомандовали велосипедистам выходить, и запакованные велосипеды начали быстро передаваться по цепочке из велосипедистов. Тем временем подъехали четверо наших друзей, которые добирались от границы своим ходом. Освободив вагон и, с облегчением вздохнув, начали собирать велосипеды на платформе.

Наша ударная четверка уже испробовала всю сложность езды по скользкой трассе, делятся впечатлениями о 24 пройденных километрах.

Вокруг суетятся менялы, предлагают обменять рубли по курсу: 1 рубль равен 44 тугрикам. Решаем конвертировать часть денег.

Велосипеды собраны - отправляемся искать гостиницу.

Собираемся у ближней к вокзалу. Пока ждем отставших, к нам приезжает наш знакомый Батху. Вот и состоялась долгожданная встреча! Завтра он с нами выедет на маршрут и будет сопровождать на автомобиле Toyota Hiace.

В гостинице мест нет, Батху подсказывает адрес, где мы сможем разместиться. Подъезжает еще одна машина сопровождения с четырьмя участниками, которые выехали на день позже. Досталось им приключений - пробиться сквозь заваленную снегом трассу. Спасло то, что водитель оставил на колесах старую шипованную резину.

В 20:30 мы на месте. Это оказывается полурабочий небольшой отель Оргил. Находим там нужное количество номеров и вкусный ужин.

Участок: Сухэ-Батор - Дархан

Протяженность участка - 98 км. Мы проехали его за день.

Это участок федеральной трассы А0402 через Монголию в Китай. Здесь хороший асфальт.

Места знакомые по прошлогодней поездке. Меняет все лишь снег - по окружающим возвышенным грядам и обочине дороги, из-за чего она стала очень узкой. Едем интервалами по 10 км, чтобы дожидаться всех участников группы [фото 02, 03].

Дорога идет по долине реки Орхон почти строго на юг. Окружающие ландшафты типичны для этой части Монголии - сухая степь в широких долинах рек, лишь по ложбинам временных водотоков и берегам рек можно встретить древесную растительность. Также древесная растительность распространена по обширным водоразделам. В районе населенного пункта Шамар к трассе выходят сосняки (есть примесь лиственницы и кое-где березы). Они продолжаются до спуска в небольшую котловину с безымянного перевала в массиве между вершинами Харгант-Долгой и Хох-Чулу. Здесь снова степные участки, и через 30 километров пути начинается подъем в перевал Арангатын даваа (832 м). На его седле сильные снежные заносы, разбитые машинами [фото 04]. Из-за снега на южной стороне перевала по дороге местами бежит вода. Справа (по ходу) от дороги расположено обо (или по-монгольски "овоо"). Это культовые места у многих степных народов. Представляют собой кучу камней или деревья, на которых завязывают тряпочные ленты с символами или молитвами. Это место поклонения местным духам. Здесь жителями совершаются подношения (конфеты, деньги, ленточки, камни и др.), производятся обряды поклонения его хозяину (обрызгивание пространства по сторонам света молочной или обычной водкой). Обо принято обходить по часовой стрелке три раза. Культ обо у монголов связан с шаманизмом. Приход буддизма вызвал в прошлом волну уничтожения этих мест, но постепенно обо были включены в буддийскую обрядность [фото 05].

Пологий спуск с седла продолжает почти до реки Еро-Гол. Не доезжая до реки 1,5 км на трассе есть группа чайных (чайная по-монгольски "цайны газар"). В прошлом году мы здесь останавливались на ночлег, в этот раз мы здесь в 12 часов дня и будем только обедать.

После обеда выезжаем в 14:00. За мостом через реку Еро-Гол начинается 4-х километровый подъем до седла перевала Хамар-Даба (811 м). Вдоль трассы произрастают лиственные деревья. Сейчас еще не пришло время, и они качают на ветру своими голыми ветвями.

На седле перевала установлена буддийская ступа, рядом с которой есть молитвенные барабаны. С другой стороны дороги есть небольшой курган обо [фото 06, 07].

С перевала дорога спускается в долину реки Шарын-Гол и почти 22 км до следующего перевала идет по степной котловине. Снег украсил наряд степи, придал необыкновенную контрастность ландшафту. Местами видны поля песков. Ехать стало лучше - снег по краям дороги уже растаял.

Проехав 18 километров по котловине, начинаем подъем в перевал Хара-Моритын-Даба (795 м). Это один из отрогов левого борта долины реки Шарын-Гол, и поэтому мы не выходим из ее пределов.

Через 3 км от седла перевала, справа от дороги расположено озеро Цаган-Нур, на картах показано как соленое. Вокруг него, как и в прошлый год, пасутся верблюды. Только в этом году поголовье стада явно больше [фото 08, 09, 10].

От перевала до Дархана остается порядка 20 км по степному и пологому водоразделу рек Хара-Гол и Шарын-Гол [фото 11, 12].

На остановке у стелы при въезде в город дожидаемся остальных. На самом деле от стелы еще 6 км, в том числе один подъем, который вносит разнообразие - здесь не почищен снег, поэтому машины вынуждены пропускать друг-друга и съезжать в целину.

Въезжаем в третий по величине город Монголии. Время около 20 часов. Дархан в переводе означает "кузнец". В городе расположен завод по производству стали, построенный, как и сам город, с очень значительным участием Советского Союза.

Ужинаем в центре города, после размещаемся в гостиницу.

Возле главной развязки, между старой и новой частью города, на возвышенности установлена статуя сидящего Будды, к которой мы отправились вечером на прогулку. От статуи через трассу сделан подвесной мост к расположенному рядом комплексу фонтанов [фото 13, 14].

Участок: Дархан - Булган

Протяженность - 243 км. Ходовых дней - 3.

Временной режим, назначенный в первый день похода, сохранили все путешествие.

Проехав 11 километров от города по трассе А0401, мы свернули на трассу А1001, и взяли направление на Эрденет. Посмотрели памятник металлургу, расположенный при выезде из Дархана [фото 15].

Трасса сначала движется вдоль левого борта долины реки Хара-Гол, но через 31 км поворачивает на запад. Дует встречный ветер, выстраиваемся колонной и двигаемся вперед. После моста через реку Хара-Гол, произошло несколько проколов колес. При детальном осмотре покрышек выясняется, что этому виной какое-то растение, разбрасывающие по степи свои твердые колючки. Теперь все стали аккуратнее и не съезжают далеко на обочину.

Кругом пересеченный рельеф со степным ландшафтом, лишь у дороги одинокие деревья. По низинам и ровным местам следы вспашки. На небе мощные кучевые облака, отдающие чернотой. С возвышенных участков угадываются снежные заряды, идущие в нашу сторону.

Машину встретили за 10 км до населенного пункта Хутул. Нам объявляют, что сегодня праздник (1 мая) и меню в местных пунктах питания сокращено, поэтому нам выдают сосиски и хлеб. Располагаемся на пикник у обочины дороги, и через мгновенье нас окутывает заряд града, что не мешает нашей трапезе [фото 16].

Дорога стала мокрой. В Хутул въехали к 18:25 под сплошную снежную крупу.

Сделали перерыв и обсохли в теплом придорожном кафе. Монгольские дети довольны, созерцая наш вид [фото 17].

На сегодня еще остался участок длинной 15 км. Его проехали быстро, к 19 часам были в долине реки Орхон-Гола. Остановились в кафе за мостом. Нам предоставили 2-х этажный неотапливаемый домик. Разгрузив вещи, втроем уезжаем на рядом расположенную вершину. Там, у обо, провожаем день под звуки бубна [фото 18].

Утро следующего дня началось с подъезда к перевалу Зегстейн-Даба (около 1300 м). На седле в 9:40 часов. Ветер встречный, пришлось утеплиться [фото 19].

Перед населенным пунктом Барун-Бурэн небольшой безымянный перевал. Наверху удивительное место - округлые скалы-останцы расположены большой группой. Делаем остановку и осматриваем подробно их [фото 20, 21].

На обед решили встать за Барун-Бурэном, в 12:30 часов. Проехали от места ночевки 43 километра.

Расположились на берегу реки сразу за населенным пунктом. В машине везли запас дров и воды, поэтому без труда приготовили горячий обед (долгожданный борщ), который разбавил наше монгольское мясное меню.

Долина реки очень широка, пока ждали приготовления борща, успели насмотреться на многочисленное поголовье домашних животных, пасущихся здесь. Пока отдыхали, мимо прошло смешанное стадо овец и коз с молодняком.

В 14 часов выехали. После 25 километров пути при встречном ветре начали подниматься в перевал Хушотийн-Даба, представляющий из себя две ступени: Их-Хушотийн-Даба (1310 м) и Бага-Хушотийн-Даба.

Начался крутой 3-х километровый подъем. Дует встречный ветер, приходится использовать очень низкие передачи. Перед выездом на седло дорога пробита сквозь скалы, узкий проход.

Этот перевал в водоразделе, по которому проходит граница двух административных единиц Монголии: Селенгинского и Орхонского аймаков. Здесь установлена пограничная стела и рядом довольно знаковое обо в форме башни, вокруг которой растянуты веревки с синими лентами. Время у стелы: 15:50 [фото 22].

После 6 км спуска, снова подъем во вторую часть перевала Бага-Хушотийн-Даба, она ниже первой.

На седле по обочине остались снежные заносы. Вперед открывается обзор на долину реки Хангал-Гола, на которой расположен населенный пункт Жаргалант. Мы въезжаем в него в 17:00.

От Жаргаланта до города металлургов Эрдэнэта 27 км. Дальше путь пролегает по левому (орографическому) борту долины реки Хангал-Гола. По правой стороне проходит ветка железной дороги Дархан - Эрдэнэт.

С попутным ветром быстро доезжаем до стелы при въезде в город. Эрдэнэт основан при медно-молибденовом месторождении, при активном содействии российской стороны. Второй по численности населения и значимости город, после Улан-Батора, в Монголии. Его название дало месторождение "Эрдэнэт овоо" - Гора сокровищ [фото 23].

Въезд в город с восточной стороны начинается с промышленной зоны рудодобывающего предприятия. От него еще 4 километра до центра.

Останавливаемся в гостинице "Селенге". Администрация выделяет нам помещение художественной лавки под хранение велосипедов. Мы загружаем их туда, и чтобы велосипедов вошло больше, ставим их на руль и седло. Удивительная получается картина: выставив колеса, как спины извивающихся змей, велосипеды чудно смотрятся на фоне картин и художественных рамок [фото 24].

Так приятно ощутить комфорт после первых дней пути в походном режиме.

Вечером гуляем по городу и вкушаем блюда местной кухни.

Утром следующего дня успели пройтись. Город небольшой, все интересное на центральной улице.

После завтрака поздний выезд, до населенного пункта Булган всего 61 км. Через 10 километров от города пересекаем границу субъектов и оказываемся в Булганском аймаке. На пути нас ждали несколько перевалов с высотами до 1500 м. Особенно крупные с затяжными подъемами: Овоотой-Хутэл, Бяцхан-Хутэл и Зоон-Даба (на его седле были в 14:30). Седло последнего состоит из двух последовательных, разделенных небольшим понижением. Вокруг по возвышенностям растут лиственницы. Здесь еще сохранились надувы недавнего снегопада.

К 18 часам были в Булгане, который является центром Булганского аймака. Разместились в гостинице "Булган Хаус". Сначала предлагали неотапливаемые домики без удобств, но выяснилось, что на второй этаж здания ресторана отведен под комфортные номера, которые мы решили занять. Плюс ко всему большой общий балкон [фото 25].

К вечеру нестабильная дневная погода совсем испортилась, задул очень сильный ветер. От него засвистели провода и захлопали крыши.

Участок: Булган - юрты у реки Хара-Бухын-Гол (в 25 км от населенного пункта Дашинчилэн)

Протяженность - 140 км. Ходовых дней - 2.

Вчерашний ветер принес непогоду. Утром с неба валятся белые хлопья. Дует ветер, благо, что попутный. Выехали в 9 часов. Снег прекратился.

Не успели отъехать от гостиницы и 2-х километров, как у одного из участников случилась крупная поломка. Хорошо был в запасе велосипед водителя машины, перекинули колеса и двинулись дальше, но снова незадача - у меня прокол колеса. Опять иголка степного растения. Бортирую колесо, тем временем еще у одного участника такая же история. Наконец удалось выехать за пределы города, и здесь за красивой аркой через дорогу заканчивается асфальт. Дальше - грунтовка.

Наш путь на юг, и мы снова через 22 километра пересечём реку Орхон и одноименный населенный пункт, но расположенный выше по течению, чем тот, который уже упоминался.

Перед въездом в Орхон, нас застал снег. Мало приятного двигаться в сплошной белой пелене. Вещи сразу отсырели. В придорожном кафе остановились попить монгольского соленого чая, который они варят с молоком. И здесь нам пришла идея изменить маршрут и посетить Харахорин.

Выезжаем за населенный пункт. Километров через 20 в полной мере осознаем выражение: "В Монголии нет дорог, есть только направления". Приходится работать с картой и GPS. Хоть и нарисована дорога четкой линией на карте, но это не совсем так на местности. Еще через 5 километров удается все же обнаружить нужный нам сворот на Бурег-Хингай.

Вскоре с неба посыпалась снежная пыль, и усилился ветер. Возле разделения трасс есть домик пастухов. За его стенами мы спрятались от ветра и снега и ждали нашу машину сопровождения, которая везла нам горячие хуушурты. Развели костер.

В окрестностях обозначены на карте и видны на местности древние захоронения, представляющие собой каменные туры и курганы, обнесенные вокруг правильными грядами из камней (размеры некоторых ограждений доходят до 20х20 метров в периметре).

Дождавшись машину и перекусив, в 16:20 поехали по долине реки Ангиртын-Гол вверх, к перевалам 1395 м и Шавартын-Даба (1470м).

Через 26 км поднялись на перевал 1395 м. По долине везде степной ландшафт, завораживающий своим простором, но при подъезде к перевалу увидели лиственный лес на возвышенных грядах с запада.

После того, как взяли оба перевала, начали спуск к Бурег-Хингаю. С севера тем временем наползла темная облачность, и нас накрыло мощным снегопадом. Спуск осложнен тем, что на дороге часты выходы скальных пород. Острые камни гребенкой преграждают путь, намокли от снега, и колеса по ним стали скользить. Едем аккуратно, поэтому отряд растягивается.

Спустились благополучно, и нашли приют в одном из административных зданий Бурег-Хингая, так как простой гостиницы здесь не оказалось. Нет и пунктов общественного питания, поэтому достали свой провиант и отправили девушек на кухню варить ужин, сами тем временем пристроили в гараж наши велосипеды.

После ужина осмотрели поселок. Сквозь тучи открылись бастионы скал на окрестных возвышенностях с запада. Напоминают излияния базальтовых пород в центре Восточной Сибири. По дороге попалось несколько образцов вулканических пород и остатков вулканического шлака. Значит здесь проходит область распространения древнего вулканизма (что подтвердят находки следующего дня) [фото 26, 27].

В самом поселке установлен интересный памятник: мчащийся на коне монгол с поднятой шашкой. Еще в поселке строится дацан, есть две буддийских ступы. На краю застройки расположена метеостанция.

Следующий ветреный день начался в 9:20. Мы намеревались пробиться сегодня как можно дальше. Из поселка поехали по долине реки Шавартын-Гол в объезд перевала. Через 8 километров свернули в долину правого притока реки. Доехали до основной дороги, приходящей с севера через перевал, и уже по ней снова устремились на юг [фото 28, 29, 30, 31].

Через 15 км на пути безымянный перевал, который запомнился отличным спуском по урочищу Талын-Хурэн, почти до развилки дороги на Дашинчилэн и западное направление. В 10 километрах от развилки встречаются массивные выходы базальтов и вулканического шлака, что подтверждает вчерашние предположения.

Подъехав к реке Хара-Бухын-Гол, разглядели мост через нее, по которому проходит строящиеся шоссе на запад. От моста в 5 километрах восточнее увидели интересные развалины. Издали напоминают остатки какого-то замка. Решаем подъехать и посмотреть их, все равно по пути.

Все группа движется к мосту и там располагается на обеденный привал. Я и еще двое участников, перепрыгиваем по островам и переезжаем реку вброд, и мы напрямую попадаем к крепости. Время 15 часов дня.

На карте развалины обозначены как "Хар Бахин Балгас". Место очень интересное. Сама крепость уже сильно разрушена временем. По периметру окружена земляным валом. Сейчас сохранилось всего 5 строений (включая комплекс самой крепости и сигнальную башню, отстоящую поодаль). Кладка стен представляет собой перемежение слоев больших и маленьких камней. Маленькие и плоские лежат горизонтально узким слоем, большие подобраны друг к другу и имеют значительно толщину. Крепость окружена стеной, в периметре которой имеются постройка по центру северной стены и курганы. Все в очень разрушенном состоянии. В стороне на северо-восток в 700 метрах находится одинокая округлая башня, которую, видимо, использовали для подачи сигналов с помощью огня [фото 32, 33, 34].

После экскурсии на крепость, под впечатлением прикосновения к истории, едем к мосту обедать. Оставшаяся часть группы делится на 2 рейса, и они тоже едет смотреть развалины древнего города.

После обеда, выдвинувшись на запад вверх по долине Хара-Бухын-Гола, через 5 километров увязли в песках и прокололи почти все колеса. Всему виной опять это злополучное растение. У многих спустило сразу два колеса. Пока меняли камеры, увидели на противоположной (левобережной) части долины реки юрты под горою. Решаем отправиться на ночлег в них. Спешившись, катим велосипеды рядом, так как кругом раскиданы шипы растений [фото 35, 36, 37, 38].

Форсируем реку и в 8-м часу находим ночлег у приветливых жителей степи.

Участок: юрты у реки Хара-Бухын-Гол - Хархорин - юрты у реки Хара-Бухын-Гол

Протяженность - 338 км. 1 день на автомобилях.

Отказавшись от идеи продолжать путешествие до населенного пункта Хархорина на велосипедах (не хватит на это времени), решаем нанять машину и съездить туда. Велосипеды и рюкзаки оставляем у наших гостеприимных хозяев. К 10 часам из Дашинчилэна приезжает УАЗ. В салоне установлены кресла, но места всем не хватает и 2-е поедут сзади на куче ковриков. Плюс вторая часть группы поедет в машине с Батху.

В 11 часов выехали. Сначала движемся по степи, рядом со строящейся дорогой. Насыпь еще не выровнена. Поэтому наш водитель петляет среди холмов и кустарников.

На 258 км трассы (от Улан-Батора) неожиданно начался асфальт. Через 10 км после этого наш водитель решает провезти короткой дорогой и сворачивает с трассы на юг. Снова движемся по грунтовой дороге. Перевалив отрог от гряды, с главенствующей вершиной Сант-Ула (1692 м), в 14 часов подъехали к озеру Угий-Нур с восточного берега. Здесь расположена турбаза. Озеро на карте обозначено соленым. Сделали несколько снимков, пока ждали отставшую 2-ю машину.

Подхожу с картой к водителю и пытаюсь выяснить, как поедем дальше. Тот резко рубит рукой воздух в направлении на юг, и издает определенный возглас: "Вшить!", что означает, как мы помчимся через степь.

Дорога от озера начинает набирать высоту и снова забирается в возвышенность.

На перевале в сторону реки Хугшин-Орхон установлен информационный стенд, на котором представлены окрестности с достопримечательными местами. От перевала 80 км до Хара-Хорина (Хархорина), которые мы проезжаем за 2 часа.

Город расположен в долине реки Орхон-Гол. Является частью культурного комплекса. Недалеко от него располагалась древняя столица Монголии - Каракорум. Непосредственно в городе находится монастырь Эрдэни-Дзу. С осмотра которого мы начали знакомство с достопримечательностями долины. Монастырь заложен в 1585 году и являлся крупным буддийским центром. В 2004 году ЮНЕСКО включило его в список объекты всемирного наследия [фото 39, 40, фото 41].

Монастырь до сих пор полностью не восстановлен после закрытия и разрушения в 1930 году.

На территории расположено 3 храма, каменная черепаха, символ древней столицы - Каракорума. Монастырь обнесен стенами из ступ, в каждой из которых посередине располагаются ворота, ориентированные по сторонам света.

Времени не так много, поэтому пообедав, выезжаем обратно.

По пути посещаем раскопки тюркского города, недалеко от дороги.

К 22 часам мы снова в юртах. По команде нашего руководства, монголы начинают готовить барана по особому рецепту.

Круглые камни кладутся в печь на разогрев. Тем временем, в большой котел наливается немного воды, закладывается небольшим слоем мясо и очищенный картофель. Как только камни раскалятся, то их достают из печи щипцами и укладывают в котел, потом снова слой мяса и слой камней. Все накрывается плотно крышкой и ставится на огонь. Томится блюдо будет около часа. Мы тем временем расходимся по своим юртам и ждем момента снятия пробы.

Наконец нас созывают, чтобы отведать это блюдо. По традиции монголы, перед началом трапезы, дают подержать теплые камни из блюда. Вкусовые качества отменны. Баранина успела хорошо протомится, но самое вкусное, пожалуй, это бульон - "бухлер" [фото 42].

Участок: юрты у реки Хара-Бухын-Гол - Улан-Батор

Протяженность - 250 км. 1 день на автомобилях.

Проснулся с самым восходом - в шестом часу утра. Решил сходить на расположенную рядом с юртами возвышенность.

Степь в красках рассвета лежала передо мной. Кругом слышались голоса многих птиц: журавлей, уток в соседнем болоте, степных жаворонков и еще многих, незнакомых мне. Постоял на верху, слушая их. Мысли неслись над просторами степи. Пришло ощущение полной свободы, недоступное и непостижимое в городе. Бескрайний простор и красота мест - вот главные магниты Монголии. Побывав здесь единожды, получаешь в душе чувство притяжения к этим местам, и нет сил противиться ему.

Насладившись замечательным утром, вернулся к юртам. Остальные участники, пока я ходил, проснулись, начались сборы в дорогу.

Расстояние до столицы было большое, мы не успевали покрыть его на велосипедах, поэтому снова пришлось ехать на машинах, плюс заказать грузовичок под велосипеды. Выехали в сторону Улан-Батора в 10:30.

За Дашинчилэном заезжали на интересный объект - Чин Толгойн Балгас. Это развалены "Белого города", как сказал наш водитель. Возле которого, на одинокой возвышенности, расположена сигнальная башня, где мы побывали.

В полудреме прошла остальная часть пути. К 20 часам мы въехали в Улан-Батор. Центральные улицы были перегружены транспортом. Продвигались медленно [фото 43].

Расположились в гостинице "Чайндмань" на восточной окраине города, и отправились гулять до центральной площади.

Город был красиво подсвечен.

День в Улан-Баторе

Столица страны интересна многим: здесь очень много музеев, монастырей, красивых зданий и мест, где можно просто погулять.

День начали рано. Разбившись на отдельные группы, отправились по своим делам. Мы побывал у мемориального комплекса советским воинам, расположенного в Зайсане. Комплекс находится на возвышенности, с которой открывается вид на Улан-Батор. Неприятный осадок остался от того, что стены мемориала были исписаны и разрисованы, также не горел вечный огонь. Но это не помешало в преддверии праздника Победы в Великой Отечественной Войне почтить память павших [фото 44, 45, 46].

У подножья возвышенности, на которой расположен монумент, установлена 20 метровая позолоченная статуя Будды, к которой мы подошли на обратном пути.

Так же в этот день мы успели посетить главный буддийский монастырь страны - Гандантэгченлин. Энергетика этого места особенно. Мы провели не один час, гуляя по комплексу. Множество голубей живет на территории монастыря. Они считаются священными и их кормят посетители.

Все пропитано историей: древние каменные изваяния, резные двери и загнутые крыши. Везде молитвенные барабаны.

Впечатляет более всего 26-ти метровая статуя Бодхисаттвы Авалокитешвары, расположенная в храме почитания Янрайсига [фото 47, 48, 49].

После посещения храма, с полным спокойствием на душе, отправляемся гулять по городу.

По пути находим интересный монумент группе "The Beatles" [фото 50, 51].

К 7 часам вечера собираемся в гостинице. Приводим в порядок велосипеды и отправляемся на вокзал. Маршрут путешествия поворачивает в сторону дома.

Участок: Улан-Батор - Сухэ-Батор

По плану этот участок проезжаем на поезде, чтобы выиграть время, которое ушло на посещение Улан-Батора, тем более этот участок мы проехали на прошлогодние майские праздники. По автомобильной трассе длина пути составляет 318 км.

Поедем поездом №263, который отправляется в 21:10 по местному времени. Велосипеды снова упаковываем в чехлы и сдаем в специальный багажный вагон.

Но главный сюрприз впереди: оказывается у нас билеты в общий вагон! Это сообщение весьма не впечатляет, хотя ехать недолго и можно потерпеть.

Участок Сухэ-Батор - Наушки

Протяженность - 60 км. Ходовых дней - 1.

Поезд прибыл по расписанию в 5:35 утра. Утренний воздух наполнен свежестью. Расположившись на платформе, собираем велосипеды. Впереди 24 км до границы, которая начинает работать с 8 часов [фото 52].

На календаре 9-е мая. День празднования Победы. В поселке Кяхта должны успеть посмотреть парад.

Времени у нас не так много: вечером поезд на Иркутск (№361), который отправляется из Наушек в 16:15 по местному времени.

Здесь замкнули круг нашего путешествия - с Сухэ-Батора начинали свой путь по снежной дороге. Теперь на небе солнце. Всегда так: заезжаешь по плохой погоде, выезжаешь по хорошей.

Путь в 24 км проехали за 2 часа. Дорога проложена в долине реки Бурын-Гол. На границе были к открытию. Нас без особых претензий пропустили, и было так приятно оказаться на территории родной страны в такой значимый день.

В Кяхте успели посмотреть на построение конницы и начало праздничного парада.

После ждал интересный участок трассы (35 км) по пересеченной местности до Наушков. Только встречный ветер помешал поставить здесь рекорды скорости.

Вдоль дороги растут сосновые леса с подлеском из багульника (или рододендрона даурского). Было приятно увидеть начало его бурного цветения: ветки украшались цветами от бледно-розового до ярко горящего. Природа радовалась нашему возвращению домой и встречала яркими красками [фото 53, 54].

Два часа в пути пролетели быстро. На перроне в Наушках разобрали велосипеды и расположились под уже летним солнцем, ожидая поезд. Многие не упустили возможности принять душ в привокзальном здании.

Объявили посадку в наш поезд, и теперь стало ясно - поход завершился [фото 55].

Я уже довольно много времени после посещения Монголии прожил дома. Вышел на работу, успел неоднократно сходить в прибайкальские горы. Но до сих пор так не хочется куда-либо торопиться, жду на обед суп из баранины и ищу вывески: "Цайны газар". На любой карте Мира глаза угадывают эту страну. Мысленно прокладываю пройденный маршрут, соизмеряя его с масштабами всей страны, и понимаю простую вещь: придет апрель следующего года и снова зашевелится в душе жажда простора и необыкновенной свободы, той, которую ощущал в Монголии и останется один путь: бросить все, и снова ехать по ее весенним дорогам.

г. Иркутск, 2011 г.

Добавлено: 15.06.2011 г.

Фотографии
По монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогамПо монгольским дорогам
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию