10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Автор: Михаил Трусков (Тула)

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"

Каяк "Ватерфлай"

Ну не люблю я пешие походы по пересеченной местности! На плечи давит неподъемный рюкзак, ноги судорожно ищут очередную точку опоры, глаза уперты в землю, отыскивая ногам ту самую опору. Тут уж не до окружающих красот, главное - переместить свое тело от точки перекура до точки перекуса. Другое дело – водный туризм! Вода плавно несет твой челн вдоль зеленых берегов. Один пейзаж сменяет другой, и ты, привольно развалившись, в комфорте наслаждаешься собственной свободой. Вот это туризм, вот это отдых!

Наверное, всем понятно, что я слегка утрирую действительность, но в каждой шутке есть известная толика правды, прочувствованной на своей шкуре...

Я, действительно, предпочитаю водный туризм всем остальным его видам, хотя в свое время с удовольствием карабкался по красноярским Столбам и заглядывал в сокровенные уголки красивейших пещер Сумган-Кутукского карстового района.

Вспомнить же азы пешего туризма мне пришлось, как это не удивительно, во время очередного похода, совершенного в рамках проекта "Малые реки Тульской области".

Река Мокрая Табола берет свое начало в Рязанской области и попадает в Тульскую область уже сформировавшейся "взрослой" рекой восточнее Епифани у села Писарево. При этом, пересекая границу Тульской области, река как бы начинает течь более узким руслом. Голубая ленточка "рязанской" Таболы сужается до синей ниточки Таболы "тульской". Сталкиваясь с подобными метаморфозами на Беспуте, Черни и Красивой Мече, я уже не особенно верю в то, что характеристики реки на самом деле резко меняются.

Планируя заброску на Мокрую Таболу, я долго колебался, выбирая место старта. В пользу начала путешествия от села Таболо, расположенного практически на границе области, говорило то, что по карте туда вела ярко желтая нитка дороги "с покрытием". Против старта в Таболо было то, что длина маршрута от него до села Устье было около 40 километров. При наличии на реке каких либо значительных препятствий это могло несколько затруднить однодневный сплав. Увы, никакой информации о реке, кроме как почерпнутой из карты, я не имел. Стартовать от моста в районе Исаковки тоже не хотелось, поскольку в этом случае я слишком уж смещал маршрут в сторону низовий реки, обычно менее интересных.

Компромиссный вариант – стартовать от села Ивановка-Селезнёвка. Единственный видимый недостаток этого плана таился в небольшом участке дороги от села Саломатовка. На карте желтая лента дороги на несколько километров теряла цвет, становясь "дорогой без покрытия". Исходя из собственного опыта, я посчитал, что это должен быть участок с обычным, пусть разбитым донельзя, но все-таки щебеночным покрытием. Ведь не было использовано совсем уж неприятное для легкового автомобиля в это время года обозначение "грунтовая проселочная дорога"!

Вот так, поразмыслив над картой, я принял, как потом оказалось, весьма опрометчивое решение, и утром 13 апреля 2005 года я сел в машину своего друга, вызвавшегося помочь мне в поисках приключений на очередной тульской реке.

Проехали через старинный Богородицк, мельком взглянув на поднявшуюся Уперту, и взяли курс на Епифань. Вдоль дороги, насколько хватало зрения, виднелись оплывшие конусы терриконов. Когда-то здесь кипела жизнь – местные шахты на-гора выдавали тысячи тонн бурого подмосковного угля, не востребованного ныне. Шахты закрылись, люди разъехались. Сейчас упадок чувствовался во всем – в полуразрушенных строениях бывших шахт, унылых заборах и тусклых красках придорожных деревень, разбитых дорогах, уходящих в сторону виднеющихся невдалеке поселков, грязи, вытащенной тракторами на асфальт с грунтовых проселков.

Радовала только ясная весенняя погода, да блестящий на солнце чернозем на окрестных полях. - Вот бы такого на дачу привезти, мечтал мой напарник, держась за руль светлой "четверки".

Восхищение черноземом как-то сразу прекратились, как только мы остановились на грязном асфальтовом тупике в пресловутой Саломатовке. По направлению к заветной Ивановке-Селезневке тянулись расхлябанные колеи настолько радикально черного цвета, что сомнений уже не оставалось – этот участок дороги действительно не имел никакого покрытия. Бабушка из ближайшего дома лишь подтвердила нашу "догадку":

- Да до Селезневки отродясь дороги не было...

Желания испытывать проходимость "жигулей" на пропитанном влагой жирном черноземе не возникало. Короче, стоп машина. Перспектива закладывания сорокакилометрового крюка до Таболо совсем не радовала ни меня, ни моего добровольного помощника.

Вновь начинаю изучать карту. Взгляд падает на протекающий неподалеку приток Мокрой Таболы реку Сизовку. Эта незаметная речка петляет вдоль расположенной всего в паре километров деревни Барановки, куда услужливо ведет асфальтированная дорога. Решаем съездить и взглянуть на Сизовку воочию, дабы понять, сможет ли она пронести на своих волнах мой Ватерфлай до искомой Таболы. Судя по карте, от Барановки до устья Сизовки всего 5 километров.

Через пять минут притормозили в Барановке на том месте, где асфальт плавно терялся под наносами принесенной с полей грязи. Автобусная остановка, открытая всем ветрам, некогда белый островерхий обелиск, да махонькое одноэтажное здание местной школы – вот и все достопримечательности, которые окружали нас. За школой, среди густых кустов виднелся прогал, в котором сверкала открытая вода. Не особо веря в чудеса, пошел поближе взглянуть на внеочередную кандидатуру малой реки. Сизовку вряд ли можно назвать рекой, скорее – это добротный ручей. Наверное, в конце лета его трудно даже заметить среди густых зарослей камыша и осоки. Сейчас, наполнившись талой водой, речка подтопила низкие берега и вполне позволяла, по крайней мере здесь, считать себя судоходной, способной выдержать вес моего надувного каяка. Ширина полоски чистой воды была никак не меньше пары метров. Река текла среди затопленных болотных кочек, и вполне внушала доверие. Правда, сверкающая полоска воды быстро терялась среди густого ивняка, но выбора-то, собственно, не было .

"Ватерфлай" был снят с багажника и пронесен на берег Сизовки под удивленные взгляды местных учеников, прилипших к стеклам небольших школьных окон. Пока я готовил себя и лодку к сплаву, подошел местный житель мужского пола с многозубой острогой в руках. Сочувственно посмотрев на мои приготовления, он поведал, что река дальше потеряется в кустах.

Я уже много раз за время своих походов имел возможность убеждаться, что мнение аборигенов относительно проходимости моих плавсредств, будь то пластиковый "Данцер" или надувной "Ватерфлай", далеко не всегда соответствуют их истинным возможностям. Причем, обычно, местные жители явно занижают ТТХ моих верных спутников.

Так было на Осетре, когда я с дочерью на пластиковых каяках преодолевал каменистые шиверы в районе поселка Метростроевский, так было на Красивой Мече, когда я лихо, не разгружая "Ватерфлай", соскользнул с полутораметрового слива плотины перед Кадным на глазах у недоверчивого подростка, снимавшего этот трюк на мой фотоаппарат.

Вот и на этот раз я решил, что уж как-нибудь, но сквозь заросли проберусь, пусть даже с каяком в поводу, благо во времени у меня не было практически никаких ограничений - на часах было только восемь часов утра.

Грустный прогноз владельца остроги начал сбываться уже после первой сотни метров сплава. Создавалось впечатление, что у реки здесь вообще нет основного русла. Вода терялась между кочек, поросших камышом. Густые заросли упругого ивняка добавляли сложности. Эдакая заболоченная и напрочь заросшая низина. Вода, казалось, вообще никуда не текла. После получасовых мытарств я решил выбраться на берег и обойти этот участок посуху. Покружив по зарослям камыша и проложив в них просеку шириной в один "Ватерфлай", я выбрался на левый берег Сизовки и, прежде всего, стал определяться со своим местоположением.

Казалось, я не мог отойти от места старта на значительное расстояние, но местность вокруг была совершенно неузнаваемой. Мое предполагаемое место выхода на берег как-то совершенно не билось с тем, что я видел вокруг. Даже солнце стояло не на востоке, а упрямо светило на меня с запада. Только поднявшись от реки по лугу я понял, что вышел не на левый берег, а на правый! Вот как бес попутал в плавнях! Солнце послушно перешло на восток, а виднеющиеся вокруг деревни обрели свои истинные названия, выстроившись в том порядке, как это предусматривала карта-двухкилометровка. От Барановки я отошел не более 500 метров. Вдоль прибрежных кустов в нужном мне направлении тянулась узкая полоска нерастаявшего снега, по которой я и потащил за чалку свой каяк . Прочный наст не давал мне проваливаться, и ненагруженная лодка легко волочилась за мной. К сожалению, снежная дорожка быстро кончилась, и под оранжевым брюшком "Ватерфлая" натужно зашуршала сухая трава. Стропа в моей руке стала сопротивляться все более явственно. Если снежный участок я прошел на одном дыхании, то теперь остановки для отдыха стали явно необходимы. Во время одного перекура я попытался пробраться сквозь густой кустарник, чтобы посмотреть состояние русла Сизовки. Ничего радостного я не увидел. Все тот же кочкарник и непролазный ивняк, под которыми угадывалась вода.

Решил не мучить лодку, сложил её в рюкзак и спокойно зашагал в сторону уже виднеющихся впереди строений Барановских выселок. В районе выселок Сизовка заманчиво разлилась чистым и широким руслом. Даже аккуратную баньку на берегу кто-то построил. Прямо ставь лодку на воду и – вперед! Но не стал я во второй раз поддаваться на внешний вид хитрой реки. Дойдя до конца деревни, сбросил рюкзак и снова сделал вылазку в заросли кустарника, куда устремилась Сизовка. Так то, не проведешь! Миновав Барановские выселки, река снова запутывалась в непролазных дебрях, не давая возможности проходить по ней ни на каких судах.

Снова рюкзак на плечах, и я терпеливо бреду вдоль негостеприимной Сизовки, срезая её петли по полям. Вот уже на косогоре левого берега появились первые строения большого села Рассекино, расположенного в месте слияния Сизовки и Таболы. Река по прежнему то расползалась узкими ручейками по заболоченной пойме, то пряталась в густых кустах.

Судя по карте, та грунтовая дорога, вдоль которой я шел, перебиралась на левый берег Сизовки по мосту. А вот и он сам – обычная насыпь, сделанная над парой бетонных труб, через которые изливается довольно солидный поток.

Я уже полностью определился с местностью и вижу, что до Мокрой Таболы осталось не более 500 метров пешего пути. Можно потратить еще десять минут и стапелиться на её берегу, но ниже моста Сизовка неожиданно становится весьма интересной – узкое русло с быстрым потоком зажато в высоких голых берегах . Трудно было не соблазниться и попытаться вторично войти в одну и ту же реку за сегодняшний день.

Двадцать минут на подготовку лодки и через четыре с половиной часа после первой попытки "Ватерфлай" вновь соскальзывает в быстро текущий поток. Ширина Сизовки здесь не более полутора-двух метров при достаточной глубине. По берегам остатки мощных снежных пластов, покрытые глянцевым земляным налетом . Полтора десятка крутых поворотов и передо мной появляется гладь Мокрой Таболы...

И это сюда я с такими трудностями шел? Табола откровенно разочаровывает. Голые берега, практически лишенные какой либо серьезной растительности. Сухая трава, да пласты сползающего к воде снега. Ширина 15-20 метров. Течения практически не чувствуется, вода до неприличия ровная. Вот тебе и паводок на Мокрой Таболе

С грустными мыслями я лопатил воду очередной своей реки, тщетно пытаясь выискать хоть какой-нибудь ракурс для удачного фотоснимка. Невысокие коричневые берега вновь и вновь выплывали за каждым пройденным поворотом . Завидев на правом берегу сломанную лозину, я обрадовался, вышел из лодки и долго пытался скомпоновать "правильный" кадр с использованием этого "объекта переднего плана", говоря научным языком. В поисках композиционной гармонии сразу и не заметил, что в кадр упорно лезла пустая пластиковая бутыль, валяющаяся на жухлой траве. Ладно, подумал, потом Фотошопом уберу ...

Перед Бучалками в реке стали появляться лозины по берегам и в русле. Начало немного чувствоваться течение, появились протоки, но спортивности это прибавило ненамного. Прошел залитый мост или брод. На левом берегу видны останки храма. Пара поворотов и мост на Исаковку. На дороге стоит белая "четверка", терпеливо ожидая моих дальнейших указаний.

На часах 14-30. Вполне можно идти дальше, до устья, но пройденные по Мокрой Таболе восемь километров настолько не вызвали в душе хоть каких-то положительных эмоций, что исследовательский зуд по отношению к реке пропал. Вытаскиваю каяк на бетонные плиты и машу рукой своему приятелю. Водная часть изучения Мокрой Таболы закончена.

Думаю, что летом ещё специально доеду на автомобиле до села Таболо и посмотрю реку там в её летнем убранстве. Не думаю, что я увижу что-то резко отличающее от того, что наблюдал при сплаве – слишком короток бег реки по Тульской области.

Как ни странно, но из всего сегодняшнего путешествия мне заполнился только короткий, но эмоциональный участок нижней Сизовки.

Наверное, это один из немногих моих отчетов, в завершении которого я не могу сказать ничего хорошего о реке, по которой только что прошел и которую я не стал бы рекомендовать своим читателям.

Мокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая ТаболаМокрая Табола