Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




Отчет о водном туристском походе 5-й категории сложности по маршруту: р. Жом-Болок – р. Ока Саянская

Автор: Дмитрий Трушков (Москва)

17 - 30 июля 2004 года

Отчет от клуба Турклуб МИТХТ им. Ломоносова, Москва

1. Справочные сведения

1. Проводящая организация: Турклуб МИТХТ, поход не был заявлен по организационным причинам.

2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность активной части похода, дней Сроки проведения
водный пятая 267 12 17.07 – 30.07 2004 года

3. Район, подрайон, массив похода: Восточный Саян.

4. Подробная нитка маршрута (заявленная): летник Хадарус – пор. Бильярд - пор. Катапульта – пор. Недотрога – пос. Шарза – пос. Обтой – шив. Восторг водника – р. Ока саянская – ущелье Орхо-Бом – пос. Верхнеокинский.

5. Подробная нитка маршрута (пройденная): соответствует заявленной.

6. Состав группы:
Катамаран «Крокодил»:
1. Трушков Дмитрий Леонидович – руководитель, медик
2. Стогний Анастасия Андреевна - завхоз

Катамаран «Красное солнышко»
3. Федоров Андрей Александрович
4. Кармишин Андрей Александрович

Катамаран «Белый»
5. Владимиров Георгий Вадимович
6. Трушкова Анна Дмитриевна

Катамаран «Бычок»
7. Чистяков Михаил Алексеевич - реммастер
8. Косухин Александр Игоревич

2. Содержание отчета
1.1. Общая характеристика района и маршрута

Маршрут проходит в Восточном Саяне, одном из красивейших мест Сибири. Саяны - обширная горная страна на юге Восточной Сибири, состоящая из двух горных систем - Восточного и Западного Саяна. Восточный Саян простирается более чем на 1000км с северо-запада на юго-восток, от Енисея до Байкала. Эта горная область входит в состав бассейна Енисея - крупнейшей водной артерии нашей страны. Территория Саян, занимающая площадь около 250 тыс. кв. км, считается одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных в Сибири. Плотность населения здесь - менее 1 человека на 1 кв. км.
Саяны состоят из многих хребтов, рельеф которых сложился в результате тектонических движений и разломов. Северо-восточные склоны Восточных Саян пологие, южнее лежат цепи Китойских и Тункинских гольцов с высотами более 3000 м (высшая точка - 3304 м). Хребты имеют альпийскую форму рельефа: высокие пирамидальные пики, острые гребни и глубокие узкие ущелья. Соответственно и природа здесь необычайно красива: - снежные пики, скальные склоны гор; ручьи и небольшие реки стекают водопадами. Часто встречаются водопады и на основных реках.
Климат Восточных Саян резко континентальный. Влияние внутреннего моря - Байкала сказывается уже слабо. Несмотря на высокую дневную температуру летом (максимальная в большинстве районов +35 С), ночью возможны заморозки. Благодаря отсутствию высоких хребтов направления север-юг, практически весь район получает много осадков летом.
Горы покрыты до высоты 2000 м хвойными лесами, состоящими из лиственницы, кедра, ели и пихты. Ниже 1000 м по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (береза, осина, тополь). Животный мир довольно разнообразен, что обусловлено труднодоступностью района: водятся бурый медведь, изюбр, кабарга, бурундук, соболь, куница; в реках - хариус, таймень, ленок.
Основные реки рассматриваемого района - Китой, Онот, Урик, Ока с притоками, Б. Белая, Уда, - мощные таежные реки. Характерными особенностями рек являются небольшой уклон и широкая долина в верховьях, резкое увеличение уклона в среднем течении, сужение долины, каньоны с высокими отвесными стенами. После выхода рек из гор на равнину течение становится спокойным, долина расширяется, появляются заболоченные участки. Реки Саян имеют смешанное снегодождевое питание (с преобладанием дождевого), доступны для сплава с июня до 1-й половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.

1.2. Гидрологические характеристики реки Жом-Болок

Река Жом-Болок самая, пожалуй, оригинальная в этом районе. На всем своем протяжении (около 60 км) река течет по лавовым полям, покрытых в основном смешанным лесом. Часто попадаются голые лавовые выходы. Такой рельеф, вне сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и определяет характер порогов на реке — короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными сливами. Река маловодна, расход воды от 15-20 у озера Олон-Нур до 25-35 кубометров в секунду в устье. Ширина реки варьируется от 8 до 50 м, но она часто делится на узкие протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла, поскольку все падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков и завалов уклон до 15 м/км. Река сильно зарегулирована озерами и болотами, вода чистая, прозрачная и холодная, около 10 градусов. Выше озера Олон-Нур река очень маловодна, сильно завалена. Судя по отчетам, все группы, пытавшиеся начать маршрут по Жом-Болоку выше Олон-Нура сочли это нецелесообразным. Долина реки заселена, но все поселения сосредоточены по левому берегу.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска
Начинать автомобильную заброску на маршрут удобнее всего со ст. Слюдянка. Через нее проходят поезда из Москвы, идущие до Владивостока, Читы, Улан-Удэ и др. Дорога на поезде из Москвы занимает примерно 3,5 суток. До Иркутска можно долететь самолетом, а дальше доехать до Слюдянки электричкой или, если повезет, подсесть в проходящий поезд. Заказывая ж/д билеты следует называть оператору ст. "Слюдянка 1”, иначе компьютер может не дать информацию о наличии билетов.
Дорога на маршрут проходит через пос. Кырен, пос. Монды, потом вдоль реки Иркут поднимается к перевалу, откуда берет свое начало Ока Саянская и спускается вдоль Оки до пос. Орлик. Далее через пос. Саяны грунтовка идет вдоль левого притока Оки - реки Жом-Болок до его верховий, откуда собственно и начинается сплав. В общей сложности автомобильная заброска занимает около суток и составляет более 400 км.
Все автобусно-пассажирское сообщение в Окинском районе обеспечивает предприятие "Горная Ока". Рейсовые автобусы от Слюдянки до Орлика ходят два раза в неделю (четверг и суббота). На них может рассчитывать небольшая группа при наличии запаса времени. Расписание можно уточнить в "Горной Оке". У них же можно заказать машину или автобус по телефону. Руководитель предприятия Георгенова Ирина Сергеевна, тел. 8 (301-50) 5-13-20, 5-13-66. При телефонных звонках необходимо учитывать разницу во времени с Москвой +5 часов. Также необходимо учитывать ОЧЕНЬ плохую связь и возможность того, что на ваш собеседник плохо говорит по-русски (сами столкнулись). При телефонном разговоре обязательно просите, чтобы ваш собеседник полностью повторил ту информацию, которую вы ему изложили (возможны накладки).
Из Орлика до летника Хадарус можно доехать на машине той же фирмы или договориться с другими водетелями в поселке. Для начала сплава не надо забрасываться выше летника Хадарус, так как все равно ничего нет, кроме "дрального" порога на выходе из озера и участка разбоев с завалами. Можно выгрузиться и чуть ниже, около первого интересного порога на реке - преп. 42.
Выброска
Сплав обычно заканчивается в районе поселка Верхняя Ока. Поселок расположен в 1км от реки и с воды не виден. Ориентиром может служить небольшая ровная поляна, расположенная на левом берегу. От поляны отходит грунтовая дорога, ведущая в пос. Верхняя Ока. Из Верхней Оки, в районе 19 часов ходит рейсовый автобус до ж/д станции Зима, до которой около 70 км. Если по каким либо причинам автобус вас не устраивает, то в поселке без особого труда можно найти машину.

3. Организация похода

При выборе маршрута мы исходили из того, что Жом-Болок представляет собой достаточно простую «пятерку». На маршруте ней нет особо сложных препятствий, которые могли бы потребовать однозначного обноса. Начальная речка – Жом-Болок – по расходу воды более соответствовала сплаву на каяках и катамаранах-2 . Вторая река в связке – Ока – знакомила участников похода с техникой сплава по полноводным рекам. Явным плюсом района является его относительная малопосещаемость - на нем не было столпотворения туристов, как на Алтае. Повышала привлекательность этого маршрута и автомобильная заброска в точку стапеля.

4. График движения

Дни пути
Даты
Участок пути
Рассто-яние, км
Ход. время
Определяющие препятствия
1
18.07
Начало стапеля
2
19.07
Окончание стапеля,
-
3
20.07
Скатывание экипажей
-
4
21.07
Сплав до конца пр.41
3
5:30
преп. 41
5
22.07
пр. 41- пор. Катапульта
5
6:15
пор. Бильярд
6
23.07
пор. Катапульта – пор. Недотрога
4
2:45
пор. Катапульта
7
24.07
пор.Недотрога –
пос. Обтой; полудневка
12
4:15
пор. Вариант, разбои, завалы
8
25.07
пос. Обтой – р. Ока – уш. Орхо-Бом
46*
5
шив. Восторг водника
9
26.07
Начало Орхо-Бома – пр 51
36
7:15
пор.Окинский, пор.Бурятский
10
27.07
пр 51–
пр.131
58
7:25
пор.Мельница, пор.Центрифуга
11
28.07
Пр.131 – пр.141
52
8:30
протоки, острова
12
29.07
пр.141– пос.Верхнеокинский
53
7:45
протоки, острова
267** км

Итого активными способами передвижения: 12 дней, 261км*
*Участок завалов на Жом-Болоке мы объехали, соответственно, реально пройдено за день 40 км и 6 км проехано.
** За вычетом 6км участка завалов на Жом-Болоке пройденный путь – 261 км.

5. Техническое описание прохождения маршрута

Группа собралась в полном составе на ст. Слюдянка-I. Все кроме руководителя, приехали поездом Москва-Чита, а руководитель прилетел самолетом в Иркутск и добирался до Слюдянки на электричке.
Еще из Москвы была заказана в «Горной Оке» машина – УАЗ-буханка, которая должна была довезти нас до Орлика. Мы заказывали эту машину на 8 человек, но к нам на заброску присоединились трое иркутчан-пешеходов. Как оказалось, диспетчер перепутала все, что только можно, кроме номера поезда. Поэтому мы застали дико злого на нас и на жизнь водителя, которому было сказано, что поезд прибывает в 6 утра по местному времени, а не в 9 по Москве (т.е. в 14 по местному). Далее выяснилось, что «буханка» рассчитана на перевозку только людей (вся сплошь заставлена сидениями), что надо перебортовать пару колес и все накачать… Короче, только в 17 часов нам удалось погрузиться и ачалась первая часть заброски.
Дорога Слюдянка-Орлик вполне нормального качества. До Монд положен асфальт, а дальше начинается гравийное покрытие. Но наше невезение (в прямом смысле) началось почти сразу, как кончился асфальт – у машины лопнуло колесо. Быстро поменяли и поехали дальше… Шины у нашей «буханки» лопались еще 3 раза, причем последний раз пришлось клеить камеру прямо на дороге.
Все это не ускорило нашего приближения к Орлику, но, в конце концов, около половины четвертого утра (уже 18 июля) мы приехали куда-то к жилью. Выгрузили палатки, спальники, коврики и легли спать.
Часов в 8 утра стало ясно, что до Орлика мы не доехали 15км и находимся около базы той самой «Горной Оки». Пока происходил процесс побудки и подъема, к нам вышла хозяйка этого транспортного предприятия Георгенова Ирина Сергеевна. Она долго расспрашивала том, куда мы собираемся дальше и почему не заказали машину на дальнейшую заброску заранее. В результате этих переговоров нам было предложено доплатить и ехать дальше на этой же машине. Суммарная стоимость заброски после некоторого торга нас устроила (12 т.р.), но мы попросили сменить водителя. В 12-15 началась вторая часть заброски.
Дорога от Орлика в верховья Жом-Болока идет некоторое время по берегам Оки, а после пос. Саяны уходит от нее и выходит к пос. Шарза. Нас несколько удивил вид моста – он был перегорожен воротами с одной стороны (как выясниось, чтобы коровы не ушли за мост). До Шарзы дорога – вполне приличный грунт. Куда ехать дальше наш водитель как выяснилось, представлял плохо. Через полчаса кручения по окрестностям Шарзы была найдена колея, уводящая вверх по течению, которая и была объявлена искомой дорогой. На этой дороге мы не только прочувствовали мастерство водителя, но и прониклись уважением к российской технике. Эта часть заброски кончилась в 15-40 вместе с дорогой. Мы приехали на летник Хадарус.
Мы поставили лагерь в самом дальнем углу летника (как можно дальше от жилых построек). Надо признать, что хозяева летника не проявили к нам никакого интереса и даже не появились в обозримом пространстве.
На этот день было намечено начало стапеля, но реально работы начались только через пару-тройку часов после выгрузки. К наступлению темноты удалось связать рамы 3 катамаранов.

1. Сплав по р. Жом-Болок(5 дней, 33 км)

19.07
День 2
Окончание стапеля
0 км
0 часов

После пары суток почти без сна группа проснулась поздно – около 10-30. Пока завтракали, подъехала еще одна группа лихого состава Владивосток-Хабаровск-С-Петербург. Эти ребята собирались делать радиалку в долину вулканов и поехали оставлять сплавные вещи в постройках летника.
Стапель был закончен к 19 часам, т.к. пришлось перевязывать одну из рам, связанных накануне.

20.07
День 3
День на скатку экипажей
0 км
0 часов

День на скатку экипажей. Скатка была нужна всем экипажам. У летника нет никаких препятствий, катались чуть выше стоянки, отрабатывая элементы техники, потом перешли чуть пониже и катались на серии небольших (до 0,8м) валов.
Экипаж "крокодила" предпринял попытку дойти водой до следующего препятствия (по [1] – 10минут). До пр.40 не дошли (шли ровно 10 минут), и с большим трудом вернулись к лагерю (дикий обнос по каким-то заболоченным зарослям с кучей проток и лавовых трещин).

21.07
День 4
Летник Хадарус – окончание пр.41
3 км
5 часов 30 минут
Препятствия – пр. 40 и 41. Оба препятствия
можно идти без просмотра .

Подъем в 9, на воде в 13 (первый выход на воду). Задача дня – дойти до пр.42
Порядок следования судов почти на всем маршруте: "крокодил", "Красное солнышко", "белый", "бычок".
Почти для всех серьезных и требующих просмотра порогов Жом-Болока характерна следующая структура и основные ориентиры:
- резкое ограничение видимости на крутом, чаще всего левом, повороте;
- возникновение невысоких лавовых стенок по обоим берегам;
- видимый уклон и ускорение скорости течения;
- наличие зигзагообразной разгонной шиверы с прижимами разной сложности;
- слив на выходе из порога;
- участок спокойного быстротока за порогом, удобный для чалки и страховки;
- просмотр/обнос всегда левым берегом;
- все пороги короткие и с большим падением в сравнении со средним на реке;
- исключительная фотогеничность.
Через 15 минут сплава дошли до
Преп. № 40 ( III - к.с. ). Разгонная зигзагообразная горка, длиной около 100 м, стиснутая вертикальными двухметровыми лавовыми стенками, начинается видимым уклоном, возникновением стенок и ограничением видимости. В конце слив около 1 м, за ним спокойный участок быстротока. Можно идти с наплыва.
Просмотрели его – первое препятствие на реке. Под ЛБ в сливе – бревно, пришлось обходить .
Преп. № 41 ( III + к.с. ). (фото 1)Почему-то считается "гораздо более мощной копией преп. 40" [2]. Может оно и так при низком уровне воды, но в нашу воду пр.41 оказалось не только мощней, но и гораздо длиннее пр.40.
От левого поворота начинается скальное сужение, на правом повороте - пологий слив 1 м с валами до 1 м, перед сливом сильный прижим к левому берегу. Рекомендуем просмотр левым берегом.
В целях обеспечения безопасности было организовано несколько точек страховки спасконцами: после правого поворота, после косой бочки через 100м после поворота и на участке выходного быстротока. Также планировалось, что катамаран "крокодил" после прохождения правого поворота встанет на страховку в улове ПБ.
Такие меры безопасности были предприняты по нескольким причинам. Во-первых, мы были удивлены несхожестью пр.41 и 40 (в лоциях [1,2] ничего не было сказано про длину и огромный плес на выходе), соответственно, не потеряли ориентировку. Во-вторых, группа еще не приспособилась к воде (достаточно быстрой, но неожиданно мягкой). Также просмотр большей части препятствий входил в первоначальный план в качестве обучающего элемента.
Шедший первым "крокодил" (фото 2) зашел в улово на левом повороте, погасил скорость, после чего прошел правый поворот, прижимаясь к ПБ. После слива экипажу удалось зачалить катамаран только во второй улов, где он и встал на страховку. Остальные корабли прошли по центральной струе и зачалились к в улове ЛБ на стоянку в 19-30.

22.07
День 5
Пр.41 – улов после пр. 45
5 км
6 часов 15 минуты
Препятствия: пр.42, можно идти сходу, но лучше просмотреть; пор. Бильярд, просмотр и страховка с ЛБ, заход правее центра (не налететь на зуб!) с последующим уходом вправо от плиты ЛБ; пр. 44 можно идти без просмотра, но скорость перед сливом набрать надо; пр.45 идется сходу правее центра (в малую воду, возможно, практически по кустам ПБ).

Подъем – 9-00, на воде в 12-00. Цель – дойти до пор. Катапульта.
Через 10 мин - простая шивера, валы до 0,8 м. Низкий мост через 500 м после преп. 41 обнаружен не был.
Через некоторое время река разделяется строго перпендикулярно на две совершенно равноценные протоки. Идти следует по левой, справа через 150 м завал (судя по карте, это тупик). Левая протока чистая.
От преп. 41 до большой, безлесной и поросшей высокой травой поляны слева около 30 мин сплава.
Преп. № 42 ( IV - к.с. ). Начинается практически сразу у конца поляны, на резком левом повороте лавовыми выходами. "Лавовые выходы" с наплыва выглядят как невысокий обрывчик, покрытый травкой и мхом. Кстати, если удалось рассмотреть, что это именно лава, то вылезать для просмотра уже поздно. Надо просто разворачивать нос по струе и идти.
Будьте внимательны! Порог находится до впадения левого притока Баян-Жалга, а не после него, как указано на схеме. Длина порога около 70 м. Просмотр левым берегом. На заходе слева гребенка подводных камней. Обход справа, затем заход в слив по центру. Прижим вправо слабый, слив более 1 м пологий, бочка проносная. После слива выносит на плоскую, едва заметную плиту у левого берега. Порог по описаниям похож на "Бильярд", но это не он.
В гребенке камней на заходе практически в центре русла было заклинено бревно (скорее всего, вымоет следующим паводком). Все корабли успешно прошли под правым берегом с последующим смещением в центр перед сливом (фото 3). Осмотр осуществлялся с ЛБ. Страховка – спасконцом после бочки.
До пр. 43 – около 1,5 км. На участке до пр. 43 разбои, острова, река отворачивает к правому краю долины. Перед следующим порогом она снова собирается в одно русло, но тут же уходит узкая бурная протока вправо. Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой. Впереди видны выходы лавы — ориентир порога.
Преп. № 43 "Бильярд" ( V к.с. ) (фото 4) . Ориентир порога - впереди видны выходы лавы. Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой.
Порог начинается с разгонной зигзагообразной шиверы в низком лавовом каньончике. Просмотр левым берегом, идти до порога по берегу около 5 мин. Порог включает три поворота: левый, правый, левый. Сам порог является логическим продолжением разгонного трека и начинается на левом повороте прижимом к скале правого берега, на повороте у прижима в самом неприятном месте стоит клык (примерно в 40см от стенки ПБ), вдоль которого и надо идти. Затем вспененная крутопадающая горка длиной около 20 м, с валами около 1 м. Общее падение в горке 2-3 м, после чего вся река упирается в острую лавовую плиту левого берега, сильно наваливая и перехлестывая через нее, образуя мощный и очень неприятный прижим. В завершение порога, сразу от прижима река круто падает вправо, образуя финальный скрученный слив более 1 м с мягкой косой бочкой на выходе. На выходе валы, река поворачивает влево, лавовая гряда кончается и слева - чистое круглое песчаное улово.
Главная опасность при прохождении - мощный прижим к плите левого берега перед финальным сливом.
Страховка осуществлялась спасконцами после выходной бочки.
Экипаж "крокодила" попытался пройти вплотную к зубу, чтобы не иметь проблем с навалом на плиту. Маневр удался только частично – из-за сильного навала на ПБ пришлось пропускать зуб между баллонами и, практически, скрестись по стенке ПБ. Это позволило не очень упираться для ухода от плиты. Остальные экипажи проходили порог ближе к центру и имели проблемы с навалом на плиту (фото 5, 6) и дальнейшим прохождением бочки (фото 7). Чисто прошел только "белый" катамаран (фото 8). Еще раз – речка очень мягкая, практически все бочки – проносные.
Порог очень фотогеничен, но покатушки на нем устроить сложно из-за проблем обратного обноса кораблей по сильно заросшему берегу.
Преп. № 44 ( II к.с. ) Чистый пологий слив около 1 м.
После преп. 43 плес длиной около 80 м, на выходе с него прямая водопадная ступенька высотой 1 м через все русло. В [1] указано, что бочка после слива ощутимая, а в [2], что весьма мягкая. В нашу воду бочка была неожиданно жесткой – "крокодил", зашедший почти без скорости, был остановлен и потребовалась небольшая работа экипажа для вытаскивания катамарана из бочки. Препятствие не просматривали, да и не стоит оно того :).
Преп. № 45 ( III к.с. ) Расположен за левым поворотом через 5 мин после преп. 44. Возникает неожиданно, просмотр возможен по обоим берегам, но необязателен. Короткий разгон, затем крутой слив более 1,5 м, закрученный с плиты левого берега вправо. Косая бочка на выходе.
Проходили сходу чуть правее центра. В бочке у капитана "белого" катамарана засосало под кат и погнуло весло.
Зачалились в большом улове ЛБ в 19:15.

23.07
День 6
  
Пор. Катапульта - пор. Недотрога
4 км
2 часа 45 минут
Препятствия: пр.46 (пор. Катапульта) требует внимательного просмотра не столько самого водопадного слива, сколько маленького сливчика в 30м выше и, особенно, косой бочки после него. Бочка очень сильно тянет влево. Идеальная линия движения - под ПБ (в центр сместит сама бочка). Бочка после водопадного слива проносная и очень мягкая, единственная опасность – быть прижатым к скале ЛБ. В принципе, перед самым сливом у ЛБ небольшое улово, в котором может поместиться каяк или кат-2. Это улово может быть использовано для аварийной чалки при неправильном заходе (слишком снесло влево).

Подъем – 9-30, цель – пор. Катапульта и дойти до пор. Недотрога (по обстановке – пройти).
От улова за пр.45 по ЛБ идет неплохая тропа до пор. Недотрога. По этой тропе мы обнесли все вещи за Недотрогу. Попутно просмотрели реку между пор. Катапульта и Недотрога. На обнос вещей и просмотр участка между порогами ушло 2 часа.
Преп. № 46 "Катапульта" ( V к.с.) (фото 9-11) Находится в 300 м от преп. 45, после левого поворота. От пр.45 Катапульту отделяют 2 больших улова, мы стояли в первом.
Начало порога определяется с воды по видимому резкому падению реки. Затягивает в порог слабо, поэтому удобнее всего встать в улово у левого берега прямо перед заходом. В месте чалки плохонькая стоянка. Отсюда до "Недотроги" около 1 км идет широкая тропа просмотра/обноса.
Саму Катапульту мы посмотрели накануне вечером, а перед прохождением лишний раз обратили внимание на косую бочку в 30м перед порогом.
Порог начинается косым пологим сливчиком 0,5 м, справа в нем длинная косая бочка, которая тащит к левому берегу и весьма мешает заходу в основной водопадный слив, расположенный через 30 м. Здесь вся река падает водопадным резаным сливом высотой свыше 2 м, при этом река сужается до 6-7 м, вкладывая все свои 20-25 куб.м/сек в этот узкий и мощный слив. Поскольку в нем сконцентрирован весь расход реки, он достаточно мощный и эффектный. Основной навал идет на лаву левого берега, справа слив маловодный и прямой. После слива глубокая пенная яма, затем короткий 20 м трек вправо, с прижимом к скальным выходам правого берега, затем два мелких несложных слива менее 1 м каждый.
Порог проходили на разгруженных катамаранах. Это был единственный раз, когда был изменен порядок пррохождения: первым пошел экипаж "бычка", как наиболее физически сильный. Экипаж легко пробил бочку после сливчика практически не смесившись к ЛБ и скатился по центру водопадного слива (фото 12).
Шедший вторым экипаж "крокодила", глядя на простоту пробивания бочки первым экипажем, недооценил ее силу и набрал слишком низкую скорость перед сливчиком. В результате корабль был смещен слишком сильно влево и перевернулся в сливе через правый нос (фото13-15). Матрос отстрелилась и самостоятельно выбралась на ПБ в 100м ниже, а капитан остался с кораблем и был зачален береговой страховкой. Матрос "крокодила" была перевезена на ЛБ экипажем "бычка". При оверкиле экипаж не пострадал (не считая небольших ушибов) и не потерял весла.
Остальные экипажи учли ошибку и прошли успешно (фото 16, 17).
Страховка осуществлялась с ЛБ спасконцами над бочкой основного слива и ниже второго выходного слива.
На проход всеми экипажами и спасработы ушло около 2,5 часов.
При возвращении от Недотроги (после обноса вещей) мы определили точку чалки перед Недотрогой в улове ЛБ сразу за пр. 48.
Преп. № 47-49 ( II к.с. ) Пять (!) пологих сливов высотой от 1 м до 1,5 м различной мощности, обозначенных почему-то как три препятствия. Технической сложности не представляют.
- Преп. № 47. Два слива, 0,5 м и 1 м с интервалом 30 м. В первом сливе слева чистый язык. Во втором бочка 1 м, наиболее мощная в центре; справа и слева слив более пологий.
Преп. № 48. Два слива высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Первый слив - просто динамическая горка, образующаяся после торможения струи о левый берег на повороте. До второго слива около 100 м и левый поворот. Слив пологий. Осторожно! С ЛБ русло перекрыто бревном больше, чем на 1/3 (на высоте около 50-60см), у самого ПБ в воде вдоль по течению лежит елка (и бревно и елка свежие). При нашем уровне воды елка не мешала, но при более низком может быть неприятным сюрпризом.
После пр.48 удобное улово для чалки. Отсюда удобно сходить на просмотр Недотроги, которую лучше идти в связке с пр. 49 и 51 . В принципе, можно чалиться и после пр.48 , но там улово сильно меньше и, в случае неудачи, придется чалиться на струе или идти Недотрогу сходу.
Мы зачалились в этом улове и сходили на просмотр Недотроги. После полученного группой на Катапульте адреналина проходить Недотрогу на ночь глядя не хотелось. Вернулись к кораблям и вытащили их на берег.
Между Недотрогой и пр.51 в глубине улова неплохое место для стоянки.

24.07
День 7
  
Пор. Недотрога – д.Обтой
12 км
4 часа 15 минута
Препятствия: пр.49–51 надо идти сразу. Пр.50 (пор. Недотрога) – проходиться по центральной струе с уходом влево после сбойки струй. В принципе, при меньшем уровне воды можно попробовать не уходить влево, а использовать для ухода от навала отбойный вал. Пр.51 косой слив около 1м со сбойкой струй за ним – идется сходу. Пр.52 (пор. Вариант) – левая протока представляет собой копию пр.45 , правая, по виду ее выходного участка – трек с камнями. Разбои с завалами – просто идти осторожно, выбирая максимально широкую протоку.

Подъем – 9-00, цель – пройти Недотрогу и дойти до пос. Обтой (по обстановке – объехать обтойскую шиверу и участок завалов).
Преп. № 49 Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева.
Преп. № 50 "Недотрога" ( V к.с. ) Начинается сливом 0,5 м перед правым поворотом. Указанное в [2] удобное улово для чалки слева на повороте обнаружено не было. Т.е. чалитьчя там можно, но дальнейшее прохождение порога будет затруднено (судно окажется слишком слева). Возможно, что при малой воде там, действительно, есть улово, в нашу воду – просто участок с меньшей скоростью струи. Улово есть у ПБ, но использование его в качестве штатного места чалки вызывает сомнение – выход из него на основную струю осложнен выходами лавы (в нашу воду – вполне залитыми).
Сам порог очень красив и мощен. Мощный, короткий (50 м), стиснутый лавовыми стенками трек на левом повороте реки с большим общим падением 3-3,5 м и не очень жесткой выходной бочкой. На заходе несильный прижим к левому берегу, после в центре - сбойка струй, образующая пирамидальный вал (невысокий, но достаточно жесткий), далее вся река упирается в стенку правого берега, образуя высокий навал с прижимом. Собственно, навал и спасает от прижима, поскольку места и времени для ухода очень мало. После этого река падает влево пологим сливом с мощной финальной бочкой, более глубокой справа.
Напрашивающаяся логика прохождения: идти как можно левее, уходя от прижима. Однако, пирамидальный вал и небольшая бочка за ним, заставляют подходить к левому повороту практически по центру. Это приводит к тому, что времени для ухода от прижима остается очень мало. Кстати, по нашей воде не хотелось проверять, насколько отбойник спасает от навала на левом повороте – была вероятность получения тем немалым отбойником в правый борт.
После выходной бочки скорость струи падает и вода выносит налево в сторону улова. Если не заходить в улово ЛБ, то струя вносит в пр.51 , которое логично проходить в связке с пр.50 .
Преп. № 51 ( II к.с. ) Расположено через 80–100 м быстротока после пр.50 .
Пологий косой (от ЛБ) слив 1,2 м на левом повороте. Справа косой вал 1 м, к центру превращающийся в сбойку высотой 1,5 м. У ПБ в воде свежая елка, впрочем по нашей воде затопленная. Завершается препятствие выходом в разлив, подобный озеру. На выходе мелко, торчат обливные лавовые плиты, но течение слабое.
Связку пр.49-51 проходили на разгруженных кораблях. Страховка обеспечивалась спасконцами с ЛБ после слива пр.50 в левом улове.
Все экипажи прошли связку пр.49-51 следующим образом. Пр.49 – под ЛБ, далее пр.50 - по главной струе, пробивая бочку за пирамидальным валом и уходя максимально влево от прижима с пробиванием финальной бочки в центре (фото 18-20); пр.51 не представляло сложности. На прохождение пр.50 затратили 2 часа.
После пр.51 чалились в огромный улов ЛБ и грузили вещи. В процессе погрузки вещей обнаружилось, что на Катапульте забыли 2 "лягушки". После беготни туда-обратно вышли в 15-20.
За пор. 51 разбои, острова. До пор. "Вариант" 7–8, максимум 10 минут сплава.
Преп. № 52 "Вариант" ( III к.с. )Начинается так же, как и все пороги Жом-Болока - ускорением течения и ограничением видимости.
Перед порогом река перпендикулярно разделяется на две протоки, предоставляя два варианта прохождения порога. Мы шли сходу левой протокой. Теоретически, чалка в уловке слева, за травянистым мыском перед разгонным участком; просмотр левым берегом около 100 м. Порог сильно напоминает преп. 45: короткий разгон завершается крутым сливом более 1,5 м, закрученным слева направо, с бочкой на выходе. Проходится без проблем. За порогом обширный круглый плес, с которого видна впадающая с права правая протока. Это типично Жом-Болокский трек с крутым падением, валами и прижимами. Протока технически явно более сложная, чем пройденная нами.
Из четырех именных порогов на маршруте "Вариант" является наиболее простым.
Преп. № 53 ( II к.с. ) Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад основных порогов.
Преп. № 54 ( II к.с. ) Символические валы менее 0,5 м.
Через некоторое время, после слабых преп. 53 и 54, течение реки несколько замедляется и идет первая серия разбоев.
При движении необходимо соблюдать осторожность, так как русло реки сильно извилистое и завалы из-за поворотов не видны. Много нависших над водой деревьев. В разбоях предпочтительнее идти на отрицательной скорости, держа катамаран под углом 30-40 град к струе. Это позволяет оперативно реагировать на неожиданно возникающие препятствия (завалы) и быстро зачаливать катамаран к тому или иному берегу, в зависимости от ситуации на воде.
В один завал мы все-таки влетели. Причем всей группой. Завал был небольшой и простенький, быстро протащились через него и ушли дальше.
Начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина (фото 21). Поселок Шарза расположен по левому пологому берегу, обжитой, много местных. Правый берег высокий. Снизу, из долины Оки, приходит дорога и ЛЭП. Через реку перекинуты два моста.
Мосты расположены друг за другом менее чем через 10 м. Мы даже не рассматривали для себя возможность прохода под мостами: высота настила первого моста над водой не превышала 50см, а второго – 30см.бнос ЛБ с перетаскиванием кораблей через забор (фото 22). Возможно, в малую воду можно пройти под мостами, но, как указано в [2], даже в малую воду это небезопасно.
После двух-трех плесовых петель (около 1 км) река ускоряется на правом повороте и начинается шивера. Валы до 0,5 м. Ближайшие полчаса сплав по быстротоку и разбоям, без завалов. Через некоторое время начинается классический плес около километра длиной, совершенно нехарактерный для реки. От конца плеса до деревни Обтой по левому берегу около километра.
Мы зачалились примерно в 200 м до моста и сходили в Обтой для выяснения ситуации с завалами. По словам местных, мы были первой группой в этом сезоне. На счет завалов нам было сказано, что паводком пронесло немало леса, и завалы, скорее всего, не уменьшились. Чтобы не подвергать корабли и себя испытанию на прочность на неинтересном со спортивной точки зрения участке завалов, мы договорились о перевозе нашей группы к нижнему мосту. Бензина для этого в Обтое не было, но нам пообещали, что к утру он будет.
В результате у нас получилась полудневка. Мы купили в Обтое хлеб, молоко, сметану. Надо отметить очень приветливое отношение местных к туристам, причем особо обращает на себя внимание их неназойливость. Буряты сами ничего не предлагали, а только отвечали на наши просьбы. Когда все вопросы были выяснены, нам показали место для лагеря (действительно, очень хорошее).

25.07
День 8
Д. Обтой – р. Ока – Орхо-Бом
40 км
5 часов
Препятствия: Жом-болок – пр.58 (шивера Восторг водника) – смотреть бессмысленно, идется сходу, действительно – полный восторг. Ока Саянская – препятствий нет.

Подъем – 8-30, загрузка в машину – 11-30, на воде – 13-00. Цель – пройти выходную шиверу Жом-Болока и дойти до ущелья Орхо-Бом.
Как и было обещано, к 11-30 приехал УАЗ-буханка с прицепом. Мы погрузили сдутые накануне катамараны и рюкзаки в прицеп и за час доехали до нижнего моста. На воду вставали в улове выше моста у ЛБ. Мост высокий (около 1,8-2м), правый пролет выше.
Выходная шивера служит достойным завершением сплава по Жом-Болоку. Когда-то лава, стекавшая по Жом-Болоку, заполнила долину Оки, а затем река пропилила в ней каньон глубиной 30–50 м. Более маловодный Жом-Болок, не успевая за ней, образовал типичную висячую долину. Сначала он успокаивается на лавовом ложе Окинской котловины, а затем начинает вгрызаться в край каньона, выбирая всю его глубину на участке длиной 2–2,5 км.
Преп. № 58 "Восторг водника" ( III к.с. )Начинается сразу от моста местной дороги, где по обоим берегам появляются высокие, от 5 м, вертикальные лавовые стенки.
От моста виден очень красивый зигзаг в каньоне с поочередными прижимами к обеим берегам. Первые 2-3 поворота после моста река течет в очень узком каньоне. Прижимы проходятся без проблем при четкой работе экипажа. Ниже берега высокие, местами до 20 м.
На протяжении всего препятствия уклон равномерный, многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. Шивера очень длинная, мощная, с крутым падением и крупными обливными камнями, требующими от катамарана хорошего слалома. Прохождение доставляет массу удовольствия. От моста до устья по прямой немногим более километра, по реке - около 2,5 км.
Перед впадением в Оку по правому берегу начинается низкая терраса, переходящая в обширную поляну. Непосредственно на стрелке — отмель справа, удобная для чалки. Поляна на стрелке давно и заслуженно пользуется вниманием туристов, но, к счастью, периодические паводки на Оке пока успевают очищать ее до первоначального состояния.

2. Сплав по р. Ока Саянская (5 дней, 228 км)

К моменту выхода в Оку вода в ней была средней. Карта ущелья Орхо-Бом, приведенная в отчете [2] столь подробна, что структура большинства препятствий не нуждается в дополнительном описании.
Для нижнего участка Оки существует несколько лоций с различной нумерацией препятствий, однако после пройденных препятствий он не представляет большой сложности и приведенных схем и описания вполне достаточно.
Следует отметить, что большинство препятствий Оки Саянской в целом и ущелья Орхо-Бом, в частности, имеет характер крупногалечных перекатов. Их состояние существенно зависит от уровня воды, а структура постепенно меняется со временем из-за перемывания русла.
В нашем случае, для средней воды, сплав по Оке не представлял сложности и опасности. Ширина реки достаточна для того, чтобы от всех прижимов, валов и бочек можно было уйти в более безопасную часть струи. При прохождении препятствий следует придерживаться внутренней части струи и идти рядом с галечной отмелью. Как правило, в этом месте меньше скорость течения, мельче валы и бочки.
В [2] говориться, что сплав по Оке напоминает сплав по Катуни ниже Аккемского прорыва. К сожалению, это не так. Ока сильно проигрывает Катуни как по разнообразию, так и по сложности препятствий.
Примерно через 300 м сплава по Оке, у первого же впадающего слева ручейка следует обязательно остановиться. Здесь, чуть в глубине, великолепным 27-метровым водопадом падает с отвесной скалы берега Оки левая маловодная протока Жом-Болока (фото 23, 24).
На протяжении нескольких километров после устья Жом-Болока на Оке продолжается лавовый каньон. Простые шиверы, валы до 0,7 м. Далее начинаются многочисленные разбои. От устья Жом-Болока до поселка Хужир, что на левом берегу, около 2,5 часа сплава. Поселки, отдельные фермы и дома по берегам встречаются до самого ущелья Орхо-Бом. На реке огромное количество стоянок, но вставать лучше на менее населенном правом берегу.
Перед входом в ущелье, в районе о.Тухурен-Тала, основной протокой является левая. Ходовое время от устья Жом-Болока до входа в ущелье около 4 часов.
Через час после нашего выхода в Оку, погода испортилась, пошел дождь с ветром. Мы дошли до окончания разбоев и зачалились к ЛБ в 2 км выше Емотоя. Стоянка неплохая, но стоять приходится на песке.

26.07
День 9
Начало Орхо-Бом – пр. 51
36 км
7 часов 15 минут
Препятствия: шиверы разной жесткости; пр.12 (пор. Окинский ) – проход от правого берега в обход котла или под левым по большим валам (зато нет опасности попасть в котел); пр.13 (пор. Бурятский) – проход по левой части струи с уходом от котла (проблем нет).

Подъем - 9-00, на воде – 12-00, цель – пройти пор. Окинский и Бурятский и дойти до пр.38 (пор. Харагольский-2)
Надо заметить, что после порогов Жом-Болока препятствия Оки Саянской по средней воде не представляют сложности. В течение дня нас поливало часто дождем, который повис над ущельем, зацепившись за горы (фото 25). Похоже, что в Орхо-Боме уж если пошел дождь, то будет идти, пока не выльется весь.
До пор. Окинский все препятствия шли сходу.
Препятствия ущелья Орхо-Бом.
1–4. Шиверы, валы до 0,5 м.
5. "Трех Геологов" ( III к.с. ). Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м. Опасна, в основном, сбойка основной струи, идущей вдоль берега, с широкой, сильно турбулентной струей, скатывающейся с горки. На этой сбойке развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки - ощутимая для малых судов.
6–7. Шиверы, валы до 0,5 м.
8. Шивера, валы до 1 м.
9. "Пронеси Господи - 1" ( III к.с. ). Прямая труба с валами до 1,5 м. Начинается сразу за правым поворотом. Просмотр с левого берега. Слева перед порогом хорошо заметная отмель и улово, но ручей виден плохо.
10. "Каландарашвили" ( III к.с. ). Простая шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы. Прошли с ходу от центра к правой стороне.
11. Простая шивера, валы до 0,5 м.
12. "Окинский" ( IV к.с. ). Начинается за левым поворотом. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота.
Как отмечается в [1], по малой и средней воде кульминация порога - в первой трети. Ближе к правому берегу здесь расположен котел глубиной 2 м, в который затаскивает течением с трех сторон; ближе к левому - валы до 2,5 м, но сначала более широким кажется проход между котлом и правым берегом.
Порог с берега не осматривали. Линия движения была достаточно очевидна с наплыва. Проходили по одному корабля в походном порядке. Все катамараны шли вдоль правого берега, обходили котел и смещались в центр, пробивая валы. Чалились к ПБ примерно в 20м ниже валов. Такая точка чалки обеспечивала более надежную страховку, чем перед отмелью пор. Бурятский, т.к. давала больше времени страхующему кораблю на подбор аварийного экипажа.
Все экипажи успешно прошли препятствие.
13. "Бурятский" ( IV к.с. ). Отделен от пор. "Окинский" участком быстротока 200–300 м. По малой и средней воде рекомендуют осмотр слева по отмели. По большой воде лучше осматривать по правому берегу вместе с пор. "Окинским"; затем (при необходимости) с левого берега.
Основная струя образует ярко выраженную горку с прижимом вправо; после горки - котел 1,5 м, который легко обходится с левой стороны. На выходе прижим к выступу правого берега, на траверсе него - пульсирующие валы до 1,5 м. По всему правому скальному берегу - небольшие неприятные карманы.
Порог все катамараны проходили по одному без предварительной разведки придерживаясь правой части струи. Попасть в котел, конечно, можно, но только если спать на ходу или специально туда стремиться.
Ни один экипаж не проявил суицидальных наклонностей и все прошли нормально, зачалившись через 300–400м на песчаной отмели. Там хорошая стоянка с находящимся на ней "музеем народного туристского творчества". Музей производит большее впечатление, чем кафе Аргут на Катуни. Есть избушка.
Остальные препятствия Оки группа шла походным порядком без просмотра. Причинами такому решению послужили 2 соображения: 1) препятствия на реке однотипны и читаемы с наплыва; 2) начавшийся дождь может привести к паводку, соответственно, надо идти как можно быстрее.
14. Шивера, валы до 1 м.
15. "Пронеси Господи - 2" ( III к.с. ). Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега. Струя раздваивается, часть воды уходит в улово направо.
16–19. Шиверы, валы до 1 м.
20. Шивера, на выходе валы до 1,5 м.
21. Шивера, валы до 2 м. У правого берега валы поменьше.
22. "Ары-Бурье" ( II к.с. ). Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце - прижим к левому берегу. Наиболее высокие пульсирующие валы до 1,5 м - выше прижима, легко обходятся справа.
23–30. Шиверы. Валы до 1 м, местами до 1,5 м, отдельные бочки до 1 м.
31. Шивера у галечного островка. В основной правой протоке - неприятная турбулентная сбойка основной струи с боковой, сливающейся с галечной горки.
32–35. Шиверы, валы до 1 м. В конце шив. 35 - котел 1 м в прижиме у левого берега. Легко обходится справа.
36. "Харагольский-1" ( III к.с. ). Начинается от устья левого притока р. Хара-Гол. Валы до 2 м. На входе слева бочки до 1,5 м, на выходе пульсирующие валы. Просмотр по левому берегу.
37. Шиверы, валы до 1 м.
38. "Харагольский-2" ( III к.с. ). Начинается на местном левом повороте, просмотр справа по галечной отмели или по левому берегу. Прямая труба с валами до 2–2,5 м. На выходе у левого берега бочка до 2 м.
39–50. Шиверы. Валы до 1,5 м, на выходе из некоторых препятствий - пульсирующие валы и бочки до 1 м.
После пр38 (пор. Харагольский) мы начали искать стоянку, но хорошую стоянку нашли только после пр.51 на правом повороте.

27.07
День 10
Пр.51 – пр.127
58 км
7 часов 25 минуты
Препятствия: шиверы разной жесткости, пр. 70 (пор. Центрифуга) – легко проходится по левому краю струи или по улову под левым берегом. Не надо залезать в улов у ПБ.

Подъем – 8-00, на воде – 12-00. Цель – выйти из Орхо-Бома.
Утро началось плохо. За ночь вода поднялась и смыла катамаран "бычок", который был оттащен от воды менее остальных. Остальные корабли тоже плескались в воде, но от берега уйти не успели. Была снаряжена погоня по берегу, впрочем, безуспешная. Корабль увидели прижатым к берегу в паре км ниже, но добраться не смогли – скальник не давал.
Было принято решение идти на 3 кораблях и догонять беглеца. На беготню по берегу двух человек ушло около 1,5 часа. Когда мы подошли к тому месту, где видели "бычка" его уже смыло дальше. Поймали мы его только в улове ПБ у пор. Центрифуга.
Безлошадный экипаж рассадили таким образом, что на "белом" катамаране матросом сел Чистяков (Трушкова при этом поехала там же собакой), а Косухин был определен собакой на "Красное солнышко". Экипаж "крокодила" забрал к себе некоторое количество лишних вещей.
Шли в режиме дрейфа, боясь пропустить ушедший катамаран.
51–54. Шиверы, валы до 0,5 м.
55–58. Шиверы, валы до 1 м. При наличии прижимов за ними у внутреннего берега образуется улово с мощными поганками, проход по внутреннему краю основной струи.
59. "Мельница" ( III к.с. ). Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову, чалка - на приверхе острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, ближе к правому берегу - пульсирующие валы и бочки, на выходе прижим влево.
60–69. Шиверы, аналогичные 55–58. В районе препятствий 62–63 ущелье расширяется, по обеим берегам хорошие стоянки.
В районе пр.65 стоявшая на берегу группа из Череповца сказала, что минут 10 назад видела наш кат. На подходе к пр.70 мы увидели его издали у ПБ. Выяснилось, что катамаран стоит в улове ПБ в компании с огромным количеством бревен разного размера. Пришлось чалиться в тот же улов всей группе и заниматься вытаскиванием корабля.
70. "Центрифуга" ( IV - к.с. ). Галечная горка слева направо и прижим к правому берегу. Валы до 1 м, на выходе, при сбойке двух струй, косой винтообразный вал и пульсирующие валы до 1,5 м. Легко обходятся слева по улову.
По результатам спасательных работ на "бычке" оказались обе собаки, которые вывели его из дровяного плена правда со 2-й попытки). Остальные корабли вышли из улова сразу. Надо заметить, что проход пр.70 при заходе в него не по левой части струи, а из этого улова не совсем тривиальная задача. Дело в том, что основная струя идет как раз в прижим ПБ за уловом. Облегчает проход то, что вдоль стены ПБ идет вполне приличная отбойная струйка. В большую воду, скорее всего, там должна быть довольно жесткая сбойка.
Все экипажи поднимались по улову насколько возможно и траверсировали поток. При этом они оказывались под стеной, где спокойно проходили по отбойной струйке. Настоятельно не советуем повторять наш опыт, особенно в большую воду.
После пр.70 зачалились к отмели ПБ, где произошло воссоединение экипажей со своими кораблями. Далее шли без эксцессов.
71 и далее. Шиверы, валы до 1 м.
Все препятствия после впадения Хойто-Оки имеют характер изолированных шивер 2 к.с. с валами до 1 м. Их проходили походным порядком, осмотр с воды. Ниже устья р. Хойто-Ока стоянки плохие. Отдельного упоминания заслуживают два правых прижима (123' и 127'' по прилагаемой карте).
123'. Перед прижимом левый поворот, один крупный и несколько мелких островов. Высокая скала правого берега - рыжего цвета (все остальные скалы серые). Цепочка чистых валов до 1,5 м заканчивается бочками до 2 м, не угадываемыми с наплыва.
127''. Прижим к скале правого берега выше устья р. Хильцой; ориентирование по поворотам реки. На выходе массив пульсирующих валов и бочек до 1,5 м.
На протяжении дня по берегам много скал. Иногда один или два берега пологие. Зимовья выглядят с воды жилыми.
Встали на ночевку на правом берегу после преп. 131 (по прилагаемой карте).

28.0 7
День 11
Пр.127 м – пр.141
52 км
8 часов 30 минут
Препятствия – не обнаружены

Подъем в 8-30, на воде в 11-30. Цель – пройти как можно дальше.
Препятствия на реке полностью закончились. Река несет со скоростью не меньше 7-8 км/ч. Работать веслами совершенно без толку. Соединили катамараны попарно ("крокодил" с "белым" и "красное солнышко" с "бычком") и легли в дрейф (фото 26). Погода вполне приличная – появилось солнце и почти нет дождя. Сидим на кораблях, пишем пулю. Река несет сама. При необходимости корректировка курса легко производится одним гребцом.
Таким расслабленным способом дошли до места, отмеченного в лоции как пр.141, за которым и встали на ночь.

29.07
День 12
Пр. 141 – пос. Вурнеокинский (Верхока)
53 км
7 часов 45 минуты
Препятствия – не обнаружены

Подъем – 8-00, на воде в 11-00, цель – дойти до пос. Верхнеокинский.
Продолжили сплав в том же режиме, что и накануне. Арзомсакя шивера не обнаружена – какое-то небольшое убыстрение течение и не более. После этого места долина сильно расширяется. Появляются острова. Надо держаться левых проток.
За 20 км до пос. Верхнеокинский по обоим берегам правой протоки деревня, в конце самого длинного острова еще одна. В пос. Левый Сарам сохранились 2-3 жилых двора, автотранспорта нет. От пос. Левый Сарам основная протока левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден)
Пос. Верхнеокинский расположен в стороне от реки и с воды также не виден. Поэтому его можно проскочить. Перед поселком река собирается в одно русло. Горы давно ушли от реки. С правого берега к реке подходит лесистый кряж "Толстый мыс", издалека видный среди равнинной местности. Его край, единственный красноватый скальный выступ правого берега - "Толстый мыс", с чем-либо перепутать невозможно. Чтобы не проскочить край "Толстого мыса" мы свалились в самую праву протоку. Делать это не надо, т.к. требуемый край кряжа находится после сбора реки в одно русло (практически сразу), а протока маловодна.
Как только становися виден Край "Толстого мыса", надо держаться ЛБ. Дорога по нему с воды не видна, но угадывается. Здесь, на левой береговой террасе - традиционное место завершения маршрута. Хорошая стоянка, дорога уходит от реки к деревне, до которой около 2 км. Отсюда можно сходить в деревню за машиной, которая отвезет вас на станцию Зима.
Если предполагается выбрасываться на автобусе, то удобнее пройти еще около 1 км, где деревня расположена ближе к реке. Следует сплавиться мимо стоянки на пригорке, мимо горельника по левому берегу на правом повороте и миновать галечный перекат, вытянувшийся вдоль берега слева направо. С правого берега в русло реки вдается длинный узкий галечный мыс.
Сразу за галечной отмелью на левом берегу видны моторки, несколько баков для мусора, остатки катамаранных и плотовых рам. Здесь самое короткое расстояние от реки до края деревни - около 500 м.
Мы остановились на террасе ЛБ в 20-15. Тут же появился местный мальчишка на мотоцикле и предложил услуги своего отца по выброске. Мы воспользовались этим предложением и договорились о машине на следующее утро.

6. Материальное оснащение группы

Специальное общественное снаряжение:

  1. Катамаран 2-ч местный – 4шт
  2. Чалка (длина – 5м) – 4 шт.
  3. Спасконец (длина – 25м, d =8мм) – 4шт

Специальное личное снаряжение (на одного человека):

  1. Спасжилет - 1 шт.
  2. Каска - 1 шт.
  3. Гидрокостюм - 1 шт

7. Смета похода

Вид расходов
Назначение
На 1 чел. (руб)
На 8 чел. (руб)
На 1 чел. $
Проезд**
4929
$169
Москва – Слюдянка (поезд, плацкарт)
1788
12516
Москва-Иркутск (самолет) – Слюдянка, Зима – Иркутск-Москва (самолет)
8500
-
$291
Слюдянка - Орлик
820
9000*
Орлик - Хадарус
273
3000*
Объезд раона завалов
87
700
Верхнеокинск – Зима
180
2000*
Зима – Москва
1780
12460
Снаряжение
288
2300
$10
Аптечка
250,0
2000
Ремнабор
38
300
Питание
950
8200
$40
Питание в поезде
300,0
3000
Питание в походе
650,0
5200
Другое
152
1520
$5
Фотопринадлежности
54,5
545
Личные траты
50,0
500
Итого по походу:
6320
$259

Примечание: Курс: $1 – 29.2 руб.
* С учетом попутчиков сумма делилась на 11 человек.
** Д.Трушков летел в Иркутск и обратно самолетом и для него расходы составили 10 948 руб. или $375

8. Итоги, выводы, рекомендации

Задачи, сформулированные при подготовке похода и поставленные перед группой на маршруте, успешно осуществлены.
Сочетание на маршруте сплава по рекам с различным характером и расходом воды, позволяет группе познакомиться с различной тактикой прохождения водных препятствий и организации страховки.
При сплаве по лавовым полям необходимо соблюдать определенную осторожность, так как можно повредить корабли об острые края лавы.
Будьте готовы к неприятностям в завалах. Разбои идти лучше на отрицательной скорости, при малейшем сомнении следует сразу зачалиться на отмель или в улово.
Района, доступны для сплава с июня по сентябрь. При этом следует учитывать, что питание реки смешанное снего-дождевое, и режим рек характеризуется несколькими летними паводками.
В крутосклонных и узких ущельях (Орхо-Бом) может происходить подъемы воды на 2-3 метра буквально на глазах, за несколько часов; спадает же уровень воды 1-2 дня.
При организации стоянок необходимо это учитывать, и во время пасмурной погоды стараться ставить лагерь как можно выше от воды. Катамараны обязательно вытаскивать на берег и привязывать.
В силу ширины реки Оки страховка с берега не всегда эффективна. Для надежности мы практически всегда применяли страховку судном с воды.
Все участники и руководитель по предоставлении отчета в городскую МКК получили справки о прохождении маршрута заявленной (5-) категории сложности.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Олег, 22.07.2005
Супер! Красиво!
 Андрей, 24.07.2005
Зашибись!
 Шура, 18.01.2006
По поводу заброски. Всегда приезжает одна и та же буханка с водителем из Орлика, даже если вы по телефону договорились, что вас будет 100 человек.(Мы вас не расслышали!!) В Слюдянке на подхвате обычно 1-2 микроавтобуса и начинается разведение на деньги (Мы попали на сумму более чем в полтора раза большую из за того что пришлось брать вторую машину и торговались как последние цыгане) После Орлика если вам не на Оку будет нужна уже другая машина за отдельные деньги. У них разделены сферы влияния. В Нижнеокинском Будте внимательны -ВОРУЮТ !!!! со страшной силой и перманентно!!!! Местная пацанва по ночам устраивает целые налеты. Все прятать, оставлять дежурных, много не пить. У нас унесли 3 неопреновых костюма , спас противени. У соседней группы -2 рюкзака с барахлом.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100