Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




Отчёт о водном (катамараны, каяк) путешествии V категории сложности
в районе Горного Алтая, совершенном 6-26 июля 2001 г.

Маршрутная книжка: №1/4-506

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5773

Руководитель группы: Р.Т. Айбатулин (Москва)

Паспорт маршрута

1. Категория сложности: 5
2. Средства сплава: двухместные катамараны, каяк
3. Нитка маршрута: г. Москва — г. Новосибирск — пос. Чибит — р. Шавла — р. Аргут — р. Катунь — пос. Чемал — г. Барнаул — г. Москва
4. Протяженность маршрута: сплав — 270 км, пешком — 40 км (в т.ч. пешка 12 км)
5. Количество участников: 7
6. Сроки путешествия: 6 июля — 26 июля 2001 г.
7. Уровень воды: средний / выше среднего
8. Средняя температура воздуха: днем 20-35оC, ночью 15-20оC

Примечание. На реке Шавла при подсчетах расстояния, пользуясь картой 1:200000, учитывался коэффициент извилистости 1,25. На Катуни использовали схему с пятикилометровыми отметками.

Состав группы

Ф.И.О. г.р. туристский опыт обязанности средство сплава
Айбатулин Равиль Тагирович 1977 Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Уба 3у, Песчаная 3у,
Агул 3у, Мзымта 2(5)р, Урик 5р, Б.Лаба 1(5)р
руководитель кат-2-1
Пацино Наталья Вячеславовна 1980 Агул 3у, Урик 5у, Б.Лаба 1(5)у медик кат-2-1
Жуков Владимир Юрьевич 1964 Уба 3у, Песчаная 3у, Агул 3у, Мзымта 2(5)у,
Урик 5у, Б.Лаба 1(5)у
реммастер кат-2-2
Липгарт Вадим Михайлович 1973 Нюхча 2у, Мста 2у, Урик 5у, Б.Лаба 1(5)у фотограф кат-2-2
Бакланов Петр Валерьевич 1979 Песчаная 3у, Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Вама-Водла 3у, Охта 3у, Урик 5у, Б. Лаба 1(5)у видео-оператор кат-2-3
Бакланов Валерий Михайлович 1950 Агул 3у, Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Вама-Водла 3у,
Темник 3у, Охта 3у, Урик 5у, Б.Лаба 1(5)у
завхоз кат-2-3
Михин Дмитрий Юрьевич 1979 Тумча 3(4)р, Чуя 4(5)у, Мзымта 3(5)у синоптик каяк

График движения

дата участок маршрута протяженность  
07-08.07 ж.д. г. Москва — г. Новосибирск: 52 ч.  
09-10.07 заброска г. Новосибирск — пос. Чибит — р. Шавла 860 + 12 км,
27 + 6 ч.
автобус/ГАЗ-66 + пешка
11-12.07 радиальный выход на Шавлинские оз. + стапель 30 км 3,5 часа в одну сторону налегке
13.07 сплав за пор. Эшафот 3,5 км, 6 ч. шиверы, пороги, разведка, ремонт
14.07 сплав за пор.Тушкем 9 км, 7,5 ч. шиверы, пороги, разведка, завалы, обнос пор.Уйгур
15.07 сплав за пор.Боливар 11,5 км, 8 ч. шиверы, пороги, разведка, ремонт катамарана
16.07 сплав до стрелки с Аргутом 26 км, 7,5 ч. шиверы, пороги, разведка, завалы
17.07 сплав р.Аргут — стрелка с Катунью 25 км, 8,5 ч. шиверы, пороги
18.07 дневка в "Кафе Аргут"   отдых, ремонт
19.07 сплав до Кадринской трубы 70 км, 8,5 ч. шиверы, пор. Ильгуменский
20.07 сплав за пор. Аяла 55 км, 8,5 ч. шиверы, пор. Шабаш
21.07 сплав за пос. Еланда 45 км, 8 ч. шиверы, пор. Тельдекпень 1,2
22.07 сплав до р.Чемал 25 км, 2,5 ч. шиверы
23.07 автобус пос.Чемал — г.Барнаул 350 км, 10 ч.  
24-25.07 ж.д. г.Барнаул — г.Москва 56 ч.  

Примечание. На сплаве указано время от предыдущей ночевки до следующей, включая разведку, обед, сплав, ремонт и т.д.
Итого: пройдено активными способами передвижения: сплав — 270 км, пешком — 42 км.

Краткое описание маршрута

Связка рек Шавла — Аргут — Катунь на сегодняшний день является самой популярной алтайской "пятеркой". На то есть ряд причин: удобная, сравнительно легкая заброска-выброска; возможность прогуляться по окрестностям (Шавлинские озера, например); разнообразный, относительно напряженный сплав; возможность почувствовать три реки; красивая природа.

Пешая часть нетяжелая, составляет, взависимости от того, куда довезет машина, 10-15 км, причем происходит сброс высоты: тропа спускается с перевала вдоль реки (хотя мы этого особенно не заметили — подъемы также присутствуют).

Первой в связке стоит р. Шавла. Первопрохождение осуществлено в 1981 году барнаульскими водниками. Ее недаром называют рекой без плесов: пороги, шиверы, сливы следуют один за другим, разделенные условными участками быстротоков, где приходится применять иногда принудительную чалку. Иными словами, река представляет крутопадающий горный поток, пробивающий себе с большой скоростью путь по узкому лесистому ущелью. Река дико скачет по многочисленным камням, продирается через лесные завалы. Расход водного потока небольшой — 15-20 куб.м, но большой уклон и высокая скорость делают сплав напряженным и опасным. На фоне всех остальных препятствий Шавлы выделяются своей мощью пороги Уйгур, Кечу, Неустроева.

Местом начала сплава принято считать стрелку рек Шабага и Шавла. Хотя и 10-ти киломеровый участок от Нижнего Шавлинского озера до стрелки имеет два интересных участка: сразу за озером, протяженностью 1,5 км — доступен, скорее всего, только для каякеров: огромный уклон (до 80 м/км), узкое русло, глыбы, завалы, малый расход. После слияния с Левой Шавлой расход несколько увеличивается. Река, вытекая из нижнего безымянного озера, входит во второе ущелье длиной 1.5-2.0 км с падением до 40 м/км. Основная трудность здесь — в организации действенной страховки и чалки. Поток несется через камни и завалы, яростно выплевывая охапки пены. Участок, в принципе, проходим на каяках и катамаранах-двойках, но его можно оценить как препятствие высшей категории сложности, от человека может мало что зависеть. Имея в запасе пару дней (день на заброску и собственно прохождение, и день на расхлебывание возможных последствий прохождения), можно попробовать пройти его (у нас, увы, запаса не было). Остальные участки Верхней Шавлы откровенно неинтересны.

Через 50 км от впадения Шабаги Шавла с разбегу вливается в мутный Аргут. После впадения проходятся препятствия "Быстрого Аргута". Участок длиной 22-24 км. Препятствия — несложные пороги и шиверы (несложные относительно основных порогов Аргута, сконцентрированных наа лежащих выше участках "Дикого Аргута" и Большого Карагемского Прорыва). Расход Аргута в несколько раз раз больше расхода Шавлы, и характер препятствий, и особенности сплава соответственно меняются: большая вода диктует свои правила. На фоне остальных препятствий разительно выделяется порог Атланты — последнее пристанище некоторых российских водников, прохождение которого требует детальной разведки и изучения.

После впадения в Катунь, проходятся препятствия Верхней и Средней Катуни, среди которых можно отметить пороги Ильгуменский, Кадринская труба, Шабаш, Тельдекпень-1, -2. Они характеризуются большими валами (до 3 м), воронками, "водяными грибами" (о Катуни см. также раздел "Выводы и рекомендации").

Заброска - выброска

Маршрут проходит по административной единице России — Республике Горный Алтай (столица — г. Горно-Алтайск). Основная транспортная магистраль Горного Алтая — Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Прямого сообщения с Горно-Алтайском из Москвы нет. Начальной точкой заброской могут служить города Новосибирск, Барнаул, Бийск. Рациональнее всего из Москвы добираться до Барнаула. Быстрее всего, но и дороже всего самолетом: ежедневные рейсы авиакомпании "Сибирь" в 23-20 из Москвы (аэропорт "Внуково"), в 5-50 из Барнаула в Москву. Ориентировочная стоимость билета в оба конца около 200$ + плата за перегруз (суда и снаряжение водников никак не уложатся в положенные 30 кг, т.е. еще 1% за каждый лишний килограмм). Дешевле же и проще ехать поездом, а именно: по понедельникам и пятницам вечером уходит фирменный No36, по чт., сб. и воскр. скорый No96 (время в пути — 54 и 57 часов соответственно). Разница по стоимости билетов на поезда колоссальная: в No36 только купе стоимостью под 100$ в один конец, стоимость плацкарта в No96 около 800 рублей, купе от 1500 рублей в один конец.

Из Барнаула в Москву также вечером: No36 ходит по вт. и пт., No96 — по пн., ср. и чт. (в 18-40 по Москве). Все данные на лето 2001г. В этих же поездах существуют и прицепные вагоны до Бийска, но ехать до Бийска не советуем, т.к. в Барнауле они стоят пять часов, в итоге теряется полдня. Как крайний вариант можно рассматривать заброску через Новосибирск, куда также можно добраться самолетом или поездом, причем через Новосибирск идут все поезда, следующие по Транссибу. От Новосибирска до Барнаула пять часов на автобусе. В нашем случае уже за месяц до отъезда плацкартных билетов до Барнаула в кассах не было, и нам пришлось ехать до Новосибирска. Мы выбрали самый, на наш взгляд, удобный поезд No68 сообщением Москва-Абакан, отбывающий в 23-11 и прибывающий в Новосибирск через два дня в 03-03, а, учитывая разницу во времени с Москвой (+3часа), мы оказывались в Сибири в 6 часов утра.

Между Новосибирском и Барнаулом курсируют автобусы от автовокзала (10 минут на городском автобусе или маршрутке) каждый час (начало в 7:00, окончание в 20:00). Стоимость проезда с багажом выходит рублей под 130, время в пути со всеми остановками занимает пять часов. Между Барнаулом и Бийском, Бийском и Горно-Алтайском также налажено отличное автобусное сообщение (время в пути соответственно три и два часа), автобусы ходят каждый час, а то и каждые полчаса.

Между Горно-Алтайском и Чибитом также есть автобусное сообщение, но мы, честно говоря, не выясняли его постоянство. Последние годы на реки Алтая забрасываются с известными по другим отчетам водителями или туристическими фирмами.

Мы делали нашу заброску с Константином Наумовым, водителем, имеющим свой ГАЗ-66 (с ним же забрасывалась группа Лебедева В.И. в 1999г., М.Френкеля и В.Юрина в 2000г.). Его координаты: пейджер (3854) 32-77-77 абонент ТАНК, дом.тел. 31-25-81. e-mail: tank66@land.ru. Стоимость его услуг с этого года будет составлять от Барнаула — 16000 рублей и от Бийска — 13000 рублей (сам он из Бийска). Нас довезли до брода через р. Ельтускан, т.е. километров в пяти дальше перевала Ороя, почти до конца плато Ештык-Коль, но в принципе можно проехать еще 2,5-3,0 километра до сужения долины, но это уже на усмотрение водителя. Нам заброска вышла дешевле: от Барнаула — 11800, на это сыграло несколько факторов:
а) мы были первыми в этом году,
б) машина была куплена за неделю до нашего приезда (следовательно до конца не изучена и был риск сломаться по дороге — машина подержанная),
в) машина находилась не в Бийске, а в Барнауле и за отрезок Барнаул-Бийск с нас взяли по цене автобуса. Можно конечно добираться до Чибита на автобусах и искать там либо машину, либо лошадей, либо идти пешком (40 км). Эти способы нами не опробованы и ничего точного о них сказать не можем, за исключением того, что так тоже люди делают, но и время это наверняка отнимает больше. Исходными пунктами отъезда с маршрута являются пос. Иня (без сплава по Катуни) или пос. Чемал. Наша группа закончила свой маршрут в пос. Чемал, поэтому об Ине можем сказать лишь, что раз поселок стоит на Чуйском тракте, то уехать из него можно либо на попутных машинах, либо на автобусе.

Чемал связан с Горно-Алтайском регулярным автобусным сообщением. Автобусы отправляются в 7:30 утра и 17:00 вечером (по местному времени). Советуем, как это сделали и мы, уезжать утренним автобусом, тогда успеваешь на вечерний поезд в Барнаул на Москву. Стоимость билета на автобусы до Барнаула вместе с багажом в сумме вышла 240 рублей на человека. Из Чемала автобус идет только до Горно-Алтайска (в пути два часа), но билеты можно взять сразу транзитом до Бийска. В Горно-Алтайске пересадка, перерыв между автобусами два часа (отбытие из Горно-Алтайска в 11:30), но можно успеть и на 9:30 (лично мы опоздали минут на пять). До Бийска два часа. Далее следует пересадка на автобус до Барнаула (ходят каждый час — время в пути три часа). Автовокзал в Барнауле находится в непосредственной близости от ж/д вокзала. В принципе, есть прямые автобусы из Горно-Алтайска в Барнаул, но их всего три-четыре в день, и они шли либо рано утром, либо много позже бийского одиннадцатичасового, но на вечерний поезд и они успевают. На всем пути мы ехали на комфортабельных ЛАЗах и Икарусах, но видели и ПАЗики. Каяк запихивали в проход, шофера хоть и ворчали, но шли на попятную. Благодаря небольшой длине каяка (285 см) не было проблем и с загрузкой его на верхние полки плацкартного вагона, хотя пассажиры и обалдевали при виде этого.

В принципе, можно договориться с тем же Константином о встрече в Чемале, но такая услуга обойдется недешево (4000 руб. до Бийска) или с какой-нибудь ГАЗелью.

Из Москвы мы еще связывались с барнаульской фирмой "Алтур" (Колчевников Михаил Юрьевич) тел/факс (3852) 23-03-69, E-mail: altmisha@ab.ru , они тоже могут организовать заброску, но своих полноприводных машин у них нет, они далают отдельно заброску до Чибита, а там договариваются с местными шоферами — владельцами ГАЗ-66. В этом году, по их словам, за вездеходную часть заброски никто из местных не брался, ссылаясь на бурный паводок и, как следствие, на размытость дорог, поэтому к их услугам нам прибегнуть не пришлось. Но как мы увидели, дорога была в хорошем состоянии, и у Константина проблем не возникало.

Транспортные ресурсы в интернете:

1. Транспорт в Новосибирске и обл-ти:
- www.transport.nsk.su
- Raspisaniya.Ru/novosibirsk.htm
2. Транспорт в Алтайском крае:
- Regioninfo.Ru,
- Raspisaniya.Ru/barnaul.htm
Телефоны справочных служб в Новосибирске (383-2):
- железнодорожная: поезда 005, электрички 050
- автовокзал: 23-43-68, диспетчерская 23-54-59
- аэропорт Толмачево (внутренние рейсы): 16-97-71

Техническое описание, дневник

9 июня
Новосибирск - Барнаул - Чуйский тракт

В 3:00 (в 6:00 по местному времени) наш скорый прибыл в самый крупный город Сибири — Новосибирск.

Автовокзал находится в 10 минутах езды от ж/д вокзала. Добраться можно городским автобусом или маршруткой от привокзальной площади. На автовокзале билеты до Барнаула удалось взять только на 9-ти часовой автобус, и таким образом у нас было около двух часов для прогулки по утреннему Новосибирску.

Самая интересная часть заброски — это заталкивание нашего каяка в автобус, водитель автобуса наотрез отказался его везти, мол в багажное отделение он не влезет, а в салон — не пущу. Но оказалось, что в багажник он все-таки помещается, и мы вздохнули с облегчением.

Автобус по расписанию в пути 5 часов, но наш отъезд задержался на 30 минут, по пути мы сделали две 15-ти минутные остановки около кафе и на развилке на Барнаул мы уже были в 13:30 (там мы договорились встретиться с Константином). Загрузились в наш ГАЗ-66 (в этом году у Кости другая машина с очень удобным кунгом-вахтовкой) и тронулись в дальний путь. По дороге мы остановились часа на полтора в Бийске, поужинали, отзвонились в Москву и заехали искупаться на карьер недалеко от Бийска. Впереди нас ждала долгая дорога по Горному Алтаю. Коротали время, играя в карты и домино на днище каяка. Костя в этот раз отправился в дальний путь один, и мы ночью по очереди подсаживались в кабину, поддерживая его бодрый тонус. Спать в машине, надо сказать, не очень удобно, примостились кто где смог: спали вповалку на сиденьях, на вещах и даже на каяке.

10 июля
Чибит - пер. Орой - пешка 12 км

Часов в 6 утра свернули с Чуйского тракта в пос.Чибит. От Чибита до Мажойского моста (мост через Чую в устье реки Мажой) дорога грунтовая , но очень хорошая; занимает около 1 часа. Наш путь пролегает по плато над Мажойским каскадом, иногда дорога подходит к обрыву и видна беснующаяся внизу Чуя. Погода стоит солнечная и все полны оптимизма. ЛипгартаЗа мостом через Чую остановились на завтрак. Отсюда начинается так называемая "вездеходная" часть заброски. Выехали в 9:00. Дорога сначала поднимается круто вверх вдоль реки Мажой. Нам повезло, что погода стояла сухая и дорога была проезжая, иначе пришлось бы на подъемах использовать лебедку. Крутизна склона иногда достигала 40-45о. Далее дорога отходит вправо от реки, поднимаясь на болотистое плато, и вот мы уже едем как бы обратно, вниз по Чуе, только по другому берегу и на большей высоте.

На пер. Орой въехали часов в 11, сделали небольшую остановку, разведали дорогу дальше. В машине под конец заброски нас изрядно растрясло, и на перевал заехали, весело хихикая, с шуточками-прибауточками. На перевале, в верхней его точке, поставлен шест, на который проходящие группы прикрепляют записки о том, что перевал пройден и привет всем. Мы прочли записки предыдущих групп и оставили свою.

На наше счастье, Константин согласился проехать дальше по плато Ештык-Коль, только без людей, чтобы облегчить вес машины — тащить ГАЗ-66 из болота перспектива не из лучших. С перевала открывается вид на запад на широкое болотистое плато. Тропа огибает его с левой стороны и начинает спускаться вдоль долины реки Шабаги вниз, на Запад.

Около 12-ти мы распрощались с нашим передвижным домом и на заранее собранных дровах сделали обед у первого ручья. Во время обеда встретили большую группу пешеходников, возвращавщихся с Шавлинских озер.

Закончив обед и собрав рюкзаки, в 14:30 мы начали пешую часть маршрута, осложнявшуюся тем, что в пеший переход мы отправились без отдыха, после восьмисоткилометровой тряски в машине. Обычно группы спускаются немного вниз по Шабаге, разбивают лагерь и добираются до стрелки с Шавлой только на следующий день. Такой роскоши мы себе позволить не могли и планировали дойти до стрелки сегодня же к вечеру.

Вначале тропа идет по террасе ПБ до небольшого правого притока. Здесь она перебирается через реку и поднимается на полку ЛБ р. Шабаги. Минут через 20 тропа спускается к реке и идет по крупнокаменистой осыпи. Далее она начинает постепенно подниматься на склон, отходит от реки и идет по лесу. Затем начинается долгий спуск к левому притоку р.Шабаги. Перед бродом хорошее место для стоянки. От первого ручья (там, где мы обедали) до брода 2,5 часа хода. Через 10 минут брод через второй ручей (перекинутое бревно и перила). Во всех трех случаях на пешке броды хорошие — прошли, не замочив ног.

Вообще, на большем протяжении пешей части тропа хорошая, набитая, но подъемы на левые склоны долины Шабаги делают ее не совсем легкой, да в конце на подходах к Шабаге тропу пересекают несколько ручьев и тропа разбита.

Пеший переход дается трудно, идем с остановками, некоторые идут челноком, утомившись нести весь груз сразу.

Далее тропа снова поднимается высоко на склон, то приближаясь, то удаляясь от реки. Пошел сильный дождь, что не добавило нам особой радости. Ждем Шавлу как манну небесную, а ее все нет.

Тропа на этом участке отвратительная — идешь временами по щиколотку в грязи, местами тропу перегораживают упавшие деревья.

Часам к восьми вышли к первому палаточному лагерю горников и пешеходников. Провели разведку, оказалось, что до стрелки еще минут 40 хода. Пока подтянулись и отдышались отставшие, было уже около девяти часов. Решили дойти до поляны, от которой отходит тропа на Шавлинские озера (это еще минут 15-20), и там разбить лагерь.

Участок от брода до стрелки дался нам очень тяжело. Все вымотались, сильный дождь да постоянное ожидание, что вот-вот будет Шавла, дало о себе знать: на место ночевки вышли совершенно обессиленные, около 21:30. Уже смеркалось.

В принципе, мы добились чего хотели — прошли пешую часть за полдня, не теряя на нее дополнительный день, но идти на другой день на Шавлинские озера охоты не было ни у кого.

К озерам мы планировали прогуляться двумя группами: первый день — одна идет, вторая остается в лагере и стапелится, второй день — наоборот. Сейчас же казалось, что планы придется менять: первый день — отдыхать после пешки и стапелиться, второй день, либо идти всем сразу и оставлять лагерь без присмотра, либо по жребию кому-то оставаться без озер и сторожить лагерь.

Ближе к ночи все разрешилось намного легче: два участника, имевшие раньше опыт горных походов и поэтому перенесшие пешку лучше остальных, вызвались идти вдвоем на другой день на озера.

11-12 июля

В эти два дня наша группа в два захода совершала радиальные выходы к Шавлинским озерам. Тропа уходит налево от поляны-развилки, на которой ма ночевали после "пешки". Она тянется вдоль реки и после слияния Левой и Правой Шавлы поворачивает налево и поднимается круто вверх. По пути, как в первый, так и во второй день, нам попадалось много групп горников и пешеходников. До нижнего озера 3,0-3,5 часа быстрого хода без остановок. От нижнего до верхнего еще не менее часа. Экскурсии осложнялись частыми дождями, подтверждающими репутацию долины Шавлы и самих озер, как одного из самых дождливых мест этого района Алтая (встреченные нами горники, идущие с озер, говорили, что у них все четыре дня до нашего прихода были дожди). В первый день оставшаяся часть группы перенесла лагерь на стрелку Шавлы и Шабаги, поскольку поляна-развилка не подходит для места стапеля — до воды все же далеко и через лес. В этот же день были собраны два катамарана. Радиальный выход на озера занимает один день целиком (с раннего утра до позднего вечера), пешком проходили в этот день больше 25 километров. Согласитесь, немало, поэтому, конечно же, лучше идти на озера неспеша, с ночевкой, либо прятать вещи в лесу, либо оставлять кого-то в лагере.

Сами же озера на фоне белоснежных вершин очень красивы и, если есть пара свободных дней, то стоит их увидеть, но можно их потратить и на прохождение нижнего ущелья верхней Шавлы (см. раздел "Краткое описание маршрута"). Дров и стоянок в районе озер много.

13 июля
Шавла, сплав 3.5 км до пор. Эшафот

Наконец-то, почти через неделю после отъезда из Москвы встали на воду. Погода отличная. В первый день, как обычно, сборы очень долгие. Первым на воду встал наш каякер — покататься и размяться. Отплыть всей группе удалось только после двух.

Первые километра два река носит шиверистый характер, на котором отрабатываются чалки на струе.

Стоит отметить, что на реку нужно приходить уже подготовленными, с хорошим слаломным опытом, правильно и оперативно выполняя чалки на быстрой струе, поскольку Шавла с самого начала держит в напряжении, времени и возможности раскататься практически нет. Напуганные описанием о частых завалах идем от поворота до поворота, но русло чистое, если не считать заломов по берегам. На крутом левом повороте с островом в правой протоке К 2-2 пробил шкуру и баллон (непонятно обо что). Пришлось срочно зачаливаться на ПБ перед правым поворотом. Ремонт осуществлялся где-то в течение часа. Во время ремонта была проведена разведка участка реки до пор. Эшафот включительно.

После участка прямотока (метров 200) на крутом левом повороте первое препятствие Шавлы — пор. Пунктир (п.2 — здесь и далее в скобках приведена нумерация препятствий согласно лоции В.Юрина 2000 г.; см. также используемую схему реки, взятую из того же отчета). Ориентиры: левый поворот и скала-камень "Артыбаш" высотой около 2м на ПБ. От скалы начинается местный правый поворот, в центре русла полуобливные камни, потом широкий левый поворот. Перед "Артыбашем" струя сносит вправо, в то время как, лучше идти держась ЛБ. На перегибе — цепочка камней — "пунктир" — наискось через реку, от ЛБ к правому. В русле и на входе небольшие сливы, не представляющие особой сложности.

За левым поворотом шиверистый участок быстротока, метров 150, осложнен поваленными с ЛБ деревьями. Одно из них пришлось подрубать, переправившимся на другой берег каякером. Проход участка под ПБ. Здесь же можно зачалиться на ПБ для осмотра следующего порога — Шлагбаум (п.3).

Вначале местный правый поворот, за ним вся струя сваливает вправо через поле обливных камней. Далее сужение в воротах из крупных камней, проходимых левее. Сразу за воротами необходимо чалиться на ПБ — далее вход в пор. Эшафот (п.4). Мы проходили оба первых порога в связке, груженые, не зачаливаясь между ними. Страховка первого ката осуществлялась с воды каяком, прошедшим первым. Ориентиром конца участка чалки служит небольшой ручей, впадающий справа.

От этого места была проведена разведка пор. Эшафот. Он значительно сложнее первых двух порогов и представляет собой довольно мощное препятствие. На заходе ряд сливов до 1,0 м, затем вся вода собирается в узкий каменный лоток с большим уклоном и водопадными сливами до 1,5 м с жесткими котлами. В конце этого участка с ПБ выдается большой камень, с которого удобно вести съемку. Сразу за ним на ПБ есть небольшое улово для зачалки и страховки. Некоторые описания включают в порог и шиверу на крутом левом повороте с опасным заломом на ПБ. Порог прошли успешно, страхуя двумя морковками в вышеуказанном месте, на разгруженных судах.

Прохождение порога группа закончила к семи часам вечера, и было принято решение вставать на ночевку, подумав, что на сегодня нам хватит. Перед "Эшафотом" у устья ручья хорошая стоянка, где и решили остановиться, оставив суда за порогом в лесу.

14 июля
Шавла, сплав 9 км

Отплыли в 11:30. Уже второй день погода нас радует солнцем и теплом. Стратегия сплава та же: идем на расстоянии прямой видимости, гружеными, сходу, от порога до порога. Через 1,0-1,5 км на крутом левом повороте — шивера Zета (п.5). Остров разбивает реку на две протоки: основная левая, но в ней завал. Проход по мелководной правой.

Дальше лучше зачалиться на ПБ и просмотреть порог Мономах (п.6), т.к. явных ориентиров его начала нет. Порог начинается мощной разгонной шиверой на левом повороте. Далее горка со сливами и крутой правый поворот. За поворотом в центре струи большой обливной камень с мощной подушкой и сбросом высотой ок. 1 м ("шапка Мономаха"). Страховка (она же помощь при чалке) чуть ниже этого камня на ПБ. Проходили с предварительной разведкой и страховкой. За обливняком 100 м быстротока до ЛП. За ЛП выходная шивера с навалом струи на зубья в левой части русла.

Далее следует каскад препятствий: пор. Трек и Суваки (п.7-10), которые можно рассматривать как одно протяженное препятствие около 2,5 км длиной, а именно: равномерный большой уклон, сливы, валы и бочки до 1 м, разбои, заломы. Проходили сходу, тандемом. Концом участка можно считать удобную чалку на очередном зигзаге: местные правый-левый повороты; у ПБ крупные камни, за ними отмель, на которую надо выкидываться для просмотра пор. Тройной и Калибр (п.11-12).

Прохождение порогов осложнялось бревном, лежавшим поперек русла в начале Калибра, которое мы попытались убрать. В итоге, бревно встало вдоль струи в последнем сливе порога, что не окончательно, но в какой-то степени решило проблему.

Порог Тройной — сложный ступенчатый слив в каменных воротах, в правой части русла с держащей бочкой (суммарная высота ок. 2 м). Левая часть русла забита крупными камнями, за поворотом — маленькая галечная отмель; основная протока левая, но лучше идти правой для удобного захода в пор. Калибр, начинающийся сразу за отмелью. Можно сделать промежуточную чалку между порогами, но мы делали прохождение порогов в связке без промежуточной чалки, выставляя две морковки в конце Калибра на ПБ.

"Калибр" представляет собой двое ворот с метровыми сливами. Из-за нанесенного во второй слив бревна, приходилось выгребать перед ним вправо. Далее следует левый поворот, за которым пристать к ЛБ для обноса бревна-мостика перекинутого через речку.

Метров через 300 — левый приток — р.Кумурглы-Оюк. После устья — остров, проход по левой протоке. Сразу за островом пор. Осыпь (п.13)- несложная горка со сливами до 1 м. Гораздо сложнее длинная шивера за ним с крупными камнями в русле, сливами и поворотами. За шиверой река немного успокаивается, начинаются разбои. Далее советуем зачалиться на ЛБ для разведки участка реки до пор. Уйгур (п.15), поскольку он начинается длинной (600-700 м) разгонной шиверой.

Порог начинается, как уже говорилось, протяженной мощной шиверой с валами и небольшими сливами. Ключевое место "Уйгура" — крутая горка после ЛП длиной около 100 м и падением несколько метров, сложенная из крупных валунов. Если в первой 2/3 горки проход чистый, то в конце ее русло перегорожено камнями почти полностью, оставляя чистые проходы только для каяков. В принципе, можно было бы попытаться пройти, но метрах в 50-ти после конца горки все русло перегорожено кем-то специально спиленным ветвистым деревом, и в случае вероятного оверкиля риск быть затянутым под него составляет 99%, да и на ровном киле зачалиться до него весьма проблематично.

Перед основной горкой порога есть небольшое улово на ЛБ, где мы выставили сигнальщика и куда благополучно перечалились, пройдя заходную шиверу порога. Пока дежурные делали, запоздалый, но обед, группа обнесла порог по ЛБ, до места напротив скальной стены ПБ. Обед и обнос заняли два часа (17:30-19:30). Несмотря на позднее время, решили проплыть еще немного (не зря же пообедали!).

Сразу за осыпью начинается шивера. В шивере полузатопленное бревно через все русло. Чалка перед ним и обнос по ЛБ около 5 м.

Шивера плавно переходит в пор. Батут (п.17). Название оправдывает большой обливной камень — трамплин с мощной подушкой, на который выносит струя, но с него легко спрыгнуть.

Далее нужно не прозевать крутой левый поворот — начало пор. "Тушкем" (п.18). На входе опасный завал. Зачалка и обнос завала по ЛБ. Пор. Тушкем ("Падающий") — на протяжении 150-200 м многочисленные разнообразные сливы, слалом между камней, небольшие, но жесткие бочки. Прошли тандемом, просмотрев порог по ЛБ.

Река становится шире, появляются первые спокойные участки. По описанию хорошие места стоянок через 1,0-1,5 км, где начинается хвойный лес. На крутом левом повороте после большой галечной отмели в центре русла завал. Вовремя успели выкинуться на отмель. При разведке завала на ЛБ обнаружили отличное место для ночевки. В результате обнос завала совместили с разбивкой лагеря. Уже смеркается. Время 21:00. Вообще-то, так поздно вставать не стоит.

15 июля
Шавла, сплав 12 км

Сомнения, пожиравшие нас относительно плохой погоды на Шавле, растаяли окончательно — уже третий день стоит отличная сплавная погода.

Отчалили где-то в 11:00. Слева с горы впадает ручей Ак-Оюк. Распознается он лишь по широкому сухому ложу но голом склоне крутого борта долины. Здесь необходимо зачалиться (мы это сделали на ЛБ) для разведки порога Лесная труба (п.20). Порог несложный, но проход был затруднен завалом на входе, который мы, не долго думая, расчислили с помощью пилы.

Стоит заметить, что все пороги на реке, даже несложные, требуют просмотра, т.к. в них могут быть нанесенные паводком деревья. Из этого вытекает, что группе необходимо иметь двуручную пилу и топор. Сам порог начинается на правом повороте, длиной около 500 м, представляет собой извилистую цепочку сливов до 1,0-1,5 м с валами и небольшими бочками и слаломом между надводными и полуобливными камнями. Порог проходили тандемом. Один из катамаранов (все тот-же кат-2-2) пробил левый баллон, не упев уйти от камня и ударившись о него рамой. Пришлось чалиться для вынужденного ремонта на участке Ак-Оюкские кудри (п.21) перед многолетним завалом на ПБ, где удобнее обнести его (около 3 м по камням).

Обносы завалов на Шавле не представляют никакой трудности и совершаются не разгружая судов. Как правило, это 3-10 метров по мелкокаменистым отмелям.

Большой ремонт, он же обед, занял около 4-х часов. Перед аварией стал накрапывать небольшой дождь, и решили растянуть тент, под которым и были успешно ликвидированы последствия прохождения порога.

Продолжили сплав в 16:30 с твердой целью пройти сегодня "Кечу". Участок от "Ак-Оюкских кудрей" до пор. Кечу представляет собой ряд мощных шивер. Такой сплав не дает расслабляться — река имеет большой уклон, в русле многочисленные камни. Валы небольшие, но довольно жесткие. Километров через пять после места обеда справа впадает крупный приток — р.Баксара. На стрелке — кордон, здесь же встретили первых местных жителей, вроде как пытавшихся поймать рыбу, если она здесь водится, или любовавшихся рекой, мчавшей свои воды мимо них.

Километра через три после кордона впадает левый хорошо заметный приток — река Кара-Оюк. Сделали небольшую передышку и изучили лоцию этого участка реки, чтобы не вписаться прямиком в "Кечу". Идем, ориентируемся по километражу, по карте до порога 3,0-3,5 км. (учитывая изгибы реки). Это около 15 минут сплава. На участке можно отметить пару безымянных порогов, отличающихся от постоянных шивер большим падением и более мощными сливами между крупными камнями. Проходятся сходу со взаимостраховкой. Из-за подпора пор. Кечу (п.31) река немного успокаивается и нужно зачалиться на ЛБ для осмотра порога.

Перед порогом расширение русла, в центре — галечная отмель, в обоих протоках несплошные завалы. Узкие проходы есть как в левой, так и в правой части русла. После высадки экипажа первого ката на отмели для разведки правой протоки, она и была выбрана для прохождения. После слияния проток, река сужается до 7-8 метров и падает крутой горкой с перепадом около 3-х метров. Это первая ступень порога. После 50 метров оносительно спокойной воды, где можно провести зачалку на ЛБ, следует вторая ступень — пологая горка длиной около 70-80 метров, опасная выступающей скалой ПБ в последнем сливе. Удобная зачалка после порога на ЛБ, там же есть хорошая стоянка.

Проходили порог по очереди, с промежуточной чалкой после первой ступени. Страховка первого ката осуществлялась с берега морковками, остальных катамаранов и каяка — морковками и первым катамараном. Порог пройден успешно всеми судами.

Как продолжение порога можно считать следующий сразу за "Кечу" несложный порог Боливар (п.32), характеризующийся небольшими валами и бочками до 1,0-1,2 м и бревном, перегораживающим левую часть русла в конце левого поворота. Конец порога у бома ЛБ перед крутым правым поворотом. Порог прошли без просмотра, тандемом. Время было уже позднее (около 20:00), и решено было заночевать на полке ЛБ в конце порога. На этой стоянке надо быть осторожней: в первый раз с начала похода стали попадаться клещи.

16 июля

Шавла, сплав 25 км

В связи с накопившейся усталостью предыдущих дней всех немного разморило, и на воду удалось встать только после 12:00. Погода по-прежнему стоит отличная.

По графику мы должны сегодня дойти до устья Шавлы, поэтому предполагали, что предыдущую ночь проведем под порогом Неустроева, но как известно: человек предполагает, а бог располагает, и до "Неустроева" у нас еще было 7-8 км пути.

По описаниям на этом участке кроме постоянных фоновых шивер еще два порога Завал (п.36) и "Лестница" (п.37). Мы проскочили сходу до пор. Лестница, не заметив "Завал", сравняв его с остальными препятствиями реки. На самом деле, кроме ярко выраженных порогов Эшафот, Уйгур, Кечу, Неустроева, все остальные именные пороги можно, на наш взгляд причислить к постоянным фоновым препятствиям реки, указывающие на ее характер: не локальные, короткие, мощные пороги, прерываемые спокойными участками, а постоянный, с большим уклоном и высокой скоростью горный поток, хоть и небольшого расхода, но всегда держащий в напряжении, требующий от участников сплава концентрации внимания и физических сил, умения чалиться в самых неожиданных местах и слаломной подготовки. О том, чтобы сплавляться в режиме бревна или отдаться на волю струи, не может быть и речи, наоборот ее надо как бы подчинить себе, человек на баллоне катамарана должен быть уверен, что сможет направить свое судно в нужное место.

Ориентиром порога Лестница (если это можно назвать ориентиром) служит правый поворот с бомом на ЛБ. Здесь нужно зачалиться на ЛБ перед левым поворотом, собственно, началом порога. Порог длинный: в начале идут сливы с плит, напоминающие ступени лестницы, далее следует правый поворот — небольшая горка с валами и бочками, на выходе треугольный обливной камень, на который наваливает струя. Разведка и съемка порога с ЛБ. Страховка также: первый кат — морковкой, остальные — с воды.

От конца порога до пор. Неустроева около 1 км. Чалиться перед Неустроевым (п.38) надо сразу за высоким бомом ЛБ в хорошее улово. Впереди виден левый поворот с высоким скальным бомом на ПБ. По ЛБ идет хорошая набитая тропа для разведки и обноса вещей. У порога были в 13:30. После просмотра порога было решено идти на разгруженных судах. Прохождение отлично совместили с обедом.

Порог начинается на левом повороте после плеса. Порог образован крупнокаменистой осыпью ЛБ; ПБ — скальная стенка. После левого поворота следует череда заходных сливов до 1 м высотой, небольшой (около 10 м) участок чистой воды, затем слив в центре русла. После местного правого поворота основная часть — крупноглыбовая горка с перепадом в несколько метров: каскад сливов до 1,5 м со сложными сбойками струй, бочками и котлами. В конце порога на местном левом повороте небольшое улово под ЛБ, где можно зачалиться и страховать, т.к дальше идет шивера. Мы выставили в этом месте страховку из двух морковок. Порог успешно пройден всеми судами. Каяк и один катамаран повторили прохождение после обеда.

Погода снова стоит отличная, река, наверное, не хочет, что бы мы покидали ее. Встали на воду в 17:00. До стрелки с Аргутом 16-17 км.

Первый участок до правого притока, р. Ачик, (около 3 км) довольно сложный, представляет собой каскад почти непрерывных шивер (п.39-42), некоторые из которых могут быть даже отнесены к категории порогов.

Шли с ходу, тандемом, просматривая все с воды, кроме одного места на широком левом повороте, где почти все русло перегорожено большим завалом, оставляя лишь небольшой, но габаритный проход для катамаранов под ПБ, представляющий собой слив 2,5-3,0 м.

На всем этом участке до р. Ачик надо быть предельно внимательным, т.к. многие совершают ошибку, полагая, что порогом Неустроева заканчивается содержательная часть реки. Мы тоже ее совершили, пару раз непозволительно наехав на камни в русле. После впадения р. Ачик уклон реки уменьшается, скорость течения немного падает, но все равно остается приличной. Препятствия заметно упрощаются принимая характер несложных шивер, прекатов, прижимов. Начинаются разбои. Иногда встречаются отдельные бочки. Очень красивые виды на окружающую ступенчатую террасную долину. На этом участке нужно остерегаться завалов и заломов. В одном месте на правом повороте большой завал через всю реку, хотя ширина русла здесь метров 40. Катамаран, идущий первым, не ожидая этого препятствия, не видного из-за поворота, влетел в него, но все обошлось благополучно, благодаря небольшой скорости течения. Остальные экипажи провели суда под ПБ.

Ближе к устью Шавла разбивается на протоки. В некоторых протоках завалы. Здесь нужно выбрать правильную протоку. Время от времени налетает теплый ветер с Аргутских степей. Недостаток спортивности этого участка реки компенсируется красотами вокруг: фотогеничными утесами, гостеприимными полянками с густой травой. Шавла быстро несет свои воды мимо всего этого великолепия и с разбега вливается в Аргут.

Метров в 100-150 ниже впадения на ПБ Аргута напротив большого острова отличное место для стоянки под высокими тополями.

Ландшафт в долине Аргута, в отличие от Шавлинского, типично азиатский — горы, поросшие скудной растительностью, степь, узкая полоска тополей и кустарника вдоль воды. И есть в этом пейзаже что-то феерическое, захватывающее. Стоишь завороженно на берегу и ощущаешь себя попавшим в другой мир, так разительно отличается все, что тебя окружает сейчас, от всего окружавшего нас в последние несколько дней.

Путь от порога Неустроева до устья с обносом завала занял 2,5 часа.

17 июля
Аргут, сплав 25 км до Катуни

По графику в устье Шавлы бала намечена дневка, но погода вновь была отличная, настроение боевое и мы решили дойти до стрелки Аргута и Катуни и сделать дневку в "кафе Аргут". Был и еще один момент: сплав по Аргуту был менее прогнозируемым, чем сплав по Катуни и мы решили до дневки пройти этот участок, оставляя день в запасе на непредвиденные ситуации.

На участке до впадения Шавлы проходятся препятствия "Быстрого Аргута". Длина участка около 25 км, средний уклон 3 м/км. Основные препятствия несложные (относительно), но мощные пороги и шиверы. На этом фоне выделяется пор. Атланты. Все остальные препятствия, в принципе, идутся с ходу. Приведем описание этого участка р.Аргут, но сразу отметим, что все препятствия, мы проходили сходу тандемом, без высадки на берег, кроме "Атлантов" и еще одного места в каскаде Тихоня, где река делает левый поворот и было непонятно, что там за поворотом.

Но так же необходимо отметить контраст между препятствиями малорасходной Шавлы и мощного (с расходом, как минимум, в 10-15 раз больше) Аргута, где под словом шивера подразумеваются валы до 2,0-2,5 м и отдельные бочки, способные целиком поглотить не только каяк, но и катамаран-двойку. Правда, все несколько упрощается тем, что благодаря ширине русла, река оставляет время и место для маневра. Валы, в том числе с опрокидывающими гребнями, и небольшие бочки, мы старались по-возможности "штурмовать" в целях тренировки и для развлечения, а вот отдельные "страшные" бочки все-же старались объехать, что тоже является элементом спортивной тренировки — слалом в мощном потоке. Километра через три от устья Шавлы порог "Лесной остров" (п.43). ПБ — скальная стенка, левый — крупные камни. В пороге валы, отдельные бочки.

Километром ниже — порог "Туганский" (п.44). Явный ориентир — скала призмовидной формы у ЛБ. В пороге валы до 2,0-2,5 м, обливные камни. Прошли между скалой-призмой и центром. Порог ЛАС (п.45). Ориентир — устье ручья, водопадом стекающего с высокого борта долины (мы почему-то все просмотрели этот ориентир). В пороге валы, бочки до 1,5 м.

Почти сразу же длинная, многокаскадная шивера Z (п.46). Последний участок шиверы обманчиво отделен от предыдущего широким плесом. Мощные сливы, широкие, большие валы. В последнем участке опрокидывающий вал до 2,5 м пререгораживает реку по всей ширине. Прохождение таких препятствий вроде бы уже отработано: выкидываешься максимально вперед, забрасываешь за гребень лопасть, держишь-тащишь, но тем не менее иногда все равно дух захватывает, когда видишь перед собой эту массу воды, готовую обрушиться на тебя в следующую секунду.

Здесь нужно отметить, что Аргут довольно зол и своенравен по характеру, он то и дело норовит ударить тебя в лицо своим тугим мутно-пенным валом, словно ему не нравиться, что ты утюжишь его баллоном своего катамарана или днищем каяка. Такие же валы и бочки, например на Катуни, проходятся легче и уютнее — здесь же постоянно чувствуешь сопротивление воды.

Шивера Две отмели (п.47) можно оставлять без внимания. Каскад порогов и шивер Тихоня (п.48). Русло несколько сужается. Берега — невысокие скальные стенки, либо крупные глыбы. В русле попадаются большие надводные и и обливные камни. Хаотичные валы, бочки до 1,5 м. Выделяется последняя ступень на некрутом левом повороте, образованная косой камней с ПБ. Сливы до 2,0 м, валы до 1,5 м. Река делает некрутой правый поворот, в этом месте идут мощные прямые валы до 2,5-3,0 м.

От этого места до начала пор. Атланты (п.49) километра 2,5-3,0 на редкость спокойной воды. Но не стоит особо расслабляться, чтобы не "упилить" в пор. Атланты: жаркое солнце, безмятежность, отсутствие препятствий несколько расслабляют.

Ориентиры порога явные: небольшая ферма на ПБ, глобальный левый поворот, перед поворотом справа большое улово с отмелью по ПБ. Чалка на ПБ. На путь от устья Шавлы до пор. Атланты потратили около 2-х часов. Здесь также, как и на Неустроева удобно совместить разведку порога, обнос вещей, обед и прохождение, что мы и сделали. Порог получил свое название из-за причудливых скал ПБ, действительно напоминающих скульптуры атлантов у здания Эрмитажа. ПБ ниже скал-"атлантов" — нагромождение крупных камней. Справа где-то в середине порога впадает ручей. ЛБ — крупнокаменистая осыпь. Интересен нависающий над водой камень на ЛБ в нижней части порога, похожий на голову акулы с передними плавниками, готовую нырнуть в реку.

"Атланты" — серьезный, мощный и опасный порог. На заходе струя собирается и, отражаясь от берегов, образует цепочки огромных опрокидывающих прямых и косых валов высотой 2,0-2,5 м, по всей ширине русла, а также одиночные мощные бочки. Под ЛБ несколько крупных бочек подряд. Далее большой камень почти по центру реки, за ним — большое улово. Справа от него основной поток падает каскадом сливов с могучими пенными бочками, наваливаясь затем на скальный выступ ПБ. Слева относительно спокойный участок с небольшими валами. В конце порога — сужение, поток с обеих сторон стиснут скальными выступами. Основная струя потока бъет в выступ ПБ и уходит под него. Отбойного вала от скалы нет. В скале промыты вертикальные и горизонтальные ходы-сифоны. Вода бурлит и пенится в промоинах, то поднимаясь, то опускаясь, бъется о скалу и разлетается брызгами, словно во время прибоя на море. Это самое опасное место порога: скала отмечена мемориальными табличками. Потерпевший аварию человек может попасть под скалу, в сифон, откуда выбраться можно только чудом.

Просмотр порога по ПБ. Шли порог без вещей. Для того, чтобы в конце порога не оказаться прижатым струей к скале ПБ, стремились пройти левее. Заходили порог по центру, борясь с огромными валами, оставляя слева мощные бочки. Выходили под ЛБ перед камнем в центре русла. Уйти со струи достаточно сложно и, если не приложить должных усилий, она не даст с собой расстаться. Первый катамаран выбрал осторожную тактику прохождения, стараясь идти как можно дальше от струи в нижней (после камня) части порога, он крадучись пробирался вдоль ЛБ, подчаливаясь в уловах, переводя дух, и, точно прицеливаясь, снова выходил на струю. Последующие были более прямолинейны. Все три катамарана и каяк прошли порог благополучно.

Страховка в пороге весьма затруднительна. Страховать выше скалы особо негде: во-первых, ширина русла метров 60-70, во-вторых, течение очень мощное и быстрое, в-третьих, страховать с ПБ значит, что поймавшего морковку человека подтащит к ПБ и, не дай бог он не удержит морковку… С ЛБ страховать незачем: основной поток уходит правее, а более чем полреки не перекинешь. Страховка после порога не имеет смысла — все, что выплывет, либо вылезет само, либо не вылезет вообще.

Прохождение закончили к 19:30. До Катуни остается километра три несложных шивер и порогов — грех не дойти. Метров через 200 — Дикая Шивера (п.50) — большие обливные камни, валы более 1 м. Проходили с ходу, как и последующие препятствия Аргута. На следующем местном правом поворте порог Игольное ушко (п.51). В русле обломки скал, поганки, валы до 1,5 м. Шивера Ленивая (п.52) — пологие валы, небольшие воронки.

Последнее препятствие Аргута — порог Ворота (п.53) — второе после "Атлантов" по сложности препятствие Быстрого Аргута, начинается разгонной шиверой перед правым поворотом. Сам порог — мощный слив с серией косых и прямых валов до 2 м в скальном сужении. Порог желательно разведать по ЛБ, т.к. с воды линия движения за кромкой слива видна плохо.

Мы прошли его с ходу, тандемом, в различных местах и, честно говоря, не ожидали такого: "двойки" почти полностью скрываются в воде. Порог один из самых захватывающих в походе (по впечатлениям, фотогеничности и мощности). Дневку в устье Аргута целесообразно делать теперь еще и потому, что есть отличная возможность покататься на нем.

Метрах в 200 после порога Аргут вливает свои мутные воды в серебристую Катунь. Перед слиянием на плесе ЛБ чалка к "кафе Аргут" — отличной стоянке и музею туристских поделок.

Сплав от пор. Атланты до устья занял 25 минут.

18 июля
Дневка в "Кафе Аргут"

Сегодня, наконец-то, дневка, и погода очень благоприятствует этому. После напряженного сплава по Шавле и Аргуту просто необходимо отдохнуть, как физически, так и морально.

На одной "двушке" (годовалом "Тритоне") стали серьезно рваться упоры, и его экипаж нашел себе дело почти на весь день. Кто-то помогал им, кто-то отсыпался, кто-то купался, кто-то мылся, а кто-то лазил по ближайшим окрестностям и горам.

Вечером, когда закончилась штопка, хотели покататься в пороге, но пока все было закончено и все собрались, время было за восемь вечера. Желание лезть в порог к тому времени уже не было, да и поздний вечер — не время для таких полетов.

Судя по записям и табличкам оставленным в "Кафе Аргут", наша группа была вторая в этом году, из оставивших здесь упоминание о себе. Мы нашли лишь свидетельство посещения этого места группы из города Искитим.

По Катуни активно идет коммерческий сплав, одна из групп посетила "Кафе Аргут" и мы перекинулись парой слов. Группа сплавлялась на девятиместном рафте, люди почему-то были без гидрокостюмов, хотя погода была и солнечная, но вода в Катуни довольно холодна и долго купаться в ней без гидрокостюма, вредно для здоровья; каски и спасжилеты оставляли желать лучшего. Но участники были довольны сплавом и ходовыми качествами своего судна, а это самое главное. Узнав, что мы прошли Шавлу-Аргут, нас спросили: "Вы прошли там, где много-много табличек?" И мы даже почувствовали некоторую гордость.

А вечером мы ели блины.

19 июля

Катунь, сплав 70 км

Сегодня начинается сплав по р.Катунь. Великолепный день, замечательный вид на слияние Аргута и Катуни. Отплываем в 11 часов.

Первые километра полтора тянется небольшая шивера. Дальше до устья р. Чуя препятствия почти отсутствуют. Ориентироваться на реке можно лишь по большим притокам или населенным пунктам. Перед поселком Инегень по ЛБ остатки парома, трос полощется в воде.

Разнообразит довольно скучный сплав феерический пейзаж вокруг: лишенные растительности горы воскрешают в памяти сказки "1001 ночи" и переносят вас в таинственную Азию — неразгаданный Восток (при условии хорошей погоды, конечно).

После правого притока р. Чуя около двух часов сплава от Аргута начинается Ининская труба (п.54) — протяженный участок, зажатый скальными или отвесными берегами; характеризуется небольшими валами и отдельными бочками. В первой трети через реку перекинут подвесной мост. На выходе из "Трубы" два больших автомобильных моста (старый и новый). Здесь можно зачалиться и сходить в пос. Иня (на ПБ), например, для пополнения запаса продуктов (сам поселок с воды виден плохо, на воду выходят только несколько домов с выставленными рамами). Часть группы делала обед, а часть ходила в поселок. В поселке несколько магазинов и пекарня (к сожалению, при нас она не работала). Вдоль реки растут тополя и с дровами проблем нет.

В 16 часов тронулись дальше. От пос. Иня до устья реки Б. Ильгумень шиверы с отдельными валами и бочками. Река течет по степной котловине, пейзаж опять же типично среднеазиатсткий, только местами вдоль реки тянется узкая полоска тополей. По ЛБ проходит Чуйский тракт, идущий в этом месте, практически, вдоль реки, до устья реки Б. Ильгумень, по долине которой дорога отходит от Катуни в горы.

В пос. Яломан (по ЛБ) — паром (работающий, катались на нем местные ребятишки) Недалеко от впадения реки Б. Ильгумень видны какие-то свежепостроенные домики, может, что-то типа мотеля или кафе. Сюда от Ини около 2,5 часов ходу.

Здесь необходимо зачалиться и просмотреть порог Ильгуменский" (п.55). Разведка удобнее по ПБ. Порог очень фотогеничен и представляет собой цепочку валов до 2,0-2,5 м в сужении русла с большими пенными гребнями. Берега сложены из крупных валунов. На выходе из порога под ЛБ бочка. Проходили по одному, с вещами, получили удовольствие от прохождения валов.

За порогом степь кончается, начинается лес. Километров через пять крупный правый приток — р. Кадрин. Здесь на берегу раскинули свой лагерь туристы из коммерческих групп. От устья р. Кадрин начинается участок — Кадринская труба (п.57-67) Представляет собой серию сужений в скальных берегах с валами до 2 м.

Развитая вертикальная турбулентность, особенно в тех местах, где после сужения струя выпадает на широкий плес, по краям струи образуются мощные массивы "поганок". Прохождение в походном порядке. Зачалились на ЛБ на ночь, где-то в конце первой трети участка, перед правым поворотом, в очень красивом месте, с галечным пляжем и сосновым бором на берегу.

Ходовое время от порога Ильгуменский около часа.

20 июля

Катунь, сплав 55км

С утра проплыли "коммерсанты". За ними после 12:00 неспешно тронулись и мы.

Проходим оставшуюся часть трубы. Характер препятствий тот же, что и вечером — валы в скальных сужениях и скопления поганок за ними. "Трубу" завершает порог "Мешок" (п.68). Струя через сужение с жесткими валами врывается в небольшое озеро в высоких скальных берегах с многочисленными "поганками" и водоворотами. Проходить лучше строго по центру, чтобы не быть затянутым в какой-нибудь водоворот, из которого потом надо какое-то время выбираться. В одном таком месте выловили весло, потерянное одной из прошедших перед нами групп (позже мы отдали его группе, стоявшей перед порогом "Шабаш").

Порог "Шабаш" (п.69) — наверное, самый мощный порог Средней Катуни, но вместе с тем несколько примитивный, как и остальные Катуньские пороги, из-за большой ширины русла, что дает место и время для любого маневра, особенно для таких отличающихся высокими спортивными качествами судов, как катамараны-двойки.Ориентиром порога могут служить большие камни на ПБ, а так же крупный скальный обломок в русле (метров 6-7), расположенный ближе к ПБ. Необходимо зачалиться на ПБ для осмотра порога.

Порог состоит из двух ступеней. Первая — на правом повороте. На входе — валы до 1,5 м и небольшие бочки, далее сужение в скальных воротах, в центре — пульсирующая бочка до 2,0 м, слева — косые бочки до 1,5 м, В конце первой ступени валы до 1,5 м. Между двумя ступенями большое улово у ПБ, где можно сделать промежуточную чалку и страховку. Мы прошли первую ступень правым краем пульсирующей бочки, по очереди, судно за судном с вещами и зачалились между ступенями для обеда.

Пока мы обедали, порог шла группа на рафтах. Они оставили все валы и бочки левее и прошли, не замочив ног. Вторая ступень — пологая горка с валами до 2,0 м по центру, под ЛБ бочки до 1,5 м, сливы через плиты; справа слив до 1,5 м с жесткой длинной бочкой. В середине ступени — пульсирующий вал 2,5 м.

Проходили между центром и ПБ, стараясь пройти по всем валам, задев левый край бочки и попав прямо в большой пульсар. В конце порога на ПБ остатки понтона. По обоим берегам видны следы недавно прошедшего здесь урагана — поломаны большие деревья.

До устья р.Сумульта несколько простых шивер ходовое время 1 ч. (с 16:00 до 17:00). От ее устья по берегам снова начинается степь. Далее общий фон реки такой же: небольшие шиверы с валами до 1м. Встречаются отдельный бочки.

При планировании ходового дня на Катуни, хотя бы участка от устья р.Аргут до пос.Чемал, стоит учитывать, что скорость реки достаточно велика и даже при не очень активной работе веслами скорость судна достигает 10 км/ч (определено на собственном опыте).

Примерно через 5 км после р. Сумульта русло Катуни сжимается скалами, над очередной шиверой переброшен подвесной пешеходный мостик. Перед устьем р. Каянча 1-я — порог "Каянча" (п.75) — сужение в скальных стенках с валами 1,5 м. Несложный порог "Аяла" (п.81) за устьем р. В. Аяла.

Небо кругом затянуто тучами, видно как в горах льет дождь, но к нам не идет. Тем не менее, время уже восемь часов — решили чалиться. Трудно найти хорошее место, поскольку все хорошие места заняты коровьим навозом, видно неделеко располагаются фермы и сюда водят коров на водопой. Нашли более-менее подходящее место, где-то километрах в трех после пор. "Аяла" на ЛБ в красивом сосновом бору. С севера надвигаются мрачные тучи. Вечером и ночью — дождь.

21 июля
Катунь, сплав 45 км

От вчерашних туч не осталось и следа. В полной расслабухе километр за километром покрываем расстояние до пор.Тельдекпень I и II. Препятствия на этом участке отсутствуют полностью.

От устья ручья Бельтертуюк, водопадом впадающим справа, по правому берегу отчетливо видна дорога. Чуть ниже по течению стоянка отдыхающих с машинами. Отмеченный на карте пос.Куюс (справа) с реки не виден, ориентиром лишь может служить ЛЭП, пересекающая Катунь в этом месте. После левого притока р.Ороктой хорошая асфальтированная дорога стелется по левому берегу реки.

Через пару часов расслабленного сплава от места ночевки подошли к пор. Тельдекпень I (п.88). Начинается порог с разгонной шиверы. На местном правом повороте после устья правого притока р.Эдиган (нами не замеченного). После шиверы плес метров 150 с большим уловом. Виден вход в порог — скальные ворота. В начале слив в воротах, валы 1,5 м.

Далее в миниканьоне со стенками высотой 5-7 м мощные поганки и водовороты. В конце порога большой автомобильный мост. Проходили сходу со взаимной страховкой с воды. Сразу за мостом берега крутые, подойти к воде сложно.

До пор.Тельдекпень II (п.90) — простой прямой участок 1,0-1,5 км. Необходимо в конце участка перед левым поворотом причалить к левому пологому, каменистому берегу для просмотра порога. Он несколько мощнее первого, расположен на местном левом повороте. В правой части русла — обломок скалы, слева горка с валами до 2,5 м, "поганками" и воронками. Далее миниканьон со стенками 7-9 м и "поганками".

Перед порогом решили пообедать, только успели опустошить миски пошел сильный дождь, продолжавшийся в течение часа. Дождь пришлось пережидать на берегу под деревьями. В 17:00 начали прохождение порога. Затруднений это не вызвало, но в валах покидало прилично. Шли с вещами с береговой страховкой.

Далее по реке встречаются лишь простые шиверы. Перед пос. Еланда — несложный порог "Еландинский" (п.93). Ориентиры: пересекающая Катунь ЛЭП и выходы штолен в скалах ПБ. Валы до 1,5 м, прошли с ходу тандемом. За порогом недостроенная Катунская ГЭС. На ПБ раскинулся пос. Еланда. Решаем вставать на ночлег в отдалении от поселка и ищем место на ЛБ (вставать лучше именно на ЛБ, потому, что по правому берегу идет дорога Усть-Сема — Эдиган, и по берегам было много отдыхающих на автомобилях). Народу по берегам очень много, оказалось (в походе забываешь дни недели, хорошо еще числа помнишь), что сегодня выходной и люди выехали на природу. Несколько раз вылезали для осмотра мест, но подходящее нашли только на большом острове, километрах в трех ниже Еланды, на левой его оконечности, вдали от посторонних глаз.

От порога Тельдекпень II — чуть более двух часов ненапряженного сплава.

22 июля
Катунь, сплав 25 км до пос. Чемал

Последние километры более чем 250-километрового водного маршрута. Даже на этом участке Катуни скорость течения не ослабевает, хотя препятствия практически отсутствуют. Около 25 км до р.Чемал мы проделали за 2,5 часа. Перед самым финишем — последнее водное препятствие на нашем маршруте, Чемальская труба (п.94). Русло реки сжимается скальными берегами, небольшие валы 0,6-0,8 м, за ними "поганки". Прошли сходу и без просмотра. Справа на левом повороте впадает р.Чемал. Важно не пропустить это место, дальше пос. Чемал и, если вы хотите здесь заночевать, нужно чалиться перед впадением р. Чемал, после него мест для стоянки нет.

На ПБ перед устьем отличные места для стоянок. Мы встали на высоком берегу. Правда, было очень много отдыхающих на машинах, места довольно грязные и с дровами не очень хорошо (дрова лучше везти с собой), но место для антистапеля очень хорошее. Люди приезжают на машинах сюда на экскурсии посмотреть на Катунь и Чемальскую ГРЭС (вода десятиметровым водопадом рушиться с плотины, создавая завораживающее зрелище).

Пока разбирали катамараны, послали гонцов в поселок разузнать на счет транспорта.

До поселка через ГРЭС и дальше по тропе, идущей высоко над берегом вниз по Катуни минут 35-40.

Как мы и ожидали, автобусное сообщение с Горно-Алтайском регулярное: два раза в день утром и вечером. Свой отъезд мы спланировали на утро.

Ночь прошла спокойно, ограничились убиранием вещей в тамбуры палаток.

23 июля
Чемал — Барнаул

Подъем в 4:30. Красивый рассвет над Катунью. Уезжать откровенно жалко. Быстрый завтрак и сборка лагеря. В начале седьмого вышли в походном порядке в Чемал. В семь часов были на автостанции. Народ уже стоял, поэтому если хочется попасть на автобус группой, да с вещами, нужно быть на станции не позже семи, а лучше и немного пораньше.

В кассах взяли сразу транзитные билеты до Бийска (подробнее в разделе "Заброска-Выброска").

В 7:30 тронулись в путь. Два часа до Горно-Алтайска, два часа ожидания автобуса до Бийска, два — езды до Бийска, полтора ожидания в Бийске и трехчасовой автобус до Барнаула. В 6 часов вечера мы были в Барнауле, до поезда больше трех часов — достаточно времени для закупки продуктов и звонка домой.

На вокзале, кстати, неплохо оборудованный душ, который мы непреминули посетить и смыть дорожную пыль.

Мы, правда, немного расслабились, разбрелись, и чуть было не перепутали время отправления поезда из-за разницы местного и московского времени, по которому отправляются поезда.

Опять аттракцион с заталкиванием каяка в вагон и на верхнюю полку, а впереди нас ожидает два дня дороги и надежды на осенний поход.

Выбор маршрута

На территории бывшего СССР можно выделить три основных горных района для проведения сложных спортивных водных походов. Это Саяны с Хамар-Дабаном и Забайкальем, Горный Алтай и районы Средней Азии (Тянь-Шань, Памир, Гиссаро-Алай, Джунгарский Алатау). (Не берем в рассмотрение труднодоступное Путорано). Причем сложность рек одной категории в этих районах также несколько разнится: от более легких саянских, до более сложных, насыщенных препятствиями рек Алтая и, особенно, Средней Азии. В выборе района путешествия во время разработки маршрута сомнений не возникло — имея пройденную саянскую пятерку (р. Урик с верховьев), целесообразней было пойти на Алтай, что мы и осуществили. Этот район также удобен тем, что имеется возможность заброситься на маршрут без помощи местной авиации или больших пеших подходов.

Геополитическая обстановка в регионе спокойная. Ситуация с местными жителями, алтайцами, такая же, как везде — не становиться без лишней необходимости на ночлег вблизи поселений, да вести себя покультурнее и поспокойнее — не забывать, что ты в гостях.

Сложнее было с выбором реки. Вместе с Восточным Казахстаном в регионе насчитывается больше десятка "пятерок". Остановили все-таки свой выбор на российском Алтае (от бедного Казахстана отговаривали все, да и находится тот район как-то на отшибе, а хотелось побольше увидеть, забраться в самое сердце гор). Из оставшихся маршрутов наиболее спортивными были Чульча и Юнгур, но они отличаются плохой заброской (либо вертолет, либо большая пешка, около 90 и 60 км соответственно). Оставались притоки Катуни: Кокса, Н.Кураган, Сумульта (минус — возможное отсутствие воды), Мульта, Чуя (без Мажоя) (минус — Чуйский тракт вдоль всей реки), Кучерла — все реки с Катунью соответственно, Шавла, приток Аргута, и Шавла, приток Чулышмана (последняя также отличается нелегкой заброской). По совету друзей и членов МКК, тов. Рязанского Н.М. и тов. Климина С.В., выбор наш пал на один из популярнейших маршрутов — связку рек Шавла — Аргут — Катунь. Она также выделяется среди остальных эстетической красотой (возможность увидеть и насладиться красотой Шавлинских озер и снежников в округе), насыщенностью сплава (Шавла), познакомиться с тремя (в отличие от остальных связок добавлялся участок Аргута, так называемый Быстрый Аргут с его легендарным порогом "Атланты"), разными и по расходу и по характеру реками, получше узнать природу Алтая в его различных тонах, посещение местной достопримечательности — "Кафе Аргут", легкой заброской.

Итоги, выводы и рекомендации

1. Связка рек "Шавла — Аргут — Катунь" является классической "пятеркой", причем из первого десятка по устоявшейся в нашей стране классификации. Маршрут достаточно сложен (в первую очередь имеется в виду прохождение Шавлы и Аргута) и интересен как в спортивном, так и в эстетическом плане. Был пройден нашей группой по запланированному графику (4 дня — Шавла, 1 день — Аргут, дневка, 3,5 дня — Катунь) безо всяких эксцессов и происшествий. Для хорошо подготовленной и организованной группы 10-ти дней (с одной дневкой на кафе "Аргут") достаточно для прохождения всего маршрута.
2. Маршрут очень удобен, по сравнению с некоторыми другими алтайскими речками, в плане подъездов (и подходов) и отъездов, а также позволяет познакомиться с тремя разными по сложности и расходу речками.
3. Основную сложность на маршруте представляет прохождение реки Шавлы и отдельных порогов Аргута (Атланты, Ворота, Тихоня); в значительно меньшей степени порогов Катуни. Скоростной сплав по Шавле требует упругой мягкости и обманчивой податливости, иначе никакой физической подготовки не хватит для решающего маневра. Большое падение воды и высокая скорость делают сплав напряженным и опасным. Сложность препятствий Аргута кроется в большом (от 150 кубов) расходе. Необходима некая адаптация к нему после малорасходной Шавлы.
4. Река Катунь оказалась, к нашему сожалению, абсолютно неинтересной в спортивном плане, хоть и красивой. Все-таки прав был В.Юрин, назвав ее в своей книге "большой, примитивной плотовой рекой". Кроме больших валов да поганок, на реке ничто не представляет особенного интереса. Нам кажется логичнее при наличии времени либо после основных препятствий Шавлы перебираться по левому притоку р.Сайлюгем (километрах в трех ниже порога Неустроева) на Юнгур, либо из пос. Иня на другую алтайскую речку, либо, при нехватке времени, не жалея, оттуда же уезжать домой.
5. Особое внимание на маршруте необходимо уделить прохождению реки Шавлы в целом (включая организацию страховки, умение чалиться на струе, нередко в считанных метрах от очередного порога или завала; не стоит брезговать иногда и разведкой по берегу) и печально известного порога "Атланты" на Аргуте, увенчанного мемориальными табличками.
6. Рекомендуем запланировать два дня на прогулку к Шавлинским озерам. Дневку лучше устраивать на "кафе Аргут" (стрелка Аргута и Катуни): и красиво, и баню можно сделать и покататься в "Воротах" очень интересно (он не сложный, но мощный, и, пожалуй, самый эффектный и фотогеничный порог на маршруте).
7. Суда: идеальным судном для Шавлы является катамаран-двойка или каяк, в противном случае — небольшие "четверки".
8. Что касается транспорта на маршруте, то целесообразнее договариваться о заброске заранее из Москвы, это будет лучше, чем добираться до реки самим и сэкономит вам кучу времени и нервов. Выброска не представляет больших проблем и не требует заказа отдельного транспорта (если только для больших групп).
9. На реке нередки дождевые паводки, которые могут продолжаться несколько дней. Прохождение маршрута это время носит криминальный характер (см. раздел "Литература, ссылки").

Смета расходов на 1 человека

- Ж. д. Москва — Новосибирск (плацкарт) 750 р.
- Рейсовый автобус Новосибирск-Барнаул 130 р.
- ГАЗ-66 Барнаул — пер. Орой 1700 р. ($430 на всех)
- Рейсовые автобусы Чемал — Горно-Алтайск — Бийск — Барнаул 240 р.
- Ж.д. Барнаул — Москва (плацкарт) 820 р.
- Питание на маршруте 800 р.
Итого (без учета личных затрат на различные собственные нужды): 4440 руб. = $160

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:
























































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100