Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
0 482 0
Руководитель: Дракин Г.В. (Барнаул)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Справочные сведения;
  2. Паспорт маршрута;
  3. Определяющие препятствия маршрута;
  4. Общая смысловая идея похода;
  5. Варианты подъезда и отъезда;
  6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
  7. График движения;
  8. Техническое описание прохождения группой маршрута;
  9. Потенциально опасные участки на маршруте;
  10. Наиболее интересные природные объекты на маршруте;
  11. Итоги и выводы
Справочные сведения

Проводящая организация: cпасатели МЧС Алтайского края и гиды турфирмы "Алтур".

Паспорт маршрута

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительностьСроки проведения
ВодныйШестая223 км22 дня10.08 - 02.09 1999г

Подробная нитка маршрута: г. Барнаул – с. Саратан – сплав по р. Башкаус - р. Чулышман – оз. Телецкое до пос. Артыбаш – г. Барнаул.

Определяющие препятствия маршрута

ПрепятствиеКатегория трудностиДлина препятствияХарактеристика препятствияПуть прохождения
"Баррикадный"Шестая300 метровОбразован огромными обломками скал и камнями, лежащими в русле реки и формирующие цепочку ворот и мощных сливов; общее падение – 8 метровЗаход вдоль наклонной плиты у правого берега, далее основной струей.
Связка "Крутой"- "Мельница"Шестая500 метровПредставляет из себя вереницу сливов между камнями с мощными бочкамиЗаход правее центра, затем в центр и на выходе вправо
"Ключевой"Шестая3 ступени, 750 метровПервая – самая сложная, представляет собой сужение реки с тремя сливами, последний наиболее мощный. Заканчивается уловом у левого берега. Вторая представляет из себя протоки между скалами и камнями с косыми сливами и плавно переходит в третью – камни в русле, бочки, прижим к правому скальному берегу.Заход в первую ступень ближе к скале правого берега. Заход во вторую ступень по центру. Заход в третью ближе к правому берегу.
"Капкан"Шестая80 метровСостоит из двух ступеней. Первая – русло реки перегорожено крупными обломками скал, образующими  слив высотой 3,5 м. В малую воду вода течет под скалами.Проход основным сливом, если он есть
"Мясорубка"Шестая200 метровПорог образован скалой в центре русла, которая делит реку на две протоки: правая перегорожена полуобливной с острыми краями скальной плитой, в которую бьет основная струя. Левая хаотично забита камнями между которыми узкие проходы со сливами. Далее протоки соединяются и одним мощным потоком уходят в выходные ворота с мощным сливомПроходить порог предпочтительнее правой протокой
"Семейный"Шестая80 метровПредставляет собой каскад мощных сливов и заканчивается сильным прижимом к скальному левому берегу. Падение в пороге около 6 метровЗаходить нужно вдоль левого берега
"Упрямый"Шестая100 метровПорог представляет собой серию мощных сливов между большими валунами в русле. Заканчивается в узком скальном коридоре, в конце которого можно причалить к правому берегу; падение – 8 метровЗаходить в порог нужно вдоль левого берега
"Тесный"Шестая100 метровНачинается рядом сливов через все русло, которое постепенно сужается. Основная часть начинается водопадным сливом высотой 2 метра через все русло, далее в русле друг за другом стоят два больших обломка скал, разделяющие поток на две части. Основная вода идет узким (2.5 м) проходом вдоль скального левого  берега и обломками. Меньшая часть потока проходит между обломками и камнями правого берега; падение – 8 метровЗаходить нужно правее центра, затем смещаться вправо и прыгать в самой правой части водопадного слива, далее идти правым проходом
"Селевой"Шесть с плюсом250 метровПредставляет собой мощный поток водопадного типа среди скальных обломков; падение – 25- 30 метров-

Общая смысловая идея похода

Маршрут был спланирован заранее и преследовал несколько целей. Главной задачей было поставлено повышение мастерства участников и накопление опыта. Мы планировали идти двумя группами: одна от МЧС, вторая от турфирмы "Алтур". Но гиды турфирмы "Алтур" были заняты работой на коммерческих водных маршрутах и не смогли в полном составе участвовать в походе. Поэтому было принято решение объединиться.

Основная часть группы состояла из сотрудников МЧС, для которых было важно хорошо представлять себе условия проведения поисково – спасательных работ на Башкаусе, что важно в связи ростом числа туристских групп на этом маршруте. Для гидов турфирмы "Алтур" необходимо было выяснить возможность проведения коммерческого тура по Башкаусу в настоящее время, т. к. с 1989 года никто из сотрудников фирмы там не был, а заказы на этот маршрут появляются.

Варианты подъезда и отъезда

Существует два традиционных варианта начала сплава по р. Башкаус: от устья левого притока р.М. Кокури и от пос. Саратан. Эти отправные точки обусловлены возможностью использования автотранспорта для заброски туристской группы до места старта. Вертолетная заброска возможна из г. Барнаула и г. Горно-Алтайска практически в любую точку верхнего Башкауса, но стоимость ее высока (как минимум 2000 USD).

Мы выбрали вариант начала сплава от пос. Саратан по двум причинам: во- первых, на верхнем участке находятся препятствия, не определяющие сложность маршрута, во-вторых, до пос. Саратан можно доехать на любом заказном автотранспорте,  даже не повышенной проходимости. Время в пути от Барнаула на микроавтобусе – 13-14 часов. На автобусе ПАЗ – 16 –18 часов. Необходимо решать вопрос с автотранспортом на заезд заранее, т.к. регулярные  рейсы ненадежны и требуют большего времени. Заказывать автотранспорт  нужно еще в Барнауле или Бийске.

Отъезд от южной оконечности Телецкого озера представляет еще большую проблему – регулярных рейсов через озеро нет. Можно посоветовать выплывать к мысу Карагай, где расположена  турбаза "Алтын-Ту". Отсюда можно добраться до Артыбаша попутным водным транспортом: лодками, катерами. Лодочный извоз на озере процветает в туристский сезон. Цена 3-5 USD с человека.

Мы отъезжали от пос. Артыбаш  по улучшенной грунтовой дороге. Время в пути на микроавтобусе – 6-8часов. На автобусе ПАЗ – 9 –11 часов.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Выйти с маршрута в нижней части ущелья реки Башкаус можно по тропам вдоль правых притоков: ручей Московский, река Оныш. Далее можно выйти в село Паспарта. Вдоль других правых притоков троп нет, их  долины трудно проходимы. В крайних случаях, можно подняться по осыпям правого берега на плато (набор высоты около 1,0 –1,2 км), где многочисленные летние стоянки связаны сетью тракторных дорог и  конных троп.

График движения

ДатаУчасток дневного переходаКмХарактер пути,естественные препятствия, опасные участки
-11.08.99--Закончилась автозаброска. Базовый лагерь установлен в районе р. Туралу на правом берегу Башкауса. Постройка плота.
112.08.99Пеший (разведка)5Переезд в район п. Саратан. Строительство 5-ти двухместных катамаранов и "бублика". Разведка порогов (п.) "Предбанный"  и "Камень преткновения"
213.08.99Водный(сплав) "Саратанский каньон"21Прохождение "Саратанского Каньона". Страховка п.п. "Предбанный" и "Камень преткновения" с правого берега морковками. Остальная часть каньона страховка с воды. Ночевка в районе р. Юлучар на правом берегу.
314.08.99Сплав Р. Юлычар –  р. Туралу22Прохождение участка реки в кильватерном строю до базового лагеря. Страховка с воды. Подготовка плота к сплаву, разборка двух катамаранов.
415.08.99Сплав р.Туралу –р.Московский26Прохождение участка реки в кильватерном строю: "бублик", плот, 3 катамарана – двойки. Разведка каньона "Щель", п. "Колючий". Страховка с воды. Лагерь за р. Московский на правом берегу. Предварительная разведка п. "Безлюдный"
516.08.99Сплав "Безлюдный"-"Баррикадный3Прохождение п. "Безлюдный", страховка с правого берега морковками, с воды катамаранами. Сломалась продолина у плота, ремонт. Сплав до п."Баррикадный".Лагерь на правом берегу в центре п. "Баррикадный". Обнос груза, разведка.
617.08.99Сплав "Баррикадный - "Крутой"2Прохождение п. "Баррикадный". Страховка морковками с правого берега и катамаранами с воды. Сплав до п. "Крутой". Обнос груза и установка лагеря за п. "Мельница"
718.08.99Сплав "Крутой" – "Мельница"2Прохождение п.п. "Крутой", "Мельница". Страховка с правого берега морковками и с воды катамаранами. Ночлег там же.
819.08.99Сплав "Пирамида" – "Ключевой"6Прохождение п. "Пирамида" в кильватерном строю, страховка с воды. Чалка на левом берегу перед п. "Ключевой". Обнос груза за  порог. Разведка.
920.08.99Дневка2Детальная разведка п. "Ключевой" и ниже.
1021.08.99"Ключевой"1Прохождение п. "Ключевой". Бублик прошел три ступени. Плот перевернулся в конце первой, зачален в конце второй. Катамараны прошли вторую и третью. Страховка с левого берега морковками и катамаранами с воды. Ремонт плота. Ночлег там же.
1122.08.99"Ключевой" – "Капкан"2Прохождение с просмотром и страховкой с воды до п. "Капкан". Чалка на правый берег, разведка, обнос. Прохождение бубликом, страховка катамаранами с воды, морковками. Обнос плота. Разведка п.п. "Мясорубка" и "Каменный остров". Принято решение - обнос судов. Лагерь перед п. "Камикадзе".
1223.08.99"Мясорубка" - "Каменный остров"1Обнос всех судов по правому берегу с частичной разборкой и полной сборкой  у п. "Каменный остров" Ночлег там же.
1324.08.99"Каменный остров" - р. Кызылтах7Прохождение порога " Каменный остров". Страховка морковками с правого берега. Прохождение п."Камикадзе". Страховка морковками и катамаранами с воды. Разведка п. "Троглодит", страховка морковками. Разведка п. "Свинья", поочередная страховка с воды и морковками. Разведка п.170 и п.171. Прохождение до устья р. Кызылтах. Ночлег.
1425.08.99р. Кызылтах – "Семейный -"Упрямый"-р. Конылтып6Разведка п.171.Прохождение до п.174 в кильватерном строю. Разведка 175. Прохождение. Чалка на правом берегу. Обнос груза за п. "Упрямый". Разведка п. "Семейный". Прохождение бубликом и плотом. Разведка п. "Упрямый". Прохождение всеми судами. Страховка морковками с берега. Прохождение в кильва-терном строю до р. Конылтып. Ночлег на полке правого берега.
1526.08.99р. Конылтып – "Тесный" - "Калибр" - "Селевой"8Прохождение участка реки в кильватерном строю до п. "Тесный". Чалка на правый берег. Разведка. Обнос груза. Страховка. Проводка плота в водопадном сливе. Прохождение другими судами. Страховка морковками и катамаранами.Прохождение п. "Калибр" в кильватерном строю. Чалка на правый берег. Обнос груза за порог. Ночлег.
1627.08.99Дневка1Прохождение входной ступени п. "Селевой". Обнос судов за порог. Ночлег там же.
1728.08.99"Селевой" – устье Башкауса11Прохождение участка реки в кильватерном строю. Страховка с воды. Ночлег в устье Башкауса.
1829.08.99Устье Башкауса – Телецкое озеро26Разборка плота и бублика. Сборка двух катамаранов.
1930.08.99 Мыс Кырсай – Ручей М. Чили31Прохождение катамаранами с простейшими парусами и на веслах.
2031.08.99р.М.Чили – Залив Колдор30То же самое
211.09.99Залив Колдор - Артыбаш17То же самое
222.09.99Артыбаш - Барнаул410Автобусный переезд.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Сплав начали перед порогом "Предбанный"(№81). Ориентир на порог – две избы под шиферными крышами на пригорке правого берега. Разведка и страховка порога с правого берега. Страховка морковками. Первыми прошли порог два катамарана–двойки и зачалились на небольшой галечной отмели перед порогом "Камень преткновения" (№83). Затем прошел "бублик" и остальные катамараны, которые зачалились там же.

Порог "Предбанный" представляет собой каскад из трех водопадных сливов между невысокими скальными берегами  со скальными же выступами. Проход везде по выраженной основной струе. Прохождение не вызвало никаких затруднений у всех судов. Категория сложности –3.

Порог "Камень преткновения" наиболее серьезное препятствие Саратанского каньона. Река здесь зажата в скальном коридоре, в центре потока скала делит русло на две части. Правая протока с камнями, левая часть потока, отражаясь от скального выступа левого берега, наваливается на центральную скалу. В нашу воду были проходимы обе протоки. Первыми порог прошли два катамарана по правой протоке со страховкой морковками с правого берега в конце порога. Затем они приняли остальные суда. Категория сложности – 4+.

Остальной участок каньона, в котором можно выделить три порога: "Трек", "Интеграл", "Проводник" (№№84-86) проходили в кильватерном строю. Как правило, первыми шли два катамарана, затем остальные суда. Категория сложности – 3,4. Ночлег в районе р. Юлычар на правом берегу р. Башкаус.

В Усть –Улаганской долине уклон небольшой, скорость течения незначительна, появляются острова и протоки, в которых лежат поваленные деревья. Сплав в кильватерной колонне до р. Туралу занял 2.5 часа. Категория сложности – 2.

У р. Тулару был расположен базовый лагерь. Здесь два катамарана были разобраны, а собран плот – вода выше средней и погода не предвещает падения – идет мелкий дождь. Далее идем в кильватерной колонне: плот, три катамарана и бублик. Участок от р. Туралу до р.Кумалыр проходим сходу без просмотра – перекаты, небольшие прижимы, сливы. Категория сложности – 2.

Начиная от препятствия № 98 долина р. Башкаус сужается, а плотность и сложность препятствий возрастает. Категория сложности – 3. Проходим без разведки до каньона "Щель" . Страховка с воды. Причаливаем перед каньоном "Щель" на правый берег в небольшом улове. Каньон находится через  3 км после устья р. Паспарта – правого притока Башкауса. Ориентир на порог – резкий левый поворот русла и река уходит в скальный каньон. Катамаранщики возвращаются после просмотра каньона на предмет застрявших в нем деревьев – проход чистый. Проходим каньон в кильватерной колонне. Препятствий в каньоне нет, за исключением подводного камня у правого берега на входе в каньон и нескольких несильных навалов на скальные берега внутри каньона. Категория – 2+.

В конце каньона через Башкаус переброшен мост, от которого ведут дороги до с. Паспарта и на зимовья в районе р. Тускуль.

На участке реки от каньона "Щель" до каньона "Глубокий" (около 3 км) расположены 10 препятствий – короткие пороги с крутыми сливами. Категория сложности – 4.

Проходили в кильватерном строю: впереди два катамарана и бублик, затем плот и еще один катамаран. Для разведки каньона можно причалить к правому берегу, но разведка по высокому правому берегу трудоемка и занимает много времени. Можно причалить в маленькое уловце непосредственно перед главным препятствием каньона - порогом "Колючий" (№ 117). Первым каньон пошел плот и приостановился у левого берега перед порогом "Колючий" без причаливания. После краткого просмотра экипаж плота дал отмашку подходящим катамаранам и бубликам и пошел порог. Остальные суда пошли за плотом.

Порог образован группой крупных камней у левого берега и подводными камнями у скального правого. Заходили центром, затем смещались вправо за обливной камень и далее по основному сливу у правой скальной стенки. Остальные суда проходили тем же путем. Категория сложности – 4 +.

После каньона "Глубокий" река идет в узком ущелье, на левом берегу видны две свежие осыпи. После первой из них ничего нет, а вторая образует короткий мощный порог. У правого берега крутой слив с большой бочкой и значительным падением. Проходили вдоль левого берега по более пологому сливу, в середине которого немного мешало проходу свалившееся с левого берега дерево. Категория сложности – 4+.

Далее характер реки не меняется: короткие мощные пороги следуют один за одним. Идем в кильватерной колонне: два катамарана впереди, затем плот, бублик и еще один катамаран. В устье р. Джондук видны остатки моста. Отсюда конная тропа уходит на с. Паспарта. После устья левого притока Башкауса р. Тусколь (хорошая стоянка) нужно быть внимательным - через 800 метров с правого берега водопадом впадает ручей Московский – ориентир на порог "Безлюдный" (№133). Категория сложности предыдущего участка – 4 +, 5. Сразу за р.Московский можно найти стоянку на правом берегу.

Порог "Безлюдный" открывает нижнее ущелье Башкауса. Он расположен в 300 метрах ниже устья р.Московский. Представляет собой ряд мощных сливов через подводные камни в русле реки. В начале порога, ближе к левому берегу лежит большая скала. У правого берега – один за одним  мощные сливы через камни. 

Проходили порог по основной струе. Первым шел бублик со страховкой морковками. Затем два катамарана и плот, за ним еще один катамаран. Во входной шивере у плота сломалась продолина, но это не помешало пройти порог успешно, как и всем остальным судам. Причаливались после порога на правый берег у небольшой галечной отмели. Падение в пороге – 5 метров. Категория сложности – 5.

Через 1 км и две шиверы находится следующий порог "Баррикадный"(№ 136). После небольшого косметического ремонта причаливаемся  на небольшую галечную отмель у правого скального берега в 70 метрах  выше порога.

Порог "Баррикадный" расположен на почти прямом участке реки, образован огромными обломками скал и камнями, лежащими в русле реки и формирующие цепочку ворот и  мощных сливов. Заход вдоль наклонной плиты у правого берега в слив между центральной скалой и правым берегом, затем в центральные скальные ворота и после слива в них уход вправо, далее проход правее центра через череду коротких сливов. Длина порога около 300 метров, падение – 8 метров. Категория сложности – 6.

Обнесли два катамарана в середину порога на страховку, поставили морковки. Первым прошел бублик, затем плот и катамаран. Затем остальные катамараны. Все суда прошли порог нормально. В конце порога есть несколько площадок под палатки.

Через километр (минут 10 сплава) порог "Крутой" (№141). Причаливать нужно в правое уловце сразу за скалами правого берега, перед разгонной шиверой. Просмотр, разведка страховка по правому берегу. Порог "Крутой" переходит плавно в порог "Мельница" (№142). Обнос груза по правому берегу за порог "Мельница", в конце которого можно разместиться на ночлег.

Порог "Крутой" проходится по основной струе, заход  левее центра. Порог представляет из себя мощный слив более 2 метров между обломками скал. Порог "Мельница" лучше проходить в связке с "Крутым". Представляет собой вереницу сливов между камнями с мощными бочками. Заход правее центра, затем в центр и на выходе вправо. Категория сложности связки порогов – 6.

Мы провели два катамарана  по правому берегу и поставили их на левый берег сразу за порогом "Крутой". Морковки поставили по правому берегу. Первым прошел связку "бублик", затем плот. Плот зацепил углом за скалу левого берега после основного слива порога "Крутой" и его развернуло, перед "Мельницей" он развернулся в нормальное положение. Затем пошли катамараны. Все суда прошли успешно.

Порог "Пирамида" (№ 143) находится на резком левом повороте реки, через 100 метров после порога "Мельница". Разведка по правому берегу затруднена скальным бомом правого берега. Порог образован скалой  в центре реки, делящей русло на две протоки. Основной поток идет справа от скалы. Категория сложности – 4+.

Первыми прошли катамараны, затем бублик и плот. Два катамарана  шли левой протокой, остальные правой, прижимаясь к  центральной скале. Далее до Оныша (15 минут) несложные пороги – прижимы. Категория сложности – 3. Перед устьем  р. Оныш на правом берегу – хорошая стоянка. Отсюда уходит хорошая тропа вверх по Онышу, в долину нижнего Чулышмана.

После устья Оныша несложные шиверы и пороги. Категория сложности – 3. Через два километра порог"Ключевой" (№155). Хороший ориентир – приток Кызылтат, впадающий водопадом со скального правого берега. За притоком находится порог №154, за которым видна большая осыпь на левом берегу - начало "Ключевого".

Порог 154 образован скальными обломками у левого берега и большими камнями у правого. Заходили левее центра и затем резко уходили в левую часть слива, минуя большие бочки правой части слива. Причалились у начала левобережной осыпи, перед входом в порог "Ключевой". Обнос вещей по левому берегу. Хорошая стоянка находится за последней, третьей ступенью порога "Ключевой". Длина обноса 500 метров, тропа хорошая.

Порог "Ключевой" состоит из трех ступеней. Первая – самая сложная, представляет собой сужение реки с тремя сливами, последний - наиболее мощный. Заканчивается уловом у левого берега. Вторая представляет из себя протоки между скалами и камнями с косыми сливами и плавно переходит в третью – камни в русле, бочки, прижим к правому скальному берегу. Категория сложности – 6.

Страховали морковками и катамаранами с воды. Первым прошел "бублик" без особых проблем. Плот стартовал вторым, прошел все сливы первой ступени и после последнего слива неожиданно перевернулся. Страховщики из начала улова бросили морковки на плот, но никто их не смог взять – еще не вылезли. Во второй ступени приняли страховку, но задержаться не смогли. В конце второй ступени зачались с помощью страховщика (морковка) на левый берег. Все были на борту, потеряна одна гребь и повреждены обе подгребицы. Плот на веревках проведен за третью ступень для ремонта. Возможно, переворот плота произошел из- за наезда на заклиненную между камнями и притопленную плотовую гребь. Страховщики на третьей ступени выловили  гребь (не нашу) сразу после переворота плота, при том, что мы не потеряли при перевороте ни одной греби.

Катамараны шли вторую и третью ступень без особых проблем, не считая того, что в конце второй у одного катамарана вымыло гребца. Гребца забрала с помощью морковки страховка, а катамаран самостоятельно прошел третью ступень и причалил в улово левого берега.

После порога "Ключевой" идет километровый участок с шиверами и порогами. Категория сложности – 3+,4. Но нужно быть внимательным, т.к. впереди порог "Капкан" (№158). Этот участок первыми шли катамараны для организации места  причаливания плота и "бублика". Причаливаться следует к правому берегу заранее – метров за 100. Затем после установки страховки можно причалить в улово непосредственно перед порогом.

Порог "Капкан" состоит из двух ступеней. Первая – русло реки перегорожено крупными обломками скал, образующими  слив высотой 3,5 м. В малую воду вода течет под скалами. Вторая ступень – скальные ворота со сливом и бочкой, за которой мощная шивера. Категория сложности – 6.

Проходили "бубликом", остальные суда обнесли за первую ступень для страховки и просто обноса. После разведки порога "Мясорубка" (№ 160) решено обнести вещи и суда за порог.

Порог "Мясорубка" расположен после "Капкана" через 100 метров. Перед ним короткая (метров 70) разгонная шивера. Сам порог образован скалой в центре русла, которая делит реку на две протоки: правая перегорожена полуобливной, с острыми краями скальной плитой, в которую бьет основная струя. Левая хаотично забита камнями, между которыми узкие проходы со сливами. Далее протоки соединяются и одним мощным потоком уходят в выходные ворота с мощным сливом. Категория сложности порога – 6.

Из выходных ворот "Мясорубки" основной поток наваливается на камни следующего порога "Каменный остров"(№ 161). Из самого названия следует, что порог имеет две протоки. Левая менее мощная, но проходимая. Правая  протока более предпочтительна, но в нее трудно попасть из "Мясорубки" без посторонней помощи.  Категория сложности – 5. После "Каменного острова" обе протоки соединяются и уходят в порог "Камикадзе" (№162).

После разведки и обноса груза под порог "Камикадзе" было решено обнести "Мясорубку", т.к. весьма высока вероятность того, что после "Мясорубки" суда будут вынуждены идти "Каменный остров" по левой протоке и чалиться слева перед "Камикадзе", а следовательно, нужно наводить переправу на левый берег для переправы груза и страховщиков. На скальной полке правого берега над входом в порог "Камикадзе" есть  хорошая стоянка.

Порог "Камикадзе" следует через 50 метров после порога "Каменный остров" и начинается разгонной шиверой с несколькими сливами, за шиверой на слабом левым поворотом находится сам порог.  Порог представляет собой два мощных слива  с большой  бочкой  после второго слива. Проход по основной струе. Категория сложности – 5.

Проходили порог в следующем порядке: сначала "бублик", катамаран, плот и еще два катамарана. Один катамаран перевернулся на выходе из "Каменного острова", но успел зачалиться в начале "Камикадзе" и нормально прошел "Камикадзе". Далее на реке участок средней сложности до порога №167. Категория – 3-4. Перед порогом №167 следует зачалиться для просмотра порога "Троглодит" (№168).

Порог "Троглодит" находится на резком правом повороте реки сразу за порогом №167. Представляет собой ряд мощных сливов через все русло, заканчивается сливом с боем в левобережную скалу, за порогом короткий участок быстротока. Заходить в порог, нужно прижимаясь к правому берегу на входе и затем уходить от навала на левый берег. Длина порога 70 метров. Категория сложности – 5. В конце порога на правом берегу есть неплохое место для стоянки.

Проходили порог в связке с порогом №167, т.к. причаливание перед "Троглодитом" выглядело проблематичным. Первыми шли катамараны, затем бублик и плот, на страховке катамаранами и морковками. Один катамаран ("Тритон") перевернулся в выходном сливе через нос. Экипаж самостоятельно  причалил к берегу.

Через 100 метров находится порог "Свинья" (№169), представляющий собой косой слив у левого берега. В малую воду возможны габаритные непроходы. Заход левее центра, с уходом в левую часть слива. Категория сложности – 5.

Первыми прошли бублик и катамараны, встали на страховку, затем прошел плот. Причалились на левый берег для разведки следующих порогов №170 и 171. Пороги слаломные, много камней, между которыми сливы на любой вкус. Перед устьем р. Кызылтах, который впадает небольшим водопадом, можно причалиться к правому берегу. На полке у ручья есть площадка для ночлега. Но более удобная площадка находится за порогом  №171  и шиверой  №172 на правом повороте реки. Категория сложности участка – 4-5. Проходили с разведкой и попеременной страховкой с воды.

Далее простая шивера №173 и в начале порога № 174 нужно причалить для разведки порога "Огозо" (№175). Ориентир на порог – впадение водопадом с левого скального берега р.Огозо. Порог №174 и № 175 расположены друг за другом. Порог №174 - это ряд простых сливов между камней. Порог "Огозо" начинается на S–образном повороте реки, перед самым устьем р.Огозо. Представляет собой три слива, последний из которых заканчивается в невысоком скальном каньоне. У правого берега за порогом есть площадка и улово для причаливания. Категория сложности – 5.

Первым прошел бублик на страховке с берега. За ним катамараны и плот. Проходили сразу связку порогов (174 и 175).  Зачалились в улово у правого берега.

За порогом №175 через 100 метров расположен порог "Семейный" (№176). Представляет собой каскад мощных сливов и заканчивается сильным прижимом к скальному левому берегу. Падение в пороге около 6 метров. Длина порога –80 метров. Заходить нужно вдоль левого берега. Категория сложности – 6.

Катамараны обнесли за порог на страховку. Первым прошел "бублик", затем плот. Прошли хорошо, за исключением того, что пришлось побороться с прижимом у левого берега. Решили, что двойки не пойдут порог.

Через 100 метров начало порога "Упрямый" (№177). Порог представляет собой серию мощных сливов между большими валунами в русле. Заканчивается в узком скальном коридоре, в конце которого можно причалить к правому берегу. Длина порога – 100 метров, падение – 8 метров. Категория сложности – 6.

Заходить в порог нужно вдоль левого берега. В конце порога на правом берегу есть место для ночлега.

Первым порог прошел "бублик", затем катамараны и плот. Страховка морковками в середине порога и в конце. "Бублик" и плот проходили весь порог левой частью струи, а катамараны заходили у левого берега и после первого слива "перестреливали" под правый берег. Все прошли нормально.

Сразу за местом чалки находится выходной порог № 178. Порог короткий – два слива между большими валунами. Проход слева от центрального валуна. Далее идут несложные пороги, постепенно упрощаясь до шивер. Длина этого участка 3 км. Категория сложности – 4, затем –3 и даже –2. Долина реки расширяется, особенно, перед впадением правого притока р. Конылтып (Коволдут на некоторых схемах). Много мест для стоянок.

В районе впадения правого притока широкое русло Башкауса  забито многочисленными каменными грядами, приходится много маневрировать, выискивая достаточные для судов проходы. Перед устьем левого притока р. Кароезо долина и  русло реки сужаются. За устьем р.Кароезо можно причалить для разведки порога №192.

Порог состоит из двух частей: первая – мощный слив у скального бома правого берега, вторая - слив с прижимом к левой скале на резком правом повороте. Заходить в первую ступень правой частью основной струи и держаться затем вправо, уходя от прижима. Категория сложности – 5.

От этого порога река входит тесное ущелье со скальными бомами то с левой, то с правой стороны. На резких поворотах реки короткие пороги – сливы с последующим прижимом. Категория сложности участка – 4 +.

Километра через 2 после устья р. Кароезо необходимо причалить к правому берегу для разведки порога "Тесный"(№197). Причаливать нужно в конце скальной стенки правого берега перед крупнокаменной осыпью с того же берега.

Порог "Тесный" начинается рядом сливов через все русло, которое постепенно сужается, основная часть начинается водопадным сливом высотой 2 метра через все русло, далее в русле друг за другом стоят два больших обломка скал, разделяющие поток на две части. Основная вода идет узким (2.5 м) проходом между скальным левым берегом и обломками. Меньшая часть потока проходит между обломками и камнями правого берега. Длина порога 100 метров, падение – 8 метров. Категория сложности – 6.

Заходить нужно правее центра, затем смещаться вправо и прыгать в самой правой части водопадного слива, далее идти правым проходом. За порогом есть место для стоянки. Один катамаран обнесли за порог для страховки. Выставили морковки с правого берега. Первым пошел "бублик". В водопадном сливе его сбросило в левый проход и он прошел вдоль левой стенки, был слышен треск, когда он продирался через щели. Плот причалили перед самым водопадным сливом и на веревках спустили в правый проход. Катамараны прошли правым проходом самостоятельно.

Через 70 метров расположен порог "Калибр" (№ 198). Порог представляет собой "воронку", в широкой части которой сито из больших валунов. Из проходов между валунами струи собираются в одну узкую, которая образует мощный слив с последующим прижимом к скале правого берега. За порогом у правого берега большое улово, удобное для страховки. Длина порога 70 метров, падение – 5 метров. Категория сложности –5+.

Заходить нужно центральным или левым проходом, затем смещаться вправо, уходя от прижима. За порогом на левом берегу хорошее место для стоянки. Первым проходил "бублик", затем катамараны и плот. Все суда успешно прошли порог.

Далее участок с простыми порогами и красивыми стоянками до озеровидного расширения реки. Категория сложности участка – 3. Озеро образовалось в результате селевого оползня, сошедшего с правого берега в районе р. Каракая, в октябре 1987 года. В конце озера нужно причалить к правому берегу, для разведки и обноса порога"Селевой".

Порог "Селевой" представляет собой мощный поток водопадного типа среди скальных обломков. Длина порога около 250 метров. Падение – 25- 30 метров. Категория сложности – 6+. В конце порога на правом берегу есть место для стоянки на мелкогалечной отмели. Бублик и плот прошли входную часть порога. Затем обнос судов за порог. Ремонт дна у бублика.

За стоянкой находится следующий порог (№206 или 207), который стоит посмотреть. Порог расположен на слабом левом повороте реки. Представляет собой мощный слив с бочкой. Длина 100 метров. Категория сложности – 4+. Заходить в порог левее центра и затем постоянно смещаться влево, чтобы миновать бочку. Проходили в кильватерном строю. На выходе из порога у плота сломалась задняя подгребица, поврежденная в при перевороте в пороге "Ключевой". С помощью катамаранов причалили плот к берегу за следующим порогом и изготовили временную подгебицу из веревки.

Далее препятствия упрощаются. Из них можно отметить прижим к левобережной скалой за устьем р. Чебдар. Категория сложности участка – 3. За последним прижимом долина реки резко расширяется. На левом берегу нас ждет грузовик. Здесь мы разбираем плот и "бублик", а собираем еще два катамарана и отправляемся вниз. Дальнейший сплав по Башкаусу и Чулышману не представляет сложности, можно идти на двухместном катамаране втроем. Важно начинать пораньше, чтобы захватить попутный ветер "верховку". Тоже самое и на Телецком озере. На Телецком озере не везде можно найти место для ночлегов. Практически все стоянки находятся в устьях рек, впадающих в озеро.

Потенциально опасные участки на маршруте

Нахождение на реке Башкаус ниже впадения ручья Московский несет в себе потенциальную опасность. Так как при любой крупной аварии, несчастном случае, когда нужна посторонняя помощь, выйти с маршрута   трудно и на чью-то помощь и быструю связь с внешним миром рассчитывать сложно. Выход в ближайший населенный пункт занимает, как минимум, двое суток.

К опасным явлениям необходимо отнести ливневые и затяжные дожди, сопровождающиеся большим подъемом воды и обильными камнепадами.

Наиболее интересные природные объекты на маршруте

Недалеко от села Балыктуюль находится известный археологический памятник - Пазырыкские курганы V в. до н.э.

Интерес представляют последствия сошедшего в октябре 1987 года грандиозного оползня с правого берега. Он перегородил реку крупными обломками скал. В результате чего, образовалось озеро длиной около 2,5 километров и многоступенчатый  водопад  с перепадом около 30 метров. В озере изобилие крупного хариуса.

Туристскими памятниками являются "иконостас"  и книги записей посещений р.Башкаус на порогах  "Ключевой" и "Камикадзе".

Телецкое озеро имеет тектоническое происхождение и является самостоятельным памятником ландшафта Земли. 

Итоги и выводы

Группой пройден один из самых сложных маршрутов на Алтае в условиях среднего, в целом, и выше среднего уровня воды. Мы специально использовали разные типы судов: "бублик", плот и двухместные катамараны, для того чтобы определить  возможность применения их для ведения поисково-спасательных работ и коммерческих сплавов. Кроме того, разные типы судов позволяли практически не зависеть от уровня воды в Башкаусе и, с другой стороны, часто использовать активную страховку катамаранами- двойками с воды.  Не пройдены пороги "Мясорубка" и основная ступень "Селевого". "Мясорубка" была не пройдена из–за  того, что велика была вероятность ухода судна за порог "Камикадзе", а, следовательно, необходимо было навешивать навесную переправу, что привело бы к потере времени. Во входной ступени порога "Селевый" у бублика прорезало дно и не хотелось терять судно, порвав его в основных сливах  "Селевого". В целом, претензий к водному и лагерному снаряжению не было. Единственное негативное впечатление, что водоизмещение катамарана "Тритон"  недостаточно для  двух крупных гребцов (более 200 кг в сумме). По нашему мнению – это привело к перевороту через нос в пороге "Троглодит".

Хорошо зарекомендовали себя рации "Моторолла" – всегда была устойчивая связь до порога "Камикадзе", где аккумуляторы сели. Дальше мы пользовались сигнальными ракетами. Нужно брать запасные аккумуляторы для раций на маршруты со столь интенсивным режимом связи.

Питание было подобрано хорошо, мы пользовались повторяющимся семидневным меню, кроме того, дары природы – рыба (хариус), грибы (рыжики, маслята, подберезовики, опята), ягоды (смородина, малина, крыжовник) приятно  оживляли стол.  

Маршрут был спланирован заранее и преследовал несколько целей. Главной задачей было поставлено повышение мастерства участников и накопление опыта. Мы планировали идти двумя группами: одна от МЧС, вторая от турфирмы "Алтур". Но гиды турфирмы "Алтур" были заняты работой на коммерческих водных маршрутах и не смогли в полном составе участвовать в походе. Поэтому было принято решение объединиться.

Основная часть группы состояла из сотрудников МЧС, для которых было важно хорошо представлять себе условия проведения спасательно-поисковых работ на Башкаусе, что важно в связи ростом числа туристских групп на этом маршруте. Для гидов турфирмы "Алтур" необходимо было выяснить возможность проведения коммерческого  тура по Башкауса в настоящее время, т. к. с 1989 года никто из сотрудников фирмы там не был, а заказы на этот маршрут появляются. Кроме того, было нужно узнать на месте возможность заброски с помощью автотранспорта на р. Чулышман от пос. Саратан.

Все эти цели были достигнуты при прохождении маршрута.

Основной вывод  путешествия очень прост – р. Башкаус до сих пор остается очень сложным маршрутом и требует тщательной подготовки и соответствующего опыта от участников.

Лучшее время проведения похода по Башкаусу конец июля - август.

В качестве рекомендаций можно посоветовать обратить внимание при планировании маршрута на варианты подъездов и отъездов с маршрута. Необходимо решать вопрос с автотранспортом на заезд заранее, т.к. регулярные рейсы ненадежны и требуют большего времени. Заказывать автотранспорт  нужно еще в Барнауле или Бийске. Отъезд от южной оконечности Телецкого озера представляет еще большую проблему – регулярных рейсов через озеро нет. Можно посоветовать выплывать к мысу Карагай, где расположена новосибирская турбаза "Алтын-Ту". Отсюда можно добраться до Артыбаша попутным водным транспортом: лодками, катерами. Лодочный извоз на озере процветает в туристский сезон. Цена 4-5 USD с человека.

Мы не имели проблем с транспортом, т.к. на заказном транспорте (грузовик и автобус) нас доставили к началу маршрута, затем грузовик отвез нас к начальной точке сплава и  забрал на Чулышмане лишнее снаряжение. Автобус встретил нас в Артыбаше, в заранее уточненное и переданное водителем грузовика время. По сообщению водителя грузовика дорога из Усть –Улагана в Балыкчу занимает весь день и представляет собой существенную проблему – не каждый водитель решится на преодоление спуска в долину р. Чулышман. 

На всем маршруте существуют проблемы со связью. Только из Усть – Улагана можно реально надеяться на телефонный разговор. В Саратане мы не смогли даже поставить в маршрутку печать, которая по слухам есть в правлении козоводческого колхоза. Правление было открыто, но в нем никого не было. В магазине весь ассортимент представлен 6  наименованиями товаров. Балыкча тоже отрезана от внешнего мира. В магазинах еще более скудный ассортимент продуктов – торговля ведется на дому у продавщицы (водка, сигареты, печенье), но хлеб, молоко и яблоки можно приобрести у местных жителей.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию