Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 381 0
Руководитель: Алексей Казаков (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Справочные сведения о путешествии:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Состав группы;
    3. График движения;
    4. Подъезды к началу маршрута и отъезд;
  2. Техническое описание маршрута:
    1. Лоция р. Джазатор;
    2. Лоция верхнего участка р. Аргут;
    3. Лоция реки Аргут;
    4. Степной Аргут;
    5. Дикий Аргут;
    6. Быстрый Аргут;
  3. Описание сплава;
  4. Краткие выводы и рекомендации;
Справочные сведения о путешествии
Паспорт маршрута

Нитка маршрута: г. Москва – г. Бийск – пос. Кош-Агач – р. Джазатор - р. Аргут – радиальный выход по р. Иедыгем на оз. Куркуре и пер. "Веселый" - р. Аргут – р. Катунь – пос. Иня – г. Новосибирск – г. Москва.

Продолжительность похода - 30 дней из них: подъезд и отъезд - 8 дней, водная часть - 16 дней, радиальный выход - 5 дней, дневки - 1 день.

Протяженность маршрута: водная часть - 196 км, пешая часть - 70 км.

Состав группы

№ п/пФ.И.О. участникаГод рожд.Туристский опытОбязанности
1Куршаков Михаил Юрьевич1957рр. Чуя-Катунь, р. Башкаус, рр. Кок–Су - АргутКапитан катамарана 1
2Соловьева Ирина Игоревна1965р. Снежная, р. КутсайокиМедик, видеооператор, катамаран 1
3Фролов Артем Алексеевич1971р. Тумча, р. Снежная, р. КутсайокиРеммастер, катамаран 1
4Казаков Алексей Игоревич1956рр. Чуя-Катунь, р. Башкаус, рр. Шавла – Аргут – Катунь, рр. Кок–Су - АргутРуководитель группы, катамаран 1
5Лапкин Владимир Петрович1952рр. Шавла – Аргут – КатуньЗам.руководителя, капитан катамарана 2
6Кузнецов Евгений Федорович1954р. Кереть, р. Тумча, р. КутсайокиЗавхоз, катамаран 2
7Носов Андрей Павлович1954рр. Шавла – Аргут – КатуньУчастник, катамаран 2
8Шитов Анатолий Алексеевич1961р. Чаткал, р. Чон-КеминУчастник, катамаран 2
9Бабенок Людмила Викторовна1967р. МстаХронометрист, береговой видеооператор, катамаран 2

График движения
День походаДатаУчасток путиКмХодовое времяХарактеристика участка
1-422.07-25.07г. Москва - г. Бийск--Поезд
526.07г. Бийск – пос. Кош-Агач – стапель--Автомашина"Газель"
627.07Стапель на р. Джазатор(0.5 км ниже р. Аржан)---
728.07Стапель – 2 км ниже лев.притока р. Жумалы3.54 чШивера с малым расходом, сплав с просмотром
829.07До "Большого порога" ниже прав. притока р. Тангыт116 чШивера с малым расходом, отдельные завалы. Сплав с ходу, порог с просмотром
930.07До преп.№9 на р. Аргут 3 км выше прав. притока р. Бара317 чСплав без просмотра, отдельные завалы
1031.07Сплав до начала Карагемского прорыва196 чЗначительный расход, просмотр отдельных порогов,взаимная страховка с воды
111.08Обнос прорыва до р. Карасу35 чПешком по грунтовой дороге в несколько ходок
122.08Обнос до конца прорыва, спуск на воду в 2 км выше впадения р. Карагем55 чПешком по грунтовой дороге в несколько ходок
133.08До пор. Куркурек165 чЗначительный расход, просмотр отдельных порогов, взаимная страховка с воды
144.08Пор. Куркурек– пор. Надолбы, прохождение порога 1-ым кат.98 чБольшой расход, просмотр пор. Коротыш, пор. Надолбы, комбинированная страховка, видеосъемка
155.08Прохождение 2-ым кат. пор. Надолбы, перечалка на лев.берег, перенос лагеря к началу шив.Седая88 чКомбинированная страховка. Пешком по тропе (местами осыпь). Видеосъемка
166.08Прохождение пор. Труба Сапожникова, обнос прп. Водопад Сапожникова78 чВзаимная страховка с воды, видеосъемка
177.08Перенос лагеря к устью р. Иедыгем. Выход на радиальную часть маршрута.1.52 чПросмотр, береговая страховка. Видеосъемка
18 – 228.08 - 12.08Радиальный выход вверх по р. Иедыгем на оз. Куркуреи пер. Веселый7040 чПешая часть
2313.08Сплав – пор. Стерегущий – пор. Ары-Юльский– 1 км выше пор. Белый186 чБольшой расход, просмотр, взаимная страховка с воды. Видеосъемка.
2414.08Прохождение пор. Белый, обнос2-ым кат-ом2-ойступени3.58 чБольшой расход, береговая страховка. Видеосъемка.
2515.08Пор. Белый – пор. Зуб Ело – 0.6 км выше пор. Раздельный164 чБольшой расход, взаимная страховка с воды
2616.08Проводка (обнос) пор. Раздельный - выходной каньон - пор. Атланты327 чСплав без просмотра. Взаимная страховка с воды. Прохождение пор. Атланты с просмотром и береговой страховкой
2717.08Пор. Атланты – р. Катунь – пос. Иня206 чСплав без просмотра
2818.08Пос.Иня – г. Бийск – г. Барнаул – г. Новосибирск--Автобус "ПАЗ"
29 – 3019.08 - 20.08г. Новосибирск – г. Москва--Поезд

Водная часть - 196 км. Пешая часть - 70 км. Всего активным способом - 266 км.

Подъезды к началу маршрута и отъезд

Маршрут начинается на р. Джазатор, вдоль которой идет дорога, связывающая пос. Кош-Агач с пос. Джазатор. Регулярного сообщения по этой дороге нет. В пос. Кош-Агач, который расположен на Чуйском тракте, можно попасть рейсовым автобусом из гор. Горно-Алтайск. Однако, для групп с составом более 6-ти человек с грузом, это нереально. Рекомендуем заранее обратиться к коммерческим транспортным предприятиям, или арендовать машину на вокзале в Барнауле или Бийске.

Завершение маршрута возможно в пос. Иня, стоящем на Чуйском тракте, два рейсовых автобуса – утром и днем.

Техническое описание маршрута
Лоция р. Джазатор

Лоция верхнего участка р. Джазатор, составлена группой Ю.Коссовского во время первопрохождения реки в 1969 году. Протяженность участка 55 км, перепад высот 446 м, средний уклон 8м/км, ширина русла 15- 30 м, среднегодовой расход в устье 50 куб.м/сек.

Первый участок (2 км выше правого притока р. Ак-Бул – 1 км ниже впадения р. Ак-Бул). Протяженность 3 км, уклон 10 м/км, ширина русла 15 м. Река быстро течет по широкой долине в галечном русле. Высокая скорость течения, повороты, ни шивер ни порогов нет. Берега реки малолесные. Горы, особенно с правого берега, отстоят далеко от реки. Левый берег низкий и заболоченный, правый берег выше и по речным террасам этого берега проходит автодорога. Идется без разведки.

Второй участок (конец участка в 2-х км ниже левого притока р. Жонъедынгу). Протяженность 4 км, уклон 20 м/км, ширина русла 15 м.

Прп.№1. Порог. Река входит в ущелье и очень похожа на громадный горный ручей. В русле беспорядочно разбросаны разных размеров камни, нередко с острыми краями. Горы подошли ближе к реке. Берега покрыты лесом. На правом берегу много хороших мест для стоянки. Обнести этот участок удобно по дороге. Обносить нужно до небольшого озерка с левой стороны от дороги и перед этим озерком сворачивать прямо по тайге к реке. Чтобы подойти к самой реке, приходится преодолевать крутой травянистый спуск с 2-х речных террас. Общая высота спуска 100 м. Прохождение участка потребует дня 1.5 и более. Необходима тщательная разведка и страховка.

Третий участок (конец участка 2 км выше притока р. Калгуты). Протяженность 4 км, уклон 13 м/км, ширина русла 15- 20 м.

Прп.№2. Шивера. Долина реки несколько расширяется. Весь участок - сплошная цепь шивер, но более проходимых чем шиверы предыдущего участка. До притока р. Чикты можно плыть без разведки, соблюдая осторожность, так как возможны завалы. После впадения р. Чикты ряд шивер, требующих просмотра.

Четвертый участок (конец участка 1 км ниже лев. Притока р. Калгуты). Протяженность участка 3 км, уклон 10 м/км, ширина русла 10- 12 м.

Прп.№3. Порог. Река опять в ущелье. Шиверы в этом ущелье еще более мощные и более сложные, чем в 1-ом. Ширина реки уменьшается до 10 - 12 м. Река течет в мореных отложениях, подмывая берега. Часты в воде совершенно необточенные камни с острыми краями. В ущелье несколько сильных прижимов. Как и первое ущелье, этот участок рекомендуем обнести по дороге. Прохождение этого участка считаем весьма опасным, так как последствия оверкиля могут быть катастрофическими.

Пятый участок (конец участка 1.5 км выше правого притока р. Тангыт). Протяженность 15 км, уклон 5 м/км, ширина русла 20-25 м. Перед левым притоком р. Калгуты река выходит из второго ущелья и дальше течет с большой скоростью среди низких берегов, покрытых густым лесом и кустарником. Река течет в заболоченной равнине и сильно петляет. Скорость воды велика. В воде встречается много подмытых деревьев. Плыть нужно осторожно, так как возможность образования завала на такой реке велика. Все сомнительные места лучше просмотреть.

Шестой участок (конец участка 3 км ниже левого притока р. Ильдегем). Протяженность 8 км, уклон 7 м/км, ширина русла 20- 25 м. Река резко меняет характер, так как прорезает отроги хребта. В начале участка находится порог.

Прп.№4. Порог расположен на прямом отрезке реки длиной 400 м. Характеризуется большим падением воды, камнями в русле, валами в центре. Проходится порог вдоль правого берега, у лежащих в воде камней.

Прп.№5. Порог (Большой порог). Находится через 1 км после впадения р. Тангыт. Начинается косым водосливом, после которого идет прямой участок с косыми валами, кроме того, в русле много камней. Требуется разведка.

Прп.№6. Шивера. Примерно 3 км шивер с большими стоячими валами.

Прп.№7. Порог. Находится сразу после левого притока р. Ильдегем. Состоит из 2-х ступеней. 1-ая ступень – у правого берега, напротив впадения р. Ильдегем лежит огромный обломок скалы, в центре реки валы. Далее идет шивера и за ней 2-ая ступень – река делится островом на две протоки. Основная часть воды идет левой протокой. У левого берега валы. Первая ступень проходится у левого берега, затем переход к правому берегу, далее левой протокой у острова.

Прп.№8. Шивера. Около 2-х км шивер с валами. Берега реки высокие, сухие, много мест для стоянок. Необходимо просмотреть все препятствия вплоть до прп.№7, после можно плыть без разведки.

Седьмой участок (конец участка - устье р. Ак-Алаха). Протяженность участка 20 км, уклон 7 м/км, ширина русла 25- 30 м. Пороги и шиверы кончаются. Река снова начинает петлять, снова низкие, топкие берега, в воде подмытые деревья. Возможны нестационарные завалы. Необходимо плыть осторожно, просматривать реку, особенно, если она начинает продираться через деревья и кусты.

Лоция верхнего участка р. Аргут

Лоция верхнего участка реки Аргут, от слияния рек Джазатор и Ак-Алаха до начала Карагемского прорыва, по описанию Ю.Коссовского.

Восьмой участок (конец участка 1 км ниже моста через р. Аргут). Протяженность 8 км, уклон 3 м/км, ширина русла 50- 60 м. Спокойно и плавно несет свои воды молочно-белый Аргут. Примерно через 3 км ниже пос. Джазатор находятся 2 шиверы, легко проходимые прямо по центру реки. Сразу после поселка долина реки сужается, берега густо покрыты хвойным лесом. В районе притока р. Бара долина вновь расширяется, прекрасные места для стоянок. За 1 км до конца этого участка расположен деревянный 6-ти пролетный мост. Участок можно идти без разведки.

Девятый участок (конец участка 1 км ниже левого притока р. Кок-Су). Протяженность 9 км, уклон 4 м/км, ширина русла 30- 40 м. Сложный и интересный участок на котором находятся 10 шивер и 2 порога.

Прп.№11. Шивера. Небольшая ступенька во всю ширину реки. Проход по центру ближе к левому берегу.

Прп.№12. Шивера. Валы и камни. Проходить, пересекая струю от левого берега к правому.

Прп.№13. Шивера. У левого берега огромные пульсирующие валы и ямы. Проходить справа от валов.

Прп.№14. Порог. Начинается через 100 м после прп.№13. Длина порога около 400 м. Порог расположен на прямом участке реки. У левого берега беспорядочно пульсирующие валы с крутым гребнем и камни в воде. Проходить вдоль правого берега.

Прп.№15. Шивера. Длина около 800 м. Прямой участок реки заканчивается резким правым поворотом. Проходить сначала у правого берега, а затем в центре.

Прп.№16. Порог. Находится после поворота реки налево сразу за прп.№15. Длина порога около 1.5 км. Основная опасность - большие валы, подводные камни и плиты. Проходить сначала вдоль правого берега, и на выходе пересекать струю, уходя вправо.

Прп.№17. Шивера. Проходить вдоль левого берега.

Прп.№18. Шивера. Находится на левом повороте. Проходить у правого или у левого берега. В центре валы.

Прп.№19. Шивера. Мощная шивера на прямом участке. Проходить у правого берега, лавируя среди камней.

Прп.№20. Шивера. Мощная шивера на правом повороте. Проход по центру.

Прп.№21. Шивера. Очень мощная шивера на левом повороте. Проход по центру. Валы. Затем река входит в небольшой каньон. В каньоне несколько островов и у одного из них, у левого берега слив. Проходить лучше вдоль правого берега, оставляя острова слева.

Прп.№22. Шивера. Проходить сначала под правым, а затем под левым берегом. Желательно просмотреть перед прохождением все препятствия этого участка.

Десятый участок (конец участка 0.5 км ниже острова перед Карагемским прорывом). Протяженность 5 км, уклон 5 м/км, ширина русла 35- 45 м. После прп.№22 идет спокойное, но быстрое течение. Препятствий нет. Для обноса Карагемского прорыва необходимо пристать к правому берегу сразу после острова, около кошары для овец. Здесь дорога еще близко подходит к реке.

Одиннадцатый участок. КАРАГЕМСКИЙ ПРОРЫВ. Протяженность 8км, уклон 40 м/км, ширина русла 15- 20 м. Река пропиливает хребет и представляет собой каскад водопадов в глубоком ущелье. Редко используемая грунтовая дорога идет по правому берегу в стороне от реки. Приблизительно в середине обноса дорога пересекает правый приток Аргута - р. Карасу – горную речку шириной 8- 10 м, которая в этом месте течет двумя рукавами. Брод не представляет сложности, через второй по ходу рукав имеется мостик. Здесь отличное место для отдыха или стоянки. Для желающих посмотреть на Аргут вблизи, спуск в каньон возможен вдоль левого борта ущелья Карасу (желательно иметь с собой веревку). Данное мероприятия займет 3-4 часа.

Лоция реки Аргут

Лоция сплавного участка р. Аргут от устья правого притока р. Карагем до впадения в р. Катунь, по отчету №4648 группы МГУ от 1985 года. (нумерация препятствий по порядку).

Степной Аргут

Ниже устья р. Карагем, Аргут спокойно несет свои воды на протяжении 5 км до прп.№1 пор. "Степной".

Прп.№1. (C) Порог"Степной". Порог хорошо слышен издалека, расположен сразу за крутым левым поворотом, где река входит в узкий 2-х км каньон. Порог длинный, с мощными сливами и валами, но технически несложный. Наиболее опасны два первых слива. Вход в порог – в левой трети реки. Разведку порога можно произвести с любого берега.

Сразу за порогом - мост через р. Аргут. В 2-х км ниже моста на левом берегу расположен пос. Аргут (Джамангол). Реку Куросай, впадающую в Аргут слева в 1.5 км выше пос. Аргут, хорошо видно. Левый приток Аргута - реку Куркурек почти незаметно. Она впадает у отрога левого берега. Прорезая его, Аргут образует порог "Куркурек".

Прп.№2. (Л) Порог"Куркурек". Расположен на левом повороте реки. На выходе в центре реки расположен полуподводный камень, плохо видимый с воды. Его легко обойти с любой стороны. После пор. "Куркурек" следует спокойный участок длиной около 3-х км. В конце этого участка на правом повороте расположен порог "Коротыш".

Прп.№3. (Т) Порог"Коротыш". Порог представляет собой крутой слив, за которым образуются крупные валы. Далее следует правый поворот с небольшим навалом на левый берег. Разведка возможна с обоих берегов. После пор. "Коротыш" следует 3-х км спокойный участок. Далее, перед устьем р. Кулагаш - простая шивера. После нее необходимо чалиться к правому берегу, увидев устье Кулагаша. Осмотр порога "Надолбы" по правому берегу. По левому берегу идет тропа, но, в районе порога - большой бом.

Дикий Аргут

Прп.№4. (ТТ) Порог "Надолбы". Это первый порог "Дикого Аргута". "Надолбы" - мощнейший порог с большой скоростью течения, огромным валом и мощными сливами, наиболее сложными являются начальная часть порога и выход. Начальная часть порога представляет собой серию косых и прямых сливов среди огромных камней. Просматривается два варианта прохождения этого участка. Первый - прохождение вдоль левого берега. Этот вариант осложняется тем, что придется преодолеть узкие ворота между скальным левым берегом и огромной плитой, с которой свал воды влево. Второй вариант - прохождение порога в правой трети русла со слаломом между камнями. Средняя часть порога сравнительно проста. Здесь мощные валы и камни. Заканчивается порог левым поворотом. В этом месте две трети реки наваливаются на два скальных обломка, стоящих у правого берега, образуя мощнейший отбойный вал. Далее валы, затем относительно спокойный участок. Длина порога около 1 км. Наиболее сложен и опасен порог в большую воду. Страховка возможна в пороге у правого берега, после порога - с обоих берегов.

Между пор. "Надолбы" и началом "Трубы Сапожникова" около 700 м относительно спокойной воды. Ориентиром порога служит громадный вертикальный камень – "Часовой". Просмотр следующего препятствия возможен с левого берега.

Прп.№5. (ТТ) Порог "Труба Сапожникова". За "Часовым" камнем река резко сужается до 30- 40 м, скорость течения возрастает, один за другим следуют мощные сливы до 2.5 м. Спокойных мест на протяжении всего препятствия нет. В пороге можно выделить два сложных участка, разделенных быстротоком с валами:

Первый участок - находится метрах в 300 ниже "Часового". Здесь на правом берегу бом, на левом крупные камни. Этот участок состоит из нескольких сливов, последний из которых наиболее опасен. Длинный язык слива, постепенно сужаясь переходит в пенный вал.

Второй участок – расположен в 400 м ниже первого, образуется сужением реки и состоит из нескольких мощних сливов между которыми беспорядочно плещет большой вал.

В пороге большая скорость, и причаливать после его прохождения непросто. Так как впереди порог-водопад, то к чалке нужно относится особенно серьезно.

Прп.№6.(ТТ) Порог-водопад Сапожникова. Длина порога около 350- 400 м. Левый и правый берег в начале порога обрывистые, далее правый берег переходит в полку, а левый представляет собой каменистый склон. В конце порога река делает сначала левый, а затем правый поворот. Порог необычайно мощный, структура довольно сложная. Обнос возможен по обоим берегам.

Прп.№7.(Т) Шивера "Седая" Начинается почти сразу за порогом-водопадом на прямолинейном участке реки. Затем река делает правый поворот, затем левый и снова правый. Перед первым поворотом в правой трети русла - гряда камней. Между ней и правым берегом достаточно широкий проход с редкими мелкими камнями. Левее и несколько ниже гряды - валунная отмель, через которую идет вода. Слева от нее в русле камни. Перед вторым правым поворотом у правого берега в 10 м лежит обломок скалы, на который сильный навал. Перед ним метрах в 15-ти - камень в струе. Слева от камня мощный слив до 2-х м и большой вал. Далее на 500 м участке большой вал. Этот участок шиверы заканчивается на резком правом повороте. Здесь сильный прижим к отвесной стенке левого берега. Затем снова следует прямолинейный 400 м участок с большим валом и редкими камнями в русле. Перед длинным левым поворотом реки шивера заканчивается. Вдоль всей реки вал, особенно мощный в большую воду. Просмотреть шиверу можно по правому берегу.

Прп.№8. (Т) Порог "Иедыгемский". Начинается на левом, а заканчивается на правом повороте реки. Сразу после порога с левого берега, как из трубы вырывается на огромной скорости р. Иедыгем. За левым поворотом в центре реки гряда камней. Перед правым поворотом струя наваливается на выступающий с левого берега огромный камень, за которым мощный слив. После слива струя сильно наваливает на большой камень, стоящий в правой трети русла. Слева и справа от камня сливы. После порога шивера. Разведка порога по левому берегу. Ниже устья р. Иедыгем Аргут расширяется и идет мелкой шиверой. В конце этой шиверы река сужается, образуя порог.

Прп.№9.(С) Порог "Остров". Короткий порог – 150 м. Это простой порог, можно идти без разведки в левой трети русла. Ниже река успокаивается и течет в каньоне, в конце которого на крутом повороте направо начинается несложное препятствие.

Прп.№10.(С) Порог "Зигзаг". Заход в слив у правого берега. После правого поворота река резко уходит влево, струя сильно наваливает на отвесный берег. Ниже поворота в 100- 150 м галечный остров. Основная левая протока проходит под левым берегом, образуя мощный слив с валами. Отсюда около 300 м до небольшого левого притока, перед которым нужно причалить для разведки порога "Стерегущий".

Прп.№11.(Т) Порог "Стерегущий". Аргут здесь широко растекается среди камней. С правого берега скалы, с левого ниже ручья бом. Порог начинается в 100 м ниже впадения ручья. Здесь в русле реки много камней, в центре слив с обливного камня. Напротив места впадения второго ручья – остров, поросший тополями. Струя сильно наваливает на камни, лежащие перед островом, и разбивается на две части. В левой протоке на входе много камней, а на выходе мощный навал на скалы левого берега. В правой протоке большое падение, камни. После порога можно пристать к правому берегу.

После "Стерегущего" спокойный участок почти до устья реки Бортулдаг. За устьем в 300 м слева в реку выдается скала, на которую навал. Далее река идет 3- 4 км быстро, но спокойно до р. Юнгур. В 150 м ниже впадения Юнгура - простая шивера. До впадения р. Большой Ары-Юл три слива. Река Большой Ары-Юл впадает в середине спокойного участка длиной 200 м. На этом участке лучше всего пристать для разведки порога "Ары-Юльский". Далее шивера, потом 100 м спокойного быстрого участка, за которым начинается порог.

Прп.№12.(Т) Порог "Ары-Юльский". Короткий, но мощный порог. Расширяясь, река делает крутой левый поворот. Правый берег - осыпь, левый берег – скальный. В конце поворота в центре реки лежат две глыбы. Справа от них до самого берега гряда обливных камней и слив в левой трети реки, в 15 м ниже глыб - два больших камня. Рядом с ними обливной камень и мощный слив. В 7 м ниже камней в центре лежит еще одна глыба, за ней большой обливной камень и рядом с ним мощный слив. Далее следует большой вал. Разведку порога удобно проводить с правого берега.

После "Ары-Юльского" порога идет шивера с большим валом. Далее левый поворот, река сужается, в русле появляются большие камни. Шивера тянется метров 400. После шиверы река расширяется и около километра течет спокойно. Затем, на плавном правом повороте начинается многокаскадный порог "Белый". Разведку порога удобнее проводить по левому берегу. Правый берег – высокие, иногда отвесные скалы, у воды пройти нельзя.

Прп.№13.(ТТ) Порог "Белый". В пороге два наиболее сложных участка. Первый участок расположен перед правым изгибом реки. Здесь у левого берега и в центре обливные и полуобливные камни, на которые наваливает струя. В правой трети – сливы. После поворота 500 м прямой участок с мощным валом. В конце этого участка перед следующим правым поворотом второе сложное место. Струя здесь проходит рядом с огромным левобережным камнем, падает в мощный слив и налетает на большой обливной камень, создающий мощную водяную подушку. С камня вода сваливается к правому и левому берегу. Метрах в 10 после слива в левой трети реки камень. Перед первым сложным участком приблизительно 500 м - шивера.

После окончания порога до устья р. Коир лишь отдельные прижимы к скалам берегов. Ниже устья - короткая шивера, а затем через 100 м слив. Через 3- 3.5 км на левом берегу видна изба. К избе подходит тропа с перевала и далее она следует уже вдоль Аргута. До устья р. Ело ничего сложного нет, можно идти без разведки. Река течет в довольно узком, мрачном, величественном коридоре. Устье р. Ело появляется неожиданно из-за поворота. Сразу же за устьем нужно пристать для разведки порогов "Зуб Ело" и "Раздельный", которую можно вести с любого берега. Ниже устья р. Ело Аргут течет в каньоне, и разведка осуществляется сверху. После пор. "Зуб Ело" на высокой полке левого берега есть место для стоянки.

Прп.№14.(С) Порог "Зуб Ело". На резком левом повороте в центре реки довольно большой камень. Струя наваливает на него, справа и слева чистые проходы через сливы. В большую воду порог существенно сложнее. Метрах в 150 ниже порога слив с валами, после которого спокойный 400 м участок, а затем короткая шивера, переходящая в порог "Раздельный".

Прп.№15.(ТТ) Порог "Раздельный". Оба берега скальные. Скалы правого берега образуют карман. В центре реки и у левого берега обливные камни. Порог начинается мощным сливом более 1.5 м в правой трети русла. Язык слива направлен на выступ скалы. Метрах в 10 еще один слив около 2-х м. После слива стена воды и свал вправо с обливного камня. Далее валы. После порога "Раздельный" страховка обязательна, так как в случае аварии, самостоятельно человеку выбраться из каньона очень трудно.

После порога река 10 км течет в каньоне, в нем есть мощные прижимы, сливы, камней практически нет. Участок напряженный, но, можно идти без разведки. После окончания каньона река расширяется, спокойно течет до устья р. Шавлы, впадающей справа.

Быстрый Аргут

Далее метров 500 до больших скал у правого берега на левом повороте реки. Здесь две протоки. В узкой протоке большая скорость. Далее спокойный участок до р. Соемгат. Ниже устья река сужается, скорость возрастает и метров через 600 начинается порог.

Прп.№16. (С) Порог "Лесной остров". Порог начинается после галечного острова. Правый берег – высокие скалы. Река широким руслом идет к скалам, у скал и после них валы. Слева узкая и мелкая протока. Идется сходу. Далее следует быстрина с валами, а затем спокойный участок до реки Туган. После впадения р. Туган следует несколько сливов. За этими сливами относительно спокойный участок до порога "Туганский".

Прп.№17.(С) Порог "Туганский". На правом берегу у порога зимняя стоянка. В центре реки стоит огромная скала, струя прижимает к скале, а затем наваливает на левобережную отмель, сложенную из крупных камней. Порог можно проходить без разведки в левой трети русла. Через 2 км на крутом левом повороте расположен порог.

Прп.№18.(С) Порог "Лас". На левом повороте реки поток наваливает на камни правого берега и, отражаясь от них, устремляется на камни левого берега. Рядом с камнями слив и валы за ним. Проходить порог можно без разведки. Через 3 км на правом повороте реки расположен порог.

Прп.№19.(С) Порог "Тихоня". На правом берегу галечная отмель, в конце которой крупные камни. Напротив, с левого берега вдается в реку крупный камень. В центре реки обливной камень, после него слив и валы. Идется без просмотра. После порога "Тихоня" довольно спокойный участок реки длиной 3-4 км, а затем начинается участок с быстрым течением и валами. Затем, снова 2 км участок спокойной воды, и в конце левого поворота реки расположен порог "Атланты".

Прп.№20.(Т) Порог "Атланты". Это самый сложный и мощный порог "Быстрого Аргута". Перед порогом у правого берега мель, но, в среднюю и большую воду она затоплена. Правый берег после поворота обрывистый, наверху полка. При подходе к порогу видны правобережные скалы с натеками. Вход в порог относительно прост. Выход из порога опасен навалом на правобережные скалы. Выше навала В 40- 50 м в центре русла стоит большой обливной камень. Поток наваливает на него и обходит с двух сторон через сливы. В 5-ти метрах ниже в правой трети реки обливной камень, создающий большой водяной гриб. На протяжении всего начального участка сливы и валы. Разведка порога возможна с обоих берегов, обязательна страховка. Сразу за "Атлантами" следует

Прп. №21.(С) Шивера "Дикая". Средней сложности, идется с ходу. За ней следует несложное

Прп.№22.(Л) Порог "Игольное ушко". Сходу. И на выходе из Аргута

Прп.№ 23.(С) Порог "Ворота". Препятствие проходится сходу.

На левом берегу Аргута, в месте слияния с Катунью находится красивая поляна. Здесь расположено "Кафе Аргут" – музей туристических сувениров, книга записи. От устья Аргута до пос. Иня на Катуни никаких препятствий нет. Время сплава около 4-х часов. Чтобы попасть в центр поселка (почта, магазины, стоянка автобуса), удобно чалиться к правому берегу перед новым автомобильным мостом.

Описание сплава

День 8. 28 июля. Утром беглая разведка до левого притока р. Жумалы. Джазатор течет мелкой шиверой с обилием камней, расход незначительный. Главная задача - не повредить баллоны. После обеда в 15 час.30 мин. встали на воду. Участок до притока р. Жумалы прошли в один проход с грузом и пассажиром. После этого прошли еще 1.5 часа и встали на левом берегу. Привязаться к карте довольно сложно, берега однообразные, река разбивается на протоки. Тщательно осмотрели днища судов - царапины, порезов и разрывов нет, все-таки очень мелко.

День 9. 29 июля. Мелкая шивера, разбои, отдельные деревья, небольшой завал. Категория сложности отдельных порожков не выше 2. Река больше подходит для сплава на каяках и двойках. Часто застреваем в непроходах. К вечеру подходим к "Большому порогу". Первый катамаран разгружается, просматриваем, обносим груз за порог по левому берегу, на правом дорога метрах в 10 над рекой. Обычный слаломный порог, узко, сливы для нашего водоизмещения несерьезные. Проходим, 2-ой катамаран снимает на фото и видео.

Испортилась погода. Посмотрев прохождение, второй экипаж решает идти с вещами. Идут, собрали все, что можно – две первые поперечины деформированы. Очень хорошо, может заменят дюралевые трубки на дерево. Дальше не идем, дождь, натягиваем тент.

День 10. 30 июля. Практически равнинный участок, меандры, деревья, один завал, где и обедаем. Часам к 6-ти (вышли в 11 час.) подходим к пос. Джазатор. Большой поселок, магазин. Решаем, что нам ничего не нужно, идем дальше. Слева впадает Ак-Алаха. Ура!!! Аргут!!! Через восемь лет.

Расход большой, вода в этом сезоне высокая. К 8-ми час. подходим к прп.№9 по нашему описанию, на левом берегу брошенная моторка, подходит заросшая молодняком грунтовка. Встаем на ночлег.

День 11. 31 июля. Накрапывает дождь, медленно собираемся. Через час мост – большой, деревянный. Скоро пороги. Первый просматриваем, фотографируем. Воды действительно много, все залито – иди, где хочешь. Основная задача не встать лагом на сливе, качает, как на качелях. Море восторга у молодежи - пена, вода за шиворот, даже при нашем водоизмещении. Дальше наплывом, смотреть бесполезно – широко, все однообразно - валы, сливы. За 3 часа, включая задержки на просмотр, подходим к каньону перед впадением р. Кок-Су. Чалимся, фотографируемся на стрелке. Когда-то мы здесь были, дома сравним. Решаем не обедать, еще 1 час и мы чалимся к месту начала обноса Карагемского прорыва. Все на месте - дорога, разрушенный кош. Поднимаемся на дорогу, что-то не похоже, чтобы здесь кто-нибудь ездил в последнее время. Некоторые недовольны: Ну вот,обещали машину! Встаем.

День 12. 1 августа. Обнос до р. Карасу, там стояли в прошлый раз. Барахла много, да еще деревянная рама, а бросить жалко. Три ходки, час туда, час обратно. Бродим Карасу, воды много и очень холодная. Встаем у дороги после брода, поляна – покос. Вечером пастухи с семьями на лошадях (один, правда, на мотоцикле), пьем чай. Беседа. Колхоз давно развалился, бензина нет, так что больше на лошадях. Приглашают на охоту, меняем нож на барана, заберем когда будем проходить мимо поселка Аргут.

День 13. 2 августа. Утром решаем спуститься в каньон, нельзя упустить такую возможность, в прошлый раз не было времени. Желающих четверо, берем веревку. Спуск по левому борту ущелья Карасу. Тропы нет, но все просто. Вот, во время дождя, без веревки нельзя. Воды много, впечатляет. Что-то не верится, что здесь кто-то мог идти на катамаране. Фотографируем. Возвращаемся в лагерь. Полдень. Этот участок обноса, более протяженный, хоть и под гору. 1.5 часа в один конец. С дороги красивый вид на долину Аргута. Спускаемся к воде в 2-х км выше впадения Карагема.

День 14. 3 августа. Выходим после обеда, пока подвязали баллоны время ушло. Наплывом до пос. Аргут. Воды много, пор. "Степной" залит - камней нет, валы. Стараемся не заходить в основные сливы.

В пос. Аргут чаепитие, разделка барана, на все уходит часа 2. Доходим до пор. "Куркурек". Вечереет, встаем перед порогом на правом берегу. Готовим жаркое. На этот участок без задержек ушло бы 3 –4 часа ЧХВ.

День 15. 4 августа. "Куркурек" залит, даже не смотрим, останавливаемся на "Коротыше" для съемки. Идет дождь, камера отказала. Проходов много, описывать нет смысла. К обеду подходим к устью р. Кулагаш, которая превратилась в хорошую сплавную реку. Непонятно, как переправляются пастухи, наверное, где-то выше мост. Чалимся на правый берег, перед заходной шиверой.

Внимание!!! пор. Надолбы.

Одного взгляда на порог было достаточно, чтобы все молча начали отвязывать рюкзаки. Понятно, что придется ставить лагерь ниже порога. Идем вниз, обносим вещи, по возможности просматриваем. Уловов у правого берега нет, там где в 93-ем торчали береговые камни сплошной поток, сливы до 2-х метров, струя. У левого берега вдоль стенки основная струя, больше подходит для хорошего плота. Зуб в центре на две трети залит, с воды не увидишь. Это - первая ступень. Далее относительно простой участок. Правый поворот, у левого берега большая бочка через две трети русла, далее хаос валов, бочка поменьше, и наконец, глыбы на выходе. Основная струя наваливает прямо на них, на глыбах подушка. С воды их видно плохо, заедешь - памятник обеспечен. Проход под левым берегом, там просто сливы.

Обедаем. Вовращаемся, ставим Кузнецова со спасконцом ниже глыб, хотя понимаем, что при такой ширине и расходе поймать конец шансов, практически, нет. Шитов ставится сигнальщиком выше большой бочки. Вторым сигнальщиком ставится Носов, на первой ступени перед местом, которое мы выбрали для промежуточной чалки. Остальные - съемка.

План прохождения был следующий: заходная шивера по центру ближе вправо, далее вдоль правого берега, промежуточная чалка, на уровне второго сигнальщика уйти под левый берег, используя тень от большой бочки.

Вперед. Медленно заходим в шиверу, сливы круче, чем казалось с берега. Пытаемся зачалиться, прижать нос к берегу удалось, удержать нет. Второй сигнальщик, начинаем отрабатывать. Поздно, надо было через бочку. Пытаемся уйти влево, только встаем полулагом носом влево. Вторая бочка, предельный крен, накрывает с головой. Выплюнуло, пытаемся уйти влево, бесполезно. Вода такая, что не успеваешь провести весло. Дышать нечем, силенок уже нет. Начинаешь понимать, что жил неправильно. Все, полулагом на глыбы, глубокая яма. Левый баллон внизу, правый наверху. Главное, чтобы не оторвало от ката. Удар, накрыло, выравнялись, повезло. Чалка справа. Куршаков: "Да, пожалуй, такого стремного у меня еще не было….". Носовые молчат, только дышат. Ужинаем.

День 16. 5 августа. Прохождение вторым катом, не видели, стояли втроем на страховке на кате, чуть выше лагеря. Чалятся, лица напряженные. Говорят, что маневр отработали заранее, выше бочки, выход прошли слева, как запланировали. Обедаем. Сворачиваем лагерь, перечаливаемся на левый берег перед "Трубой Сапожникова". Оставляем сплавное, берем рюкзаки и топаем на свою поляну за водопад на уровне шиверы "Седая". Путь неблизкий 5- 6 км, тропа хорошая, смотрим Трубу и Водопад. Приходим, 4 часа дня - идти на сплав бессмысленно.

День 17. 6 августа. Внимание!!! прп. Труба Сапожникова. Описывать прохождение "Трубы Сапожникова" бесполезно, это препятствие очень длинное. Мы его просмотрели, шли на разгруженных судах, с множеством промежуточных чалок и первый катамаран страховал второй с воды. Хотя, по нашему мнению, можно было идти и на груженых судах.

Внимание!!! прп. порог-водопад Сапожникова.

В принципе, препятствие идется, но не нашим составом. Описывать его бесполезно, надеемся, что никто не вздумает идти его по описанию. Обнос, возможен по любому берегу. Правый более пологий, надо только поднять катамаран на полку. Первый катамаран обносили по правому берегу, а второй более легкий по левому.

При перечалке первого катамарана после обноса произошла первая аварийная ситуация. Планировалось, что после обноса основных ступеней порога-водопада, катамаран пересечет струю выше галечного острова, и, подойдя к левому берегу, зачалится перед началом шиверы "Седая", для чего на берегу был выставлен сигнальщик. Пересечь струю удалось, но сигнальшика заметили поздно, и катамаран подошел к берегу метров на 50 ниже намеченного места. В этом месте начинался быстроток шиверы. Удержать катамаран у берега одному носовому оказалось не под силу. Капитан попытался ему помочь, потянув корму на берег. Нос катамарана ушел в струю, и носовому пришлось прыгнуть на баллон, катамаран пошел на сплав. Носовой быстро встал в упоры, а капитан потерял весло, и пошел за катамараном, держась за задную поперечину. Шиверу "Седую" пришлось идти без просмотра. Зачалились на левый берег в 100 м выше пор. "Иедыгемский". Поймать весло не удалось. Ситуацию можно было предотвратить, используя принудительную чалку.

День 18. 7 августа. Для выхода на радиальную часть нам нужно было перенести лагерь в устье Иедыгема. Первый катамаран, волею случая уже был на месте, поэтому его экипаж собрал рюкзаки и пошел пешком. Второй с грузом, после прохождения шиверы должен был зачалиться перед порогом. Произошла вторая аварийная ситуация, в крутом сливе с обливника выбило левого носового. Весло он не потерял, и выбрался на берег перед порогом. Оставшиеся трое не смогли причалить в намеченном месте и ушли в порог. Зачалились ниже, перед впадением Иедыгема. При таком расходе один носовой не мог справиться с работой. Желательно было одному из кормовых перейти на нос. Возможно, тогда бы удалось зачалиться. После обеда часть группы ушла на радиальный выход и сплав возобновили через 5 дней.

День 24. 13 августа. Пороги "Зигзаг" и "Остров" проходили с наплыва, останавливались только для видеосъемки. Ориентирами "Стерегущего" служат: ручей слева, скала справа, и характерный остров, поросший тополями, прямо в пороге.

Внимание!!! пор. Стерегущий.

Опасный порог, образован островом и имеет две протоки. С левого берега просмотреть их нельзя. В прошлый раз, мы, причалив к острову, просто провели катамараны по правой протоке, но воды было значительно меньше. Решили повторить. Первому катамарану удалось зачалиться в левой протоке в начале острова, а второй вместе с пассажиром ушел в левую протоку, в которой был плохо просматриваемый прижим. Прошли телемарком, первый провели по основной правой протоке.

До пор. "Ары-Юльский" шли наплывом. Высокая вода залила весь галечник и участок превратился в мрачный красивый каньон с большим валом, но практически чистый. К сожалению, наша старая видеотехника не позволяла проводить съемку с воды. Порог "Ары-Юльский" просмотрели и шли вдоль правого берега, а пор. "Белый", который произвел на нас приятное впечатление в прошлый раз оставили на завтра. Стоянка в 1 км выше порога на правом берегу на высокой полке.

День 25. 14 августа. Через 20 мин. сплава мы причалили к левому берегу перед характерным скальным сужением – ориентиром пор. "Белый".

Внимание!!! пор. Белый.

Первая ступень - серия мощных, но простых сливов. Выставили видеосъемку, прошли. Чалка на левый берег в характерном скальном кармане. Заметили, что у первого катамарана ослабли баллоны, оказалось что у обеих гондол лопнула шкура под первой поперечиной. Ремонт, обед. Лапкин пошел на просмотр 2-ой ступени, через час вернулся и принес весло, потерянное Куршаковым еще на "Седой". Сказал также, что пока он осматривал порог, в потоке прошло еще одно весло.

После обеда, закончив ремонт, пошли на просмотр 2-ой ступени. Сложный выход, сначала слив с косым отбойником от правого берега, потом - навал на глыбу у левого, и ворота из обливников с проходом у правого берега. Планировали, пройти косой вал по левой грани струи и уйти перед навалом на глыбу как можно правее. Маневр почти удался, но, уйти под самый правый берег не удалось, полулагом свалились с обливника. Встали на крен, правый баллон пополз на гребень вала, раздался хруст и нас выплюнуло. Гребцы на левом баллоне остались в упорах, а гребцы правого оказались в воде, и пошли держась за раму. Весла остались у них в руках. Оказалось, что переломались все поперечины, диагональ и два, кстати, неправильно привязанных к поперечинам, запасных весла. Правый баллон подвернуло под раму, и он держался только на вязках. Правый борт, все-таки, забрался на эту "конструкцию". Через 1 км кое-как зачалились. Подошел Лапкин, сказал, что подобного чуда он еще не видел. Второй катамаран решил не рисковать - обнос затянулся до темноты.

День 26. 15 августа. До обеда перебирали раму, девушки с Лапкиным и Шитовым катались по выходной части порога. Ближе к обеду, мимо прошли два "бублика", чалиться не стали, наверное, нас не заметили. До пор. "Зуб Ело" прошли за 2.5 часа, препятствий нет. Участок чистый, только валы. "Зуб Ело" просмотрели с правого берега, порог простой. Зачалились ниже в скалах левого берега. Место для стоянки вполне сносное.

День 27. 16 августа. Утром, до завтрака Лапкин, Куршаков и Казаков пошли на просмотр пор. "Раздельный".

Внимание!!! пор. Раздельный.

Порог проходим, но обязательно требуется страховка, так как дальше выходной каньон. Что будет с человеком, если его в случае аварии оторвет от ката, сказать трудно. В принципе, мы и не предполагали его прохождения, поэтому 1-ый катамаран решил частично обнести судно по левому берегу, поставив на воду ниже основного слива, второй обнести полностью по правому берегу. Через три часа группа собралась на правом берегу ниже порога. Выходной каньон был залит полностью – ни одного камня, ни одной галечной отмели.

Далее до пор. "Атланты" шли с наплыва, останавливаясь только, чтобы размять ноги. К порогу подошли к 5-ти часам. Обнесли груз. Ниже ловушки, поставили береговую страховку на правом берегу. Порог шли вдоль левого берега, сделав несколько телемарков.

День 28. 17 августа. Второй катамаран умудрился перевернуться в "Воротах", правда, это приняли за милую шутку. Людмилу, которую оторвало от ката, выловили в Катуни метров через 300. Остальные выбрались сами. Решили не нарушать традицию, уселись все на второй кат и перечалились на стрелку. В "Кафе Аргут" наведен порядок, исчез Водник и многое другое, молодежь на двойках с Шавлы, каяки по Катуни, но что-то грустно. "Новые времена, новые герои…".

В пос. Иня были в половине пятого. Почта из-за покоса закрыта, но телефон оказался у почтальона дома, там же принимали телеграммы. Автобус пришел в 3 часа ночи.

Пешая часть.

Поскольку группа специализировалась на классе пеше-водного туризма, а настоящий маршрут не предполагал пешей части, решено было совершить несложный радиальный выход на ледник Менсу к ледопаду горы Белуха. Большинство из участников, пожелавших принять участие в этом мероприятии, имели значительный опыт пеших походов в самых разных туристских районах, причем с полной водной выкладкой. Однако, горный опыт большинства ограничивался прохождением перевалов н/к, 1А-1Б.

После консультаций со знакомыми горниками был разработан следующий маршрут: подъем по долине р. Иедыгем к восточному языку ледника Менсу – подъем по языку на основное ледовое плато - переход по плато к ледопаду Белухи – возвращение через перевал "Веселый" (высота 3000 м, 1Б) – оз. Куркуре – р. Куркуре – р. Иедыгем. Совершить более сложный маршрут через перевал "Туристов" и р. Кулагаш, нам отсоветовали, оценив опыт, наши знакомые, прошедшие этот перевал в 97 году, и снабдившие нас горным снаряжением.

Личное снаряжение участника включало: ледоруб, кошки, два карабина, обвязку или страховочную систему. Групповое снаряжение состояло из 2-х основных веревок (70 и 40 м), 6-ти ледобуров. От примуса мы отказались и приобрели портативную газовую плитку корейского производства и 6 баллонов (среднее время горение одного 3 часа) к ней. Однако, реальность все расставила на свои места.

7 августа. После обеда, в этот день мы перенесли лагерь к устью р. Иедыгем. Разделив продукты, мы, в следущем составе: И.Соловьва, А.Фролов, Е.Кузнецов, А.Носов, М.Куршаков и А.Казаков, вышли на радиальную часть.

Набитая торная тропа вдоль правого берега р. Иедыгем через 0.5 час. вывела нас к пастушьему кошу. После коша тропа спустилась к руслу притока и пошла вдоль в непосредственной близости от воды. Вскоре тропа вывела нас к разрушенной переправе на левый берег. Иедыгем в этом месте представляет собой бушующий горный поток с расходом 15 – 20 куб.м, и мы решили продолжить движение по правому берегу, осыпной склон которого был легко проходим, а навести переправу в этом месте при таком расходе не представлялось возможным. Но, энтузиазм при движении по осыпухе быстро прошел, начинало темнеть, и мы разбили лагерь, пройдя в этот день не более 3 - 4 км за 2.5 часа.

8 августа. Утром стало ясно, что надо либо возвращаться и переходить Иедыгем по мосту в устье, либо искать переправу на другой берег выше. Однако, просматривая осыпухи противоположного берега, явных признаков тропы мы не обнаружили. И двинулись по осыпухам правого берега, в надежде найти место, где Иедыгем потечет в разбоях. Стояла страшная жара, осыпухи сменялись склонами, поросшими лесом и движение особых трудностей не представляло. Единственно что, двигаясь без тропы, группа разбивалась на части, и это приводило к дополнительным потерям времени.

Изрядно вымотавшись, к 16 часам (утром мы вышли около 10 часов), мы вышли к месту, где долина Иедыгема расширяется, и река течет мелкими перекатами. Встали на обед, особо отважные искупались, но температура воды оказалась равной 4°С.

После обеда нашли вполне сносную таежную тропу на своем берегу и двинулись по ней дальше. Движение затрудняли упавшие деревья, тропа торная, но, видно ей давно не пользовались. Часа через два, перебродив первый значительный правый приток Иедыгема встали на островке в его устье, подальше от леса, так как песчаный берег у впадения ручья был весь покрыт свежими медвежьеми следами. После ужина стали решать, что делать дальше, поскольку было ясно, что времени на запланированный маршрут уже не хватит. Решили, что завтра двинемся дальше, но на Менсу не пойдем, а поднимемся к оз. Куркуре, где поставим базовый лагерь и налегке пораньше сбегаем к перевалу, сколько успеем за световой день.

9 августа. Утром после завтрака двинулись по правому берегу, вскоре пошли бомы и мелкие осыпухи подходившие к самой воде, поэтому к обеду мы так и не подошли к устью р. Куркуре. После обеда, не дойдя 1.5 км до устья, нашли торную тропу, которая начала забирать резко вверх от Иедыгема. И уже часам к 8-ми вечера, преодолев подъем (метров 300 вверх) по крутой таежной тропе, вышли к первому маленькому озерку на р. Куркуре, где и встали на ночлег. Похолодало, но дрова в этом месте в изобилии.

10 августа. Утром в 8 часов, взяв перекус и минимальный комплект снаряжения, вчетвером двинулись вверх, вдоль цепочки красивых горных озер. Тропа набитая, движение трудостей не представляло, обычный горный рельеф - лесотундра, осыпухи из средних обломков. К 2-м часам дня подошли к леднику, и начали подъем. Ледник оказался засыпан каменной крошкой, кошки не требовались. Снега не было, трещины были открыты. Выйдя на чистый лед, надели кошки и подошли к небольшому ледопаду, двигаться дальше не имело смысла, так как надо было разворачивать веревки. До седла перевала по нашим оценкам оставалось метров 200 по вертикали. Достали плитку, как настоящие горники приготовили из ледниковой воды чай, с большим аппетитом съели свои припасы. Пофотографировались, попрыгали через мелкие трещины, покричали "Ура!!!", и быстрым галопом двинулись вниз. В лагерь вернулись уже затемно к 11 часам вечера, чем сильно огорчили оставшихся на базе, поскольку они хоть и развели сигнальный костер, но уже поделили вечерную халву. По нашим оценкам, за этот день мы накрутили в оба конца километров 30.

11 августа. Утром, встав пораньше, двинулись вниз к Иедыгему, правда, на спуске потеряли тропу, что привело к необходимости спустится по довольно крутому кулуару. Где и пообедали, и пройдя до 8-ми часов вечера вдоль Иедыгема километров 5-6, встали на стоянку на берегу.

12 августа. Двигаясь вдоль Иедыгема по тропе, вышли в долину, где река разбилась на протоки. На другом берегу увидели пастуший кош. Перебродили стенкой по двое-трое реку (глубина брода не более 1 м), правда, вода настолько холодная, что пришлось развести костер. Дальше началось самое обидное, тропа оказалась настолько хорошей, что мы за 4 часа спустились в лагерь на Аргуте, где нас, как нам и обещали, ждала баня.

То есть, не перебродив в первый день Иедыгем на левый берег, мы потеряли 1–1.5 дня. В заключении, можно сказать, что подготовленная группа, двигаясь по левому берегу до брода, дошла бы до оз. Куркуре за один световой день. Пройдя данный маршрут мы можем дать следующие рекомендации: для посещения плато ледника Менсу можно использовать путь через перевал "Веселый", правда, для преодоления ледопада понадобятся кошки и ледоруб; для выхода на оз. Куркуре горное снаряжение не требуется.

Краткие выводы и рекомендации

Анализируя пройденный маршрут, можно сделать следующие выводы: автомобильная заброска до пос. Джазатор в настоящее время трудностей не представляет (плати деньги), дорога поддерживается в хорошем состоянии. Верхний участок р. Джазатор до впадения р. Тынгыт для сплава на четырехместных катамаранах интереса не представляет. Рекомендуем не тратить время на прохождение р. Джазатор, что высвободит 1.5-2 дня, которые можно использовать для совершения выхода в горы или отдыха при сплаве по р. Катунь.

Пройденный маршрут может быть рекомендован туристическим группам, интересующимся сплавом по рекам со значительным расходом. Тем же, чьи интересы лежат в области спортивного гребного слалома, рекомендуем взвешенно оценивать свои силы и возможности организации страховки. Несмотря на некоторый опыт (повторное прохождение реки), нами было принято решение о нецелесообразности прохождения Порога-водопада Сапожникова и пор. "Раздельный", из-за невозможности организовать эффективную страховку своими силами.

Прохождение водной части маршрута вблизи массива горы Белуха (район притоков р. Кулагаш и р. Иедыгем), предоставляет возможность посетить ледники Куркуре и Менсу. Для подготовленных групп возможна организация восхождения на г. Белуха, что займет при соответствующем опыте, по нашим оценкам, 5-7 дней.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию