Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 457 0

Автор - Георгий Пушкин (Санкт-Петербург)

Первоисточник - "http://gpu.net.ru" rel="nofollow"

В этом году студенческая часть нашей команды взяла на себя всю организацию похода и я в процессе не участвовал вовсе. Сбылась мечта старого завхоза :)
Команда собралась угрожающе большая: 18 человек. Из Питера мы выехали четырьмя машинами около 9 вечера 28 апреля. До Лодейного поля добрались быстро по вполне приличной мурманской трассе, но за Свирью асфальт стал напоминать прифронтовую дорогу. За Олонцом навалился туман и окончательно стемнело. На обочинах появились полутораметровые снежные брустверы…

29 апреля

Когда около четырех утра мы выехали на новую трассу Сортавала - Петрозаводск, туман исчез, начало светать и вокруг красиво забелели ледяные поля озер и заснеженные сосновые леса. Этой снежной красоте не слишком соответствовала наша водная снаряга, трясущаяся с нами по карельским колдобинам… Что-то начало меня смутно тревожить, когда показался мост через Уксун и пропали последние проталины на обочинах.
"Наверное, не сезон" - мелькнула и исчезла робкая мысль. И мы приехали. 
Народ недоуменно озирался, тщетно ища место для палаток, т.к. хотелось хоть немного поспать перед стапелем. Но вместо этого мы раскопали проезд на обочину, убрали машины с проезжей части и выпили за открытие сезона. Выпивка была реальностью, но само открытие реальностью не казалось. Краткая пешая разведка берега показала полное отсутствие следов предшественников, глубину снега по самую развилку и наличие палатки двух сумасшедших велосипедистов из Москвы на берегу Уксуна.
Кто-то зашхерился по машинам и стал отсыпаться (что при таком количестве народа меня не удивило, хоть и не порадовало), а костяк команды начал стапелиться. Стапель на снегу - удобная штука, когда рядом по снегу и деталям катов не топчутся соседи… 
На несколько часов позже нас у моста выгрузились три группы водников и тоже начали стапелиться.
Около 11 утра мы отогнали машины в Питкяранту и вернулись на четвертой машине, на которой трое девушек и один парень решили возвратиться в Питер. Позорно длинный стапель завершился около двух дня, а в три мы сползли по снегу к воде. 
Итак, наш катовый флот состоял из двух четверок и двойки производства Тритона и самопальной четверки, крещенной год назад тут же, на Уксуне. Украшал команду мой кобель, уже, похоже, успевший понять, что он зря радовался поездке…
Двойка и самопал решили начать сплав с Мостового порога, а мой экипаж и экипаж Доктора решили подольше сохранить сухость задниц и встали на воду чуть ниже. Но через несколько минут на веселеньких шиверках мы сравнялись по сырости с нашими более азартными товарищами…
Воды в Уксуне было саниметров на 40 больше, чем на 9 мая год назад, на берегах лежал сплошной снег без признаков человеческих следов и проталин. Все говорило о том, что мы все-таки идиоты, а не сплавщики. И скоро станем полными отморозками.
По моим прикидкам нам надо было сегодня дойти до первого порога - Блюдца - и встать там на ночевку. После бессонной ночи за рулем я не чувствовал позывов к геройским переходам до Розового Слона, хотелось примитивного тепла от костра, горячего хрючева внутрь и спать, спать… У большинства зимне-водных граждан устремления были схожие. А пес был просто готов на все, лишь бы выбраться с ката на берег.
В шестом часу вечера мы слились в Блюдце и зачалились на л.б. на стоянку. Поляна на стоянке протаяла и мы сдуру радостно начали ставить лагерь. Сдуру - потому, что с дровами на этой стоянке и летом-то не здорово, а при метровом снеговом покрове - и подавно. Каждый выход за дровами превращался в ползанье в снегу по пояс…
В итоге крайне долго готовилась пища и совершенно не удалось просушить барахло. Низкая облачность и северный ветер не вселял оптимизма на завтра. Но все эти мелочи не помешали нам замечательно провести первый вечер водного сезона, попеть песни и повалять дурака. Испортить нам настроение мог только сильный заморозок, а в него не очень верилось. 
Мимо нас красиво прошли Блюдце три байдарки москвичей с весьма немолодыми экипажами, несколько катов и пара каяков. Одна каякерша Блюдце обнесла, чем привела нас в несказанное изумление: а что же она будет делать на падунах и зачем вообще приехала на майский Уксун??

30 апреля

Утро не принесло тепла и яркого солнца, завтрак долго готовился на отсыревших дровах - в итоге мы встали на воду традиционно поздно под исполнение мантры "За пару часов мы дойдем до Слона!". 
Ща, как же! Часа три мы вяло струились по плесам, мое лохматое кобелино умудрилось пару раз свалиться с ката и, после вытаскивания за шкварник обратно, отряхнуться на экипаж и перемочить всех хуже шиверы… Место прошлогодней стоянки я узнал с трудом: метровый снег скрыл и дорогу, и поляну на берегу. По дороге мы продавили пару ледяных полей и разобрали небольшой завал, что убедило нас в том, что мы идем по Уксуну первые. 
Около шести часов решили становиться на бивак. Стоять на Слоне в компании трех групп и при дефиците места и дров было неинтересно - и мы встали за 15 минут до Слона на п.б. в ельнике, изобилующем сушинами.
Встали на снегу, но с дровами, устроили пару костров: для готовки и просушки и через полчаса позабыли про холод и сырость. Вечером отметили Пасху и день рождения одного из участников. Жизнь снова наладилась. Назавтра намечалась веселая программа: 4 падуна.

1 мая

Утро настало вовремя, вопреки желанию личного состава, хорошо проведшего вечер. При виде заспанных припухших физиономий друзей традиционно посыпались сравнения типа "утро в деревне китайских пчеловодов". Но "пчеловоды" довольно бодро встали на воду и через четверть часа были на Слоне. 
Просмотр - по л.б., мой и еще два экипажа решили идти Слона по детскому сливу, т.е. справа (для экономии времени и сухости гидры), а одна четверка прошла левый слив практически идеально, зайдя правее косого вала и сходу прострелив бочку. 
На Мельницу (2 падун) мы вышли вместе с группами москвичей. Недолго посмотрели, я привязал пса на берегу, хоть он и сильно переживал расставание и дико вопил, сидя на цепи над порогом. 
Мой кат шел Мельницу первым, мы недостаточно разогнались и левая бочка нас здорово тормознула. Навал струи на корму выставил кат на диагональную свечу, полностью притопив моего Серегу (правая корма). Бочка оказалась сильнее, и Серега покинул корабль с веслом в руках. Полегчавший кат буквально выпрыгнул из бочки, при этом левый баллон даже пролетел по воздуху. Серега тоже не стал задерживаться в бочке, вылетел следом за нами и был вытащен на кат морковкой. Позднее он прокомментировал свой смыв как самоотверженное катапультирование с целью спасти кат от киля. Честно говоря, у меня тоже было предощущение киля через диагональ, уж слишком круто нас выставило в бочке…
Следом за нами шла четверка-самопал. Ребята въехали в правую жесткую бочку без положительной скорости, носовые ушли в воду с головой, затем кат выплюнуло обратно примерно на метр (вверх по сливу! это была картина…), развернуло лагом и слило через левую бочку Мельницы. Киля не получилось, хотя все порядочно умылись. 
Четверка Доктора чисто и лихо прошла слив ровно посередине между левой и правой бочками. А двойка застряла на кормовой свече в "нашей" левой бочке, правый баллон сильно притопило и сломало кницу. Но тоже обошлось без киля.
Народ намок, выделил адреналин и воодушевился. Все с нетерпением ждали Каньон (3-й падун). Казалось, он где-то рядом, но до него шли минут сорок. 
Просмотрелись по л.б., выставили съемку. Страховку с берега по глубоченному снегу ставить не стали - нулевая эффективность.... Вслед за нами подтянулись москвичи, стали смотреть по п.б.
Первым шел мой экипаж, мы прыгнули по проносному сливу под л.б., как и в прошлом году. Прошли чисто и встали на страховку с воды. 
Самопал и двойка прошли так же, а четверка Доктора прыгнула ближе к центру, где был добротный заварной котел. Их тормознуло, подтянуло в котел, развернуло и выплюнуло. Смотрелось это эффектно, да и ребятам понравилось. 
Поскольку я стоял на съемке, мой кат вышел последним. Сколько идти до Храмины (4-й падун, самый высокий), никто из впереди идущих экипажей не помнил, а по сторонам смотреть они не привыкли. Поэтому через четверть часа хода на шиверку никто внимания не обратил… Только влетая в разгон перед самым сливом, народ очухался, влез в упоры, застегнул спасы и завопил по рации: "кажись, в Храмину падаем!!", но чалиться было уже поздно.
Я, идя последним, опознал шиверу по скалкам над сливом ( по заснеженному берегу было действительно трудно сориентироватиься заранее), успел зачалиться и дать пинка на берег кобелю, поскольку он был без каски и спаса. Все корабли уже свалились в слив, я его помнил и без просмотра, поэтому мы пошли Храмину "наизусть", по центру. Шивера на входе удивила добротной бочкой через всю реку на том месте, где год назад был небольшой валик… На перегибе струи в слив, в последний момент, правая проносная бочка мне показалась уж слишком злой и огромной - и мы прыгнули через центрального петуха в среднюю бочку. А в этом сезоне она оказалась заварной…
Разогнанный кат, слетев с трехметровой горки, просто остановился, как вкопанный. Носовые ушли в пену, а Серега снова вылетел из упоров и пытался решить - уйти самосплавом или остаться с коллективом? Подвернувшаяся веревка обвязки решила вопрос в пользу коллектива. Тем временем кат выставило лагом и выкинуло в правую проносную бочку кормой вперед…
Черт возьми, уже второй сезон я прохожу Храмину реверсом! (Правда, звучит лучше, чем задницей?) Мы лихо и не глядя пробили зажмуренными попами правую бочку, выходной косой вал и вылетели на выходную шиверу на лихом развороте. Остальные экипажи уже отплевывались там же от пены и неожиданности. Все были целы, только пес зверски ругался с берега. Мы зачалились на первом же пригодном пятачке на п.б. за правым поворотом и решили становиться тут на ночевку. 
При "разборе полетов" было высказано единодушное мнение, что так удачно без просмотра мы прошли Храмину только потому, что мы - ИДИОТЫ!!! Четверка-самопал прошла по левому проносному языку, двойка - по нашему треку через центр с вывалом вправо, а третья четверка - пробила правую бочку. Когда, уже после ужина, мы пошли на просмотр Храмины (для общего развития), мы застали там погрустневших москвичей. Да и наши экипажи, впервые шедшие Уксун, тоже тихо обалдели от зрелища ревущего слива с рваными пенными валами и бочками внизу…
Быть может, просмотри мы Храмину перед прохождением, все бы скромно шли левым проносным сливом. А так "новички Уксуна" даже удивиться не успели, как уже все оказалось позади. 
Если говорить всерьез - то грубейшим нарушением безопасности было нарушение порядка следования экипажей и движение с расстегнутыми спасами. И прыжки без просмотра возможны лишь в хорошо знакомые или просматриваемые с наплыва пороги и при уверенности в том, что там не могут застрять бревна и топляки. Прыжок в дрова - верная смерть. 
Вечер под Храминой был последним в походе, все были под свежим впечатлением четырех пройденных падунов. Долгие посиделки с песнями, адмиральский чай - что еще надо, чтобы вечер удался? И он удался.

2 мая

Наутро, как на прощание, Карелия порадовала солнышком и всем вдруг поверилось, что настала весна. По веселым выходным шиверам мы пролетели, с удовольствием макаясь во все валы и бочечки, и на финише были первыми. По нетоптаному снегу каты и вещи были вытащены на проталины у дороги и начался антистапель. А тут и москвичи подоспели, но самое сухое место уже было занято. 
Каякерша, та, что обносила пороги, недовольно поинтересовалась: и надолго вы здесь? Такой "столичный" вопрос вызвал у нас неподдельный восторг. "А с трех раз угадайте!" - ответили барышне. И она угадала...
Ну, а дальше - все по старой схеме. Мы (трое водителей) на попутке отправились в Питкяранту за машинами, погрузились и двинули в Питер, по дороге в очередной раз обогнав недовольную каякершу с командой москвичей, едущих на микроавтобусе.
Закончилось открытие очередного сезона… Или сезон только начался? Больше всех был доволен завершением сплава мой военно-морской пес. Сплав - это для водолазов, лайки тут ни при чем. Тем более, что по огромному количеству уток на Уксуне никто не сделал ни единого выстрела, а вот в ледяной воде макались зачем-то регулярно… То ли дело - на охоте! Он наконец-то просох на солнышке и задрых на куче спасов в машине… 
Через 6 часов наш маленький караван уже въезжал в Питер.

Отчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по УксунйокиОтчет о водном походе по Уксунйоки


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию