Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном путешествии 4-й категории сложности в районе Кольского полуострова по рекам: Иоканга - Поной, совершенном с 29 июня по 27 августа 1999 году

Руководитель: Милевский Л. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5620

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Определяющие препятствия маршрута;
    3. Состав группы;
  2. Общая идея похода;
  3. Варианты подъезда и отъезда;
  4. Аварийные выходы с маршрута;
  5. График движения;
  6. Техническое описание маршрута;
  7. Потенциально опасные участки;
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов и занятий на маршруте;
  9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.

Категория сложности: четвертая (4).

Район путешествия: Кольский полуостров.

Нитка маршрута: г.Москва - г.Оленегорск - п.Ловозеро - р.Вирма (начало сплава) - оз. Ловозеро - р.Курга - оз.Ефимозеро - р.Леньйок - оз.Сред. Ленъявр - р.Рова (волок) - оз.Кальмозеро - р.Иоканга - р.Пуйва - оз.Верхн.Воронъявр - р.Ачерйок (волок) - р.Поной - пор.Бревенный (конец сплава) - c.Каневка - п.Ловозеро -г.Оленегорск - г.Москва.

Протяженность сплава: 490 км.

Количество участников: 4 человека.

Средства сплава: четырехместный катамаран.

Продолжительность похода: 29 дней.

Уровень воды: р.Курга - р.Пуйва - высокий, р.Ачерйок - р.Поной - выше среднего.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Сложность Длина Характеристика препятствия Путь прохождения (для локальных препятствий
пороги при подъеме на реке Курга и Леньйок - до 1 км Шиверы с сильным течением, камни под водой очень скользкие,затруднена проводка и переход с берега на берег. Бечевник,на крутых поворотах проводка, часто приходится переходить с берега на берег.
Волок до реки Рова - 12км Прохождение крутых подъемов до 30 м и болотистых участков переправа через речку. Обязательна разведка,разборка судна.
пороги реки Рова Простые до 300м Мелкие шиверы и пороги с сильным течением и сливами до 1м.Есть один обнос. Осмотр порога, если он не читаетсяс воды.
порог на реке Иоканга N 1 Средняя 500 м Три ступени,первая - простой перекат, вторая - через 300м на левом повороте сильное сужение со стоячими валами до одного метра, третья - через 500м S-образная шивера на левом повороте с прижимом к левому берегу, на выходе большие обливники и бочка. Первая ступень без осмотра, вторая - без осмотра по главной струе по середине, Третья - заход под левым берегом и после правого поворота с прижимом к левому берегу держаться по струе, ближе к левому берегу.Осмотр с обоих берегов.
порог на реке Иоканга N 2 Легкий 500 м Мелкая шивера с множеством камней, сильным течением и сливом на выходе0.5 м. Проходили на отрицательной скорости ближе к правому берегу. Осмотр с обоих берегов,в низкую воду проводка(август).
порог на реке Иоканга N 3 Средняя 200м Заход ближе к левому берегу, затем уход на левом повороте в середину. Много камней в русле. Проход по основной струе с лавировкой между камней. Осмотр с обоих берегов.
порог Большой Сложный 200м Мощный слив в самом узком месте. Струя сбрасывается на большой обливник, перед и рядом с ним косые бочки и валы до 1 м. Осмотр справа, проходили ближе к правому берегу, перед обливником прострел бочки к левому берегу. Далее лавировка между камней.
порог на реке Иоканга N 8 Легкий 800 м Сильная стремнина с косыми валами, проход чистый. Проходили без осмотра по середине.
пороги на реке Иоканга N 9,10,12 Средняя 500м, 1000м, 200м Много надводных и подводных камней, плохо читаются с воды и берега, залиты солнцем. Течение сильное. Проходили по основной струе, с лавировкой между камней и осмотром выходов.
порог на реке Иоканга N 11 Сложный 600 м Начало и середина порога не отличаются от предыдущих. Только у правого берега в середине в конце языка между камнями еле заметный обливник, и на выходе слив 1.5м на валуны. Проходили по основной струе, обливник в конце языка обошли слева, главное его вовремя заметить. Выход - осмотр справа.
Пороги при подъеме по реке Пуйва - до 1км Первый порог длиной 2км шивера с нагромождением валунов, остальные мелкие порожки длиной до 500м В нашу воду пороги проводятся на бечеве и руках все кроме первого, обнос 2км по правому берегу.
Волок на реку Ачерйок - 12км Проходит по сухим, без высокой растительности местам, в конце болотистый участок. Следует продумать питание и разведать последний болотистый участок.
пороги на реке Ачерйок - До800 м Шиверы с большими валунами в русле и мелями на выходе. Проводка, самокат, обносы, чисто пороги проходятся только после большого левого притока, но на выходе мели.
порог Колмацкий, Сухой, Ольховый, Кривой Легкие до 2км Уровень воды в реке Поной залил все надводные камни в середине русла.Проход чистый, рулить надо совсем немного, главное сохранять внимание до конца порога.В целом - стремнина с сильным течением и стоячими валами до1 м. Местные все пороги Поноя в этом году проходили на моторках, кроме Бревенного,вниз и вверх по течению. Эти пороги прошли без осмотра примерно по середине, по главной чистой струе.
порог Лопенярский Легкий 500 м Стремнина с очень сильным(до 10км/ч) течением и стоячими валами до 1м на правом и левом поворотах. Много подводных камней, но катамаран не задевает. Осмотр обязателен, очень сильное течение и если уровень воды низкий, появится много камней невидимых с воды. Проход по середине, ближе к правому берегу.
порог Лопальский Средняя 1200 м Шивера на правом повороте с сильным течением и стоячими валами до 1м высотой.Скорость течения около 10 км/ч. Осмотр с обоих берегов, проходили по основной струе ближе к левому берегу.
Порог Бревенный Средняя 2км Порог можно разделить на три ступени. Первая - стремнина длинной 500м, вторая - шивера с хаотическим волнением метров 700, перепадом метра три и прижимом к левому берегу, третья - после ровной стремнины тоже хаотическое волнение с подводными камнями и перепадом метров пять на 800м Первую ступень прошли без осмотра, вторую осмотрели и прошли по середине, ближе к правому берегу. Третью прошли так же,как и вторую.

Состав группы

N Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1. Милевский Леонид Вадимович 1972 р.Чирка-Кемь- р.Охта-3р руководитель, капитан
2. Милевский Евгений Вадимович 1975 р.Чирка-Кемь- р.Охта-3у завоз
3. Жуков Андрей Николаевич 1976 р.Шуя-2у Реммастер
4. Гундиенков Андрей Владимирович 1979 р.Вама-р.Водла-3у Фотограф

Общая идея похода

Кольский полуостров уже давно освоен туристами-водниками на таких реках, как Умба, Пана, Варзуга, Стрельна. Много туристов посещают озера Умбозеро и Ловозеро.Туристы-пешеходники и геологи освоили район Хибин и Ловозерские тундры. В начале и конце зимы здесь процветает лыжный туризм. Рыбаков и охотников можно встретить почти везде.

Главной задачей будущего похода,поставленной перед собой, у нас было повышение туристской квалификации и подготовка к более сложным походам. Для этого нам нужен был дешевый маршрут четвертой категории сложности, то есть в довольно близком районе, и плюс к этому мы уже давно собирались посетить Кольский полуостров. Вот, при этих условиях, наш выбор и пал на этот маршрут. Интерес добавляло то обстоятельство, что последний отчет в центральном городском клубе датировался 1982 годом.

Изучив отчеты по этому маршруту и отчеты по другим рекам, решили выйти на маршрут в июле, а не августе. Уровень воды в реках должен быть больше чем у предшественников, а пороги интересней. Правда, мы предвидели возможное усложнение подъемов против течения. Отсутствие грибов и ягод здесь компенсируется своеобразной и очень результативной рыбалкой.

Варианты подъезда и отъезда

Маршрут начинаетcя от поселка Ловозеро Мурманской области Ловозерского района. Этот поселок, хотя и не является самым крупным в районе, является его центром.Здесь есть магазины и даже своя хлебопекарня, в которой пекут отличный хлеб. У нас он сохранялся в течении четырех дней. Остальные продукты немного подороже, чем в Москве, но купить их можно. Снабжение хорошее.

Добраться до поселка Ловозеро можно от города Оленегорск на рейсовом автобусе через поселок Ревда. То есть, сначала на одном автобусе доехать до Ревды, а потом на другом из Ревды в Ловозеро. Прямой рейс до Ловозеро официально не ходит, но при счастливой случайности возможно по расписанию доехать до Ловозеро на одном автобусе.В Ревде конечная остановка маршрутов совпадает, обслуживает их местный автобусный парк. Расписание автобусов в городе Оленегорске можно узнать только внутри автобусной кассы, которая открывается в 7-30. Автобус до Ревды ходил по ПН, ВТ, ПТ в 10-25 и СР, ЧТ, СБ в 18-20. Еще кроме автобуса с 1 июля дополнительно пускают РАФик по СР,ЧТ,СБ в 10-25. Время отправления хорошо состыковывается с московскими поездами. Стоимость проезда в рейсовом автобусе 29 рублей плюс багаж, а в РАФике 50 рублей плюс багаж. Также на вокзале в городе Оленегорск Вам обязательно предложит свои услуги частный извоз.Пока мы ждали автобуса с четырех утра, нас с рюкзаками обсмотрели около десятка водителей.Стоимость проезда одной легковой машины до Ловозеро 400 рублей, а до Ревды 300 рублей с багажом. Автобусная касса находится на площади перед вокзалом, частники стоят тут же.

Наша группа приехала на вокзал в среду и подсчитав, что проезд на РАФике обойдется не меньше чем на частной машине, да еще можно потерять половину дня при пересадке в Ревде, воспользовались пос ледней. На дорогу до Ловозеро лучше не выходить, так как пока мы ехали по ней, машин видели очень мало.

До города Оленегорск можно доехать на любом поезде, который идет до Мурманска. Мы доехали на поезде N 134 Москва-Мурманск.

Снятие с этого маршрута самое сложное дело всего похода, и наверное поэтому маршрут не пользуется популярностью. Но нас это не испугало.При подготовке к походу мы разрабатывали несколько вариантов снятия. Первый вариант, который нам показался самым надежным и дешевым это сняться с мыса Корабельный на пароходе и уйти в Мурманск или Архангельск. Вторым возможным вариантом нам показалась возможность улететь в Ловозеро с аэродрома поселка Поной на самолете или вертолете. Позвонив в справочную города Мурманска по телефону 8-815-9-909111, узнали телефоны справочной аэропорта 8-8152-583331 и морского порта 8-8152-522616. Потом позвонили в справочную морского порта, где узнали, что на реке Поной делает остановку пароход "Клавдия Иванская" по определенным числам. В справочной аэропорта нам ответили, что на Поной рейсовые самолеты не летают. Рейсовый самолет летает только в Каневку и Сосновку по заказу местной администрации из Ловозера при наличии пассажиров, требовании продуктов и т.д. Правда, как добраться до Каневки, можно было только предполагать. Это возможно на машине или вездеходе по зимнику, или своим ходом за пять дней. Имея первый вариант основным, а второй запасным, мы отправились в дорогу.

На самом деле оказалось не все так просто. Самым неожиданным для нас явилось то,что непосредственно южнее, перед устьем Поноя от реки Даниловка, начинается пограничная зона - десятикилометровая полоса вдоль берега. То есть, для того, чтобы сесть на теплоход нужно иметь на руках разрешение на въезд в пог раничную зону, а его у нас не было. В добавление к этому, в прошлом году расформировали часть ПВО, базировавшуюся на мысу. С этой частью сняли и устройство, которое вызывало проходящие пароходы на стоянку при наличии пассажиров. Поселок Поной нежилой, в нем живет только одна старушка. То есть встречи с пограничниками не избежать. Поэтому пришлось воспользоваться запасным вариантом.

Здесь нам помогла встреча с рыбнадзором. Весь Ловозерский район в советские времена был заказником, но скорее всего не из-за сохранения нетронутого уголка природы, а из-за большого количества баз ПВО и других секретных военных объектов. Сейчас же существует только закон местных властей о запрещении сплава и тем более, лова рыбы на семгушных реках без специального разрешения. Река Поной, Иоканга и их притоки входят в список этих рек.Специальное разрешение на сплав и лицензию на лов рыбы можно приобрести только в "Мурманскрыбводе" по адресу : город Мурманск, улица Комсомольская, дом номер 2. Когда к нам подошел на берегу инспектор рыбнадзора,оказалось что инспектора рыбнадзора ходят по реке на лодках Мурманской фирмы "Серебро Поноя" и при встрече с нами, директор этой фирмы также стоял рядом с ними.От них мы и узнали основную информацию. На реке уже существует много туристических баз, как для русских туристов,так и для иностранцев. В частности, возле притоков Паче, Ачерйок, Рябога, где есть площадки для посадки вертолетов. И вертолет сюда летает гораздо чаще, чем рейсовый или продуктовый. Так что оказывается сняться с марш рута можно, договорившись с этой фирмой. Вертолет тут может приземлиться почти везде, главное точно знать где.

Когда испектор рыбнадзора, директор фирмы и водитель лодки узнали, что мы находимся в походе уже двадцать три дня и при нас нет ни одного разрешения, ни рыбы (кроме консервов), ни даже спининга, очень удивились. Инспектор нехотя составил протокол об административном правонарушении, а мы в это время напросились на поездку в Каневку, но только на следующий день, и лодка отвезла нас в местную цивилизацию всего за большое спасибо. Правда, стоит отметить,что нам повезло. Маршрут мы уже прошли и были недалеко от начала пограничной зоны, рыбнадзор не нашел нас раньше (наверно потому, что мы поднимались высоко на берег из-за плохих мест для стоянок), да еще и транспорт подоспел вовремя.

В аэропорту Каневки нам подтвердили, что рейсовый самолет уже был вчера, а два дня назад прилетал продуктовый самолет, и улететь теперь мы сможем не раньше, чем через одну неделю. Хотя в плане у начальника аэропорта стоит ежедневно посадка пожарного вертолета, и еще возможен прилет санитарного вертолета. Но потом, после нашей встречи с председателем сельсовета мы узнали, что на следующий день прилетит с Мурманска вертолет на туристско-рыболовную базу для иностранцев на Рябоге с продуктами, заберет американцев и улетит обратно в Мурманск. После чего прилетит и привезет следующую партию американцев-рыболовов, а назад полетит с мусором с по садкой на берегу реки Поной возле базы рядом с Ачерйоком, где заберет работника фирмы и сестру с детьми председателя сельсовета.

Вернувшись в третий раз к устью Ачерйока, мы договорились с летчиками, улетели в Ловозеро, правда по двойной стоимости билета на рейсовый самолет.

Для информации, директора фирмы "Серебро Поноя" зовут Шамышев Владимир Геннадьевич и его рабочий телефон 8-8152-565944 и 8-8152-561618. Телефон "Мурманрыбвода" 8-8152-458678.

Из всего высказанного, можно рекомендовать следующие варианты выброски:

1. Сняться на теплоходе, но при этом - получить в своем отделении милиции по месту прописки разрешение на въезд в пограничную зону; узнать конкретные числа расписания движения парохода и стоимость проезда; для вызова теплохода придется обратиться к пограничникам (сколько это будет стоить можно узнать только на месте). Можно отработать этот вариант с директором фирмы "Серебро Поноя".

2. Сняться на вертолете фирмы "Серебро Поноя", предварительно позвонив директору по вышеуказанным телефонам и договорившись о сроках, месте посадки и цене. (Один летный час вертолета МИ-8 стоит 600 долларов, а от Каневки до Ловозера лететь 1 ч 10 мин).

3. Сняться на рейсовом самолете из Каневки, при этом позвоните из Москвы в аэропорт Ловозеро по телефону 8-815-38-31505 и узнайте примерное расписание самолетов на Каневку и Сосновку; приехав в Ловозеро заедьте в аэропорт и проверьте расписание самолетов на Каневку и Сосновку; подойдя к устью Ачерйока, остановиться на стоянку и сходить в Каневку по берегу (туда и обратно 5 часов) договориться с местными забрать Вас на моторке ниже по Поною. Проверьте расписание прилета самолета в аэропорту и у председателя сельсовета. Второй вариант самый предпочтительный, но и самый дорогой.

Аварийные выходы с маршрута

Несмотря на большую протяженность маршрута, аварийный сход с маршрута возможен только в трех местах. Это начало маршрута - поселок Ловозеро и конец - село Каневка или базы на реке Поной. Промежуточным местом аварийного схода можно считать лагерь для иностранных туристов на реке Иоканга около правого притока после большого притока Пиккаруэя.В нем есть врач и вертолетное сообщение с Мурманском.

Исходя из этих мест маршрут следует разделить на три участка, которые разделяют волоки. До конца первого волока при аварии лучше вернуться назад, делая по возможности пешеходки до Ефимозера и после него до озера Ловозеро(это сократит путь на два дня).От первого волока до начала второго лучше идти в турлагерь на Иоканге, а после волока лучше идти до села Каневка или ближайшей турбазы на реке Поной. Небольшую помощь можно получить на двух оленеводческих базах, в начале реки Иоканга и перед входом в озеро Музкъявр. На прохо дящих мимо туристов рассчитывать не получится. Здесь их мало.

График движения

День

Дата

Участок маршрута

Км

Определяющие препятствия

Способ передвиж.

1 - 2 29.06 - 01.07 г.Москва - г.Оленегорск - - ж/д поезд N134
3 01.07 г.Оленегорск - п.Ловозеро - оз.Ловозеро 80 + 15 - машина, водный
4 02.07 оз.Ловозеро - порог реки Курга 14 - водный
5 03.07 порог реки Курга - озеро Яловое 15 пороги реки Курга водный, бечева
6 04.07 озеро Яловое - озеро Ефимозеро 15 пороги реки Курга водный
7 05.07 оз.Ефимозеро - оз.Нижний Ленъявр 14 - водный, полудневка
8 06.07 оз.Ефимозеро - оз.Средний Ленъявр 8 пороги реки Ленйок водный, подготовка к волоку
9 07.07 оз.Средний Ленъявр - плато волока 7+7+7 - пеший
10 08.07 плато волока - река Рова 5+5+5 - пеший
11 09.07 река Рова - стоянка на реке Рова 25 пороги реки Рова водный
12 10.07 стоянка на реке Рова - оз.Кальмозеро 47 пороги реки Рова водный
13 11.07 оз.Кальмозеро - стоянка N 1 на р.Иоканга 45 - водный
14 12.07 стоянка N 1 на р.Иоканга - оз.Иокъявр 45 порог N 1 реки Иоканга водный
15 13.07 оз.Иокъявр - устье реки Пуйва 30 порог Большой, пороги N 8 - 12 водный
16 14.07 устье реки Пуйва - стоянка на реке Пуйва 15 пороги на реке Пуйва водный
17 15.07 стоянка на реке Пуйва - озеро Нижний Воронъявр 11 пороги на реке Пуйва водный
18 16.07 озеро Нижний Вронъявр - плато горы Волтывынь 11 + 5+5+5 - водный, пеший
19 17.07 плато горы Волтывынь - река Ачерйок 7+7+7 - пеший
20 18.07 река Ачерйок - стоянка N 2 на р.Ачерйок 12 Мели водный, полудневка
21 19.07 стоянка N 2 на р.Ачерйок - стоянка N 3 на р.Ачерйок 28 пороги реки Ачерйок водный, подготовка к волоку
22 20.07 стоянка N 3 на р.Ачерйок - р.Поной 42 пороги реки Ачерйок водный
23 21.07 река Поной - стоянка после порога Косой 45 пороги Колмацкий, Ольховый, Косой водный
24 22.07 стоянка после порога Косой - пор. Бревенный 38 пороги Лопенярский, Лопальский, Бревенный водный
25 23.07 пор.Бревенный - с.Каневка 95 - моторная лодка
26 24.07 с.Каневка - п.Ловозеро - г.Оленегорск - - вертолет, машина
27 - 29 25.07 - 27.07 г.Оленегорск - г.Москва - - ж/д поезд N182

Техническое описание маршрута

3 день. Приехали в Оленегорск в 3-37 по расписанию. Сразу почувствовали неудобство из-за полярного дня. Очень светло. Мы могли сразу уехать на частной машине в Ловозеро, но решили дождаться открытия автобусной кассы, которая находится на площади перед вокзалом, рядом со стоянкой автомашин. Когда касса открылась, узнали расписание атобусов и стоимость проезда. Получилось, что если мы возьмем машину, то доедем быстрее и примерно за те же деньги, что и на РАФике. Цена уравнивалась за счет стоимости багажа. Машина берет любой багаж, а в рейсовом транспорте придется оплачивать. Автобус по средам уходил вечером. Машина нас довезла до самой воды реки Вирма, которая протекает через поселок, предварительно заехав в администрацию и хлебный магазин.

До поселка Ловозеро от города Оленегорска идет хорошая асфальтированная дорога.Правда водитель нас обманул. По карте можно было доехать до самого озера Ловозеро по берегу реки, а он нас перевез на другой берег реки и показал плохую дорогу. По ней даже идти-то тяжело, ну мы и высадились. Потом, пока собирались, наблюдали пролетавшие мимо машины на другом берегу по отличной дороге. На нее надо было свернуть влево сразу от администрации поселка.

Поселок Ловозеро, хотя и меньше поселка Ревда, но является районным центром. Снабжение здесь хорошее, в магазинах простые продукты стоят недорого, а хлеб выпекают в своей хлебопекарне. Все местные его хвалят и говорят, что он долго лежит. Мы можем это только подтвердить. Когда на четвертый день доедали последний кусок, он был еще свежим.

В поселке преобладают пятиэтажные дома. Машин на улицах не так много, а вот лодка, судя по количеству гаражей для них и их количеству на озере,есть в каждой семье.

Вырубить раму для катамарана оказалось нелегкой задачей. Около реки простирается болото, на котором растут только маленькие кривые березки и сосны с елями низкорослые и с очень толстым для рамы стволом. Пришлось в буквальном смысле вырубать раму из бревен. Ко всему этому можно добавить полчища, по сравнению с Карелией, комаров и мошек. Репелентом пришлось пользоваться даже тому, кто им никогда не пользовался. Им не мешает ливень, а на озере они нас не покидали даже на середине. Температура воздуха не меньше +25, воды +20, солнечно.

До поселка Ловозеро ехали по асфальтовой дороге 80 км за 2 ч. Приехали мы в Ловозеро около 11 часов, вышли на реку около 14 часов. По реке Вирма до озера Ловозера 40 минут ходу, берега болотистые с небольшими пляжами, на которых много местных. Движение моторных лодок на реке и озере очень оживленное, на озере везде стоит много рыболовных сетей. Глубина озера маленькая стоять можно в пятистах метрах от берега, хотя оно и очень широкое. Остановиться на обед мы смогли только на одном из первых островов на озере. По берегам озера преобладает березовый лес, разбавленный елью. При движении по реке, на юге нас сопровождают высокие горы Ловозерских тундр. Они будут видны даже с Ефимозера.

Пообедав с видом на эти горы пересекли озеро, и идя по берегу, стали искать устье реки Курга. На берегу видели сараи и много мест для стоянок. Внезапно налетел сильный встречный ветер и мы решили остановиться на ночлег, хотя и отстали от графика. Дальнейшее движение было невозможным, да и день был тяжелым и длинным, а аклиматизация еще не прошла. Заснуть тоже оказалось делом нелегким, очень светло. Со стоянки красивый вид на горы.

4 день. Встали в 8-00, вышли в 10-00. Хотели вставать раньше, но несмотря на полярный день, ночью становится гораздо холоднее. К утру температура воздуха падает градусов на десять, поэтому лучше вставать не раньше девяти, а останавливаться на ночлег не позже восьми. Ветер опять поднялся после ночного штиля. Идти против ветра очень тяжело, далеко от берега не выйдешь, а за сто метров до берега едва удается грести полным веслом.

Пока нашли устье реки Курга очень устали. Оно очень маленькое для такой речки и видно только тогда, когда находишься напротив, потому что через 100 м река делает левый поворот на 90 градусов. Пройдя этот поворот, вошли в озеро Зимняя Курга. В отличии от Ловозера на нем был полный штиль, и комары с мошками оторвались на нас по полной программе. Пока завхоз доставал реппелент, а ребята накомарники лица приходилось закрывать руками. В этот момент нас посетила мысль, что лучше бы было похолоднее.

Выхода из озера сразу не видно, берега болотистые, только на середине удается заметить островок высокой травы, за которым он возможен. Подошли поближе и за метров 200 уверенно держим курс без ориентировки по компасу. Далее на реке километра четыре спокойной воды. Течения почти нет, ширина реки 40- 30 метров,глубина 0.5- 2 м. После сильного раздвоения реки начинаются порожки,следующие один за другим. Перед первым из них остановились на обед. Уровень воды в реке большой,течение сильное. На веслах на катамаране идти невозможно.Идем на бечеве не только пороги,но и плесы. Примерно посередине между озером Зимняя Курга и Яловое встали на ночлег перед очередным порогом. Встретили группу на Тайменях. Мы их видели еще на озере, но вплотную подошли только на порогах. Шли они на плесах на веслах быстрее, а вот пороги проводили гораздо медленнее. В итоге мы шли быстрее, но на озере скорость у них была больше раза в три. Они были не очень разговорчивыми. Из нескольких фраз мы поняли, что эта группа из Санкт-Петербурга и идет на верхние озера, а дальше неизвестно.

Почти на всем протяжении порогов есть места для стоянок.С дровами проблем нет. Комары и мошки просто достают. Жрут безбожно.Река мелкая и вода поэтому не меньше +20. Перед сном искупались.

5 день. Встали рано в 7-30. Акклиматизация почти прошла. Чувствуется вчерашняя усталость после десятичасового ходового дня. После вчерашнего дня поняли, что вверх по течению идти придется дольше, чем предполагалось. Очень большой уровень воды. Завхозу пришлось немного усилить рацион и заготовить побольше воды. При такой жаре, как вчера и сегодня, ее потребуется много.

Первые пять километров пути сплошные пороги и шиверы, их разделяют короткие плесы с сильным течением. Проводим катамаран на бечеве почти до самого озера Ялового. Пороги с большими валунами по всей ширине и сливами до одного метра приходится проводить вручную. Пороги длинные, самый длинный из них встречается почти перед озером и длиной около двух километров.

Пообедали на берегу одного из плесов, заодно и переждали первый ливень в этом походе. После него дождь с перерывами шел весь день. Ветра нет. Комары очень надоедают, даже ливень им не мешает. По берегам места для стоянок есть, но вот для большой палатки место найти сложно.

После самого длинного порога за правым поворотом неожиданно появляется озеро Яловое. Береговая линия сильно изрезана, берег заболочен. На одном из мысов остановились на ночлег. Очень устали. Сил хватило только приготовить ужин и поставить палатку. Легли спать в 11-00. Ночью из-за облаков выглянуло солнце.

6 день. Проснулись в 7-30. Идет просто ливень. Если бы не тент, все бы промокло насквозь. Из палатки не выходили до девяти, и только воспользовавшись часовым перерывом, успели собраться. Завтракали уже опять под дождем, который продолжался целый день. Почувствовали прилив сил, значит аклиматизация прошла.

Озеро пересекли быстро. Выход из него виден издалека. По реке можно идти на веслах,встречаем много уток,лебедей,видели ондатру. Вскоре появился шестикилометровый участок порогов. Они гораздо мощнее, чем до озера Яловое. Длина их 200-500м, последнего - около двух километров. Проводили их на руках, а локальные сливы до полутора метров на бечеве. После порогов река расширяется и образует два последовательно соединенных узкой протокой озера. На левом берегу этой протоки остановились на обед. Дождь не прекращается и на глазах температура воздуха падает, от воды поднимается пар. После второго расширения река опять сужается и приходится пройти еще три переката, после которых два раза на левом берегу встретится триангуляционная вышка. До озера Ефимозеро от нее еще надо пройти не более километра и один мелкий перекат на входе.

Вначале оно похоже на Яловое, но появляются безлесые участки. Берега высокие и рядом с водой заболочены. Пришлось для ночлега подняться по берегу метров на пятьдесят вверх. Вечером похолодало градусов до +5, над рекой стоит туман,а мы одели всю свою теплую одежду, включая вязаные шапки, еще и из-за сильного холодного северного ветра. Благодать. Хоть и холодно, но нет комаров и мошек. Дождь к вечеру тоже кончился. По карте мы остановились примерно на отметке 189 метров над уровнем моря.

7 день. Встали в 10-00 и все равно еще холодно. Дождя нет и на небе появились просветы, ветер сильный, и как оказалось потом попутный. Так что на этот раз удача на нашей стороне. Все озеро Ефимозеро и почти все озеро Нижний Ленъявр проходим под парусом за четыре часа. Озера сильно изрезаны, но ориентироваться не трудно, видели много лебедей. Перед входом в реку Леньйок, озеро сужается и образует через протоку еще небольшое озерцо. На левом берегу этой протоки остановились на очень хорошую стоянку, которую до нас, судя по количеству старых консервных банок, посетило очень много туристов и местных. Полудневку решили сделать из-за холодной погоды. Ведь дальше опять потребуется проводка, а мы не отогрелись еще от прошедшей холодной ночи, в обед выглянуло солнце и завтра станет теплее. Здесь мы уже начали чувствовать погоду на Кольском полуострове. Для нее, да и для всего остального у нас появился девиз, напоминающий фразу из известного кинофильма "На кольском полуострове может случиться все, что угодно". Теперь мы даже при совершенно чистом небе всегда ставили тент и были готовы к любым неизвестным нам пакостям природы.

В конце протоки виден перекат, а дальше гряда гор, за которыми пройдет первый волок. Река Леньйок течет слева у ее подножия. Вечером отдохнули, обсохли, зашились и отремонтировали снаряжение.

8 день. Встали в 8-30. Потеплело, на небе опять серые облака, в любой момент может пойти дождь. Быстро собираемся и выходим. Провели перекат и пересекли озерцо. На его середине виден вдалеке в лесу первый порог на Леньйоке. Порог глубокий и мощный. Если бы такие пороги были на всем протяжении Леньйока, то к волоку мы добрались бы не раньше вечера. Настроение немного упало, но после километра пути пороги успокоились, течение реки слабое, пороги с небольшой глубиной, да и берега очень красивые.Пороги всречаются до самого озера Средний Ленъявр, до которого дошли за четыре часа.

В отчетах о маршруте говорилось, что вход в озеро заброшен камнями, при нашем же уровне воды это был глубокий перекат с сильным течением. На стоянку остановились в красивом соснячке на желтой от мха земле на мысе правого берега, делящего озеро на две части. Озеро очень красивое,вокруг него возвышаются сопки с редкой растительностью. На траве сразу бросилась в глаза разодранная в клочья шкура оленя. Кто-то славно пообедал. На этом мысе много мест для стоянок, есть даже оборудованная. Дрова пришлось носить издалека или отпиливать от сосен сухие сучья.

После обеда два Андрея пошли на разведку волока, а два брата посетили ближайшие горы и сделали несколько снимков. Когда ребята пришли с разведки стало ясно, что придется идти в две ходки, так как в конце волока леса нет и раму придется тащить с собой. Остальное время готовились к волоку. Раньше, когда у нас на маршрутах встречались волоки мы собирались в тот же день, когда его начинали, потому что нам хватало времени. В этот же раз все вещи мы собрали заранее и вытащили вечером только необходимое. По нашему предположению, которое потом подтвердилось, идти нам предстоит два дня. То, что по отчету группа перед нами прошла за один, вызвало у нас уважение. Сушить вещи пришлось на костре или под тентом. Дождь то набегал ливнем, то просто шел и прекращался очень ненадолго. Облака очень сильно заволокли небо и ночью в сумерках удалось хорошо выспаться. Комары не дают спокойно есть ужин, падают в тарелку сотнями. Пришлось накрывать стол в палатке.

9 день. Встали в 9-00. Позавтракали и собрали вещи. Получилось четыре рюкзака и рама. Планировали ее нести парами по очереди, но после первой ходки с ней, поняли, что это волюнтаризм. Пришлось ее разделить на две части, и у нас у каждого получилось по две ходки. Шли мы челноком, нам почему-то так легче. Психологически возвращаться далеко тяжело, а при переноске ритм работы получается как у сердца.

Волок можно разделить на две части, до перевала и после него. Первая часть тяжелее из-за длинных и высоких подъемов. Вторая часть проходит по длинному плато без болотистых участков и больших подъемов. Сначала взяли курс чуть левее от господствующей высоты, чтобы по пути обойти небольшое озеро справа. Природа поражает своей красотой. Желтый, серый и немного зеленый каменистый ландшафт отвлекает от тяжелых физических нагрузок. Под ногами под мягкой подстилкой мха чувствуется каменистая основа, которая позволяет идти, как по асфальту покрытому ковром. Когда поднялись на хребет, перед нами открылся красивый вид и вдалеке виден перевал, на котором можно различить несколько лежащих камней. Самый левый является ориентиром для нас. В биноколь на нем можно рассмотреть полуразрушенный гурий. По пути до этого камня пришлось пересечь небольшую речку на одном из перекатов. Она имеет ширину метра четыре, а глубину местами до метра. Предыдущие группы обозвали ее ручьем и это еще раз доказало,что уровень воды у нас был высокий.

За речкой, на ее высоком берегу, растет островок приличного леса с большим количеством дров. Мы еще не устали, но все равно остановились на обед и просушились у костра. Дальше леса не видно и неизвестно, когда мы сможем приготовить еду. Дождь постоянно не идет, правда за короткое время выливает на нас всю свою мощь, а из-за отсутствия деревьев дует сильный ветер, поэтому холодно и нет комаров. В принципе для волока самая хорошая погода, если же конечно не считать сильного дождя.

После обеда пошли дальше. От речки поднялись наверх по холму и вышли на ровный участок перед перевалом. Сразу на камень не пошли, а взяли правее и поднимались по кромке хребта, так мы обошли болотистые участки. Возможно в засушливое лето по ним можно пройти, но у нас была вода в них по колено.

Перевал по времени пути является серединой волока. За ним через спуск-подъем в обход болотистого участка выходим на плато. На нем сразу меняется растительность и пропадают большие болота, так как оно является водоразделом между реками западной и восточной части Кольского полуострова, плюс остаются только небольшие подъемы. Большее расстояние после перевала поэтому проходится быстрее, чем до него. Под плато уже видна долина реки Рова, а на юго-востоке на горизонте горный хребет горы Виддпахк. Река здесь еще представляет собой болото с небольшими озерами и сплав пока по ней еще невозможен. Дальнейший путь лежит параллельно долине реки в сторону гор, не теряя высоты, до того, пока не появится река и по ней можно будет сплавляться.

Когда мы подялись на плато, на нас обрушился ливень. Надвигающиеся серые облака мы заметили давно, но исконно русская надежда на "авось" не сработала. Пока доставали и ставили тент промокли до нитки. Холодный же ветер на самой высокой точке маршрута заставил нас остановиться на ночлег. Судя по небу, дождь скоро не кончится, а усталость уже есть. Перекусили на холодную и легли спать. Под таким ливнем и ветром дрова искать не стали. Сухих не найдешь, а промокнешь и замерзнешь больше, чем согреешься ими.

10 день. Подъем в 9-00. Дождь кончился, ветра нет. На небе появляются просветы. Через час пути слева видим небольшие лужи в болоте с водой, дойти до них вчера нам помешал ливень. Рядом с лужами небольшие болотистые участки, которые тянутся с ручьями по расщелинам и втекают в Рову. Получается мы проходим реку от мест самого начала ее образования до устья. Примерно в обеденное время на нашем пути встретился одиноко лежащий камень, размером в несколько грузовиков. Его отвесные стены послужили нам на обеде хорошим прикрытием от ветра и мелкого дождя.

После вчерашних подъемов и ливня идти гораздо легче. Вскоре после обеда внизу увидели полосу воды и сделали разведку. Посланные разведчики вернулись ни с чем. Большая вода волок нам не сократила. Множество камней делают речку все-таки для сплава непригодной. Только после впадающего в Рову ручья, пройдя небольшой подьем и спуск с мыса, образованного им и рекой мы закончили волок. Река здесь шириной метров пять,глубина до метра.На ручье мы познакомились с группой из Мурманска, разговаривали мы минут десять, а потом они пошли дальше, посчитав что мы должны на катамаране догнать их резиновую лодку, тогда и поболтаем. Вечером собрали катамаран и гермики, чтобы завтра пораньше выйти. Отставание от графика после первого дня мы еще не ликвидировали.

11 день. В 10-00 руководитель пинками выгнал остальных из палаток. Сказалась усталость после волока. Вышли в полдень. Первые 300 м река петляет и мелкие перекаты чередуются с плесами через пятьдесят метров. Через полтора километра река сузилась, и в некоторых местах заросла кустами, которые пришлось прорубать. Обнос был невозможен из-за окружающего реку болота на полкилометра от берега. Иногда приходилось один баллон тащить по траве. Это удовольствие продолжалось около двух километров, до впадения первого левого притока, после него река расширяется до десяти метров и углубляется. На правом берегу у этого притока установлен гурий зимника. В августе волок лучше заканчивать здесь. Для этого от нашего мыса надо дойти до следущего, обойдя болото, и пересечь еще один ручей. По времени так можно выиграть половину или даже целый день.

До подножия горного хребта Виддпахк встречаются только мелкие, но проходимые пороги, чередующиеся с плесами с сильным течением. После левого поворота влетаем в короткий 30 м порог с тремя последовательными сливами по полметра. Проходим без проблем, но в маленький уровень воды лучше осмотреть. За обсуждением этого момента забываем его сфотографировать. Далее по берегам открываются красивейшие горные пейзажи. Даже только из-за их осмотра стоит посетить этот маршрут. Петляя между горами, подходим к подножию горы Виддпахк. На левом берегу после лежащего на нем красного камня, останавливаемся на оборудованной стоянке на обед. При наличии времени, место заслуживает дневки.

Пока готовилась еда, один из Андреев сбегал на вершину горы и сделал несколько снимков. Это место побаловало нас сосновыми дровами, которые нашлись на склоне и коротким, около пяти минут, ливнем под солнцем.

После обеда картина не изменилась, только полоса леса у реки заметно сузилась, а дальше за ней знакомый ландшафт. На поворотах и раздвоениях реки встречаются перекаты и пороги, от коротких до длинных, длиной около 500 метров. Все интересное быстро кончается. Проходя пороги мы не заметили, как появилась усталость и наступил вечер. Несильный дождь весь день чередовался с солнцем. Температура воздуха около пятнадцати градусов. Мест для стоянок много и с дровами проблем нет. По швам баллонов зашили маленькие протертые дырки.

12 день. Подъем в 11-00. Утром опять шел сильный дождь,и мы его решили переждать. Вчера мы сократили отставание от график на половину дня. Значит наше предположение, что при большом уровне воды мы будем проигрывать по времени на подъемах, а на сплаве по течению отыгрывать, подтвердилось. Это придало нам уверенности в своих силах. Предыдущие дни представляли собой тяжелую монотонную работу, а о сплаве по реке с приличной скоростью мы уже забыли, что такое вообще есть.

Погода сегодня приподнесла очередной сюрприз. Ливневые пятиминутки сменялись солнечными часами. На берегу растительности по-прежнему только узкая полоса, поэтому нам были видны грозовые облака на много километров вокруг. Резкий переход от распыленной воды дождя к воздуху на солнце образовывал от каждого облака радугу. Так природа то радовала нас красотой, то заливала ливнями. Таких резких и частых перемен погоды мы еще не встречали. Правда после обеда выглянуло солнце и продержалось до вечера.

С утра прошли несколько перекатов и подошли к очередному порогу длиной 30м со сливом около полутора метров на камни. Обнос по правому ровному каменистому берегу. Затем на поворотах встретятся еще несколько перекатов, после которых река постепенно расширяется и мелеет, скорость течения возрастает. Берега становятся высокими с песчаными обрывами. По берегам за узкой полоской леса появляются болота, которые сменяются садами карликовой березы, а на высоких склонах вдалеке виден приличный лес.

Через четыре часа простой гребли проходим избушку на высоком правом берегу. Метров за двести до нее остановились на обед. Через час за избушкой река начинает петлять, на поворотах появляются ровные песчаные пляжи с большим количеством следов птиц и зверей. Через два часа входим в заболоченную пойму озера Кальмозеро. Река сужается до восьми метров и начинает ужасно петлять. Ориентироваться можно только по солнцу, благо оно есть на небе. Десять километров по пятикилометровой карте на самом деле являются двадцатью. Остановиться негде, да и полчища мошек и комаров на такую мысль не наталкивают. Идти пришлось до озера.

Что озеро Кальмозеро близко показывают низко пролетающие лебеди, также полоса леса иногда прерывается и вдали видны горы на его берегу, которые венчает гора Марья. Через два часа ходу по этому метро, река резко выпрыгивает на широкую протоку шириной метров тридцать, где сливаются река Рова и Кальмйок. Через пятьсот метров входим в озеро Кальмозеро и на первом мысу останавливаемся на стоянку на месте вигвама зимних кочевников. Рядом с ним лежали сухие дрова, которые мы нескромно позаимствовали. На одном из первых перекатов продрали катамаран и не заметили. Вечером зашили дырку по шву около метра.

13 день. Встали в 9-30. Вышли в 12-00. Долго варилась фасоль под сильным дождем. Сильный попутный ветер позволил нам быстро, за час пересечь озеро Кальмозеро в восточном направлении. По правую сторону по ходу движения возвышаются красивые горы, которые провожают нас до реки Иоканга. На входе в реку ее ширина 30- 40 м, течение быстрое, русло прямое. Берега покрыты зарослями ивы и березы. Кажется, что находишься где-то в средней полосе. Но комары и мошки достают сильно.

Через час ходу справа впадает река Тичка. Это примерно самая северная точка нашего маршрута. Течение позволяет держать скорость не менее шести километров в час. На правом берегу через некоторое время встречаем заброшенные избы и загоны. На раздвоениях реки проходим без осмотра несколько несложных мелких коротких порогов. После них встречаем на правом берегу дома оленеводческой базы. Они обитаемы, судя по развешенному белью и ухоженности строений.

Далее река однообразна, что позволяет нам ослабить внимание и хорошо наговориться. По берегу реки растет полоска леса. С местами для стоянок проблем нет на всей реке Иоканга, с дровами тоже. После последних домов вылавливали из воды несколько привязанных к берегу шкур. Что этим местные жители делали не знаем. После шести с половиной часов ходу остановились на правом берегу на ночлег.

14 день. Встали в 9-30. Вышли в 11-00. Река не изменилась. Через час проходим левый приток Чумсайок. Ориентиром служит песчаный пляж, на котором есть хорошая стоянка. Еще через час встречаем первый порог обозначенный на карте. Его можно разделить условно на три ступени. Первая ступень представляет собой простой перекат, на который мы обращаем внимание только для ориентировки. Вторая ступень находится в конце плеса после первой на левом повороте в сужении реки, которое образует стремнину со стоячими валами высотой до одного метра. Обе проходятся без осмотра. Потом опять тянется метров пятьсот плес, который при меньшем уровне воды может превратиться в приличный порог, и на левом повороте в его конце находится третья ступень. Это S-образный порог с прижимом в начале к левому берегу, а затем сброс основной струи на камни и выходом ближе к левому берегу. Осмотр с обоих берегов.

Еще серьезным препятствием на этом пороге является черный туман над водой образованный колонией мошкары.Проходить его лучше в накомарнике, реппелент не помогал. По средине порога одному из нас они забили один глаз.

Дальше река расширяется, течет в спокойном русле до самого озера Музнаркъявр. На обед нас остановили приближающиеся тучи. За полторы недели мы уже научились предсказывать погоду на ближайшее время. Только мы приготовили обед и натянули тент, как зарядил такой ливень, что залил наш костер. Но пока мы обедали он прошел и мы пошли дальше.

На входе в озеро на левом берегу встретили несколько домов оленеводов. Они обитаемы, потому что слышали лай собаки. На озере много островов.По берегам растительности нет. Пересекли его, держась левого берега и вышли в красивое озеро Иокъявр. Пересекать его не стали, а остановились на ночлег на противоположном берегу напротив выхода из него. Но лучше его пересечь. Просто на нашу удачу на следующее утро дул очень сильный попутный ветер, встречный мог бы нас задержать. На озере много мест для стоянок, правда дрова придется поискать. Вечером на озере зеркальная поверхность,значит по закону подлости жди скоро сильного ветра. Но настроение хорошее, завтра начнутся пороги.

15 день. Встали в 9-30. Светит солнце, в палатке просто кумар. На берегу ветер разогнал комаров. Погода очень классная. Первый раз позавтракали в футболках и без обливания реппелентом. Пересекли озеро по ветру почти только держа руль. На выходе сразу проходим мелкий порог метров 300 без осмотра. Линия движения читаема с воды. Затем длинный плес кончается следующим порогом метров 500 длиной. Проходим без осмотра, с высоты байдарки ничего не видно и для них лучше осмотреть.На выходе небольшой слив. Осматривать и проходить лучше к правому берегу, потому что на самом выходе у левого берега мелкий слив с обливника.

Вскоре подходим к следующему порогу. Начинается он простым перекатом, который затем плавно переходит в сильную струю на левом повороте со стоячими валами до 0.5 м и еле видными обливниками. Осмотр справа. Через плес подошли к следующему порогу Большой. Перед входом в него виден приличный спад воды. Осмотр с обоих берегов. Сначала, как начинаются все пороги, идет мелкий со множеством камней перекат. Потом струя резко сбрасывается со слива на левом по вороте с навалом на большой обливник, перед которым образуется косая бочка, а рядом и за ним стоячие валы до одного метра высотой. На входе у левого берега расположен еще один об ливник, но при осмотре на него попасть сложно. На выходе несложная шивера.

Далее через небольшие плесы встречаются несколько несложных коротких порогов с сильным течением и стоячими валами до полуметра. Проходили без осмотра при нашем уровне воды. Много подводных камней и если светит солнце надо повысить внимание. Через час после порога Большой прошли два вытянутых перпендикулярно реке залива по обоим берегам. Далее тянется длинный плес до расширения в устье реки Сатуратор, ширина его метров 150. Растительность есть только по берегам, на близлежащих холмах видны выходы скальной породы. На плесе прошли один маленький порожек, обозначенный на карте, длиной 50 м с чистым и читаемым с воды проходом. Напротив реки Сатуратор на левом берегу остановились на обед.

В конце расширения расположен порог длиной 150 м с сильным течением. При нашем уровне воды основная струя чистая и глубокая, проблем с прохождением без осмотра нет. После этого порога река делает левый поворот, сужается и потом опять расширяется. Когда мы вышли в это расширение, то стал слышен гул следущего порога. До него еще метров 500 за левым поворотом.С этого порога начинается длинный участок порогов, разделенных между собой короткими плесами. Пороги эти длинные, до одного километра, с сильным течением и хорошим перепадом высот. Проходили без осмотра почти всю длину порога, кроме выходов. Осматривать их можно с обоих берегов или с валунов посередине русла. Пороги до выхода почти все однообразны, это шивера с множеством камней в русле. При малой воде возможно будет много проводки. Из выходов заслуживает особого внимания выход из последнего порога перед впадением реки Сухая. Он представляет собой двухметровый слив на большие обливники. Только на нем и пороге Большой все зависит от правильного захода, на остальных порогах реки Иоканга прохождение можно постоянно контролировать.

После впадения реки Сухая, река Иоканга расширяется до 150 метров и широким прямым плесом тянется шесть километров до последнего порога. Длина его 150 м, осмотр с обоих берегов. Через двести метров на правом берегу видно устье реки Пуйва. Хотели немного по ней подняться, но сделать этого не смогли. Под порог, видимо половить рыбки,вышел приличных размеров медведь. Увидев нас, он правда поторопился удалиться. Красивый конечно, да и сытые они, в это время на людей не нападают, но когда он легко перемахнул через березу высотой метра полтора, мы решили остановиться на другом берегу напротив устья и подождать, пока он уйдет подальше. Береженого бог бережет. На этом месте оказалась очень хорошо освоенная стоянка рыбаков. Вокруг валяется много сухих дров, а рядом с костром маленький, забытый кем-то спининг. Мы считаем это место психологической серединой маршрута. Оно разделяет маршрут на два участка, которые включают подъем вверх по реке, волок и сплав по порогам. Вечером поэтому случаю мы приготовили небольшой праздничный стол.

16 день. Встали в 10-00. Вышли в 12-00. Погода кардинально изменилась. На небе солнце. Ночью правда все равно холодно. Перед подъемом вверх такая погода весьма кстати. Пересекли реку и на входе в устье сразу начали преодолевать длинный порог с сильным течением, приличной глубиной и большим перепадом высот. Идем очень тяжело. Примерно в его середине мы продрали катамаран. Пока зашивали сходили на разведку и решили сделать обнос. Лучше бы мы сразу его обнесли от самого начала по правому берегу. Тогда бы сэкономили время. Все русло порога представляет нагромождение камней, которое наверное мы могли проводить только из-за большой воды. Эти камни большие, и постоянно проваливаешься между ними, поэтому большая вероятность травмы. К тому же выше проводить еще труднее. Когда закончили обнос пришло время обеда, и мы остановились перед начинающимся плесом.

По плесу прошли еще несколько мелких перекатов в течении полутора километров, а потом за час до самого бивака ни одного порога. Лес по берегу заметно поредел. Течения почти нет. Опять резкий контраст, то просто упахивались на подъеме, то через один час идешь по полному штилю. Берег сухой, но дальше идет болото, с дровами проблем нет. Вечером заснуть тяжело, светит яркое солнце. На ночь натянули тент. Прошлой ночью прошел ливень.

17 день. Встали в 9-00, вышли в 11-00. Погода отличная, ветер разогнал комаров, на небе ни облачка. Река на плесах шириной метров тридцать, прошли несколько маленьких порожков. Затем на втором большом пороге, отмеченном на карте, при проводке продрали на зашитой дырке катамаран. Ленивый работает дважды. Теперь не поленились разобрать катамаран и зашить по человечески. Причем времени на это ушло на полчаса меньше, чем вчера.

Идем почти строго на юг, а становится все холоднее, лес по берегам растет теперь только местами. Через полтора часа встречается длинный порог с небольшими сливами, приходится проводить катамаран на бечеве. Далее тянутся длинные плесы с мелкими и короткими порожками почти до самого озера Нижний Воронъявр. Метров за 150 перед входом в озеро прошли небольшой порог. Сам вход тоже образует мелкий перекат. Озеро Нижний Воронъявр встретило нас сильным встречным ветром. А пересечь нам его надо было обязательно. По берегам леса нет, да они еще и заболочены. Пересекали ближе к правому берегу. Грести пришлось в самую полную силу. Когда перевалили за мыс правого берега ветер стих, а на берегу стал виден выход из озера, слева от идущего параллельно реке залива и окруженный песчаными пляжами. На реке виден спасительный лес, в конце которого на левом берегу через час остановились на стоянку. Дальше его нет да и вокруг болото.

18 день. Вышли в полдень, встали в 10-00. Погода расслабляет. Всю ночь светило солнце. Первые метры пути даются с трудом. Приходится идти против сильного ветра. Река начинает петлять, иногда даже идем по ветру. Через некоторое время русло сужается до пяти метров, веслами периодически толкаемся о кусты, опускающиеся над водой. Похоже на "метро" на Рове, только идем против течения, кусты не высокие и видно далеко. Порогов и перекатов нет, озера не видно до самого входа, то есть оно находится на одной высоте с озером Нижний Воронъявр. Когда русло раздваивается надо идти вправо, даже если левая протока шире.

На озере Верхний Воронъявр тоже дул встречный ветер,правда слабее,чем вчера. Пересекли его за один час. По берегам растительность встречается местами, также на них много песчаных пляжей. Курс надо держать на геодезический знак на противоположном берегу от входа в озеро. Сразу он не виден, а появляется после того, когда мы отошли от берега метров на триста. Под ним на берегу видны три маленьких пляжа, с самого левого хорошо начинать волок.

На берегу мы насобирали дров и приготовили обед. Комаров нет, искупались и позагорали. Через час потом собрали вещи и решили начать волок. Погода сухая и солнечная, сил достаточно. Шли также в две ходки из-за рамы, но гораздо быстрее и ходки в отличие от первого волока были метров на 200 подлиннее. Все-таки по 15 килограммов с человека мы за предыдущие дни съели.

Курс взяли на геодезический знак. Постепенный подъем на плато горы Волтывынь прошел бы через болотистые участки, в которых воды по колено, поэтому небольшое удлинение маршрута по расстоянию не проиграет по времени. Подъем проходит через редкий лес с кучей дров и если на берегу их нет, через 300 метров вглубь их море. На геодезическом знаке сделали несколько снимков. Дальнейший курс лежит по плато горы Волтывынь, не теряя высоты, до следущего геодезического знака, о котором в предыдущих отчетах не упоминается, потому что его установили позднее, в 1987 году. На противоположной стороне через плато от озера Верхний Воронъявр становится видна долина реки Ачерйок, которая как и равнина реки Рова на предыдущем волоке представляет собой болото и пригодной для сплава становится только за вторым геодезическим знаком.

Когда мы пошли дальше, через метров 500 пришлось пересечь болотистый участок, после которого в сухую погоду можно смело снимать сапоги. Каменная почва, покрытая мхом и густой лес карликовой березы максимум по колено тянется почти до самого конца. Через 3,5 часа под подъемом, спрятавшись от ветра, остановились на стоянку. В долине реки видны вигвамы оленеводов, огороженные забором. Поужинали и легли спать.

19 день. Встали в 10-00, вышли в 11-00. Светит солнце, дует встречный ветер. Ландшафт однообразный, через 2,5 часа впереди увидели геодезический знак. Курс, в обход маленких болотистых участков, берем на него. Примерно за километр до него лучше опять одеть сапоги, теперь часто придется идти по воде. Когда перевалили за последнее возвышение перед нами открылся вид, на котором реки не видно, везде болота и непонятно куда идти, поэтому сделали разведку. Оказалось, что долину вдоль, параллельно плато, разделяет возвышенность, с одной стороны течет река Ачерйок, а с другой образуется болото, которое видно нам и придется пересечь. В кажущихся в нем топях проваливаешься не более, чем по колено, и проблем это не составляет. После болота сразу поднялись на возвышенность и через 500 м подошли к реке. Волок закончился, как всегда, неожиданно. Вечером катамаран собирать не стали, по графику мы выигрываем день и торопиться нам некуда. Как мы тогда считали, пароход раньше не придет.

20 день. Встали в 10-30, все-таки сказывается усталость после волока. Погода не изменилась. Собрали катамаран и гермики к 13-30 и сразу вышли. Нам казалось, что все самые тяжелые участки мы уже прошли, но не тут-то было. Первые десять минут не предвещали ничего плохого, но потом пошли нескончаемые мели, причем не постоянные, а метров через десять. То гребешь несколько гребков, то топаешь по мелям, то едешь на кате, как на самокате. Этим мы занимались около четырех часов, правда радовались, что вода большая и идем мы раза в полтора быстрее графика. В малую воду тут наверное много коротких обносов. Через полтора часа остановились на обед. Река мелкая, поэтому вода хорошо прогревается за день и к обеду грех не искупаться. Комаров и мошек нет.

После впадения большого левого притока с отметкой 211 м над уровнем моря, река стала глубокой и широкой, почти всегда можно грести полным веслом, но мели будут всречатся до самого устья. Через час после притока перед скальным обрывом за 200 м на правом берегу остановились на ночлег. Примерно за три километра до притока видели избушку вдали от реки на правом берегу. Рыба, несмотря на маленькую глубину тут просто кишит, одна из них ударила при проводке руководителя в ногу, мол "куда рулишь". Весь день дул встречный ветер и очень мешал передвижению. Песчаные пляжи, обрывы и дно Ровы здесь сменились на галечные. По берегам леса нет, но постоянно растет можжевельник, который горит не хуже сосны и к тому же может гореть даже живой. Много впадает маленьких каменных ручейков. На небе появилась луна.

21 день. Встали в 10-00, вышли в 12-00. Ночью шел дождь, к утру кончился. Потеплело и появились комары. Река обмелела, мели появляются часто. Через час прошли скальный обрыв на правом берегу, потом через некоторое время еще один. Затем после длинного плеса на правом повороте начинается длиннный порог. Он представляет собой нагромождение огромных валунов, через которые почти без течения течет вода и только узкая полоска у берега является проходом, на выходе мель, которую пришлось провести. Порог находится в глубоком каньоне, а на правом берегу красивый скальный обрыв высотой метров пятнадцать. После порога плес и еще несколько порогов такой же масти в течении часа. Затем еще участок с мелями и песчаными пляжами, на одном из них остановились на обед. После первого порога берега покрыты хорошим лесом до самого конца маршрута.

Пообедав прошли еще несколько порогов, плесы и мели в течении двух часов и остановились перед горой Манюк, которая очень хорошо видна с воды после длинного, глубокого, прямого плеса и нескольких поворотов. Вечером заиграла рыба, и руководитель с реммастером на поплавочную удочку с мормышкой и мушкой натаскали на жареху хариуса от ладошки до локтя. Правда пожарить мы ее решили с утра. Чувствуется, что мы хорошо спустились по высоте, стало гораздо теплее, появились мошки и комары.

22 день. Встали в 9-00, вышли в 11-00. Снова мели, проводка, самокат, но уже гораздо меньше, чем вчера. Через десять минут проходим правый приток. Река еще расширилась, глубина не изменилась, скорость течения, а следовательно и сплава возросла. На порогах уже нет навала валунов. Они представляют в большинстве своем стремнину с камнями, еле видными из воды или обливниками. На выходе на некоторых мель. Уже интересно, можно порулить. Проходим без осмотра. Линия движения видна с воды хорошо. Самыми сложными участками можно назвать пороги отмеченные на карте.

Через три с половиной часа проходим левый приток Сильев. Берега почти все время высокие, идешь как в каньоне. Этот участок реки по словам нашего реммастера, очень похож на реки Урала. На одном из перекатов, напротив одиноко стоящего камня, похожего издалека на замершего медведя, остановились на обед. Не далеко перед обедом прошли пересекающий реку зимник из Каневки в Островной.

Далее до устья такая же картина, как и раньше, высокие берега и длинные мелкие плесы или перекаты чередуются с частыми длинными порогами, на которых мы совершенно незаметно продрали треугольную полметровую дыру. Течение сильное, скорость движения иногда достигает не менее восьми километров в час. Через час прошли пересекающий реку зимник из села Каневки в Поной. Сразу за ним, после долгого длинного широкого плеса с мелями, река будто преграждается галечным пляжем на две трети ширины и сбрасывается мощной шиверой длинной метров триста вниз в реку Поной.

Ниже впадения реки Ачерйок берега Поноя высокие. Река Поной широкая, полноводная, с большой глубиной и сильным течением. Уровень воды, судя по голым галечным берегам ниже максимального на два метра, а это значит, что если сравнить фотографии нашу и из отчета 3873, уровень у нас выше примерно на полтора метра и пороги Поноя, как оказалось потом, упростились не случайно, а закономерно.

Сразу за левым поворотом после устья Ачерйока на левом высоком берегу находится база рыбаков. Внизу на реке видели на приколе три моторных лодки местного рыбнадзора и лестницу наверх, где в соснячке видны крыши больших палаток и строений. Через два километра после этой базы на правом берегу остановились на ночлег. Из-за высоких берегов вечером стало гораздо темнее, в палатке писать дневник глаза уже устают. Природа по берегам Поноя напоминает Карелию. Высокие сосны и березы, по берегам на песке встречается дикий лук, щавель, много радующих глаз цветов.

23 день. Встали в 10-00, вышли в 12-00. Скорость течения около 6 км/ч и красивые высокие берега очень хорошо отвлекают от физических нагрузок. Через полчаса проходим без осмотра порог Колмацкий длиной километра два. Порог начинается от впадающего на правом повороте ручья Колмак, который даже в нашу воду представляет собой нагромождение камней, между которыми просто мокро. На левом повороте, как потом оказалось, встретили рыбаков-иностранцев, ловивших семгу нахлыстом. Очень увлекательное зрелище, но надо идти дальше. После кадров Колмацкого порога закончилась пленка и мы пристали, чтобы ее заменить. Здесь с нами произошла неудача. Завхоз, когда доставал пленку из гермомешка на катамаране уронил ее в воду под него и долго не мог ее достать. Она набрала воду и стала непригодной. Самое интересное для нас на Поное останется за кадром. Немного поругались и пошли дальше.

Примерно через полтора часа прошли порог Ольховый. Еще через час прямо на правом берегу остановились на обед. После обеда вскоре прошли притоки Пурнач и Рябогу. На последнем стоит много крутых лодок с семидесяти-сильными моторами. Это база для иностранцев. Здесь есть возможность улететь на вертолете и получить помощь. Через полтора часа прошли порог Косой и через некоторое время встали на стоянку. День прошел на одном дыхании в веселых разговорах (кроме неудачи с пленкой), теперь то уж точно самое сложное для нас позади. Погода более-менее теплая и солнечная, вечером искупались.

24 день. Встали рано,в 9-00 вышли в 11-00, впереди самые сложные пороги Поноя, поэтому надо иметь на всякий случай запас по времени, хотя один день в запасе у нас и есть. За два часа дошли до порога Кривой, перед ним прошли несколько маленьких быстрин. Его и следующий сразу за ним порог Сухой прошли без осмотра, в низкую воду их нужно осмотреть. После порога Сухой справа, через некоторое время, впадает река Томба, за которой прошли одноименный несложный порог. До Лопенярского порога прошли еще несколько маленьких порожков со стоячими валами. Порог Лопенярский осмотрели и, пройдя его, остановились на обед.

После Лопенярского порога мы поняли, что интересных порогов из-за высокой воды нам не видать, но и не расстроились, потому что начал немного чуствоваться условный выход с маршрута и усталось стала накапливаться довольно быстро, наверное благо, что сегодня последний день сплава.

После обеда начали продумывать план действий, когда придем в поселок Поной, и стали появляться мысли о доме, значит поход заканчивается. Через несколько минут прошли несколько порожков следующих один за другим. За ними берега круто уходят вверх на десятки метров, ну прямо настоящий каньон. Проходим с осмотром порог Лопальский по основной струе, за ним еще несколько порожков длиной метров по 250. Далее впадает ручей Быковых, а за ним проходим порог Быковский быстрец. Действительно быстрец, скорость течения на нем около 8 км/ч. За ним идет перекат и справа впадает ручей Большой Бревенный, а за ним начинается самый сложный порог Поноя Бревенный.

После прохождения первой ступени, осмотрели вторую с правого берега. Много подводных камней, очень сильное течение с хаотическим волнением, но прошли без проблем. Под порогом на берегу мы увидели людей в цивильной одежде и решили подплыть пообщаться и не зря. Это оказались инспектор рыбнадзора и директор фирмы, которая организует рыбалку семги на реке. Водитель моторной лодки, которая стояла в это время ниже Быковского ручья, находился рядом с ней. При этой встрече мы нарвались на протокол об административном правонарушении. Настроение сначало у нас понизилось, но когда инспектор не нашел у нас рыбы и спиннига, и мы разговорились неофициально, мы поняли, что нам повезло. Вариант выхода с маршрута на пароходе стал невозможным (попадать к доблестным пограничникам на тридцать суток до выяснения личности с деньгами нам не хотелось), да и моторная лодка нас могла забрать до села Каневки, но только завтра с утра. Сегодня у них были какие-то дела, которыми с нами они не поделились. До поздней ночи мы провели порог Бревенный и подошли на видимое расстояние к порогу Быковской быстрец. Поужинали и легли спать.

25 день. Встали пораньше в 6-00. Примерно до девяти собрали вещи и позавтракали. Еще часа два пришлось посидеть на рюкзаках. Немного поволновались, моторка обещалась прибыть около девяти. Когда мы ее услышали, а потом увидели немного полегчало. Теперь осталась одна проблема, на чем улететь с села Каневки. По разговорам с обитателями моторки рейсовый самолет улетел вчера, продуктовый позавчера, так что следущий самолет прилетит не раньше, чем через две недели. Но мы не унывали, а директор фирмы, как потом оказалось, лукавил. Пока не поговоришь с людьми, которые контролируют транспорт мы не верим никому. Мало ли, что можно услышать сидя дома. По нашим предположениям о транспорте должен точно знать диспетчер на аэродроме и председатель сельсовета, который по мере необходимости заказывает продуктовые самолеты. Так оно и вышло.

Когда мы отмечались в сельсовете, председатель дал нам информацию о вертолетах фирмы "Серебро Поноя", которые сегодня делают два рейса до Мурманска через Ловозеро. Первый рейс привезет продукты и заберет американцев, а второй привезет новых американцев и заберет мусор, с которым полетит сестра председателя с детьми. Но садиться он будет не на аэродроме, а ниже по течению на берегу Поноя около Ачерйока. У нас было три часа, чтобы туда добраться. С моторной лодкой нам договориться не получилось, у всех проблемы с горючим, а лодка председателя загружена полностью. Поэтому мы совершили маршбросок по берегу около восьми километров с полной выкладкой под проливным дождем за два часа. Но это того стоило.

Через час лету мы уже были в Ловозере. Пока летели, в иллюминаторе видели две туристские группы на Ловозере и на Курге. На дороге поймать пустую машину нам не удалось и на последнем рейсовом автобусе мы добрались до поселка Ревда. Пока его ждали пообедали и заодно поужинали. В поселке нам повезло с машиной и к часу ночи мы приехали в Оленегорск. Последний поезд на Москву ушел три минуты назад. Мы устроились на лавках в здании вокзала и легли спать.

26 день. Проснулись от воя сирены сигнализации на кассе, когда ее открывали. Закупились продуктами, купили билет на поезд, отправили телеграмму в турклуб и вечером уехали в Москву. На перроне встречали много пешеходников и поговорили с руководителем детской группы геологов.

Потенциально опасные участки

К потенциально опасным участкам можно отнести все определяющие препятствия маршрута. При подъеме по рекам против течения опасность представляют большие скользкие камни, которые покрыты водорослями или грязью. Здесь не помогают даже шиповки. Основной пластырь из аптечки у нас ушел на этих участках. При проводке катамарана на руках нужно смотреть под ноги не только себе, но и рядом идущему.

Первый волок приходится на шестой и седьмой дни похода, поэтому придется нести очень тяжелые рюкзаки, и не лишним будет напомнить, что при надевании рюкзака надо пользоваться посторонней помощью, особенно в конце ходового дня. Второй волок гораздо легче, но последний болотистый участок у нас отнял много сил. На первом волоке обязательна разведка участка до перевала, а на втором последнего болотистого участка. Если группа идет волок челноком за две ходки, то ночевать придется в его середине. На первом волоке дрова еще можно найти, но если пойдет ливень, с ними будут проблемы. На втором волоке после подъема до геодезического знака и до конца их просто нет.

Самым существенным отличием рек Кольского полуострова от рек Карелии и средней полосы является их глубина. Даже на середине озер можно разглядеть дно. Поэтому пороги мелкие и длинные, до полутора километров. Только из-за большого уровня воды большинство порогов были проходимыми. Наверное в августе половину порогов придется минимум проводить. Перед порогами Иоканги и Поноя река имеет ширину от 100 до 200 м, потом появляется длинная шивера, на выходе которой река сужается и образуются сливы с бочками или стремнина с большими камнями в русле. Начальная шивера читается с воды без проблем (для нашего уровня воды), а выход надо осмотреть. Полного осмотра требуют пороги Большой на Иоканге и Бревенный на Поное. На реке Рова пороги короткие и читаются с воды. Особенно следует отметить несколько порогов со сливом около полутора метров на камни. Их лучше осмотреть, причем один из них - стопроцентный обнос. Остальные пороги мелкие, иногда требуется проводка. На реке Ачерйок до горы Манюк по правому берегу пороги представляют собой навал огромных валунов, среди которых течет вода, а на выходе обязательная мель, которую максимум удается провести. Об интересном прохождении этих порогов стоит только мечтать. Только после горы Манюк спрыгивать с катамарана почти не приходилось, река здесь уже глубокая, средняя глубина около полуметра,но мели встречаются до самого устья. На реке Поной, при нашем уровне воды, пороги залиты водой, расстояние между обливниками большое и поэтому основная струя хорошо читается с воды. Главным препятствием для нас стало то, что при ясной погоде, пороги сильно залиты солнцем и надо быть очень внимательными. Все камни на порогах имеют очень острые кромки, и встреча с ними не сулит ничего хорошего. Мы из-за небольшой усталости при проводке по реке Пуйва продрали дырку по шву около 1 м.

Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов и занятий на маршруте

Маршрут проходит по безлюдным просторам Кольского полуострова, который весь можно отнести к интересному природному объекту. То количество лебедей, уток, гусей с выводками, ондатры, оленей и просто кишащей рыбы, можно увидеть наверное только за Уралом. Просто ощущаешь себя частью этой нетронутой природы с ее неторопливым ритмом жизни. Пробегающие по биваку олени, сопровождающий на пороге по берегу медведь, выпрыгивающая из воды рядом с катамараном рыба, размером с локоть и многое другое оставляет незабываемые впечатления.

На всем протяжении маршрута на реках очень результативная рыбалка. Если оформить документы, то на спининг или нахлыст можно наловить хариуса, семгу или кумжу. Только северный ветер может нарушить клев.

Красиво смотрятся горы на волоках и реке Рова. На реке Ачерйок и Поной пороги со скальными обрывами и почти вертикальными стенами.

По рассказам местных за пять литров водки у лопарей (местная народность) можно купить шкуру медведя, оленя, песцов и др., ну а рога вам предложат обязательно. У нас водки и денег на это не было, поэтому сами мы не пробовали договариваться, но ненужные шкуры оленя на реке Иоканга ниже оленеводческой базы находили.

В селе Каневка Вы обязательно посетите местный аэродром с грунтовой взлетной полосой, по которой бегают олени. А на почте можно по спутниковой связи с 11-00 до 23-00 позвонить в любую точку России.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Данный маршрут требует очень тщательной предварительной подготовки. В первую очередь конечно же подготовка схода с маршрута, о которой мы уже много говорили ранее, и необходимых документов. Во вторую очередь надо поработать над раскладкой продуктов. Первый волок из-за того, что продукты нельзя докупить, проходит с тяжелыми рюкзаками. В принципе возможны заброски на маршрут вертолетом, но это дорогое удовольствие. Сильным рыбакам можно заложиться на рыбу. Группа рыбаков из Мурманска с тремя спинингами везла с собой после Ровы полмешка рыбы постоянно. Правда, насколько Вы сильны в рыбалке решать только Вам. К этому же можно добавить, что снаряжение тоже лучше иметь полегче.

С дровами проблем нет на всем протяжении маршрута кроме средней части волоков. Если группа идет челноком, нужно продумать питание на волоке. Приготовить или разогреть его не на чем.

В третьих необходимо выбрать график движения с запасом, потому что нагонять его тяжело, а маршрут длинный и небольшое отставание каждый день может принести неприятности при выходе с маршрута. На пересечение озер лучше дать два дня в запасе, потому что ветра на их открытых безлесых пространствах очень сильные. На прохождение порогов еще один. Время движения также зависит от уровня воды. Его легко отследить по прогнозу погоды в мае и июне. Все реки Кольского полуострова питаются дождями. Следует заметить, что в библиотеке по данному маршруту есть три отчета: 3873 и 4309, которые следует рассматривать для низкого уровня, а тот который вы держите в руках подходит только для очень высокого. Разница очень значительная, особенно при прохождении порогов.

Пороги на реках можно сравнить с карельскими, кончаются они плесами, на которых страховка с воды трудностей не вызовет. Но единственным их отличием от карельских является более сильное течение из-за маленькой глубины рек Кольского полуострова.

Из всех участков маршрута особняком стоит река Ачерйок. Столько проводки мелей мы не встречали даже при подьеме вверх по рекам. Психологически очень трудный участок. Перед его началом кажется, что все самое сложное похода уже позади, а на самом деле нет. Здесь нам помог запас по времени.

При подьемах вверх понадобится проводка на бечеве. Для тех, кто ею никогда не пользовался, лучше посоветоваться с бывалыми туристами. Это позволит Вами сэкономить время на маршруте.

Погода, при наличии гидрокостюмов и хозяйственного тента, в июле сильных неудобств не представляет и только заставляет быть более к ней внимательным.

В заключении, несмотря на трудности выхода с маршрута, можно сказать, что маршрут стоит того, чтобы его пройти. Он получается очень разнообразный и интересный для проверки и повышения туристской квалификации.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100