Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

1-4 июля 2005 года

Авторы: Мария и Николай Федоровы, клуб «Мумми-тролли» (Санкт-Петербург)

I. Время и место приключения:
Тополиный пух, жара, июль (1 – 4) - в городе жить не возможно, а на Янисйоки просто замечательно: ни малейшего намёка на дождь, теплынь, вода градусов 16 и длина маршрута всего 25 км. В общем, река на уикенд. Вот и решили мы на этот раз отдохнуть, выбрав реку попроще и покороче, – и выбрали! Если вы действительно хотите похалявить и едете не на машине, а своим ходом, не повторяйте нашей ошибки: 4 обноса добьют кого угодно.

II. Приключенцы и их корабли:
1) Мумми-мама (Мария) – адмирал экспедиции и матрос ЛГН-2У в одном флаконе
2) Мумми-папа (Николай) – боцман экспедиции и капитан ЛГН-2У
3) Берк (Сергей) – лесоруб и капитан тяжёлого транспортника Нырок-4
4) Тюленька (Елена) – талисман приключенцев и матрос Нырка-4
5) Волк (Михаил) – главный травитель баек и капитан Омеги-2У
6) Марина – самый неунывающий приключенец и матрос Омеги-2У

III. Великий апгрейт:
1) У нас появился флаг!
2) Новые вёсла собственной конструкции для ЛГН-2У и Омеги-2У: байдарочное весло 2:40 распилено пополам и вставлены катамаранные заглушки.
3) Наконец-то, приключенцы устроили подставу комарам, надев неопреновые носки (Мумми-мама, Мумми-папа и Волк) и даже неопреновые перчатки (Мумми-папа). А вот для Мумми-мамы в разгар сезона маленьких каякерских лапок не нашлось, оказалось – дефицит.
4) Эффектно смотрелись три серебристые каски (Тюленька, Марина, Берк), взятые со стройки Берком и аккуратно покрашенные им же в серебряный цвет по желанию Тюленьки. Мумми-мама, Мумми-папа и Волк отдали предпочтение более традиционным для сплава шлемам.

IV. Как попасть в сказку?
Обычный поезд СПб-Костомукша, отходит с Ладожского вокзала в 16 – 11. На ст. Янисъярви вы в районе 23 часов. Дорога в лес, описанная во всех лоциях существует, но в связи с недавним ураганом, она стала непроходима. Шли мы прямо через лес, продираясь с рюкзаками и неизменной тележкой через кусты, канавы и ельники, – супер!!! Как выяснилось с утра, к единственной приличной стоянке на берегу озера ведёт вполне нормальная дорога из деревни, проходящая мимо лодочных эллингов. Стоянка оснащена туалетом типа сортир, а в 50 метрах от неё в сторону деревни на мыске расположена могила, так что не пугайтесь (спать она не мешает, со стоянки её не видно). Внизу под ней причал, с которого очень удобно начать путешествие.

V. Приключения начались ещё на суше!
С утра, надув лодки, мы обнаружили, что задний баллон ЛГН-2У травит- висение на дереве на Уксуне даром не прошло (буквально неделю назад в Лосево всё было в порядке). С выходом из-за этого опоздали на 2 часа, но неполадку до конца устранить так и не удалось: подкачивались каждые полчаса прямо на воде.

VI. Минус «П», плюс обнос.
Плыть по озеру до ж/д моста, за которым плотина метров 700. Чалка по правому берегу прямо у опоры. Хотели мы прыгнуть эту плотину, но увы – заколочено свежайшим брусом.

   

Обнос по дороге ПБ до тропинки в кустах (около 200 м). Течение быстрое, грести почти не приходится. Через 10 минут дошли до 1ой шиверы, которая, как и 2ая, не доставила никаких проблем. Перед а/м в Хямекоски зачалились по ЛБ и осмотрели порог. Встретили рафтеров – и вновь знакомый ещё с Уксы диалог:
- Вы на ЭТОМ собираетесь все пороге на ЭТОЙ реке идти?!
- Ну да, мы на ЭТОМ по Уксуну ходили.
- В июне?
- Нет, в мае.
На этом все вопросы к нам закончились.
Сразу после а/м порог в 2-х рукавах, разделённых узкой каменистой полосой. Зачалиться перед плотиной сразу за порогом проще всего по ЛБ, пройдя порог по левой протоке. Порог несложный, но очень каменистый в июльскую воду. На камнях над сливом умудрился посидеть ЛГН-2У.
В Хямекоски плотину тоже сильно подзакрыли свежим брусом, но специально для каякеров небольшое пространство осталось. Сразу за плотиной начинается каньон, но отчалить нам не удалось из-за слишком сильного для наших бассейнов прижима.

Водное препятствие превратилось в пешее: гружёные бассейны перетаскивали по узкой плотине, а потом по дороге ПБ вдоль всего канала ГЭС, берега которого покрыты свежим бетоном (теперь по нему суда проводить трудно). На каньон посмотрели со стороны, облизнулись, пофотографировали и пошли дальше.

VII. Всё по левому… берегу
В 350 м за каньоном в левом повороте махонькая шивера, после которой можно Зачалиться по левому берегу в кустах. Буквально в 50 м за шиверой недлинный порог в 2-х рукавах.

   

Можно идти любым из них. За порогом разлив, и река уходит влево, где за поворотом уже поджидает мощный порог с большим падением воды (до 3-х м), которое выбирается тремя основными сливами, сопровождаемыми бочками, в основной струе, а слева при желании можно поймать четвёртый слив с большой бочкой, что успешно сделал экипаж ЛГН-2У.Самым полноводным из бассейнов в этом пороге оказалась Омега-2У, экипаж которой во время прохождения порога занимался фигурным плаваньем на всплывшем матраце, прямо не выходя из бассейна.
Удобнее всего осматривать и фотографировать это безобразие с каменистой косы после бочек, а не с обманчиво привлекательного мыска перед ними (с него прохождение бочек видно плохо).
Отчерпав шлемами воду из самоходных бассейнов, мы плавно перетекли в S -образную шиверу в левом повороте. На входе довольно высокие валы, а потом прижим влево к камням, требуется очень энергичный уход вправо. Злая судьба сидения на камнях на этот раз постигла экипаж Омеги-2У, который едва не потерял весло и с трудом избежал столкновения с бревном с гвоздями.

VIII. Как плющит!.. Но надо косить!
Вёсла уже выпадали из рук, но перед долгожданной стоянкой нас ждал «прыжковый» порог. Зачалиться можно прямо перед ним в бухте по ПБ, осмотреть его можно по дороге, ведущей на Харлу. В начале порога – скальная узость со сливом и бочкой, которую можно обойти, прижавшись к скале ЛБ, что тоже не безопасно. После бочки- небольшая шивера, потом резкий поворот вправо и выходная шивера с валами до 0,5 м. Сразу за ней по ЛБ виден высокий скальный выступ, а по диагонали в прямой видимости расположена удобная рыбацкая стоянка на ПБ. Единственный минус – близость дороги.

Вечером на стоянку зарулил рыбачок на велосипеде. Он появился из лесу в том направлении, куда за пару минут перед этим ушёл за дровами капитан Омеги-2У. Мумми-папа, увидев рыбачка, сослепу решил, что наш Миша (он же Волк) уже успел где-то раздобыть велосипед, и громко вскрикнул. Рыбачок замер, а потом быстро скрылся в лесу. Больше нас в ту ночь никто не беспокоил.

 IX. А был ли мальчик?
День снова начался с минус «П»: шивера перед плотиной в Харлу по нашей воде отсутствовала. Кстати, с определением расстояний у составителей лоции явные проблемы – до шиверы километра полтора, а не 500 метров. Плотина в Харлу, про которую столько пишут, нас разочаровала: водосброс перекрыт на 2/3 и не производит никакого впечатления (особенно после питкярантских водопадов, на которые мы ездили за неделю до этого). Обнос несложный по ЛБ между зданием ГЭС и трансформаторами. Спускаться можно по лесенке, а последние 10 метров по крутой тропке. Отчалить легко.
Также не стоит верить в злобу Лоухикоски (порог злой ведьмы Лоухи) – порог короткий и несложный. Зато следующий, без названия, нам пришлось обнести, точнее провести лодки по пояс в воде прямо по краю стремнины вдоль левого берега. Порог начинается разгонной шиверой сразу после поворота влево, перед которым удобно Зачалиться, а затем обрывается в скальной узости мощным сливом в повороте вправо с косыми валами слева, выносящими на скалы, и двумя нехилыми бочками справа.

      

Самое трудное начинается после слива, т. к. струя тащит влево прямо на камни, и требуется очень энергичный уход вправо в более полноводную протоку, что при такой силе прижима для наших судов нереально.
После порога течение заметно замедляется, поэтому до Петракоски мы тащились целый час. Петракоски нас порадовал: короткий, весёлый порог в двух протоках, разделённых каменистой грядой. Именно порог, а не шивера, как было обозначено в лоции. Перед ним можно Зачалиться в глубокой бухте ЛБ. Правый рукав основной, с бочкой и заметным падением воды, в левом рукаве падение выбирается двумя небольшими сливами со множеством камней. Мы лёгких путей не ищем, поэтому все три экипажа проходили порог левым рукавом, отчаянно маневрируя в струе и не давая вынести себя на камни.

   

Сразу за порогом можно причалить к плоским камням по ЛБ, где очень удобно фотографировать прохождение, купаться в каменных ваннах и обедать с видом на порог.

X. Последний бой, он трудный самый!
От Петракоски до плотины в Ляскеля рукой подать, Зачалиться можно перед мостками по ЛБ метрах в 30 до плотины (она же а/м). Обнос по дорожке ЛБ. Спускаться на воду можно 2 способами:
1) сразу за плотиной по очень крутому спуску, и вставать на воду прямо в остатках бывшего порога, преодолевая его прижим;
2) пронести суда по дорожке между кустами за мостик через трубопровод и метрах в 25 от него спустить их по довольно крутой, но удобной тропке с земляными ступеньками. На воду в этом случае нужно вставать между эллингами для лодок. Минус – грязно.

Перетаскивание трёх гружёных бассейнов заняло у на целый час. Дальше течение совсем медленное, но даже наши тихоходы дошли до ж/д моста в Ляскеля за 20 минут после обноса плотины в Ляскеля (кстати, это единственная впечатлившая нас плотина, т. к. природный водопад, бывший на её месте недоконца испорчен стараниями рук человеческих).

XI. И наконец, о самом главном? - выброска .
До самой Ладоги препятствий больше нет, поэтому советуем вам ночевать прямо за ж/д мостом на ЛБ на пригорке, поросшем травой. Мы постарались на славу, вытоптав немалый плацдарм под палатки. С дровами не супер, но найти можно. Поезд из Ляскеля до Питкяранты в составе 2-х вагонов в 14-55. До платформы 1,5 км от моста, так что утренние сборы проходят в неспешной обстановке. Единственный минус – подъём с рюкзаками на насыпь моста и переход по нему на ПБ. Проезд на поезде стоит 50 рублей в руки проводнику. В Питкяранте поезд в 16:30, через час он же отправится в Лодейное поле, где питерский вагон прицепят к Петрозаводскому поезду. Из Ляскеля до Питкяранты также ходит автобус – жуткого вида пазик, путешествие на котором не показалось нам привлекательным, стоимость проезда 40 рублей. Он выходит из нижнего Ляскеля в 12, остановка сразу за плотиной, до неё от платформы 10 минут пешком.
Если вы хотите в этот же день попасть из Питкяранты в Питер, необходимо иметь на руках билеты, вас не спасёт даже бронь, т. к. примерная скорость выписывания и фигурного вырезания билетов в питкярантской кассе около 15 билетов/час (компьютера у них нет). Касса закрывается в 17 часов. В Питкяранте можно воспользоваться услугами почты, расположенной направо от вокзала по главной улице, разумеется, улице Ленина. На этой же улице есть рынок и несколько хороших магазинов, где в качестве сувенира народ закупает карельский бальзам.
В Лодейном поле вагон стоит 4 часа, так что в белые ночи можно прогуляться по главной улице в сторону р. Свирь, на берегу которой расположена аллея славы.
В Питер поезд прибывает в 7:20 утра на Ладожский вокзал.

XII. P.S.
Мумми-тролли признательны членам МКК на Московской заставе за понимание, друзьям и родным за моральную поддержку и семье каякеров, прыгавших плотину в Хямекоски за дружелюбие и тёплые слова.
Мумми-тролли жаждут новых приключений, ждите вестей!

Мумми-тролли

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100