Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном походе второй категории сложности, совершенном с 15 по 24 июля 2005 года по маршруту: г. Москва – пос. Энгозеро – оз. Энгозеро – р. Калга – оз. Песчаное – оз. Поригозеро – оз. Пиртозеро – Амбарные озера – оз. Калгозеро – пос. Калгалакша – пос. Энгозеро – г. Кемь – г. Москва

Руководитель: Фрох Э. В. (Москва)

Турклуб "Перово"

Содержание:
  1. Сведения о районе путешествия;
  2. Паспорт похода;
  3. Основные препятствия;
  4. Общая идея похода;
  5. Подъезды и отъезды;
  6. Аварийные сходы с маршрута;
  7. График движения;
  8. Состав группы, экипажи;
  9. Погодные условия;
  10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша;
  11. Хронометраж и действия группы;
  12. Финансовые затраты;
  13. Итоги, выводы, рекомендации
1. Сведения о районе путешествия

Маршрут проходит по восточной части Северной Карелии. Отсюда – природные особенности:

- достаточно непостоянная погода – маршрут заканчивается на берегу Белого моря;

- болотистая местность – обилие кровососущих насекомых в середине июля;

- растительность – ель, сосна, береза;

- ягод в середине июля еще нет, лишь в последние дни появилась черника, чуть позже начинаются грибы, морошка, брусника;

- в реке достаточно много рыбы – сами не ловили, но у других групп видели.

Река, как и район, пользуются популярностью у туристов. Многие путешествуют по системе озер, связанных с Энгозером. Из Энгозера вытекает еще одна река, также впадающая в Белое море – Воньга. Между Воньгой и Калгой находятся еще 2 реки – Кузема и Поньгома. В целом, Калга, пожалуй, самая мощная из всех, для байдарок – ближе к 3-й к. с., для катамарана – хорошая, сильная 2 к.с.

2. Паспорт похода

Район путешествия – Россия, республика Карелия, северо-восток.

Вид туризма – водный.

Маршрут – по реке Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша (Белое море).

Средства сплава - катамаран-двойка – 1 шт., (1000 л), байдарка "Истра" - 1 шт.

Категория сложности – 2 (для катамаранов) и 2 с эл.3 (для байдарок).

Время похода – с 15 по 24 июля 2005 года.

Продолжительность похода: 9 дней, из них

Подъезд/выезд поездом – 3 дня.

Выезд из пос. Калгалакша – 0,5 дня.

Стапель – 0,5 дня.

Ходовых дней – 4,5.

Полудневки – 0,5 дня.

Протяженность маршрута – 74 км.

Уровень воды в реке – выше среднего, но постоянно падал.

Количество участников похода – 4.

3. Основные препятствия

пор. Утюг (3 к.тр.) – мощный порог с падением, заканчивающийся автомобильным мостом

пор. Грива (3+ к. тр.) – Двухступенчатый порог. Представляет собой хаотично набросанные камни, с падением. В конце остров, за ПП – крупный камень жандарм.

пор. Коверкоси (Голяновского) (3 к. тр.) – слаломный порог, первая ступень достаточно короткая и простая, вторая – более сложная и протяженная. Страховка с берега затруднена – почти везде есть камни, за которые может зацепиться спасконец

пор. Офицерский (3+ к. тр.) – двухступенчатый порог. Первая ступень – трек вдоль ЛБ, справа камни, бревна, затем уход к центру реки. Между ступенями удобное улово для страховки с воды. Вторая ступень – хаотично разбросанные камни, падение, достаточно протяженная

Категории указаны для каркасно-надувных байдарок.

4. Общая идея похода

Долго искали речку, достаточно несложную, чтобы можно было взять байдарку, а руководителю – совершить руководство. И чтобы посмотреть северную природу. Первоначально рассматривали уральские реки – однако от идеи пришлось отказаться из-за достаточно большой протяженности – у нас было всего 9 дней Москва – Москва. Рассматривали реки Южной Карелии и Карельского перешейка, однако отказались в пользу Северной Карелии. Наконец, была выбрана Калга – не очень протяженная, в меру сложная, но и не очень сильная река

5. Подъезды и отъезды

На ст. Энгозеро из Московских поездов останавливается только 382-й. Есть информация, что останавливается и поезд Вологда – Мурманск. Подробное расписание можно узнать на сайте http://rzd.ru. До озера можно дойти через поселок – всего минут 15-20, от станции предлагали довезти до озера за 300 р., мы отказались. Идти надо по улицам поселка, придерживаясь юго-западного направления. Лучше стапелиться южнее поселка – там, где начинается лес. Также можно доехать к пор. Утюг – 6 км от Энгозера, однако идти его без раскатки на байдарках не рекомендуется. Также некоторые группы начинают маршрут с Амбарных озер.

Из пос. Калгалакша уехать вполне реально. Хотя официально автобус ходит 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница в 11-00 от сельсовета (синее здание с флагом), можно договориться почти на любое время. Для этого необходимо найти местного зам. председателя – северо-восточная часть поселка, новый дом с красной (под черепицу) крышей. Стоимость на группу с багажом – 1200 р., ехать около полутора часов. Также ряд групп удлиняют маршрут за счет морского участка (до Куземы).

Хотя у нас и были билеты от ст. Энгозеро до Москвы (382-й поезд уходит в 5-26), дабы избежать ночного общения с местным населением мы уехали электричкой Лоухи-Кемь в Кемь (отправление в 15-37, до Кеми). Еще 1 плюс посадки в Кеми – поезд стоит 20 минут, можно спокойно загрузиться, проводник точно не проспит. Да и с билетами проще (тем кто не покупает их заранее) – здесь останавливаются 4 московских поезда. С магазинами (продукты в обратную дорогу), в Кеми тоже лучше, однако за 14 часов мы так и не нашли хлеба.

6. Аварийные сходы с маршрута

К пор. Утюг с севера от Энгозера подходит дорога. Ничего о ее оживленности сказать не можем, однако идти по ней явно проще, чем по лесу.

К югу от ж/д моста через Калгу есть станция, на которой 2 раза в сутки останавливается электричка – утром и около 4 часов дня

В конце Пиртозера на левом (северном) берегу есть дорога из Энгозера в Калгалакшу. В случае необходимости выброски – либо внимательно смотреть – видны столбы с проводами, либо чалиться на ЛБ на выходе из Пиртозера на каменном мысу – 200 м. на север до дороги. Дорога достато оживленная, транспорт ходит иногда даже несколько раз в час.

Над перемычкой верхнего Амбарного озера идет дорога, она используется редко, однако если пойти по ней на север, то она выведет к дороге на Энгозеро.

Незадолго до Калгалакши дорога пересекает реку. Здесь можно сойти в случае неприятностей на пор. Офицерский.

7. График движения

Дата Участок Способ передвижения Км Основные препятствия
15/07 г. Москва - поезд 1466 – за 2 дня -
16/07 ст. Энгозеро поезд -
17/07

пос. Энгозеро – оз. Энгозеро

-

оз Песчаное

Пешком

 

сплав

1,5 км

 

6 км

-

 

пор. Шлагбаум

18/07 м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в конце сплав 18 км Пор. Утюг
19/07 м.н. – Нижн. Амбарное озеро сплав 16 км Пор. Грива
20/07 м.н. – оз. Калгозеро сплав 18 км Пор. Коверкоси (Голяновского)
21/07 м.н. – пос. Калгалакша Сплав 16 км Пор. Офицерский
22/07

Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро

г. Кемь

Автобус

 

Электричка

45 км

 

111 км

-
23/07 г. Кемь - Поезд За 2 дня – 1355 км -
24/07 г. Москва Поезд -

8. Состав группы, экипажи

№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе Распределение по средством сплава
1 Фрох Эдуард Викторови 1985

3У – р. Малка

3У – р. Аксаут

Руководитель

Медик

Кат-2, капитан
2 Ушков Николай Евгеньевич 1990

3У – р. Аксаут

3У – р. Умба (без справки)

Снаряженец

Реммастер

Байдарка, капитан
3 Алтухова Екатерина Александровна 1983

3У – р. Умба (без справки)

ПВД

Завхоз

Фотограф

Байдарка, матрос
4 Туров Антон Александрович 1985

3У – р. Кутсайоки (без справки)

ПВД

Хронометрист

Метеоролог

Кат-2, матрос

9. Погодные условия

Дата Участок Погода
15/07 г. Москва - Переменная облачность, дождь
16/07 ст. Энгозеро Ясно, +25
17/07 пос. Энгозеро – оз. Энгозеро - оз Песчаное Ясно, ночью + 18 Днем +28
18/07 м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в конце Утром небольшой дождь, Во второй половине дня ясно +23
19/07 м.н. – Нижн. Амбарное озеро Ясно, +25
20/07 м.н. – оз. Калгозеро Утром переменная облачность, потом – ясно, +23
21/07 м.н. – пос. Калгалакша Пасмурно, +16
22/07 Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро – г. Кемь Пасмурно, +14
23/07 г. Кемь - Ночью дождь +9, днем переменная облачность, +17
24/07 г. Москва Ясно + 22

10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша

Вода выше средней.

№ п/п   Категория катамаран/ байдарка Расстояние от предыдущего Ориентиры Описания
- Оз. Энгозеро - - - К югу от поселка есть мыс, на нем гарь, которая достаточно хорошо видна. Курс на правую ее часть, обогнуть мыс, за мысом влево, затем идти, периодически оглядываясь направо-назад. Речка достаточно широка на выходе из озера (около 30 м) См. сх. №1
1 Пор. "Шлагбаум" 2/2+ 2,5 км После длинного плеса река уходит влево, в правых протоках заломы, в самой левой проход, видно падение, слышен шум Разрушенный мост на лесовозной дороге. Крайние пролеты завалены бревнами, проход только по центральной. После входной шиверы небольшое падение, затем надо вписаться в единственный пролет (чуть более 2,5 м) В малую воду заход будет затруднен камнями, в нашу воду – все обливные Осмотр, обнос по ЛБ Стоянка на ПБ за порогом
- Оз. Песчаное - Сразу за №1 - После выхода из № 1 на востоке виден песчаный пляж (стоянка). Надо взять чуть правее него
2 За озером начинаются разбои и перекаты 1 - - Местами мелко, особенно в низкую воду. Держаться самой полноводной протоки
3 Пор. "Утюг" 2/3 - Остров, поросший деревьями, шум, видно падение, вдали виден автомобильный мост. Осмотр по обоим берегам, страховка - слева Правая протока загорожена, заход слева, мощная бочка, камни, уход в правый пролет моста Осмотр – обязателен, обнос по ЛБ
4 Разбои, перекаты - 200 м. - Осторожно, местами деревья перегораживают ? русла реки
5 Сваи и ж/д мост 1 50 м Видны с воды Желательно осмотреть по обоим берегам, зачалившись на ЛБ – сначала идет ряд свай, местами бревна, самый чистый проход – 2-й и 3-й участок слева. Под мостом в центральный пролет, уходя от опоры и свай.
6 Разбои - 100 м - Придерживаться самой полноводной протоки. Смотреть под воду – есть бревна. Посередине ЛЭП
7 Порог 2/3 - Слышен шум, видны барашки, река из болота переходит в лес Рекомендуется просмотр по ЛБ, там же стоянка. Множество камней
8 Перекаты - 200 м - Особой сложности не представляют, следить за ориентирами №9
9 Пор. "Три Сосны" 1/2 - В центре реки появляется остров, поросший березами и соснами, правая протока завалена бревнами Осмотр с воды, для осторожных – по ЛБ, проход по левой протоке
- Река переходит из леса в болото, разбои - - - -
10 Порог 2/2+ - Река снова переходит в лес Перед порогом – стоянка на ПБ, если надо – осмотр там же
- Оз. Поригозеро - - Идти, оставляя островки справа до залива, заросшего тростником На впереди 2 острова, между ними- большой комель, обойти их слева, впереди – каменный мыс со стоянкой, за ним – продолжение реки, См. сх. №2
11 2-х ступенчатый перекат - - - -
12 Разбои, в конце - перекат -/1 - - -
- Безымянное озеро - - - По нему вправо и до конца, Озеро сильно заросшее
13 Шивера 1/2 - На выходе из озера Ничего сложного, камни
14 Перекат - 50 м - -
- Река сильно петляет по болоту, в конце – оз. Пиртозеро - - - -
- Оз. Пиртозеро - - - Острова оставлять слева, в конце на ПБ – хорошая стоянка, на ЛБ – видны столбы, дорога Энгозеро – Калгалакша, на мысу есть стоянка похуже – близко к дороге, рядом болото, лучше пройти до № 15 или чуть дальше
15 Перекат -   На выходе из озера По краям реки – бревна, на ЛБ – стоянка (рядом дорога!)
- Разбои - - - -
- Маленькое круглое озеро - - - Выход – чуть левее чем вошли. В конце на ЛБ стоянка
16 Перекат - - - -
17 Пор. "Грива" 2+/3+ 20 м На ЛП на ПБ футболка на отдельно стоящей березе, справа- маленькое болотце, впадает ручеек. Футболка видна еще до №16 2 Ступени: 1-я ступень – много камней, падение, бочки, 2-я ступень – сначала остров с деревом, ПП на 90 градусов, камень-жандарм, камни на выходе Осмотр, обнос по ПБ. Чалка до березы с футболкой в болотце в устье ручейка Стоянка на ПБ на пороге, стоянки по обоим берегам за порогом
- Озеро - 700 м - Идти влево – до деревянного моста, потом под мост
18 Мост 1 - - Ничего сложного, проход во 2-й пролет справа, на катамаране надо пригнуться
- Верхнее Амбарное озеро - - - Идти прямо, до ярко выраженного мыса на ЛБ, после него во 2-й залив налево. После выхода во вторую часть озера налево почти до конца, там будет протока направо См. сх. №3
19 Перекат -/1 - - Соединяет Верхнее и Среднее Амбарные озера
- Среднее Амбарное озеро - - - Держаться вдоль ЛБ, там выход
- Нижнее Амбарное озеро - 50 м - После выхода слева мыс, на нем хорошая стоянка, держаться правее мыса
20 Шивера "Неприятная" 1/ 2+ - На выходе из озера Просмотр затруднен- болота по обоим берегам в начале. Очень мелко по любой воде. Держаться ближе к ПБ, иногда уходя в центр. За шиверой – по обоим берегами стоянки
- Остатки съезда на лед - - - -
21 Завал у ПБ, камни в русле - 200 м - Проход слева
22 Порожек - 70 м - Кривая струя на ПП
23 Порожек - 100 м - -
24 Порог 2/2+ 50 м - На ПБ стоянка, в пороге несколько бочек подряд, в конце река делает небольшой левый зигзаг (влево-вправо), перед ним ближе к ПБ каменистая отмель, сразу за ней № 25
25 Порожек 1/1+ 20 м На зигзаге за №24 -
26 Порог "Коверкоси" (Голяновско-го) 2+/3 30 м Ориентиры нечеткие!!!Небольшое сужение реки со стороны ПБ, с воды неясно, что дальше, на ПБ небольшая лужайка, дальше лес. После первой ступени (40 м) на ПБ виден камень с табличкой, река уходит чуть левее Первая ступень достаточно короткая и несложная, больше напоминает перекат. Небольшое улово, на ПБ видна табличка. Река уходит чуть левее, делает небольшой ПП. Слалом между камней, бочки, под ПБ в воде полощется березка. В конце ПП, проход по центру между камней Осмотр, обнос – ПБ, Чалка на лужайке перед порогом
27 Плавучий завал - 600 м - Под завал не утягивает, течения нет, Завал появляется за резким ЛП, байдарка медленно вполне может пройти, катамаран лучше обнести, хотя, по информации параллельной группы, можно и пройти (как – непонятно)
- оз. Калгозеро - 700 м. - Держаться вдоль ЛБ, Слева – стоянка. В конце озера стоянка на каменном мысу, левее нее еще 2 стоянки похуже. Рядом – залив налево, он делится на 2 части, идти в ту, которая левее
28 Перекат - 400 м. - -
- Левый приток - 200 м. - Сильно заболочен
29 Порог 2/2+ 400 м До и под мостом Просмотр проблематичен – заболоченность, линия движения читается с воды, навал на опору моста
30 Порог 1/2 200 м. После неболь-шого ЛП Ничего сложного, может быть мелко. Середине островок, слева, вроде, поглубже
31 Порог 1/2 100 м. - По струе слева
32 Порог 1/2 200 м. - Мощная прямая струя, в конце могут быть камни
33 Порог "Короткий" 2/3 150 м. ПП, на ЛБ хорошая стоянка. Сильный шум, видна мощная струя Длина порога – 30 м, Сильная струя, в конце несколько бочек. Осмотр, если нужен, с ЛБ – там хорошая стоянка Порог очень выражен, после него следует начинать внимательно считать препятствия и смотреть ориентиры до №38
34 Перекат - 70 м. - -
35 Порожек - 120 м. - -
36 Порог 2/3 100 м. У ПБ – остров, поросший деревьями, за ЛП – шум, впереди видны камни Чалка до ЛП, просмотр желателен – в русле могут быть бревна. Внизу что-то типа каменистого острова
37 Перекат - 30 м. - -
38 Пор. "Офицер-ский" 2+/3+ 80 м. Виден резкий ЛП, на ПБ- береза с футболкой, впереди – камни, на них - бревно Сложный порог. 1-я ступень(100 м) – заход под ЛБ, почти под берегом уйти от бревна, слалом между камней. Между ступенями- улово (страховка), затем 2-я ступень ( 400 м).слалом между камней. Просмотр – по ЛБ, чалка до ЛП. На ЛБ – стоянка
39 Перекат - 100 м - -
40 Мост дороги Энгозеро- Калгалакша -/1 70 м Виден с воды Байдарку – в любой пролет, катамаран лучше справа, за мостом на ЛБ стоянка
- Разбои - - - Выбирать достаточно полноводные, стараться держаться правее, В разбоях попадаются сети
- Река сходится в единое русло, по берегам - болотца - - - Большая сеть через всю реку, достаточно длинная, чтобы не порвать, прижимаемся к болоту справа
41 Шивера "Примор-ская" -/1 40 м За ней- остров, идем справа от него За островом – оз. Домашнее, видна Калгалакша, есть стояки и в Белом Море (за мостом), есть стоянка слева перед заливом

11. Хронометраж и действия группы

15 июля

19:30. Сбор на Ленинградском вокзале.

20:45. Отправление поездом №382.

17 июля

0:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

0:35. Пошли в сторону оз. Энгозеро.

0:55. Пришли на оз. Энгозеро.

2:00. Закончили рубить раму.

2:15. Пришел лесник, проверил маршрутную книжку, наличие спиннингов, увидев срубленную раму, снял с нас 300 рублей (как выяснилось позже, это здесь стандартная ставка с группы), после чего стал давать советы.

5:00. Окончание стапеля.

5:25. Выход.

6:20. Обогнули мыс с гарью.

8:05. Вошли в речку.

9:50. Зачалились перед пор. "Шлагбаум", просмотр, подготовка страховки.

10:05. Выставлен человек у захода в пролет моста, фотосъемка. Катамаран проходит практически чисто – на входе у капитана чуть закусило весло, в результате чего рамой чуть задели правый край моста. Катамаран встает на страховку за порогом, проходит байдарка – на входе сели на обливной камень, слезли с него без последствий, далее прошли чисто.

10:25. Зачалились на ЛБ за порогом, встали на стоянку.

Обедаем, отдыхаем.

13:30. Легли спат.

18:00. Проснулись. Приготовление ужина, небольшой ремонт байдарки и катамарана.

22:00. Отбой.

18 июля

8:00. Подъем, завтрак.

11:25. Вышли.

12:01. Пересекли оз. Песчаное.

Разбои, перекаты.

12:27. Пор. "Утюг".

Осматриваем по ЛБ. Выставляем фотосъемку на мосту. Решено идти следующим образом: катамаран проходит верхнюю часть, чалится у ПБ выше остатков старого моста, страхует байдарку. Однако, когда катамаран прошел верхнюю часть и зачалился у ПБ, экипаж байдарки решил отказаться от прохождения. Катамаран проходит до конца, обносим байдарку.

12:54. Обнесли байдарку, идем дальше.

Начинаются разбои, в которых встречаются перекаты.

13:30. Виден ж/д мост, сваи перед ним.

Осматриваем сначала с ЛБ, потом переходим на ПБ по ж/д мосту, осматриваем с него.

14:00. Проходим.

Разбои.

14:12. Видна ЛЭП.

14:22. Порог №10. Осматриваем с воды, идем.

Несколько перекатов.

15:10. Пор. "Три сосны". Осмотр с воды, проходим.

Река переходит в болото.

15:45. Окончание разбоев. На ПБ – группа с несколькими байдарками. Перекат.

16:00. Встали на обед за перекатом.

16:25. Закончили обед.

16:35. Вышли в Поригозеро. Оставляем всеи острова, кроме последних двух справа.

17:35. Окончание Поригозера. На ЛБ стоянка на мысу. Перекат.

17:45. Разбои.

18:00. Перекат. Река выходит в безымянное озеро. После недолгих дискуссий, куда идти, идем направо.

18:25. Выход из безымянного озера. Шивера, за ней – перекат.

19:00. Река выходит в болото, начинает петлять.

19:35. Вышли в Пиртозеро. Немного отдыхаем, затем идем, все островки оставляем слева.

21:20. Группа на ПБ.

21:40. Зачалились. Встаем на ночевку на ЛБ, в 200 м от дороге. Ужин.

23:00. Пошли посмотреть дорогу.

24:00. Отбой.

19 июля

7:00. Руководитель услышал голоса местных, которые ловили рядом рыбу. Встал.

8:30. Общий подъем, Завтрак, ремонт байдарки.

11:40. Вышли.

11:45. Перекат, по краям реки – бревна.

Следом идут разбои, много уток.

12:00. Небольшое озерцо

12:10. Перекат, на ПБ на березе футболка – ориентир пор. Грива.

Чалимся, осматриваем.

Решено на байдарке 1-ю ступень не идти. Обносим байдарку, ставим страховку спасконцом между ступенями. Матросы поменялись судами.

13:02. Проходит катамаран.

13:28. Прошла байдарка (2-ю ступень). Встаем на ЛБ, клеимся,.

Сделали чай.

14:30. Отчаливаем.

15:10. Вышли в безымянное озеро.

15:55. Чалимся на противоположном берегу. Идем искать мост.

16:45. Все вернулись. Перекус.

17:00. Вышли.

17:15. Мост. Вышли в верхнее Амбарное озеро.

17:45. Мыс на Верхнем Амбарном озере.

18:50. Вышли из Верхнего Амбарного озера. Перекат.

19:30. Вышли из Среднего Амбарного Озера.

20:00. Встали на стоянку рядом с мысом на ЛБ.

Ужинаем. Достали сюрприз – банка вареной сгущенки.

23:30. Отбой.

20 июля

8:00. Подъем. В очередной раз ремонтируем байдарку, на кате полетела одна скрутка.

11:50. Выход.

12:00. На выходе из озера "Неприятная" шивера. Очень мелко, постоянно ловим камни.

12:20. Начинаем ремонт байдарки на ПБ за шиверой.

13:25. Выходим.

13:30. Остатки съезда на лед.

13:35. Завал справа. Обход слева .

Серия порожков и перекатов.

14:03. Зачалились перед порогом №24, на ПБ группа, катамаран прошел вниз, отстраховал байдарку.

14:15. Просмотрели следующий порог – прошли чисто.

14:20. Зачалились перед пор. Коверкоси (Голяновского), Осмотрели. Выставили фотосъемку.

14:50. Прохождение катамарана.

15:00. Катамаран встает на страховку ниже порога, фотосъемку попросили осуществить группу, которая пришла по тропе с пор. №24 посмотреть наше прохождение. Прохождение байдарки.

15:25. Закончили прохождение, забрали фотоаппараты у наблюдавшей группы, двинулись дальше.

15:45 Плавучий завал. Байдарка аккуратно проходит между бревен, затем обносим катамаран по ЛБ.

16:00. Пошли дальше.

16:20. Калгозеро. Радуют хорошая погода и попутный ветер

16:40. На ЛБ – группа с 2 катами.

Не вылезая с судов, перекусили.

17:45. Зачалились на мысу на востоке Калгозера. Встали на стоянку.

Ужин.

22:30. Подошла группа Ярославцев. Подсказали им стоянку рядом с нами.

23:30. Выяснилось, что у Ярославцев участник порезал руку. Венозное кровотечение. Обработали фурацелином, забинтовали, отрезали еще 3 таблетки фурацелина (своего у них не было), настоятельно порекомендовали им сойти в Калгалакше (они собирались идти до Куземы).

1:00. Отбой.

21 июля

8:30. Подъем.

Завтрак. Очередной (последний) ремонт байдарки.

13:00. Выход.

13:35. Перекат.

13:40. Левый приток.

14:00. Автомобильный мост, порог № 29.

14:15. Порог №30.

14:35. Порог №31.

14:50. Порог №32.

15:10 Порог "Короткий" №33.

15:30. Зачалились перед пор. №35

15:35. Прошли пор. №35.

15:45. Зачалились перед пор. № 36.

15:55. Прошли № 36.

16:07. Видим резкий ЛП, на ПБ футболка на березе, впереди камни, на них бревно. Чалимся ЛБ. Впереди – пор. Офицерский, осматриваем по ЛБ, обсуждаем детали прохождения. Решено идти следующим образом – в порог заходит катамаран, за ним через 3 минуты байдарка. Катамаран чалится и страхует байдарку за 1-й ступенью, затем катамаран идет 2-ю ступень, когда он скрывается за поворотом, идет байдарка. Экипаж катамарана периодически оглядывается и смотрит за тем, как проходит байдарка.

16:42. Приступили к прохождению. Полностью выполнили план. В конце 2-й ступени капитан байдарки надломил лопасть весла.

16:58. Закончили прохождение. Идем дальше

17:05. Перекат. Байдарка села на единственный камень. Слезли с помощью катамарана.

17:12. Видны столбы вдоль дороги Энгозеро – Калгалакша.

17:20. Порог под мостом дороги Энгозеро – Калгалакша. Проходим в правый пролет.

Слева стоянка.

17:24. Начинаются разбои.

17:45. Болотистое озерцо. Сеть через всю реку

17:52. Шивера "Приморская"

17: 56. оз. Домашнее. Видна вся Калгалакша.

18:03. Чалимся перед заливом на ЛБ. Водная часть похода закончена.

18:20. Сходили, договорились насчет автобуса на следующий день. 1200 р. с группы. Нам предложили свежесоленую семгу за 150 р./кг. Мы отказались. Посетили местный магазин.

19:00. Антистапель

23:00. Ужин.

Решили дежурить по 2-е, хотя все спокойно (на всякий случай).Одни с 0 часов до 3-30, другие с 3-30 до 7-00.

22 июля

7:00. Общий подъем.

Завтрак.

Сбор вещей, лагеря.

9:10. Выход в поселок.

9:25. Пришли к зданию правления, оплатили проезд, получили документы об оплате. Сделали отметку в маршрутной книжке, погрузились. С нами группа из 6 человек, примерно столько же местных.

11:00. Отбыли в сторону ст. Энгозеро

12:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

Хотя у нас билеты на 5:26 от ст. Энгозеро, решено добраться электричкой до Кеми – оттуда ехать спокойнее, проще закупить продукты, нет риска конфликта с местным населением, да и поезд стоит 20 минут.

Купили билеты на электричку, сходили в магазин.

15:37. Отбыли в сторону г. Кемь.

18:10. Прибыли в Кемь.

Погуляли по Кеми, закупились продуктами. Ночь провели на вокзале – туристов достаточно много.

23 июля

7:00. Подъем.

7:40. Подошел поезд. Погрузились.

8:03. Отправились.

Практически всю дорогу отсыпаемся за последние 2 ночи.

24 июля

10:55. Прибыли в Москву. Поход окончен…

12. Финансовые затраты

Статья Сумма
  На 1 человека На 4 человек
Билеты Москва- Энгозеро- Москва 1400 руб. 5600 руб.
Продукты 400 руб. 1600 руб.
"Штраф" за рубленную раму 75 руб. 300 руб.
Ремнабор 70 руб. 280 руб.
Автобус пос. Калгалакша- ст. Энгозеро 300 руб. 1200 руб.
Итого 2245 руб. 8980 руб.

13. Итоги, выводы, рекомендации

Калга- в меру сложная речка, для которой желательно иметь некий опыт. Речка очень живописная – озера, болота, заросли тростника. Завершается выходом в Белое море, за счет чего можно удлинить маршрут на 70 км (до Куземы).

Особую внимательность следует проявить перед порогами Коверкоси (Голяновского) и Офицерский, так как перед первым из них четкие ориентиры отсутствуют, а перед вторым нет линии связи, описанной в многочисленных лоциях и в книге А. Шилова "На байдарках по Карелии". Пороги достаточно сложные, их необходимо просмотреть, равно как и пороги "Грива" и "Утюг"

Обязательно соблюдение техники безопасности – каски, спасжилеты.

В принципе, на озерах можно ориентироваться с помощью схем и хорошего описания, однако лучше иметь карту – двухкилометровки вполне достаточно. В случае неприятностей она упростит сход с маршрута.

Ваш ремнабор должен располагать необходимым количеством средств для починки судов. Камней много, камни острые, есть, где пробиться.

Ваша аптечка должна быть укомплектована должным образом. Нам, например, пришлось помогать соседней группе – у них не было средств, чтобы должным образом помочь человеку с венозным кровотечением.

В пос. Энгозере ходит лесник, который собирает "дань" с туристских групп. Стандартная стоимость прохода в этом году – 300 рублей. Поводы самые разные (спиннинги, рубленые рамы, отсутствие маршрутной книжки, рассказы о несуществующих запретах на сплав и т.д.). Во избежание подобных проблем рекомендуем иметь при себе маршрутную книжку, хотя это, конечно же, не гарантирует решения всех проблем. Также рекомендуется поезда ждать не в Энгозере, а в Кеми – там их останавливается больше, стоят они дольше, не возникнет проблем с местными во время ожидания.

Если вы собираетесь ориентироваться на наш темп движения, то необходимо учесть следующее:

- у нас был катамаран-2 – время под него (байдарка ждала)
- перед основными препятствиями мы двигались медленно и очень осторожно.

Рекомендуем взять несколько описаний и лоций.

И последний момент – рекомендуется ориентироваться по солнцу. С компасом неудобно – магнитное склонение слишком велико, а вот солнце, находящееся в июле круглые сутки над горизонтом, летом в 2-00 находится на севере, в 8-00 – на востоке, в 14-00 – на юге, в 20-00 – на западе.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.



404 Not Found

Not Found

The requested URL /backend/landing.php was not found on this server.


Apache/2.2.29 (CentOS) Server at 5.45.69.2 Port 80
  • Мойка авто
  • Мойка и химчистка автомобиля. Новости из мира японских авто
  • kashir-center.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100