Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном походе второй категории сложности, совершенном с 15 по 24 июля 2005 года по маршруту: г. Москва – пос. Энгозеро – оз. Энгозеро – р. Калга – оз. Песчаное – оз. Поригозеро – оз. Пиртозеро – Амбарные озера – оз. Калгозеро – пос. Калгалакша – пос. Энгозеро – г. Кемь – г. Москва

Руководитель: Фрох Э. В. (Москва)

Турклуб "Перово"

Содержание:
  1. Сведения о районе путешествия;
  2. Паспорт похода;
  3. Основные препятствия;
  4. Общая идея похода;
  5. Подъезды и отъезды;
  6. Аварийные сходы с маршрута;
  7. График движения;
  8. Состав группы, экипажи;
  9. Погодные условия;
  10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша;
  11. Хронометраж и действия группы;
  12. Финансовые затраты;
  13. Итоги, выводы, рекомендации
1. Сведения о районе путешествия

Маршрут проходит по восточной части Северной Карелии. Отсюда – природные особенности:

- достаточно непостоянная погода – маршрут заканчивается на берегу Белого моря;

- болотистая местность – обилие кровососущих насекомых в середине июля;

- растительность – ель, сосна, береза;

- ягод в середине июля еще нет, лишь в последние дни появилась черника, чуть позже начинаются грибы, морошка, брусника;

- в реке достаточно много рыбы – сами не ловили, но у других групп видели.

Река, как и район, пользуются популярностью у туристов. Многие путешествуют по системе озер, связанных с Энгозером. Из Энгозера вытекает еще одна река, также впадающая в Белое море – Воньга. Между Воньгой и Калгой находятся еще 2 реки – Кузема и Поньгома. В целом, Калга, пожалуй, самая мощная из всех, для байдарок – ближе к 3-й к. с., для катамарана – хорошая, сильная 2 к.с.

2. Паспорт похода

Район путешествия – Россия, республика Карелия, северо-восток.

Вид туризма – водный.

Маршрут – по реке Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша (Белое море).

Средства сплава - катамаран-двойка – 1 шт., (1000 л), байдарка "Истра" - 1 шт.

Категория сложности – 2 (для катамаранов) и 2 с эл.3 (для байдарок).

Время похода – с 15 по 24 июля 2005 года.

Продолжительность похода: 9 дней, из них

Подъезд/выезд поездом – 3 дня.

Выезд из пос. Калгалакша – 0,5 дня.

Стапель – 0,5 дня.

Ходовых дней – 4,5.

Полудневки – 0,5 дня.

Протяженность маршрута – 74 км.

Уровень воды в реке – выше среднего, но постоянно падал.

Количество участников похода – 4.

3. Основные препятствия

пор. Утюг (3 к.тр.) – мощный порог с падением, заканчивающийся автомобильным мостом

пор. Грива (3+ к. тр.) – Двухступенчатый порог. Представляет собой хаотично набросанные камни, с падением. В конце остров, за ПП – крупный камень жандарм.

пор. Коверкоси (Голяновского) (3 к. тр.) – слаломный порог, первая ступень достаточно короткая и простая, вторая – более сложная и протяженная. Страховка с берега затруднена – почти везде есть камни, за которые может зацепиться спасконец

пор. Офицерский (3+ к. тр.) – двухступенчатый порог. Первая ступень – трек вдоль ЛБ, справа камни, бревна, затем уход к центру реки. Между ступенями удобное улово для страховки с воды. Вторая ступень – хаотично разбросанные камни, падение, достаточно протяженная

Категории указаны для каркасно-надувных байдарок.

4. Общая идея похода

Долго искали речку, достаточно несложную, чтобы можно было взять байдарку, а руководителю – совершить руководство. И чтобы посмотреть северную природу. Первоначально рассматривали уральские реки – однако от идеи пришлось отказаться из-за достаточно большой протяженности – у нас было всего 9 дней Москва – Москва. Рассматривали реки Южной Карелии и Карельского перешейка, однако отказались в пользу Северной Карелии. Наконец, была выбрана Калга – не очень протяженная, в меру сложная, но и не очень сильная река

5. Подъезды и отъезды

На ст. Энгозеро из Московских поездов останавливается только 382-й. Есть информация, что останавливается и поезд Вологда – Мурманск. Подробное расписание можно узнать на сайте http://rzd.ru. До озера можно дойти через поселок – всего минут 15-20, от станции предлагали довезти до озера за 300 р., мы отказались. Идти надо по улицам поселка, придерживаясь юго-западного направления. Лучше стапелиться южнее поселка – там, где начинается лес. Также можно доехать к пор. Утюг – 6 км от Энгозера, однако идти его без раскатки на байдарках не рекомендуется. Также некоторые группы начинают маршрут с Амбарных озер.

Из пос. Калгалакша уехать вполне реально. Хотя официально автобус ходит 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница в 11-00 от сельсовета (синее здание с флагом), можно договориться почти на любое время. Для этого необходимо найти местного зам. председателя – северо-восточная часть поселка, новый дом с красной (под черепицу) крышей. Стоимость на группу с багажом – 1200 р., ехать около полутора часов. Также ряд групп удлиняют маршрут за счет морского участка (до Куземы).

Хотя у нас и были билеты от ст. Энгозеро до Москвы (382-й поезд уходит в 5-26), дабы избежать ночного общения с местным населением мы уехали электричкой Лоухи-Кемь в Кемь (отправление в 15-37, до Кеми). Еще 1 плюс посадки в Кеми – поезд стоит 20 минут, можно спокойно загрузиться, проводник точно не проспит. Да и с билетами проще (тем кто не покупает их заранее) – здесь останавливаются 4 московских поезда. С магазинами (продукты в обратную дорогу), в Кеми тоже лучше, однако за 14 часов мы так и не нашли хлеба.

6. Аварийные сходы с маршрута

К пор. Утюг с севера от Энгозера подходит дорога. Ничего о ее оживленности сказать не можем, однако идти по ней явно проще, чем по лесу.

К югу от ж/д моста через Калгу есть станция, на которой 2 раза в сутки останавливается электричка – утром и около 4 часов дня

В конце Пиртозера на левом (северном) берегу есть дорога из Энгозера в Калгалакшу. В случае необходимости выброски – либо внимательно смотреть – видны столбы с проводами, либо чалиться на ЛБ на выходе из Пиртозера на каменном мысу – 200 м. на север до дороги. Дорога достато оживленная, транспорт ходит иногда даже несколько раз в час.

Над перемычкой верхнего Амбарного озера идет дорога, она используется редко, однако если пойти по ней на север, то она выведет к дороге на Энгозеро.

Незадолго до Калгалакши дорога пересекает реку. Здесь можно сойти в случае неприятностей на пор. Офицерский.

7. График движения

Дата Участок Способ передвижения Км Основные препятствия
15/07 г. Москва - поезд 1466 – за 2 дня -
16/07 ст. Энгозеро поезд -
17/07

пос. Энгозеро – оз. Энгозеро

-

оз Песчаное

Пешком

 

сплав

1,5 км

 

6 км

-

 

пор. Шлагбаум

18/07 м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в конце сплав 18 км Пор. Утюг
19/07 м.н. – Нижн. Амбарное озеро сплав 16 км Пор. Грива
20/07 м.н. – оз. Калгозеро сплав 18 км Пор. Коверкоси (Голяновского)
21/07 м.н. – пос. Калгалакша Сплав 16 км Пор. Офицерский
22/07

Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро

г. Кемь

Автобус

 

Электричка

45 км

 

111 км

-
23/07 г. Кемь - Поезд За 2 дня – 1355 км -
24/07 г. Москва Поезд -

8. Состав группы, экипажи

№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе Распределение по средством сплава
1 Фрох Эдуард Викторови 1985

3У – р. Малка

3У – р. Аксаут

Руководитель

Медик

Кат-2, капитан
2 Ушков Николай Евгеньевич 1990

3У – р. Аксаут

3У – р. Умба (без справки)

Снаряженец

Реммастер

Байдарка, капитан
3 Алтухова Екатерина Александровна 1983

3У – р. Умба (без справки)

ПВД

Завхоз

Фотограф

Байдарка, матрос
4 Туров Антон Александрович 1985

3У – р. Кутсайоки (без справки)

ПВД

Хронометрист

Метеоролог

Кат-2, матрос

9. Погодные условия

Дата Участок Погода
15/07 г. Москва - Переменная облачность, дождь
16/07 ст. Энгозеро Ясно, +25
17/07 пос. Энгозеро – оз. Энгозеро - оз Песчаное Ясно, ночью + 18 Днем +28
18/07 м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в конце Утром небольшой дождь, Во второй половине дня ясно +23
19/07 м.н. – Нижн. Амбарное озеро Ясно, +25
20/07 м.н. – оз. Калгозеро Утром переменная облачность, потом – ясно, +23
21/07 м.н. – пос. Калгалакша Пасмурно, +16
22/07 Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро – г. Кемь Пасмурно, +14
23/07 г. Кемь - Ночью дождь +9, днем переменная облачность, +17
24/07 г. Москва Ясно + 22

10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша

Вода выше средней.

№ п/п   Категория катамаран/ байдарка Расстояние от предыдущего Ориентиры Описания
- Оз. Энгозеро - - - К югу от поселка есть мыс, на нем гарь, которая достаточно хорошо видна. Курс на правую ее часть, обогнуть мыс, за мысом влево, затем идти, периодически оглядываясь направо-назад. Речка достаточно широка на выходе из озера (около 30 м) См. сх. №1
1 Пор. "Шлагбаум" 2/2+ 2,5 км После длинного плеса река уходит влево, в правых протоках заломы, в самой левой проход, видно падение, слышен шум Разрушенный мост на лесовозной дороге. Крайние пролеты завалены бревнами, проход только по центральной. После входной шиверы небольшое падение, затем надо вписаться в единственный пролет (чуть более 2,5 м) В малую воду заход будет затруднен камнями, в нашу воду – все обливные Осмотр, обнос по ЛБ Стоянка на ПБ за порогом
- Оз. Песчаное - Сразу за №1 - После выхода из № 1 на востоке виден песчаный пляж (стоянка). Надо взять чуть правее него
2 За озером начинаются разбои и перекаты 1 - - Местами мелко, особенно в низкую воду. Держаться самой полноводной протоки
3 Пор. "Утюг" 2/3 - Остров, поросший деревьями, шум, видно падение, вдали виден автомобильный мост. Осмотр по обоим берегам, страховка - слева Правая протока загорожена, заход слева, мощная бочка, камни, уход в правый пролет моста Осмотр – обязателен, обнос по ЛБ
4 Разбои, перекаты - 200 м. - Осторожно, местами деревья перегораживают ? русла реки
5 Сваи и ж/д мост 1 50 м Видны с воды Желательно осмотреть по обоим берегам, зачалившись на ЛБ – сначала идет ряд свай, местами бревна, самый чистый проход – 2-й и 3-й участок слева. Под мостом в центральный пролет, уходя от опоры и свай.
6 Разбои - 100 м - Придерживаться самой полноводной протоки. Смотреть под воду – есть бревна. Посередине ЛЭП
7 Порог 2/3 - Слышен шум, видны барашки, река из болота переходит в лес Рекомендуется просмотр по ЛБ, там же стоянка. Множество камней
8 Перекаты - 200 м - Особой сложности не представляют, следить за ориентирами №9
9 Пор. "Три Сосны" 1/2 - В центре реки появляется остров, поросший березами и соснами, правая протока завалена бревнами Осмотр с воды, для осторожных – по ЛБ, проход по левой протоке
- Река переходит из леса в болото, разбои - - - -
10 Порог 2/2+ - Река снова переходит в лес Перед порогом – стоянка на ПБ, если надо – осмотр там же
- Оз. Поригозеро - - Идти, оставляя островки справа до залива, заросшего тростником На впереди 2 острова, между ними- большой комель, обойти их слева, впереди – каменный мыс со стоянкой, за ним – продолжение реки, См. сх. №2
11 2-х ступенчатый перекат - - - -
12 Разбои, в конце - перекат -/1 - - -
- Безымянное озеро - - - По нему вправо и до конца, Озеро сильно заросшее
13 Шивера 1/2 - На выходе из озера Ничего сложного, камни
14 Перекат - 50 м - -
- Река сильно петляет по болоту, в конце – оз. Пиртозеро - - - -
- Оз. Пиртозеро - - - Острова оставлять слева, в конце на ПБ – хорошая стоянка, на ЛБ – видны столбы, дорога Энгозеро – Калгалакша, на мысу есть стоянка похуже – близко к дороге, рядом болото, лучше пройти до № 15 или чуть дальше
15 Перекат -   На выходе из озера По краям реки – бревна, на ЛБ – стоянка (рядом дорога!)
- Разбои - - - -
- Маленькое круглое озеро - - - Выход – чуть левее чем вошли. В конце на ЛБ стоянка
16 Перекат - - - -
17 Пор. "Грива" 2+/3+ 20 м На ЛП на ПБ футболка на отдельно стоящей березе, справа- маленькое болотце, впадает ручеек. Футболка видна еще до №16 2 Ступени: 1-я ступень – много камней, падение, бочки, 2-я ступень – сначала остров с деревом, ПП на 90 градусов, камень-жандарм, камни на выходе Осмотр, обнос по ПБ. Чалка до березы с футболкой в болотце в устье ручейка Стоянка на ПБ на пороге, стоянки по обоим берегам за порогом
- Озеро - 700 м - Идти влево – до деревянного моста, потом под мост
18 Мост 1 - - Ничего сложного, проход во 2-й пролет справа, на катамаране надо пригнуться
- Верхнее Амбарное озеро - - - Идти прямо, до ярко выраженного мыса на ЛБ, после него во 2-й залив налево. После выхода во вторую часть озера налево почти до конца, там будет протока направо См. сх. №3
19 Перекат -/1 - - Соединяет Верхнее и Среднее Амбарные озера
- Среднее Амбарное озеро - - - Держаться вдоль ЛБ, там выход
- Нижнее Амбарное озеро - 50 м - После выхода слева мыс, на нем хорошая стоянка, держаться правее мыса
20 Шивера "Неприятная" 1/ 2+ - На выходе из озера Просмотр затруднен- болота по обоим берегам в начале. Очень мелко по любой воде. Держаться ближе к ПБ, иногда уходя в центр. За шиверой – по обоим берегами стоянки
- Остатки съезда на лед - - - -
21 Завал у ПБ, камни в русле - 200 м - Проход слева
22 Порожек - 70 м - Кривая струя на ПП
23 Порожек - 100 м - -
24 Порог 2/2+ 50 м - На ПБ стоянка, в пороге несколько бочек подряд, в конце река делает небольшой левый зигзаг (влево-вправо), перед ним ближе к ПБ каменистая отмель, сразу за ней № 25
25 Порожек 1/1+ 20 м На зигзаге за №24 -
26 Порог "Коверкоси" (Голяновско-го) 2+/3 30 м Ориентиры нечеткие!!!Небольшое сужение реки со стороны ПБ, с воды неясно, что дальше, на ПБ небольшая лужайка, дальше лес. После первой ступени (40 м) на ПБ виден камень с табличкой, река уходит чуть левее Первая ступень достаточно короткая и несложная, больше напоминает перекат. Небольшое улово, на ПБ видна табличка. Река уходит чуть левее, делает небольшой ПП. Слалом между камней, бочки, под ПБ в воде полощется березка. В конце ПП, проход по центру между камней Осмотр, обнос – ПБ, Чалка на лужайке перед порогом
27 Плавучий завал - 600 м - Под завал не утягивает, течения нет, Завал появляется за резким ЛП, байдарка медленно вполне может пройти, катамаран лучше обнести, хотя, по информации параллельной группы, можно и пройти (как – непонятно)
- оз. Калгозеро - 700 м. - Держаться вдоль ЛБ, Слева – стоянка. В конце озера стоянка на каменном мысу, левее нее еще 2 стоянки похуже. Рядом – залив налево, он делится на 2 части, идти в ту, которая левее
28 Перекат - 400 м. - -
- Левый приток - 200 м. - Сильно заболочен
29 Порог 2/2+ 400 м До и под мостом Просмотр проблематичен – заболоченность, линия движения читается с воды, навал на опору моста
30 Порог 1/2 200 м. После неболь-шого ЛП Ничего сложного, может быть мелко. Середине островок, слева, вроде, поглубже
31 Порог 1/2 100 м. - По струе слева
32 Порог 1/2 200 м. - Мощная прямая струя, в конце могут быть камни
33 Порог "Короткий" 2/3 150 м. ПП, на ЛБ хорошая стоянка. Сильный шум, видна мощная струя Длина порога – 30 м, Сильная струя, в конце несколько бочек. Осмотр, если нужен, с ЛБ – там хорошая стоянка Порог очень выражен, после него следует начинать внимательно считать препятствия и смотреть ориентиры до №38
34 Перекат - 70 м. - -
35 Порожек - 120 м. - -
36 Порог 2/3 100 м. У ПБ – остров, поросший деревьями, за ЛП – шум, впереди видны камни Чалка до ЛП, просмотр желателен – в русле могут быть бревна. Внизу что-то типа каменистого острова
37 Перекат - 30 м. - -
38 Пор. "Офицер-ский" 2+/3+ 80 м. Виден резкий ЛП, на ПБ- береза с футболкой, впереди – камни, на них - бревно Сложный порог. 1-я ступень(100 м) – заход под ЛБ, почти под берегом уйти от бревна, слалом между камней. Между ступенями- улово (страховка), затем 2-я ступень ( 400 м).слалом между камней. Просмотр – по ЛБ, чалка до ЛП. На ЛБ – стоянка
39 Перекат - 100 м - -
40 Мост дороги Энгозеро- Калгалакша -/1 70 м Виден с воды Байдарку – в любой пролет, катамаран лучше справа, за мостом на ЛБ стоянка
- Разбои - - - Выбирать достаточно полноводные, стараться держаться правее, В разбоях попадаются сети
- Река сходится в единое русло, по берегам - болотца - - - Большая сеть через всю реку, достаточно длинная, чтобы не порвать, прижимаемся к болоту справа
41 Шивера "Примор-ская" -/1 40 м За ней- остров, идем справа от него За островом – оз. Домашнее, видна Калгалакша, есть стояки и в Белом Море (за мостом), есть стоянка слева перед заливом

11. Хронометраж и действия группы

15 июля

19:30. Сбор на Ленинградском вокзале.

20:45. Отправление поездом №382.

17 июля

0:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

0:35. Пошли в сторону оз. Энгозеро.

0:55. Пришли на оз. Энгозеро.

2:00. Закончили рубить раму.

2:15. Пришел лесник, проверил маршрутную книжку, наличие спиннингов, увидев срубленную раму, снял с нас 300 рублей (как выяснилось позже, это здесь стандартная ставка с группы), после чего стал давать советы.

5:00. Окончание стапеля.

5:25. Выход.

6:20. Обогнули мыс с гарью.

8:05. Вошли в речку.

9:50. Зачалились перед пор. "Шлагбаум", просмотр, подготовка страховки.

10:05. Выставлен человек у захода в пролет моста, фотосъемка. Катамаран проходит практически чисто – на входе у капитана чуть закусило весло, в результате чего рамой чуть задели правый край моста. Катамаран встает на страховку за порогом, проходит байдарка – на входе сели на обливной камень, слезли с него без последствий, далее прошли чисто.

10:25. Зачалились на ЛБ за порогом, встали на стоянку.

Обедаем, отдыхаем.

13:30. Легли спат.

18:00. Проснулись. Приготовление ужина, небольшой ремонт байдарки и катамарана.

22:00. Отбой.

18 июля

8:00. Подъем, завтрак.

11:25. Вышли.

12:01. Пересекли оз. Песчаное.

Разбои, перекаты.

12:27. Пор. "Утюг".

Осматриваем по ЛБ. Выставляем фотосъемку на мосту. Решено идти следующим образом: катамаран проходит верхнюю часть, чалится у ПБ выше остатков старого моста, страхует байдарку. Однако, когда катамаран прошел верхнюю часть и зачалился у ПБ, экипаж байдарки решил отказаться от прохождения. Катамаран проходит до конца, обносим байдарку.

12:54. Обнесли байдарку, идем дальше.

Начинаются разбои, в которых встречаются перекаты.

13:30. Виден ж/д мост, сваи перед ним.

Осматриваем сначала с ЛБ, потом переходим на ПБ по ж/д мосту, осматриваем с него.

14:00. Проходим.

Разбои.

14:12. Видна ЛЭП.

14:22. Порог №10. Осматриваем с воды, идем.

Несколько перекатов.

15:10. Пор. "Три сосны". Осмотр с воды, проходим.

Река переходит в болото.

15:45. Окончание разбоев. На ПБ – группа с несколькими байдарками. Перекат.

16:00. Встали на обед за перекатом.

16:25. Закончили обед.

16:35. Вышли в Поригозеро. Оставляем всеи острова, кроме последних двух справа.

17:35. Окончание Поригозера. На ЛБ стоянка на мысу. Перекат.

17:45. Разбои.

18:00. Перекат. Река выходит в безымянное озеро. После недолгих дискуссий, куда идти, идем направо.

18:25. Выход из безымянного озера. Шивера, за ней – перекат.

19:00. Река выходит в болото, начинает петлять.

19:35. Вышли в Пиртозеро. Немного отдыхаем, затем идем, все островки оставляем слева.

21:20. Группа на ПБ.

21:40. Зачалились. Встаем на ночевку на ЛБ, в 200 м от дороге. Ужин.

23:00. Пошли посмотреть дорогу.

24:00. Отбой.

19 июля

7:00. Руководитель услышал голоса местных, которые ловили рядом рыбу. Встал.

8:30. Общий подъем, Завтрак, ремонт байдарки.

11:40. Вышли.

11:45. Перекат, по краям реки – бревна.

Следом идут разбои, много уток.

12:00. Небольшое озерцо

12:10. Перекат, на ПБ на березе футболка – ориентир пор. Грива.

Чалимся, осматриваем.

Решено на байдарке 1-ю ступень не идти. Обносим байдарку, ставим страховку спасконцом между ступенями. Матросы поменялись судами.

13:02. Проходит катамаран.

13:28. Прошла байдарка (2-ю ступень). Встаем на ЛБ, клеимся,.

Сделали чай.

14:30. Отчаливаем.

15:10. Вышли в безымянное озеро.

15:55. Чалимся на противоположном берегу. Идем искать мост.

16:45. Все вернулись. Перекус.

17:00. Вышли.

17:15. Мост. Вышли в верхнее Амбарное озеро.

17:45. Мыс на Верхнем Амбарном озере.

18:50. Вышли из Верхнего Амбарного озера. Перекат.

19:30. Вышли из Среднего Амбарного Озера.

20:00. Встали на стоянку рядом с мысом на ЛБ.

Ужинаем. Достали сюрприз – банка вареной сгущенки.

23:30. Отбой.

20 июля

8:00. Подъем. В очередной раз ремонтируем байдарку, на кате полетела одна скрутка.

11:50. Выход.

12:00. На выходе из озера "Неприятная" шивера. Очень мелко, постоянно ловим камни.

12:20. Начинаем ремонт байдарки на ПБ за шиверой.

13:25. Выходим.

13:30. Остатки съезда на лед.

13:35. Завал справа. Обход слева .

Серия порожков и перекатов.

14:03. Зачалились перед порогом №24, на ПБ группа, катамаран прошел вниз, отстраховал байдарку.

14:15. Просмотрели следующий порог – прошли чисто.

14:20. Зачалились перед пор. Коверкоси (Голяновского), Осмотрели. Выставили фотосъемку.

14:50. Прохождение катамарана.

15:00. Катамаран встает на страховку ниже порога, фотосъемку попросили осуществить группу, которая пришла по тропе с пор. №24 посмотреть наше прохождение. Прохождение байдарки.

15:25. Закончили прохождение, забрали фотоаппараты у наблюдавшей группы, двинулись дальше.

15:45 Плавучий завал. Байдарка аккуратно проходит между бревен, затем обносим катамаран по ЛБ.

16:00. Пошли дальше.

16:20. Калгозеро. Радуют хорошая погода и попутный ветер

16:40. На ЛБ – группа с 2 катами.

Не вылезая с судов, перекусили.

17:45. Зачалились на мысу на востоке Калгозера. Встали на стоянку.

Ужин.

22:30. Подошла группа Ярославцев. Подсказали им стоянку рядом с нами.

23:30. Выяснилось, что у Ярославцев участник порезал руку. Венозное кровотечение. Обработали фурацелином, забинтовали, отрезали еще 3 таблетки фурацелина (своего у них не было), настоятельно порекомендовали им сойти в Калгалакше (они собирались идти до Куземы).

1:00. Отбой.

21 июля

8:30. Подъем.

Завтрак. Очередной (последний) ремонт байдарки.

13:00. Выход.

13:35. Перекат.

13:40. Левый приток.

14:00. Автомобильный мост, порог № 29.

14:15. Порог №30.

14:35. Порог №31.

14:50. Порог №32.

15:10 Порог "Короткий" №33.

15:30. Зачалились перед пор. №35

15:35. Прошли пор. №35.

15:45. Зачалились перед пор. № 36.

15:55. Прошли № 36.

16:07. Видим резкий ЛП, на ПБ футболка на березе, впереди камни, на них бревно. Чалимся ЛБ. Впереди – пор. Офицерский, осматриваем по ЛБ, обсуждаем детали прохождения. Решено идти следующим образом – в порог заходит катамаран, за ним через 3 минуты байдарка. Катамаран чалится и страхует байдарку за 1-й ступенью, затем катамаран идет 2-ю ступень, когда он скрывается за поворотом, идет байдарка. Экипаж катамарана периодически оглядывается и смотрит за тем, как проходит байдарка.

16:42. Приступили к прохождению. Полностью выполнили план. В конце 2-й ступени капитан байдарки надломил лопасть весла.

16:58. Закончили прохождение. Идем дальше

17:05. Перекат. Байдарка села на единственный камень. Слезли с помощью катамарана.

17:12. Видны столбы вдоль дороги Энгозеро – Калгалакша.

17:20. Порог под мостом дороги Энгозеро – Калгалакша. Проходим в правый пролет.

Слева стоянка.

17:24. Начинаются разбои.

17:45. Болотистое озерцо. Сеть через всю реку

17:52. Шивера "Приморская"

17: 56. оз. Домашнее. Видна вся Калгалакша.

18:03. Чалимся перед заливом на ЛБ. Водная часть похода закончена.

18:20. Сходили, договорились насчет автобуса на следующий день. 1200 р. с группы. Нам предложили свежесоленую семгу за 150 р./кг. Мы отказались. Посетили местный магазин.

19:00. Антистапель

23:00. Ужин.

Решили дежурить по 2-е, хотя все спокойно (на всякий случай).Одни с 0 часов до 3-30, другие с 3-30 до 7-00.

22 июля

7:00. Общий подъем.

Завтрак.

Сбор вещей, лагеря.

9:10. Выход в поселок.

9:25. Пришли к зданию правления, оплатили проезд, получили документы об оплате. Сделали отметку в маршрутной книжке, погрузились. С нами группа из 6 человек, примерно столько же местных.

11:00. Отбыли в сторону ст. Энгозеро

12:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

Хотя у нас билеты на 5:26 от ст. Энгозеро, решено добраться электричкой до Кеми – оттуда ехать спокойнее, проще закупить продукты, нет риска конфликта с местным населением, да и поезд стоит 20 минут.

Купили билеты на электричку, сходили в магазин.

15:37. Отбыли в сторону г. Кемь.

18:10. Прибыли в Кемь.

Погуляли по Кеми, закупились продуктами. Ночь провели на вокзале – туристов достаточно много.

23 июля

7:00. Подъем.

7:40. Подошел поезд. Погрузились.

8:03. Отправились.

Практически всю дорогу отсыпаемся за последние 2 ночи.

24 июля

10:55. Прибыли в Москву. Поход окончен…

12. Финансовые затраты

Статья Сумма
  На 1 человека На 4 человек
Билеты Москва- Энгозеро- Москва 1400 руб. 5600 руб.
Продукты 400 руб. 1600 руб.
"Штраф" за рубленную раму 75 руб. 300 руб.
Ремнабор 70 руб. 280 руб.
Автобус пос. Калгалакша- ст. Энгозеро 300 руб. 1200 руб.
Итого 2245 руб. 8980 руб.

13. Итоги, выводы, рекомендации

Калга- в меру сложная речка, для которой желательно иметь некий опыт. Речка очень живописная – озера, болота, заросли тростника. Завершается выходом в Белое море, за счет чего можно удлинить маршрут на 70 км (до Куземы).

Особую внимательность следует проявить перед порогами Коверкоси (Голяновского) и Офицерский, так как перед первым из них четкие ориентиры отсутствуют, а перед вторым нет линии связи, описанной в многочисленных лоциях и в книге А. Шилова "На байдарках по Карелии". Пороги достаточно сложные, их необходимо просмотреть, равно как и пороги "Грива" и "Утюг"

Обязательно соблюдение техники безопасности – каски, спасжилеты.

В принципе, на озерах можно ориентироваться с помощью схем и хорошего описания, однако лучше иметь карту – двухкилометровки вполне достаточно. В случае неприятностей она упростит сход с маршрута.

Ваш ремнабор должен располагать необходимым количеством средств для починки судов. Камней много, камни острые, есть, где пробиться.

Ваша аптечка должна быть укомплектована должным образом. Нам, например, пришлось помогать соседней группе – у них не было средств, чтобы должным образом помочь человеку с венозным кровотечением.

В пос. Энгозере ходит лесник, который собирает "дань" с туристских групп. Стандартная стоимость прохода в этом году – 300 рублей. Поводы самые разные (спиннинги, рубленые рамы, отсутствие маршрутной книжки, рассказы о несуществующих запретах на сплав и т.д.). Во избежание подобных проблем рекомендуем иметь при себе маршрутную книжку, хотя это, конечно же, не гарантирует решения всех проблем. Также рекомендуется поезда ждать не в Энгозере, а в Кеми – там их останавливается больше, стоят они дольше, не возникнет проблем с местными во время ожидания.

Если вы собираетесь ориентироваться на наш темп движения, то необходимо учесть следующее:

- у нас был катамаран-2 – время под него (байдарка ждала)
- перед основными препятствиями мы двигались медленно и очень осторожно.

Рекомендуем взять несколько описаний и лоций.

И последний момент – рекомендуется ориентироваться по солнцу. С компасом неудобно – магнитное склонение слишком велико, а вот солнце, находящееся в июле круглые сутки над горизонтом, летом в 2-00 находится на севере, в 8-00 – на востоке, в 14-00 – на юге, в 20-00 – на западе.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100