Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном путешествии по Северному Кавказу (Карачаево-Черкесская Республика). Сплав по рекам Кубань, Аксаут, Большой Зеленчук, Большая Лаба, совершенный группой туристов из городов Десногорска, Смоленска и Калуги

Руководитель: В.А. Камзеев (Десногорск)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5909

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский

Содержание:

Аннотация;
1. Справочные сведения;
2. Определяющие препятствия маршрута;
3. Состав группы;
4. Общая смысловая идея похода;
5. Варианты подъезда, переезда и отъезда;
6. Аварийные выходы с маршрута; 7. График движения
8. Дневник похода. Техническое описание прохождение маршрута;
9. Смета путешествия;
10. Общественное снаряжение;
11. Личное снаряжение;
12. Выводы и рекомендации;
13. Техническая характеристика судов;
14. Схемы

Аннотация

Совершать походы на Северном Кавказе в дни майских праздников - давняя традиция. В этом году выходных дней было больше недели, и в связи с этим туристов в Карачаево-Черкессии было много. Что творилось на вокзалах в Москве и в Невинномыске, у пограничников в Черкесске, на порогах рек Б. Зеленчук и Б. Лаба - мы видели сами.

Погода не баловала. Такого холодного апреля - начала мая местные жители не помнят уже лет 15. Последние два дня похода шли продолжительные дожди из-за пришедшего в регион циклона.

В данном отчете приведены сведения о совершенном походе по рекам Кубань, Аксаут, Большой Зеленчук и Большая Лаба.

Уровень воды в р. Кубань был ниже среднего, в р. Аксаут - в начале ниже среднего, потом средний, в р. Б. Зеленчук - выше среднего, в р. Б. Лаба - средний.

Экипаж кат-2-3 из Смоленска р. Б. Лаба не проходил согласно указаниям выпустившей МКК.

Переезд с одной реки на другую производился на попутных автомашинах. Иногда это были просто лесовозы.

В отчете совмещены две главы в одну (Дневник похода и Техническое описание), чтобы было понятнее, как переезды повлияли на прохождение маршрута.

Руководитель похода В. А. Камзеев
Фотосъемку проводили Д. В. Ливеров М. И. Малахов А. А. Гришанов
Видео съемку проводили В. А. Шевцов В. В. Емельянов
Графическую часть выполняли В. А. Камзеев

1. Справочные сведения

Проводящая организация Водная секция Десногорского турклуба
Место проведения Северный Кавказ, Карачаево-Черкесская Республика
Вид туризма водный
Категория сложности похода 3-4 с элементом 6, окончательное определение категории будет проведена при защите отчета
Протяженность активной части похода 146 км
Общая продолжительность 14 дней
Продолжительность ходовых дней 10
Сроки проведения С 27 апреля по 10 мая 2002 года
Подробная нитка маршрута - пеший переход вдоль р. Джаланкол от нарзанных источников до устья -6 км
- сплав по р. Кубань от устья р. Джаланкол до п. Каменномостский -29 км
- сплав по р. Аксаут от п. Красный Карачай до п. Хасаут-Греческое -26 км
- сплав по р. Б. Зеленчук от выше п. Архыз до п. Нижний Архыз -30 км
- сплав по р. Б. Лаба от ниже п. Загедан до п. Курджиново - 45 км
- пеший переход вдоль р. Б. Лаба от каньона "Сосновый" до ниже порога "Кирпич" -9 км

2. Определяющие препятствия маршрута

№п/п Вид препятствия, наименование КС Характеристика препятствия Суть прохождения
река Кубань
1 "Даутская" шивера 2 Камни в русле, несложная шивера, валы. Идти сходу по струе, лавируя между камнями.
2 Порог "Взрывной" 3 Локальный порог со спокойным участком на выходе. Идти сходу по центру слива.
3 Порог "Трек" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по центру сливу.
4 Каньон "Аманхит" 3- 4 Протяженная шивера в узком ущелье, большое количество камней, валы. Много уловов. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
5 Порог "Каменномостскии" 3 Локальный порог, камни в русле. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
6 Порог "Желоб" 4 Большой уклон, каньон с отдельными камнями и сливами. Разведка и страховка обязательны. Идти по центру струи, лавируя между камнями.
река Аксаут (пороги "Корнет", "Поцелуй Чаниты", "Крокодил", "Сюрприз") - не определили
7 Трехкилометровая шивера 3-4 Протяженная шивера в узком ущелье, большое количество камней, валы, сливы. Большой уклон русла. Много уловов. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
8 Порог "Мустанг" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по центру слива.
9 Каньон "Осыпной" 3-4 Протяженная шивера в узком ущелье, большое количество камней, валы, сливы. Большой уклон русла. Много уловов. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
10 Каньон "Красный" 3 Большой уклон русла. Шивера, отдельные камни в русле. Идти по струе, лавируя между камнями.
11 Каньон "Два моста" 3 Большой уклон русла. Шивера, отдельные камни в русле. Идти по струе, лавируя между камнями.
река Большой Зеленчук
12 "Архызская" шивера 2 Камни в русле, несложная шивера, валы. Идти сходу по струе, лавируя между камнями.
13 Порог "Космонавтов" 2 Камни в русле, несложный порог, валы. Идти сходу по струе, лавируя между камнями.
14 Порог "Порожек" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по центру сливу.
15 Порог "Первый взрывной" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по струе.
16 Порог "Второй взрывной" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по струе.
17 Порог "Пушка" 4 Протяженная шивера с большым количеством камней, валы, сливы, бочки. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
18 Порог "Третий взрывной" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по струе.
19 Порог "Четвертый взрывной" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по струе.
20 Каньон "Косой" 3 Локальный порог, камни в русле. Идти сходу по струе.
река Большая Лаба
21 Каньон "Сосновый". Порог "Прощай Родина" 5 Трудный порог, крупные бочки, слив более 1,5 м, валы. Разведка и страховка обязательны. Сложная линяя движения, с воды не просматривается
22 Каньон "Сосновый". Порог "ПП" 5 Трудный порог на участке с большим уклоном, крупные бочки, валы. Разведка и страховка обязательны. Сложная линяя движения, с воды не просматривается
23 Второй каньон 4 Протяженная шивера с большым количеством камней, валы, сливы, бочки. Разведка и страховка желательны. Идти по струе, лавируя между камнями.
24 Каньон "Соленые скалы" 5 Трудная протяженная шивера на участках с большим уклоном. Бочки, сливы образуют каскады. Разведка и страховка обязательны. Сложная линяя движения, с воды не просматривается
25 Каньон "Соленые скалы". Порог "Кирпич" 5 Трудный порог, крупные бочки, слив более 2 м, валы. Разведка и страховка обязательны. Сложная линяя движения, с воды не видна
26 Порог "Затычка" 5-6 Опасное локальное препятствие на участке с высоким уклоном, бочки, водопадный слив более 2,5 м. Тщательная разведка и страховка обязательны. Сложная линяя движения, с воды не просматривается
27 Четвертый каньон 3 Камни в русле, несложная шивера, валы. Идти сходу по струе, лавируя между камнями.

3. Состав группы

№п/п Ф. И. О. Год рожд. Адрес Состав экипажа
1 Камзеев Виктор Анатольевич 1960 Смоленская обл., г. Десногорск, 3-5-5 Кат-2 -1
2 Малахов Михаил Иванович 1960 г. Смоленск, ул. М. Октябрьской 14-69
3 Гущин Дмитрий Андреевич 1973 г. Калуга, ул. Огарева 4-11 Кат-2-2
4 Москвитина Вера Викторовна 1973 г. Калуга, ул. Ленина 46-24
5 Емельянов Виталий Викторович 1977 г. Смоленск, ул. П. Алексеева 2/37-160 Кат-2-3
6 Грибов Вячеслав Евгеньевич 1971 г. Смоленск, ул. Соколовского 11-2
7 Ливеров Дмитрий Владимирович 1968 Смоленская обл., г. Десногорск, 6-185-10 Кат -4
8 Лахтин Анатолий Владимирович 1967 Смоленская обл., г. Десногорск, 3-6-7
9 Шевцов Владимир Александрович 1965 Смоленская обл., г. Десногорск, 6-180-22
10 Гришанов Анатолий Анатольевич 1986 г. Кемерово, бр. Строителей 44 а -11

4. Общая смысловая идея похода

Спортивный сплав по рекам Северного Кавказа специфичен. Значительное количество порогов, шивер, каньонов расположено на небольших отрезках рек длиной 20-50 км. Прохождение одной-двух рек в дни майских праздников считается среди туристов-водников хорошей тренировкой перед летними походами. Однако не у всех есть средства, и главное - время, чтобы совершить поход где-нибудь на Алтае или в Саянах. А Кавказ - вот он, рядом. И реки здесь на любой вкус: от Теберды, Пшехи и Урупа до Лабы, Мзымты, Малки и Белой. Имея соответствующий туристский опыт каждую реку можно пройти за один-два дня, а более сложные - за три-четыре. Наличие грунтовых дорог облегчает заброску в верховья почти всех рек, а вдоль рек Б. Зеленчук, Кубань, Мзымта проложены хорошие шоссе. Но для того чтобы найти автотранспорт для переброски с реки на реку, нужно затратить не мало сил. К тому же весь график похода приходиться подстраивать под транспорт.

Зная все это, группа решила попробовать совершить насыщенный и сложный поход, связав четыре реки в один маршрут. Некоторый опыт таких связок у группы имелся.

5. Варианты подъезда, переезда и отъезда

Забрасываться на маршрут можно или из Невинномысска или из Черкесска. На наш взгляд это лучше сделать из Черкесска, т. к. там расположен погранотряд. А если забрасываться в самые верховья некоторых рек, то пограничников не миновать.

В Невинномысске и Черкесске прихода поездов уже ждут местные водители, готовые предложить свои услуги туристам. Водители располагаются на привокзальной площади.

Переезд с реки Кубань на какую-либо другую реку не представляет особой сложности. Прохождение порога "Желоб", который расположен в черте поселка Каменномостский, всегда собирает много зрителей из числа местного населения. Некоторые подходят пообщаться, и предлагают свои услуги по заброске. Только желательно подходить к порогу в первой половине дня, т. к. потом цена за транспортную услугу может быть больше. Можно пройти ниже по реке до бетонного моста в городе Карачаевске. Напротив моста на лев. б. находится автостанция. Там тоже можно попытать счастья.

Переезд с реки Б. Зеленчук так же не сложен. В верховьях реки находится поселок Архыз, который является одним из популярных центров туризма. Туда приезжает довольно много народу, а обратно, некоторые автобусы отправляются пустыми. Движение по шоссе очень интенсивное. Можно попробовать найти транспорт в поселке Нижний Архыз. В крайнем случае, до станицы Зеленчукской подбросят. До той же Зеленчукской можно доплыть. Правда, участок реки от Нижнего Архыза до Зеленчукской насыщен разбоями так, что в малую воду можно и не пройти.

Переезд с реки Б. Лаба можно осуществить из поселков Рожкао или Курджиново. В Рожкао местные водители избалованы вниманием туристов и ломят цены. Проще уехать из Курджиново: ходят рейсовые автобусы, попутки, можно сговориться с местными.

Труднее осуществить переезд с реки Аксаут из поселка Хасаут-Греческое. Поселок небольшой, транспортных средств в нем немного. Сплавляться ниже поселка нецелесообразно, т. к. ниже на реке расположена плотина, образуя водохранилище, вода из которого забирается в канал. Расход воды в реке ниже плотины весьма мал, а там ведь сплошные разбои.

Отъезд с маршрута можно осуществить или из города Армавир или из города Невинномыска; в зависимости от того, откуда ближе. Из Курджиново лучше ехать до Армавира, а из Карачаевска, Кардоникской, Зеленчукской, Каменномостского - до Невинномысска. Можно воспользоваться как рейсовыми автобусами, так и попутным транспортом. См. схему № 1.

6. Аварийные выходы с маршрута

Прекратить поход в случае аварии или несчастного случая можно практически на любой реке. Вдоль всех рек проложены дороги. Вдоль рек Б. Зеленчук и Кубань проложены хорошие шоссе, а вдоль рек Аксаут и Б. Лаба - весьма сносные грунтовые дороги. Да же в таких глухих долинах рек, как долина реки Аксаут, встречаются люди; пастухи, охотники, рыбаки, лесорубы и просто отдыхающие.

7. График движения

Дни пути В пол. услов. Дата и дни пути Участок маршрута L, км Средство передвижения
1 27 апреля, суббота Десногорск - Москва 390 автобус "ПАЗ"
1 27апреля, суббота Москва - Невинномысск 1795 Поезд № 41 Москва - Нальчик
2 28 апреля, воскресенье
3 29 апреля, понедельник
3 29 апреля, понедельник Невинномысск - р. Кубань, устье р. Джаланкол 130 автобус "ПАЗ"
3 29 апреля, понедельник устье р. Джаланкол - нарзанные источники 6 автомашина "ИЖ"
3 1 29 апреля, понедельник Нарзанные источники - устье р. Джаланкол 6 пешком
3 1 29 апреля, понедельник Устье р. Джаланкол - выше каньона "Аманхит" 12 катамараны
4 2 30 апреля, вторник Каньон "Аманхит" - поселок Каменномостский 17 катамараны
4 2 30 апреля, вторник Каменномостский - р. Аксаут, выше каньона "Красный" 52 автомашина "КАМАЗ"
5 3 1 мая, среда Каньона "Красный" - поселок Красный Карачай 12 автомашина "УАЗ"
5 3 1 мая, среда Красный Карачай - выше каньона "Красный" 12 катамараны
6 4 2 мая, четверг Каньона "Красный" - поселок Хасаут - Греческое 14 катамараны
6 4 2 мая, четверг Хасаут - Греческое - р. Зеленчук, поселок Нижний Архыз 34 автомашина "ГАЗ -66 "
7 5 3 мая, пятница Нижний Архыз - выше поселка Архыз 28 автомашина "ГАЗ -66 "
7 5 3 мая, пятница Выше поселка Архыз - Нижний Архыз 30 катамараны
8 6 4 мая, суббота Нижний Архыз - станица Зеленчукская 20 автобус "ПАЗ"
8 6 4 мая, суббота Зеленчукская - р. Б. Лаба, поселок Рожкао 58 автобус "Кубань"
9 7 5 мая, воскресенье Рожкао - каньон "Соленые скалы". Полудневка 4 автомашина "УРАЛ"
10 8 6 мая, понедельник "Соленые скалы" - ниже поселка Загедан 18 автомашина "УРАЛ"
10 8 6 мая, понедельник Ниже поселка Загедан - ниже каньона "Сосновый" 10,5 катамараны
10 8 6 мая, понедельник Ниже каньона "Сосновый" - ущелье "Соленые скалы" 9 пешком
11 9 7 мая, вторник Каньон "Соленые скалы" - ниже каньона "Сосновый" 9 автомашина "УРАЛ"
11 9 7 мая, вторник Ниже каньона "Сосновыи" - каньон "Соленые скалы" 9,5 катамараны
12 10 8 мая, среда Каньон "Соленые скалы" - поселок Курджиново 26 катамараны
12 10 8 мая, среда Курджиново - город Армавир 150 автобус "Кубань"
12 10 8 мая, среда Армавир - город Ростов - на - Дону 384 Поезд № 47 Кисловодск - Петербург
13 11 9 мая, четверг
13 11 9 мая, четверг Ростов - на - Дону - Смоленск 1747 Поезд № 37 Адлер - Минск
14 12 10 мая, пятница
14 12 10 мая, пятница Смоленск - Десногоск 147 автобус "ПАЗ"

8. Дневник похода. Техническое описание прохождение маршрута

27.04.02. Выехали из Десногорска в 06.15. Все сразу расползлись по автобусным сиденьям и уснули. В Москву на Курский вокзал прибыли в 14.20. Отправление поезда № 41 Москва - Нальчик в 16.56. Перед самым отходом поезда встретили ребят из Смоленска, они едут другим поездом. В 20 часов, в Туле, к нам в вагон сели калужане. Похоже, команда собирается.

28.04.02. Весь день - сплошная обжираловка. Уничтожаем те продукты, что прихватили в дорогу из дома. Аж желудок устал.

29.04.02. В Невинномысск прибыли с опозданием: должны были прибыть в 01.20, а прибыли в 02.20. Проспали, и поэтому выгружались суматошно. Сразу искать автобус не стали, т. к. надо было ждать приезда смолян. Они приехали в 5 часов утра. Без особых проблем наняли автобус на привокзальной площади. Какое то время потратили на закупку недостающих продуктов, заправились. Из Невинномысска выехали в 07.20. В Черкесск к пограничникам прибыли в 9 часов. К этому времени две группы уже выпустились у пограничников и стояло еще четыре группы. Мы - пятые. На оформление следующих двух групп ушло более часа, и после консультации у пограничников, решаем ехать без их регистрации, - это не нарушает наши планы. Выехали из Черкесска в 10.30. В 12 часов прибыли на поляну выше каньона "Аманхит". Там стоял лагерь сборной группы из Саратова и Москвы. Поставили лагерь, перекус. Взяли суда, экипировку и выехали выше вдоль р. Кубань в 14.30. Дорога идет по пр. б. реки. Вез тот же водитель, который забрасывал нас из Невинки. К устью р. Джаланкол прибыли в 15 часов.

В этом месте шоссе переходит по бетонному мосту с пр. б. на левый. На стрелке рек Кубань и Джаланкол находится кошара. Мимо нее, вдоль р. Джаланкол, проложена грунтовая дорога. По словам пастуха, когда - то эта дорога вела на рудник по добыче сурьмы. Сейчас рудник заброшен, а в ущелье ведут заготовку леса. Пастух же рассказал, что недалеко, выше по дороге, находится водопад, а еще выше - нарзанные источники.

Водитель уехал, а мы начали сборку судов. Камзеев, Емельянов, Ливеров решили сбегать на нарзанные источники. Не успели отойти далеко от кошары, как нас подобрал автомобиль ("каблучок"), водитель которого направлялся на источники. На место прибыли в 15.30.

Источник расположен у самого пр. б. р. Джаланкол. См. фото № 1. По высокой воде источник видимо заливается. Место можно определить по ручью, который пересекает дорогу. У источника находится некое бетонное сооружение. Вокруг сильно замусорено.

От источника вышли в 15.40.

В начале дорога поднимается на склон и высоко идет над пр. б. р. Джаланкол. Через небольшое время дорога серпантином спускается к берегу. Два раза дорога пересекает реку по деревянным мостам. Ущелье сжимается, и дорога располагается почти на уровне воды. Местами вдоль берега отсыпана дамба. В одном месте река ~150 м течет в искусственном русле, которое отодвинуто насыпью дороги от пр. б. к левому. Не доходя до кошары ~600 м на р. Джаланкол находится водопад высотой 8-10 м. См. фото № 2. Водопад видимо частично искусственный, т. к. рядом находится скала со следами взрывных работ.

На стрелке были в 16.45. Суда уже были собраны. Экипировались. См. фото № 3. Старт в 17 часов. См. схему № 2.

Сразу за мостом через ~100 м на лев. б., есть хорошее место для стоянки. По реке длинная простая шивера. До "Красного" моста шли ~20 мин. Шли - не спеша кильватерной колонной, немного потренировались. "Красный" мост - ориентир "Даутской шиверы". Чалка перед мостом на пр. б. До моста камни в русле, бочка. Осмотр. Проходили тандемом. См. фото № 4, 5, 6. Чалились под мостом. За мостом разделение русла на две протоки, слева в Кубань впадает р. Даут. В пр. протоке прямой слив 0,5 м, валы. В лев. протоке камни в русле, валы до 0,5 м. Осмотр. Шли кильватерной колонной по пр. протоке.

Старт от "Даутской шиверы" в 17.35.

Через 15-20 мин порог "Взрывной". Чалка перед порогом на лев. б. Ориентиры порога: на пр. б. расположено шоссе, над шоссе скала со следами взрывных работ. У обоих берегов большие камни. Между камнями пологий слив ~1 м, беспорядочные валы, небольшие бочки. Осмотр. Проходили тандемом. См. фото № 7, 8.

Старт от порога в 18 часов.

Через 5 мин хода по пр. б. строения бывшего пионерлагеря. Через 15- 20 мин порог "Трек" или "Зигзаг". Чалка перед порогом на пр. б. По пр. б. высокая крупнокаменистая осыпь, на лев. б. крупные камни и скальные выходы, сужение русла на крутом пр. повороте. Осмотр проводили с шоссе. Перед порогом входная шивера с валами до 0,7 м, на пр. повороте находится основной слив ~1 м. Слив образован скальником пр. б. и скальными выходами лев. б. В сливе у пр. б. камни чуть прикрытые водой. Идти нужно левее центра. Но со всем влево брать не следует, т. к. слева за сливом сильная пенная бочка и навал на камни лев. б. Ниже - простая шивера. Шли тандемом. См. фото № 9. Как слив не иди, все равно наваливает на камни лев. б.

Старт от порога в 18.30.

От порога до места нашего базового лагеря шли - 50 мин. На этом участке простые шиверы, разбои, достаточно мелко.

Чалка к месту стоянки в 19.20. Ужин. Отбой в 23.30.

Погода: утром безоблачно Твозд. = +7°С; днем солнечно, появились облака Твозд. =+18°С; к 17 часам пасмурно, натянуло туч Тводы =+8°С; к ночи прояснилось.

30.04.02. Подъем дежурных в 07.15. Завтрак в 9 часов. Свернули лагерь, но вещи оставили на поляне. Собрались и старт от поляны в 11.25. См. фото № 10. Ниже поляны на лев. повороте две протоки. Шли левой кильватерной колонной. Через ~100-150 м на пр. повороте начало каньона "Аманхит". См. фото № 11. Каньон "Аманхит" - это условно три ступени. Первая ступень - простая шивера со сливами и валами до 0,5 м длиной 300-400 м. Много уловов за огромными камнями. Вторая - так же шивера длиной 300-400 м, камни в русле, слив 1 м на зигзагообразном повороте. Третья - длиной 200- 300 м. На входе ряд сливов до 1 м, далее сильная струя с валами до 1 м. На выходе на пр. повороте, где лев. б. скальная стенка, а пр. б. загроможден огромными камнями - ряд бочек через все русло. В конце участка с пр. б. торчит бревно. Осмотр. Шли кильватерной колонной с промежуточными чалками после каждой ступени. См. Фото № 12, 13, 14.

Закончили прохождение в 13.20. Оставили суда под пр. б. за каньоном, а сами по шоссе вернулись в лагерь. Обед. Обнесли вещи за каньон к судам. Обнос составил - 45 мин. Погрузились. Старт от каньона в 15.30.

Через 5 мин хода бетонный мост через реку. На участке от "Аманхита" до порога "Каменномостский" шиверы следуют через каждые 100- ЗООм. Шиверы в основном простые, но попадаются шиверы с валами до 1 м и бочками. Попадаются разбои, правда, не такие мелководные как выше. Шли кильватерной колонной.

К порогу "Каменномостский" подошли в 16.50.

Чалка перед порогом на лев. б. Порог расположен в черте поселка Каменномостский. Перед порогом по обоим берегам находятся огороды, а на правом высоком берегу стоят дома. Порог с воды можно определить только по скальным выходам с обоих берегов, русло реки сужается. Обнос вещей за порог по лев. б. Осмотр. Перед порогом входная шивера, далее русло реки делится камнями на две протоки. Лев. протока шириной ~2,5 м, пологий слив с проносной струей, но вход в нее забит камнями. Пр. протока более широкая с входным сливом ~1 м, далее пенная подушка длинной Зм и косой слив с бочкой. Потом выход их порога в скальном каньоне с высотой стен до Зм. Страховка (два спасконца) с лев. б. за каньоном первого экипажа, остальные суда страховали с воды. Шли пр. протокой по сливам, пробивали бочку. Везде проносит. См. Фото № 15, 16, 17, 18.

Закончили прохождение порога в 17.40. К порогу "Желоб" подошли в 17.50. За порогом "Каменномостский" лев. поворот, через 250-300 м пр. поворот. На склоне лев. б. за домами видно мусульманское кладбище, через реку проходит газопровод, впереди видны скальные выходы - это ориентиры порога "Желоб". В конце каньона над рекой находится бетонный мост. Чалка перед порогом на лев. б. Обнос вещей за порог по дороге. Осмотр. Порог расположен в каньоне с высотой стен до 5 м. Уклон в каньоне достаточно велик. На входе в порог валы до 1 м, слив с мощной бочкой. Далее серия сливов, ширина каньона уменьшается до 4 м. У пр. б. горка, с которой сбрасывает влево. В 15 м ниже у лев. б. друг за другом стоят два камня - клыка, которые уменьшают ширину до 2,5 м. В этом месте пологий слив, после него нужно уходить круто влево, т. к. сильно наваливает на скальный выступ пр. б. Далее спокойный выход под мостом. За мостом спокойный участок ~50 м с двумя обширными уловами у обоих берегов. Первые два судна (кат-2-1 и кат-2-2) шли тандемом, а остальные суда страховали с воды. См. фото № 19, 20, 21. Кат-4 шел экипажем: Ливеров, Лахтин, Гришанов и Камзеев, т. к. Шевцов стоял на съемке. Прошли чисто, только кат-4 с горки сбросило на стенку лев. б., но успели выпрямить нос судна перед клыками. Да еще накинуло на скальный выступ. За порогом чалились на лев. б.

Закончили прохождение порога в 18.45. Проход смотрело много местных жителей. Один из них поговорив с нами, предложил свои услуги по заброске на реку Аксаут на "КАМАЗе". Правда, сначала заломил цену в 1500 руб, но когда мы сказали, что пойдем искать автомашину на автостанцию в город Карачаевск - сторговались за 1000 руб. Договорились, что забросит в поселок Красный Карачай. Суда не разбирали, а только спустили баллоны. Переоделись, загрузились. Выехали из п. Каменномостский в 19.10. В станицу Кардоникская приехали в 19.50, шоссе отличное. В Кардоникской у автозапрвки повернули налево. От станицы до поселка Хасаут - Греческое асфальт только местами, а за поселком пошла грунтовка, за поселком пост лесников, где у нас проверили документы, но ничего с нас не взяли. Дорога идет по пр. б. р. Аксаут. Стало стремительно темнеть. Перед бетонным мостом, по которому дорога переходит с пр. б. на левый, водитель остановился и предложил нам выгружаться. Удалось убедить его проехать еще выше, т. к. в этом месте стоять не где было. После моста длинный тягун, дорога идет высоко над рекой. Потом спуск. На поляну за "Красным" каньоном приехали в 22 часа в полной темноте. Расплатились с водителем, в темноте разбили лагерь. С дровами очень плохо - одни гнилые березы и тех мало. Весьма поздний ужин. Отбой в 00.30.

Погода: утром ясно Твозд. = +7°С; с 16 до 19 часов не сильный моросящий дождь, ветер; после 20 часов пасмурно Tвозд. =+14°C.

01.05.02. Поздний подъем в 9 часов. Завтрак. С дровами действительно проблемы, т. к. долина р. Аксаут почти безлесная, только на склонах растут деревья. См. фото № 22. Пришлось забираться на высокий крутой склон за дорогой, и там пилить сухую сосну. Тем и выкрутились. Другая проблема - как добраться до п. Красный Карачай ? По дороге проезжают одни легковушки, да и тех мало. Обед в 13 часов. Не успели покушать, как к нашему лагерю подъехала автомашина "УАЗ" типа "скорая помощь". Водитель спросил о каякерах из Черкесска, мол, не проходили ли мимо нас. Мы на реке никого не видели. Узнав, что он собирается подниматься вверх до п. Кр. Карачай, мы попросили забросить нас туда. Он согласился. Быстро разобрали суда, загрузились, взяв с собой только экипировку.

Т. к. уровень воды в реке был небольшой, то решили, чтобы уменьшить осадку на кат-4 пойдут только Ливеров и Лахтин. Выехали от лагеря в 14.10. Каякеров встретили перед поселком. Они пошли ниже до нашего лагеря. В 15.10 мы выгрузились в п. Кр. Карачай у деревянного моста, через который дорога переходит с пр. б. на левый. Водитель взял с нас чисто символическую сумму в 100 руб. Дорога до поселка грунтовая, все время на подъем. Недалеко от места лагеря дорога пересекает реку по ьетонному мосту и переходит с лев. б. на правый. Поселок Красный Карачай - одни развалины, только на лев. б. обжиты два - три дома. Сборка судов. См. Фото № 23. Загидрились. Старт от поселка (от устья реки Б. Марка) в 16.40. См. схему № 3.

Через 5 мин сплава на лев. повороте завал. См. фото № 24. Две березы легли поперек русла. Их положил сель, который сошел со склона пр. б. Проводка судов вдоль лев. б. с перетаскиванием через деревья. Другая часть команды перечалилась на пр. б. и обнесла суда по селевому выносу. Обнос - проводка заняли 10-15 мин.

Старт от завала в 17.05.

Большой уклон русла, постоянно шиверит, камни в русле, попадаются разбои. Через 35-45 мин начало трехкилометровой шиверы. Чалились на лев. б. Осмотр. Шивера расположена в узком ущелье. Перед шиверой - оба берега безлесные, а ущелье, где находится шивера, уже лесистое. Начинается на слабом пр. повороте, с лев. б. параллельно руслу на высоте З м свисает большая сухая сосна. Чуть ниже с пр. б. впадает ручей. У ручья лучше зачалиться и осмотреть препятствие. Осмотр проводить с лев. б., там старая дорога вдоль берега. На этом участке камни в русле, жесткий слалом, сливы более 1 м с бочками, валы. Шли тандемом. См. фото № 25, 26, 27, 28, 29, 30.

Старт после шиверы в 18 часов.

За шиверой деревянный мост через реку. Ниже опять шиверы, камни в русле, валы, иногда разбои. Мелко, но на камни ни разу не садились.

В 18.50 прошли порог "Мустанг".

Ориентиры порога: длинный плавный лев. поворот, русло реки сужается и входит в V - образное ущелье. По обоим берегам почти до самой воды растет сосновый лес. Впереди, виден пр. поворот, большие камни у лев. б. У этих камней находится порог "Мустанг" - слив 1 м через все русло. Шли сходу тандемом. См. Фото № 31. Через 5-10 мин сплава прошли под деревянным мостом (это тот, что недалеко от нашего лагеря). Под мостом очень мелко и лучше идти под лев. пролетом. Но сразу за мостом надо резко уходить под пр. б., т. к. мелко уже под лев. б. Сразу довольно крутой лев. поворот - это начало каньона "Осыпной". В каньоне мощная шивера, ряд сливов 1 м с сильными бочками. Большой уклон русла, жесткий слалом. Шли сходу без просмотра кильватерной колонной.

Чалка на лев. б. у лагеря в 19.45. Ужин в 21 час. Отбой в 23 часа.

Погода: утром ясно, заморозки на почве Твозд. = +7°С, Тводы =+10°С; до 17 часов тепло, обдачно; после 17 часов пасмурно, над хребтом затянуло тучами, мелкий дождь; к 21 часу ясно.

02.05.02. Опять поздний подъем. С утра холодно и лень было вылезать из спальников. Завтрак в 10.30. Пошел дождь и решили обождать, когда он пройдет. Уровень воды в реке стал подниматься на глазах. Обед в 13 часов. Сразу после обеда свернули лагерь, экипировались. Загрузились, старт в 15.33.

Уровень воды средний. Пр. поворот, лев. поворот. Постоянно шиверит, уклон большой. Через 5 мин по лев. б. открывается крутая красная крупнокаменистая осыпь. В русле камни, валы до 1 м - это каньон "Красный".

Шли сходу кильватерной колонной. В 15.43 через реку бетонный мост, ниже которого, дорога идет по пр. б. Под мостом пологий слив 1 м с валами. Сразу за мостом начинается каньон "Два моста". Это действительно каньон с высотой стен до 15 м. В каньоне валы 1 м, камни в русле, пологие сливы. Идти по основной струе. Шли сходу кильватерной колонной. В конце каньона над рекой разрушенный мост, у которого почти до самой воды свисают остатки деревянного настила. Одна балка упала в воду с левого уступа. Прошли вдоль лев. б. Далее шиверы с жесткими валами до 1 м, слалом между камнями в русле. Уклон реки такой же большой. В 16.20 прошли под следующим старым мостом с разбитым настилом. Опять шиверы, идти по струе. Шли кильватерной колонной сходу. Прошли подвесной мост, за мостом по пр. б. галечная отмель. Ниже этого места ~200- 300 м на пр. б. лесничество. Начались разбои, но основное русло видно с наплыва. Чалка в 17.10 на пр. б. перед поселком Хасаут - I Греческое.

Большая часть группы осталась разбирать суда, а трое пошли искать транспорт для переброски на реку Б. Зеленчук. Поселок небольшой, поэтому быстро выяснилось, что транспорт есть, но или в разъездах или водитель пьяный. Можно рассчитывать на поздний вечер. А погода мерзкая - идет сильный дождь. Пошли в местный магазин подкупить хлеба. Но хлеба нам не продали, т. к. его завозят только на местных. В это время к магазину подъехала автомашина "ГАЗ -66 ". Водитель приезжал на охоту, и как раз собирался домой в поселок Нижний Архыз. В кузове у него уже сидели пассажиры, его земляки. Договорились, что довезет только до п. Н. Архыз. Да нам было все равно, лишь бы уехать отсюда. Выехали из Хасаута в 18.50. В станице Кардоникской были в 19.20. Купили хлеба в магазине. На реке Большой Зеленчук у п. Н. Архыз были в 20.30. Дорога обошлась, в общем, в 700 руб: 500 - водителю, 100- заплатили милиционерам на посту перед ст. Зеленчукской, да 100- заплатили лесникам в п. Ермоловка. Водитель выгрузил нас на поляне лев. б. ниже бетонного моста через р. Зеленчук. А завтра он обещал приехать и забросить нас за поселок Архыз. Место для стоянки весьма загажено и с дровами очень плохо - одна ольха. Ужин в 22 часа. Отбой в 23.30.

Погода: утром ясно, заморозки на почве Твозд. = +7°С; после 10 часов жарко, парит; с 11 часов идет дождь, один раз шел град, в горах гроза; в 16.30 зарядил сильный дождь; в 18 часов дождь прекратился, пасмурно.

03.05.02. Подъем дежурных в 7 часов. Общий подъем в 07.30. Завтрак. Водитель не обманул и приехал в 9 часов. Лагерь оставляем на месте, а сами загрузили суда, экипировку и выехали в 09.10. В п. Архыз прибыли в 09.45. Перед въездом в поселок прошли пограничный контроль. Посмотрели маршрутку, паспорта, взяли один экземпляр списка группы. Около ЗОмин потеряли на почте и в администрации. На почте много народу, а в администрации какое - то собрание. Нам посоветовали придти позже. Решили дать телеграмму и отметить маршрутку после того, как сплавимся до поселка. Забросились ~на Зкм выше поселка. По карте это уже не Зеленчук, а один из его истоков - река Псыш. Рядом с местом стапеля у дороги находится памятник защитникам Кавказа в Великую Отечественную Войну. В русле, ближе к лев. б., находится остров, поросший деревьями. На сборку судов ушло более 1 часа. Старт в 12.05. Схема № 4.

От места старта до п. Архыз довольно значительный уклон русла, средние шиверы, разбои. Место слияния рек Псыш и Кизгыч, т. е. начало собственно реки Б. Зеленчук, не заметили. Через ~15 мин хода по лев. б. после пр. поворота открывается по лев. б. п. Архыз. В 12.23 прошли под бетонным мостом. Чалились на лев. б. за мостом.

На почте дали телеграмму в МКК, а в администрации отметили маршрутку. Старт в 12.40. См. фото № 32.

Через 30 м на пр. повороте начало "Архызской" шиверы. Шли сходу кильватерной колонной. В 12.57 прошли порог "Космонавтов", который расположен на крутом пр. повороте. В центре русла находятся два полуобливных камня. Идти вдоль лев. б., после камней уходили в центр. Шли сходу кильватерной колонной. В 13.12 чалка на пр. б. (это, кстати говоря, территория заповедника) перед порогом "Порожек". Ориентирами порога является: высокая осыпь над шоссе по лев. б., река делает пр. поворот, справа устье небольшого ручья. Порог образован двумя огромными полуобливными камнями у обоих берегов. Между ними слив с валами 1 м. Идти по центру по сливам. Осмотр. Шли тандемом. Через 13 мин сплава порог " 1- Взрывной". Чалились перед порогом на лев. б. Ориентиры порога: по лев. б, над шоссе скала со следами взрывных работ, на берегу стоит памятник погибшему здесь туристу. Осмотр. Порог образован грядой крупных полуобливных камней, которые перекрывают почти все русло от лев. б., только у правого есть проход шириной 4-5 м. Основная струя идет на заходе вдоль лев. б., огибает гряду и падает сливом ~1 м у пр. б. После слива навал на камни пр. б., валы, ниже - по центру русла большой обливной камень. Проходили тандемом по струе, обливник шли или слева или справа. См. Фото № 33, 34, 35, 36.

Старт от порога в 13.30.

Через З мин сплава порог "2- Взрывной". Чалка на лев. б. перед порогом. Ориентиром порога может служить ЛЭП, идущая над рекой. Осмотр. Порог начинается на пр. повороте реки. В центре русла полуобливные камни образуют довольно мощный пологий слив с беспорядочными валами до 1 м. Заходить вдоль лев. б. Далее прямой участок мощной шиверы до следующего пр. поворота, где русло разделено галечной отмелью на две протоки. Ходовая протока левая, в правой мелководье. В лев. протоке по центру русла находится большой полуобливной пирамидальный камень, который с воды не видно. Камень обходить справа. Сразу за камнем лев. поворот русла и у лев. б. улово. На лев. б. не широкая полка, где можно поставить лагерь. Шли тандемом, чалились в улове на лев. б. Сразу за лев. поворотом начало входной шиверы порога "Пушка". Осмотр порога частично позаросшему лев. б., частично с шоссе. Входная шивера длинной ~150-200 м. Здесь валы до 1 м, камни в русле. Основной участок расположен вместе впадения слева небольшого притока, и состоит из ряда сливов до 1 м с мощными бочками. Далее русло разделено грядой надводных камней на две протоки. Ходовая - лев. протока, т. к. правая забита камнями. В основной протоке обливные камни образуют еще ряд сливов с бочками. За выходным сливом, который находится на лев. повороте, с лев. б. к реке спускается бетонная лестница. На верху есть места для стоянок и даже построено некое сооружение для "больших и малых нужд". Но все разбито и кругом жутко загажено. Шли тандемом. См. фото № 37, 38, 39, 40. Страховку (два спасконца) ставили у лестницы и первые два судна страховали с воды. Другие два - с воды.

Старт от порога в 14.37.

Через З мин сплава порог "З-Взрывной". Чалка на лев. б. перед порогом. Порог расположен на пр. повороте. Ориентиром может служить скальная стенка на лев. б. над шоссе со следами взрывных работ. Осмотр. На заходе через все русло гряда обливных и полуобливных камней. Камни образуют левее центра слив 1 м с бочкой, ниже шивера длинной 50 м, камни в русле. Шли тандемом по сливу. См. Фото № 41, 42.

Старт от порога в 14.42.

Через 7 мин сплава над рекой небольшой металлический мост. Перед мостом несколько мощных косых валов до 1 м. За мостом участок быстротока на слабом лев. повороте. Можно чалиться за мостом на пр. б., там есть место для стоянки. Мы чалились ниже на галечник лев. б. перед следующим порогом. Осмотр. От места чалки виден пр. поворот и большой уклон русла. Это начало порога "4-Взрывной". На заходе шивера с валами до 1 м. На пр. повороте в русле три больших надводных камня. Между ними образуются сливы. У пр. б. и в центре сливы пологие, у лев. б. слив 1 м с довольно мощной бочкой. Основная струя идет у лев. б. За сливом мощная шивера с валами до 1 м, навал на камни лев. б. На выходе еще один слив до 1 м с бочкой. Шли тандемом по лев. сливу. См. фото № 43, 44. За сливом нат -4 накинуло на камни лев. б. Сразу за выходным сливом через 30 м быстротока лев. поворот, русло делится островом на две протоки. Правая, кажется более полноводная, но с воды не просматривается. Левая - мелководная. Шли лев. протокой. Вместе слияния проток на пр. б. место для стоянки. Через бмин сплава мощный шиверистый участок с валами 1 м, видимо это так называемый " 5- Взрывной" порог (иногда встречается в некоторых отчетах). Шли кильватерной колонной без осмотра. Ниже на реке простые шиверы разделенные участками быстротока. Шли кильватерной колонной. Через 32 мин сплава впереди по лев. б. видна высокая светлая осыпь, перед ней русло делает крутой пр. поворот. Это начало каньона "Косой". Чалились на лев. б. перед осыпью. Можно чалиться и на пр. б. Осмотр. На заходе шивера, камни в русле. Идти по центру, после пр. поворота смещаться к пр. б. Через 40-50 м крутой лев. поворот, в русле крупные полуобливные камни. Мощная струя с валами 1 м несет на полуобливной клык в пр. стороне русла. У клыка слив более 1 м с бочкой, а ниже, навал на глыбу у лев. б. Слева впадает ручей. Шли тандемом по струе, лавируя между камней. См. Фото № 45.

Старт от каньона в 15.32.

Далее по реке простые шиверы с валами до 1 м, встречаются разбои. Все читается с воды. Шли кильватерной колонной. В одном месте, после лев. поворота, по центру русла стоит металлическая труба. Обошли справа. Не доходя п. И. Архыз ~2- Зкм на лев. б. обширная поляна, возможное место для стоянки. Уже в черте поселка прошли под пешеходным металлическим мостом. Далее крутой пр. поворот с сильным навалом на камни лев. б. С пр. б. тянется дамба, количество разбоев увеличивается. В 16.40 прошли под бетонным мостом. В ~1 км ниже чалились на лев. б. к месту нашего лагеря, время 17.22.

Погода: с утра облачно ; с 12 до 17 часов пасмурно, два раза шел дождь довольно сильный; порывы сильного ветра; к вечеру стало ясно Tвозд. =+10°C, Tводы =+7°C.

04.05.02. Подъем дежурных в 07.25. Дует сильный холодный ветер. Завтрак в 9 часов. Часть группы пошла в поселок, искать транспорт для переброски на реку Большая Лаба. Ходили в гараж, к частникам, подходили да же к милиционерам, которые стояли на посту у моста. Все бесполезно: кто не трезв, кто на ремонте, кто не может ехать. Милиционеры на посту обещали помочь в заброске, но только завтра после окончания дежурства. Ждать до завтра особого желания не возникало. Вернулись в лагерь в 12 часов. Решили обедать и ловить попутку на шоссе. Обед. Собрали рюкзаки, и вышли на дорогу - Нет, машины останавливаются, но никто не хочет везти на Лабу. Тормознули пустой автобус "ПАЗ", который направлялся в Черкесск. Водитель согласился подбросить в станицу Зеленчукская. Выехали в 14.40. В Зеленчукской были в 15.10. Купили хлеба в магазину. Больше двух часов ловили на трассе машину. Желающие не находились, водилы отговаривались тем, что на Лабе плохая дорога. У магазина, что недалеко от поста ГБДД тормознули автобус "Кубань", водитель которого согласился отвезти нас. Договорились за 800 руб. Выехали из Зеленчукской в 17.35. Автобус старый, да к тому же работает на газе. Ползем еле-еле. В 19.15 проехали станицу Преградная. В 20.10 приехали к леснику за поселком Псемен. У лесника зарегистрировались. Только отъехали от лесника ~5 км у автобуса вылетела первая передача. Едем дальше на второй. А подъемы все чаще, да круче. Три раза вылазили и толкали автобус на подъемах. В поселке Рожкао встали окончательно, т. к. заклинило еще и заднюю скорость. Время 21.20. В это время подъехал к нам автобус "ПАЗ", который забрасывал группу вверх на Лабу. Ребята из Москвы. Они вроде бы и рады нам помочь, да автобус набит битком. Они уехали, а мы разбили лагерь у небольшого ручейка на пр. б. реки Лаба. Место рядом с дорогой сырое, на другом берегу видны огни п. Рожкао. В общем - весело. Поздний ужин. Отбой почти в 24 часа.

Погода: с утра ясно, заморозки на почве, сильный холодный ветер Tвозд. =+10°C, Tводы =+7°C; к обеду стало пасмурно, редкий дождь, град; после 15 часов дождь закончился.

05.05.02. Ночь прошла спокойно, никто не беспокоил. Подъем в 07.35. Разбудил водитель " ПАЗа ", который забрасывал вчера поздним вечером москвичей в верховья Лабы. Дорога там такая, что у него так же сломалась первая передача. Хорошо, что он ехал вниз. Начали готовить праздничный завтрак - все-таки Пасха. Пошел по дороге вверх вдоль реки, чтобы найти нормальное место для стоянки. Вышел в 08.15. Дорога идет по пр. б. реки и ~через 100 м пути попались развалины домов п. Рожкао. Жилые дома только по лев. б. Через Змин дорога по бетонному мосту переходит на лев. б. Перед мостом есть ответвление вправо, где дорога через деревянный мост идет в поселок. На месте где ответвление, между дорогами памятник войнам, павшим в Великую Отечественную. В 08.48 на реке порог " Затычка ". В 08.57 подошел к поляне в каньоне " Соленые скалы ". Там еще у лев. б. находится огромная скала. На небольшой полочке у самой воды стояло две группы. Одна из Москвы, они уже собирались сниматься, а другая из Риги. Попросил рижан оставить место за нами, а сам отправился вниз в поселок. Вышел в 9 часов. На место стоянки в поселке пришел в 09.50. Праздничный завтрак. После него вместе с водителем пошли в поселок, чтобы поискать какие-нибудь запчасти. В результате поисков выяснили, что транспорт в поселке есть, но кто ремонтируется, кто собрался вниз в Курджиново, кто просто не хотел - праздник все же. Смогли договориться с водителем " УРАЛа " о заброске к той поляне (~4 км) за 200 руб. Видя наше безвыходное положение, на меньшее водитель не соглашался. А нам в праздник лениво было тащиться под рюкзаками. Алексеевич (наш водитель автобуса) нашел кое-какие запчасти, а другие ему обещали привезти под вечер. Оставили ему продуктов, а сами на " УРАЛе " выехали из поселка в 11.45. На поляну прибыли в 12.10. Поставили лагерь, приготовили обед. После обеда еще раз сходили в поселок. Туда-обратно затратили 2 часа. Ходили за продуктами. Магазина в поселке нет, но два частника продают кое-что: консервы, чай, конфеты, пиво. Крупы, хлеб и сахар не продают, но есть сгущенка. Старушка, у которой покупали продукты, посоветовала ловить завтра лесовозы, чтобы заброситься выше. Лесовозы ездят во всякие дни, а в религиозные праздники у них выходные. Алексеевич ремонтируется.

Погода: с утра пасмурно, прохладно Твозд. =+10°С; к обеду редкий дождь, в 15 часов дождь прекратился; вечером облачно Твозд. =+15°C.

06.05.02. Встали в 07.30. Завтрак. Лесовозов нет ни в 9 часов, ни в 10 часов. Вдвоем опять пошли в Рожкао в надежде все же достать машину. Все автомашины в разъездах. Алексеевич все ремонтируется, но обещал вечером приехать к нам в лагерь. В лагерь вернулись в 11.50 ни с чем. Все расслабились, разбрелись по палаткам. Вера пошла смотреть порог "Затычка", а в 12.30 вернулась на автомашине "УРАЛ", на котором лесорубы забрасывались на делянку. С водилой договорились о заброске до п. Загедан за 200руб и поллитра спирта. Пока собирались, экипировались, грузились, к нашей стоянке подплыла каячная группа и два катамарана. Они увидели нашу автомашину и попросили забросить их вверх за каньон "Сосновый". Это они так обкатывали пороги Лабы. Выехали со стоянки в 13 часов. Народу в кузове навалом, да еще суда. Возле "Соленого" моста в автомашину загрузились еще экипажи ката-4 и каякер. Это знакомые тех ребят, которые ехали с нами. Вообще-то нагловатый народец, видят же что полно народу, а лезут. В 14.50 были на поляне пр.б. не доезжая - 1,5км до п. Загедан. Много времени потеряли в дороге загружая - выгружая народ, да еще лесорубы два раза останавливались по дороге и принимали на "грудь". Не надо было им спирт сразу отдавать. Стапель. Когда начали надувать суда, то обнаружили дыры в баллонах всех трех судов. Пока ехали, резина протерлась, народу то много было в кузове. Пока клеились, еще потеряли время. Старт в 16.10. См. схему №5.

До деревянного автомобильного моста через Лабу в районе п. Свинячий шли ~20мин. На этом участке шиверы средней силы, разбои. Шли кильватерной колонной. В 16.30 прошли под мостом и чалились за ним к пр.6.

Подкачали суда, травят немного после ремонта. Видимо неважно заклеили. Старт в 16.40 от моста.

В 17.10 по лев.6. п. Дамхурц. Через 5мин после поселка по лев.б. такой характерный бом, за ним по пр.б. впадает водопадом ручей. Через Змин слева впадает довольно крупный приток р. Закан. Чуть ниже, на лев.б. неплохое место для стоянки. От моста до р. Закан на реке ряд мощных шивер. В 17.28 по пр.б. остатки моста. Через 7мин после него чалка на лев.б. перед каньоном "Сосновый". Ориентиром является дорога по лев.б., которая круто взбирается на склон, у лев.б. галечная коса. Перечалились нв пр.б. по которому также галечная коса. Каньон "Сосновый" начинается порогом "Прощай Родина". Осмотр порога по пр.б. Русло реки делит гряда надводных камней на две протоки. Лев. протока довольно сильно забита камнями. Ходовая - правая протока. В ней на входе слив 1м с мощной бочкой, мощная струя. См. фото №46, 47. Через 10-15м основной слив более 1,5м с мощной бочкой. У лев.б. бочка жесткая, а по центру и у пр.б. рыхлая. Сразу за основным сливом с пр.б. впадает речка, а за ним еще один слив 1м через все русло. Слив очень неприятный. Первым шел кат-Ы пр. протокой, основной слив и бочку правее центра. Страховали 3 шсконцами с пр.б. Остальные суда страховали с берега и с воды. Порог прошли все суда удачно. Время 18.30. См. Фото №48, 49, 50.

После порога ~150м прямого шиверистого участка, лев. поворот. За ним мощная шивера с валами более 1,5м, потом пр. поворот. Участок шли кильватерной колонной. Сразу за этим поворотом нужно чалиться в обширном улове пр.б., а потом перечалиться в маленький улов лев.б. для осмотра выходного порога каньона. Пр.б для осмотра не пригоден, т.к. это крутая скальная стена. А осмотреть есть что. Ниже улова ~через 100м, на крутом лев. повороте начинается выходной порог. В отчетах этот порог называют "Щель", "Труба", "Пронеси Господи" и т.д. в том же духе. В просторечье, среди туристов, порог называют "Полный пи..ец" или "ПП", что полнее соответствует действительности.

Порог "ПП" длиной ~70 м расположен в скальном коридоре шириной 6-8 м. В пороге друг за другом два мощных слива 1,5 м с бочками-ямами, ниже мощная винтовая струя, которая стремиться скинуть суда на скальные стены. От экипажа требуется слаженная работа в сливах. Статистика удачного прохождения порога ~50% со слов других групп и из нашего опыта.

Осмотр порога по сносной тропе лев. б. Необходимо ставить сигнальщика на повороте, т. к. не видно начала движения судов. Страховку (двумя спасконцами) ставили в улове лев. б. сразу за порогом. Еще один обширный улов есть ниже за скалой лев. б. Первый экипаж страховали с берега, а следующие за ним еще и с воды. Первым шел кат-2-1, потом кат-2-2. Оба судна легли в пороге примерно одинаково: в одной из бочек-ям не смогли удержать в зацепе суда, и каты бросало на скальник лев. б., топило одну гондолу и киляло. См. фото № 51, 52. Страховка отрабатывала нормально. Вылавливали и экипажи и суда. Кат-4 прошел порог нормально по основной струе. См. Фото № 53. Закончили прохождение в 19.30. Чалились во втором улове на лев. б. Чуть выше по склону есть место для трех-четытех палаток. Там располагался лагерь туристов из Питера. Оставили у них свои суда, часть экипировки и вышли по дороге в базовый лагерь. Время 19.50, начало темнеть. До "Соленого моста" худо-бедно дошли, а потом шли в полной темноте. В лагерь пришли в 21.30. Поздний ужин. Отбой в 00.30. Автобус так и не пришел.

Погода: с утра пасмурно Tвозд. =+10°C; после обеда и до 19 часов периодически шел дождь Tвозд. =+10°C.

07.05.02. Подъем в 7 часов. Общий подъем в 07.20. Пока готовился завтрак, пошел в Рожкао проведать Алексеевича. Пока разговаривал с ним к нам подъехал лесовоз. Договорился с ним о заброске к "Сосновому" каньону, и с ними же поехал в лагерь. В лагере были в 09.30. Народ собрался за ЗОмин. Выехали в 10 часов. В пути с машины осмотрели "Второй" каньон. В 10.30 были на месте у конца каньона "Сосновый". Загидрились, подкачали суда. Старт в 11.20.

До начала "Второго" каньона шли ~Юмин. На участке постоянно шиверит. Ориентиром начала каньона служит пирамидальная скала на лев. б. Длина каньона ~1 км. На всем протяжении каньона мощная шивера, камни в русле, валы и бочки. Идти по основной струе. Более сложный участок начинается после скального бома на лев. б. Бочки становятся жестче, появляются сливы и валы до 1 м. На выходе из каньона русло сужается скалами с обоих берегов до 5 м. Перед сужением друг за другом две мощные бочки через все русло. Перед сужением, на камне лев. б. прикреплена табличка в память о погибших здесь туристах.

Шли кильватерной колонной. См. Фото № 54. За выходной щелью крутой лев. поворот и слева же устье реки М. Блыбь. В этом месте обширный улов у лев. б. От " Второго " каньона до " Соленого моста " шли ~40 мин. Здесь череда коротких довольно мощных шивер с валами до 1 м. Шли кильватерной колонной. За мостом русло делится галечным островом на две протоки. Пр. протока мелководная. Ходовая протока левая, где довольно мощная шивера. Шли лев. протокой. Чалились на пр. б. сразу за островом. Время 12.40. Можно чалиться сразу за мостом в начале пр. протоки. На пр. б. большая поляна, неплохое место для стоянки. Оставили суда и экипировку в лагере москвичей-каякеров, а сами пошли в лагерь на обед. Обед. Выдвинулись обратно к "Соленому мосту". По дороге в который раз осмотрели препятствие, поставили страховку и съемку.

Страховку (три спасконца) ставили в улове лев. б. перед порогом "Кирпич". Страховать помогали члены экипажа кат-2-3. Часть каньона, от моста до порога, представляет собой череду мощных пологих сливов с валами более 1 м. В русле бочки, сильный навал на скалу пр. б. После скалы мощный косой вал через все русло. К мосту пришли в 15.30.

Первыми шли тандемом кат-2-1 и кат-2-2. Прошли нормально, только наваливало на правобережную скалу. Потом шел кат-4, который страховали еще и с воды. Эту часть каньона закончили проходить в 17 часов. Чалились в улове лев. б. перед порогом "Кирпич". Съемка и страховка перешли за порог " Кирпич ".

Страховку (три спасконца) ставили за порогом в небольшом улове лев. б. Порог проходили по очереди, т. к. места для чалки в улове мало, а чалка быстрая. Порог " Кирпич " образован в результате обвала скалы лев. б. Две огромные скалы упали в русло и образовали проход ~5 м на зигзагообразном повороте. Там же горка ~1 м. Вдоль пр. б. у самой воды лежат поваленные деревья, стволы которых мешают заходу в порог. После узкого прохода каскад из двух мощных сливов общей высотой ~2,5 м.
После каждого слива бочки, особенно мощные бочки у лев. б. (у огромных скал). За каскадом беспорядочные вала до 1 м. Далее на пр. повороте мощная выходная шивера с косыми валами более 1 м. Чалка в маленьком улове лев. б. образованного большими камнями. Порог нужно идти вдоль пр. б. цепляясь за верхушки поваленных деревьев. Далее горка, один слив 1,5 м, бочка, второй слив, валы. Первым шел кат-2-1. На заходе взял сильно влево, и поэтому сильно тормознуло в бочке у лев. б. и развернуло лагом. Там еще и полуобливные камни оказались. Развернуть нос судна удалось только перед выходной шиверой. Следующим шел кат-2-2, прошел нормально. См. фото № 55. Чалились в улове. Суда вытаскивали на берег. Последним шел кат-4 усиленным экипажем: Ливеров, Лахтин. Шевцов и Камзеев. См. фото № 56, 57. Порог прошел нормально, только не смог зачалиться в улове. Пришлось идти ниже и чалиться после скального левобережного бома к пр. б. Время 17.40. Съемка и страховка перешли ниже. Страховали тремя спасконцами: один ставили за огромной скалой у базового лагеря, два - в каньоне у одной мощной бочки.

Часть каньона "Соленые скалы" от порога "Кирпич" до огромной скалы лев. б. насыщена сливами более 1 м с мощными бочками. Особенно их много перед камнем-скалой. Большая часть участка находится в труднодоступном месте, где оба берега скальные стенки высотой более 10 м. Первым шел кат-4 усиленным экипажем, после него кат-2-2, а последним кат-2-1. Шли по основной струе, пробивая бочки. См. Фото № 58, 59, 60, 61, 62, 63. Чалились на быстротоке на лев. б. у базового лагеря. Прохождение закончили в 18.50. В 19 часов к нашему лагерю подъехал Алексеевич на своем " многострадальном " автобусе. Ужин. Отбой в 22 часа.

Погода: с утра пасмурно Твозд. =+11°С; к обеду распогодилось, облачно; в 15 часов опять пасмурно, шел небольшой дождь Твозд. =+13°С; с 16 до 19 часов облачно, временами проглядывало солнце в 19.10 пошел дождь, который не прекращался до самой ночи.

08.05.02. Общий подъем в 07.30. Завтрак. Идет дождь. Экипаж кат-2-3 подготовил свое судно и понес судно за порог " Затычка " для организации страховки. Под дождем свернули лагерь и загрузили вещи в автобус. Автобус отправили тоже к порогу. Сами экипировались и вышли от лагеря в 10.20.

От места стоянки до порога "Затычка" несколько шивер с валами до 1 м. Шли кильватерной колонной, т. к. места для чалок наметили раньше. Чалиться можно либо в 100 м выше порога у лев. б. или же перед самим порогом, где есть два небольших улова за большими камнями лев. б. Чалки очень быстрые. Ориентиры порога: не доходя порога ~50 м справа впадает приток, а ниже нагромождение камней у обоих берегов, по пр. б. открывается скальная стенка. Порог " Затычка " длиной ~70 м, перепад ~5 м. Порог состоит из входного слива 1,5 м с мощной пенной бочкой у лев. б. и мощным косым валом у пр. б. Ширина слива ~5 м. Далее участок мощной струи, которая разбивается глыбой у пр. б. на две не равные части. Деление русла происходит перед основным сливом. Правая часть крутым треком огибает глыбу и сваливает под основной слив. В струе несколько надводных камней и клыков. Основная, левая часть сильно наваливает на глыбу и сваливается водопадным сливом ~2,5 м. В сливе по центру надводные камни и клык, которые образуют проход между ними и глыбой шириной ~2,5 м. Под сливом большая бочка. Еще одна бочка на верхнем бьефе перед клыком. Чтобы обойти эту бочку, надо идти в притирку к глыбе. За порогом у лев. б. два обширных улова и еще одно у пр. б. Страховку (два спасконца) ставили в уловах лев. б., а кат-2-3 ставили за порогом в улове пр. б. Первым шел кат-2-1. Киль на входном сливе, т. к. шли левее центра почти без скорости, и в пенной бочке закусило. Шли самосплавом по треку правее глыбы. См. фото № 64. Одного матроса выловили страхующие с берега, а второй перевернул судно и самостоятельно зачалил в улове лев. б. Вторым шел кат-2-2. Киль на входном сливе, т. к. шли правее центра, и положило на косом валу. Далее самосплавом по основному сливу. См. фото № 65. Один матрос самостоятельно зачалился в улове лев. б., второго выловили страхующие с берега, а судно поймал кат-2-3 ниже порога. Последним шел кат-4 усиленным экипажем. Входной слив шли по центру. См. Фото № 66. Далее впритирку к глыбе в проход 2,5 м по основному сливу. См. Фото № 67. Экипаж прошел порог хорошо. Чалились в улове лев. б. Прохождение закончили в 12.10. Автобус отправили в п. Курджиново. Сами хотели было пойти ниже, но увидели плывущий каяк и весло. Кат -4 и кат-2-2 бросились за ними в погоню, когда они самосплавом прошли порог.

Через 25-30 м ниже порога начинаются шиверы средней мощности, разделенные участками быстротока.

Через 150-200 м суда выловили каяк и весло. Зачалились на лев. б. Экипажи поднялись по крутой крупнокаменистой осыпи на дорогу. Двое пошли в сторону порога, где встретили каякеров, которые искали пропажу. Им указали, где находятся каяк и весло. Старт в 12.40.

До п. Рожкао шли ~10-15 мин. На участке несколько шивер. Шли кильватерной колонной. Перед поселком прошли под бетонным мостом, далее зигзагообразный поворот в красивом каньончике, а за ним еще один деревянный мост. Идет дождь, который то усиливается, то ослабевает.

После каньона, через 25 мин хода прошли "Четвертый" каньон. Каньон находится после плавного пр. поворота, длиной - 600 м. В нем мощная шивера с валами до 1 м, прижимы. Шли без осмотра кильватерной колонной. От каньона до бетонного моста в п. Азиатский шли З0 мин. На участке простые шиверы, появляются разбои. От Азиатского до бетонного моста в п. Курджиново весьма напряженный сплав. На участке разбои, по берегам заломы, в пределах п. Курджиново препятствия антропогенного вида: в русле арматура, плиты, трубы и т. п. Чалка на лев. б. перед мостом в Курджиново. В этом месте обширная поляна перед автостанцией. Время 14.50.

Все еще идет дождь. Автобус уже стоял на поляне. Быстро разобрали суда и загрузили их в автобус. Выехали из поселка в 15.35, на ходу переоделись в сухое. В дороге небольшой перекус. Когда выехали на равнину, то дождь прекратился. Хотя над горами, похоже, еще идет - все черно. Чем дальше от гор, тем суше, видимо здесь дождя и не было. В 17.50 подъехали к мосту через Лабу перед городом Усть-Лабинск. Пока погода позволяла, решили немного подвялить снаряжение, вещи и упаковаться. Выехали в 20.10. В город Армавир прибыли в 22.20. На вокзале очень много народу. Смогли купить билеты только до Ростова-на-Дону и то места достались в разных вагонах.

Погода: с утра пасмурно Tвозд. =+8°C, Тводы =+6°С; к 10 часам проглянуло солнце, но через З0 мин опять все затянуло тучами, пошел долгий нудный дождь, временами очень сильный; дождь шел до 16 часов, а в горах видимо весь день.

09.05.02. В Ростов прибыли в 04.20. Прохладно. Быстро смогли купить билеты. Калужане купили на московский поезд, а мы на поезд № 37 Адлер - Минск. До отправления поезда успели позвонить домой, и заказали автобус, который встретил бы нас в Смоленске. Выехали из Ростова в 05.40. Едем домой. Все немного устали, отсыпаются.

10.05.02. В Смоленск прибыли в 12.35. Смолян встречали родные, а за нами приехал автобус. Выехали из Смоленска в 13 часов. В Десногорске были в 18 часов. Поход закончен.

9. Смета путешествия

Наименование расходов Сумма расходов, руб.
Стоимость заброски На 1 чел. На 10 чел.
Москва - Невинномысск 650 6500
Невинномысск - р. Кубань, устье р. Джаланкол 220 2200
Итого: 870 8700
Стоимость переброски
р. Кубань, п. Каменномостскии - р. Аксаут, каньон "Красный" 100 1000
каньон "Красный "- п. Красный Карачай 10 100
п. Хасаут - Греческое - р. Б. Зеленчук, п. Нижний Архыз 70 700
п. Н. Архыз - п. Архыз 30 300
п. Н. Архыз -станицаЗеленчукская 20 200
ст. Зеленчукская - р. Б. Лаба, п.Рожкао 80 800
п. Рожкао -каньон"Соленыескалы" 20 200
каньон "Соленые скалы "- п.Загедан 20 200
каньон "Соленые скалы "- каньон "Сосновый " 10 100
Итого: 360 3600
Стоимость выброски 170 1700
п. Курджиново - г. Армавир. 150 1500
г. Армавир - г. Ростов - на-Дону г 570 5700
Ростов-на-Дону - г. Смоленск 890 8900
Итого: Стоимость дороги: 2120 21200
Питаниевдороге 215 2150
Питание в путешествии 280 2800
Прочие 35 350
Итого: 530 5300
Всего: 2650 26500

10. Общественное снаряжение

№ п/п Наименование Материал Вес, кг Кол.
1 Катамаран "Симплест -2 С "(гондолы, баллоны, рама, обвязка) Теза, резина, дюралюминий 27 1
2 Катамаран "Симплест -4 С "(гондолы, баллоны, рама, обвязка) Теза, резина, дюралюминий 45 1
3 Катамаран "Кулик -2"(гондолы, баллоны, рама, обвязка) 32 2
4 Весла Дюралюминий, пластик, дерево 14 14
5 Спасконцы Веревка 0 6, 8 мм пенопласт 5,2 6
6 Чалка Веревка 0 10 мм 3 4
7 Насос ("лягушка") резина 2,8 4
8 Тент нижний ПВХ 3,8 3
9 Тент верхний ПВХ, "корейка " 2.3 2
10 Палатка "Мегатест " Капрон с пропиткой 8,2 4
11 Каны, костровые в комплекте V - 5, 7 л нержавейка 4,5 ком
12 Топор в упаковке 3,5 2
13 Пила двуручная в упаковке 1,2 1
14 Ремнабор 5,8 2
15 Аптечка 2 2
16 Фотоаппараты 2,8 3
17 Видеокамера 2,7 1
18 Солнечные батареи 2 ком
19 Фонарик с комплектом батареек 3 5
20 Набор карт, описаний 0,4 ком
Итого: 203 кг
На 1 человека: 20 кг

11. Личное снаряжение

№ п/п Наименование Материал Вес, кг Кол.
1 Спасжилет (V-12-24n) капрон, резина, полипропилен 1,3 1
2 Гидрокостюм (сухие, мокрые) прорезиненный капрон, неопрен 1,5 1
3 Костюм сплавной капрон 1 1
4 Обувь сплавная (кеды) 0,7 1
5 Каска пластик 0,4 1
6 Коврик полипропилен 0,5 1
7 Спальник капрон, синтепон 1,6 1
8 Обувь туристическая 1,5 1
9 Костюм непромокаемый балонь, капрон 0,5 1
10 Костюм спортивный шерсть 0,6 1
11 Носки простые 2
12 Носки шерстяные 0,3 2
13 Майка спортивная 0.3 2
14 Рубашка 0.3 1
15 Кепка спортивная 0.2 1
16 Туалетные принадлежности 0,2 ком
17 Документы, деньги 0,1 ком
Итого: 11 кг

12. Выводы и рекомендации

Район Северного Кавказа чрезвычайно перспективный в плане спортивного сплава. Наличие дорог вдоль практически всех рек это не "минус", а специфика и своеобразный "плюс". Это выражается в том, что можно делать связки из трех-четырех рек без того, чтобы сплавляться по низовьям рек, наматывая километраж. Это же не Алтай и не Саяны, где сплав по "болоту" - это возможность нормального съезда с маршрута.

Из-за того, что не всегда получалось сразу нанять автотранспорт для переезда с одной реки на другую, несколько раз "заплывали" за 19 часов. Для того чтобы исключить это, можно попробовать нанять транспорт на весь поход. И тогда появляется возможность связать пять или даже шесть рек в один маршрут без ущерба для безопасности. Только из-за плохого качества дорог автобус для этого мало пригоден. Нужна автомашина ГАЗ -66", "ЗИЛ -157" или "УРАЛ" (желательно крытый). Во сколько это " удовольствие " обойдется - другой вопрос. Есть другой вариант - запланировать 3-4 резервных дня на случай возникновения проблем с переездом.

Группа должна быть схоженой, в крайнем случае, большая часть группы, и иметь опыт прохождения не ниже 4 к. с. Необходимо обратить особое внимание на физическую подготовку участников, т. к. прохождение 20-30 км по сплошной шивере за один ходовой день - это большая физическая нагрузка.

При подготовке к походу пришлось собирать информацию по рекам маршрута. Противоречивость информации по р. Аксаут вносила некоторую долю нерешительности при включении этой реки в связку. Случайно найденная в Интернете информация Андрея Минина по Аксауту, разрешила все наши сомнения. В результате нашего сплава по Аксауту мы можем только подтвердить те выводы, которые он сделал.

Аксаут является отличной техничной рекой для раскатки экипажей перед серьезными походами т. к. на нем масса неожиданностей, поворотов, требующих быстрой реакции при выборе линии движения. В этом качестве он показался мне более интересным и сложным, чем Зеленчук и Кубань, слегка напоминая верховья Шавлы. Категорийность - 3-4, сильно зависит от уровня воды, в большую воду он приближается к 4. Разговоры о малой воде не убеждают, по камням скребешься периодически, но не продираешься. Сюда надо приезжать после 5 мая, взяв его как 2-3 речку т. к. воды становится больше, как из-за таяния ледников, так и из-за дождей, еще интереснее здесь, очевидно, в июне. Аксаут не годится в качестве первой кавказкой реки после Карелии, лучше идти на Кубань или Зеленчук.

13. Техническая характеристика судов

Наименование Длина, м Ширина, м Объем, м3
"Симплест-2 С" 3,7 1,8 0,7
"Симплест-4 С" 4,75 2 1,6
"Кулик-2" 3,6 2 1

14. Схемы

   

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Сердюкова Евгения Анатольевна, 22.01.2009
Уважаемый Виктор Анатольевич, я давно Вас ищу, очень прошу ответить мне!
 Фыва Цукен, 05.02.2009
виктор анатольевич вам вряд ли здесь ответит (я не уверен даже в том, что он знает, что его отчёт размещён на этом сервере). попробуйте найти его через московский городской туристский клуб .
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:







































































































































  • Технический аудит
  • Строительно-технический аудит - реальная оценка состояния строительства
  • centerekspert.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100