16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Руководитель группы: Потапов А.Н.

Автор отчета: Жук

Отчет из библиотеки МГТЦК

Первоисточник: "http://www.nord-ost.net" rel="nofollow"

Средства сплава/экипажи

- двухместный катамаран «Стриж»
экипаж Потапов (капитан), Грязев/Ушаков посменно.
- четырехместный катамаран «Гоша-4» фирмы Рафтмастер,
экипаж Жук (капитан), Алексеев, Фатькова, Горохова.
- двухместный катамаран «Гоша-2» фирмы Рафтмастер,
экипаж Папко (капитан), Колосов/Ушаков посменно.

Нитка маршрута

г. Москва - г. Барнаул - Чуйский тракт - с. Акташ - р.Джело - пер. Карагем – сплав по р. Йолдо-Айры - Карагемская поляна - сплав по р. Карагем - сплав по р. Аргут - сплав по р. Катунь - п. Иня - Чуйский тракт - г. Барнаул - г. Москва.

Протяженность маршрута 180 км, пешая часть 9 км.
Количество участников 9 человек
Время путешествия 16/07 - 06/08, ходовых дней (сплав) - 14
Уровень воды Немного выше среднего на всем маршруте
Дополнительная информация фото и видео материалы: "http://www.nord-ost.net" rel="nofollow"

Большинство участников команды уже бывали на Алтае и были не прочь вновь вернуться туда. Поскольку для некоторых это был первый настоящий шестерочный поход, то маршрут подбирали так, чтобы в начале была возможность раскатиться и обрести уверенность на более простых порогах, а уже потом постепенно перейти к порогам 6 к.с. Карагем - Аргут показался нам подходящим для этой цели маршрутом. Карагем малорасходная в верховьях река, требующая от экипажей умения быстро ориентироваться и маневрировать. По мере впадения притоков, мощь порогов начинает постепенно нарастать. Финалом служит Чибитский каскад – мини копия Трубы Сапожникова на Аргуте. Ну и конечно всем хотелось побывать на Аргуте и хотя бы посмотреть на легендарный Карагемский прорыв.
В мае семеро из девяти участников побывали на р. Белая (Кавказ) и имели возможность набрать форму и наработать экипажи в «боевых» условиях. Кроме того, незадолго до отлета мы посетили Лосево, где закончили сформировать экипажи.
К большому сожалению, самый опытный член команды Лукьянов И.К. по личным причинам не смог поехать с нами. Мы решили не искать ему замену на стороне в последний момент и идти маршрут вдевятером.

Подъезд и отъезд с маршрута

Пользовались услугами: ООО «Бийск Алтай Тур», тел: (3854) 23 31 11, 71 96 00 диспетчер, www.bialtur.biysk.ru, заброска/выброска от Барнаула и Бийска в любую точку Алтая, парк различных машин. Цену можно обговорить заранее, торг уместен. На вокзале в Бийске все водители работают только через диспетчера данной фирмы. + TANK66.RU – Наумов Константин (о нем в отчете), владелец ГАЗ66.

На сплавную часть реки Карагем возможно добраться через Карагемский перевал. Вверх по долине реки Талдура (Чаган-Узун) идет неплохая грунтовка правым, а после моста примерно в 6 км от Бельтира, и левым берегом реки. В старых отчетах приводиться информация, что надо ехать почти до стрелки р. Джело-Талдура, затем бродить Талдуру, р. Джело и подниматься на взлет в долину Джело. Теперь дорога на Карагемский перевал идет через мост, дальше – по левому берегу, а подъем в долину р. Джело в обход каньона можно преодолеть двумя способами: от стрелки р. Джело-Талдура, либо, не доезжая 2-3 км до стрелки подняться по дороге и пересечь р. Джело по мосту уже рядом с зимовьем (см. карты). Второй вариант предпочтительнее, т.к. не надо бродить р. Джело (в солнечную погоду после обеда брод довольно глубокий), он вполне доступен машинам типа УАЗ.
На июль 2004 года дорога на перевал сохранилась и при хорошей погоде проблем не будет. На спуске с перевала сохранилось только 1,5 – 2 км дороги, далее сошедшая осыпь полностью засыпала около 2 км дороги, после дорога опять в порядке. Местный алтаец Айдар (владелец бани и зимовья на поляне) сказал, что осыпь будут расчищать, но сколько времени это займет и как такое возможно не знаю. Он отнес один рюкзак от осыпи до Карагемской поляны за 300 рублей.

Отъезд с маршрута: Сплав был закончен в пос. Иня на р. Катунь, где нас уже ждала машина. Далее по Чуйскому тракту в г. Барнаул.

Аварийные выходы с маршрута:
В районе Чибитского каскада перед впадением в р. Аргут, через р. Карагем есть действующий мост, дорога с которого ведет в большой поселок Джазатор. За 1 час по мосту проехало 2 УАЗика с алтайцами, а также они активно ездят там на лошадях. Встречали местных рыбаков. За спиртное алтайцы готовы почти на все. Ниже возможно получить помощь, только выкатившись в Катунь до поселка Иня.

Заброска

16/07
Пятница

Самолет вылетал в 22-55. За час с небольшим все собрались в Домодедово и пошли на регистрацию. Толи в этот раз было слишком много желающих полетать, толи вся смена напилась тормозухи, но регистрацию мы закончили минут за 15 до взлета и дружно поломились на контроль. Видимо ввиду угроз террактов рамки реагировали на все, что имело серебристый цвет и признаки наличия металла: стальные мысы ботинок, ключи, фольгу и даже презервативы. В итоге уселись в самолет за 10 минут до взлета. Стоит отметить, что катамараны/весла и рамы мы отправили с багажным вагоном поезда Москва – Барнаул, договорившись за 1500 руб. Встречал вещи в Барнауле один знакомый, парень по имени Евгений, за что ему огромное спасибо! К сожалению, на выброске не удалось с ним пересечься в Барнауле, поскольку он работал в тот день допоздна. Полет сопровождался особо сильной турбулентностью, что вылилось в особо бурные возлияния, но все долетели целы, хотя и здоровы только частично.

17/07
Суббота

Посадка в Барнауле около 06-00. Получили рюкзаки и пошли грузиться, в заранее заказанную газель. Заехали в Барнаул к знакомым в местную школу, где нас ждали приехавшие накануне катамараны. После заехали в местный супермаркет, где за 1,5 часа закупили основные продукты – консервы/крупы и т.п. Особенность местного сервиса: иду на кассу пробить 1 банку тушенки, чтоб вскрыть для проверки качества. На кассе говорят – без тележки не обслуживаем! Мне надо взять тележку? Да! Держу в руке тележку, даю на кассу банку. Спасибо за покупку. Чек не взял, отхожу от кассы 5 метров, охранник - предъявите чек! Пришлось вернуться на кассу. Он все сурово сверил и успокоился. Хорошо не решился проверять две битком набитые телеги продуктов. До Бийска на газели обошлось в 2400 руб. Внести предоплату 3 000 руб. за выброску от пос. Иня, всего выброска стоила 6 400 руб. Далее нас передали Косте Наумову (ТАНК66) - перегрузились на ГАЗ66, хотя до Бельтира обещали на газели, но припаздывала параллельная группа. На месте все обговорили сладко и красиво, правда, в итоге он насчитал нам другой тариф и в дальнейшем пытался вытребовать надбавку. Кушать останавливались в кафе с фонтаном, на чуйском тракте. Нам сказали, что параллельно будет забрасываться ещё одна группа из Москвы – 8 человек и от Бельтира, по бездорожью можно будет объединиться в ГАЗ66 для снижения цены. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что параллельная группа это «Фоксы» (команда из Москвы), с которыми мы пересекались дважды на Белой и на Чулышмане. Мир тесен. За ночевку в пустом доме на полу всем стадом в 17 человек отдали 200 руб. Погода весь день солнечная.

18/07
Воскресенье

Подъем в 06-00. С самого утра и до вечера было пасмурно, временами дождь. Позавтракали и поехали в Акташ, чтобы посетить местный погранотряд и выписать пропуска в погранзону. Маршрутную книжку и заверенный турклубом список группы у нас не взяли, а потребовали только паспорта и вручную написать заявление на проезд в погранзону с перечислением всех паспортных данных, после чего выдали пропуск со списком фамилий. Причем ни на заброске, ни на маршруте мы ни разу не столкнулись с пограничниками или ФСБ. Но поскольку вся процедура заняла около часа, а недалеко было кафе, где мы закрепили завтрак, то никакого сожаления у нас не было. Далее поехали в сторону перевала. Когда съехали с тракта, то все 17 человек с вещами набились в будку ГАЗа, в тесноте да не в обиде. Дожди тут шли давно и дорога была в плохом состоянии. Первый раз засели, когда Наумов срулил чуть к краю насыпи. Машина съехали в какой-то зыбун и крепко засела задним мостом. Процесс откапывания и выталкивания занял около 1,5 часов. При этом Наумов постоянно требовал спирта и говорил, что нужно бурханить - чтобы духи пропустили на перевал. У нас в команде ещё не все отошли после самолета и идея в очередной раз побурханить не вызывала особого отклика. Второй раз засели на одном из небольших подъемов, когда Наумов срулил с колеи и засел в целине на оба моста. Тут одним выкапыванием дело не обошлось! Пришлось ещё и домкратить оба моста. При этом Наумов был счастлив как дитя или как мы при прохождении порогов. По шею в грязи он лазил под машиной с лопатой и домкратом, бурханил, требовал чтобы весь процесс снимали на фото и видео. Коммерческая жилка убила в нем одного из лучших приверженцев ралли по бездорожью. «Фоксы» (команда из Москвы) даже послали двоих к геологам за другим ГАЗ66, который стоял примерно в 10 км ранее. Те откликнулись, но уже начало темнеть, они потеряли дорогу и вернулись. Правда и мы уже к тому времени откопались. Весь процесс занял около 5 часов и 1,5 литров спирта. Кроме того, Наумов выделил нам бутылку за помощь в поддомкрачивании. Почти все оказались по уши в глине. Заехали на горку и обнаружили жилье аттайцев, в которое нас всех пустили на ночевку за общую сумму в 200 руб.

19/07
Понедельник

Подъем в 06-00. В хозяйской кухне на кизяке приготовили горячий завтрак. Начали собираться. Наконец-то светит солнышко. Наумов примерно до 12-00 что-то ковырял в ГАЗе, он вообще часто там что-то ковырял, откидывая кабину. Мы, чтоб не скучать, налегке тронулись дальше в сторону перевала, по пути фотографируясь. Поскольку до перевала было уже чуть-чуть, то большую часть так и прошли пешком. Когда на дороге встречались опасно болотистые участки Наумов всех рассылал на поиски сухого проезда, при этом матерясь и надувая щеки, а когда ему показывали место, где можно проехать, катил дальше какими-то другими, видимо только ему известными путями. В итоге все забили на поиски хорошей дороги и просто шли прогуливались, под призывные вопли водителя - «Рассыпались цепочкой и ищем проезд!». Перед перевалом стойбище, где «Фоксы» договорились, чтоб их сопровождали лошади, на случай если предстоит пешка. На сам перевал также шли налегке пешком, что позволило всласть пофотографироваться и полюбоваться дикой природой. Были и альпийские луга и горные озерки и поляны не растаявшего снега и прочая красота. Причем машину пришлось долго ждать наверху, поскольку движок сильно грелся и его закидывали снегом для охлаждения. На перевале сделали перекус, удивились, что Наумов не предложил побурханить и начали спуск. Спустились всего на 1,5 – 2 км и уперлись в болотце, объехать которое невозможно. Пришлось выгрузить вещи и ставить лагерь, время уже около 18-30. Прошли пешеходники поляки, подтвердили, что дальше дороги нет. Наумов начал торговлю пивом/водкой/сигаретами/мукой/сахаром, которые он вез по его словам на Карегемскую поляну, потом распрощался и уехал. В 19-00 начали ставить лагерь. Сухо, но дует холодный ветер. Нашли остатки мокрых дров, видимо завезенные предыдущими группами, никакой пригодной для костра растительности вокруг нет. Поужинали, побурханили и улеглись спать уже в темноте. «Фоксы» договорились с четырьмя алтайцами, что те придут завтра в 08-00 и пешком понесут часть вещей, поскольку лошади по курумникам не пройдут. Большой уклон и малое количество воды в Йолдо-Айры никакого желания к сплаву не вызывают.

20/07
Вторник

Ранний подъем в 06-00 утра. Позавтракали и начали укладывать рюкзаки для пешки. Явился только один алтаец - Айдар, который заведует баней на Карагемской поляне. Каты распихали по рюкзакам экипажей, часть вещей пришлось привязывать к рюкзакам сверху. В итоге у мужиков получилось примерно по 50-55 кг, а у девчонок более 30 кг. «Фоксы» оставили часть вещей, и трое из них должны будут завтра вернуться. Шли по ПБ ручья Йолдо-Айры. После небольшого правого притока обнаружилась осыпь полностью засыпавшая около 2 – 2,5 км дороги. Алтаец повел всех верхом по курумникам, ловко прыгая по камням. На самой осыпи почти каждый из нашей команды падал раза по 2 – 3. Задолбались лазить по камням и спустились ниже к ручью. Выяснилось, что после первого участка осыпи, нужно забирать вниз, поскольку вдоль ручья идти гораздо удобнее и ровнее, камней мало, приходится обходить только небольшие сыпухи. На камнях мы потеряли очень много времени и сил, некоторые ходили челноком, разгружая рюкзаки. В итоге остановились на ночлег в 17-00 перед небольшой сыпухой на обрывке дороги около ручья, за сыпухой вновь виднелась дорога. За день прошли всего около 2-х км и все смертельно умотались. Посмотрели на ручей и решили, что можно собрать каты и завтра отнести легкие рюкзаки на поляну (разведать ручей), а потом вернуться и сплавиться по Йолдо-Айры на пустых катах (первопрохождение), время для подобного эксперимента у нас есть. Потихоньку собирали каты/ставили лагерь/ужинали, предвкушая сплав. Адски тяжелый день.

Описание водной части маршрута

р. Йолдо-Айры

21/07
Среда

Подъем в 08-30. Позавтракали, дособирали каты и около 12-00 пошли на поляну. После сыпухи идет живописная дорога до самой поляны. Было много грибов, а так же полно полосатых бурундуков, которые почти не боялись нас. С дороги ручей просмотреть практически не удалось, так как она забирает вверх. Около 14-00 были на поляне. Поставили палатки и перекусили. Проводили группу «Фоксов», которые пошли дальше. Больше мы их на маршруте не встречали, и это правда, друзья, только обломки рам изредка попадались нам в пути. На поляне заказали баню на вечер по 50/руб. с носа. Поскольку у нас был лишний человек, то Колосов остался сторожить лагерь, а мы пошли к катам, где оставили гидрахи и весла. Пока то да сё, загидрились, подкачали каты, сплав начали около 17-30. Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 – Папко/Ушаков. Поначалу было более менее неплохо, только для К-4 очень уж тесно. Потом началось множество завалов и негабаритов (хотя на взгляд вода сильно выше среднего). В одном из поворотов К-4 не вписался и сходу налетел на острый зуб, в результате чего погнулась и треснула передняя поперечина. Продолжали это мытарство до 21-00 и прошли около 2-х км, таскать приходилось не меньше чем плыть. Основные приёмы при сплаве – «самокат» и «велосипед», когда толкаешься от камней и берега одной и двумя ногами соответственно. До поляны ещё около 2,5 км. По осыпи выбрались наверх на дорогу, оставили метку и уже в темноте пришли в лагерь. Баню естественно отменили, поужинали и легли спать. Очень трудный день, хорошо хоть, что погода без дождя. Колосов на поляне помылся, но под вечер начал за нас беспокоиться, бегал вверх по течению «Ебарлы», как мы коротко назвали сей ручей, а так же подбивал стоявшую недалеко команду одесситов организовать спасработы. Но отклика в их суровых сердцах не нашел, к тому же они-то успели сходить в баню. Ночью прошел дождь.

22/07
Четверг

Утром солнечно, подъем в 08-20. Позавтракали и решили загидрившись идти сразу вверх по ручью, чтобы осмотреть финальный участок ручья, который на последнем километре представляет собой что-то типа каньона. С собой взяли пилу, чтобы расчищать завалы и Колосова, чтобы фотографировал. Девчонок оставили караулить лагерь, а на К-4 сплавляться вдвоем - Жук/Алексеев, поскольку нужно только подруливать и таскать. Алексеев полез на бревно поперек ручья сбивать сучья, в итоге чуть не сорвался сам и упустил не застегнутую каску. Первый пролюб. Ближе к обеду стало пасмурно, иногда накрапывает дождик. Пока поднимались вверх по течению, приходилось неоднократно переходить в брод с берега на берег, поскольку то один, то другой берег были отвесными. Также крались по воде под самыми стенками каньона, если было не очень глубоко и позволяло течение. Во время одного из лазаний по скалам Жуку на ногу (икру) упал здоровенный бульник. Хорошо, что не попал на колено или голеностоп, а так вроде обошлось без перелома, но были чуть задеты связки на правой ноге. При сгибании появилась боль и сидеть в упорах Жук не смог. Хорошо, что была холодная вода, и удалось так заморозить ногу, что опухоль была небольшой. Также проблемой стало лазить по косогорам и камням. Кое-как дошли до катов и решили, что Алексеев и Колосов несут в лагерь К-4 по дороге, Жук возвращается пешком, а сплав продолжают Стриж – Потапов/Грязев и К-2 Папко/Ушаков. С четверкой конечно намучались, но все же притащили её в лагерь, минут через 10 появились наши сплавщики. Они были весьма довольны - все-таки удалось покататься, хотя нормальный сплав возможен только на последних 1,5 км ручья после впадения крупного левого притока Атбажи, а выше него больше завалов и негабаритов, чем чистой воды. В каньоне (последние 1,5 км) самое интересное прижимы и лавирование между камней. Как таковых порогов со сливами и бочками почти нет, русло узкое 3 – 5 м шириной. Сам сплав интересен только для двушек, поскольку для четверок места явно маловато, а при более низкой воде и для двоек будет мало интересного. В лагере все собрались около 16-00 и пошли в баню. А вечером девчата устроили нам праздничный ужин с оладушками/сгущенкой и мёдом. Был даже попкорн. Последние члены команды отправились спать около 23-30, бурханили. Завтра решено сделать дневку, чтобы залечить раны и подремонтировать треснувшую раму К-4.

23/07
Пятница

В 05-30 алтаец Айдар забрал Алексеева и Папко на охоту в горы, стрелять диких коз. Алексеев получил огромный заряжающийся через ствол карамультук, а «гринписовец» Папко взял только камеру и фотоаппарат. Сам алтаец взял карабин. Для остальных подъем был в 10-30. Солнечный день. Позавтракали и занялись ремонтом. К передней поперечине К-4 привязали сухую лесину для подстраховки. На Стриже перетянули вязки, поскольку они были не родные, а от рафтмастера. Наглые бурундуки бегали рядом с лагерем в надежде чем-нибудь поживиться. В это время Ушаков лазил по окрестным кедрам за орехами. Орехи были хоть и совсем молочные, но он обещал нам сварить их. В итоге наелись на обед какой-то смолы. Около 15-00 вернулись наши охотники, без добычи. Они залезли на ближайший трех тысячник. Насчитали около 14 коз и стали подбираться, но тут вылез наш корреспондент-мурзилка и распугал все зверье. Остались только пару медведей на противоположных склонах и алтаец даже предложил сходить на них, но Алексеев посмотрев на однозарядный карамультук отказался. Недалеко от нас встала группа катамаранщиков из Питера, они законсервировали лагерь и ушли в горы на радиалку. Больше мы их не видели, и это тоже правда, друзья. Короче поужинали, чем зав.пит. послал, и легли спать.

р. Карагем

Спортивный сплав по Карагему обычно начинают от Карагемской поляны, расположенной выше устья левого притока р.Йолдо-Айры на высоте около 1900 м. Наиболее сложным для прохождения является первое ущелье, длинной около 8 км, со средним уклоном 24м/км. Здесь расположено 19 порогов. Второе ущелье следует через 2км после первого. Его длина 4км, средний уклон 18м/км. Здесь расположено 3 сложных порога. Перед третьим ущельем находится сложный порог "Разбойники". Длина ущелья около 5км, средний уклон 13м/км. В ущелье две шиверы и порог. В нижней части Карагема расположен каскад "Чибитских" порогов длиной около 3км со средним уклоном 16 м/км.
Имевшиеся у нас лоции Карагема соответствовали действительности только на 40 %. То есть начало и конец ущелий были там, где положено, но многих порогов либо не было вообще, либо они были гораздо проще указанных категорий. По сложности и расположению полностью совпали только Чибитский каскад – 5 к.с. и порог Винт – 4/5 к.с. На наш взгляд первое ущелье самое сложное – маловато воды/большой уклон/узкое русло и завалы. По мере впадения притоков, река становится полноводнее, место для маневра больше, следовательно идти проще. Весь Карагем можно идти на груженых катах, главное обезопасить себя от завалов. Итак, приступим к подробному описанию.

24/07
Суббота

Подъем в 08-00. Сегодня день варенья у Алексеева. Но варенья никому не дали, были только праздничные блинчики. Зато Алексееву назначили праздничное внеочередное дежурство, он долго всех благодарил. Итак, мы уже неделю в пути и только сегодня начнем сплав по Карагему. Долго увязывали вещи. До обеда было солнечно, но когда подошли к первому ущелью начало накрапывать. До ущелья дошли минут за 20. Экипажи Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Папко/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Ушаков/Колосов. Жук катился обезьяной. В ущелье Жук шел по ПБ с фотоаппаратом.

1 - "Стартовый". Начинается сразу за впадением р.Калын-Агач . Длинна около 400 метров, большое падение. Просмотр с правого берега.
2 - "Олимпийский". Начинается через 20 метров после суводи, завершающей предыдущее препятствие. Сложны вход и выход из порога. Просмотр лучше делать с правого берега. На входе в порог - мель. Основная струя идет левее мели и разбивается на мелких подводных и обливных камнях. Чистых проходов слева нет. Центральная часть порога проще. Большая скорость течения, много камней, сливы. На выходе струя, идущая вдоль правого берега, после правого поворота реки уходит к левому берегу, отражается от левобережных камней и устремляется в узкий проход между надводным и полуобливным камнями со сливом около 1,5 метра. Затем следует еще один метровый слив, и река делает левый поворот. В этом месте необходимо зачалиться.
3 - "Эридан" (4 - "правый" - "правый"). Начинается сразу за порогом номер 2 , наиболее опасны вход и выход из порога. Вход представляет собой сброс воды между двух островов из крупных камней. На расстоянии 30 метров река падает на 4 метра в коридоре шириной 4-5 метров. В левую протоку с места чалки попасть практически невозможно. После центральной протоки в центре русла - камень, сразу правый поворот и прямой участок с большими камнями и сливами. За следующим правым поворотом начинается выходной участок порога. В русле лежат три крупные глыбы, между которыми проходы по полтора - два метра и далее еще один камень. Между ним и берегами - узкие проходы. Левая струя наваливает на левобережные камни, и отражаясь от них, устремляется на этот одиночный камень. После сильного навала на камень струя образует два слива 1 и 1,5 метра с крупными пенными ямами.
4. Начинается сразу за крутым левым поворотом Карагема. Просмотр возможен по обоим берегам. В русле много камней, особенно в правой части.
5 - "Трамплин". Начинается на левом повороте реки. Просмотр с правого берега. В начале порога Карагем разбивается на два каменистых рукава мелью. В протоках сливы до одного метра высотой. На выходе - ворота из трех камней, между ними - полуобливной, со сливом 1,5 метра. Расстояние между камнями 3 - 3,5 метра. После слива через 15 метров скала делит поток на два.
Все шли с разведкой и береговой страховкой. Основная сложность участка малое количество воды и большой уклон, соответственно очень большая скорость течения. Нужно сориентироваться в какую из проток идти. Для К-4 маловато места для маневра. Встречаются небольшие завалы. Нашли обломки рамы от рафтмастеровского ката - свежак. При подходе к основным препятствиям участка пошел дождь, переходящий в ливень. Около 18-00 нашли ровную полку на ПБ, там же труба от рамы. Дождь не прекращается. Сразу напротив поляны порог на крутом левом повороте русла, видимо «Трамплин», наметили идти с утра на пустых катах. Лагерь ставили под ливнем, у «дома» (палатки) зеленая, высокая и мокрая трава, поэтому переодеваться никому не хотелось, но снилась она все равно. Немного запутались в ориентирах, поскольку категорирование порогов в имевшихся у нас лоциях не соответствовало действительности, и решили, что уже прошли приток Камрю. После ужина в связи с днем рождения Алексеева, употребляли чай каркаде разбавленный со спиртом (или наоборот – спирт разведенный каркаде). В общем, очень вкусно получается - бурханили.

25/07
Воскресенье

Поздний подъем, из-за пасмурной холодной погоды нет никакого желания вылезать и что-то делать. Вершины окружающих гор покрылись снегом. Утром сходили на разведку. Поскольку думали, что начинается самая сложная часть первого ущелья. Вроде впереди нечего страшного. Собрались и потихоньку двинулись дальше. «Трамплин» пришли нормально, хотя К-4 немного посидел на камнях, места ему маловато. Жук более менее оклемался и занял место на К-4. Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Папко/Ушаков. Колосов шел по правому берегу с аппаратурой.
6. Ориентир порога - бом на правом берегу. Просмотр с левого берега. На входе в порог много обливных камней. У бома река делает небольшой левый поворот и на скальную стенки бома идет сильный навал. Далее русло разбивается островом на две протоки.
7. Длина 400 метров. Большая скорость течения, камни, сливы. Проходили по центральной части русла. На участке шиверы ниже р. Кан-Оюк под длинным правобережным бомом почти все русло перегорожено большой нависающей лиственницей.
8. Перед порогом два острова. После второго острова река сужается, образуя ворота между камнями с мощным сливом, за ними шиверистый участок длиной 40 метров. Затем струя сбивается грядами камней сначала вправо а потом влево, на скальную стенку. Под стенкой - прижим. Просмотр с правого берега.
9 - "Россыпь" (4 - "левый" - "левый"). Ориентир: после левого поворота справа - скала. Чалка перед скалой. Длина порога около 300 метров. На входе в порог ступенька со сливом в центре русла. Далее струя делится на две части: одна сваливается вправо под скалу, другая проходит через ряд ворот.
Наиболее сложная часть первого ущелья - участок от р. Камрю до р. Кара-Айры. Просмотр этого участка по правому берегу очень затруднен бомами, и обрывистыми склонами. Лучше делать просмотр с левого берега. Так как выход от Карагема на тропу правого берега на этом участке очень сложен.
Шли аккуратно с разведкой, поскольку часть участников имела относительно небольшой опыт, и ожидали начала самого сложного участка Карагема и череды пятерочных порогов. В принципе участок порогов с 6 по 9 можно идти без опаски, главное не влететь в завал. Примерно в 18-00 подошли к р. Камрю – крупный правый приток. Перед Камрю река превращается в озерцо почти без течения. Зачалились на ЛБ в конце озерной части и в начале большой осыпи. По полностью совпадающему описанию порога 10, поняли, что вчера спутали ориентиры и сегодня потеряли много времени на простом участке реки. В приведенной нами лоции р. Карагем все описания порогов мы оставили без изменения, поскольку они более менее соответствуют (а составлять более точные описания у нас не хватало времени), но присвоили им более простые категории сложности, в соответствии со своими ощущениями. Оставили каты в начале осыпи и понесли вещи на обнаруженную за осыпью небольшую стоянку на ЛБ, она перед самым началом порога 11 «Крутой». Поужинали и улеглись спать.

26/07

Подъем в 08-30.
10 - "Нокдаун" (4 – "левый" - "левый"). Расположен на S-образном участке сразу за впадение Камрю. Несколько лет назад порог был полностью перекрыт сошедшим слева селевым потоком. Но сейчас Карагем снова пробил свое русло и о селе напоминают только стволы деревьев, торчащие над водой из склона левого берега, сам склон и уникальный элемент порога - вертикально, как телеграфный столб, стоящий по центру русла высокий ствол дерева. В пороге крутое падение и мощные сливы, но особой сложности они не представляет.
На пустых катах прошли Нокдаун, хотя с виду кажется сложно – места для маневра там достаточно даже для К-4, и по времени все маневры также успели сделать спокойно без суеты. Так как теперь-то точно по лоции самая сложная часть первого ущелья и чуть ли не всего Карагема, то решили скатиться на пустых катах до конца первого ущелья и левого притока Кара-Айры, а потом вернуться в базовый лагерь и далее ориентироваться по времени. Экипажи: Стриж – Потапов/Ушаков, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Папко/Колосов. Грязев шел по левому берегу с видео аппаратурой. Стартовали в каньон около 11-00. Погода наконец-то солнечная жаркая.
11 - "Крутой" (4 - "оба" - "левый"). Начинается у левобережного бома, метров через 70 после "Нокдауна". В пороге крутое падение и мощные сливы. В начале порога основная струя несильно наваливает на левобережный бом. Затем, пройдя метров 50 вдоль бома, река поворачивает вправо и образует несколько мощных сливов. На выходе из порога на левом повороте сильный прижим к правому берегу, перед прижимом слив около 2 метров.
12. Расположен в 150 метрах ниже предыдущего. Вдоль левого берега небольшой бом, река сжимается каменистой отмелью. Короткий, не более 50 метров, порог представляет собой серию сливов высотой до одного метра. В струе обливные камни.
13. Расположен через 150 метров после предыдущего. После правого поворота Карагем делает крутой вираж влево, струя налетает на крупные камни у правого берега и затем на левый скальный берег. Вдоль струи и в струе - обливные камни. В пороге большое падение, высокая скорость потока , сливы.
14 - "Бобслей" (4 - "оба" - "оба"). На входе в порог - остров. Левая протока в верхней части забита камнями. В правой, основной, протоке расположена самая сложная часть порога. Падение на этом участке 4-5 метров, много выступающих и обливных камней, узкие проходы, мощные сливы. На слиянии проток за последним сливом в узком проходе сквозь гряду камней находится прижим к левобережному бому. Ниже бома русло вновь делится на две протоки. Левая прямая и каменистая, в ней меньше воды, чем в правой. Правая делает длинный плавный левый поворот вдоль скальной стены правобережого бома.
15 - "Малыш". Начинается на правом повороте сразу за предыдущим препятствием. В верхней части порога ряд чистых сливов, в нижней - гряда камней с проходом по центру, на выходе большой камень в центре русла.
Между порогами 15 и 16 четырехсотметровый шиверистый участок с сильной струей. Место чалки к левому берегу перед порогом 16, который надо обязательно просматривать.
16 - "Любаша" (4 - "левый" - "левый"). По правому берегу в пороге идет скальная стенка, левый берег - осыпной. В первой половине порога на левом повороте несколько крутых мощных сливов и сильнейший бой в скалу правого берега. Далее следует правый поворот и за ним все повторяется, но бой в скалу менее мощный.
17 - "Магнит". Расположен через 150 метров после предыдущего па правом повороте реки . Просмотр по скальному левому берегу. На входе в порог имеется слив, затем следует несильный прижим к выступающей скале левого берега, ниже которого навал на скальный обломок в русле и еще один прижим к скале левого берега. Далее слабовыраженный островок делит русло на две протоки. В левой мелко и много камней, в правой камни более крупные и есть проходы.
18 - "Не проходите мимо" (4 - "левый" - "левый"). Небольшая правобережная полка с лесом, идущая от предыдущего порога, заканчивается бомом на левом повороте реки, где и расположен порог. На входе в порог Карагем делится тремя скальными глыбами на две части с мощными сливами, причем в нижней части сливов есть выступающие камни. Далее в русле много камней, сливы в узких проходах. Заканчивается порог сильным прижимом к правобережному бому.
19. Начинается сразу за порогом 18. В пороге серия сливов между обливными и надводными камнями. В конце порога слева бом , затем поворот направо и правобережный бом, на который идет несильный навал. Метров 300 идет шивера и ущелье заканчивается.
Шли не торопясь с просмотрами и взаимостраховкой. Завалов не было. С каждым притоком воды все больше и катиться становится все легче и приятнее, уже появляется что-то типа бочек. Как таковых порогов на участке 11-19 нет. Основная сложность небольшие прижимы и навалы на береговые стенки, а в остальном гладкий быстроток с сильным уклоном и скоростью. Можно было спокойно идти этот участок на груженых катах, он даже проще, чем первая половина каньона. Пожалели, что опять придется таскать вещи. Весь сплав с просмотрами и съемкой занял около двух часов. При осмотре на Стриже нашли погнутые поперечина и продолина, на К-2 сломана продолина в двух местах, ремонт запланировали на завтра. Каты оставили на ЛБ перед притоком Кара-Айры и за 1,5 часа пешком вернулись в лагерь. Пешку решили отложить до завтра, так как утро вечера мудренее, а лазить по горам в сумраке не хотелось.

27/07
Вторник

Денис - сабака страшная, совсем не ловит рыбу!!! А уже так хочется деликатеса. Подъем в 08-00. Быстрый завтрак и сбор лагеря. До катамаранов дошли примерно за 3 часа. Погода солнечная, жаркая. Отремонтировали катамараны и стали собираться. Примерно в 15-00 вышли на воду и быстро дошли до начала второго ущелья. Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Папко/Колосов + Ушаков на раме.
20 - "Белый Бом" (4 - "левый" - "левый"). Расположен на входе в ущелье, длинна порога около 100 метров. Правый берег представляет собой высокую скальную стенку. На входе в порог мощный слив, затем идет относительно простой участок, который заканчивается грядой больших камней, выступающих в поток от левого берега. Между грядой и скалами правого берега на небольшом правом повороте в сужении русла присутствуют несколько мощных сливов, а на гряде камней имеется залом из больших деревьев. За сужением следует крутой левый поворот, с навалом на правобережные скалы, затем несколько сливов и порог заканчивается.
21. Расположен сразу за порогом 20, длинна 500 метров. Валы, редкие камни в русле.
22 - "Сарлыки" (4 - "правый" - "правый"). Длина около 100 метров, большое падение воды. Начинается порог на правом повороте, а заканчивается после плавного левого поворота реки. В верхней части порога много обливных камней, несколько мощных сливов. Далее основная струя перекрывается большим заломом на гряде камней, единственный проход в этом месте - узкие ворота из камней под левым берегом. Затем основная струя уходит под левый берег, где образует навал на большой камень в русле.
23. Начинается сразу за порогом 22. Длина около 800 метров. Валы, редкие камни в русле. Идет до осыпного каньона, где переходит в очередной порог.
24 -"Винт" (5А - "правый" - "правый"). Начинается на плавном левом повороте осыпного каньона. Длина более 100 метров. Это мощный порог с большим количеством камней в русле и значительным падением воды. На входе в порог - мощный слив с плиты и далее сливы и навалы на камни следуют один за другим.
25. Идет от предыдущего порога до конца ущелья. В 300 метрах ниже порога есть прижим к правобережным скалам.
Шли со взаимостраховкой и просмотром вызывающих сомнения мест. В начале ущелья из препятствий было только бревно над водой поперек реки. Своевременно зачалились и протащили каты не разгружая под бревном ближе в ПБ, где течение спокойнее. При проводке К-2 ноги Колосова были опутаны корнями неведомых подводных растений, а может быть это повеселились русалки, что чуть не повлекло за собой аварийную ситуацию с самосплавом Колосова. Только благодаря четким действиям самого «морально пострадавшего», а также пришедших на выручку высших сил, неприятностей удалось избежать?. Из самих порогов впечатление оставил только Винт, где достаточно мощные бочки и сливы, он уже похож на порог. Помимо него основной сложностью являются несильные прижимы на поворотах русла.
За ущельем Карагем разбивается на протоки, в которых надо остерегаться заломов. Основная протока идет сначала ближе к левому берегу, а перед устьем Каинды-Одру переходит к правому. Расстояние между вторым и третьим ущельями - 7 км. Ориентиром начала третьего ущелья служат окончание разбоев и скала на правом берегу, обрывающаяся прямо в воду. Длина ущелья около 5 км и начинается оно с п.26.
На разбоях местами течение очень слабое, главное выбрать самую полноводную протоку. Около 18-00 подошли к началу третьего ущелья и встали на лесную стоянку на ЛБ перед порогом «Разбойники». Там же есть тропа. День был несложный, но от пешки всех уже сильно тошнит.

28/07
Среда

Подъем в 08-00. Солнце, жарко. Занесли вещи по тропе ЛБ на галечник за порог «Разбойники» ~ 400 м. Сам порог представляет сложность только из-за большого количества торчащих во всех трех протоках бревен.

26 - "Разбойники" (4 - "левый" - "левый"). Расположен на правом повороте реки, имеет обрывистые берега, слева впадает ручей. На входе в порог, сразу за небольшой разгонной шиверой, следует мощный слив с бочкой после него. Ниже слива река делится на три протоки с крутым падением воды. В левой протоке много камней, очень узкие проходы, от берега выступают стволы деревьев. Заход в правую протоку осложнен выступающим камнем, внизу она делится на островом на две части, в русле много камней. В средней протоке тоже много камней, но она была наиболее приемлемой для прохождения при нашем уровне воды. Заход в нее осложнен большим заломом на стрелке с правой протокой. За слиянием проток река делает левый поворот, ниже которого следует участок с большим падением, в русле отдельные камни, сливы.
Прошли на пустых катах вдоль ЛБ, перед самым завалом чалились и берегом обносили завал, далее шли опять вдоль ЛБ до чалки, где нас ждали вещи. К-2 рафтмастер решивший идти частично загруженным, получил большую дыру в шкуре длиной около 25 – 30 см. Заклеились и пошли дальше.
27. Начинается сразу за порогом 26. В русле отдельные камни, валы. Примерно через 1 км река огибает сначала высокие отроги левого берега, а затем правого.
28. Мощная шивера длинной около 300 метров. Заканчивается на правом повороте и переходит в порог "Трек".
29 - "Трек". Начинается на правом повороте серией мощных сливов и бочек. Далее на левом повороте сильнейший прижим к скалам правого берега с метровой водной подушкой над наваливающей струей.
30. В этом месте река уходит в лесистое ущелье.
31 - "Средний ".
32 - "Луговой". Перед началом порога справа впадает ручей. В пороге река делает сначала левый, а потом правый повороты. Ниже порогов река успокаивается, долина расширяется, и вскоре начинаются разбои.

Совершенно простой сплав, не вызывающий никаких сложностей. Шли не торопясь, чтобы сильно не отрываться от К-2. Прошли участок разбоев и незаметно для себя попали в начало Чибитского каскада.

33 - "Чибитские пороги" (5С - "б/р" - "-"). Представляют из себя протяженный (около 4-ех км) участок, который характеризуется большим падением, значительным, по сравнению с верхними ущельями, расходом воды, узостью русла, но без скальных берегов, что приводит к появлению большого количества валов, "бочек", обладающих достаточной мощностью.
Стриж и К-4 шли в связке. Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев + Ушаков на раме, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова. Стриж на одном из участков вырвался немного вперёд. По мере нарастания мощи бочек, уже значительно оторвались друг от друга. В итоге в одной из бочек примерно 400 м выше автомобильного моста Стриж с обезьяной на раме кильнулся, показав идеальную носовую свечу. Они сами зачалились силами экипажа на 200 м ниже моста к ЛБ. К-4 прошел этот участок без происшествий и зачалился чуть ниже Стрижа. При киле никто не пострадал, уплыла только плохо закрепленная спас-граната. Грязев пошел выше по течению, чтобы предупредить отставший К-2 о сильном участке. А мы остались ждать его на страховке. Ждать пришлось около часа. Все это время ровно над нами тянулась длинная туча и поливала нас холодным дождем и градом. Стали потихоньку замерзать. Экипаж появившегося К-2 Папко/Колосов, из предосторожности сняли с рамы один рюкзак и без проблем прошел этот участок. Выходную часть до стрелки с Аргутом шли косяком, Ушакова пересадили обезьяной на К-4. Встали лагерем на ЛБ Аргута сразу после впадения Карагема. Хороший ходовой день. Стоянка просто завалена сушняком, боялись поджечь лес.

р. Аргут

Реку Аргут условно делят на пять участков:
1. Верхний Аргут (от п. Джазатор до начала Большого Карагемского прорыва). Длина - 30 км. Средний уклон - 2,5 м/км. На участке преп.26-31 - в основном несложные, но мощные шиверы. В конце участка два порога ("ВДНХ" +30, "Ворота" +31). Все препятствия можно проходить без просмотра.
2. Большой Карагемский прорыв (заканчивается в 1,5 км выше устья р. Карагем) - преп.32. Длина - 8-9 км. Средний уклон - 15 м/км, максимальный до 25 м/км. Расход - 60 куб.м/сек - 180 куб.м/сек. Вряд ли полностью проходим. Обнос по дороге правого берега.
3. Степной Аргут (до устья р.Кулагаш). Простой участок реки, можно пройти за один день. Длина - 23 км. Уклон - 3.5 м/км. Расход после устья р.Карагем - до 180 куб.м/сек. Наиболее сложные препятствия участка: преп.35 - пор.Коротыш, преп.33 - пор.Степной. Остальные препятствия - мелководные шиверы, перекаты.
4. Дикий Аргут - наиболее сложный участок реки. Включает преп.36-50. Длина участка - 50 км. Средний уклон - 8 м/км, в прорыве "Сапожникова" - 12 м/км. Наиболее сложные пороги: порог-водопад Сапожникова, пор.Раздельный; труба Сапожникова, пор.Белый, пор.Надолбы, причем наиболее сложное место Дикого Аргута (по концентрации препятствий) - это прорыв "Сапожникова". Прорывом Сапожникова начинается Дикий Аргут. Длина 6 км. Начинается сложным 2-ступенчатым пор.Надолбы, затем идет "Труба Сапожникова" (1,5 км). Кульминация прорыва - это порог-водопад Сапожникова. Ниже ряд сложных препятствий прорыва до устья р.Иедыгем: шивера "Седая", пор."Иедыгемский". Все препятствия мощные, опасные. Ниже устья р.Юнгур - второе сложное место Дикого Аргута - так называемая Юнгурская теснина Аргута. Здесь наиболее сложны: пор.Раздельный, пор.Белый. Заканчивается Дикий Аргут - преп.50 - каньон "Труба". Красивый узкий каньон с мощными сливами, бочками, валами.
5. Быстрый Аргут - длина 25км, уклон 5м/км. Наиболее сложные препятствия: пор.Атланты, пор.Ворота. Остальные препятствия - мощные шиверы средней сложности.

29/07
Четверг

Сегодня дневка, поэтому поздний подъем. Жук и Папко на К-2 рафтмастер пошли посмотреть/покатать выходную часть Большого Карагемского прорыва. Патопов/Колосов/Грязев пошли для страховки/фото и видеосъемки. Перечалились на ПБ Аргута выше стрелки и потащили кат на загривке. Погода стоит жаркая и солнечная. Шли низом вдоль ПБ, пока не уперлись в высокую скальную стенку, тут табличка. Пока просыпались/таскали кат/гидрились/осматривали время шло, и кататься начали в 16-00. Выше по течению скальной стенки трек с поворотом около 250 м. На этом участке три последовательных бочки через всю реку. При взгляде с близкого расстояния (подкрались на кате вдоль берега) все желание соваться туда пропало полностью. Каждая бочка наверно 6С к.с. Для катамаранов пройти на ровном киле маловероятно. Выплюнет ли катамаран после киля, тоже непонятно. Кидать туда пустой кат пожалели – он нам ещё пригодится. Даже связка Горка-Пригорок на р. Белой (Кавказ) при большой воде несопоставима с ЭТИМ. МАСШТАБ ДРУГОЙ. Все меркнет короче. Подниматься выше и осматривать основную часть прорыва к сожалению не хватило времени и сил, натаскались уже. В общем обкатали примерно 800 метров ниже таблички, несколько раз заносились обратно вверх и постепенно смещались вниз по течению. Кидались по всякому в различные бочки: большие и малые, носами и лагом. Но река была к нам благосклонна, ни разу не кильнулись. Около 19-00 все вернулись в лагерь довольные. В общем прорыв стоит сходить и хотя бы просто посмотреть! Оставшаяся в лагере часть команды посвятила время отдыху/мытью/загару.

30/07
Пятница

Подъем в 08-00. Солнце жарит. Стартанули около 10-30. Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Папко/Колосов + Ушаков на раме.
Ниже устья встречаются отдельные перекаты. Перед правым поворотом слева видно устье ручья (водопадный слив), затем на левом берегу затон и за крутым левым поворотом начало преп.33.
33 - "Степной". Река здесь течет в песчано-глинистом каньоне, который заканчивается у моста через Аргут. Порог простой, расположен на входе в каньон.
Ниже моста расширение долины, отдельные перекаты. Перед пос.Аргут, расположенном на левом берегу и состоящим из 10-15 домов, устье р.Куросай, которая впадает каскадом водопадов. За поселком подходит отрог. Река делает левый поворот.
34 - "Куркурек". В центре сливы с валами до 1,5 м. У левого берега надводные камни. Через 100 м в центре обливник. Порог простой. Устье р.Куркурек незаметно. Ниже порога спокойно 3 км. На местном первом повороте преп.35.
35 - "Коротыш". Длина 80 м. Короткий, мощный порог. Осматривать нужно с левого берега. В центре, на входе, мощная "бочка", за ней валы. Между ней и обливным камнем у левого берега - основной слив. Левее камня еще один слив менее мощный. На выходе несильный прижим к левому берегу на правом повороте. У правого берега улово.
Ниже порога 3 км спокойно. На левом берегу несколько новых домов. После правого поворота (здесь слабая шивера) слева видны скалы. Перед ними слева устье р.Кулагаш. Нужно причалить к правому берегу за 200 м до скал для просмотра порога.
36 - "Надолбы" (6А - "правый" - "правый"). Порог длинный - 700-800 м, двухступенчатый. Длина ступеней примерно одинакова, между ними перед правым поворотом и на повороте - быстроток 100 м. 1 ступень начинается на небольшом левом повороте, затем прямой участок до правого поворота. На входе гряда обливников. Затем от правого берега к центру несколько больших надводных камней ("Надолбов"), между которыми сливы. Левее центра большой обливник с 2-метровой бочкой, через 50 м левее центра - надводный камень. Между скальным левым берегом и этими камнями узкие сливы шириной 5 м. Ниже слива и в центре мощные "бочки", валы. За поворотом в начале 2 ступени косая обливная гряда, в которой чистый слив ближе к правому берегу. Затем основная струя собирается в центре и на резком левом повороте валит в ворота между двумя огромными обломками у правого берега и зубом левее центра. На обломки сильный навал. Ниже прямой участок с мощной струей, бочками, валами. Чалка к правому берегу.

До «Надолбов» дошли примерно за 2,5 часа и подождали К-2, который останавливался в деревне Аргут (ЛБ примерно 9 км ниже стрелки, видна с реки). На 250 руб купили 2 батона хлеба, 2 кг сахара, кан вяленой баранины и пакет булок «местного разлива». Во время чалки спугнули рассомаху, которая неспешно проковыляла мимо нас к ближайшим кустам, покачивая линялыми боками. Видимо лакомилась остатками туристической еды. Перед «Надолбами» на ПБ хорошая стоянка. Просмотрели «Надолбы» и пошли на гружёных катах. Вдоль ПБ и в финальной части уходя влево от навала на ПБ. Все прошли удачно, только К-4 немного не догреб влево в конце и около 20 секунд сидел в бочке. С ходу пробить бочку не удалось, после развернуло и кормой вперед оттабанившись вышли из затруднительного положения без потерь. Все зачалились на ПБ. Ушаков обошел порог по ПБ, где его потом забрали.
Ниже 700 м быстротока. За правым поворотом у левого берега 7-метровый камень- "Часовой" - это ориентир начала преп.37.

Зачалились на ЛБ около Часового камня, сделали перекус и пошли просматривать Трубу Сапожникова.
37 - "Труба "Сапожникова" (6А - "левый" - "левый"). Чалка к левому берегу около "Часового" или в 150 м выше. Длина препятствия 1,5 км. На всем протяжении большой уклон, мощные сливы, бочки, валы. В трубе можно выделить 2 наиболее сложных места. Первое находится там, где правый берег - скала. На входе 2 косые гряды обливников от левого берега. Справа прижим к скалам. Ниже несколько бочек и большая бочка от левого берега к центру. На выходе в центре обливник, справа и слева узкие сливы. Возможна чалка слева. Длина участка 150 м. Второе находится там, где левый берег осыпной с узким распадком. Длина 50 м. На входе в центре и справа мощные бочки, слева слив, но струя после слива попадает в центр на мощную косую бочку, в 5 м ниже которой зуб - полуобливник на выходе улова слева. Ниже правый поворот, затем левый и у правого берега виден огромный камень, прямоугольная грань которого смотрит вверх по течению. Это ориентир конца Трубы. Чалка к левому берегу в 100м ниже камня. Через 100 м на левом повороте начинается входная шивера п/в Сапожникова. Основной идея при сплаве - придерживаться центральной струи, выходя из нее, где необходимо, под левый берег.
Пока ходили на осмотр, пошел дождь, а потом и град. Дождь не унимался уже до ночи. Весь осмотр занял около 3-х часов, а время было уже 18-30. Поскольку никаких стоянок тут нет, а обнести вещи ниже трубы сегодня уже не успеваем, приняли решения идти трубу на гружёных катах, по минимальному варианту. Ближайшая стоянка на ЛБ между Трубой и порогом-водопадом Сапожникова. Удачно прокрались трубу вдоль ЛБ от улова к улову, хотя в финальной части идет общий свал в центр. Там стоят высокие валы и сильные бочки, но все экипажи прошли успешно. Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Папко/Ушаков сменил Колосова, который с небольшим рюкзаком прогулялся по левому берегу. Ставили лагерь и готовили ужин под дождем. Хороший ходовой день.

31/07
Суббота

Подъем в 08-30, хорошая погода, но иногда моросит. Позавтракали и свернули лагерь. Занесли вещи по ЛБ на стоянку 1,5 км ниже, за шиверу «Седая». По дороге встретили троих пешеходников. Мы, натаскавшись вещей, отказываемся понимать их увлечение. А со стоянки отчаливала группа из Запорожья. Они порог-водопад обнесли, а, услышав, что мы собираемся проходить, многозначительно сказали: Ну удачи. Проходить решили на пустых катах. Первыми запустить на К-2 рафтмастер главных отморозков Жука и Папко, а по их результатам думать о дальнейших прохождениях.

38 - "Порог-водопад "Сапожникова" (6В - "оба" - "левый"). Начинается от устья р.Ябелю-Ярык. Длина 400м. Правый берег отмель. Левый осыпной, местами обрывистый. На входе три надводных камня от левого берега к центру, ниже, в центре и правее центра два обливника с пенными котлами. За ними у левого берега еще две гряды обливников. Основная струя, формируясь в центре, через 80 м попадает в мощную бочку, которая перегораживает реку, оставляя узкий проход со сливом на обливники. Еще через 40 м мощный слив в центре, образованный надводными камнями справа и слева. Ниже еще 50-70-метровый участок сплошной пены, заканчивающийся косой бочкой в центре, и свал воды на чемодан высотой 3-6 м у левого берега. За ним основная струя разбивается на гребенки обливников, которая идет с отмели, расположенной ближе к правому берегу. Правая протока узкая, но мощная, с несколькими сливами и бочками. Основной вал с гребенки - в левую протоку - с прижимом на выходе к камням у левого берега. Порог сразу за правым поворотом переходит в преп.39.
39 - "Седая" (6А - "левый" - "левый"). Длина 800 м. За правым поворотом галечный остров в центре. Левая протока основная, в ней мощные бочки, валы. Правая более мелкая. При слиянии проток ближе к правому берегу подводный камень. Между ним и правым берегом узкий слив шириной 3 м через обливные зубья. Основная струя идет левее надводного камня с прижимом к нему. Здесь мощный слив, валы до 1,5 м. Это наиболее сложное место шиверы. Ниже прямой участок 600 м до правого поворота. На нем валы, бочки, отдельные надводные и обливные камни. На правом повороте преп.40.

Долго лазили и осматривали порог. Поднимались повыше/ спускались к воде. Папко все волновался, что будет маловато расколбаса и съемки будут скучными, предлагал варианты поэкстремальнее. Было даже предложение пройтись по всем бочкам и выполнить команду ФА-ФА. Это когда экипаж перестаёт грести и строит в камеру всякие злые рожи. Вообще он очень переживал за видео материал и требовал экстрима. В итоге, чтобы сразу не шокировать менее опытную часть команды, уговорил Папко идти более мирным путем, обойдя главный бульник справа и по возможности объехав все котлы и бочки. И если все будет успешно встать сразу за ним на страховку под ПБ. Команду ФА-ФА договорились выполнить, если будет возможность. На К-2 стартовали около 14-00. Перед стартом Папко долго не мог выбрать из кучи снаряги спасжилет/штаны/куртку так, чтобы все сочеталось между собой по цвету и стилю. За полчаса перемерив все в различных сочетаниях кое-как экипировался. Перед самым стартом снял с ката муравья, хотя тот долго протестовал, кусался и кричал, что тоже хочет икстрима и попасть в наш фильм. Сам порог, в отличии от большинства предыдущих страховать с берега невозможно, если только с воды перед шиверой Седая, где мы и поставили страховку. Итак старт. Как всегда перед серьезным порогом Аргута начинает накрапывать. Выходим из-за поворота на сам порог и видим посреди реки ДОМ! Реальный такой здоровенный дом из воды! Пошли по правой стороне как и планировали, бульник-дом обошли без проблем, далее чуть ближе к центру. Потом обратно ближе к правому берегу. Бочки нас тормозят и разворачивают. Ровняемся и гребём. В итоге кат очень быстро залег в одной из бочек через носовую свечу, при этом оторвало запаску. Папко долго мотылялся на раме, держась одной рукой. Уже начал строить картины ужасного самосплава. Подержало кильнутый кат в бочке и выплюнуло. Все же оба вылезли в периметр ката и сделали таки комадну ФА-ФА в камеру. И довольные до усёру покатились дальше. Глупцы, мы ещё не знали, что ждет нас впереди. Пытались поставить кат на ровный киль – не получилось, постоянные валы/бочки/болтанка. Несколько неудачных попыток. Может наплывы набрали много воды, хотя их плотно скрутили. Озадачились, но не сильно расстроились. Прошли так еще порог. Папко сильно разбил палец, попавший между рамой и камнем. Недалеко проплывает наша запаска. Пока пытались ставить кат, Папко выпадал в воду, но быстренько залезал назад. Попытались чалиться на перевернутом кате к берегу – не получилось, постоянные валы/бочки/болтанка. НЕСЁТ!!! В какой-то из следующих бочек кат поставило ОБРАТНО на ровный киль, но при этом выбило одно весло и Папко вынырнул с наружи ката. Самостоятельно вернулся назад. Прошли еще два порога в попытках зачалиться с одним веслом на родной левый берег – не получилось, постоянные валы/бочки/болтанка. В итоге выбросились на противоположный берег перед порогом 42 Иедыгемский. Никого не видать, одиноко и обидно. Осмотрелись. У Папко глубокая рваная рана на пальце правой руки, хлещет кровь, опухоль. Сует в воду. Наших пока не видать. У ката выбило одну вязку - вороток утоп. Пара поперечин сильно погнуты. Потихоньку вкрадываются мысли о холодной ночевке – перечалиться с одним веслом может быть сложно. Время 15-30. начали лазить вдоль берега, посмотреть место где струя потише или вдруг весло куда прибило. Прикидываю – пока нас найдут, пока занесут Стриж и привезут нам весло…. Надо действовать самим, холодная ночевка не привлекает. Сидим около ката, мозгуем. И тут со скалы, под которой мы сидим, начали катиться камешки. Сначала совсем маленькие, потом размером с кулак и более, лупят прям по кату. ИЗМЕНА!!! Забились под скалу в какую-то щелку и жмемся к друг дружке, как два испуганных птенца. К счастью все быстро закончилось, до серьезных камней дело не дошло, катамаран не пострадал. Поняли – нам намекают, пора убираться. Нашли в куче плавника какую-то доску, хоть как-то можно грести вдвоем. Тут на противоположном берегу увидели наших, сразу приободрились. Машут морковками - идите, мы вас поймаем! Стартовали сразу ниже порога 42 Иедыгемский и успели сами зачалиться до мощного Левого притока Иедыгем. Кат решили оставить тут же, экипаж завтра придет сюда с вещами. Никаких разговоров о следующих попытках прохождения порога-водопада не возникает. Молчаливое соглашение обнести каты в лагерь. Хотя девчата до старта расстраивались, что их могут не пустить на прохождение. Долго вспоминали с Папко про команду ФА-ФА и глумились над собой. Зато теперь поняли, почему ЭТО называется именно порог-водопад! Короче полный пинцет с узорами. Палец Папко обработали и перебинтовали, вроде гнется, но сильно опух, рана приличная. Стрижа принесли в лагерь в тот же вечер. На ужин ели жареную баранину.

01/08
Воскресенье

Подъем в 08-00. Впятером пошли за К-4 и, периодически меняясь, принесли его в лагерь за 1,5 часа. Солнце светит. Собрались и пошли дальше. Экипаж К-2 Ушаков/Колосов стартовали от Иедыгема. Стриж – Потапов/Грязев и К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова + Папко на раме, стартовали от лагеря.

40 - "Угловой". Левый берег - скальная стенка. Здесь в обход бома идет тропа. Осмотр порога лучше проводить справа. Правый берег отмель. Длина порога 150 м. От правого берега на входе гряда обливников с бочками. За ними на выходе валы. Порог простой. Под левым берегом несильный прижим. Через 30 м на прямом участке шивера 80 м. За ней на прямом участке преп.41.
41 - "Медвежий". Длина 300 м. Представляет из себя мощную шиверу. На входе и в середине препятствия валы, бочки, на выходе в центре надводный камень, к нему прижим. Слева и справа сливы, ниже левого слива вал до 1,5 м.
42 - "Иедыгемский" (5С - "левый" - "левый"). Порог начинается через 100 м после преп.41 за левым поворотом. Осмотр по левому берегу. Длина 300 м. S-образный порог. На входе в центре русла обливные и надводные камни разбивают струю на две части. После сбойки струй вся вода на правом повороте попадает в мощную косою бочку, занимающую весь центр и левую часть русла. Справа узкий слив. Ниже бочки валы до 2 м. Затем на левом повороте вся узкая струя наваливает на большой обливной зуб у правого берега.
Перед устьем Иедыгема улов слева, а само устье - в 50 м ниже поворота. Ниже устья Иедыгема мелководная шивера длиной 70 м. Слева и по центру камни, справа чистый проход. За шиверой начало преп.43.

От Иедыгема всем скопом пошли в 14-00. Шли не торопясь, с разведкой подозрительных участков. После вчерашнего заплыва все стали осторожными аккуратистами.

43 - "Остров" (5А - "левый" - "-").Длина 100-150 м. В пороге галечный остров, левая протока основная. При слиянии проток крутое падение, валы левее центра бочки. В левой протоке у конца острова обливной зуб. Правый берег при слиянии проток скальный, на левом огромные камни.
Ниже спокойный участок 1,5 км в небольшом каньоне. В конце крутой правый поворот, затем левый. На поворотах прижимы к береговым скалам.
44 - "Зиг-Заг". За ним чалка к высокому правому берегу в 150 м выше притока слева для осмотра преп.45.
45 - "Стерегущий" (5В - "левый" - "-"). Входная шивера длиной 150 м переходит в порог, расположенный на правом повороте. На повороте остров с деревьями. Просмотреть левую протоку до конца нельзя. Левый берег сначала пологий, затем обрывистый. С правого берега левая протока через остров не видна. В правой протоке горка, после которой прижим к скалам правого берега.
Ниже порога - до устья р.Бортулдаг - спокойный участок. За устьем на правом повороте прижим к скалам левого берега, затем правого и вновь левого берегов. Далее, до устья р.Юнгур, несложный участок с несильными шиверами на поворотах. От устья р.Юнгур - сужение долины. Река входит в так называемый Юнгурский прорыв. На поворотах шиверы с прижимами под скальные стенки берегов, сливы, валы до 1,5 м, мощные улова. Ниже устья руч. Б.Ары-Юл несложная шивера 150 м, быстроток 100 м. За крутым левым поворотом начинается преп.46.

После порога 43 Остров шедший первым Стриж ложится в небольшой для других катов бочке, Потапов и Грязев с веслами вылезают на раму, оба целы. Начинаем догонять. Перевернутый Стриж прошел один сильный прижим и порог 44 Зиг-Заг, но без потерь и проблем. Зачалиться до Стерегущего не удается. Стриж проходит 45 Стерегущий по левой протоке, без потерь. Чалка на галечник и ЛБ. 15 минут отдышались, осмотрели Стрижа, видимых повреждений не обнаружили. А рама у него уже давно вся гнутая. Пошли дальше. Теперь К-2 идет впереди, Стриж по серединке и К-4 с обезьяной замыкает.

46 - "Б.Ары-Юльский" (5С - "правый" - "-"). На повороте на левом берегу зимовье. Длина порога 150 м. С правого берега осыпь. На выходе косая гряда надводных камней от правого берега к центру. Ниже 4 обломка: три ближе к левому берегу, четвертый за косой грядой. Основной слив по центру через обливник. Более безопасный проход - вдоль левого берега (между берегом и обломками). В конце порога большие валы.
Продолжается левый поворот. Левый берег - высокие черные скалы. За поворотом сужение, узкие проходы, сливы, бочки, валы до 2 м. Затем прямой участок 800 м. Видна красноватая осыпь по левому берегу и поворот долины вправо - это ориентиры преп.47.

Перед порогом 46 Б. Ары-Юльский на ПБ встретили группу из Запорожья на двух четверках Фокс400. Пообщались, сверили своё местоположение в пространстве и пошли дальше. Сам порог 46 прошли вдоль ЛБ без особых проблем, Папко обошел по ЛБ. Встали на стоянку ЛБ на 400 м выше начала порога Белый. Большинство людей начинает колбасить, видимо от не очень свежей баранины. Симптомы у всех разные: слабость, температура, понос, тошнота в различных сочетаниях. Кто мог хлебнули спирта для дезинфекции. Ночью спалось плохо.

02/08
Понедельник

Подъем в 08-40, у большинства плохое самочувствие, крутит животы, у Грязева температура. Собрали лагерь и стартанули около 11-00. Тут нас догнала группа из Запорожья и мы пошли параллельно. Тихонько подкрались к Белому.

47 - "Белый" (6А - "левый" - "левый"). Длина порога 2,5-3 км. Порог длинный, мощный, опасный. Условно делится на 4 части. 1 часть. Длина 200 м. На крутом правом повороте мощный слив, валы до 2 м, у левого берега улово, прижим к скалам справа. Ниже в центре большой обливник, на который попадает струя со слива. Справа валы. Слева узкий проход. 2 часть. После правого поворота прямой участок 600-700 м с бочками и валами. Участок заканчивается сужением. Имеются надводные камни и зубья в центре и слева. 3 часть. Длина 150 м. Расположена на крутом левом повороте. В центре обливник, с него свал воды. Перед обливником слева бочки. 4 часть. Длина 1,5 км. Расположена на правом повороте, затем идет прямой участок и крутой левый поворот. Здесь мощная шивера, сливы, валы. За левым поворотом конец порога. Справа виден распадок. На левом берегу в 600 м выше устья р.Каир возможна стоянка. От устья р.Каир до устья р.Ело Аргут течет в узкой долине, берега скальные. Ширина реки 30 м. На поворотах сливы, валы, прижимы под скалы.

Экипажи: Стриж – Потапов/Грязев, К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова, К-2 Ушаков/Колосов. Папко сложные участки обходил по ЛБ, потом в третьей ступени сменил Грязева, которого мучила температура. Шли с просмотрами, крались по промежуточным чалкам ЛБ. Первым К-2, потом К-4, замыкающим Стриж. Первую часть К-2 и К-4 прошли нормально. Запорожцы выставили страховку и принудительную чалку. Тут из-за поворота появляется Стриж, идет по самой струе под противоположным ПБ. Идет красиво и уверенно, но мимо чалки. Кричим: «Чалка! Ход! Ход! Ход!». Пошли на чалку, но видно, что к нам не успевают. Запорожцы кидают одну гранату, наши мимо, запорожцы вторую гранату, наши гребут. В итоге Алексеев и Ушаков, которые пошли на просмотр, ловят Стрижа ниже по течению. Температурящий Грязев вылез на берег и держит кат, но в какой-то момент не удержал его, и свалился в воду. Алексеев спешит на выручку и тоже оказывается в воде. Весь этот ералаш неспешно плывет вдоль берега, оглашая окрестности матом и орошая брызгами. С одной стороны забавно и никакой опасности нет, улово там большое. Но как-то стыдно перед братьями-славянами. В конце концов зачалились и вылезли на берег. Без проблем прошли несложную вторую ступень. Наша группа идет первой, запорожцы следом. Подошли к третьей ступени, осмотрели. Температурящий Грязев возвращается с осмотра порога. Потапов спрашивает - ну и что там? Да вроде бы нормально все? А что бочки есть, чалка удобная??? Знаешь, Андрей, я не понял, сходи сам посмотри… Короче, Грязева отправили ходить по берегу, набираться здоровья. Пошли. К-2 прошел хорошо. К-4 прошел, немного посидев в одной из бочек. Достаточно мощно, ну думаем надо страховать Стрижа. Из упоров не вылезаем, ждем. Стриж проходит без проблем, чалится. Появляется первый запорожский Фокс400 и попадает лагом в туже бочку, что наш К-4. Долго неохотно опрокидывается. Видим, что двое идут самосплавом. Один сам вылезает на наш берег, ждем когда второй поравняется с нами и стартуем из тишки. Седой «дед» – глаза по пятаку, но с веслом. Взял протянутую «тешку» и вылез к нам на раму, потом поймали их весло и зачалились на берег. Кат с двумя запорожцами также прибило к нашему берегу. Дед улыбается – счастлив и доволен. Благодарит и сулит горы сала с горилкой вечером, если будем вместе стоять. Девчата не очень воодушевились такой перспективой и договорились про сникерсы. Папко услышав про горы сала, ходит рядом с дедом, как кот вокруг сметаны. Оверкиль флагманского судна несколько смутил запорожцев и они остались собираться с мыслями, а мы, видя, что больше помощи не требуется, идем потихоньку дальше. Последнюю ступень Белого шли с воды без разведки - несложная шивера в каньоне. Все как-то воспряли духом после удачных спас работ - в случае необходимости и свою команду сможем спасти. Далее опять начинаем красться, чтобы не влететь в Раздельный, последняя «шестёрка». Долго не могли обнаружить «зуб Ело», как такового порога, при нашей воде не было. Поняли где он, когда подошли к Раздельному. Пока крались, нас догнали запорожцы. Выдали девчатам сникерс, который мы у них тут же и отобрали. Перед раздельным зачалились на ЛБ.

48 - "Зуб Ело". Простой порог. Длина 30 м. В скальном коридоре в центре русла лежит надводный камень. К нему прижим. Через 600 м на правом повороте начинается преп.49.
49 - "Раздельный" (6А - "левый" - "затруднительна"). Длина 200 м. Расположен в начале 7-километрового каньона. Порог опасен, трудна страховка. На входе несколько бочек, сливы, затем через всю реку мощная бочка. Основной слив под скалой правого берега. Ниже опасный карман у правого берега. Левее центра крупные обломки скал. На выходе еще одна бочка от центра к правому берегу.

Осмотрели порог, под ПБ вроде страшновато, котел. Но вполне можно успеть перед основным сливом уйти влево за камни. Порог короткий и поэтому не очень страшно. Таскать вещи лень, поэтому решили идти тихим вариантом, уходя под ЛБ, а там чалимся на страховку. Наша траектория хорошо страхуется морковками с того же ЛБ. Запорожцы выставляют своих гранатометчиков, в качестве ответного жеста. Первым идет К-2 Жук/Папко, только сняли один рюкзак с рамы, наплывы оставили гружеными. Прошли как хотели и зачалились. На страхующий К-2 сел Ушаков, а Папко пошел с Потаповым на Стриже. Стриж так же удачно повторил маневр и встал на страховку. Последним идет К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова. На заходе ошибка, нос ударяется в ЛБ, из-за чего катамаран разворачивается и кормой идет в основной слив. Прошли по левой части основного слива, где немного подержало и подразвернуло. Потом разворот о большой почти залитый камень и чалимся к страховке. Катамаран страховки не стартовал, чтобы не мешать. Запорожцы говорят, что встают лагерем тут, и завтра порог будут обносить. Время 16-00 и мы решаем идти до устья Шавлы. Идти осталось 7 км в несложном каньоне.

50 - Каньон почти до устья р.Шавла. В каньоне сливы, шиверы, прижимы к стенкам каньона. В одном из сужений пологий слив высотой 2 м. Каньон заканчивается сужением 10 м. От пор. Раздельный до устья р. Шавла 45 минут сплава.
Ниже устья р.Шавла Аргут спокоен до левого поворота.

Каньон прошли без проблем. Только расслабившийся К-4 с Грязевым на раме пару раз влетал в несильные прижимы, без последствий. Хотя запорожцы потом сообщили, что кильнулись там в единственном сливе, зайдя туда лагом, но людей поймали и ближе к концу каньона зачалили катамаран. Мы на ПБ видели небольшого медведя, который так шустро рванул вверх по склону, что сфотографировать не успели. В 17-00 вышли к Шавле. Тут на отмели стоит группа, выкатившаяся из Шавлы (привет Весло.ру). Они пошли дальше, а мы решили встать чуть ниже стрелки на ПБ. Завтра не торопясь дойдем до стрелки с Катунью. Зарабатывать дневку, пиля сегодня ещё три часа никто не захотел. Пока ставили лагерь и готовили ужин, из Шавлы выкатились ещё три группы и пошли дальше. Ужин сопровождался празднованием завершения шестерочной части маршрута. Только Папко недоволен тем, что отсняли мало феерического видео. Пытались заставить Колосова ловить рыбу в чистой воде Шавлы. Уговоры вперемешку с угрозами длились около 1,5 часов. Почему не ловишь?? Колосов, отрывая голову от коврика – да спиннинг вон лежит - ремонтируется! И долго он ещё будет ЛЕЖАТЬ и РЕМОНТИРОВАТЬСЯ? Ну минут 40! В итоге препирательств и оценки рыбацких способностей Дениса он закрЫчал: ВСЕ! ЗАДЕТА МОЯ РЫБАЦКАЯ ЧЕСТЬ!!! Взял спиннинг и ушел минут на 10. Вернулся и как всегда заявил: здесь рыбы нет! Видимо ушла на дальний кордон, согласились мы и не стали дальше мучить себя и Дениса. Только до окончания похода все волновались и спрашивали: как там, Денис, не побаливает ли твоя задетая рыбацкая честь? Но честь у Дениса не побаливала и, поэтому он не отвечал.

03/08
Вторник

Поздний подъем 09-30. Все просыпаются не спеша. Ходовой день предстоит короткий. Около 12-00 собрались и вышли на воду.

51 - простая шивера между устьями двух левых притоков, валы.
52 -"Туганский" - мощная шивера длиной 100 м. Ориентиры: на входе слева в русле высокий камень (призма). На правом берегу избушка. Хорошо просматривается с воды. Несколько обливных и надводных камней в русле, сливы, бочки.
53 - "Слив ЛАС" - расположен на правом повороте. У левого берега надводные камни, в центре слив 1,5 м, за ним бочка.
54 - шивера длиной 1 км. Начало на левом повороте. Здесь валы, бочки. Ниже в центре русла скалы, хорошо видные с воды.
55 - несложная шивера после левого поворота.
56 - "Тихоня". Длина 150 м. Начало на небольшом правом повороте. На входе полуобливник в центре реки, за ним бочка. Слева и справа сливы, затем участок быстротока 50-70 м и мощная бочка в центре. Валы на выходе до 1,5 м.
После порога прямой участок 2 км до левого поворота. Ширина русла до 40 м. Перед поворотом можно пристать к левому берегу для просмотра преп.57.
57 - "Атланты" (5В - "левый" - "левый"). Длина 250 м. Ориентиры: левый поворот, сужение, причудливые скалы на правом берегу с черными натеками. За поворотом прямой участок с большим уклоном, большие валы и бочки по всей ширине реки. Более чистый проход у левого берега. Через 150 м в центре надводный камень. За ним бочка. Напротив камня - устье правого притока Сато-Кулар. Основная струя идет справа от камня через мощную бочку-котел более 2 м. Между камнем и скалой левого берега чистый проход. Через 50 м слив в косых скальных воротах, после которго от мыса правого берега тянется косая бочка. К мысу сильный прижим. После ворот у скал улова.

До Атлантов дошли быстро, Стриж Потапов/Ушаков зачалился на ЛБ, а К-2 Колосов/Грязев и К-4 Жук/Алексеев/Фатькова/Горохова + Папко на раме на правый берег в большую песчаную лагуну. Только Папко замерз ехать на раме и при подходе к валам и бочкам истошно кричал: ровняйте кат, на меня брызгает. Но экипаж расслабился ещё вчера после Раздельного и команды игнорировал, для вида, только шлепнув пару раз веслами по воде. Поэтому на истерики Папко вообще не обращали внимания. Народу на пороге стоит много. С некоторым удивлением увидели, как народ обносит вещи и каты. Оказалось, что одна группа от устья Шавлы до Атлантов успела кильнуть два двухместных ката, теперь напряжены. Да видимо неприятно после Шавлы, попадать в Аргут. Пошли смотреть порог. Поскольку Алексеев плохо себя чувствовал, то посадили замерзшего Папко на К-4. Колосов/Грязев/Алексеев идут на съемку и страховку спасгранатами. Стартуем. С заходной части ничего особенного нет – валы/сливчики/бочечки. Выходим к надводному камню. В связи с расслабленностью команды под конец маршрута, также некоторой недооценкой воды не успели уйти под левый берег, где препятствий нет. Разгоняемся и … падаем в пенный котел. Положило кат моментом, мощь огромная. На кате остались Жук и Горохова. Фатькова получила при киле по голове катом и вынырнула неподалеку. Её довольно быстро втащили на раму. А Папко, который сидя на непривычном месте, из-за чего стал вылезать из воду в противоположную от периметра сторону, после всплытия начинает усиленно грести к берегу. Такого поворота событий от дезертира никто не ожидал. Короче Папко вылез на берег и довольный уселся на камнях, чтобы снимать дальнейшие прохождения, предоставив чалить груженый кат мне с девчатами. Чалим кат, команда на гребок РАЗ! РАЗ! На одном из гребков в воду вываливается Горохова. Вылезает сама и продолжаем чалиться. РАЗ! РАЗ! За борт вываливается уже Жук. В общем зачалились кое как на ПБ после шиверы Дикая. Оказалось, что снять нас наши не смогли. Осмотрели кат, повреждений нет. Наши К-2 и Стриж тихонько прошли порог под ЛБ.
58 - "Дикая". Длина 200 м. Начинается через 100 м после пор. Атланты на прямом участке, продолжается на правом повороте. Основная струя, минуя обливники, идет вдоль левого берега, образуя валы до 1,5 м. Через 200м п.59.
59 - "Игольное ушко". Длина 200 м. Через 200 м после преп.58 расположено скальное сужение, далее в центре русла надводный камень. Слева обливники.
Через 300 м следует левый поворот, затем прямой участок 800 м. На этом участке отдельные надводные и обливные камни.
60 - "Ленивая" - на плавном правом повороте сужение в скальных берегах.
61 - "Ворота" (4С - "левый" - "левый"). Длина 50м. В сужении основной слив ближе к скальному мысу правого берега, за сливом через реку бочка-котел. Валы достигают 1,5м.
Через 80-100 м стрелка рек Аргута и Катуни. На стрелке устроен туристами музей, баня. Возможное место для стоянки. Правда с дровами могут быть проблемы.

До стрелки с Катунью дошли минут за 40 не торопясь. Встали лагерем в «Кафе Аргут», левый берег Аргута или правый Катуни. Существовавший тут ранее музей в середине июля 2004 года почти полностью уничтожили какие-то рерихисты. И почти сразу же стал восстанавливаться туристами. Из старых поделок остались в основном камни с надписями. Мы отнесли туда Денисов чудо-спиннинг, а также пару рваных штанов, тельник и ботинки. Слепили что-то вроде распятого рыболова, но Денис намека не понял. Поменяли с веслом.ру попкорн на подсолнечное масло. Они требовали взамен спирта, но наш зав.спирт даже не вышел обсуждать такой сумасшедший вариант. Праздничный ужин с оладьями и отбой около 23-00.

04/08
Среда

Ранний подъем в 07-30. Ушаков, все ещё пребывающий под шофэ, лазит по лагерю, падает на палатки и бузит. У моста в Ине нам нужно быть с 12-00 до 13-00. И группа захвата Потапов/Ушаков на Стриже отправляется без проволочек. У остальных час запаса на сборы и завтрак. Сам сплав по Катуни заполнился тем, что для нормального продвижения вперед нужно грести. На К-4 обезьяной залез Папко, с пакетиком каких-то нестиранных тряпок. Пытались гнать его этими самыми тряпками, не ушел. Когда отчалили, наша «гринписовская» обезьяна обнаружила на борту косиножку, такой паучок. Началась спасательная операция. Поскольку никто причаливать, а тем более возвращаться не хотел, Папко посадил её к себе на кепку. Та привстала на лапках, две передние растопырив вперед и следила за курсом, водимо вообразив себя Магеланом и мечтая открыть пролив. Но тут начал накрапывать дождик. Мы даже подумали, что впереди серьезные пороги. Весь маршрут при подходе к 6 к.с. начинало накрапывать. От дождя косиножка спряталась на лбу у Юры под козырьком. Так мы вшестером и добрались до Ини. Еще с воды заметили поджидающую нас желтую газель. А дальше все было как обычно: антистапель, чуйский тракт, Барнаул, гостиница, самолет, родные пенаты…

Итоги, выводы и рекомендации

Прохождение Йолдо-Айры было в режиме первопрохождения, более – менее нормальный сплав возможен только на последних 1,5 км реки, после впадения последнего левого притока Атбажи. При малом уровне воды спортивного интереса не представляет.

Имевшиеся у нас лоции Карагема соответствовали действительности только на 40 %. То есть начало и конец ущелий были там, где положено, но многих порогов либо не было вообще, либо они были гораздо проще указанных категорий. По сложности и расположению полностью совпали только Чибитский каскад – 5 к.с. и порог Винт – 4/5 к.с. На наш взгляд самый сложный/неприятный участок первое ущелье до впадения правого притока р. Камрю – мало воды/большой уклон/узкое русло и завалы. По мере впадения притоков, река становится полноводнее, место для маневра больше, идти проще. Весь Карагем можно идти на груженых катах, главное обезопасить себя от завалов.

Будьте осторожны с прорывом Сапожникова!!! Крайне опасное место. Через две недели после нас там произошла очередная трагедия.
Стоянку можно сделать или перед Надолбами на ПБ или после Трубы Сапожникова на ЛБ – между ними мест под палатки НЕТ! Трубу нужно проходить обязательно с разведкой, лучше на пустых катамаранах и желательно со страховкой в конце. Начинать участок утречком. Потому что, если кильнуться в Трубе Сапожникова, то большие шансы улететь в порог-водопад (между ними место для чалки есть, но струя очень быстрая и мощная, растерялся и все пролетел). После киля все понесет в самое криминальное место порога-водопада, навал всей струи на огромный камень в центре русла, но дальше не менее опасно. Похождение порога-водопада возможно только для отлично подготовленных экипажей и при удачном (малом) уровне воды. Оценивать препятствие надо с уровня воды, подбираясь как можно ближе, поскольку с тропы обноса невозможно реально оценить масштаб. Осмотр желательно делать с того берега, вдоль которого намечено прохождение.

При сплаве использовались катамараны: К-4 старенький Гоша-4 фирмы Рафтмастер, объем с наплывами 1,9 тонны, К-2 рафтмастеровский Гоша-2, объем с наплывами 1,7 тонны, а также полуспортивный двухместный катамаран «Стриж» (производство г. Тутаев Ярославская обл.) объем 1,1 тонны. Модели фирмы рафтмастер показали свое соответствие данному маршруту. К-2 единственный киль в пороге-водопаде Сапожникова 6В к.с., К-4 киль в последнем пороге «Атланты» 5В к.с. А вот у «Стрижа» было два незапланированных оверкиля: в Чибитском каскаде 5 С и на некатегарийном участке между порогами 43 и 44. «Стриж», попадая даже в небольшие бочки на Аргуте, часто сильно кренился и несколько раз был на грани оверкиля. По собственным ощущениям сплавлявшихся на нём членов команды, «Стрижу» явно не хватает объема для столь полноводной реки как Аргут, поэтому рекомендуем использовать для сплава по данному маршруту суда объемом не менее 1,5 тонны.

ВНИМАНИЕ: Все участники данного похода имели специальную подготовку и прошли двухнедельные тренировочные сборы. Некоторая легкость в описании прохождений препятствий, связана с мировоззрением (веселым характером) автора отчета. Пожалуйста, отнеситесь к данному маршруту со всей серьезностью и не выбирайте его без наличия соответствующего сплавного опыта и личного снаряжения у ВСЕХ участников вашей команды. Призываем к этому, в связи с участившимися трагическими случаями, вызванными отсутствием у людей необходимой подготовки и снаряжения.