Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 697 0

Автор Андрей Минин (Саратов)

"Только дураки учатся на своих ошибках,
я же предпочитаю учиться на чужих"
(Отто фон Бисмарк)

Необходимое предисловие

Многие водники, накатавшись по Карелии, рано или поздно начинают подумывать о Кавказе - крае, где много крутых речек и вина... Тогда и встает вопрос о выборе интересной реки с достаточным уровнем сложности и приемлемым уровнем безопастности. Карельский опыт с его системой "плес - порог", где в большинстве случаев до и после препятствия - плесы, плохо готовит к кавказким рекам с большим падением, извилистым руслом и частыми порогами, требующими постоянного маневра. Поэтому не стоит сразу рваться "покорять" Б.Лабу, Мзымту или Белую и лучше ограничиться более простой, технически интересной, прощающей многие ошибки рекой.

Имея десятилетний опыт организации и проведения весенних сборов Саратовского клуба туристов на Кавказе, я решил изложить свое субьективное мнение по данному вопросу.

Нужно только учитывать:
- рассматривается сплав весной, на майские праздники - летом, в большую воду все гораздо серьезнее;
- наша группа располагала транспортом сопровождения, позволяющим обработать 2-3 реки за выезд;
- рассматриваются только реки, где автор побывал сам;
- используется старая советская классификация сложности рек.

Реки описываются по степени нарастания сложности, рекомендуется начать с более простых.

Также рекомендуется познакомиться со всей информацией по выбранной реке, имеющейся в Интернете, воспользовашись поисковой системой "Спортивный туризм" на "http://tourism.at.ru" rel="nofollow".

Всем, рвущимся "героически покорять крутые речки", стоит сначала ознакомиться с базой данных о несчастных случаях: "http://tourism.yaroslavl.ru/stat.htm" rel="nofollow".

Пшеха

Категория - 3
Любимая "школьная" речка советских водников.
После Воньги и Охты приятная текуха, масса мест для тренировки.
Сложный участок - "2 Волчьи Ворота", в малую воду обнос катов по насыпи узкоколейки ЛБ, в большую - 4. Единственное неудобство - отсутствие дороги вдоль реки, заброска поездом по узкоколейке.
Постоянные проблемы с местными - воровство и наезды адыгейской молодежи.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://roman71.chat.ru/pshecha.html" rel="nofollow"
"http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Kavkaz/Psheha/kavkaz_pseha_00_perovo.html" rel="nofollow"

Большой Зеленчук

Категория - 3
Одна из лучших рек для первого знакомства с Кавказом. 
Хорошая дорога в Архыз идет вдоль берега реки, позволяя, поставив базовый лагерь, несколько раз пройти технически интересный участок от Архыза до "Пушки". Очень удобно, что препятствия нарастают постепенно, от раскаточной шиверы в Архызе, через "Взрывные пороги" до самого сложного препятствия - "Пушки".
Имея машину, можно за 2 дня 2-3 раза проехать этот кусок.
Заслуживают внимания также хичины и базарчик в Архызе.
Желающие могут сплавиться и ниже до станицы Зеленчукской, еще ниже в ст. Исправной находится каньон "Курлюк" - свежеоткрытый плейспот каякеров.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/bzelen4uk/kavkaz_bzelen4uk_00_locia.html" rel="nofollow"

Кубань

Категория - 2 (сл. 4, т.е. препятствия 4 категории сложности) 
Очень хорошая река для тренировок. 
Если начать сплав от разрушенной плотины ниже Учкулана, происходит постепенное нарастание сложности препятствий - шиверы ниже поселка Эльбрусский (в малую воду сплав лучше начинать там), пороги "Даутский", "Взрывной", "Трек", каньон "Аманхит", пороги в черте Карачаевска - "Каменномостский" и "Желоб".
Препятствия локальны, позволяют ставить страховку ниже.
Сплав ниже Карачаевска спортивного интереса не имеет.
Сплав выше Учкулана - от Хурзука или даже от погранзаставы возможен для катов только в очень большую воду, достаточно сложен и динамичен.
При наличии транспорта можно поставить базовый лагерь выше «Аманхита».
1 день - сборка судов, тренировочный сплав от "Трека" до "Аманхита" (7-8 км)
2 день - сплав: п. Эльбруский - "Аманхит" (пороги "Даутский", "Взрывной", "Трек" - 20 км)
3 день - сплав: каньон "Аманхит", пороги в черте Карачаевска "Каменномостский" и "Желоб" (15 км).
"Желоб" в большую воду опасен.

Аксаут

Категория - 4 (?)
Очень плохая дорога.
Хорошая тренировочная река для групп, уже имеющих кавказкий опыт.
Крутопадающая река, представляющая сплошную шиверу, в мае обычно маловодна (сплав тогда лучше начать от п. Красный Карачай)
Если нальет воды, то слабо не покажется...
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.albell.narod.ru/may2001/aksaut.htm" rel="nofollow"

Большая Лаба

Категория - 2 (сл. 5)
Очень плохая дорога.
Серьезная река для подготовленной группы.
Интересный кусок от "Прощай, Родина" до Рожкао - каскад сложных препятствий с небольшими участками быстротока. 
Для тренировки новичков, имхо, непригодна.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.veslo.ru/2001/othet/labafaq/labafaq.html" rel="nofollow"

Белая

Категория - 2 (сл. 6)
Место проведения ежегодного «Интерралли Белая»
Технически интересный кусок от п. Гузерипль до порога «Киши-2» (7-8 км).
Локальные пороги "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши 1, 2". Между ними - участки быстротока, теоретически годные для тренировок, например от Гузерипля до п. "Театральный", но, имхо, река не для новичков. 
Выше Гузерипля - "пятерочный" "Серегин" каньон, ниже "Кишей" - "шестерочные" "Гранитный" и "Хаджохский" каньоны.

Мзымта

Категория 4 - 5 (?)
Вдоль реки идет хорошая дорога, но зачастую высоко над водой, от моста у Эстосадока до "Нарзанов" может потребоваться автомобиль повышенной проходимости. 
Верхний участок от "Нарзанов" до конца "Греческого ущелья" представляет собой крутопадающую шиверу с именными порогами и завалами и для тренировок новичков не годится. 
Возможны тренировки на участке ниже "Греческого ущелья" до моря (с обносом водопада Ацху). 
Имхо, Мзымта, как первая послекарельская кавказкая речка не годится.

Весенний сплав при наличии транспорта:

Если группа имеет автобус сопровождения, то за майские праздники она может обработать технически интересные участки нескольких рек. Катамараны при переездах можно подсдуть и привязать на крышу автобуса или автомобиля.

Расчет времени:
- Кубань - 3 дня (учитывая 1 день на сборку судов)
- Зеленчук - 2 дня (при 2-3 кратном прохождении)
- Аксаут - 2-3 дня (2 дня при повторном посещении реки)
- Б. Лаба - 2 дня (1 - от "ПР" до моста, 2 - "Соленые скалы" + "Затычка")
- Белая - 1-2 дня (при двукратном прохождении,можно управиться и за один)
- Мзымта - 3 дня

На каждый переезд надо закладывать 1 день.
Возможно любое сочетание рек.

Андрей Минин,
Саратов


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию