13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: Ю. А. Перескоков (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание
  6. Итоги, выводы и рекомендации
1. Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Количество участников: 6 человек.
Протяженность маршрута: 279 км.
Плавсредства: 4х и 2х-местный катамараны.
Уровень воды: высокий, паводковый.

2. Сведения об участниках путешествия

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Обязанности Туристский опыт Обязанности
1. Перескоков Юрий Александрович 1961 Руководитель, фото-, видео-оператор, реммастер, матрос К-4 Башкаус-Карагем-Аргут-Катунь, 6У (зам.рук.), КМС
2. Верхотуров Михаил Александрович 1961 Зам.руководителя, лоцман, завхоз по питанию, капитан К-4 Башкаус-Карагем-Аргут-Катунь, 6Р, МС
3. Карпенко Андрей Иванович 1961 Финансист, фото-, видео- оператор, матрос К-4 Башкаус-Карагем-Аргут-Катунь, 6У
4. Слюнько Вячеслав Алексеевич 1951 Фотооператор, реммастер, матрос К-4 Башкаус-Кадрин-Катунь, 6У
5. Лямин Александр Николаевич 1964 Капитан К-2, врач, рыбак, фото-оператор Башкаус-Карагем-Аргут-Катунь, 6У
6. Яхин Айдар Рифгатович 1958 Фото-, видео-оператор, матрос К-2 Башкаус, 6У

3. Подъезд и отъезд с маршрута

До г.Слюдянка добирались поездом. Но прямые и скорые идут только из г.Челябинска. Поэтому мы купили на Челябинск-Слюдянка, а затем, на Уфа-Челябинск. В 80-90-е годы, когда расписание поездов было стабильным, имело смысл их прикладывать в отчёте. С начала перестройки всё очень быстро меняется. Поэтому лучше пользоваться информацией Internet. Расписание поездоввосточнее Новосибирска достаточно полно представлено на страничке www.transsib.fareast.ru/way6.htm.

Попытки дозвониться из Уфы до КСО г.Слюдянки к успеху не привели. Таким образом, автотранспорт пришлось искать в Слюдянке. В итоге мы потеряли почти день. Сначала без должного результата окончился и личный визит в КСО по приезду. Небывалый наплыв групп в Прибайкалье, Саяны в целом. Непрерывные дожди в конце июля, отсюда – паводок. В КСО ждали несчастных случаев и держали машины в резерве. Обращение к милиции также закончилось ожиданием. Буряты, как обычно, за 4,0-6.0 тыс.руб. были готовы вести куда угодно. Только теперь уже в основном на "таётах". На шестерых это было невыгодно, и мы ждали и искали. Лишь в 20.00 подъехала "буханка" с двумя русскими парнями. За 3,0 тыс.руб. нас ночью забросили в верховья р.Китой. Ребята работали круглосуточно.

Выход с маршрута (если ничего не случилось) удобнее осуществлять не в пос.Октябрьский, как нами планировалось в соответствии с информацией старых отчётов, а в пос.Раздолье. По реке – лишних пару часов, зато всё по-человечески. Утром, вечером – автобус в г.Ангарск, магазин, свободный правый берег, с 6.00 до 21.00 – бесплатный паром (катер). До автостанции – 20-30 мин. от реки с грузом. В общем, без проблем. Так мы и выходили.

4. График движения

Дата День пути Участок маршрута Км Характер пути
29.07 - 1.08 - г. Уфа - г. Челябинск – г.Слюдянка - Поезд
1.08 - 2.08 - г.Слюдянка – верховья р.Китой - Автомашина
2.08 - 3.08 1 Стапель на границе зоны леса, правый берег р.Китой - -
3.08 2 устье р.Арлык-Гол 10 Сплав. Два порога V к.сл. на входе в Шарагольский каньон
4.08 3 полуднёвка: ремонт К-4 - пр.поворот перед р.Жалга (после пор.5), штатная стоянка в лесу 28 Сплав. Шиверы, разбои, пороги до IV к.сл.
5.08 4 ниже второго селя перед водопадным участком в Верхних щёках 22 + 10 Сплав. Шиверы, разбои, пороги до V к.сл. Пешком разведка до вдп-2, а затем – до конца "Верхних щёк" по левому берегу
6.08 5 устье р.Ара-Ошей 3 Осмотр, обнос вдп-1,-2, Сплав. Пороги до V к.сл.
7.08 6 устье р.Горлык-Гол 16 Сплав. Шиверы, пороги до V к.сл.
8.08 7 левый берег ниже П-41 32 + 4 Сплав. Шиверы, пороги до V к.сл. Разведка каньона "Моткины щёки" в районе пор.41-47
9.08 8 стоянка ниже П-47 2 Сплав. Сложные П-42-45, V к.сл.
10.08 9 - 1 Занос судов по левому берегу, разведка ПВ. Сплав. П-47
11.08 10 стоянка ниже П-64, левый берег 8 Сплав. Сложные П-48-64, V- VI к.сл. Самый опасный участок каньона
12.08 11 днёвка, баня - Резкая перемена погоды, подъём воды
13.08 12 вынужденная днёвка, паводок - Продолжение подъёма воды, + 3 м
14.08 13 вынужденная днёвка, паводок - Незначительное падение воды
15.08 14 полуднёвка, скалы лев.берега перед П-65 0,3 - 0,4 Сплав. Незначительное падение воды, "тяжёлая" вода
16.08 15 устье руч. перед П-69 2 Сплав. П-65-68 V-VI к.сл., очень "тяжёлая" вода
17.08 16 устье р.Шумак 18 Сплав. Пороги до V к.сл, шиверы
18.08 17 штатная стоянка на высоком пр.берегу пр.притока 18 болота, многочисл.броды, бомы, тропа часто разветвляется
19.08 18 дацан-источники-стоянка на тропе на пр.берегу руч. 12 многочисл.броды, бомы, тропа часто разветвляется, есть опасные участки на скалах
20.08 19 базовая стоянка в устье р.Шумак, баня 22 болота, многочисл.броды, бомы, тропа часто разветвляется
21.08 20 полуднёвка, р.Китой-Кин 30 Сплав, пороги, шиверы
22.08 21 пос.Раздолье, антистапель 58 Сплав, пороги, шиверы, разбои, завалы брёвен лесосплава
23.08 - г.Ангарск Рейсовый автобус
23 - 26.08 - г.Ангарск - г.Уфа - Поезд

5. Техническое описание маршрута

01.08. В 10.00 местного времени поезд прибыл в Слюдянку. Через три часа приехал Айдар, который отстал в Новосибирске из-за нашей доблестной милиции. Сначала он бросился догонять поезд на такси. Машина сломалась. Затем ночью на дороге поймал другую машину…. В общем, "наш" поезд так и не догнал. Пришлось купить новый билет. Радует то, что сразу после Новосибирска проводники, поняв нашу тревогу, по своим каналам сделали запрос, и уже через несколько часов нам сообщили, где и на какой поезд сел Айдар и когда будет в Слюдянке.

Дождь. Сыро, холодно и мерзко. Как нам показалось, небо чёрное и враждебно настроенное ко всем туристам. Мы здесь не впервые, но такой "воблой" погоды не видели.

Первое, о чём мы узнали выходя из поезда, это – объявление о недопустимости покупки рыбы у частников ввиду опасности бутулизма (!!!) и случаев со смертельным исходом. В течение дня через каждые 10 минут эти сообщения повторялись.

Первым делом встали на учёт в КСО. Здесь нас "обрадовали" сразу несколькими новостями:
- групп в районе Слюдянки в этом году в несколько раз больше, чем в прошлом, в основном водники; проблемы с транспортом,
- машины у КСО есть, но не для нас,
- идут затяжные дожди, на всех реках района паводок и конца этому не видно,
- многие пешие группы сходят с маршрутов, т.к. малые реки и ручьи вспухли, броды исчезли,
- до р.Саган-Сайр мы вряд ли доедем при такой погоде и уровне воды в реках.

Насчёт машины спасатели рекомендовали обратиться в милицию. По поводу бутулизма сказали: "Были такие случаи, но от чего – неизвестно". В милиции (после входа налево – первый кабинет) пояснили, что ГАЗ-66 только что ушёл в сторону Китоя, будет вечером, и рекомендовали ждать. А между тем, группы всё прибывали и прибывали со всех концов нашей необъятной Родины. Много школьников. В здании вокзала к обеду негде было стоять, т.к. на улице – дождь.

Народ не удержался, взял рыбы, хлеба, пива и начал экспериментировать – проверять достоверность объявления по радио. Это не могло продолжаться долго, поэтому по традиции, поэкипажно сходили в столовую для машинистов поездов (через мост, налево, прямо метров 400), где очень славно пообедали. Путь предстоял неблизкий. Последний день в цивилизации.

После обеда на автомашинах начали подъезжать группы, закончившие маршруты. Одна из групп пешников-школьников, г.Иркутск, возвращалась с Шумакских источников. По словам руководителя, на источниках сейчас несколько сотен человек, но многие уходят из-за плохой погоды. Все ручьи в том районе превратились в бушущие потоки и, вероятно, в Шумаке вода должна быть очень большая. Шумак руководитель группы знает в основном по зимним походам (что-то типа "школы выживания"). В марте он ежегодно водит плановые маршруты через перевал "Аршан" и проходит весь Шумак снизу вверх по дну каньона. По его словам, каньоны Шумака ослепительной красоты и летом и зимой. Причём, даже зимой в отдельных местах есть узости до 3-4 метров. Мы пытались выяснить, есть ли в каньонах резкие перепады (водопады). Он пояснил, что не заметил. Но, как мы потом сами убедились, как минимум, один водопад до 10-15 м на Шумаке всё-таки есть.

Обсудив ситуацию (паводок), приняли решение – забрасываться в верховья Китоя, идти по воде до р.Ара-Ошей и уже там принимать решение по поводу Шумака. Купили в магазине хлеба, отправили телеграммы о выходе на маршрут и числе участников. На перроне с рук купили некоторые полезные картографические материалы, хотя и устаревшие.

Поиски машины продолжались до 21.30. Ночевать на вокзале не хотелось, но и в ночь ехать было рискованно. Было много "халявщиков", в основном буряты. Но у нас на них аллергия. Да и просили они по 4,0-5,5 тыс. рублей. Для нас шестерых это было дорого.

Молодые русские ребята (выпускник ВУЗа в Улан-Удэ и студент) на "таблетке" за 3,0 тыс.рублей согласились отвезти нас на Китой настолько далеко, насколько будет возможно. По дороге заехали в Култуке в гараж, взяли автомобильную камеру (50 руб.) и помчались в сторону Монд под какую-то красивую классическую музыку в современной обработке…

Нас удивило, когда посреди голого поля водитель остановил машину возле просторного деревянного дома, который оказался придорожной харчевней. Рукомойник, туалет (на улице), просторная веранда, красивое дерево. Правда, одно неудобство – ночью готовят только одно блюдо – позы (похоже на манты, бак-беляш, биш-бармак и т.п.). Нормальная порция "для мужика" – 6 штук. Сытно и вкусно. Из напитков есть всё. Посетители харчевни – буряты - рассматривали нас долго, но вопросов не задали. Некоторые потом с трудом спустились с крыльца, сели за руль и …уехали. Наши водители не пили. Рассказали, что в Слюдянке резко возросла преступность, и количество сотрудников УВД так же резко увеличилось. Этим летом сбежали заключённые и направились вниз по Китою. Нам рекомендовалось быть повнимательнее на стоянках. У харчевни прихватили несколько чурбаков хотя бы для первой готовки на Китое.

Когда въехали в горы, увидели необычное зрелище. Очевидно, где-то вверху сошёл сель и перегородил дорогу. Огромные бульдозеры делали новую дорогу. Нам повезло, пропустили. Через некоторое время посреди дороги возник милиционер в гражданском, за ним – шлагбаум. Нам было предложено пройти в будку-пост. Лицо в форме лейтенанта с удовольствием проверило нашу маршрутку, занесло нас в журнал и отпустило. Зато напарник минут десять вымогал деньги и водку. Но "спортсмены не пьют" и ему пришлось нас отпустить.

Бурхан у водопада, как всегда, посетили. Хорошо, что никого больше не было, а то бы опять пришлось задержаться. Ночью похолодало. На себя одели всё, что было "под рукой".

02.08. Уже на рассвете добрались до долины Китоя. Темно. Кругом горы, повернули направо. Низина, хотя и не совсем болото. Леса нет. Проехали минут 20. Дорога приблизилась к руслу небольшой, но широкой реки, вероятно Китоя. Разбои, протоки. Дорога подошла к броду, надо переезжать налево. Водитель посмотрел на следы, ширину реки и сказал, что машина утонет.

Рекомендация: лучше всего доехать до левого притока Саган-Сайр, после его впадения можно плыть с гарантией почти в любую погоду. Известен случай, когда группу выгрузили в том месте, где Китой пересекает дорогу на Самарту, у начала вездеходной дороги вдоль реки, сказав: "Вот Китой!". Вода была малая и группа тащилась до Саган-Сайра неделю (!), причём несколько последних километров им удалось проехать вместе с другой группой, которую они случайно встретили. Естественно, потом у них за неделю до конца похода кончились продукты…

Автодорога, связывающая Слюдянку с верховьями Китоя, позволяет уверенно добраться до левого притока Китой - реки Арлык-Гола. В сухое лето можно на машине повышенной проходимости доехать до реки Саган-Сайр.

Небо затягивает, перспектива нерадостная. Кругом – болота. Ясно, что лето у нас далеко не сухое. Двое наших пошли мерить глубину. Вода после тёплой машины – лёд. Правая протока оказалась мелкой. Зато под левым берегом было выше, чем по колено. Да и дорога поднимается резко вверх. До леса по левому берегу было далеко, по правому – ещё дальше. По правому берегу едва просматривалась старая дорога, но по ней давно не ездили, следы были размыты дождями. Сходили на разведку по правому берегу (больше километра). Ввиду отказа водителя пересекать Китой решили ехать по правому берегу до упора. Река, собравшись в одно русло, уже была далеко не мелкой, выглядела очень даже сплавной и быстрой. Проехали ещё чуть более 1 км вниз.

В 06.00 выгрузились. Жаль было расставаться с последним очагом цивилизации. Тепло простились с водителями и пошли на разведку по правому берегу. Мокрое болото, кочки, ручьи. В пределах видимости – первые деревья. Хотелось спать, но пошёл мелкий моросящий дождь, перешедший в проливной. Пришлось быстро переносить вещи и дрова метров на 500 ниже. Там нашлась вполне пригодная стоянка. Промокли насквозь. Как только поставили палатки, захотелось поесть. Натянули групповой тент. Горячий чай на китойской воде и супы быстрого приготовления вернули нас к жизни. Часов в 9 утра легли спать.

Проснулись …от яркого солнца и хорошей погоды. На правом берегу и выше и ниже нас паслись коровы, на левом берегу выше по течению просматривалось строение типа фермы. Начали собирать суда.Тепло и солнечно.

Поднявшись на пригорок, более точно определили своё местонахождение. Мы находились в 1,5 –2 км ниже брода через Китой. Garmin подтвердил это. Лес на пригорке вполне приличный. Дров тоже хватает. Чувствовалось, что на правом берегу давно никого не было. За день по дороге никто не проехал. Уровень воды в течение дня упал на 5-10 см.

К вечеру резко похолодало, ветер усилился. Палатки и тент пришлось укреплять дополнительно. Надвигалась гроза. Но она нас обошла стороной. Появилась красивейшая радуга. Мы были очарованы. Такое начало похода предвещало удачу. В дальнейшем радуга появится ещё неоднократно, в районе Моткиных щёк и ниже. Наступила первая ночь. Температура упала ниже нуля. Почти середина лета.

Участок Верховья р.Китой – Верхние щёки

3.08. С утра в котлах – лёд. За ночь уровень воды упал ещё на 15 см. Это наводило на грустные мысли. Ведь в Слюдянке предполагалось, что мы начнём сплав при высоком или очень высоком уровне воды. Хотелось максимально быстро "долететь" до ПВ в Моткиных Щёках. Днище К-4 было изрядно потрёпано на предыдущих маршрутах.

Продолжили собирать суда. Подошли земляки – сборная группа Екатеринбурга (далее-свердловчане) под руководством Александра Челнокова. 3 судна, 12 человек. Идут двуми командами по V и VI. Их привезли вечером 1 августа и высадили около моста на стандартном месте. Судя потому, что до нас они долетели минут за 10-15, делаем вывод, что уровень воды значительно выше среднего. По словам свердловчан, вчера, пока мы спали, мимо нас прошли челябинцы и ещё кто-то. В целом, по их сведениям сейчас в верховьях Китоя впереди нас – не менее 7 групп. Для нас это известие было достаточно необычным, так как вчера мы не видели никого.

Старт в 16.15. Мели, перекаты, разбои. От начала сплава до устья р.Шара-Гол шли без разведки и чалки. Торопились, вода падала. Неделю до Саган-Сайра тратить не хотелось. Подкачивались прямо на ходу или на отмелях при проводке судов. В 18.00 прошли два порога на входе в Шарагольский каньон сходу, без всяких осмотров и обносов. К-4, как более массивное и инерционное судно, несколько раз зависал на полуобливных глыбах под скалами левого берега. К-2, поработав, как обычно, ушёл от всех прижимов. При очень высоком уровне воды здесь могут быть очень сильные навалы на скалы. Из-за опасности порвать оболочку два порога в связке оценили как .

Первая встряска, настроение улучшилось. А то совсем скучно… Минут 10 порыбачили. Хариуса достаточно. Проверили привязку устья р.Шара-Гол на GPS. Пока всё верно, "чудо техники" работает нормально.

До левого притока Арлык-Гола идет участок простых шивер, а примерно в 1 километре выше впадения Арлык-Гола начинаются протоки, где надо держаться левого берега, что позволяет практически избежать проводок.

18.45 - устье левого притока Арлык-Гола. Перед притоком шли по левым протокам. Встали ниже Арлык-Гола на штатную стапельную стоянку. Прямо на берегу много пеньков от высоко спиленных деревьев. Явно туристы. Дров – море. Какие-то странные завалы из брёвен глубоко в лесу. Похоже, зимой делали яму под костёр или ночлег и опалубку из толстых брёвен.

Чутьё подсказывало – пора осмотреть днище К-4. Нам не повезло. После пяти сезонов двойной прорезиненый капрон не выдержал: дыра поперёк баллона длиной 10 см. Непонятно, как гондолу ещё не порвали, тогда бы нас ждала ночёвка в какой-нибудь дыре. Ведь подходящих мест до Арлык-Гола не было. Вообще, всё дно сильно процарапано, в основном поперёк. Поставили кат сушиться и отложили ремонт до утра. Благо, погода хорошая была весь день.

Рыбы наловили ещё. Устроили маленький праздник в честь первого дня сплава. Только начали ужин, услышали гул грузовика и через некоторое время – появились бродящие вокруг молодые пары в шортах, явно не местные. Не подошли и даже не поздоровались. Дикие какие-то. Московская молодёжь, как потом оказалось… Уже в сумерках наши соседи устроили оргии и пальбу из чего-то. Пришлось сходить посмотреть, всякое бывает… Наутро выяснилось – два синих К-4 готовятся к выходу.

4.08. Подъём в 7.00. Погода достаточно странная: на солнце – жарко, в тени – очень холодно. Вода падает. У К-4 решили высушить оболочки и просто наклеить заплатки на порезанные и протёртые места. Разбирать и шить было некогда. В прошлом году такие мероприятия заняли несколько раз по 4-6 часов. В 11.00 подошли старые знакомые по Internet - саратовцы (К-4 и К-2, 6 человек) во главе с Дмитрием Постновым. Очень хорошо экипированы (посмотрим, как пойдут!!!). Славно пообщались, затем ушли москвичи. Ремонт закончили перед обедом.

Заканчиваются протоки примерно в 1 километре выше впадающего справа крупного притока Ара-Хонголдоя, в устье которого хорошо ловится хариус. Ниже Ара-Хонголдоя река течет в неширокой долине между высокими хребтами. До впадения Саган-Сайра среднее падение реки редко превышает 4-5 метров на километр. Препятствия по средней воде - перекаты, мели, несколько средних шивер и простых порогов. Река часто расходится в галечных протоках.

Порог 1 представляет собой сужение с несильным навалом сначала на левый, а затем на правый берег.

Шивера 1 - длинная и слабая, расположена на прямом отрезке реки, слева вдалитянется крутая стенка хребта. Основная трудность - выбор более полноводной протоки.

Шивера 2 - слабая, в правой протоке.

Порог 2 - сужение с прижимом к правобережному бому, много камней. У прижима два больших надводных камня. Можно пройти между ними, можно обойти их справа.

Шивера 3 мощнее предыдущих и расположена перед устьем Саган-Сайра.

В устье Саган-Сайра лучше идти узкой левой протокой. Ниже впадения реки Саган-Сайра мощность препятствий усиливается, нередко путь по берегу преграждают бомы. Падение увеличивается до 5-7 метров на километр и скорость сплава возрастает.

Шивера 4 - простая, средней мощности, с камнями по центру.

Шивера 5 - простая, средней мощности. Сразу за ней расположен каскад порогов - 3-5. Они разделены плесами, где можно пристать к любому берегу. Просмотр с правого берега.

Порог 3 - слабый и простой, с камнями по центру и слева. Ориентир - поворот направо перед началом порога, видно сужение долины.

Порог 4 - слабый и простой, с валами до метра и камнями в русле. За порогом - быстроток, далее прямо видно сужение, обрамленное невысокими скалистыми бомами с обеих сторон. Это порог 5. Скалы расположены ниже основного слива порога.

Порог 5 средней мощности, расположен на прямом участке длиной около 200 метров. Просмотр лучше производить с отмели правого берега на левом повороте. Порог начинается быстротоком с камнями, отходящими от правобережной отмели. Ниже от правого берега к центру выдвигается гряда валунов, между грядой и скалами левого берега находится слив водопадного типа до полутора метров высотой, а перед ним несколько подводных камней. С воды слив не виден. Проход центром или левее центра, рядом с пенной ямой. За порогом, перед скальным коридором, есть глубокий омут, который удобно использовать для страховки и фотографирования.

Шивера 6 простая, средней мощности, в русле камни.

Порог 6 простой и слабый, расположен на правом повороте с несильным прижимом к левому берегу.

Вышли в 15.40. 16.20 - правый приток р.Ара-Хонголдой (железобетонная отметка-точка высоты). С него вышли в 17.00. 17.17 - правый приток Боро-Хонголдой. 18.23 - левый приток р.Саган-Сайр. Обилие разноцветных камней. Весь участок шли без осмотра. Для группы, имеющей опыт хотя бы V к.сл., всё читается с воды. Порог 5 оценили как 4С. Бочку обошли справа.

Саратовцы встали за 5-м препятствием слева. Дмитрий, как и планировал, накатывал своих ребят на этом препятствии, в том числе и на спасжилетах. Еще через пару поворотов на правом берегу встали неразговорчивые москвичи. И еще за парой поворотов на правом повороте встали мы, опять на штатной хорошей стоянке в лесочке, чуть ниже омута под левым берегом. Это было в 19.15.

К вечеру ветер стих. На последних нескольких километрах в долине стоял резкий, устойчивый запах сухан-дали. Начали сбор. Но по времени это рановато. До конца похода она скорее испортится, чем высохнет. Хотя такие заросли будут ещё только один раз – на правом берегу в районе П-41. Первые заросли брусники. Но здесь она ещё зелёная.

Шивера 7 расположена на левом повороте, простая.

Шивера 8 - средней мощности, в конце присутствует навал на скалу левого берега.

Шивера 9 - простая и слабая, расположена на левом повороте.

Шивера 10 - простая, средней мощности.

Шивера 11 расположена на левом повороте, средней сложности. В шивере от левого берега отходит мель и есть прижим к скале правого берега.

Шивера 12 - простая, средней мощности.

Порог 7 - простой и слабый. В пороге есть вал до одного метра и прижим, река делится галечным островом на две протоки: в правой река наваливает на скалу правого берега, образуя валы, в левой - мель.

Шивера 13 - средней сложности, в протоках. Основная протока - левая. Ниже Китой резко поворачивает налево и принимает в месте поворота крупный приток - реку Жолга (в некоторых отчетах - Жерга).

Шивера 14 - простая и слабая.

Шивера 15 - простая и слабая.

Шивера 16 - длинная, средней сложности, расположена в 2 км ниже впадения Жолги, начинается на правом повороте, где остров делит реку на две протоки: левая забита камнями, а в правой большое падение, вал до метра, камни. После слияния проток шивера продолжается.

Порог 8 - простой слабый порог. Ориентирами порога служат бом на левом берегу и поворот русла вправо. В центре расположен галечный остров, причём правая протока забита камнями. В основной, левой протоке навал на скалы левого берега и несколько обломков в русле, валы до одного метра.

Шивера 17 - средней мощности, ориентир - горелый лес по обоим берегам.

Шивера 18 - длинная и слабая.

Шивера 19 - короткая и слабая.

Шивера 20 - длинная, средней мощности.

Порог 9 - средней сложности, расположен в левой протоке, где река делится на две протоки галечным островом. Порог начинается шиверой у верхней оконечности острова и заканчивается бурным сужением с большим падением. У нижней оконечности острова находится шивера 21.

Шивера 22 - средней мощности, расположена в центральной протоке между лесистым и галечным островами.

Шивера 23 - слабая.

Порог 10 - простой слабый порог в основной левой протоке. Бой в скалу левого берега, валы до 1 метра. После порога 10 долина реки делает поворот направо. До водопада остаётся примерно 4 километра. Хотя по карте долина в этом месте показана как более или менее прямая, поворотов на реке хватает, и надо повысить внимание, чтобы не попасть в порог 12.

Шивера 24 - простая короткая шивера средней мощности.

Шивера 25 - простая короткая шивера с боем в скалу на выходе.

Шивера 26 - простая, средней мощности сприличным падением.

Порог 11 - простой и слабый, с камнями в русле расположен на левом локальном повороте долины. Ориентиров перед ним нет, поэтому надо считать препятствия от порога 10, левобережный бом которого и последующий поворот долины достаточно характерны. Сам порог 11 является ориентиром порога 12, поэтому перед ним необходимо чалиться к левому берегу для просмотра. За порогом - плёс, за которым начинается плавный поворот направо, заканчивающийся шиверой - это уже заход в порог 12.

Идти порог 11 лучше правее центра, а затем либо на правом повороте, либо на плёсе чалится к левому берегу на большой песчаный пляж. Здесь же расположена хорошая стоянка с несколькими каменками для бани, столом и скамейками. Это место очень удобно для установки базового лагеря при прохождении Верхних Щёк на разгруженных судах. Впереди вход в Верхний каньон, начинающийся водопадным непроходимым участком.

05.08. В 7.00 – подъём, в 11.45 - выход. Москвичи и саратовцы ещё спят, значит, не торопятся. Погода пасмурная, но без дождя. Тучи ходят вокруг нас. В 12.10 - р.Жалга. Горы сближаются, характерное место для начала каньона. Но уклона ещё нет. Значит до порога 12 ещё далеко. Весь участок шли без разведки. Нас догоняла плохая погода.

13.18 – штатная стоянка слева. Она расположена на плавном левом повороте, перед правым. Отличная площадка на полочке. Напротив неё по левому берегу действительно есть "пляж", чалка без проблем. Дальше начинается плавный правый поворот. По левому берегу скалы почти вплотную подступают к воде. Прямо с воды виден стол, дюралевая табличка на дереве. На стоянке нашли хорошо сохранившиеся рога марала. Но это только начало маршрута. Поэтому оставили рога на месте.

Мы засомневались относительно удобства места для базового лагеря. До водопадов явно далеко. Группа Качера-Тихомирова отсюда делала разведку до селя, перечаливалась, а затем делала разведку от селя до водопадов. Да, стоянка прекрасная. Но от неё по тропе левого берега до водопадов – более 2-х км. Если с рюкзаком – то, вероятно, около 2-х часов хода. Неясно, зачем отсюда нужно начинать разведку, разгружать суда или делать обнос.

Порог 12 около полутора километров длиной, заканчивается водопадом. Поток в пороге сжат до 15 метров. Сам порог состоит из двух частей: верхняя - это слабый, но первый на Китое сложный порог, нижняя - порог средней сложности и мощности; между ними быстроток длиной до 50 метров, на котором можно пристать к берегу. Ориентиром быстротока является светло-кремовая осыпь, выдающаяся в реку от левого берега вначале второй части и образованная выносами из долины притока. Эта осыпь видна от начала порога и служит дополнительным ориентиром порога. Пристать можно в начале осыпи, причем сделать это нетрудно.

Уже от середины осыпи струя затягивает в первые сливы второй части порога, которая сложнее первой. Кроме того, зачалиться перед водопадом в большую воду трудно, поэтому большинство групп начинают обнос водопада от осыпи. Если по какой-либо причине зачалиться у осыпи не удалось, необходимо пройти короткий бурный водослив у осыпи, и зачалиться сразу за ним, чуть ниже.

Первая часть порога 12 начинается поворотом направо, за которым следует первая ступень с падением, надводными валунами и сливами с обливников. Далее - вторая ступень, на которой река широко растекается между грядами валунов.

После второй ступени следует сужение русла и длинная третья ступень, в конце которой река вновь расширяется и переходит в быстроток, на котором можно зачалиться в начале упоминавшейся выносной осыпи.

Почитав эти описания за столом, в 13.42 - отошли от этой стоянки. Шли неторопясь тандемом чуть левее центра. Часть порога до селя оценили 4C. В 14.00 - зачалились слева перед большой осыпью-селем.

Сель перегородил, можно даже сказать, отодвинул реку вправо. Здесь под левым берегом образовалось огромное улово. Некоторые молодые деревья – в воде, т.е. уровень воды - выше среднего. Прямо у воды – площадка под баню. Осыпь настолько огромная, что с течением времени ручьи разделили её на несколько частей. В верхней части селя просматриваются огромные ступени, промытые водой. Но рассматривать их было некогда – надвигалась гроза.

Без всяких команд по привычке пошли на разведку сразу в трёх направлениях:

- Лямин А. Осмотрел левый берег до осыпи. Наверху нашлись несколько небольших площадок, пригодных для стоянки. Но мы не знали точно, где находятся водопады.

- Второе направление – Верхотуров М.- поиск тропы по осыпи и дальше вверх до водопадов.

- Третье направление – Перескоков Ю. - по осыпи, а затем вниз, по берегу. Выяснилось, что есть ещё и второй сель, метров 400 ниже, про который ничего не было сказано в предыдущих отчётах. Возможно, он появился позднее, хотя более свежим выглядит верхний (первый по ходу движения) сель.

Разведка затянулась на 1-1,5 часа. Небо затянуло. Пошёл затяжной проливной дождь. Подошли москвичи, саратовцы. Практически сразу они начали искатьстоянки перед первым селем, вскоре они их нашли и встали.

Между первым и вторым селем тропа местами теряется. За вторым селем на высоте 10-20 м над рекой идёт набитая тропа обноса. Метров через 50 – могучий кедр. От него минут 15 по тропе до первого водопада (вдп-1). Перед ним тропа раздваивается. Одна – направо - на смотровую площадку. Другая, основная – наверх - обносная до конца Верхних щёк.

Вдп-1 - потрясающее зрелище, особенно под проливным дождём и в условиях полной неопределённости с местом для стоянки (приближался вечер). Можно подойти вплотную. На осмотр лучше идти сразу с фото- и видеоаппаратурой. Мы пожалели, что так не сделали. Вдп-2 чуть ниже, под дождём смотрится мрачно, поскольку скалы – чёрные, а под дождём – ещё и скользкие. Пытались подыскать место для ночлега непосредственно над вдп-1. До воды далеко, хотя и можно спуститься ниже него. Но главное – даже для небольшой палатки места нормального нет.

Минут через 10-15 ходьбы вниз по тропе наткнулись на свердловчан. Они закончили прохождение отдельных ступеней П-1 ниже вдп-2 и в это время снимали со скал верёвки и прочую горную амуницию. Они только что подняли на скалы левого берега людей и раздолбанный К-4. В П-1 "Винт" его разломило пополам!!! По их словам, К-4 был с деревянным каркасом, срубленным в верховьях Китоя. Четыре поперечные балки сломало как спички!!! Спаслись удачно - кого-то вытаскивали на левый берег на скалы, кого-то подобрал К-4, страховавший ниже.

Свердловчане сообщили, что:
- основная тропа обноса начинается сразу от первого селя, уходит круто вверх и выходит в конец Верхних щёк, выглядит "как проспект",
- на единственной нормальной в Верхних щёках нижней стоянке (левый берег) базируются они, челябинцы, москвичи (другие) и ещё кто-то,
- завтра они будут рубить новый каркас и пойдут дальше.

Таким образом, нам нужно было срочно принимать решение - где ночевать. Вернувшись с разведки к верхнему селю, отчалили, дошли до середины второго. Здесь тропа идёт достаточно близко к берегу. Чалка на быстрой струе, т.к. река здесь сжата до 15-20 метров! Подняли К-4 и К-2 подальше от воды и отнесли рюкзаки под кедр. Разожгли костёр и начали готовить обед. Дождь не прекращается.

Верхотуров М. и Карпенко А. с рацией пошли на поиски более удобной тропы обноса, чем та, что вдоль берега. Хотели взять с собой рюкзаки (всё равно ведь нести!), но вовремя передумали. Они прошли по нижней тропе и осмотрели вдп-1, вдп-2, П-1-3, затем поднялись вверх. По обносной тропе дошли до мощного селя с левого берега во второй половине Верхних щёк. За селем – русло сухого ручья. Это – сразу после П-5. Дальше любой группе нужно идти с грузом. Разведка заняла около 1,5 ч. В 18.00 после совещания "с базой" по рации принято решение – на ночлег встать под кедром и уже утром – всё остальное. Главный минус "под кедром" – мало сухих дров и потенциальные помехи коллегам (тропа всё-таки!).

Наша разведка вернулась уже в сумерках – после 19.00. К этому времени под кедром с трудом растянули групповой тент (мешали рядом стоящие деревья), сготовили ужин, выровняли площадку и начали укладываться спать. Палатки не ставили, нет места. Немного согрелись и подсушились. С вечера поставили мерку - на утро ждали резкого подьёма воды. Засиживаться не хотелось – целый день гребля, дождь, разведка, дрова… Наконец-то началась "работа".

06.08. Спали хорошо. Значит, вошли "в режим". Подьём: дежурные – 6.00, остальные – 6.30. Очень сыро после вчерашнего дождя. С деревьев капает, но дождя нет. Вопреки ожиданиям, уровень воды поднялся лишь на 5-10 см. Болота в верховьях, похоже, начали впитывать воду. Верхние соседи задымили кострами на всю долину. Плотный туман начал подниматься в районе водопадов. С нетерпением ждём солнца. Оно вышло лишь в 9.00. Психологически стало легче. Собрали рюкзаки. Освободили тропу. Вариантов дальше два:

- А) Обнос по левому берегу, если группа полностью отказалась от прохождения Верхних щёк. Но тогда нужно разбирать суда. Во всяком случае, лучше спустить гондолы и увязать их более компактно. Так поступили москвичи, вставшие вчера выше нас перед селем. Они с утра вообще всё разобрали и начали полный обнос до конца щёк, в т.ч. и деревянный каркас.
- Б) Если обносить решено только вещи, то их – по левому до конца пор.5 (тоже сель), вдп-1, -2 – по правому и сплав на разгруженных судах до конца П-5. Во втором случае лучше налегке, со свежими силами пойти по воде, а уже потом – с рюкзаками. Так мы и сделали. С собой взяли только ремнаборы, аппаратуру, "морковки", паспорта, деньги и центральные наддувы для К-4.

На этом участке имеется один мощный слив на плавном правом повороте. Последние 30 метров перед водопадом несложные и, кроме психологических, других трудностей не вызывают. Возможно, высокая вода полностью изменит ситуацию. Перед местом чалки - сложная лавировка между выступающими камнями.

Ещё раз посмотрели участок до вдп-1 с тропы и от воды. Плавный правый поворот реки. Русло постепенно сужается до 20-25 метров, уклон увеличивается. Но даже с расстояния 40-50 метров щёль вдп-1 не видна.

Серьёзных сливов с косыми "бочками" несколько, и расположены они в шахматном порядке. Причём, самую последнюю нужно обойти слева и за ней чалиться резко направо. Наметили место чалки на правом берегу примерно в 20-30 метрах перед вдп-1. Выше – огромные глыбы, через которые с катамараном тащиться будет проблематично. Ниже – рискованно. В этом месте на левом берегу в воде – огромные "чемоданы". Кто-то до нас на одном из них догадался поставить тур. Очень удачно! В таких местах обычно ставят флажки или сигнальщика.

К-4 прошёл участок первым, лавируя между "бочками". Зачалились нормально, затем прошёл К-2. Вытащили суда повыше, опять же опасаясь подъёма воды. Пришлось подспустить баллоны, т.к. солнце начало пригревать очень сильно.

В пор.12 выделили не три, а две ступени – до селя и после. Нижнюю часть пор.12 оценили как из-за опасности попадания судна и экипажа в вдп-1.

Верхние Щёки р. Китой

Верхние Щёки начинаются двумя мощными водопадами ниже порога 12 и заканчиваются перед устьем правого притока – р.Ара-Ошей. Общая протяженность Щёк около трех километров. Нумерация препятствий в Щёках отдельная и выпадает из общей последовательности препятствий на нашей лоции р.Китой.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаПервый водопад представляет собой узкую щель длиной 10-15 метров и шириной 3 м. Общее падение воды превышает 4 м. Река резко сужается, и поток, завинчиваясь, уходит в щель. Затем русло так же резко расширяется и река на некоторое время успокаивается, образуя относительно спокойную акваторию, "подпертую" снизу вторым водопадом. Прохождение первого водопада весьма проблематично.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаВторой водопад - это короткий, но очень сложный порог, прохождение которого требует серьёзной подготовки. В правой трети русла расположен ряд крупных камней, далее следует пологий слив высотой более двух метров, после которого струя ударяет в скальный выступ левого берега и поворачивает, образуя мощный пенный котёл и 7-8 метров пенного потока в скальном коридоре.

Ясно, солнечно. В гидрах очень жарко. Разведали вдп-1,-2 до конца. Между водопадами на полочке есть место для стоянки или обеда. Но небольшое. Дров – море. Отличное, уютное место, если погода хорошая. Красивые, грандиозные глыбы, особенно по левому берегу. Прекрасное место для художников-пейзажистов. Водопады прекрасно смотрятся снизу с правого берега. Несмотря на очень большой соблазн и прекрасную погоду, приняли решение обнести оба водопада.

Обнос водопадов порядка 200 м, но ушло на это около часа. Суда пришлось нести на высоте 7- 8 метров над рекой, по крупным каменным глыбам. Места хватает, но идти с К-4 на плечах очень неудобно, К-2 – без проблем. Затем следует спуск. Обнос вдп-2 более трудоёмкий, т.к. суда приходится поднимать на высоту 15-20 метров по скалам, а затем спускать по крупнокаменистой осыпи вниз, откуда удобно начинать прохождение Верхних Щёк. Это место находится перед огромной глыбой, перегородившей почти всё русло.

На обносе нас догнали саратовцы. Они решили идти Верхние щёки только на К-2 и просили нас подстраховать в "Винте".

Подняв наверх, вниз нести К-4, хоть и пустой, было уже лень. Решили спустить его по вертикальной плите ниже вдп-2. Там внизу - что-то типа улова. Тут случился казус – понадеялись друг на друга, и, не удержав К-4, уронили его метров с 5 на камни. А он как мячик подпрыгнул, несколько раз перевернулся через корму и точно приземлился сверху на К-2 саратовцев на ровный киль. Вот это кино…

Между вторым водопадом и началом первого порога река течёт 150-200 метров в скальном коридоре с высотой стен до 10 метров. В конце коридора, у правого берега, имеется улово перед ручьём, где можно спокойно зачалиться для просмотра первого препятствия. На левом берегу напротив этого места есть спуск к реке, далее идет скальная стенка на протяжении всего порога. Просмотр и страховка в пороге осуществляются с правого берега.

П-1 протяженностью 200-250 метров, состоит из нескольких ступеней. На входе в порог расположена первая, со сливами до 1 метра. На левом берегу за ступенью есть хорошее улово. Вторая ступень начинается относительно чистым косым сливом до 1 метра между двумя крупными камнями справа и полуобливным камнем в левой трети реки, после которого следует участок быстротока с навалом на скалы левого берега. Быстроток заканчивается двумя сливами высотой 1 и 1,5 метра. Второй слив, шириной 4-5 метров, образован крупным камнем, лежащим вблизи правого берега и левым берегом. За сливом присутствует мощная бочка, после которой поток уходит от левого под правый берег и упирается в крупный каменный блок, образуя существенный навал на этот берег. Справа от камня слив во всю ширину реки до 1 метра высотой. После слива основная струя идет вдоль левого берега, где ниже располагается группа прибрежных скал, которые направляют поток вправо. Здесь слив до 1 метра, а далее поток идет по треку вдоль правого берега со слабым навалом на выступающие скалы.

Затем поток резко поворачивает влево и мощным косым сливом высотой до 2 метров упирается в скалы левого берега. За сливом мощная бочка, и далее струя несется около 15-20 метров среди скал. Чалки возможны в слабо выраженном улове правого берега или, основная, в улове у небольшого ручья перед вторым порогом.

Дошли по воде до ручья, пошли на разведку. Тропа – по скалам, местами – резкий спуск и подъём по земляному склону. Непосредственно перед выходной бочкой – неприятный участок метров 15, где нужно идти по скале, опираясь на небольшой выступ над бушующим потоком. Неприятное место. В сырую погоду здесь очень опасно. Дошли до конца порога, подстраховывая друг друга.

П-1 (во многих лоциях его нижняя часть носит название "Винт" ) на самом деле достаточно длинный - метров 350. Имеется несколько прямых сливов по 1-1,5 м и слив около 2 м в средней части порога. Заканчивается треком вдоль правого берега и косой неприятной бочкой поперёк струи. В районе бочки левый берег – вертикальные скалы метров 15-20, правый – огромные глыбы со скруглёнными краями. Красивейшая каменная чаша. Выход с судна на правый берег почти невозможен: сильная струя и чалить кат не за что, круглые глыбы высотой до 10 м.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаДве "морковки" перед выходной бочкой поставили саратовцы иОтчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года две мы, ниже бочки метрах в 30. Первым пошёл К-2. Почти все сливы и бочки можно пройти по краям, кроме последней бочки. Прошли без проблем. Только на выходе К-2 развернуло вправо, притопило и закусило весло у правого гребца. Общий крен гребцов влево и отчаянная работа левого позволили без проблем выйти из бочки.

По просьбе саратовцев наш К-2 встал на страховку ихнего К-2 "Тритон" под левый берег сразу за бочкой. Сразу после старта "Тритон" пытался выдерживать аналогичный стиль прохождения. Но в первой же бочке его притопило и развернуло. Далее саратовцы начали красться по берегам мелким перебежками. Выходная бочка поставила их на правое ребро и под общее ликование кильнула. Наш К-2 шёл рядом, но помощь не понадобилась: экипаж самостоятельно выбрался на судно, поставил его на ровный киль и зачалился налево перед следующим порогом.

Экипаж нашего К-2 как-то зацепился за скалы и вылез на верх. Решено было К-4 своимиОтчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года силами не страховать, т.к. К-2 саратовцев страховал нас снизу, а экипаж ихнего К-4 к этому времени также подошёл к нам по берегу и поставил "морковки" до и после бочки.

Наш К-4 "продавил" всё по центру. Но на выходе топит и неплохо, но не смертельно. Именно здесь вчера разломило в выходной бочке К-4 свердловчан. Именно здесь имели оверкиль К-4 через корму питерцы (Качер-Тихомиров-98). Только, по нашему мнению, подтапливает не корму, а весь правый борт. Поэтому здесь смыло правого заднего на К-4 г.Междуреченска. Мы оценили этот "Винт" в нашу воду как . Отличное место для накатки молодых экипажей. В конце порога можно выйти на пляж левого берега и занести К-2 для повторного прохождения. Рекомендуем, если есть время. Но со страховкой с воды.

П-2 состоит из двух ступеней и начинается за ручьём правого берега. В первой ступени на входе слив до метра и далее метровые валы. У левого берега большой скальный блок, за которым расположено улово и метров через 30-40 начинается вторая ступень. С левого берега до середины русла выступает скала, напротив неё, возле правого берега, камень, за которым расположено улово. Ключевым местом порога является участок, запруженный камнями, где остаётся неширокий проход по середине этой плотины. Заход в эту часть порога - от скального выступа левого берега, вдоль него, по основной струе, которая в этом месте поворачивает почти под прямым углом и пологим метровым сливом прерывает гряду камней. Затем не сильный бой в скалы правого берега. На обоих берегах есть неплохие места для чалок. За порогом, после скалы, расположенной по центру русла следует локальная двадцатиметровая шивера с рядом камней.

П-3. На входе в порог с правого берега впадают два ручья, второй образует осыпь. Здесь валы до метра, далее в правой половине русла камень, на который устремляется поток и образует слив высотой 0,5 метра через всю реку. Ниже идет участок быстротока, переходящий в гряду камней, которая пересекает реку от берега до берега. Проход по полуметровому сливу расположен слева от надводного камня в левой части реки. Далее следуют: навал на обливную скалу в русле около левого берега, валы, бочки. В конце порога - сильный навал на обливную скалу около левого берега, после которого струя уходит под правобережную скалу.

Шивера 4, навал на левый берег, валы.

П-5 имеет длину около 100 метров. Здесь тропа левого берега идет вблизи реки. На входе в порог левая часть русла закрыта рядом надводных и подводных камней. Относительно чистый проход вдоль правого берега: вначале слив до 1 метра, далее навал на камень, расположенный у берега. После короткого быстротока, между группами камней у левого и правого берегов, расположен ещё один слив, высотой более 1 метра, за ним навал на скалы левого берега. За порогом есть улово под скалами левого берега.

Участок шивер. Нижняя часть Верхнего ущелья не представляет сложности. Здесь встречаются отдельные валы и бочки. Высота стен ущелья местами достигает 30 метров.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаДо П-5 прошли без разведки. Ничего серьёзного на этом участке нет. Нужно выделить только сам П-5, где месиво валов до 1,5 м, бочек, сильный уклон и навал на глыбы по центру. Там прохода нет. Нужно идти слева. А здесь выносит на обливник с бочкой. Но лучше так, чем бой в левобережную скалу. Через обливник проехали наш К-4 и все три К-4 свердловчан, которых мы догнали на этом участке. Т.е. все, кроме нашего К-2. Много каких-то непонятных торчащих зубьев в русле. Порог оценили как 4С.

Зачались в отличном улове слева ниже селя. Разделись (жарко!). Подспустили суда, подняли, привязали, спрятали ценное и пошли за рюкзаками. Поднялись по распадку (сухое русло ручья). За селем – тропа отличная. Быстро, минут за 30 дошли до кедра (базовый лагерь).

В конце второй осыпи начинается подъём на террасу левого берега по хорошо набитой тропе. Тропа входит в лес, и, примерно через 200-300 метров от осыпи раздваивается, причем обе тропы выглядят равнозначно. Идти нужно по верхней, так как нижняя тропа уводит к водопадам. Верхняя тропа продолжает крутой подъём и, выходя на террасу, постепенно выполаживается. Она хорошо набита, и передвигаться по ней легко. На террасе перепады высоты незначительны. Через 50 минут чистого ходового времени от осыпи мы по пологой тропе спустились к распадку (сухое русло ручья). В распадке - крутая среднекаменистая осыпь желтого цвета. Тропа пересекает осыпь и круто спускается вниз под скалы, где мы зачалили катамараны.

Участок П1 - П5 нужно было идти с грузом. Сэкономили бы силы и пару часов ходового времени. Зато теперь воочию знаем тропу обноса по левому берегу.

Пообедали и за 45-55 мин. дошли до судов. Солнце палило нещадно. Хариусы свободно плавали в омуте, но мушку игнорировали. Мы на них тоже махнули рукой, искупались и в 19.42 пошли дальше с грузом. Китой на этом участке течёт в каньоне. Сложных препятствий нет. 19.52 - устье р.Ара-Ошей. Перед ним – на большой поляне – костры, катамараны, море групп, палатки, бани, девчонки…чужие. Мы встали на правом берегу Ара-Ошея. Никого. Тишина и покой. Хотелось спокойно поспать на нормальной, ровной земле. Суда разбирать не стали. Принятие решение о дальнейших действиях отложили на утро.

Участок р.Ара-Ошей - Моткины щёки

07.08. Не типично для нашей группы, но в бой (на пешку в верховья Шумака) никто не рвался, т.к. Айдар жаловался на колено и другие старые болячки. К тому же рыбы в верховьях было много, и поэтому продуктов съели мало. Рюкзаки почти не уменьшились. За завтраком решили не идти сразу на Шумак, а сначала пройти Китой. Получилась полудневка…

Для групп, которые идут по Китою водную "пятерку", участок от Ара-Ошея до входа в каньон Моткины Щеки является самым спортивным. Средний уклон на данном участке по прежнему не слишком велик - порядка 7 метров на километр до устья реки Горлык-Гол и немногим более 8 метров на километр ниже устья, а сложность и сила препятствий не отличается от препятствий на других сибирских "пятерках".

В своём среднем течении Китой проходит через две межгорные котловины: одна расположена у впадения Горлык-Гола, другая - у впадения Ара-Ошея, а на остальных километрах течёт в каньонах, из которых обычно выделяют Горлык-Гольский (пороги 15 -20) и Хунды-Гольский (пороги 25-27). Последний, после небольшого расширения в районе шивер 45 -51, переходит в каньон перед Щёками. Началом Моткиных Щёк часть групп считает скальные ворота у П 37, другие относят это начало за П 41, где уже начинается предводопадный каньон.

Мощность и сложность препятствий при сплаве от Ара-Ошея нарастает постепенно. Пороги Горлык-Гольского каньона по средней воде, судя по всему, сравнительно просты и не слишком сильны. Пороги Хунды-Гольского каскада сложнее и мощнее.

Ниже, от порога 28 до порога 32 следует участок, для которого характерны препятствия с загроможденным камнями руслом, мощными сливами и высокими валами.

Пороги перед Щёками (33, 35, 36 и правая протока 38) - это, как правило, довольно сильные пороги с большим падением, высокими валами и, нередко, прижимами к скальным стенкам, но с более чистым руслом.

В целом, при среднем уровне воды, надо быть готовым к довольно крутым валам и сливам более 1,5 метра. Большинство прижимов - проносные и их прохождение при правильном заходе труда не представляет. Следует отметить, что большинство препятствий имеют локальный характер: за коротким, как правило, порогом имеются плёс или быстроток. Выше или ниже порогов есть улова или короткие плёсы, на которых не трудно зачалиться. Лишь после порога 28 в некоторых местах требуется чёткая чалка. Разведка порогов не сопряжена с какими-либо трудностями: почти везде их можно просмотреть с невысоких террас, тянущихся вдоль реки или с галечных пляжей.

Котловины протяженностью 9 километров за Ара-Ошеем и 11 километров у Хунды-Гола позволяют отдохнуть от часу до полутора на сплаве.

Шивера 27 расположена выше устья Ара-Ошей, средней сложности. Проход левее центра. При высокой воде тут будет мощное препятствие с большим количеством бочек. За ней быстроток и устье Ара-Ошея. По оценкам некоторых групп расход воды в Китое при впадении этого притока - 50-70м.куб/секунду.

Шивера 28 - за устьем Ара-Ошей. Простая мощная шивера с нагромождением камней в начале, далее сливы в начале правого поворота. Проход центром, затем смещаясь левее от центра.

Шивера 29 расположена в середине правого поворота, мощная, с высокими валами в центре. Она продолжает предыдущую шиверу 28 без перерыва. Проход левее центра.

П 13 представляет собой простой порог-прижим средней мощности и расположен на левом повороте примерно в километре после устья притока Ара-Ошей. Ориентир - выносная треугольная осыпь с отмелью от левого берега, которая поджимает поток и поворачивает его к зеленоватым скалам правого берега. Выше этой отмели надо пристать к левому берегу для просмотра, так как П-13 с воды плохо просматривается. Упомянутая выше отмель может быть залита водой. Продолжение этой отмели тянется в виде подводной гряды, которая идёт до середины русла, образуя ровный слив-ступеньку высотой менее метра. Основной поток уходит перед отмелью к правому берегу, далее образует мощный треугольный слив с косыми валами до полутора метров и затем наваливается на выдающуюся в реку скалу правого берега, сворачивается жгутом и падает с уступа в пенную яму. Высота уступа составляет около 1,5 метра. Проход левее центра.

После П 13 простой участок реки до П 15.

Шивера 30 – простая, средняя шивера в конце поворота, на котором расположен П 13.

Шивера 31 - слабая, расположена через 300 метров после предыдущей.

Шивера 32 - слабая, расположена в левой протоке. Река тут делится на две протоки валунной отмелью. На выходе из шиверы - несильный навал на скалу левого берега, у скалы расположен надводный камень. Лучше идти у острова.

Шивера 33 - длинная, расположена в протоках. Отдельные участки с камнями разделены плёсами. Лучше идти по основной струе.

П 14 это простой и слабый порог. Много камней, проход под правым берегом (в некоторых лоциях - под левым).

Шивера 34 находится на местном правом повороте. В середине русла расположено много камней. Идти под левым берегом, на выходе - камень у левого берега. Через 150 метров начинается слабая шивера 35. Проход слева. Впереди просматривается поворот долины налево: в этом месте Китой прорезает хребет, образуя Горлык-Гольский каньон с П 15-20.

При планировании маршрута надо учитывать, что удовлетворительные площадки для ночёвки можно найти либо перед П 15, либо за П 18.

Горлык-Гольский каскад

П 15 средней сложности и мощности имеет длину 200 метров, расположен сразу за шиверой 35 и состоит из двух ступеней. Ориентиром порога служит скала с черными подтёками на правом берегу, на горе, переходящей в осыпь. Выше по течению расположен остров, поросший редким лиственничным лесом, и для просмотра П-15 следует пристать именно к этому острову. За этим островом находится ещё один - галечный. В левой протоке у галечного острова начинается первая ступень порога, за островом видно русло ручья, впадающего с правого берега в конце первой ступени. Первая ступень начинается перекатом, который переходит в сильную шиверу со сливами до полутора метров в нижней части левой протоки, в правой протоке расположена шивера средней мощности.

За стрелкой острова, при слиянии проток, расположен большой обливной камень, слив с которого превышает 1,5 метра. Основная масса воды из левой протоки бьёт как раз в этот камень. За слиянием проток, через 50 метров быстротока, начинается вторая ступень порога с большим количеством подводных и обливных камней. По центру ступени находятся валы и сливы до полутора метров. При прохождении второй ступени следует учитывать, что за ней надо чалиться к правому берегу для просмотра П-16, и поэтому идти её лучше правее центра.

Между П-15 и первыми сливами П-16, расположен участок быстротока длиной 150 метров. До основной части П-16 ещё 150 метров, и, хотя этот участок довольно протяженный, мощная струя в левой части русла сильно подтаскивает к порогу.

П-16 - это мощный, но простой порог. Представляет собой две гряды камней (подводных и обливных по высокой воде). Разведка с правого берега.

П-17 - это длинный мощный, но простой порог, расположенный на прямом участке. Большое количество крупных камней: надводных, обливных и подводных. Состоит из четырёх ступеней, между которыми есть плёсы. Разведка по правому берегу (возможна и по левому). После прохождения каждой ступени лучше чалиться и просматривать следующую. Заканчивается локальным поворотом направо. В более высокую воду пороги 15 и 16 могут сливаться в один длинный мощный и простой порог. Все камни в русле заливаются, на их месте встают валы-бочки и сливы до 1,5 метра. От берегов в русло выдаются большие валуны, образующие косые валы и сливы высотой до 1,5 метра. Отдельные ступени разделяются быстротоками. Проход целесообразнее у правого берега, через проходы в сливах.

Остальные пороги Горлык-Гольского каскада слабее.

П-18 - простой порог средней мощности на небольшом правом повороте. На входе в порог расположена шивера, за ней через русло протянулась гряда камней со сливом-ступенькой высотой 1-1,5 метра. В середине ступеньки находится треугольный слив с валами, которые заканчиваются прижимом к скале левого берега. Просмотр возможен с правого берега, проход - правее центра или вообще справа. После П-18 в каньоне уже есть удобные места для ночевок.

П-19 - простой порог средней мощности. Начинается в сужении реки и представляет собой прижим к скалам левого берега. Разведка справа, идти правее центра. Через полтора километра начинается П-20.

Шиверы 36 и 37 - средние шиверы с многочисленными камнями, которые были залиты, и на их месте стояли небольшие валы.

П-20 - простой порог средней мощности на широком левом повороте. Перед ним каньон практически кончается и Китой выходит в длинную и узкую межгорную котловину. Впереди начало S-образного (влево - вправо) поворота. Перед порогом река растекается по мелкому перекату, а затем сужается, образуя струю с навалом на левый скалистый берег. Дальше, на левом повороте, следует слив через всё русло, за которым - бочки до 1,5 метров и на правом повороте прижим к скалам левого берега, причём на уровне прижима в основной струе есть большой камень, а под скалой - камни и плиты. Просмотр с галечной отмели правого берега, в большую воду это остров. Необходимо идти вплотную к правому берегу, с уходом в улово у правого берега, остерегаясь прибрежных валунов. Через 200-300 метров начинается П-21. На отмели левого берега над П-21 есть неплохое место для стоянки.

П-21 расположен на резком левом повороте реки и представляет собой слабый простой порог. На входе - трек, за ним, у правого берега, средних размеров надводный камень и далее прижим к невысокому правому берегу. Заход с левобережной отмели. Можно идти без просмотра. На этом каскад кончается.

Долина реки Китой расширяется, и далее, на участке 2-3 км (20 минут сплава) до устья р.Горлык-Гол, следует несколько несложных шивер. Перед впадением Горлык-Гола Китой разбивается на протоки, и собирается в одно русло за 2 километра до впадения Хунды-Гола.

Выход в 17.40. За соединением проток, сразу после выхода со стоянки на р.Ара-Ошей, подкачивались около 10 минут. В 19.25 встали в устье р.Горлык-Гол на стоянке в лесу. Шли весь участок без разведки. Тактика прохождения прогонных участков типа Горлык-Гольского и Хунды-Гольского каскада, принятая на вооружение в нашей группе с 1997 г., тандем, и прохождение по возможности всех препятствий до V к.сл. включительно без разведки. Исключение составляют только пороги, заранее известные красотой, сложностью и т.д.. То есть, привлекательные в эстетическом или спортивном плане. А в целом, если впереди резкие повороты, прижимы и видимость ограничена, то вперёд уходит более манёвренный К-2. Если преобладают силовые препятствия - валы, бочки, сливы - первым идёт К-4. Подкачиваемся тоже на ходу – в уловах. Расстояние между судами 50-100 м, не больше, т.е. в пределах видимости при любых обстоятельствах. Особо внимательно проходили острова и протоки, т.к. чиниться по пустякам было некогда. Рации - всегда на приёме. Горлык-Гольский каскад оценили в целом как 5В.

После впадения Горлык-Гола Китой ещё 2-3 километра течёт в широкой долине, затем начинается Хундыгольский каскад. Участок до П-24 можно идти без просмотров. Препятствия - перекаты в протоках и отдельные сужения с прижимами, легко просматриваются сходу.

Шивера 38 - длинная и слабая.

Шивера 39 - серия слабых шивер в протоках.

Шивера 40 – слабая.

Порог 22 - слабый простой порог на левом повороте. На входе расположена шивера, на повороте - несильный навал на скалу правого берега, у скалы есть несколько камней. Порог легко идётся у левого берега.

Шивера 41 - слабая шивера через 150 метров после П- 22, камни в русле.

Шивера 42 - слабая шивера, камни в русле.

Шивера 43 - слабая шивера на крутом правом повороте. Справа - валунный камень, в русле - подводный камень.

Хунды-Гольский каскад

Начинается примерно в одном километре до устья реки Хунды-Гол. В этом месте долина сужается, слева зеленоватая скала.

П-23 - слабый простой порог. Впереди видно сужение долины. Протяженность порога около 150 метров. На местном правом повороте Китой делится двумя галечными островами на три протоки, основная - левая. В ней камни, валы и сливы до метра. Идти центром или правее. За слиянием проток следует короткий чистый быстроток, и начинается вторая ступень порога на прямом участке с валами до 1 метра и несколькими камнями, которые можно обойти с ходу. Весь порог можно идти без просмотра.

П-24 - слабый простой порог, являющийся основным ориентиром Хунды-Гольского каскада. Сужение русла, за ним локальный плавный левый поворот. Порог расположен перед поворотом, в нём много камней. Просмотр с левого берега. Сразу за поворотом начинается каскад, состоящий из П-25-27 и сильной шиверы 44. Каскад тянется 1,5-2 километра. На плёсах между порогами нетрудно пристать к берегу.

Линия движения в П-25 и 26 зависит от того, какой берег выбран для просмотра: после поворота за П-24 имеется спокойный плёс, на котором можно пристать как справа, так и слева для просмотра П-25 и 26. Ниже этого плёса слева впадает Хунды-Гол, ниже устья которого уже затаскивает в порог.

За устьем Хунды-Гола можно пристать к левому берегу для осмотра следующих порогов. В устье Хунда-Гола отличная рыбалка… Тропа для просмотра переходит Хунды-Гол по камням в трёх десятках метров от устья. Затем следует над порогом 25, обходит скалы по распадку и выходит к реке у П-26. Вдоль тропы много голубики. Пороги можно проходить сразу оба, их общая длина 400 метров, они разделены короткими, до 50 метров, быстротоками.

П-25 и 26 - это мощные пороги средней сложности, похожие друг на друга: на недлинном участке реки располагается сужение с падением, по краям основной струи много подводных камней, у берегов - надводных, а в центре, где камней меньше - валы. Сливы с камней достигают полутора метров, валы по центру - до 1,5 метров.

На плёсе после П-26 лучше сместиться под правый берег, так как у порога 27 путь по левому берегу преграждает бом. При желании в П-26 и 27 можно найти проходы и справа и в центре.

П-27 - длинный порог средней мощности и сложности. Ниже П-26, после короткого плёса,Китой поворачивает сначала налево, затем направо. На правом повороте, в сужении, расположены обливные, подводные и надводные камни. Слева - бом, ниже которого есть улово. Просмотр порога с правого берега, прохождение - правее центра.

Шивера 44 - средней сложности, по мощности близкая к П-27. Расположена на крутом левом повороте. В начале поворота в русле камни, дающие хаотический вал, затем следует участок с падением, на котором большие камни с обоих берегов формируют довольно мощный слив в сужении. Просмотр с любого берега.

Далее следует участок сильных шивер 45-51 с валами до 1,5 метров, бочками и большим количеством подводных камней на протяжении 3-4 километров. Идти весь участок можно без просмотра. После последней шиверы река делает резкий поворот на восток, у левого берега большое улово и песчаный пляж. Выше этого места на берегу есть неплохое место для стоянки.

Шиверы 45 -47 - сильные шиверы на правом повороте.

Шивера 48 - начинается сразу за шиверой 47, сильная шивера в начале левого поворота, затем быстроток и вторая ступень - средняя шивера.

Шивера 49 - шивера в конце левого поворота, через 100 метров после шиверы 48.

Шиверы 50 и 51 - сильные шиверы. За шиверой 51 впереди виден длинный изгиб долины с поворотом налево, на восток. На левом берегу расположен бом, за которым нужно пристать в большое улово на песчаный пляж для просмотра П-28. На берегу есть хорошее место для стоянки. От этого порога до П-41 расположен участок последних перед Моткиными Щеками препятствий. Общая протяженность участка составляет около 10 километров, уклон до 9 метров на километр.

П-28 - порог средней мощности и сложности, расположен на длинном левом повороте. Это один из немногих на Китое протяженных порогов. Его длина без входной шиверы составляет 300 метров. Ориентиром порога можно считать песчаную отмель около отвесных скал левого берега, которая переходит в валунную. На правом берегу - красноватые камни. В начале поворота - средняя шивера, и далее, практически без плёсов, следуют четыре ступени порога. Ступени образованы валунами и грядами камней в русле. Валы и сливы по центру и справа достигают полутора метров. На первых трёх ступенях они легко обходятся у левого берега, а в четвёртой ступени, после впадения притока справа, необходимо уйти в центр, маневрируя между камнями. В конце порога, перед началом правого поворота, - чалка к правому берегу для просмотра П-29.

П-29 - сложный порог средней мощности, начинается в 150 метрах ниже порога 28, общая протяженность составляет до 250 метров. Просмотр возможен с любого берега, но справа - удобнее. После плёса в русле появляются камни, число которых увеличивается по мере сплава по порогу, и которые в нижней трети образуют нагромождение валунов в центре. В этом месте струя сваливается вправо, и её часть устремляется к большому надводному камню в центре. Ниже него - гряда подводных камней, образующих валы до 1,5 метров. Линия движения в пороге зависит от уровня воды, и от намеченного варианта прохождения П-30. За П-29 Китой поворачивает вправо, ниже поворота расположен прямой участок с П-30-32.

П-30 - мощный простой порог протяженностью около 250 метров. Ориентиром служит бом у левого берега. В начале правого поворота имеется сужение, обрамленное прибрежными скалами, с чистыми, но высокими сливами до 1,5 метров. Это первая ступень порога. Идти ступень можно как справа, так и слева, но заход справа осложнен двумя подводными грядами на входе, которые образуют валы до метра. Прохождение сливами левого берега безопаснее и проще. За ступенью есть улово. За сужением начинается вторая ступень, с большим обливным камнем в центре и несколькими подводными. Их легко обойти по правой или левой части потока. За второй ступенью справа впадает ручей с характерными зеленоватыми берегами из серпантина и нефрита. Так как просмотр П-31 слева затруднён бомом, то после П-30 лучше зачалиться на правом берегу, вблизи ручья.

П-31 - простой порог средней силы расположен на локальном продолжительном правом повороте через 150 метров после предыдущего. Порог начинается несколькими грядами камней. Левый берег представляет собой бом, правый - невысокую пологую осыпь. В конце порога, от правого берега, в русло отходит затопленная отмель с довольно широкими проходами между камнями. Эта отмель прижимает струю к левобережной скале, где формируются частые валы по полтора метра, и часть струи уходит под скалу. За отмелью справа расположено обширное улово.

П-32 - сложный мощный порог, расположенный непосредственно после порога 31 на левом повороте. После улова основная масса воды наваливает на правый обрывистый берег, где стоят вспенённые камнями валы высотой до 1,5 метра. В левой части потока очень много подводных и обливных камней. В самой нижней части порога от левого берега в русло отходят два длинных валуна, образуя что-то вроде плотины высотой около метра, через которую сочится вода.

П-33 - мощный простой порог с одним из немногих на Китое непроносных прижимов. Длина порога составляет 250-300 метров, он расположен на правом повороте. Порог представляет собой водоскат в сужении с не очень крутыми валами до 2 метров. По краям струи, глубоко в воде слева и справа расположены подводные плиты, слив с которых даёт рыхлый высокий вал. Ниже плит находится сильный прижим к скалам левого берега, у самого края которого есть проносная струя. На скале установлена памятная доска. В центре, слева и у прижима - опасно. Просмотреть порог справа нетрудно, струя после П-32 выбрасывает к правому берегу, но с правобережной отмели прижим просматривается недостаточно хорошо и его можно недооценить. Поэтому лучше просмотреть порог с левого берега.

П-34 - это простая средняя шивера в 100 метрах ниже П-33. Большие камни в русле легко обойти. После порога 34 необходимо пристать к левому берегу для просмотра П-35.

П-35 - мощный порог средней сложности длиной 150 метров, расположен на левом повороте. Ориентиры: после местного правого поворота следует поворот налево; конец левобережного бома; и на левом повороте - бом с правого берега. Чалиться для просмотра нужно слева, у конца левобережного бома. Порог представляет собой сужение с прижимом вправо. Разогнавшись на треке с валами до 1 метра, поток у прижима собирается в тугую струю, которая рассекается большим обливным камнем с острыми краями. Слив с камня высотой более 1,5 метра, за сливом идут косые валы по 1,5 метра. На камне и у прижима есть опасность переворота. Проход правее камня. Страховка с берега ниже прижима, тут ширина реки 20 метров. В конце порога, у левого берега, удобное место для чалки, отсюда уже видны "Скальные ворота", расположенные перед П-38.

П-36 - мощный порог средней сложности на левом повороте, через 100 метров после предыдущего. Длина порога 150 метров, правый берег обрывистый, на левом крупные и средние валуны. Порог начинается шиверой, далее поток прорывается через несколько гряд камней, образуя три ступени, и слегка наваливается на правый берег. Идти порог можно ближе к правому берегу, либо маневрируя среди камней у левого берега.

П-37 - простой слабый порог с несильным течением и огромными камнями в русле. Просмотр порога - с левобережной скалы. Проход - правее центра. После порога нужно уйти под левый берег и пристать в конце скал левого берега для просмотра П-38.

"Скальные ворота" - скалы 15-20 метровой высоты, образующие скальные ворота, которые служат ориентиром начала каньона Моткины Щёки. Расположены перед порогом 38. Левая скала светлая, правая - тёмная. Левый берег вдоль П-38 имеет отличные места для стоянок. Это несколько больших полян, расположенных одна за другой.

08.08. 11.40 - выход. 12.32 - крутопадающий Хунды-Гол. 12.45 - еще один крупный левый приток. Всё шли без разведки. Тактика – та же, что и при прохождении Горлык-Гольского каскада. Хунды-Гольский каскад оценили как . Есть отдельные мощные пороги. Для групп, у которых р.Китой – первая "пятёрка", разведка большинства порогов обязательна.

Моткины щёки от "Скальных ворот" до ПВ

Отсюда начинается входная часть Моткиных Щёк. Общий просмотр всех препятствий выше П-65 удобен с левого берега. Более тщательное изучение препятствий перед прохождением удобно:

с левого берега - 41, 42, 43, 44, 45, 46, ПВ, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 64, 65, 73;
с правого берега - 42, 43, 44, 49, 50, 62, 63, 64, 72.

Препятствия 56-62,63,66-71 и после П-73 можно идти без просмотра или ограничиться просмотром сверху. Зачалиться для просмотра П-38 лучше на правом берегу, сразу за скальными воротами, так как с левого берега порог практически невиден. Для обноса препятствий 38 - 62 нужно чалиться к левому берегу.

Порог 38 расположен за поворотом русла направо, метров через 70-100 после Скальных ворот и начинается от ручья, впадающего слева. В этом месте Китой делится на две протоки галечным островом. В левой протоке - сложный слабый порог, в правой - простой порог большой мощности. Левая протока просматривается с левого берега, правая - с острова. В основной правой протоке крутые и высокие сливы через всю реку, осложненные камнями. Левая начинается тихим переливом среди крупных валунов. Постепенно количество камней увеличивается, их размеры уменьшаются, растет уклон. Основную трудность прохода по левой протоке представляет выход из нее. Здесь у левого берега имеется довольно чистый пологий водоскат с валами до 1 метра. Но попасть левее центра нелегко, перелив в протоке, в общем-то, идет вправо, а русло у левого берега блокировано камнями - здесь нет сплава, а скорее проводка. Правее центра на выходе стоит большой камень-пирамида, по обеим его сторонам есть засоренные подводными камнями проходы. Кроме того, правее камня, у самого острова формируется тугая узкая струя, которая упирается в россыпь валунов за камнем-пирамидой, поворачивает на 90 градусов вправо и впадает в низовья правой протоки. У впадения - зуб справа. Конфигурация выхода из левой протоки должна сильно меняться в зависимости от уровня воды. Тропа от П-38 идет по берегу и ниже П-39 отходит от реки.

В 13.33 - вошли в Моткины Щеки. Далее до П-41 разведывали только П- 38 и I -ю ступень П-41, оба – справа. Зачалились направо сразу за "воротами" для разведки П-38. Порог не сложный, III - IV к.сл. Оба экипажа заходили в П-38 слева. Но затем К-2 резко пересёк струю и ушёл вправо, а К-4 вынужден был уходить вправо в конце порога, т.к. осадка у него значительно больше. Острова в П-38 как такового нет, вероятно, его понемногу размыло.

П-39 - простой слабый порог ниже острова после слияния проток П-38 на крутом левом повороте. Протяженность около 100 метров. Легко пройти под левым берегом. После поворота есть удобное место для чалки на левом берегу (улово и песчаный пляж).

П-40 - простой слабый порог в начале правого поворота через 200 метров после П-39. Длина около 150 метров. На правом повороте прижим к скалам левого берега.

Шивера 52 - сильная шивера в середине правого поворота. Перед П-41 есть удобная чалка к низкому левому берегу, покрытому валунами.

П-41 - сильный сложный порог на прямом участке реки через 100 метров после П-40. Протяженность до 400 метров. Перед ним река широко разливается перед россыпью валунов, между которыми есть проходы шириной до 3 метров. В центре - остров (либо широкая валунная россыпь слева). Левая протока забита камнями среднего размера, однако в большую воду можно прорваться и здесь. В правую протоку вода собирается через частокол камней. Наиболее простой заход сюда - через центр реки. Собравшись у правого берега, вода скатывается по горке, образуя мощные валы, сливы и прижим к правому берегу. Наиболее спокойная струя проходит вдоль острова, но в ней трудно удержаться. Дополнительную сложность препятствию создает то, что просматривать правую протоку приходится издалека - с левого берега. Это первая ступень порога. Она заканчивается резким поворотом налево за 100 метров до входа в каньон. На повороте - короткий плес (в правой части струя проносит мимо плеса), за ним - начало предводопадного каньона.

В конце ступени удобная чалка судов к низкому левому берегу, покрытому валунами. Здесь же прекрасное место для стоянки, откуда удобно выходить на верхнюю тропу для глобального просмотра Щек, а также обноса вещей. Но осмотр П-42-44 возможен с обоих берегов.

Вторая ступень [П-41] проще. Она расположена на крутом правом повороте. Правая часть русла засорена крупными обломками. Слева достаточно чистые мощные пологие сливы.

На левом берегу где-то после П-38 на хорошей стоянке Улан-Удинские геологи стояли лагерем. Подошли, поговорили. Что ищут – не говорят. Без проблем дошли с грузом до I ступени П-41. Осмотрели её справа и прошли её: заход по центру с постепенным смещением вправо. В конце I ступени - очень сильный прижим к невысокой скале правого берега. Туда идёт свал основной массы воды.

В 14.10 встали на косе-отмели слева на стоянке, про которую писали Качер-Тихомиров. Ниже стоянки метров через 100 левый берег – вертикальная разрушающаяся скала. К ней – прижим. В воде – острые обломки породы. Крутого правого поворота во второй ступени нет, поворот достаточно плавный.

Стоянка старая, в этом году здесь ещё не стояли. По центру реки – вообще говоря, остров. При подъёме воды здесь оставаться опасно. Рядом со стоянкой - чистая тёплая протока. Но погода стояла хорошая. Суда убрали подальше от воды (!). Помылись в протоке, постирались, пообедали и пошли на разведку. Взяли с собой верёвки 30+60 м, карабины, жумары и прочие скальные атрибуты. Предполагался спуск со скал в районе ПВ на разведку.

Тропа прямо со стоянки идёт вверх и затем до ПВ – вдоль обрыва. П-43-44 в тени смотрятся красиво и мрачно, но с высоты неясно, насколько они сложны. В лесу, прямо рядом с тропой – огромные подберёзовики, но старые.

На П-45 стояли свердловчане. Наверху над П-47 (перед обрывом) сидела (охраняла лагерь из трёх палаток) юная леди из г.Оренбург. У них две группы, одни идут по V, а другие по VI к.сл. ПВ они не шли. Девушка сидела одна уже вторые сутки, а вся команда разделилась – "пятёрочники" пошли на обнос до р.Моткин-Гол, "шестёрочники" с вещамипошли на прохождение каньона. Девушка пояснила, что в П-48 вчера их каты изрядно "месило" в выходной бочке. "Шестёрочники" ушли за поворот и что дальше, она не знает. Тропа, как в районе этой, верхней площадки-стоянки,так и к верхней смотровой площадке ПВ завалена огромными деревьями. Чувствуется, что недавно здесь бушевала стихия. Хвоя и листья ещё свежие. Жуткое зрелище. Суда обносить здесь будет непросто.

ПВ, как и ожидалось, грандиозен и суров. Но воды мало. И поэтому совершенно неочевиден проход 1-го слива II ступени. Минут 30 всей группой сидели на краю обрыва на верхней смотровой площадке и любовались ПВ. Как это ни горько, но в связи с низким уровнем воды, явно недостаточным для прохождения 1-го слива II ступени, и невозможностью организации надёжной страховки собственными силами решили I ступень ПВ не идти. Решение вопроса о прохождении II ступени отложили назавтра. Необходим детальный осмотр ПВ снизу. Насколько это возможно, оставалось только предполагать.

На обратном пути более 30 мин. общались с группой свердловчан. Они только что начали обнос вещей к верхней площадке, собирались сегодня спуститься на нижнюю стоянку ниже П-47. Распрощавшись со свердловчанами, мы минут за 30 вернулись обратно на стоянку в районе П-41. Общее время, затраченное на разведку сверху П-42-46, осмотр ПВ – около 4-х часов.

09.08. В 11.10 вышли со стоянки. Прошли тандемом II ступень П-41, смещаясь вправо и уходя от прижима к скалам левого берега. Справа – глыбы, непроход.

П-42 расположен за крутым правым поворотом на левом повороте. В пороге правый берег - невысокие отвесные скалы, левый - крупнокаменистая галечная отмель, весьма неудобная для чалки. Длина порога 60-70 метров. Просмотр с любого берега. Сначала вода сквозь цепочку камней собирается к правому берегу. Здесь довольно сильный навал на скалу. Потом начинается чисто шиверный участок, на котором вода собирается под левыми скалами. После этого уклон резко возрастает, и вода по короткой горке прорывается через гряду подводных и обливных камней, падая в улов и ударяясь в скалу правого берега. Последний прижим выглядит неопасно, однако на самом деле избежать навала на скалу трудно. В этом месте река резко поворачивает налево более, чем на 90 градусов. Сразу за уловом - начало П-43. В пороге валы до 2 м.

П-43-44 расположены непосредственно друг за другом и представляют собой заваленную камнями горку со сложным заходом и скалу, перегородившую Китой и оставившую проход около правого берега шириной 4-4,5 метра. Страховка катамаранов и съемка может осуществляться со скалы и с левого берега за скалой.

П-43 - расположен на плавном правом повороте. Длина 150-200 метров. Состоит из двух основных частей, разделенных 20-30-ти метровым быстротоком. Первая - очень крутая короткая горка через острые подводные камни. Слабый прижим к левой скале. Во второй части - слив через всю реку, валы, бочки. В середине реки - большой подводный камень серого цвета. Слева от него - узкий язык чистого слива, который наиболее удобен для прохода. Чуть левее очень мощный пенный слив с косым обратным валом. Ниже еще несколько небольших сливов, потом 20-30 метров спокойной воды перед П-44. Просмотр П-43 возможен либо со скал левого берега (высота от 5 до 15 метров), либо по валунной отмели справа. В последнем случае надо суметь зачалиться в улове ниже скалы после прохождения П-42. Одновременный просмотр П-42 и П-43 реален лишь с левого берега.

Не совсем так. Просмотр П-42 возможен слева. А П-43 можно смотреть с обеих берегов, но страховать - только справа. В П-43 заходили правее центра (обе ступени), в конце оба судна очень резко смещались влево и шли на чалку перед П-44. Шли без осмотра. Порог оценили как 5А-5В.

П-44 - довольно мощный, но не сложный порог. Длина 150-200 метров. Здесь река впервые входит в скальный коридор, однако среднюю часть занимает валунная отмель, которая при поднятии уровня воды может стать островом с непроходимой левой протокой. В правой основной протоке узкое русло, большой уклон, сильные отбойные валы от скал справа. В левой заходной части большой камень, за ним мощный котел. Здесь проход только справа через валы и сливы. Через 70-80 метров еще два камня в струе, надо суметь пройти через "вертикальные" ворота.

В конце порога левый, а затем правый повороты. Далее несколько сливов через одиночные камни, затем плес длиной около 50 метров. Впереди виден левый поворот реки, скалы правого берега, а перед ними - огромный валун в русле. Это начало П-45. Здесь левый берег - низкие изрезанные скалы. К ним просто зачалиться. Здесь же и место начала тропы (одного из вариантов) обноса - заросшая, но вполне проходимая просека выходит к реке метров за 100 до ее поворота налево на 90 градусов к водопаду.

П-44 разведали слева до конца. Визуально виден значительный уклон. Впервые за весь маршрут выставили две "морковки" в конце порога. Оба судна прошли порог под правым берегом. Порог оценили как 5А-5В. Серия хороших бочек, расположенных в шахматном порядке. Перед входом в П-45 на скалах правого берега увидели разбитую гондолу от плота или катамарана-четвёрки. Похоже, кого-то потрепало…

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаП-45 - один из самых сложных порогов Моткиных Щек. Длина около 60-70 метров, падение - 5-6 м. Правая часть реки на заходе забита огромными осколками скал. Левая часть реки - горка со свалом воды влево. Через 15-20 метров валун разрезает струю на две части. Перед ним мощный отбойный вал. Единственный проход - справа от камня, для чего после первых камней на заходе следует уходить резко вправо. Далее следует еще одна крутая горка со свалом налево - это каскад водопадов, пенных котлов, отбойных валов. В конце вся струя бьет в перпендикулярную к ней скалу, выходящую из левого берега, образуя высокий "гриб". Значительная часть воды уходит в улов слева, и лишь часть попадает в щель справа шириной 5-6 метров. Через 10-15 метров напротив щели лежит широкий камень, слегка залитый, но с пенным "котлом" за ним.

Еще через 20-25 метров входной слив П-46. Слева за левой скалой улов, однако, попасть туда трудно. Основная трудность при прохождении П-45 - это суметь выйти к началу второй горки максимально далеко вправо, однако не зацепить носом за правые обливные камни. Усугубляет положение близость П-46, а за ним - ПВ. Поэтому страховка на П-45 имеет особое значение.

Первым пошёл К-4. На входе прижались вправо, затем снова вправо. В средней частиОтчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года порога не отбойный вал перед валуном, а мощнейшая бочка. Обошли её справа. Прошли несколько сливов по основной струе и на выходе (перед левобережным выступом) попали в хорошую бочку. К-4 шёл пустой, поэтому его притормозило, судно сместилось влево. Немного прижало к скале. К-2 прошёл порог аналогично, но поскольку шёл с грузом, бочку на выходе пробил без особых проблем. Разведка, страховка и съёмка – слева. В конце порога ставили по две "морковки" для каждого судна. В 12.10 зачалились слева в суводи между П-45 и 46. Погода была прекрасная. Немного отдохнули.

Суда отнесли в тень под скалы. Здесь тропа обноса спускается и почти вплотную подходит к реке. Здесь есть неплохая полянка для лагеря. Встретились со свердловчанами, которые разбирали суда и обносили вещи на верхнюю площадку над П-47.

П-46 - общая длина 150-200 м. Состоит из трех ступеней. Первая – каскад сливов, в конце слабый правый поворот, небольшой навал на скалы, несколько уловов слева. Вторая ступень - горка, слева гряда валунов, справа - довольно мощный прижим. После короткого интервала - третья ступень с прижимом к перпендикулярным скалам левого берега. За П-46 - крутой правый поворот, короткий участок быстротока в скальном коридоре, а за левым поворотом - начало ПВ. Начиная со второй части П-46, правый берег - отвесная скала. Слева скалы начинаются уже в конце первой ступени, однако, в них кое-где есть разрывы, где можно вытащить судно наверх. Однако, обычно обнос ПВ начинают от улова после П-45.

П-46 проходить не стали, решив, что ничего принципиально нового и интересного в нём нет. Решили не размениваться по мелочам, а время и силы приберечь для ПВ (и правильно сделали!). Солнце сильно припекало. Погода была подозрительно хорошая. Чутьё подсказывало – пора торопиться… Переоделись и разошлись. Экипаж К-4 минут за 30 вернулся в базовый лагерь на П-41. Тропа на этом участке сухая, хорошая и лишь где-то в середине заболочена (метров 15).

Пообедали и примерно за 1,5 часа ЧХВ отнесли рюкзаки от пор.41 сразу на верхнюю площадку над П-47. Экипаж К-2 сразу взял рюкзаки и забросил их на верхнюю площадку над П-47. За второй заход ребята занесли кат не разбирая.

От П-45 мы поднялись на тропу, которая проходит в этом месте в 20-30 метрах от воды. Первые 70 метров идет резкий набор высоты, затем тропа выполаживается и идет по светлому смешанному лесу, постепенно уходя влево от реки и огибая двуглавую вершину. Примерно в 10 минутах ходьбы от П-45 в сторону П-47 тропа пересекает ручей с очень холодной и очень вкусной водой. Передохнули, попили. Рядом с ручьём – почерневший деревянный каркас от плота с гребями, брошенный кем-то лет 5-10 назад. Похоже, что не донесли…

Примерно в 100 метрах, не доходя до ручья, впадающего в Китой в этом глубоком распадке, тропа раздваивается. Налево уходит ответвление к броду через Эхе-Гол, правая часть выходит к скале, с которой обычно спускаются суда на веревках к окончанию порога 47. Отсюда же тропа уходит резко вниз по скалам в ущелье ручья. Еще более правые тропы выводят на две обзорные площадки, откуда открывается отличный вид на ПВ. От места спуска катамаранов открывается хороший вид на П- 48.

Экипаж К-4 спустил все наддувы и увязал их так, чтобы габариты были минимальны. Верхние наддувы вытащили, нижние оставили, поскольку при привязанном каркасе их вставлять на место очень проблематично. Каркас разбирать не стали, поскольку его сборка, вязка – самое трудоёмкая процедура сборки этого судна. Двое несли кат, двое – все остальные вещи. Сразу за П-45 тропа идёт по склону и очень узкая, петляет меж деревьев. С катамараном здесь намучились. Второе неприятное место – уже непосредственно перед верхней площадкой (бурелом). В последующие годы, наверное, кто-нибудь распилит эти завалы…

Уже под вечер начали спуск вещей и К-4 со скалы. Руководитель группы спустился по тропе, уходящей влево, в каньон и перебрался на левую сторону каньона. Отсюда открылся прекрасный вид на место спуска. Но были уже сумерки и началась гроза. Груз внизу пришлось принимать уже под проливным дождём и резкими порывами ветра. При этом К-4 в середине отвеса очень "удачно" зацепился за выступ скал и лёг на полочку. Не возможно достать ни сверху, ни снизу. Пришлось сверху надеть на основную верёвку карабин "морковки" и сбросить её вниз. Совместными рывками (снизу и сверху) удалось сдёрнуть кат с "мёртвой точки". При этом сверху летело немало камней и пр. мусора.

После окончания дождя вниз по ручью спустились остальные члены экипажа К-4 и почти в темноте мы поставили палатки на нижней стоянке, рядом со сведловчанами. Здесь, под скалой, при наличии группового тента очень уютно. Дров – плавника – море. Места, правда, маловато. Но в метрах в 100-150 ниже, в начале пор.48, есть ещё нормальные места для стоянок. Прямо на плавнике.

10.08. С утра – прекрасная погода. Начали собирать суда. В начале маршрута не успели сделать на нос хорошую деревянную поперечную балку. Сделали её здесь. Очень жарко. Мошка начала надоедать. Решили искупаться. Устроили поэкипажные "ванны". Восторгу не было предела: глубокий омут, прозрачная зелёная вода, на дне песок, восторженные зрители… Приятно освежились. Вода оказалась на удивление холодная. Глубина с берега совершенно не ощущается, и только находясь в воде, понимаешь, что вообще-то русло реки в этом месте очень глубокое.

II ступень ПВ

После купания экипаж К-2 занёс "двойку" по левому берегу максимально вверх - за П-47 - пересёк струю и зачалился на правый берег к осыпи для разведки ПВ. После осмотра II ступени ПВ экипаж К-2 прокатился по П-47. Казалось бы, в простой бочке судно притормозило, поставило на ребро, окатило с ног до головы и выплюнуло. Весело было наблюдать с берега, но К-2 был на грани переворота! Обмен впечатлениями о П-47 и возможности прохождения ПВ вылился в оживлённую получасовую дискуссию. Настроение у членов экспедиции заметно улучшилось. Взяв запас фото-видео-материалов, "морковки" и рации, К-4 отправился туда же – на разведку ПВ с правого берега.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаСкалы левого берега снизу, со дна каньона смотрятся очень величественно. Но они огромны и совершенно не входят в размер фото-видео-кадра. ПВ, конечно, впечатляет. Общепринято, что с верхней смотровой площадки видна только II ступень ПВ. Первую детально мы не разведывали, поэтому о ней говорить не будем. В свою очередь, во II ступени можно выделить 3 части – слива. Двигаясь по правому берегу вверх, мы подошли к нижней части ПВ.

3-й слив II ступени ПВ находится прямо напротив осыпи правого берега и представляет собой завал каменных глыб большого размера, причём снизу, от воды, проход не виден. На самом деле проход есть. Но очень непростой.

Это – многоступенчатая горка-лестница с очень большим уклоном.Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года Длина горки – 15-20 м, общий перепад около 6-ти метров. Начинается мощнейшей воронкой, расположенной справа. Далее подряд, с интервалом 1,5-3 м идут около 10 хороших бочек, расположенных в шахматном порядке. Размер любой из них таков, что К-4 средних размеров киляется с вероятностью 70-90%. На выходе 3-го слива, прямо по центру потока стоит плита-зуб. Её высота каждую секунду меняется – примерно на уровне 0,5-1,5 м. Судно типа К-4 либо летит на эту плиту на хорошей скорости поперечной (передней или задней) балкой, либо ударяется о плиту боком. При ударе любой каркас будет повреждён. Если в этот момент вал поднимается, то судно "насаживается" на плиту с вероятностью 95-100%.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года2-й слив ступени II ПВ – водопад 3-4 метра с бочкой и мощнейшим пенным котлом за ним у левого берега. В правой части водопада в пене явно просматривается зуб, на который идёт основная часть струи. Но за ним – условный "плёс" метров 30-40 до начала 3-й ступени.

1-й слив с осыпи не виден, но с верхней смотровой площадки было видно, что там - сито-частокол глыб. Теоретически под левым берегом проход возможен, но при уровне воды, большем хотя бы на 1- 1,5 м. В нашу воду там нужно "просачиваться" в габаритный непроход между глыбами - валиться с 2- 3 метров вертикально в пенную яму через всю реку.

I ступень ПВ, 1-й и 2-й сливы II ступени расположены в каньоном участке. Организовать нормальную страховку там практически невозможно. Теоретически можно идти тандемом минимум из двух судов типа К-4, плот или Бубель и после удачного (!???) прохождения первое судно должно обязательно чалиться и страховать следующее судно. И так – обе ступени, т.е. все отдельные сливы всего ПВ. Надёжная страховка с берега "морковками" возможна только с осыпи правого берега перед 3-м сливом II ступени, или перед П-47. Опять же с правого берега. Даже здесь, в районе осыпи, воздух влажный от пены, брызг 2-го слива. В воздухе над сливом так же видно пенное облако.

Погода снова начала меняться. И хотя было очень жарко, чёрные тучи, появившиеся над каньоном, предвещали надвигающуюся грозу. В 15.30 К-4 передал К-2 по рации, что осмотр закончен, и что судно идёт до лагеря. Осмотр и съёмки ПВ заняли около 2-х часов.

П- 47 по протяжённости (метров 50) и опасности его трудно сравнивать с П-45 или 49. Но даже пустой К-4 в П-47 притопило достаточно сильно. Всех четверых гребцов окатило в бочке с головой. Оценили как 5А. Препятствие локальное, поэтому страховку не выставляли.

Конечно, было жаль, что ПВ мы не прошли. Но нас утешала информация о том, что наша группа – далеко не первая, которая шла на прохождение ПВ, но после разведки отказалась от прохождения. Как правило, это происходило или из-за низкого, или из-за высокого уровня воды.

Моткины щёки от ПВ до р.Эхе-Гол

П-48 - это довольно сложный порог длиной 250- 300 метров. После "расчески" валунов вода собирается в правой части русла. Горка, отбойные валы и котлы справа. В левой части большой валун с мощным отбойным валом. Через 15- 20 метров справа выступает скала, на которую сильно наваливает. Между скалой и валуном слив, справа пенный котел. Через 20- 25 метров большой камень в левой части русла, потом еще один. После второго камня почти через всю реку сливы с котлами. Скорость струи на пороге довольно велика. Наиболее простой проход - справа, с резким уходом влево через ворота перед скалой, а потом снова вдоль правого берега. Просматривать удобно с валунной отмели левого берега.

11.08. Общий подъём в 7.00. Общую разведку каньона от пор.48 до р.Эхе-Гол по левобережным скалам сделали ещё вчера с утра. Жаль, не брали фото-видео. В районе пор.49 вдоль реки нормальной тропы обноса по верху не обнаружено. Вероятно, она идёт достаточно далеко от реки. Имеющиеся многочисленные мелкие тропы - в основном звериные. Во многих местах склон осыпается. Разведка небезопасна.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаВ 10.00 вышли. Детальную разведку и страховку П-48 организовали с левого берега. После последнего слива, перед левым поворотом реки поставили "две морковки". Оба судна шли по основной струе, через все "бочки". Силы, восстановленные на днёвке, вода (чуть выше средней), загруженное судно, желание быстрее пройти каньон – все эти факторы в сумме позволили идти уверенно. В конце П-48, где огромная глыба делит реку пополам, К-2 прошёл в ворота слева, а К-4 справа. Последний слив в нашу воду оказался очень корявым, многочисленные подводные зубья лишь едва были прикрыты водой. П-48 оценили как 5С. Как выяснилось потом, через сутки при этом же уровне воды в П-48 кильнётся К-4 группы из Кузбасса.

В конце П-48 слева начинается скальная стена, которая тянется почти до устья Эхе-Гола. После П-48 около 100 метров спокойной воды, потом левый поворот - это начало П-49. Здесь справа невысокие скалы, бухточки с песчаными пляжами, потом начинается валунная отмель, которая тянется почти до конца П-50. По ней удобно осуществлять детальную разведку П-49 и П-50, причалив перед левым поворотом после прохождения П-48.

П-49 - один из наиболее мощных порогов Китоя. Длина 150- 200 метров. Слева - высокая скальная стена с выступами, которая постепенно поворачивает направо. Вода сбегает по короткой (длина 10- 12 метров), но очень крутой горке и бьет в выступ скалы, образуя мощнейший отбойный вал с "хохолком". Выходящая из этого прижима струя проходит через кашу из косых сливов и бочек, и через 15- 20 метров падает крутым сливом высотой до 1,5 м, левая часть которого находится под низкой нависающей скалой. После слива 50- 70 метров очень быстрой струи, еще один прижим и потом два концентрированных слива - между скалой и валунами. Здесь нетрудно причалить к правой отмели. Основную опасность представляет, по-видимому, не первый прижим (от него сильно отбрасывает отбойным валом), а нависающие скалы через 15- 20 м после него: попав в первый отбойный вал, очень трудно уйти из этой струи вправо.

Зачалились направо перед началом порога. Завал огромных круглых каменных глыб. Очень красивое место. Страховку можно организовать в середине и в конце порога. Установили "морковки" в обоих местах. Разведка, установка точек страховки и съёмки заняли 20 мин. Но экипаж К-4, который первым пошёл на прохождение, решил перечалиться налево, и по левому берегу, под скалами, пройти вниз для более детальной оценки опасности бочек и выработки линии движения. С правого берега против солнца толком ничего не было видно. Двум членам экипажа подстраховывая друг друга удалось пройти по берегу и по пояс в воде почти до первой бочки. Но делать так не рекомендуем. Струя мощная. Разведка слева заняла ещё минут 15.

К-4 пробил первую бочку в левой части, затем резко пошёл на пересечение струи и вОтчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года первую яму вошёл уже в правой части струи. Окатило с головой. Далее ещё два слива тоже прошли в правой части, подальше от прижимов. К-2 зашёл тоже слева, но в "горке" из бочек не успел сместиться вправо и попал в первый слив прямо под левобережной скалой. В бочке правый баллон провалился настолько, что судно встало на ребро. Оценили 6А.

П-50 - короткий (длина 30- 40 м) порог на прямом участке реки через 40- 50 метров после П-49. Реку перегораживает гряда темных валунов разного размера, образующих сливы высотой до 1,5 м. Почти все они заканчиваются боем в обливные камни, поэтому линия движения должна быть очень тщательно продумана. Приходится очень резко проскакивать через серию вертикальных ворот из центра реки направо.

Как выяснилось в ходе предварительной разведки, этот порог и шивера в устье р.Эхе-гол очень эффектно смотрятся с высоких скал левого берега. Река в каньоне. Но сложность порядка 4 к.сл. Прошли тандемом сходу, маневрируя между глыбами в русле, стараясь обойти бочки по краям.

Сразу за П-50 справа начинаются скалы. На коротком спокойном участке длиной 40- 50 метров (в его середине - цепочка полузакрытых камней) желательно резко уйти для чалки влево до начала шиверы в устье р.Эхе-Гол. Указанная шивера почему-то не имеет номера, хотя явно заслуживает просмотра: даже в высокую воду имеется лишь два-три чистых прохода при ширине реки 25- 30 метров. Длина шиверы 80- 100 метров. Простой проход есть вдоль правого берега. Здесь после заходных ворот горка, валы, небольшие сливы. После шиверы небольшой правый поворот, и без разрыва начало П-51.

В 13.00 встали перед шиверой на р.Эхе-Гол для короткого отдыха. Яхин А. сразу отправился по правому берегу Эхе-Гола смотреть и снимать водопад (он его ещё не видел). Остальные отдыхали, сверяли координаты на GPS, рыбачили. Айдар пришёл совершенно очарованный. Обед делать было рановато и в 13.30 мы пошли дальше. Погода начала меняться, появились облака. Нужно было торопиться. Порог-шиверу напротив устья р.Эхе-Гол прошли по правой протоке К-2 (разведка "боем" - с воды), затем К-4. Оценили на уровне 4 к.сл.

Р.Эхе-Гол – р.Большой Моткин-Гол

П-51 - довольно мощный, но простой и короткий (длина 60- 80 метров). Сначала цепочка обливных камней, потом слив через всю реку через подводные валуны с пенным котлом и валами. На коротком (30- 40 метров) спокойном участке можно зачалиться влево к валунной осыпи, по которой при желании можно подняться на верхнюю террасу. П-52 - по структуре аналогично П-51.

Оба порога прошли с ходу тандемом по центру.

П-53 - состоит из двух сливов через всю реку. Первый находится напротив ручья, впадающего справа из распадка с большим снежником (хорошо виден с левой террасы). Он образован большим валуном в центре реки. Через 80- 100 метров второй слив через цепочку подводных камней. Напротив впадает справа еще один ручей. Далее около 100 м спокойной, но быстрой струи до начала П-54. Начиная с устья Эхе-Гола Китой входит в скальное ущелье, причем высота стенок достигает максимума у П-55. Пороги 51-53 нетрудно просмотреть слева сверху. Линия движения здесь зависит от захода в П-54. Поэтому пороги 52-53 целесообразнее проходить через самые левые ворота и сливы.

П-53 прошли тандемом по центру без разведки.

П-54 - один из сложнейших порогов Китоя. Длина около 300- 400 метров. В малую воду это фактически несколько порогов. При высоком уровне воды становятся затруднительными даже выходы из основной струи в улова, окруженные отвесными скалами. Поэтому приходится проходить пороги 52-55 с короткими передышками в уловах. Принято разделять П-54 на четыре ступени, хотя эта классификация весьма условна.

Первая ступень - на левом повороте цепочка валунов образует слив; в центре большой красный камень. Струя уходит вправо. Через 10- 15 метров черный камень с рваной верхней частью (в большую воду - полузакрытый). Через 20- 30 м начинается вторая ступень.

Вторая ступень - цепочка валунов, в центре большой красный и темный камни, сливы в воротах. Далее 30- 40 м быстротока.

Третья ступень - через 30- 40 м небольшие полузакрытые красные и черные камни - начало наиболее сложной третьей ступени. Уклон резко возрастает, вода прорывается через несколько гряд валунов, идущих в шахматном порядке. Последний слив слева происходит под нависающей скалой, справа сопровождается боем в скалу. В этом месте река опять поворачивает влево, справа улов, удобный для передышки. Через 25 м косой слив между скальным выступом слева и подводным останцем или валуном справа. Вода из слива уходит под правый берег.

Четвёртая ступень - через 50 метров: довольно мощный слив через всю реку. В центре большой валун, слева крутой слив высотой около 2-х метров с котлом, справа - пологий, но неровный водоскат. Отсюда до П-55 около 80 м быстрой, но спокойной воды.

Просмотр почти всего П-54 возможен с верхней части левых скал - кроме конца третьей ступени, где проход под левым берегом закрывает нависающая скала. Однако оценки скорости воды и мощности сливов с такой высоты малонадежны, так что можно настоятельно рекомендовать просмотр снизу хотя бы до конца третьей ступени, четвёртой ступени и прижима в П-55. Для этого следует спуститься со всеми мерами предосторожности вниз. Вдоль всего указанного участка реки можно, хотя и с большим трудом, пройти, поднимаясь не выше, чем на 10- 15 метров от воды. Просмотр очень трудоемок, т.к. невозможно последовательно осмотреть весь участок. Некоторые участки вообще просматриваются с трудом. Приходится много запоминать, в уме соединять линию движения на соседних участках, не имея возможности просмотреть заход из одного участка в другой. При этом достаточно много приходится лазать по скалам. Учитывая, что речь идет о разведке сложного участка длиной 500- 600 метров, просмотр отнимает очень много времени.

Первые два каскада П-54 прошли "мелкими перебежками" тандемом. Чалились для просмотра (в основном направо) лишь там, где с воды не была видна линия движения. Средний уровень воды и гружёные суда позволяли пробивать бочки без особых проблем. Основная опасность – прижимы, в которых можно повредить любое судно.

Подошли к III каскаду. С воды ничего не видно, впереди – одна пена. Зачалились направо в небольшое улово. Трое полезли по скалам вперёд и вверх на разведку. В это время сзади подошли два К-4 свердловчан - "шестёрочников". Похоже, они ночевали где-то в скалах в районе П-51-53. Мы их не заметили. Места для чалки не было, и свердловчане пошли вниз, фактически без разведки. Пока наши поднимались вверх по чёрным плитам (порядка 60?), свердловчане уже прошли каскад, но насколько успешно, мы не видели. Разведка затянулась, т.к. сверху бочки видны, но об их размерах и глубине судить очень трудно. Лазанье небезопасно. При спуске А.Лямин сильно повредил руку – поскользнулся и рассёк ладонь об острый выступ скалы.

Для выяснения обстоятельств К-4 перечалился налево. Скалы, не подняться. Пошли вниз на осмотр вдоль кромки воды. Толком тоже ничего не видно. Под левым берегом явно просматриваются подряд три мощнейших бочки, между ними – хаотичное месиво, сбой струй, за ними – кулуар-прижим, попадание в который грозит большими неприятностями. С левого берега, от воды мы только видели, что там одна пена. Далее под левым берегом просматривался большой слив (явное падение на 2- 2,5 м) и лишь затем – небольшой плёс. По центру несколько "пирамид" - фонтанов по 2- 2,5 м, образованных обливными "чемоданами", расположенными в шахматном порядке. На них – сильный навал. Справа в конце ступени – тоже бочки, но туда нам было уже не попасть. В прямой видимости, метрах в 100-150 – дальнейшее сужение каньона со сливами. В общем, место крайне неприятное.

В это время К-2 перечалился ещё на одно улово ниже, теперь они стояли перед скалой (метров на 50 выше окончания ступени) и им тоже толком не было видно, чем может закончиться прохождение слева и справа. Сверху на ярком солнце все выглядело как одна сплошная пена. Во всяком случае, они посоветовали К-4 "прорываться" на центр, подальше от прижима.

Стратегию прохождения экипаж К-4 выбрал следующую: заходить на максимальной скорости в ступень в левой части струи, метрах в 3-х от берега, бить две бочки удерживая кат так, чтобы постепенно выйти на центр реки и уже там валиться в "котёл" между "пирамидами". Договорились, что на центр нужно выйти, во что бы то ни стало.

Осмотр ступени справа, перечалка, осмотр слева, обсуждение стратегии – всё это заняло больше часа. Прохождение длилось секунды. Гружёный К-4 достаточно уверенно пробил все бочки, сместился вправо, по "змейке" протиснулся между "пирамидами" и с удовлетворением погрузился в "котёл" на выходе.

Справа, из-за скалы раздались бурные овации – это были два экипажа свердловчан! Лишь после прохождения последней ступени мы увидели, куда они делись: в гроте, образованном скалами правого берега, они совместили обед с ремонтом. Один К-4 они уже разобрали полностью, вытащили и клеили гондолы, зашивали оболочку и рубили каркас из плавника (!!!). Выхода наверх у них не было (ущелье), стоянок, да и леса - нет. Как выяснилось, им снова не повезло – они шли тандемом, оба К-4 в IV ступени замесило в бочках под скалами левого берега. Оба судна попали в прижим, одно судно получило частичные повреждения каркаса, на втором были пробиты оба баллона (а в каждом всего по одной секции и без верхних наддувов?!!) и сломан продольный каркас. Судно в полуподводном положении чудом вышло из прижима и группа кое-как смогла зачалить оба ката в небольшую бухту напротив грота (в 50 метрах ниже осыпи).

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаК-2 избрал свою линию движения – прошёл III ступень вдоль правого берега. Учитывая свои приключения, свердловчане даже без наших пожеланий выставили две "морковки" и страховали наши К-4 и К-2, за что им наши слова благодарности! К-2 подошёл к ним, всё выяснил. Наша помощь не потребовалась. Они только просили передать своим, стоящим в устье р.Большой-Моткин-Гол, что они могут задержаться, вплоть до ночёвки. И чтобы их не теряли. Мы же их предупредили, что планируем сегодня дойти до пор.64.

Таким образом, 4-ступенчатый П-54 мы прошли нормально, но очень напряжённо. Оценили как 6А.

П-55 - общая длина 70- 80 метров. Состоит из двух ступеней. Первая ступень (15- 20 м длиной) образована двумя скальными останцами - сначала справа, потом слева, каждый из которых перекрывает более половины русла. Берега здесь, как и на П-54, скальные стены. В большую воду черный останец справа полузакрыт. От него вода отбрасывается влево и проходит по дуге, наваливаясь сначала на левый берег, потом на левый останец и, наконец, на правый берег. За обоими останцами расположены улова. Прижим кажется исключительно мощным. Однако именно его большая мощность приводит к появлению сильного отбойного вала, что делает прохождение при точном маневре на заходе технически простым для катамаранов. После прижима 40- 50 метров спокойной струи, левый поворот. Потом на правом повороте россыпь валунов среднего размера. Проходы есть по всей ширине реки. За П-55 справа улов, удобный для отдыха на воде. Порог 55 обнести очень сложно. В большую воду пороги 54-55 сливаются.

При разведке П-55 по левому берегу на скалах обнаружили табличку. Шли по основной струе, уходя от прижимов. Оценили как 5С.

П-56-61 - цепочка несложных препятствий, которые можно проходить сходу. В основном это короткие горки или шиверы.

П-56 - находится на правом повороте через 200- 250 метров после П-55.

Здесь слева впадает ручей, перед порогом хорошее улово. В 14.30 встали на обед, который длился чуть больше часа. Перекусы не трогали, сказывалось напряжение. Основная проблема в этом месте – по близости нет дров. Плавника тоже не было. Ручей вытекает из крутого распадка. За дровами пришлось подняться по ручью достаточно далеко. Дрова сбрасывали прямо со скалы (левый берег ручья). Место очень душевное, но для стоянки неудобное. Хариус ловился хорошо и крупный (начали думать об ужине). Здесь впервые стали попадаться экземпляры какого-то голубого цвета (в жареном виде не отличается от "обычного").

П-57 - на прямом участке.

П-58 - на левом повороте.

П-59-61 - на прямом участке. До П-57 река течет в узком коридоре из отвесных скал, потом русло начинает расширяться. С воды достаточно хорошо заметна заходная гряда красных валунов на слабом правом повороте, расширение русла, подпор - это начало П-62.

Сложность участка П-56-61 существенно ниже, чем П-49-55. Прошли не торопясь, тандемом, без осмотра, уходя от бочек.

П-62 - заход в порог у правого берега. Длина около 60- 70 метров. Вода сбегает вправо через россыпь камней. Левая часть реки и центр непроходимы для крупных судов даже в большую воду. Собравшись у правого берега, струя разгоняется на крутой горке, проходит через несколько подводных зубьев, образующих кашу из пены, и наваливает на высокую скалу правого берега. Для катамарана наиболее просто заходить справа, а потом резко пересекать струю, уходя в левый улов.

Зачалились направо перед порогом. Фактически это мощная горка, в которой 4-5 обливных "чемоданов" перегораживают русло по диагонали от левого берега к правому. Каждый "чемодан" поднимает хороший вал до 1,5 м. В конце горки основная часть струи уходит вправо и бьёт в крупную глыбу, при столкновении с которой будет повреждено или опрокинуто любое судно. Скорость потока очень высокая, поэтому здесь требуется очень быстрая реакция.

Экипаж К-4 решил зайти справа и пробить струю перед последним "чемоданом"- в конце горки. Хотя осмотр делали с близкого расстояния, порог немного недооценили. Первый же вал оказался очень жёстким, нос ката развернуло вправо и судно начало приближаться к правому берегу. Экипаж развернул судно влево, но слишком резко. Кат наехал на третий "чемодан" лагом, накренился влево, на мгновение затормозился и … вышел из струи влево! На участке П-56-61 группа немного расслабилась, да и дело было к вечеру. Поэтому валы, окатившие в пороге экипаж К-4 с головой, были своевременными – впереди ещё были два порога, и расслабляться было рано. Экипаж К-2, посмотрев на всё это похихикал и пересёк струю ещё в верхней части горки. Порог оценили как 5С.

Через 30- 40 метров скальное сужение с несколькими камнями. Начинается левый поворот. Река Порог 63 - длина около 25- 30 метров. Это простое, хотя и довольно мощное препятствие: серия сливов по всей ширине реки через подводные валуны.

Прошли ближе к левому берегу К-2 (разведка боем), К-4.

Сразу за ним начинается длинный правый поворот, в конце которого (через 250- 300 м) расположен П-64. Скалы на обоих берегах здесь быстро понижаются, в русле попадаются отдельные камни. В середине поворота слева в узком каньоне впадает р.Большой Моткин-Гол. Перед П-64 река подпружена и широко разливается. На обоих берегах - низкие лесистые террасы. Здесь переходит на правый берег основная тропа, идущая вдоль Китоя.

Сразу за П-63, примерно в 18.00 зачалились к левому берегу. Здесь – узкий распадок, по которому спускается тропа от базового лагеря. У воды есть небольшая площадка-осыпь. Места даже для наших двух катамаранов было бы недостаточно. Выйти на берег без посторонней помощи здесь затруднительно. На площадке после обноса П-38-63 собирала "миниК-4" семья из г…. Здесь же уже второй день рыбачила Юля из свердловской группы. Наверху находился и их лагерь, они с нетерпением ждали своих. Нам предложили выпить чаю (в базовом лагере), но предупредили, что подниматься наверх очень тяжело. Айдар на всякий случай поднялся, повеселил девушек, получил желаемое -первую струну - и мы отошли, зная, что за левобережной скалой ниже пор.64 есть достойная стоянка. Погода наладилась, но приближался вечер. Поэтому договорились, что К-2 сразу встанет на рыбалку в устье р.Большой Моткин-Гол, а К-4 разведает, пройдёт П-64, найдёт стоянку, организует страховку, съёмку К-2 и даст указания относительно тактики прохождения по рации.

Напротив П-64 на левом берегу в лесу обнаружили несколько неплохих стоянок. На отмели тоже есть неплохие площадки, но близко к воде. Хотя долина реки здесь во много раз расширилась и масштабы не очень ясны.

Р.Большой Моткин-Гол – П-68

П-64 - один из двух (наряду с П-65) наиболее сложных порогов участка ниже устья Б.Моткин-Гол. Река перегорожена гребенкой из красноватых валунов, ширина до 60- 70 м. В центре каменистый остров, левая протока непроходима. В правой протоке после входных ворот очень крутая горка длиной 30- 40 метров. В ее конце слева большой обливной камень, напротив него у правого берега пенный "котел". Через 12- 15 м справа выступает низкая скала, около нее - черный останец с острыми краями (в большую воду полузакрытый). Вода, отразившись от него, падает в мощный пенный котел перед черным останцем, а оттуда коротким косым сливом обрушивается в мощнейшую пенную яму. Здесь протоки сливаются. Далее, через 7- 10 м еще одна мощная бочка. Просмотр возможен по любому берегу. При осмотре слева необходимо добраться до конца острова, так как мощь воды в пороге с левого берега недооценивается. После пенных котлов 25- 30 м быстрой струи вдоль левой валунной отмели, потом небольшая песчаная бухта перед скалой. Здесь можно зачалиться для страховки.

Разведали П-64 до конца по левому берегу. Дошли до скалы, за ней нашли отличнейшую стоянку. Перед ней – бухта с песчаным пляжем. Отличное место для бани.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаК-4 зашёл в порог под правым берегом. Мощь реки можно оценить только находясь в пороге – жёсткие валы до 1,5 м идут друг за другом. На уровне выступающей скалы резко начали отрабатывать влево, пытаясь уйти от "котла". Но не успели. "Чемодан" на выходе легко отбросил судно вправо и оно погрузилось в "котёл". Экипаж резко развернул нос влево и после нескольких сильных гребков К-4 вышел из порога. Котёл окатил "с ног до головы". Это событие значительно приободрило экипаж. К-4 зачалился за скалой. Экипажу К-2 передали, что место для лагеря найдено, начата разгрузка К-4. Где-то через пол-часа, К-2, наловив рыбы на ужин, пошёл на прохождение. Ниже порога поставили "морковку", а со скалы организовали съёмку. Отличное видовое место.

К-2, как и было рекомендовано, начал прохождение под правым берегом. Где-то в середине "горки" резко сместился влево и успел нырнуть в бочку на выходе левее "чемодана". К-2 в очередной раз показал свои отличные ходовые качества. Мокрые, но довольные ходовым днём, мы оценили П-64 как 6А.

Групповой тент, как обычно, поставили сразу. Ночью дождя не было, но вокруг сверкали зарницы. Место за скалой оказалось очень уютным… Уже в темноте увидели, что из П-63 вышли два К-4 свердловчан и причалили к своим. Успели …

12.08. Часов в 9 утра проплыла семья на "мини К-4". Пожелали им успеха. Лишь утром мы толком оценили, насколько удачно мы прошли участок П-48-64 – за один ходовой день. Рассмотрели и оценили стоянку – 5 баллов!

В общем, решили делать баню. На песочке, в бухте под скалой. Выбирая место, удивились: чья-то каменка (этого года) стояла почти в лесу, метра на 4 выше нашего уровня воды. Неужели так вода поднимается? Плавник (брёвна, зажатые под камни) был немного сыроват. Пришлось часть дров брать из леса. Через пару часов работы костёр внутри и вокруг каменки горел вовсю, каркас стоял рядом, веники (на каждого по два) тоже готовы, а свободные члены группы "разложились" на песочке. Вода – прозрачная и зелёная. Наконец-то баня…

Лишь дежурные были в лагере, готовили обед и компот из двойной порции кураги. Искупались, постирались. Но к обеду ветер начал усиливаться, небо нахмурилось. Дежурные обнаружили, что курага уже не в котле, а в воде, и мирно плавает по всему улову.

Начался резкий подъём воды. Объявили "боевую тревогу" и начали натягивать групповой тент на каркас. Ветер усилился настолько, что вшестером мы с трудом смогли это сделать. Тент, даже прижатый камнями, вырывало. Пришлось вязки каркаса укреплять дополнительно. Нужно особо отметить, что мытьё в бане под ураганным ветром и в условиях подтопления не очень вдохновляет. Ныряли в воду прямо от входа. А тут ещё и свердловчане появились на правом берегу – они разведывали П-64. Пришлось всё бросить, одеться и встать на страховку с двумя "морковками". В принципе выйти из бани мы поторопились, т.к. они ещё около часа думали.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаСо скалы – прекрасный обзор. Было видно, что открылась левая протока, но свердловчане этого не видели. Вся команда у них была на правом берегу. Пошёл мелкий дождь. Через полчаса он перешёл в "нормальный" ливень. Резко сняли тент с бани и натянули его в лагере. Цвет воды быстро изменился: из зелёного он превратился в грязно-зелёный. Было уже около 17.00, а свердловчане всё ещё дружно стояли у "котла" в П-64. Дальше нормальных стоянок нет. И ждать было нечего. Наконец, первый К-4 свердловчан отчалил, но как потом выяснилось, пошёл к левому берегу и сделал волок-проводку по левому берегу и левой протоке. Хотя мог бы и пройти (как нам казалось).

Первый кат встал на страховку ниже острова. Пошёл второй. Бочки в горке были уже значительно сильнее, и кат вынесло прямо на "чемодан". В объективе в/камеры было видно, как судно свалилось в "котёл", провалилось левым баллоном и начало крениться. Секунда, вторая … Экипаж отчаянно боролся и… победил. Кат с трудом вырвался из пенной ямы. Радости свердловчан не было предела… Да и нашей - тоже.

Третий кат перечалился налево. Обнос. Через 10 минут два ката зашли в нашу бухту за скалой. Суда свердловчане оставили здесь, а рюкзаки понесли в лагерь, который они решили организовать прямо напротив острова. Чуть выше свердловчан, на полке в лесу, уже совсем поздно вечером встали ребята из Кузбасса. Тоже успели – выйти из каньона. Дождь больше не прекращался в течение двух последующих дней.

13.08. Продолжается подъем воды. Дождь. Левая протока стала больше, чем правая (основная) вечером. Стоим, вынужденная днёвка. Морковки, оставленные на месте страховки вечером, оказались под водой, где-то на глубине 2-х метров. Хорошо, что были ещё запасные. С утра каркас бани ещё стоял, но во время завтрака он прошёл мимо нас (по воде, разумеется) и пошёл в П-65. Катамараны свои и свердловчан подняли вверх ещё на несколько метров.

Решили познакомиться со свердловчанами. Сначала пошёл Юра, а вслед за ним с гитарой пришли и все остальные. Свердловчане веселятся – разгадывают кроссворды и читают астрологические прогнозы. Песни, чай, разговоры… Так прошёл день. Уютно у них. В свой лагерь вернулись около 18.00. А между тем, прямо из палатки сведловчан было видно, как остров исчез под водой. При приближении к воде было слышно, как вода двигает камни на дне. Этакий приглушённый грохот. По верху мимо плывут сучья, щепки, деревья. Стихия.

Таким образом, за сутки вода поднялась в районе П-64 на 3 м, а в районе П-54 – на 4, 5, 6 или 7 м ? Наша группа, свердловчане и Кузбасс успели прорваться. А как остальные? Успела ли семья на "мини-К-4" выйти из "Моткиных щёк"? Об этом мы только могли догадываться. Мы не узнавали реку. Даже беглый взгляд со скалы подсказывал, что творится что-то ужасное. А в ту сторону, куда предстояло идти завтра, смотреть вообще не хотелось.

14.08. Пасмурно. Мелкий моросящий дождь. С утра падение воды небольшое, всего 30- 40 см. Потом снова подъём. Под нашей скалой то появляются, то исчезают мощнейшие воронки. И это фактически на ровном месте. Снова вынужденная днёвка. Сплав невозможен. Одна радость – отсыпаемся.

15.08. С утра солнечно. Падение воды от максимального уровня примерно на 0,5 м. Начал появляться остров. Но всё равно вода, мягко говоря, высокая. Точнее – паводковая.

В лагере свердловчан оживление. Идти опасно, но надо. У них заканчиваются продукты. Ещё более острое положение со временем: через два дня кто-то уже должен выйти на работу. Это абсолютно нереально. Они забрали свои каты, заносят их к лагерю. Будут уходить. На наш вопрос о месте следующей ночёвки ответа не последовало. Свердловчане решили просто продвигаться вперёд.

У нас "в пролёте" Шумак. Хорошо отдыхать, но не четыре же дня подряд. Ещё раз смотрим со скалы на остров. В 15.00 приняли решение уходить и мы. Начинаем собираться. К улову, где плавала курага, даже подходить не хочется: мощнейшая воронка. Отсюда даже выйти - и то проблема будет.

Обедаем, качаем суда, привязываем рюкзаки. С соседями о времени выхода не договаривались. Вдруг под нашей скалой раздаются резкие команды: из прижима на "ребре" выходит первый кат свердловчан …без переднего правого, он плывёт отдельно. Метров через 50 судно его подбирает. Решаем, что делать нам. Через несколько минут из под скалы выходят друг за другом … на ребре второй и третий каты свердловчан … и также без переднего правого… Весёлое начало. Со скалы видим, что все три ката свердловчан зачалились на правый берег. Собираются идти дальше. Смотрят на нас, ждут.

В улове - болтанка. Камни очень острые, боимся пробить гондолы. Решаем подкачаться на воде. В 17.30 с трудом выходим из улова. Первый же вал окатывает до головы. Чалимся направо, качаемся до звона. Небо снова хмурое. Эх, рано мы вышли. Вода совершенно дурная. Гружёное судно болтает как щепку. Мощные бочки казалось бы на ровном месте.

Через 200-300 м скальное сужение с небольшими валами. Потом река успокаивается еще на несколько сот метров. Высокие отвесные скалы на обоих берегах постепенно сжимают реку. Впереди виден крутой правый поворот. Перед ним расположен П-65, который можно просмотреть только по валунной отмели левого берега.

За несколько минут дошли до П-65. Справа скалы, чалимся налево, перед ручьём. Никакойотмели нет. Есть участок метров 100 осыпи, образованной крупными и мелкими острыми глыбами. Струя очень сильная. Поднимаем каты из воды: небо всё чернее и чернее.

П-65 - через 300- 400 м после П-64 на правом повороте каньона. Порог можно узнать по валунной отмели на левом берегу, вернее осыпи из крупных, острых камней. До этой отмели берег скалистый, обрывистый. Очень мощный, но относительно несложный порог. Длина 30- 40 метров. На заходе в центре большой валун, от него отходят косые отбойные валы. Сразу за ним в правой части еще один крупный валун, за ним глубокая яма. Через 6- 8 м после камня по всей ширине реки концентрированный слив с огромным пенным котлом. Слева его высота более 2 м, вправо она постепенно уменьшается до 1,5 м и делается положе, но заход сюда прикрыт правым валуном. Можно проходить через центр основного слива после захода в ворота между валунами. При четком маневре удается попасть и в правую часть слива.

Видим, что порог по сравнению с описанием сильно изменился и при этой воде явно 6В. Длина его - как минимум, метров 100. На входе справа – три бочки подряд. Далее – мощнейший стоячий вал около 2-х метров с обратным гребнем, далее –"котёл" через всю реку и в конце – бой в левобережную скалу. Но думаем больше о том, где будем ночевать. Идти дальше – небезопасно, стоянок нет. Смотрим на левый берег – острые обломки скал. Темнеет, мрачно.

Подошли свердловчане, и после беглого осмотра сразу начали обнос всех К-4 за "котёл", готовились идти дальше. Они шли на судах со спортивными обводами, за счёт этого они надеялись пересечь струю до прижима и уйти от него. Одно судно свердловчан с рюкзаками уже было на воде.

В этот момент кто-то, стоящий в начале П-65 на левом берегу, закричал, и все увидели плывущие чёрные вещи (рюкзак, пуфик), перевёрнутую надувную (резиновую) лодку и человека рядом с ней. Мужчина был без каски, держался за обвязку лодки, махал рукой и кричал. В таком состоянии он прошёл порог, но в прижиме его придавило к скале, и дальше он поплыл отдельно от лодки. Саша Челноков (рук.свердловчан) мгновенно отдал команду и один К-4 свердловчан ушёл вслед за человеком без разведки.

Вся фото- видео-аппаратура у обоих групп была упакована и никто ничего не снимал. Настроение у оставшихся на берегу – мрачнейшее. Темнело. Переоделись и начали устанавливать лагерь. Вдруг кто-то на берегу снова закричал: по реке (без вещей) плыл второй человек – виднелась только голова. Он проплыл без сознания минут через 15-20 после первого, фактически в темноте.

В это время двое свердловчан начали искать место подъёма – хотели пойти искать судно руководителя по скалам левого берега. Но подняться в темноте они смогли лишь с третьей попытки. Натянули групповой тент. Организовали совместный ужин со свердловчанами.

Поздно вечером, уже в темноте, к лагерю спустились трое: А.Челноков и двое ушедших на поиски по берегу. Встретились они в лесу. Никаких троп нет (плюс ночь). Как рассказал А.Челноков, плыли (гнали) они в темноте, несколько раз вставали "на ребро" в бочках и догнали человека лишь через 1,5- 2 км. Перед этим в струе натыкались на его вещи, но их подбирать не стали, т.к. торопились за человеком. И вытащить на берег человека они смогли на единственном прямом участке (как выяснилось на следующий день – у ручья, перед П-69). Двое свердловчан остались там на ночёвку со спасённым. Его знобило, говорить он не мог. Спасённым оказался рыбак из г.Ангарска (Валера-Володя и т.п.). И тот, кто проплыл вторым, был вроде-бы его младшим братом. О судьбе брата он ничего не знал. Но плыли на лодках они втроём! Кто третий и где, мы не знали… Но все поняли, что в тот момент, когда Володю вытаскивали между П-68 и П-69, мимо него в воде (или под водой) проплыл его брат. Вероятно, они больше не встретятся…

16.08. Встали в 7.00. Погода ясная. Вода немного спала и характер П-65 резко изменился. Входные бочки – все косые, отбивают струю от правого берега в центр. Ширина реки - метров 30-40 и мощь бочек с левого берега оценить тяжело. Центральный грибовидный вал стал острее, но за ним появилось ещё два вала, тоже метра под два. За каждым из валов стоит, хотя и проносная, но бочка. "Котёл" переместился влево. Прижим стал пульсирующим.

В лучах солнца, осветившего каньон во время завтрака, на фоне чёрной мокрой стенки правого берега П-65 смотрелся жёстко и жестоко. Вчера здесь проплыли двое… Поневоле смотрим вверх по реке, все ждут ещё чего-то, кого-то, возможно третьего…

Первыми собрались и в 8.15 пошли поочерёдно два К-4 свердловчан. Каждое судно зашло под "котёл" снизу и пыталось сместиться к центру. Струя очень мощная, оба судна наложило на стенку, накренило, но оба вышли из прижима удачно.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаПервым в 9.30 пошёл К-4. Начало – как хотели. Первую входную бочку пробили, идём под правым берегом. Но вторая и третья бочки оказались явно раза в три мощнее, чем мы ожидали. Вода играючи отбрасывает гружёный К-4 на центр, и выносит на первый из центральных валов. Лобовой удар был настолько мощным, что на миг все члены экипажа оцепенели. Дальше К-4 проваливается в яму, там его начинает разворачивать носом влево и правый борт поднимается. Передний правый откренивается, задний правый валится на заднего левого… В этот момент снова удар, теперь уже сверху, и судноподнимается на второй вал (с центральными наддувами всё-таки около 3 т!!!) и уже на нём за два гребка экипаж разворачивает судно носом вправо! Снова яма, теперь уже крен вправо, и на третий вал судно входит только левым баллоном и уходит вправо за скалу!!! Мощь воды явно недооценивается с берега.

К-2 фактически прошёл также: во входных бочках его отбило на центр, затем центральные валы, трижды судно было на грани переворота – в бочках после каждого вала в центре. Но К-2 третий вал прошёл также справа. В улове вся группа настолько бурно начала обсуждение, что метрах в 30 ниже оба судна зачалились и вышли на берег для перекура. однозначно.

П-66 После правого поворота 150- 200 метров спокойной воды и на левом повороте порог, в русле валуны, прижим к правой скале, проход по центру.

П-67 - горка с правым поворотом, в конце навал средней силы в скальный выступ левого берега, а справа русло завалено камнями, Проход правее центра.

П-68 - расположен на правом повороте, в центре русла крупный камень, проход правее камня.

Таким образом, по описанию Качера-Тихомирова на участке П-66-71 ничего серьёзного нет. В нашу воду всё выглядело иначе: никакой спокойной воды и никаких камней в русле. П-66 не заметили вообще. Но дальше: cтруя настолько мощная, а русло настолько узкое, что дважды в одних и тех же местах – в П-67 и П-68 - К-4, а за ним и К-2, совершенно неожиданно "влетали" в мощнейшие воронки и бочки. В обоих порогах "на ровном месте" неожиданно появлялись водовороты, судно вставало "на ребро". Связку П-67-68 (по нашей воде) оценили, как 6А.

Дойдя до ручья за П-68, в 12.00 мы зачалились. ЧХВ – максимум минут 20. Впервые за последние несколько километров река в этом месте более-менее прямая (метров 300). Впереди, за ручьём, стояли на обеде свердловчане. Именно здесь они вчера выловили рыбака. Сегодня он пояснил, что их (рыбаков) было трое, и что пенопластовый спасжилет был только у него одного, касок, естественно, не было ни у кого. Они хотели лишь переплыть Китой на лодках перед П-64 и уйти пешком вниз по правому берегу…

Как оказалось, вчера в темноте при спасработах свердловчане пробили гондолу и повредили каркас. После ремонта и долгих раздумий три К-4 свердловчан отчалили со спасённым рыбаком на борту. В этот момент к нам подошла группа Кузбасса. Ребята пояснили следующее:

Вчера к вечеру они тоже собрались проходить П-64 и идти вниз. Они видели, что ушли свердловчане, а затем - мы. Но в этот момент в П-64 пошла одноместная резиновая лодка (!!!) с одним человеком, вероятно, рыбак. Он был без каски, но в пенопластовом спасжилете. Это была первая лодка из трёх, как потом выяснилось. Лодку понесло строго в пенный "котёл" под правым берегом, там она мгновенно перевернулась. К счастью, человека выкинуло из "котла" достаточно быстро и струёй отбросило к левому берегу. Ребята из Кузбасса в это время были где-то ниже острова, перед нашей стоянкой. Бросили "морковку", человек за неё схватился. Но в этот момент мимо проплывала его лодка, и он, бросив "морковку" схватился за обвязку лодки и ушёл с ней… (именно его спасли свердловчане).

Через несколько минут в П-64 пошла вторая лодка. Но, как и пишется в отчётах, "котёл" обычно долго держит. По словам Кузбасса, второго месило в "котле" минут 15-20 (!!!) и после того, как выбросило, он уже признаков жизни не подавал… Второй также был без каски…

Вслед за второй шла третья лодка. В "котле" она также перевернулась, лодку и человека (по отдельности) вскоре выкинуло. Человека вытащили "морковками", лодку прибило в улово на левый берег, вытащили. Третий рыбак был почти раздет, все вещи, документы, деньги и пр. – уплыли. На нашей стоянке они оставили его одного и лодку. Будет ждать другие группы… Пешком, после всего, что он видел, ему не дойти до дома… На его глазах перевернулся второй, и он знал лишь то, что в темноте двоих его друзей унесла река под названием разбушевавшийся Китой.

Пообщавшись с нами, кузбасчане, быстро попрыгали на суда и пошли дальше. Мы наблюдали за ними в в/камеру настолько, пока было видно. Солнце слепило прямо в лицо, а прыгающие на валах "четвёрки" свердловчан и Кузбасса уходили всё дальше и дальше. Мы решили больше не шутить с водой, а встать и подождать спада хотя бы ещё на пол-метра. А заодно и разведать пороги хотя бы до П-72. Уж слишком много нестыковок за последние дни с имеющимися описаниями.

Разведка участка П-68 – р.Малый Моткин-Гол

Взяли мешки для рыбы, аппаратуру, "морковку", спининг и в 15.00 вышли от лагеря. Метров через 100 подъёма ручей остался слева от нас, а распадок, по которому мы начали подниматься, пошёл чуть правее. Во многих местах лежат "живые" камни, глыбы. Следы мелких копытных (вероятно, косули, кабарга). Около 30 мин. поднимались по распадку вверх (уклон около 70?). Если внизу – прохладно и влажно, то наверху – сухо и тепло. Внизу – ели, дальше сосны, затем берёзы, ещё выше – кустарник. Когда дошли до сосен, начали делать зарубки, чтоб потом спуститься. Где-то на уровне берёз повернули направо, ещё минут через 20 открылись прекрасные виды Китоя выше и ниже места стоянки. Внизу чёрной змеёй извивалась долина реки, а прямо на нас смотрело чёрное ущелье – долина р.Малый Моткин-Гол.

На противоположном берегу оказывается прямо у реки – невысокий хребет. За ним – ложбина (озеро, вероятно), а дальше – более высокий хребет. Где-то вдалеке в пределах каньона поднимался голубой дым от костра – толи свердловчане встали, толи ещё кто. Радовало, что мы – не одни на этом белом свете.

Прошли по верху ещё примерно около часа, забирая постепенно вниз. Подошли к каньону. Высота отвесных стенок – метров 30-40. Поняли, что с рыбалкой мы погорячились. Спустились метров на 100 вниз. Перейти на левый берег притока не смогли, т.к. нормального спуска в каньон нет. Красивое место. Чёрная вода притока впадает ручейком в бирюзовый Китой. В месте впадения на левом берегу р.Малый Моткин-Гол – остроконечная скала около 60 метров высотой. Именно из-за неё Китой в районе П-71-72 толком не просматривается. Но то, что увидели отсюда, впечатляет.

В районе П-72 отвесные стены 50- 100 метров, мест для чалки нет, мощная вода, прижимы, по центру – мощнейший классический грибовидный вал. В объектив в/камеры минут 15 мы поочерёдно любовались этим валом. Стояла удивительная тишина, и в момент падения его приглушённый звук был слышен даже с этой смотровой площадки.

Обратно пошли по полке, особо не поднимаясь. На высоте смотровой площадки идти было нельзя – обрывы. Шли звериными тропами, человеческих нет. Очень много старых завалов. Огромные деревья выворочены с корнем. Вспомнили про завалы этого года в районе ПВ. Похоже, ураганы и пр. катаклизмы в районе Моткиных щёк нередки.

Сняли клеща. Такой маленький и незаметный. А говорят, они только в Башкирии водятся!? На самом деле они водятся везде, где много домашних или диких животных. Минутах в пяти от каньона притока Лямин А. увидел на тропе следы медведя и его же свежий помёт. Идти стало значительно "веселее". Никаких отпугивающих средств у нас не было. С этого момента стали чаще перекрикиваться и идти в интервале 10- 20 м, не больше.

К распадку подошли, когда солнце уже скрылось за один из хребтов. Спустились минут за 15. В нижней части распадка обнаружили много чёрной смородины. Наелись вдоволь. В метрах 50 от ручья на ровном плоском камне-постаменте обнаружили 6 каменных цветков, растущих почти по кругу. Восприняли это как хороший знак на завтрашний день сплава. После съёмки каменных цветков Карпенко А. один из них снял с корнями и упаковал в мох. Собрался посадить в саду и размножать. Золотой корень у него уже растёт.

В лагерь пришли уже после 20.00. Первым делом разделись и проверили клещей. Нашли ещё одного, и снова на Юре. Слава рассказал, что он поднимался вверх по ручью, и метрах в 300-х от лагеря увидел красивейший водопад. Вокруг него резвились нескольких молодых белок. Они его совершенно не боялись. Жалел, что не было с собой никакой аппаратуры. Советовал нам сходить посмотреть, но было уже поздно, начало темнеть. Слава поймал немного рыбы. Жарили её уже в темноте.

17.08. Встали рано. Вода упала, но всего лишь на 30- 40 см. Солнечно, всё-таки легче.

П-68 - устье р.Шумак

П-69 - простая горка, проход по центру.

П-70 - расположен напротив устья р.Моткин-Гол. Проход по центру.

П-71 - на левом повороте ниже устья р.Моткин-Гол. Порог представляет собой слив через косую гряду подводных камней, проход у левого берега. За порогом можно причалить к небольшой галечной отмели к правому берегу. Впереди за правым поворотом – П-72.

П-72 (!!!). Основной ориентир порога - устье р.Малый Моткин-Гол, которая приходит в каньоне. Важно иметь в виду, что устья легко не заметить, так как левый приток приходит под острым углом к Китою за левым поворотом. По структуре напоминает П-62, однако, расстояние от заходных камней до скалы справа гораздо меньше, а прижим мощнее. Слева от него - "гриб" поднимающейся воды, который отбрасывает к правой скале. Длина около 50 метров. На входе в порог русло перегорожено камнями и представляет собой сплошной перекат. В левой половине русло глубже, но ниже сплошные камни. Дальше левый поворот, левая половина русла забита камнями. В центре русла остров из крупных камней. В правой части русла узкая чистая струя под скальным берегом. К этому берегу довольно мощный и затяжной (по всей длине стенки) прижим, посередине этого трека у самой стенки острый обливной зуб. Здесь нужно пройти левее зуба, но выгрести трудно.

С вечера решили – пора нагонять график, насколько позволит вода. Вышли в 9.00. Поток очень быстрый и мощный: к П-72 подошли за несколько минут, хотя вчера разведку делали несколько часов. Устье р.Малый Моткин-Гол действительно заметить очень трудно – узкий высокий каньон.

Зачалились направо перед характерной "змейкой" в вертикальных чёрных стенках, которую видели вчера издалека. Перед высокой вертикальной скалой – небольшая отмель, которой не было вчера. На разведку вперёд по воде пройти смогли лишь метров на 30. Дальше стена.

Порог явно не соответствует описанию. Он изменился даже по сравнению со вчерашним видом: "гриб", как таковой, исчез. Стоит хороший двухметровый вал, но перед ним – бочка, дна не видно. За валом чуть левее - два больших обливных "чемодана", за ними – тоже бочки. Но высоту сливов оценить невозможно. Что творится под правым берегом, за скалой не видно. Должен быть прижим, т.к. там река поворачивает влево. На входе – никаких камней, небольшие валы и мощнейший язык потока, который несёт на центральный вал. Причём под левым берегом, метров за 10-15 до центрального вала – большой пульсирующий вал, который отбрасывает всё на центр. Левее основного потока – глыбы и камни, полузатопленные водой. Самое безопасное – это выброситься на них. Но как туда уйти из мощной, быстрой основной струи – вот вопрос. Ведь при такой скорости, если левым баллоном зацепить противоток или обливник - оверкиль "на раз-два".

Сообща решили стратегически: никак нельзя попадать в основной вал по центру, плюс, чтобы ни случилось, уходить от правого прижима, т.к. при такой скорости потока правый борт судна стенка отшлифует до блеска… Мнения относительно тактики прохождения всё-таки разошлись. Экипаж К-4 решил пройти порог в левой части, К-2 – в правой.

Первым пошёл К-4. Зашли повыше, пересекли струю и … дальше пошли по самому левому краю основной струи на "отрицаловке", максимально гася скорость. На пульсар вошли правым баллоном и… судно отбросило влево, после чего оно "запрыгнуло" наобливник, лежащий левее основной струи. Перестарались!!! Пришлось дальше протискиваться и сползать кормой.

К-2 вошёл по центру, резко ушёл вправо от центрального вала и прошёл между "чемоданами" и правым берегом. Там стоял хороший отбойный вал, и лишь в конце порога был действительно мощный прижим, но К-2 от него ушёл. П-72 оценили как 5С-6А. Это был последний сложный порог в Моткиных щёках.

П-73 - длина 60- 80 м. Горка с мощными пенными котлами слева за подводными камнями, потом навал на выступающую справа скалу, мощный косой слив. По центру есть чистый и пологий слив, а справа и слева от него крутые сливы с подводных камней. Ниже порога 73 можно причалить к небольшой отмели левого берега.

П-74-76 - просты, проходятся с ходу, представляют собой горки, в русле камни, на поворотах несильные навалы.

П-77 - узнается легко - с правого берега характерный скальный выступ, скала как бы перегораживает русло. Перед ним можно причалить к левому берегу. Порог находится на двух резких поворотах. На входе у левого берега много мелких камней, доходящих до середины русла, поэтому уходить сразу влево невозможно. Дальше вода упирается в скалу, под прямым углом перегородившую русло. Навал довольно сильный, но с небольшим обратным валом. Вдоль стены образовалась подушка, а вода уходит вдоль стенки влево и настолько резко меняет направление, что по инерции часть струи закручивается уловом. Правая часть струи на скорости минует проход у правого берега и поворачивает лишь в левой половине русла, проходя в "ворота" между крупными камнями, дальше, на начале следующего поворота, отжимается к правому скальному берегу. Здесь на левом берегу огромные обломки скал, за ними глубокий и прозрачный плёс, так что хариусы видны, как в аквариуме.

П-73-76 фактически залило. Прошли по центру, без разведки. Остановились для осмотра лишь на П-77: уж слишком колоритное место. Всё-таки мы ещё в каньоне, могут быть завалы. Хариусов в грязно-молочной воде мы, конечно, не увидели.

П-78 - простая горка.

П-79 - в основой части русла остров и мель. В левой части струя огибает остров и сильно наваливает на скальную стенку левого берега. Проходить, отжимаясь к острову. Этим порогом заканчиваются препятствия Моткиных Щёк. За П-79 скалы отступают от берегов, долина Китоя расширяется. За валунной отмелью справа ровная площадка с лесом - первая после устья реки Б.Моткин-Гол. Отсюда примерно 45-50 минут сплава до устья реки Шумак.

Каньон заканчивается очень неожиданно. Хорошим ориентиром служит гора Дабан на правом берегу Китоя, 1278 м. Лишь издалека можно догадываться об истинных размерах этой горы, поскольку стоящие под ней люди кажутся муравьями. Прямо перед горой справа впадает чистейший приток. Остановились для короткого отдыха. Попили, размяли ноги, взяли по камешку (сувениры). Напротив – красивейший 30-метровый водопад, образованный левым притоком. Засняли.

П-80-89 - мелководные шиверы, на поворотах несильные прижимы. После препятствия 89 до базы геологов на Шумаке сплошные протоки, плесы, перекаты. Ориентир базы геологов - огромные песчаный пляж за правым поворотом примерно в 200 метрах выше устья Шумака.

Где-то в районе П-82-83 левый берег – невысокие скалы. В прижимах под ними в нескольких местах под ними видели вещи, похожие на пуфики, рюкзаки и пр. Возможно, это вещи трёх рыбаков. Вода спадёт, другие группы смогут их снять. На скалах несколько раз мелькнули горные козы и козлы: один раз самка с выводком, другой раз – красавец-козёл с огромными кручёными рогами. Коротко засняли на видео.

Где-то в районе П-87 нас ждал сюрприз: после каньона расслабились, да и обедать пора, и вдруг идущий впереди К-2 резко начал уходить вправо. К-4 – за ним, и вовремя: через всю реку – мощнейшая бочка. Вот-те раз, а в описаниях – ни слова! Как нам пояснили через несколько дней саратовцы (мы от них ушли в "Верхних щёках"), они тоже влетели К-4 в эту бочку и только с помощью экипажа К-2, который вернулся по берегу вверх и бросил "морковку" удалось вытащить судно!

От П-72 до устья р.Шумак дошли часа за 1,5 ЧХВ. Встали не на бывшей базе геологов (там всё загажено), а на уютной стоянке, находящейся метрах в 200-х ниже впадения основного русла Шумака. Последние 2 км – на левом и правом берегах много облепихи. Стоянку искали долго, около часа. Уютная ровная полянка, окружённая молодым лесом и елями, стоящими на берегу. Ветра быть не должно, наводнения – тоже. Поставили лагерь, суда принесли к палаткам.

Радиальный выход в район Шумакских источников

18.08. Ранний завтрак (на реке – ещё туман). Погода ясная. Экипаж К-4 готовится к трёхдневной "радиалке". Благодаря паводку со сплавом на Шумаке мы уже "пролетели". В лагере останется экипаж К-2: Айдар жалуется на колено, Саня будет рыбачить, если получится, для дома. С собой берём одну палатку, топор, коврики, спальники, фото- видео-аппаратуру, рации и продукты на три дня. Предстоит сбегать туда 25-34 км и обратно. Кроме того, примерно 18-19 числа Шумак должны были проходить (включая один из каньонов) группа А.Вахова и А.Захарова, г.Уфа. Планировались встречи и общение. Темп передвижения предполагался жёсткий.

Вышли в 9.00. От стоянки пошли напрямую к склону. Минут через пять вышли на тропу, идущую от Шумакских источников к низовьям Китоя. Обильные плантации спелой брусники. Первые два километра идём по заболоченной местности. Встретили мужчину с сыном. С источников они вышли позавчера в обед. По словам мужчины, в связи с паводком на всех реках района и плохой погодой количество отдыхающих на источниках сократилось с 300 до 50-60 человек. Кое-какие избы уже свободны. Бурят мало, но они борзеют. Всех "кидают" на заброске из Ниловки на источники. Роются в рюкзаках, воруют. Недавно буряты забрасывали (на лошадях) через перевал группу пешеходников. Повздорили с ними, а потом украли у них общую (единственную!) палатку и те ушли на перевал обратно пешком. Пешники, которых обокрали и которых мы встретили, были из Иркутска.

На вертолётах, которые возят "плановых туристов" из Кырена и Иркутска, привозят и водку. На днях, напившись, буряты устроили пальбу из ружей и мордобой. Милиции и ОМОНА там нет.

Тропа на всем протяжении в очень хорошем состоянии, кроме того, она промаркирована предупреждающими знаками: "подъем", "спуск", "брод", "место стоянки", "вода для питья", "камнепад" и многими другими. Общий комментарий: по сравнению с переходом Бий-Хем - Улуг-О, тропа, конечно, лучше и действительно во многих местах маркирована. Но в большинстве мест, где она теряется (болота, ручьи, сбросы высоты, осыпи и т.п.) искать её приходится долго.

До пересечения с первым правым притоком идет пологий набор высоты, далее крутизна тропы увеличивается и за вторым правым притоком (с водопадом) следует резкий взлет вверх. Тропа круто серпантином поднимается на склон, с которого хорошо просматривается долина Шумака и в ту и в другую сторону. Отсюда видно, что выше Шумак течет в глубоком скалистом ущелье. Дальнейший путь это - чередование затяжных спусков и подъемов с преобладанием последних.

В этом месте далеко внизу в ущелье, услышали отдалённые крики, команды: кто-то проходил пороги. Пытались кричать, бесполезно. Увидеть тоже ничего не смогли.

После пересечения третьего правого притока следует короткий резкий подъем и тропа выходит на скалы. Впрочем состояние тропы и здесь очень хорошее, и передвижение не вызывает опасений.

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаВсе притоки – очень холодные. Последний сеанс связи был на обзорной площадке, с которой открылся прекрасный вид на нижний Шумак и хребет на левом берегу Китоя. Сверху Шумак очень красив, сложность ниже II каньона – на уровне IV к.сл., хотя с высотытрудно дать объективную оценку. Сделали вывод: по прямой наши рации "Motorola" работают до 5- 6 км.

По пути на тропе через каждые 30-40 минут хода встречаются вытоптанные места. На них и отдыхали. На обед встали в 14.10 на р.Бабковке. Потратили около 1 ч 30 мин. Похоже, здесь многие обедают, сухих дров поблизости нет. Второй каньон поражает масштабами и высотой скальных стенок. В лесу – абсолютная тишина, шума реки отсюда не слышно вообще. Видимый участок реки – на уровне V - VI к.сл.

Местами тропа, идущая по правому берегу, приближается к скалам левого берега настолько, что о существовании реки можно только догадываться. Такое ощущение, что река где-то под нами, на глубине 100- 150 метров.

В районе очередного правого притока неожиданно скалы расступились, и мы оказались на отличной смотровой площадке, с которой виден Шумак и вниз и вверх. Высота вертикальных стенок местами достигает 150 м. Здесь практически единственное место, где можно спуститься к воде по крутой осыпи. Вероятно, здесь граница между I и II каньонами. Видимая часть реки на уровне V - VI к.сл. Но ведь это каньон!!!

Незадолго до устья четвертого правого притока тропа отходит от скал и идет по смешанному лесу на большой высоте от реки. На правом берегу притока, перед спуском к самому ручью справа от тропы неплохая стоянка. Дело близилось к вечеру, мы начали торопиться. До этого места от стоянки на Китое мы шли ровно 7 часов ЧХВ. Встали в 20.00. Площадка достаточно ровная, но ветреная. Надвигалась гроза. От места лагеря открывался прекрасный вид на долину реки Шунгай-Гол, а также угадывался левый поворот (по ходу движения) долины Шумака. Мы были сильно удивлены, но в 20.30 к нашему лагерю (палатка, костёр – всё уже было) подошёл Стефан ("Стёпа", как он разрешил себя называть). Это был светловолосый и симпатичный рослый парень лет 20 из Берлина (Германия). Он хотел бежать ещё дальше, но надвигалась гроза. И мы предупредили, что дальше – болота. Палатки у него не было, только коврик. Из продуктов – несколько пакетиков сухого картофельного пюре, ложка, кружка (заменяющая котелок) и..всё. Шёл Стёпа очень налегке, в разорванных брюках, имел при себе замоченный листок с очень приблизительной схемой участка "Моткины щёки-Шумак-источники". На листке также было написано несколько фраз типа "от каньона II до источников – 4 часа" и т.п. Это была вся информация, которую имел Стёпа об этом районе. Держал путь на Нилову Пустынь и очень торопился. Мы предложили ему остановиться с нами и место в палатке. Накормили, напоили чаем.

Стёпа – немец, но очень прилично разговаривает по-русски. И что самое главное, понимает нас по-русски (это трудно объяснить). Он студент II - III курса мединститута в Берлине и собирается в будущем специализироваться на педиатрии. Что-то он рассказывал сам, что-то уточняли мы, не затрагивая никакие личные темы. Вот, что мы узнали.

По воле случая он живёт (или жил) несколько лет в Москве. Познакомился в городском турклубе по объявлению с одной из водных групп г.Москвы. Сходил с ними на Шавлу и остался доволен. Дома (в Германии) раньше немного ходил на каяке. В этом году он снова был приглашён на сплав, в данном случае на Китой (о категориях сложности Стёпа имел смутное представление). Уже в поезде выяснилось, что в группе 9 человек. Было взято на маршрут порядка 7 фотоаппаратов, 3 видеокамеры и т.п. Среди членов группы шёл (!???) 9-месячный ребенок (с матерью и отцом). Шли медленно, постепенно выбились из графика. Вода поднялась. Где-то перед входом в "Моткины Щеки" К-4 с ребёнком кильнулся. Ребёнок был жёстко пристёгнут к сиденью типа автомобильного. Стёпа бросил весло, занырнул под кат и начал выдёргивать ребёнка из сиденья. Сделать этого не смог, вынырнул обратно. Со второго захода с помощью ещё одного члена экипажа ребёнка вытащили на поверхность, кат зачалили, ребёнка откачали. Сделали какой-то укол (Стёпа-будущий доктор) и всё вроде нормально. Т.е. ребёнка не утопили, воспаление лёгких он не схватил.

Стёпа опаздывал на работу и поэтому вынужден был сойти с маршрута раньше. Руководитель посоветовал через хребет уйти на Шумак, подняться до источников, нанять лошадь до Ниловки и улететь в Германию. Где-то в районе П-39-41 (ниже геологов) его переправили на правый берег сегодня утром. Он начал подниматься прямо "в лоб", но через несколько часов понял, что это не рационально, взял левее и свалился в какой-то распадок. По ручью поднимался почти вертикально. Поднялся на перевал. Шёл снег. На спуске сорвался и летел несколько метров кувырком. Побился, но не сильно. Через перевал шел с утра до 17.00, вышел на Шумак в том месте, где мы должны были идти с Шумака на Китой (по основному варианту). При помощи рюкзака с надутым вкладышем переправился через Шумак в районе р.Бабковки. Переправился с трудом, т.к. струя сильная и его едва не унесло в пороги, находящиеся в каньонном участке реки. С 17.30 до 20.10 шел вверх по Шумаку сначала без тропы, потом по тропе, пока не увидел нас. Руководитель московской группы ему сказал, от П-39 до Ниловой Пустыни Стёпа дойдёт за два дня...

Зная бурят и проблемы связанные с ними, предложили Стёпе не связываться с бурятами и не искать дополнительных приключений, а сходить с нами на источники, вернуться на нашу "базу" и идти с нами до пос.Раздолье (мы планировали на это 4 дня). У него же оставались сутки на возвращение в Берлин (если бы шутка!!!). Поэтому Стёпа сказал: "Пойдём, а потом посмотрим…". Как нам показалось, общение со Стёпой было взаимно приятным. Жаль, но нам нужно было ложиться спать и рано утром идти дальше.

19.08. Подъём в 6.30. Вышли в 8.00. Пасмурно. Погода портится. От места ночёвки поднялись вверх метров на 100-150 до тропы. Оказалось, что мы ночевали на правом берегу ручья с очень глубоким руслом. После преодоления русла мы немного ошиблись: основная тропа, как выяснилось на обратном пути, уходила наверх – левее по ходу движения. Мы же пошли прямо. Без тропы шли метров 300. Затем появилась хорошая тропа и через 50 минут после выхода мы встретили группу Вахова А., г.Уфа. Две уфимских группы стояли в 1- 1,5 км друг от друга!!!

Мы, конечно, думали, что их голоса мы слышали в нижней части II каньона. Но, к сожалению, выяснилось, что в этом году он не смог набрать сильную группу и они идут по "четвёрке" на плоту. Пока же у них – пешая часть. Вообще, на Шумак он забрасывался совместно с А.Захаровым (г.Уфа), который планировал делать соло – прохождение Шумака на К-1 с распашными вёслами. При заброске из Ниловой пустыни через Шумакский перевал буряты группу Вахова-Захарова "кинули", т.е. бросили, не выполнив свои обещания. В итоге уфимцам пришлось на перевал подниматься под снегом не на лошадях, а пешком. И идут они от Ниловки до этого места уже седьмые (!!!) сутки. Идут ваховцы тяжело, их всего четверо. У Вахова А. подвёрнута нога, поэтому часть груза идёт на катамаране Захарова А. Пообщавшись, минут через 15 мы пошли дальше. Стёпа рванул… и больше мы его не видели.

После брода через приток тропа полого забирается на скалы, и какое-то время идет по скальным полкам и осыпям. Здесь она везде маркирована турами из камней и хорошо читается даже на осыпях.

Около часа после встечи с Ваховым А. шли по лесу. Туры, конечно, стоят не везде, но заблудиться тяжело. Постепенно характер притоков изменился. Если до этого встречались широкие глубокие русла, то теперь появились ручьи среди больших каменных глыб. Пересекать такие ручьи по мокрым глыбам достаточно опасно. Постепенно тропа начала подниматься всё выше и выше. Река осталась где-то внизу. Достаточно резко тропа выходит на скальный участок. Идти становится небезопасно (как здесь ходят пионеры?). Вниз смотреть даже не хочется, да и не к чему это. Задерживаться в таком месте опасно, поэтому быстро проходим ещё метров 50.

Со скал открывается красивый вид на грандиозный скальный каньон на Шумаке. Бирюзовая водаОтчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 года на дне каньона с белым мраморным дном – это потрясающее зрелище!!!. Ничего подобного мы ранее не видели. Спорим о высоте вертикальных стен. Решаем, что здесь – метров за 60. Но в других местах и повыше будет. Переживаем, что "база" нас уже не слышит и мы не можем передать свои живые ощущения по этому поводу. Погода хмурится всё больше и больше. Поэтому быстро делаем фото и видео-зарисовки и совершенно очарованные уходим дальше… Красота неописуемая!

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаТропа постепенно спускается со скал в зону леса и становится более труднопроходимой (заболоченность). Это наиболее неприятный участок тропы. Долина реки постепенно расширяется. Через 30 мин. после скального участка тропа выходит на берег реки. Фактически это уже начало I каньона. Похоже, вода средняя. Видимый участок реки – отличная "пятёрка" для К-2. К-4 здесь будет тяжело. Теоретически, участок до I каньона по этой воде можно идти и на спортивном К-4, но вода в каньоне поднимается за несколько часов и можно так влететь. Местами есть "непроходы". Ясно, что при прохождении всё судно в целом будет отшлифовано. Очень много камней.

Постепенно состояние тропы улучшается. Через 3 часа ЧХВ от места ночлега выходим к "священному" месту. На правом берегу привязанные к дереву ленточки, на земле монеты, обилие детских игрушек. Напротив, на правом берегу, естественные башни из конгломерата высотой 30- 40 метров. По преданию сюда приходят семьи просить детей у местного божества. От места ночёвки до дацана шли 4 часа ЧХВ.

Отдельно на дереве прибит зелёный щит. На нём – информация о территории заповедника. Наши дежурные делают перекус. Остальные расматривают местные достопримечательности. Многие сувениры очень красивы. Две свежие глиняные скульптуры. Много кукол, машинок, денег всех времён и народов, кухонной утвари, посуды и пр. В целом, преобладают детские игрушки.

Пока перекусывали, с источников подошла группа москвичей (15 студентов, из них - 5-7 девушек). Визуально видим: имея опыт и снаряжение, соответствующие для прохождения рек III - IV к.сл., они забрели на Шумак и искали место для начала сплава…!? Верхотуров М. побеседовал с ними и рекомендовал им побыстрее уйти вниз, пока броды есть… Через день мы их догнали у своего лагеря. Бедняги под дождём совсем раскисли… Кто их выпускал? Вроде как заявлены и идут по V, но как-то странно, зашли через источники, а потом хотят занестись на "Моткины щёки" – до р.Б.Моткин- Гол.

На карте-схеме тропа в этом месте уходит на левый берег. Мы шли и дальше по правому. Примерно через 0,5 часа увидели на левом берегу лагерь Захарова Александра. Из-за небольшой поломки Захаров стоял – чинился. Мы его крикнули, и он нераздумывая перешёл к нам, на левый берег. Предупредили его, что лучше бы он не совался в одиночку в I - II каньоны. Он сказал, что будет внимателен, и мы тронулись дальше. Про бурят и заброску через источники Захаров вспоминал только матом. Обещал написать в Internet отдельную статью на эту тему… На источниках группа Захарова-Вахова пробыла сутки, чего они и нам желали. Но у нас на это было времени практически не было.

От этого места [дацана] до источников 6 км. Это наименее трудоемкая часть пути. Здесь тропа идет только вдоль берега реки. Долина Шумака здесь широкая. Первые 1,5 км тропа идет прямо по отмелям вдоль Шумака, затем немного отходит от берега и входит в лиственничный лес. На этом участке - обилие конских следов. Через 1 час ЧХВ выходим к р.Березовой. Перед рекой знак "Внимание! Опасный брод". Брод действительно более серьезный, чем все предыдущие. От брода 40 минут хода по отличной тропе до Шумакских источников. Об источниках можно много говорить, но лучше все это увидеть своими глазами. Это своеобразный оазис, но в тайге. Источники расположены по обоим берегам Шумака. На правом берегу находится целое таежное поселение: несколько изб, в каждой из которых несколько комнат, баня, изба-храм, изба с радоновой ванной. На полянах большое количество всевозможных предметов, сделанных руками людей, посетивших в разное время Шумакские источники. Это - знаки благодарности людей, которым источник помогли поправить здоровье, снять усталость, поднять настроение.

Ещё на подходе, метров за 200 до первой избы на дороге увидели огромный свежий крест, метров 7 в высоту. Никаких комментариев … Когда подошли к первой избе, спросили о кресте. Сказали, что 4 дня назад его установили туристы-водники. Да, недоброе начало, подумали мы. В крайней избе был мужчина с мальчиком из Иркутска. Он спросил, сколько у нас времени отведено на источники. Мы сказали: "Час". Он пояснил, что здесь отдыхают, а не бегают. Нужно 3-5 дней. Стёпу он видел. Не найдя лошадей он ушёл на перевал один. Оставили с мужчиной рюкзаки и пошли на "отдых". На встречи-беседы с Ваховым А., москвичами, Захаровым А. потратили около 1.5 часов. На съёмки – около часа. На источники пришли в 14.30. Всего шли "туда" около 13 часов ЧХВ.

Погода уже была совсем хмурая, решили быстро всё посмотреть и обедать уже на обратном пути. Путь к родоновой ванне проходит через "Мост к здоровью". Начали с родоновых ванн. Вокруг избы в каждой лужице всё булькает, как в фантастических фильмах. На высоких шестах – самолётики, птицы и др. изделия русского деревянного зодчества. Справа от избы – скамейки, здесь мы разделись и пошли в избу. На двери – предупреждение о том, что ванны можно принимать лишь 5-10 мин. Добрые люди нам подсказали дополнительно – погружаться не выше уровня сердца. Каково было наше удивление, когда мы увидели, что в каменной чаше между нами плавали пиявки! Потом нам пояснили, что они очищают воду.

Перешли по бревенчатому мосту на левую сторону Шумака. Метров 300 поднялись по ровному дну ручья, в который сливаются источники. Дно-известковые отложения. Один из первых источников – ";Женские капризы". Некоторые (из нас) тут же попробовали: не понравилось (может потому, что мы не женщины?). Нас предупреждали, что минеральную моду нужно пить только здесь, налитая в ёмкости она теряет свои качества. Но ребята просили принести и мы набрали в бутылку для "базы". Поднялись выше, попробовали другие источники (от сердца, и пр.), вкусы разделились… Тут мы вспомнили предупреждение мужчины, с которым оставили рюкзаки, о том что несколько дней назад одна из женщин, прилетевшая сюда на отдых, так напробовалась, что её вывозили вертолётом (срочный рейс МЧС, вызванный через бурят, вздутие живота). Мы решили не рисковать, вылили всё из бутылки, перестали пробовать и начали более подробно осматривать окрестности.

Большинство источников пронумерованы. Рядом с некоторыми – замечательные поделки из дерева. По лотку бежит вода, она падает на "качели" из двух ложек. Когда вода переполняет левую ложку, она начинает перетекать в правую, правая перевешивает, вода выливается. И так по циклу. После порогов, пешки – очень успокаивает. Так же нам понравилась "водяная мельница" – вода крутит лопасти мини-турбины, которая соединена с детским вертолётом. В итоге вертолёт "летит". Засняли так же множество идолов, стоящих там на каждом углу. Они- – единственные немые свидетели и человеческих радостей и человеческих пакостей, творящихся в округе.

Вокруг источника "для мужчин" множество фигур, изделий, изображающих мужские органы. Похоже, человеческая фантазия не знает границ…

Отчет о пеше-водном походе шестой категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту р.Китой - р.Шумак - р.Китой, совершенном с 29 июля по 26 августа 2000 годаПогода продолжала хмуриться, и мы пошли к рюкзакам. Обидно, что вокруг этих ванн множество следов цивилизации: лошадиный навоз, банки, бутылки и пр. Множество пеньков от спиленных деревьев. Всё порядком загажено. Говорят, в пик сезона здесь бывает до 300-500 человек одновременно. Был уже конец сезона, и мы встретили здесь лишь около 40 человек. Бурят на лошадях было мало, но они смотрят на всех как хозяева тайги. Местных (иркутских, читинских и пр.) не трогают, свои всё-таки. В центральной части территории источников есть вполне приличные избы. Ко многим из них ведут дорожки, выложенные плоскими камнями. Есть даже приличная волейбольная площадка.

Мы были на источниках недолго, но поняли, что контенгент здесь меняется очень быстро. Группы пешников шли и шли. Одни уходят, другие приходят. В основном – студенты 1-4 курсов ВУЗов г.Иркутска и г.Улан-Удэ. Удивило, что на источниках никакой связи с внешним миром нет, но все всё знают. Когда узнавали, что мы из Уфы, тут же вспоминали (с хорошей стороны) Александра Александровича (Захарова), который начал сплав от источников и группу Вахова.

Пробыв на источниках 2 часа, в 16.30 вышли обратно. 50 минут шли до р.Березовой. Ещё 40 минут - до дацана. На подходе к "святому месту" во второй раз встретили трёх полных, но очень весёлых женщин из Иркутска. Они уже успели сходить на дацан. Будут отдыхать на источниках неделю. Потом их заберёт вертолёт МИ-8. До Иркутска в один конец – 1000 руб.

Немного отошли и встали на обед. Специально ушли от бурят. Говорят, дальше дацана они особо не ходят. Минут за 40 пообедали и начался мелкий дождь. Дальше уже не пошли, а почти побежали. Хотели догнать Захарова А. и встать вместе. С 19.00 – сплошной проливной дождь, который закончился поздно вечером, т.е. через 3,5 часа. Дым костра Захарова увидели издалека. Но мы знали, что стоянок у тропы здесь нет. Подумали, может, он нашел стоянку. В 19.30 мы подошли к Захарову А. Он с напарником стоял под навесом, сделанным из своего К-1. Но они запалили костёр прямо у реки, решили погреться. Выяснилось, что Захаров А. начал сбор судна практически на источниках. На месте старта его провожала на сплав большая толпа отдыхающих. Но, пройдя за два дня около 10 км и даже не дойдя до I каньона, он решил остановиться. Очень много камней, есть "непроходы" и Александр опасался, что по Китою плыть ему уже будет не на чем. На утро он планировал осмотр, съёмку каньонов, обнос до группы Вахова А. и совместный сплав с ним от р.Бабковка до пос.Октябрьский.

У воды стоять нельзя. Темнеет, ливень. Сделали быструю разведку вперёд. Обнаружили ещё какой-то мелкий приток, на его правом берегу прямо на тропе – небольшая площадка. Захаров А. занимался разборкой судна, а нас просил оставить место под палатку. Встали, натянули групповой тент под кедром. Стало значительно лучше. Кругом всё сырое, кое-как развели костёр, поели. Палатку натягивать было негде, легли на коврики. Корни кедра и уклон очень мешали. Уже в полной темноте пришёл Захаров А. с напарником. Быстро поставив двухместную палатку прямо на тропе и наскоро перекусив, они тоже легли спать. Закончился очень тяжёлый ходовой день. Очень много впечатлений.

20.08. В 6.30 подъём, пасмурно, но дождя нет. В 8.10 вышли, Захаров А. ещё спал. Короткие остановки на смотровых площадках в I и II каньонах. Сегодня каньоны смотрятся особенно мрачно и сурово. Особенно впечатляют чёрные мокрые вертикальные стенки и белое мраморное дно каньона во многих местах. Тропа сырая и узкая. Местами идти очень опасно, передвигались в таких местах с интервалом в 10- 15 метров. В конце I каньона увидели мощный столб дыма, поднимающийся над долиной реки. Шли и спорили: то ли это дым костра Вахова А., толи дым от пожара. Так и не выяснили. Поднимались плотные облака, и пока мы подошли, дым постепенно исчез.

В конце I каньона немного плутанули - разошлись. Один пошёл нижней тропой, трое - верхней. По рации связались, решили встретиться на месте вчерашней ночёвки. Там устроили перекус. В это время подошли пионеры – группа из нескольких семей с детьми. Предупредили руководителя об опасности мокрой тропы над I каньоном. Они утром встречались с группой Вахова А.

Мокрые тропы над II каньоном тоже оказались непростыми. Местами сверху свалились камни, тропа "поехала".

Навстречу попались трое. По виду – очень спортивные молодые ребята-водники. Оказалось - часть группы из г.Казани. Настроение у них было жутко боевое. Они несли К-2 и собирались сегодня добежать до источников, искупаться в родоновых ваннах, собрать К-2, и за полдня пройти оба каньона на р.Шумак. На всё это они планировали 3 дня. Двое должны были идти на К-2, один – на разведке, съёмке и страховке (???) сверху. Мы были уверены, что они щутят. Но они были в состоянии эйфории: по их словам, после трёх дней разведки ПВ в "Моткиных щёках" они прошли ПВ по поднимающейся воде на К-5 (катамаран – 5 т с задней гребью и пятью членами экипажа!!!). На видео снимали с трёх точек, одна из которых – с осыпи, где и мы осуществляли разведку. По их словам, во II ступени в 1-м сливе они падали практически вертикально 2,5- 3 м, во 2-м сливе – метров с 3,5-4-х, причём в "котёл" кат провалился по уши – гребцов не было видно. Зато 3-ю ступень практически залило. Оператор, стоявший на осыпи, заметил, что вода за час поднялась больше, чем на метр. Мы пожелали казанцам удачи и разошлись. Ребята не получили удовольствия от прохождения ПВ на "горе воздуха", они отметили, что "от тебя ничего не зависит".

Вдалеке, между деревьев увидели огромную "плотину". Она расположена в скальном сужении Шумака. Мощнейший подпор, огромная глубина. Высота многоступенчатого водопада – метров 15, не меньше. Во всяком случае, самой чаши, куда падает вода, с тропы не видно.

Обогнали группу Вахова А., он решил дойти до р.Бабковки и оттуда начать сплав вместе с Захаровым А. Сегодня к вечеру у них связь по рации. Вахов А. тоже торопился: у них уже были билеты на поезд из Иркутска. Могли не успеть.

Примерно в 14.30 подошли к р.Бабковке. Включили рацию и "база" нас услышала!!! Тайменя, который оказался ленком, почти съели, но баню топили они вчера и уже топят сегодня. У них в гостях замечательные ребята Василий (Питер) и Александр (Подмосковье) из сборной команды ("бригады") Москвы, Питера, Германии, Латвии и т.д. Вчера эта "бригада" подошла к "базе". Ночевали они вместе. Ждут нас. Настроение наше улучшилось, хотя ноги уже не шли совсем. Была отличная погода, но дров вблизи брода на р.Бабковке не было. Пока варили обед, ели и переправлялись (снимали обувь), незаметно прошло 2 часа. Снизу подошли какие-то ребята и, не подходя к нам, спустились к Шумаку. Похоже, отсюда начнут сплав.

Уже перед Китоем догнали группу москвичей-студентов, с которыми вчера встречались на дацане. Они далеко растянулись по тропе и были уже "никакие". На одном из притоков мы нашли туристский набор (ложка, нож, вилка, штопор). Оказалось, одна из девушек потеряла это. Вернули. Они сегодня хотели бродить Китой. Вечерело, москвичи были обессиленные, поэтому мы рекомендовали им искать стоянку.

Свою стоянку тоже нашли не сразу, т.к. Шумак здесь разливается на протоки и сориентироваться очень тяжело. Опять же выручили рации. Пришли на стоянку в 19.30. Итого "обратно" шли около 10 ч 30 мин. ЧХВ. Полное ЧХВ радиального выхода на Шумакские источники составило 23 час. 30 мин. Продвижение группы происходило в очень высоком темпе.

Подошли к костру и не узнали место, где мы стояли. Оказалось, что вчера после обеда здесь прошёл мощнейший ливень. Как сказали ребята, небо было просто чёрное. Вода рекой из леса пошла на лагерь, наши ребята еле успели убрать вещи от костра (мы свои вещи убрали к ним под тент ещё до "радиалки"). Зато утро сегодняшнего дня, как сказали ребята, было просто замечательным: ясное голубое небо и очень плотный белый туман.

Познакомились с гостями. Они из сборной "бригады". В ней была и каякерша – 60-летняя француженка Жюли!!! По плану руководителя сборной "бригады" они собирались забрасываться от Ниловки до Шумакских источников на лошадях за один день, а потом две недели плыть (планировалось прохождение Шумака).

А получилось наоборот: буряты их "кинули" и они две недели шли пешком. Долго шли под снегом. Несли много лишнего. Пришлось выбросить 6 бутылок шампанского и часть продуктов. Построилась "бригада" на р.Бабковке и за один день дошла до нашей "базы". Именно их крики мы слышали, когда поднимались вверх по Шумаку! К нашим ребятам "бригада" обратилась за помощью: в обед на стоянке кто-то повредил топором ногу. В общем, наши ребята помогли остановить кровотечение, перевязать пострадавшего. После мытья в нашей бане и ночёвки основная часть "бригады" ушла вниз перед нашим возращением. Александр и Василий решили пожить с нами, потом ещё пару дней ниже, в общем, отдохнуть.

Мы спросили о кресте, что увидели на подходе к источникам. Оказалось, это "бригада" его поставила. И не на могиле водника, а в знак того, что они объявили войну бурятам. Дело в том, что на заброске буряты (Ниловские) изрядно попотрошили их рюкзаки, сломали спиннинг и главное, украли большую тефлоновую сковородку, которую ребята везли из Питера для того, чтобы жарить рыбу! Короче, обидели наших "гостей" буряты изрядно. За две недели заброски Василий, имевший дома вес 150 кг, потерял, по его словам, около 30 кг.

Саратовцы и кемеровчане уже тоже ушли вниз. Саратовцы после нас имели проблемы в П-65: два судна столкнулись в бочке под левым берегом. В бочке перед нашим лагерем они тоже сидели минут 20.

Оказалось, что ребята из Кузбасса (г.Междуреченск), которые видели нас в П-65, прошли вторую ступень в пороге-водопаде Верхних Щек! Но у них вымыло переднего правого в П-1 и заднего левого в "Винте" (П-5). В П-48 один К-4 у них кильнулся, есть материальные потери.

Устье р.Шумак-пос.Раздолье

От устья Шумака до устья Билюты примерно 50 минут сплава. На этом участке перекаты, протоки, плесы. Примерно за 2 км до р.Билюты в русле Китоя большой длины (около 1 км) остров, поросший лесом. За островом, при слиянии проток, шивера: камни в русле и небольшой прижим. Перед самым устьем р.Билюты на правом берегу Китоя черный обломок скалы, а в устье несложный порог: ближе к правому берегу обломки скал, ниже по течению в центре русла обливные камни, нужно идти левее скал, но прижимаясь к ним, чтобы легче отгрести от обливных камней. Билютинский каскад - это серия коротких порогов, разделенных участками быстротока. Осмотр практически всего каскада можно сделать по правому берегу, так как через реку Билюты есть подвесной мост в 50 м от устья.

Моста мы не заметили.

П-90 - расположен перед устьем притока. Порог короткий и простой: в русле камни, несколько сливов, падение небольшое. Проход в левой или правой части русла. У устья притока Китой резко поворачивает налево, потом начинается плавный правый поворот, на котором находятся препятствия 91-93.

П-91 - первый Билютинский порог - ниже устья Билюты. Самый эффектный порог каскада. Длина 30- 40 м. В пороге и с правого и с левого берега много камней. Горка, потом сливы через подводные камни с котлами, валы. Проход по центру или чуть левее сливами через двое ворот из камней, ворота широкие. Правый берег - крутая осыпь из скальных обломков, выше терраса с хорошим местом для лагеря. Чалка за порогом к любому берегу. Просмотр можно осуществить с любого берега.

П-92 - второй Билютинский порог - следует через 25- 30 м после П-91. Представляет собой простой короткий слив между полуобливных плит.

П-93 - третий Билютинский порог - по левому берегу просмотра нет. Слив в конце правого поворота более 1 метра. Справа пологий водоскат, в который можно попасть при аккуратном маневре между полузакрытыми камнями на заходе, либо по треку центрального слива. Страховка с правого берега ниже порога. Здесь же на правом берегу памятник.

П-94 - четвертый Билютинский порог - через 300- 400 метров. Река совершает длинный левый поворот. С правого берега выступает крупная галечная отмель. В центре русла галечный остров, проходы есть и слева и справа от острова. Ниже острова на правом повороте вся вода уходит к левому берегу и сильно наваливает на крупный камень у левого берега, заливая его почти полностью. Ниже порога на левом берегу неплохая поляна. Заходили правой протокой, на выходе отрабатывали вправо от навала на камень. Далее серьезных препятствий на реке нет.

П-95 - каскад горок с шиверой на заходе и прижимом в конце к скалам и обливным камням. Бочки после крупных обливных камней. Затем начинают доминировать мели и перекаты. Долина реки как-то сразу открывается, В русле появляются острова, в протоках - перекаты и слабые шиверы. Река расширяется, однако скорость потока остается высокой. Камни в русле появляются снова незадолго до устья рек Ихэ-Гол и Федюшкиной. От устья Билюты до этого места 1,5 ходовых часов. Сплав до устья Китой-Кина занял еще около часа, от Китой-Кина до метеостанции "Дабады" - около 2,5 ходовых часов. Метеостанция "Дабады" расположена на левом берегу. За 200 м до нее через реку протянут трос - здесь гидропост. На левом берегу, у гидропоста, памятник погибшему от медведя геологу. После Дабады до бывшего пос. Подкаменье около 2-х ходовых часов. От пос. Подкаменье до пос. Октябрьский - еще 5,5 ходовых часа. Таким образом, сплав от устья Шумака до пос.Октябрьский требует 12-13 часов ходового времени.

После пос.Подкаменье в русле могут встречаться затонувшие бревна. Особенно опасны они в узких протоках. За 2,5- 3 км до пос.Октябрьский влево от основного русла уходит большая протока, которая ведет к поселку. На окраине поселка отличная полянка в сухом лесу, где можно высушить и собрать снаряжение.

Мы же всё шли сходу тандемом. Река "читается" с воды. Редкий случай, но до самого финиша – пос.Раздолье - Китой имеет хорошую скорость течения. Основные препятствия – валы в Билютинском каскаде. Каскад оценили как IV к.сл. Далее – разбои, завалы, перекаты, где можно порвать оболочку. От стоянки в устье р.Шумак до пос.Раздолье – 1,5 дня, 14,5 ЧХВ.

21.08. С утра - прекрасная погода. Отходняк – полуднёвка. Подъём в 8.00. После завтрака плавно собираемся, собираем бруснику и лист брусники. Может, и до вечера бы собирали, но в районе "Моткиных щёк" небо начало чернеть, приближалась гроза. Резко собрались и в районе 13.00 вышли. Прошли немного, и гроза нас догнала. Да так догнала!!! Мощнейший ливень, ураганный ветер заставили нас быстро "смыться" с реки. Пришлось встать на обед на одном из поворотов.

Очень резко похолодало. Похоже, в горах прошёл град со снегом. Василий и Александр поставили палатку. Они решили здесь "зависнуть" на пару дней. На прощание "гости" сделали прекрасную уху. Мы дружно пообедали. Ветер постепенно стих, ливень кончился. Мы снялись на память с прекрасными ребятами, тепло простились и погнали дальше. Переживали за группу Вахова-Захарова, которая сегодня строится.

Где-то в устье последнего ручья перед р.Федюшкина на правом берегу стоял и ждал туристов рыбак/охотник – молодой парень из Иркутска. Попросил нас перевезти его на левый берег. Переправили. Пригласил посмотреть охотничье зимовье. Похоже, это – зимовье Домышева. Несколько крепких изб. Навес, пол под ним - из досок. Просторная баня. Всё сделано очень фундаментально. Провода висят, есть генератор, но не работает. Недавно убили медведицу. Мясо засолили и держали в специальной яме со льдом. Потом отправили в пос.Раздолье на катамаранах (!?). На неделю бы раньше, он бы нас угостил. Рассказал, что весной к зимовью пришёл медвежонок. Медвежонка прикармливали, он рос. Потом начал шалить – ломать мебель, посуду, вскрывать банки с консервами. Пришлось пристрелить. Жаль, не засняли рассказ охотника на видео (плёнка уже кончилась). Много интересного, даже не ожидали, что парень такой разговорчивый.

Охотник пояснил, что в пос.Октябрьский "ловить" нечего, нужно плыть до пос.Раздолье. Автобус два раза в день до г.Ангарска. Спросили, не нашли ли того рыбака, что погиб в П-64. Он сказал что нашли, но мы поняли, что по времени – намного раньше, т.е. не его. Пояснил, что всех… обычно вылавливают в нижнем течении р.Китой. А ещё он сказал, что на перевале "Аршан" на днях погиб (замёрз) турист-пешеходник. В возрасте уже. Вот такие были новости - интересные и не очень.

Охотник предупредил, что дальше, на правом повороте – порог. Он действительно там был: валы, небольшие бочки, прижим к левобережной скале. Ночевали на Китой-Кине. Встали в 20.00.

22.08. Утром – иней. Подъём в 6.30. Оказалось рано: пока солнце не появилось, собираться было бесполезно. Вышли в 9.00. Холодно, хотя и солнечно. Шли долго, но поняли, что если не обедать, то сегодня не дойдём. Просто не хватит сил. Примерно в 14.00 встали на обед на левом берегу на песке. На воде – холодно, на берегу - жарко. 2 часа ушло на обед.

Где-то после р.Китойский жидой по берегам стали появляться брошенные деревянные плоты, остатки мостов, мощнейшие завалы из брёвен. Это было похоже на склад строительного леса, но почему-то лежащего прямо в воде. Возможно, со времён развитого социализма, т.е. лет 15-20.

Последние 10 км - сплошная облепиха!!! Все берега – просто жёлтые. Перед финишем – сплошные разбои. Старались идти в прямой видимости, рации работали постоянно. Пошли по левым протокам, ближе к коренному берегу. Много рыбаков и собирающих облепиху. Проплыли кладбище (слева), за ними пошли жилые дома. В 20.00 К-4 зачалился под ЛЭП налево, метров за 200 до причала, к которому подходит паром. К-2 уже узнавал на правом берегу расписание парома и искал место для ночёвки.

Экипаж К-4 (3 чел.) пошёл на разведку автобуса, магазина, почты и пр. В 21.30 "разведчики" вернулись, купив и узнав всё, что нужно. За это время на берег из местных никто не выходил, к нам не приставал. Лишь те, кто в этот момент оставался на берегу реки, мог оценить красоту китойских закатов. Стояли на правом берегу около (выше) чалки парома. Песок!!! Разбирались уже в полной темноте. После разборки "запротоколировали" окончание сплава и где-то в 2.00 легли прямо у костра.

23.08. Рассвета ждать не стали, подъём в 5.00. Собрались и вышли со стоянки в 6.00. Подошёл небольшой катер, загрузились (вместе с местными жителями, велосипедами, мотоциклами и пр.), переправились (бесплатно!!!). Пешком от реки до автостанции – минут 20 с грузом. Заняли очередь, в 7.00 пришёл автобус до г.Ангарска. В кассе нас предупредили, что в г.Ангарске каждый автобус встречает жена рыбака, погибшего в П-64. Около 11.00 приехали в г.Ангарск, жена рыбака ждала уже который день нас. Свердловчан и ребят из Кузбасса она уже видела, надеялась что-то узнать от нас. Тяжёлый был разговор, поскольку ничего нового мы и сами не знали. Пошёл дождь, но мы уже ехали в автобусе.

Водителя автобуса за 30 руб. попросили завезти нас на ж/д вокзал. Билетов не было. Пока ходили по площади, двое наших съездили на рынок, купили несколько вёдер брусники по 180 руб., обратно вернулись на такси. Попутно пообщались с местными дельцами турбизнеса (Байкал и пр.). Были люди близкие к КСС и МЧС. Грустная статистика – по состоянию на 20 августа с Китоя и его притоков только за июль-август 2000 г. не вернулось 11 человек. В 15.20 уехали на поезде Иркутск-Анапа.

24, 25, 26.08. В 4.30 местного времени прибыли на ст. Уфа. Погода пасмурная, но нас встречает автобус, заказанный Яхиным Айдаром по телефону ещё из г.Ангарска. Нас развозят по ночному городу. Всё как-то незнакомо, в городе повышены цены за проезд в маршрутном такси. Производственные и домашние проблемы уже начали загружаться в наши головы. Поход окончен. Уже сегодня начнутся сады и огороды, работа – в общем трудовые будни… В тайге было веселее.

6. Итоги, выводы и рекомендации

Маршрут хорош тем, что сложность препятствий нарастает постепенно и ключевому месту П-43-72 группа успевает "акклиматизироваться".

В старых лоциях, как минимум, две крупных неточности:
- Первая – установка базового лагеря и разведка Верхних щёк от конца пор.11, а не от второго селя (это важно для групп, идущих по V - VI к.сл.).
- Вторая – разведка и обнос Моткиных щёк от "Скальных ворот". В высокую и очень высокую воду участок ниже р.Большой Моткин-Гол гораздо сложнее и опаснее, чем начало Моткиных щёк (это важно для V к.сл., т.к. по VI к.сл. нужно идти всё в Моткиных щёках).
Согласно отчёта Качер-Тихомиров-98 группа делала базовые лагеря перед пор.12, 38 и р.Моткин-Гол и шла Верхние и Моткины щёки без груза. Для групп, идущих по VI к.сл., это неоправдано, нужно всё идти с грузом. Переправа через р.Эхе-Гол может принести неприятностей больше, чем гружёный катамаран при прохождении щёк.