Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Реки: Красненькая - Кутсайоки - Тумча

Автор: Дмитрий Копытов (Санкт-Петербург)

Фотографии Ольги Степановой (Санкт-Петербург)

Паспорт маршрута

Категория сложности: 4
Средства сплава: двухместные катамараны, каяки
Нитка маршрута: г.С-Пб - г.Кандалакша - р.Красненькая - р.Кутсайоки - р.Тумча - оз. Тумчаозеро - пос.Зареченск - г. Кандалакша - г.С-Пб
Протяженность маршрута: сплав - 56 км.
Количество участников: 7
Сроки путешествия: 29 мая - 9 июня 2004 г.
Уровень воды: паводковый
Средняя температура воздуха: днем 10 - 15 градусов C, ночью -5 - 5 градусов C

Ф.И.О. Год рожд. Тур. опыт Обязанности Средство сплава
Копытов Дмитрий Владимирович 1979 3Р Умба руководитель завхоз Каяк ROBSON MOONSTER
Китов Михаил Александрович 1979 4У Мзымта Лоцман Каяк ESKIMO SALTO

10 7 июня 2004 г. м/с - пор. Шляпа 16 сплав
11 8 июня 2004 г. м/с - г.Кандалакша катер, машины
12 9 июня 2004 г. м/с - г.С-Пб поезд

Итого: пройдено активными способами передвижения: сплав - 56 км.

Краткое описание маршрута

Связка рек Красненькая - Кутсайоки - Тумча на сегодняшний день пользуется огромной популярностью среди водных туристов. Доступность региона, известные, простые и надежные пути заброски - выброски, разнообразие маршрутов, красивейшая природа. Не последнюю роль играет и раскрученность маршрута. Местные говорят, что в переводе с …ского языка "Кутса" означает "смерть". В словарь не заглядывал, наверное просто рекламный ход :-).
Река Красненькая (Карельский Башкаус) вытекает из озера Юрхямяярви (там и находится Чертов мост), впадает в оз. Пюхяярви. Имеет длину около 5 километров, расход воды в истоке около 8 кубов. Уклон до 10 м/км (в каньонах - до 20 м/км). Река маловодная и каменистая, с очень большим (для Карелии) падением. Катамараны и каяки при соответствующей подготовке могут пройти практически все, за исключением узостей или острокаменитостей по малой воде.
Кутсайоки начинается от озера Пюхяярви. Имеет протяженность около 44 км. Расход при впадении в Тумчу - 25 кубов. Верхняя часть имеет уклон около 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Так же выглядит и Тумча, только воды побольше - 40-50 кубов, длина участка от впадения Кутсайоки до порога Шляпа - 11 км.
Вышеуказанные цифры уклонов и расхода воды взяты из лоции Афанасенкова, для средней летней воды. Паводок длится примерно до середины июня. Сравнивая фотки и отзывы о летней воде с тем, что было на паводок, я бы сказал, что в паводковой Красненькой кубов 10-15, и кубов 30-35 в Кутсе. Но могу и ошибаться, т.к. не очень владею вопросом :-(. Что касается указанных расстояний, то их я пишу, исходя из анализа карт и спутниковых фотографий, а также по личным ощущениям. Все это достаточно субъективно, так что за точность не отвечаю.
Ссылка на лоцию: "http://www.afanas.ru/myreport/kutsa/kut_to.htm" rel="nofollow"
Ссылка на сайт NASA: "https://zulu.ssc.nasa.gov/mrsid/mrsid.pl" rel="nofollow" , а вот нужные участки:

Красненькая - Кутсайоки (740Кб)

Кутсайоки - Тумча (720Кб)

Я там на фотках цифири проставил, можно сделать что-нибудь типа абриса, а то я в свое время ничего не нашел. Вот что эти цифири означают:

1 - Чертов мост
23 - Карниз
24 - Змея
25 - Шляпа

Водохранилище часть 1 (684Кб)

Водохранилище часть 2 (700Кб)

Заброска-выброска

Прежде всего не забывайте, что это погранзона, и не обижайтесь на людей, которые будут попрошайничать у вас какие-то "списки группы", у них такая работа. Напишите все, что им надо на любом листочке бумаги и отдайте. Требовать печать и какие-либо разрешения они не будут. Нам таких попрошаек встретилось четверо, так что мы пожалели, что не отпечатали им бумажек в городе.
Заброска паровозом до Кандалакши, оттуда или до Аллакурти - легковым транспортом, а там искать что-то "вездеходное", или сразу ехать до места на грузовике. Видимо, таксотусовка там постоянная и проблем с машиной возникать не должно, но лучше все же перебдеть, и заказать машину заранее. Ехать порядка 3-4 часов.
Заезжать можно на Чертов мост (исток Красненькой), можно на Голубые озера (Красненькая в пролете, т.е. вы в пролете мимо Красненькой).
Классический вариант выброски - через водохранилище (катером или лопатить) и Зареченск, оттуда машинками, коих в избытке, до Кандалакши. Альтернативный вариант - выбрасываться после пор. Тесный на месте брода. Это позволяет избежать плесов, сэкономить время, но и лишает всех последующих порогов. Подъезд к этому месту нормальный, при нас туда приехала шестерка. Дорога идет через село Вуориярви.

Координаты и расценки:
Заброска до Чертова Моста на ЗИЛе с кунгом - 3200 (Рыбалов Михаил 8*81533(код) 32182, моб. - 8911 3037066), он же может забрать из Зареченска за 2500, или местными легковушками (мы влезли в 2 машины по 1200 каждая).
Катер 3500 со всех минимум, а в сезон по 250 с носа, Владелец катера в Зареченске - Николай Осипов - 8*81533 60539

Дневник

30 мая
Рано утром приехали в Кандалакшу, встретились с Сашкой Горбуновым, который ехал прямо из Москвы, дождались Настю Райскую (это фамилия), которая ехала следующим за нами поездом, (в наш ее не пустили, т.к. билет был не на ее имя, а купить на наш поезд не успели). Позавтракали на вокзале (на горелочках), загрузились в забросочный ЗИЛ и часа через 3 были на Чертовом Мосту. По пути заехали к пограничникам в Аллакурти, обещали немедленно сообщить им о любых подозрительных личностях, которых мы встретим на маршруте. За весь поход мы только однажды встретили людей - это были их же пограничники, ловившие рыбу у брода после Тесного.
На Чертовом мосту обед, стапель; "Тритона" собрали достаточно шустро, а вот с самопалом а-ля "Рафтмастер" с деревянными элементами Сашка возился долго. Каякеры и женская двойка успели даже раскататься ниже моста. Вечером тронулись в путь, и минут через 20 встали над каньоном Короткий (IV) на ПБ. По пути несколько симпатичных шиверок. Пока готовился ужин, все успели вдоволь набояться. Каньон впечатлял.

31 мая
Трезво подумав, мы решили, что проведенное вчера время на воде нельзя назвать полноценной раскаткой перед четверочным порогом в паводок, поэтому пара часов после сборов была посвящена раскатке на шиверке выше Короткого. Учитывая слабую подготовку Оли с Настей, решили, что первую ступень пойдут Саша с Натальей на "Тритоне", за ними - Мишка, потом - я. Ничего сложного, просто мощная вода. Фото-видео и 2 морковки на ПБ, Майка с морквой переправили на ЛБ и поставили над котелком внизу 1 ступени. Там даже не совсем котелок, а скорее прижим к скале, образованный противотоком в суводи ЛБ. Туда-то и попал катамаран и выбрался тал-леко не сразу. Мишка прошел чисто, но полег на выходе, быстро встал и зачалился. Я в точности повторил его действия, только в последнем пункте отстрелился.
Сказалось долгое отсутствие тренировок эскимоса - я не пытался встать, а вылез мгновенно :((( Забегая вперед, скажу, что после второй ступени произошло тоже самое :(( , но это был мой последний киль на реке :))) Прикатался…
Майк от прохождения первой ступени воздержался, равно как и Оля с Настей. Кстати, именно здесь Насте был преподан первый урок водного туризма ;)) "НИКОГДА НЕ СНИМАЙ КАСКУ":)) На берегу поскользнулась и упала виском на камни. Была бы без каски - кончился бы поход. Каска там треснула, "а девочка засмеялась и дальше пошла":)) После этого она действительно помногу носила каску:) Все радовались удачному исходу, только Майк матерился: "Лучше б не одевала, - говорит - сломала хорошую вестч". Каска была отстойная, но это именно Майк взял ее у знакомой для Насти.
Вторая ступень состоит из двух частей: первая - от ЛБ карниз до середины реки и с него слив не больше метра высотой, а справа что-то такое заварное, что туда никто совсем не хотел лезть. Вторая часть - сужение, каньон, под ПБ нависающие скалы (ну, чуть-чуть нависающие), и прижимало как раз к ним, а под ЛБ - 3-4 последовательных сливчика, под последним - косая бочка, хотя там все достаточно косое :)). Решили тереться вплотную к левому берегу. Первым пошел Мишка, свечканул в косой бочке, прошел чистенько. Я на заходе в эту же бочку слишком жался к берегу, в результате чего в бочке уткнулся носом в подводный камень, развернуло, заколбасило с последствиями самыми вытекающими. Поглядев на наши подвиги, Майк тоже решился, и повторил Мишкин маршрут с точностью до свечки. Двойка на заходе запуталась в камнях, в результате чего им было очень криво заходить, да еще и скалы эти нависающие…, короче, они дали себя отговорить ;).
Пообедали на месте стоянки и тронулись в дальнейший путь. Пока собирались, разглядел на дне мунстра приличную вмятину :(((( За порогом плес, из него выход шиверкой в правой части, а не в конце озера. Один из плесов заканчивается непонятной шиверой, уходящей за поворот, причем суводей как-то тоже нет в зоне видимости. Решили просмотреть. Мы вообще шли очень осторожно, максимально просматривали. Только после середины маршрута, когда уже раскатались, позволяли себе проходить двоечки без просмотра ;)) После шиверы метров 50 быстротока, за ним пор. Каменистый (III). Никаких камней не увидели, по крайней мере все шли по центру и никто ничего не задел, хотя колбасит знатно.
Дальше еще прошли немного шиверок и встали перед пор. Островной. Погода весь день была не очень, так что вечером решили обратиться к местным духам, камлать называется. Докамлались до того, что на следующий день пошел град, а Китов полдня головой болел. Тем не менее, день выдался интересный.

01 июня
Порожек Островной представляет из себя невысокий слив с кривым заходом и глубокой бочкой. По малой и средней воде, говорят, сплошные камни. Все это дело можно без труда обойти по полноводной канализации справа, если успеть туда уйти. Так мы все и сделали, только Мишка в последний момент передумал и прыгнул по центру. Под воду ушел полностью, только кончик весла виден на фотке, хотя с берега бочка совсем не страшная и совсем плоская.
Ниже порога на 100 метров - симпатичное шиверообразное место: мощный прижим к ПБ, затем струя уходит под ЛБ и образует прижим там. Воды много, течет быстро, сбойки очень жеские. Каяки пошли раньше и пока ждали катамараны, потренировали там выход на струю из суводи под первым прижимом.
Через 200 м - очередная мощная шивера, уходящая за дальний поворот. Вылезаем, идем смотреть. Шивера длинная, слалома минимум, просто крупные валы, иногда бочки. Заканчивается участком быстротока длиной около 50 м, за которым находится пор. Прыжок (III).
Правая часть представляет из себя почти вертикальный слив с плиты около 1 м с мягкой бочкой внизу. Воды сюда идет не очень много, а основная масса идет левее сливом, проходящим в подозрительной близости от камней внизу. Вроде, народ там ходит, но мы как-то стреманулись. Справа все это можно обойти по канализации, тоже, впрочем не самой простой, но воды там не много, и она слабенькая. Там мы провели двойки, не разгружаясь. Там же решил "объехать попу" Майк. Почти на заходе его прижало к стеночке, он классически сделал крен НА струю и лег. Далее в течение десятка метров он простучался по камням, зрители были в шоке, но помочь ничем не могли. Приплыв таким образом вниз, он еще немного повисел вниз головой, подождал, пока на него наедет страховочный катамаран, после чего начал вставать и в конце концов встал. Удивительно, но травм не получил никаких вообще. Мы с Мишкой спрыгнули с плиты, Мишка даже дважды. Бочка очень мягкая и приятная.
Пообедали и пошли смотреть Щечки (III). Очень красивое место, отвесные скалы. В ключевом месте поток сливается с косого слива под левый берег и, как нам показалось, там карман. После слива ширина русла около 3 метров, и все оно перекрыто поганкой, остается только узкий проход под ЛБ. Это все можно было бы пережить, да вот еще одна беда - заход кривоват. Чуть ниже вода - и прямо над сливом справа суводь позволяет в себя зайти и оттуда прицелиться, но по нашей воде туда было не зайти. Не хотелось. Порог наверняка идется при наличии лучшей подготовки, чем наша. Причем, если кто надумает идти, наверное, стоит поставить там живца.
Обнос отнял столько сил и времени, что мы чуть не пожалели о своем решении. Встали на ПБ между Щечками и Кавказским, спать легли около 3 ночи. Вообще, весь график путешествия был сильно сдвинут, т.е. поздно вставали, и поздно ложились. Нас не напрягало, полярный день, однако. Погода днем была переменная, но вообще не мерзли. Каньон красивейший, долго спорили, что это - Саяны или Кавказ. От Щечек фотограф был просто в восторге и очень их хвалил.

02 июня
С утра просмотрели Кавказский (V) и Горку (IV), обнесли вещи на стоянку на ПБ за Горкой. Оба порога выглядят очень серьезно, но Кавказский помощнее. Воды везде много, все камни залиты, через пресловутый зуб в низу Кавказского перелетает вода, но на него все равно нельзя, а тащит. Мы с Сашкой решили пройти на "Тритоне", остальные обнесли. Две трети порога прошли без проблем, а на последнем сливе перед зубом перестарались и ткнулись носами в камень. Нас развернуло кормой, мы довальсировали до ровного курса, но от зуба уйти уже не успели, и прыгнули через него аккуратно моим (правым) баллоном. Ни царапинки.
Горку пошли все. Сначала двойка Саша-Оля, прошли чисто. Женская двойка Наташа-Настя все прошли нормально, но в конце их прижало к скале ПБ прямо над симпатичной бочкой, и отошли они оттуда не сразу. Потом пошли каяки интервалом в 20 секунд по суводям. Мишка пошел первым и засуводился только за серединой порога. Я прыгнул первый слив, из которого меня выплюнуло в суводь под ПБ. Пока я думал, как мне выбраться (сбойка страшная без шансов), мимо как-то сверху по диагонали пронесся Майк в процессе переворота. Я все-таки вылез на струю и пошел за Майком, который уже отстрелился. Его подобрал Мишка и вытащил на ПБ под порогом (где стоянка). Я поймал весло, Саша с Настей вытолкали каяк на ЛБ. Увидев, что Майк лежит без движений, мы поторопились на ПБ. Сильно рассечена бровь, разбит подбородок, ниже живота ранка от замочка молнии гидры, ушиб. Серьезных травм (переломов, сотрясений) не оказалось. На всякий случай хотели провести реанимацию, прямой массаж сердца и чего-нибудь ему зашить, но как-то поленились, да и Майк возражал ;))))) Ессно, дальше не пошли. Самое ужасное, что аккума в видеокамере села как раз в тот момент, когда Майк отстрелился, т.е. все спасработы не сохранились для потомков (или, при ином стечении обстоятельств, для суда). Все очень огорчались, ведь кровь так хорошо смотрится в телевизоре… Было даже предложение повторить;))) Майк опять был против. Его комментарии:

Рассказ очевидца
Первый слив Горки прошел чисто, но в самом низу - попа. Тут-то меня и положило косой бочкой. Стал вставать, но получил удар по лицу, секунд 5 думал не попытаться ли встать ещё раз. Чиркнул башней по камню и сразу передумал, отстреливаясь сразу, потерял лодку и весло (как лох). Поплыл, сначала всё было нормально, но тут кровь начала заливать глаз. Боли не было совсем! Ещё бы - водичка +5 супер - общая анестезия. Пока сливался, побился по камням ногами и тушкой. В озере меня уже ждал Мишка (шокированный раз в 5 больше, чем я). Он доволок меня до берега, где сразу начали оказывать первую помощь (хорошо, не последнюю). Реально было холодно - 10 минут в *теплой* воде здоровья не прибавляют, и мешала кровь, заливавшая глаз. Всё кончилось почти без последствий - на следующий день я уже сидел в каяке (правда с обносом порогов), а шрам уже почти не виден. Хотелось бы отметить, что Кутса паводковая и Кутса августовская - две очень-очень БОЛЬШИЕ разницы. В августе 2003 года Красненькая вообще была проходима только пешком, а Кутсу мы шли почти всю без просмотра.

Рассказ видеооператора:
На видео всерьёз снимала впервые. Осознав бремя ответственности за будущий фильм, я ещё до похода надеялась, что произойдёт что-нибудь значительное. Ну, конечно, снимать трагедию не хотелось, но парочка расквашенных физиономий фильм украсили бы (да простят меня сотоварищи!). Так что с одной стороны желала проходящим порог добра и здоровья, а с другой… С таким вот двояким настроением я и сплавлялась.
Да, у меня был шанс заснять экстремальный сюжет. Но, увы, обломись кочерыжка! Фортуна меня "кинула".
Вспоминаю: "Порог Горка. Снимаю прохождение каякеров. На прицеле - Дима, но в кадр вверх дном сваливается Майк. "Залипаю" на нём. Он уже отстрелился, лицо в крови. Чувствую мощный толчок адреналина! До конца порога ещё далеко, ситуация неоднозначная. За Майка боюсь, но в суете мыслей мелькает и такая: "Началось!". Тут на эту радость падает гильотина облома и отрубленная удача катиться в каньон - аккумулятор сел! Всё! Минуты упущены! Вот вам и трагедия. Преодолев вспышку отчаяния, бегу спасать Майка. (Ставлю новый аккумулятор). Несчастного экстремала достают из реки, несут на берег. Кто-то должен предпринять действия врачебного характера. Ну, вот, думаю, кто же, как не я, самая старшая из присутствующих здесь дам? Мысль оказалась общественной. Я бросаю камеру и произвожу манипуляции, не связанные с записью экстремальных событий. Никто, конечно, не снимает вместо меня. Все дрожат и фыркают: "Как можно, в такой момент…"
2 месяца спустя, у Майка и следов-то почти не осталось от той раны. Сидит довольный, смеётся. А я гляжу на него и думаю: "Ну, к чему был этот приступ гуманизма? Надо было снимать на видео, забинтовал бы его кто-нибудь другой. И где теперь мои лучшие кадры???"

Вечером маленькой мужской компанией решили дойти до Сомнительного (по лоциям он СРАЗУ после озера). Через пару км уперлись в высоченную вертикальную скалу, уходящую в воду и дальше не пошли. Как потом оказалось, прошли мы меньше полпути.

03 июня
Замотали Майка, взяли с него слово не лезть никуда, и пошли. На Сомнительном (IV) сомнений не возникло, под второй ступенью - котел, куда не хотелось совсем. Теоретически, проход был, но мы оставили его себе на потом. Решение о том, что на эту речку можно будет вернуться еще раз, причем на недельку раньше, уже созрело в нас. Майка занесли под третью ступень (достаточно явная ступень, надо сказать), а сами стартовали из-под второй. Все имели проблемы с выходом на струю (некоторые и не по разу:), но прошли нормально, только Сашка с Олей пропороли наружный баллон и клеились на Муравейном во время обеда.
Муравейный (III) открыли опять катамараны (Майк предварительно встал на страховку, проскребясь :) по канализации слева). Все прошли нормально. Также и БСТ (II), который не имел ничего общего с лоцией, фотками и воспоминаниями очевидцев. Простой, при желании слаломный порог, линий движения немеряно, в конце одной из них чуть не полегли Саша с Олей:)) Встали над Оба-Ной (VI) на ЛБ, долго боялись на ней, но потом надоело и инициативная мужская группа решила пойти побояться на обнос Мамани. Знаете фразу "пешеходно-сексуальный тур"? Это про 300 метров движения от одного водопада до другого. За$#@!~сь очень. Под Маманей вдоль воды пройти нельзя, т.к. все залито и булькает, а тропа через верх привела нас в совершенно удрученное состояние. Оставалась надежда только на то, что не зря с нами ехало 70 метров 10-миллиметровой статики и несколько железок.

04 июня
Утром мы с Сашкой за час натянули воздушку над Маманей, а Мишка в то время смотрел заход на Оба-Ну. Прыгать решил по правому водопадному сливу. Левый трек заканчивался очень мощным клиновидным валом-бочкой. Струя мощная, через 30-40 метров бьет в ПБ, образуя прижим. Если перед ним не встать, то явно будет ОЧЕНЬ неприятно, а вероятность киля в бочке очень велика. Единогласно решили перебдеть и слева не пошли. Техникой водопадинга из нас владел только Китов, ему и барабан туда.
Поставили морковку (я) над участком между ступеньками и кат (Саша-Майк) в суводи под вторым сливом. Прыгнул Мишка точно, красиво и аккуратно. Глубоко занырнул, всплыл на боку, с третьего раза встал, отдышался и прыгнул второй слив. Громко кричал от избытка чувств.

Обнос Мамани занял около 1,5 часов, все вещи и суда пролетели по воздушке над водопадом. Веревки длиной 70 метров хватило с небольшим запасом. Все остальные хвосты (в сумме около 100 метров) ушли на перетяжку трамвайчика туда - сюда. Отсняли видео, отфоткались и потекли еще метров 400 до стоянки на ПБ. Погода весь день стояла солнечная.

05 июня
Начались плесы со всеми вытекающими. Катамараны ощутимо отстают, причем "а-ля Рафтмастер" дальше, чем "Тритон". Подошли к Тесному (III). Проход слева от камней есть, большой, но идти лучше справа. Начали каяки. Я прошел все справа, а Мишка третью ступеньку пошел слева, полег там, но быстро встал. Майк обносил и страховал. Зажгли по-настоящему катамараны. Саша с Олей не отработали третью ступень и свалились с нее лагом по центру, по камням. Не легли только из-за того, что там воды мало. Во второй двойке - неожиданное ЧП: после второй ступени Настя вдруг начинает медленно сползать с катамарана, будто дуг нет совсем, падает в воду и отрывается от ката. Катамаран с Натальей утаскивает в левый слив третьей ступени, а за ним и Настю, перекатывающуюся по обливникам, но весло не выпускающую. Свалилась в бочку, промылась и дала себя подобрать Майку. Отделалась побитыми костяшками пальцев, или, как пишется, легким испугом. Куда большим испугом отделались все остальные.

Настя:
Перед прохождением была мысль, что обязательно должно что-то случиться, все идеально не может быть просто по определению. Рассчитывала на киль, поэтому за неимением опыта ослабила упоры, они-то и сделали свое черное дело, посередине порога я не по своей воле покинула катамаран… глупо, но мне понравилось, очевидцы говорят, я с довольной физиономией колбасилась в пороге…, но я ничего не помню (до сих пор)… Помню выпала, заколбасило, поймали, откачали. В общем ничего особенного. Немного побилась, бывает и хуже.

Дальше - череда плесов и простых перекатов. Посадили Мишку на кат к Насте (развлекать), а Наталья села в каяк. После зимы у Филлипова в бассейне, она все же не очень уютно себя чувствует в каяке. Да и Сальта груженая - не самый слаломный каяк. Тем не менее, все перекатики прошла аккуратно. Меньше чем через час дошли до остатков моста, брода дороги на Вуориярви. Если бы мы знали о доступности этой дороги до похода, то многие люди, у которых был дефицит времени, смогли бы составить нам компанию. Дорога хорошая, при нас сюда подъехали пограничники-рыбаки на "Жигулях". Пообедав, двинулись дальше. Через несколько километров по центру реки встретили еще одни остатки того же моста, заброшенные сюда в пик паводка. Река симпатичная: меандры, островные разбои, кусты из-под воды. Пороги или шиверы 2КС не просматривали, получили массу удовольствия. Самые отвязные даже спонтанно потренировали эскимоса:). В кустах у берега Майк нашел коврик в чехле. Судя по всему остался от предыдущей группы, т.к. на перезимовавший он не тянул, а кроме кировских катамаранщиков в этом году до нас там никого не было. Перед ступенькой короткий порожек-слив с плит. Очень симпатично. Встали над Ступенькой (IV) на ПБ. Дождь достал всех, хотя и шел только первый день. Ощущение, что не только река приобрела карельский характер, но и климат тоже. Дрова искали долго.

06 июня
С утра опять этот гребный дождь, прохладно, настроение на нуле, порог смотрится неприятно. Длиной около 100 метров, дальше - выходная шивера метров 400 с хорошим падением, но простая. Основная часть представляет из себя каскад небольших сливов с бочками, потом в сужении в левой части потока просматривается подобие котла, но очень хитрой формы с зубьями и петухами в разные стороны. После этого еще какие-то сливчики с сомнительными проходами. Под нашим (правым) берегом все было несколько поспокойнее, только последняя перед шиверой гряда была проходима через довольно заварную Ж, причем не иначе как лагом :(( Катамарасты долго плавали с берега на берег, смотрели проход, но все же решили обнестись, тем более, что это не сложно. Майк тоже стартовал ниже ступеней. Мы с Мишкой пошли связочкой, жались к правому берегу. Он влез в ту самую Ж именно так, как плохо, кильнулся, встал, вытолкался от камней, слился в чашку боком, лег, встал, и пока ждал меня, его затащило еще за какие-то камни и там тоже заколбасило. Я пошел чуть правее чем он, в результате меня развернуло лагом на мелководье, и с плиты я упал ровно боком, причем горизонтально. Приземлился (а не приводнился) на борт и весло, развернулся и прыгнул следующий слив. Воспоминания как о чем-то мелком и противном. Надо было левее уходить, где воды больше, хотя там, конечно, хуже…
Выходную шиверку шли все, "Тритон" засиделся на одном из камней, в результате чего продрался по наружной тряпке длинно, но не глубоко, даже ниточки поперечные местами остались. Обнаружилось это только вечером, решили ремонт отложить до города. На обед встали над Водопадным (V), попутно просматривая его. Все очень сильно: первая ступень - сложный высокий слив, справа есть канализация, но уж очень каменистая. Вторая ступень - высоченная родео-бочка для ката-4, а обойти ее нужно постараться очень, да и прицеливаться некогда. Через 100 метров за поворотом - третья ступень, вся непонятная. Настроение у всех никакое, все устали. За обедом было принято решение отдыхать, а завтра ломить до Шляпы без захода на Яму, где мы планировали сегодня ночевать. Для непосвященных: Яма находится на Тумче (в которую мы вольемся), выше впадения Кутсы, т.е. нам для того, чтобы попасть на Яму, надо подниматься по Тумче вверх около 1 км. Мы же решили отказаться от Ямы в пользу полудневки. Мужская часть задрыхла, а женская пошла мыть головы. Погода налаживалась.

07 июня
Последний ходовой день на реке начался с проводки катов по первой ступеньке и обноса второй. Каяки занесли на третью, хотя Майк выпендрился и просквозился по второй ступеньке под самым берегом, впрочем, и тут умудрившись отэскимоситься. Катамараны долго-долго-долго кадрировали на третьей ступени, плавали с берега на берег, короче, решили провести. Каяки прошли под ПБ, т.к. в центре хоть и глубже и интереснее, но поперек - бревно, а налево лень переправляться было, чтобы просмотреть. Проводить "Тритона" девушкам, ессно, не доверили, а доверили мне. А зря! Я его упустил, и он чудом не залез под бревно. В свое оправдание могу показать прорезанную веревкой перчатку :(( Сашка проводить поленился и полез там же, где мы прошли на каяках. Как он не продрался, никому неизвестно. В конце концов, двинулись дальше.
Погодка подразошлась, плесы длинные, все растянулись на видимость. Порог Лесенка (II) очень простой, хотя Майк уже в самом низу полег с отстрелом 8)))). Причем на струе встал, а потом опять лег и вставал уже в суводи, но не судьба, отстрел, и мы его на берег вытащили. Заодно подождали катамараны. Потом еще мелочевка всякая была, где никто не зажигал, а потом впали в Тумчу, и по этому поводу дружно разошлись по кустам (по разным). Воды стало ощутимо больше. Чем в Кутсе. Еще немного плесов, перекат - и мы на Карнизе (IV), где и обедаем. Места совсем обжитые, есть стол. Вообще, по отчетам пишут, что стоянок, мало, а по факту немеряно. Тем не менее, не очень грязно, не вытоптано. Остался БОЛЬШОЙ ТАЙНОЙ для нас факт нахождения на стоянках свежевыкинутых памперсов. Оставила их явно предыдущая группа, но, блин… Тащить на такую реку детей ТАКОГО возраста - не понимаю. Начинали они также с Красненькой. Смысл??? Даже на катах…
Обедали на ЛБ. Название порогу дали, видимо, за карнизик под нашим берегом, с которого падал ровный вертикальный поток около метра высотой. Падал вниз и сразу уходил вправо, т.к. дальше - скала берега. И прыжок также нужно делать, уже глядя направо. Воды сверху хватало, снизу - вроде, тоже, хотя недавно я узнал, что там кто-то ходил по колено. Так что может, все дальнейшие события и к лучшему. Основная масса воды в первой ступени шла двумя рукавами, причем справа больше. Сашка сразу выбрал левую протоку и был непокобелим никакими Олиными уговорами. Женский экипаж, как и Оля, хотел вправо, но им руководитель запретил (который, кстати, сплавал на остров, разделяющий протоки и просмотрел правую протоку). От ПБ отходил метров на 20 косой и очень мощный вал-бочка, левее него - узкий слив, а еще левее - какая-то легкая кака и, собственно, остров. Плюс невнятный заход между сливом с плиты и хорошими обливниками, причем с наплыва не особо чего и видно. Короче говоря, руководитель молодец, правильно сделал. Левая протока - косой слив с падением около 1.5 метров, заканчивается "не очень большой бочечкой". В малую воду, говорят, там зуб в центре есть, но мы ничего не видели.
План был прост: идут каты по левой протоке (а собственно карнизик - еще левее), потом каяки прыгают с карниза, и все вместе проходим вторую ступень - крупные валы в сужении. Но Саша с Олей решили, наконец, зажечь реально и провести показательные выступления родеокатамаранинга.

Типа репортаж :))
Плейспотом для этого была выбрана бочка под сливом левой протоки. Экипаж показал устойчивый серф в бочке, и качественное выполнение спинов. Оценки за вариативность были не высоки, т.к. кроме 7 спинов, и нескольких попыток выполнить не то картвил, не то какой-то аэроэлемент, за более чем семиминутное выступление не было продемонстрировано ничего, и зрители к концу выступления изрядно заскучали и некоторые даже стали от нечего делать зачем-то кидать в выступающих веревкой с красной тряпкой. С другой стороны, судьями был высоко оценен стиль выступления. Создавалось впечатление, что гребцы действительно ничего не могут сделать. Еще большая иллюзия возникала за счет таких дешевых приемов, как намеренное выкидывание весел (3 штуки), якобы развязавшаяся морковка, "случайно" отвязавшаяся герма и ряд других приемов, вплоть до глаз в размер очков 8) и картинного выпадания за борт. Наконец, последний участник, так и не добившись от катамарана картвила, покинул судно, уцепившись за веревку с тряпкой. Оставшись без управления, судно сразу промылось, что лишний раз доказывает мастерство экипажа, сумевшего удержать его в бочке. Пока кат еще колбасился, зрители решили, что кидать веревку с тряпкой с острова интереснее, чем с берега, поэтому двое из них переправились на каяках на остров, а третий наоборот, перетащился ниже по течению и поплыл за выкинутой гермухой. Двое же с острова вытащили к себе на веревке восходящую звезду родеокатамаранинга Ольгу Степанову, бросили ее там и, перетащив каяки через остров, стали отрабатывать тюлений старт с полутораметровой ступеньки.

Пошли за катамараном, который сел на мель в центре струи, и вокруг которого плавал Майк. Подтянули его к берегу, а потом нашли все весла. Чтобы снять Олю с камня, потребовалось повторно зайти туда на втором кате, а потом, перетащив его через остров, переправить ее на берег. В результате, кроме Саши с Олей, никто, фактически, не прошел первую ступень Карниза. Было уже поздно, поэтому, заносить лодки повторно никто не захотел.

Хит сезона, мировой бестселлер: "Что я думаю о Красненькой - Кутсайоки -Тумче." (Ольга Степанова)
Хотелось бы на эти речки идти с большим опытом хождения на катамаране, чем был у меня (у меня он был нулевой). Поэтому хочется туда еще раз.
Поход мне очень понравился, состав, погода, место... Только недостаточно было людей для страховки, это проявилось в первом пороге на Красненькой, когда нас с Наташей перегнали на другой берег, откуда было неудобно снимать. Это был единственный минус этого похода. Не удалось снять порог сверху. Плюс - Дима не пустил сначала в порог. Наверное, плюс. Как выяснилось в конце похода, опыта недостаточно. То есть это и раньше было понятно, но до меня дошло не сразу. Очень интересные речки для съемки.
Мне очень нравился наш режим. Как человек, поздно встающий и поздно ложащийся, мне очень нравилось вставать не рано и поздно ставить лагерь.
В принципе, что можно сказать еще о походе. + За такое небольшое количество дней достаточно динамичный маршрут с потрясающими впечатлениями. + приобретение опыта. + 20 пленок (пару фотографий ничего).

Порог Карниз - впечатления

Очень хотелось, как и Насте с Наташей, в правую часть. Саша не хотел и дюдючил по этому поводу. Мне почему-то в левую не хотелось. Считайте это женской интуицией, предчувствием или чем угодно. Но в последний раз у меня это было перед Охта-порогом, где мы с Сашей, не подозревая "попы", кильнулись. Было такое же ощущение. Саша говорил: "Да нет там ничего такого..." А я повторяла: "Есть... Не знаю что, ну не так...". Въехали, не хватило скорости и сноровки зацепиться за край бочки... и... укатились назад... Вот тут началась ПОПА. Раньше я думала, что хорошо, замечательно и крепко сижу на кате... Я ошибалась... Как только мы туда заехали, выяснилось, что упоры слабо затянуты... И я стала выпадать, и ТАК туда не хотелось...

Сижу я снизу на баллоне... Саша сверху пытается упереться, зацепиться руками, зубами, веслами, чем угодно, чтобы выехать... (Было ощущение, что мы стояли лагом в бочке, и он был сверху на крае, а я внизу...) Одной рукой держась за кат, второй пытаясь что-то там изобразить веслом (типа, гребу...), думая что так что-то изменится... Весло водой подбивает очень сильно под баллон... Вырывает из рук... Кричу: "Саша, я потеряла весло!" Краем глаза вижу - оно прыгает в бочке рядом с ним, и он его хватает... Передает... Я еще раз пытаюсь что-то там изобразить - гребки рядом с баллоном, между ними... Но не получается! Еще бы!!! Тут я его теряю окончательно. Начинаю отрезать весло запасное. Вижу: Саша в воде, держась за балон, говорит: "Я к берегу". И уходит... А... Почти немая сцена... Я теряю весло... Вернее, его у меня вырывает... Упс... Одна. Совсем одна. В голову приходят странные мысли. Что я здесь делаю. Что делать? Прыгнуть вниз? Нет! Не хочу. Можно проткнуть баллон, и может тогда меня вынесет... Реактивно! Саша скажет спасибо! Ну, и где наши парни? Может, кинут что-нибудь? Так! Вырвало герму. Несет. Что в ней? Наши с Сашкой спальники. Все мои вещи... Все вещи. Ладно, последний день. Поеду домой в гидрахе. И в кедах... Эротично. Ну, может у Шурика или у кого-нибудь найдутся хотя бы шортики... Какие шортики на Кольском в начале июня? Ну, штаны и хоть одна футболка? Может, успеют поймать? Черт! Если вытащат - долго сушить будут... Полар, правда, быстро сохнет... Где мужики!!! Скоро я выпаду! Как мне это надоело! Может спрыгнуть? Ну, поколбасит... Покрутит... И выплюнет... Нет, не хочу... Катамаран крутит... Сашка ушел, стало крутить больше... Что делать? Меня может так долго крутить... В такой попе я еще не была... А ребята в Питере сейчас, наверное, телевизор смотрят, гуляют или пьют чай с плюшками! Есть почему-то не хочется... А вот на берег в палатку и спальник - хочется!!! Черт возьми! Девчонкам хорошо! Они там снимают! Надо было их пускать первыми - я бы поснимала! Такие кадры! Нет, лучше не надо! Надо было идти в правую протоку! Пусть там бочка больше! Сразу бы кильнуло, а не мотало бы! Как девчонкам повезло! Мне бы поснимать! Ну, хоть кадры, наверное, хорошие сделают! Настя! Как ты снимаешь! Пройди ниже, оттуда ракурс лучше!!! Шурик на берегу... Долго мне еще сидеть? Может спрыгнуть? И где парни? "Нагадали мне, потону... На родной Неве или на Дону... Мужики, да где ж Вы, черти, где..." Интересно, а что делают в такой ситуации? Здесь, наверное, можно так долго сидеть... О! Мишка и Дима!
Миша с Димой подошли к островку между проток. И начали кидать морковку. Первый раз кинули неудачно. Второй раз я поймала. Надеялась, что вытащат с катамараном. Я обмотала вокруг руки. Когда начало крутить, и руку дернуло, я прыгнула с ката, толкнув его ногами, чем выбила из бочки... Попав в воду, мне шарахнуло по голове баллоном. Ребята вытащили, по дороге потеряла штаны... Вылезла... Ребята прыгнули на каяках с острова в воду, потом вернулись на кате за мной.

Все вещи выловили потом в суводи... Герму, которую я видела плывущей, оказывается, вырвало... Она была обмотана и привязана к баллону. Для страховки мы протягивали веревку через кольца рядом с фастексом на герме. Фастекс вырвало...

Была я там пять минут... (как потом отметили по видеосъемке).
Вот так-то!
+ этого дела. В следующий раз, я буду максимально упираться, чтобы не оказаться в такой чаче... И упоры буду подтягивать сильнее!!!

Собрались и пошли. До Шляпы все шли с наплыва, там есть приятные места. В Шляпе (IV) под первой ступенью котел, времени около 11 часов вечера, все устали. Обнесли первую ступень и стартовали из под нее. Там ничего сложного. Сашка и Майк плохо себя чувствовали, поэтому Шляпу не пошли, а их суда переправили остальные участники. Встали метров через 400 ниже порога на ЛБ. Плохо с дровами.

08 июня
Утром собрались, дождались катера, часа за 3 доплыли до Зареченска. Оттуда не смогли дозвонится до Рыбалова, подошли к местным, и они довезли нас двумя легковушками. Переночевали на вокзале, утром сели в паровоз и 10 июня утром были в Питере.

Итоги, выводы и рекомендации
1. Маршрут очень интересен прежде всего со спортивной точки зрения, т.к. насыщен препятствиями 3-4 КС, также есть 2 порога 5 КС, один - 6 КС. С прошлого года можно говорить также о варианте прохождения водопада Маманя, но это - совсем другой разговор.
2. Очень красивая и разнообразная природа, частая смена ландшафта. Наш штатный фотограф Оля Степанова отсняла 20 (ДВАДЦАТЬ) пленок по 36 кадров :))))))
3. Относительно простая заброска - выброска.
4. Мы потратили на прохождение сплавной части маршрута 8 полных дней, но в следующий раз я заложу 10, т.к. усталость в последние дни мешала нормальному прохождению препятствий. Сказываться это начало в районе Ступеньки, поэтому первую дневку надо делать или на ней или на Водопадном, что интересней. Также жаль, что не поднялись до Ямы на Тумче.
5. Уровень данных рек в паводок требует от всех участников очень трезво оценивать свои возможности, грамотно обрабатывать все основные препятствия. Считаю ошибкой, что в составе нашей команды не было нормального медика.
6. На мой взгляд, маршрут интересен прежде всего каякерам, т.к. даже небольшой кат-2 просто давит многие пороги. Использование его для страховки не всегда оправдано и не всегда удобно. Уровень каякеров, конечно, должен соответствовать поставленным задачам. Мы, например, в данном походе хотели понять, где лежит сейчас граница наших способностей бурноводинга, и мы с этим справились ;)
7. На мой взгляд, начало июня - очень удачное время поездки. Снега уже нет, воды много, комаров почти нет, погода весенняя, а значит сносная. Народу нет. Мы волновались, что будут сильно размыты дороги, но они абсолютно сухие.
8. Из минусов данного района можно отметить отсутствие связи. Кстати, очень пригодились 2 рации в аквапаках. Мы их использовали практически постоянно, особенно пригодились при обносе Мамани, а также на порогах, где старт находится на приличном расстоянии от страховки. Учитывая малочисленность нашей группы, не всегда была возможность выставить сигнальщика.

Смета расходов на 1 человека
Поезд Санкт-Петербург - Кандалакша и обратно: 500 р.+500 р.=1000 р.
Заброска Кандалакша - Чертов мост: 460 р.
Выброска катер от пор. Шляпа до пос. Зареченск: 500 р.
Выброска Зареченск - Кандалакша: 340 р.
Раскладка + расходные материалы (бензин, фото-видео, аптечка, ets…) - около 1300 р.
Итого - 3600 р. на человека весь поход (без пива:).

Фотографии:

Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.Отчет о водном путешествии IV категории сложности (катамараны, каяк) в районе юга Кольского п-ова, совершенном 29 мая - 9 июня 2004 г.