Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Большая Лаба — Малая Лаба — Уруштен 2002. Отчет о водном (катамараны) путешествии 3 (c эл-ми 6) категории сложности в районе Северного Кавказа по маршруту: пос. Загедан – р. Б. Лаба – пос. Рожкао – кордон Третья Рота – р. М. Лаба – кордон Черноречье – р. Трю – р. Уруштен – кордон Черноречье – р. М. Лаба – пос. Перевалка

Руководитель: Айбатулин Р.Т. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5908

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Краткая характеристика района путешествия;
  4. Выбор маршрута;
  5. Заброска и выброска;
  6. График движения группы;
  7. Краткое описание маршрута;
  8. Техническое описание маршрута;
  9. Итоги, выводы и рекомендации;
  10. Смета расходов на 1 человека;
  11. Литература, ссылки;
Паспорт маршрута

Вид путешествия
водный.
Категория сложности
3 c эл. 6.
Средства сплава
2-х и 4-х местные катамараны.
Нитка маршрута
г.Армавир – пос.Загедан – р. Б.Лаба – пос. Рожкао –
кордон Третья Рота – р. М.Лаба – кордон Черноречье –
р.Трю – р.Уруштен – кордон Черноречье – р. М.Лаба – пос.Перевалка — г.Армавир.
Протяженность маршрута
сплав — 40км,
пешком – 6 км.
Количество участников
10 человек.
Время путешествия
02 мая – 11 мая.
Уровень воды
рр. Б. Лаба — М. Лаба – средний (для мая – ниже сред.),
р. Уруштен – выше среднего.
Средняя температура воздуха
днем +8..+20 C,
ночью +3..+10 С.

Состав группы

Средство сплава Ф.И.О. Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
К-2-1
(Тритон)
1 Айбатулин Равиль Тагирович 1977 Урик 5р, Шавла-Аргут-Катунь 5р Руководитель

2 Пацино Наталья Вячеславовна 1980 Урик 5у, Шавла-Аргут-Катунь 5у Медик
К-2-2
(Тритон)
3 Бакланова Глафира Валерьевна 1977 Урик 5у
4 Липгарт Вадим Михайлович 1973 Урик 5у, Шавла-Аргут-Катунь 5у Фотограф
К-2-3
(Рафтмастер)
5 Бакланов Петр Валерьевич 1979 Урик 5у, Шавла-Аргут-Катунь 5у Зам. руководителя
6 Бакланов Валерий Михайлович 1950 Урик 5у, Шавла-Аргут-Катунь 5у Завхоз
К-4
(Рафтмастер)
7 Сушко Владимир Анатольевич
1971 Уксунйоки 2(5), Мзымта 2с эл.5, Кутсайоки 3(5)

8 Корниенко Евгений Олегович
1968 Уксунйоки 2(5), Мзымта 2(5), Кутсайоки 3(5)

9 Скуратов Анатолий Викторович 1979 Китой-Онот 5у, Белая 2(5)
10 Игнатьев Вячеслав Борисович 1979 Ю.Шуя 3у, Охта 3у, Пшеха 3у

Краткая характеристика района путешествия

Кавказ – молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы к северу и к югу от Главного Кавказского хребта изрезаны узкими, нередко каньонообразными, глубокими долинами рек Каспийского, Азовского и Черного морей.

Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга. Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно-континентальный, а южных склонов – субтрипический, влажный. В целом, климат Кавказа сравнительного мягок и позволяет совершать здесь водные походы с апреля по ноябрь.

Большая часть рек Кавказа имеет смешанное ледниково-снежно-дождевое питание с весенним половодьем и летним паводком, вызванным таянием ледников и превосходящим по уровню весеннее половодье.

Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо неинтересной в спортивном и эстетическом отношении пологой ее части. Кроме того, разветвленная транспортная сеть района, удобство подъездов и отъездов, большая населенность мест позволяет идти с существенно меньшими, чем в условиях дальнего похода, физическими, временными и психологическими затратами. Поэтому Кавказ – уникальный район для коротких походов межсезонья.

Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными, различными по характеру препятствиями, узость, а часто и каньонообразность русла рек делают сплав по-настоящему экстремальным.

Такая противоречивость наложила отпечаток на спортивную классификацию рек Кавказа. Почти все они оцениваются II-III категории сложности, усложненной элементами 5-6 к. с.

Выбор маршрута

Геополитическая ситуация на Северном Кавказе уже который год не оставляет для водников большого выбора среди водных маршрутов достаточно высокой категории сложности, ограничивая акваторию сплава территориями Краснодарского края, республикой Карачаево-Черкессии и отчасти Кабардино-Балкарией.

Идея похода была в том, чтобы продолжить освоение рек Северного Кавказа, расширяя тем самым свой кругозор и повышая спортивную квалификацию. И изначально мы выбрали связку рек Малая Лаба — Уруштен, протекающих в Кавказском Биосферном Заповеднике.

Реки содержательны в спортивном отношении; эстетическая сторона маршрута также не вызывала сомнений — дикая природа Кавказского заповедника, красота пейзажей, целебный горный воздух. Были и гастрономические замыслы — поправить ослабленное зимой здоровье за счет питательности и экологической чистоты местных продуктов питания.

Обе реки были мало посещаемы до последнего времени, особенно Уруштен, отчетов по ним немного, например, отчет Демидова А.Ю. 1994г. [1], где впоследствии были обнаружены неточности, проскальзывала информация в конференции на http://www.whitewater.ru/ и заметка двух каякеров, совершивших ее полное прохождение по малой воде в августе 1999г. [http://urushten.webzone.ru/urushten.html]. Прохождение ее порогов весной известно еще по фотографиям на странице Фрязинского клуба "Лодочник" [http://lodochnik.da.ru/]. Есть и видеоматериалы последних лет.

Все печатные источники расходились в расположении препятствий, расстояниях между ними, их сложности, по видеоматериалам можно составить лишь общее впечатление от реки.
В то время как река, по полученной информации, представлялась весьма сложной.
Оставались еще вопросы: проходим ли участок выше описанного в [1] на катамаранах, идет ли тропа от устья еще выше по реке.

Прохождение в такой ситуации обещало быть увлекательным. Поэтому основной "упор" мы хотели сделать на прохождении р.Уруштен.

Майские праздники в этом году выдались продолжительные: два периода с 1-го по 5-е мая и с 9-го 12-е мая "государственных" праздников, между которыми три рабочих дня. Логично было взять от отпуска три дня и полученные двенадцать дней использовать для похода, приблизив его тем самым по срокам к полноценному летнему. Имея такое количество времени, мы решили добавить к маршруту еще и основной спортивный участок реки Большая Лаба, пройденной нами прошлой весной, в качестве тренировки, и пройти заодно порог "Затычка", перегороженный тогда бревнами.

В итоге, наши планы оформились следующим образом: прохождение спортивного участка р.Б.Лаба, переброска на М.Лабу, прохождение основного спортивного участка р.М.Лаба от кордона "Третья Рота" до кордона "Черноречье", подъем по р.Уруштен, установка базового лагеря, просмотр и прохождение максимально возможного участка р.Уруштен.

График получался плотный, ведь за 12 дней нам нужно было пройти три реки с участками большой сложности, перемещаться с одной реки на другую автотранспортом и осуществить пешую заброску вверх по третьей, оформить документы в заповедник.

В такой ситуации все должно было пройти еще более организованно, чем обычно, и главное — избежать "гонки", следствием которой становится недостаточное внимание к просмотру препятствий и страховке при их прохождениях, что может привести к неприятностям на маршруте. Мы отдавали себе в этом отчет и старались этого избежать.

Также был большой риск из-за ранней весны попасть в паводок и не уложиться по времени на первом этапе, но мы могли в таком случае сняться раньше и уехать на М.Лабу.

Особое внимание уделялось организации "местных" перемещений (см. гл. "Заброска-Выброска"), во избежание лишних затрат времени.

Выработалась следующая тактика: оперативное (за два дня) прохождение спортивного участка Б.Лабы (учитывая, что мы прошли речку в прошлом году и, следовательно, хорошо изучили препятствия и знали на чем и как можно сэкономить время); день на переброску и оформление документов в заповедник, и наконец, перейти к нашему основному плану — прохождению рек М.Лаба и Уруштен — 2 и 3 дня соответственно.

Заброска и выброска

Началом заброски могут служить города: Невинномысск, Черкесск, Армавир. Мы, как и в прошлом году, поехали через Армавир.

Выбирали поезда как можно позднее уходящие из Москвы, поскольку у многих этот день был рабочим, и остановились на поезде No34 Москва-Владикавказ, отправляющемся в 21.12 во вторник 30 апреля и прибывающем в Армавир в четверг 2 мая в 1.03.

Обратно ехали тоже из Армавира и выбирали поезда, прибывающие рано утром в Москву, поскольку день прибытия — рабочий день и остановились на поезде No41 Нальчик-Москва, отправляющемся в субботу 11 мая в 23.35 из Армавира и прибывающем в Москву в понедельник 13 мая в 5.35.

Из Армавира мы добрасывались до Псебая, а не до Курджиново, как в прошлом году, поскольку в Псебае расположена контора заповедника (адрес: Краснодарский край, Мостовской р-н, п.Псебай, ул. Первомайская, д.186), и нам нужно было выяснить вопросы, связанные с оформлением пребывания нашей группы в заповеднике и договориться с автомашиной для местных перевозок.

Как и в прошлом году для автомобильной заброски мы воспользовались услугами Армавирского автотранспортного предприятия (тел. (86137) 54150, адрес: г.Армавир, ул. Карла Маркса, д.88 (переход по мосту через пути от вокзала Армавир-I), предварительно позвонив и заказав автобус ПАЗ. Для десяти человек с вещами этого более чем достаточно и мы ехали без каких-либо стеснений.

Стоимость рейса Армавир-Псебай составила 2578 р.

На ж/д вокзале можно найти и частный транспорт — от легковушки до крупного автобуса.

Транспортное предприятие открывается в 4:30 утра и когда мы около 5:00 подошли в диспетчерскую, транспортные документы на наш рейс были уже оформлены, водитель был на месте, автобус на ходу, осталось только оплатить и подписать путевой лист.

Время в пути от Армавира до Псебая — 2-2,5 часа.

Для выброски мы немного подумав решили заказать тот же автобус ПАЗ, вспоминая нашу прошлогоднюю выброску: прямого автобуса до Армавира не было — ехали с пересадкой через Лабинск. Это выходило немного дороже, но значительно удобнее.

Автобус нас забрал в п.Перевалка, что выше Псебая по М.Лабе.

Обратный рейс нам обошелся в теже 2578 р.

Время в пути от Перевалки до Армавира — 2,5 часа.

Особенное внимание уделялось местным перемещениям, поскольку от надежной и оперативной переброски с одной реки на другую зависела общая судьба маршрута. Важно было не тратить лишнего времени на поиски транспорта.

Нам нужно было заброситься на Б. Лабу и затем, пройдя основной участок, переброситься на М.Лабу.

С заброской на Б.Лабу проблем нет, машину можно найти в Курджиново, что мы и делали в прошлом году, но переезд на Малую Лабу мог затянуться, учитывая заповедную зону и плохую дорогу выше кордона Черноречье. Поэтому решено было еще из Москвы обратиться в контору заповедника за помощью в поиске автотранспорта. Нам предложили воспользоваться услугами водителя, работающего в заповеднике, чем мы и не преминули воспользоваться.

В наше расположение поступил бортовой УАЗ, крытый тентом, чего для нашей группы вполне хватило. Такое количество людей и груза несколько не укладывались в рамки дозволенного ПДД, и нам пришлось на пропускном пункте, что на границе с Карачаево-Черкессией, при заброске туда перевозить часть людей дружественным УАЗом "козликом", а на обратном — "лишние" проходили пост пешком, что навлекло на нас паспортную проверку.

Заброска от Псебая до пос. Загедан занимает около 4-х часов.

Стоимость заброски на Б. Лабу до Загедана — 2000р. + бензин 420р., переброска на М.Лабу до кордона Третья рота — 1500р. + бензин 420р.

На переброску, включая оформление документов в заповедник и сборку-разборку судов, затрачивается целый день, заброска от Псебая до кордона "Третья Рота" – около 2-х часов.

График движения группы

День пути Дата Участок маршрута Протя-
жен-
ность,-
км
Прот-
яжен-
ность,-
час
Способ движения Примечания
1 02.05 г.Армавир - пос.Псебай - 1 км ниже пос.Загедан 160
45
2,5
3,5
"ПАЗ"
"УАЗ"
заброска
2 03.05 Стапель-мост перед "Солеными скалами" 18 6 сплав каньоны "Сосновый" 5к.с и "Малый Блыб" 4к.с.
3 04.05 Каньон "Соленые скалы", порог "Затычка" 2,5 3 сплав Каньон "Соленые скалы" 5к.с., порог 5-6к.с.
4 05.05 поляна перед кан. "Соленые скалы" — кордон Третья Рота - 6 авто Оформление пропусков в заповедник (около 2-х часов)
5 06.05 Пор."Третья Рота"-пор."Поросенок" 1,5 4 сплав прохождение порогов: "Третья Рота", "Поросенок" 5-6к.с.
6 07.05 Сплав до кордона Черноречье,

подъем по р. Уруштен

5,5

1,5

2

1

сплав

пешком

прохождение порогов: "Поросенок", "Темный" 5к.с. и "Засада" 4к.с.

установка базового лагеря на р. Уруштен.

7 08.05 Кордон Черноречье – р.Уруштен — приток (р.Трю) 6 2 пешком Заброска судов до каньона Водопадный, разведка реки.
8 09.05 Конец каньона Водопадный — 1, 2-й участок каньона Гранитный 3,5 3 сплав Пор. "Колизей" 4к.с., 1 уч-к и 2 уч-к (4-я ступень) Гранитного 5-6к.с.
9 10.05 2-й участок Гранитного — за пор. имени Славы 1,5 2 сплав 2 уч-к. (4-5 ступени) Гранитного 6-5к.с, пороги: "Три ступени", "Имени Славы". 4 к. с.
10 11.05 Конец пор. имени Славы – пос.Перевалка — г.Армавир 20

165

2

2,5

сплав

авто

заключительная часть маршрута, выброска

Итого: пройдено активным способом передвижения – 40 км.

Краткое описание маршрута

 

По порядку начнем с Б.Лабы, хотя по ней уже много написано (в том числе смотри отчет прошлого года нашей же группы), но не сказать о ней здесь мы не можем.

Основной сплавной участок реки расположен на 20-ти километровом отрезке от пос.Загедан до пос. Рожкао, основные же препятствия, включающие три каньона: "Сосновый" (5 к. с.), "Малый Блыб" (4 к. с.), "Соленые скалы" (5-6 к. с.) и порог "Затычка" (6 к. с.), сосредоточены на отрезке от р. Закан до порога "Затычка" (2 км выше пос.Рожкао).

До первого серьезного препятствия – порога "Прощай Родина" река носит характер шиверы с быстротоком и валами до метра. Порог "Прощай Родина" является своеобразными воротами каньона "Сосновый" – безусловно сложен и опасен особенно в большую воду. Кульминацией порога является слив с мощным котлом, проходимый по малой и средней воде и легко переворачивающий суда по большой воде. За сливом бочка, в левой части жесткая, в правой – более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово. Левый берег – отвесная скала, правый – высокий с крупными камнями у основания. Сложность порога увеличивается тем, что в случае оверкиля у экипажа и страхующих есть 50-100м для удачных спасработ, в противном случае оказавшихся в воде уносит в каньон "Сосновый" длиной примерно 1,2 км, с большим уклоном и скоростью течения, обилием валов и бочек.

При прохождении порога "Прощай Родина" каньона "Сосновый" имеет смысл обносить вещи сразу за каньон на поляну.

Каньон "Сосновый". Самое экстремальное место каньона – завершающая его часть, называемая "Пронеси Господи" — узкая (до 5, а в самом узком месте около 3 метров) скальная "труба" после левого поворота реки с большим уклоном, мощными бочками, отбойными валами, прижимами и навалом струи в ключевом месте на камень-клык по левому берегу. Правый берег – скальная стенка, левый – крупнокаменистая осыпь. В большую воду "Труба" заполняется водой и на ее месте остается мощный быстроток с большими валами и бочкой на выходе. Одним из ключевых мест является опрокидывающая бочка почти сразу после поворота, лучшим прохождением которой — ее объезд.

Просмотр каньона по левому берегу, страховка — в улове после каньона.

Второй каньон на реке – "Малый Блыб" (длиной ок. 1км) – смотрится проще на фоне предыдущих препятствий, но также интересен для прохождения. Ключевые места: прижим к скале левого берега в начале и большая бочка между отвесных стен на выходе из каньона, кроме этого валы до 1 метра и бочки, разбросанные по руслу реки. Расслабляться не следует: о чем свидетельствует таблички на скалах. Просмотр каньона по дороге.

Ориентиром начала следующего каньона – "Соленые скалы" (длиной около 2,5 км.) служит автомобильный мост через реку. Это опасное и самое протяженное препятствие на реке, отличающееся большим уклоном и представляющий, по сути, одну большую шиверу со множеством бочек, крупных обливных и выступающих камней и высокой скоростью течения.

Примерно в середине каньона после обвала в феврале 2001г. образовался новый порог — "Кирпич". Название порогу дано группой из г.Ростова, первыми отметившими прохождение этого порога 1 мая 2001г. С левого берега обвалилась скала, раскололась на крупные части и свалилась в реку. Русло сужено огромными камнями по левому берегу, в середине оставшейся части русла камень, цветом и формой напоминающий кирпич. В этом году части скалы "съехали" дальше в реку и "кирпич" оказался затопленным. Заход в порог тем самым упростился. Порог выглядит впечатляюще: на участке с хорошим падением протяженностью ок. 150м мощная струя с косыми валами и бочками. Участок реки после порога "Кирпич" характеризуется валами до метра, полуобливными камнями в русле и несколькими держащими бочками. Длина участка около 500м.

Концом каньона можно считать порог – "Затычка" – сложное, но локальное препятствие на реке (5-6 к. с.). Последние несколько лет порог был непроходим из-за наносимых паводком бревен, расклиненных между камнями и мешающих входу в основной, мощный слив с большим котлом. В этом году порог был свободен от бревен. Он представляет собой нагромождение обломков скал и валунов, образующих высокую гряду через все русло; на заходе в порог в сужении внушительная коварная бочка.

Заключительный участок реки до пос. Курджиново относительно прост (приблизительно III к. с.), но, тем не менее, интересен несложными порогами, небольшим каньоном, быстрым течением, мощными водоворотами, бочками и валами.

Наиболее интересный в спортивном плане участок Малой Лабы находится на 7-ти километровом отрезке от кордона "Третья Рота" до кордона "Черноречье" (стрелки с Уруштеном). Некоторые группы поднимаются пешком километров на 10 выше до кордона Умпырь. Этот отрезок реки может служить только если для раскатки, т.к. содержит согласно описаниям три порога 2-3 к. с. и порог "Подарок" относительно которого имеются довольно противоречивые сведения: Демидов [1] в своем отчете отметил его как несложный 3-4 к. с., но по рассказам групп, посетивших реку позже, порог они идти не решились из-за узости и боя в скалу в ней. Во всяком случае, мы сошлись на мнении, что для раскатки лучше подходит Большая Лаба, где почти за те же сроки (2 дня), что потребуются для прохождения отрезка от кордона Умпырь до кордона Черноречье, можно и раскататься и пройти полноценные сложные препятствия. Выше Умпыря на реке по словам егерей препятствий не наблюдается. Участок реки выше впадения р.Цахвоа может быть доступен наверное только для каякеров.

Начиная с кордона Третья Рота на реке выделяются 4 порога: "Третья Рота" (5-6 к. с.), "Поросенок" (5 к. с.), Темный (4-5 к. с.) и "Засада" (3 к. с.).

Порог "Третья Рота" довольно сложный и опасный, представляет собой свал воды в расширении русла через многочисленные камни (многие из которых острые) с бочками и ямами. Прохождение подразумевает четкий слалом по тщательно выбранной траектории.

Недалеко от него расположен порог "Поросенок", достаточно протяженный в отличие от своего соседа. Начинается водосливом в узком скальном коридоре и продолжается до полуразрушенного моста слаломным участком с валами и бочками.

Далее на трех километрах река успокаивается вплоть до пор. "Темный". Он достаточно прямолинеен, но вместе с тем довольно мощен. Порог "Засада" на фоне своих старших собратьев уже не так интересен и не сложен.

После слияния Малой Лабы с Уруштеном река упрощается и петляет по постепенно расширяющейся долине, сохраняя, тем не менее, свой быстрый бег. Ниже река делится на протоки расходясь и собираясь вновь. В районе Псебая протоки многочисленны и мелководны.

Река Уруштен (Черная) — остается по сей день самой малоисследованной в регионе. Она находится в стороне от традиционных туристических маршрутов, почти в центре Кавказского Заповедника. Хорошей тропы вдоль всей реки нет. Известно только одно ее сквозное прохождение двумя каякерами в августе по малой воде, по которому сделан довольно сухой отчет, к сожалению, не дающий полного представления о возможностях реки. Такое упущение связано в первую очередь с удаленностью реки от автомобильных дорог и возможностью заброситься только через перевал со стороны Красной Поляны, а, учитывая, что на майские праздники (период массового паломничества водников на просторы Кавказа) перевалы еще закрыты – это будет нелегкой задачей. Немаловажны также административные препятствия на посещение заповедника. Только в последние годы с переходом на самофинансирование местное руководство стало заинтересовано в платном посещении заповедника.

На этом фоне более-менее изучен нижний участок реки (6-7 км от стрелки с М.Лабой), куда поднимаются пешком по тропе от устья, а ведь, по словам егерей выше на реке находятся очень сложные, а значит интересные препятствия. Рельеф поверхности, судя по карте, и забегавшие выше встреченные нами водники подтверждают эти слова. Исходя из всего этого, должно наметиться дальнейшее изучение "белого пятна" — Черной реки — реки Уруштен.

Нижний же участок реки представляет собой следующее: на шестом километре от устья впадает мощный правый приток р.Трю, который является ориентиром самого сложного и опасного препятствия нижнего Уруштена – каньона Водопадный. Впадая примерно посередине, он разделяет каньон на две части. На верхнем участке выделяются два мощных водопадных слива метра по 4-5 каждый, среди крупных обломков скал. Прохождение осложняется и тем, что в случае вероятной аварии, человек легко может уйти в нижнюю часть каньона, т.к. место для страховки весьма ограничено. Нижняя часть представляет собой отдельный разговор, а именно: мощный крутопадающий поток в узком каменном русле с перепадом 12-14 метров на 100 метрах. Можно выделить шесть выраженных сливов (за что в народе его прозвали еще "шестисливником") с бочками, косыми и отбойными валами и большим пенным котлом в пятом сливе. Идеи о прохождении сначала не возникает, потом его хочется осуществить тоннах на трех-четырех, которых конечно нет под рукой, правда позже, через день (после прохождения оставшейся части реки) все же появляется желание сунуться сюда на "двойке" (правда, пребывая в базовом лагере, не видя перед собой этого хаоса). Нам известно, что прохождение каньона все же было осуществлено туристами г.Фрязино на катамаране-"четверке".

Ниже этого явления природы, на реке выделяются: пор. "Колизей" 4к.с., каньон Гранитный 5-6к.с., пор. "Три ступени" 4к.с. и пор. "имени Славы" 4-5к.с. Каньон Гранитный самое интересное и сложное препятствие из числа реально проходимых на этой реке для основной массы водной общественности. Делится условно на две части. Первый отрезок попроще, начинается от крупного правого притока и тянется километра полтора до следующего скального сужения. Оценен нами как не выше 5.к.с. – мощная струя, сливы, бочки, камни в русле. Второй отрезок является кульминацией каньона – сначала узкий скальный коридор с большим падением (а-ля "Горка-Пригорок" на Белой, только поменьше) выделяются пять сливов с мощными бочками в двух из них и "зубом" в последнем. Далее следует мощный порог на левом повороте и снова скальный коридор, вода падает ступенями с хорошими бочками. Длина второго отрезка каньона метров 350, категория сложности 5-6. Вырвавшись из плена скал, Уруштен на пути к устью образует еще два порога "Три ступени" и "имени Славы", которые после прохождения Гранитного кажутся проще. До впадения в М.Лабу около километра.

Техническое описание маршрута

02.05.

Ночью, около трех часов, наш поезд прибыл в г. Армавир. Это был как раз тот редкий случай, когда ты рад опозданию, т.к. по расписанию поезд должен был прибыть в час ночи, и пришлось бы нам всю ночь куковать на вокзале, ведь только полпятого открывается транпротное предприятие, где мы заказали машину.

К пяти утра мы подошли на ГАТП (гос. автотранспортное предприятие). Оформление документов на заказной автобус заняло мало времени, благо все было оговорено еще из Москвы, загрузили вещами автобус, сели сами и около шести утра мы покинули славный город Армавир. Время в пути до пос. Псебай 2-2.5 часа.

Доехали до конторы заповедника, в которой мы по телефону из Москвы заказывали транспорт для внутренних переездов с реки на реку. Пока ждали машину, обсудили все вопросы, касающиеся нашего пребывания в заповеднике в период сплава по М. Лабе и Уруштену. Для переездов нам выделили грузовой тентованный УАЗ. Перекинули вещи из автобуса в УАЗ, позавтракали и тронулись в путь дальше, через пос. Курджиново, в верховья Б. Лабы.

Еще в поезде встал вопрос: откуда начинать сплав. Будучи на реке в прошлом году и хорошо изучив ее, было предложение стартовать с порога "Прощай, Родина!", но, учитывая то, что два экипажа были несхоженными, решили подняться выше, как и год назад, на поляну ниже поселка Загедан, дав возможность народу раскататься и сгрестись. В 13:30 мы попрощались с шофером, договорившись сразу о переброске через два дня на М. Лабу.

Остаток дня посвятили сборке судов. Некоторые успели даже покататься и размяться вечерком перед ужином, подняв выше по реке метров на триста. Погода в первый день, да и в последующие два, проведенные на Б. Лабе была одинакова: до обеда — солнце, после обеда и до вечера – пасмурно и дождь.

03.05.

Первый день на реке предстоял трудный: надо было пройти по реке до каньона "Сосновый", обработать и пройти за один день каньоны "Сосновый" и "Малый Блыб", и дойти до моста в начале каньона "Соленые Скалы". Удачно завершить задуманное нам помогло хорошее знание препятствий на реке.

Отчалили часов в 11. До первого серьезного порога ("Прощай, Родина!"), река имеет характер шиверы с валами до метра. Протяженность участка около 10 км. Ходовое время – 1 час.

Порог "Прощай, Родина!" является своеобразными воротами каньона "Сосновый". Длина каньона ок. 1.2 км. Основной ориентир: за 1.2 км до первого порога каньона на высоком ПБ остатки разрушенного моста. Далее после плавного левого поворота на ЛБ – длинная открытая поляна (ок. 300 м). В конце поляны поворот направо. С поляны целесообразно обнести вещи сразу в конец каньона, так мы и поступили. Обнос по дороге в обе стороны занимает около часа.

На обратном пути при нас произошло ДТП: бортовой "ГАЗ-53" рухнул в реку. Благо, дело произошло в конце каньона, где высота откоса не превышала 7 метров. Мы помогли вылезти пьяному водителю и его спутнику. В кузове находились вещи туристов, решивших обвезти каньон. Оба, водитель и пассажир, ехавшие в кабине, почти не пострадали, несмотря на то, что машина три раза перевернулась при падении. По утверждению водителя, с ними в кузове ехало еще двое: рыбак и один из туристов. Обыскав все вокруг и не найдя их следов, уже было решили, что они выпали в реку и их унесло течением. Но к огромному облегчению, мы вскоре выяснили, что они спрыгнули с машины в районе «Прощай, Родины» посмотреть прохождение и пофотографировать, а водитель этого даже не заметил. Это их и спасло от, как минимум, тяжелых травм и увечий. Мы же в итоге потеряли еще около часа. Здесь нам сослужили добрую службу рации, по которым мы могли переговариваться с членами нашей группы, растянувшейся вдоль каньона.

На разгруженных судах перечалились на галечный плес на правом берегу после правого поворота поближе к порогу.

Берега высокие, левый – отвесная скала, правый - более пологий, поросший деревьями, внизу крупные камни. Длина порога 50-60 м. На заходе полуобливной камень в центре русла. Справа от камня слив 0.5-0.6 м. Слева тоже слив, в него идти нежелательно, т. к. далее в центре русла бочка, в которой судно может развернуть, мы обходили ее справа. Основной слив высотой 1.5-2.0 м образуется в результате сужения русла двумя каменными глыбами по берегам. До слива реку пересекает косой отбойный вал от левого берега. При заходе следует попасть носом на этот вал, который подворачивает судно и проносит по центру слива. В правой части слива отбойный вал от правого берега, за сливом бочка. В левой части бочка пожестче, справа - более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово, в которое попадают люди и суда после аварии.

Выставили две "морковки" после порога в районе правого притока, и одну над порогом, дабы вытащить человека или катамаран из улова под левым берегом. После прохождения первого ката добавилась страховка с воды. Сложность порога увеличивается тем, что в случае оверкиля у экипажа и страхующих есть 50-100 м для удачных спасработ, в противном случае оказавшихся в воде уносит в каньон "Сосновый" длиной примерно 1.2 км, с большим уклоном и скоростью течения, обилием валов и бочек. Все экипажи прошли порог хорошо, кроме шедшего первым К-2-3, который наехал на камень ЛБ и ввалился в выходную бочку кормой, но ребята не растерялись и удачно вытащили катамаран из слива.

Далее несложный порог длиной 30-40 м на прямом участке реки, сразу за впадением притока "Сосновый". Слив 1.2 метра с бочкой через все русло и полуобливными камнями на заходе. После следует шиверистый участок каньона вплоть до конца большого дугообразного правого поворота, где необходимо зачалиться на ЛБ для просмотра выходной части каньона – пор. "Пронеси, Господи!", начинающегося на левом повороте.

Самое экстремальное место каньона – завершающая его часть, называемая "Пронеси Господи" — узкая (до 5, а в самом узком месте около 3 метров) скальная "труба" после левого поворота реки с большим уклоном, мощными бочками, отбойными косыми валами, прижимами и навалом струи на камень-клык по левому берегу. Правый берег – скальная стенка, левый – крупнокаменистая осыпь. В большую воду "Труба" заполняется водой и на ее месте остается мощный быстроток с большими валами и бочкой на выходе. Одним из ключевых мест является опрокидывающая бочка почти сразу после левого поворота, лучшим прохождением которой является ее объезд. Просмотр порога по левому берегу, страховка — в улове после порога.

Сравнивая порог с прошлым годом, можно отметить, что, хотя воды сейчас было поменьше, порог усложнился: бочка на заходе стала жестче и опаснее, камни по берегам обнажились, сузив тем самым бешеный поток. Это подтвердил и оверкиль первого ката (кат-2-3) в той самой заходной бочке. Они пытались объехать ее справа, отбойный вал скинул их полулагом в бочку, не оставив им никаких шансов — носы подбросило, корму подкусило и ... Удачно ликвидировав последствия киля, решено было идти на оставшихся двух двушках без девушек, а бочку пытаться объехать слева. Пройти сразу левее бочки мешало то, что основная струя после левого поворота, как по треку, шла вдоль правого берега и по центру через бочку, а уйти со струи представлялось слегка проблематично. Но успешное прохождение левым телемарком двух двоек составом: Айбатулин — Липгарт и Липгарт — Бакланов показало, что это не составляет большого труда. После решилась на прохождение и менее опытная "четверка". Они-таки заехали в бочку, но, благодаря работе экипажа и большему объему судна, благополучно ее миновали и прошли порог. В то же время в каньоне при нас последовало еще три оверкиля катов соседних групп. Один из них перевернулся в самом конце порога, где жесткий косой вал отбивает суда к скале левого берега, и, в лучшем случае, разворачивает кормой вперед.

На поляне за каньоном были в 16:30. Привязали вещи и пошли дальше. Через 20 минут увидели ориентиры каньон "Малый Блыб": правый поворот реки с пирамидальным камнем-скалой на ЛБ (на камень нанесен плавник). Учитывая опыт предыдущего года и малую воду, решили идти каньон сходу, тандемом, что успешно осуществили. Бочка на выходе из каньона в этом году не занимала всю ширину русла, и оставляла желающим проход. Но один из наших друзей из соседней группы на каяке угодил в нее, выбрался с трудом и потянул плечо, что, кстати, сильно повлияло на его сплав в дальнейшем.

Дошли до моста и встали лагерем у "Соленых скал".

04.05.

На этот день запланировано прохождение каньона "Соленые скалы" с порогом "Затычка". При планировании места выброски с Б. Лабы мы решили, что лучше организовать базовый лагерь перед "Солеными скалами", пройти налегке каньон, вернуться обратно с катамаранами и утром следующего дня уехать на машине.

Каньон "Соленые скалы", длиной около 2.5 км., сложное и самое протяженное препятствие на реке, отличающееся большим уклоном и представляющий, по сути, одну большую шиверу со множеством бочек, крупных обливных и выступающих камней и высокой скоростью течения.

Первая половина каньона по нашей воде не представляла особой сложности, и мы проехали ее тандемом без предварительной разведки, зачалившись, как и в прошлом году, перед порогом "Кирпич" в большом улове под ЛБ. Кстати, рухнувшая скала, образовавшая "Кирпич", упростила верхнюю часть каньона, став плотиной и создав подпор перед порогом, где можно ликвидировать последствия возможной аварии в первой части каньона.

Примерно в середине каньона после обвала весной 2001г. образовался новый порог — "Кирпич". Название порогу дано группой из г. Ростова, первыми отметившими его прохождение этого 1 мая 2001г.

С ЛБ обвалилась скала, раскололась на крупные части и свалилась в реку, сильно сузив русло; в середине оставшейся части русла камень, цветом и формой напоминающий кирпич. Правый берег – обрыв красной глины, под обрывом рухнувшие деревья, образующие полузавалы и расчески. В этом году части скалы "съехали" дальше в реку и кирпич оказался затопленным. Заход в порог тем самым упростился. Порог выглядит впечатляюще: на участке с хорошим падением протяженностью ок. 150 м мощная струя с косыми валами и бочками. Самая мощная бочка ниже первого камня после затопленного "кирпича".

Перед прохождением "Кирпича" двое наших переправились на правый берег и подрубили деревья, мешавшие заходу в порог и создававшие опасность при прохождении. Удивительно, что никто этого не сделал до нас, ведь несколько групп шло впереди. Страховку выставили береговую в конце участка перед уловом, на большом валуне, мысом, вдающемся в реку. На заходе держались правее, чтобы попасть в правую, проносную часть мощной первой бочки сразу за огромным камнем на заходе. Затем смещались в центр и ближе к концу уходили налево, чтобы вовремя успеть завернуть в улово, т. к. струя может отбросить судно довольно далеко вправо. С теми или иными помарками всем экипажам удалось соблюсти указанную траекторию.

Вторая часть каньона осложнена двумя бочками, перекрывшими все русло. Бочки можно пробить, лишь предварительно разогнавшись и хорошо зацепившись в них. Уже пройдя их, узнали от ярославцев, что сегодня там поставило на свечу один катамаран. Окончанием основной части каньона можно считать огромный камень-"дом" на ЛБ. Зачалившись за ним, прошли по берегу до пор. "Затычка" (ок. 500м), для оценки возможности его прохождения. Наконец-то дождались: в этом году в пороге нет бревен, наносимых паводком все последние годы.

Порог "Затычка" — локальное, но самое сложное и опасное препятствие на реке. Не очень четкий ориентир: на ЛБ кончается лес, дорога подходит к воде. Лучше все же предварительно просмотреть порог по берегу.

Заход осложнен коварной бочкой, занимающей левую часть русла, и громадным косым переворачивающим валом в первой части русла. Далее идет 30 метров относительно спокойного быстротока, и на слабом левом повороте кульминация порога – нагромождение обломков скал и валунов, образующих высокую гряду (ок. 3 м) через все русло. Струя бъет в крупный камень в центре гряды, расходясь надвое — направо, через каменную расческу, и налево, где, распоротая камнем-клыком, падает в пенный котел. Единственный габаритный проход для катамаранов в среднюю и низкую воду - влево, между камнем и клыком. В большую воду опасен мощный нижний котел, зато заходная бочка превращается в достаточно ровный слив.

У нас же задачей было пробить заходную бочку, держать судно на струе и попасть точно в ворота в гряде, образованные самым крупным валуном и клыком слева от него. За 2-3 метра до него стоит пара небольших, но способных сбить катамаран с нужной траектории, бочек. Ниже порога 30-ти метровый плес, где мы выставили страховку, причем как береговую, так и с воды, обнеся один катамаран. Далее следует довольно длинный и мощный участок быстротока. С берега порог-водопад "Затычка" смотрится очень внушительно. И мы решились на его прохождение только после некоторых раздумий. Пошли самыми сильными экипажами: Липгарт — Бакланов и Липгарт – Айбатулин.

Первый кат на заходе нырнул в бочку по центру, ближе к правому косому валу, который на выходе из бочки подкусил корму катамарана, немного развернул его и едва не кильнул. Успев выправить курс, ребята успешно прошли кульминационную часть порога. Второй экипаж учел ошибку, зашел чуть левее, прошел бочку почти без запинки и успешно слился с гряды, также точно попав в ворота. Котел в нижней части водопада по нашей воде не так страшен, хотя и приостановил оба катамарана на несколько секунд. Особое внимание стоит уделить заходной бочке, не даром мы ее так подробно осписываем. Перевернувшийся в ней, мало шансов быть выловленным до гряды, а проехать на "попе" кульминацию порога - не самое приятное занятие. Для правильного захода в слив мы выставляли сигнальщика, поскольку с воды за кромкой слива ничего не видно. На все прохождение "Соленых скал" и пор "Затычка" мы затратили 3 часа, еще час занял обнос катамарана обратно в лагерь.

Кстати, в этот день мы встретили своих знакомых из Ярославля, с которыми мы вместе сплавлялись по Б. Лабе в прошлом году — место встречи изменить нельзя.

05.05.

День переброски на М. Лабу. В 11:00 к мосту подъехал наш УАЗик. Четверку и "Гошу" пришлось разбирать, у "Тритонов" сдули баллоны и разобрали пополам поперечины и погрузили в кузов. Однако стоит заметить, что если неудачно положить каты в кузов, то при постоянной тряске и вибрации оболочка и даже внутренние баллоны могут протереться о выступающие детали. До Псебая отсюда ок. 3 часа езды.

К обеду подъехали к конторе заповедника, где нас уже ждали. Около двух часов понадобилось для оформления всех документов и регистрации в местном ПСО. См. раздел "Заброска-Выброска".

Дорога до кордона Третья Рота занимает 2-2,5 часа, в зависимости от степени размытости ее на отрезке: кордон "Черноречье" — кордон "Третья рота". До кордона "Черноречье" идет грунтовая дорога. В пять часов разбили лагерь в ста метрах выше кордона на большой поляне и занялись сборкой катамаранов. Накаркали тут выше абзацем, и баллоны все-таки протерлись в процессе перевозки на одном катамаране, пришлось их заклеивать.

Ближе к вечеру на эту же поляну подъехали наши знакомые ярославцы. Вторая половина дня опять же дождливая. Вечером ходили на кордон "Третья Рота" познакомиться, поболтать и удовлетворить свои гастрононмические интересы – обездоленные городские жители принесли в лагерь замечательный творог, молоко и сметану. Познания же наши пополнились сведениями о животном мире этой части заповедника, туристических тропах и историей образования порога "Третья Рота". Оказывается, когда-то на месте нынешнего кордона стоял пихтарник (пихтовый лес), лет 30-35 назад со склона горы в реку сошел оползень, да такой, что одни верхушки пихт торчали из-под земли — грунт на месте кордона до сих пор "плывет".

Кстати, кордон стоял здесь и ранее, название его идет еще со времен Кавказской войны, когда в этом месте стояла третья рота Севастопольского полка.

06.05.

На Малой Лабе выяснилось, что здесь дождливая не только вторая половина дня, но еще и первая. Наиболее интересный в спортивном плане участок Малой Лабы находится на 7-ти километровом отрезке от кордона "Третья Рота" до кордона "Черноречье" (стрелки с Уруштеном). Некоторые группы поднимаются пешком километров на 10 выше, до кордона "Умпырь". Этот отрезок реки может служить для раскатки, т.к. содержит согласно описаниям три порога 2-3 к. с. и порог "Подарок", относительно которого имеются довольно противоречивые сведения: Демидов [1] в своем отчете отметил его как несложный — 3-4 к. с., но, по рассказам групп, посетивших реку позже, порог они идти не решились из-за узости и боя в скалу в ней. Во всяком случае, мы сошлись на мнении, что для раскатки лучше подходит Большая Лаба, где почти за те же сроки (2 дня), что потребуются для пешей заброски и прохождения отрезка от кордона "Умпырь" до кордона "Черноречье", можно и раскататься и пройти полноценные сложные препятствия. Выше Умпыря на реке, по словам егерей препятствий не наблюдается, но сам кордон расположен в очень живописной долине.

Ниже кордона "Третья Рота" на реке выделяются 4 порога: "Третья Рота" (5-6 к. с.), "Поросенок" (5 к. с.), Темный (4-5 к. с.) и "Засада" (3 к. с.).

Порог "Третья Рота" довольно сложный и опасный, представляет собой свал воды в расширении русла через многочисленные камни (многие из которых острые) с бочками и ямами. Прохождение подразумевает четкий слалом по тщательно выбранной траектории.

Длина порога ок. 100м. Перепад ок. 4м. О возможности прохождения порога нами высказывались противоречивые мнения, и мы решили пока его отложить.

Недалеко от него расположен порог "Поросенок" , достаточно протяженный, в отличие от своего соседа. Начинается водосливом в узком скальном коридоре и продолжается до полуразрушенного моста слаломным участком с валами и бочками.

Именно с "Поросенка" мы и решили начать прохождение препятствий Малой Лабы , оставив "Третью Роту" на закуску. Занесли суда ниже последнего слива "Третьей Роты" и сплавились метров 200 до широкой галечной отмели на ЛБ, впереди видно скальное сужение – ориентир порога "Поросенок". Просмотр, съемка и страховка осуществляется с ЛБ.

Порог начинается водосливом в узком коридоре, образованным скалами ПБ и крупнокаменистой осыпью ЛБ Выделяются два косых слива. В первом бой в отрицательную стенку ПБ, правда, с небольшим отбойником. Через несколько метров – второй слив с косой бочкой. Перепад этого участка ок. 3 метров. За вторым сливом небольшое улово для одного судна. Далее следует протяженный ок. 500 метров мощный слаломный участок с полуобливными камнями, валами и бочками. Кончается порог у почти разрушенного, осталось пара гнилых бревен, моста. Перед мостом метрах в двадцати стоит хорошая держащая бочка.

Уделили большое внимание страховке, т.к. в случае киля есть вероятность сплава по бурной каменистой шивере. Выставили морковку и спустили в улово катамаран после первого участка (скального сужения) и еще двоих поставили в конце порога у моста со спасконцами, поскольку после моста тоже быстрый шиверистый участок.

Тактика прохождения у всех экипажей была примерно одинакова: заход как можно левее, дабы избежать удара в скалу, выравнивание курса и нырок катамарана во второй слив, затем проход второго участка примерно по центру и уход от мощной бочки в конце правым берегом с последующей чалкой в заливах ЛБ.

Первый катамаран (К-2-3), пройдя первый слив, должен был встать на страховку в улово, что он и сделал, правда, после первого слива его стукнуло в ЛБ, развернуло и вторую бочку он пробил кормой. Все остальные суда не повторили этой ошибки и прошли порог целиком по задуманной траектории.

После прохождения К-4 оставили у моста на ночь, а остальные суда понесли обратно в лагерь (ок. 1 км) для прохождения "Третьей Роты". Возвращаясь в лагерь, по дороге набрели на заросли черемши, заполонившей окрестные склоны, и набрали ее к обеду целые охапки. По возвращении на кордон встретили большую группу школьников, приехавших на возложение венков к памятнику солдатам, погибшим в горах при обороне Кавказа в 1942 г.

Пообедав, отправились на более тщательный просмотр "Третьей Роты" . Порог явно тянет на 6 к. с. и заставляет призадуматься. Свал воды в циркообразном расширении русла через многочисленные острые камни, явной линии движения нет. Порог недлинный, ок. 100 метров, но опасный. После просмотра твердое решение пройти порог возникло у двоих: Айбатулина и Липгарта. Для страховки за порог занесли катамаран, чтобы успеть выловить в случае аварии людей до "Поросенка", поставили пару "морковок" и фотосъемку. Прохождение чем-то похоже на прохождение "Затычки": надо так же четко зайти и попасть в ворота, образованные самым крупным валуном и полуобливными камнями левее него. Ворота узкие, порядка 2.5-3 метров, с бочкой и "поганкой" внизу слива. На выходе три относительно крупных бочки. Порог пройден отлично. Примеру первого экипажа последовал экипаж Баклановых. Прошли успешно, выдержав траекторию первого катамарана.

Т.к. до вечера оставалось еще много времени, покатались еще разок на "Поросенке". Прошли двумя катамаранами, причем один катамаран (Липгарт — Скуратов) намеренно прыгнули в последнюю бочку перед мостом и, зацепившись, достаточно легко из нее выбрались.

Вечером традиционный обмен впечатлениями с ярославцами. У них были планы подняться до кордона "Умпырь", но, выслав вверх разведчиков и получив информацию о верхних участках М. Лабы, они передумали и решили сплавиться вниз от "Третьей роты".

07.05.

С утра "Поросенок" решили пройти Вадим и Глаша, им был выделен для тандемной страховки сопровождающий катамаран с экипажем, но неожиданно Вадим обнаружил на своем катамаране здоровую дыру во внешней оболочке. Причины ее появления остались загадочными, потому что вчера ее не было, а сегодня катамаран проплыл всего сто метров. Наиболее вероятное объяснение — протерлась старая, изношенная шкура. Ремонт обещал занять не менее двух часов, поэтому два ката (К-2-1 и К-4) решили поплыть вперед до ближайшего порога "Темный", осмотреть его и обнести вещи, а экипаж К-2-3 остался помогать пострадавшим.

На участке от конца пор. "Поросенок" до пор. "Темный" (примерно 4 км) река течет относительно спокойно, с шиверисто-перекатистым характером. Время движения около 30 минут. Ориентиром начала пор. "Темный" может служить заметный уклон, просматривающийся правый поворот и крупные каменные глыбы по ПБ Осмотр порога по правому берегу. Порог длиной 300 метров начинается с разгонной шиверы, затем на правом повороте ряд бочек и валов, камень-"бык" по центру русла и затем выходная шивера до конца левого поворота. Порог достаточно прямолинеен, относительно не сложен, но вместе с тем довольно мощен. Дождались отставших из-за ремонта катамаранов, выставили операторов и страховку и гружеными прошли порог. Линия движения – по центру, потом уход от "быка" налево.

До последнего порога "Засада" метров 600-800. Ориентиром служит галечная отмель слева и хорошо видимый вход в скальный коридор. Порог немного проще всех остальных пройденных препятствий реки и не требует особых затрат сил и времени. Расположен в скальном коридоре протяженностью метров 200. Можно выделить несколько больших валов на заходе и небольшую бочку над полузатопленным деревом в конце. Прохождение проблем не вызвало. Через 300-400 метров стрелка с Уруштеном. Зачалились на галечной отмели ЛБ за 50 метров до слияния. Начался сильный дождь ...

Для разбивки базового лагеря решили подняться верх по Уруштену на 1-1.5 км, по сведениям наших друзей, бывших тут в прошлом году, там есть хорошие полянки. Вдоль реки (далее речь идет об Уруштене) по правому берегу идет тракторная дорога около 1 км вверх по реке, после ее окончания начинается тропа.

Из-за постоянных дождей дорогу хорошенько размыло, пришлось передвигаться по ней по щиколотку в грязи, с гор стекали грязные ручьи. Пройдя еще и по тропе порядка двухсот метров, мы обнаружили уютное местечко на берегу реки. Кто-то стал ставить палатки, кто-то вернулся за катамаранами. Уже смеркалось.

08.05.

Оказалось, что на Уруштене дожди – явление в это время года постоянное и бороться с этим совершенно бесполезно, поэтому мы смирились и стали наслаждаться влажной природой.

На этот день намечена заброска судов вверх и разведка реки. Вдоль реки идет две тропы. Одна — хорошая и широкая идет по верху, река с нее не видна, она предназначена для обносов. Вторая – узкая, звериная идет вдоль берега, по ней желательно передвигаться налегке.

Река Уруштен (Черная) — остается по сей день самой малоисследованной в регионе. Она находится в стороне от традиционных туристических маршрутов, почти в центре Кавказского Заповедника. Хорошей тропы вдоль всей реки нет. Известно только одно сквозное прохождение двумя каякерами в августе по малой воде, о котором сделан довольно сухой отчет, но все это не дает полного представления о возможностях реки. Такое упущение связано в первую очередь с удаленностью реки от автомобильных дорог и возможностью заброситься в ее верховья только через перевал со стороны Красной Поляны, а, учитывая, что на майские праздники (период массового поломничества водников на просторы Кавказа) перевалы еще закрыты – это будет нелегкой задачей. Немаловажны также административные препятствия на посещение заповедника. Только в последние годы с переходом на самофинансирование местное руководство стало заинтересовано в платном посещении заповедника.

На этом фоне более-менее изучен нижний участок реки (6-7 км от стрелки с М. Лабой), куда поднимаются пешком по тропе от устья, а ведь, по словам егерей выше на реке находятся очень сложные, а значит интересные препятствия. Рельеф местности, судя по карте, и встреченные нами водники, забегавшие выше, подтверждают эти слова. Исходя из всего этого, должно наметиться дальнейшее изучение "белого пятна" — Черной реки — реки Уруштен.

Нижний же участок реки представляет собой следующее: на шестом километре от устья впадает мощный правый приток р. Трю, который является ориентиром самого сложного и опасного препятствия нижнего Уруштена – каньона "Водопадный". Впадая примерно посередине, она разделяет каньон на две части. На верхнем участке выделяются два мощных водопадных слива метра по 4-5 каждый среди крупных обломков скал, (егеря называют такие места "решето"). Прохождение осложняется и тем, что в случае вероятной аварии, человек легко может уйти в нижнюю часть каньона, т.к. место для страховки весьма ограничено. Нижняя часть — это отдельный разговор, а именно: мощный крутопадающий поток в узком каменном русле с перепадом 12-14 метров на 100 метрах. Можно выделить шесть выраженных сливов (за что в народе его прозвали еще "Шестисливником") с бочками, косыми и отбойными валами и большим пенным котлом в пятом сливе. Идеи о прохождении сначала не возникает, потом его хочется осуществить тоннах на трех-четырех, которых конечно нет под рукой, и, правда позже, через день (после прохождения оставшейся части реки) все же появляется желание сунуться сюда на двойке (правда, пребывая в базовом лагере, не видя перед собой этого хаоса). Нам известно, что прохождение каньона все же было осуществлено туристами г. Фрязино на катамаране-четверке.

Ниже этого явления природы на реке выделяются пор. "Колизей" 4 к. с., каньон Гранитный 5-6 к. с., пор. "Три ступени" 4 к. с. и пор. "Имени Славы" 4-5 к. с.

Заброска катамаранов по верхней тропе до "Водопадного" заняла около полутора часов. Тропа широкая и удобная, суда несли собранными.

Оставив каты на ночевку под "Водопадным", отправились на просмотр порогов. Часа два лазали по "Водопадному" — пройти "это" — задача не из легких. На обратном пути двинулись вниз по нижней тропе. Надо отметить, что после дождей река вздулась и стала мутно-коричневой, отчего препятствия выглядели несколько устрашающе.

09.05.

Сегодня День Победы. Недалеко отсюда в долине М. Лабы шли ожесточенные бои, о чем свидетельствует обелиск у кордона "Третья рота".

После завтрака мы одели "сплавное" и вышли к судам. Налегке дотопали за час. Снова поднялись на "Водопадный" (вода несколько упала за ночь и с ее падением появлялась надежда на прохождение "шестисливника"). Снова лазали по камням, оценивали бочки, котлы, судьбы маленьких катамаранов-двоек. Представлять судьбу людей, оказавшихся в пороге из-за аварии, как-то не хотелось, хотя она могла быть очень даже не радостной. В конце концов мы все же отступили перед стихией, однако, поставив в памяти зарубку.

Стартовали уже ближе к часу. Первый порог – "Колизей" примерно в 700-800 метрах ниже "Водопадного". Расположен в расширении русла, представляет собой слив с каменной гряды, пересекающей всю реку. Более четко проход выражен в левой части русла, но осложнен двумя свисающими деревьями. Мы решили под деревья не лезть, а пройти справа по треку. Просмотр и страховка с ПБ Длина около 70 метров, чалка на галечной отмели после порога. До начала каньона "Гранитный" примерно 400 метров. Ориентир – крупный правый приток. Чалка в его устье. Оставив в нем суда, пошли на просмотр и установку страховки.

Каньон "Гранитный" — самое интересное и сложное препятствие из числа реально проходимых на этой реке для основной массы водной общественности. Делится условно на два участка. Первый отрезок попроще, начинется от крупного правого притока и тянется километра полтора до следующего скального сужения, оценен нами как не выше 5 к. с. – мощная струя, сливы, бочки, камни в русле. Второй отрезок является кульминацией каньона – сначала узкий скальный коридор с большим падением (а-ля "Горка-Пригорок" на Белой, только поменьше) выделяются пять сливов с мощными бочками в двух из них и "зубом" в последнем. Далее следует мощный порог на левом повороте и снова скальный коридор, вода падает ступенями с хорошими бочками. Длина второго отрезка каньона метров 350, категория сложности 5-6.

Первый участок каньона "Гранитный" мы для себя разбили на три ступени, которые поочередно и проходили. Просмотр и страховка всего "Гранитного" с правого берега. Страховка всех ступеней сперва "морковками", а затем еще и с воды первым прошедшим катамараном.

Первая ступень первого участка тянется от устья притока до локального правого поворота. Чалка сразу за поворотом в улово у ПБ Представляет собой скальный коридор, быстрая струя, валы, сливы с небольшими бочками, в некоторых сливах камни. Линия движения определяется с наплыва, в основном по центру. Длина ступени около 400 метров.

Вторая ступень тенется 200 м. до крутого правого поворота. Зачалились в большое улово перед правым поворотом между двумя крупными валунами. Характер препятствий схож с препятствиями первой ступени.

Третья ступень (ок. 250 м) несколько мощнее предыдущих. Начинается сливом вдоль валуна ПБ, затем на правом повороте слив в ворота, образованные плитой слева и полуобливным камнем справа. Далее идет череда сливов с бочками. Последний слив – "грязный". Зачалились за огромным камнем ПБ До второго участка "Гранитного" отсюда около 400 метров приличной шиверы. Перекусив, пошли на просмотр второго участка.

Второй участок – кульминация "Гранитного". Мы его для себя условно разбили на две ступени. Для удобства описания введем сквозную нумерацию ступеней каньона "Гранитный" — всего их пять. На вторую наиболее сложную часть каньона приходятся четвертяя и пятая ступени. Четвертая ступень – узкий коридор, образованный скалами левого берега и крупноглыбовой осыпью правого. Река, сжатая с обеих сторон, пять раз последовательно падает сливами по 1,5-2,5 метра. В первом и, особенно в третьем сливе стоят большие бочки, в пятом – на заходе камень-"петух", а когда вода спала, он стал полуобливняком. Второй и четвертые сливы относительно просты. Протяженность с заходной шиверой примерно 150 метров. Зачалка в небольшое улово под ПБ перед небольшим правым изгибом реки. Страховка двумя спасконцами в том же месте. До начала пятой ступени отсюда метров 15.

Перед самым началом четвертой ступени есть небольшое улово, но мы решили не перечаливаться и стартовали сразу с места предыдущей чалки. Над траекторией движения думать особо не приходиться, путь один – "рубиться" через сливы и бочки. Единственно, стоит отметить, что первую бочку лучше идти левее (есть проносной выброс) и главное – после четвертого слива успеть уйти налево от "петуха" (справа от "петуха" в воде полощется дерево). Первому (Липгарт — Айбатулин) и третьему (Липгарт — Скуратов) экипажам удалось пройти по намеченному пути. Второй катамаран (Баклановы) после второго слива развернуло, выкинуло носом в ЛБ и в третий, самый мощный слив, вошли кормой, но счастливое расположение струй выкинуло кат из бочки, а удачное положение носом вверх по течению помогло легко уйти налево в обход "петуха". Несмотря на наше удачное прохождение, к препятствию надо относиться очень серьезно и внимательно.

К тому времени, когда все собрались перед началом пятой ступени, стрелка перевалила за семь часов. Учитывая, что у нас еще был один день запланированного сплава по Уруштену, решили оставшиеся препятствия (пятую ступень, порог "Три ступени" и "Слава") отложить на завтра. Привязали суда, выбрались на тропу и через 15 минут мы в лагере. Выпили вечером за Победу и за прохождение. Кстати, сегодня первый день без дождя – выпили и за это.

10.05.

С утра вернулись к катамаранам для штурма последней ступени каньона. На редкость солнечное утро – неужели погода смилостивилась?!

Утром кульминационную часть "Гранитного" прошла "четверка", на редкость четко и красиво. Для ее страховки выставили два спасконца и катамаран.

Пятая ступень каньона начинается мощным порогом на широком левом повороте, представляющим свал воды через гряду обливных и полуобливных камней, перегородивших русло. Затем река снова запирается в узкий (до 5 метров) скальный коридор на крутом правом повороте и падает там чередой сливов. Можно выделить четыре основных бочки, в первая и третья – хорошие, тормозящие. Первыми второй участок прошел кат в составе Айбатулин — Липгарт. Шли по треку вдоль правого берега, сливаясь левее от большого камня, дальше выходили на центр и ломились напрямую через все сливы. Все сливы и бочки проходятся без задержки, кроме предпоследней.

Все каты прошли успешно, на закуску некоторые желающие прошли самосплавом последние два слива каньона с последующей морковной страховкой.

Далее на прямом участке расположен несложный порог "Три ступени" (ок. 100 м), название говорит само за себя: череда последовательных сливов с небольшими бочками; проход тандемом ориентировочно по центру. В конце порога бой в скалу правого берега. Затем следует 500 метровый участок крупных шивер, вплоть до крутого правого поворота. На этом участке стоит наш лагерь, где мы и зачалились.

После небольшой эйфории от удачного прохождения Гранитного и небольшого спада воды (9-го весь день и в ночь на 10 не было дождей) у Равиля с Вадимом окрепла уверенность в своих силах для похода на "Водопадный". Но для этого надо было в оставшиеся полдня стояния на Уруштене срывать почти всю команду (2 идут + 2 на страхующем кате + 2 оператора (медика) + по идее 2 на морковку) и гнать снова вверх по реке, больше, наверное, для удовлетворения своих личных амбиций. Кроме этого, не считая большой опасности самого Водопадного, пришлось бы без страховки, тандемом, с ходу идти Гранитный, на который мы потратили с развешиванием страховки около суток. Поэтому, после недолгого педсовета, решено было оставить эту идею.

Впереди был еще порог "Имени Славы", который постановили пройти сегодня, закончив тем самым спортивную часть маршрута, и оставить катамараны за ним.

Заходная шивера порога начинается сразу после вышеупомянутого правого поворота (обработка порога по правому берегу), сам порог расположен на левом повороте (перед которым надо успеть уйти налево, чтобы обойти обливняки у правого берега) и последующем невысоком скальном сужении с навалом к скале ЛБ Общая протяженность порога ок. 250 м.

После прохождения оставили суда на береговой полке и вернулись в лагерь. Начался сильный дождь, буквально через час со склонов в речку потекли разбухшие грязные ручьи.

Вторая половина дня оказалась незанятой, и мы нанесли визит вежливости к хозяевам кордона Черноречье, где можно разжиться мясом на шашлыки (если повезет) или птицей и молочными продуктами, что мы не преминули сделать, продолжив свои гастрономические изыскания: вечер ушел на разделку и приготовление утки, а на утро был припасен творог и молоко.

11.05.

Сегодня мы должны доплыть до пос. Перевалка, где нас в 18:00 обещал встретить арендованный в Армавире автобус. Около 800 метров спокойного сплава и... Прощай, Уруштен!

Наши катамараны снова бороздят просторы Малой Лабы. Участок от кордона Черноречье до пос.Перевалка (около 18 км), занимает 1.5 часа неторопливого сплава. Река продолжает быстро нести свои воды по несложным шиверам, перекатам и быстринам. За спиной в ясную погоду открывается замечательный вид на снежники. Удобное место для антистапеля за 100 метров до бревенчатого автомобильного моста на правом берегу. В два часа начинаем разборку судов, погода на редкость солнечная, почти все успевает просохнуть. К шести часам подходим к милицейскому посту (300 м через мост), где нас уже поджидает автобус. Привычный путь до Армавира, и через два с половиной часа мы на вокзале.

До свидания, Кавказ! До новых встреч!

Итоги, выводы и рекомендации

 

Группа прошла достаточно сложный, спортивный и продолжительный по весенним меркам маршрут, собрав в одном походе основные препятствия трех рек Северного Кавказа.

2. Большинство пройденных нами препятствий на этом маршруте, подписанный МКК как поход III к. с. с эл-ми 6, классифицируется 5 к. с., отдельные – 6 к. с. По их количеству маршрут не уступает традиционным Саянским или Алтайским "пятеркам", что в какой-то мере отражает необъективность установившейся классификации рек в России (СССР). Слишком большую роль при определении классификации играют такие факторы, как протяженность, автономность, сложность заброски.

3. Пройти поход по столь плотному графику нам помогла глубокая проработка и изучение материалов в Москве, а также хорошая организация всего путешествия. Это немаловажно при наличии переездов и переходов с реки на реку, необходимости получения разрешения на пребывание в заповеднике.

4. В целях безопасности пороги, классифицируемые как 6 к. с., пройдены в смешанных, усиленных экипажах.

5. Данный маршрут отлично подходит для традиционных весенних походов (при условии сдвоенных майских праздников), позволяет в течение относительно короткого времени пройти разнообразные препятствия 4–6 к. с.

6. На реках Б. и М. Лаба вдоль интересных сплавных участков проходит дорога, облегчающая объезды, просмотры, обносы вещей и повторные тренировочные прохождения порогов. На Уруштене вверх от устья идет хорошая набитая тропа, по которой легко заносятся суда.

7. Успешное прохождение маршрута закладывается походами по другим, более легким кавказским рекам, или в отдельности по М. или Б. Лабе.

8. Категорийность маршрута определяется препятствиями:

На Б. Лабе – каньон "Сосновый" (5 к. с.), каньон "Соленые скалы" с порогом "Затычка" (5-6 к. с.).

На М. Лабе – пороги "Третья Рота" (5-6 к. с.) и "Поросенок" (5).

На Уруштене – каньон "Водопадный" (6+ к. с.) и каньон "Гранитный" (5-6 к. с.).

Удачное прохождение обеспечивается тщательным изучением и проработкой препятствий. Команда должна серьезно отнестись к вопросам страховки.

9. При разведке и прохождений порогов нам очень помогли радиостанции ("Беркут — Корнет") .

10. Оправдала себя тактика базовых лагерей, особенно при прохождении Уруштена.

11. Для сильных групп, имеющих опыт походов 6 к. с., рекомендуем обратить внимание (если еще не обращено) на, безусловно, самое сложное препятствие маршрута – каньон "Водопадный" и на препятствия выше его.

Очень привлекательно выглядит идея о полном прохождении реки Уруштен по весенней (высокой) воде с верховий, забрасываясь к тур. приюту Уруштен на вертолете или через перевал.

12. Вследствие относительно большой населенности долины Б. Лабы могут возникнуть препятствия антропогенного характера, выражающееся в ночном воровстве. На М. Лабе и Уруштене эта проблема решена пребыванием в заповеднике.

13. Необходимо учитывать, что на этих реках в мае возможны дождевые паводки, способные сильно изменить характер препятствий.

Смета расходов на 1 человека

Поезд Москва-Армавир-Москва 1100 руб.
Местные перемещения:
Армавир-Псебай-Армавир (автобус ПАЗ) 500 руб.
Псебай - Б.Лаба-М.Лаба (бортовой УАЗ) 430 руб.
Пребывание в заповеднике 400 руб.
Питание на маршруте 500 руб.
Итого: 3000 руб.

Литература, ссылки
  1. Демидов А. Ю. Отчет по рр. Малая Лаба, Уруштен. 1994. (Библиотека МГЦКТ, www.vvv.ru/papers/text6ew.php3?paper=12
  2. Котиков Вячеслав, Лалабеков Виктор. Отчет о сквозном прохождении р. Уруштен на каяках, август 2000.
  3. В. Н. Григорьев, В. В. Митрофанов и др. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. Москва, "Физкультура и спорт", 1976.
  4. Библиотека Максима Мошкова. Отчеты по р. Б. Лаба.
  5. Отчет No5663 из библиотеки МГЦКТ.
  6. Наш собственный отчёт по Б. Лабе (Библиотека МГЦТК, www.marathon.ru/~vadim/, WhiteWater.Ru )
  7. Страница турклуба "Лодочник" г. Фрязино. Фотографии прохождения каньона "Водопадный" [http://lodochnik.da.ru/]
  8. Н. Я. Динник. Верховья Малой Лабы и Мзымты. Тифлис, типография К. П. Козловского, 1902

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:

























































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100