Виды туризма

17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 484 0
Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Район: Южная Карелия

Маршрутная книжка № 02

Руководитель группы: Бакин Е.В. (Москва)

Федерация спортивного туризма - объединение туристов г. Москвы Московский городской центральный клуб туристов

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6048

Оглавление
1. Паспорт маршрута
2. Сведения об участниках и обоснование выбора
маршрута
3. Заброска и выброска, аварийное снятие с маршрута
4. Хронометраж путешествия и лоция реки
5. Выводы и рекомендации
6. Фотографический и картографический материал

Паспорт маршрута

1 Район путешествия Южная Карелия
2 Сроки проведения 1-9 мая 2004
3 Протяженность маршрута (км) 130
4 Количество дней на маршруте
Общее 10
Активной части 8
5 Средства сплава
Катамаран-двойка, объем 850 л, изготовление «Тритон»
Катамаран-двойка, объем 850 л, изготовление «Гранд»
Катамаран-двойка, объем 1400 л, индивидуальное изготовление
6 Количество участников 6 человек
7 Заявленная категория сложности 2 с эл 4
8 Препятствия, характеризующие сложность маршрута:
Падуны на р Уксунйоки П. «Розовый Слон» "
П. «Мельница»
П. «Каньон»
П. «Храмина»
9 Материальные затраты на период похода (на 1 человека в рублях):
Проезд 1000
Продукты 850
Итого 1850

Сведения об участниках и обоснование выбора маршрута
Целями похода были:
- освоение нового (для участников) района;
- повышение личной техники и личного опыта участников;
- апробирование нового судна ("Рапира-2", 1400 л)
- работа в условиях малой группы
Определенный интерес представлял волок при переброске с Лоймолы на Ууксу, а также пороги 4 к.с. с удобными местами для страховки. Так же хотелось избежать большого количества озер. Выбор района путешествия также обоснован ограничением во времени, удобной заброской/выброской и вопросами безопасности (человеческий фактор) с точки зрения малой группы.

Состав группы:

  Имя Опыт Должность Эл. Адрес Катамаран
1 Бакин Евгений ЗВУ Руководитель Bakinevg(a>mail.ru Гранд 2 (850 л)
2 Королева Светлана 2ВУ Участник  
3 Хощ Игорь ЗВУ Зав.снаряжением Hosch(5)yandex.ru Рапира-2 (1400 л)
4 Синюков Александр 2ВУ Ремонтник  
5 Окулова Татьяна ЗВУ Медик Tokulova(6)hotmail.ru Тритон-2 (850 л)
6 Шиян Константин ЗВУ Зав.хоз. kshiyan(2)storyfirst.rii

Заброска/выброска, аварийное снятие
Данная связка рек удобна с точки зрения подъездов и отъездов. До Петрозаводска можно
добраться Мурманским поездом; далее на местном поезде (ст назначения - Костомукша) до ст. Лоймола.

Время прибытия и отправления поездов (примерно)
Прибытие в Петрозаводск - 10 утра
Поезд до Лоймолы - 6 вечера (группа посвятила этот день прогулкам по городу, сдав вещи в камеру хранения)
Прибытие в Лоймолу - 2 ночи. Переночевать можно в здании станции, на деревянном полу.

От ст Лоймола до реки - 400 метров по ж/д путям.
Выброска с маршрута начинается в пос. Ууксу. От большой поляны, где удобно разбирать суда (ориентир с воды - бетонная плита на правом берегу и ЛЭП) до станции - 30 минут ходьбы налегке. Поезд до Лодейного Поля прибывает около 18 часов. От Лодейного Поля на Мурманском поезде можно доехать до Москвы или, если нет билетов, до Санкт-Петербурга. Можно использовать и автомобильный транспорт. В пос. Ууксу - хорошая дорога, в таком случае вы доберетесь до Петрозаводска.
Аварийное снятие (или же заброску на вторую, спортивную, часть маршрута) можно осуществить на мосту перед порогом "Мостовой -2", где Ууксу пересекает шоссе Сортавала - Пряжа (через Ведлозеро). Движение оживленное.

Хронометраж путешествия и лоция реки
По словам участников соседних групп, уровень воды в Ууксе на май 2004 можно охарактеризовать как средний.
Метеорологические условия, на наш взгляд, были оптимальными: солнечно, тепло, сухо. Из-за теплого апреля снега в лесу немного, лед на озерах практически растаял.
Поскольку путешествие проводилось на катамаранах-двойках, описание препятствий и лоция реки приводятся также для катамаранов. Незначительные препятствия опущены или описаны поверхностно. На это следует обратить особое внимание при подготовке байдарочного похода или похода с малоопытными участниками.
Время преодоления препятствия указывает момент прохождения порога, а не подход к нему. Фотографический материал прилагается в конце отчета.

1 мая
Проезд в поезде Москва-Петрозаводск (отпр 19-20).

2 мая
Проезд в поезде Петрозаводск - Костомукша (до ст Лоймола) Погранконтроль (устная проверка) на ст. Суоярви, прибытие на ст. Лоймола 1-15. Ночевка в здании станции.

3 мая
Погода ясная, солнечно, тепло.
Озеро в поселке покрыто льдом, в лесу местами лежит снег.
Стапель около моста через Лоймолу (400 м от станции).
Выход в 14-50.
До моста через реку примерно 2 часа хода.
До озера Корпиярви дошли к 18-30.
На ночь встали в 19-30.

4 мая
Первую половину дня облачно, ветрено; после 15.00 - солнечно.
Выход в 10-30.
Преодолеваем порог Веер без просмотра через 20 минут после выхода с места ночевки.
Ориентиры: остров вытянутой в центре русла. За ним слышно порог. Удобна чалка к левому
берегу.
Порог разделен небольшим островом, по нашей воде левая протока непроходима. Чистый слив на левом повороте, быстроток, небольшие валы.
Через 2 часа после старта (12-30) - порог Ядрена Вошь, который видно с воды; чалка к правому берегу. Струя идет левой стороной русла, справа - камни, карманы. По центру струи - проносная бочка. Заходить в порог удобнее слева. После порога - удобный улов для страховки.
Еще через 30 минут сплава (13-00) - пор. Райконкоски - быстроток, перекаты. Далее - оз. Сариярви. На озере местами сохранились островки мелкого битого льда, напоминающего кашу. В ветреную погоду и/или при более серьезной ледовой обстановке озеро представляет собой весьма неприятное препятствие. Преодоление озера занимает 1,5 часа (ветер умеренный). Время сплава от пор. Ядрена Вошь до места волока - 2 часа. Астрономическое время 14-30.
Волок начался в 16-00, состоял из двух частей:
1) 2 ходки (вещи и суда) от Лоймолы до лесного озера - 1 час.
2) По озеру до протоки и далее в Ууксу - 30 минут.
Разведка тропы проводилась во время приготовления обеда. Общее "грязное" время, затраченное на волок - 2 часа.
Место волока легко определяется по карте и по одному из описаний:
"После впадения Лоймолы в Сариярви придерживаться правого берега, зайти в западный залив и высадиться на его левый (если смотреть со стороны озера), более высокий берег. Здесь на большой поляне видны следы от пикников. Вблизи проходит полузаросшая лесная дорога (на карте не показана), по ней идти вправо метров 100, после чего, выйдя на лесовозную дорогу (есть на карте), идти по ней влево метров 500. В месте, где дорога сворачивает влево, от нее вправо отходит лесная дорога, выводящая на большой луг с остатками сооружений искусственного происхождения. Луг на карте обозначен значком "братская могила". С него выходит хорошая тропа, пересекающая в низине короткую болотину и вскоре выводящая на берег лесного озера. Время пешего перехода с оз.Сариярви до лесного без груза - около 15 мин. Выйдя в лесное озеро, имеющее подковообразную форму, необходимо плыть вдоль правого берега и причалить в середине сильно заболоченного участка (вершина подковы, по карте направление - северо-запад). Отсюда вытекает малозаметный заболоченный ручей и идет тропа длиной 100-150 м до Ууксы".
Определенную трудность представляет собой ручей, соединяющий Ууксу и лесное озеро: протока перегорожена несколькими бревнами, катамараны приходилось проводить вдоль берега, а местами перетаскивать через них.
На Ууксе - 18-30.
На ночь встали в 19-40.

5 мая
Погода облачная, солнца мало. Тепло.
Выход в 11-00.
Проходим некий слив, который идентифицируем как возможный порог Тюфяк в 11-30.
Обедаем с 14-20 до 16-30.
К 17-00 подходим к завалу. Суда обносим, не разгружая. На берегу - обжитые стоянки. На наш взгляд, завал можно разобрать (распилить) за полдня.
Подходим к Второму Мостовому в 18-00.
Ориентиром препятствия служит большой мост, по которому проходит автотрасса (удобное место для аварийного снятия или заброски при "спортивном" маршруте). За мостом, в 200 метрах - непосредственно порог. Видны остатки старого моста (насыпи и бетон по берегам).
Порог представляет из себя быстроток, переходящий в бочку и валы На выходе 100-метровая шивера. Просмотр порога - по левому берегу. Заходить имеет смысл из небольшого улова слева (хотя в таком случае придется бороться с противотоком, чтобы успеть выйти на струю). На уровне порога остров делит струю надвое. Правая часть реки мельче, больше камней и коряг. Проход - по левому краю струи, пробивая бочку. Страховку с воды логичнее выставлять на плесе, после быстротока.
Встали на ночь в 19-10.

6 мая
Погода солнечная, тепло.
Выход в 13-00.
Порог Блюдце преодолеваем в 15-20 без просмотра ("лесенка" Мсты).
Перекус с 15-30 до 16-10.
Преодолеваем Лососеву Шиверу в 18-30. Быстроток, валы. Линия движения читается с воды.
Встаем на ночь в 19-00 перед порогом Розовый Слон (сплав от Лососевой Шиверы до пор.
Розовый Слон - около 15 мин ). Ориентиры - сильный шум, правый поворот в 100 метрах до порога. Порог не очень хорошо заметен с воды, вода спокойная.

7 мая
Погода солнечная, тепло.
Дневка, тренировки на пороге Розовый Слон; просмотр пор. Мельница.
Обжитые стоянки как на правом, так и на левом берегу.

Порог Розовый Слон
Порог делится островом на 2 части. Правый слив - слабый и простой, но упирающийся в большую гладкую скалу ("слоненок"). Подходит для груженых судов, прохода, если нужна страховка с воды.
Непосредственно порог представляет собой мощный двухметровый слив с косым валом (винт). Слева слив заканчивается солидной бочкой.
Порог проходится по основной струе, т.е. в левый слив, прижимаясь к правой ее части (под самый остров). Заходить логичнее с правого берега. Необходима уверенная работа левого гребца, чтобы уйти от слива в основную большую бочку.
Страховка осуществляется с левого берега (сразу за бочкой) и с воды - из-под скалы (каменный остров).
Сразу за порогом - плес на 300 метров, поэтому основной опасностью в случае килевой ситуации является бочка.
Как правило, суда водоизмещением более 1400 литров выходят из бочки на ровном киле, даже при заходе полулагом. В аналогичной ситуации судно до 1000 литров, не груженое, идет на оверкиль. Бочка "держит" негруженое судно без гребцов около 7-10 минут.

8 мая
Погода солнечная, тепло.
Порог Мельница представляет собой бочку после слива, ограниченного каменными плитами.
Просмотр - по левому берегу от порога Розовый Слон. Или по правому берегу с больших каменных плит. Суда можно обнести по правому берегу. Порог виден с воды. Ориентиры: сужение русла, каменные плиты по берегам.
Заход осуществляем по центру, порог проходим по основной струе на скорости; бочку пробиваем в ее правой части.
Страховку осуществляем с воды.
За порогом - большой плес с несильной струей по центру.
В 30 минутах сплава от пор. Мельница - порог Каньон.
Ориентиры: большой остров с некрупной правой протокой, слышен шум. Чалка и просмотр - по правому берегу. Страховка с правого берега неудобна (высокий берег). После порога справа по течению - удобный карман для страховки с воды.
Препятствию предшествует 100-метровая шивера, находящаяся в каньоне. Непосредственно порог представляет собой слив с двумя крупными бочками. Логично осуществлять заход по левой части струи в крайний левый из трех языков, обходя пенные котлы.

Через 25 минут сплава от п Каньон - порог Храмина.
Ориентиры: шум, прямой участок реки (быстроток), переходящий в шиверу. Чалка возможна на любой из берегов. На правом, высоком - оборудованные стоянки.
Просмотр, страховку и обнос вещей осуществляли по левому берегу, он невысокий и позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный правый.
Длина порога около 300 м. Начинается стометровой разгонной шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода проявляет тенденцию к уходу вправо. В 10 м от гряды - метровый слив через всю реку, за ним - стоячие валы. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет длительный навал. На небольшом левом повороте - мощный слив, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел. В 15 м за сливом - куча надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная струя. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно.
Препятствие преодолевали по левому краю струи, "прострелив" бочку за сливом и минуя основные бочки. В порог заходили от центра, слив проходили в левой части.
Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5 км.
Через 50 минут от пор. Храмина - поселок Ууксу. На правом берегу - плита, где удобно вынести суда на берег. Недалеко - обширная поляна для просушки и антистапеля.
До ж/д станции (представляет собой несколько ж/б плит, уложенных рядом с путями) около 1 часа ходу (с грузом). Поезд до Лодейного Поля отправляется около 18 часов (2 прицепных вагона к товарному составу).

9 мая
Проезд в поезде Мурманск - Москва.

Выводы и рекомендации:

Выбранный район путешествия (Карелия, Приладожье) удобен для проведения весенних походов для групп с опытом 2-3 категорий сложностей. Очевидными преимуществами маршрута являются: удаленность от людей и отсутствие проблем с местным населением, легкая заброска/выброска, наличие интересных препятствий (падуны 3-4 к.с), возможность совершить маршрут в сжатые сроки. Психологический фактор "связка рек", безусловно, повышающий интерес.
Недостатками маршрута могут быть: удаленность от населенных пунктов (и вытекающие проблемы в случае непредвиденных ситуаций), зависимость от метеорологических условий (ледовая обстановка на озерах).
На наш взгляд, маршрут интересен для прохождения на небольших судах (катамараны-двойки, "скауты", байдарки, каяки) и может стать неплохой тренировкой перед летним походом на реку 3 к.с.для групп с недостаточным опытом или же просто отличным майским отдыхом.
При подготовке похода использовались материалы:
Отчеты с www.lib.ru;
Отчеты МГЦТК.

Сканирование и обработка отчета: Петр Сломинский (Москва), 2005.

Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г. Отчет о водном путешествии, совершенном с 1 по 9  мая 2004 г.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию