Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Дневник водного похода по рекам Большой Зеленчук — Аксаут (Карачаево-Черкессия)

30.04.03 - 10.05.03

Автор - Фёдор Могилевский (Москва)

Никта маршрута: г. Невинномысск — пос. Архыз — р. Большой Зеленчук — пос. Нижний Архыз — пос. Красный Карачай — р. Аксаут — каньон «Два моста» — пос. Красный Карачай — р. Аксаут — Хасаут-Греческое — г. Невинномысск — г. Ставрополь

Карта с отмеченными местами начала и окончания сплава (360 Kb)

Первоисточник: http://mogilevsky.boom.ru/

Комментарии:
Владимир Шеваль [Vovilon]
Иван Моралев [MORRA]
Тамара Иванова [Espada]

Введение

Кавказ! Как давно я хотел побывать там весной, и как обидно было каждый раз обламываться. Вообще, для жителей центральной России, в том числе и Москвы, существует три региона, куда можно податься на майские праздники: Север (от Валдая до юга Карелии), Карпаты и Кавказ. Все знакомые группы на майские праздники предпочитали ходить на север, а не на юг. Причины разные, иногда даже вполне разумные. В отличие от горников, которые, как только на юге все успокоилось, сразу же туда вернулись, многие водники ушли на север, да так там и остались… Единственно возможным выходом было собрать свою группу, но на это раньше не хватало опыта. На эти майские праздники, наконец, появилась реальная возможность собрать народ для водного похода по Кавказу, чем мы не преминули воспользоваться. Получилось классно! Несмотря на небольшой размер группы, все прошло легко и ненапряжно. Описанию данного путешествия и посвящен нижеследующий текст.

Состав группы

Владимир Шеваль Адмирал Левый баллон Катамаран-2
Анна Рожкова Специалист по связям с общественностью Правый баллон
Фёдор Могилевский Реммастер Правый баллон Катамаран-2 Raftmaster «Fox-2+»
Тамара Иванова Завхоз Левый баллон
Иван Моралев Медик Каяк Prijon RockIt

График движения

30.04.03 — 01.05.03 Поезд № 487 Москва — Невинномысск. Машина до поселка Архыз (ночевка выше поселка на берегу реки Большой Зеленчук)
02.05.03 Стапель. Сплав за порог «Пушка» (ночевка чуть ниже порога)
03.05.03 Покатушки на пороге «Пушка». Сплав до поселка Нижний Архыз (ночевка около поселка)
04.05.03 Переезд на реку Аксаут до поселка Красный Карачай. Покатушки на шивере около лагеря. Радиальный выход в горы (ночевка на берегу реки)
05.05.03 Сплав до конца каньона «Осыпной». Радиальный выход в горы (ночевка на берегу реки)
06.05.03 Сплав до конца каньона «Два моста». Повторная заброска до поселка Красный Карачай и сплав до конца каньона «Два моста» (ночевка на берегу реки)
07.05.03 Дневка (ночевка на берегу реки)
08.05.03 Сплав до Хасаут-Греческого. Машина до Невинномысска. Машина до Ставрополя. Поезд № 77 Ставрополь — Москва
09.05.03 — 10.05.03 Поезд № 77 Ставрополь — Москва

До похода
В начале были лыжи. Привычка — вторая натура. Навстречу перелетным птицам. И все-таки пятеро!

Началось все этой зимой, в лыжном походе по Хибинам. В группе, кроме меня, оказалось еще несколько любителей белой воды, которые изъявили желание на эти майские сходить на Кавказ. С учетом довольно большого количества знакомых московских водников, которые могли к нам присоединиться, появилась надежда на осуществление давней мечты — майского похода на горную реку. По возвращении в Москву я бросил клич всем своим водным знакомым, но был несколько эээ… обескуражен реакцией. Большинство, если что и планировали на эти майские, то исключительно на севере. В свете запаздывающей на две недели весны, а особенно после безобразно низкого паводка на Валдае, подобные решения выглядели несколько странно. Впрочем, если людям не хватает зимы… :)
Но все же нашлось около 8 человек, желающих на юг, и мы приступили к поиску судов и выбору маршрута. Сразу стало ясно, что катамаранов на всех мы не набираем, да и группа получается не особо опытная, так что решили идти на реку Пшеха на катамаранах и КНБшках. Первый раз в жизни я шел в водный поход, когда не было проблем с поиском судов :) Даже уже поезд присмотрели, на котором поедем, и были готовы покупать билеты, но… Видимо, все шло слишком удачно, а законы Мерфи никто не отменял, так что я был почти не удивлен, когда в середине апреля началась вторая волна отказов, теперь уже среди тех, кто до этого хотел пойти. Периодические проблески надежды были, но в конечном итоге нас осталось пятеро на двух катамаранах и одном каяке. Но нет худа без добра — теперь у нас не было байдарок и опыт оставшихся позволял выбрать речку посложнее, благо билеты еще не купили. Выбор пал на одну из самых популярных рек Северного Кавказа — Большой Зеленчук. Так как из описаний следовало, что интересная часть занимает ну никак не больше трех дней (там и два с трудом получаются), то решено было после Зеленчука переброситься куда-нибудь еще. В качестве второй реки выбрали Аксаут. Всякие Лабы и Кубани для нас пока крутовато, а больше в том районе, вроде, нет ничего.
После смены маршрута и покупки билетов произошел еще один всплеск активности закона Мерфи, в результате чего откололся еще один участник. Я, в общем-то, был даже готов идти один на своей "Ласточке", но что-то подсказывало, что этого делать не стоит :) Поэтому мы срочно принялись за поиски пятого человека. Так как все наши резервы были истощены, я обратился за помощью к всемогущей Повсеместно Протянутой Паутине, то бишь к интернету. И вот, в ночь с 24 на 25 апреля (за пять дней до поезда) к нам присоединяется смелая девушка Аня. Самым забавным является то, что в том году мы с Ваней пересекались с ней на майских праздниках, когда шли по Лоймоле-Ууксе — мир тесен :) (или слой тонок? :))
В связи с тем, что никто из нас до этого не имел опыта организации поездок на Кавказ (да и вообще, это первый поход, организуемый не под чутким руководством более опытных товарищей), то по многим пунктам мы изрядно перестраховались. Традиции экспедиционного туризма явно не подходят для покатушечного Кавказа. Но, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть :)
Итак, маршрут выбран, группа полна решимости — пора на вокзал :)

30.04.03 — 1.05.03
Поезд туда. Начало слома традиций. Невинка

Обычно, все походы начинаются с того, что в поезде народ доделывает снаряжение. Чем дольше едут, тем глобальнее доделки. В этот раз все было не так. При подготовке похода в Москве была идея сшить второй спасконец, но не успели купить веревки. С одной «морковкой», конечно, не совсем правильно идти, ну да ладно :) От нечего делать подробно обсуждали продовольственный вопрос. После долгих и жарких споров смогли убедить себя, что еды у нас мало. Было принято решение докупить еще. В результате мы весь поход не доедали. Конфет не доели, кажется, килограмма два :)
Наблюдали последствия нехилого паводка на Дону. Очень много затоплено. В поезде - адская жара. По прогнозам в Невинномысске еще хуже, благо мы приезжаем туда почти ночью.
Очень удивило полное отсутствие в поезде туристов. Только одна горная группа гордо прошествовала мимо нас по перрону. Может, мы на какой-то не тот Кавказ едем? :) В Невинномысске та же картина — ни одного человека с рюкзаком. Так как мы приехали очень поздно, то багажное отделение, естественно, не работало. Там сидел только сторож в телогрейке, и ни за какие коврижки Ванин каяк отдавать не хотел. Вот тут-то Аня и проявила себя как крупный специалист по связям с общественностью. Пока мы с Вовой мотались на автовокзал, для рекогносцировки, ей удалось без применения силы вызволить Ванин каяк. С машиной ситуация была не столь проста. "Газель" нам была немного велика, так что пришлось искать легковушку. Но в одну мы тоже не влезали. В результате нашлись две машины за 1800 рублей (~57 $) и ровно в полночь мы выехали в строну Архыза. По пути два раза тормозились ментами. Один раз они нас с Вовой даже потащили к себе в будку для выяснения ответа на вопрос: «Как мы оказались в этой машине?» :) На месте были около 2-х часов ночи. Мужики оказались ответственными и завезли нас на несколько километров выше Архыза, как и договаривались. Дальше ехать особого смысла нет — воды мало. Когда вылезли — дубак, сказывается чистое небо и довольно большая высота — немногим меньше 1500 метров над уровнем моря. Перед установкой лагеря какое-то время разглядывали реку. А я хотел, если не найдем пятого человека, идти сюда на "Ласточке"… Спасибо тебе, Аня, что уберегла! Отметили удачную заброску и спать. Вещи, правда, все под тенты убрали… Когда мы уже расползались по палаткам, на берег начали подъезжать еще водники, приехавшие, по всей видимости, на следующих поездах. Значит, мы все-таки на тот Кавказ приехали :)

2.05.03
Стапель. Начало сплава. 2-й Взрывной — Пушка. Продолжение слома традиций

Утром - тепло, солнце, вокруг горы со снежными шапками!!! Красотища! По берегу — туча турья :) Все на своих машинах. Выяснили, что одна из них собирается завтра переезжать на Аксаут. Остальные тоже не только на Зеленчук приехали. Кто на Кубань, кто на Лабу потом едет. Пока собирались, мимо прошло несколько групп на катамаранах. Кроме турья на берегу много местных — праздник. Подходили, разговаривали. Совершенно никаких наездов или чего-то подобного. Пожелали счастливого пути, даже катамаран помогли с камня столкнуть, когда мы отчаливали :)
Отстапелились часам к двум — какая все-таки хорошая и экологически безвредная вещь металлическая рама :) Незадолго до старта подъехала группа на здоровенной четверке (они уже по второму разу Зеленчук идут). Сказали, что в Нижнем Архызе легко можно достать машину для переброски куда-нибудь дальше. Это радует.
Вышли позже трех. Сначала ничего особенного, простенькая шиверка. Правда, из-за неслаженности действий наш катамаран швыряет, как маркитанскую лодку. Потом Тома более-менее навострилась, и дальше пошли ровнее. По берегам - безумное количество турья. На каждой полянке стоит какая-нибудь группа. Остановились для просмотра и фотографирования только перед 1-ым Взрывным (тот, у которого памятник). Как мы его шли с Томой!.. Вова с Аней прошли неинтересно, почти ничего не цепляли. [А вот и фигу! На берегу ко мне подошел какой-то пацан и участливо спросил: «Ничего не продрали?», намекая на нечистый проход. Вообще, я уже тогда начал расслабляться — так мы и шли до конца без просмотров — ломало… %)] Ваня — слился по «канализации» под левым берегом :) Река — сплошная шивера почти без плесов. Но двойная теза сделала свое дело — вечером нашли только один небольшой задир, причем не факт, что он поставлен нами. Несколько раз довольно стремно наваливались на камни. Каяк колбасится вообще непрерывно, но Ване нравится :) Без просмотра впилились во 2-ой Взрывной и первую ступень «Пушки» [это из-за меня — я не собирался просматривать, а эти редиски почему-то считали меня своим адмиралом…] (про ориентирование на реке будет сказано в заключении). Где-то в «Пушке» мы с Томой очень криминально переползали по обливняку — Ваня еле-еле угребся от этой порнографии, перегородившей половину русла реки :) Как говорится, у носорога очень плохое зрение, но, учитывая его вес, это не его проблемы :))) [До сих пор не понимаю, как мы тогда умудрились не порвать шкуру на британский флаг] Где-то там еще и бутылка вина выпала из рюкзака и уплыла :( Ну ничего, у нас еще есть :) Зачалились перед 2-ой ступенью «Пушки», за большим камнем у левого берега, и пошли смотреть порог. Народа — дофига. Встретили еще несколько человек, которых видели на Лоймоле-Ууксе в том году — тенденция. Походили, посмотрели и решили сплыть ниже. Вова с Аней пошли первыми и продемонстрировали чудеса спортивного сплава — весь берег аплодировал стоя. [Я-то чувствовал, что все плохо кончится — уже был седьмой час. Да и просмотрели вторую ступень зря %) И ваще я не просматривал, а стоянку искал ;)]
Встали около семи вечера на шикарной полочке на правом берегу немного ниже «Пушки». Прикольное место. Буквально через 100 метров от лагеря ровная площадка заканчивается почти вертикальной стенкой ущелья — красиво. На другом берегу реки, сразу за дорогой, такая же картина. Ущелье довольно глубокое. Вечером сделали глинтвейн с посиделками у костра. Философские разговоры о смысле жизни быстро сменились обсуждением наших планов на завтра. Сегодня мы прошли около половины пути по Зеленчуку. Гнать смысла не имеет, так что даже выдвигалась идея дневки с радиалкой в горы. Дневка на второй день похода?! В итоге решили завтра утром устроить покатушки в первой половине дня, а после обеда дойти до Нижнего Архыза, чтобы уже послезавтра начать искать машину на Аксаут. На этой оптимистичной ноте мы и перешли к песнопениям под гитару.

3.05.03
«Я люблю кататься!». Показательные спасработы. Раз весло, два весло. Нижний Архыз

Утром - облачно, но не слишком холодно. Вода слегка упала. Дождя нет, и это уже хорошо. Быстро позавтракали и пошли кататься на «Пушке». Для этого мы перечалились на левый берег, по которому идет дорога, и протащили каты и каяк метров 500 вверх до начала «Пушки». В этом месте к воде относительно просто спустить суда. На берегу стоит металлический шест с намотанной на него красной тряпкой. Отсюда мы и стартовали все три раза. В первый раз Вова с Аней, как самый уверенный экипаж, пошли без страховки, но все последующие разы внизу за порогом обязательно кто-то дежурил с «морковкой» и фотоаппаратом. Все-таки на разгруженном кате гораздо приятнее идти. Валы в первой части действительно очень большие — метра полтора минимум. Чрезвычайно эмоционально, но не сложно. Первый раз Ваня лег в самом конце, но выплыл почти сам с морковочной помощью. Второй раз — без эксцессов. Потом пошли по третьему разу. Вова с Аней, как дежурные, прошли и поплыли в лагерь готовить обед, а мы остались еще на один проход.[Было забавно, когда мы заканчивали покатушки — народ только из палаток вылезал :)] Мы с Томой прошли почти хорошо (вынужденный телемарк не в счет :)), [а я думала, это был хитро рассчитанный ход…] а Ваню поставило на кормовую свечку и положило где-то в первой ступени, сам выплыл, а лодку заклинило во второй ступени на отмели, прямо напротив массового стойбища. Каяк спасали мы с Ваней, спустив кат между ступенями «Пушки», и зачалившись на отмели недалеко от лодки (кстати, то еще удовольствие спускать кат по очень крутому земляному склону). Все это осложнялось тем, что как раз в это время пошли еще группы сверху. Мы под объективами фото- и видеокамер провели образцово-показательные спасработы и сплыли на обед. [там один чел заснял на видео весь процесс. Да еше с комментариями о целесообразности такого способа проведения спасработ] Примерно в это время на «Пушке» начались массовые покатушки тех, кто стоит над порогом, тех, кто подошел сверху по реке и тех, кто подъехал снизу на машинах (мы видели два Форда, увешенных каяками). В общем, суда шли через порог с интервалом в минуту-полторы :)
После обеда собрались и часа в три вышли. Пока паковались, мимо шел зверинец — от "Скаутов" до рафта. Прямо перед отплытием мимо пронеслось катамаранное весло и Вова с Аней отправились вдогонку. Как потом выяснилось, в «Пушке» раскорячило катамаран-четверку с последующим расплыванием шмоток по реке. Где там можно было это сделать с четверкой?! :) Потом были остальные взрывные пороги и «Косой». Третий и четвертый - как-то не особо, а пятый и «Косой» - очень даже ничего. В пятом в русле лежит несколько здоровенных камней, на которые сильно валит. Шли, естественно, без просмотра :) [а так интересней!] Мы с Томой ушли вправо от первой огромной скалы в центре, а за ней оказалась еще одна — еле-еле угреблись совсем под правый берег. Вова с Аней шли практически по центру. Где шел каяк, никто не знает, даже сам Ваня :) [А я вообще с трудом различал отдельные пороги. Особенно на Аксауте] «Косой» смотрели, но мы все равно вылетели левым баллоном на здоровенный камень, в который бьет вся струя, и чуть не легли. [Тут надо сказать, что ребята показали чудеса пофигизма (который показывали весь поход) - вместо того, чтобы сделать пару гребков, Федя делал какие-то зацепы, а Тамара вообще ничего не делала… :)] Дальше река успокаивается, но все равно течет очень шустро. Постоянная шивера. Начали попадаться деревья в русле. Вообще, как-то резко стало совсем не интересно. А в виду «лесного участка», обещанного после Нижнего Архыза, плыть дальше бессмысленно. Хотя, местами, очень красивые берега. По пути выловили еще одно катамаранное весло :) Встретили ребят, которые собирались завтра переезжать на Аксаут, но у них уже не было мест в машине, а водитель просил за рейс 2500 рублей (ГАЗ-66), так что пришлось идти дальше. Изначально предполагалось встать чуть выше Нижнего Архыза, вечером сбегать за машиной, чтобы завтра утром уже переехать на Аксаут. Но нормальной стоянки найти не удалось, и когда вдали показались многоэтажные дома поселка Буково (он же Нижный Архыз) мы решили вставать. Получилось метров сто до пригородных домиков. Но местные жители какие-то необщительные — ни разу так и не объявились. Ну и слава богу :) Рядом встала еще одна группа, собирающаяся завтра на Маруху ехать. Последние у них доплывали уже в сумерках.
Сразу по прибытии Вова с Аней отправились на поиски машины, но безуспешно [зато успешно затарились едой и вином] — в поселке говорят, что в выходные никто никуда не повезет. Потом ходили на стоянку автобусов, там тоже ничего не получилось. Решили поиски перенести на утро, немного попили/попели и спать.

4.05.03
Кто рано встает, тому бог подает. «Говорил я тебе, Толя!..» У нас водный поход или где?

Весь день солнце, что на Зеленчуке, что на Аксауте.
Утром Вова с Аней на семичасовом автобусе съездили в станицу Зеленчукскую с целью попробовать договориться с машиной там. Им повезло. По словам ребят, через 30 секунд после того как они пришли на автовокзале там появился мужик со словами «Ну что, лодочники есть?». В итоге за 1600 рублей (~50 $) договорились с водителями двух машин, причем одна из них — "Форд Транзит", так что рамы можно не разбирать, только сдуть баллоны. На авральные сборы у нас ушло где-то минут сорок, и вот мы едем на Аксаут. [Прикол: когда мы с Аней вылезали из палатки в 6:40, дежурные соседней группы уже звали своих завтракать, а когда мы загрузились в машины, они еще грузились в автобус! Выехали мы в 10:00] По пути рассматривали Зеленчук — непрерывная шиверка, разбои, завалы. Ну, нафиг такие развлечения :) На рынке в Кардоникской затоварились вином для глинтвейна, и поехали вверх по Аксауту. Все круто, вот только дорога вдоль реки… До Хасаут-Греческого еще ничего, даже асфальт местами встречается, но потом начинается разбитая лесовозами грунтовка. Это еще хорошо, что погода была сухая, а то бы через дорогу с крутых склонов окружающих гор неслись мутные потоки грязи… Бррр. Долина очень красивая. Дорога сильно петляет, несколько раз переходя с одного берега на другой. В районе каньона «Два моста» реку совсем не видно, она где-то далеко внизу, зажатая крутыми стенами каньона. С одной стороны - почти отвесные скалы, с другой - почти отвесный обрыв. Классно. Шмотки и два человека ехали в грузовом "Форде", а трое — в "Жигулях". В итоге, до Красного Карачая "Жигуль" не доехал. В какой-то момент водитель вылез, посмотрел на дорогу дальше и сказал, что совсем гробить машину он не будет. Поэтому дальше поехал один "Форд" со шмотками и Вовой с Ваней, а остальные пошли пешком. Водитель "Форда" не только довез вещи до конца, но и согласился за 1000 рублей (~32 $) забрать нас из Хасаут-Греческого вечером 8-ого числа. По пути видели кучу турья, даже кат-4 около Хасаут-Греческого заметили. Интересно, как они прошли — речка очень мелкая и узкая. Нам-то будет фигово… Вообще, река в низовьях выглядела как-то уныло — стиральная доска. Только потом я понял, что это просто вода очень чистая, и камни кажутся ближе к поверхности. (Название Аксаут (Ак саут) переводится с тюркского, как «белая (чистая) вода, где поят лошадей») Хотя, воды все равно мало, к тому же в реку вливается довольно много всяких ручьев, так что наверху воды будет еще меньше… Одна надежда на более узкое русло.
Были на месте около 12 часов дня. Встали метрах в трехстах выше Красного Карачая на шикарной сосновой опушке с кучей сушняка. Все купаются и загорают. Вода холодная, но какое-то время купаться можно. Там такая ванна за камнем образовалась прикольная, даже с пузырьками от рядом расположенной бочки :)
Чуть выше по Аксауту, на нашем берегу горела трава, огонь шел в нашу сторону. Ваня с Тамарой ходили тушить.
Сначала еще были какие-то мысли о том, чтобы куда-то сплыть, но под влиянием хорошей погоды было решено сначала покататься на каяке по шиверке у лагеря, а потом слазать на ближайшую горку. Солнце шпарит,. как сумасшедшее.
Покатушки прошли очень эмоционально. Катались все, кроме меня. Все килялись. Ваня — эскимосился, Вова — выплыл сам, а барышень пришлось вылавливать. Причем, в случае с Томой Ваня даже плавал за каяком на тот берег. Аня при киле довольно сильно долбанулась ногой о камень, так что наутро коленка распухла… Еще и лопасть весла немного погнула. [Не доверяйте деве юной прибор сложней, чем помело…] [не доверяйте деве юной весло, каяк и спасжилет] Да, есть женщины в русских селеньях :)
Вниз по Аксауту прошла группа катамаранщиков. Там даже "четверки" были. Как же им, наверно, фигово было :) Их разведчики проходили мимо нас для просмотра участка до моста.
А потом я, Вова и Аня полезли на ближайшую горку с целью разглядеть Аксаутский ледник. Горка не очень высокая — вершина покрыта лесом, но довольно крутая. Ближе к верху местами встречались остатки снега, даже здоровенный сугроб нашли. Долго бродили по вершине, среди сосен, выискивая красивые виды. [Мы до вершины не дошли. Метров 300. По вертикали %)] На спуске видели здорового зайца. Как он шустро несся по довольно крутому склону!
Очень много вырубок. Местные рассекают по склонам на тракторах и валят деревья, возраст которых, судя по годовым кольцам, около 180 лет…
Вечером удалось вспомнить много хороших песен — горы способствуют :)

5.04.03
Аксаут без просмотров. Спасение каяка № 2. Ковыляет по кургану альпинист с катамараном

С утра шикарная погода — солнце, вот только ветрено уж очень. Народ вчера удолбался и как-то вяло бродит по биваку и окрестностям. До Хасаут-Греческого не очень много идти, так что никто никуда не торопится… Были даже идеи устроить дневку, но добро опять победило разум, и мы решили сплыть хоть немного. Начали осознавать, что еды у нас несколько больше, чем дофига. От расстройства сожгли килограмм топленого масла, которое почему-то не пользовалось популярностью.
Сначала речка как-то не впечатлила — узкая, мелкая, зато потом… Жуткий уклон, несет непрерывно, очень сложно зачалиться. [Страшные валы, огромные камни, пивные палатки… ой, о чем это я :)] После какой-то довольно бодрой шиверки все зачалились на правый берег, чтобы маленько размять ноги. Вова, пытающийся с первого дня переложить на чьи-нибудь плечи тяжкое адмиральское бремя, чуть ли не силой вытолкал нас с Тамарой вперед. Как я потом понял, это было самое начало той сложной шиверы, которую в лоции рекомендовали просмотреть :) Он знал, он знал! :) Мощность реки начала возрастать, количество полуобливных камней тоже. В какой-то момент после очередного поворота нам открывается душераздирающее зрелище — все русло забито камнями, через которые хлещет вода, куда идти - не особо понятно. Цепляясь баллонами за камни, угреблись влево от здоровенного обломка скалы, потом нырнули в ворота из двух полуобливняков, после чего облизываем два обливных камня на выходе. Чалка, чтобы перевести дух, за каким-то бревном у левого берега. Снизу это безобразие смотрится еще хуже — где здесь может пролезть катамаран?.. Наблюдаем, как через порог продираются Вова с Аней, а за ними Ваня — ну, этому-то подобные штуки только в радость. Пропускаем их вперед, отдыхаем. Когда решаем сплыть, вверху показывается группа каякеров. Они тоже решают зачалиться за это дерево, и мы, дабы не подавить их нафиг, идем дальше :) Дальше все то же. Где-то после второго моста началось вообще что-то страшное. В реке стали появляться огромные глыбы. Постоянный слалом, иначе навалит. Мы с Томой периодически цепляем камни, но шкура пока держит. Река постоянно преподносит всякие сюрпризы — цена хождения без просмотра. [хе-хе] Например, после выхода из довольно крутого левого поворота вижу, что в конце прямого участка перед крутым правым поворотом левая половина реки забита камнями, на которые валит вода. Идем справа, по внутреннему радиусу поворота и съезжаем по пологому сливу. Краешком левого глаза замечаю, что именно скрывал за собой огромный водяной горб, от которого мы уходили, занимающий всю левую половину реки… Времени оценить, что было бы с нами после переворота на этом камне нет — сразу за сливом почти отвесная скала, в которую бьет вся вода. Эх, если бы под ней был карман, как бы мы пожалели, что не просмотрели… [Интересно, чтобы там делал катамаран? :)] Но кармана нет, и с помощью мощного отбойного вала мы проносимся мимо гранитной стены. И так далее, до бесконечности. Жуткий уклон, видный на глаз, много камней. Но расход небольшой, так что всегда успеваем увести машину от самых опасных камней. Да и при навале зачастую больше неприятно, чем действительно страшно.
Около трех часов дня мы опять обгоняем Вову с Аней и получаем задание искать место для обеда. После очередного локального порожка с кучей камней чалимся на относительно спокойном участке у полочки правого берега. Вытаскиваем катамаран, и я иду смотреть место для потенциальной стоянки. Все хорошо, но уж больно она заросшая. Иду еще ниже, попутно рассматривая левый берег, и вдруг замечаю Ванин каяк, плывущий кверху брюхом. Бегу за ним по берегу, но вскоре каяк расклинивает на камне посередине реки. Сидит крепко — ловить ниже не надо, и я иду наверх, навстречу Вове и Ване, который опять сам вылез и готов снова спасать свою лодку. Единственно возможный вариант — пустить «живца» — человека, страхуемого веревкой, пристегнутой карабином к поясу спасжилета. Этим человеком стал Ваня. До каяка смог добраться только со второй попытки — сильная струя. Сначала пробовали вытащить каяк вверх по течению, потом Ваня понял, что ничего не выйдет, знаками показал, чтобы мы ослабили веревку, и начал стаскивать каяк с камня вниз. [Ещё бы что-нибудь вышло при том порядке пристёжки к моркве. Вы не каяк, а меня против течения дёргали] Получилось, и его вместе с лодкой маятником прибило к нашему берегу. Поскольку уже было три часа дня, то решили вставать. [Чтобы всю речку сразу не пройти, ибо короткая ;)]
На левом берегу виднелась очень неплохая стояночка, так что решили перечалиться. Нравятся мне чалки в этом походе — работать иногда приходиться больше, нежели в порогах :) [Ню-ню. Федина чалка выглядела так: стою по пояс в воде, чтобы их поймать. Они слились с очередного слива и… отдыхають. Кричу: «гребите» — ноль эмоций. Кат начинает проносить мимо предполагаемой чалки. Надрывая горло: «вперед, черти», и тут они заработали… Поймал таки :)] Стоянка хорошая — ровная и не заросшая, вот только с дровами не ахти.
Через некоторое время мимо нас прошла та самая группа из 15 каяков, с передовым отрядом которой мы пересеклись выше. Прямо напротив нашего лагеря у них кильнулась и отстрелилась девушка, и они тоже решили вставать здесь, чуть ниже нас. Говорят, отсюда по реке еще часа два сплава. Похоже на правду, так как мы сейчас, по-видимому, находимся после каньона «Осыпной».
Начали думать, чем занять образовавшееся свободное время. Сразу же появилась мысль еще раз сбегать на какую-нибудь горку. Помнится, по дороге туда мы видели железный крест на вершине горы на левом берегу. Собственно, недалеко от него мы и планировали сегодня встать [что, собстно, и сделали, благодаря чуткому руководству Феди :)]. Плюс к этому возникло желание заброситься наверх и еще раз все пройти на пустых судах. Уж очень впечатлил сегодняшний сплав.
Оказалось, что до креста не очень много идти, к тому же там по склону горы идет довольно хорошая тропа, видимо, эту гору нередко посещают местные жители. Там, кроме здоровенного металлического креста, еще и табличка с молитвами на русском и греческом, и рисунок, выточенный на плите. Интересно. Вообще, крест поставлен во славу троицы. Потом забежали еще на одну горку неподалеку, полюбовались долиной Аксаута. Погода — супер. Видно далеко и много. Когда спускались, проходили мимо родника, окруженного деревьями, увешанными ленточками. Интересно, это туристы или местные? Просто, похожее мы видели в Бурятии, где так же оформлялись их местные святыни. [да туристы. На аршан что-то не сильно похоже] По пути в лагерь, Вова с Аней решили сделать небольшой крюк и зайти на молочную ферму, которую мы видели от креста, в надежде купить молока. Но ферма оказалась заброшенной, там сидели только несколько рабочих, и молока у них, естественно, не было :) Пришлось снова пить вино :)
Каякеры тоже без дела не сидели, а сбегали на горку, которая возвышается прямо над нашей поляной. С нее должен был быть шикарный вид, так как вершина безлесная. Была еще мысль поиграть с ними вечером в футбол, но как-то не сложилось, а жаль, так мы мой мячик ни разу не использовали…[Мы поздно с прогулки пришли, а темнеет на юге рано]

6.05.03
Лесовоз и дежа вю

Ночью был заморозок. В семь часов утра, несмотря на уже вставшее солнце, на шмотках и траве местами лежал иней. Но небо чистое и уже через полтора часа стояла жара. За ночь вода слегка упала, может по жаре чуть поднимется. Дело в том, что Аксаут имеет чисто ледниковое питание и солнце на его уровень оказывает гораздо большее влияние, чем дожди.
Встали довольно рано, чтобы поскорее сплыть и поймать лесовоз для заброски наверх. Каякеры проснулись только к моменту завершения нами завтрака :) Но и у нас сплыть быстро не получилось по причине заклейки мною своего гидрокостюма, протертого подлыми камешками, попавшими вчера в сплавные тапки…
На небе со стороны Хасаут-Греческого начало чего-то натягивать. [Скорее, не натягивать, а затягивать. Нижняя граница облаков в долине была ниже нас] Довольно бодро прошли два последних каньона. Очень красивый второй из них — «Два моста». Единственный настоящий каньон; в начале него - табличка погибшему туристу. Около 12 часов вышли из каньона и остановились, чтобы решить, когда стопить лесовоз. Оказалось, что мое торможение было довольно большой ошибкой, потому что лесовозчики все как один пунктуальны и в 12 уже на работе. Тут мимо нас поехал грузовик.[Это был последний лесовоз в тот день :)] Вова с Аней, как коршуны, на него набросились и уговорили мужиков нам помочь. Экстренно отвязали шмотки. Вова с Аней остались ныкать рюкзаки, а я, Тома и Ваня поехали с судами вверх. Жуть. Каты, как мячики, скачут по кузову, а я пытаюсь их удержать. Да и вообще, езда в кузове прыгающего по ухабам лесовоза - то еще удовольствие. Все это обошлось нам в 300 грамм спирта, две бутылки мерзкого вина из сусла и 70 рублей, которые я по глупости (или доброте) отдал водителям. А вообще, сажают охотно, так что в будущем можно пользоваться ими для повторной или даже основной заброски вверх по Аксауту. Потом часа два ждали ребят на ветру у моста в Красном Карачае. [Мы шли 2 часа 26 минут — это ~15 км] Пока ждали, мимо прошла группа горников, идущих из Архыза в Домбай. Они просто халявили, и вместо организации навесной переправы переходили Аксаут по мосту, от которого мы  стартовали в этот раз :) Когда мы все собрались, то быстро перекусили, чуть согрелись и пошли. Пикантность ситуации в том, что рюкзаки у нас внизу, а небо постепенно затягивается тучами и заметно холодает. В общем, деваться нам было просто некуда, кроме как плыть :) [Теоретически, мы могли бросить каты и пешком дойти до рюкзаков, но это для слабых. А нам экстремизм, тьфу экстремализм подавай! :)] Дальше было два часа супер эмоционального сплава. Шли почти без чалок. Класс! Особенно порадовали группы турья по берегам, просматривающие реку, и мы, с криками проходящие все без просмотра. Прошли все часа за два. Каты легче, вертлявее, да и реку, в общем-то, запомнили. Так что мы с Тамарой шли существенно чище. К вечеру, наконец, заморосил дождик. В завале где-то в середине «Осыпного» каньона нашли третье за поход катамаранное весло. Оно оказалось совсем понтовым — лопасть из стекловолокна с эпокситкой, а ручка, вырезанная из дерева. К шести с чем-то часам вечера дошли до стоянки, разнычили вещи, поужинали… Причем, мы с Тамарой не заметили заныченных шмоток [на то они и заныченные] и усвистели вниз по реке, так что пришлось кат тащить назад, благо по дороге. Я потом еще долго из своего рюкзака маскировочные веточки вытряхал :) А еще было очень забавно вылезать из упоров. В этом походе мы еще никогда так долго непрерывно на катах не сидели, так что мои коленки были несколько не готовы к подобному испытанию, и долго не хотели разгибаться :) Аня за эти два часа довольно сильно задрогла в своем, как оказалось, всего лишь 2х миллиметровом неопреновом гидрокостюме, что ее первым делом запихнули в палатку отогреваться. С дровами напряженка — только лиственные, а они горят плохо. Ходили, искали сухой кедр, но найти его удалось только Вове поздно вечером. [Я его сначала весь день «призывал» молитвами и нытьем :)]
Очень забавное место стоянки. Бивак находится на полочке правого берега прямо под дорогой — до нее буквально 15 метров вверх по довольно крутому склону. С одной стороны полочка ограничена отрицательной скальной стенкой. Под ее прикрытием мы и сидели, укрываясь от накрапывающего мелкого дождика. Очень красиво смотрится.
Вечером Ваня с Томой экстремально ходили за водкой в Х. Греческое. Оказалось несколько дальше, чем предполагалось :) [Совсем немного, всего-то масштаб был в 2 раза мельче] [да… такая ностальгия была по славному городу Долгопрудный, родному круглосуточному магазину «Акварель», до которого 15 минут ходу…]

7.05.03
Цена перестраховки

Вечером и почти всю ночь шел дождь. Утром пасмурно. Весь день так и было — то и дело чего-то моросит.
Пока завтракали, наблюдали как мимо нас под этим дождиком прошла группа катамаранщиков. И нам бы тоже сплыть… Машина заказана только на вечер завтрашнего дня, так что думаем, чего бы поделать сейчас. Хотели как обычно полазать по горам, но в такую погоду чего-то не особо хочется вылезать из теплой палатки и куда-то ломиться… Хорошо, что вся запланированная водная часть прошла при хорошей погоде. Где-то до двух часов дня сидели в палатке, играли в карты и ели раскладку :) Особенно убивают два еще не распакованных мешка с конфетами — ну не лезут уже вообще никак :) Потом решили немного прогуляться вниз по реке, типа дров поискать :) Ниже находится дом отдыха. Оказывается, это для центробанковских сотрудников. Сейчас он пустует. Какой-то местный водила все порывался нас подбросить до Зеленчукской, чуть ли не бесплатно. Мы отказались, но  попросили его позвонить мужику, с которым мы договаривались о выброске с Аксаута, и попросить его приехать не вечером, а часа в три дня. А вообще, надо было уезжать уже сегодня. Но кто же знал, что все так быстро получится. Зато понаблюдали, как на противоположном берегу табун лошадей очень грамотно поднимался траверсом по склону. А еще отдельные члены команды ближе к вечеру устроили себе развлечение — помойка целиком с использованием теплой воды из канов. Не баня, конечно, но тоже прикольно :)
Вечером устроили прощальный ужин и почти смогли добить раскладку! :) [И распивку :(]

8.05.03
Катамаран укомплектован! В погоне за поездом. Веселый вагон № 15

Ночью шел небольшой град, но к утру погода исправилась, чистое небо, солнце. Ночью Вова решил устроить своему спальнику большую проверку и отправился спать под скалу. Выжил :) [В очередной раз была продемонстрирована победа сил добра над силами разума :)] Довольно шустро собрались и вышли. Хотя, незадолго до выхода, появился местный рыбак и пожурил нас за тормознутость, мол, уже на воде надо быть, а вы… :) А мы отдыхаем :)))
Шли буквально час. Из порогов смогли идентифицировать только «Крокодил» и «Сюрприз». Все остальное («Поцелуй Чаниты») — довольно равномерная, совершенно ненапряжная шиверка. Нашли «лягушку». Так что теперь Вовин кат укомплектован и веслами (как основным так и запасными), и «лягушкой» :) Под конец немного стрема в виде разбоев с завалами на неплохой струе, но недолго. Не доплывая до Хасаут-Греческого, решили забить на это безобразие, разобраться и дойти до машины пешком. На антистапеле жара, солнце и ветер. Все сохнет моментально.
До водителя "Газели" дозвонились, и он приехал точно в три. Мы тоже как раз к этому времени начали выползать на дорогу, так что никто никого не ждал :) Интересно ехать обратно уже по свету. Красота вокруг, и менты добрее стали :) Хотя в этот раз легковушки у нас не было, и Вова, Аня и Тамара ехали в кузове грузовой "Газели", так что они имели полное право штрафовать, если бы заглянули внутрь :) Доехали до Невинки быстрее, чем за два часа.
Далее события развивались стремительно. От Невинки плацкартных билетов до Москвы нет до 13 числа. Зато они есть на сегодня от Ставрополя. До поезда меньше трех часов. Удается достать две машины за 800 рублей (~25 $). Сначала они хотели 1200, но под весом аргументов, что есть автобус, цену сбили. Водитель оказался старый военный, причем, очень говорливый. Меня посадили на переднее место, так что беседовал с ним я :) Зато узнал, откуда взялось название Невинномысск. Город стоит на стрелке (мысу) Кубани и Зеленчука. И на ней очень давно, еще до революции были массовые казни мирных, то есть невинных людей. В Ставрополе были где-то за час до отправления поезда. Успели купить немного еды :)
Вагон оказался какой-то странный — заметно более обшарпанный, нежели остальные, и личности вокруг шлялись какие-то подозрительные. Создалось впечатление, что его присоединили только что, вследствие большого количества желающих уехать. Контингент стремный — цыгане, кавказцы и едущие на похороны пьяные русские. Проводника было откровенно жалко :( Места нам достались все боковые, кроме Аниного, которая попала четвертой в купе к кавказцам :) [Она поменялась со мной, и меня ночью продуло :(] Весело, в общем… Отметили удачное завершение мероприятия бутылкой вина и спать.

9.05.03 — 10.05.03
Поезд оттуда

Обратная дорога, как всегда, ничего интересного собой не представляла. Фрукты на гусятник в преферанс мы разыграли по пути туда, так что лично я просто отсыпался. Зато остальные вели с одним из пассажиров офигенно глубокие философские беседы сначала о смысле спортивного туризма, а потом о месте женщин в мире :) Я держался обеими руками, чтобы не свалиться с полки :) [Был еще Вермут (2 л), который Федя проспал. А вообще, в таком вагоне фигово ехать. Не повезло. Но хорошо хоть так]

Заключение

Это было круто!
Поход проходил в условиях отличной погоды, всеобщего раздолбайства и сумасшедшего везения и завершился полным и безоговорочным успехом. Обратный поезд, правда, несколько испортил настроение. Ну не люблю я столь навязчивого общения. Сам же Кавказ очень понравился. И отношение местных жителей нормальное, и речки очень интересные. А главное, что все это в полутора днях езды от Москвы.
Ясно, что в обычном стиле походы на Кавказе организовывать нельзя. Надо вязать три-четыре или больше рек, так как на любой реке весной интересный участок идется менее, чем за два дня. Исключением является разве что Малка, но это уже несколько другой уровень, к тому же туда надо летом ходить, а не на майские праздники. С машиной лучше договариваться заранее из Москвы, а может, вообще из Москвы на них и ехать, как делают некоторые группы. Интересно было бы сходить на Кавказ летом, когда начинают таять ледники и уровень воды повышается. Тот же Аксаут будет очень интересен… Да и сплавные участки удлинятся. В общем, на Кавказ надо будет обязательно еще раз вернуться.
Отдельно хочется сказать о лоциях Зеленчука и Аксаута. Ориентирование на воде в этом походе было самым интересным развлечением :) Где-то в районе 1-ого Взрывного порога мы поняли, что дело это почти бесполезное, поэтому дальше практически все шли без просмотра. На Зеленчуке единственный заметный ориентир — шест с красной тряпкой перед «Пушкой». Но его не было описано ни в одной лоции :) Впрочем, это следствие того, что техническая сложность реки, лично для меня, была не сильно ниже моих возможностей, так что времени следить за приметами просто не было. Вообще — это неправильно :) Ориентироваться на горной реке, конечно, сложнее, чем на равнинной, но делать это все-таки надо, иначе могут возникнуть большие проблемы. Хотя, по нашей воде без просмотра идти гораздо интереснее, так как сплав получается крайне насыщенный и эмоциональный, приходится очень быстро читать воду и тут же принимать решения. К тому же высокая катамаранная посадка позволяет увидеть опасность на достаточном расстоянии, чтобы успеть совершить маневр. [Мда… А вот низкая каячная — не всегда. Впрочем, при такой плотности и однородности препятствий смотреть их, в общем-то, бессмысленно] Если воды будет больше, то, наверно, каньон «Осыпной» на Аксауте и «Пушку» на Зеленчуке лучше все-таки просмотреть… [В Осыпном всё равно все камни не запомнишь, а больше там ничего, в общем, и нет] На Аксауте я несколько раз ошибался (в сторону перестраховки) и нам с Томой приходилось тащить кат по камням.
Очень повезло с погодой. За все время был только один дождливый день, да и тот не целиком. Даже снега не было :) И ни одного комара! :)
Денег ушло не много, чуть больше 80 $.
Ну и в довершении ко всему, я в очередной раз убедился в абсолютной истинности пословицы «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину». Ядро команды так сильно хотело на Кавказ, что никакие мелкие проблемы остановить нас не смогли. Вот за это хочется сказать огромное спасибо моим сопоходникам.

Отчеты, дневники, карты, использованные при подготовке к походу

Большой Зеленчук

Речные и озерные маршруты. Река Большой Зеленчук Просто обзор
Река Большой Зеленчук Еще один обзор реки
Лоция: Зеленчук’89 (Отчет) Одна из основных наших лоций по Зеленчуку
Техническое описание р. Аксаут — р. Б.Зеленчук Отчет о походе 1995 года. Вроде, неплохой, но мы пользовались другими
«Записки пешехода, упавшего в воду» Художественный дневник. 1996 год
Большой Зеленчук. Лоция 2000 Второе основное описание, которое мы использовали
Большой Зеленчук май 2002 г. Довольно интересный дневник. Хорош для оценки пригодности реки для «похода»
1 — 11 мая 2002 года. Большой Зеленчук. Заметки о походе.
Сплав по реке Домбай. 2002 год Очень длинный дневник о походе :)
Кавказ. Зеленчук 2000. Фоторепортаж
рр. Зеленчук-Аксаут, май 2002, рук. Афанасьев А. Несколько фотографии с Зеленчука и Аксаута
Зеленчук-Кубань 2002 Большой, тяжелый и довольно бестолковый фотоальбом
река Большой Зеленчук и гора Красная
река Большой Зеленчук и гора Кругозор
Фотографии Зеленчука в районе Нижнего Архыза

Нижний Архыз

Горные маршруты. Нижний Архыз
100 туристских маршрутов по горному Ставрополью

 

 

Аксаут

Аксаут-2001 (дополнения к лоции) Это было наше основное описание, по которому пытались ориентироваться
Поход в мае 2002 г. на реки «Аксаут» и «Б. Зеленчук»
рр. Зеленчук-Аксаут, май 2002, рук. Афанасьев А. Несколько фотографии с Зеленчука и Аксаута
Техническое описание р.Аксаут — р. Б.Зеленчук Отчет о походе 1995 года. Вроде, неплохой, но мы пользовались другими
Аксаут-98 Дневник похода питерских каякеров из команды «Глютеус». Довольно необычная форма :)
Аксаут-98 То же, что и строчкой выше, но в более традиционном виде :)

Карты

Западный Кавказ. Архыз, Домбай, Гвандра. Карты Много разных карт
Российский Кавказ, топографические карты, генштаб, 1:100'000 Тут тоже можно кое-что найти :)

 

 


Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100