Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Климин С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5646

Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.

Категория сложности: пятая (5).

Район путешествия: Центральный Тянь-Шань.

Нитка маршрута: г.Бишкек - оз.Иссык-Куль - Боконбаевское - пер.Тосор - р.Ашулутебе - р.Учемчек - р.Джилусу - р.Болгарт - р.М.Нарын - р.Нарын - г.Нарын.

Протяженность активной части маршрута: 190 км.

Количество участников: 8 человек.

Средства сплава: четырехместный и двухместные катамараны.

Сроки путешествия: с 5 августа по 29 августа 1995г.

Уровень воды: высокий.

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности, судно
1 Климин Сергей Валентинович 1964 Китой 5р, Ав.Койсу 4(6)р, Жом-Болок-Ока 5р, КМС руководитель, капитан К-4
2 Медников Марк Григорьевич 1958 Китой-Онот 5у, Чаткал 5у, Жом-Болок-Ока 5у реммастер, матрос К-4
3 Сечко Олег Юрьевич 1966 Китой-Онот 5у, Чаткал 5у, Жом-Болок-Ока 5у фотограф, матрос К-4
4 Степанова Евгения Владимировна 1970 Китой-Онот 5у, Катунь 5у, Белая 2(6)у летопись, матрос К-4
5 Воронов Юрий Сергеевич 1968 Китой-Онот 5у, Чаткал 5у, Белая 2(6)у, Кальджир 5у завхоз, капитан К-2-1
6 Зимин Андрей Валентинович 1970 Китой-Онот 5у, Она 4у, Белая 2(6)у, Утулик 4у отв.за снаряжение, матрос К-2-1
7 Мандрыкин Сергей Викторович 1969 Китой-Онот 5у, Пскем 6у, Жом-Болок-Ока 5у видеокамера, капитан К-2-2
8 Бабурова Оксана Борисовна 1966 Китой-Онот 5у, Чаткал 5у, Сумульта-Катунь 5у медсестра, матрос К-2-2

График движения группы

День пути Дата Участок маршрута Км Способ передвиж.
1 - 5 5.08 - 9.08 г.Москва - г.Бишкек - оз.Иссык-Куль - пос.Боконбаевское - пер.Тосор - р.Ашулутебе - ж/д, автобус
6 10.08 пер.Тосор - стрелка двух истоков - крупный левый приток 6 разведка, пешком (челнок)
7 11.08 стапель, дневка - -
8 12.08 место ночевки - спуск дороги к реке (каменные россыпи, порог 4 к.с.) 7 сплав
9 13.08 место ночевки - круто падающий правый приток (каменные россыпи, два порога 4-5 к.с.) 11 сплав
10 14.08 место ночевки - 1 км до горячих источников (два порога 5-6 к.с.) 10 сплав
11 15.08 место ночевки - 3 км ниже стрелки с Бурханом (пороги и шиверы 5 к.с.) 18 сплав
12 16.08 место ночевки - 5 км до начала Нижнего каньона (шиверы, Верхний каньон, преп.4-5 к.с.) 55 сплав
13 17.08 место ночевки - устье п.п.Сары-Кунгей (шиверы, пороги 4-5 к.с., полудневка) 12 сплав
14 18.08 дневка, баня - -
15 19.08 место ночевки - 4 ступени Мини-каньона (просмотр, установ.страховки, пороги 5 к.с.) 3 сплав
16 20.08 место ночевки - левый приток за шиверой 20 (шиверы, пороги 5 к.с., общая разведка каньона "Недоступный") 7 сплав
17 21.08 детальная разведка каньона "Недоступный", работа с веревкой - -
18 22.08 перенос лагеря, спуск катамаранов для прохождения и страховки с воды 4 пешком
19 23.08 прохождение 4-7 ступеней каньона "Недоступный" 2 сплав
20 24.08 место ночевки - 5 км ниже пос.Орто-Нура (мощные шиверы) 36 сплав
21 25.08 место ночевки - г.Нарын - г.Бишкек (мощные шиверы) 19 сплав, автобус
22 -25 26.08 - 29.08 г.Бишкек - г.Москва - ж/д

При подготовке к походу мы пользовались следующими материалами:

1. Отчет МГЦТК №3749 (пеше-водный), 5 кат.сл. 1980 г. Руководитель - Статиев А.В. Сплав на ПСН и плоту в начале сентября. Отсутствует описание рр. Учемчек и Джилусу, т.к. группа начинала сплав с Бурхана (левый исток р. Болгарт). Сложность препятствий Верхнего и Нижнего каньонов на М.Нарыне явно завышена. Подробные фотографии каждого препятствия неожиданно кончаются там, где "река начинает явно тянуть на шестерку" (Мини-каньон). Группа обнесла каньон "Недоступный", назвав его "непроходом" и указав, что спуск в каньон невозможен. Соответственно, в описании этого 3-4-х километрового участка - полный пробел. К достоинствам отчета можно отнести подробное и четкое описание как самих препятствий М.Нарына, так и их ориентиров.

2. Отчет МГЦТК № 4814 (горно-водный), водная часть оценена 3-4 кат.сл. 1986 г. Руководитель - Павлов Д.Б. Сплав на 4-х местном катамаране, байдарках и каноэ в конце августа. Горную часть мы не смотрели, а с точки зрения водника отчет малосодержательный и трудночитаемый. С самого начала Учемчек и Джилусу перепутаны между собой. Оценка верховьев Учемчека велась явно с дороги, идущей далеко от реки. Скудное техническое описание и лоция с нечёткими ориентирами находятся в разных концах отчета, что создает большие неудобства. Группа частично прошла пороги на Джилусу (Т2, Т3) в условиях малой воды. Описание М.Нарына, разбиение реки на участки с индексами "М" и привязкой их к номерам мостов очень непонятно (при имеющейся хорошей лоции Статиева). При подсчете мостов мы основательно запутались: по нашим прикидкам вышло, что легкие суда закончили сплав перед "Мини-каньоном", а катамаран прошел "Мини-каньон", "чалясь через каждые 20- 30 метров "?! Фотографии, сделанные крупным планом (типа "катамаран в бочке") не дают возможности установить принадлежность препятствия к какому-либо участку реки и к реке в целом. К достоинствам отчета можно отнести наличие там наиболее приличной карты, которую мы перерисовали для своей лоции.

3. Альманах "Ветер странствий" №22, стр.125-127. 1987 год. С.Хаит, Р.Харитонов. Статья содержит весьма достоверные сведения, однако, в силу своей краткости, вряд ли может быть использована в качестве лоции. Можно поспорить с авторами на счет сравнения всей реки в целом (включая "Недоступный") с Чаткалом и Чуей и зачисления ее в разряд чисто "пятерок". Такого участка, где мощные препятствия сконцентрированы в труднодоступном каньоне (на длине 4 км), а разведка и страховка весьма затруднительны и не везде возможны, нет ни на одной из указанных рек. На наш взгляд, каньон "Недоступный" даже по малой воде можно отнести к элементам более высокой категории сложности.

4. Отчет МГЦТК №5286 (водный), 5 кат.сл. 1989 г. Руководитель - Удалов В.И. Сплав на двух четырехместных катамаранах в середине сентября. Нитка маршрута наиболее полно совпадает с нашей. В целом отчет - грубая копия творчества г.Статиева, даже шиверы на Бурхане упомянуты. Лишь в отдельных местах чувствуется "живая рука" автора: наиболее кардинальные расхождения с отчетом №3749 исправлены в последний момент авторучкой. Все препятствия в верховьях Джилусу группа обнесла из-за малой воды. Вероятно, отчет создавался год спустя, иначе как объяснить возникновение несуществующих ориентиров, типа "деревянный автомост" перед первым препятствием на Джилусу. И как можно идти от первого препятствия до третьего за 30 мин, не упомянув вообще о втором!? Несомненным достоинством отчета является наличие в нем сведений о прохождении каньона "Недоступный". К сожалению, полностью отсутствует описание береговой обстановки: места возможных спусков и выходов из каньона, удобные точки просмотра и т.д. На наш взгляд, в тех местах, где требуется тактика базовых лагерей и работа с веревками, такие сведения могут оказать помощь последующим группам. До четвертой ступени "Недоступного", где у группы был оверкиль, описание каньона соответствует действительности. Дальнейшее описание достаточно расплывчато, каньон явно "сжат", фотографии отсутствуют, хотя внутри каньона группа "чалилась и осматривала последующие ступени". По этому же походу снят и смонтирован видеофильм "АЗИЯ АВГУСТ..." (автор И.Новиков). Фильм очень хороший с художественной точки зрения, но технических сведений о маршруте не даёт.

Соответственно: при более внимательном изучении, оказалось, что все имеющиеся материалы существенно расходятся в плане оценки сложности как отдельных препятствий, так и всей реки в целом. Перечень классифицированных маршрутов определяет реку как " стабильную" пятерку вне зависимости от уровня воды. На верхнем участке маршрута совершенно не совпадают ориентиры отдельных препятствий, а также их качественная оценка. Например, одни и те же препятствия по разным отчетам проходят как "мелководные шиверы" и "каньонные участки повышенной технической сложности".

Следует отметить, что все более-менее полные прохождения маршрута проводились в условиях малой, "сентябрьской" воды. Кроме того, картографические материалы данного района и фотоматериалы о прохождении препятствий на маршруте оставляют желать лучшего. Таким образом, одна из основных задач похода сводилась к максимально возможному восполнению пробелов в описании и классифицировании данного маршрута.

Средства сплава

Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе три судна: - четырехместный катамаран типа "Банан" объемом 1500 л.;   - два двухместных катамарана "Рапира" (тип "Верблюд") объемом 800- 850 л.

За две недели до выхода мы согласовали сроки путешествия (на предмет совместной заброски) с группой москвичей под руководством С.Батова, идущих тем же маршрутом. Дойдя до первых серьезных порогов на Джилусу, мы убедились, что уровень воды и мощь препятствий значительно выше того, что содержалось в имеющихся у нас лоциях. Поэтому решили в дальнейшем придерживаться единого графика движения, что позволило обеспечить на всех препятствиях надежную (иногда даже дублированную) страховку и полноценную фото- и видеосъемку. Таким образом, наша "сборная" команда дополнилась еще двумя четырехместными катамаранами: - с круглыми баллонами объемом 1700 л.   - типа "Верблюд" объемом около 2000 л.

Все катамараны были оборудованы штатными дюралюминиевыми рамами и сиденьями (это диктуется отсутствием строительного леса на верхнем участке маршрута, быстрой сборкой судов и.т.д), а также жёсткими или полужёсткими упорами. Вязку рам проводили с помощью полос резины из автомобильных камер и ПВХ лент (кембрик).

В техническом описании маршрута даются варианты прохождения только трех наших катамаранов. При подборе же фотографий в отчет, мы решили руководствоваться в основном качеством и технической ценностью снимков, а не принадлежностью катамарана к заявленной группе.

Заброска и выход с маршрута

По имевшимся у нас перед выездом сведениям, подъехать к началу активной части маршрута из г.Бишкек можно следующими способами:

1. С южной стороны оз.Иссык-Куль (a) - по ущелью р.Тосор, через одноименный перевал к самым верховьям р.Учемчек; (b) - из п.Боконбаевское через пер. Тон в район горячих ("радоновых") источников (там где река меняет название на Джилусу).

2. Из г.Нарын, связанного регулярным автобусным сообщением с г.Бишкек. Поворот с трассы на оз.Иссык-Куль, в сторону г.Нарын находится за несколько километров до пос. Иссык-Куль (бывш. п.Рыбачье). Далее вверх по рр. Нарын, М.Нарын и.т.д. Как потом выяснилось, до выходного моста в конце каньона "Недоступный" ходит рейсовый автобус. Далее вверх по истокам, вплоть до пер.Тосор, идет хорошая грунтовая дорога.

Часть пути до пос.Иссык-Куль можно проехать на местном поезде, который ходит два раза в сутки: в 4-30 и 13-40 по московскому времени. Время в пути 4 ч. 30 мин. Московский поезд прибывает в г.Бишкек в 3-30. Естественно, что мы выбрали первый вариант заброски, который, наряду с относительно короткой протяженностью и возможностью побывать на оз.Иссык-Куль, наиболее полно соответствовал целям и задачам похода.

Едва мы успели выгрузиться на ж/д вокзале г.Бишкек, как нам предложил свои услуги водитель ПАЗика. Переезд до ущелья р.Тосор с завтраком в придорожном кафе и купанием в Иссык-Куле (замечательное озеро, ощущения незабываемые) занял около 7 часов. Здесь, на развилке дорог, нас ждал неприятный сюрприз. Поговорив с работниками дорожно-строительной службы, мы выяснили, что недавно сошедший сель начисто смел несколько метров дороги на перевал, проходившей по скальной полке в глубоком ущелье. То же самое подтвердила группа конных туристов, только что вернувшихся оттуда, сказав, что пройти можно только свободным лазаньем.

Остался вариант с перевалом Тон, и нам пришлось возвращаться в пос.Боконбаевское. Автомобильная дорога из поселка поднимается вверх и далее идет параллельно хребту Терскей-Алатоо, пересекает 3 водораздела и... выходит к р.Тосор, выше разрушенного участка дороги. Через узкую щель нижнего каньона виднеется оз.Иссык-Куль. Чтобы проделать этот "крюк" нам потребовалось около 5 часов. Тут же местные жители сообщили, что через перевал Тон не то-что машина, "барашка-марашка" с трудом перебирается, а дорогу на перевал Тосор, чуть выше, еще в одном месте, размыло, и надо съезжать с дороги по колее, проложенной несколькими проехавшими трехосками, пересекать болотистую поляну вверх по реке, а затем и саму реку. После двух неудачных попыток водителей, мы, буквально на руках, переносим разгруженный ПАЗик до дороги на той стороне реки и возвращаемся за рюкзаками. Этот переход дался нам с большим трудом, на пешку мы не рассчитывали и нагрузились как могли. Водительский состав из 3-х человек, спустившийся от машины помочь, до сих пор, наверное, вспоминает "добрым" словом рюкзаки наших хрупких девушек. Во время ходки с рюкзаками народ еще и умудрился прихватить - кто чем мог - сухого плавника из русла реки.

По результатам заброски и выброски с маршрута у нас создалось впечатление, что все водители в этом районе - мелкие вымогатели. Они готовы из-за жалких грошей, за которые у нас и пальцем пошевелить лень, ехать черти-куда и при любом, мало-мальски подходящем поводе, выторговывать еще более мелкие деньги, причем первоначальный договор для них - ничто. При всех их недостатках у них есть пара превосходных качеств: во-первых, они не пьют как буряты, во-вторых, просят копейки - ну, если просят, как не дать?

Протяженность подъема на пер.Тосор - 24 км, мы насчитали около 30 витков серпантина. 4 часа ушло на то, чтобы опять-таки на руках, упираясь всем чем можно, толкать ПАЗик вверх, а в перерывах пытаться догнать не в меру разошедшегося "нашего коня", и было непонятно, что легче: то ли толкать, то ли догонять. Высота приближалась к 3900, а время - к часу ночи, но погода была прекрасная, полная луна и звездное небо освещали наш путь, некоторые не теряли чувство юмора, а некоторые чуть не теряли сознание. Ну а самые находчивые - находили железные пружинки из потихоньку разваливающегося сцепления автобуса.

На перевал мы всё-таки выползли, и даже спустились с него - примерно на пару километров по дороге, но тут сцепление "приказало долго жить". В лунном свете далеко впереди и внизу загадочно мерцала стрелка двух рек (левая была заметно более многоводной), хотелось надеяться, что именно она и давала начало реке Учемчек. Хотя, местный житель перед перевалом сказал, что нет такой реки - есть земля, болото - это и называется Учемчек.

Быстро развернули лагерь, приготовили ужин на привезенных дровах. Так, неожиданно бодро, с перевала Тосор началась активная часть нашего маршрута.

Водителям мы заплатили 2000 сомов по первоначальному договору + ещё 900 сомов - суммарный результат ссылок на плохую дорогу, плохой автобус и прочих отказов от дальнейшего продолжения пути. Итого, около 290$.

Отъезд с маршрута наиболее удобно производить из г.Нарын. Проблем с наличием автотранспорта нет: вся автостанция забита как рейсовыми, так и "левыми" автобусами. По словам киргизов, в тот день было очень мало транспорта из-за ограничения на въезд в Бишкек, в связи с празднованием национального эпоса "Манас 1000". Едва мы успели причалить к берегу, как нам тут же предложили очередной ПАЗик, готовый ждать сколь угодно долго, пока просохнут наши вещи. Путь до г.Бишкек занял около 7 часов, не включая пару поломок автобуса (с ПАЗиками нам фатально не везет). По нашему мнению, снимая машину в этом районе, нужно устраивать ей предварительный пробег с целью, хотя бы поверхностно, убедиться в её технической исправности. Мы этого не сделали ни при заброске, ни, "умудренные опытом", при выброске. Результат не заставил себя долго ждать: на всём пути до Бишкека мы, по "старой" традиции, вволю потолкали ПАЗик. Благо работа привычная, да и по ровному шоссе, по сравнению с крутыми подъёмами на перевал Тосор, толкается не в пример легче.

При разговоре о цене, нужно ясно себе представлять, что в конечном результате она будет "немного" выше, ибо для киргизов это, в своем роде, спортивный интерес. После 7 часов пути, не доехав 3- 4 км до конечной цели, они готовы долго торговаться за "дополнительную плату", размахивать жалкой ржавой зубочисткой перед лицом толпы здоровых мужиков - в этом весь характер киргизских водителей. Возвращение в Бишкек нам обошлось в 1400 сомов (140$) на всех.

Дорога от г.Нарын до Бишкека, несмотря на наличие двух перевалов высотой около 3000 м, на порядок лучше той, по которой мы забрасывались в верховья реки. Возможно, в сложившихся обстоятельствах, заброска через г.Нарын будет более оптимальной и, несмотря на кажущуюся её длительность, обойдется в один световой день, без каких бы то ни было проблем, хотя на ночевку в дороге рассчитывать все-таки следует.

Прочие сведения

Ещё хотелось бы дать несколько советов относительно поезда Москва-Бишкек и обратно. Если вы не замечали за собой патологического желания потолкаться, например в переполненном автобусе или метро - брать билеты в плацкарт не советуем, тем более на боковые полки. Где-то в районе границы России и Казахстана поезд "осаждают", как в фильмах про гражданскую войну. Выйдя же на станции покурить, очень велик риск просто не попасть снова в поезд, так как вокруг каждой двери давится огромная толпа, разве что на крыше поезда они ещё не додумались ездить. Нас не спасала ни основная веревка, натянутая на входе в купе, ни закопчёные каны, подвешенные по обыкновению в проходе. Вот так и ехали с небольшими передышками до Бишкека. Ещё нужно иметь минимальный словарный запас казахско-киргизского диалекта - пара слов - МЕСТА ДЖОК (что-то вроде - извините, пожалуйста, но в данный момент, все места в бизнес-классе уже заняты. Не могли бы вы подождать следующего рейса или согласиться на места в первом классе), не правда ли, очень лаконичный язык? Мы эти два слова выучили быстро, благо повторять их нужно очень часто. С обратными билетами в конце августа есть проблемы. Хотя мы и купили 12 плацкартных билетов (последних) в день отьезда, но: групповые скидки в Бишкеке не действуют, билеты были в разных вагонах и, большая их часть, на боковые полки. Как нам объяснили, купейных билетов в Бишкеке не достать, на самолет билетов не было на неделю вперед.

Ещё на заброске, в отделении милиции при вокзале, мы попытались выяснить вопрос о необходимости временной регистрации в "иностранном" государстве. Нас успокоили, сказав, что таковая не требуется. Однако, на обратном пути, в Бишкеке, с нас неоднократно требовали отметку о регистрации, видимо в связи с празднованием "Манас- 1000". К счастью, до крупных конфликтов или штрафов не дошло. По поезду и туда, и обратно ходит местная милиция и проверяет документы, не дай бог, найдут какую-нибудь зацепочку, штампа какого нет, или фото в 25 лет не приклеил - либо плати около 100 т.р., либо ссаживают с поезда.

Особо хочется предупредить о питании в городских кафе и вагоне-ресторане. В достаточно приличном и опрятном, на первый взгляд, кафе в г.Бишкеке напротив рынка, подают тараканов приготовленных различными способами. Если таракана, как выигрышный лотерейный билет, предъявить официантке - она то блюдо, в котором он был обнаружен, либо обменяет, либо не включит в счет, так что милости просим любителей азартных игр. В вагоне-ресторане кормят ничуть не лучше, правда призового таракана не нашел никто (видимо, то была нечестная лотерея), но животами мучились многие. Более печальными последствиями окончились дружеские беседы одного из участников с двумя гостеприимными попутчиками, зазывающими всех подряд одной бутылкой водки и одной коньяку. В течение суток мы всерьез опасались за его жизнь, а с вокзала в Москве злополучного участника увозили на каталке. Хочется особенно предупредить любителей выпить с незнакомой компанией! По словам медиков на Казанском вокзале, каждый день с "азиатских" поездов снимают по три - четыре человека, отравленных клофелином - шутки на этих поездах такие!

Техническое описание маршрута

10 августа. Спустившись, наутро, к стрелке двух рек (Сарытор и Джельтау) (около 1 часа), мы оценили суммарный расход воды после слияния около 6-7 куб.м в сек. Река Ашулутебе, образующаяся после слияния, широко растекается по долине, пробиваясь через россыпи небольших валунов, исключающих возможность сплава. Решили идти челноком до устья крупного крутопадающего левого притока, просматривающегося далеко впереди. Перед второй ходкой пообедали, израсходовав последний запас привезенных с собой дров. А в это время киргизы, видимо страдающие клептоманией, обследовали карманы рюкзаков, оставленных после первой ходки. В результате этого любопытства "ноги" выросли у пары кроссовок и некоторой части продуктов.

К вечеру перенесли все вещи в одно место и встали лагерем на высоте 50- 60 м над рекой, напротив устья левого притока. С этих пор и до ночевки после "Верхнего каньона", пищу принимали возле ласково гудящего примуса и лишь в редкие дни удавалось насобирать дров и посидеть вечером у маленького костерка.

Чуть выше лагеря впадает достаточно крупный ручей, через который приходится переправляться по камням. В месте пересечения с этим ручьём дорога промыта на глубину более 1-го м. Машины объезжают яму круто спускаясь к руслу ручья.

Что характерно почти для всей реки - правые притоки с чистой прозрачной водой, левые имеют явно паводковую воду, зачастую грязнее чем вода в реке, это приходится учитывать при выборе места стоянки и обеда. Из лагеря хорошо просматривается дорога на пер.Тосор. За день прошли около 5- 6 км по дороге, причем некоторым спуск вниз с рюкзаком показался более приятным, чем подъем вверх без оного. Чувствуются вчерашние перегрузки и резкий набор высоты. Кстати, видимо, толкание ПАЗика и переноска рюкзаков на следующий день спасли многих участников от резкого проявления "горняшки", хотя легкие симптомы - потеря аппетита, головокружение, головная боль - наблюдались у половины группы. Рекомендуем на первые три дня уменьшить раскладку и сделать её более разнообразной, может быть дополнить её различными фруктами и овощами, купленными по дороге, а так же, по возможности, потолкать ПАЗик на перевал - бодрит, знаете ли.

11 августа. День был полностью занят стапелем и отдыхом. На берегу, под нашим лагерем и напротив через речку, расположены юрты киргизов. Надо сказать, киргизы-пастухи очень доброжелательный и хлебосольный народ: по обычаю, любого проходящего мимо обязательно пригласят в юрту, напоят чаем, молоком, кумысом, айраном и др. напитками, какие найдутся на данный момент. У них так же можно купить, обменять, а то и просто получить в подарок сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты. Нам предлагали приходить в юрту на нашей стороне реки за свежими лепешками, которые они пекут сами. В качестве валюты и ответных подарков могут служить спирт и верёвка - их у нас неоднократно спрашивали, о спирте стоит подумать отдельно: этично ли спаивать местных жителей? Киргизы с охотой давали покататься на лошадях и ослике, что многим доставило истинное наслаждение. Вообще же, их радушие и любопытство начало утомлять на второй - третий день маршрута и под конец похода мало кто к этому хорошо относился: трудно испытывать симпатию к людям, которые имеют обыкновение расположиться где-нибудь неподалеку и рассматривать тебя в бинокль, как какое-нибудь диковинное животное в зоопарке.

От места стапеля Ашулутебе, после впадения ряда небольших притоков, имеет расход около 10-12 куб.м в сек и течет практически одним руслом на протяжении 400- 500 м, просматривающихся до ближайшего поворота. Суточные колебания воды выглядят так: с утра малая вода цвета разбавленного молока (прозрачна сантиметров на 10), в 13:00 вода поднимается сантиметров на 20 и темнеет, около 18:00 вода прибывает ещё на 20 см и становится цвета кофе с молоком, вечером приток на противоположном берегу выбрасывает очень темную и грязную воду. В реке водится рыба, по словам пастухов, выше, видимо у стрелки, ловится очень крупная. Под нашим же лагерем мы были свидетелями как киргиз на противоположном берегу вытаскивал рыбешек величиной чуть больше ладони. Мы же ловили по саянской привычке на мушку - результат две рыбки того-же размера в светлых водах впадающего притока. Рыба - голец. Как убедились впоследствии ловить нужно на поплавочную удочку с наживкой из кузнечика, преимущественно в более чистых притоках или при впадении их в реку.

12 августа. Вышли около 12:00. Поднявшаяся вода закрыла видневшиеся с утра одиночные камни. Однако, за первым же правым поворотом (~400- 500 м) река вновь теряется в каменистой россыпи, приходится проводить катамараны, перетаскивая их через камни. Через 1.5 часа встали на обед с надеждой - сколько ни прибудет - все наше! (это про ожидаемое суточное прибытие воды). Река после впадения слева р.Калчи носит название - Учемчек. Сразу после обеда отметили первый спуск дороги к самой реке. Через 7-10 минут первый порог на маршруте, названный нами - "Точка отсчета ". Чтобы не менять общую нумерацию препятствий в уже имеющихся лоциях, все пороги на верхнем участке реки будут даваться с индексом "0".

"01". Порог "Точка отсчета". 4 кат.сложности Дорога начинает постепенно подниматься от реки. За 70- 80 м до порога, слева, из глубокого распадка, впадает ручей. Крупнокаменистая осыпь, выступающая с левого берега, смещает основной поток вправо. Разведку удобнее проводить с поляны правого берега. Препятствие плохо заметно с наплыва, падение начинает чувствоваться только на вершине первого слива. После короткой разгонной шиверы с несколькими сливами (до 1 м) через обливные камни поток плавно поворачивает влево, где между двух надводных камней расположен пологий слив высотой более 1.5 м. Язык слива упирается в крупный камень и отражается от него в обе стороны. Проход возможен с обеих сторон камня. Порог шли тандемом, камень на выходе обходили справа, далее слалом между обливных камней. На момент прохождения (вечер) расход воды составлял около 20 м3/сек. При более высоком уровне воды сложность препятствия может повыситься на одну категорию.

За порогом река делает плавную дугу, огибая поляну правого берега. На всем протяжении шивера, много открытых камней. Впервые ощутили мощь Учемчека, собравшегося в одно русло. В конце дуги, перед началом левого поворота зачалились на поляну правого берега, к которой спускается полуразрушенное ответвление дороги, и встали на ночёвку.

13 августа. Утром обнаружили, что на лугу напротив первого порога, вдоль склона растет много золотого корня. Выходим около 11-00, вода ещё не успела подняться. Там где вчера можно было идти "с ветерком", начинаем заниматься перетаскиванием катамаранов через камни. Примерно через 20-30 минут сплава - следующее препятствие.

"02". Порог "Вираж". 4 кат.сл. Весь поток смещен левобережной россыпью крупных валунов под высокую скальную стенку правого берега. На прямом участке длиной около 200 м, идет мощная шивера, в конце которой поток прыгает с гряды обливных камней (не заметных с наплыва), наваливаясь на выступ правого берега, поворачивает влево на 90? и падает через обливные камни сливом около 1,5 м. За сливом крутой поворот вправо. Просмотр порога по левобережным камням затруднен множеством мелких проток. Порог шли тандемом. Одна из двоек не заметила первую гряду камней, в результате зашла лагом (уходя от прижима) и села на камни. Вода навалила на один баллон и почти утопила его. Своевременной откренкой и энергичными гребками экипажу удалось выправить положение, после чего прижим и второй слив были пройдены чисто. Четверка шла по основной струе, заранее уходя от прижима, всё прошла чисто.

За порогом река надолго входит в каменистые россыпи. Через час блужданий встали на обед, на узкой полке левого берега. В 400 м ниже просматривается распадок крупного левого притока р.Джамгырчи и юрты киргизов на высоком левом берегу ручья. После обеда - 20 мин волока и слалома между камней заканчиваются мощным водосбросом (около 2 м), через обливные и полуобливные камни. Сразу после водосброса Учемчек ненадолго успокаивается, чувствуется подпор. Джамгырчи вытекает из широкой долины и впадает в Учемчек многочисленными рукавами, вода в ручье консистенции жидкого бетона. Учемчек по сравнению с ручьём кажется кристально прозрачным, хотя дело к вечеру и в реке вода тоже не подарок. Расход ручья сопоставим с расходом самой реки. На левом берегу ручья стоят несколько юрт киргизов. Слышен мощный рев воды. Сразу же за впадением первого рукава ручья - мощный порог, правый берег - отвесная скальная стена, левый - пологий, через 300 м переходящий в обрывистый откос. После осмотра порога нанесли дружеский визит в юрту киргизов (невозможно отказать всаднику, перегородившему лошадью наиболее полноводную протоку).

"03" Порог "Калибр". 5 кат.сл. После 50- 60 м разгонной шиверы река круто поворачивает влево, наваливаясь на огромную глыбу, лежащую в центре русла. Отразившись от нее влево, поток падает сливом высотой около 1м, затем идет более пологий мощный водосброс более 1.5 м в узких (4- 5 м) воротах из двух надводных глыб, с последующей, видимо жесткой, бочкой. Через 10- 20 м расширения следует косой слив (более 1 м) через обливную каменную плиту с рваными краями, ещё через 10 м - такая же плита. Затем следует длинная и мощная шивера на правом повороте реки. Общее падение входной части порога мы оценили как 3.5- 4 м. Заход в основной слив проблем не представлял, но была вероятность порвать оболочку на первой или второй обливной плите. Было около 6 часов вечера, вставать здесь на ремонт, а тем более на ночёвку, очень не хотелось.

Обнесли входную часть порога за последнюю обливную плиту (~40- 50 м) и оттуда продолжили сплав. По словам чабанов, именно от стрелки с р.Джамгырчи река меняет своё название на Джилусу. Примерно через 30 мин. сплава от порога встали на ночёвку. В этом месте, практически одновременно, впадают два притока: левый - грязный, правый - чистый, крутопадающий. Дорога проходит над правым притоком по мосту из железобетона, с реки это место хорошо заметно. Перед притоками на правом берегу - хорошая поляна, для того, чтобы на нее попасть нужно вовремя зайти в узкую протоку у правого берега. Четверку, проходившую левой протокой, пришлось перетаскивать через галечный остров и правую протоку.

14 августа. С утра, как уже привыкли - волок, но через 15-20 мин. исчезает последняя каменистая россыпь и начинается сплав по ярко выраженным полноводным протокам. Дорога здесь идет недалеко от реки, есть удобные поляны. Очевидно это традиционное место начала сплава по "осенней" реке. Примерно через 40 мин. сплава начинается первое препятствие на Джилусу, названное нами "КОРКУНУЧТУ БУРУЛУШ" (Опасный поворот).

"04"(Т1). Каньон "Коркунучту Бурулуш". 5-6 кат.сл. Минут за двадцать до начала препятствия впереди, высоко по правому борту долины появляется хорошо заметная тропа, спускающаяся с перевала Тон. После того, как река в очередной раз собирается в одно русло, следует плавный длинный поворот направо. Левый берег здесь высокий, правый - поляна. В конце поворота правый берег резко повышается, обрываясь в воду стеной конгломерата (высота 15- 20 м). Джилусу поворачивает влево на 90? и входит в узкую щель с высокими стенками. Справа перед поворотом - большой улов с мелкогалечной отмелью, в нашу воду течение несильное, чалка проблем не представляла. Длина каньона около 300 м. Расход воды на момент прохождения составлял около 40 куб.м в сек. Средний уклон около 30 м/км. Каньон начинается короткой разгонной шиверой длиной около 70 м. Далее река делает 4-5 поворотов с навалами на береговые камни. В русле мешанина из крупных булыжников, мощные сливы и бочки, жесткий слалом. Наиболее сложна заключительная часть каньона, где после крутого левого трека Джилусу прорывается через гряду крупных надводных камней узкими сливами. Основная часть потока, огибая гряду, разворачивается вправо почти на 180? и падает двухметровым сливом с боем в камень высотой 1.5 м Далее, на плавном левом повороте идет 100 м крутопадающей шиверы, после чего река успокаивается, широко разливаясь. Осыпная стенка левого берега перед началом шиверы сменяется невысокой полкой, заросшей кустарником. С этой полки хорошо просматривается заключительная часть каньона, возможна постановка береговой страховки и съёмки. Страховка с воды может быть установлена в чётко выраженном улове под правым берегом, сразу после выхода из каньона. Разведка удобнее по правому берегу (в плане чалки и подъема наверх), однако ближайшее место страховки и съемки находится с левого берега. На наш взгляд, страховка катамараном с воды на участке крутопадающей шиверы с обилием открытых камней малоэффективна, равно как и страховка "морковкой". Установку же страховки в конце препятствия, там, где течение практически останавливается, с гораздо большей надежностью можно заменить на страховку тандемом.

Обе двойки, шедшие впереди тандемом, за счёт маневренности чисто прошли весь каньон и встали на страховку: одна - в улове правого берега в начале выходной шиверы, вторая - в середине шиверы, за плавным левым поворотом, у левого берега. Четвёрка в середине каньона "поймала" правым баллоном обливной камень и развернулась кормой вперёд. Однако "статус-кво" быстро восстановили и выходную часть препятствия прошли чисто.

Хотелось бы обратить особое внимание на выбор места чалки и ориентиры начала каньона, т.к. имевшаяся у нас лоция (отчет № 5286 группы г. Удалова) "обещала" после спокойного двухчасового плавания по протокам надежный ориентир "начала участка шивер" - деревянный автомост. "Не верь глазам своим", а заодно и отчётам, написанным в спешке или спустя год после похода! Никакого моста (или его останков) там нет и никогда не было!

За каньоном река успокаивается и плавно течёт по широкой долине 7-10 мин. Четких ориентиров следующего препятствия нет. Большое падение впереди угадывается за 70- 80 м до начала порога. Что интересно, долина при этом остаётся ровной и широкой. Чалка для просмотра влево, к одному из небольших островков, отделённому от берега узкой протокой.

"05" (Т2) Порог "Неожиданный". 5 кат. сл. На заходе небольшой островок, расположенный ближе к правому берегу. В левой, более широкой протоке, сразу же начинается крутое падение через серию каменистых гряд. Правая - более спокойно, по плавному повороту, выносит к середине горки. Однако, перед слиянием проток - сильный навал на правобережные камни. Сливаясь протоки образуют мощный крутой водосброс высотой более 1.5 м. Далее около 400 м мощной шиверы с крутыми поворотами, навалами на камни. Бочки и валы более 1 м.

Для страховки первого судна установили две "морковки" в середине выходной шиверы, там, где река начинает дробиться на протоки. Четверка заходила по правой протоке, для чего судно пришлось провести вверх по течению, чтобы обогнуть галечную отмель в начале порога, едва прикрытую водой. После прохождения четверка встала на страховку в конце порога. Двойки шли левой протокой с лавировкой между камней.

После выходной шиверы река собирается в одно русло и успокаивается. Через 500- 600 м после порога справа впадает приток. Чуть выше по ручью у дороги стоит юрта. В устье притока встали на обед. Примерно через 30 мин. сплава, на крутом левом повороте, справа впадает бурный ручей с широкой дельтой. Дорога пересекает ручей по бетонному мосту и начинает постепенно подниматься вверх, огибая небольшую сопку. Сразу за левым поворотом следует поворот направо, у обоих берегов большие улова. Впереди видно сужение реки и начало разгонной шиверы.

Чалились к высокому левому берегу перед началом шиверы. После осмотра порога прохождение решили отложить на завтра. Провели катамараны вверх по течению до начала поворота. Здесь на левом берегу большая ровная поляна. За водой плавали к устью притока, переправа проблем не вызывает. Возле ручья - заросли золотого корня. Вечером осмотрели препятствие с дороги и дошли до горячего источника "Джилусу" (15 мин. от ручья).

Результаты разведки по обоим берегам показали, что на километровом отрезке реки от лагеря до источника расположены два препятствия. Первое из них, именуемое в лоциях "мелководной шиверой у радонового источника", представляет собой мощную шиверу-порог с уклоном более 20м/км. В середине препятствия увидели характерный камень, напоминающий акулий плавник. Буруны же вокруг камня, как бы обрисовывают под водой мощное тело хищника. Решили назвать шиверу "КAСАТКА".

Второе препятствие, технически более сложное, отделено от предыдущего коротким участком быстротока. Оно расположено напротив горячего источника "Джилусу" и образовано селем, сошедшим, по словам чабанов, 2-3 года назад с левобережного склона. Это красивый порог, требующий четкого слалома на заходе и надежной страховки. Хорошей стоянки между двумя препятствиями нет, т.к. весь левый берег здесь "распахан" каменными выносами селя. Поэтому оба препятствия лучше проходить в один день.

15 августа. Прямой участок длиной около 200 м, в конце которого начинается разгонная шивера, просматривается прямо из лагеря. Перечалились за 50- 60 м до плавного левого поворота. Просмотр с левого берега.

"06" (Т3) Шивера-порог "Кaсатка". 4-5 кат.сл. Препятствие начинается на левом повороте серией сливов высотой до 1 м и слаломом между камней. Далее, на длине около 200 м река делает два поворота, наваливаясь сначала на полуобливной камень в центре, а затем на правобережные обломки скал, далее идут несколько сливов с обливных и полуобливных камней, практически поперек всего русла. На выходе слив до 1.5 м в воротах из камней, со слабым прижимом. В конце препятствия около 50 м быстротока и мощный улов под левым берегом, образованный селевым выносом. Первую "морковку" ставили за выходным сливом, вторую на 50 м ниже (в начале улова). Четверка шла по основной струе с маневром между камнями, после навала на правобережные обломки скал уходили вправо. Двойки шли, прижимаясь к правому берегу, с промежуточными чалками за камнями.

"07" Порог "Джилусу". 5 (с плюсом) кат.сл. После короткого быстротока (около 50 м), основной поток направляется грядой камней под осыпную стенку правого берега. За крутым треком влево, со слабым прижимом, следует пологий слив более 1 м, язык которого упирается в огромный скальный обломок, стоящий правее центра реки. Поток делится на две части: правая, отражаясь от обломка обратно, образует мощный пенный котел, выход из которого перекрыт грядой камней у правого берега; левая, падая, образует бочку до 1.5 м. В 6- 7 м за бочкой лежит большой надводный камень, на который наваливается основная струя. Справа от него - пологий слив до 1.5 м с бочкой. Слева - водопадный слив через полуприкрытую гряду камней, с чистым проходом около 1.5 м, за сливом - лабиринт из надводных камней с узкими проходами между ними. Далее по центру струи серия крутых сливов в каменных воротах шириной до 3 м. Заканчивается порог косым пологим сливом, недалеко от правого поворота. Слив направляет основной поток ближе к левому берегу и сразу за ним удобно ставить береговую страховку. Далее около 300 м выходной шиверы на правом повороте. На правом берегу - несколько домиков барачного типа, в самом верхнем (по течению) находится ванна с горячим источником.

Четверка заходила в порог по центру, стараясь правым баллоном наехать на край скального обломка с тем, чтобы, развернувшись вправо, уйти от навала на центральный камень. Однако разворот оказался настолько сильным, что катамаран зарылся носом в береговые камни и часть порога прошёл кормой вперёд. Обе двойки после входного трека "стреляли" влево. Первая удачно обогнула центральный камень и, сделав траверс вправо, вышла на основную струю. Попытка второй двойки повторить этот маневр была менее успешна и закончилась посадкой лагом на одну из каменных гряд. Отделались сломанной лопастью и погнутой продолиной.

Сразу за выходной шиверой перечалились на правый берег и устроили обед в одном из домиков. Во время обеда, в несколько заходов, искупались в источнике. Местные жители источник радоновым не считают, видимо слово непонятное и угрожающее маленьким Чернобылем, а называют просто "горячий источник Джилусу". В помещении с ванной чувствуется слабый запах сероводорода, к которому быстро привыкаешь. Вода бьет прямо со дна. Температура настолько высока, что лишь отдельные "личности" смогли полностью погрузиться в ванну. Остальной же простой люд, завистливо поглядывая на героев, жался на полочках, что идут по краю водоема.

Через 15-20 минут сплава от горячего источника, отдельные мощные шиверы сливаются в одно целое и начинается последнее на Джилусу препятствие - выходная шивера "СЕРПАНТИН". Указать более конкретное начало шиверы невозможно.

"08" Шивера "Серпантин". 4-5 кат.сл. От условного места начала шиверы и до стрелки с Бурханом, мы шли около 1.5 часов, с двумя кратковременными перекурами. Таким образом, учитывая постоянный уклон и высокую скорость течения, мы оценили протяженность шиверы около 10- 12 км. По всей длине в русле мощные валы и бочки до 1.5 м, слалом между надводными и обливными камнями. Далеко впереди и внизу виден левый борт долины Бурхана. Перепад кажется настолько большим, что за каждым поворотом, невольно, ожидаешь мощного водосброса, а то и водопада. Однако, Джилусу бесчисленными витками серпантина равномерно срабатывает высоту. Мы оценили средний уклон в 15 м/км. Ближе к стрелке река входит в скальный каньон длиной метров 100, через который переброшен автомобильный мост. Внутри каньона струя пропадает, повсюду вспухают "поганки" и крутятся водовороты. Этакий маленький Тельдекпень, как на Катуни. Очень красивое место, здесь, наверное, много рыбы. К сожалению времени остановиться и проверить нет. За каньоном вновь продолжается мощная шивера.

Последнее препятствие является эффектным завершением такой короткой, но очень сложной в техническом отношении речки, как Джилусу. На наш взгляд, схоженным и привыкшим к мощной воде экипажам оно должно доставить огромное удовольствие.

Расход воды в Бурхане, по нашим оценкам, был чуть меньше, чем в Джилусу, а вода другого цвета. Болгарт, образующийся при слиянии двух рек, имел расход около 60 куб.м в сек. Мощная шивера продолжается и после стрелки, однако, русло довольно просторное, камней практически нет, так что затруднений для маневра не возникает. Долина очень широкая, между хребтами, ограничивающими ее - степь, как бы состоящая из отдельных террас с "идеально" ровной поверхностью. Постоянный сквозняк.

В 15-20 мин сплава от стрелки правая береговая терраса понижается крутым уступом, создающим хоть какую-то защиту от ветра. Здесь мы и встали на ночевку. Вдоль реки удалось набрать плавника на вечерний костерок, для души.

16 августа. От места ночевки до пос.Арчалы около 1.5 часов сплава. Река продолжает шиверить на всем протяжении, спокойных мест нет. Первый раз, в течение недели, увидели "недодерево-перекуст", очень обрадовались. За впадением слева р.Арчалы - новый автомобильный мост. На правом берегу ферма, далее в русле опоры старого моста. Сразу за ними, на левом берегу, сам поселок - несколько домов и вагончиков. Электричества, как нам сказали, нет уже неделю, продукты не завозят. Чем там живут люди - непонятно. После Арчалы река носит название - Малый Нарын, а её расход увеличивается на 12-15 куб.м в сек.

От поселка до начала Верхнего каньона 1 час сплава. На крутом правом повороте река входит в хорошо заметное сужение долины, однако, по-прежнему в русле кроме мощных шивер ничего нет. Вскоре за поворотом, скалы правого берега отступают и справа впадают два притока: первый (р.Карагоман) - достаточно полноводный, второй (р.Карасаз)- чуть поменьше и из-за выступа берега, закрывающего устье, заметен только по струе чистой воды, вливающейся в реку, и мосту, по которому его пересекает дорога. Примерно через 600- 700 м дорога начинает подниматься, под ней есть пологая полочка, где мы встали на обед. Во время обеда сходили на разведку. Разгонная шивера, о которой написано в "сентябрьских" лоциях, очевидно полностью залита и мы её не заметили. Расход перевалил за 80 куб.м в сек (средний расход в августе на стрелке с Большим Нарыном у Малого 100 куб.м в сек) и дальнейшему, более точному исчислению поддается с трудом. Очевидно, в горах начались дожди, уже второй день вода потихоньку прибывает, независимо от времени суток. После обеда начали прохождение Верхнего каньона. Мощь воды велика, и особого желания её на себе испытывать нет. Поэтому все бочки, валы и прочие прелести старательно объезжаются, благо места для маневра предостаточно.

Верхний каньон.

1. Первый каскад. 4 кат.сл. Первый каскад каньона начинается за плавным правым поворотом. На прямом участке длиной 700- 800 м можно условно выделить 3-4 ступени. В русле мощные сливы с бочками, валы, огромные обломки скал. От всего, при желании можно спокойно увернуться, но уж если попал, то очень впечатляет. Заходили ближе к правому берегу, далее смещались под левый. За левым поворотом начинается прогонный участок (около 500- 600 м), лишь немногим уступающий по мощности самому каскаду.

2. Второй каскад. 4 кат. сл. Ориентиром начала служат три скальных останца, два на левом, один на правом берегу (по форме напоминает кобру с распущеным капюшоном). Очевидно, в нашу воду каскад был полностью залит, так как ничего, кроме нескольких крутых поворотов и серии мощных валов с бочками, мы не нашли.

Далее на протяжении 1.5 км река продолжает мощно шиверить. На крутом правом повороте, слева, из узкого распадка впадает р.Джиналач. За поворотом, на прямом участке длиной 300- 400 м река относительно спокойна. В конце прямого участка - плавный левый поворот.

3. Порог "Зигзаг". 5 кат.сл. Для разведки порога лучше причаливать к правому берегу перед левым поворотом, так как по левому берегу в нашу воду дальше 50 м не пройти. Струя, огибая отмель правого берега, устремляется под левобережные скалы и там наваливается на россыпь крупных валунов. Круто повернув вправо, поток падает мощным сливом с бочкой до 2-х метров, далее на прямом участке (около 80 м) - серия сливов и бочек меньшей мощности. Завершается порог сильным навалом на выступающую скалу правого берега.

Страховку двумя "морковками" ставили за выходной скалой, в мощном улове. Двойкам купаться не хотелось, шли тандемом, прижимаясь к правому берегу, с промежуточной чалкой после поворота, затем траверсировали струю влево, уходя от прижима. Четверка шла по основной струе, собирая все "подарки". Из центральной бочки выползли с трудом, далее смещались со струи влево. Обойдя прижим, чалились за скалой.

4.-6. Мощная шивера. Препятствия 4 кат.сл. по нашей воде слились в единую мощную шиверу, валы и бочки более 1.5 м. Русло достаточно широкое, камни все залиты, так что маневр не вызывал затруднений. Шли тандемом.

7. Порог 4 кат.сл. На прямом участке около 60 м относительно спокойной воды, далее в центре русла стоит огромный скальный обломок, чуть правее - камень поменьше. Для разведки чалились к правому берегу, за 25- 30 м до камня. Струя огибает камень, слегка наваливаясь на него, далее ~50 м быстротока и препятствие 8.

8. Порог 4 кат.сл. Препятствие начинается на прямом участке мощной бочкой, до 2 м, затем около 400 м сильной шиверы, слалом между обливных камней.

Препятствия 7 и 8 шли вместе. Двойкам пришлось изрядно потрудиться, выгребая от правого берега в левую часть струи (хотя при движении сходу навал на скальный обломок минуется легко). Далее по центру струи. Бочка в препятствии 8 мощная, сильно тормозит судно. Четверка прошла вдоль правого берега и зашла в небольшой слив (около 1 м) между скальным обломком и маленьким камнем. Далее сместились на центр.

9. Порог 4 кат сл. Через 100- 120 м после препятствия 8, на правом повороте - крутопадающая горка длиной около 200 м. Сливы и бочки до 1.5 м. В конце горки - прижим к выступающей скале правого берега. По большой воде прижим обходится достаточно легко. Линия движения хорошо читается с воды, шли тандемом.

Препятствия 10. и 11. мы выделить не смогли, так как далее, до конца каньона, на реке сплошная мощная шивера средней сложности. Лишь ненадолго река успокаивается, войдя в короткий, явно выраженный скальный каньон, который заканчивается перед автомобильным мостом.

Спокойный участок между Верхним и Нижним каньонами представляет собой практически сплошную шиверу с валами более 1 м, лишь изредка прерываемую участками быстротока. Долго не могли подобрать место стоянки: то берег высокий, то посёлок рядом. В результате, миновав три селения и пару крупных левых притоков, почти дойдя до начала Нижнего каньона, встали на ночёвку на крупном острове, заросшем облепихой. Наконец-то готовим ужин на дровах! Сухих кустов облепихи достаточно. Долой примуса! Теперь они будут использоваться только для приготовления блинов, рыбы и баранины.

17 августа. Через 30 минут сплава по шиверам, долина резко сужается, отдельные деревья спускаются почти до самой воды. Еще минут через 10 начались первые препятствия.

Нижний каньон.

12.- 14. Пороги 4 кат.сл. Данные препятствия представляют собой однообразные крутопадающие горки длиной более 200- 300 м, расположенные, в основном, за поворотами реки. Встречаются отдельные бочки более 1.5 м. Экипажи, привыкшие к мощной воде, шли препятствия сходу, тандемом. Зачалились на левый берег в середине прямого участка перед автомобильным мостом.

15. Порог 4 кат. сл. Перейдя реку по мосту, осмотрели препятствие с дороги. Порог, выделяемый в "осенних" лоциях, оказался удивительно простым. Сразу за мостом начинается разгонная шивера. Перед крутым левым поворотом в русле, правее центра, опора от старого моста. На самом повороте правобережная гряда камней направляет основной поток под скальную стенку левого берега. Слив с гряды и отбойник от скалы дают сбойку струй, высотой около 1.5 м, с опрокидывающимся гребнем. Проходили тандемом, вдоль левого берега.

16. Шивера 4 кат. сл. Через 100 м после порога начинается мощная и длинная шивера с обилием обливных камней. Линия движения хорошо читается с воды. На длинном (около 1 км) прямом участке шивера постепенно ослабевает. Шли тандемом, с промежуточным чалками, т.к. выбирали место для дневки.

В конце прямого участка видно резкое сужение долины с крутым левым поворотом, справа перед поворотом впадает р.Сары-Кунгей, дорога пересекает его по бетонному мосту и через 100 м начинает подниматься вверх двумя витками серпантина. За поворотом начало Мини-каньона.

Зачалились перед устьем притока, сразу за скалой правого берега. Здесь достаточно большая, правда слегка каменистая поляна с легкими зарослями ивняка. У поляны куча недостатков: дров, в ближайшей окрестности нет, постоянный ветер из щели Мини-каньона, гарантированная назойливость местных жителей (над поляной проходит дорога). Но есть и несколько преимуществ, по сравнению с хорошо залесёнными, уютными и такими недосягаемыми для местных жителей полочками на левом берегу: отсюда можно по дороге сходить посмотреть Мини-каньон, а при желании и "Недоступный"; в притоке есть рыба (голец); более-менее чистая вода для пищи из притока; отличное место для бани (сразу за скалой) с хорошим песчаным дном в большом улове; и ещё многое другое.

После обеда часть группы отправилась по дороге в разведку, а остальные занялись заготовкой дров для бани (лазаньем с бревнами по отвесным стенкам окрестных скал) и кладкой каменки. Разведчики осмотрели не только весь Мини-каньон (впечатляет), но и начальные ступени "Недоступного"(впечатляет еще больше).

18 августа. Дневка. Сделали мелкий ремонт катамаранов, привязали диагонали. Затопили баню. Несмотря на ограниченное количество дров, банька протопилась хорошо. Погода - соответствующая. Весь день отбивались от навязчивого гостеприимства местных жителей. С их "доброй" помощью наши запасы сигарет уже подходят к концу.

19 августа. С утра, по дороге отнесли часть вещей в район 4-й ступени Мини-каньона. Здесь на высоком правом берегу есть несколько неплохих площадок, скрытых высокими зарослями кустарника. Они находятся напротив статуи барана, стоящей у дороги. Назад, до начала первой ступени прошли вдоль кромки воды, поставив три "морковки" в улове правого берега, за второй ступенью. Около чистого, крутопадающего притока - р.Бугулу-Тор поднялись на дорогу и вернулись в лагерь.

17. "Мини-каньон". 5 (с плюсом) кат. сл.

1-я ступень. Начинается после впадения р.Бугулу-Тор. Вплотную к его устью, выше и ниже по течению, есть два небольших улова. Переправа через приток в устье при нашем уровне воды вызывает сомнения, хотя предыдущие группы навешивали перила и благополучно переправлялись. На прямом участке длиной около 200 м река падает с подводных плит серией сливов высотой до 1.5 м с последующими бочками через всю реку, оставляя узкие проходы слева и справа. Далее участок быстротока, около 50 м.

2-я ступень. Начинается на левом повороте. За поворотом правая часть потока прорывается через гряду камней, образуя мощный пенный котел. Левая часть - падает серией сливов в воротах из камней. Затем по плавной правой дуге (200 м), с мощной бочкой (~2 м) посередине, поток делает разворот на 180? с боем в выступающий мыс левого берега. После мыса струя пропадает, а чуть ниже вспухает огромная "поганка". Выше "поганки", у правого берега - мощный улов, в котором и ставилась страховка.

От лагеря стартовали всей группой. Четвёрка зачалилась в улов правого берега ниже притока Бугулу-Тор и её экипаж пошёл на страховку и съёмку в конец второй ступени. Обе двойки встали в улов перед притоком. После установки страховки двойки с интервалом 40- 50 м прошли первую и вторую ступени Мини-каньона в связке. Всю первую ступень шли под правым берегом, цепляя левым баллоном основные сливы и бочки. За последним сливом траверсировали струю влево, под скалу, далее вдоль левого берега. Вторую ступень двойки шли через центр основной бочки, где есть узкий, чистый язычок. Развернувшись носом против течения, прямо на бочке, "стреляли" в улов под правый берег, уходя от прижима. Четверка основную бочку второй ступени объехала слева и, за счет этого, с большим трудом ушла от прижима.

Оставив суда в улове, поднялись на поляну напротив 4-й ступени, к рюкзакам, и устроили обед. Одновременно поставили страховку между 3-й и 4-й ступенями, и ближе к концу 4-й ступени.

3-я ступень. После улова за 2-й ступенью река делает поворот влево на 90?. Поток разгоняется и крутой горкой падает на длине около 100 м, слегка наваливаясь на крупные камни у правого берега. На выходе слив с бочкой (около 2 м) с небольшим язычком слева. За сливом 20- 25 м быстротока.

4-я ступень. Начинается на небольшом правом повороте. Левая часть русла перегорожена грядой крупных камней, сквозь которые река прорывается узкими водопадными сливами. Основная часть потока, отразившись от гряды вправо, образует косой слив с обратным валом более 1.5 м, перегораживающий почти всю реку, оставляя возле правого берега 3- 4 м более чистого прохода. После слива прямой участок с серией крутых валов и бочек до 2- 2.5 м, идущих по ниспадающей.

В третью ступень четверка заходила под правым берегом, следуя по языкам сливов. Затем уходили в правую часть выходного слива и заодно на заход в 4-ю ступень. Косой слив миновали успешно, ближе к правому краю. После прохождения наиболее мощных валов чалились на быстротоке, в тени маленьких камней у правого берега. Первая двойка полностью повторила ту же линию движения. Вторая двойка проходила основную бочку 3-й ступени левее, по язычку. Перед 4-й ступенью траверсировали струю вправо.

Ночёвка на том же месте, где оставили рюкзаки - на высокой поляне правого берега, скрытой от дороги густыми кустами.

20 августа. С утра осмотрели оставшиеся три ступени Мини-каньона. Нам они показались немного попроще предыдущих, или просто привыкли. Решили проходить сходу, с попеременной страховкой.

5-я ступень. начинается за левым поворотом на 90? серией сливов с мощными бочками. Затем струя упирается в скальный отвес левого берега. После поворота направо несколько бочек, последняя из которых (около 2 м) перегораживает большую часть русла. Далее участок быстротока (80 м).

Шли в правой части струи, заранее уходя от прижима. Но, несмотря на это, в прижиме пришлось поработать в полную силу.

6-я ступень. Oчень похожа на предыдущую. Разница в том, что в начале левого поворота, у правого берега стоит огромный камень и нет мощной выходной бочки. От навала на камень ушли заранее, выходной прижим слабее, чем в предыдущей ступени. Страховка в улове у правого берега.

После 6-й ступени - автомобильный мост, под ним, от левой опоры, мощный косой слив на 2/3 русла. Обходится элементарно.

7-я ступень. Начинается разгонной шиверой из под моста. В 30- 35 м, в правой части струи стоит "бык" от старого моста. За ним река плавно поворачивает влево и под скальной стенкой правого берега следует мощный слив с подковообразной бочкой (2- 2.5 м), занимающей больше половины реки.

Первая двойка, обойдя косой слив под мостом, траверсировала струю под левый берег и встала на страховку за 7-й ступенью. Остальные суда обогнув "бык" слева, смещались под правый берег на центр основной струи. Бочка оставляет сильное впечатление: "как будто побывал в стиральной машине".

После выхода из Мини-каньона идет практически сплошная мощная шивера с обилием обливных камней. Шиверу 18. и порог 19. выделить не удалось. В районе преп. №19 река входит в короткий скальный каньон, на выходе из которого круто поворачивает влево, с сильным навалом на правобережные камни. Сразу за поворотом начинается длинная, мощная шивера №20 , заметно выделяющаяся на общем фоне обилием камней в русле и мощью бочек. Шли сходу, тандемом. В одной из бочек, ближе к выходу, четвёрку поставило на кормовую "свечку".

За шиверой №20, на правом повороте хорошо заметный песчаный пляж с левого берега, к нему спускается заросшая автомобильная колея. Пройдя ещё около 300- 400 м зачалились на обед за устьем левого притока (р.Эки-Бала), перед началом правого поворота. Здесь на левом берегу есть неплохая поляна рядом с ручьём. Непосредственно устье ручья заметить с воды сложно, оно закрыто большим камнем, лежащим у берега. Ориентироваться лучше по распадку. Обед решили совместить с выбором места чалки перед каньоном "Недоступный".

Через 200 м после правого поворота - препятствие 21 - мощный локальный слив высотой 1.5 м через всю реку. Сразу за ним, на следующем правом повороте, начинается короткая мощная шивера 22. Перед поворотом высоко слева из-под дороги торчит металлическая труба, по которой стекает ручей. Осыпная левобережная стенка имеет желтоватый оттенок. С левого берега в районе шиверы 22 к воде спускается скальная полочка, поросшая деревьями, рекомендуемая в отчётах, как последнее место для чалки перед "Недоступным". В начале полочки есть несколько хороших уловов, однако вынимать катамараны и вещи придётся через скалы высотой 1.5 - 2 м. За левым поворотом, где начинается разгонная шивера 1-й ступени каньона полочка чуть понижается, но и места чалки по большой воде становятся проблематичными. Сама полка имеет очень неровную поверхность и завалена буреломом, поставить лагерь здесь негде. Выход с полки на дорогу - по крутому склону высотой 6- 7 м, заросшему деревьями и заваленному сухими колючими кустами. Короче говоря, чалиться здесь можно в том случае, если у вас в запасе есть световой день для поисков места базового лагеря и переноски вещей.

Мы решили оставить свой лагерь на месте обеда. Отсюда хорошо набитая тропа плавно выводит на дорогу. Оставшееся после обеда время использовали для общей разведки каньона "Недоступный".

23. Каньон "Недоступный" 6 кат. сл.

Первая ступень. За левым поворотом после шиверы 22 начинается разгонный прямой участок длиной около 150 м. На нём мы насчитали 4 слива от 1 до 1.5 м с бочками. Основной поток собирается в центре за счёт отбойников с обоих берегов и на плавном правом повороте падает пологим 2-х метровым сливом через всю реку. За сливом стоит "гриб" длиной с хороший четырёхместный катамаран. При ширине потока около 15 м, "гриб" занимает почти всё русло. Есть относительно чистые проходы: слева 2- 2.5 м, справа 1.5- 2 м. Однако, попасть туда хотя бы одним баллоном, кажется проблематичным из-за серии отбойников с обоих берегов перед самым сливом. Периодически вода как бы откатывается и в центре "гриба" просматривается наклонная каменная плита, лежащая поперёк течения. После "гриба" около 80 м быстротока на прямом участке (бревно в зависимости от размеров проходит этот участок за 20 - 25 сек). Сразу за ключевым местом у левого берега несколько удобных уловов для установки страховки. За участком быстротока река поворачивает влево, несильно наваливаясь на опору старого моста под правым берегом и начинается разгонная шивера второй ступени. Через 50 м новый автомобильный мост, за которым река входит в ярко выраженный каньон.

Вторая ступень начинается в 30 м за мостом. Поток, разогнавшись, наваливается на правом повороте на две гряды крупных камней у левого берега и падает с них вправо косыми сливами около 2-х м каждый. Упираясь в скалу правого берега струя поворачивает влево и уходит мощным сливом более 2-х м. За сливом пенный котёл (10- 15 м обратного хода), вдоль стенки правого берега стоит винтовой вал длиной около 4 м. Под стену чувствуется неплохой подсос. Несколько брёвен, брошенных в разные точки струи с моста, первыми двумя сливами отбрасывались в правую часть струи, попадали в винтовой вал и выныривали за последним сливом на расстоянии 10- 15 м. Осмотр ступени удобно проводить из-под автомобильного моста.

Через 70 - 80 м быстротока начинается третья ступень , расположенная напротив полки правого берега с одиноким деревом. Ступень представляет собой мощный косой слив более 1.5 м. Далее по затухающей идёт дорожка валов, образованная за счёт отбойников от стенок. Перед крутым правым поворотом русло расширяется и течение успокаивается.

Сразу за поворотом находится четвёртая ступень. В струе, около правого берега, стоит обломок скалы. Чуть дальше, ближе к левому берегу, поток наваливается на огромный полуобливной камень, падая с него вправо. Высота пологого треугольного слива около 3-х м. Вокруг полуобливного камня, вдоль стенки левого берега есть достаточно широкий трек.

После 4-й ступени возле правого и чуть ниже у левого берега есть улова в которых можно отдохнуть и организовать страховку с воды при прохождении каньона тандемом. Далее следует относительно спокойный прогонный участок, длиной около 700 м, где каньон как бы извивается змейкой. После левого поворота на правом склоне островок леса, по краю которого можно спуститься на полочку над пятой ступенью.

Пятая ступень - два слива (около 1.5 - 2 м) перед правым поворотом. За ними в центре русла полуобливной скальный обломок.

Затем река огибает высокий скальный утёс правого берега (около 100 м) и начинается шестая ступень. На прямом участке поток разгоняется (в русле валы от 1 до 1.5 м) и падает сливом (1.5 - 2 м) через гряду открытых и обливных камней возле левого берега. За сливом мощная бочка и дорожка валов под правым берегом, через 30 - 40 м пологий слив, ещё через 15 м мощный косой слив (около 2 м) с последующей жесткой бочкой. Далее, через 40 м левый поворот с крутой горкой, длиной около 40 м, состоящей из сливов, валов и бочек. После 70 - 80 м быстротока следует косой слив в сужении русла и мощный прижим (с карманом) под отрицательную скалу у правого берега. За скалой - устье крутопадающего притока (р.Джол-Джакши) и относительно большой улов.

Сразу за впадением ручья на плавном левом повороте идёт разгонная шивера седьмой ступени (длиной около 50 - 60 м). Сама ступень начинается на правом повороте мощным сливом высотой более 2 м. В средней трети русла слив более пологий с мощным обратным валом, ближе к берегам слив имеет водопадный характер. Далее поток разгоняется по правому треку и наваливается мощным прижимом на выступ скалы левого берега, разделяясь на две части: правая уходит косым сливом до 1.5 м, левая сбрасывается в большой скальный "карман". Уйти от прижима мешает большой полуобливной камень, лежащий посередине между входным сливом и прижимом. Справа за камнем образуется мощный пенный котёл, слева - косая бочка более 1 м. После прижима река немного успокаивается. На прямом участке длиной около 200 м идёт серия валов с бочками в сужении русла. В конце участка крутой левый поворот с навалом на гряду надводных камней, отходящую от правого берега (условно это можно назвать восьмой ступенью). После гряды струя пропадает и образуются большие "поганки". Далее русло расширяется, идёт шивера средней мощности. За плавным правым, а затем левым поворотом река выходит на прямой участок, в конце которого виден автомобильный мост. Чалка возможна на правый берег в 200 м выше моста, здесь дорога подходит близко к воде.

Вечером обсудив итоги разведки, пришли к выводу, что мощность первых двух ступеней каньона находится на пределе возможностей судов нашего объёма. А поскольку авария в начале каньона грозила серьёзными последствиями, то от прохождения этого участка решили отказаться. Для прохождения оставшейся части каньона назавтра решили провести детальную разведку с исследованием возможности спуска судов на воду и поиска мест страховки.

21 августа. После завтрака, взяв все верёвки, карабины и обвязки отправились по дороге вдоль каньона. Сразу же выяснилось, что между второй и третьей ступенью на быстротоке нет ни малейшего улова, куда можно было бы спустить катамараны. Зато сразу за третьей ступенью у правого берега есть улов с каменной отмелью на которую с дороги спускаются два осыпных кулуара (~200 м по дороге от моста). Решили спускаться по первому кулуару, так как он короче, кроме того он показался нам менее камнеопасным.

Основной верёвки длиной 40 м явно не хватает (на краю кулуара её не за что закрепить). Накинули петлю из вспомогательного конца на крупные обломки скалы, расположенные на противоположной стороне дороги. Тем не менее один из участников, спустившийся для разведки вниз, не дошёл по верёвке до отмели около 2-х м, но далее спуск выполаживается и можно пройти без страховки. Спустить здесь катамараны на верёвке достаточно просто, нужно только перекинуть их в двух местах через перегиб. При спуске по кулуару периодически летят камни. Нужна осторожность и внимательность.

Одно из следующих возможных мест спуска - в 100 м ниже 4-й ступени. С определённой осторожностью здесь можно спуститься до воды и без верёвок, сначала по пологой поляне, затем по крутому широкому кулуару, заросшему кустарником и деревьями. Однако, спустившись туда, мы обнаружили, что место крайне неудобное для съёмки и страховки, так как вся река выше по течению закрыта выступающей правобережной скалой. Значит для страховки нужен дополнительный сигнальщик, а фотосъёмка возможна только с высоты 12 - 15 м. Неподалёку от места спуска, под дорогой зарыта труба, в которую сбрасывается мелкий ручей.

В районе 5-й ступени можно спуститься на полочку высотой 10 - 15 м от воды. Спуск по островку леса, растущему на левом повороте реки и дороги. Пройдя по этой полке немного вдоль течения, в то место где она перегораживается почти отвесным утёсом, можно с помощью 15- 20 м верёвки спуститься на камни, лежащие у самой воды за пятой ступенью. Из этого места видна только выходная часть ступени (страховке нужен сигнальщик, которого негде поставить).

В районе 6-ой ступени к самой воде подойти невозможно (отвесы 10- 15 м). Зато в районе 7-й ступени относительно удобный спуск до самой воды. Сразу за крутопадающим крупным ручьём, под дорогой большая поляна (возможное место для базового лагеря), затем крутой склон, поросший сначала кустами облепихи, а ближе к воде - лесом. По склону к устью ручья уходит тропинка. Напротив выходного прижима - несколько крупных уловов, куда возможно спустить катамаран для страховки с воды. Чуть выше по течению, на высоком выступе правого берега - удобное место для видео и фотосъёмки.

За устьем ручья (перешли по камням) на крупных скалах, под которые идёт навал воды после 6-й ступени, так же удобное место для страховки и съёмки.

Пройдя по дороге ещё около 300 м обнаружили отличную зелёную поляну в том месте где дорога уже начинает спускаться (50 м ниже по дороге - ручеёк, пересекающий её по бетонной трубе). Ещё через 200 - 250 м дорога почти вплотную подходит к реке, есть старое размытое ответвление, спускающееся к самой воде.

По итогам детальной разведки было решено обнести следующие препятствия:
- порог 21 и шиверу 22, т.к. особого спортивного интереса они не представляли, а хлопот с подъёмом катамаранов на дорогу много.
- 1-ю и 2-ю ступени каньона "Недоступный" из-за высокой мощности препятствий и опасности аварии в начале каньона.
- 3-ю ступень каньона из-за отсутствия перед ней мест возможного спуска судов и людей.

Проходить оставшуюся часть каньона (от места спуска за 3-й ступенью и до конца) решили одновременно двумя нашими двойками и четвёркой со смешанным экипажем, используя взаимостраховку. Страховку с воды 4-х местным катамараном решено было установить за 7-й ступенью каньона, т.к. связка из 6-й и 7-й ступеней показалась нам наиболее сложным участком. Между ступенями (в устье р.Джол-Джакши) решили установить одну "морковку", совместив её с точкой фотосъёмки. Ещё две точки видео- и фотосъёмки - в начале 7-й ступени. Местом под базовый лагерь выбрали поляну в 300 м ниже по дороге от р.Джол-Джакши (почти в конце каньона) и на время прохождения оставляли там дежурного. На этом, к нашему сожалению, список из 16 участников двух групп был полностью исчерпан.

22 августа. За одну ходку отнесли все вещи и суда до места спуска. Здесь оставили часть вещей, две двойки и четвёрку параллельной группы максимального объёма, а также троих человек, которые начали спуск судов. За крупным притоком, в районе 7-й ступени, ещё четверо человек занялись спуском страховочного катамарана. Остальные, тем временем, челноком переносили вещи к месту нового лагеря. Прохождение каньона после таких физических нагрузок решили отложить на завтра, к тому же сегодня отмечаем день рождения одного из участников...

23 августа. К 11:00 экипаж страховочного катамарана занял свои места в упорах напротив прижима в 7-й ступени. Чуть выше, на выступе скалы установили видеокамеру и один из фотоаппаратов. За устьем притока на скалах - второй фотоаппарат и там же одна "морковка", отмеренная так, чтобы её забивало в улов около устья ручья. С места установки камеры видны обе точки страховки. Видеооператору пришлось совершить прогулку с участниками прохождения с тем, чтобы забрать верёвки после их спуска и договориться о контрольном времени выхода.

После истечения контрольного времени суда отчалили от берега и дошли до 4-й ступени. Перед сливом двойки встали в улова левого берега, пропуская четвёрку вперёд. Четвёрка прошла по центру основного слива и встала на страховку после ступени в улов правого берега. Двойки проходили по крутому левому треку, но всё равно мало не показалось. Миновав четвёрку встали в тот же улов поделиться впечатлениями.

"Прогонный" участок шли тандемом с заходом в улов левого берега. С центра струи сбрасывает к скалам, видимо есть подсос. 5-ю, 6-ю и 7-ю ступени решили идти раздельно, с промежутком в полминуты, была вероятность налететь на впереди идущее судно в моменты его торможения в бочках. А чалка между этими ступенями весьма проблематична. Четвёрка шла первой. В 5-й и 6-й ступени держались строго по языкам сливов. В 6-ю ступень заходили по центру, далее смещались под левый берег, чтобы уйти от последующего прижима под скалу правого берега. Эти препятствия оказались самыми сложными, мешанина из мощных валов и бочек мешала чётко выдерживать намеченную линию движения, постоянно сбивая суда на центр струи. Особенно сильно "потрепало" четвёрку, двойки за счёт манёвренности уверенно держались под скальной стенкой левого берега. Навал под скалы перед устьем ручья миновали успешно. Входной слив 7-й ступени проходили левее центра. Обойдя полуобливной камень слева, резко траверсировали струю под правый берег. Миновав прижим чалились в улов за страховочным катамараном.

Всё прохождение от конца 3-й ступени и до конца 7-й заняло 11 минут. После прохождения все суда сплавили до конца каньона и отнесли в лагерь. Навал на гряду камней (в условно восьмой ступени) оказался неожиданно мощным. Во время и после обеда праздновали удачное прохождение, ходили ещё раз смотреть и фотографировать каньон.

24 августа. От последнего моста, расположенного на выходе из каньона до стрелки Малого и Большого Нарынов шли около 1.5 часов. По всей реке сохраняются мощные шиверы. Перед самой стрелкой зачалились у водомерного поста в надежде уточнить расход воды в реке. Однако, кроме пустой будки и кучи диаграмм малопонятного содержания ничего не нашли. По нашим оценкам расход воды в устье М.Нарына около 100 куб.м в сек. (последние четыре дня вода постоянно падала). Сама стрелка заставила задуматься: не перепутаны ли местами названия Большой и Малый?

Почти сразу после слияния истоков Нарын входит в короткий каньон с высокими стенками. Течение относительно спокойное. Примерно через 2 часа сплава по Нарыну проскочили пос.Орто-Нура в районе которого шиверы становятся мощней и сложней. Встали на ночёвку в 5-ти км за посёлком на левом берегу. В этом месте река делает длинный левый поворот, огибая огромную поляну левого берега, далеко отходит от дороги, а заодно и от посёлков.

На всём участке сплава за этот день можно выделить один необычный локальный порог. Река промыла узкую (6- 7 м) щель в полого спускающемся правобережном мысе из конгломерата. В конце левого поворота часть потока круто поворачивает вправо и падает в щель сливом более 2-х метров. Левая протока плавно огибает мыс и заканчивается мелководной шиверой. Через 20 - 30 м обе протоки сливаются. Все суда не отказали себе в удовольствии пройти правой протокой.

25 августа. От места стоянки за 1.5 часа дошли до г.Нарын. Река на всём протяжении сохраняет характер сильной шиверы. Перед самым городом мощь и сложность шиверы резко возрастает. В одну из бочек посреди города наша четверка влезла из любопытства. В результате экипаж смог "вытащить" судно только через 10-12 секунд. Чалиться можно на левый берег перед третьим по счёту (подвесным) мостом. Отсюда до автостанции - 300 м. Хотя место в плане разборки и просушки не очень удобное: крутой берег, крупные камни, да и у местного населения тут похоже пролегает "оживлённая тропа". МАРШРУТ ОКОНЧЕН!

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

1. Наша группа достаточно полно в условиях большой воды прошла редко посещаемый маршрут по правым истокам р.Нарын, совершив первопрохождение и описав три локальных порога 4-5 кат.сл. в верховьях р.Учемчек. Кроме того, в условиях большой воды совершено прохождение четырёх технически сложных препятствий на р.Джилусу. О прохождении первого каньона ни в одном из отчётов не упоминается; два следующих были пройдены частично, по малой воде; четвёртый, судя по описаниям, образовался недавно.

2. Спортивная часть маршрута очень насыщена и оставляет приятное впечатление.

3. Маршрут в таком варианте в условиях августовской воды можно отнести к шестёрке "для начинающих". Поскольку река малоизвестна мы пытались сравнить её с более популярными маршрутами, знакомыми нам. Наиболее подходящий аналог для всей реки в целом (без к."Недоступный") - это августовский маршрут Сандалаш-Чаткал (без пор."Водопадный" и "Харкуш"). Разница лишь в том, что М.Нарын короче и препятствий здесь чуть меньше, однако концентрация их гораздо выше. Кроме того, на фоне этого сравнения выделяется своей технической сложностью первый каньон р.Джилусу. Препятствия Нижнего каньона (особенно Мини-каньона) идентичны по своему характеру и сложности Моткиным Щёкам на р.Китой (без "Водопадного") по воде выше средней, опять же, с большей концентрацией. И наконец каньон "Недоступный", в определённой мере, можно сравнить с "Гранитным" на р.Белая (Сев.Кавказ). Даже в условиях малой воды, при обносе препятствий на р.Джилусу и снижении мощности Мини-каньона данный маршрут, на наш взгляд, будет неплохой, но короткой пятёркой с элементами шестой категории (каньон "Недоступный")

4. Самым оптимальным временем сплава по данному маршруту мы считаем начало августа. Это можно объяснить целым рядом причин:
- только в условиях большой воды можно пройти и по достоинству оценить сложность препятствий на Джилусу, без сомнения являющихся "изюминкой" верхней части маршрута;
- при повышении расхода воды большая часть препятствий на М.Нарыне переходит в разряд "полноценных пятерок";
- по большой воде на всем протяжении реки практически отстутствуют плесовые участки, что несомненно повышает спортивную ценность маршрута;
- из-за условий высокогорья разница в среднесуточных температурах августа и сентября очень велика, особенно заметно это на начальной части маршрута, где отсутствует топливо для костра.

5. В большинстве источников отмечается такое достоинство маршрута, как постепенное нарастание сложности препятствий. Однако, если по большой воде проходить верхние препятствия на Джилусу, то картина существенно меняется: здесь необходима хорошая схоженность экипажей.

6. На наш взгляд, четырех- и двухместные катамараны являются наиболее подходящими судами для сплава по данному маршруту. Для уверенного прохождения каньона "Недоступный" в августе можно рекомендовать суда объемом более 2 тонн, хотя двойки конструкции "Рапира" зарекомендовали себя там с самой лучшей стороны.

7. Вопрос о выборе начальной точки сплава следует оставлять на усмотрение руководителей последующих групп. Мы забрались так высоко только по "несчастливой случайности". Справедливости ради следует отметить принципиальную возможность сплава в верховьях Учемчека по "августовской" воде. Мы затратили на этот участок около 8 ходовых часов, причем 90% от общей протяженности - проплыли. Учитывая резкие суточные колебания уровня воды (40- 50 см), разумное применение тактики "вечернего" сплава (например, с выходом после обеда), может принести очень положительные результаты. В этом случае прохождение верховьев Учемчека будет неплохой "разминкой" перед препятствиями на Джилусу.

Кстати, послеобеденный подъем воды на самой Джилусу также явно выражен и резко меняет сложность всех препятствий. Поэтому каждая группа, в зависимости от своих целей и спортивных интересов может выбирать для себя наиболее подходящее время сплава.

8. На верхней части маршрута следует иметь в виду возможность образования новых препятствий за счет схода селевых потоков.

9. При подготовке к походу следует заранее оценить возможность прохождения каньона "Недоступный", исходя из численного состава группы. Помимо страховки тандемом, мы поставили 4-х местный катамаран за 7-й ступенью и организовали три точки съемки (два фото- и одно видео-), оставив одного человека в базовом лагере. При этом все 16 участников (из двух групп) были задействованы.

10. Для детального просмотра каньона "Недоступный" и организации страховки (при необходимости) за некоторыми ступенями требуются начальные навыки работы с веревками. Причем, основной веревки длиной 40 м не везде хватает из-за отсутствия поблизости точек закрепления. Желательно иметь также вспомогательную веревку порядка 20 м.

11. К недостаткам маршрута, ограничивающим его посещение, можно отнести следующее:
- достаточно длительные, на первый взгляд, подъезды;
- условия высокогорья (холод, горная болезнь);
-отсутствие какой-либо растительности в первую неделю сплава, а следовательно - общение с примусом. На группу из 8 человек брали два примуса и 6 литров бензина (при трехразовом режиме питания);
- отсутствие в долине реки таких традиционных даров Средней Азии, как персики, орехи и т.д.

12. В связи с обвалом дороги в ущелье р. Тосор, проезд через пер.Тосор возможен только из пос.Боконбаевское. Будут ли вообще заниматься восстановлением разрушенного участка - неизвестно. В верховьях р. Тосор дорога также сильно испорчена. Проезд здесь возможен только на очень надежной технике с двумя ведущими мостами. В этой связи можно порекомендовать заброску на маршрут через г.Нарын. При кажущейся ее длительности, дорога здесь на порядок лучше и проще, что при удачном стечении обстоятельств позволяет уложиться в один световой день. Такой опыт, по нашим сведениям, есть: в 1987 г. этим путем забрасывалась одна из московских школ ВТП.