Виды туризма
Автор: Владимир Лысенко (Новосибирск)
Содержание:
- Справочные сведения о путешествии;
- Сведения о районе путешествия:
- Характеристика маршрута:
- Состав группы;
- Организация путешествия;
- Техническое описание маршрута:
- График движения;
- Обеспечение безопасности на маршруте;
- Итоги путешествия, выводы и рекомендации;
- Картографический материал:
- Лоция р.р.Большой Нарын и Нарын;
- Условные обозначения на схемах препятствий;
- Схемы препятствий на маршруте;
- Приложения:
- Средства сплава;
- Список группового снаряжения;
- Список личного снаряжения;
- Ремонтный набор;
- Продукты питания;
- Медицинская аптечка;
- Весовые характеристики груза;
- Смета расходов.
1. Справочные сведения о путешествии |
1.1. Организатор путешествия - Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР.
1.2. Район путешествия - Внутренний Тянь-Шань.
1.3. Время путешествия - с 26 августа по 12 сентября 1985г.
1.4. Вид туризма - водный.
1.5. Категория сложности - шестая.
1.6. Средства сплава - катамаран-двойка и чекстер (вёсельный плот).
1.7. Число участников - семь.
1.8. Нитка маршрута: г.Фрунзе - п.Караколка - сплав по р.Большой Нарын до устья р.Курменты – с/х Калинина – прохождение каньона "Нарынские водопады" (без начального участка) и далее сплав по р.Нарын до п.Учтерек – г.Фрунзе.
1.9. Продолжительность путешествия - 18 дней, из них: подъезд и отъезд - 2 дня, сплав - 11 дней, чисто пешая часть - 2 дня, постройки и дневки - 3 дня.
1.10. Протяженность маршрута - 446 км, в том числе: сплава по р.Большой Нарын - 33 км, сплава по р.Нарын - 357 км, пешей части - 56 км.
1.11. Маршрутная книжка – 148/85-ВР, выдана Российской республиканской МКК 14 августа 1985г.
1.12. Шифр РРМКК – 100-00-5555555.
1.13. Особые указания МКК: Возможность прохождения порогов в каньоне "Нарынские водопады" определить после тщательной разведки и при условии организации надёжной страховки.
2. Сведения о районе путешествия |
Тянь-Шань (в переводе с китайского - Небесные горы) - горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная между 40 и 45 с.ш., 67 и 95 в.д. Западная часть Тянь-Шаня находится в пределах СССР (главным образом, в Киргизской ССР, северные и западные хребты в Казахской ССР, юго-западная оконечность в Узбекской ССР и Таджикской ССР), восточная часть - в Китае. Протяженность с запада на восток 2450 км (в пределах СССР 1200 км).
2.1. Рельеф |
Тянь-Шань состоит из горных цепей, вытянутых преимущественно в широтном или субширотном направлении. Лишь в центральной его части - Центральном Тянь-Шане, где расположены самые высокие вершины - пик Победы (7439м) и Хан-Тенгри (6995м), по границе СССР и Китая, протягивается Меридианальный хребет.
В пределах СССР выделяют: Западный Тянь-Шань, куда входят хребты: Каратау (2176м), Таласский Алатау (4488м), Угамский (4229м), Пскемский (4299м), Чаткальский (4503м), Кураминский (3768м); Северный Тянь-Шань: Чу-Илийские горы, Заилийский Алатау, хр.Киргизский (4875м), Кунгей-Алатау (4771м), Кетмень; Внутренний Тянь-Шань - высокое нагорье, окаймленное на севере хребтами Киргизским и Терскей-Алатау (5280м), на юго-западе - Ферганским хребтом (4940м), на юго-востоке - хребтом Кокшаал-Тау (7439м). Восточный Тянь-Шань лежит в пределах КНР. В нем преобладающие высоты главных хребтов 4-5 тыс.м (максимум 5500м - хребет Ирен-Хабырга).
Для высокогорий характерны ледниковые формы рельефа (цирки, троги и др.); на склонах ущелий - многочисленные осыпи, по днищам долин - накопления моренных отложений. На высоте 3200-3400м и выше почти повсеместно распространены многолетнемёрзлые горные породы. У подножия многих хребтов протягиваются полосы предгорий (местные названия - "адыры", "прилавки"), что обуславливает во многих районах хорошо выраженную ступенчатость поперечного профиля гор. Высокогорные впадины, относительно недавно освободившиеся от ледников и ещё слабо затронутые процессами эрозии, обычно имеют плоские или слабо всхолмленные поверхности; значительные площади в них занимают озёра и болота. Впадины, расположенные ниже 2500м, обычно включают хорошо разработанные речные долины с многочисленными террасами, в некоторых из них сохранились озёра (например, Иссык-Куль). В отдельных котловинах встречаются участки мелкосопочника (особенно в Нарынской и на юго-западе Иссык-Кульской котловин). У подножий хребтов характерны конусы выноса многочисленных речек.
2.2. Климат |
В целом климат Тянь-Шаня отличается резкой континентальностью, засушливостью, значительной продолжительностью солнечного сияния (2500-3000 час/год). На большей части Тянь-Шаня (особенно в высокогорьях) преобладает западный перенос воздушных масс, на который накладывается местная горно-долинная циркуляция; в отдельных районах отмечаются сильные местные ветры. Большие высоты, сложность и расчленённость рельефа вызывают резкие контрасты в распределении тепла и влаги. В долинах нижнего пояса гор средняя температура июля 20-250С, в средневысотных долинах - 15-170С, у подножий ледников до 50С и ниже. Средняя температура января ниже -60С (местами морозы достигают -300С). Количество осадков в горах Тянь-Шаня возрастает с высотой. На подгорных равнинах оно составляет 150-300 мм, в предгорьях и низкогорьях 300-450 мм, в среднегорьях 450-800 мм, местами в Западном Тянь-Шане - до 600 мм в год. Во внутригорных впадинах обычно выпадает 200-400 мм осадков в год (более увлажнены их восточные части). На большей части Тянь-Шаня отмечается летний максимум осадков, в горном обрамлении Ферганской и Таласской долин - весенний.
Вследствие значительной сухости климата снеговая линия в Тянь-Шане располагается на высоте от 3600-3800м на северо-западе до 4200-4450м в Центральном Тянь-Шане; в Восточном Тянь-Шане она понижается до 4000-4200м. В гребневой зоне многочисленные снежники, отдельные районы Тянь-Шаня лавиноопасны (главным образом, весной). Наибольшие запасы снега концентрируются на северных и западных склонах. У подножий хребтов снег лежит обычно не более 2-3 месяцев, в среднегорьях - 6-7 месяцев, у подножий ледников - 9-10 месяцев в году. Площадь оледенения 10,2 тыс.км2. Наибольшее оледенение сосредоточено в хребтах Центрального Тянь-Шаня (крупнейший ледник - Южный Иныльчек длиной 59,5 км). Для Внутреннего Тянь-Шаня обычны ледники плоских вершин, залегающие на высоко расположенных поверхностях выравнивания.
2.3. Гидрологическая характеристика района |
Питание рек преимущественно снеговое, в высокогорных районах в летние месяцы - также ледниковое; максимальный сток в конце весны и летом. Реки, начинающиеся в более низких высотных поясах, питаются за счет грунтовых вод (начинаясь с родников - "карасу"), таяния снегов и дождей.
Главные реки относятся к бассейнам Сырдарьи (Нарын, Карадарья), Таласа, Чу, Или (с истоками Кунгес и Текес и притоком Каш), Манаса, Тарима (Сарыджаз, Кокшал, Музарт), Кончедарьи (Хайдык-Гол). Для большинства рек характерны большое падение и чередование горных ущелий и расширений долин, где реки разбиваются на рукава. К наиболее крупным озёрам Тянь-Шаня относятся бессточное, не замерзающее, солоноватое озеро Иссык-Куль, высокогорные (на высоте более 3000м) озёра Сонкёль и Чатыркёль, большую часть года покрытые льдом. Много мелких озёр ледникового происхождения.
2.4. Типы ландшафтов, флора и фауна |
Сухость и континентальность климата обусловливает преобладание в Тянь-Шане горных степей и полупустынь. Подгорные наклонные равнины, предгорья многих хребтов (главным образом южной экспозиции) и наиболее засушливые участки в пределах некоторых межгорных котловин (например, на западе Нарынской и Иссык-Кульской котловин) занимают ландшафты пустынь в комплексе с полупустынями (преобладающие высоты на внешних склонах гор западной части Тянь-Шаня 800-1300м, на южных склонах гор Восточного Тянь-Шаня 1600-1800м, в межгорных впадинах Внутреннего Тянь-Шаня местами до 2000м). Основные почвы - сероземы, встречаются солончаки и участки каменисто-щебнистых пустынь. Растительность покрывает обычно 5-10% поверхности. На юго-западе Тянь-Шаня, где осадки выпадают преимущественно весной, многочисленны эфемеры и эфемероиды (мятлик, пустынная осока, астрагалы и др.). На остальной территории преобладают полукустарники - полыни и солянки, в Восточном Тянь-Шане - также эфедра, местами заросли саксаула.
Верхние части предгорий и значительные участки в пределах межгорных впадин занимают полупустыни. На северных склонах и по днищам впадин они обычно располагаются на высоте 1600-2100м (по более увлажнённым долинам местами спускаются до 800м), на южных склонах хребтов Восточного Тянь-Шаня поднимаются до 2200м. Почвы - темные серозёмы и серо-бурые полупустынные, по понижении рельефа - солончаки и солонцы. Растительность покрывает 15-25% поверхности; преобладают полынно-ковыльно-солянковые сообщества, во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане - также поташник, карагана.
Степи распространены наиболее широко, располагаясь на высотах от 1000-1200 до 2500-2600м на северных склонах в западной части Тянь-Шаня и от 1800 до 3000м на южных склонах Восточного Тянь-Шаня. Они занимают также днища межгорных впадин до высоты 3000-3200м. Почвы светло-каштановые и светло-бурые горно-степные. Преобладают злаково-разнотравные мелкодерновинные степи. Растительность покрывает около 50% поверхности. Основу растительного покрова составляют полынь, типчак, ковыль, житняк; в восточном направлении усиливается роль чия, караганы. В хребтах на юго-западе Тянь-Шаня - высокотравные (до 70 см) субтропические степи на темных серозёмах и коричневых почвах с участием пырея, луковичного ячменя, девясила, прангоса, ферулы, над которыми поднимаются отдельные деревья и кустарники (абрикос, боярышник и др.). В пределах наиболее увлажненных восточных частей межгорных впадин формируются разнотравно-злаковые лугостепи на тёмно-каштановых почвах. Растительность покрывает обычно 80-90% поверхности. В верхней части степного пояса встречаются стелющиеся формы можжевельника.
Леса в Тянь-Шане не образуют сплошного пояса, а встречаются в сочетании со степями и лугами. На севере и юго-западе Тянь-Шаня они располагаются в среднегорьях на высоте 1800-3000м, во внутренних районах гор нижняя и верхняя границы лесов повышаются (соответственно до 2200 и 3200м). Леса почти повсеместно (за исключением юго-западной Киргизии) расположены на северных склонах, занимая наибольшие площади в хребтах Заилийский Алатау, Кунгей-Алатау, Терскей-Алатау, Кетмень, в восточной части хребта Атбаши. Нижнюю часть лесного пояса хребта Заилийский Алатау образуют яблоня, дикий абрикос (урюк), боярышник, осина, клён Семёнова; в подлеске - кустарники (барбарис, крушина, жимолость, бересклет, шиповник и др.) на серых лесных почвах. Выше 2000-2300м лиственные леса сменяются еловыми на горно-лесных тёмноцветных почвах. Во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане основной лесообразующей породой является ель (на северных склонах). По днищам долин и на более освещённых участках склонов леса растут в сочетании с разнотравными (из герани, манжетки, зопника, ириса) лугами субальпийского типа.
На горно-лесных черно-бурых почвах юго-запада Тянь-Шаня формируются орехово-плодовые леса (грецкий орех, яблони, клён) с богатым подлеском (жимолость, алыча, миндаль, шиповник, крушина и др.). Выше 2000м орехово-плодовые леса замещаются хвойными (из ели и пихты). Местами встречаются фисташковые рощи. На северных склонах выше 3000-3200м располагаются, главным образом, субальпийские и альпийские луга. Они обычно не образуют сплошного пояса, чередуясь с почти лишенными растительности скалами и осыпями. На маломощных горно-луговых и лугово-болотных почвах - разнотравно осоковые, частично заболоченные низкотравные луга.
На высокорасположенных (от 3000-3200м до 3400-3700м) равнинах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня растительность представлена дерновинными злаками, подушковидными сообществами (дриаданта и др.), на более прогреваемых участках - также полынью.
Выше 3400-3600м распространены ледники, снежники, осыпи, скалы. Растительность представлена в основном редкими мхами и лишайниками.
При сплаве по Большому Нарыну и Нарыну постоянно встречаются облепиха, жимолость, шиповник, смородина, грибы.
Животный мир. Для равнинных предгорных и низкогорных районов Тянь-Шаня характерны представители пустынной и степной фауны - джейран, хорёк, заяц-толай, суслик, тушканчики, песчанки, слепушонка, лесная мышь, туркестанская крыса и др.; из пресмыкающихся - змеи (гадюка, щитомордник, узорчатый полоз), ящерицы; из птиц - жаворонок, каменка, дрофа, рябки, кеклик (куропатка), орёл-могильник и др. Представители лесной фауны среднегорий - кабан, рысь, бурый медведь, барсук, волк, лисица, куница, косуля, акклиматизирована белка-телеутка; из птиц - клёст, кедровка. В высокогорьях и местами в среднегорьях обитают сурки, пищуха, серебристая и узкочерепная полёвки, горные козлы (теке), горные бараны (архары), горностай, изредка встречается снежный барс; из птиц - альпийская галка, рогатый жаворонок, вьюрки, гималайский улар, орлы, грифы и др. На озёрах - водоплавающая птица (утки, гуси), встречаются лебеди, баклан, черный аист и др. Многие озёра богаты рыбой (осман, чебак, маринка и др.). В Нарыне и его притоках водятся маринка и форель.
3. Характеристика маршрута |
3.1. Гидрологическая характеристика р.р.Большой Нарын и Нарын |
На маршруте от Караколки до Учтерека длиной 455 км перепад высот 2350м (начало сплава на высоте 3050м), т.е. средний уклон маршрута 5,2 м/км.
На первых 25 км ниже Караколки уклон Большого Нарына 6 м/км; в каньоне "Нарынские водопады" и вблизи него – 8 м/км. Уклон Нарына от устья Большого Нарына до устья р.Атбаши – 4,77 м/км, далее до каньона "Семёновские ворота" – 3 м/км, от начала каньона "Семёновские ворота" до п.Казарман – 4,83 м/км, от Казармана до устья Кекемерена – 5,75 м/км и далее до пос.Учтерек – 4,25 м/км.
Река Нарын образуется при слиянии рек Большой Нарын и Малый Нарын в 44 км выше города Нарын на высоте 2250м.
Нарын и Карадарья образуют Сырдарью. Среднегодовой расход Нарына в его устье (616 км от истоков) – 425 м3/сек.
Река Большой Нарын имеет длину 137 км. Её среднегодовой расход 60 м3/сек. Образуется из рек Тарагай и Карасай в 35 км выше Караколки. Река имеет ледниково-снеговое питание, небольшие изменения годового стока. Долина – узкая, стиснута хребтами Джетим (с севера) и Нарынтау (с юга).
Расход воды (средний и максимальный-минимальный) (м3/сек)
май | июль | август | сентябрь | |
1. Устье р. Большой Нарын | 68(129-26) | 117(211-67) | 99,6(144-62,4) | 43,3(67,7-25) |
2. Г .Нарын | 117(213-50) | 239(388-144) | 201(289-113) | 86(155-51) |
3. Устье р.Кекерим | 294(487-147) | 456(722-278) | 360(564-252) | 190(273-134) |
4. Устье р.Кекемерен | 443 | 669 | 496 | 250 |
5. Пос.Учтерек | 540 | 820 | 583 | 316 |
В Нарыне – грязно-жёлтая мутная вода, малопригодная для питья. Мутность её возрастает вниз по течению. В устье р.Большой Нарын – 300 г/м3, у г.Нарын – 490 г/м3, в устье Кекемерена – 1400 г/м3. Поэтому рекомендуется делать стоянки возле устьев ручьев и притоков.
Температура воды (°С):
август | сентябрь | |
1. Устье р.Бол.Нарын | 9,7 | 7,3 |
2. Г. Нарын | 11,1 | 8,8 |
3. Устье р.Кекерим | 14,6 | 13,1 |
4. Пос.Учтерек | 17,2 | 14,4 |
3.2. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него |
В начальную точку сплава – посёлок Караколка - можно добраться на попутной машине из Барскауна, расположенного на южном побережье озера Иссык-Куль (от него до Караколки около 160 км, что соответствует 4-5 часам езды на автомашине; при этом дорога проходит через перевал Суек (4002м). А в Барскауне попутную машину нужно ловить в конце посёлка возле шлагбаума (это – 5 км от Иссык-Куля и от автотрассы Рыбачье-Пржевальск). В отличие от маленькой Караколки, Барскаун – достаточно большой посёлок с почтой, магазинами. Отсюда следует давать телеграмму о выходе на маршрут. Пропуска в погранзону очень тщательно проверяют на первой заставе (это примерно 50 км от Барскауна).
Барскаун находится на оживлённой автотрассе по южному побережью Иссык-Куля, и сюда можно попасть автобусом непосредственно из Фрунзе или сделав пересадку на другой автобус в Рыбачьем. Первый автобус из Фрунзе в Пржевальск через Барскаун выходит в 8 часов утра местного времени. От Фрунзе до Рыбачьего 3,5 часа езды, а от Рыбачьего до Барскауна – ещё 3 часа.
В г.Нарын легко доехать из Фрунзе на автобусе Фрунзе-Нарын. Из г.Нарын в совхоз им.Калинина в 8 часов утра ежедневно ходит автобус.
Из Учтерека во Фрунзе (туда примерно 320 км) (или сначала в Калининское или в Кара-Балту, а затем уже во Фрунзе) можно добраться либо на проходящих утром рейсовых автобусах (но с дюралевыми трубами и большими рюкзаками влезть в них сложно), либо на попутных машинах. При удачной "ловле" попутной автомашины вы будете во Фрунзе через 7 часов. Мы добрались из Учтерека до Фрунзе на попутных машинах за 9 часов.
4. Состав группы |
- Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана), максим. турист. опыт: Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.),V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь),V-Р(Серлиг,Ожу, Бий-Хем),V-Р(Сандалаш,Чаткал).
- Мушарапов Рустам Зинатулович (зам. руководителя, капитан плота): V-Р(Чуя,Урсул,Катунь), Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), Vусл(VI)-У(Моткины Щёки,Китой)
- Овинников В.И.
- Кузьминых Б.Н.
- Корнюш Е.П.
- Касдорф В.Я.
- Горб А.И.
6. Техническое описание маршрута |
6.1. Река Большой Нарын |
На первых 25 км сплава (до устья р.Курменты) затрачивается чистого ходового времени 3час. 20мин. На этом участке река теряет 150м высоты. Сначала на реке встречаются лишь перекаты и прижимы. Затем следуют первые два препятствия:
45-55 км – преп.1 – цепь шивер, порогов, жёсткий вал.
56 км – преп.2 – порог "Яма" длиной 400-450м. В пороге небольшой слив.
Оба препятствия несложны и проходятся с ходу. На этом участке реки дров по берегам практически нет. К сожалению, вблизи устья р.Курменты мы вынуждены были временно прервать сплав по Большому Нарыну, т.к. этого очень захотел майор П. – начальник Иссык-Кульского погранотряда. Во время его зависания на вертолете на десятиметровой высоте над нами, майору что-то в нас не понравилось, и без объяснения причин (многократно проверенные пограничниками и КГБистами наши пропуска в погранзону были в полном порядке) нам было предложено продолжить сплав по Большому Нарыну уже вне погранзоны, т.е. ориентировочно после препятствия 28 каньона "Спокойствие". Так мы и поступили. Правда, для этого пришлось сделать большой "крюк" на маршруте через Караколку, Барскаун, Рыбачье, г.Нарын и совхоз им.Калинина. И повторный сплав по Большому Нарыну мы начали с препятствия 29 – каньона "Нарынские водопады", который из-за водопадов в самом его начале (первые 150м) и из-за трудности спуска судов на воду в самом каньоне оставался до нас никем не пройденным. Очень сложной оказалась и разведка всего каньона, на которую потребовалось 1,5 дня. Дорога идёт примерно в двух километрах от реки (по левому берегу), но между рекой и дорогой крайне сильно пересечённая местность, так же, как и по берегам вдоль реки в каньоне. Базовый лагерь поставили в конце каньона (там же оставался и один страховщик), а к началу каньона заходили через совхоз им.Калинина., т.к. горы на левом берегу Большого Нарына выполаживаются только возле этого совхоза. И хотя до начала каньона от совхоза идет дорога, пригодная для движения автотранспорта, попутных машин не было, и нам пришлось идти пешком сначала 10 км до устья р.Караташ, а затем ещё 3 км до начала сплава – мы спустились к воде за резким левым поворотом реки в полукилометре ниже начала каньона. Но для этого нам сначала пришлось преодолеть тяжелейший крутой "тягун" (с перепадом высот не менее 0,5 км), а затем такой же тяжелый спуск через осыпи, скалы и густые заросли деревьев и кустарников. Правда, вокруг было много шиповника, жимолости, встречались чёрная смородина и другие ягоды, что поднимало настроение.
Сам каньон представляет собой достаточно сложное препятствие (даже без начального 3хкаскадного водопада), однако вполне по силам опытной группе – пороги и шиверы в каньоне не превышают стандартную V к.с. Итак, 128-135 км – преп.29 – каньон "Нарынские водопады". Вход в каньон в виде каменных ворот, возле них несложный порог, и далее 3хкаскадный водопад (схема 1). Высота 1-ой ступени около 3м при ширине реки 6м. Так как Г.В.Кузнецов дал следующую категоричную оценку водопада: "абсолютно непроходим в любую воду для любых судов", а для осмотра водопада нам нужно было спускаться по крутому склону вниз, а затем лезть обратно вверх, на что ушло бы несколько часов и много сил, то мы сначала приняли как аксиому эту оценку Кузнецова и о возможности прохождения водопада даже мысли не возникало, но впоследствии, увидев определённое завышение Кузнецовым сложности некоторых препятствий, мы усомнились и в абсолютной непроходимости 3хступенчатого водопада, но сами ничего конкретного утверждать не можем. Сразу за водопадом сложный порог с большим валуном посреди русла. Т.к. нанести все камни и валы в семикилометровом каньоне возможности не представлялось (да и не имело смысла это делать), то на рабочей схеме 2 первой половины каньона (без начальных 0,5 км) указаны лишь наиболее крупные камни и валы, являющиеся хорошими ориентирами при сплаве. Такой же характер река носит до самого конца каньона. В середине каньона, например, мощный слив 1,5м через всю реку (она в этом месте сужена скалами). Необходима постоянная работа вёслами. Но камней мало. В основном сливы 1-1,5м и валы 1,5-1,7м. Страховку ставили в четырёх местах – перед устьем р.Ардакты, в середине каньона, за устьем р.Чал и в конце каньона. Фрагменты каньона и отдельных участков сплава изображены на фото 5-14. Прохождение каньона "Нарынские водопады" длиной 7 км заняло 52 минуты, т.е. скорость реки в каньоне около 8 км/час. Сплавлялись одним катамараном.
Сразу за каньоном Большой Нарын проскакивает под автомобильным мостом и, сливаясь с Малым Нарыном, образует реку Нарын.
6.2. Река Нарын |
На следующем участке до устья р.Атбаши длиной 88 км "высотность" Нарына понижается на 420м. Чистое ходовое время около 10,5 час. Река входит в Нарынскую котловину. Лес по берегам исчезает. До г.Нарын (около 40 км) река представляет собой сплошную шиверу. Всё время вал 1.5-2м, сливы 1м.
137-141 км – пр.30 – цепь шивер.
142-145 км – пр.30а – шиверы, прижимы.
147 км – пр.31 – пор."Жандарм". Расположен на крутом левом повороте. Струя разбивается о "жандарм", на входе – небольшой остров в русле. В правой протоке – мощный слив и вал сразу за ним (фото 15). Основная струя слева от "жандарма". Большой улов. Однако в левой протоке кроме переката и небольшого прижима препятствий нет. Мы хотя и разведывали (по рекомендации Кузнецова) порог с левого берега, но в этом он не нуждается, если его проходить левой протокой. Правую же протоку (при желании идти там) разведывать нужно. Шли левой протокой.
150-153 км – пр.32 – шиверы, прижимы. Жёсткий вал до 2,5м.
157-159 км – пр.33 – мощные шиверы.
169 км – пр.34 – порог на правом повороте. Свал к левому берегу. где вал 2.5м. Осмотр – с левого берега, который резко повышается перед порогом. Однако порог можно проходить и с ходу, т.к. он не явно выражен и не выделяется среди шивер.
Чтобы попасть в г.Нарын на почту, удобнее пристать к берегу не возле автомоста в начале города, а километра через 2-3.
190 км – пр.35 – порог. Прижим к левому берегу. Осмотр – с левого берега.
205-211 км – пр.36 – цепь мощных шивер.
От устья р.Атбаши до каньона "Семёновские ворота" 90 км, перепад высот 270м. Чистое ходовое время – 11 часов. Препятствия – перекаты, мели, простые прижимы. Много мелких проток. Вода становится мутно-бордового цвета. Много облепихи.
Перед каньоном "Семёновские ворота" на левом берегу – оборудованный горячий родоновый источник (фото 18). Здесь установлены две ванны, через которые протекает тёплая вода. Все участники нашей группы не отказали себе в удовольствии искупаться в этих ваннах.
От начала каньона "Семёновские ворота" до пос.Казарман 60 км, перепад высот 290 км. Чистое ходовое время – 6,5 часов. Мощные пороги, каньоны. Наиболее сложный участок маршрута.
308-311 км – пр.37, 38, 39 – каньон "Семёновские ворота". Его длина 3-4 км. Начинается тремя каскадами порогов, образовавшихся при попытке строительства дороги в Казарман по левому берегу Нарына (убедившись в осыпном характере пород, эту попытку прекратили). Правый берег – скальный, обрывист; левый – крутые осыпи. Разведка по левому берегу как с верхней террасы (на высоте 60-70м), так и вблизи воды. Страховку устанавливали на левом берегу в трёх местах – после первой ступени (при ёё прохождении нужно подстраховаться, чтобы не "влететь" во вторую ступень неготовыми), а также после второй ступени и в конце каньона (после острова) (при дальнейшем прохождении каньона). После первой ступени приставали к отмели правого берега.
Первая ступень, пр.37 (схема 3, фото 19-23), сильно подпружена, у левого берега – противоток. В левой части слив 2-2,5м. Заходили в левой половине русла (но правее слива) и за сливом резко смещались влево, уходя от вала. Через 100м быстротока расположена вторая ступень порога.
Вторая ступень, пр.38 (схема 4, фото 24-25) имеет длину 100-150м. Наиболее опасная. Порог VI категории сложности. Начинается за плавным левым поворотом в сужении русла до 15-18м. Два мощных слива. Косые валы 3-3,5м. Вода кипит. На выходе – огромный пульсирующий стоячий вал в центре, образованный сливом через валун. За ним – глубокий пенный котёл. Заход – несколько правее от центра русла, по входному сливу, с последующим максимальным смещением вправо перед пенным котлом.
Третья ступень, пр.39, имеет длину 350-400м. Расположена через 400-500м после второй ступени. Менее мощная, чем первые две. Вал 2м, но есть чистые проходы (в частности, у левого берега). Дальше в каньоне серьёзных препятствий нет.
313-314 км – пр.40 – пор."Гудимовский" (схема 5, фото 28-37). Длина сложного участка 0,5 км. Расположен после крутого правого поворота. Течение перед ним замедляется. Разведка – левым берегом. Страховка – с левого берега. На входе слева – ручей. Большие валуны. Левый берег – невысокая терраса. На начальном участке основной слив – у правого берега. В сливе – крупный камень с пульсирующим валом. Очень опасное место. Однако у самого левого берега есть значительно менее опасный проход, которым мы и воспользовались. Если идти этим путем, то на первых 50м порога (которые группа Кузнецова обносила) вам встретятся сливы и валы максимум 1,5м. Тем не мене, линию движения нужно соблюдать строго. Порог серьёзный, VI категории сложности.
315 км – пр.41 – пор."ФКТ". Его длина 200-250м. На входе – пенная яма у правого берега, в середине порога – левосторонний прижим. На выходе – скала-остров. Порог разведывается заранее по тропе левого берега. Но после разведки при прохождении порога в левой половине русла (где препятствия просты) острой необходимости ставить страховку с берега нет – достаточно прохождение судов в кильватерной колонне. 320-322 км – пр.42, 43 – каньон "Басмач" ("Малый каньон") (фото 39-50).
Порог "Басмач-1" , пр.42 (схема 6, фото 39-44) расположен перед входом в каньон. Ориентир: после правого поворота виден вход в "Малый" каньон, над которым автомост. Подпора воды практически нет, поэтому может втянуть в порог. Его длина 100м. После входного слива вал 1,5м. Разведка – левым берегом по валунам. Страховка – с левого берега. Через 150м быстротока – собственно каньон.
Порог "Басмач-2", пр.43, расположен под мостом. Осмотр по левому берегу. Узкий крутой слив. Высота стен 50-60м. После порога "Басмач-2" каньон тянется ещё примерно на 1,5 км. И если препятствия 42 и 43 (собственно слив) не очень сложны для прохождения (хотя это хорошие пороги V к.с.), то затем в каньоне (после моста) стоит хаотичный вал (причем, косой) высотой 2м, что очень усложняет сплав. Оценили весь каньон VI категорией сложности. На выходе из каньона улов и песчаный пляж на левом берегу.
326-333 км – пр.44, 45, 46 – "Большой каньон" (фото 52-56). Его длина около 7 км. Большой уклон. Труднодоступен. Представляет собой скальный коридор шириной 5-15м и высотой 300-400м. Состоит из двух участков: первый заканчивается через 3 км, когда стены немного расступаются, а ещё через 300-400м река опять втискивается в узкую щель. Мощные сливы, высокий вал, водовороты. "Большой каньон" - очень серьёзное препятствие, особенно первая его половина. Без сомнения, VI к.с. И, пожалуй, первая половина каньона – самое опасное препятствие на всём маршруте. На протяжении всей первой половины каньона хаотичный вал 2-2,5м (а иногда и 3м). Очень тяжело идти. Вторая половина каньона проще. Начальный участок 200м хорошо просматривается с бывшего (он уже сломан) скотопрогонного мостика на входе в каньон. До порога "Киргизия" осмотр нужно провести по высокому правому берегу. Проходить каньон нужно с обязательной взаимоподстраховкой при движении в кильватерной колонне (с отдельными остановками в тени камней).
Порог "Входной" – пр.44 (его начало на фото 53-54) – начинается в каменных воротах под мостом на резком правом повороте (перед ним Нарын заметно подпружен). На входе в левой части русла – крупный камень. Затем слив, через 20-30м ещё один слив. Заходили у правого берега, порог проходили по центру. Через 800-1000м бурного течения – порог "Киргизия".
Порог "Киргизия" - пр.45 (схема 7) – имеет длину около 150м. Расположен после левого поворота реки. Перед порогом течение несколько замедляется. Есть время осмотреть с хода порог. На входе у правого берега – крупные камни, в центре – слив с последующим тугим валом до 3-3,5м. Лишь у самого левого берега есть возможность чистого прохождения. После слива – водовороты. В порог заходили немного левее центра. Основной слив проходили по левому краю.
После порога очень сложный участок ещё 1 км, вода мечется. Скалы расступаются, однако ещё через 400м опять сходятся. Снова хаотичный вал, но более умеренный, чем ранее.
Порог "Жёлоб" – пр.46. В конце каньона река входит в сужение шириной 7-10м и длиной 30-40м. Беспорядочный вал. Камней нет. После "Жёлоба" – конец каньона. Для разведки "Жёлоба" можно пристать к валунам правого берега.
После каньона на протяжении 15-20 км Нарын имеет характер шиверы.
335 км – пр.47 – несложный порог с правосторонним прижимом на выходе.
338 км – пр.48 – порог длиной 300м. Расположен после крутого левого поворота ниже устья р.Зындансай. Валы до 2-2,5м. У левого берега – камни. Заход по центру, далее нужно смещаться к левому берегу, оставляя основные валы справа.
339-343 км – пр.49 – цепь мощных шивер (фото 58-59). Вал 2м. На выходе мощный слив – это и есть пр.50. Далее – Торуз-Тороусская котловина. Слева – Казарман. Удобно сделать ночёвку на левом берегу сразу за устьем р.Кекерим (в ней значительно более чистая, чем в Нарыне, вода). Отсюда до устья р.Кекемерен около 35 км при среднем уклоне реки 5,8 м/км. Чистое ходовое время 4 часа. Пороги, каньоны, водовороты. Труднодоступное глухое ущелье. Троп вдоль ущелья нет. Это как раз тот участок, описание которого в "Водных маршрутах СССР. Азиатская часть" ещё с 1975г. манило нас: "Ниже Казармана Нарын уходит в труднодоступное, никем не пройденное и не разведанное ущелье. Вдоль ущелья нет троп, разведка его с берега, видимо, невозможна. Длина каньона около 30 км". До нас это ущелье было пройдено лишь одной группой – Кузнецова Г.В. в 1981г. В этом ущелье (фото 62-66) быстроток, валы, средние шиверы. Пороги в основном на входе или выходе из каньонов. Три каньонных участка. Нужно опасаться камнепадов.
377 км – пр.51 – шивера "Входная" на входе в ущелье. Её длина 400м. В начале шиверы слева группа небольших камней, на выходе левосторонний прижим и косые валы 1,5м. Осмотр по левому берегу. Заход по центру, на выходе идти между валом и правым берегом.
Далее река (в отличие от изображения её на лоции) сильно петляет.
386-388 км – пр.52 – цепь шивер за устьем правого ручья. Вал 1,5м, прижимы.
396-398 км – пр.53, 54 – каньон "Два ручья" (фото 65). Начинается порогом после правого поворота. Слева и справа впадают ручьи.
Порог "Два ручья" – пр.53 (схема 8). Порог начинается перед каньоном, а заканчивается уже в нем самом. Вход в каньон сужен валунами до 12-15м. В сужении слив с последующим валом 1,5м, затем через 25-30м ещё один слив, крутой, с косым двухметровым валом за ним. Дальше подсос воды под скалы правого берега. Отсюда стенки высотой 10-15м по обоим берегам на протяжении 2 км. Длина порога 150-200м. В каньоне – водовороты. Осмотр – с левого берега. Страховка – с левого берега. Первый слив проходили по центру, смещаясь влево. Второй = по левому краю, ближе к скалам левого берега.
Порог – пр.54: на выходе из каньона сужение 6-8м. Правый берег – бом, левый – крупные камни. В сужении слив 1,5м. За каньоном 3-4 км относительно спокойно.
402-403 км – пр.55 – несложный каньон. На входе левосторонний прижим без отбойного вала. В каньоне – перемещение струй, вал до 1,5м в нижней части. Частичный осмотр каньона с левого берега. Высота стен 15-20м.
406-408 км – пр.56, 57 – каньон "Кекемеренский". Начинается и заканчивается ступенями-порогами. Длина каньона 2 км. Перемешивание струй. Осмотр – по правому берегу. Вход в каньон – два прямых слива шириной 6-8м, образованных в сужении между бомом левого берега и крутой осыпью правого – пр.56. В каньоне высота стен 20-30м. К концу каньона она понижается до 5-10м.
Порог "Кекемеренский-2" – пр.57 (схема 9) – в сужении до 5-7м на выходе из каньона. Струя ударяется о выступ левого берега, образуя крутой узкий слив с последующим прижимом к скале правого берега. Проходили порог 57 так же, как и весь каньон, по центру.
Перед самым устьем Кекемерена на правом берегу расположен пост гидрологов (палатки и флагшток с красным флагом хорошо видны с воды). Вода в Кекемерене чистая, питьевая. После устья Кекемерена Нарын снова поворачивает на запад. Его скорость здесь около 10-11 км/час. До посёлка Учтерек остается 80 км. Перепад высот на этом участке 340м. Чистое ходовое время 7,5 часов. Первые 15 км – это сплошная цепь шивер. Постоянные прижимы, вал. Встречаются несколько каньонов. Вал в шиверах 2-2,5м. Поэтому выделение из этой цепи шивер препятствий 58-61 довольно условно. До Камбаратинского каньона (до него от устья Кекемерена 5 часов чистого ходового времени) почти все препятствия (кроме пр.60) можно проходить с ходу, но нужно быть очень внимательными.
415-417 км – пр.58 – шивера с валом до 2м.
421-424 км – пр.59 – цепь шивер. Бочки.
429 км – пр.60 – мощный порог (фото 71-72). Русло сужается, и в сужении слив. За ним прямые валы до 2-2.5м, однако они – пологие. Осмотр – по правому берегу.
Далее долина расширяется.
431-434 км – пр.61 – цепь шивер с валами 2,5м. Придерживаться левого берега.
439-441 км – пр.62 – шиверы. Пологие валы до 2-2,5м.
446-448 км – пр.63 – шиверы, прижимы, вал до 2м.
До каньона "Камбаратинский" дальше серьёзных препятствий нет.
469-473 км – пр.64, 65 – каньон "Камбаратинский" (фото 73-75). Очень мощные препятствия. Вал до 3-3,5м, есть сливы до 1,5-2м (правда, пологие). Особенно сложны пороги 64, 65 и 65а. Каньон VI к.с. Начинается резким сужением после островков ниже устья р.Толук на левом повороте. Ориентир – сужение долины, резкий уклон русла. На высокой террасе правого берега небольшое деревянное строение. Вокруг него остатки активной в прошлом деятельности человека – трубы, проволока и пр. Как мы поняли, это следствие неудачной попытки строительства в этом месте Камбаратинской ГЭС (несмотря на всевозможные сообщения, что она строится). Сложность препятствий в каньоне нарастает постепенно. На входе валы до 1,5м, водовороты. Затем уклон возрастает, растёт скорость течения. Обилие воронок, прижимов. Вода внезапно вскипает буграми до 1,5м и более. Много уловов, где можно легко причалить к берегу и надёжно подстраховать с воды. Нижний участок каньона несколько проще. Длина каньона 4 км, ширина часто 7-10м, высота стен 10-15м. Осмотр каньона по тропе правого берега. Прохождение каньона – с обязательной взаимоподстраховкой судов. Береговая страховка на правом берегу после пр.64 и в конце каньона.
Порог "Камбаратинский-1" – пр.64 (схема 10). Расположен в 600м от начала каньона. Длина порога 100м. Очень серьёзное место. Перед порогом вода успокаивается. В пороге – крутой слив 2,5м. За сливом через всё русло огромный вал 3,5м, но без пенного гребня. Далее идут также высокие валы. Затем на протяжении 150-200м вода мечется между стенками. Воронки. Страховка – с правого берега ниже порога, а также с воды. Проходили по центру.
После порога спокойный участок 500м, но имеются водовороты.
Порог "Камбаратинский-2" – пр.65. Начинается на правом повороте за останками подвесного моста. На входе в правой части русла – пенная яма. В центре слив с последующими валами 2,5м. Затем на протяжении 100м – ямы, бочки. В конце порога – сужение русла бомом левого берега. И большой улов. А затем каньон кончается. Заходили в порог по центру слива, затем смещались к правому берегу, уходя от валов в центр. Страховка с воды и береговая в конце каньона на правом берегу.
473 км – порог 65а. Начинается на левом повороте. Хаотичный вал до 3-3,5м. Перед порогом на правом берегу дом. Разведка и страховка – с правого берега. Проходили по центру.
До пос.Учтерек остаётся 2 часа сплава.
474-477 км – пр.66 – мощные шиверы. Жёсткий вал до 2м, в русле отдельные камни. Проходили по основной струе.
478-481 км – пр.67 – шиверы.
Затем Нарын выходит в Кетмень-Тюбинскую котловину, но бежит до пос.Учтерек достаточно быстро. В Учтереке всего несколько домиков, почты нет. Сплав закончили сразу же за автомостом дороги Фрунзе-Ош, причалив к правому берегу.
9. Итоги, вывод, рекомендации |
- Впервые пройден семикилометровый каньон "Нарынские водопады" (без начального полукилометрового участка). Также пройден входной участок Гудимовского порога.
- Таким образом, на р.р.Большой Нарын и Нарын остался непройденным лишь 3хкаскадный водопад в самом начале каньона "Нарынские водопады". Как утверждали наши предшественники (в частности, Г.В.Кузнецов), "водопад абсолютно непроходим в любую воду для любых судов". Мы с самого начала приняли за аксиому эту оценку Кузнецова, поэтому о возможности прохождения водопада у нас даже мысли не возникало. Мы рассматривали водопад с большой высоты (около 300м), откуда в принципе нельзя было судить о его проходимости или непроходимости. Однако возможно, что на очень хорошем судне и при очень большом желании пройти водопад удастся.
- Наиболее сложные препятствия Нарына - (1)вторая ступень порога "Семёновские ворота", (2)Гудимовский порог, (3)Малый каньон, (4)Большой каньон, (5)Камбаратинский каньон – относятся к VI категории сложности. Самое большое впечатление на группу произвело прохождение первой половины Большого каньона.
- В связи с очень сложными (даже при наличии правильно оформленных пропусков в погранзону) взаимоотношениями туристов с представителями погранотряда, всем последующим группам рекомендуется начинать сплав вне погранзоны – с каньона "Нарынские водопады" на Большом Нарыне.
Комментарии