8 января 2013

Маршрутная книжка № 0-227-04

Руководитель: Ковалевский Евгений Александрович
Адрес: 634021 г. Томск, пр. Академический 2\1, ИФПМ СО РАН
Тел.(3822) 49-10-73 дом., 26-22-23 раб.
Зам. руководителя:

Захаров Олег Михайлович
Адрес: Новокузнецк, К.Маркса 8А-32
Тел. (3843)42-19-31
e-mail: bublic@list.ru

Западно-Сибирская маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что маршрут имеет ____ категорию сложности. Путешествие может быть зачтено руководителю и всем участникам.

Содержание

8. Описание реки Арун
9. Таблица определяющих препятствий
10.Основные события, факты и итоги экспедиции
11. Карты и лоции реки Арун (приграничный участок = верхние каньоны)

1. Общая информация

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной частиПродолжительность, днейСрок и место проведения
Водный6Пешком-70 кмОбщая 53Ноябрь-декабрь 2004 г.
Сплав 120 км АрунПешком 8
40 км Бхоте КосиСплав 34

2. Список участников

Руководитель:
Ковалевский Евгений Александрович
Адрес: 634021 г. Томск, пр. Академический 2\1, ИФПМ СО РАН
Тел.(3822) 49-10-73 дом., 26-22-23 раб.
"http://tourism.trecom.tomsk.ru" rel="nofollow"
"http://museum.trecom.tomsk.ru" rel="nofollow"

Зам.руководителя:
Захаров Олег Михайлович
Адрес: Новокузнецк, К.Маркса 8А-32
Тел. (3843) 42-19-31
e-mail: bublic@list.ru

№ п/пФ.И.О.Год рожд.ГородПоходный опыт
1.Ковалевский Евгений Александрович06.05.1957г. Томск, ИФПМ СО РАН, канд. техн. наук
Президент Томской Ассоциации рафтинга
р. Каа-Хем 5к.с.
р. Чуя-Катунь 5к.с.
6.Захаров Олег Михайлович1966г. Новокузнецк
Директор Фонда развития экстремальных видов спорта «Грань-Экстрем»
р. Чаткал 5к.с.

1г. Новокузнецк – г.Новосибирск
г. Томск - г. Новосибирск
транспорт друзей
2самолетг. Новосибирск – г. Ташкент –5 часов в транзитном зале аэропорта г. Ташкента
г. Дели – г. Катманду8 часов в транзитном зале аэропорта г. Дели
3микроавтобусг. Катманду – Borderland Resort (начало сплава) – г. Катманду2-хдневный сплав по р. Бхоте-Коси
4самолетг. Катманду – п. Тумлингтар80 $ с человека + груз (1кг – 0,5$)
5автомобильп. Тумлингтар – чекпост за п. Кхандбари100 $ за 2 старых джипа и 20 км постоянного подъема в гору
6самолетп. Тумлингтар – г. Катманду
7самолетг. Катманду – г. Дели –1 ч. 30 мин. до Дели
г. Ташкент – г. Новосибирск3 ч. до Ташкента
2 ч. 30 мин. до Новосибирска
за перелет Новосибирск – Катманду – Новосибирск за 6 билетов с разными скидками отдали 6000 $
8г. Новосибирск - г.НовокузнецкТранспорт друзей
г. Новосибирск – г. ТомскАвтобус

4. Курс валют

1. 1 доллар США - 28 рублей
2. 1 доллар США - 70 непальских рупий

5. О реке и маршруте

Общая смысловая идея похода, его необычность и новизна

Арун - река, знакомая нам давно как одна из самых серьезных сплавных рек мира.
К ней, с разной идеологической подоплекой, давно подбирались и кузбассовцы (с 1996 года) и томичи (с 1998 года).
Кузбасс:
Весной 1996 года была организована Кузбасская Гималайская экспедиция на пятую вершину мира - Макалу (8463). Также кузбассовцами была предпринята попытка сплава на катамаранах ("двойке" и "четверке") от нижнего Нумского моста - места, где тропа в базовый лагерь Макалу пересекает Арун. Сплав чуть было не закончился трагически, многое пришлось обнести, но река нам понравилась и запомнилась. После 1996 года кузбассовцы неоднократно бывали в Непале, сплавлялись по Хумла-Карнали, Бхоте-Коси, Дудх-Коси, Трисули, Сун-Коси, Тамуру, ездили в Тибет на несостоявшуюся из-за запрета китайских властей разведку Тсангпо (Брахмапутру), но пути наши все время вели на Арун: в 1998 году, не имея достаточного времени, занесли "бублик" до порога "Длинный", в 1999 году начали сплав на "бублике" и двух каяках выше второго завала, в 2002 году занесли рафт и каяк к "Трезубцу". Все это время нас преследовала мечта сплавиться от Непало-Китайской границы - 40 километров выше слияния Аруна с правым притоком Барун - места начала сплава рязанской команды (рук. Шагаев Дм.) осенью 1996 года, а также тех немногих (1 раз в 2 года) иностранных экспедиций.
Томск:
Томские рафтеры обрабатывали непальские реки с 2001 года в рамках четырехлетнего проекта "Сибирь - Гималаи: на плотах с Эвереста 2001-2004". В спортивные задачи проекта входило прохождение за четыре года десяти гималайских рек с промежуточной кульминацией в 2003 году, когда было совершено первопрохождение в классе двухместных катамаранов на катамаране "кулик-макси" по реке Дудх Коси. Тогда стартовали от озера Чола Тсо на высоте около 5000м. Прохождение было в высшей степени драматичным, но томская двойка выполнила нетривиальную задачу, пройдя большую часть верхней Дудх-Коси. Нижняя часть Дудх Коси была пройдена на катамаране "кулик-макси" и "бублике", изготовленным К. Эриксоном. В сплаве участвовали непальские рафтеры Санкар Кумар Шреста и Набарадж Риджал, профессионально работающие в компании "Mountain River Rafting". Кульминация проекта была запланирована на завершающий год проекта - 2004г. - самая суровая Гималайская река Арун. Было мощное желание стартовать от истоков Аруна прямо от границы Непала с Китаем. Включать элементы первопрохождений стало потребностью души. 40 неизвестных, никем не пройденных и даже неразведанных километров в глубочайших каньонах манили неизведанностью и непорочностью.
Томск-Кузбасс:
Пути дружественных регионов и единомышленников по экстремальному рафтингу и дружбе с рекой сошлись в 2004 году для выполнения этой потрясающей задачи - сплав по могущественной реке Арун с первопрохождением верхних приграничных каньонов.
Энди Зоммер, немецкий каякер, с группой товарищей осенью 2003 года предпринял попытку сплава от Баруна, но их команда не дошла даже до Ламобогара - ушли много ниже - за Нумские мосты. Забегая вперед - в начале 2005 года мы встретились с ним в Катманду и много говорили об Аруне, тем более, что Энди в конце января 2005г. с друзьями собрался добраться до Киматанки (граница) и попробовать пройти Арун на каяках, зная, что там еще никто не сплавлялся. Посмеялись вместе, что опередили его на пару месяцев, но у нас каяков не было…
Весной 2004 года, на соревнованиях "Мажой-ралли2004", организуемых Александром Проваторовым, мы, Евгений Ковалевский (Томск) и Олег Захаров (Новокузнецк) договорились объединить усилия в поисках средств и формировании совместной команды для организации экспедиции, названной нами "Томск-Кузбасс-Непал-2004". Это объединение было символично еще и тем, что, три года ранее, томичи и кузбассовцы, наши друзья, совместно провели экспедицию на Эверест со стороны Тибета. К осени 2004 года мы определились со снаряжением, выбрав "бублик" конструкции Константина Эриксона и специально сконструированный Анатолием Куликом для нашего путешествия двухместный катамаран "Арун", определились с командой, финансами и маршрутом, запланировав подняться максимально вверх по Аруну, до Непало-Китайской границы. Друзья из Непальской туристической компании "Mountain River Rafting" обещали помочь с разрешениями (все-таки граница), мы ж еще рассчитывали на нестабильную ситуацию в стране: в последний наш приезд в Непал мы узнали, что в поселке Кхандбари (начало треккинга в верховья Аруна) фактически королевская власть заканчивается - дальше по тропе ни блокпостов с солдатами, ни чекпостов с полицией, ни пограничников нет - только повстанцы-маоисты. Соответственно, можно пройти с носильщиками до границы, не опасаясь быть остановленными официальной властью.
Насколько хуже неофициальная власть в лице повстанцев-маоистов, мы узнали позднее при выполнении маршрута.
Теперь о самой реке и особенностях, связанных с ее прохождением.
Арун берет начало в Тибете, собирая свои воды с северных склонов восьмитысячников Эвереста, Лхотзе и Макалу, затем, пересекая Главный Гималайский хребет грандиозным ущельем, несет свои воды в священный Ганг, на равнину, и далее в Индийский океан.
Основную подпитку реке дают южные склоны гор, подверженные воздействию летних тропических муссонов. Среднегодовой уровень осадков Восточного Непала, где проходила активная часть экспедиции, составляет более 3000 мм/кв.м, а местами доходит до 6000 мм/кв.м.
Наиболее сильный прирост расхода воды в Аруне происходит на участке Нум-Тумлингтар, где на 47 км он увеличивается в два раза. В течение года осадки распределены неравномерно, что очень сильно отражается на расходе воды по месяцам:

месяц123456789101112
средний расход11011014019027061011001100830410200140

Муссонный период начинается в конце мая и заканчивается в конце сентября, начале октября.
Мы выбрали поздний послемуссонный период, рассчитывая на средний и ниже среднего уровень воды для нашего сплава, надеясь на то, что в верхних, труднопроходимых по берегу каньонах реки, появятся участки спокойной воды, более выраженные улова, необходимые для чалки наших судов. Таким образом, использовав общее падение уровня воды в реке, дойти до участка уже известного нам Аруна.
Разрешение на сплав неосвоенных еще участков рек можно получить через непальские туристические компании, которые, в свою очередь, обращаются за необходимыми бумагами в Ассоциацию рафтинга Непала и Министерство туризма. На коммерческие участки рек пермиты (разрешения) сейчас не нужны - достаточно заплатить компании за транспорт, заказ билетов и, если нужен, за гида-проводника. Треккинговые пермиты, кстати, тоже отменены, сбор взимается только за посещение национальных парков - все более-менее интересные места в непальских Гималаях как раз такие парки.
Насколько нам известно, сейчас практически никто не оформляет разрешения на сплав, пользуясь нестабильной ситуацией в стране и отсутствием контроля за туристами вне пределов Катманду. Мы разговаривали и с каякерами, занимающимися первопрохождениями притоков основных рек и притоков этих притоков, и непальскими гидами, которые редко, но ходят в подобные небольшие экспедиции с клиентами - никто не оформляет никакие бумаги. Но у нас все обстояло иначе. Дело в том, что Женя Ковалевский, совместно с Российским центром науки и культуры в Непале, осенью 2003 года, после успешного прохождения Дудх-Коси от истоков, практически от базового лагеря Эвереста, провели пресс-конференцию с ведущими СМИ Непала по итогам экспедиции. После этого наши друзья из "Mountain River Rafting" имели серьезные проблемы с Министерством туризма, вопрос стоял вплоть до лишения лицензии. Кроме того, желая распространить информацию на английском языке на профильные международные сайты, мы вынуждены были все делать официально, чтобы не лишиться права дальнейшего посещения королевства Непал.
Поэтому, чтобы попасть в верховья Аруна, мы были вынуждены получать разрешения, а также, навязанного нам так называемого "офицера связи", в обязанности которого входил контроль за нами на всех этапах экспедиции. Наши друзья постарались максимально снизить то финансовое бремя, которое дополнительно ложилось на наши плечи. Также мы оплатили по 20$ с человека за пребывание в Makalu-Barun National Park. Что интересно, и офицер связи, и представитель Непальской Ассоциации рафтинга посоветовали спрятать нам все разрешения подальше, и ни в коем случае их никому на маршруте не показывать, во избежание проблем с повстанцами-маоистами.
Более того, офицер связи категорически заявил, что с нами в экспедиции его гарантированно расстреляют партизаны как представителя официального правительства,, которое они не признают, и что ему для отчета необходимы билеты на самолет "Катманду-Тумлингтар-Катманду" (но он туда не полетит), а также фотографии команды и его в сплавном снаряжении, с "бубликом" и катамараном, на крыше отеля. Все эти требования,, абсурдные на наш взгляд, мы выполнили.
Кстати, опасения его далеко не были лишены основания, как потом оказалось.
Время, необходимое на оформление бумаг в Министерстве туризма, мы потратили на обзорную экскурсию по Катманду, и на тренировочный сплав по интересному участку Бхоте-Коси, использовав рафт, каяк и буги-бот (пластиковую доску для сплава).
Политическая ситуация в Непале, вооруженный конфликт Королевских войск с повстанцами-маоистами постоянно вносит корректировки в ранее рассчитанный план экспедиции. Мы собирались на нанятом автобусе за ночь добраться до Хиле и оттуда выдвигаться вверх по Аруну с караваном носильщиков, также планировали и выбираться с реки - сплавившись до Чатры, вызванным из Катманду автобусом уехать в Катманду.
Но…,
во-первых, быстро на автобусе сейчас не поедешь - огромные пробки на дорогах из-за постоянных проверок всего транспорта (в том числе и автобусов) на многочисленных блок-постах, так называемый "Корбу" - комендантский час на всех междугородних дорогах страны - с 23.00 до 05.00 часов утра запрет на движения любого транспорта,
во-вторых, маоисты с 15 ноября объявили блокаду единственной дороге вдоль реки Трисули, связывающей долину Катманду с низменной частью страны, и, соответственно, с Индией, откуда идет автотранспортом наибольший поток грузов в столицу Непала. Весь транспорт, движущийся по дорогам вопреки объявленной блокаде, партизаны останавливают и уничтожают. Мы видели кадры государственного телеканала страны "Nepal One" - десятки сожженных автобусов и грузовиков, толпы людей, бредущих в Катманду вдоль Трисули. Туристы вынуждены теперь, отказавшись от автотранспорта, летать местными авиалиниями, даже в долину Покхара и Читван.
Блокада Катманду закончилась лишь в канун Нового года, так, что мы вынуждены были лететь в Тумлингтар и обратно самолетом, что повлекло значительные дополнительные расходы, особенно если принять во внимание 400 кг груза, имеющегося с собой.
Рязанская команда отмечала 8 лет назад (1996г.) отсутствие достаточных сведений о верхнем Аруне, ошибочное мнение в том, что реки Непала пройдены и хорошо изучены.
За это время мало что изменилось. Никаких дополнительных сведений, кроме отчета рязанцев (от Баруна), нам собрать не удалось. По словам наших друзей и свидетельству местных жителей вдоль верхнего Аруна, выше правого притока Барун никто не видел человека с веслом. Отчет рязанцев нам, конечно, помог, хотя многое не сходилось. Здесь нужно учитывать другой уровень воды и то, что за 8 лет река изменилась. Да она, судя по свежайшим селевым выносам, часто встречающимся, практически каждый год меняется. Так, например, между Нумскими мостами у рязанцев 3 порога, мы же насчитали 9. Некоторые из них образованы свежими оползнями как с правой, так и с левой стороны, перед порогами есть небольшие подпоры воды. "Трезубец", один из последних мощных порогов Аруна, превратился в "Двузубец", благодаря мощному селевому выносу из правого ручья в начале порога. Каньон выше Баруна в двух местах перекрыт гигантскими оползнями этого года, с длинными озерами-подпорами и мощнейшими селевыми порогами-прорывами ниже.
Зная мощь среднего участка реки, предполагая сложность возможного первопрохождения от границы, решили использовать "Бублик" и специально изготовленный под эти условия катамаран-двойку "Арун" фирмы "Кулик". Все участники сплава имели достаточный, очень хороший опыт, в том числе, полученный в Гималайских путешествиях.
Несмотря на все это, мы имели на воде несколько критических, да и просто опасных ситуаций, закончившихся благополучно не только благодаря слаженным и умелым действиям команды, а также благоприятному стечению обстоятельств, удаче, которая, можно с уверенностью сказать, оглядываясь назад, нам сопутствовала.
Практически по всем участкам реки, тем более, выше Баруна, страховка с берега или затруднена, или невозможна. Человек в спасжилете, наверняка не выплывет. Шансов спастись из фатального потока, прорывающегося вниз сквозь нагромождения камней и обломков скал, практически нет. Разведка, осмотр препятствий, затруднены. Также в каньонах много скальных бомов, заросших джунглями, изобилующими колючими растениями и переплетенными лианами. Тропа идет в 700-800 метрах от реки, но это по высоте. Чтобы выбраться на нее, затрачивали много времени, прорубаясь "кукри"-ножами вверх по достаточно крутому склону.
Продукты купить в этих местах очень сложно, стоят они многократно дороже, чем на нижнем участке реки, выбор их скуден: сверхдорогой несладкий тростниковый сахар, мелкий картофель, китайская лапша, куры по цене поросенка.
Несмотря на то, что еще в России мы были готовы и знали о предстоящей встрече с маоистами, несмотря на предупреждения Чрезвычайного и полномочного посла России в Непале господина Назарова Валерия Вартановича, затянувшимся контактом с партизанами во время экспедиции мы были поставлены в весьма затруднительное положение. Мы связываем это с практически полным отсутствием туристов в этом районе страны, и соответственной бедности местных маоистов, собирающих дань лишь с жителей этих мест. Так называемый "тикет", украшенный серпом и молотом с благодарностью за пожертвование на революционную войну, дешевле всего стоит в самом посещаемом месте Непала - тропе к Эвересту, и составляет 1000NR (непальских рупий с человека), на тропах к Макалу и Канченджанге "тикет" стоит соответственно 5000NR и 7000NR. Здесь же, в верховьях Аруна, маоисты хотели забрать у нас все более-менее ценное, включая и ненужные им каски и спасжилеты.
Первая встреча с ними произошла у нас в поселке Хатия. Угрозой забросать гранатами они остановили наш караван носильщиков и у нас начались тяжелые трехчасовые переговоры, с чаем и совместным фотографированием на фоне красных флагов, лозунгов и портретов председателя Мао. Им немного импонировали наш рассказ о России (бывшем СССР), комсомольские билеты, удостоверения дружинника и ударника коммунистического труда. После того, как мы сделали подарки, включая дорогой нож, мы двинулись далее.
Но неделей позже они выслали вслед за нами вооруженный отряд, который встретился нам в районе Чамтанга. Мы уже расставили страховку и видеосъемку, "бублик" готовился к старту в серьезный порог, Костя Стратейчук уже пристегнулся, а Василий Шашков сматывал чалку, готовясь запрыгнуть в свое колесо "бублика". В это время из джунглей появилось 14 боевиков, наставивших на ребят дула карабинов и кремниевых ружей - крайне неприятные ощущения.
Настроены они были решительно - 5000$ и фото-видеоаппаратура, часы, ножи, все тому подобное. Аргументы приводили такие: мы покупаем кур, лапшу и сахар, значит, у нас деньги есть, так мы должны были отдать деньги на борьбу, а нам, как друзьям, дали бы рису. А так мы обманули их, говоря о сложном финансовом положении.
Маоисты угрожали расстрелять нашего проводника Санкара, а также двоих участников, которые находились на разведке каньона ниже Хонггонга, которые на тот момент уже были привязаны к реке, контролируемые боевиками как заложники.
Найти компромисс в этой ситуации было очень сложно. На них подействовал вопрос: вы коммунисты или грабители? Забрав часть аппаратуры, они предложили встретиться через несколько дней в Хатия, чтобы обговорить сложившуюся ситуацию с их лидером-маоистом Орумом.
В дальнейшем, постоянно на фоне прохождения сложнейших порогов, тяжелых обносов непроходимых участков, происходили встречи с повстанцами-маоистами, с долгими переговорами, и т.д., и т.п., все это было достаточно тяжело морально.
Встретиться с Орумом в назначенный день не удалось - мы, измотанные долгим тяжелым путешествием, уже на тот момент просто опоздали в Хатия на два дня, но и партизан там не было уже неделю. Все их маленькие группы объединились в большой отряд, который выдвинулся к поселку Бублингтар, чтобы принять бой с отрядом королевского спецназа, который проводил рейд в этом районе.
Встреча с Орумом и его телохранителями произошла уже позже, в районе поселка Ува. Олег Захаров, с тремя носильщиками, общался с лидером маоистов более часа, и итогом разговора стало обещание заменить, по возможности, отобранный дорогой фотоаппарат на более простую модель и письмо к другим маоистам, чтобы больше нас не трогали. И на том спасибо.
12 декабря (ночуя на тропе ниже поселка Хонтгонг) мы устроили общее собрание команды с повесткой дня: "Что же дальше делать?" Все понимали, что, имея обратные авиабилеты на 23 декабря, сплав продолжить нереально - нужно, банально, оставив здесь снаряжение (носильщиков с нашим грузом маоисты наверняка не пропустят), уходить с реки пешком, пытаясь в срок добраться до Катманду. И еще неизвестно, успеем ли. На тот момент денег, чтобы всем улететь из Тумлингтара на самолете, не было - мы оплатили автобус "Чатра - Катманду", да и непонятно, как будет с партизанами, на какие действия, по отношению к нам, они могут пойти. Один из наших носильщиков, Пемба Шерпа, несколько дней назад был найден мертвым в ущелье ниже тропы. Может, сорвался, а может, и помогли. Мы расплатились с основным составом носильщиков, и они двинулись обратно в Тумлингтар. Как он сорвался на тропе, по которой ходил всю свою жизнь, не видел никто. Мы, жители равнин, проходили в том месте неоднократно.
Решение собрания - с реки не уйдем. Пусть задержимся здесь еще на две недели, пусть Новый год в Непале и дополнительные финансовые траты, Арун забрал столько сил, нервов и времени - отступать просто нельзя.
Было решено отправить Санкара в Тумлингтар с информацией в "Mountain River Rafting". Он позвонит и сообщит, что мы задерживаемся, нам нужен перенос даты вылета из Непала, чтобы прислали из Катманду еще весел и денег (позвонят друзьям в Россию).
Единственное, Геннадию Мазневу надо было возвращаться домой в срок - буквально за несколько недель до начала экспедиции он стал отцом и его дома ждали жена и маленький ребенок.
Решили, что он закончит сплав на слиянии Аруна и Баруна, оттуда пойдет в Тумлингтар, и улетит самолетом в Катманду.
Все так и сложилось: Гена ушел и вернулся домой в срок. Деньги, весла прислали. Санкар без происшествий все это доставил к месту нашей встречи у верхнего Нумского моста. Когда мы сплавились до второго завала и, разбив лагерь, стали готовиться к его прохождению, пришел наш портер Туба Лама. Мы послали его в Тумлингтар за продуктами - и он возвращался через Бумлингтар. Его рассказ радости не прибавил: в районе поселка идет оживленная перестрелка между солдатами и маоистами. Причем солдаты на левом берегу Аруна, а маоисты - на правом. Так и стреляют друг в друга через реку. Через четыре дня, когда мы дошли до этого места, очередной нашей удачей было то, что бой закончился пару дней назад.
Планируя закончить сплав в Чатре (это три дня по нижнему Аруну от Тумлингтара), мы должны были из этого поселка подтвердить дату для заказного автобуса. Но в Тумлингтаре мы узнали, что блокада Катманду еще не снята и нет никакой возможности воспользоваться автотранспортом. Так что опять самолет. Билеты взять было возможно лишь на третий день.
Разобрали, просушили снаряжение, вели долгую дискуссию с родственниками погибшего портера Пембы Шерпа - они требовали 2000$ на кремацию, познакомились и подружились с солдатами и командирами военного гарнизона в сильно укрепленном блокпосту аэропорта Тумлингтара. Играли с солдатами в волейбол - прямо в военном городке. Нас любезно пригласили в гости. Международный матч с сотней вооруженных автоматами и пулеметами болельщиков мы проиграли со счетом 1:2, но не расстроились, потому что у соперников к нам было самое доброжелательное отношение. Кстати, командир отряда спецназа Сита рассказал удивительный случай - несколько дней назад, во время боя у поселка Бумлингтар подкравшаяся женщина (в маоистских рядах довольно много представительниц "слабого" пола) бросила гранату. С него сорвало часть одежды, двух солдат рядом убило, но Сита не получил даже царапины. Нас предупредили, что в Тумлингтаре в 19-00 наступает комендантский час, никто не выходит из своих домов. В это время сильные туманы ночью и наутро, и рядом с аэропортом можно вполне получить пулю от бдительного часового. Когда наш самолет оторвался от взлетной полосы, мы вздохнули с большим облегчением - все закончилось. Видимость за бортом прекрасная - отчетливо вырисовывались Макалу, Чамланг, Барунтзе, пик 5 и 6 и, конечно, долина верхнего Аруна - доведется ли снова побывать здесь когда-нибудь?
Маршрут очень серьезный. И на нем еще остались белые пятна, закрывать которые тем, кто придет после нас. Препятствия на верхнем Аруне потенциально проходимы, но требуют много времени на разведку и страховку. Плотность их высока, на раскатку места нет. Крупным судам типа больших плотов или даже катамаранам-четверкам достаточно сложно будет маневрировать в таком сильно засоренном глыбами и скальными обломками русле.
По среднему и выше среднего уровня воды (не говоря уж о муссонном паводке) значительно уменьшится количество мест для возможной чалки, многократно возрастет скорость течения, усложнится разведка по берегам реки.
Полное прохождение реки Арун можно планировать, разбив путешествие на два этапа: сплав в Тибете от базового лагеря Эвереста (ледник Ронгбук) до границы с Непалом, а затем, вернувшись в Непал, подниматься вверх по Аруну до Киматанке. Оформить необходимые документы на пересечение Непало-Китайской границы в этом районе, как нам объяснили, практически невозможно из-за отсутствия пограничных и таможенных постов как с одной, так и с другой стороны.
Несмотря на все наши злоключения, путешествовать в Непале можно, и успешное завершение нашей экспедиции тому подтверждение. Нужно только приспосабливаться под местные условия, сдерживать себя, не идти на явный конфликт с маоистами, пытаясь договариваться. Терроризм, к которому мы уже привыкли с экранов телевизоров и страниц газет, добрался и до этого затерянного в горах Гималайского королевства. Но это Главный Гималайский хребет, высочайшие вершины нашей планеты, Мекка международного туризма…
И пусть прошла уже эпоха Великих географических открытий, здесь каждый может найти и покорить свой не взятый Эверест.

6. Пеший подход

Треккинг от поселка Тумлингтар до пограничного селения Киматанка занял у нас десять дней. Подъем от Тумлингтара до Кхандбари, и немного далее, в сторону перевала к поселку Чичила мы преодолели за два часа на паре нанятых джипах, вместе с грузом и восемью носильщиками. Несмотря на сложную политическую обстановку потихоньку ведется строительство автодороги в Нум при финансовой поддержки соседнего Китая.
Практически до Баруна - отличная тропа, местами омрачаемая затяжными спусками и подъемами, особенно, после Нума и перед Ламобогаром. Ночевать можно, договорившись, в домах вдоль тропы, не ставя палатки, там же готовить пищу и себе, и портерам. Из Тумлингтара в Буглин мы отправили одного носильщика с каяком и запасом продуктов, все это он оставил в одном из домиков. Так же часть продуктов, распределив, мы оставили в селении выше второго Нумского моста и на слиянии с Баруном, освободившись таким образом от двух носильщиков.
На Баруне портеры сообщили нам, что далее до Хатии тропа вдоль Аруна разрушена, им с грузом (тем более, с веслами и трубами для "бублика") не пройти, большой риск сорваться. А мы и без груза не пройдем. Путь в Хатию сейчас другой - в два раза длиннее, и набирать, а потом сбрасывать почти полтора километра по высоте. Нам это крайне не понравилось, решили пробовать идти низом, тем более что местами можно просмотреть реку.
Договорившись о встрече в Хатии поздно вечером и взяв на всякий случай веревку и "железо", расстались с носильщиками. В двух местах тропа действительно была сильно разрушена оползнями, движение было затруднительным, но веревкой пользоваться не пришлось. Зато во всей красе рассмотрели первый селевой прорыв. Ночевали в Хатии. Интересное селение - все построено из камня - дома, заборы, мостики. Вечером, уже в сумерках, пришли изрядно уставшие портеры. От Хатии долгий, изнуряющий подъем, и далее, до самой Киматанки, тропа идет в 700-800 метрах от реки, не спускаясь к ней, но и не поднимаясь вверх, на хребет.
На ночевке в районе Хонггонга (поселок гораздо выше по склону) приняли решение разделиться. По карте есть верхняя тропа в Киматанку, она как бы короче. Основная группа, по нашему плану, продолжает двигаться с носильщиками тропой вдоль реки, а двое участников, поднявшись почти на 4000м, переходят перевал, и, выйдя в Киматанку, начинают движение вниз по реке, просматривая целесообразность и возможность сплава, до встречи с основной группой. Эта двойка не будет привязана к размеренно медленному ходу носильщиков, и мы сможем сэкономить время, и, соответственно, деньги. Путь верхней тропой оказался достаточно тяжелым, тропа часто терялась, местами идти приходилось по колено в снегу. Рассматривая карту, определили, что местами несколько раз пересекли границу. Ребята, сильно уставшие, вышли в Киматанку уже при свете фонариков. Усталость компенсировали китайским пивом, которое купили в единственном магазинчике, там же и заночевали.
Кстати, маоисты ввели сухой закон на подконтрольной им территории. Даже на магистральной тропе в базовый лагерь Макалу невозможно купить пиво и непальский виски. О "чанге" (местном напитке из перебродившего проса) и то с трудом договаривались.
На всем пути от самого Кхандбари нет ни единого "чекпоста" - бывшие здания разрушены, полицейские либо сбежали, либо были убиты. Сразу от Чичилы все дома по тропе и в поселках обязательно украшены красными флагами. В каждом более-менее крупном селении обязательно есть маоист, назначенный партизанами старшим, и ответственный за сбор дани с населения и проходящих носильщиков. Также по тропе в любом месте можно встретиться с вооруженной группой маоистов, передвигающихся по своим делам. Как нам рассказывали, такие отряды не ночуют две ночи подряд в одной деревне. Мы впервые встретились с партизанами на шестой день пути в Хатии, затем встречи были в Киматанке, Чамтанге, Чепуа, на Баруне, в Сигме, Хеданде, Уве, под Нумом.
Носильщики за день пути запрашивали 500 рупий, питались при этом сами. Чтобы их подбодрить на особенно тяжелых переходах, покупали им чанг и дополнительно рис. Идут они медленно - дневные переходы портеров просчитаны давно. Чтобы пройти за день большее расстояние, надо доплачивать.
Если не брать во внимание маоистов, местные жители относились к нам доброжелательно, бывало, угощали грейпфрутами и мандаринами. За все путешествие мы покупали пару поросят, пару овец и с десяток кур - наши носильщики с удовольствием помогали нам в приготовлении пищи. На время всего сплава мы оставили себе двух портеров, молодых ребят из селения Сексила, рядом с Баруном. Они помогали на обносах, в постановке лагеря и на кухне, рубили "кукри" - ножами тропы для разведки. Мы расстались с ними у второго завала, расплатившись и сделав подарки.
Забрасываться на Арун оптимально с Тумлингтара, прилетев туда самолетом. Рядом с аэропортом небольшие отельчики - "Макалу" и "Канченджанга". С их хозяевами можно договориться о джипах в Кхандбари, и они помогут набрать портеров. В этом случае гораздо меньше шансов нанять непорядочных людей.
Вдоль всей реки Арун идет тропа в Тибет. Не всегда легче или короче продвигаться самой верхней или нижней тропой. Лучше если гид посоветуется с носильщиками или местными жителями. Гид необходим из-за знания непальского языка. В стороне от тропы в базовый лагерь Макалу, практически на всем верхнем Аруне почти невозможно найти англоговорящих непальцев. Сложно купить продукты, узнать дорогу или, например, то, что эта тропа дальше опасна, а в той или иной деревне - партизаны.
С вертолетом могут возникнуть проблемы. Это будет достаточно дорого, и сложно договориться. Мы общались с казанскими вертолетчиками в Катманду. С их слов, в таких местах можно вполне получить пулю через небронированное днище вертолета, и случаи такие бывали в последнее время.

7. График движения

24.11.2004Пешком от пос. Нум до пос. Сигма
25.11.2004
26.11.2004Пешком от реки Барун до пос. Хатия
27.11.2004Пешком от пос. Хатия до пос. Хонггонг (на тропе под поселком)
28.11.2004Пешком от пос. Хонггонг до пос. Киматанка
14.12.2004Дневка под. Пос. Хатия
Постройка «бублика»
15.12.2004Постройка «бублика»
Разведка секции «дер. Хатия - прорыв Селевой – р.Барун»
16.12.2004Сплав: прорывы Селевой 1 и Селевой 2
Сплав до реки Барун
Уход с маршрута Геннадия Мазнева (Томск)
17.12.2004Сплав: секция «Река Барун – 1-й Нумский мост» от пор.1 до пор.5
18.12.2004Сплав: секция «Река Барун – 1-й Нумский мост» от пор.5 до пор.8
Обнос пор.7=завал№1, прохождение выходной части пор.7
19.12.2004Сплав: секция «Река Барун – 1-й Нумский мост»
Прохождение пор.8 и 9 = завалы 2 и 3(трек) соответственно
Сплав до 1-го Нумского моста
20.12.2004Дневка на 1-м Нумском мосту. Постройка катамарана
21.12.2004Сплав: Секция «1-й Нумский мост – 2-й Нумский мост»
От пор1 до пор.10, до 2-го Нумского моста
22.12.2004Сплав: Секция «2-й Нумский мост – пос. Бумлингтар (Буглинг)»
От пор.11 до пор.12 = Большой порог = Захар
23.12.2004Стоянка перед Б.Порогом
Прохождение Большого порога катамараном и «бубликом»
Прохождение пор.13
24.12.2004Сплав от пор.13 до пор.21, селекционная станция
Прохождение пор.21
25.12.2004Сплав от пор.21 до пор. 30, пос. Бумлингтар (Буглинг)
Подготовка каяка для сплава
07.01.2005Машина Новосибирск - Новокузнецк
08.01.2005Автобус Новосибирск - Томск

8. Описание реки Арун

Экспедиция "Томск-Кузбасс-Непал 2004" начала спортивный сплав от границы между Тибетом (Китай) и Непалом: от слияния рек Кама Кхола и Пхунг Чу. Местные жители утверждают, что от слияния река получает название Арун. Поэтому можно считать, что первопрохождение началось от нулевой отметки реки Арун. Левый берег р. Кама Кхола - Китай, правый - Непал. Левый берег р. Арун от п. Киматанка до п. Чумсур - Китай. Правый берег - Непал.
Урез воды р. Арун в районе границы Китая (Тибета) и Непала (пос. Киматанка) ~ 2120 м, высота окружающих приграничный каньон гор ~ 3500 м. Тропа в районе пограничного поселка Киматанка идет на высоте ~ 2700м. На протяжении всего участка первопрохождения от п. Киматанка до правого притока р. Арун р. Барун Кхола Арун бежит по дну глубокого ущелья. Средний уклон на порогах и прорывах распределен неравномерно: от 20 м\км до 100 м\км.
Мы назвали участок от п. Киматанка до р.Барун "Приграничный каньон". Протяженность "Приграничного каньона" по реке ~ 40км.

Характеристики р. Арун от п. Киматанка до п. Тумлингтар (110 - 120 км):
Классификация и описание порогов, прорывов и сложных участков приведена для среднего и ниже среднего уровней воды в Аруне во время нашего сплава и дает соотношение сложности препятствий для наших судов - двухместный катамаран "Арун" фирмы Кулик, специально изготовленный для этой экспедиции и плот "бублик". На нижнем участке сплава от пос. Бумлингтар (Буглинг) до пос. Тумлингтар добавилось еще одно сплав. средство - каяк, на котором шел Константин Стратейчук.

Пройденные участки:
1. Киматанский каньон: Пос. Киматанка (высота 2120м у реки, 2360м в лодже у Тенг Чиби Шерпа) - ферма животных Чанбрум (1968м у реки). Длина участка L ~ 5 км
2. Каньон Чанбрум: ферма животных Чанбрум - пос. Чумсур (1870 у реки, 2440 в деревне). L ~ 6 км
3. Чумсурский прорыв: пос. Чумсур - пос. Чамтанг (1680 у реки). L ~ 7 км
4. Чамтангский каньон: пос. Чамтанг - деревня Чепуа (1610 у реки, 2300 в деревне). L ~ 6 км
5. Чепуйский каньон: деревня Чепуа - пос. Хонггонг (1400м у реки, 2220 в деревне). L ~ 5 км
6. Хонггонгский прорыв: пос. Хонггонг - п. Хатия (1200 у реки). L ~ 4 км
7. Секция "Деревня Хатия - Прорыв Селевой - река Барун". L ~ 7 км
8. Секция "Река Барун - 1-й Нумский мост". L ~ 20-25 км
9. Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". L ~ 5 км
10. Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар (Буглинг)". L ~ 25 км
11. Секция "Пос. Бумлингтар (Буглинг) - пос. Тумлингтар". L ~ 25 км

Пройденное расстояние 110 - 120 км.

Плотность и сложность препятствий на реке в Приграничном каньоне - потрясающая. Спокойная вода есть только на участке 300 м от начала реки Арун, и 200 м перед порогом Селевой под поселком Хатия.
В совокупности с сомнительными возможностями выхода из каньона и количеством дней на его прохождение можно оценить сплав как экстремально-запредельный. Между порогами и прорывами, как правило, прогон быстротока всего 20-30 м, реже - 50м. Страховка - крайне затруднительна или вообще призрачна. В случае отрыва человека от сплавсредства - шансов спастись практически нет. Мы затратили на отработку этого участка (40км) три недели.

Киматанский каньон
Сплав на двухместном катамаране "Арун"

От п. Киматанка (слияние р.Кама Кхола и р. Пхунг Чу) за спокойным 300-метровым участком - местный левый поворот.
Порог №1 - "Разминка" 6 к.с. ~ 600-800м - начинается сразу за левым поворотом на правом повороте.
В пороге сливы до 2 м, камни, бочки.
Прошли дважды. При первом прохождении пробило правый баллон. Потеряли два весла. Ремонт с выносом в пос. Киматанка по левому китайскому берегу.. Второе прохождение на следующий день более удачное, но не без проблем. На заходе катамаран вынесло на центральный камень и стало затягивать в узкую щель справа. Гребцы выпрыгнули на камень и сбросили катамаран в левый слив.
Порог-завал №2 некатегорируемый!!! (риск прохождения значительно выше допустимого) ~ 800-900 м., начинается сразу за порогом №1 на плавном правом повороте.
Порог - мощный и длинный. Перед порогом справа - бом, за которым можно зачалиться направо для просмотра. Чуть ниже - бом с левого берега. В пороге №2 на входе огромная скала. Справа и слева есть проходы, сложные для прохождения. Затем идет каскад сливов между камней с турбулентными струями и бочками. Порог можно разделить на три ступени. В первой ступени (длина - 600м) высота сливов на входе 1,5 - 2м, далее 2-2,5м и на выходе из первой ступени в центре водопад 4м. На выходе из первой ступени опасный прижим к правобережному бому.
Перед началом второй ступени слева в Арун впадает ручей. Чалки между ступенями нет. Падение воды во второй ступени усиливается и после череды сливов и бочек между камней - кульминация - мощнейший 8-метровый водопад. Перед водопадом сильный навал на правый камень. Правая струя, идущая правее камня, уходит в каменные разбои и "затычки". Левая струя падает отвесно. Сквозь воду в вертикальном падении водопада просматривается ребро скалы. Очень сложно до нереальности. Смыв человека с катамарана - смерть. Возможно прохождение на "бублике".
Третья ступень порога №2 - огромное количество камней, сливы до 2м. Длина третьей ступени - 200м. Река поворачивает направо и слегка успокаивается.
По правому берегу проблематичный осмотр и сложный, но выполнимый обнос за порог №2. Обнесли катамаран за вторую ступень порога №2, прошли третью ступень, чалка на правый берег.
Порог №3 - 6 к.с., начинается через 500м сложного (5 к.с.) быстротока за порогом №2. (Высота у реки 2040м).
В пороге две ступени. В первой ступени вода разгоняется, траверсируя между камней и оставляя слева гряду камней, перекрывающую 2\3 русла. Затем струя наваливает на правобережный бом и идет под бомом. Слева струя мчится через камни, между которыми узкие проходы, а точнее "непроходы". Струи соединяются и наваливают на полуобливной камень в центре русла. Затем через 70 м жесткого быстротока большое падение воды чередой сливов. Проходили порог в левой трети. Мощно и жестко.
Порог №4 - 6+ к.с., начинается сразу за порогом №3. При малом количестве камней изобилует сливами и бочками.
Порог-завал №5 - 6+++ к.с., начинается сразу за порогом №4 на локальном левом повороте с последующим правым поворотом. В русле огромные скалы, между которыми водопадные проходы. Обнос катамарана по левому берегу.
Порог №6 - "Водопадный" - 6+++ к.с. начинается на локальном правом повороте. На входе большой камень делит русло пополам. Справа и слева сливы с серьезными бочками. Затем в русле скала, справа от которой мощный слив. Дальше струя отжимается к левому берегу большими камнями и падает 4-метровым водопадом в "затычку", образованную скалами. Перед "затычкой" есть шанс уйти вправо, который наша "двойка" реализовать не смогла.На заходе гребцы зашли слева, во втором сливе катамаран поставило носом влево, пока разворачивались вправо, сбросило лагом в водопад. Один гребец выпал из шлей на баллон партнера. Катамаран навалило на запирающую скалу. Оба гребца сумели вылезти на скалу, перебросили катамаран и завершили порог, пройдя два выходных слива.
Порог №7 - 6+++!!! к.с. (риск прохождения значительно выше допустимого), расположен в 150 м за порогом №6. Длина 700-800м. Преодолен был весьма драматично. Разведка порога по левому берегу оказалась невозможной. Бом, джунгли. При перечалке на правый берег не хватило расстояния. Вошли в порог с грузом и двумя пассажирами. Оба пассажира, увидев, что творится впереди, прыгнули с баллонов в середину катамарана и схватились за раму, расклинившись между баллонами. В первом же 3-метровом сливе обоих гребцов смыло с катамарана. Гребцы сумели схватиться за леера и весь порог прошли за бортом. Возможны эти два "якоря" спасли катамаран от "оверкиля". В пороге хаос огромных глыб, мощнейших сливов, турбулентных струй, могучих бочек со встречными валами, огромных пенных "грибов", водопадов до 4 метров. Отрыв человека от сплавсредства - 99 %-ный труп. В какой-то момент быстроток "помягчал", сумели зачалиться на левый берег. Выяснилось, что пробит баллон. Ремонт.
Порог №8 - 5 к.с., расположен в 200м. от порога №7. В пороге можно выделить две ступени. В первой ступени сливы, камни. В центре три камня, между которыми прямой и змеевидный сливы. Через 10 м быстротока вторая ступень. В русле большие камни. В центре широкий проход со сливом в нем. На выходе слева от "языка" бочка. Далее слив переваливает через несколько небольших водных "грибов", вода несется 20 метров несложным быстротоком, на выходе слив со встречным валом.
Порог №9 - 6 к.с., расположен в 200м от порога №8. Порог расположен в скальном коридоре. Мощный турбулентный поток, сливы до 2 метров. Длина 150м.
Порог №10 - 6 к.с., расположен в 150м от выхода из скального коридора. В русле огромные глыбы. В центре в каменных воротах - слив 1,5м сложной вихревой конструкции - весьма неприятный. В сливе скалка. Справа от ворот тоже есть слив, в который трудно попасть, так как перед ним на входе "обливник". "Обливник" надо огибать слева, а потом уходить вправо. Далее русло изобилует камнями и сливами.
Порог №11 - 5+ к.с., расположен на местном левом повороте. В пороге сливы, бочки, камни. Чалка за порогом на правый берег перед порогом №12.
Порог №12- 6 к.с. Длина порога 150м. Высота у реки 1968м. В пороге сильное падение воды, камни, сливы. Можно разделить на две ступени. Слева вдоль порога - бом. Далеко вверху над порогом на высоте 2120 м расположена ферма животных Чанбрум. Туда можно выйти при желании через джунгли, переночевать. Есть выход на тропу. В 150м за порогом справа в Арун впадает ручей, за которым главная петля Аруна поворачивает налево! Это прекрасный ориентир при определении местоположения.

Каньон Чанбрум
Сплав на двухместном катамаране "Арун"

Порог №13 - 6 к.с. - первый порог после поворота основной петли Аруна налево. Порог представляет собой лестницу мощных сливов и бочек по 2 - 2,5 метра. Наиболее мощные сливы расположены в шахматном порядке в центре, на выходе из порога слив 3м. справа от слива струя через косой гребень наваливает на "зуб", выдающийся с правого берега. Завершают порог еще 3 серьезных слива.
Передышка - около 1км быстротока со струёй 4-5 к.с. Попадаются мощные бочки и турбулентные сливы.
Порог №14 - 6+ к.с., расположен на правом повороте. Река делится на три русла. Левое русло сухое. В муссонный период здесь идет смертоносный поток. Справа струя идет по камням, сливам и бочкам. Средняя струя с более габаритными камнями. На входе серьезные сливы, в центре русла камень, который лучше обходить справа.
Порог №15 - 5+ к.с., начинается на правом повороте. В русле большие камни, бочки. В выходной части порога справа огромный бом. В русле продолжаются камни. Разведка затруднена. Проходим порог №15 и заходим в порог № 16 без разведки. Оказался серьезным.
Порог №16 - 6 к.с., расположен под бомом. В русле большие камни, сливы, мощный турбулентный поток. Чалка на правый берег перед порогом № 17.
Порог №17 - 6 к.с.- мощная турбулентная шивера. На выходе из шиверы в правой трети русла мощный водопад высотой 3м. Затем через 150 метров быстротока порог № 18.
Порог №18 - "Водопад" - 6++ к.с. Струя делит русло пополам. Справа турбулентный змеевидный проход. Слева - отвесный чистый водопад около 4м. За водопадом озеро около 70м. За озером начинается порог № 19.
При прыжке с водопада в бочке смыло левого гребца. Катамаран с одним гребцом был пойман "морковкой". Гребец, выпавший за борт, зачалился сам, не потеряв весла.
Порог №19 - 6 к.с. начинается через 70 м от порога № 18. Высота у реки 1900м. Порог сложный, мощный, изобилие камней и скал. Можно выделить две ступени. Вторая - более сложная.
Порог №20 - 6++ к.с., расположен через 50м чистой воды за порогом № 19. Мощный турбулентный поток. На входе слева огромная скала, справа - камни. Вход в порог возможен по центральной струе невообразимо сложной конструкции. Далее в русле несколько могучих сливов с мощнейшими бочками. На выходе - быстроток, в русле огромные скалы. Катамаран прошел в правой трети, на выходе сильно прижало к правобережному бому. Чудом не перевернулись.
Через 50 м быстротока река делает левый поворот. На повороте порог № 21.
Порог №21 - "Непроход" - некатегорируемый!!! Высота у реки 1830м. В пороге можно выделить две ступени. Первая - мощный свал воды в левой трети через горку, усыпанную мелкими и крупными камнями. В правой половине русла вода прорывается и проливается разбоями между больших камней. Вторая ступень - могучие камни, перегораживающие русло. Проходов нет. Обнос катамарана.
Порог №22 - 6+ к.с., начинается через 50 м от порога № 21. Высота у реки 1830м. Ниже порога над рекой висячий лиановый мост. Это отличный ориентир. Высоко над мостом деревня Чумсур. Есть выход из каньона по тропе на высоту более 600 метров над рекой. В деревне можно переночевать.
Длина порога № 22 - 300м. Мощный турбулентный поток со сливами и бочками до 2-3 метров. Много змеевидных шнуровок при огромной мощности струи. Порог заканчивается под мостом через Арун. Чалка на левый берег сразу за мостом.

Чумсурский прорыв!!!
Сплав на двухместном катамаране "Арун"

Порог №23 - 6+++ к.с.- начало Чумсурского прорыва!
Порог № 23 начинается через 50 м ниже моста. Длина порога 600 - 700 метров. Высота у реки 1815м.
Порог выглядит просто ужасно: на локальном левом повороте, на входе в порог - большие камни, вокруг которых бушуют сливы и бочки. Сильное лестничное падение воды. Через 10 м от входа в порог в русле скала. Справа и слева - сложнейшие сливы. Ниже скалы - хаотичное нагромождение камней. Мощнейшие турбулентные сливы, бочки. На выходе русло реки слегка поворачивает вправо. Порог теоретически проходим, но при перевороте катамарана и отрыве человека живым до конца дойти не удастся.
Обнос по левому берегу.
Порог №24 - 6+++ к.с.- Чумсурский прорыв!
Через 30 м от порога № 23 на левом повороте с уходом вправо расположен порог № 24. Длина 150м. На входе несколько метровых сливов между камней. Через 30 метров от захода в порог в русле камень, который делит струю пополам. Слева от камня мощная бочка после слива. Затем турбулентный слив с косой бочкой. Справа от камня крутой желобом слив. За сливом вода пузырится на камне. Перед этим сливом в русле камень, затрудняющий попадание в узкий проход в каменных воротах. Далее через 30 м в русле скала. Справа от скалы река забита камнями. Слева - совершенно жуткий слив сложной конструкции. Риск выше допустимого.
Рискнули пройти. Удачно!
Порог №25 - "Дуршлаг" - 6+++!!! к.с.- Чумсурский прорыв!
Сразу за порогом № 24 начинается порог № 25-"Дуршлаг". Длина 800 м. Изобилие камней, высокие сливы, мощные жесткие бочки. Лестничное падение воды. В выходной части справа - бом. За бомом через 30 метров быстротока начинается не менее сложный порог № 26.
Порог № 25 частично прошли больше из-за экономии времени, чем из-за желания пройти. Обнос по левому берегу входного и выходного участков. Прохождение центральной части - 200м. Тяжелейший обнос по левому берегу.
Порог №26 - "Затравка" - 6+++ к.с. - Чумсурский прорыв!
Порог № 26 расположен сразу за бомом. Мощный свал воды с камнями, сливами, бочками. Сразу за ним на левом берегу обвал гигантских камней. Порог № 26 теоретически проходим, но в случае аварии катамаран и люди попадают сразу в абсолютно непроходимый порог-обвал № 27
Порог №27 - "Обвал" - некатегорируемый!!! (риск прохождения значительно выше допустимого).- Чумсурский прорыв!
Высота у реки 1815 м. Порог образовался недавно из-за обрушившегося высокого левого берега. Огромные скалы на берегу и в русле реки. Порог даже порогом назвать нельзя. Убойное лежбище для слонов. В русле скалы, между которыми водопады, бочки - скорее не бочки, а просто месиво воды, пены и еще чего-то. На входе справа огромная скала, слева от которой высокий жесткий слив с бочкой. Далее снова скала с пологим сливом слева от скалы. Затем вода прорывается через гряду камней, закручиваясь сливами и бочками. Чуть ниже гряды вода собирается в узкий поток и падает трехметровым сливом между двух камней, затем еще один 3-метровы водопад в каменных воротах. На выходе из 1-й ступени огромная скала отжимает поток влево, и река обрушивается 6-метровым водопадом. Через 30 метров быстротока 2-я ступень порога № 27.Мощный турбулентный поток, водопадные сливы с жесткими бочками. Справа бом. Река ненадолго успокаивается.
Тяжелейший обнос порогов № 26 и № 27.
Порог №28 "Ласточкин хвост" - 6+++!!! к.с.- Чумсурский прорыв!
Через 150 метров быстротока за порогом № 27 расположен короткий 70 м порог № 28. Мощное турбулентное падение воды между бомом правого берега и левобережной скалой. На выходе в центре русла скальная плита. Справа от плиты мощный 4-метровый водопад шириной 4м. Слева от плиты - узкая щель, в которую вода ныряет 4-метровым водопадом.
Тяжелый обнос по левому берегу.
Порог №29 - 6+++!!! к.с.- Чумсурский прорыв!
Через 50 метров быстротока начинается длинный порог № 29 - около 1000метров лестничного типа. Высота у реки 1765м. На входе в порог у правого и левого берегов две скалы, в центре русла - полуобливной камень. Справа и слева от камня водопадные сливы. Левый высотой 3м с косой бочкой. Правый - чуть пожиже, но тоже ой-ё-ёй. Затем через 20 метров турбулентного быстротока в русле огромное количество камней. Слева есть заход, но нет выхода. Справа теоретически есть выход турбулентной струёй вдоль правобережных скал через камни, далее узкий опасный проход в желобе под бомом правого берега. Снова водосбросы.
Порог для запоминания можно разделить на три ступени с некоторым подобием ориентиров. Первая - затяжка в скалах, вторая - желоб с непроходом в средней части. Третья-выход длиной 300 метров. Сброс воды по всему порогу идет ступенями по 2 метра.
Тяжелейший обнос!!! Устав обносить, решили средний кусок метров 300 в промежутке между неприятностями и большими неприятностями пройти. Удачно.
После порога № 29 есть возможность срелаксировать и переправиться на правый берег на 300-метровом участке спокойного быстротока. Впереди водопад "Шустрик" № 30.
От водопада можно выйти к металлическому мостку под деревней Чамтанг - около 1 км по правому берегу по камням.
Порог № 30 - "Водопад Шустрик" - 6++ к.с. - Чумсурский прорыв!
Мощный и сложный водосброс. Общая длина 30м. Падение 6м. Сравнительно безопасен.
При прохождении вымыло одного гребца. Катамаран чудом не перевернулся. Оставшийся гребец завершил прохождение в одиночку и зачалился на правый берег, где его уже ждал пойманный на "морковку" второй гребец.

Через 1 км быстротока 5 к.с. капитальный металлический мост через Арун. На высоком правом берегу деревня Чамтанг. Есть выход вверх в деревню и на тропу, ведущую к р. Барун.
Из 6 км сложнейшего Чумсурского прорыва за два дня прошли на катамаране 3 км, и 3км обнесли в тяжелейших условиях по заберегам левого берега.

Чамтангский каньон
Сплав на двухместном катамаране "Арун" и плоту "бублик"

Порог №1 - 6 к.с. секции "Чамтанг - Чепуа" начинается в 100м ниже моста под Чамтангом. Высота у реки 1700м. Длина порога № 1 150-200м. Большое падение воды. В русле на входе по центру скала. Слева от нее гряда больших камней. Левее камней вода идет через разбои с камнями и узкими проходами, а точнее непроходами. В правой части русла гряда камней, правее которых разбои через камни. Прохода нет. По центру реки идет основной поток с серией мощных 1,5 метровых сливов. За последним метровым сливом широкие спокойные ворота между двумя камнями. На выходе слева узкая длинная осыпь.
Порог №2 - 6 к.с. секции "Чамтанг - Чепуа" начинается за порогом №1 через 50м быстротока. Большие камни у правого и левого берегов. Турбулентный поток со сливами и бочками по центру русла.
При прохождении "бублик" заклинило между камнями у правого берега, освобождались более 20 минут. Сломали весло.
Порог №3 - "Большие глыбы" или "Elefants" - 6+++!!! к.с. секции "Чамтанг - Чепуа" (Степень риска выше допустимого). Порог начинается через 100 м быстротока за порогом №2 на правом местном повороте. В русле огромные камни со сливами между них. На выходе три чудовищных размеров слоноподобные глыбы. Между глыбами у левого берега высокий неприятный водопад метра 4. Порог практически непроходим.
Тяжелый обнос по левому берегу - 2 часа.
Порог №4 - "Подкова" секции "Чамтанг - Чепуа" 6+ к.с., начинается сразу за порогом № 3. Длина 70 м.
Огромная скала у правого берега отжимает струю влево. 20 метров турбулентного потока. Река сужается и падает подковообразным сливом высотой 1,5м в жесткую бочку. Далее еще несколько сливов, струя наваливается на скальный отрог левого берега. За порогом - быстроток.
При прохождении оказался гораздо мощнее, чем при разведке.
Порог №5 секции "Чамтанг - Чепуа" 6++ к.с., еще более мощный, чем предыдущий. На входе после серии небольших сливов два огромных слива с мощными бочками. Затем струя наваливает на гряду камней с правого берега. Напротив гряды слив с мощнейшей бочкой и пульсирующим "грибом" за ней. Далее мощнейший подковообразный слив. За сливом через 5 метров обливной камень, слева и справа от которого пологие сливы.
Далее правая струя наваливает на правобережные камни. За ними - большое улово у правого берега.
При прохождении на выходе "бублик" налетел на камень, развернулся и вышел кормой вперед.
Через 100м быстротока начинается порог № 6. для разведки перечалили с правого берега на левый сразу за маленьким бомом.
Порог №6 секции "Чамтанг - Чепуа" 6+ к.с. В пороге немного крупных камней, серия серьезных сливов с весомыми бочками. Самая мощная бочка сразу на входе. В случае "оверкиля" в этой бочке дальнейший сплав буде крайне неприятен. За этой бочкой встречный вал, который неминуемо удвоит аварийность ситуации.
Через 150 метров быстротока слева впадает ручей, за которым начинается порог №7.
Порог №7 секции "Чамтанг - Чепуа" 6 к.с. Мощный водосброс между камнями. Сразу за порогом чалка направо. Через 15 метров начинается порог №8.
Порог №8 секции "Чамтанг - Чепуа" 6+++ к.с. Наимощнейший короткий (70 м) водосброс через все русло. Более комфортно пройти справа вдоль скал, хотя кажется, что опасно.
Прошли справа и неожиданно попали в мощный подтяг под скалы правого берега. Еле выгребли перед следующим порогом №9, который начинается через 30м от порога № 8.
Порог №9 секции "Чамтанг - Чепуа" 6+++ к.с. Справа русло перегорожено большими камнями, между которыми есть узкие проходы. Очень трудноуйти влево, где на выходе из порога сложнейший слив. В правой части слива 2,5 метра отвес через "обливник". Слева турбулентное падение в наижесточайшую бочку.
Катамаран, пройдя превосходно сброс порога №8, еле вышел из поджима к правобережным скалам, успел выставиться в пороге №9 и очень удачно упал в выходной слив порога №9, непостижимым образом избежав оверкиля. В смертоносной бочке катамаран поставило лагом на правый баллон, но что-то помешало бочке завершить свою работу.
Бублик прошел пороги № 7, 8, 9 без промежуточных чалок. Чалка на правый берег за порогом №9.

Через 500м от порога №9 начинается серия сложнейших порогов-непроходов под общим названием "Горки"
Порог-прорыв №10 "Горки" - некатегорируемый !!! секции "Чамтанг - Чепуа" (Степень риска выше допустимого). Высота у реки 1625 м. На высоком правом берегу расположен поселок Чепуа.
Прорыв "Горки" представляет собой наимощнейший турбулентный поток, высокие сливы, могучие бочки, скалы в русле, иногда почти полностью перекрывающие реку. Общая длина более 1 километра.
Непроход! Полный разбор катамарана и "бублика" Тяжелейший вынос с носильщиками по скалам через джунгли в пос. Чепуа. Обнос Чепуйского каньона 5 км до прорыва под Хонггонгом.
Нехватка времени и сил не позволила нам произвести детальную разведку Чепуйского каньона длиной 5 км.
Произведена общая разведка: с тропы и спусками к реке там, где это было возможно.
Река в Чепуйском каньоне теоретически проходима. Есть завалы в огромных камнях. Нет высоких водопадов. Сложность порогов от 6 к.с. и выше! Некоторые участки можно назвать прорывами, так как их сложность значительно превышает сложность самых сложных порогов высшей категории.

Хонггонгский прорыв

Хонггонгский прорыв расположен непосредственно под посёлком Хонггонг. Сложность прорыва сравнима со сложностью Чумсурского прорыва. Общий и детальный осмотр порогов № 1-4 возможен в районе и с лианового моста через Арун под пос. Хонггонг. Это мощнейшие пороги сложностью выше категорируемой, то есть так называемой запредельной сложности. Огромные скалы в русле, между которыми весьма проблематичные проходы. Водопады от 1,5 до 6 метров.
Порог №1 Хонггонского прорыва 6+ к.с. Расположен в 200 м выше лианового моста через Арун. В пороге сливы, бочки, обилие камней. Между порогами №1 и №2 нет чистого прохода - русло забито камнями. Можно зачалиться на правый берег перед порогом №2, перебросить сплавсредство через береговые камни и идти порог №2
Порог №2 Хонггонского прорыва 6+++ к.с. Начинается перед висячим лиановым мостом через Арун. Заканчивается после моста. Длина 100м. В пороге жесткие сливы до 2 м, мощные бочки, большие камни.
Порог №3 Хонггонского прорыва 6+++!!! к.с., начинается через 70 м быстротока за порогом №2.Общий перепад в пороге №3 =10 м. В середине порога возможна остановка у правого берега. За порогом №3 50 м быстротока до сложнейшего порога №4 "Индюк".
Порог №4 - "Индюк" Хонггонского прорыва 6+++!!! к.с. Русло перегорожено тремя грядами камней. Правый берег - огромные камни. На выходе - 3/4 русла у правого берега перекрыты двумя скалами. Под левым берегом на выходе есть узкий проход. Порог теоретически проходим, но в левом выходном сливе застряло два бревна.
№5 - Мощнейшая выходная шивера из Хонггонского прорыва длиной 500м.

Далее река делает довольно резкий поворот налево под деревню Хатия. На повороте справа впадает ручей. От ручья до Прорыва "Селевой" на участке Хатия - Барун еще около 1 километра сложного сплава с порогами высшей категории сложности. На высоком правом берегу над этим участком расположена деревня Хатия.

Теоретически Хонггонгский прорыв проходим на "бублике", если рассматривать его как самостоятельную задачу. Как впрочем, и прорыв "Горки" в Чамтангском каньоне и Чепуйский каньон. Но для этого нужно еще не менее трех недель работы, железные нервы, способные работать безукоризненно в режиме жесткой нервной и физической перегрузки. По нашим представлениям экстремальная нагрузка должна быть дозирована, а это очевидная передозировка. Обнос бублика невообразимо тяжел с использованием полиспастов, труда носильщиков, концентрации всех резервов команды.
Принимаем решение обнести снаряжение под деревню Хатия до прорыва "Селевой".

Секция "деревня Хатия - прорыв Селевой - река Барун"
Сплав на "бублике"

Порогам № 6 - 8 присваиваем нумерацию, продолжающую Хонггонгский прорыв, но по расположению, характеру и эмоциональному восприятию это самостоятельные пороги, обозначенные нами, как пороги под деревней Хатия. Кроме того, за этими порогами начинается Прорыв "Селевой", как автономный наисложнейший участок для любых типов судов. Все же, рассматриваем эти препятствия как единую секцию "Деревня Хатия - Прорыв Селевой - река Барун", исходя из возможности обработки этого участка.

Порог №6 под деревней Хатия 6+++ к.с., расположен под деревней Хатия в 150м за левым поворотом Аруна за устьем ручья, впадающего справа. Обилие камней, мощные сливы, бочки. Длина 300м.
Порог №7 - завал под деревней Хатия 6++ к.с., расположен сразу за порогом №6. Длина 200м. Серия мощных сливов в коридоре между большими камнями. На выходе огромные камни, между которыми габаритные непроходы. За порогом большое улово у правого берега.
Порог №8 под деревней Хатия 6 к.с., расположен сразу за выходным уловом порога №7. Несколько мощных сливов в каменном коридоре. На выходе от левого берега огромная плита перегораживает 2/3 русла, оставляя узкий слив у правобережного камня.

За порогом №8 огромное озеро, возникшее как подпор в результате сошедшего недавно селя. Длина озера 300 м.
Над озером прекрасное место для лагеря. Спуск от лагеря к реке затруднен. Высота над рекой 12-15м.
За озером река снова входит в каньон с высокими стенами, где располагаются два мощнейших порога Селевой 1 и Селевой 2, обозначенные нами как "Прорыв Селевой". Разведка порога Селевой 1 проста и логична по правому берегу, так как тропа в этом месте спускается прямо к реке.

Порог Селевой 1 "Прорыв Селевой" 6+++!!! к.с. Длина 600-800 метров.
Порог начинается от селя, сошедшего с левого берега, и образовавшего порог. В пороге хаос больших и небольших камней, глыб и скал. Мощные жесткие сливы с могучими бочками. Сложная линия движения. Человек, выпавший на заходе, в середине или метров за 200 до выхода из порога живым не дойдет. На выходе из порога на правом повороте реки в каньоне (ни с тропы, ни с берега не просматривается) - мощный турбулентный поток со сливами до 1,5 метров, жесткими бочками.
Прошли на "бублике". Несколько раз при ударах о камни и падениях в бочки разворачивало кормой вперед, хотя для "бублика" это не принципиально. Очень сильные ощущения. Основным фактором прохождения является просто способность решиться на прохождение. Риск на всех сплавсредствах, кроме бублика, выше допустимого. Да и на "бублике", впрочем, риск выше допустимого, так как в случае прокола на заходе или выпадении за борт гибель гребцов неминуема.

Порог Селевой 2 "Прорыв Селевой" 6+++!!! к.с. Длина 400 м. Расположен в 800 м ниже порога Селевой 1. На этих 800 метрах - в узком каньоне мощная шивера. Разведка порога Селевой 2 с тропы невозможна. Порог не просматривается. Возможно хоть как то увидеть то, что происходит на реке под отвесным правым берегом, спустившись по джунглям с риском сорваться в пропасть.
Была дилемма - пытаться произвести более серьезную каким-то образом разведку, либо войти в каньон в надежде на исключительные качества "бублика". Как усилить разведку - не придумали. Решили рискнуть.

Порог оказался еще серьезнее предыдущего. Образован скалами, свалившимися с правого берега при недавнем обвале. Сильнейший водосброс с узкими змеевидными проходами между скал, водопадами до 4 м, наимощнейшими бочками. Несколько раз "бублик" наваливало на глыбы и камни в русле, вращало в различных плоскостях, ставило одно из колес под 60 градусов по отношению ко второму колесу. На выходе из порога "бублик" навалило на правобережную скалу и поставило вертикально. Плот заклинил - гребец, закрепленный на нижнем колесе, ушел под воду. Мощный отбойник вынес плот через негабаритную щель с 3 метровым водопадом.
Управлять в пороге практически невозможно. При принятии решения о прохождении - главное - решиться на прохождение. Риск выше допустимого.

Выходная шивера за "Прорывом Селевой" на участке до реки Барун 5 к.с. Длина шиверы 3 км. Можно выделить 6-7 порогов сложностью до 5 к.с. Отличаются от привычных нам порогов 5 к.с. огромной мощью. На этом участке правая стена каньона постепенно понижается, на правом берегу появляются рисовые поля. Возможна чалка, разведка, страховка с правого берега. Можно особо выделить один из порогов за 1,5 км до Баруна, на котором при длине 20 метров перепад более 4 м. Мощный водосброс. На выходе - могучая бочка.

Секция "река Барун - 1-й Нумский мост"
Сплав на "бублике"

От реки Барун (точнее от пос. Намоче) в 1996 году сплавлялась Рязанская группа Дмитрия Шагаева. Далее по тексту нашего отчета мы стараемся приводить данные отчета рязанцев для сравнения и облегчения ориентации нашим и рязанским последователям. С той же цель мы стараемся придерживаться ключевых моментов и терминологии в описании препятствий.

Шивера-затяжка Секция "Барун - 1-й Нумский мост". Высота у реки в устье реки Барун 1050м.
Идем без разведки, так как река просматривается с наплыва. Сложность шиверы не выше 5 к.с.
Примерно через 500 м от стоянки высоко над водой подвесной мост. Перед ним начинается порог №1.

Порог №1 Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6 к.с. Высота у реки 1030м. Длина 250м.
На заходе несколько мощных сливов до 2,5 метров, затем быстроток, на выходе несколько больших глыб перегораживают русло. Между глыбами сложные проходы. Наиболее реальный проход слева.

Описание этого участка из Рязанского отчета:
"N 5 (Т-).Сразу после устья правого притока прижим к левому берегу и мощная шивера 250 - 300 м, в конце которой порог.
N 6 (Т-).Большой обливной камень у правого берега и прижим к левому. Бочка, валы.
N 7 (Т). Участок 200 м расширения русла с большими камнями в потоке, между которыми сливы и бочки.
N 8 (Т+). Около километра участок с сильным уклоном - бочки, валы. Череда концентрированных сливов и валов по 2.5 - 3 м.
N 9 (ТТ-). Порог 150-200 м с падением примерно 40 м/км. В середине порога огромная глыба на правом берегу сужает поток. В сужении слив, бочка и очень высокие валы. Бочки проносные.
Участок быстротока с валами - 300 м.
N 10 (ТТ). На левом повороте, в сужении, слив через всю реку, подпруженный в середине скалой. Большая бочка и подпорный вал не дают воде стекать верхом. Брошенное бревно просто исчезло и все. При нашем уровне воды удалось проскочить под самым левым берегом. Чуть ниже уровень воды - и этот локальный порог станет непроходимым.
Участок быстротока с валами и бочками 150 - 200 м., в конце которого видны большие глыбы на берегу и в русле. Это порог.
N 11 (ТТ+). Сложный красивый порог длиной 200 - 250 м. Очень большой перепад. Два поворота русла. Огромные надводные и обливные глыбы. Левый берег очень крутой, а местами - скальная стена, правый - крупноглыбовая крутая осыпь. Два ключевых сужения русла, в которых концентрированные сливы. Первый крутой - 3 м, за ним изгиб русла со ступенями поменьше и двойной слив поположе с перепадом около 4 м. Бочка между двумя сливами втащила катамаран и держала несколько секунд. Сложная линия движения, в обход опасных мест. Несколько проносных бочек. У отдельно плывущего человека шансов спастись почти нет. После порога - мост. Этот порог первым проходил Александр Давыдов на каяке. После трехметрового слива его крутило через нос и корму "пропеллером", второе сужение проходилось ближе к краю. Первопрохождение такого сложнейшего и мощного порога в основной струе на каяке - огромное достижение наших Российских каякеров, да и зрелище незабываемое. Оно дало эмоциональный заряд все группе.
Участок быстротока с валами и бочками - 300 - 400 м. Встали ночевать на правом берегу , напротив левого притока р. Лексуа Кхола, перед сложным порогом."

Порог №2 Секция "Барун - 1-й Нумский мост" 6 к.с. Расположен в 600м от порога №1. Слева на входе впадает ручей Лексуа Кхола. В пороге огромные сливы, бочки. Есть проходы слева, справа и по центру.
Бублик зашел по центру, затем ушел вправо, прошел несколько сливов, задержался в бочке. Через 150 м во второй ступени порога №2 мощнейший слив с бочкой. Правый берег - бом. За порогом подвесной мост. Страховщики и съемка обошли по правому берегу бом, выйдя на рисовые поля, спустились к бублику. Наверху на правом берегу пос. Гола. На высоком левом берегу поля и деревня.

Описание из Рязанского отчета:
"N 12 (ТТ). Сложный мощный порог начинается в 200-х м ниже устья притока. Левый берег - стена, 100 м дальше - проходим. Правый - проходим 100 м, дальше стена. В средней части русла остров из огромных камней, выносимых притоком. В правой протоке половина воды падает двумя сливами на 4 - 5 м на 20-ти метровом участке реки. Второй слив упирается в огромный "дом" у правого берега, образуя большой "пузырь". Часть воды проходит где-то под глыбой, а основная часть, повернув на 90 градусов по треку, падает под скалу правого берега двухметровым сливом, образуя глухой котел. Эта протока (ТТТ-). Проходили до конца на- носа вдоль стены левого берега по горке-лестнице, прыгая по валам и бочкам сливов соединившихся проток. Участок быстротока с валами и вторая ступень порога. Навал на глыбу у правого берега, слева узкий двухметровый слив. Справа - мощный свал воды с большой бочкой, после которой череда бочек и навал на стену правого берега. На выходе из порога - мост".

Порог №3 Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 5+ к.с. Расположен в 400 м от порога №2. Справа бом - огромная черная скала. В пороге камни, сливы до 2 м, бочки. Далее 300 м быстротока. Чалка на плавном правом повороте на песчаный пляж, окруженный галечником - на правый берег перед порогом №4.

Порог №4 Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6.к.с. Высота у реки 990м. Мощный двухступенчатый порог. В первой ступени - могучие сливы. Заход на входной слив слева. После слива уход вправо, на выходе еще правее. После 30 метров спокойной воды - вторая ступень порога №4.Заход в ступень по центру, затем уход вправо, на выход уход влево от правобережного большого камня.
Прошли порог с промежуточной чалкой за 1-й ступенью за огромным камнем.

Описание участка с порогами №3 и 4 из Рязанского отчета:
"N 13 (Т+). До правого ручья Вонг Кхола участок крутого падения с очень мощными валами и бочками.
N 14 (Т+). От ручья сужение между скалой левого берега и огромным камнем у правого берега. Крутой свал воды с валами, и на выполаживании - бочка от берега до берега. Перепад около 5-ти м.
Короткий 70-тиметровый участок гладкой быстрины - и опять порог.
N15 (ТТ-). Сужение с валами и бочками на крутом падении. Перепад на 60 м - метров 6. Небольшое расширение русла с мощным течением, валы, бочки. Длина участка 250 - 300 м, в середине по правому берегу - скальный бом высотой 50 м. Сразу за стеной правый приток и плавная дуга поворота русла налево и сразу направо. Большие глыбы в русле и на берегу. Левый берег - стенка.
N 16 (ТТ+). Опасный порог 150 - 200 м. На правом повороте несколько полуобливных и обливных глыб, сливы, бочки. На участке 50 м падение 5 - 7 м. Это первая ступень порога. Потом метров 70 концентрированного падения потока, и вторая ступень. В сужении русла между глыб и скальных выходов косые сливы и бочки. Наваливает на глыбу с правого берега. Очень опасно. Без судна человека не пронесет точно. Страховка неэффективна. Прошли одним катамараном, всю остальную "флотилию" обнесли по правому берегу. На площадке в конце порога ночевали.
Дальше участок 300 м с уклоном поменьше. Отдельные бочки и камни в русле. На дуге левого поворота - начало следующего порога. Сужение между глыб и концентрированный свал воды, после которого большой вал.
N 18 (Т+). Участок 300 - 400 м большого уклона и огромных валов и бочек".

За порогом №4 участок быстротока 800м. Чалка на правый берег, к которому спускается тропа. В 30 метрах от воды на тропе большая площадка под камнем, на которой всегда останавливаются на ночлег носильщики.

Порог №5 Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6.к.с. Высота у реки 930м.
Описание порога № 5 из Рязанского отчета (у Рязани № 19):
"N 19 (ТТ-). Порог. Правый берег - стена. Глыбы в русле сужают проток. На большом общем уклоне сливы и бочки. Длина порога 50 - 60 м."

За порогом у правого берега за скалой большое улово.
Через 250 метров быстротока начинается порог №6.

Порог №6 Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6.к.с. В пороге большие камни, мощные сливы и бочки.
Чалка на правый берег в улово. Левый берег скалы, невысокий бом.

Описание порога №6 из Рязанского отчета (у Рязани № 20):
"N 20 (ТТ-). Порог. Левый берег - стена. На большом уклоне в русле глыбы, между которыми сливы и бочки.
Стена по левому берегу продолжается еще метров 100, до самого завала. В начале быстроток с валами, затем сильное сужение. За ним - подпруженное завалом расширение метров 40."

Через 400 метров быстротока начинается серия мощных и сложных завальных порогов

Описание порогов-завалов №7 - 9 из Рязанского отчета (у Рязани № 21):
"N 21 (ТТТ+). "Завал N 1". Левый берег - стена, правый - крупноглыбовая осыпь. В русле огромные глыбы, сужающие поток до 3 м. Примерно одна треть воды образует пятиметровый косой водопад. А основная масса воды уходит под глыбы и в воронку выше и правее водопада. За плотиной вода вырывается фонтанами на очень крутую горку, где нет воды, а одна пена, идущая через залитые глыбы. В конце горки небольшой правый поворот и опять надводные глыбы в русле. Еще немного ниже опять завал из огромных глыб, под которыми идет вода. Четвертая ступень завала - это высокий, неровный слив через всю реку. Общая длина участка 300 - 350 м с перепадом метров 25 - 30. Нельзя говорить об абсолютной непроходимости всего этого участка. Но это все-таки завал, а не порог. Обносили по тропе правого берега через джунгли, высоко и далеко от воды. Расстыковывали поперечины рамы и каждый баллон обносили отдельно. В условиях крутого склона и густой растительности катамараны целиком не обнести. Переноска вещей, а затем катамаранов и каяков заняла 3 часа. Ночевали сразу после завала, перед порогом, который можно отнести к последней ступени завала".

Порог №7 - "Завал-водопад 1", Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6+++!!! к.с. Длина 300м.
На входе красивый прямой водопад 6 метров. За водопадом - небольшое озеро, окруженное камнями. Далее косая гряда камней, в которых есть узкие сложные проходы, два из которых проходимы. Далее русло перегораживает гряда скал. Есть проход в центре и справа. На выходе, в центре, чуть ближе к правому берегу - огромный камень. К нему - мощный свал воды. За камнем несколько выходных сливов и 100м быстротока. За быстротоком начинается порог №8 - "Завал 2".
Обнесли за 3 часа "бублик" за водопад и непроходы, прошли выходную часть порога-завала №7.

Порог №8-"Завал 2", Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6+++!!!. к.с. Длина 300м. Вход во второй завал - серия очень мощных турбулентных сливов в скальном коридоре. Затем река полностью запирается грядой огромных камней. Прохода нет. По деревянным мостикам, переброшенным с камня на камень можно перейти с одного берега на другой.
Совершаем первопрохождение порога №8 прямо до "затычки", в которую уперся "бублик", разогнавшись на входных сливах. "Бублик" вытащили на центральный огромный камень, где он и "заночевал". Перед "затычкой" на песке правого берега есть пространство для ночевки.

Через 250 м от порога №8 начинается турбулентная "затяжка" в сложнейший порог-трек №9.

Порог №9-"Завал 3 - Трек", Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6+++!!!.к.с. Длина 200м
Турбулентная затяжка метров через 100 бросает реку в узкую 2,5 -метровую щель между двумя скалами. В щели сложный завихряющийся спиралевидный водопад высотой 6-8 метров. За водопадом 30 метров спокойной воды. С берега непонятно, можно ли вообще пройти в эту щель, не говоря уже о том, что в нее вообще трудно попасть. Вся вода наваливает на скалу и пытается обойти ее справа в узкий негабаритный слив с клыком по центу слива. Порог - крайне неприятен и опасен. Риск выше допустимого.
Решаемся на первопрохождение.
Первопрохождение на "бублике" прошло удачно, если не считать поломанного весла.

Порог №10, Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 5+.к.с. Длина 300м

Описание порога № 10 из Рязанского отчета (у Рязани № 22):
"N 22 (Т). Порог "Три глыбы". На изгибе русла три большие глыбы в одну линию. Между которыми косые проходы 5 - 1 - 3 м шириной. Левый широкий, но в нем самый высокий и косой слив. Проходили в правый проход.
После порога N 22 русло сужается метров до 20 - 30 и при большом уклоне очень жестким потоком несется около километра через сливы, бочки, валы до входа в скальные щеки с высокими стенами. По правому берегу, очень высоко над водой, можно пройти, но реки не видно. На участке два сложных порога, а "фон" - 5 - 6 к.сл. По малой воде этот участок без обносов, скорее всего, будет непроходим".

Порог №11, Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6.к.с. Длина 300м. Слева изобилие камней. Справа проход по турбулентной струе. На входе в струе большие камни. За камнями чалка направо.
Далее идет быстроток шириной не более 30 метров со сливами и бочками около 800 - 900 метров. Сложность 5 к.с.
Впереди порог № 12 - "Брызги шампанского" ( у Рязанцев - № 23)

Порог №12- "Брызги Шампанского", Секция "Барун - 1-й Нумский мост". 6.к.с. Длина 300м.
От этого порога до 1-го Нумского моста 10-12 километров прошли без разведки, основываясь на описании Рязанцев. На прохождение затратили 1час 10 минут.

Описание участка от порога № 12 до 1-го Нумского моста из Рязанского отчета (у Рязани пороги № 23-27):
"N 23 (ТТ). Порог "Брызги щампанского". Небольшой поворот русла вправо и крутая горка со сливами, бочками и валами. Потом навал на глыбу левого берега, сужающую русло, и мощный слив с пульсаром, из которого бьет фонтан вспененной воды и брызг, летящих вверх на 2 - 3 м. Порог очень красив и необычен. Короткий быстроток и следующее препятствие.
N 24 (ТТ). Порог "Шар и пирамида". Две огромные глыбы в начале и конце порога. Одна - почти правильная пирамида, а вторая в форме огромного шара. Сужение русла, большое падение, навалы на глыбы и большие валуны. Сужение. Кульминация - слив с держащей бочкой и каскад сливов из одной бочки в другую.
Дальше идет участок с большими валами, несколькими сливами и бочками. Перед левым поворотом, уходящим в щеки, большая глыба, выступающая с левого берега. С правого - начинается стена. На середине правого поворота, левый берег тоже становится стеной.
N 25 (Т+). Череда бочек и навал на глыбу, несколько небольших сливов с бочками через обливняки, уходящих в щеки за поворот. По берегу, вдоль воды, прохода нет. Ниже, под правым берегом, в реке лежат большие камни, между которыми узкие проходы, а вода отжимается под левый берег и уходит в правый поворот. На стену левого берега навал, после которого мощный косой слив от берега до берега, мощная бочка. После поворота стена чуть отходит от воды и есть заберег вдоль воды, под левым берегом, на который можно причалить.
N 26 (Т). Участок 200 м с несколькими сливами и бочками между глыб в русле. Уклон не очень большой, но бочки мощные. В конце участка на полке правого берега ночевали.
Весь пройденный участок от начала сплава до выхода из щек, в целом можно оценить как участок 6-ой категорию сложности. Хотя отдельные пороги оценены и ниже, но это, в общем, сплошной каскад, где препятствия идут непрерывно одно за другим. Страховка затруднена, а самосплав недопустим.
От препятствия N 26 характер реки меняется: уклон уменьшается, увеличивается ширина русла, падает сложность препятствий. Это чувствуется сразу. До верхнего Нумского моста сплавлялись почти без разведки. Сомнение вызвало только одно место, которое было осмотрено. Канатная переправа через реку, ниже которой (но значительно выше от воды) - пешеходный мост. Справа на берегу п. Uwa, с воды не виден. Посреди реки, поросший лесом, остров. Причалили к левому берегу на отмель. Все это на дне глубокого ущелья.
N 27 (Т+). Порог в протоках вокруг острова. Правый рукав сложнее (ТТ-) и начинается большой бочкой, дальше сильный уклон и в русле видны глыбы, нужно осматривать по правому берегу. Левый рукав имеет в начале меньший уклон, но длиннее и заканчивается двумя сливами с бочками. Сливы под углом 70 - 80 градусов.
Дальше река сворачивает влево, препятствия - локальные сливы, бочки, валы - все просматривается с воды. Сложность участка 4 - 5 категории. Ночевка и дневка на базе геологов у моста, разведка ущелья до второго Нумского моста.
За 4 - 5 км до верхнего Нумского моста река входит в самое красивое ущелье маршрута, которое тянется примерно до правого притока Aabsuva Khola. Крутые стены, часто совершенно отвесные, поросшие тропической растительностью, мхами и лианами, свисающими иногда на сотни метров. Обилие водопадов и очень сыро. Непроходимость вдоль воды насквозь делает этот участок психологически очень тяжелым, а сложные пороги - опасным. Обилие притоков заметно начинает прибавлять расход воды в реке.
Ниже первого Нумского моста 100 - 200 м валов и правый поворот, что там дальше не видно, а берег непроходим. С большой высоты, местами с одного берега, а местами с другого, удалось рассмотреть, что собственно ничего страшного там и нет. Метров 800 до левого поворота быстрина с валами. На повороте начинаются скалы в русле слева и справа - это ориентир".

От порогов-завалов № 7-9 на участке до 1-го Нумского моста 4 моста через Арун. В районе проселка Ува чуть выше моста канатная переправа. С водомерным постом.

Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост"
Сплав на катамаране "Арун" и "бублике"

Через 800 метров от 1-го Нумского моста порог №1.

Порог №1 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 5+ к.с. Длина 200м.
В пороге на входе огромная скала, которую река огибает справа. Через короткий быстроток мощный слив, снова быстроток, выходная бочка.

Порог №2 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 6.к.с. Длина 400м. Двухступенчатый порог №2 расположен в 200м от порога №1 на левом повороте. По центру турбулентный быстроток с валами и бочками.
Бублик прошел 1-ю ступень без проблем. Катамаран перевернулся в выходных мощнейших бочках. Обидно!
Еще раз занесли катамаран и прошли порог № 2 без оверкиля.

Через 100 м быстротока - вторая ступень. Левый берег - бом. Напротив бома мощный слив через всю реку. За ним в 25 метрах еще один слив с высоким встречным валом. Справа от слива камень. Под левым берегом - пологий слив.

Далее на 800 м участке быстротока увеличение уклона, камни, сливы, небольшие бочки. Три места можно теоретически считать порогами.
Справа впадает мощный приток Аруна река Апсува Кхола. Он находится как раз посередине между Нумскими мостами. Напротив ручья - начало двухступенчатого порога № 3.

Порог №3 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 5+.к.с. Длина 400м. В пороге сливы, бочки

Порог №4 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 6.к.с., расположен на левом повороте через 200 м быстротока от порога №3. Длина 200м. За порогом спокойная вода.

Пороги №5-7 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост".
Далее на расстоянии 1,5 километра прошли еще 3 порога 5 к.с. - слалом между крупных камней со сливами и бочками. Все пороги локальные. Возможна разведка. Чалка для катамарана несложная. Для "бублика" - проблематична.
За 1 км до 2-го Нумского моста чалка на левый берег перед очень сложным порогом № 8.

Порог №8 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 6+++ к.с. Длина 600м.
На заходе две ступени турбулентного потока, затем на левом местном повороте в центре камни, которые можно обходить справа и слева. Затем - мощный турбулентный проброс. На выходе русло перегорожено большими камнями. В правой трети огромный "чемодан", сложный слив, огибающий чемодан справа. За сложным сливом еще один слив. Между тремя камнями в левой части реки - узкие проходы. В самых левых воротах -закручивающийся слив, сначала наваливающий на левый камень, затем обкручивающий его справа.
Прошли удачно обоими судами.

Порог №9 Секция "1-й Нумский мост - 2-й Нумский мост". 6+к.с. Расположен в 400м от порога № 8. Впереди виден 2-й Нумский мост. Длина порога 300м.
Разгонный турбулентный поток. На выходе русло перегорожено камнями. В центре подковообразный слив - ключевое место. За сливом несколько камней, между которыми есть проходы.
Чалка на левый берег в 100м ниже 2-го Нумского моста. Небольшая песчаная площадка для лагеря. Высота у реки 730м.

Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар (Буглинг)"
Сплав на катамаране "Арун" и "бублике"

Порог №10 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с. Расположен в 200 м от порога № 9.

Порог №11 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6+ к.с. Расположен в 300 м от порога № 10. Длина порога 300 м.
Чалка перед порогом № 11 на правый берег, в небольшое песчаное улово. В пороге две ступени, между которыми 70 метров спокойной воды. Первая ступень - свал воды со сливами и бочками. Во второй ступени на входе два камня в русле. Правый - огромный "чемодан". Справ от него змеевидный турбулентный слив, за которым мощнейшая бочка. Далее турбулентный поток. На выходе два камня в центре. Проход слева и справа.
За порогом № 11 узкий каньон 400 м длиной. В каньоне камни. Между которыми небольшие сливы. Сложность не выше 4 к.с.
За каньоном справа впадает ручей. В 200 м ниже ручья огромный песчаный пляж. Чалка обязательна. Через 200 м от песчаного пляжа начинается затяжка в наисложнейший порог № 12, который Олег Захаров называет "Большой порог", а Александр Проваторов - "Захар". В рязанской лоции порог звучит как "второй завал".

Порог № 12!!! - Большой порог - Захар - 6+++!!! к.с. Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар"

Описание порога № 12 из Рязанского отчета
"Дальше идет участок метров 300 - 400 быстротока с валами, правый приток и ниже в 100 м - огромное улово, из которого вправо высокий слив - это вход во второй завал.
N 32 (ТТТ). Второй завал. Начинается сужением с высоким сливом, затем поворот налево, на совсем уже крутую горку, где одна пена, скачущая через и между больших глыб. Падение на второй ступени метров 10. Дальше на небольшом правом изгибе русла сильное сужение, высокий, но пологий слив и огромная бочка от берега до берега. В этом месте - левый берег стена. Это препятствие можно называть завалом, прорывом или порогом, оно потенциально проходимо, но большой мощи и опасности. Наша группа, взвесив все "за" и "против", отказалась от попытки прохождения. Обнос по осыпи и большим глыбам правого берега 200 м."

Вне всякого сомнения, порог - абсолютно запредельный. Человек на спасжилете не выйдет живым ни при каких условиях. Впервые порог был пройден на "бублике" Барнаульским экстремалом Александром Проваторовым и Непальским профессиональным рафтером Бидуром Фапалья в декабре 1999 года. К моменту нашего сплава порог существенно изменился и выглядел иначе.
После долгой дискуссии решили проходить обоими судами, только катамараном с середины.
Обнесли катамаран в середину порога, откуда он и стартовал. На выходе катамаран сильно поджало к левобережному бому, чудом не перевернуло. Сломали очередное весло.
"Бублик" стартовал с самого верха. Надолго придержало в одной из выходных бочек. Прохождение Большого порога завершилось удачно.

Через 150 м. быстротока с прекрасной возможностью чалки на правый берег расположен порог № 13.

Порог №13 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. Высота у реки 670м. На входе камни. Есть проходы слева и в центре. Затем турбулентный поток несется по центру со сливами и бочками. В середине порога реку полностью перекрывает водопад 2,5 м, за которым мощнейшая бочка. Справа между камнем и берегом есть трековый проход. На выходе русло перекрыто крупными камнями. Есть зигзагообразный проход в центре. Есть непростой выход справа через зуб в русле.

Описание порога № 13 из Рязанского отчета (у Рязанцев № 33)
"Мощный опасный порог, тросово-лиановый мостик через Арун, до которого один катамаран обносили и ниже поставили на страховку.
N 33 (ТТ+). В русле, слева и справа, лежат огромные глыбы. Заход в порог - это слив между торчащих над водой полуобливных обломков скал. Дальше посередине русла большая глыба, после нее сильный навал на берег и треугольную глыбу, стоящую в цетре сужения русла. По сторонам глыбы крутой трек большого уклона, в конце которого бочка и валы. Перепад на пороге большой. Для жизни отделенного от судна человека порог представляет повышенную опасность. Заход в порог по основной струе, идущей под левым берегом через косой слив и мощную бочку, чреват переворотом на любом судне".

Мы порог № 13 прошли "бубликом" и дважды (заносили после прохождения) катамараном. Во время прохождения Василий Шашков при падении "бублика" в бочку сломал ребро.

За порогом через Арун переброшен лиановый мост.

Ниже моста метров 100 быстротока и следующий порог № 14.

Порог №14 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. Высота у реки 620м. Длина порога 800 м.
В первой ступени - 50 метров турбулентного потока с валами и бочками. Затем 100м спокойной воды. Во второй ступени справа глыбы. Правее которых - водопад 3м через зуб. В левой трети пологий слив с бочкой и встречным валом. Далее еще две мощных ступени, в каждой из которых по одному мощному сливу с огромными бочками. В одной из этих бочек бублик "сидел" 5 минут. За 4-й ступенью сразу идет 5-я ступень, в которой очень мощная бочка.

Через 200 м быстротока порог № 15.

Порог №15 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с.
В русле камни, сливы, бочки.

Через 400-500 м. спокойной воды справа приток Чойянг Кхола. Напротив порог № 16.

Порог №16 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с.

В пороге две протоки. Левая протока - мощный турбулентный поток. Правая - едва проходима.

Через 300м порог № 17.

Порог №17, Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с. Мощный свал воды с огромными бочками
Через 500 м порог № 18 - "Водопадный"! (У Рязанцев предположительно №38). Перед порогом справа - огромный скальный бом

Порог №18 - "Водопадный", секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6++ к.с.
На входе в порог мощнейший турбулентный поток с бочками, который через 70 метров падает отвесным 2,5 м водопадом. Справа - более пологий язык. Затем 30 м спокойного быстротока. На выходе в центре мощный водопад с могучей бочкой. Справ есть язык. Но попасть в него можно, только пройдя через несколько "обливников" со сливами. Чалка перед порогом на правый берег весьма проблематична. Можно зачалиться на левый берег, но затруднен просмотр выходной части из-за бома.
Бублик прошел без разведки, так как не смогли зачалиться перед порогом. Удачно.
Катамаран прошел входную часть удачно, прыгнул водопад в середине. На выходе оптимально обогнули камень слева и приготовились уйти вправо, чтобы не попасть в отвесный водопад под левым берегом. Расслабились, вовремя не сделали нужного гребка, налетели на камень. Вместо правого слива затянуло в водопад - упали кормой вниз. Оверкиль. Обоих гребцов сильно прижало к подводным камням. Константина Стратейчука оторвало. Зачалился самостоятельно на правый берег за порогом. Второй гребец вылез на перевернутый катамаран, отрезал запасное весло - зачалился на правый берег перед порогом № 19.

Порог №19 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. (У Рязанцев № 39)
Длинный порог - 600м. Бочки, сливы, обливные камни.
Проходили сначала по левой трети, затем - в правой части реки

Сразу за порогом № 19 расположен порог № 20. Чалка перед порогом на правый берег.

Порог №20 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. (У Рязанцев № 39)
В пороге две протоки. В середине между протоками каменный остров, из-за которого не видно, что в левой протоке. В правой протоке много камней. Негабаритные проходы и для катамарана, и, тем белее, для бублика.
Пошли без просмотра по левой протоке. Мощнейший турбулентный поток. Несколько мощных сливов и бочек.
Через 300 м чалка на левый берег за большую скалу к бывшей селекционной станции.
На левом берегу большая поляна. В деревянных домиках живут люди. Под поляной расположен порог № 21, который Олег Захаров называет Большой порог № 2.

Порог №21 - "Большой порог №2" Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6+ к.с. (У Рязанцев № 41)
В пороге большой перепад. Сливы и бочки на входе. Кульминация - в центре огромный слив с бочкой, далее выходной поток, за которым 150 м спокойной воды.
При прохождении на заходе "бублик" сел на входной "зуб". С "зуба" свалило вправо. По правой стороне подошли к основному сливу, прыгнули через клык, торчащий в сливе, заднее колесо провалилось в мощнейшую бочку. Выбросило. Налетели на огромный обливник слева. За обливником - чалка на левый берег под тросом с люлькой.

Порог №22 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с. Высота у реки 520м.. Длина порога 200м. Порог расположен через 200 м быстротока за порогом № 21. На входе в порог большая плита. Справа от плиты широкий отвесный сброс через "обливники" высотой 1м. Слева - пологий слив. Затем мощный турбулентный поток с большими валами по центру. Мощные бочки. На выходе в центре камень. Обходится справ и слева. Заходить лучше слева от плиты. Затем выходить в центр и идти по центру. Затем уходить влево и выходной камень обходить слева.

Через 200м от порога № 22 начинается длинный порог № 23.

Порог №23 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5+ к.с. Длинный порог. В пороге сливы. Камни, бочки.

За порогом № 23 чалка на левый берег перед порогом № 24.

Порог №24 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 5 к.с. В пороге большие глыбы. Наверху на террасе левого берега - строения - ферма для скота. В районе строений - водопадный ручей. В пороге приличные сливы, бочки. Слалом между камней.

За порогом высокий подвесной мост. За мостом огромное озеро длиной 300м. За озером перекат в широком русле, далее спокойная вода 250м. чалка на правый берег перед порогом № 25.

Порог №25 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6+ к.с. Очень длинный порог. Линию движения запомнить трудно. Мощный турбулентный разгон с тремя мощнейшими бочками. Затем несколько бочек в шахматном порядке. Кульминация выходной части - слив через всю реку. Слева - высокий и пологий. Справа - пониже с языком. В центре - 2, 5 с падением в мощнейшую бочку.

Сразу за порогом № 25 на правом повороте короткий порог № 26.

Порог №26 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. В пороге мощнейшие бочки в центре, сливы. На входе слалом между камней.

Через 200м быстротока перед скалой-бомом левого берега расположен порог № 27, на входе в порог справа впадает ручей.

Порог №27 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6 к.с. Длина порога 200м. Две протоки. В левой протоке - турбулентный поток, бочки, валы. Правая - спокойнее. Обе протоки проходимы.

Чалка за скалой левого берега перед очень серьезным порогом № 28.

Порог №28 Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6+++ к.с. В русле невообразимое количество камней. Сложный заход слева с уходом вправо. Далее в пороге мощнейшие сливы и бочки.
Бублик в середине порога сел на камень - долго не могли сняться с камня.
Катамаран зашел максимально слева. Протиснулся между камней через негабаритные проходы. Трижды перебрасывались через камни. На выходе прошли через серию бочек и сливов.

Чалка на озере за порогом на левый берег перед порогом № 29

Порог №29 - "Трезубец" Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар" 6++ к.с. Порог расположен на плавном левом повороте. Огромное количество камней. Заход несложный. На выходе сложный слалом между мощными бочками.
Экипаж катамарана хотел на выходе обойти справа камень, лежащий в центре русла. Не сумели. Налетели на камень. Свалились влево. Успели выровняться перед зигзагообразным сливом. Вышли кормой вперед. Попали в мощную бочку. Чуть не перевернулись.

Это последний серьезнейший порог. Дальше пошли без разведки.
Два километра быстротока с валами, бочками, которые можно обходить с наплыва.
Чалка на правый берег под пос. Бумлингтар (Буглинг).

Секция "пос. Бумлингтар (Буглинг) - пос. Тумлингтар"
Сплав на каяке, катамаране и "бублике"

Напротив стоянки расположен порог № 30. сразу за порогом справа впадает большой ручей Санкува Кхола.

Порог №30 Секция "пос. Бумлингтар - пос. Тумлингтар" 5+ к.с. Разгонная струя идет по центру на протяжении 20 м и падает в мощную через всю реку бочку. Через 30 м - еще одна бочка левее камня.
Каякер Костя Стратейчук, отвыкший от каяка, перевернулся в выходной бочке. Поймали на "морковку".

Далее шли без разведки до пос. Тумлингтар.
Через несколько километров от порога № 30 последний серьезный порог № 31

Порог №31 Секция "пос. Бумлингтар - пос. Тумлингтар" 5+ к.с. Мощный сложный сброс через всю реку. Короткий - 40 м. Безопасен.
Через 25 км от Бумлингтара - чалка на правый берег под высоким капитальным мостом. На левом берегу в 2 км пос. Тумлингтар. На правом берегу - деревня с магазинами.

Сплав окончен!
Пройдено около 120 км реки высшей категории сложности, включая первопрохождение!!!
40 км участка Аруна в приграничных (Непал - Китай) каньонах.

9. Таблица определяющих препятствий

Наименование участкаПороги и их характерные особенности
1. Киматанский каньон:

Пос. Киматанка - ферма животных Чанбрум. Длина участкаL ~ 5 км
На участке 12 порогов высшей категории сложности. Номера с 1 по 12. Практически все пороги на спасжилете не идутся!
Порог № 2 – некатегорируемый, теоретически проходим, при прохождении риск выше допустимого.
Пороги № 6, 7 чрезвычайно опасны, практически неходимы.
2. Каньон Чанбрум:

Ферма животных Чанбрум – пос. Чумсур
L ~ 6 км
На участке 10 порогов высшей категории сложности. Номера с 13 по 22. В большинстве порогов самосплав опасен!
Порог № 18 – «Водопад» – 6++ к.с. Отвесный чистый водопад около 4м. За водопадом озеро около 70м.
Порог №21 – «Непроход» – некатегорируемый!!! Попадание в порог №21 чрезвычайно опасно. Теоретически есть шанс остаться в живых.
3. Чумсурский прорыв:

Пос. Чумсур – пос. Чамтанг.

L ~ 7 км
На участке 8 порогов высшей категории сложности. Номера с 23 по 30. Практически во всех порогах самосплав недопустим!
Порог №25 - «Дуршлаг» – 6+++!!! к.с.
Длина 800 м. Изобилие камней, высокие сливы, мощные жесткие бочки. Лестничное падение воды. Чрезвычайно опасен!
Порог №27 - «Обвал» – некатегорируемый!!!
Риск прохождения значительно выше допустимого
Порог образовался недавно из-за обрушившегося высокого левого берега. Огромные скалы на берегу и в русле реки. Порог даже порогом назвать нельзя. Убойное лежбище для слонов. В русле скалы, между которыми водопады, бочки – скорее не бочки, а просто месиво воды, пены и еще чего-то. На входе справа огромная скала, слева от которой высокий жесткий слив с бочкой. Далее снова скала с пологим сливом слева от скалы. Затем вода прорывается через гряду камней, закручиваясь сливами и бочками. Чуть ниже гряды вода собирается в узкий поток и падает трехметровым сливом между двух камней, затем еще один 3-метровы водопад в каменных воротах. На выходе из 1-й ступени огромная скала отжимает поток влево, и река обрушивается 6-метровым водопадом.
Попадание в порог №27 чрезвычайно опасно. Шансов остаться в живых при попадании в порог нет!
Порог №28 «Ласточкин хвост» – 6+++!!! к.с.
Короткий 70 м порог. Мощное турбулентное падение воды между бомом правого берега и левобережной скалой. На выходе в центре русла скальная плита. Справа от плиты мощный 4-метровый водопад шириной 4м. Слева от плиты – узкая щель, в которую вода ныряет 4-метровым водопадом.
Порог №29 – 6+++!!! к.с.
Порог для запоминания можно разделить на три ступени с некоторым подобием ориентиров. Первая – затяжка в скалах, вторая – желоб с непроходом в средней части. Третья - выход длиной 300 метров. Сброс воды по всему порогу идет ступенями по 2 метра. Порог теоретически проходим. Самосплав недопустим!
Порог № 30-«Водопад Шустрик» –6++ к.с.
Мощный и сложный водосброс. Общая длина 30м. Падение 6м. Сравнительно безопасен
4. Чамтангский каньон:

пос. Чамтанг – деревня Чепуа
L ~ 6 км
На участке 10 порогов высшей категории сложности. Номера с 1 по 10. Практически все пороги на спасжилете не идутся!
Порог №3 - «Большие глыбы» или «Elefants» - 6+++!!! к.с. Степень риска выше допустимого.
В русле огромные камни со сливами между них. На выходе три чудовищных размеров слоноподобные глыбы. Между глыбами у левого берега высокий неприятный водопад метра 4. Порог практически непроходим!
Порог №4 - «Подкова» 6+ к.с. Длина 70 м.
Порог проходим. Мы прошли на катамаране-двойке и на «бублике»
Порог №8 секции 6+++ к.с.
Наимощнейший короткий (70 м) водосброс через все русло. Более комфортно пройти справа вдоль скал, хотя и кажется, что опасно.
Порог проходим. Мы прошли на катамаране-двойке и на «бублике».
Порог №9 секции 6+++ к.с.
Справа русло перегорожено большими камнями, между которыми есть узкие проходы. Очень трудно уйти влево, где на выходе из порога сложнейший слив. В правой части слива 2,5 метра отвес через «обливник». Слева - турбулентное падение в наижесточайшую бочку.
Порог-прорыв №10 - «Горки» - некатегорируемый !!! Степень риска выше допустимого.
Затяжной многоступенчатый порог-прорыв с большим падением воды. Порог теоретически проходим на «бублике». Порог чрезвычайно опасен. Самосплав недопустим!!!
5. Хонггонгский прорыв:
пос. Хонггонг – п. Хатия (1200 у реки).
L ~ 4 км
На участке 5 порогов запредельной категории сложности. Номера с 1 по 5. Это – прорыв. Теоретически прорыв проходим на «бублике». Все без исключения пороги невозможно пройти на спасжилете!
6. Секция «Деревня Хатия - Прорыв Селевой – река Барун».
L ~ 7 км
Порог Селевой-1 = «Прорыв Селевой» 6+++!!! к.с. Длина 600 - 800 метров.
Риск на всех сплавсредствах, кроме бублика, выше допустимого. Да и на «бублике», впрочем, риск выше допустимого, так как в случае прокола на заходе или выпадении за борт гибель гребцов неминуема.
Мы прошли порог на «бублике»
Порог Селевой-2 - «Прорыв Селевой» 6+++!!! к.с.
Длина 400 м. Разведка порога Селевой-2 с тропы невозможна. Порог не просматривается.
Порог образован скалами, свалившимися с правого берега при недавнем обвале. Сильнейший водосброс с узкими змеевидными проходами между скал, водопадами до 4 м, наимощнейшими бочками.
Управлять в пороге практически невозможно. Риск выше допустимого.
Мы прошли порог на «бублике»
7. Секция «Река Барун – 1-й Нумский мост».
L ~ 20-25 км
На участке 12 порогов. Номера порогов с 1 по 12. Большинство порогов высшей категории сложности.
Особо выделяются три порога-завала.
Порог №7-«Завал-водопад 1». 6+++!!! к.с. Длина 300м.
На входе красивый прямой водопад 6 метров. За водопадом небольшое озеро, окруженное камнями. Далее - косая гряда камней, в которых есть узкие сложные проходы, два из которых проходимы. Далее русло перегораживает гряда скал. Есть проход в центре и справа. На выходе в центре чуть ближе к правому берегу огромный камень. К нему – мощный свал воды. За камнем несколько выходных сливов и 100м быстротока.
Порог проходим на «бублике». Самосплав чрезвычайно опасен! Прошли на «бублике» ниже водопада.
Порог №8-«Завал 2». 6+++!!!.к.с. Длина 300 м. Вход во второй завал – серия очень мощных турбулентных сливов в скальном коридоре. Затем река полностью запирается грядой огромных камней. Прохода нет. До «затычки» можно пройти на «бублике». Что мы и сделали.
Порог №9 - «Завал 3 - Трек». 6+++!!! к.с. Длина 200 м
Турбулентная затяжка метров через 100 бросает реку в узкую 2,5 –метровую щель между двумя скалами. В щели сложный завихряющийся спиралевидный водопад высотой 6 - 8 метров. Порог – крайне неприятен и опасен. Риск выше допустимого.
Решаемся на первопрохождение.
Первопрохождение на «бублике» прошло удачно, если не считать поломанного весла.
8. Секция «2-й Нумский мост – пос. Бумлингтар (Буглинг)».
L ~ 25 км
На участке 20 порогов. Номера порогов с 10 по 29. Подавляющее большинство порогов высшей категории сложности.
Порог № 12!!! – Большой порог – Захар - 6+++!!! к.с.
Вне всякого сомнения, порог - абсолютно запредельный. Человек на спасжилете не выйдет живым ни при каких условиях. В пороге мощный свал воды по крутой горке, где одна пена, скачущая между огромных глыб. Падение 20 метров. Это препятствие можно называть прорывом.
Риск выше допустимого!!!
Мы прошли на «бублике» с самого верха. На катамаране-двойке – с середины.
Порог №13 6 к.с.
Мы прошли на «бублике» и катамаране-двойке – дважды.
Порог №18 – «Водопадный» 6+++ к.с.!!!
На входе в порог мощнейший турбулентный поток с бочками, который через 70 метров падает отвесным 2,5 м водопадом. На выходе в центре - мощный водопад с могучей бочкой.
Наш «Бублик» прошел без разведки, так как не смогли зачалиться перед порогом. Удачно.
Катамаран перевернулся на выходе.
Порог №28 6+++ к.с. В русле невообразимое количество камней. Сложный заход слева с уходом вправо. Далее в пороге мощнейшие сливы и бочки.
Мы прошли на «бублике» и на катамаране.
9. Секция «Пос. Бумлингтар (Буглинг) – пос. Тумлингтар».
L ~ 25 км
Порог №31 5+ к.с. Мощный сложный сброс через всю реку. Короткий – 40 м. Безопасен.

10. Основные события, факты и итоги экспедиции

Спортивные

Совершено первопрохождение в автономном режиме 40-километрового приграничного (Китай-Непал) участка реки Арун от поселка Киматанка до правого притока Барун (Киматанский каньон от Киматанки до Чумсура, Чумсурский прорыв от Чумсура до Чамтанга, Чамтангский каньон от Чамтанга до Чепуа, Хатийский каньон от Хатия до Баруна). Средства сплава - плот-бублик (производство К. Эриксон) и двухместный катамаран Арун фирмы Кулик.
Произведена разведка Чепуйского каньона от Чепуа до Хонггонга (общая), Хонггонгского прорыва от Хонггонга до Хатия (детальная).
Сложность препятствий на приграничном участке не ниже 6 к.сл. Некоторые участки запредельной сложности были обнесены.
На 60-километровом участке от р. Барун до пос. Тумлингтар совершено наиболее полное прохождение реки Арун, в том числе:
- совершены первопрохождения ранее непройденных порогов (многоступенчатого завала между Баруном и Нумом, водопадного участка между Хедандой и Бумлингтаром), а также порогов, появившихся после муссонного периода 2004 года.
- составлено общее и детальное описание и лоции реки с фото- и видеоматериалами в каньонах приграничного Аруна:
      - Киматанский каньон
      - Каньон Чанбрум
      - Чумсурский прорыв
      - Чамтангский каньон
      - Хонггонгский прорыв
      - Секция "Деревня Хатия - Прорыв Селевой - река Барун"
      - Секция "2-й Нумский мост - пос. Бумлингтар (Буглинг)".

Политические
Пограничный район от пос. Кхандбари до пос. Киматанка полностью контролируется повстанцами-маоистами, ведущими многолетнюю (с 1996г.) войну с объединенными силами Королевской армии и полицейского спецназа.
Команда неоднократно становилась заложником и попадала под прессинг боевиков-маоистов:
      - запреты на движение группы, проводников, носильщиков
      - изъятие снаряжения, фото- и видеоаппаратуры
      - угроза расстрела носильщикам и проводникам
      - захваты группы в пос. Хатия, Чамтанг, Сигма, Ува с угрозой стрельбы по движущимся мишеням
      - вымогательство денег
Один из носильщиков, Пэмба Шерпа, исчез после расставания с группой. Через несколько дней его труп был обнаружен на дне каньона. Никто не знает, сорвался ли он по неосторожности, или был сброшен преднамеренно
Примечание. Отношение маоистов к экспедиции предположительно связано с тем, что район Аруна выше Баруна нетуристский. Его посещают 1-2 туриста в год. В отличие от маоистов на основных треккингах, где проходит от 20 до 2000 туристов в день, здешние повстанцы бедные. Им хотелось с отдельно взятой группы получить много и сразу.

Научные
Продолжены культурологические изыскания, формирование диалога культур и взаимовыгодных связей между Севером и Югом Азиатского континента.

Философские и рекомендательные
- Арун - безусловно - река, достойная как в спортивном, так и в философском отношении входить в десятку лучших сплавных рек мира наряду с Гангом, Индом и Брахмапутрой.
- Прохождение верхних приграничных каньонов чрезвычайно трудоемко и опасно. Высочайшая нагрузка на нервную систему.
- Команда должна иметь количественный состав не менее 12-15 человек для организации более или менее реальной страховки.
- Опыт и квалификация каждого участника команды должны быть максимальны.
- Желательно наличие снаряжения для работы на скалах.
- Выходы из каньонов приграничного Аруна крайне тяжелые. Требуют огромных физических затрат и использования труда носильщиков.
- Нервное истощение команды накапливается постепенно и усиливается мрачностью каньонов, в которые практически не заглядывает солнце, невозможностью сквозного прохождения вдоль реки по заберегам.
- При просмотрах и обносах надо быть готовым прорубаться с помощью кукри-ножей через дикие джунгли, колючие, мокрые, наполненные москитами, насекомыми. пиявками, змеями и прочей гадостью.
- На катамаране-двойке идти крайне напряженно. Чрезвычайно опасно быть оторванным при оверкиле. Самосплав, как на приграничном, так и на верхнем и среднем Аруне либо опасен, либо нереален.
- Положительным, на наш взгляд будет использование смешанной флотилии, например: 2-3 каяка, "бублик" и катмаран (двойка или четверка).

Удачи всем, кто соберется на верхний Арун, а также всем единомышленникам по братству с Рекой!!!

11. Карты и лоции реки Арун
(приграничный участок = верхние каньоны)

Лоция реки Арун-0

Лоция реки Арун-1

Приграничный каньон
(общий вид)

Киматанский каньон: Пос. Киматанка - ферма животных Чанбрум. Длина участка L ~ 5 км