Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Золотая река Непрядва

Автор: Михаил Трусков (Тула)

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"

Истоки Непрядвы находятся близ села Никитское Воловского района Тульской области неподалеку от трассы М-4 Москва-Воронеж. В самом Никитском Непрядва прячется в глубокой долине среди зарослей кустов и травы. Здесь её можно перейти вброд не замочив колени, а кое-где и просто перепрыгнуть. Вода в молодой речке непривычно прозрачная, как в роднике.

Непрядва быстро набирает силу и уже через 12 километров в крупном одноименном селе вполне оправдывает звание реки. Здесь все ещё прозрачная река накапливает силы в большом пруде, богатым карасем, и живописно сбегает по широким ступенькам водосброса плотины.

На топографической карте Тульской области 1992 года начиная с этого места река уже обозначалась не просто синей ниточкой, а широкой голубой лентой. В топографической карте 1995 года того же масштаба (1:200 000) Непрядва ещё добрый десяток километров вьётся тонким ручейком до места впадения безымянного левого притока ниже села Богоявленка. Конечно, это все условности, которые не отражают истинного состояния реки.

Походив по берегам Непрядвы в золотую пору бабьего лета, могу сказать, что ниже плотины пруда в селе Непрядва по Непрядве вполне можно идти на каяках, начиная с весеннего паводка и до поры белых мух. Для байдарок река здесь явно узка и потребует множества неприятных обносов. Ширина Непрядвы здесь 4- 6 метров при средней глубине 50- 70 см. От села Непрядва до моста у села Подгорское река течет вдали от населенных пунктов среди густой прибрежной растительности. Ивы, черемуха, малинник и крапива не дадут вам спокойно высадиться на берег для того, чтобы обнести очередной завал из пары так искусно поваленных лозин, что, несмотря на видимую его прозрачность, пройти на каяке без выхода на берег будет невозможно.

Начиная от автомоста на трассе Товарковский-Куркино Непрядва вполне судоходна не только для пластиковых и надувных каяков, но и для байдарок. Легкие надувные "Щуки", безусловно, предпочтительней.

Каяк "Данцер", 2 июля 2005 г.

Снимаю каяк с багажника своей "девятки" перед мостом через Непрядву у села Крамское, что расположено на трассе Товарково-Куркино. В каяке ещё не успела высохнуть вода от только что завершившегося прохождения реки Дон. Сегодня рано утром я стартовал в Епифани и дошел до моста у села Татинки, где меня уже поджидал мой приятель на машине. Посмотрел на часы и понял, что вполне успею сегодня пробежать ещё и небольшой участок Непрядвы, благо предполагаемое место старта удачно лежало у нас на пути.

В 16-00 ставлю каяк на каменистую отмель ниже моста. Под мостом быстринка, ширина реки 10- 12 м. Глубина реки небольшая и сквозь прозрачную воду видны все камешки на её дне (фото 1).

Ныряю в узкий проход между кустами ивняка. Справа и слева холмы. Берег густо порос травой. После того, как я миновал расположенную высоко на правом берегу деревню Чудновку, течение ощутимо замедлилось, а русло расширилось до 25- 30 м. Появилась трава, поднимающаяся со дна реки и заполняющая шевелящимися лентами почти всю поверхность воды. На зеленых берегах появились яркие полянки незабудок (фото 2).

Река расходится двумя рукавами. Естественное русло Непрядвы круто уходит вправо, а прямо по курсу моему взгляду открывается ровный канал явно искусственного происхождения. Его ширина не менее 10 метров и я, не раздумывая, направляю туда свою лодку. Слева и справа возвышаются практически отвесные трехметровые берега, с высоты которых за моими действиями внимательно наблюдает пара унылых коров (фото 3). Течение неспешное. Длина канала невелика - не более полукилометра. Через десяток минут хода искусственное русло воссоединяется с руслом естественным, сплошь заросшим ивняком.

Возникла бредовая мысль, что реку спрямили именно для того, чтобы редким туристам не приходилось протаскивать свои лодки через густые речные заросли. Неплохое объяснение! Главное – весьма правдоподобное…

Судя по времени, на левом берегу уже должна появится деревня Знаменка. Река течет сквозь сплошной коридор лозин. Присутствие жилья определяю по нескольким рыбацким мосткам. На перилах одного из них сидит яркая сизоворонка. Испугавшись моего приближения, птица вспархивает с насиженного места и бирюзовой молнией проносится над лодкой. Правый берег поднимается вверх пологим холмом. Вдоль реки все та же густая трава, над которой возвышаются могучие зонтики сочной сныти.

Перед деревней Пятиловкой путь преграждает деревянный мост на бетонных опорах с чистыми, но низкими проходами. Распластавшись на деке, прохожу ближе к правому берегу, чуть не касаясь спиной наката моста. Для байдарок несложный обнос по правому берегу. За мостом быстринка и несколько узостей с достаточно глубокими перекатами. Лишь однажды мое весло проскрежетало по каменистому дну.

Очередное препятствие. Осторожно прохожу у левого берега под остатками металлического моста. Сразу за ним радует глаз первая на моем пути большая плантация кувшинок. Её листья закрывают всю гладь воды, и я плыву, нарушая лодкой и веслом эту красоту. В оконца воды хорошо видны длинные черенки листьев и цветков, уходящие в прозрачную глубину реки (фото 4). С этого момента поля золотистых цветов сопровождали меня до самого конца путешествия.

На пути завал их крупных лозин. Лавирую между ветками, но ухитряюсь обойтись без вылезания из лодки. Выхожу на чистую воду и обнаруживаю, что у правого берега часть Непрядвы "приватизирована". Небольшой кусок реки с трех сторон огорожен сеткой, уходящей боковыми крыльями далеко в глубь берега. В "загоне" на истоптанном берегу скучает небольшое стадо домашних уток. Видно не сильно доверяет им хозяин, коль так грубо ограничил их конституционное право на свободу передвижения…

Впечатление от утиного изолятора временного содержания мгновенно померкло от следующей картины, открывшейся моему взору буквально через несколько минут хода. Надо сказать, что, регулярно путешествуя по малым рекам Тульской области, чего только я не повидал в их разноцветных водах. И разнокалиберные покрышки, и традиционные разукомплектованные "Запорожцы", и телячьи туши… Но чтобы в одном месте в воде бок о бок проживали два зерноуборочных комбайна – это стоило придумать. Эдакий римейк "Купание красных комбайнов" известной картины Петрова-Водкина. Вполне вероятно, что водка действительно оказала основополагающее влияние на формирование этой живописной картины. Долго примерялся, как бы поудачнее заснять это кладбище сельхозтехники (фото 5).

К счастью, не эти картины запомнились мне от недолгого путешествия по этой прозрачной речке. Непрядва – буквально "золотая река". Такого количества кувшинок, сколько я увиден на ней за четыре часа сплава, я не видел нигде раньше. Насколько хватало глаз, впереди расстилался нескончаемый желто-зеленый ковер нежных растений (фото 6). Расступаясь перед лодкой, округлые листья неслышно колыхались на поднятой волне и смыкались позади меня, возвращая реке данную ей Богом красоту. Пришлось только пожалеть о том, что время, отпущенное мне на этот кратковременный поход, было весьма мало. Со смешанным чувством я вышел на берег у моста в селе Кричевском. С одной стороны, я прошел прекрасную реку и успел насладиться её красотой. С другой стороны, в жизни так не хватает красоты, а от неё приходится уезжать на поджидающем меня автомобиле…

Резюме.

Участок Непрядвы от с.Непрядва до с.Крамское (25 км) может быть пройден на пластиковых каяках с учетом достаточности времени на непременные многочисленные обносы.

Начиная от автомоста у села Крамское Непрядва весьма привлекательна для путешествия на каяках и надувных байдарках. Количество естественных и искусственных преград весьма мало, а красота бескрайних полей кувшинок просто не подается описанию. Для завершения маршрут вполне подходят мост у села Кричевское (длина маршрута 17 км), мост у с.Монастырщина (38 км) и у с. Татинки после впадения Непрядвы в Дон (44 км).

Михаил Трусков, 2005 г.

Комментарии и дополнения
 Алексей, 05.04.2013
Очень интересный и увлекательный рассказ , спасибо за такую экскурсию
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Непрядва ниже моста в с. Крамское


Традиционный пейзаж Непрядвы


«Гребной канал» на Непрядве


Плантации кувшинок


«Купание красных комбайнов». Река Непрядва


Плантации кувшинок



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100