Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Оять

Автор - Олег Заюнчковский (Москва)

Дата: 2 - 12 мая 2004 года

Протяженность маршрута: 168 км
Продолжительность: 10 дней

Туристическая группа из 4-х человек.
Распределение по судам:

Судно 1 Судно 2
Байдарка "Таймень-2" Байдарка "Таймень-2"
Капитан: Заюнчковский Олег
Матрос: Спирина Татьяна
Капитан: Иванов Петр
Матрос: Вербин Сергей

Маршрут проходит по востоку Ленинградской области, в Подпорожском районе. В верховьях реки места малозаселенные (из крупных населенных пунктов - Курба, Винницы, Лукинская). Ниже по течению деревни попадаются чаще, но многие из них не жилые.
Оять (длина 226 км) вытекает из Чаймозера в Вологодской области, на высоте 239 м над уровнем моря, и впадает в Свирь слева, в 16 км от ее устья. В верховье и среднем течении берега высокие, местами крутые, покрытые, в основном, смешанными лесами. Средний уклон реки - 0,009. В верхнем и среднем течении Оять прорывается через моренные гряды, образуя многочисленные пороги, шиверы и перекаты. По мере приближения к устью берега понижаются, течение замедляется, лес (преимущественно смешанный) отходит в сторону от реки. Когда-то по речке проходил молевый сплав. Сейчас он прекращен.
Фауна лесов богатая, особенно в малозаселенных верховьях. Из млекопитающих преобладают лесные животные. Парнокопытные - лось и косуля; хищные - медведь, волк, лисица, рысь, росомаха, куница; грызуны - белка, белка летяга, заяц беляк и русак, бобр (следы жизнедеятельности которого, встречаются на протяжении всего маршрута), полевые и лесные мыши; насекомоядные - еж и крот. Из птиц распространены глухарь, тетерев, рябчик, тетерев, куропатки, вальдшнеп, чирок, гусь, кряква. Пресмыкающиеся - ящерицы, ужи и гадюки.
Рыбалка на реке Оять хорошая, но в это время года запрещена. Талая вода проходящая через сфагновые мхи, окрашивает воды Ояти в мутно коричневый цвет, что так препятствует незаконной рыбалке.

День 1. Отбытие
Посадка в поезд с Ленинградского вокзала. Поезд на 18 часов.

День 2. Начало маршрута. От поселка Курба до деревни Шондовичи
Прибытие на станцию Подпорожье утром. Подъезд к началу маршрута от станции Подпорожье (поезд Москва - Мурманск). Далее 120 км на автобусе до поселка Курба (есть магазин и почта). Стапель около моста.
Течение реки на протяжении поселка среднее, ширина реки не превышает 20-ти метров. По левому берегу раскинулись поля, справа - крутой берег, поросший лесом и кустарником. Сразу за поселком течение ускоряется. Берега становятся более лесистыми. И вскоре река принимает приток Верхняя Курба (небольшой ручей, шум которого в паводок отчетливо и хорошо слышен), сразу за притоком - шивера. До поселка Шондовичи (Шандовичи) течение реки быстрое, река часто петляет, образуя прижимы. Длинная череда шивер разделяется короткими плесами. Ближе к деревне Шондовичи (Шандовичи) река становится шире, темп ее течения заметно замедляется. Перед деревней - порог Сухой (по большой воде - длинная шивера) и сложности не представляет. После поселка река снова сужается (до 10-15 метров), течение заметно ускоряется. Берега крутые и лесистые. Примерно через 2 километра справа по берегу - удобное место для стоянки.
Пройдено 15 километров.

День 3. От Шондовичей до Котел-порога
Примерно через километр речка мелеет, до поселка Лукинская (быв. Озера) река представляет череду шивер и перекатов (которая прекращается за 2-3 км до поселка). Ближе к поселку река разливается (в паводок заливая прибрежные кусты и ограды участков). В конце поселка - мост. Прохождение под мостом - по центру, опасность представляют притопленые обломки свай и куски арматуры. За пос. Лукинским - череда несложных шивер и порогов (проходятся по основной струе). Берега понижаются и сильно заболочены. Примерно через 5 километров - начало порога Котел-порог, протяженностью 1-1,5 км. Порог требует обязательного осмотра (!). Начало порога - сильный (заметный на глаз) перепад высоты, но река в этом месте достаточно широкая, и скорость течения позволяет зачалиться и провести осмотр основных препятствий. Осмотр лучше провести с левого берега (несмотря на то, что осмотр осложнен завалами сухостоя), так как он менее заболочен, чем правый. Примерно через 15-20 метров, ближе к правому берегу, стоячая волна, чуть дальше, ближе к левому берегу,- бочка; сразу за ней - притопленое упавшее дерево. Проход - по главной струе, переходящей от одного берега к другому. Река делает петлю, проход осложняют прижимы. Необходимо проходить строго по основной струе, избегая приближения к берегам, где река завалена упавшими деревьями.
Пройдено 18 киломеров.

День 4. От Котел-порога до Капшручья
Сразу за порогом - цепь перекатов и порогов до деревень Савинская и Кармановская. Берега болотистые. Через 2-3 километра после деревни берега становятся лесистыми, они крутые и правому берегу непролазны из-за корней упавших деревьев, бурелома; заметный спуск к воде - это протоптанная медвежья тропа (на май 2004), по берегу в весенней грязи глубокие отпечатки "пятерни косолапого". Как место для стоянки не рекомендуется.
Пройдено 15 километров.

День 5. От Капшручья до Винниц
Сразу за впадающим в реку Капшручьем - порог (проход по основной струе). Болотистые берега сменяются крутыми известняковыми отвесами. Впереди Оять принимает воды реки Сондала, становится полноводнее, но скорость течения увеличивается. Сразу за устьем Сондалы - порог "Винницкий посев". Это 5 километров быстрой шиверы с высокой стоячей волной и сильными прижимами. Порог начинается перекатом, течение набирает скорость. Через 1.5-2 км в Оять впадает река Тукша и начинается цепь быстрых шивер, основная струя часто меняет направление, а прижимы и высокая стоячая волна затрудняют прохождение этого участка. Левый берег переходит в холм, река поворачивает налево. Это - окончание порога. Холмистые безлесные берега, впереди видны крыши домов. В поселок Винницы река входит заметно медленнее.
Сразу за Винницами - село Андроновское. От этих двух поселков ходит автобус до Подпорожья и Лодейного поля. В Винницах есть магазин, причаливать лучше к левому берегу, и переходить по автомобильному мосту на правый, сразу напротив моста - магазин. Ниже по течению, в нескольких километрах от поселка есть хорошие места для стоянки.
Пройдено 30 километров.

День 6. От Винниц до Надпорожья
От Винниц до Надпорожья река - это цепочка перекатов и шивер. После впадения реки Шокша (4-5 км ниже Винниц) скорость течения несколько возрастает, ширина реки здесь не превышает 30-40 метров. Берега - преимущественно холмистые со смешанным лесом. Место для хорошей стоянки найти сложно. На этом промежутке следует выделить следующие препятствия: Чур-порог (примерно 30 километров ниже по течению от села Анроновское, у деревни Норгино). Чур-порог по большой воде - быстрая шивера с множеством стоячих волн. Проходится по основной струе.
По тех. описанию, данному в книге В. Лопатина "Туристские дороги Северо-Запада СССР" - М., 1968, на промежутке от Чур-порога до Надпорожских есть еще один, Кутиловский порог - у деревни Кутилово. Но при прохождении нами маршрута такого порога обнаружено не было, так же как и не было обнаружено такой деревни.
Ближе к селу Надпорожье течение реки несколько замедляется, чтобы вскоре ускориться с новой силой в основном препятствии реки - Надпорожском пороге. Некоторые описания говорят о двух Надпорожских порогах, но, на мой взгляд, имеет смысл говорить о двух ступенях одного порога. Осмотр порога по правому берегу (имеет смысл осмотреть сразу две ступени порога).
Порог Надпорожский начинается быстрой шиверой с множеством стоячих волн (ступень первая), сразу за ней река сужается и петляет, внося байдарку во вторую ступень. Вторая ступень порога Надпорожский - высокие стоячие косые волны-валы и сильный прижим к правому отвесному берегу. Проход с пересечением основной струи справа налево. При пересечении необходимо не попасть под боковую волну и в цепочку бочек слева. Прохождение порога по большой воде осложняется высокой скоростью течения и большими вспенеными валами, закрывающими обзор. Отмечу еще раз, что осмотр обеих степеней порога необходим. Сразу за второй ступенью - суводь. Можно зачалиться у левого берега и отдышаться. Впереди - короткая шивера и пологий левый берег с местами для стоянки (на стояке есть трудности с дровами).
Пройдено 42 километра.

День 7. От Надпорожья до дневки перед пос. Алеховщина
До впадения в Оять реки Шапша течение несколько замедляется, и крайним препятствием на реке становятся длинные Мустинические пороги за деревней Подборье. На этом порожистая часть реки завершается, она становится шире. На промежутке до Алеховщины река в основном состоит из длинных плесов с песчаными отмелями. По берегам много деревень (некоторые нежилые).
Пройдено 36 километров.

День 8. Дневка перед пос. Алеховщина

День 9. Антистапель
До поселка Алеховщина течение реки медленное. Она прокладывает себе путь среди широких полей.
От антистапеля (справа от автомобильного моста) до Лодейного Поля на маршрутном автобусе (остановка по левому берегу, сразу за мостом, рядом с 3 магазинами). Далее на поезде до Ленинградского вокзала.
Пройдено 13 километров (до антистапеля).

День 10. Прибытие
Прибытие в Москву на Ленинградский вокзал утром.

Комментарии и дополнения
 Сол, 09.06.2005
Забыл сказать про порог Серный. Это плотина после Шондовичей. 3 кс. Проход простой справа. Слева Бочка. Скоро, наверное, новый отчет, по правилам, напишу. Про Оять в 2005 году.
 Сол, 12.10.2006
Кстати, вспомнил, что вторую ступень Надпорожского лучше осматривать с левого берега :)
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Автор - Олег Заюнчковский
















© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100