Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS




Река Поля - река Клязьма (из Московской во Владимирскую область ~ до 60 км)

Сплав-отчет

Авторы: Ольга Коптелова, Дмитрий Алексеев, Елена Меляшинская (Москва)

Где сплавлялись?
- Да по реке Поле, притоку Клязьмы, от посёлка Кривандино до деревни Жохово, что на Клязьме. Нитка пути такая: ст.Кривандино – Дмитровка – Власово – Гармониха - Лемешево - устье р.Воймеги - р.Клязьма - д.Жохово (~5 км по р.Клязьме)


В 1 см 2 км, состояние местности на 1983-1994 годы

Цель сплава?
- Её выразил чеховский дядя Ваня, сказавший: "Мы увидим небо в алмазах, и мы отдохнём!". Это он про нас :-)

Категорийность?
- Вполне можно за уши притянуть до 1 категории "воды" - но ведь можно! - учитывая трудоёмкость (прижимы, частые завалы, поиск русла в полноводной долине реки).

Когда?
- 8-9-10 мая 2005 года, то есть именно и только весной в половодье. Почему? Да потому что, она так в межень безобразно высыхает, что становится чрезвычайно мелкой, с постоянными завалами, тесная, дно байдарок точно "пошкрябаете" и т.п. Наше мнение подтверждается другими отчетами в Сети: ходить можно только в апреле-мае. А рыбак местный сообщил, что после 25 мая Поля превращается в "ручеёк".

Народу и байдарок много участвовало?
- Всего нас было восемь на трёх Тайменях (две двухместные, одна - трёх). Никаких адмиралов у нас не было - и так устаёшь от социальной иерархии дома, чтобы тут ещё в социум играть :-) Короче, была полная Демократия! (Но всё вполне организованно прошло.)

Заброска/выброска?
- Туда - наипростейшая: одна электричка с Казанского вокзала (ходу больше двух часов), а там пешком метров 800 через Кривандино и Вы - на удобнейшем стапеле (с деревянным пирсом). Оттуда выбираться домой после путешествия было чуть-чуть труднее. Мы когда приплыли в Жохово (маленькая деревенька с большой скотофермой) автобус ближайший "угазовал", а следующий по расписанию был неудобно для нас (вечерело всё-таки). Глядишь и на "собаку" не успеешь, ехать-то на перекладных: сначала от Ундола до Петушков, там пересадка, а уж от Петушков до самой Москвы. Ходит, конечно, электричка от Владимира до Москвы напрямую, но последняя где-то после двух - поди успей! У нас получилось на крытой грузовой машине за 500 рублей (когда подошли к автобусной остановке в Жохово подъехала сама - выжидали!) прямиком до станции Ундол. От Ундола до Петушков ехали на плацкартной электричке ("тётке") в жуткой тесноте и безкислородности. На Петушках с той же платформы пересели до Москвы и ехали уже барами (приехали на Курский вокзал).

Какой мы увидели Полю-реку и что знаем о матушке-Клязьме (краткое описание).
- Считаем, что нам повезло: в нужное время - в нужном месте. Река потрясающая по красоте мест (цвет воды - торфяной, ССР) и сама очень весело петляет. Не скучная река. Есть немало великолепных стоянок (сосновых, ССР), да и "готовых". Но не избыток, как скажем на Пре рязанской. Первая треть нашего маршрута была еще облеплена населёнкой, но остальная часть - дикий лес (хотя отдаленный шум грузовиков слышен в некоторых "диких" местах). Леса здесь смешанные. Глубина реки разная везде – и неглубокая и очень глубокая. Бывают прижимы (одну лодку нашу занесло в "кусты" и могло перекильнуть - справились). Скорость течения весенняя - ~3 км в час. Но не везде. Там где Поля протекает в луговинах, она разливается на сотни метров (хотя благодаря опыту одного нашего участника - Михаила, течение "читалось" нами влёт). И, тем не менее, судя по некоторым отчётам и рассказам других групп, люди легко теряли русло (неудивительно, потому как возникает впечатление громадного мелководного озера, да и само русло петляет внутри него). Но это всё на отрезке пути "Кривандино - Власово". Дальше она продолжает петлять не менее буйно (широких луговин больше нет), чем до этого, и на вашем пути полно требующих обносов или проплываемых завалов. Хотя километров за 10 до Клязьмы все трудности заканчиваются! Единственное в конце Поли перед Клязьмой река превращается в небольшое озерцо, что "на прощание" слегка может запутать малоопытных водников :-) Ну, а сама Клязьма просто гигантская (после Поли-то) река метров под 120 шириной и хорошо продуваемая ветром, по ней плыть неинтересно (плывешь как по морю просторному), да и тяжело. Мы проплыли по ней всего 5 километров и очень этому факту довольны остались. Кто-то идёт дальше. Для сведения, ближе к Собинке (километров на 40 вниз по Клязьме после впадения Поли), как рассказал нам один "эксцентричный" спасатель-водник, зашедший к нам на огонёк с супругой: "иногда, но редко спускают воду то ли из дамбы, то ли из плотины и возникают просто-таки "океанические" волны, что делает сплав по этому отрезку матушки-Клязьмы опасней (у кого-то байдарка перевернулась и ребёнок утонул, будучи без спасжилета), чем на какой-нибудь 3-х категорийной реке". Поведав эту грустную историю, "весёлый" спасатель настоятельно рекомендовал всем нам "плавать только в спасжилетах, ибо плавать без них можно только ему"! :-)

Итак, поспешим перейти к повествованию о наших доподлинных приключениях.

***
"Что может случиться в Подмосковье на простой речке за три дня"

Лирический пролог

Вот, наконец, и пришла долгожданная весна! Пригрело солнце, реки освободились ото льда и стаи водников, как стаи птиц потянулись в лес открывать водный сезон. Так и наша команда достала с антресолей свои старушки-байдарки и собралась в поход. По описаниям из книг и Сети нам приглянулась подмосковная речка Поля за Шатурой (малонаселённая по берегам, сосновые леса), куда мы, не раздумывая, направились в количестве 8-ми человек.

Проза похода

1-й день: 8 мая (воскресенье; п.Кривандино – Власово – ~лагерь(П) = ~30 км)
*ходовое время часов 7,5

Вся наша честная компания включала в себя три группы людей объединившихся через Рунет (через www.skitalets.ru в частности, но и не только). Договорились встретиться без чего-то восемь у касс Казанки. Как и весь наш trip, наша встреча прошла весьма занятно. Михаил и Надежда, видя, что все остальные опаздывают ко встрече на 20 минут просто не стали никого дожидаться ("вдруг они не приедут или уже уехали!"). В общем, через мобильную "трубу" выяснилось, что они уже сидят в электричке, готовые отправиться, хотя другие их ждут у касс :-) (трафик электричек в сторону станции Черусти насыщенный!). В итоге ехали мы все на двух разных поездах, идущих с 20-минутным интервалом. В пути какая-то "весёлая" дама, связавшись с милицией через "кнопку" в вагоне, спрашивала у них вполне "по адресу": почему поезд проехал такую-то станцию. Но самое интересное, что "там" с ней всё-таки вели какой-то диалог и, видимо, очень воспитанно. А говорят у нас милиция невежливая! :-) Встретились две части команды "Поля-2005" уже на станции в Кривандино. Правда Михаил и Надежда уже успели углубиться на 250 метров от станции в деревню! :-) Связались по "трубам" и Михаил вернулся за нами на станцию. Утро радовало нас солнечной погодой и мы довольные прибыли на место нашего стапеля. Собрались довольно быстро и, наконец, сели в байдарки. Надо сказать, что в половодье около посёлка Кривандино протекает как будто не река Поля, а плещется "озеро" Поля. Это к тому, что сразу и не смекнешь куда плыть. После некоторых метаний по этому "озеру", мы, наконец-то, сообразили и поплыли направо (если смотреть на Полю со стапеля/пирса). "Флот" состоял из трёх байдарок (Таймень-3, Таймень-2 и, прошедшая доработку, Таймень-2, на которой шло 3 человека). Так весёлые и довольные мы проплыли первую половину дня, любуясь природой, перекидываясь шуточками. Но после обеда погода стала портиться, небо затянуло тучами. В этот день мы с удовольствием поплутали по водной степи разлитой Поли (до Власово где-то). День уже близился к вечеру, и мы решили не спеша присматривать место для ночёвки. И тут зарядило… Полил проливной дождь, а т.к. мы как раз проплывали населённую местность, то пришлось стиснуть зубы и грести, дабы не остаться с утра без вещей, с порезанными байдарками, без вёсел и прочая и прочая :-) Вот так и плыли. "Килька-2"(upgrade "Таймени-2") текла. Ден, Карина и Отарик ехали, затопленные водой и поливаемые дождём сверху. Наконец нашли стоянку (если можно так назвать перелесок с ольховыми деревьями!) после 22 часов где-то в районе лагеря(П). Так что единственным всеобщим желанием было - наконец-таки залезть в тёплый спальник и уснуть. Что мы и сделали, после быстрого разброса нашего бивака и положительного ужина (с дровами в том месте была проблема, но Михаил совершенно профессионально возжёг костёр из ничего в условиях дождя). Наш лагерь - это три палатки: Оля-Карина-Ден-Отарик, Надежда-Михаил и Елена-Дмитрий (так "палатками" по дням и вели дежурства). Первый день показал, что вся наша пёстрая и разнородная компания нашла-таки общий язык, несмотря на заочное интернетное знакомство (возраст участников от 21 до-за полтинник).


В Кривандино

На стапеле

Готовность "number one"

Вид со стапеля

Караван пошёл!

По Поле - раз

Акватория

Берег

Берег-2

Берег-3

Ольга / Надежда / Михаил на Таймени-3

Отарик / Карина / Денис на апгрейдованной "Кильке-2"

Дмитрий / Елена на "Таймени-2"

Долина Поли

Эстетика половодья

Дождь будет!

Иногда река и сужается

Главное - не запутаться в ветках

Перекус

Природа нам гостеприимно кланялась...

Гидромакро

По Поле - два

По Поле - три

По Поле - четыре

Первый ночлег утром

Окольные заводи

2-й день: 9 мая! (~лагерь(П) - многонародный длинный сосновый яр после петли реки в безгеографической глуши = ~ 13 км)
*ходовое время часа 4,5

И вновь, утро порадовало нас солнечной погодой, и до выхода с места ночёвки мы успели высушить всё, что промокло вчера. Хочется отметить, что нас очень удивила местность, которая местами напоминала Карелию своими высокими берегами, сосновыми рощами. Второй день пути толкает на то, чтобы Поле поставить 1 категорию сложности: проблема отыскать русло в первый день пути из-за половодья (уже на старте мы заплутали с выбором нужной акватории, но благодаря отсутствию всяких адмиралов мы отыскали-таки верное коллективное решение), лихие прижимы, большое количество завалов. Завала четыре худо-бедно по протокам и пригнувшись кое-как прошли, но штук шесть самым нудным образом пришлось обносить (завалы встречаются после Власово). Но, невзирая на всё это, там плавают бравые катамаранисты. Один завал они помогли нам проплыть: три замечательные девушки своим стоячим весом утопили торчащее дерево и мы смогли пройти. Вот так и плыли, когда вдруг на очередном завале, одна из наших лодок, плывшая немного впереди остальных, совершила неожиданный манёвр. Т.е. видимо они пытались, его совершить, но в результате лишь оказались кверху дном (лагом прокрутились параллельно завалу). Дмитрий, наблюдавший всю эту катастрофу от и до, сравнил такое киляние с вращающимся над костром бараном :-) Как нам потом рассказали сами потерпевшие: "впереди был завал, они готовились причалиться и обнести, когда вдруг капитан заметил, что проход-то есть. Вот они и резанули поперёк течению, их навалило на бревно в завале и по торчащей ветке, спокойненько перевернуло". А течение то серьёзное и глубина похоже была приличная. Вот так, ребята узнали, что же такое оверкиль, и что река не прощает элементарных ошибок техники сплава!!! Из лодки воду пришлось откачивать каном, да и помогло то обстоятельство, что борта были поддувные (+ребята имевшие спасы не были в них облачены - ИМХО). Иначе бы пришлось доставать лодку со дна реки. Никто не пострадал - ничто не утонуло или не уплыло, хотя груз не был привязан (он просто успешно застрял в лодке). Правда, сначала все подумали, что одно весло ушло под завал, но неожиданно ловкая Карина смогла откуда-то его заполучить назад. Это были тринадцать километров самого трудоёмкого пути! У-ух… Но также это был и очень живописный отрезок нашего маршрута. Здесь река явила таинственную молчаливость (народу на Поле, правда, предостаточно было), загадку и рок-н-ролльную ритмичность (петляла только так). Кстати, на Поле распространена т.н. традиционная "оптовая" рыбалка установкой вершей по берегам (на Дубне, например, только журавли сплошные). В этот день мы прошли пресловутую речку Воймегу, приток Поли. Кажется, поганый завод, нарушающий экологию сливом "химии" в Воймегу, был закрыт (как нам сказал один знающий мужчина-спасатель). Воду из Поли мы варили и вроде не траванулись. На ночёвку мы встали на высоком песчаном берегу, откуда открывался красивый вид на реку. Ах да! Ещё забыли - погода опять решила не баловать сухостью и вновь пошёл дождь. Но на этот раз стоянка была готовая (как нас позже порадовали соседи, проинформировав нас – именно с нашей стоянки за час до нас ушла какая-то семья, хотя клонилось к вечеру :-). И эта наша стоянка, как выяснилось на следующий день, была последней в своём уникальном роде на нашем пути. Вообще на Поле важно очень зорко и быстро высматривать хорошие стоянки, так как конкуренция велика, а мест неплохих не так уж и много. Места-то есть, но очень средние, а по-настоящему комфортных маловато, ИМХО.


На Поле никто не остаётся равнодушным!

Растение

В половодье здесь пройдут и парусники!

Крещение водников оверкилем

Не плавайте лагом!

Перекус-завал

Под дождём

В тех краях важно не заплутать

Характерный непроходимый завал

Здесь стоит пустить корни!

Последний ночлег утром

Очень гостеприимная фауна

Очень гостеприимная фауна-2

Дежурство

"Клещёвая" паника

В палатке

Жалко покидать эти места!

Макруха на память

3-й, последний день: 10 мая (от длинного соснового яра до д. Жохово на Клязьме = ~13 км)
*ходовое время часа 3

Нам предстояло доплыть до места впадения реки Поли в реку Клязьму. Здесь природа - это смешанные средней симпатичности леса. На этом отрезке пути по Поле не встретилось ни одного завала. Уже в месте впадения Поли в Клязьму справа стоят какие-то домишки откуда иногда выходит женщина и "гостеприимно" приглашает пристать к берегу и показать документы(?), грозя при этом натравливанием на вас мужиков (играющих в тот момент в домино или в картишки рядом и совершенно не обращающих никакого внимание на эту их тётку, да и на байдарочников тоже), которые якобы "щас как заведут моторку и т.д." (рассказал А.Ж.). Но её надо интеллигентно игнорировать! И плыть по течению вниз… Про Клязьму можно только отметить, что в прошлом это была судоходная река. Она широкая и при встречном ветре плыть по ней доставляет не много удовольствия (волны и встречный ветер). К месту нашего антистапеля прибыли к обеду, где уже разбиралось около 5 других команд (одна из них ждала заказанную заранее машинку). Двое из наших пошли в деревню узнать когда автобус до электрички. Оказалось он ходит каждый час, но в автобус пускают лишь 8 человек туристов строго ("в других деревнях люди тоже ждут этого автобуса"), так что все ждут в порядке живой очереди. Мы тоже заняли. Во время нашего обеда к нам подошёл парень во хмелю (на Поле мы его видели) и стал стрелять у нас деньги на проезд, объясняя свою нужду тем, что "его забыла ("отошёл на 5 минут"!) группа байдарочников на автобусной остановке, а сама уехала на станцию Ундол, забрав с собой его вещи, документы и деньги!". Михаил, проявив великодушный порыв филантропии дал пацану денег (ему записали телефон, чтоб потом отдал?), и он удалился восвояси. Когда же, наконец, пообедав и собрав вещи, мы дошли до остановки, оказалось, что автобуса не будет ещё 1,5 часа (Медленно вечерело). Мы, как упоминалось выше, арендовали местного частника и спокойно доехали до "железки", откуда совершив пересадку на электричку до Москвы, отправились домой.


В границах

Здесь есть условия для маникюра

Карточка мещёрского леса

Неопознанный вид птиц

И такое здесь встречается

Больше завалов не будет!

Караван идёт на Клязьму

Покорители Поли

Слева Поля впадает в Клязьму

Впали в Клязьму

В Жохово нас встретили...

Клязьма. Маленький приток справа - заход на антистапель

Назад

Всё.

Прагматический эпилог (выводы)

По Поле можно плавать только весной в половодье числа до 20 мая. Между прочим, никаких летающих "вампиров" в это время к счастью нет. Река проходит в так называемой мещерской низменности в тесном окружении болот и картинных лесов. Здесь много рептилий и клеща (хотя нам не «попались» ни те, ни тот, но говорят). Омрачает общее впечатление от путешествия большое количество непроходимых и елепроходимых завалов. И, несмотря на это, для подмосковных "маршрутов выходного дня" она просто несравненна, являя собой пример одной из красивейших и мало тронутых "цивилизацией" подмосковных речек. Поля любима туристами, пикникистами на авто и местными - здесь многолюдно, но места хватает всем.

О сплаве по Поле вспоминается с большим удовольствием!

The antistapel’

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 VG, 05.07.2005
Поля проходима для байдарок все лето.Рассказы местных про "превращение в ручеек"-откровенная ерунда с непонятной целью.Ходили и в июле, и в августе, завалов прибавляется, но не критично.
Большинство их сосредоточено перед устьм Воймеги и ниже.
 Андрей, 08.09.2005
Ну и "поплыли" мы в конце августа... Дождей до этого месяца два не было... Воды почти не было, в основном бревна... Полезно отрабатывать разные варианты прохода завалов, обносов. За все мои сплавы так не трудился...
 Егор, 31.12.2005
Ходили мы по Поле, в конце апреля. Хочу спросить вас , а вы когда-нибудь плутали по лесу на байдарке, так чтобы вёсла запутывались в деревьях и кустах. Мы поняли, чем ещё хороша наша "Щука", на ней черезвычайно удобно пролезать в частоколе йз деревьев, нежели на Таймене
 Егор, 31.12.2005
Ходили мы по Поле, в конце апреля 2005 года. Хочу спросить вас , а вы когда-нибудь плутали по лесу на байдарке, так чтобы вёсла запутывались в деревьях и кустах? Мы поняли, также, чем ещё хороша наша "Щука", на ней черезвычайно удобно пролезать в частоколе йз деревьев, нежели на Таймене
 masa, 31.12.2005
ну насчет летающих-вам повезло
помнится года 3-4 назад на 1мая их там тучи были
 Лёшка, 02.01.2006
прекрасная река.спасибо за рассказ! Был там в середине лета.Пешком. Намучился!Но восхитительно отдохнул.Умоляю Всех! Не оставляйте мусор!Так мало осталось такой нетронутой природы в подмосковье.Спасибо Вам люди!
 DG, 01.05.2007
Поля вполне проходима и в середине-конце июня. Причём многие завалы в низкую воду проходятся легче, чем в высокую - внизу (хотя можно спину и затылок сучьями покорябать).
 MASTERDOS, 25.02.2008
Хожу по Поле весной, летом и осенью. Завалов много, но если идешь на резиновой лодке, а не на байдарке - то значительно удобне обносить. Хожу в основном один - рыбачу и охочусь. Летучих спиногрызов хватает до начала-середины августа, потом пропадают, клещи тоже бывают, но их пик активности апрель-май, в другое время вообще не встречал.
 Николай, 14.07.2008
Здравствуйте а от Москвы далеко? И есть ли координаты тех мест где можно с палаткой на выходные сездить порыбачить, Спасибо
 Андрей, 29.06.2010
Только что (25-27 июня) сплавились по пол-Поле и Клязьме. В том смысле, что начали маршрут в районе озера Смердячьего, чуть выше впадения в Полю Воймеги. Все оказалось вполне проходимо. Да, завалы есть, да, было два обноса, но все это не столь напрягало, сколько комары, оводы и слепни. Согласен с одним из комментаторов, что в низкую воду некоторые завалы проходятся прямо под упавшими стволами. Но совершенно нет ощущения дикости мест, везде рядом дороги, постоянно слышны машины, местные выходят к реке постоянно покупаться.
 Cls, 11.03.2013
Были в конце августа. На полтора-два километра десяток жёстких завалов, пару раз обносили метров на 200, наверное. В итоге сошли с маршрута в районе Мишерони. Были моменты, когда лодка (Викинг 4.7) откровенно проносилась по руслу на руках, потому что плыть было невозможно. Хотим попробовать в мае, мб, ситуация поменяется к лучшему. Питание-то снеговое.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100